Чего никогда не должен делать православный христианин: можно ли православным заходить в католические храмы, мечети? Можно ли православным посещать католические храмы в паломничествах.

Необходимо заметить, что ислам поощряет толерантность и мирное сосуществование между мусульманами и немусульманами. Если немусульмане заходят в мечеть для диалога, который приведет к лучшему взаимопониманию, то это приветствуется и поощряется. Ислам - это религия конструктивного диалога, и история мусульман - наилучший этому пример.

Шейх Аттия Сакр отвечает на поставленный вопрос так:

Аллах говорит: «О вы, которые уверовали! Ведь многобожники [пребывают] в скверне. И пусть они начиная с этого года не входят в Запретную мечеть. Если же вы боитесь бедности, то Аллах обеспечит вас богатством по щедрости Своей, если пожелает. Воистину, Аллах - знающий, мудрый» (Коран, 9:28).

И далее: «О вы, которые уверовали! Не творите молитвы, будучи пьяными, [ и ждите], пока не станете понимать то, что говорите. [ Не творите молитвы] в состоянии осквернения, пока не совершите [предписанного] омовения, если только вы не находитесь в пути» (Коран, 4:43).

На основании этих аятов большинство мусульманских ученых пришли к выводу, что многобожникам не разрешено входить в Священную мечеть в Мекке. Но при этом они замечают, что христиане и иудеи также могут входить в нее. Они считают, что это правило применимо как к самой Священной мечети, так и к прилегающей к ней территории. Однако Абу Ханифа считает, что даже многобожник может войти в Священную мечеть в Мекке, если он не останется и не поселится в ней. Он толкует нечистоплотность как нечистоплотность нравственную (ширк).

Что касается других мечетей, то ученые запрещают немусульманам входить в них, поскольку согласно Корану немусульмане считаются нечистыми.

Имам Ахмад заявил, что они могут входить в мечеть только с позволения мусульман. Его мнение согласуется с сообщением о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) разрешал людям Ат-Таифа пребывать в мечети до того, как они приняли ислам. Он также принимал христиан из Наджрана в своей мечети в Медине. Когда подошло время их молитвы, они начали молиться в мечети, встав лицом к востоку. И тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал (своим сподвижникам): «Оставьте их (чтобы они совершили молитву)». В разделе «Вход мусульман в мечеть» книги хадисов «Сахил» имама Аль-Бухари упомянуто, что Самама ибн Асаль был привязан в мечети (хотя он и был многобожником).

В книге «Фас-аль-бари» Ибн Хаджар упомянул о разногласиях по этому вопросу. Ученые-ханафиты выступали за безоговорочное разрешение на (вход немусульман в мечеть), а маликиты и Аль-Мазни полностью это запрещали. Ученые-шафииты различали между Священной мечетью и другими мечетями. Существует мнение, что это разрешение относится только к людям Писания, но оно опровергается упомянутым выше случаем с Самамой.

На основании этой фатвы можно сделать вывод, что всем немусульманам, включая христиан и иудеев, разрешено заходить в мечеть, но на следующих условиях:

1. Немусульманам разрешено входить во все мечети, кроме Запретной Мечети в Мекке, но с позволения мусульман.

2. У них должна быть весомая причина для входа в мечеть.

3. Они должны соблюдать приличие в мечети и помнить, что это священное место поклонения.

4. И мужчинам, и женщинам не разрешено открывать свой аурат (части тела, которые нельзя показывать другим) при входе в мечеть.

Может наступить такой момент в жизни, когда человеку православного вероисповедания потребуется идти в католический костел. Причины оказываются самыми разными – от банального любопытства до приглашения на мероприятие у знакомых и близких. Какие правила необходимо соблюдать, чтобы самому не оказаться в неловком положении и не оскорбить, хоть и случайно, чувства веры других?

Стоит ли ходить в католический храм?

Для начала хочется отметить, что для православного человека посещение иноверного храма должно свестись к минимуму. Согласно древним церковным канонам, христианину не подобает ни только молиться с иноверцами, но и посещать совместные учреждения, лечиться друг у друга. Но время частично стерло некоторые ограничения.

Попробуем объяснить это на небольшом примере.

В первые века христианства общество разделилось на верующих в Господа и отрицающих Его. Когда были приняты соответствующие каноны, это внесло определенные недоумения. Так как в большинстве своем еретики были людьми грамотными, они шли против учения Церкви намеренно, из гордости. И те же врачи, осматривая больного, не только лечили его телесные недуги, но и молились, беседовали. То есть на приеме у доктора-еретика пациент бы неизбежно познакомился с ересью. И, возможно, попался бы на крючок соблазна. В наши дни, когда о религии говорится довольно мало, знакомство с ересью в публичных местах практически минимальна.

Однако стоит принять во внимание тот факт, что и православные, и католики, и протестанты несут веру в Единого Бога. У нас есть чему поучиться друг у друга относительно миссионерской деятельности или социального служения. Но из-за ряда противоречащих правил, де факто одна конфессия считает другую еретической. В этой статье мы не будем зацикливаться на догматике и искать различия между христианскими течениями– эта тема для отдельного разговора.

В наше время посещение православным католического храма остается на совести человека. Священники могут дать свое благословление лишь в случае, когда верующий совершает паломничество к общехристианским святыням.

Несколько простых правил


Зачем ходить в костел? Причин, как уже говорилось, множество. Органный концерт, поклонение мощам первых носителей веры, присутствие на торжествах по приглашению знакомых. Список можно дополнять.

Как и в православном, в католическом храме имеется ряд правил, которые желательно соблюдать. Так вы не поставите в неловкое положение себя (или человека, который вас пригласил) и не навлечете к своей персоне недовольные взгляды истово верующих. Сразу стоит оговориться, что ниже представлен «джентльменский минимум», который не навредит ни вашему, ни чужому воззрению.

1. Костел устроен немного иначе, чем православный храм. В частности, там нет иконостаса - его заменяет алтарное ограждение. Постороннему туда вход воспрещен. Богослужение происходит в центральной части, которая в католической традиции зовется пресвитерием. В этой же части находятся дарохранительница, рядом с которой всегда горит лампада. Хор располагается в отдельном помещении, чуть поодаль от него находится ризница. В эти помещения без особого разрешения заходить не следует;

2. Серьезных ограничений в одежде даже у глубоко верующих католиков нет. Но наряд не должен быть слишком открытым. Глубокое декольте, короткая юбка или шорты, скорее всего, привлекут к себе нежелательные для храма взгляды. Но, в отличии от православной традиции, женщина может войти в костел в брюках и не покрывать голову. Мужчина же обязан снять головной убор;

3. Зайдя в храм, каждый католик подходит к кропильнице, опускают туда пальцы правой руки, после чего крестится. Православный, будучи в костеле, может проделать то же самое. Однако налагать крестное знамение следует по православному обычаю. Не возбраняется поклонится в сторону востока (не на алтарь или четырехконечное распятие, а именно на восток!);


