Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задание C1.
Да, ведь вам нужен реестрик всех этих тунеядцев? Как же, я, как знал, всех их списал на особую бумажку, чтобы при первой подаче ревизии всех их вычеркнуть.
Плюшкин надел очки и стал рыться в бумагах. Развязывая всякие связки, он попотчевал своего гостя такою пылью, что тот чихнул. Наконец вытащил бумажку, всю исписанную кругом. Крестьянские имена усыпали её тесно, как мошки. Были там всякие: и Парамонов, и Пименов, и Пантелеймонов, и даже выглянул какой-то Григорий Доезжай-не-доедешь; всех было сто двадцать с лишком. Чичиков улыбнулся при виде такой многочисленности. Спрятав её в карман, он заметил Плюшкину, что ему нужно будет для совершения крепости приехать в город.
В город? Да как же?., а дом-то как оставить? Ведь у меня народ или вор, или мошенник: в день так оберут, что и кафтана не на чём будет повесить.
Так не имеете ли кого-нибудь знакомого?
Да кого же знакомого? Все мои знакомые перемерли или раззнакомились. Ах, батюшки! как не иметь, имею! - вскрикнул он. - Ведь знаком сам председатель, езжал даже в старые годы ко мне, как не знать! однокорытниками были, вместе по заборам лазили! как не знакомый? уж такой знакомый! так уж не к нему ли написать?
И конечно, к нему.
Как же, уж такой знакомый! в школе были приятели.
И на этом деревянном лице вдруг скользнул какой-то тёплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства, явление, подобное неожиданному появлению на поверхности вод утопающего, произведшему радостный крик в толпе, обступившей берег. Но напрасно обрадовавшиеся братья и сёстры кидают с берега верёвку и ждут, не мелькнёт ли вновь спина или утомлённые бореньем руки, - появление было последнее. Глухо всё, и ещё страшнее и пустыннее становится после того затихнувшая поверхность безответной стихии. Так и лицо Плюшкина вслед за мгновенно скользнувшим на нём чувством стало ещё бесчувственней и ещё пошлее.
Лежала на столе четвёртка чистой бумаги, - сказал он, - да не знаю, куда запропастилась: люди у меня такие негодные!
Тут стал он заглядывать и под стол и на стол, шарил везде и наконец закричал: «Мавра! а Мавра!» На зов явилась женщина с тарелкой в руках, на которой лежал сухарь, уже знакомый читателю. И между ними произошёл такой разговор:
Куда ты дела, разбойница, бумагу?
Ей-богу, барин, не видывала, опричь небольшого лоскутка, которым изволили прикрыть рюмку?
А вот я по глазам вижу, что подтибрила.
Да на что ж бы я подтибрила? Ведь мне проку с ней никакого; я грамоте не знаю.
Врёшь, ты снесла пономарёнку: он маракует, так ты ему и снесла.
Да пономарёнок, если захочет, так достанет себе бумаги. Не видал он вашего лоскутка!
Вот погоди-ка: на страшном суде черти припекут тебя за это железными рогатками! вот посмотришь, как припекут!
Да за что же припекут, коли я не брала и в руки четвёртки? Уж скорее в другой какой бабьей слабости, а воровством меня ещё никто не попрекал.
А вот черти-то тебя и припекут! скажут: «А вот тебе, мошенница, за то, что барина-то обманывала!», да горячими-то тебя и припекут!
А я скажу: не за что! ей-богу, не за что, не брала я... Да вон она лежит на столе. Всегда понапраслиной попрекаете!
Плюшкин увидел, точно, четвёртку и на минуту остановился, пожевал губами и произнёс: «Ну, что ж ты расходилась так? Экая занозистая! Ей скажи только одно слово, а она уж в ответ десяток! Поди-ка принеси огоньку запечатать письмо. Да стой, ты схватишь сальную свечу, сало дело топкое: сгорит - да и нет, только убыток; а ты принеси-ка мне лучинку!»
Мавра ушла, а Плюшкин, севши в кресла и взявши в руку перо, долго ещё ворочал на все стороны четвёртку, придумывая: нельзя ли отделить от неё ещё осьмушку, но наконец убедился, что никак нельзя; всунул перо в чернильницу с какою-то заплесневшею жидкостью и множеством мух на дне и стал писать, выставляя буквы, похожие на музыкальные ноты, придерживая поминутно прыть руки, которая расскакивалась по всей бумаге, лепя скупо строка на строку, и не без сожаления подумывая о том, что всё ещё останется много чистого пробела.
Н.В. Гоголь, «Мёртвые души».
С1. Как в приведённом фрагменте раскрывается характер Плюшкина?
Плюшкин является последним помещиком, к которому приезжает Чичиков для покупки «мёртвых душ». Каким предстаёт Плюшкин в этом эпизоде? На первый взгляд, он богат, у него много крестьян, но в то же время мы видим его плохим хозяином: даже Чичикова он «потчует» пылью и паутиной, всё у него в запустении. Помещик жаден и скуп настолько, что обрекает себя на нищенское существование. В данном фрагменте Гоголь показывает, как Плюшкин вместо сальной свечи просит принести «лучинку», очень переживает о том, что на крошечной бумажке между строками остаются пробелы. Он слишком недоверчив к людям: боится оставить дом на время поездки в город, упрекает Мавру в воровстве бумажки. Всё омертвело в этом помещике, и он, владелец живых душ, сам превращается в «мёртвую душу». В то же время Н. Гоголь показывает, что на «деревянном лице» Плюшкина может скользнуть « тёплый луч» - хотя бы намёк на какое-то чувство, у героя есть какие-то воспоминания о детстве, о школьном приятеле, и это значит, что душа Плюшкина всё-таки ещё не умерла окончательно.
