Культурно исторические памятники кубани мирового значения. Исторические памятники кубани

Как часто в суете дней проводятся параллели между словами, задумывается ли обыватель о происхождении и значении той или иной лексемы? Памятник - это то, что призвано беречь воспоминания. Причем не обязательно ему быть рукотворным - достаточно мыслей и слов. Мы практически ежедневно проходим мимо монументов, скульптур, мемориалов, просто старинных или привлекательных с архитектурной точки зрения зданий, которые есть в любом населенном пункте. В них скрыта история поколений, нации, державы в целом. Например, таким является памятник Екатерине 2 в Краснодаре. Сегодня уже далеко не каждый знает, что этот город в прошлом долгое время назывался Екатеринодаром.

Каждый населенный пункт обладает особенным обликом, своим шармом и обаянием, манящей привлекательностью и какими-то зачастую неуловимыми чертами, благодаря которым безошибочно узнается среди других. Большому городу индивидуальность сохранить сложнее, не утратить себя в безумном ритме жизни, став безликим. Однако можно с уверенностью отметить, что это не грозит населенным пунктам, где есть памятники архитектуры. Краснодар, например, может похвастаться немалым их количеством.

Дар Императрицы и Самодержицы Всероссийской

Город Краснодар уже в самом своем названии содержит четкое указание на то, что в его истории имел место подарок. И правда, эти благодатные земли с мягким климатом и чрезвычайно удачным расположением были даром великой императрицы казакам, которые решили обосноваться на Кубани. Со временем этот город приобрел большое значение для России, а памятники Краснодара лишний раз это подчеркивают.

Так, за два с лишним века существования на территории этого населенного пункта возникло весьма значительное количество разнообразнейших скульптур. Памятники удивляют, восхищают, вызывают улыбку или слезы, одним словом, наполняют город жизнью, а его улицы - смыслом.

По следам уходящих веков

Архитектурные памятники Краснодара - это не просто те или иные здания, имеющие определенную культурную, эстетическую ценность, но и один из ликов этого населенного пункта, который открывается тем, кто умеет видеть и читать между строк. Здесь много сооружений различного характера, которые были построены в XIX-начале ХХ в. Они пережили революцию и немецкую оккупацию, непростые годы становления и развития СССР. Есть и много достопримечательных сооружений советского периода. Каждая эпоха делает свой след в виде зданий и памятников.

Культовые сооружения

Среди сонма сооружений различных конфессий особенного внимания заслуживает большой храм в городе - Свято-Екатерининский кафедральный собор, окончательно завершенный столетие назад и сохранивший сквозь все лихолетья свои купола, освящающие Краснодар. Также стоит обратить внимание на войсковой собор Александра Невского, который прозвали белым храмом за чистейшие каменные стены, устремленные ввысь, к золоту шпилей. Необычно закругленной формой здания притягивает взгляды недавно построенный в Краснодаре святого Либория.

Памятники Краснодара, принадлежащие обществу

Не менее примечательны и здания женского епархиального училища и кубанской общины сестер милосердия. В первом случае на рубеже веков возник уникальный проект с необычной узорчатой каменной кладкой, шикарной лепниной на фасаде и потрясающими витражами вместо привычных стекол. Обитель общины представляла собой образец стиля модерн, воплощенный в красном кирпиче с кованой ажурной лестницей. Совершенно новым архитектурным решением было и Мариинское училище благородных девиц, построенное по проекту архитектора Косякина и ставшее одним из красивейших краснодарских сооружений.

Настоящим украшением дореволюционного города была и гостиница «Централь», удивлявшая всех своей легкостью, нарядностью, особенной воздушной красотой. А вот дом инженера Батырбека Шарданова считали зданием с излишествами, однако разве можно отвести взгляд от лепнины и элементов в стиле барокко, рельефных изображений крылатых львиц и шлемовидного купола? Такие здания восхищают своей привлекательностью и притягивают к себе взоры прохожих.

Можно назвать шедеврами некоторые местные памятники архитектуры. Краснодар, благодаря им, надолго остается в мыслях гостей города и туристов. Можно еще отметить построенную перед революцией почтово-телеграфную контору. Теперь в этом здании находится уникальный Музей почты и центральное ее отделение. Нельзя пройти мимо комплекса построек и войсковой богадельни.

Еще одна достопримечательность - Башня Шухова. Это уникальная по своей конструкции водонапорная вышка. Построена она в Краснодаре в конце 30-х годов. Именно она смогла вдохновить Алексея Толстого на великолепный роман о гиперболоиде инженера Гарина.

Естественная красота

Памятники Краснодара - это не только скульптуры и здания, но и сама природа. Ведь город расположен в уникальной местности. Обилие зелени во всех ее проявлениях делает его весьма привлекательным для тех, кто любит прогулки в тишине и уединении, в гармонии с природой. Так, старейший городской парк имени Горького славится своими дубами, насчитывающими не одну сотню лет, а также редкими растениями, например гинкго.

Ботанические сады также могут рассчитывать на звание «Памятники природы Краснодара». Например, ботсад, принадлежащий Кубанскому государственному аграрному университету, собрал на своей почти 4-гектарной территории более 1700 видов растений из различных уголков планеты, причем часть из них включена в Красную книгу. Это очень тихое и спокойное место с практически ручными белками и вольерами для птиц пользуется неизменной популярностью у тех, кто умеет ценить естественную красоту флоры и фауны.

