Внешняя и внутренняя политика александра 1 реформы. Александр I

Александр I Павлович (1801 – 1825 гг.) - император и самодержец Всероссийский, протектор Мальтийского ордена, великий князь Финляндский, царь Польский, старший сын императора Павла I и Марии Фёдоровны, прозванный Благословенным, поскольку «без Божией милости и чудесной помощи Россия не могла бы преодолеть нашествия вторгшихся в неё полчищ Наполеона»

В дворянстве ширилось недовольство правлением императора Павла І. Возник заговор, во главе которого стоял петербургский военный губернатор генерал П. А. Пален. Он сумел убедить наследника престола Александра Павловича, что ему грозит участь царевича Алексея. Александр поверил этому тем охотнее, что отец давно был им недоволен, а в начале марта 1801 г. посадил сына под арест в его покоях. Царевич дал согласие на дворцовый переворот при условии, что отец останется жив. Пален поклялся в этом. В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. заговорщики ворвались в спальню Павла и потребовали, чтобы он подписал акт об отречении. Павел наотрез отказался. Началась резкая перепалка, и Павел, взмахнув рукой, задел одного из заговорщиков, крепко нетрезвого. Тотчас же произошла свалка, и Павел был убит. Слёзы брызнули из глаз Александра, когда он узнал, что отца убили. «Довольно ребячиться, — грубовато сказал Пален, — ступайте царствовать…»

Российская империя в 1-ой половине XIX в.

К началу XIX в. Российская империя занимала огромную территорию: от Белого моря на севере до Кавказа и Черного моря на юге, от Балтийского моря на западе до Тихого океана на востоке. России принадлежала часть Северной Америки (Аляска). В первой половине XIX в. территория России еще более расширилась за счет присоединения Финляндии, части Польши, Бессарабии, Кавказа и Закавказья, Казахстана, Приамурья и Приморья (с 16 млн. до 18 млн кв. км) . Население возросло с 37 млн. до 74 млн. человек. На долю Сибири приходилось 3,1 млн. человек, Северного Кавказа – около 1 млн. человек. В состав России входили народы разных национальностей, стоявшие на различных ступенях общественного развития.

По уровню своего социально-экономического и политического развития Россия отставала от передовых западноевропейских стран. Главным препятствием на пути движения вперед было крепостничество. К средине XIX в. численность крестьян в России составило около 30 млн. человек. Из них около половины были государственными крестьянами. На Севере России и в Сибири большинство населения принадлежало к этой категории. Государственным крестьянам жили свободнее и имели больше земли. Крепостных крестьян насчитывало более 14 млн. человек. В Нечернозёмных губерниях Центральной России 2/3 населения было крепостными. В чернозёмной полосе помещикам принадлежало менее половины всех крестьян, а в Среднем Поволжье – около 1/3 . В Сибири крепостных было очень мало

В период углубляющегося разложения старых, крепостнических форм хозяйства самодержавие вынуждено было идти на некоторые уступки времени, проводить реформы, которые бы приспособили старые порядки к новым явлениям.

Внутренняя политика

Эпоха правления Александра I (1801–1825) характеризуется борьбой двух направлений во внутренней политике : либерального и консервативного. ( 1801 – 1812-14 гг.)

В начале царствования в его внутренней политике проявлялось стремление к умеренному либерализму .

  • Отмена деспотических распоряжений Павла І

2 апреля 1801 г. – указ об упразднении Тайной экспедиции – органа политического сыска

15 марта 1801 г. – указ о возвращении репрессированных Павлом І (12 тыс. человек)

  • Усовершенствование государственного строя России под влиянием прогрессивных сил

Вдохновителем либеральных государственных реформ был М.М. Сперанский, сторонник идеи правового государства, ограничения самодержавия рамками законности. Сам Александр (воспитанный швейцарцем Лагарпом, республиканцем по убеждениям), окруженный друзьями молодости, так называемым Негласным комитетом (1801–1803), серьезно задумывался над правомерностью самодержавия и крепостного права.

1801 г. – создание Негласного комитета (П.А. Строганов, А.А. Чарторыйский, Н.Н. Новосильцев, В.П. Кочубей – друзья Александра І с юности. К деятельности комитета был привлечен С.С. Сперанский

8 сентября 1802 г. учреждение министерств (8 министерств) : министры единолично (а не коллегиально) принимали решения и несли за них персональную ответственность (Завершение процесса реорганизации петровской системы центрального управления)

1802 г. – создание Комитета министров. Появляется орган, координирующий деятельность министерств

8 сентября 1802 г. – указ, объявляющий Сенат «хранителем законов», высшей судебной инстанцией, органом надзора за администрацией

1 января 1810 г. учреждение по предложению М.М. Сперанского Государственного совета (просуществовал до 1917 г.) – законосовещательного органа при императоре

  • Изменения в крестьянском законодательстве. Попытка решения крестьянского вопроса.

