Описание красная шапочка. Характеристика моделей мира и символическое значение цвета в сказке шарля перро «красная шапочка» и произведении о

Красная Шапочка - персонаж популярной детской сказки. История маленькой девочки, встретившейся в лесу с серым волком, уводит корнями еще во времена Средневековья. Именно тогда появились первые народные варианты сказочного повествования. Позднее литературной обработкой сюжета занимались западные и русские писатели.

История создания персонажа

Сказка о приключениях девочки, которая встретила волка, существует очень давно. Такой сюжет передавали из уст в уста жители средневековых Италии и Франции. В Центральной Европе эта история была распространена с XIV века и пользовалась невиданной популярностью. Причем в разных странах содержимое корзинки маленькой девочки варьировалось. Так, на севере Италии девочка шла к бабушке со свежими рыбами, в швейцарских сказаниях - с молодым сыром, во Франции в корзиночке внучки - пирожки и масло.

View this post on Instagram

Красная Шапочка и серый волк

Сюжет представлял собой следующее: мать просит маленькую дочь навестить бабушку, живущую на другом краю леса. Девочка должна отнести для родственницы угощение. В лесу героиня сталкивается с серым волком (в некоторых вариантах сказки - с оборотнем или огром). Будучи доверчивой, внучка рассказывает незнакомцу, куда направляется. Тогда в голове волка зреет план - персонаж спешит в дом бабушки.

Серый злодей убивает несчастную женщину и готовит из нее ужин, а кровь старушки служит основой для напитка. Между делом волк переодевается в костюм погибшей, ложится на кровать и ждет ничего не подозревающую внучку. Когда девочка заходит в дом, волк любезно предлагает ей отведать ароматный обед. Кошка, видевшая происходящее ранее собственными глазами, пытается предупредить главную героиню, но антагонист кидает в животное деревянные башмаки и убивает.

Далее волк предлагает наивной девочке раздеться и лечь с ним в кровать. Внучка исполняет эту просьбу, бросая свою одежду в камин. Далее следуют вопросы малышки, почему «бабушка» выглядит так странно. Волк набрасывается на ребенка и заживо съедает свою жертву. В некоторых (редких) вариантах девочке удается сбежать.

View this post on Instagram

В XVII французский писатель Шарль Перро решил переработать эту народную сказку. Так как сказочник ориентировался на детскую аудиторию, то исключил из оригинального повествования каннибализм, а также убрал сюжетную линию, связанную с убийством кошки. Автор одел безымянную девочку в алый чепчик-компаньонку и назвал именем Красная Шапочка. Такой чепец во время написания произведения уже вышел из моды в городах, но еще был популярен среди деревенских жительниц.

Свой вариант сказки Шарль Перро создал в стихотворном стиле, а также снабдил текст моралью, выражающей главную мысль сюжета и суть сказки - маленькая девочка, нарушающая правила поведения, горько расплачивается за свое легкомыслие. Впервые сочинение французского классика было опубликовано в 1697 году - Перро включил эту рукопись в сборник «Сказки матушки Гусыни».

В начале XIX столетия немецкие сказочники, братья , предложили детской аудитории новое литературное переложение сюжета. Сказочники убрали мотивы о взаимоотношении полов, которые отражала сказка Шарля Перро, и наделили историю счастливым концом: дровосеки, проходившие мимо, услышали шум, ворвались в дом и разрезали волку живот ножницами, освободив и бабушку, и внучку.

View this post on Instagram

Красная Шапочка стучится к бабушке

Литературоведы отмечают, что такая линия могла быть заимствована у другой детской книги под названием «Волк и семеро козлят», а также из пьесы немецкого романтика Людвига Тика «Жизнь и смерть Красной Шапочки», созданной в 1800 году. В новой интерпретации братьев Гримм героиня нарушает не приличия, а наказ матери, которая предупреждала дочь, что нельзя общаться с незнакомцами и сворачивать с прямой дороги.

В России переводом сюжета занимался литературовед Петр Полевой, который постарался сохранить оригинальный смысл, созданный братьями Гримм. Особую популярность обрела литературная обработка сюжета, сделанная русским классиком Иваном Тургеневым . Также существуют переводы и других авторов. В разное время картинки к сказке были сделаны известными художниками.