Наилучшее время для посещения дендрария, которым ведает Кубанский государственный университет, - пора цветения редких лотосов, желтого и орехоносного. Кроме того, здесь есть и серьезная база для научных исследований. Посмотреть, как распускаются бледно-розовые кувшинки, можно на небольшом озере возле маленького храма, расположенного на окраине Краснодара.

Кроме того, интерес представляют более чем столетняя Чистяковская роща с веревочным городком - настоящей находкой для маленьких непосед, парк «Солнечный остров» с приватным зоопарком, открытый несколько лет назад парк «Рождественский» с барбекю-зоной.

В память о Воине-освободителе

Как в годы существования так и непосредственно уже в Российской Федерации памятники Краснодара пополнялись новыми экземплярами, призванными почтить тех, кто пал во время боевых действий либо стал жертвой террора.

Годы Второй мировой - одни из самых трагических в истории страны. Забывать их нельзя, а напоминания будут нелишними. Самым первым стал обелиск «Героям битвы за Кубань», который был воздвигнут уже в последние дни войны на средства казаков одной из станиц. Неудивительно, что памятник представляет собой летящего на коне всадника с саблей. К 20-летию разгрома фашистов на площади Победы установили монумент в честь воинов-освободителей.

Нашлось место и для мемориальных комплексов. Так, на территории вот уже почти 40 лет расположена скульптурная композиция, воплотившая собирательный образ всех замученных оккупантами краснодарцев, число которых перевалило за 13 тысяч.

Военно-братский открытый в 1985 году, повествует о тех тысячах павших воинов Страны Советов, которые были похоронены на городском кладбище Краснодара.

Белая гвардия

Кровавым вихрем по России пронеслись годы Гражданской войны. Не прошли они и мимо Кубани, что тоже нашло отражение в памятниках. Так, в 1967 году был открыт монумент во славу воинов Красной Армии, изгнавшей из города белогвардейские войска.

В те годы полярность была очевидной: красные - хорошие, белые - плохие. Однако кубанское казачество в полной мере никогда не поддерживало коллективизацию и прочие нововведения Советской власти. Поэтому среди населения было достаточно много погибших людей, которые воевали на стороне противников революции. Разумеется, все они были забыты, и упоминать их имена запрещалось. Лишь только в современной России, в 1998 году, установили обелиск как дань памяти всем кубанцам, которые пали жертвами Гражданской войны, вне зависимости от их политических убеждений.

Памятники г. Краснодара, посвященные воинам, отдавшим свои жизни вдали от родины

Около трехсот жителей Кубани не вернулись из Афганистана живыми. И в память о них в городе установили монумент Сынам Кубани, павшим в Афганистане. В основу его концепции лег символ самолета, который и возвращал на родную землю погибших. Этот памятник и по сей день является местом сбора «афганцев», которые приезжают со всего Краснодарского края почтить своих боевых товарищей.

Кроме того, существует и мемориальный комплекс, состоящий из храма-часовни святого великомученика и покровителя воинов Димитрия Солунского, а также памятной арки. Он посвящен кубанцам, принимавшим участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, в военных операциях в Чечне, Абхазии, Нагорном Карабахе, Южной Осетии, Абхазии, Приднестровье. Не забыли и о жертвах терактов в Москве, Буденновске, Дагестане, Волгодонске, Буйнакске.

Аллея славы

К двухсотлетию победы в Отечественной войне 1812 года приурочили и открытие Аллеи славы, расположенной в Мариинском сквере. Она стала данью памяти в первую очередь тем героям, которые принесли России победу над Францией: Кутузову и Багратиону, Барклаю де Толли, Ермолову, Ушакову, Давыдову, Воронцову, Гудовичу, Раевскому. Органично вписался сюда и бюст светлейшего князя Григория Потемкина-Таврического. Его светлость хоть и не имеет отношения к Отечественной войне, но оставил неизгладимый след в истории. Имеется и памятник Суворову в Краснодаре - бронзовый бюст великого генералиссимуса, установленный еще в 2004 году на месте одной из линий укреплений. В какой-то степени именно этот монумент символизирует собой Краснодар, поскольку Суворову принадлежит заслуга окончательного присоединения Кубани к России.

Отдельные личности

В числе городских достопримечательностей много разнообразных памятников, запечатлевших того или иного деятеля или вымышленного персонажа. В частности, в наследство от СССР остались фигуры и бюсты К. Маркса, Г. Димитрова, В. Ульянова-Ленина. Особенно повезло последнему, поскольку изображение вождя мирового пролетариата есть практически в каждом населенном пункте Российской Федерации. Не исключение и Краснодар. Памятник Ленину, установленный в городе в 20-х годах, является творением скульптора К. А. Дитриха. Этот монумент входит в число самых первых скульптур, посвященных вождю пролетариата, которые были сделаны в СССР.

Имеется в городе и монумент - дань уважения великому поэту. Памятник Пушкину в Краснодаре расположен неподалеку от одноименной библиотеки. Установку его приурочили к двухсотлетнему юбилею со дня рождения поэта, поскольку народная любовь и уважение к нему не ослабевают. Чеканный бронзовый профиль, горделивая осанка - именно таким предстает Пушкин перед гостями и жителями столицы Кубани.