Рева Татьяна, 11 А класс 2013 г.
8. Как в приведённом фрагменте раскрывается образ приятеля Чичикова и какие средства помогают раскрыть этот образ?
В приведенном отрывке поэмы «Мертвые души» раскрывается образ приятеля главного героя Манилова как «ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан, по словам пословицы» (прием употребления фольклорной мудрости весьма помогает Николаю Васильевичу в поставленной задаче).
То есть перед читателем представляется образ человека, который относится к некоему среднему слою общества: «Гораздо легче изображать характеры большого размера... но вот эти господа страшно трудны для портретов». Чтобы изобразить портрет, нужно постараться найти какие-то «тонкие, почти невидимые черты», а чтобы отобразить характер, нужно быть профессиональным «выпытевателем».
В то же время, автор вводит в описание Манилова не менее значимую черту – «заискивающий расположения и знакомства» взгляд. Через прием градации (сначала герой успокоится и на расположении собеседника, а после ему уже нужно знакомство) читатель понимает всю эту «приторность», чрезмерную навязчивость Манилова.
9. В каких произведениях русской литературы представлены провинциальные помещики и в чём этих персонажей можно сопоставить с Маниловым?
1) А. С. Грибоедов «Горе от ума»
В этой пьесе перед читателем предстает «фамусовское» общество, названное так в честь главного героя Фамусова, помещика, отличающегося своей двуличной натурой и неприязнью к образованию. В чем же схожесть Манилова и Фамусова? Да в том, что и тот, и другой просто-напросто лентяи, готовые проводить все свое время на балах да на пиршествах, они лицемерные, то есть перед определенными людьми – одни, перед другими – соответственно, другие. Но у этих героев, кроме того, есть и отличия: если цель Фамусова была достигнута – чины и почет, то у Манилова как таковой цели и нет, поэтому и достигать-то нечего.
2) Гончаров «Обломов»
В этом произведении главный герой, по чьей фамилии и было названо произведение, Обломов выступает перед читателями ленивым человеком (а вот и сходства с Маниловым!), который чуть что зовет своего слугу: «За-аха-ар!» Но если Манилов все же знакомится с новыми посетителями города-провинции, то Обломов даже личную жизнь не может устроить.
Обновлено: 2019-04-03
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Полезный материал по теме
- Как в приведённом фрагменте раскрывается характер Плюшкина? В каких произведениях русской литературы представлены провинциальные помещики и в чём этих персонажей можно сопоставить с Плюшкиным? «Мертвые души» Н.В. Гоголь
Каталог заданий.
Литература XVIII века и первой половины XIX века
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
Как в приведенном отрывке раскрывается проблема взаимоотношений художника и толпы?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; C1-С2.
Счастлив путник, который после длинной, скучной дороги с её холодами, слякотью, грязью, невыспавшимися станционными смотрителями, бряканьями колокольчиков, починками, перебранками, ямщиками, кузнецами и всякого рода дорожными подлецами видит наконец знакомую крышу с несущимися навстречу огоньками, и предстанут пред ним знакомые комнаты, радостный крик выбежавших навстречу людей, шум и беготня детей и успокоительные тихие речи, прерываемые пылающими лобзаниями, властными истребить всё печальное из памяти. Счастлив семьянин, у кого есть такой угол, но горе холостяку!
Счастлив писатель, который мимо характеров скучных, противных, поражающих печальною своею действительностью, приближается к характерам, являющим высокое достоинство человека, который из великого омута ежедневно вращающихся образов избрал одни немногие исключения, который не изменял ни разу возвышенного строя своей лиры, не ниспускался с вершины своей к бедным, ничтожным своим собратьям, и, не касаясь земли, весь повергался в свои далеко отторгнутые от неё и возвеличенные образы. Вдвойне завиден прекрасный удел его: он среди их как в родной семье; а между тем далеко и громко разносится его слава. Он окурил упоительным куревом людские очи; он чудно польстил им, сокрыв печальное в жизни, показав им прекрасного человека. Всё, рукоплеща, несётся за ним и мчится вслед за торжественной его колесницей. Великим всемирным поэтом именуют его, парящим высоко над всеми другими гениями мира, как парит орел над другими высоко летающими. При одном имени его уже объемлются трепетом молодые пылкие сердца, ответные слёзы ему блещут во всех очах... Нет равного ему в силе — он Бог! Но не таков удел, и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу всё, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, — всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога, и крепкою силою неумолимого резца дерзнувшего выставить их выпукло и ярко на
всенародные очи! Ему не собрать народных рукоплесканий, ему не зреть признательных слёз и единодушного восторга взволнованных им душ; к нему не полетит навстречу шестнадцатилетняя девушка с закружившеюся головою и геройским увлеченьем; ему не позабыться в сладком обаянье им же исторгнутых звуков; ему не избежать, наконец, от современного суда, лицемерно-бесчувственного современного суда, который назовёт ничтожными и низкими им лелеянные созданья, отведёт ему презренный угол в ряду писателей, оскорбляющих человечество, придаст ему качества им же изображённых героев, отнимет от него и сердце, и душу, и божественное пламя таланта. Ибо не признаёт современный суд, что равно чудны стёкла, озирающие солн- цы и передающие движенья незамеченных насекомых; ибо не признаёт современный суд, что много нужно глубины душевной, дабы озарить картину, взятую из презренной жизни, и возвести её в перл созданья; ибо не признаёт современный суд, что высокий восторженный смех достоин стать рядом с высоким лирическим движеньем и что целая пропасть между ним и кривляньем балаганного скомороха! Не признаёт сего современный суд и все обратит в упрёк и поношенье непризнанному писателю; без разделенья, без ответа, без участья, как бессемейный путник, останется он один посреди дороги. Сурово его поприще, и горько почувствует он своё одиночество.