4. Заранее необходимо заучить несколько приветственных фраз. Их не следует воспринимать, как «ритуальные»; скорее - для поддержки церковного этикета. Приняты следующие приветствия и ответы:

Слава Иисусу Христу!
- Во веки веков, аминь

Благословим Господа!
- Благодарение Богу

Спаси, Господи!
- Во славу Божию

5. Католики преклоняют колени перед дарохранительницей, причем делают это всегда, как проходят мимо. Если человек по каким-то причинам не может встать на колени, он просто склоняет голову. Это же рекомендуется делать и гостям (не из религиозных побуждений, а из чувства уважения к данному месту). Если вы по приглашению явились на мессу, то лучше всего не проходить вглубь храма, а оставаться у входа. Не возбраняется попросить совета у священника или служащих храма, как поступить в этом случае – стоять на ногах, наблюдая за службой, или присесть на скамейку;

6. Можно сесть на любую молитвенную скамейку – они обычно стоят по обе стороны от центрального прохода. В некоторых костелах, где служба ведется на двух языках, существует разделение. По одну сторону прохода садятся прихожане одной национальности, по другую – второй. Перед скамейками имеются и маленькие скамеечки. Они нужны для того, чтобы верующие во время богослужения становились на колени. Посему не кладите на них ноги, когда сидите;

7. В храме не принято прерывать молитву, даже если вы пришли с целью встретиться с конкретным человеком. Подождите, пока он закончит;

8. Ни в коем случае нельзя прерывать священника во время молитвы. Это же касается случая, когда он беседует с кем-то из прихожан. Отбросьте даже намерения подойти к ним, ибо может вестись сугубо личный разговор. По той же причине стойте поодаль от исповедальни, если слышите оттуда голоса. Обращаться к священнику нужно словами «святой отец» или просто «отец». Вне зависимости от того, беседуете ли вы во время богослужения или в другое время, общение с лицом духовного звания должно соответствовать правилам хорошего тона.

Соблюдайте те же правила, которые действуют в любом храме. Как и в православной церкви, в костеле нельзя курить и распивать спиртное. Кроме того, в церкви не принято шуметь. Помните о том, что в храм люди ходят по разным причинам. Относитесь к ним с уважением.

О молитве


Как уже говорилось выше, молиться православному в костеле нежелательно. Но в случае крайней нужды, когда православного храма нет за километры вокруг, это допускается. Молиться можно до или после мессы, когда вы и Бог остаетесь один на один.

Хоть храм – это дом Господа, не лишним будет заручиться поддержкой священника. Если по каким-то причинам он отказывает вам – не надо перечить. Если же добро было получено, то молиться следует по православному канону и, желательно, про себя.

Быть на католическом богослужении православному позволительно, хоть это и не приветствуется. Важный момент - следует твердо отказаться от участия в Таинствах, таких как Исповедь или Причастие!

При посещении храмов со святынями раннехристианского времени, православному, конечно же, разрешается молиться согласно своей вере, а также возжигать свечи. К слову, в самих храмах католики не торгуют – для этого есть отдельное здание или помещение. Также следует учесть, что их предметы изначально не освящены. Если есть нужда в освящении, то следует обратиться к пастору, он проведет обряд.

И напоследок

Не надо думать, что раз католики и православные верят в одного Бога – то это одна религия. Разница между течениями - существенна. Если вы считаете себя православным, то вы можете ходить в католический храм только на экскурсию или в исключительных случаях, требующих вашего присутствия. А если вам без разницы в каком храме, католическом или православном, молиться, то, скорее всего, вам для начала следует поближе ознакомиться с той верой, в которой вы крещены, после чего и делать соответствующие выводы.


Просто помню это правило, потому как оно очень часто повторялось по случаю совместной молитвы московского Патриарха с католиками в соборе Парижской Богоматери. Если православный человек пришел в католический храм с экскурсией или просто ради интереса зашел, то следует ли ему там молиться? Но ведь факт — патриарх молился в костеле. Разумеется это лучше делать в определенное время, чтобы не мешать тем, кто пришел в храм молиться. В католическом — вряд ли. Там все на скамейках сидят, и ходить по костелу ради просмотра ну просто верх неприличия.

Переступив порог католического храма, православному христианину достаточно чуть склонить голову или перекреститься по своему обычаю. В католических храмах разрешается сидеть. Православному (равно как и некрещеному) человеку нельзя участвовать в причащении. Во время службы не стоит ходить по храму, громко разговаривать, фотографировать. Перед причастием в католическом храме принято жать друг другу руки со словами «Мир тебе!», поэтому будьте готовы протянуть и свою ладонь.

О том, как обычно ведут себя католики в храме на богослужении и вне его.Форма одежды: свободная. Только и всего. Да это что! Есть один парень, который вообще крестится «двумя перстами» как старообрядцы, потому что пытается следовать дониконианской традиции. У мобильного выключить звук.По поводу литургических действий: тем, кто не является католиком, особенно ничего не предписывается, кроме пристойного поведения. Так же свое участие в происходящем можно показать, осеняя себя крестным знамением в нужный момент. В начале мессы, когда священник произносит: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», на что все отвечают «Аминь» и крестятся.

Может наступить такой момент в жизни, когда человеку православного вероисповедания потребуется идти в католический костел. Священники могут дать свое благословление лишь в случае, когда верующий совершает паломничество к общехристианским святыням. Как и в православном, в католическом храме имеется ряд правил, которые желательно соблюдать. 7. В храме не принято прерывать молитву, даже если вы пришли с целью встретиться с конкретным человеком. Соблюдайте те же правила, которые действуют в любом храме. Как и в православной церкви, в костеле нельзя курить и распивать спиртное. Как уже говорилось выше, молиться православному в костеле нежелательно. Быть на католическом богослужении православному позволительно, хоть это и не приветствуется.

Очень плохо, если я, воспитанная в православии, буду ходить в католическую церковь? Православная церковь еретическая а потому против того чтоб ее прихожане к другим захаживали. Если вы не воцерковлены по-настоящему, вам, вероятно все равно куда ходить, поэтому в формате этих ответов трудно объяснить. Но католичество, это все-таки не православие. А кто сказал, что Бог в православной церкви или католическом костёле, в лютеранской кирхе или протестантском молебном доме, в буддийской пагоде или вайшнавском ашраме??

Протоиерей Олег Стеняев: «Есть случаи, когда в этом нет ничего зазорного»

Заходить можно, только не с целью молитвы. Православный христианин может помолиться перед ними, но только самостоятельно.

Ответить на эти вопросы мы попросили известного московского пастыря протоиерея Олега Стеняева. Но есть случаи, когда в этом нет ничего зазорного. Если русский человек находится на отдыхе в Египте, то в Хургаде он вполне может посетить коптскую киниссу, где пребывает частица мощей св. Игнатия Богоносца. Я знаю, что многие православные христиане приходят в этот храм, чтобы поклониться святым мощам, которые находятся там рядом с алтарем. Русский человек, также может найти очень много христианских святынь и в Западной Европе, куда они были вывезены во время крестовых походов.