Первый памятник Екатерине 2 в Краснодаре был возведен еще в 1907 году и стал своеобразной благодарностью от казаков за подаренные земли. Однако жизнь у монумента была недолгая: с приходом новой власти уже в 1920 году фигуру императрицы отправили на переплавку и благополучно забыли о ее существовании. Долгий путь к восстановлению был начат в начале нулевых, и вот в 2006-м памятник Екатерине Великой вновь торжественно открыли. Отлитый по старым чертежам, он изображает правительницу мудрой и по-настоящему величественной, в окружении верного Потемкина и, конечно же, атаманов Черноморского казачьего войска: Антона Головатого, Захария Чепеги и Сидора Белого.

По мотивам фильмов и картин

Один из наиболее любопытных экземпляров - памятник в Краснодаре Шурику и Лидочке. Это герои популярной комедии советских времен. «Вечные студенты» не иначе как призваны напоминать учащимся ныне в стенах расположенного неподалеку Кубанского технологического университета о важности образования. Нашел свое воплощение в бронзе и великий комбинатор - краснодарский вариант Остапа Бендера расположен рядом с Золотым теленком.

Памятники города Краснодара включают в себя еще одну достопримечательность - скульптурную композицию запорожцев, пишущих письмо турецкому султану. Она создана по мотивам картины И. Е. Репина. Кстати, рядом с казаками осталось свободное место, и каждый гость города может присесть и сфотографироваться с запорожцами.

О достопримечательностях столицы Кубани можно рассказывать и писать если не бесконечную историю, то весьма продолжительную. Однако лучшим решением будет не просто читать написанные кем-то строки, а увидеть их воплощение в режиме реального времени. Посетите Краснодар, прогуляйтесь по его зеленым улочкам, насладитесь красотами города. И обязательно сходите в местные музеи, не оставьте без внимания живописные скверы, парки и аллеи. И, конечно, памятники города заслуживают к себе самого пристального внимания. В Краснодаре никому не будет скучно, всегда есть куда сходить и что посмотреть.

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ МИРОВОГО ЗНАЧЕНИЯ НА КУБАНИ И ИХ

ИССЛЕДОВАТЕЛИ
5 класс

МБОУСОШ № 8

Учитель ИЗО, кубановедения Панченко В.Л.

Культурно-исторические памятники Кубани мирового значения и их исследователи

5 класс

Цель: расширить знания детей о памятниках древней Кубани; обобщить ранее полученные сведения об исследователях исторических памятников; воспитать внимательное отношение к окружающему миру.
Задачи:

Способствовать поисковой и исследовательской деятельности учащихся;

Развивать интерес к истории своей малой родины;

Воспитывать чувство прекрасного, уважение к культурному наследию.
Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, презентация, карта Краснодарского края.
Ход урока

Вступительное слово учителя:

Слайд № 1

Что входит в понятие «малая родина»? Конечно же, это место, где родился, рос, познавал красоты природы, знакомился с жизнью. Но, кроме воспоминаний о собственном детстве, в это понятие входит и знание своеобразного «детства», истории родного края, знание имен людей, посвятивших жизнь исследованию прошлого.
Самыми известными историческими памятниками являются дольмены, курганы и городища.
По ходу рассказа ведется просмотр презентации и прослеживание географии представленных объектов по карте.
На территории Краснодарского края рассеяны тысячи памятников, которые по историческому и культурному значению стоят в одном ряду со знаменитым Стоунхенджем и являются ровесниками Египетских пирамид.

Слайд № 2-5

Это дольмены. Вот уже 200 лет историки и археологи пытаются разгадать тайны, окутывающие эти сооружения. Дольмены представляют собой древние мегалитические (то есть сложенные из больших камней или каменных плит) рукотворные сооружения определённой формы. В нашем крае дольмены в основном сосредоточены на побережье. У адыгов существует древнее сказание о дольменах. Согласно ему, когда-то на месте их построек жили великаны (нарты) и слабые, беспомощные карлики. Из жалости к ним нарты воздвигли для этого народа дома из каменных плит, оставив лишь небольшое отверстие, чтобы в него мог пройти очень маленький человечек. Поэтому, в переводе с адыгского, название этих сооружений означает «карликовые дома».

В настоящее время работа по исследованию дольменов ведется не менее активно, предпринимаются все новые и новые экспедиции.
Вопрос классу: Что такое дольмены? Какие легенды с ними связаны? С какими памятниками мировой культуры они имеют сходство?

Слайд № 6

Наряду с дольменами яркими свидетельствами пошедших культур являются курганы. Курганы – могильные насыпи, имеющие важное историческое значение. Курганный способ захоронения присущ практически всем кочевым и оседлым племенам, проживавшим на территории Кубани в эпоху раннего железа.

Одним из известнейших исследователей, внесших неоценимый вклад в развитие истории Кубани, является Николай Иванович Веселовский.

Сразу по приезде на Кубань в 1895 году Н. И. Веселовский 18 июля посетил Екатеринодар, осмотрел достопримечательности и древности музея, созданного по инициативе историка Е. Д. Фелицына при Кубанском областном статистическом комитете еще в 1879 году. Ученый произвел фотоснимки с некоторых редких исторических предметов. И затем отбыл к месту раскопок в юрт станицы Варениковской. В июле-августе следующего года археолог изучал захоронения в районе станицы Белореченской, а в 1897 году вел раскопки между станицами Ярославской и Костромской и одновременно в г. Майкопе.