Н. В. Гоголь «Мёртвые души»
Как называется литературное направление, принципы которого отчасти сформулированы во второй части представленного фрагмента («вызвать наружу всё, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, — всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь»)?
Пояснение.
Ответ: реализм.
Ответ: реализм
Укажите термин, которым обозначают повтор слова или группы слов в начале соседних фраз («Счастлив путник... Счастлив писатель...»).
Пояснение.
Такой термин называется «анафора» или «единоначатие». Дадим определение.
Анафора или единоначатие — стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков).
Ответ: анафора.
Ответ: анафора|единоначатие
Как называются образные определения, являющиеся традиционным средством художественной изобразительности («скучной дороги», «пылкие сердца» и т. п.)?
Пояснение.
Такие образные определения называются эпитетами. Дадим определение.
Эпитет — определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным (вторая жизнь).
Ответ: эпитеты.
Ответ: эпитет|эпитеты
Виктория Белоусова
04.03.2017 15:31
но ведь если просят называть "образнЫЕ определенИЯ" то мы должны ответить, что это эпитетЫ? Разве нет?
Татьяна Стаценко
Должны быть приняты оба ответа.
Укажите вид тропа, в основе которого - перенос свойств одних предметов и явлений на другие («пламя таланта»).
Пояснение.
Такой троп называется метафорой.
Метафора — один из основных поэтических тропов: употребление слова в переносном его значении для определения какого-либо предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами. Использование метафоры подчёркивает это сходство или, наоборот, различие предметов или явлений, на которые хочет обратить наше внимание писатель.
Ответ: метафора.
Ответ: метафора
В данном фрагменте противопоставлены два типа писателей. Каким термином обозначается такое противопоставление предметов, явлений или персонажей в художественном произведении?
Пояснение.
Такое противопоставление предметов называется «антитеза» или «контраст». Дадим определение.
Антитеза — риторическое противопоставление текста, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.
Ответ: антитеза или контраст.
Ответ: антитеза|контраст
Укажите приём, использованный автором в следующей фразе: «...парящим высоко над всеми другими гениями мира, как парит орёл над другими высоко летающими ».
Пояснение.
Сравнение — это троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения — это выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания свойства.
Ответ: сравнение.
Ответ: сравнение
Назовите авторское определение жанра «Мёртвых душ».
Пояснение.
Н. В. Гоголь дал определение жанра «Мёртвых душ» — поэма.
Ответ: поэма.
Ответ: поэма
Кто из отечественных прозаиков или поэтов обращался к теме назначения художественного творчества и в чём их позиция созвучна размышлениям автора «Мёртвых душ»?
Пояснение.
Тема поэта и поэзии, назначения художественного творчества звучит в стихах Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Маяковского, романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» и др.
Традиционно целью творчества в русской литературе прогрессивные поэты и писатели считали служение народу, своей стране. В приведенном отрывке Гоголь подчеркивает, что это исполнение своего назначение поэтом или писателем не всегда может быть оценено теми, кому он служит, зачастую ведет к непониманию, так как, выступая в роли пророка, поэт (писатель) противопоставляется толпе. Та же участь ждала и Мастера в романе Булгакова.
Пояснение.
Предназначение художника - говорить правду, как бы к этой правде не относилось большинство. Порой этот удел неблагодарен и тернист, ведь слишком велика возможность сказать неприятное, сказать то, что толпе слышать не хочется: «Сурово его поприще, и горько почувствует он своё одиночество».
Какую роль играет приведённая сцена в развитии сюжета пьесы?
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.
Городничий. Обязанность моя, как градоначальника здешнего города, заботиться о том, чтобы проезжающим и всем благородным людям никаких притеснений...
Хлестаков (сначала немного заикается, но к концу речи говорит громко) . Да что же делать?.. Я не виноват... Я, право, заплачу... Мне пришлют из деревни.
Бобчинский выглядывает из дверей. Он больше виноват: говядину мне подаёт такую твёрдую, как бревно; а суп — он чёрт знает чего плеснул туда, я должен был выбросить его за окно. Он меня морил голодом по целым дням... Чай такой странный: воняет рыбой, а не чаем. Да что ж я... Вот новость!
Городничий (робея) . Извините, я, право не виноват. На рынке у меня говядина всегда хорошая. Привозят холмогорские купцы, люди трезвые и поведения хорошего. Я уж не знаю, откуда он берёт такую. А если что не так, то... Позвольте мне предложить вам переехать со мною на другую квартиру.