12 декабря 1801 г. – указ о праве покупки земли купцами, мещанами, государственными крестьянами (Начало буржуазного землевладения в России).

20 февраля 1803 г. – указ «о вольных хлебопашцах»: землевладельцы могли отпускать на волю крепостных крестьян с землёй за выкуп. (За время действия указа волю получили около 150 тыс. душ, или 0,5%.)

10 марта 1809 г. – указ, запрещающий помещикам ссылать крестьян в Сибирь; запрет публиковать объявления о продаже крестьян.

1804 – 1805 гг. – запрещение в Лифляндской и Эстлянлской губерниях продавать крестьян без земли. Повинности крестьян в пользу помещиков фиксировались, вводилось крестьянское самоуправление

  • Наиболее последовательными мерами были меры в области просвещения.

1803 г. – новое положение «Об устройстве учебных заведений»:

Единая система школ — 4 ступени:

— Приходские училища (при церкви) – 1 год

— Уездные училища (для горожан) – 2 года

— Губернские гимназии – 4 года

— Университеты (для дворян)

Открытие университетов:

1802 г. – в Дерпте (бывший Юрьев, ныне г. Тарту в Эстонии)

1803 г. – в Вильно (г. Вильнюс в Литве)

1804 г. – в Харькове и в Казани

1804 г. – открытие Главного педагогического института в Санкт-Петербурге, преобразованного в 1819 г. – в университет

— 1804 г. – принятие университетского устава, закрепляющего автономии университетов, издание либерального по характеру цензурного устава

1805г. – создание привилегированного лицея: Демидовского в Ярославле

1811 г. – создание привилегированного лицея: Царскосельского

-1820 г. — Нежинский лицей князя А. А. Безбородко - высшее учебное заведение в городе Нежине, открытое в память канцлера Российской империи светлейшего князя А. А. Безбородко. Существовал под разными названиями в 1820-1875 годах. Впоследствии - Нежинский историко-филологический институт князя А. А. Безбородко, ныне - Нежинский государственный университет имени Н. В. Гоголя.

  • Осуществление конституционных идей

В 1808 г. М.М. Сперанскому было поручено подготовить общий проект государственных преобразований в России. Такой проект был подготовлен к концу 1809 г. В основе проекта лежала идея разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательную власть передать Государственной Думе;

исполнительную - министерствам,

а судебную - Сенату.

На местах распорядительные функции должны осуществляться такими выборными органами, как губернская, окружная и волостная думы.

Во главе государства должен стоять монарх, облеченный всей полнотой власти. При нем надлежало иметь Государственный совет, представляющий собой совещательный орган из назначаемых монархом сановников. Через Государственный совет к монарху должны были поступать все дела от нижестоящих органов.

Деятельность М.М. Сперанского вызвала резкое недовольство реакционного дворянства, в качестве идеолога которого выступал придворный историограф Н.М. Карамзин. В представленной им царю «Записке о древней и новой России» он подверг проект Сперанского резкой критике. Из всех предложений Сперанского в 1810 г. был учрежден Государственный совет как совещательный орган при императоре, а также увеличено число министерств с 8 до 11 и уточнены их функции.

Ввиду угрозы войны с Наполеоном преобразования были приостановлены, а Сперанский из-за интриг консерваторов в 1812 г. был отправлен в ссылку.

Последствия реформ:

  • Реформы Александра І при всей их половинчатости способствовали модернизации страны
  • Созданные новые органы власти (Государственный совет, министерства) просуществовали до начала ХХ века
  • Мощный импульс получило образование

С 1815 г. во внешней политике Александра I усилилась консервативная тенденция : с его согласия австрийские войска подавили революции в Неаполе и Пьемонте, а французские - в Испании; он занял уклончивую позицию по отношению к Греческому восстанию 1821 г., которое рассматривал как выступление подданных против легитимного монарха (султана).

После окончания Наполеоновских войн многие в России ожидали перемен. Александр I понимал их необходимость. В частных беседах он говорил, что крестьян надо освободить

1816 – 1819 гг. – указ об освобождении крестьян Эстляндской (1816 г.), Курляндской (1817 г.), Лифлянской (1819 г.) губерний от крепостной зависимости (без земли)

1818 г. проект генерала графа А.А. Аракчеева: покупка государством помещичьих земель и наделение крестьян землёй (по 2 десятины на душу). Для этой цели ежегодно надо отпускать 5 млн. рублей. По этому проекту освобождение крестьян могло растянуться на 200 лет. Министр финансов заявил, что денег в казне не найдётся на эти цели 5 млн. руб. ежегодно. Тогда был создан специальный комитет для разработки нового плана. В комитете был разработан проект, не требовавший от правительства никаких расходов, но рассчитанный на столь же неопределённый срок.

