1914 западный и восточный фронт таблица. Битвы и операции Первой мировой войны (1914–1918)

Кампания 1914 года:

1 августа Германия объявила войну России
2 августа германские войска окончательно оккупировали Люксембург, и Бельгии был выдвинут ультиматум о пропуске германских армий к границе с Францией
3 августа Германия объявила войну Франции
6 августа Австро-Венгрия объявила войну России
14-24 августа состоялось Пограничное сражение: в Арденнах, у Шарлеруа и Монса
15 декабря сербы отбили Белград
10 августа в Дарданеллы вошли немецкие крейсера
2 ноября Россия объявила Турции войну
бой у мыса Коронель (Чили) 1 ноября 1914 года

Кампания 1915 года
Зимой 1914-1915 годов шло сражение между русскими и австрийцами за перевалы в Карпатах. 10(23) марта завершилась Осада Перемышля
сражение при Ипре,
(Дарданелльская операция) 19 февраля 1915 года

Кампания 1916 года

21 февраля 1916 года Битва при Вердене
3 июня 1916 года Брусиловский прорыв
В июне же началась битва на Сомме

Кампания 1917 года
1-20 февраля 1917 года состоялась Петроградская конференция стран Антанты

Кампания 1918 года

Выход России из войны
В июле-августе произошла вторая битва на Марне
В 1919 году немцы были вынуждены подписать Версальский мирный договор

В результате войны произошли:
аннексия Англией Танзании и Юго-Западной Африки, Ирака и Палестины, части Того и Камеруна; Бельгией - Бурунди, Руанды и Уганды; Грецией - Восточной Фракии; Данией - Северного Шлезвига; Италией - Южного Тироля и Истрии; Румынией - Трансильвании и Южной Добруджи; Францией - Эльзас-Лотарингии, Сирии, части Того и Камеруна; Японией - немецких островов в Тихом океане севернее экватора; оккупация Францией Саара. Присоединение Баната, Бачки и Бараньи, Словении, Хорватии и Славонии, Черногории к Королевству Сербия с последующим созданием Югославии.
Провозглашена независимость Белорусской народной республики, Украинской народной республики, Венгрии, Данцига, Латвии, Литвы, Польши, Чехословакии, Эстонии, Финляндии.
Основана Австрийская республика. Германская империя де-факто стала республикой.
Демилитаризированы Рейнская область и черноморские проливы.

Военные итоги
Первая мировая война подстегнула разработку новых вооружений и средств ведения боя. Впервые были использованы танки, химическое оружие, противогазы, зенитные и противотанковые орудия. Широкое распространение получили самолёты, пулемёты, миномёты, подводные лодки, торпедные катера. Резко выросла огневая мощь войск. Появились новые виды артиллерии: зенитная, противотанковая, сопровождения пехоты. Авиация стала самостоятельным родом войск, который стал подразделяться на разведывательную, истребительную и бомбардировочную. Возникли танковые войска, химические войска, войска ПВО, морская авиация. Увеличилась роль инженерных войск и снизилась роль кавалерии. Также появилась «окопная тактика» ведения войны с целью изматывания противника и истощения его экономики, работающей на военные заказы

Первый вариант изучения
Традиционный подход к изучению этого вопроса - составление хронологической таблицы «Основные события Первой мировой войны» в ходе коллективной работы класса под руководством учителя. Учитель называет сражение, указывает его хронологические рамки, учащиеся прослеживают ход событий по карте, фиксируют сражение в таблице и устно определяют взаимосвязи между параллельно происходящими на разных фронтах событиями. Дополняется изучение вопроса сообщениями учеников.