Биография и образ Красной Шапочки

В редакциях Шарля Перро и братьев Гримм не дается подробного описания внешности, не указывается возраст и характеристика героини. Согласно тексту, это маленькая девочка, живущая в деревне на краю леса. Традиционно художники изображают ребенка светловолосым, с милыми чертами лица. Одета героиня либо в красный плащ с капюшоном, либо в красный головной чепец. Образ девочки простодушен и наивен, что характерно для ее юного возраста.

View this post on Instagram

Действие сказки начинается с того, что мать просит маленькую дочь отнести бабушке, живущей на другом конце леса, гостинцев. Женщина предупреждает девочку, что по пути та не должна останавливаться и разговаривать с незнакомцами. Маленькая героиня покидает дом и в скором времени на лесной тропинке встречает серого волка. Тот интересуется, куда направляется Красная Шапочка. Девочка не скрывает, что идет в гости к своей бабушке.

Волк прощается с девочкой и стремительно направляется к домику старушки. Там он съедает бабушку, надевает ее одежду и чепец, очки, и ложится в постель, ожидая прихода маленькой героини. Придя к родственнице, Красная Шапочка не сразу замечает необычную внешность «бабушки». Но после, разглядев «старушку» поближе, девочка спрашивает, почему та выглядит столь непривычно. Волк, пользуясь случаем, набрасывается на героиню, съедает и засыпает.

Вскоре мимо дома бабушки проходят лесорубы (дровосеки). Они слышат громкий храп - дверь осталась открытой. Увидев волка с раздутым брюхом, лесорубы распарывают волчий живот, и оттуда невредимыми выходят Красная Шапочка и бабушка. Существуют варианты спасения женских персонажей охотниками (или охотником). Сказка сохраняет популярность и сегодня. Фразы героев стали известными цитатами.

Красная Шапочка в фильмах

В 1977 году на экраны вышел советский музыкальный фильм «Про Красную Шапочку. Продолжение старой сказки». Роль главной героини исполнила 10-летняя актриса

Сочинение

Волк (le loup) - персонаж сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» (1697), съевший бабушку и Красную Шапочку. Волк встречает Красную Шапочку в лесу и хочет ее съесть, но не смеет, так как в лесу находятся дровосеки. Он узнает от девочки, что она идет навестить больную бабушку, расспрашивает о том, где она живет, обещает тоже проведать бабушку и предлагает Красной Шапочке идти длинной дорогой, а сам пускается в путь по короткой дороге. Придя к дому бабушки, Волк изменяет голос, выдавая себя за Красную Шапочку, узнает от бабушки, как открыть дверь, бросается на старушку и проглатывает ее целиком, так как не ел уже три дня. Потом он ложится в постель. Когда Красная Шапочка стучит в дверь, он грубым голосом спрашивает: «Кто там?», а затем более мягким объясняет, как открыть дверь, повторяя слова, сказанные ему бабушкой: «Потяни щеколду, задвижка и отскочит». Он просит Красную Шапочку лепешку и горшочек с маслом поставить на сундук и прилечь рядом с ним. Красная Шапочка удивлена видом «бабушки», когда она раздета. Волк отвечает на ее наивные воп-росы о больших руках («Это чтоб лучше тебя обнимать, внучка!»), о больших ногах («Это чтоб легче бегать, дитя мое!»), о больших ушах («Это чтоб лучше слышать, дитя мое!), о больших глазах («Это чтоб лучше видеть тебя, дитя мое!), но после вопроса о больших зубах прекращает эту игру и говорит: «Это чтоб съесть тебя!» С этими словами он бросается на Красную Шапочку и съедает ее.

Волк в изображении Ш. Перро обладает человеческими качествами: говорит человеческим голосом, который может изменять, придумывает хитроумные планы и т. д., что роднит его с персонажами и сказок, и басен (животные - иносказательные образы людей). Однако полной идентификации Волка с человеком не происходит. Ему не дано имя, как волку Изенгрину в старофранцузском животном эпосе XII–XIII вв. «Роман о Лисе». Волк не оборотень, он не принимает облика кавалера (в лесу), Красной Шапочки (стучась в дверь) или бабушки (в постели). Это собственно сказочная черта, как и способность целиком проглотить бабушку, а потом и внучку.