1819 г. – проект министра финансов и уделов Д.А. Гурьева: разрушение крестьянской общины и формирование хозяйств фермерского типа

Александр I ознакомился с проектами, одобрил их и запер в своём письменном столе. Больше этот вопрос не обсуждался.

1822 г. – восстановление права помещиков отправлять крепостных крестьян «за дурные проступки» в Сибирь

Война 1812 г. и заграничные походы 1812-1815 гг. прервали активную внутриполитическую деятельность Александра I, но после заключения мира он начал с либеральных действий.

  • 27 ноября 1815 г. введение Конституции (наиболее либеральная в Европе) в Царстве Польском , входившим в состав Российской империи, учреждение выборного двухпалатного парламента (сейма) (Польша стала конституционной монархией)
  • 1818 г. поручение, данное Александром І Н.Н. Новосильцеву, подготовить проект конституции
  • 1821 г. проект конституции под названием «Государственная уставная грамота Российской империи» подготовлен.

Россия получала федеративное устройство, разделяясь на 12 наместничеств, в каждом из которых создавался свой представительный орган. Общероссийское представительное собрание состояло из двух палат. Верхней палатой становился Сенат. Сенаторы назначались царём. Члены нижней палаты (Посольская палата) избирались местными собраниями и утверждались царём (один депутат из трёх кандидатов). Важное значение имело провозглашение в «Уставной грамоте» гарантий неприкосновенности личности, провозглашалась свобода слова

(Данный проект не был обнародован и введён в действие)

Однако европейские революции 1820 1821 гг. (Испания, Италия), волнения солдат и крестьян в России, после войны 1812 г. не получивших свободу, - все это обусловило поворот царя к реакционному курсу

Название этой эпохи - «аракчеевщина» - по имени А.А. Аракчеева - первого министра и любимца царя, организатора военных поселений.

  • 1810 – 1857 гг. – военные поселения – особая организация войск в России, совмещавших военную службу с занятием сельским хозяйством. Созданы в Новгородской, Херсонской, Витебской, Подольской, Киевской губерниях, на Кавказе. Это способствовало снижению расходов на армию, создания резерва обученных войск. Однако жестокий режим и строгая регламентация привели к восстаниям (1819 г. – в Чугуеве, 1931 г. – в Новгороде)
  • Усиление влияние церкви и религии. 1817 г. – преобразования Министерства просвещения в Министерство духовных дел и народного просвещения (глава – обер-прокурор Синода А.Н. Голицын)
  • Гонения на просвещение и печать. 1819 г. – 11 профессоров Казанского университета за вольнодумство. Опала в Московском университете. Ужесточение цензуры
  • В 1822 г. последовал Указ о запрещении тайных организаций и масонских лож.

Внутренняя политика Александра I. (1801 - 1825)
В начале своего правления Александр I попытался провести ряд реформ, которые должны были стабилизировать экономическое и политическое положение в стране. В своей реформаторской деятельности он опирался на т.н. Негласный комитет, в который входили государственные деятели умеренно-либеральных настроений (Строганов, Кочубей, Чарторыйский, Новосильцев).
Наиболее серьезными были реформы в сфере политического строя. В 1802 г. появились новые центральные органы управления - министерства, которые в совокупности с местными учреждениями, введенными губернской реформой 1775 г., образовали единую, строго централизованную бюрократическую систему управления Россией. В том же году было определено место Сената в этой системе как органа надзора - опять-таки сугубо бюрократического - за соблюдением законности. Подобные преобразования облегчали самодержавной власти управление страной, однако не вносили в государственный строй ничего принципиально нового. В сфере социально-экономической Александр I предпринял несколько робких попыток смягчить крепостное право. Указом 1803 г. о вольных хлебопашцах помещику предоставлялась возможность освободить своих крестьян с землей за выкуп. Предполагалось, что благодаря этому указу возникнет новое сословие лично свободных крестьян; помещики же получат средства для переустройства своего хозяйства на новый, буржуазный лад. Однако помещиков такая возможность не заинтересовала - указ, носивший необязательный характер, практически не имел последствий.
После Тильзитского мира (1807) царь снова поставил вопрос о реформах. В 1808 - 1809 гг. М. М. Сперанский, ближайший сотрудник Александра I, разработал «План государственного преобразования», по которому параллельно с административно-бюрократической системой управления, проводящей политику центра, предполагалось создать систему выборных органов местного самоуправления - своеобразную пирамиду из волостных, окружных (уездных) и губернских дум. Венчать эту пирамиду должна была Государственная дума - высший законодательный орган страны. План Сперанского, предусматривавший введение в России конституционного строя, вызвал резкую критику со стороны высших сановников и столичного дворянства. Из-за противодействия консервативных сановников удалось учредить лишь Государственный совет - прообраз верхней палаты Думы (1810). Несмотря на то что проект создавался в соответствии с указаниями самого царя, он так и не был осуществлен. Сперанский в 1812 г. был отправлен в ссылку.
Отечественная война и заграничные походы надолго отвлекли Александра I от внутриполитических проблем. В эти годы царь переживает серьезный духовный кризис, становится мистиком и, по сути, отказывается от решения насущных проблем. Последнее десятилетие его царствования вошло в историю как аракчеевщина - по имени главного доверенного лица царя А. А. Аракчеева, волевого, энергичного и беспощадного человека. Для этого времени характерно стремление к наведению бюрократического порядка во всех сферах русской жизни. Наиболее яркими его приметами стали погромы молодых русских университетов - Казанского, Харьковского, Петербургского, из которых изгонялась неугодная правительству профессура, и военные поселения - попытка сделать часть армии самоокупаемой, посадив ее на землю, соединив в одном лице солдата и земледельца. Этот эксперимент оказался крайне неудачным и вызвал мощные восстания военных поселенцев, которые беспощадно подавлялись правительством.

