«"Три мушкетера". Согласны ли вы с тем что роман считается авантюрно историческим

Сочинение

Согласны ли вы с тем, что роман считается авантюрно-историческим?

Александр Дюма - отец не стремился в своих произведениях к документальноcти. Его романы считаются авантюрно-ис­торическими. Авантюрными прежде всего потому, что их сюжеты строятся на увле­кательной интриге, которая придумана автором. Историческими потому, что в них участвуют реально существовавшие люди, и воспроизведены многие происхо­дившие в действительности события. Но есть и еще одна причина для такого назва­ния - свобода автора при использовании самых различных событий для характе­ристики героев своего повествования. Именно поэтому читатель всегда знает, что, читая авантюрно-исторический ро­ман, он знакомится с остроумной выдум­кой, которая только отчасти верна исто­рической правде. Роман «Три мушкетера» можно точно отнести к первой половине XVII века, в нем описываются события, происходившие при жизни кардинала Ри­шелье и герцога Букингемского.

Как вы объясняете название романа? Как известно, друзей, приключения которых в нем описаны, было четверо, а не трое.

Проследим за судьбами четырех друзей. Трое из них в самом начале романа уже были мушкетерами. Д’Артаньян не сразу добился этой чести. Три мушкетера с Д’Артаньяном - неразделимый союз, в котором самой активной силой был именно Д’Артаньян.

Ни у кого не вызывает сомнения, что главное действующее лицо романа - Д’Артаньян. Его действия лежат в основе всех самых ярких событий романа, кото­рые начинаются с грозной стычки буду­щих друзей. Затем четырех героев свяжут захватывающие приключения, в которых зачинщиком и героем станет Д’Артаньян. Он первым вступает в бой, и он же за­вершает сражения.

Какие события представляются вам наибо­лее яркими, организующими сюжет произведе­ния? Есть ли среди них подлинные исторические события? Какие?

О конкретных событиях говорят все ба­тальные эпизоды романа. Но особенно за­поминается история с подвесками - дра­гоценностью, которая оказалась в Англии в руках влюбленного во французскую ко­ролеву герцога Букингемского. Все много­численные события напряженного сюже­та происходят в первой половине XVII ве­ка. При этом отважным мушкетерам удается предотвратить ряд военных конф­ликтов, которые порождены политикой кардинала Ришелье и герцога Букингемского.

Каков кодекс чести героев романа? Насколь­ко он кажется вам применимым в наше время?

Кодекс чести, который исповедуют мушкетеры, всем известен. Не они его изобрели, но они его свято воплощали в своей жизни, чем привлекли многочис­ленных читателей многих поколений. Некоторые фразы этого кодекса звучат афоризмами: «Один за всех - все за одно­го» и др. Мушкетеры защищают слабых, они карают подлость, благородны по отно­шению к женщине, верны слову. Общий кодекс чести благородного человека впол­не может быть составлен по делам каждо­го из четырех героев романа.

Какие качества и поступки абсолютно непри­емлемы для героев романа? Насколько они непри­емлемы для вас?

Кодекс чести предполагает благородст­во поступков. Соблюдая его, нельзя совер­шить никакого неблаговидного поступка, а не только подлости. Предательство, об­ман, лицемерие, донос - все это исключа­ется самим фактом существования кодек­са чести. И конечно, они должны быть не­приемлемы для каждого из нас.

Связаны ли подвиги героев романа со слу­жением даме или у этих подвигов нет вдохнови­тельницы?

Высокое благородство по отношению к женщине свойственно мушкетерам, они служат даме, помогая, например, короле­ве, мадам Бонасье. Но эти благородные поступки более связаны с их кодексом чести, чем только с поклонением конкрет­ной даме.

  1. Согласны ли вы с тем, что роман считается авантюрно-историческим?
  2. Александр Дюма — отец не стремился в своих произведениях к документальности. Его романы считаются авантюрно-ис-торическими. Авантюрными прежде всего потому, что их сюжеты строятся на увле-кательной интриге, которая придумана автором. Историческими потому, что в них участвуют реально существовавшие люди, и воспроизведены многие происхо-дившие в действительности события. Но есть и еще одна причина для такого назва-ния — свобода автора при использовании самых различных событий для характе-ристики героев своего повествования. Именно поэтому читатель всегда знает, что, читая авантюрно-исторический ро-ман, он знакомится с остроумной выдум-кой, которая только отчасти верна исто-рической правде. Роман «Три мушкетера» можно точно отнести к первой половине XVII века, в нем описываются события, происходившие при жизни кардинала Ри-шелье и герцога Букингемского.

  3. Как вы объясняете название романа? Как известно, друзей, приключения которых в нем описаны, было четверо, а не трое.
  4. Проследим за судьбами четырех друзей. Трое из них в самом начале романа уже были мушкетерами. Д’Артаньян не сразу добился этой чести. Три мушкетера с Д’Артаньяном — неразделимый союз, в котором самой активной силой был именно Д’Артаньян.