В 1898 году Николай Иванович исследовал один из десяти Ульских курганов (в нынешнем ауле Уляп) с богатым погребением вождя племени.

В 1906 году профессор Н. И. Веселовский исследует курганы станиц Калужской и Афипской, в 1908-1909 годах продолжает работу в ауле Ульском, в 1911-м в Брюховецкой и Новоджерелиевской, а в 1912 году в Роговской, Марьянской и в юрте станицы Тульской.

Следует сказать, что весь долголетний и самоотверженный труд Николая Ивановича Веселовского был только преддверием к многоплановым и масштабным археологическим изысканиям, которые теперь ежегодно и систематически ведутся на Кубани...

Вопрос классу: Что такое курган? Кто является одним из известных исследователей курганной культуры? Какие курганы он изучал?

Слайд № 7-10

К культурно-историческим памятникам относим и городища. Городище – это место, где в древности был город или укрепленное поселение.

На территории Краснодарского края насчитывается немало таких исторических объектов. В частности, в Отрадненском районе находится Ильичевское городище.

Первым его исследователем был Михаил Николаевич Ложкин. Им лично было открыто и раскопано вместе с учеными и студентами КубГУ Ильичевское городище, на котором он обнаружил ценные для науки остатки средневекового городского центра западной окраины знаменитой Алании. Городище исследовалось в 1960-е годы Н.В Анфимовым и в начале 1990-х В.Н. Каминским. Раскопки позволили отнести городище к поселениям городского типа и датировать его IX-XIII веками. Город стоял на Даринской ветке Великого шелкового пути и являлся одним из самых крупных торговых, ремесленных и военных центров Аланского государства на Северо-Западном Кавказе. В окрестностях имеются и другие археологические памятники самых разных эпох.

Вопрос классу: Что такое городище? Какое городище находится в нашем районе? Кто из ученых-археологов занимался исследованиями этого исторического памятника?

Выступления учащихся по заранее подготовленным материалам.

Слайд № 11

1-й ученик: Дольмены как памятники искусства. Размещая плиты с точным строительным расчетом, создатели дольменов проявили себя и в качестве архитекторов. Почти везде боковые плиты и кровля несколько выступают над передней стеной. Получается П-образный портал. Задняя стена обычно ниже передней, и крыша лежит наклонно. Все это позволило выделить в постройке элементы конструкции – несущие свод опоры и выразить ощущение прочности, незыблемости дольмена. Именно стремление к прочности потребовало возведения дольменов из пяти крупных плит, а не из брусчатки или рваного камня. Монолитность, несокрушимость роднит кавказские усыпальницы с египетскими пирамидами. Сходство закономерно. И те и другие должны были служить вечными жилищами для людей, считавших эту жизнь временным пристанищем и воплотивших веру в иную жизнь в монументальных каменных гробницах. Снаружи дольмены никак не украшали, хотя их стены – идеальная плоскость для орнаментального фриза. Но такой фриз неизбежно разрушит плоскость всего архитектурного сооружения. Поэтому в тех редких случаях, когда на дольменах есть орнамент, он сводится к узким поясам узора: например, в долине р. Жане – зигзаги на портале выступающих перед входом в дольмен торцах боковых плит. Монолитность стен этим не нарушена.
Слайд № 12

2-й ученик: Большой Майкопский курган- памятник эпохи бронзы. Имеющий мировую известность, послужил эталоном для выделения майкопской культуры. Исследован в Майкопе (ныне это улица Курганная) в 1897 г. по указаниям профессора Н.И. Веселовского. Под насыпью высотой свыше 10 м находилась погребальная яма, разделенная деревянными перегородками на три части. В камерах лежали в скорченном положении, на правом боку мужчина и две женщины; мужчина был укрыт покрывалом, богато расшитым золотыми бляшками в виде идущих бычков и львов. Рядом с ним находились 8 серебряных стержней, орудия труда из бронзы и камня, оружие, керамика, 14 серебряных и 2 золотых сосуда. Возле женщин лежали также ювелирные украшения. Находки из кургана относят к III тыс. до н.э. и до сих пор превосходят по богатству другие комплексы Майкопской культуры.
Слайд № 13

3-й ученик: Елизаветинское городище - находится на южной окраине ст. Елизаветинской, вытянуто вдоль коренной террасы реки Кубани. Площадь посада застроена усадьбами станицы. Оригинальна тем, что имеет две курганообразные цитадели, окруженные общим рвом. Эта часть городища не застраивалась и доступна для осмотра. В обрыве террасы обнажены культурные слои, и к ее подножью осыпаются фрагменты керамики, кости и другие предметы. Исследуется с 1934 года В.Л. Городцовым, В.П. Шиловым, М.В. Покровским, Н.В. Анфимовым. Установлено, что городище существовало с V века до н.э., как укрепленное поселение меотского племени и торговая фактория боспорских греков Центр ремесла, прежде всего, керамического производства. Площадь городища составляла до 200 х 500 м. Кроме этого отдельный ров и вал отсекали от степи еще несколько га площади (последний не сохранился). Известны могильники городища.