Здравствуйте, в наше время все чаще люди интересуются историей отечества и её популярность растет буквально на глазах. Многие сдают ЕГЭ по истории, которое усложняется с каждым годом и сегодня, хоть и кратко, речь пойдет, пожалуй, об одном из самых интересных и противоречивых моментов истории России – Внутренняя политика Александра 1, которое происходило на фоне эпохи революций в Европе и эпохи Просвещения.

Император Александр Первый

Детство и юношеский период

Свое детство будущий управленец провел под чутким надзором своей бабушки и личным воспитателем швейцарцем Лагарпом. Именно они познакомили его с работами великих французский просветителей, таких как Жан-Жак Руссо. В этот период у юноши уже установились в голове либеральные ценности, которые в дальнейшем и повлияли на его правление.

С чего все начиналось? «Дней Александровых прекрасное начало…»

Правление Александра 1 началось в 1801 году. Тогда, в ночь с 23 на 24 марта был убит группой заговорщиков в Михайловском замке отец будущего императора – Павел 1,причем с молчаливого согласия сына, за что тот потом будет испытывать угрызение совести всю оставшуюся жизнь. Не успев взойти на престол, молодой правитель начал бурную деятельность по изменению ситуации внутри страны.

Начались проводиться реформы по изменению всех аспектов русского государства вместе с мудрейшим управленцем М.М Сперанским, который оказал наибольшее влияние, и даже сам Наполеон отметил его грамотность и способности.

Тот самый М.М. Сперанский

Именно время с 1801—1806 год считалось пиком реформ, а период до Отечественной войны А.С Пушкин метко назвал «Дней Александровых прекрасное начало…»

  • Для помощи монарху был создан в 1801 г. Непременный совет. Молодой правитель попал в своеобразный «бермудский треугольник» из придворных Екатерины 2,Павла 1 и новоиспеченными людьми. Деятельность этого совета была направленна на отмену непопулярных реформ отца и обсуждение законопроектов, но затем утратил свою роль и был упразднен в 1810 году. За время его действия восстановили жалованные грамоты дворянства, разрешен ввоз зарубежной литературы и дворянам разрешили выезд заграницу.
  • В 1801—1803 г. был созван Негласный совет, в состав которого входили князь Кочубей, граф Строганов, Новосильцев и князь Чарторыйский. Именно здесь подготавливали важнейшие реформы.
  • 1802 г.– Министерская реформа, идеей которой была замена коллегий министерствами. Если в коллегиях выполняли работу группа людей, то в министерствах он был один. Были созданы такие министерства, как военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения.
  • В стране было крепостное право, которое тормозило прогресс в России. Надо было решать крестьянский вопрос. Александр 1 не стал убирать его, хотя в 1804—1805 г. оно было полностью отменено в Прибалтике, и поэтому он издал в 1803 году указ о вольных хлебопашцах. Крестьяне могли за выкуп и согласие помещика становиться свободными «вольными хлебопашцами».
  • Также стоит упомянуть систему образования, ведь именно в этот период оно сформировалось как обязательное, но было сословным и делилось на 4 ступени. 1)Приходские церковные годичные школы для крестьян, где учили считать, читать и писать. 2)Уездные двуклассные школы для горожан и купцов. 3)Губернские четырехклассные гимназии для дворян. 4)Университеты для дворян и особо одаренных людей других сословий. Император всячески содействовал развитию образования в стране и считал, что именно на нем все должно строиться.С 1802 по 1819 год были открыты университеты в Дерпте, Вильно, Харькове, Казани и Санкт-Петербурге. В 1804 г. был издан «университетский устав», который устанавливал автономию высших учебных заведений, благодаря которому государство не вмешивалось в их дела.
  • 1810 г. -Учреждение государственного совета. Это был высший совещательный орган в Российской Империи и просуществовал до самого её конца. Здесь рассматривались важнейшие законопроекты. Император мог прислушиваться к советам, но принимал решение лишь он сам.
  • 1810 г. — Создание Военных поселений. Солдаты могли жить на определенной территории, заниматься своим хозяйством и жить с семьей.
  • Это позволило крестьянам сочетать службу в армии с обычной жизнью.