  5. Есть ли в романе герой, которого можно считать главным действующим лицом произведе-ния? Кто он? Докажите, что именно он в центре событий романа.
  6. Ни у кого не вызывает сомнения, что главное действующее лицо романа — Д’Артаньян. Его действия лежат в основе всех самых ярких событий романа, кото-рые начинаются с грозной стычки буду-щих друзей. Затем четырех героев свяжут захватывающие приключения, в которых зачинщиком и героем станет Д’Артаньян. Он первым вступает в бой, и он же за-вершает сражения.

  7. Какие события представляются вам наибо-лее яркими, организующими сюжет произведе-ния? Есть ли среди них подлинные исторические события? Какие?
  8. О конкретных событиях говорят все ба-тальные эпизоды романа. Но особенно за-поминается история с подвесками — дра-гоценностью, которая оказалась в Англии в руках влюбленного во французскую ко-ролеву герцога Букингемского. Все много-численные события напряженного сюже-та происходят в первой половине XVII ве-ка. При этом отважным мушкетерам удается предотвратить ряд военных конф-ликтов, которые порождены политикой кардинала Ришелье и герцога Букингемского.

  9. Каков кодекс чести героев романа? Насколь-ко он кажется вам применимым в наше время?
  10. Кодекс чести, который исповедуют мушкетеры, всем известен. Не они его изобрели, но они его свято воплощали в своей жизни, чем привлекли многочис-ленных читателей многих поколений. Некоторые фразы этого кодекса звучат афоризмами: «Один за всех — все за одно-го» и др. Мушкетеры защищают слабых, они карают подлость, благородны по отно-шению к женщине, верны слову. Общий кодекс чести благородного человека впол-не может быть составлен по делам каждо-го из четырех героев романа.

  11. Какие качества и поступки абсолютно непри-емлемы для героев романа? Насколько они непри-емлемы для вас?
  12. Кодекс чести предполагает благородст-во поступков. Соблюдая его, нельзя совер-шить никакого неблаговидного поступка, а не только подлости. Предательство, об-ман, лицемерие, донос — все это исключа-ется самим фактом существования кодек-са чести. И конечно, они должны быть не-приемлемы для каждого из нас.

  13. Связаны ли подвиги героев романа со слу-жением даме или у этих подвигов нет вдохнови-тельницы?
  14. Высокое благородство по отношению к женщине свойственно мушкетерам, они служат даме, помогая, например, короле-ве, мадам Бонасье. Но эти благородные поступки более связаны с их кодексом чести, чем только с поклонением конкрет-ной даме.

  15. Как вы представляете характер и облик ми-леди? Это романтическая фигура, или в том, как она описана, вы видите черты реального харак-тера?
  16. Миледи предстает перед читателем ро-мантической злодейкой, в характере ко-торой нет ни одной светлой черты. Хотя те качества, которые ей присущи, бывают у реальных людей, но сочетание их у миле-ди пугает концентрацией злобы и беспо-щадности, полным отсутствием добрых побуждений.

  17. Дает ли авантюрно-исторический роман представление об изображенной эпохе? Как бы вы охарактеризовали его роль в формировании вашего представления об историческом време-ни?
  18. Несомненная польза авантюрно-истори-ческого романа в том, что он не только знакомит с эпохой, но и увлекает ее сюже-том. События и герои, с которыми нас зна-комит такой роман, обычно эмоционально воспринимаются читателями, и в этом их положительная роль бесспорна. Отдавая должное жизнерадостному таланту А. Дю-ма, отметим его неистощимую выдумку, юмор и блеск диалогов. Мы должны учесть, что умело описывая придворную жизнь эпохи и военные действия, он не очень заботится об исторической досто-верности событий. Многое изображается упрощенно, часто объясняется случайны-ми причинами: интригами придворных, счастливым стечением обстоятельств.

  19. Какой век изображен в романе? Какие приметы времени вы можете выделить в ро-мане?
  20. В романе изображена первая половина XVII века. Роман насыщен самыми разно-образными приметами эпохи. Мы не толь-ко узнаем о событиях конкретного време-ни, но и об архитектуре той поры, о моде, которая царила при дворе, о манере обще-ния и даже правилах организации по-единков. Автор мог бы и ошибаться в воспроизведении реалий времени, но они будут жить в нашей памяти, поскольку изображены писателем очень ярко и убе-дительно.

  21. Какую роль играет пейзаж в романе?
  22. В романе «Три мушкетера», как и в прочих историко-авантюрных романах А. Дюма, роль пейзажа невелика. Он час-то выглядит как декорация эпохи, как подтверждение достоверности изображае-мых событий. Чаще всего это не картины живой природы, а общие очертания места действия. Иногда описание конкретного места включает в себя и рассказ о его из-менении в ходе времени. Так, описывая руины замка, автор вспоминает о поре его расцвета.

  23. Какие интерьеры вам особенно запомни-лись?
  24. Среди интерьеров детальнее всего вос-произведены жилые покои властителей. Их помпезность и их житейское (по мер-кам нашего времени) неудобство. Дюма умеет и любит рисовать словом не только портреты героев, но и тот предметный мир, который их окружает. Читатель на-блюдает за жизнью героев в привычной для него обстановке. Стоит отметить раз-нообразие интерьеров, которые воссоздает писатель: это может быть и будуар коро-левы, и скромная обстановка дома мадам Бонасье, и покои кардинала Ришелье.