Слово учителя:

Слайд 14-15

Меняется время, исчезают былые культуры, на их место приходят новые. Но мы, потомки, обязаны сохранять и приумножать знания о них. Ведь без прошлого никогда не было бы ни настоящего, ни будущего.

Итог урока.

Выставление оценок.

Домашнее задание:

Слайд № 16

подготовить мини-сообщения о различных памятниках культуры.

План


  1. Название

  2. Место расположения

  3. Кто исследовал

Список использованной литературы


  1. Трехбратов Б.А. «Кто есть кто в кубановедении». Библиографический словарь-справочник. Издательство «Традиция», 2007.

  2. Бардадым В.П. «Радетели земли кубанской». Краснодар: «Советская Кубань», 1998.

  3. Дольмены. Туристический путеводитель.

О памятнике Кубанскому казачеству 7 апреля 2005 года на один из самых почитаемых праздников Православной церкви Благовещение в столице Кубани состоялось поистине историческое событиеторжественное открытие памятника Кубанскому казачеству. На площади перед зданием администрации Краснодарского края собрались сотни кубанцев. Под бурные аплодисменты покрывало, скрывавшее доселе памятник, спустилось. Почетный караул осветил этот торжественный момент троекратным залпом, а затем над площадью прозвучали величественные и строгие российский и кубанский государственные гимны.




Как создавался шедевр… Работа по созданию памятника началась 2 июня 2003 года. Был организован и проведен конкурс на лучший проект. В нем приняли участие семь авторских коллективов ведущих кубанских мастеров. Месяцы творческих исканий, споров, согласований, а затем «ювелирная» кропотливая работа над отливкой скульптуры в ростовской художественной студии. От Ростова до Краснодара не одна сотня километров дороги с мостами, населенными пунктами, линиями электропередач, где массивную скульптуру просто нельзя провести. И тогда на помощь пришли летчики Черноморского флота. Вертолет Ка-32, отложив в стороны ракеты и торпеды, помог боевому товарищу попасть на свой последний рубеж.


Взорам собравшихся открылась великолепная скульптура казака кубанца – символа всех предыдущих поколений, которым, как совершенно справедливо отметил Александр Николаевич Ткачев: «Мы обязаны освоением нашей благодатной земли и сегодняшней жизнью». Митрополит Исидор торжественно осветил памятник, попросив у Господа Бога многие лета, благополучие и спокойствие жителям Кубани. Православная церковь и казачество всегда были неразрывно связаны друг с другом, даруя Великой России новые земли, защищая ее от врагов и сохраняя древние традиции культуры славянских народов и христианской морали.


Памятник связистам Кубани В Японии есть памятник собакам-связистам: большой пес с почтовой сумкой. В Англии есть памятник голубке, спасшей своим сообщением экипаж подводной лодки. В России есть памятник военному связисту, сжимающему провода зубами. В Калуге есть бюст основоположнику отечественной телефонии Павлу Голубицкому. В Крымске теперь тоже кое-что имеется. Любопытный получился экземпляр.


Высотой три метра. Шириной – метра полтора. В основании - тумбообразный постамент, выполненный, как в лучших склепах Парижа, из мраморной крошки. Из боков постамента торчат концы телефонной трубки. Огромные, призванные увековечить аналоговую связь. Венчает композицию настоящая спутниковая антенна. Если верить техпаспорту, такая улавливает даже слабые сигналы дальних галактик. "Где же вы, друзья- инопланетяне? Где?" - кажется, так и вопрошает небо новый объект культуры.


Немного о мастере Слепил чудесную фигуру самородок от скульптуры Левон Хачатрян. Это не первый его опыт в искусстве. На въезде в Крымск высится восьмиметровая стела к 140-летию города – гордость автора. Следы его врожденного таланта можно обнаружить также в Швеции и Англии. Там установлены армянские символические кресты с орнаментом – хачкары. Так вот откуда взялись жизнеутверждающие очертания памятника связистам Кубани! Скульптор просто сохранил верность себе. Завидное для художника качество.


«Пчелинские» творения Краснодарский скульптор Валерий Пчелин прославился благодаря памятнику собакам. Пчелинских собак, благодаря затертым до блеска носам и лапкам, видно издалека. Скорый на выдумку народ сразу же сочинил, что хвостатая пара приносит удачу и богатство, стоит только их потереть и бросить монетку на пьедестал. Насколько опыты удачны, неизвестно. Но то, что эти собачки за ногу не цапнут, это точно))).




Почти в каждом памятнике искусства есть двойное дно

Великий итальянский скульптор Микеланджело Буонаротти на вопрос, как создать гениальное творение, отвечал, что надо просто взять глыбу материала и отсечь от нее все лишнее. Практически в каждой из статуй есть загадка или тайная история, которую хочется раскрыть. Сегодня мы поможем вам сделать это на примере знаменитых памятников Краснодарского края, России и мира…

Чудеса Краснодара

Восстановленная императрица

Михаил Микешин, Борис Эдуардс, Александр Аполлонов, памятник Екатерине II, 1895 г., 2006 г.