Середина и конец правления. «Аракчеевщина»

После победы в Александр резко поменял свое мировоззрение. Он боялся распространения революционных людей и поменял реформаторскую деятельность на «реакцию».

Фаворит царя А.А. Аракчеев

Отстранение Сперанского от власти и возвышение Аракчеева стали причиной реакционной деятельности. Этот период продолжался с 1812 г. и до смерти правителя в 1825 году. Характеризуется полицейской деспотией и палочной дисциплиной, жестким подавлением любых волнений. Неразрывно связан с военными поселениями, в которых установился железный порядок. Однако,не смотря на это, правительство предпринимало шаги по постепенному введению конституции

  • В 1815 г. была дарована конституция Царству Польскому. Польше разрешалось иметь свою армию и оставить их старинный государственный орган – сейм, а так же свобода печати.
  • Была разработана «Уставная грамота Российской Империи». Её введение означало бы колоссальные изменения в жизни граждан и, по сути, введение конституционной монархии. С возвышением Аракчеева этот план был отброшен и забыт. Началось укрепление самодержавия.

Вывод

Внутреннюю политику Александра 1 можно описать как противоречивый период, который делится на два этапа. Сначала это коренные преобразования и реформы, затем реакция и укрепление самодержавной власти. Но нельзя отрицать вклад этого исторического деятеля в нашу страну.

1. Внутренняя политика в годы правления Александра 1.

В XIX столетие Россия официально вступила 1 января 1801 г. под знаменем императора Павла I. Страна готовилась к войне с Англией. На столичных улицах после 9 часов начинался комендантский час. Павел I издал указ об аресте 1043 матросов английских судов, задержанных в российских портах. Торговля замерла.

Дворянство не желало ни этой войны, ни этого царствования. После длительного периода екатерининских свобод - аресты, разжалования, ссылки. Привычно роскошную жизнь сменило время суровое и угрюмое, которое никак не скрашивали павловские плац-парады. При Павле I крестьянство получило некоторое послабление, солдаты были муштрованы, но обласканы, а аристократия более обложена налогами. За любую провинность дворянина могли ждать лишение титула и сибирская ссылка.

Для русской аристократии новый XIX век начался в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. Император Павел 1 был убит. Последний дворцовый переворот в России свершился с ведома престолонаследников Александра и Константина. Во главе заговорщиков стояли санкт-петербургский генерал-губернатор Пален, князь Зубов и генерал Беннигсен. Они, пытаясь вернуть времена Екатерины II, ворвались в Михайловский замок и убили Павла I. Хотя царевичи и знали о заговоре и благословили его, но известие об убийстве отца повергло их в шок. Им казалось, что можно было добиться добровольного отречения Павла I, что к столь крайней мере, как убийство, заговорщики прибегли поспешно. Однако убийство, как один из основных вариантов, в планы заговора входило. И престолонаследники об этом знали. Ранним утром 12 марта граф Пален окликнул перепуганного Александра Павловича: “Ваше Величество, ступайте царствовать”. Так новый век для России начался с нового правления. На престол вступил Александр I (1801-1825). “Я никогда не буду в состоянии привыкнуть к идее царствовать деспотически”, - говорит он поначалу. Первые же дни правления ознаменовались крупными событиями в жизни страны. Были возвращены тысячи людей, сосланных при Павле I, тысячи были восстановлены в законных правах, немедленно были отменены телесные наказания для дворян, купцов и духовенства. Общество с восторгом приняло перемены, произошедшие по указу нового правителя.

Молодой император был сторонником преобразований во всех сферах общественной жизни, управлении, экономике, культуре. Руководствовался он при этом идеями Просвещения - принципами свободы, правового равенства и всеобщего образования. В то же время он был приверженцем постепенного разрешения социальных вопросов во избежание социальных потрясений. Особенно это касалось проблемы крепостного права, которое не только тормозило экономическое развитие России, но и компрометировало страну перед Западной Европой. Однако большинство дворян, будучи представителями господствующего слоя и опорой самодержавия, и слышать не хотели о добровольном ослаблении или уничтожении его привилегий. Поэтому правительство не могло в это время даже поставить вопрос об уничтожении крепостного права.