Неоднозначность образа Волка позволила выдвинуть несколько его трактовок. Первую предложил сам Перро в «Морали», сопровождающей сказку, где усилено басенное начало, Волк уподоблен светскому волоките: «Волков не счесть, /Но между ними есть иные /Плуты, настолько продувные, /Что, сладко источая лесть, /Девичью охраняют честь, /Сопутствуют до дома их прогулкам, /Проводят их бай-бай по темным закоулкам.../Но волк, увы, чем кажется скромней, /Тем он всегда лукавей и страшней!» «Мораль» снимает сказочное начало и делает произведение чисто «взрослым». Последователи Перро, обращаясь к этому образу, добавляли другой финал (гибель Волка), создавая сюжет, более приемлемый для детского восприятия.

Представители мифологической школы видели в Волке скрытую символику (см. Красная Шапочка). Психоаналитики, напротив, рассматривают сказку как фиксацию чисто человеческих отношений. Так, Э. Берн, рассматривая образ Волка в расширенном варианте сюжета, в котором Волк погибает (чего не было в сказке Ш. Перро), писал: «Если брать результат таким, каков он есть на самом деле, то все в целом - интрига, в сети которой попался несчастный волк: его заставили вообразить себя ловкачом, способным одурачить кого угодно, использовав девочку в качестве приманки. Тогда мораль сюжета, может быть, не в том, что маленьким девочкам надо держаться подальше от леса, где водятся волки, а в том, что волкам следует держаться подальше от девочек, которые выглядят наивно, и от их бабушек. Короче говоря: волку нельзя гулять в лесу одному». Непосредственный источник образа Волка не установлен, так как сказка Перро - самая ранняя запись данного сюжета. Волк - популярный персонаж сказок разных народов. Основные черты этого фольклорного образа воспроизведены в средневековом «Романе о Лисе» (волк Изенгрин). Наряду с Красной Шапочкой Волк - мировой литературный образ, сопутствует ей в других сказках на этот сюжет, в театральных и киноверсиях, балетах. Одна из интересных интерпретаций образа Волка - музыкальная сказка С. Прокофьева «Петя и Волк».

  • Будем искать среди персонажей фандома

Группы персонажей

Всего персонажей - 46

0 0 0

Персонаж фильма "Красная шапочка". Богатый кузнец, отец Генри. Любовник Сюзетт и отец Люси.

0 0 0

Персонаж мультфильма "Правдивая история Красной Шапки". Офицер полиции, болтливый и безбашенный.

B.B.Woolfe

0 0 0

Персонаж игры "Woolfe". Промышленный магнат, который фактически управляет городом Ульрик с помощью армии роботов - "Оловянных солдатиков". При этом он нещадно эксплуатирует рабочих и мечтает только о деньгах и власти.

0 0 0

Персонаж мультфильма "Правдивая история Красной Шапки". Бабушка Шапки Пакет, самый успешный кондитер леса. Скрывает от внучки, что является профессиональной спортсменкой, предпочитающей экстремальные виды спорта.

0 2 0

Больная старушка, которую и навещает Красная Шапочка.

В экранизациях бывает крайне разносторонней женщиной: бизнесменкой, горнолыжницей, вязальщицей и/или йогом.

0 0 0

Персонаж фильма "Красная шапочка". Молодая девушка из деревеньки Даггерхорн. Дочь Сезара и Сюзетты, сестра Люси, обещана в жены Генри - сыну богатого кузнеца Адриану, но влюблена в дровосека Питера. Именно ей предстоит раскрыть тайну оборотня, бесчинствующего в её деревне.

0 0 0

Персонаж мультфильма "Красная Шапка против зла". Старая знакомая бабули. Она появляется спустя много лет после окончания академии "Орден Алого Плаща", где одногрупницы были лучшими ученицами.

0 0 0

Персонаж мультфильма "Правдивая история Красной Шапки". Журналист-сыщик, заподозривший Шапку в связи с Пирожковым Вором и пытавшийся её поймать.