Поэтому нет ничего странного, что там встречаются православные любители унии с католиками. Их очень мало но они к сожалению есть. Выражаю сожаление в отношении клириков-вероотступников, а не зеленых каркуш. Да нет, просто отец Олег (Стеняев) видимо немножко недоучился в семинарии. За участие в них христианин отлучается от церкви, а священнослужитель лишается сана. Что тут не понятного? Александр Васильевич действительно прямого запрета посещать иноверческие храмы нет. Но христианину не престало быть скучающим, праздношатающимся туристом. Но можно ли это там найти. Нет. Это только соблазн для души. Если канон запрещает нам молиться в иноверческих храмах, то нам там делать нечего. Благодать благодати рознь. Инославные от мощей, несомненно тоже чувствуют благодать, но скорее в несколько ином виде, чем мы привыкли себе представлять.

Прежде, чем менять (предать) веру, нужно хорошо узнать о Католицизме. Вас, Ирина, не имеет разницы, в какую церковь обращаться? Батюшка, уважаемый протоиерей Алексей! Его зовут Георгий и, если возможно, помолитесь за него. Спаси Господи! Шарбеля», но я почему-то сомневаюсь, что ее можно читать. Обязательно помолюсь за Вас и Алексея. А Вы говорите, что у нас с Вами разная вера. Вера-то одна, как оказывается.

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: А может ли православный ходить в католическую церковь? Ответ от JaluНе слушайте никаго, кто говорит что Бог только в моей церкви, глупец. Ответ от Ђатьяна ФроловаРазницы для Бога нет, куда Вы ходите-лишь-бы людей любили. Ответ от ОльгаРаз сомневаетесь, сто раз подумайте, нужно ли Вам переходить в католичество… Ответ от Владимир Макаровтолько если православный не заявится в костел где нибудь вВильнюсе в парадной форме русского десантника..

Есть такой сайт: pravoslavie.ru — это сайт Сретенского монастыря в г. Москве, на нем можно оставить вопрос, на который ответит кто-то из монахов. Я нашла похожий на Ваш вопрос: Как следует вести себя православному человеку при посещении католического храма (как исторического памятника)? Можно ли ставить свечи, осенять себя крестным знамением?

Господь Вам это сказал?А может Вам то сказал батюшка в церкви? Ваша подруга, вероятно, не встала на путь к Богу — только потому она и ходит в костёл.Вот спросите у неё как-нибудь, знает ли он православный Символ веры наизусть… Наверняка, ответ будет отрицательным (а если так, то с догматами веры православной она если и ознакомилась, то ныне их не знает… Понимаете?А распри — это отсутствие «любви к ближнему».А Церковь к чему учит? — не общаться с еретиками и отщепенцами (раскольниками).А храм — это «дом молитвы». Разве Вы не согласны с тем, что сказал святой праведный Иоанн Кронштадтский (записи из его дневника):«Сколь свята православная вера и Церковь! Церковь удовлетворяет все потребности духа человеческого и спасает всякого преданного ей и верного до конца жизни. Слава вере Твоей, Господи, святой православной. А потому что … я же как раз и глаголил о том, что «У Бога нет ни католических, ни протестантских, ни православных христиан.

Здравствуйте! Может ли христианин (человек, не придерживающийся чёткой веры, а верующий во Христа и закон Божий) ходить в католический храм для духовного насыщения и здравия? Нас часто пугают, что посещение храма другого христианского течения — измена своей церкви. Но Бог у каждого человека должен быть в душе, а вражда между церквями — это недопустимо по закону Божьему. Дух Божий дышит там, где проявляется вера в Его служителях либо в последователях. Я в этом ответе на ваш вопрос не призываю людей отрекаться от своей веры или переходить из одного вероисповедания в другое.

Что делать, если вы православный человек и оказались в местах, где нет православных храмов?

Можно ли православным заходить в католический храм

Про психологическую помощь я приблизительно понимаю, но помимо этого, если, допустим, человек остался без средств к существованию, или стал инвалидом, может ли ему чем-то помочь православная церковь? Молодёжь и детволра с удовольствием ходят в церковь после службы (как в «клуб по интересам») просто общаться, песни сочиняют.Только мы живём на Украине, приход католический. А тут на Пасху в храме батюшка заметил, как Полина усердно молиться (прабабушка ее всему научила) и пригласил учиться в Православную гимназию (около м.Свиблово). Чем меньше будет условностей у православной церкви, тем больше будет у нее прихожан, мне так кажется. В «От года до 3″ возник очень интересный разговор о крещении ребенка (папа- атеист, мама- верующая). Родителям мальчика кто-то сказал, что в таких случаях ребенок должен быть какой-то третьей религии (???). Мальчика покрестили в православной церкви. Дочь ходит в католический сад.С утра у них небольшая молитва, все религиозныве праздники отмечаются с размахом, много объясняют и рассказывают про жизнь Христа, про десять заповедей и т.д. Сегодня мой собеседник, католический священник храма в городе Кьяри, говорит, что хорошо бы появляться раз в неделю в церкви. А Ваш долг как образованного человека — просветить ребенка в вопросах истории религий, причем как православной, католической, протестантской, так и (не падайте) мусульманской, и даже буддистской.

Или просто привыкнуть к этому.или не креститься во время литургии. Я хотела заказать сорокауст на полгода (кто не знает — это такая многодневная молитва за здравие, которую можно заказать в церковной лавке, и которая дает мощную божественную защиту). А когда она начала спрашивать имена, я замялась, зная, что имён некоторых членов нашей семьи в православных Святцах нет, а другие имена они не принимают для молитвы. Я думаю преклонять колено католику в православном храме лишнее. Позволю себе вмешаться, как православный. Тем более, что далеко не все (м.б. пока?) в православных храмах воспринимают инославных адекватно.

Многие православные верующие задаются вопросом, можно ли посещать церкви, принадлежащие иным религиям. С данной ситуацией можно столкнуться на экскурсионных программах других стран, может вынудить какая-то другая нужда на посещение Божиих домов других конфессий.

Можно ли православным посещать католические храмы

Большинство православных священнослужителей высказывают положительное мнение по поводу нахождения православных верующих в католическом храме.

Ничего плохого нет в том, чтобы войти в христианский дом католической конфессии, если визит совершен не с целью молитвы и исповедания, а вызван интересом. К тому же, многие католические церкви хранят среди своих стен общехристианские святыни, которым можно поклоняться и обращаться к ним за помощью, независимо от того, где они находятся.

Для сведения! Католическая вера признает причастие и апостольскую преемственность за православной церковью.

Для расширения своего кругозора, в экскурсионных целях можно посещать церкви других верований, особенно если они принадлежат христианским конфессиям.