    Чаще всего запоминаются те интерье-ры, в которых происходили самые драматические события, а детали их описаний помогают представить важные для разви-тия сюжета сцены.

  25. Чем привлек вас как читателей этот роман: увлекательным приключенческим сюжетом, харак-терами и поступками его героев, мастерством по-вествования, близостью позиций автора к вашим взглядам на жизнь?
  26. Чтение романа увлекает. И, завершив это чтение, можно попробовать определить, что же лежит в основе нашего читательского интереса. Размышляя над этим, мы обыч-но называем увлекательность сюжета, яр-кость характеров героев, удивительное мастерство повествования, которое с ярко-стью рисует действия героев, а также чет-кость выражения позиции автора, с кото-рым любому читателю хочется или согла-ситься, или спорить, настолько она отчет-ливо выражена на страницах романа.

  27. Попробуйте охарактеризовать особеннос-ти мастерства автора.
  28. А. Дюма в своих авантюрно-историче-ских романах активно использует весь на-бор авторских приемов, которые могут притягивать читателя. Он обращается к тому, что интересует каждого читателя — к прошлому. На таком интересном фоне развертываются увлекательные сюжеты, развитие которых удерживает внимание читателя, вызывает его соучастие и сопе-реживание. При этом нужно отметить мастерство изображения характеров, уме-лое использование всех деталей обстанов-ки, которые способствуют активному вклю-чению читателя в ход событий. Если мы попробуем охарактеризовать мастерство автора, то отметим, что перед нами мастер создания сюжета, обрисовки человече-ских характеров, создания сложной и единой картины воспроизведения дейст-вительности в рамках художественного произведения. Материал с сайта

  29. Какие мысли и чувства возникают при чте-нии этого романа?
  30. Чтение романа часто воспринимается как развлечение, как отдых, при котором жизнь вокруг начинает восприниматься радостно и оптимистично, хотя обсто-ятельства сюжета казалось бы этого не предполагают. Однако часто при чтении возникают вопросы, которые в состоянии решить уже не автор, а сам читатель. И эти вопросы и побуждения к действию часто реализуются в поступках, совсем не связанных с героями и сюжетом романа, а всего лишь подсказанных его содержа-нием. Так, часто возникают коллектив-ные «Дневники мушкетеров», даются клятвы, основанные на кодексе чести мушкетеров, которые во многом предоп-ределяют дальнейшее поведение учеников-читателей. Практически каждый чи-татель может оценить меру и степень воз-действия книги на его духовный мир и дальнейшее поведение после того, как прочитана книга.

  31. Чем можно объяснить появление беско-нечного количества инсценировок и киновариан-тов сюжета романа?
  32. Увлекательность сюжета и яркость ха-рактеров героев привлекает читателей. Особенности художественного текста, а также его популярность вызывают жела-ние использовать его для создания произ-ведений других жанров. Можно попробо-вать назвать те жанры, в которых вопло-щались «Три мушкетера», — это кино-фильмы, спектакли, пародийные романы, мюзиклы, мультипликационные фильмы и т. д. Не всем им сопутствовала удача, но всегда сначала читатель и зритель с инте-ресом всматривались в новые попытки ис-пользовать любимые сюжеты и героев.

  33. Попробуйте инсценировать с одноклассни-ками любой эпизод романа.
  34. Любой диалог может превратиться в не-большую сценку, которая будет показы-вать какое-то качество героя, например его изобретательность или быстроту реак-ции. В то же время яркость конкретно-го диалога может рассматриваться как использование художественных приемов Дюма-драматурга на страницах прозаиче-ского произведения. Роман «Три мушке-тера» включен в школьную программу на правах внеклассного чтения и обращение к добровольной творческой работе по со-зданию инсценировки поможет всем вось-миклассникам включиться в процесс об-суждения и художественного произведе-ния с его особенностями, и тех проблем, которые особенно важны в данный мо-мент в этом конкретном классе.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • вопросы и ответы по рассказу три мушкетера
  • чему нас учит роман три мушкетера
  • найдите пейзаж в романе три мушкетера
  • сочинение по роману три мушкетера
  • отрывки пейзажа в романе три мушкетера

Урок внеклассного чтения в 8 классе.

Тема урока: «По страницам романа А.Дюма «Три мушкетёра»

Цели урока:

Воспитательная. Формирование у обучающихся нравственных и эстетических чувств через категории и ценности бытия романа: добро и зло, истина, справедливость, совесть, дружба и любовь, свобода и ответственность.

Развивающая. Развитие образного и аналитического мышления, творческого воображения и читательской культуры; формирование представлений о специфике литературы в ряду других искусств; развитие устной и письменной речи учащихся.

Образовательная. Развитие навыков анализа художественного произведения с привлечением базовых литературных понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведении конкретно-исторического и общечеловеческого содержания.

Методические приемы: сообщение ученика, пересказ и анализ текста, беседа по вопросам, инсценировка эпизода романа Дюма «Три мушкетёра».

Оборудование: презентация к уроку, фрагменты фильма Г.Юнгвальд – Хилькевича «Д , Артаньян и три мушкетёра».

Ход урока.

    Вступительное слово учителя (!)