0 0 0

Персонаж фильма "Про Красную Шапочку". Сын погибшего Серого Волка, совсем отбился от рук. Он не слушает бабушку-Волчицу, читает выброшенную людьми книжку, не поддерживает идею мести людям вообще и Шапочке в частности. Старая Волчица сжигает его книжку, и Волчонок, доведённый до слёз, клянётся отомстить и сбегает из логова.

0 0 0

Персонаж фильма "Красная шапочка". Жених Валери, сын Адриана и возлюбленный Люси.

1 0 0

Персонаж игры "The Path". Скрытый персонаж, появляющийся лишь после смерти всех девушек. Именно с ней играют девочки во время своих путей. Единственная, кто доходит до постели с бабушкой и не падает замертво. После ролика появляется экран выбора персонажа, девочка в белом стоит на том же месте, только в окровавленном платье (возможно, она являлась волком для бабушки), в комнату начинают заходить девушки (начиная с последней погибшей), после чего девочка в белом уходит. Поклонники игры обычно называют её «невинность» или «совесть», так как она направляет каждую из сестер «на путь истинный», указывая им верную дорогу к тропе после долгих блужданий в лесу.

0 0 0

Персонаж мультфильма "Правдивая история Красной Шапки". Ассистент Волка, бельчонок. Отличается быстрой речью, из-за которой его порой трудно понять. Если выпьет кофе - станет ещё быстрее.

1 0 0

Персонаж игры "The Path". Её имя переводится как «рыжая». Джинджер трудно охарактеризовать словом более мягким, чем «пацанка». Очень веселая и по-детски любопытная, несмотря на возраст (13 лет) Джинджер предпочитает играть одна. Найдя кучу гильз, пытается найти способ их взорвать, а увидев цветочное поле, бежит собирать букеты. Она ещё не понимает, что скоро настанет пора вырасти, а жизнь - далеко не такая веселая и беззаботная, как игра.

0 0 0

Персонаж игры "Woolfe". Отец Красной Шапки. Он работал главным инженером в «Вулф Индастриз», изготавливал разных кукол и во многом помогал магнату Вулфу в осуществлении его планов. Однако потом решил уволиться и в тот же день погиб - вроде бы в результате несчастного случая.

0 0 0

Персонаж мультфильма "Правдивая история Красной Шапки". Неудачливый актёр рекламы, параллельно продающий детям шницели на палочках.

0 0 0

Персонаж игры "The Path". Старшая после Скарлет (17 лет). С первого взгляда кажется, будто Кармен мечтает стать «роковой женщиной», однако ей всего лишь хочется немного внимания - ради этого она готова пойти на все. Кармен легкомысленна и не думает о последствиях, живёт по принципу «почему бы не выпить баночку пива во-о-он с тем симпатичным парнем?», из-за чего и погибает.

Волк Кармен - дровосек, поселившийся в разбитом посреди леса лагере. Деревья, претендующие на сруб, он метил крестом. Кармен хочет привлечь его внимание, но того интересует лишь его работа, дровосек хочет, чтобы его оставили в покое. Не привыкшая к отказам девушка вела себя с ним двусмысленно, легко шла на флирт и не отказалась выпить с ним пива. После этого она обнаружила себя на тропинке к домику бабушки.

0 0 0

Главный персонаж игры "Woolfe". Умеет обращаться с топором. Сирота. Вернулась в город Ульрик желая отомстить за родителей.

0 0 0

Главная героиня мультфильма "Правдивая история Красной Шапки", курьер по доставке пирогов. Мечтает уехать из леса и отправиться в путешествие по миру. Имеет золотую медаль по каратэ.

1 5 1

Героиня классической сказки и её экранизаций. Отправилась проведать больную бабушку, встретила волка и заболталась с ним.

0 0 0

Персонаж мультфильма "Правдивая история Красной Шапки". Разговорчивый житель леса, появляется в историях по разным повода.

0 0 0

Похититель девочек из игры Woolfe. Сообщник Антона Волчика.

0 0 0

Персонаж фильма "Красная шапочка". Сестра Валери, выбрана в жертвы оборотню. Влюблена в Генри, и отправилась в лес, когда узнала о предполагаемой свадьбе возлюбленного и Валери.