Хлестаков . Нет, не хочу! Я знаю, что значит на — другую квартиру: то есть — в тюрьму. Да какое вы имеете право? Да как вы смеете?.. Да вот я... Я служу в Петербурге. (Бодрится.) Я, я, я...
Городничий (в сторону) . О господи ты боже, какой сердитый! Всё узнал, все рассказали проклятые купцы!
Хлестаков (храбрясь) . Да вот вы хоть тут со всей своей командой — не пойду! Я прямо к министру! (Стучит кулаком по столу.) Что вы? Что вы?
Городничий (вытянувшись и дрожа всем телом) . Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие... не сделайте несчастным человека.
Хлестаков . Нет, я не хочу! Вот ещё! мне какое дело? Оттого, что у вас жена и дети, я должен идти в тюрьму, вот прекрасно!
Бобчинский выглядывает в дверь и с испугом прячется. Нет, благодарю покорно, не хочу.
Городничий (дрожа) . По неопытности, ей-богу по неопытности. Недостаточность состояния... Сами извольте посудить: казённого жалованья не хватает даже на чай и сахар. Если ж и были какие взятки, то самая малость: к столу что-нибудь да на пару платья. Что же до унтер-офицерской вдовы, занимающейся купечеством, которую я будто бы высек, то это клевета, ей-богу клевета. Это выдумали злодеи мои: это такой народ, что на жизнь мою готовы покуситься.
Хлестаков . Да что? Мне нет никакого дела до них. (В размышлении.) Я не знаю, однако ж, зачем вы говорите о злодеях и о какой-то унтер-офицерской вдове... Унтер-офицерская жена совсем другое, а меня вы не смеете высечь, до этого вам далеко... Вот ещё! смотри ты какой!.. Я заплачу, заплачу деньги, но у меня теперь нет. Я потому и сижу здесь, что у меня нет ни копейки.
Городничий (в сторону) . О, тонкая штука! Эк куда метнул! какого туману напустил! Разбери кто хочет! Не знаешь, с какой стороны и приняться. Ну, да уж попробовать на авось. (Вслух.) Если вы точно имеете нужду в деньгах или в чём другом, то готов служить сию минуту. Моя обязанность помогать проезжающим.
Хлестаков . Дайте, дайте мне взаймы! Я сейчас же расплачусь с трактирщиком. Мне бы только рублей двести или хоть даже и меньше.
Городничий (поднося бумажки) . Ровно двести рублей, хоть и не трудитесь считать.
Н. В. Гоголь «Ревизор»
Укажите жанр, к которому относится пьеса Н. В. Гоголя «Ревизор».
Пояснение.
Пьеса Н. В. Гоголя «Ревизор» относится к жанру комедии. Дадим определение.
Комедия - жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей.
Ответ: комедия.
Ответ: комедия
Назовите литературное направление, которое характеризуется объективным изображением действительности и принципы которого развивал в своём творчестве Н. В. Гоголь.
Пояснение.
Такое литературное направление называется реализмом. Дадим определение.
Реализм — это основной метод искусства и литературы. Его основа — это принцип жизненной правды, которым руководствуется художник в своём творчестве, стремясь дать наиболее полное и верное отражение жизни и сохраняя наибольшее жизненное правдоподобие в изображении событий, людей, предметов вещного мира и природы такими, какими они являются в самой действительности.
Ответ: реализм.
Ответ: реализм
Приведённая сцена строится как разговор двух действующих лиц. Как называется такая форма общения между персонажами художественного произведения?
Пояснение.
Диалог - разговор между двумя или несколькими лицами в художественном произведении.
Ответ: диалог.
Ответ: диалог
Во фрагменте используются авторские пояснения, замечания по ходу действия пьесы («сначала немного заикается, но к концу речи говорит громко» и т.п.). Каким термином они называются?
Пояснение.
Они называются термином «ремарка». Дадим определение.
Ремарка - это пояснения, которыми драматург предваряет или сопровождает ход действия в пьесе. ремарки могут пояснять возраст, внешний облик, одежду действующих лиц, а также их душевное состояние, поведение, движения, жесты, интонации. В ремарках, предпосылаемых акту, сцене, эпизоду, дается обозначение, иногда описание места действия, обстановки.
Ответ: ремарка.
Ответ: ремарка|ремарки
Какой приём используется в реплике Хлестакова о говядине «твёрдой, как бревно »?
Пояснение.
Такой приём называется сравнением. Дадим определение.
Сравнение — это троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения - это выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания свойства.
Ответ: сравнение.
Ответ: сравнение
В фамилии Хлестакова, как и в фамилиях других действующих лиц пьесы, заложена определённая образная характеристика. Как называются такие фамилии?
Пояснение.
Такие фамилии в литературе называются «говорящими». Дадим определение.
«Говорящие» фамилии в литературе — это фамилии, являющиеся частью характеристики персонажа художественного произведения, подчёркивающие наиболее яркую черту характера персонажа.
Ответ: говорящие.
Ответ: говорящие|говорящиефамилии|говорящаяфамилия
Речь героев отличается эмоциональностью и изобилует восклицаниями и вопросами, не требующими ответа. Как они называются?
Пояснение.
Такие вопросы называются риторическими. Дадим определение.
Риторический вопрос - это риторическая фигура, представляющая собой не ответ на вопрос, а утверждение. По сути, риторический вопрос - это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности.
Ответ: риторические.