Дорогие ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие по страницам прекрасного произведения, одной из самых захватывающих книг зарубежной литературы, повлиявшей на умы многих поколений людей во всем мире, мы совершим путешествие по страницам романа А.Дюма «Три мушкетёра». Запишите, пожалуйста Тему сегодняшнего урока»

(!) Цели нашего урока: Кратко пересказать и проанализировать понравившиеся эпизоды романа.

Выявит значение данного произведения на развитие других искусств.

Продолжить обучение навыкам анализа художественного произведения с привлечением базовых литературных понятий.

Развивать умение строить монолог.

Путешествуя по стране Литературии, вы прочитали много книг, со полюбили многих литературных героев, узнали много интересного о писателях и поэтах, русских и зарубежных. А вот с творчеством французского писателя А.Дюма встречаетесь впервые. Послушаем небольшое сообщение о писателе.

    (!) Ученик выступает с сообщением о жизни и творчестве А. Дюма .

Александр Дюма родился 24 июля 1802 года во французском небольшом городке Вилле-Котре близ Парижа. Его отец, генерал Дюма, когда-то служил у наполеона. Потом вышел в отставку и вскоре умер. Тогда Александру было всего 4 года. Семья осталась без средств к существованию. Писатель Дюма унаследовал многие черты характера от своего отца и щедро наделял ими своих героев.

«Это не человек, а сила природы,» - говорил о писателе историк Жюль Мишле, трудами которого восхищался А.Дюма. Мишле платил ему такой же монетой.

Гигант, живший не по средствам, широкая натура, тонкий знаток кулинарного искусства, неистощимый автор, которого всегда сопровождали успех и долги. В этом весь Александр Дюма. Более того, жизнь писателя – сплошной роман в роде тех, что писал он сам: история о великане-обжоре, торопившемся съесть всё и сразу; жизнь, приключения, размышления, мечты. О своей жизни писатель поведал читателям в книге воспоминаний «Мои мемуары».

И так, в 20 лет Дюма оказался в Париже! «Этот неуч Александр, - говорили о нем кумушки Вилле-Котре,- уже служит писателем у герцога Орлеанского.» (Будущего короля Луи-Филиппа.) Александр Дюма был уверен, что завоюет Париж, францию, весь мир своим пером. Будущее показало его правоту.

После нескольких бесплодных попыток написать произведение для театра, наконец, пришел успех. На сцене была поставлена первая пьеса А.Дюма «Генрих III и его двор». Герцог Орлеанский лично способствовал успеху премьеры.. Пьеса, правда, вызывала гнев у сторонников классицизма, но годом позже Дюма вновь одержал победу во время легендарной битвы вокруг пьесы «Эрнами». Театр дал первый билет к славе Александра Дюма.

(Учащиеся записывают годы жизни писателя)

    (!) Дополнения к сообщению (учитель)

Александр Дюма

Французский романист и драматург, обычно называемый Дюма-отцом

1822 – не получив почти никакого систематического образования, двадцатилетний Дюма, имея в кармане пятьдесят три франка, отправляется завоевывать Париж.

1825 – начинает литературную деятельность как драматург, создав пьесу «Охота и любовь» (La chasse et l amour ).

1829 –Дюма создаёт первую подлинно романтическую драму « Генрих III и его двор» , с шумным успехом поставленную в «Комеди-Франсез» и очень удачную в финансовом отношении.

1830 –Принимает участие в июльской революции.

1831 – современная комедия нравов « Антони» , в которой писатель предпринимает первую в сценической практике попытку исследовать психологию романтического героя. Также написана пьеса «Наполеон Бонапарт, или Тридцать лет истории Франции», которая вызывает недовольство Луи Филиппа. Тогда Дюма обращается к нему с открытым письмом, в котором просит не считать его более на службе у Орлеанского дома.

( V ) 1844 – выходит роман « Три мушкетёра» , принадлежащий к числу самых популярных исторических повествований всех времён. Он написан в сотрудничестве с О.Маке. Сюжетная линия почти целиком заимствована из так называемых « Мемуаров господина д"Артаньяна» Готьена де Куртиль де Сандра.

Перу А.Дюма принадлежат романы: « Двадцать лет спустя» , «Королева Марго» , «Граф Монте-Кристо», « Госпожа Монсоро» ,« Сорок пять» , «Виконт де Бражелон» .

1858 – выходит путевой очерк, описывающий путешествие в Россию в 1858г. – «Из Парижа в Астрахань»– изобилующий ошибками, но проникнутый симпатией к России. Всего Дюма совершает несколько разорительных путешествий, которым посвятил почти 30 книг своих « Дорожных впечатлений» .

1860 – присоединяется к походу «Тысячи» Дж.Гарибальди, обеспечившему победу Итальянской революции 1859-1860гг.

Наследие Дюма составляет почти три сотни томов. Чтобы обеспечить себя достаточным количеством материала, он организовал настоящую фабрику по производству книжной продукции. Сотрудниками Дюма были О.Маке и П.А.Фиорентино. Но одушевляющей искрой был гений Дюма, поскольку ни одному из его сотрудников не удалось самостоятельно создать сколько-нибудь запоминающийся роман. (!)