На самом деле является единокровной сестрой Генри, так как её мать Сюзетт была любовницей Адриана.

0 0 0

Мама Красной Шапочки посылает свою дочь к бабушке, снаряжая её пирожками и горшочком масла. При этом наказывает - ни с кем по дороге не разговаривать.

0 0 0

Персонаж мультфильма "Правдивая история Красной Шапки". Шериф полиции, вечно спешит и жаждет кого-нибудь арестовать.

0 0 0

Пропавшая девочка, сидела с Красной Шапкой в одной классе, списывала у неё домашние задания.

Персонаж игры "Woolfe".

0 0 0

Персонаж мультфильма "Правдивая история Красной Шапки". Проницательный детектив полиции, в прошлом танцор диско.

Werewolf

0 0 0

Персонаж игры «The Path». Волк Робин, которого можно встретить на кладбище в лесу. Согласно официальной версии, Оборотень съел Робин после того, как она решила покататься на нём.

0 0 0

Персонаж фильма "Красная шапочка". Охотник на оборотней, прибывший в деревню Даггерхорн, покрывал ногти на одной руке серебром, чтобы всегда иметь при себе оружие против оборотней.

0 0 0

Протагонист сказки, убивший волка, разрезавший ему живот и спасший Красную Шапочкуи её бабушку.

0 0 0

Мальчишка из деревни, внук злых старух, который поссорился с Красной Шапочкой, которая была против того, чтобы он курил, и подрался с ней, выйдя из драки с фингалом под глазом. Чуть не стал сообщником волков, но все же не стал.

0 0 0

Персонаж мультфильма "Петя и Красная шапочка".

Советский пионер, обожающий сказку "Красная шапочку" и неведомым способом попавший в мультфильм по этой сказке.

0 0 0

Персонаж фильма "Красная шапочка".

Дровосек, возлюбленный Валери.

Был укушен Сезаром и стал оборотнем. Когда смог освоиться с силами проклятия - вернулся к Валери, начавшей жить в отшельничестве.

0 0 0

Капризное дитя избаловавших его родителей, треюует чтобы Красную Шапочку ему купили вместо игрушки. В результате этого требования девочку запирают в доме.

0 0 0

Персонаж игры "The Path". Robin в переводе с английского - «малиновка», то есть красная птица. Самая младшая из сестер, ей всего 9 лет. Единственная из девочек, которая походит внешне на Красную Шапочку из сказки, её наряд - красный плащ с капюшоном и высокие сапоги. Она мечтает встретить настоящего волка - большого, лохматого, сильного зверя. В силу своего возраста озорная и наивная, все это позволяет ей не бояться Леса и даже кладбища, на которое она натыкается (где и встречает оборотня). Смерть не пугает её, ведь до неё ещё так далеко.

0 0 0

Персонаж фильма "Красная шапочка". Подруга Валери, выдала что Валери понимает язык оборотней, чтобы спасти брата.

1 0 0

Персонаж игры "The Path". 11 лет. Практически идеальный ребёнок. Очень скромная и стеснительная, играет на флейте (написано в дневниках на ЖЖ), любит природу и животных, даже разговаривает с облаками и мечтает взлететь к ним поближе. Её фразы не подходят к её возрасту, она говорит так, как иногда не сказал бы и взрослый. Ключевая черта её образа - невинность.

Современные Красные Шапочки своей

наивностью, простотой, доверчивостью,

дружелюбием и общительностью не

уступают сказочным предшественницам.

Помните сказку Шарля Перро о маленькой и очень милой девочке, которой мама в избытке чувств сшила симпатичную шапочку красного цвета? Конечно, помните. Так вот теперь мы расскажем вам «историю» о том, как живут Красные Шапочки в наше нелегкое время, когда «волки» встречаются на каждом углу, а добрых и храбрых «охотников», способных в последний момент прийти на помощь, становится все меньше и меньше.

Современные Красные Шапочки своей наивностью, простотой, до­верчивостью, дружелюбием и общительностью не уступают сказочным предшественницам. Они по-прежнему склонны одаривать лучезарной Улыбкой первого встречного, болтать с самыми что ни на есть подозри­тельными типами, как со старыми друзьями, и слушаться советов, дава­емых всеми, кому не лень.