Что касается отношений Православных церквей к молитве католиков в своих церквях, то тут позиция сложнее. РПЦ МП католику в совершении таинства причастия, скорее всего, откажет из-за того, что причащение означает полное согласие с церковью во всем, а у ортодоксов с католиками раскол до сих пор.

А вот в КПЦ (Константинопольский патриархат) это вполне возможно в крайних случаях. Несмотря на то, что Православные церкви признают за католиками их преемство апостольское и Таинства (правда, в случае принятие католиком православия), не существует четкой позиции по вопросу молитв и участия православного человека в католических таинствах.

В большинстве случаев это запрещено, но в виде исключения все возможно.

Можно ли православным посещать мечеть

Что касается посещения мечети, тут все немного сложнее с точки зрения мусульманской религии:

Важно! Никто не может запретить входить человеку в дом Божий, к какой бы религии он ни принадлежал. Важно соблюдать законы, принятые в этой вере. Бывать в храмах других конфессий желательно устоявшемуся в своей вере человеку, который не будет сравнивать обычая своей церкви с другими.

Правила посещения католического храма

Пребывание в католическом храме требует соблюдения принятых там традиций и правил поведения.

Важно знать обычаи католиков:

  • правила внешнего вида у женщин, которые находятся в здании церкви не такие строгие, как в православной вере. Им официально разрешается пребывать на богослужении с непокрытой головой и в брюках. Зная это, не стоит приходить в слишком открытой одежде на католическое богослужение;
  • для мужчин есть строгое правило о снятии головного убора в церкви;
  • креститься в католическом храме можно по православному обычаю;
  • возле входа у дверей находятся сосуды со святой водой, когда католики входят в здание они опускают в святую воду пальцы, делать это православному человеку не обязательно, просто не стоит задерживаться в дверях;
  • перед совершением таинства причастия католики жмут друг другу руки, проговаривая: «Мир тебе», не стоит игнорировать данное правило, дабы не задеть чувств верующих.
Внимание! Вместо церковного алтаря у католиков есть пресвитерий. Он отделен от большого зала перегородкой, и туда нельзя заходить простым верующим.

У католиков разрешается сидеть во время всего богослужения, поэтому там много лавок.

Исповедальня в католической церкви

Во время богослужения нужно сохранять тишину, несмотря на цель визита нельзя пользоваться видеокамерой и фотоаппаратом. После службы можно будет пообщаться со священником, если такое желание. Некрасиво стоять близко к кабинкам, где католики исповедуются.

Правила посещения мечети

Мусульманство очень многим отличается от Христианства, но вход туда людям с иной верой не воспрещен. Важно соблюдать строгие правила посещения мусульманского храма:

  • воспрещено посещать намаз, лучше выбрать время захода в мечеть между молитвой;
  • плечи, колени обязательно должны быть закрыты, женщинам необходимо покрыть голову;
  • ходят в мечети босиком, перед входом нужно снять обувь;
  • запрещено пить и вкушать пищу внутри здания;
  • необходимо выключить звук у телефонов;
  • фотографировать можно вне времени молитвы;
  • пожертвования также не возбраняются.

Женщинам запрещено посещать мечеть во время менструации и молитвы.

Важно! Многие мечети имеют два входа: для женщин и для мужчин. Чаще всего для молитвы женщинам выделяется отдельное место на балконе.

Видео о том, можно ли православным заходить в католические храмы, мечети

Интересные часто задаваемые вопросы о поведении в католическом храме и межрелигиозных отношениях..

Я православная, но очень хочу посетить католический храм. Я могу это сделать? Как мне нужно там себя вести?

Да, двери храма открыты для всех, не взирая на веру, которую они исповедуют или не исповедуют вовсе. Можно спокойно входить и любоваться собором, послушать орган, просто посидеть в тишине, никто не выгонит, если не нарушать норм поведения в общественном месте. Вас никто не спросит, католик вы или нет и не будет шикать, что вы что-то не так делаете. (ну, в норме это обычно так ибо прихожане воспитываются долго и упорно, хотя всякое бывает, конечно. однажды нарвалась на грубость в Белоруссии).