    Беседа по вопросам. (По ходу беседы ребята заполняют таблицу)

Итак, давайте определим художественные особенности изучаемого произведения. По ходу нашей беседы вам необходимо будет заполнить небольшую таблицу. (!) Когда же «Три мушкетера» Дюма впервые были опубликованы?

В 1844 году. (!)

- (!) К какому роду литературы мы его можем отнести?

Эпос- (!)

- (!) Определите жанр произведения.

Роман (!)

- (!) К какому типу хужожественной речи вы отнесете данное произведение?

Проза. (!)

- (!) А каков тип сюжета?

Авантюрный, исторический. (!)

Почему роман называют авантюрно-историческим. Согласны ли вы с такой точкой зрения?

- (!) Где происходят события романа? Какова его география?

- (!) В каком городе (в основном) разворачивается действие?

(!) Какой век изображен в романе? Какие приметы времени вы могли бы назвать?

Правление Людовика XIII – время бурного развития архитектуры, ландшафтного дизайна, строительства множества дворцов, охотничьих домиков, расцвета различных видов искусств.

- (!) Какую роль играет пейзаж в романе? Посмотрите на виды Франции, все эти исторические памятники появились в период правления Людовика XIII .

(!)– Какие интерьеры романа вам особенно запомнились.

Раз уж мы говорим, что роман А.Дюма и исторический, то здесь должны быть реальные исторические личности. Назовите их.

(!)– Определите, чьи портреты размещены на слайде? (Записать имена исторических личностей романа).

А какие реальные исторические события мы находим на страницах романа?

Как вы объясняете название романа? Как известно, друзей, приключения которых в нем описаны, было четверо.

Каков кодекс чести героев романа?

- (!) Насколько он кажется вам применимым в наше время?

Какие качества и поступки абсолютно неприемлемы для героев романа? Насколько они неприемлемы для вас?

Есть ли в романе герой, которого можно считать главным действующим лицом произведения? Кто он?

Давайте же пройдемся по страницам романа и проследим за приключениями наших героев. Обязательно обратите внимание на то, каким образом писателю удается завлечь, заинтриговать читателя. Как раскрываются характеры героев в том или ином эпизоде?

(!) Проводы Д , Артаньяна в Париж.

Как иллюстрация к роману помогла вам представить, каким Д , Артаньян появился на улицах Парижа?

(!) Знакомство с мушкетерами.

    (!) Инсценировка эпизода «Знакомство»

    Пересказ эпизодов романа А.Дюма «Три мушкетера»

(!) Встреча с Д , Тревилем.

(!) История с подвесками.

(!) Тайна Миледи.

(!) Казнь Миледи.

(!) Смерть Констанции.

    (!) Роман А. Дюма был экранизирован во многих странах. На многих киностудиях.

(!) Мне больше всего нравится фильм нашего, российского, режиссера Юнгвальда-Хилькевича «Д , Артаньян и три мушкетера». В главных роля здесь снялись (!) М.Боярский, В.Смехов, И.Ситарыгин, В. Смирнитский, И.Алферова, А.Фрейндлих, О.Табаков, М.Терехова, Н.Трофимов и другие замечательные актеры.

    По вашим просьбам мы посмотрим эпизод гибели Констанции. В фильме это, действительно, один из самых ярких, трогательных и запоминающихся моментов.

Просмотр фрагмента фильма .

    Сравните, пожалуйста, как этот эпизод показан у Дюма и Юнгвальд-Хилькевича? Что нового дает или не дает нам фрагмент фильма?

(!) Хочу сказать, что участие в данном фильме имело большую роль в судьбе актеров, сыгравших главные роли. Как и герои романа, они очень дружны, соблюдают тот кодекс чести, которому были верны мушкетеры. Они даже уговорили режиссера снять продолжение фильма.

(!) Мультипликаторы также обращаются к образам знаменитых мушкетеров. Снят прекрасный мультфильм по мотивам романа.

(!) На сценах многих театров мира и сегодня идут постановки по роману А.Дюма. На этих спектаклях не бывает пустых мест.

(!) Композиторами разных стран написано огромное количество мюзиклов. Есть теле- и радиоспектакли о приключениях мушкетеров.

Запишите в тетради те виды искусства, художники которых обращались и обращаются к образам романа А.Дюма.

    Ребята, как вы думаете, почему роман А.Дюма «Три мушкетёра» не теряет своей актуальности? Почему на протяжение почти двух столетий он вызывает такой интерес у читателей.

    (!) Д/З. Написать отзыв о романе А.Дюма «Три мушкетера»

    Выставление оценок.

1. Все за одного, один за всех! (Все четверо хором произнесли слова, подсказанные им д’ Артаньяном).

2. «Не покоряться никому. Кроме короля, кардинала и господина де Тревиля ». Это был совет отца д’ Артаньяна. Очень напоминает характеристику Н. Лескова Головану – Ивану Флягину: «должностной и верный».

3. Совет де Тревиля гасконцу: Если кто-нибудь затеет с вами ссору - постарайтесь уклониться от нее , будь зачинщик хоть десятилетним ребенком. Если на вас нападут, днем или ночью, - отступайте и не стыдитесь.

4. У дворянина только одно слово .