Начнем с самой дорогой для кубанцев скульптуры. Памятник Екатерине Великой располагается в центральной части Екатерининского сквера, территория которого считается местом основания Краснодара. Это уже второй монумент, посвященный императрице. Первый возвели еще в 1907 году - в благодарность за подаренные казакам плодородные кубанские земли. Проект памятника был разработан знаменитым художником и скульптором Михаилом Микешиным в 1895 году - к празднованию Кубанским казачьим войском своего 200-летнего юбилея. Скоропостижная кончина не позволила Микешину завершить работу - ее продолжателем стал Борис Эдуардс. Однако в 1920 году скульптура была варварски разрушена большевиками. О том, что здесь когда-то стоял памятник императрице, забыли надолго. Лишь в 2000-х годах его решили восстановить по старым чертежам. Новый памятник - детище известного кубанского скульптора, члена Союза художников России Александра Аполлонова. Работа по восстановлению монумента длилась четыре года. Торжественное открытие памятника Екатерине II состоялось в 2006 году. Он сразу же стал символом кубанской столицы.

Казак… на коне или на лошади?

Александр Аполлонов, памятник «Казакам - основателям земли Кубанской», 2005 г.

7 апреля 2005 года, в один из самых почитаемых праздников Православной церкви - Благовещение, в краевом центре состоялось поистине историческое событие - торжественное открытие памятника кубанскому казачеству на площади перед зданием администрации Краснодарского края. В бронзовой фигуре воплощен собирательный образ казака-защитника, просветителя и первопроходца. Историческим прототипом стал войсковой судья Антон Головатый. Первоначально он был одет по образу запорожских казаков. Однако по распоряжению тогдашнего губернатора Александра Ткачева в окончательном варианте проекта использована форма казаков-черноморцев. Сам монумент представляет собой всадника на коне. Кстати, по поводу половой принадлежности животного разгорелись нешуточные страсти. Первоначально это была… лошадь. Но казачество возмутилось - ведь настоящий казак в те времена никогда не позволил бы себе скакать на кобыле. Поэтому скульптору пришлось приделать животному гендерное различие.

Богиня из троллейбуса

Иван Шмагун, Евгений Лашук, памятник «Аврора», 1967 г.

«Аврора» - несомненно, одна из главных достопримечательностей кубанской столицы, ее визитная карточка. Общая высота статуи, выполненной из кованого алюминия, составляет 14 метров, а вместе с постаментом - 16,8 метра. Установлена скульптура около одноименного городского кинотеатра в центре Краснодара. Она олицетворяет собой комсомольскую богиню-победительницу. Однако мало кто знает, что на самом деле «алюминиевую леди» зовут Таисия Гордиенко. Она - коренная краснодарка, родилась еще до Великой Отечественной войны. Богиней в буденновской шинели, с винтовкой за плечом и звездой в руке стала совершенно случайно. Как-то 20-летняя Тая спешила на свидание. Ехала в троллейбусе, и вдруг к ней подошли двое солидных мужчин. Они долго рассматривали девушку, переговаривались, а потом предложили стать моделью. Чтобы остановить преследование, Таисия пообещала мужчинам прийти в назначенный день. Скульптор Иван Шмагун и архитектор Евгений Лашук поверили, хотя ни имени, ни адреса девушки не знали. Слово Тая сдержала. Явилась - такая хрупкая и невысокая. Но именно в ней художники разглядели комсомольскую богиню: строптивый взгляд, широкие скулы, горделивый нос… Уже спустя восемь лет «Аврору» признали памятником искусства, а в 1981 году - архитектурным достоянием Краснодара.

Влюбленные собачки

Валерий Пчелин, скульптура «Влюбленные собаки», 2007 г.

Десять лет назад во время празднования Дня города Краснодар получил своеобразный подарок - памятник влюбленным собакам. В своей скульптуре автор Валерий Пчелин запечатлел двух братьев наших меньших, которые встретились на первом свидании под зданием с часами, на углу улиц Мира и Красной, и пошли гулять, взявшись за лапки. Вдохновило скульптора стихотворение Владимира Маяковского «Краснодар», написанное в столице Кубани, в котором город именуется не иначе как «собачкина столица». По мнению автора композиции, теперь молодой человек, ждущий опаздывающую девушку, не почувствует себя одиноким. Когда смотришь на эту скульптурную группу, сразу улучшается настроение и хочется улыбнуться. Кроме того, многие краснодарцы верят, что если потереть собакам лапки, загаданное желание сбудется…

Чудеса Кубани

Источник жизни

Гурген Наджарян, мемориальный комплекс «Долина смерти», 1974 г.

Мемориальный комплекс «Долина смерти» находится в поселке Мысхако города-героя Новороссийска. Он включает в себя несколько памятников, а также платан, лично высаженный генсеком ЦК КПСС Леонидом Брежневым 6 сентября 1974 года. Мемориал переносит нас в 1943 год, напоминая о героической обороне советскими воинами маленького плацдарма площадью 30 кв. километров, названного Малой Землей. 7 месяцев фашистские самолеты и пушки обстреливали этот небольшой кусок суши, на котором не осталось ни метра площади, куда бы не упал снаряд или бомба. Перед въездом в мемориальный комплекс стоит стела, надпись на которой гласит: «По этой долине осуществлялось обеспечение левого фланга войск Малой Земли боеприпасами, продовольствием и всем необходимым для жизни, ведения боя. Здесь находился единственный источник питьевой воды...» Этим источником был колодец в Мысхако, расположенный в неглубокой долине около Колдун-горы. Сейчас к нему ведут крупные каменные ступеньки. Во время войны бойцы называли его не иначе как «источник жизни в Долине смерти».