О том, как обычно ведут себя католики в храме на богослужении и вне его.
Форма одежды : свободная. Для женщин допустимы и юбка, и брюки. Наличие головного убора необязательно. Но одеваться надлежит скромно: закрыты плечи, юбка приблизительно от колена (т. н. офисная) и ниже. Одежда с неоднозначными надписями и символами не приветствуется.
При входе в храм обычно стоят одна или две чаши с освященной водой. Перед входом в зал богослужений католики окунают туда пальцы и совершают крестное знамение. Это делается в воспоминание о нашем крещении. Еще сестра на катехизации рассказывала, что таким образом мы просим Бога отдалить от нас лукавого, который входит следом за нами, чтобы искушать.
Когда вошли в храм, то перед глазами алтарь и распятие, как правило. Из почтения всякий входящий совершает поклон на крест. Некоторые еще преклоняют правое колено, но это не везде обязательно, а только там, где Дарохранительница (место, где лежат Святые Дары - Тело и Кровь Христа под видом хлеба, что знаменует присутствие в храме Живого Бога) находится в алтаре. Там, где она отнесена в другое место, преклонять колено необязательно. У нас Святые Дары в боковой часовне, но я все равно преклоняю колено, потому что так большинство делает. Да это и мои личные предпочтения - фигура Христа на кресте уж очень натуралистична, не выходит по-другому.
Если проходят мимо Дарохранительницы, которую можно узнать по горящей рядом неугасимой лампадке (обычно такой красненький огонек), то всякий раз преклоняют правое колено (полностью, а не книксен, который лишь пародия). Делают это из любви и почтения к присутствующему там Богу. Впрочем, если вы не привыкли к такому жесту, то могу предложить совершить крестное знамение и малый земной поклон, то есть когда рукой дотягиваешься до пальцев ног. Крестное знамение можно совершить и по-православному, точнее по-византийски. Наверное, многие знают, что католики крестятся "не через то плечо", а именно так: рука лодочкой, сначала на лоб, потом на живот примерно в районе солнечного сплетения, левое плечо, правое плечо. Завершают по-разному: я лично кладу раскрытую ладонь на область сердца, что для меня означает приглашение Бога в мою душу, но некоторые могут сделать жест, будто они хотят сжать свой нательный крест, или могут поцеловать пальцы (но обычно так русскоязычные и поляки не делают) или же просто опустить руку без спецжестов. Так сложилось исторически. Наиболее употребительный способ совершить крестное знамение у католиков латинского обряда, живущих в России. Да, в Католической Церкви обряд не один. Но обычно ее ассоциируют именно с этим обрядом, который всем знаком по разным фильмам. Но есть и другие - тот же армянский, который полностью повторяет богослужение Армяно-Григорианской церкви. Или же византийский различных традиций, по которому литургия совершается в православных храмах. И много разных других. Так вот католики византийского обряда совершают крестное знамение как православные, потому в этом случае никто на вас косо не посмотрит. Самое главное совершить его с молитвой в сердце, а уж как именно неважно. Нет "самого благочестивого и правильного способа", но каждый способ несет в себе свою символику. Только и всего. Да это что! Есть один парень, который вообще крестится "двумя перстами" как старообрядцы, потому что пытается следовать дониконианской традиции. И никто камнями не кидается. Да и есть ли время отвлекаться на других?
Впрочем, вы можете и ничего не делать, если вы турист, никто косо не посмотрит опять же и замечание не сделает, потому что своих дел хватает. Но, наверное, если вы считаете себя христианином и для вас Тело и Кровь Христа - не пустой звук, то и вам приятнее будет уважить традицию, и тем, кто рядом. Но не стоит ничего делать по принуждению, так как вас никто не заставляет.
Вы можете сесть на любую из скамеек, но если вы впервые пришли, то не рекомендую садиться на первую, так как месса это не пассивное сидение на месте, а, не зная, что делать и когда, вы поневоле привлечете к себе внимание и будете отвлекать. Тем, кто не пойдет на Причастие, лучше сесть подальше от центрального прохода (ближе к колоннам или стене, если выход с двух сторон, то садитесь в центре скамьи), чтобы не мешать, тем, кто выходит, и не создавать сутолоку. На "полочки" внизу скамеек можно вставать только коленями, поэтому ноги в ботинках следует держать на полу. Вот за это могут сделать замечание, если увидят.
Поведение во время службы: не следует передвигаться по храму во время мессы без серьезной необходимости. Если она возникла, то идти желательно по боковым проходам, а не по центральному. Фотографировать во время службы можно, если прямо не просили об обратном, но только со своего места. По храму бегать не следует. У мобильного выключить звук.
По поводу литургических действий : тем, кто не является католиком, особенно ничего не предписывается, кроме пристойного поведения. Но желательный минимум: встать-сесть тогда, когда все. В этом проявляется уважение к происходящему. Так же свое участие в происходящем можно показать, осеняя себя крестным знамением в нужный момент. Это делают дважды. В начале мессы, когда священник произносит: "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа", на что все отвечают "Аминь" и крестятся. Можно это делать так, как все или так, как привыкли (по-православному). Второй раз это делают, когда священник всех благословляет в конце службы: "Да благословит вас всемогущий Бог Отец, и Сын, и Дух Святой". Все опять отвечают "Аминь" и совершают крестное знамение.
Когда все преклонили колени, то если нет желания делать тоже самое, можно так и не делать. Лучше ничего не делать, чем по принуждению. У нас часто те, кто по каким-то причинам не хочет этого делать, остаются стоять. Можно, конечно, и сесть. Не побьют, разумеется, и не обратят внимания даже, но нужно учитывать, что именно эти моменты являются одними из самых важных. Уяснив это, поступайте по своему внутреннему расположению.
Если хотите подробнее разобраться в богослужении, то можно купить молитвенник, где обязательно есть Чин Святой Мессы, или же можно найти его в интернете.
В целом, ведите себя свободно, но в рамках приличий, а все прочее опционально. Можно делать то, что все, а можно ничего не делать и просто наблюдать, но не мешать происходящему.

Что считается невежливым :
-Стоять спиной к Дарохранительнице, потому как в этом проявляется неуважение. Спиной можно повернуться, когда собираетесь уходить, предварительно преклонив колено, прощаясь. Можно трижды про себя сказать: "Да пребудут в прославлении Пресвятые Дары - истинные Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа". Это правило неписанное. Если не соблюдете, то не заругают, но считается невежливым.
-Разговаривать в храме, когда люди молятся. Лучше выйти в притвор.
-Приближаться к священнику, когда он с кем-то беседует, потому что разговор может быть личный, не для посторонних ушей.
-Входить в ризницу (помещение для священников) без стука, так как там опять же может решаться какой-то личный вопрос.
-Ставить ноги на "подколенники" у скамеек. Люди туда встают на колени и могут элементарно запачкать одежду.
-Ходить туда-сюда во время службы и не выключить мобильный. Отвлекает и мешает другим.
-Фотографировать людей в тот момент, когда они молятся. Разве что вы снимали объект издалека, а в кадр случайно попал силуэт человека, который практически невозможно идентифицировать, но все равно с этим надо аккуратно. Все-таки это очень личный момент. А так любительская съемка для личного архива в храме разрешена обычно.
-В корне неверно называть священника "святой отец", потому что это применимо только к Папе Римскому. Что-то вроде титула. А обычного священника называют просто "отец" или "отец и имя", если вы его знаете, конечно.

Чего нельзя делать :
-Заходить в алтарную часть. Это прерогатива священников и министрантов. Ну и еще тех, кто делает уборку. А рядовые миряне не проходят дальше амвона, с которого что-то читают или поют, если их об этом попросили. Министрантов иногда ругают, когда они забегают в алтарь без облачения. Все-таки место, где находится жертвенник, на котором каждый день умирает Христос ради нас, следует чтить и уважать. К слову, я как-то была в алтарной части. Сестры-монахини попросили помочь с уборкой рождественских украшений. Мне понравилось смотреть оттуда в зал, но, увы, обычно этого не полагается. :) Так что если вы не делаете уборку и не выгоняете забежавшую туда кошку, не надо заходить в алтарь.

В каждом храме есть специальные "будки", которые состоят из подколенника и места за дверцей, где прячется священник. Здесь принимают исповеди. Обычно во время мессы. Если прислушаться, то как бы тихо не говорили, все равно голоса слышны. Орган, конечно, заглушает, но если подойти близко, то можно услышать чужие тайны, что является серьезным грехом, если вы имели именно это намерение. Если случайно, то греха нет, но и тогда на вас распространяется тайна исповеди. Никому ни при каких обстоятельствах вы не должны говорить о том, что случайно подслушали. Иначе опять серьезный грех. Потому если вы видите, что в исповедальне горит свет и там кто-то беседует, то надо отойти из пределов слышимости.

Тому, кто не является католиком, нельзя подходить к Причастию. То есть, когда вы видите, что все встали и пошли к священнику, который им что-то дает, то вам нужно оставаться на своем месте. Данное правило распространяется именно на Причастие, которое принимают только католики, не чувствующие за собой смертного греха и недавно бывшие на исповеди. Причащение православных допускается в особых случаях, но на это нужно благословение, потому, если зашли просто так, то нельзя. Но если люди идут к священнику не на Причастие, а, например, поклониться мощам святого или получить особое благословение (например, по ходатайству св. Власия для страдающих болезнями горла), то вы тоже можете подойти, если хотите.

-А принято ли ставить в католическом храме свечи? И где?

В латинской традиции нет так называемых постановок свечей "за здравие" и "за упокой". Но свечи иногда ставят как знак молитвы. Обычно в храме имеется специальный подсвечник. Свечу можно зажечь, поставить и помолиться рядом.