  • Атос: Монсеньор, мы дворяне и не стали лгать даже ради спасения жизни!
  • Планше: А я ведь не дворянин, так что мне позволено лгать.

5. Атос: Сохраните вверенную вам тайну. (При этом Атос спросил друга, чья это тайна и разрешили ли те люди кого-либо посвящать в эту тайну.)

  • Портос был ранен, но приврал, что будто бы оступился в дуэли. Д’ Артаньян все выслушал, но, зная правду, решил не ранить друга его правдой.
  • Несмотря на свою молодость, наш гасконец был весьма осторожный юноша. Он делал вид, будто поверил всему, что ему рассказал хвастливый мушкетер, так как был убежден, что никакая дружба не выдержит разоблачения тайны, особенно если эта ТАЙНА УЯЗВЛЯЕТ САМОЛЮБИЕ , к тому же мы всегда имеем известное нравственное превосходство над теми, чья жизнь нам известна.
  • Атос под влиянием вина рассказывает гасконцу всю правду о себе и миледи. Проснувшись наутро, он делает вид, как и Портос, что наболтал чепуху. Д’ Артаньян: Вы не говорили ничего особенного… Я ничего не помню . И даже привирает: То-то мне вспоминается, как сквозь сон, будто мы говорили о повешенных.

6. Отношение к деньгам:

  • Атос убивает англичанина. Решают проблему: кому отдать кошелек с его деньгами. Решают: слуге этого англичанина.
  • Д’ Артаньян в бастионе Ла-Рошель убивает одного из сообщников миледи. Второй сообщник был ранен. Так вот юноша кинул кошелек этому раненому. Не обзарился.
  • Палач также не взял денег: "А теперь пусть эта женщина тоже знает, что я исполняю не свое ремесло, а свой долг".
  • Атос никогда не торговался. Если вещь ему подходила, он всякий раз платил требуемую сумму, даже не пытаясь сбавить ее.

7. Портос, видя, что он всецело во власти противника, ПРИЗНАЛ СЕБЯ ПОБЕЖДЕННЫМ.

8. (Продолжение № 7). После чего незнакомец спросил, как его имя, и, узнав, что его зовут Портос, а не Д’ Артаньян, ПРЕДЛОЖИЛ ЕМУ ОПЕРЕТЬСЯ НА ЕГО РУКУ, довел до гостиницы, вскочил на лошадь и исчез.

9. Д’ Артаньян не нашел ничего более остроумного, как посоветовал миледи ПРОСТИТЬ де Варда и отказаться от ее жетоких замыслов.

10. Атос рассказывает гасконцу историю своей любви, но рассказывает завуалированно – как бы не о себе, а о каком-то человеке, т. е. он, вспоминая слова А. Чехова, не уничижает себя в глазах собеседника.

11. Решают проблему, куда пойти гасконцу: одно свидание с дамой, другое – с кардиналом. Арамис: Учтивый кавалер не может не пойти на свидание, назначенное ему дамой, но благоразумный дворянин может найти себе оправдание, не явившись к его высокопреосвященству, особенно если у него есть причины полагать, что его приглашают вовсе не из любезности.

12. Д’ Артаньян рассказывает о том, что происходило с ним в бастионе. Но он ПРИВИРАЕТ….»Я не прощу вам, что вы заставили меня прийти, не дав отдохнуть после нынешней ночи, после того как я брал и разрушал бастион! Ах, как жаль господа, что вас там не было! Жаркое было дело!»

13. – Любезный Атос, я восхищен вами, но в конце концов МЫ ВСЕ-ТАКИ НЕ ПРАВЫ.

14. Фельтон: Поскольку пленница все-таки женщина, я хотел проявить к ней внимание, которое всякий благовоспитанный человек обязан оказывать женщине, если не ради нее, то, по крайней мере, РАДИ СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА.

15. Арамис: Молчание – это последняя радость несчастных; НЕ ВЫДАВАЙТЕ НИКОМУ СВОЕЙ СКОРБИ.

16. Все интриги кончены. Гордиевы узлы развязаны. Ришелье, обращаясь к шевалье де Рошфору и д’ Артаньяну, говорит: Рошфор, перед вами господин д’ Артаньян. Я ПРИНИМАЮ его число МОИХ ДРУЗЕЙ, а потому ПОЦЕЛУЙТЕСЬ ОБА и ведите себя БЛАГОРАЗУМНО, если хотите сберечь ваши головы.

17. Не позорно жить за счет своих любовниц. (Арамис и Портос – впрочем, последний все-таки женился, хотя причиной была не любовь, а сундук с наследством.). [В те времена путь себе прокладывали с помощью женщин и не стыдились этого.]

Илл. Морис Лелуар

Составила Л. Суворова

Очень обяжете, если воспользуетесь этим блоком кнопок и "+1":

Можно посмотреть другие разработки по произведениям:

* Дюма А. "Три мушкетёра" /

Разделы: Литература

Цели урока:

  • Воспитательная. Формирование у обучающихся нравственных и эстетических чувств через категории и ценности бытия романа: добро и зло, истина, справедливость, совесть, дружба и любовь, свобода и ответственность.
  • Развивающая. Развитие образного и аналитического мышления, творческого воображения и читательской культуры; формирование представлений о специфике литературы в ряду других искусств; развитие устной и письменной речи учащихся.
  • Образовательная. Развитие навыков анализа художественного произведения с привлечением базовых литературных понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведении конкретно-исторического и общечеловеческого содержания.