Ответ: риторические|риторический|риторический вопрос
В каких произведениях русских писателей отображены нравы чиновников и что сближает эти произведения с пьесой Н. В. Гоголя «Ревизор»?
Пояснение.
Действие в «Ревизоре» относится к началу 30-х годов девятнадцатого века. Всевозможные злоупотребления властью, казнокрадство и взяточничество, произвол и пренебрежительное отношение к народу были характерными, укоренившимися чертами тогдашнего чиновничества. Именно такими Гоголь и показывает в своей комедии правителей уездного города.
Все чиновники нарисованы Гоголем, как живые, каждый из них своеобразен. Но в то же время все они создают суммарный облик чиновничества, управляющего страной, раскрывают гнилостность общественно-политического строя крепостнической России.
Очень похожи на чиновников из «Ревизора» чиновники гоголевских «Мёртвых душ», чиновники из «Горя от ума» Грибоедова, «слуги народа» советской эпохи из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Чиновники из романа «Мастер и Маргарита» - существа в высшей степени бессовестные, погрязшие в собственнических интересах. Степан Лиходеев – опустившийся тип, пьёт, гуляет, не задумываясь, пускает в варьете сомнительных артистов. «Чиновники от литературы», являясь властью для «рядовых» писателей, истинных художников, творцов, подчиняются директивам сверху и одним росчерком пера запрещают творить, не задумываясь, что, лишая возможности писать, они лишают настоящего мастера жизни.
Таким образом, в русской литературе и XIX и XX века чиновничество предстаёт не в самом выгодном для себя цвете, являя в своих рядах образцы подлости, лицемерия, чинопоклонства.
Пояснение.
Каждый из героев комедии «Ревизор», встревоженный известием о возможной ревизии, ведет себя в соответствии со своим характером и своими действиями против закона. Городничий приезжает в трактир к Хлестакову, полагая, что тот - ревизор. В первые минуты оба напуганы: городничий думает, что приезжий не доволен порядками в городе, а Хлестаков подозревает, что его хотят отвести в тюрьму за неоплату накопившихся счетов. Эта сцена раскрывает суть двух характеров: трусливость Хлестакова и многоопытную изворотливость городничего. Комизм первой встречи городничего и Хлестакова в трактире построен на ошибке, которая и провоцирует страх у персонажей, страх настолько сильный, что оба не замечают явных противоречий. С этой сцены завязывается комическая история нелепых взаимоотношений чиновников уездного города с мелким мошенником Хлестаковым.
Что можно сказать о системе воспитания в семье Простаковых?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.
Г-жа Простакова (Тришке) . Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребёнку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.
Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.
Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.
Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же.
Терентьевича. Протосковал до самого утра.
Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?
Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.
Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.
Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.
Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.
Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.
Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.
Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.
Г-жа Простакова . Какая же дрянь, Митрофанушка?
Митрофан . Да то ты, матушка, то батюшка.
Г-жа Простакова . Как же это?
Митрофан . Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изводишь бить батюшку.
Простаков (в сторону) . Ну, беда моя! Сон в руку!
Митрофан (разнежась) . Так мне и жаль стало.
Г-жа Простакова (с досадою) . Кого, Митрофанушка?
Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.
Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно моё утешение.
Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!
Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.
Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.
Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?
Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо...
Г-жа Простакова. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка. Митрофан с Еремеевною уходят.
Д. И. Фонвизин «Недоросль»
Укажите жанр, к которому относится пьеса Д. И. Фонвизина «Недоросль».
Пояснение.
Пьеса Д. И. Фонвизина «Недоросль» относится к жанру комедия.
Комедия - это жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей.
Ответ: комедия.
Ответ: комедия
Назовите литературное направление, получившее своё развитие в литературе XVIII века, принципы которого нашли своё воплощение в пьесе Д. И. Фонвизина.
Пояснение.
Такое литературное направление называется классицизмом. Дадим определение.
Классицизм - это художественное направление в европейской литературе XVII - начал XIX в. Важнейшая черта классицизма - это высокая гражданственность тематики, обращение к образцам и формам античной литературы как к эстетическому эталону.
Ответ: классицизм.
Ответ: классицизм
Софья Добрынина (Приморско-Ахтарск)
30.01.2016 11:14
Пьесу Фонвизина (Недоросль) в литературном направлении относят к просветительскому реализму. Хотя пьеса содержит в себе черты и классицизма и реализма. Автор использует приема классицизма (единство времени, места..), но делает это по-новому, т.е. показывает жизнь, быт героев. Поэтому "Недоросль" относится к раннему русскому реализму эпохи Просвещения.
Татьяна Стаценко
Читаем вопрос: "Назовите литературное направление, получившее своё развитие в литературе XVIII века..." Вряд ли можно говорить о реализме в русской литературе XVIII века.
Приведённая сцена передаёт оживлённый разговор персонажей. Как называется подобная форма общения героев художественного произведения?
Пояснение.
Такая форма общения называется диалогом. Дадим определение.
Диалог - литературная или театральная форма устного или письменного обмена высказываниями (репликами) в разговоре между двумя и более людьми. Традиционно противопоставляется монологу.
Ответ: диалог.
Ответ: диалог|полилог
Аня Щербинина
07.10.2017 11:17
Разве это не будет являться полилогом, если точнее сказать? Ведь разговаривают именно несколько персонажей.
Татьяна Стаценко
Такой ответ у нас предусмотрен. Оба ответа верны.