Добрый доктор

Василий Поляков, скульптура «Доктор Айболит», 2011 г.

Памятник доктору Айболиту в Анапе - это уникальное творение. Нечто подобное есть только в Вильнюсе. Такой подарок был сделан для жителей и гостей курорта 6 лет назад. Автор скульптуры Василий Поляков не зря выбрал для своей работы именно этого персонажа Корнея Чуковского. Доктор стал символом здоровья, за которым, собственно, и приезжают отдыхающие в Анапу. «Самого доброго врача» можно встретить в Центральном парке сидящим под деревом в окружении своих любимых пациентов - различных зверьков, также отлитых из бронзы. Несмотря на юный возраст композиции, с ней уже связана парочка городских легенд. К примеру, чтобы избавиться от всех недугов, необходимо потереть медицинский крест на самом Айболите. А если погладить по голове белочку, пройдут проблемы с суставами…

Чудеса России

Великая страна

Михаил Микешин, Иван Шредер, Виктор Гартман, монумент «Тысячелетие России», 1862 г.

Памятник, расположенный в Великом Новгороде, был возведен здесь в честь тысячелетия призвания варягов на территорию Руси. Этот монумент являет собой всю историю России вместе с ее многочисленными славными полководцами, государственными деятелями и представителями мира культуры. Многие патриотически настроенные россияне считают, что «Тысячелетие России» отражает в себе дух нашей великой страны. Сам памятник представляет собой шар-державу, который установлен на особом постаменте в виде колокола. Каждая часть этого тематического монумента символизирует отдельные периоды истории России, а весь он излучает гордость за страну и символизирует ее величие. Во время Великой Отечественной войны немецкий генерал фон Герцог приказал разобрать памятник и вывезти его в Германию. Зимой 1943-1944 гг. начались работы по его демонтажу, однако довести задуманное до логического завершения оккупантам так и не удалось. 20 января 1944 года Новгород был освобожден советскими войсками. После этого начались работы по восстановлению скульптуры в прежнем ее виде. Уже ко 2 ноября 1944 года состоялось второе торжественное открытие композиции «Тысячелетие России».

Мистический Медный всадник

Этьен Фальконе, памятник Петру I, 1768-1770 гг.

Медный всадник - памятник, окруженный таинственными историями. Одна из легенд, связанных с ним, гласит, что во время Отечественной войны 1812 года Александр I

приказал вывезти из города особо ценные произведения искусства, в том числе памятник Петру I. В это время некий майор Батурин добился свидания с личным другом царя князем Голицыным и рассказал, что его преследует один и тот же сон. Батурин видит себя на Сенатской площади. Лик Петра поворачивается. Всадник съезжает со своей скалы и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр I.

Всадник въезжает во двор Каменноостровского дворца, из которого выходит к нему навстречу государь. «Молодой человек, до чего ты довел Россию? - говорит ему Петр Великий. - Но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!» Затем всадник поворачивает назад, и снова раздается «тяжело-звонкий галоп». Пораженный рассказом Батурина, князь Голицын передал сновидение государю. В результате Александр I отменил решение об эвакуации памятника. Он остался на месте!

Колокол, который никогда

не звонил

Иван и Михаил Моторины, монумент «Царь-колокол», 1735 г.

Это настоящий памятник русского литейного искусства XVIII века. Высота с перемычкой составляет 6,24 м, диаметр - 6,6 м; масса - 202 тонны. Установлен в Московском Кремле возле колокольни «Иван Великий». Царь-колокол появился на свет с легкой руки императрицы Анны Иоанновны. Возможно, в этот памятник императрица пожелала уместить все свои амбиции, так как при объявлении желаемого размера иностранные мастера подумали, что императрица «изволила пошутить». Желание царственной особы восприняла всерьез только семья скульпторов Моториных. Отец с сыном натерпелись много неудач с созданием колокола, так как одно только утверждение проекта заняло целых три года. Первая отливка завершилась полным крахом, которого не выдержал старший Моторин. Его сын все-таки довел дело до конца, и теперь «Царь-колокол» гордо возвышается над брусчаткой Красной площади. Несмотря на огромное количество затраченных усилий, голоса колокола так никогда и не услышали…

Чудеса мира

Рогатый Моисей

Микеланджело Буонаротти, «Моисей», 1513-1515 гг.

В своей знаменитой скульптуре Микеланджело изобразил Моисея с рогами. Многие историки искусства объясняют это неправильным толкованием Библии. В Книге Исхода говорится, что, когда Моисей спустился с горы Синай со скрижалями, иудеям было трудно смотреть в его лицо. В этом месте в Библии употреблено слово, которое с иврита можно перевести и как «лучи», и как «рога». Однако по контексту однозначно можно сказать, что речь идет именно о лучах света - лицо Моисея сияло, а не было рогато…

Цветная Античность

Античная статуя «Август из Прима-Порта».

Долгое время считалось, что древнегреческие и древнеримские скульптуры из белого мрамора были изначально бесцветными. Однако недавние исследования ученых подтвердили гипотезу, что статуи раскрашивались в широкую гамму цветов, которые со временем исчезли под длительным воздействием света и воздуха.