Даже в сорок лет Красная Шапочка не оставляет привычек маленькой и слегка избалованной девочки: она хвалится обновкамиперед всеми сотрудниками отдела, в котором работает; не пони­мает, почему нельзя оставлять открытым сейф или позволять не­знакомым мужчинам нести свои сумки до дома; очень любит зада­вать вопросы типа «А почему это у вас такие большие...» и т. д. и т. п., из-за чего у собеседников нередко возникает желание если не съесть слишком любопытную женщину, то хотя бы немножко ее поколотить.

Описанные черты характера и особенности манеры поведения обус­ловливают предпочтения Красной Шапочки в одежде, обуви, косметике, аксессуарах и т. д. Ее невозможно увидеть в строгом деловом костюме, в очках в темной оправе и с элегантной укладкой. Она терпеть не может кроссовки и спортивную одежду и ни за что на свете не согласится выйти на улицу без макияжа.

Красная Шапочка - сама себе стилист и модельер. И вряд ли най­дется такой человек, который сможет убедить впавшую в детство те­теньку в том, что коротенькие юбочки и кофточки с легкомысленными оборочками и кружавчиками, смешные кудряшки и огромные заколки на голове и слишком уж яркий макияж, туфли на платформе и забавные аксессуары (если сумочка - то в виде корзинке или мешочка; если шляпка - то только с широкими полями и какой-нибудь невероятной расцветки плюс перчатки и чулочки) больше подходят первоклассницам.

Однако, несмотря на все свои чудачества (а может быть, благодаря им), Красная Шапочка никогда не бывает обделена вниманием предста­вителей противоположного пола. Последние, привлеченные яркой вне­шностью и забавными манерами, чувствуют себя в обществе женщины такого типа легко и непринужденно. Как говорится, отдыхают душой.

Может быть., и вам пора устроить своему возлюбленному отдых? Если да, то приступайте к созданию нового имиджа. И не забудьте надеть красную шапочку!

ТАЙНА

Она - как китайская шкатулка: стоит только открыть замочек на одной коробочке, как тут же появляется другая - и тоже с замочком, к которому нужно подбирать новый ключик. А за ней третья, четвертая, пятая... и так до тех пор, пока не откроется шкатулка или окончательно не выйдет из себя измученный «открыватель».

Она - женщина-«тайна», загадка, ребус и шарада в одном лице. И едва ли на всем белом свете найдется такой человек, который сможет раскрыть эту «тайну», понять смысл загадочной улыбки, появляющейся время от времени на очаровательном лице, или внезапных и беспричин­ных слез, которые женщина этого типа может начать проливать спустя несколько секунд после взрыва безудержного хохота.

Итак, перед нами женщина, избравшая для себя имидж веч­ной незнакомки, таинственной возлюбленной, о которой ни один мужчина не может сказать: «Я ее отлично знаю!» Потому что, как правило, ничего, кроме имени, фамилии и - самое большее - адреса такой женщины, он не знает.

Не правда ли, очень удобный имидж? Причем даже не известно, для кого он более удобен - для женщины, которая, окружив себя таин­ственным ореолом, становится объектом усиленного внимания со сто­роны представителей сильного пола; или же для мужчины, который, живя под одной крышей с «тайной», может не переживать по поводу ее проблем и средств и возможностей, позволяющих их решить, - ведь они просто-напросто ему неизвестны.

Данный имидж вряд ли подойдет женщинам, которые знакомы со своими возлюбленными довольно давно и не привыкли скрывать от них что-либо. А вот на первой «стадии» любовных отношений - сразу же после знакомства - использование этой «маски» может принести зна­чительный успех.

Что же нужно, для того чтобы из обычной, ничем не выдающейся особы превратиться в «тайну», ради разгадки которой сотни и тысячи мужчин готовы пожертвовать своим состоянием и свободой?