Под свое управление новый император взял страну, которая в первой половине XIX в. занимала огромную территорию в Восточной Европе, Азии и Северной Америке (Аляска). Ее размеры достигали 18 млн. кв. км, население составляло 74 млн. чел. Территория России была богата природными ресурсами: леса, реки, пашня, полезные ископаемые. Фактически существовало все необходимое для быстрого экономического развития.

Крепостническая система, сохраняемая в неприкосновенности, только сдерживала рост производительных сил и развитие капиталистических отношений.

Прежде всего это проявилось в торможении технического развития страны. В связи с мировым повышением потребности в продукции сельского хозяйства русские помещики увеличивали барскую запашку в ущерб крестьянскому землевладению. При таком экстенсивном увеличении производства по-прежнему применялся труд крепостных, так как он был дешевле новых машин. Интенсификация сельского хозяйства происходила в основном за счет усиления эксплуатации крепостных крестьян, что также обусловливало застой в производительных силах и низкую продуктивность. В тяжелой промышленности сохранялся труд посессионных крестьян. Это также объяснялось его дешевизной по сравнению с новой техникой. Применение принудительного труда приводило к застою производства. Крепостные работные люди не хотели приобретать необходимые навыки, нередко ломали и портили порученные им механизмы. В первой половине XIX в. Урал с его старыми посессионными и приписными мануфактурами на долгие годы утратил свое ведущее экономическое положение. В связи с этим Россия все больше отставала от развитых стран по выплавке чугуна (от Англии в 3,5 раза). Схожая ситуация наблюдалась и в других отраслях.

Объективные экономические причины требовали если не глобального, то поэтапного уничтожения крепостничества. Александр I в первые годы правления пошел по второму пути. В 1801 г. была разрешена покупка незаселенных земель лицами недворянского происхождения, в том числе свободными крестьянами. Тем самым была отменена монополия дворянства на землевладение и было положено начало постепенному уравниванию крестьян в правах с другими сословиями.

Отмена земельной монополии подтвердилась в 1803 г. в указе о “вольных хлебопашцах”, позволившем помещикам отпускать крестьян на волю с землей за выкуп. Этот указ явился наиболее крупной мерой в попытке решить крестьянский вопрос. Однако он мало повлиял на крепостническую систему, так как за первую половину XIX в. было освобождено лишь 1,5% крепостных крестьян.

В 1804 г. было издано “Положение о лифляндских крестьянах”, согласно которому запрещалась их продажа без земли, фиксировались повинности, крестьяне получили право торговых сделок со своими земельными наделами. Этот указ затем был распространен на Эстляндию. В 1816-1819 гг. было отменено крепостное право в Прибалтике: крестьяне получили личные права, включая право собственности на личное имущество. Однако вся земля при этом осталась у помещиков.

Капитализация экономики, т. е. эффективное мануфактурное и фабричное производство, возможно только с применением вольнонаемного труда. Наемными рабочими становились жители городов, государственные крестьяне и оброчные крепостные, уходившие на заработки с разрешения своих господ. Применение вольнонаемного труда (особенно в легкой промышленности) постепенно возрастало и увеличилось в первой половине XIX в. в 14 раз. Однако сохранение крепостного права тормозило формирование рынка свободной рабочей силы, необходимого для роста производства. Оно обусловливало нехватку наемных рабочих, так как потенциальные рабочие из крестьян не имели права свободного передвижения. Кроме того, на предприятиях с наемным трудом значительную часть составлял труд оброчных крестьян. Это делало наемную рабочую силу в России очень дорогой, так как в зарплату обязательно включался оброк.

Сохранение крепостного права тормозило и рыночное развитие страны, поскольку и в поместьях, и у государственных крестьян преобладало натуральное хозяйство. К тому же крепостные крестьяне не могли что-нибудь купить или продать от своего имени, так как не имели гражданских прав и сами считались собственностью. Развитие рынка сдерживала низкая покупательная способность населения, нищенское существование его значительной части. Основными покупателями могли быть только дворянство, купечество и часть горожан. Развитие буржуазных отношений тормозила и общинная система, препятствовавшая воспитанию у крестьян собственнической психологии. Сдерживалось социальное расслоение и в целом обуржуазивание крестьянства.

Вместе с тем в России продолжали развиваться начавшиеся во второй половине XVIII в. объективные процессы, ведущие к становлению капитализма (разложение натурального хозяйства, развитие капиталистической промышленности и товарно-денежных отношений). Новые условия требовали новых реформ. Проекты радикальных реформ (“Уставов”) были связаны с именем М.М. Сперанского, государственного деятеля, которому в 1807-1812 гг. Александр поручил подготовить план реформирования страны.