Страдания Русалочки

Эдвард Эриксен, «Русалочка», 1913 г.

Статуя Русалочки в Копенгагене - одна из самых многострадальных в мире: именно ее больше всего любят портить вандалы. История существования скульптуры очень бурная. Ее ломали и распиливали на множество кусков. И сейчас можно обнаружить едва заметные «шрамы» на шее, которые появились от необходимости менять голову статуи. Русалочка была обезглавлена дважды: в 1964 и 1998 годах. В 1984 году ей отпилили правую руку, а в 2006-м горемыку забрызгали зеленой краской. И совсем недавно неизвестные активисты, возмущенные массовым забоем китов на Фарерских островах, облили Русалочку красной краской, а также оставили послание: «Дания, защити китов Фарерских островов!»

«Поцелуй» без поцелуя

Огюст Роден, «Поцелуй», 1882 г.

Известная статуя Родена «Поцелуй» изначально носила название «Франческа да Римини» - в честь изображенной на ней знатной итальянской дамы XIII века, чье имя обессмертила «Божественная комедия» Данте. Женщина полюбила Паоло - младшего брата своего мужа Джованни Малатеста. Когда они читали историю Ланселота и Гвиневры, их обнаружил, а затем убил муж. На скульптуре можно видеть, как Паоло держит в руке книгу. На самом деле любовники не касаются друг друга губами, как бы намекая на то, что они были убиты, не совершив греха. Переименование статуи в более отвлеченное - «Поцелуй» (Le Baiser) - было сделано критиками, впервые увидевшими ее в 1887 году.

Секрет мраморной вуали

Рафаэль Монти, «Мраморная вуаль», середина XIX в.

Когда смотришь на статуи, покрытые полупрозрачной мраморной вуалью, поневоле задумываешься о том, как такое вообще возможно сделать из камня. Все дело в особой структуре материала, использовавшегося для этих целей. Глыба, которой предстояло стать изваянием, должна была иметь два слоя - один прозрачный, другой более плотный. Такие природные камни сложно найти, но они есть. У мастера был сюжет в голове, он знал, какой именно мрамор ищет. Работал с ним специальным образом. В итоге остатки прозрачной части «просвечивали», что и давало эффект вуали.

Потерянные руки Венеры

«Венера Милосская», примерно 130-100 гг. до н. э.

Фигура Венеры занимает почетное место в парижском Лувре. Некий греческий крестьянин нашел ее в 1820 году на острове Милос. На момент обнаружения она была разломана на два больших фрагмента. В левой руке богиня держала яблоко, а правой придерживала падающее одеяние. Осознав историческую значимость этой древней скульптуры, офицеры французского военного флота распорядились увезти мраморное изваяние с острова. Когда Венеру тащили по скалам к ожидающему кораблю, обе руки откололись. Усталые матросы наотрез отказались вернуться и поискать оставшиеся части.

Совершенное

несовершенство

«Ника Самофракийская», II в. до н. э.

Статую Ники нашел на острове Самофракия в 1863 году Шарль Шампуазо, французский консул и археолог. Высеченная из золотистого парийского мрамора скульптура на острове венчала алтарь морских божеств. Исследователи считают, что неизвестный автор создал Нику во II веке до нашей эры в знак греческих морских побед. Руки и голова богини безвозвратно утрачены. Предполагают, что правая рука, поднятая вверх, держала кубок, венок или горн. Неоднократно предпринимались попытки восстановить изначальное положение рук. Однако все они портили шедевр. Эти неудачи заставляют признать: Ника прекрасна именно такой - совершенна в своем несовершенстве…

Памятники Кубани

КУБАНЬ И ЧЕРНОМОРЬЕ В ПЕРИОД ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННОГО И РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО СТРОЯ III - II ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ НАШЕЙ ЭРЫ

Заселение Кавказа первобытным человеком шло с юга и было длительным и сложным. Древнейшие остатки жизни человека у нас в крае относятся ко времени за 700-600 тысяч лет назад. Установить это помогла одна случайная находка. На берегу р. Псекупса было найдено орудие первобытного человека - ручное рубило.

Фото природы Кубани

Климат края был тогда относительно теплый. Земли его отличались и прежде плодородием. Растительность была самой разнообразной. В степной части поражали разнотравье и продолжительность зеленого покрова. Сохранялись в, то время в большей мере такие растения, как самшит и тис. Изобиловали разнообразным животным миром горы и леса. Тут встречались олени и косули, зубры, медведи и барсы. Во¬ды края и омывающие его моря изобиловали рыбой. Человек бродил, собирая съедобные растения, корни, плоды и охотясь на животных. Следы пребывания этого древнейшего человека найдены не только на р. Псекупсе, но и по течению соседних речек Апчас, Марты, а также на р. Белой. С постепенным похолоданием климата, связанным с наступлением с севера ледника, жизнь человека изменялась. Охота па крупных животных становится одним из основных занятий человека. В качестве жилищ он использует пещеры, а там, где их не было, селится под скальными навесами, строит простые жилища, обтягивая их шкурами животных. Известно много пещерных стоянок. Это - Большая Воронцовская пещера, Хостинские, Навалишенская, Ацинская, Лхштырская.

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, ночёвки в приютах.