По ходу действия пьесы даются авторские пояснения и замечания («в сторону», «разнежась», «с досадою»), Каким термином они обозначаются?
Пояснение.
Такой термин называется ремаркой. Дадим определение.
Ремарка — это пояснения, которыми драматург предваряет или сопровождает ход действия в пьесе. ремарках могут пояснять возраст, внешний облик, одежду действующих лиц, а также их душевное состояние, поведение, движения, жесты, интонации. В ремарках, предпосылаемых акту, сцене, эпизоду, дается обозначение, иногда описание места действия, обстановки.
Ответ: ремарка.
Ответ: Ремарка|ремарки
Речь героев изобилует словами и выражениями, нарушающими литературную норму («така дрянь», «обойми меня» и т. п.). Укажите этот вид речи.
Пояснение.
Такой вид речи называется просторечием. Дадим определение.
Просторечие - это слова, выражения, грамматические формы и конструкции, распространённые в нелитературной разговорной речи, свойственные малообразованным носителям языка и явно отклоняющиеся от существующих литературных языковых норм. Носителем просторечия является необразованное и полуобразованное городское население, иногда слова из разговорной речи употребляют высокопоставленные чиновники с целью найти общий язык с целевой аудиторией.
Ответ: просторечие.
Ответ: просторечие|разговорнаяречь|просторечия
Полина Башкирова
31.01.2017 16:27
Почему не подходит вариант "разговорная" речь?
Татьяна Стаценко
Имена и фамилии героев данного эпизода несут на себе определённую смысловую нагрузку. Как называются такие имена и фамилии?
Пояснение.
Они называются «говорящими». Дадим определение.
«Говорящие» фамилии - это фамилии, являющиеся частью характеристики персонажа художественного произведения, подчёркивающие наиболее яркую черту характера персонажа.
Ответ: говорящие.
Ответ: говорящие|говорящиефамилии|говорящаяфамилия
В приведённой сцене содержатся сведения о персонажах, месте и времени действия, описаны обстоятельства, имевшие место до его начала. Укажите этап в развитии сюжета, для которого характерны названные признаки.
Пояснение.
Данный этап называется экспозицией. Дадим определение.
Экспозиция - это изображение обстановки действия и положения действующих лиц до начала самого действия - это завязки и развития конфликта.
Ответ: экспозиция.
Ответ: экспозиция
В каких произведениях русских писателей сатирически отображены нравы дворян и что сближает их с пьесой Д. И. Фонвизина?
Пояснение.
В семье Простаковой царит невежество, тунеядство и праздность. Простаковы-Скотинины думают только о наполнении собственного кошелька и собственного желудка, они не способны ни хозяйствовать, ни приносить пользу. Фонвизин высмеивает таких дворян, но смех его звучит сквозь слёзы, потому что государство в опасности от таких горе-правителей.
Сатирически изображается дворянство и в комедии Грибоедова «Горе от ума». В семье Фамусова все наперёд распланировано: женить дочь надо на богатом, неважно каково будет его внутреннее содержание, лишь бы капиталец был покрупнее. Сам Фамусов проповедует чинопочитание, невежество, далёк от нравственных и моральных ориентиров. Осуждая дочь за связь с Молчалиным, который по чину не вышел, сам не прочь поухлёстывать за служанкой Лизой.
Пустота духовная характеризует и столичное общество, собравшееся на вечере Анны Павловны Шерер. В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой сравнивает дворянское общество с хорошо отлаженным механизмом, который, однако, работает впустую. Дворяне ничего не производят, ничего не создают, от праздности они потеряли своё человеческое начало.
Таким образом, для Фонвизина, Грибоедова и Толстого характерно общее отношение к правящему классу – такие люди не могут быть элитой общества, в их руках Россия в опасности.
Пояснение.
Проблеме воспитания в семье русского помещика посвящена комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль». В семье этой царит «матриархат». Госпожа Простакова, не отличаясь особым умом и образованностью, держит в подчинении все свое семейство. Госпожа Простакова, же, всем сердцем любя сына, не утруждает его занятиями и всячески балует. Привить Митрофану какие-либо положительные качества или понятия о нравственности она не в состоянии, так как сама лишена их. Результаты подобного воспитания плачевны: Митрофанушка не только невежествен, но и злонравен, хитер. В этой сцене мы видим, что он умеет подольститься к матери, умело играя на ее чувствах. Герой предстает в этой сцене любимцем всего своего семейства. Для отца он - «забавник» и «затейник», дядюшка характеризует Митрофанушку как «матушкиного сынка». На самом же деле это бездельник и лентяй, балованный недоросль, привыкший к праздности, быстро усвоивший принятые в семье порядки.
Какую оценку даёт герой (а вместе с ним автор) своему поколению?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; С1-С2.
Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц, полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звёзды спокойно сияли на тёмно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!.. И что ж? эти лампады, зажжённые, по их мнению, только для того, чтобы освещать их битвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними, как огонёк, зажжённый на краю леса беспечным странником! Но зато какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо со своими бесчисленными жителями на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным!.. А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастия, потому знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались от одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределённого, хотя и истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или судьбою...
И много других подобных дум проходило в уме моем; я их не удерживал, потому что не люблю останавливаться на какой-нибудь отвлечённой мысли. И к чему это ведёт?.. В первой молодости моей я был мечтателем, я любил ласкать попеременно то мрачные, то радужные образы, которые рисовало мне беспокойное и жадное воображение. Но что от этого мне осталось? одна усталость, как после ночной битвы с привидением, и смутное воспоминание, исполненное сожалений. В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступил в эту жизнь, пережив её уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книге.