Я хочу стать католиком, что для этого нужно?

Если вы не были крещены, то нужно подойти в ризницу храма и там узнать, когда будут занятия по подготовке к Таинствам Христианского Посвящения. Вас примут в катехуменат и в течение года вы будете входить в общину и постигать основы вероучения, посещая приблизительно раз в неделю курсы катехизации. В конце данного срока, если все будет хорошо и вы не передумаете, то вас крестят.
Если вы уже были крещены, то тут ситуация немного иная. Католическая Церковь признает всякое водное крещение, совершенное во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, совершенное даже мирянином. Если была использована верная формула, то перекрещиваться не нужно. Вы так же подходите в ризницу и узнаете, когда начинаются занятия по катехизации, для тех, кто готовится к Присоединению к Католической Церкви. Длятся так же приблизительно год. В конце следует исповедание веры, исповедь за всю жизнь (или очередная, если вы ранее исповедовались в вашей общине, при условии, что там имеется действительное таинство исповеди), дальше будет ваше Первое Причастие. Если вы присоединяетесь из христианской общины, где не имеется действительного Таинства Миропомазания, то вам нужно будет принять еще и его. (касается всех, кроме присоединяющихся из православия, староверов и из армяно-григорианской церкви, которая так же признается за православную, в частности касается протестантских общин, т.к. там нет действительных таинств, кроме Крещения) Впрочем, если вы были крещены в православии, потом перешли в протестансткую общину, а после решили стать католиком, то тогда Миропомазание не повторяют, так как его преподали уже при Крещении, согласно нормам, принятым в византийском обряде. В любом случае, все спорные случаи решаются через настоятеля храма.
Если вы сомневаетесь, были ли крещены или нет, то могут совершить "условное крещение". Почти полноценное Крещение, с той лишь разницей, что говорят: "Если ты не крещен, то крещу тебя....". Так же могут поступить, если возникли сомнения в действительности совершенного ранее Крещения. В этом случае, если человек был крещен, то будет действительно первое крещение, а если-таки не был, то этот пробел восполняется.

Сколько стоят занятия катехизации и почему вообще нужно сдавать экзамен на веру?

Занятия проводятся бесплатно для всех желающих, которые предварительно записались в группу. В конце мы по желанию давали пожертвование на мессу в намерениях новообращенных, и это все. Экзамен на веру не проводится. Это в корне неверно так утверждать. Да, проверят знание основ вероучения, так как верные Церкви не болтаются сами по себе. Католик – это тот, кто знает, принимает и исповедует определенные истины, выраженные в виде догматов, а не просто тот, кто ходит в католический храм. И потом время катехизации - не только прочтение толстой синей книжки под названием Катехизис. Казалось бы, что все понятно написано, но ведь надо не только понять, но и принять. Надо пересмотреть и изменить свою жизнь, а это порой очень долгий и болезненный процесс, который, как правило, не проходит без срывов. Сколько их у меня было, не перечесть, и трудно сказать, сколько еще будет. Потом катехуменат - это время вхождения в общину. Нужно научиться там жить и взаимодействовать с другими членами. Человеку, который только что пришел и никого не знает, мудрено не растеряться. Легко сказать "ищите крестных", а где их искать? Как? Отсюда, видимо, и взялась практика назначать восприемников. Да и не только по этому вопросу. Важно не только ходить на мессу, но и хоть как-то участвовать в приходской жизни, иначе понятие "живой камень, созидающий Церковь" нивелируется. А как участвовать тому, кто пришел и его бездумно покрестили после трех бесед? (слышала и такие пожелания, чтобы вообще убрали на фиг эту подготовку и свели ее к разъяснению сути обряда). Скорее всего, придет и уйдет. Потому что не будет чувствовать себя своим. Есть так же такое понятие как "кризис веры", и он будет не один. Если человек в этот момент будет барахтаться сам, то, скорее всего, кризис приведет к уходу в мир. Где тогда апостольская миссия Церкви? Сказано "идите, научите и крестите". А тут, выходит, ничему не научили. Какой смысл тогда?
Чему учат во время годичной катехизации? Прежде всему, кто такой Бог и что Он нам дал, что вообще есть христианское вероучение и христианский взгляд на мир, основам католического вероучения. Ну и все, собственно. По возможности подсказывают способы пересмореть свою жизнь.
Кто-то воспринимает катехизацию как скучную и утомительную обязаловку, возмущается, что его столько мурыжат в ожидании. Но ведь это возможность взвесить свое решение, понять, что тебе это действительно надо, что это радость для тебя познавать Бога. Если кто-то решает, что слишком долго, то, значит, ему и не надо. Ему довольно фальшивого образа Бога, который он сам себе нарисовал, потому что "каждый сам решает, во что верить". А это уже нарушение первой заповеди. Не смотря на все мучения и сомнения, я всякий раз приходила к выводу, что мне это надо на самом деле. Христос победил смерть и грех послушанием, мы призваны к тому же. О каком послушании может идти речь, если человек даже не будет знать, чему же должно повиноваться, так как учение Церкви будет для него темным лесом и чем-то абстрактным? "Бог в сердце, а не в Церкви", как многие любят говорить? Тот не имеет Бога отцом, кто не имеет Церковь матерью. Все это подробно в Библии поясняется. В конце-то концов, быть христианином и им называться - это две большие разницы. Мы свободны в выборе, но сделать его надо раз и навсегда. Как же ты придешь на место, если изначально не задашь себе курс? Да, падения будут и не один раз, но маяк-то все равно виден. Передумывать надо до крещения, а никак не после, потому что ты уже отдал себя в дар Богу и ты больше себе не принадлежишь. Это уже есть злоупотребление свободой, по-моему. А как же понять, верное ли ты решение принял, если тебе на раздумья и месяца не дали?
Эмоции уходят, обряды становятся привычными, если в них не вложено смысла, нет искры любви, то вера разваливается как башня из цветных детских кубиков. Вера - это огород, который надо поливать. А вода это как раз и есть Слово Божие и Учительство Церкви о том, что есть Истина. Так что крики про жестокость и издевательство вызывают у меня почти гомерический хохот.

Я православный, могу ли я быть крестным у ребенка, котjрого крестят в Католической Церкви?

Нет, крестными могут быть только католики. Православные могут быть допущены только в качестве свидетелей крещения.

Мой будущий муж – католик, а меня крестили в православном храме. Чтобы венчаться в костеле, мне обязательно менять веру?