Прежде всего изменить свой внешний облик. Все, что было на вас прежде - одежда и обувь, купленные наверняка либо не в слишком дорогом магазине либо на рынке, прическа - обыкновенная стрижка, разве что только с двумя-тремя разноцветными прядками, украшения, которые носит едва ли половина женского населения страны и т. д. - следует отложить до лучших времен.

Теперь неотъемлемыми деталями вашего внешнего облика станут элегантные аксессуары: перчатки, очки с очень темными стеклами, не­большая сумочка, в которой неизвестно каким образом помещается набор дорогой косметики, кипа бумаг непонятного содержания и еще что-нибудь «такое», чего не увидишь на прилавках обычных магазинов. Не забудьте об оригинальной шляпке, которую, впрочем, вполне мо­жет заменить какая-нибудь нетрадиционная стрижка.

Одежда должна быть подобрана в строгом классическом стиле. При­влечет всеобщее внимание и какая-нибудь яркая деталь (платок неве­роятной расцветки, брошь или запонки). Да, а в заключение не забудь­те придать своему лицу как можно более таинственное выражение.

Красная Шапочка (Le Petit Chaperon Rouge) - центральный персонаж сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» (1697), девочка, живущая с матерью в деревне, в соседней деревне живет ее бабушка. Мать посылает Красную Шапочку к заболевшей бабушке отнести лепешку и горшочек с маслом. В лесу Красная Шапочка встречает волка, которому рассказывает, где живет бабушка. По его совету она идет к бабушке длинной дорогой, собирая орешки и цветы. Придя к домику, она слышит грубый голос волка, уже съевшего бабушку, но, вспомнив, что та простужена, без страха входит внутрь и по просьбе волка ложится в бабушкину постель. Она удивлена внешностью бабушки: «Бабушка, какие у вас большие руки!» (то же о ногах, ушах, глазах, зубах). При упоминании о зубах волк бросается на Красную Шапочку и съедает ее.

Никаких охотников, спасающих Красную Шапочку и бабушку, выходящих целыми и невридимыми из распоротого живота волка, у Перро нет. Это добавление встречается в фольклорных переработках сказки, одна из которых зафиксирована братьями Гримм.

Перро почти ничего не сообщает о Красной Шапочке. Неизвестно ее имя, возраст неясен (еще не видела взрослых без верхней одежды, но может пройти через лес в соседнюю деревню одна), внешность определена одним словом «хорошенькая». Прозвище, данное по красной шапочке, подаренной бабушкой, в подлиннике мужского рода (как «Красный Чепчик», «Красный Колпак»). Персонаж охарактеризован по части одежды, что характерно для сказочного мира Перро (ср. туфелька Золушки, сапоги Кота). Перро использует прием, легко вводящий читателя в фантастический мир: Красная Шапочка удивляется только частностям: для нее странно, что бабушка ответила грубым голосом, но не странно, что волк разговаривает с ней; странно видеть у бабушки большие руки, ноги и т. д., но не странно, что они не человеческие (позже этот прием, позволяющий читателю воспринимать миф как реальность, широко использует Ф. Кафка, например, в «Превращении»).

В «Морали», следующей за сказкой, Перро уподобляет Красную Шапочку молодой светской девушке: «Детишкам маленьким не без причин /(А уж особенно девицам, /Красавицам и баловницам), /В пути встречая всяческих мужчин, /Нельзя речей коварных слушать, - /Иначе волк их может скушать».

Сторонники мифологической школы (П. Сентив и др.) видели в образе Красной Шапочки скрытую символику: это Заря, которую уничтожает Солнце (волк), или воплощение Майской королевы, в то время как волк олицетворяет Зиму. Психоаналитики видят в поведении Красной Шапочки вполне взрослое желание завлечь волка. Сторонник сценарной теории Э. Берк отмечает: «Красная Шапочка сообщает волку, где он может ее снова встретить, и даже залезает к нему в постель. Она явно играет с волком».

Источники образа не установлены, впервые Красная Шапочка появляется в сказке Перро, однако фольклорные элементы, говорящие о древности сюжета, очевидны. Красная Шапочка - героиня одноименных фильмов (1901, реж. Ж. Мельес, Франция; 1929, реж. А. Кавалканти, Франция; реж. Л. А. Нечаев, СССР) и других произведений разных видов искусств.