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Укажите главу романа «Герой нашего времени», из которой взят данный фрагмент.
Пояснение.
Данный фрагмент взят из главы романа «Герой нашего времени», которая называется «Фаталист».
Ответ: Фаталист.
Ответ: Фаталист
Назовите фамилию героя, размышления которого переданы автором в приведённом эпизоде.
Пояснение.
Фамилия этого героя Печорин.
Печорин Григорий Александрович — это главный герой романа. Именно его Лермонтов называет «героем нашего времени».
Ответ: Печорин.
Ответ: Печорин
Фрагмент в основном представляет собой развёрнутое рассуждение, обладающее внутренней логикой и смысловой законченностью. Как оно называется?
Пояснение.
Такое рассуждение называется монологом. Дадим определение.
Монолог - это вид художественной речи. Используется практически во всех литературных произведениях, это универсальная речевая форма. В эпических произведениях монолог - основа авторского повествования. Большинство лирических стихотворений представляют собой лирические монологи. В пьесах и в эпических произведениях монологи - форма высказываний персонажей.
Ответ: монолог.
Ответ: монолог|внутренниймонолог
Пояснение.
Такой термин называется пейзажем. Дадим определение.
Пейзаж - это изображение природы в литературном произведении. Чаще всего пейзаж необходим для того, чтобы обозначить место и обстановку действия (лес, поле, дорога, горы, река, море, сад, парк, деревня, помещичья усадьба и т. д.)
Ответ: пейзаж.
Ответ: пейзаж
Пояснение.
Такой приём называется сравнением. Дадим определение.
Сравнение - это сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого.
Ответ: сравнение.
Ответ: сравнение
Какое художественное средство использовано в речи героя, размышляющего о своей первой молодости: «то мрачные , то радужные образы»?
Пояснение.
Антитеза - противопоставление: то мрачные, то радужные.
Ответ: антитеза.
Ответ: антитеза
Герой размышляет над «вечными» вопросами бытия, формулирует общечеловеческие проблемы. К какой жанровой разновидности романа относится «Герой нашего времени»?
Пояснение.
Философский роман - художественное произведение, в сюжете или образах которого известную роль играют философские концепции.
Ответ: философский.
Ответ: философский|философская
В каких произведениях русских писателей представлены противоречивые, мятущиеся герои и что их сближает с героем лермонтовского романа?
Пояснение.
М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени» размышляет о судьбах своего поколения, поколения эпохи «безвременья», жестокого подавления личности. В период гонений и преследования любого свободомыслия люди пассивно принимали общественные перемены, ни к чему не стремились, а просто плыли по течению, прожигая свою жизнь на светских балах и тратя ее на разные сомнительные развлечения. Однако всегда, во все времена жили бунтари, которые выступали против этого, хотя зачастую были обречены на одиночество. Таким является лермонтовский Печорин.
Терзаем противоречиями герой комедии Грибоедова «Горе от ума» Чацкий, который чувствуя в себе силы и желания послужить на благо Отечества, остаётся невостребованным обществом, гонимым людьми ничтожными, не способными к прогрессу.
С1.
Какое значение имеет этот эпизод для понимания авторского замысла?
Какова главная тема приведенного фрагмента и какие изобразительные средства способствуют ее раскрытию?
Как в приведенном фрагменте раскрывается натура Манилова?
Как в приведённом фрагменте раскрывается характер Плюшкина?
С2.
Кто из отечественных прозаиков или поэтов обращался к теме назначения художественного творчества и в чем их позиция созвучна расзмышлениям автора «Мертвых душ»?
Укажите основные приемы сатирического изображения, которые Н.В. Гоголь использует в «Мертвых душах», и кто из русских писателей XIX-XX веков является продолжателем его традиций.
В каких произведениях русской литературы автор, подобно Н.В. Гоголю, смеётся над своими персонажами и в чём эти произведения можно сопоставить с «Мёртвыми душами»?
В каких произведениях русской литературы представлены провинциальные помещики и в чём этих персонажей можно сопоставить с Плюшкиным?
В каких произведениях русских писателей можно встретить жаждущих наживы героев и как эти произведения соотносятся с поэмой Гоголя «Мертвые души»?
С5.
Почему Н.В. Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой?
С какой целью автор избрал в качестве главного героя плута и мошенника Чичикова (По повести Н.В. Гоголя «Мертвые души»)?
Как сочетается в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя «видимый миру смех и незримые… слезы»?
Кого из персонажей поэмы Гоголя «Мертвые души» можно считать положительным героем?
Зачем Н.В. Гоголь включает в текст поэмы «Мертвые души» историю жизни П.И. Чичикова? (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».)
Зачем Н.В. Гоголь включает в текст поэмы «Мертвые души» «Повесть о капитане Копейкине»?
Почему Плюшкин единственный из всех персонажей-помещиков имеет предысторию? (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)?
Почему в тексте поэмы «Мертвые души» предыстория главного героя помещена в самом конце повествования?
Как в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» связаны история «подлеца» Чичикова и «Повесть о капитане Копейкине»?
Н.В. Гоголь «Шинель» 1842
С1.