Во-первых, вера у нас одна – христианство. Что до смены конфессии, то это необязательно. Смешанные браки допускаются. Для этого заполняется брачный протокол в том приходе, где вы собираетесь венчаться, а потом нужно брать у епископа диспенсацию, т.е. разрешение на смешанный брак. Но вы даете подписку о том, что не станете препятствовать супругу исповедовать католичество, а он дает обещание воспитывать детей в католической вере. Вас информируют о данном обещании. Следует задуматься до заключения брака о том, как вы будете разрешать возникающие межконфессиональные разногласия. Например, о молитве и совместном посещении храма, о воспитании детей, о календаре церковных праздников. Если вы не воцерковлены и будете, допустим, и так ходить в католический храм с мужем, то стоит задуматься, а зачем вам сдалось оставаться православной? Если воцерковлены, то тут иная ситуация и разногласия будут более актуальны, и о них надо подумать до брака.

Я русский, но хочу перейти в католичество. Можно мне это сделать или русский должен оставаться православным?

Скажу по секрету, я тоже русская. И мой муж русский. Но есть такая деталь – мы католики. Приняли сознательное решение ими стать по многим причинам. Нельзя говорить о том, что русский должен быть православным, потому что в Церкви национальность не имеет никакого значения. «Нет ни эллина, ни иудея». Если так рассуждать, что это-де вера предков, то русские должны быть язычниками. Христос был послан ко всем людям, чтобы спасти их. Если так рассуждать, то татарин обязательно должен быть мусульманином, а индиец индуистом, но тогда это бы противоречило апостольской миссии Церкви, что выражена в Новом Завете. (Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа) Нельзя препятствовать поиску Истины, основываясь лишь на «корнях» человека. Если человек нашел истину в Католической Церкви, то никто не смеет препятствовать ему в нее войти.

В православном храме достали злобные бабушки. В католическом храме их не видел. Мне там больше нравится. Можно мне стать католиком?

На основании личных впечатлений и ощущений нельзя переходить в католичество. Потому что они тоже могут измениться и очень скоро. Бывают очень добрые и благочестивые православные и очень злые католики-мракобесы. Весь вопрос в том, что в России это не так заметно, так как мы здесь в меньшинстве, но проблемы существуют и в Католической Церкви и немаленькие. В той же Италии или Франции. Многие итальянцы не знают, зачем приходят на мессу, думая, что просто совместно покушать освященного хлеба, потому что они община, а французы считают уместным связываться с Церковью для венчания, крещени детей и их Первого Причастия, потому что красивые традиции и так испокон веков принято, а так ежедневно поносят все церковное. Это к примеру.
Хотя не спорю для многих приятные ощущения и необычные эмоции в католическом храме послужили толчком для поисков Истины. Но все-таки руководствоваться следует церковным вероучением. Если вы принимаете все вместе и по отдельности, то вы можете стать католиком, а если отвергаете хотя бы одну истину, то не можете.

Я только собираюсь принимать католичество. Могу я креститься по-католически и носить католический крест?

Да, можете, потому что совершенно не имеет значения, кто как совершает крестное знамение. Каждый способ лишь несет в себе определенную традицию и символику. Крест латинской традиции так же можно носить. Но даже после присоединения можно носить и крест византийской традиции, так как это ваше личное дело, какой крест предпочесть. Некоторые католики вовсе их не носят, а носят скапулярий или медальон какой-нибудь, а то и вовсе ничего. Крест – это не оберег и не амулет, а просто наше молчаливое исповедание веры в Христа Распятого и Воскресшего.

Я еще не крещен. Мне можно креститься и носить крест?

Да, крестное знамение совершать можно, так как это исповедание вашей веры в Христа. Но нательный крестик принято начинать носить с момента приема в катехуменат, т.е. когда вы прошли специальную церемонию, где вы выразили перед общиной желание креститься. В конце катехуменам надевают на шею крест, и они уже считаются членами Церкви, «крещенными желанием». Впрочем, никакого запрета нет, просто такова традиция, по крайней мере, в нашем приходе это выглядело именно так.

Как католики относятся к православным?

Ну, странный немного вопрос. Хорошо относятся. По двум причинам. Первое – нужно быть доброжелательным ко всем, вне зависимости от их национальности, вероисповедания и социального положения, так как каждый человек – это образ Божий. И жертва Христа была для всех людей. «…так как вы сделали это одному из сих меньших, то сделали Мне» (Мф, 25) То есть, как мы отнеслись к другому человеку, так же отнеслись и к самому Господу, потому что нельзя любить Бога, которого не видишь, и при этом не любить ближних своих, которых видишь. Нет пути к Богу в обход человека.
Второе – мы «исповедуем единое крещение во отпущение грехов», согласно Символу Веры, где кратко изложены истины, в которые верит Церковь. Следовательно, всякий крещеный действительным образом есть наш брат во Христе.
Католическая Церковь признает все 7 Таинств, совершаемых в православных храмах. То есть, если православный желает перейти в католичество, то его не перекрещивают, не совершают повторно миропомазание и венчание, а священнослужителей принимают в сущем сане. В особых случаях католикам дозволяется исповедоваться и причащаться у православных, если они не возражают и не настаивают на переходе в православие. То есть считается, что православные таки находятся в некотором общении с Католической Церковью, пусть и неполном. Утверждается, что малого не достает для полного единства.

Где можно подать записку о здравии или за упокой? И можно туда писать не католиков?

В прямом смысле таких записок в католических храмах латинской традиции нет. Так как эти записки тесно связаны с выниманием частиц из Агнца, жертвенного хлеба, на проскомидии. Каждая частица – одно имя из записки. В храмах византийской традиции вполне возможно они существуют, но утверждать не берусь. В храмах латинского обряда «записки» бывают нескольких видов. Можно попросить отслужить мессу за здравие или об упокоении, то есть Евхаристическая жертва данной мессы приносится именно в этом намерении. Вы подходите в ризницу к дежурному священнику или монахине, сообщаете намерение (имен может быть несколько), сообщаете удобную дату и время и оставляете пожертвование (рекомендуемая сумма нашей епархии – 350 рублей, можно больше. В любом случае сумма должна быть такой, чтобы священник мог прожить на нее один день, потому что он зарплату не получает, а живет с треб и пожертвований и все-таки не Духом Святым питается; неимущие, наверное, могут договориться и за меньшую сумму, и за так, но нужно это согласовать, а я говорю об общей практике). Не католиков писать можно, кроме случаев, когда вы хотите заказать “Requiem”, заупокойную мессу, которую православные называют отпеванием, так как пребывающим в расколе отказывают в церковном погребении, и их имена нельзя поминать в каноне. По крайней мере, мне так объясняли, согласно кан. праву. Но можно служить мессу просто в намерении данного усопшего. Как мне говорили, это две большие разницы.
Есть еще возможность подать имена родных и близких на «молитву верных», которую читают после того, как священник закончит проповедь. Министрант (юноша-прислужник) или кто-то еще, кого об этом попросили (монахиня или кто-то из прихожан, имеющий благословение на чтение), зачитывает с амвона различные намерения, в которых сегодня молится община в единении со всей Церковью, в том числе там есть намерение о здравии и Божьем благословении и об упокоении. Вы пишите список из имен (вероисповедание этих людей не имеет никакого значения, равно как и ваше), потом список несете в ризницу, где эти имена вписывают в приходскую книгу на определенную дату и время. При желании можно оставить пожертвование, сумма на ваше усмотрение.
В нашем приходе так же есть традиция писать записки на Новенну, особую девятидневную молитву, к Матери Божьей, Помощнице Христиан. Они могут быть самые разные, порой достаточно свободные и эмоциональные излияния о помощи с работой и обращением грешников, решением семейных конфликтов и финансовых неприятностей, разные благодарности….Поэтому вполне уместно просить Богородицу вымолить нужные благодати для родных и близких. Просто нужно написать, о чем именно просите и для кого. Например, «Матерь Божья, прошу о здравии Елены и Игоря и об обращении Ольги, Александра, Регины, о помощи с работой для Юлии». Не важно католики, они или нет. Потом это послание опускают в специальный ящик, откуда все записки извлекают и зачитывают во время Новенны. В других приходах могут быть свои традиции, о которых мне неизвестно.
Месяц ноябрь – время молитв обо всех усопших. В храмах читается Розарий за них. Есть возможность написать список имен усопших родных и близких и отнести в ризницу с пожертвованием. Писать можно всех, но если список слишком длинный, то если есть возможность, то лучше сократить до упоминания семей: «всех усопших из семьи Новицких, Петровых, Кравченко и Аллы, Марии, Татьяны, Валентина, Станислава, Андрея», например, так. Эти записки читают во время молитвы Розария в течение ноября.