Методические приемы: сообщение ученика, пересказ и анализ текста, беседа по вопросам, инсценировка эпизода романа Дюма "Три мушкетёра".

Оборудование: презентация к уроку, фрагменты фильма Г.Юнгвальд - Хилькевича "Д, Артаньян и три мушкетёра".

Ход урока

Вступительное слово учителя (!)

Дорогие ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие по страницам прекрасного произведения, одной из самых захватывающих книг зарубежной литературы, повлиявшей на умы многих поколений людей во всем мире, мы совершим путешествие по страницам романа А.Дюма "Три мушкетёра". Запишите, пожалуйста Тему сегодняшнего урока"

(!)Цели нашего урока: Кратко пересказать и проанализировать понравившиеся эпизоды романа.

Выявит значение данного произведения на развитие других искусств.

Продолжить обучение навыкам анализа художественного произведения с привлечением базовых литературных понятий.

Развивать умение строить монолог.

Путешествуя по стране Литературии, вы прочитали много книг, со полюбили многих литературных героев, узнали много интересного о писателях и поэтах, русских и зарубежных. А вот с творчеством французского писателя А.Дюма встречаетесь впервые. Послушаем небольшое сообщение о писателе.

(!)Ученик выступает с сообщением о жизни и творчестве А. Дюма.

Александр Дюма родился 24 июля 1802 года во французском небольшом городке Вилле-Котре близ Парижа. Его отец, генерал Дюма, когда-то служил у наполеона. Потом вышел в отставку и вскоре умер. Тогда Александру было всего 4 года. Семья осталась без средств к существованию. Писатель Дюма унаследовал многие черты характера от своего отца и щедро наделял ими своих героев.

"Это не человек, а сила природы," - говорил о писателе историк Жюль Мишле, трудами которого восхищался А.Дюма. Мишле платил ему такой же монетой.

Гигант, живший не по средствам, широкая натура, тонкий знаток кулинарного искусства, неистощимый автор, которого всегда сопровождали успех и долги. В этом весь Александр Дюма. Более того, жизнь писателя - сплошной роман в роде тех, что писал он сам: история о великане-обжоре, торопившемся съесть всё и сразу; жизнь, приключения, размышления, мечты. О своей жизни писатель поведал читателям в книге воспоминаний "Мои мемуары".

И так, в 20 лет Дюма оказался в Париже! "Этот неуч Александр, - говорили о нем кумушки Вилле-Котре,- уже служит писателем у герцога Орлеанского." (Будущего короля Луи-Филиппа.) Александр Дюма был уверен, что завоюет Париж, францию, весь мир своим пером. Будущее показало его правоту.

После нескольких бесплодных попыток написать произведение для театра, наконец, пришел успех. На сцене была поставлена первая пьеса А.Дюма "Генрих III и его двор". Герцог Орлеанский лично способствовал успеху премьеры.. Пьеса, правда, вызывала гнев у сторонников классицизма, но годом позже Дюма вновь одержал победу во время легендарной битвы вокруг пьесы "Эрнами". Театр дал первый билет к славе Александра Дюма.

(Учащиеся записывают годы жизни писателя)

(!)Дополнения к сообщению (учитель)

Александр Дюма

Французский романист и драматург, обычно называемый Дюма-отцом

  • 1822 - не получив почти никакого систематического образования, двадцатилетний Дюма, имея в кармане пятьдесят три франка, отправляется завоевывать Париж.
  • 1825 - начинает литературную деятельность как драматург, создав пьесу "Охота и любовь" (La chasse et l"amour).
  • 1829 -Дюма создаёт первую подлинно романтическую драму "Генрих III и его двор", с шумным успехом поставленную в "Комеди-Франсез" и очень удачную в финансовом отношении.
  • 1830 -Принимает участие в июльской революции.
  • 1831 - современная комедия нравов "Антони", в которой писатель предпринимает первую в сценической практике попытку исследовать психологию романтического героя. Также написана пьеса "Наполеон Бонапарт, или Тридцать лет истории Франции", которая вызывает недовольство Луи Филиппа. Тогда Дюма обращается к нему с открытым письмом, в котором просит не считать его более на службе у Орлеанского дома.
  • (V) 1844 - выходит роман "Три мушкетёра", принадлежащий к числу самых популярных исторических повествований всех времён. Он написан в сотрудничестве с О.Маке. Сюжетная линия почти целиком заимствована из так называемых "Мемуаров господина д"Артаньяна" Готьена де Куртиль де Сандра.

Перу А.Дюма принадлежат романы: "Двадцать лет спустя" , "Королева Марго" , "Граф Монте-Кристо", "Госпожа Монсоро","Сорок пять","Виконт де Бражелон".