Сперанский подготовил постановления о свободном въезде в Россию и выезде из нее, о разрешении ввоза в страну книг и музыкальных нот, об уничтожении тайной экспедиции, разрешении частных типографий, образовании медицинского дела, реформе почт. В план общей политической реформы Сперанский внес предложения о введении политического законодательства, законов, определяющих права собственности, финансово-кредитного, судебного, налогового и других законодательств.

Александр I был сторонником “просвещенного абсолютизма” и стремился реформировать государство, сохранив при этом самодержавие, что стало причиной половинчатости и непоследовательности его реформ.

В 1802 г. была проведена министерская реформа, подготовленная Негласным комитетом, сложившимся из числа молодых друзей императора. На месте коллегий, существовавших еще со времен Петра I и не оправдавших себя из-за круговой поруки и безответственности, возникшей в результате коллегиального принципа руководства, были образованы новые органы центральной исполнительной власти - министерства. Министерства структурировались на основании принципа единоначалия и возглавлялись министрами. Из глав министерств образовывался Комитет министров, которым руководил непосредственно император. Александр I пытался окружить себя опытными и популярными в стране людьми. Так, первым в истории России министром юстиции стал замечательный русский поэт и государственный деятель генерал-прокурор Г.Р. Державин. Но в этой должности он, державшийся “сильно справедливости”, прослужил один год. Вскоре выяснилось, что государь к нему охладел. “Ты очень ревностно служишь”,- объяснил царь Державину причину отставки.

Министерская реформа способствовала централизации власти и бюрократизации управления. При этом, однако, павловский стиль - управление через двух-трех доверенных лиц - господствовал и при Александре I, несмотря на существование Комитета министров. Сначала управление велось через триумвират молодых друзей, или “деятелей”, как тогда именовали в столичных салонах Чарторыйского, Новосильцева и Строганова, затем в 1807-1812 гг. по гражданской части через Сперанского, по военной - через Аракчеева, а после Отечественной войны 1812 г. - все без исключения через Аракчеева.

В 1807-1812 гг. Александр поручил подготовить план реформы органов государственного управления автору общей концепции реформирования России - М.М. Сперанскому. Последний, исходя в своих проектах из одобряемой императором идеи разделения властей, предложил создать избираемый населением центральный законосовещательный орган - Государственную Думу, исполнительную власть сосредоточить в министерствах, высшую судебную - в Сенате при сохранении за императором контрольно-исполнительных функций. Одновременно он считал необходимым создать Государственный совет, законосовещательный орган, который стал бы связующим звеном между императором и органами центрального и местного управления.

Осуществлена была лишь часть проектов Сперанского. 1 января 1810 г. начал работу Государственный совет - высший законосовещательный орган при царе. Государственный совет был назначаемым органом, который состоял из министров и других высших сановников. В 1811 г. было увеличено количество министерств, улучшена их работа, разделены функции и полномочия. Однако планы более радикальных преобразований встретили ожесточенное сопротивление дворянства. Особенно ярко это проявилось после того, как Сперанский ввел пошлину на ввозимые в Россию предметы роскоши, уменьшил штаты министерств, утвердил экзамены на чиновников и обложил налогом дворянские имения. Простить это Сперанскому власть имущие не могли, да и царь к тому времени очень переменился. Под давлением общественного мнения (доносы на Сперанского сыпались регулярно) Александр I отказался от продолжения реформ. Сперанский был сослан.

Вторая половина царствования Александра I (с 1815 по 1825 г.) ознаменовалась наступлением реакции, главным проводником которой стал любимец царя А.А. Аракчеев, занимавший важнейшие посты в государственном аппарате и стоявший на реакционных позициях. Аракчеев был еще сподвижником Павла I с гатчинского периода, т.е. до начала царствования Павла Петровича, но головокружительную политическую карьеру сделал при Александре Павловиче, став фигурой № 2 в стране.

Наиболее уродливым проявлением новой политики (“аракчеевщины”) было создание военных поселений, которые стали активно внедряться начиная с 1816 г. и имели целью формирование обученного резерва и снижение государственных расходов на содержание армии. В 1825 г. на военные поселения была переведена треть армии. Создавалось новое сословие - военных поселян, вынужденных совмещать военную службу и занятие сельским хозяйством. На территории военных поселений господствовали жестокий гнет и муштра. Вся жизнь крестьянина и его семьи была строго регламентирована. За малейшие нарушения полагались тяжелые телесные наказания. Все это вызывало сопротивление крестьян, которых поддерживала передовая часть общества.