В чем принципиальная разница между католичеством и православием?

Отличие есть в некоторых догматах, но основной камень преткновения – это главенство Папы Римского. Все, кто его признает, являются католиками, не взирая на литургическую традицию, к которой принадлежат. Все, кто не признает, не католики. У них (православных) нет так же задогматизированной истины о Непорочном Зачатии Богородицы и исхождении Святого Духа и от Отца, и от Сына (приснопамятное Filioque). Впрочем, многие богословы признали эту проблему надуманной, так как суть состоит в том, что не от Отца, и Сына одновременно, а от Отца через Сына. Проблема лишь в переводе. И не признается католический догмат о Чистилище, но зато есть учение о «мытарствах», препятствиях, которые нужно пройти в течение 40 дней после смерти. На каждой «ступеньке» происходит проверка на грехи против определенной заповеди. То есть как бы частный суд. Впрочем, каноническим данное учение, помнится, не является. Но это все не суть так важно. Самое главное отличие – главенство Папы Римского.

Почему Пасха и Рождество бывают в разное время?

Потому что Католическая Церковь придерживается григорианского календаря, а православные используют юлианский календарь. И разный принцип отсчета пасхалии, связанный с лунными циклами. Но большинство Православных церквей живут по новоюлианскому календарю, который пока совпадает с григорианским, потому празднуют Рождество 25 декабря. А вот католики византийского обряда синодальной традиции в России живут согласно календарю, принятому в Русской Православной Церкви. Это все весьма запутано, но ведь даты носят условный характер. Не суть важно, когда праздновать, главное, ЧТО праздновать.

Можно ли поминать в католическом храме самоубийц и умерших некрещеными?

Не только можно, но и нужно, так как они нуждаются в молитве больше всех других. Правда, так и не удалось получить достоверной информации о возможности заказывать мессу в намерениях умерших некрещеными. Все забываю у священника спросить. Но на молитву верных запросто можно подать интенцию. А про личную молитву говорить даже не стоит. Церковь ни за кого не запрещает молиться, так как ни о ком нельзя достоверно утверждать, что он проклят и находится в аду.

Почему в католических храмах вместо икон стоят статуи?
Так да не так. У нас в храме есть икона Божьего Милосердия, образ Богоматери Фатимской, икона св. Терезы из Лизье, в классах катехизации есть иконы Девы Марии, Помощницы Христиан, Святого Семейства. Но статуи тоже есть. Просто весь вопрос в различных традициях. В конце-концов, молитвы возносят не к статуе или иконе, а к Первообразу, к Тому, кто изображен, потому совершенно неважно, какое именно изображение. Например, латинская традиция в иконописи несколько отличается от византийской. Но в греко-католических храмах придерживаются византийской традиции, но, впрочем, бывают и немного "латинизированные" иконы. Если изображение по сути своей каноническое, то его форма совершенно не имеет значения. К тому же, есть такие иконы, которые почитаются и католиками, и православными. Например, Богоматерь Остробрамская.
А дома у нас имеются и латинизированные образа, чисто латинские изображения, фотографии святых, статуэтка Богородицы и православные иконы, причем последние находятся на самой нижней полке молитвенного уголка. Следовательно, когда я опускаюсь на колени для молитвы, именно они оказываются на уровне глаз. Так что образ Христа Вседержителя успешно заменяет мне католический образ Христа Милосердного, потому что лицо ну почти такое же, полное любви. А когда я смотрю на Богоматерь Семистрельную, у которой в сердце семь мечей или стрел, то мне сразу вспоминается образ Ее Непорочного Сердца в шипах от наших грехов. Так что в традициях куда больше общего, чем можно подумать. А еще у нас дома есть два распятия. На кухне, над обеденным столом, висит классической латинское четырехконечное, а в комнате, на верхней полке молитвенного угла, стоит православное, освященное на мощах святого Сергия Радонежского, которое нам на свадьбу подарили друзья, вовсе даже не православные, а католики.

Почему у некоторых католиков по несколько имен?

Традиция такая. Чем больше имен, тем больше покровителей. Бывает и так, что, допустим, крестили девушку Анной, а когда она в сознательном возрасте стала принимать Конфирмацию, то решила взять себе еще два имени, например, Мария София. Вот и получилась Анна Марии София, трое святых покровителей. Но бывает, что крестят Анной-Марией, а потом на Конфирмации берет себе еще имя София. Результат тот же, только сведения в свидетельствах разные. Впрочем, случается, что в официальных документах нет сведений о дополнительном имени, а человек носит его по благочестию, почитая определенного святого, с кем считает себя особым образом связанным. У меня, например, второе имя Доминика. Официально не выйдет, так как крестили в византийском обряде и Миропомазание преподали вместе с Крещением. Некоторые монашествующие при постриге меняют имя. Например, кармелитки чаще всего отказываются от фамилии. Тереза Мартен (святая Тереза Малая) сменила имя на сестра Тереза Младенца Иисуса и Святого Лика, или, например, кармелитка может сменить и имя тоже. Святая Эдита Штайн в монашестве была сестра Тереза Бенедикта Креста. (хотя, может быть, ее крестили Терезой, так как она из иудеев была). Зато сейчас имя Эдита уж точно есть в католических святцах, благодаря ее мученическому подвигу в годы Второй Мировой. Бывает и просто смена имени. Например, в общине Семья Марии сестрам дает новое имя настоятель. Так что наших белых сестер крестили совсем не теми именами, которыми мы их привыкли называть.