  • 1858 - выходит путевой очерк, описывающий путешествие в Россию в 1858г. - "Из Парижа в Астрахань"- изобилующий ошибками, но проникнутый симпатией к России. Всего Дюма совершает несколько разорительных путешествий, которым посвятил почти 30 книг своих "Дорожных впечатлений" .
  • 1860 - присоединяется к походу "Тысячи" Дж.Гарибальди, обеспечившему победу Итальянской революции 1859-1860гг.

Наследие Дюма составляет почти три сотни томов. Чтобы обеспечить себя достаточным количеством материала, он организовал настоящую фабрику по производству книжной продукции. Сотрудниками Дюма были О.Маке и П.А.Фиорентино. Но одушевляющей искрой был гений Дюма, поскольку ни одному из его сотрудников не удалось самостоятельно создать сколько-нибудь запоминающийся роман. (!)

Беседа по вопросам. (По ходу беседы ребята заполняют таблицу)

Итак, давайте определим художественные особенности изучаемого произведения. По ходу нашей беседы вам необходимо будет заполнить небольшую таблицу. (!)Когда же "Три мушкетера" Дюма впервые были опубликованы?

В 1844 году. (!)

- (!)К какому роду литературы мы его можем отнести?

-(!)Определите жанр произведения.

Роман (!)

- (!)К какому типу хужожественной речи вы отнесете данное произведение?

Проза. (!)

-(!)А каков тип сюжета?

Авантюрный, исторический. (!)

Почему роман называют авантюрно-историческим. Согласны ли вы с такой точкой зрения?

- (!)Где происходят события романа? Какова его география?

- (!)В каком городе (в основном) разворачивается действие?

(!)Какой век изображен в романе? Какие приметы времени вы могли бы назвать?

Правление Людовика XIII - время бурного развития архитектуры, ландшафтного дизайна, строительства множества дворцов, охотничьих домиков, расцвета различных видов искусств.

- (!)Какую роль играет пейзаж в романе? Посмотрите на виды Франции, все эти исторические памятники появились в период правления Людовика XIII.

(!)- Какие интерьеры романа вам особенно запомнились.

Раз уж мы говорим, что роман А.Дюма и исторический, то здесь должны быть реальные исторические личности. Назовите их.

(!)- Определите, чьи портреты размещены на слайде? (Записать имена исторических личностей романа).

А какие реальные исторические события мы находим на страницах романа?

Как вы объясняете название романа? Как известно, друзей, приключения которых в нем описаны, было четверо.

Каков кодекс чести героев романа?

- (!)Насколько он кажется вам применимым в наше время?

Какие качества и поступки абсолютно неприемлемы для героев романа? Насколько они неприемлемы для вас?

Есть ли в романе герой, которого можно считать главным действующим лицом произведения? Кто он?

Давайте же пройдемся по страницам романа и проследим за приключениями наших героев. Обязательно обратите внимание на то, каким образом писателю удается завлечь, заинтриговать читателя. Как раскрываются характеры героев в том или ином эпизоде?

(!)Проводы Д, Артаньяна в Париж.

Как иллюстрация к роману помогла вам представить, каким Д, Артаньян появился на улицах Парижа?

(!)Знакомство с мушкетерами.

(!)Инсценировка эпизода "Знакомство"

Пересказ эпизодов романа А.Дюма "Три мушкетера"

(!)Встреча с Д, Тревилем.

(!) История с подвесками.

(!)Тайна Миледи.

(!)Казнь Миледи.

(!)Смерть Констанции.

(!)Роман А. Дюма был экранизирован во многих странах. На многих киностудиях.

(!)Мне больше всего нравится фильм нашего, российского, режиссера Юнгвальда-Хилькевича "Д, Артаньян и три мушкетера". В главных роля здесь снялись (!)М.Боярский, В.Смехов, И.Ситарыгин, В. Смирнитский, И.Алферова, А.Фрейндлих, О.Табаков, М.Терехова, Н.Трофимов и другие замечательные актеры.

По вашим просьбам мы посмотрим эпизод гибели Констанции. В фильме это, действительно, один из самых ярких, трогательных и запоминающихся моментов.

Просмотр фрагмента фильма.

Сравните, пожалуйста, как этот эпизод показан у Дюма и Юнгвальд-Хилькевича? Что нового дает или не дает нам фрагмент фильма?

(!)Хочу сказать, что участие в данном фильме имело большую роль в судьбе актеров, сыгравших главные роли. Как и герои романа, они очень дружны, соблюдают тот кодекс чести, которому были верны мушкетеры. Они даже уговорили режиссера снять продолжение фильма.

(!)Мультипликаторы также обращаются к образам знаменитых мушкетеров. Снят прекрасный мультфильм по мотивам романа.

(!)На сценах многих театров мира и сегодня идут постановки по роману А.Дюма. На этих спектаклях не бывает пустых мест.

(!)Композиторами разных стран написано огромное количество мюзиклов. Есть теле- и радиоспектакли о приключениях мушкетеров.

Запишите в тетради те виды искусства, художники которых обращались и обращаются к образам романа А.Дюма.

Ребята, как вы думаете, почему роман А.Дюма "Три мушкетёра" не теряет своей актуальности? Почему на протяжении почти двух столетий он вызывает такой интерес у читателей.

(!)Д/З. Написать отзыв о романе А.Дюма "Три мушкетера"

Выставление оценок.