Реформы в области образования . (Если достаточно времени). До начала XIX в. в России не было единой системы образования. Для поступления на военную или гражданскую службу требовалось дворянское происхождение, а не специальная подготовка. Но в условиях постепенного втягивания России в мировую торговлю, а затем начавшегося промышленного переворота потребность в специалистах становилась все более острой. Поэтому одной из важнейших реформ XIX в. была реформа образования.

Главной целью реформы во время царствования Александра I было обновление и расширение учебных программ с целью создания преемственной системы обучения во всех видах учебных заведений. В 1803 г. по "Положению об устройстве учебных заведений" было создано в Европейской России 6 учебных округов во главе с попечителями и 4 разряда учебных заведений - приходские и уездные училища (начальная школа), гимназии в губернских городах (средняя школа), университеты (высшая школа). Тем самым создавалась единая система образования. В 1804 г. университеты получили автономию (право выбора ректора и деканов, самостоятельного решения организационных вопросов). В добавление к существовавшим университетам были открыты новые. Появились закрытые специальные учебные заведения для дворян - Царскосельский, Ярославский, Нежинский лицеи.

Самым известным стал Царскосельский лицей. 12 августа 1810 г. Александр I подписал проект М. Сперанского о создании в двадцати верстах от столицы этого закрытого учебного заведения. 19 октября следующего года за парты лицея сели тридцать двенадцатилетних мальчишек. Они могли считаться и школярами и студентами одновременно, т.к. по окончании лицея уже не надо было учиться в каком-либо ином учебном заведении. Те, кто в этот знаменательный для дальнейшей истории России день сели за парты, в дальнейшем станут блестящими дипломатами и офицерами, мореплавателями и литераторами, крупными чиновниками и декабристами. Такие имена, как А. Горчаков, А. Дельвиг, В. Кюхельбекер, Ф. Матюшкин, И. Пущин, оставили славный след в истории российского государства. В этом же классе учился и будущий величайший поэт России А. Пушкин.

Родился 23 декабря 1777 г. С самого раннего детства он начал жить у бабушки, которая хотела воспитать из него хорошего государя. После смерти Екатерины на престол взошел Павел. Будущий император имел множество положительных черт характера. Александр был недоволен правлением отца и вступил в заговор против Павла. 11 марта 1801 г. царя убили, править стал Александр. При вступлении на престол Александр 1-й обещал следовать политическому курсу Екатерины 2-й.

1-й этап преобразований

Начало правления Александра 1-го ознаменовалось проведением реформ, он хотел изменить политический строй России, создать конституцию, гарантировавшую всем права и свободу. Но у Александра было много противников. 5 апреля 1801 г. был создан Непременный совет, члены которого могли оспаривать указы царя. Александр хотел освободить крестьян, но многие этому противились. Тем не менее 20 февраля 1803 г. был выпущен в свет указ о свободных хлебопашцах. Так в России в первый раз появилась категория свободных крестьян.

Александр провел реформу образования, суть которой состояла в создании государственной системы, главой которой являлось Министерство народного просвещения. Кроме этого, проводилась административная реформа (реформа высших органов управления) - было учреждено 8 министерств: иностранных дел, внутренних дел, финансов, военных сухопутных сил, морских сил, юстиции, коммерции и народного просвещения. Новые органы управления обладали единоличной властью. Каждое отдельное ведомство управлялось министром, каждый министр подчинялся сенату.

2-й этап реформ

Александр ввел в свое окружение М.М. Сперанского, которому поручил разработку новой государственной реформы. Согласно проекту Сперанского, в России необходимо создать конституционную монархию, в которой власть государя была бы ограничена двухпалатным органом парламентского типа. Осуществление этого плана началось в 1809 г. К лету 1811 г. закончилось преобразование министерств. Но в связи с внешней политикой России (напряженные отношения с Францией) реформы Сперанского восприняли как антигосударственные, и в марте 1812 г. он был отправлен в отставку.

Надвигалась угроза со стороны Франции. 12 июня 1812 г. началась . После изгнания войск Наполеона усилился авторитет Александра 1-го.

Послевоенные реформы

В 1817-1818 гг. близкие императору люди занимались поэтапной ликвидацией крепостного права. К концу 1820 г. был подготовлен проект Государственной уставной грамоты Российской империи, утвержденный Александром, но ввести его не было возможности.

Особенностью внутренней политики Александра 1-го был ввод полицейского режима, создание военных поселений, которые позже стали называться «аракчеевщиной». Такие меры вызывали недовольство широких масс населения. В 1817 г. было создано Министерство духовных дел и народного просвещения, возглавляемое А.Н. Голицыным. В 1822 г. император Александр 1-й запретил в России тайные общества, включая масонство.