Какую роль подробное описание героя играет в композиции гоголевского произведения?
Сформулируйте основную идею фрагмента и кратко прокомментируйте высказывание критика: «Знаменитый Башмачкин остался, в общем, для читателя загадкой».
С2.
В каких произведениях русской литературы нашла выражение проблема человеческого достоинства и что сближает эти произведения с «Шинелью» Гоголя?
Какой фантастический элемент и с какой целью использует Гоголь в повести и кто из русских писателей XIX-XX веков прибегал к фантастике в своем творчестве?
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 1840
С1.
В чем разница и в чем сходство объяснений, которые дают трагическим событиям повести Пеорин и Максим Максимыч?
Сформулируйте главную тему фрагмента и кратко прокомментируйте высказывание исследователя: «Печорин - не жестокий себялюбец, а мыслящая и страдающая личность, которой свойственна напряженная духовная жизнь».
отсутствует
Какую оценку дает герой (а вместе с ним автор) своему поколению?
Как Лермонтов определяет свою главную художественную задачу в романе «Герой нашего времени»?
В чём схожи и чем различаются Печорин и Вернер?
С2.
В каких произведениях русских писателей представлены противоречивые, мятущиеся герои и что их сближает с героем лермонтовского романа?
В каких классических произведениях русской литературы так или иначе звучит тема судьбы, предопределения и как эти произведения соотносятся с романом Лермонтова «Герой нашего времени»?
Каковы основные особенности психологизма Лермонтова и кого из писателей можно назвать продолжателем его традиций в изображении «души человеческой»?
Каковы основные способы изображения характера героя в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и кто из русских писателей XIX века продолжил эту традицию?
В каких произведениях отечественной классики изображены герои, связанные приятельскими отношениями, и в чём эти герои могут быть сопоставлены с Печориным и Вернером?
С5.
С какой целью автор романа «Герой нашего времени» нарушил хронологический порядок его глав?
Как название романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» связано с его проблематикой?
Как характеризуют Печорина его представления о свободе, дружбе и любви (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)?
В прямом или переносном смысле употреблено слово «герой» в названии романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?
Кого из героев романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» можно назвать двойником Печорина?
Почему события, раскрывающие «историю души» Печорина, происходят не в Петербурге, а на Кавказе? (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
А.Н. Островский, «Гроза» 1859
С1.
С какой целью А.Н. Островский включает в текст пьесы «Гроза» рассказ Кулигина о городе Калинове и их жителях?
Как в данном фрагменте проявляется неблагополучие семейных отношений в доме Кабановых?
Чем похожи Борис и Тихон? Раскройте свою позицию.
С2.
В произведениях каких русских писателей (поэтов, драматургов) возникает тема города и в чем эти произведения созвучны с пьесой Островского «Гроза»?
Какие произведения русской классики, затрагивающие проблемы взаимоотношения поколений, близки пьесе А.Н. Островского и чем?
Чем вызван протест Катерины в драме «Гроза» и в каких произведениях русской литературы XIX века изображаются герои-бунтари?
Какие драматургические средства и как помогают автору раскрыть характеры героев в приведенном фрагменте?
С5.
Какую идейную нагрузку несут на себе финальные сцены пьесы А.Н. Островского «Гроза»?
Пьеса А.Н. Островского «Гроза» - история трагической судьбы женщины или социально-политическая драма?
Что свидетельствует о недолговечности власти кабаних и диких? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза»)
Какие мотивы и образы русского фольклора нашли отражение в пьесе А.Н. Островского «Гроза»? Как они связаны с характеристикой главной героини, других персонажей пьесы?
Для чего Островский ввел в пьесу «Гроза» последний акт, а не завершил ее сценой покаяния Катерины?
Почему пьеса А.Н. Островского «Гроза» открывается картиной волжского пейзажа?
Катерина и Варвара: антиподы или «подруги по несчастью»? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза»).
И.А. Гончаров, «Обломов» 1859
С1.
Для чего включена в роман глава «Сон Обломова»?
В чем разница, а в чем, по-вашему, сходство характеров слуги и хозяина?
Назовите средства психологизма, которые использует Гончаров в романе, и прокомментируйте слова В.Г. Короленко, утверждавшего, что автор «конечно, мысленно отрицал „обломовщину", но внутренне любил ее бессознательно глубокой любовью».
В чем разница характеров героя и героини и как она определила их дальнейшую судьбу?
С2.
Что сближает с романом «Обломов» другие произведения отечественной классики, в которых звучит тема «несостоявшейся любви»? (при сопоставлении укажите произведения и авторов)
Что сближает с романом «Обломов» другие произведения отечественной классики, в которых встречаются «парные» образы слуга-господин?
Расскажите, что общего у Обломова с «лишними людьми» (Онегиным, Печориным…)?
Кто из героев русской классики близок Обломову и как можно объяснить их общность?
С5.
Как вы понимаете явление «обломовщины»? (По роману И.А. Гончарова «Обломов»)
Как вы считаете, образ Обломова - образ статичный или динамический? (По одноименному роману А.И. Гончарова).
Особенности жанра и композиции романа «Обломов».
Прав ли был Добролюбов, утверждая, что «в каждом из нас сидит значительная часть Обломова» (по одноименному роману Гончарова)?
Почему всех своих посетителей бесцельно лежащий на диване Обломов называет «несчастными» людьми? (По роману И.А. Гончарова «Обломов»)