Материал для сообщения ученика на тему: «Военные действия в Восточной Пруссии в 1914 г.»
Реализуя «план Шлиффена», в начале августа 1914 г. германские войска развернули наступление против Франции. Германия правильно рассчитала сроки, необходимые для мобилизации всей российской армии. Войска России еще не подтянулись к границам, а из Парижа уже сыпались просьбы о развертывании наступления. На приеме у Николая II 5 августа 1914 г. французский посол М. Палеолог говорит: «Я умоляю Ваше Величество приказать Вашим войскам немедленное наступление. Иначе французская армия рискует быть раздавленной». И 8 августа Северо-Западный фронт, развернутый против Германии, получает указание готовить наступление, а 10 августа командующий фронтом получает приказ Верховного главнокомандующего великого князя Николая Николаевича: «Армиям Северо-Западного фронта необходимо теперь же подготовиться к тому, чтобы в ближайшее время, осенив себя крестным знаменем, перейти в спокойное и планомерное наступление». Планировался захват Восточной Пруссии. 1-я русская армия под командованием генерала П.К. Ренненкампфа (1854-1918), наступая с востока, и 2-я армия, под командованием А.В. Самсонова (1859-1914), наступая с юга, действовали против 8-й немецкой армии. Противник был сильнее в огневой мощи, опирался на хорошо укрепленный район и располагал великолепной сетью путей сообщения. 20 августа войска 1-й армии одержали победу под Гумбиненом (ныне г. Гусев Калининградской области). От Ренненкампфа ждали наступления на Берлин, особенно активно настаивали на этом представители Франции. Самсонов должен был преградить отход 8-й немецкой армии, которую считали поверженной, и разбить ее в окружении.
Германия вынуждена была активизировать свои действия в Восточной Пруссии. Командование 8-й армией было поручено генералу Гинденбургу, генерал-квартирмейстером (начальником штаба) был назначен Людендорф. Начинается переброска с Западного на Восточный фронт двух корпусов. К 26 августа Германия создала двойное превосходство в силах против находящейся на марше 2-й русской армии. В сражении 26-31 августа русские войска потерпели поражение. Героизм отдельных частей не мог спасти армию. В болотах Восточной Пруссии погибли отборные гвардейские полки. Из 80 тыс. человек из немецкого окружения вышло 20 тыс., было убито 6 тыс., 20 тыс. раненых остались на поле боя. Около 30 тыс. человек были взяты в плен. Генерал Самсонов застрелился. Первая армия генерала Ренненкампфа не смогла прийти на помощь терпящим поражение войскам, приказ об этом, по словам командующего, пришел слишком поздно. Впоследствии Ренненкампфа неоднократно обвиняли в предательстве. Однако ряд военных историков, в частности, Н.Яковлев, считают, что причины этой катастрофы - «неготовность армии к наступлению, неустройство тыла и коммуникаций, несистематичность и чрезмерная форсированность марша, неосведомленность о противнике, чрезмерная растянутость фронта, ... переутомление от беспрерывного марша с боями, от бессонных ночей и недостатка продовольствия. Эти причины вызваны главным образом желанием спешно помочь союзникам в их тяжелом и безысходном положении...» (цит. по: Яковлев Н. 1 августа 1914. М., 1993). Своими жертвами русские войска помогли французской армии. Командующий 9-й французской армией, остановившей продвижение Германии на Марне, в своих мемуарах писал: «Мы не можем забывать о наших союзниках на Восточном фронте, о русской армии, которая своим активным вмешательством отвлекла на себя значительную часть сил противника и тем позволила нам одержать победу на Марне».

Материал для сообщения ученика на тему: «Брусиловский прорыв»
В 1915 г. позади отступавших русских армий остались Польша, Литва, Галиция, часть Белоруссии. К осени войска закрепились на новых позициях, линия фронта стабилизировалась, война стала позиционной. Армия страдала от «снарядного голода», справиться с которым благодаря усиленной работе промышленности удалось лишь к весне 1916 г.
В начале 1916 г. державы Антанты договорились начать наступление на Западе 1 июля, а на Востоке - на две недели раньше. Генерал М.В.Алексеев на совещании в Ставке изложил свой план: главный удар в направлении на Вильно наносит Западный фронт генерала А.Е.Эверта, Северный фронт (А.М.Куропаткин) и Юго-Западный (А.А.Брусилов) содействуют наступлению главных сил. Эверт и Куропаткин высказали сомнения в успехе операции. Генерал Брусилов не только не сомневался в необходимости наступления, но и добился для своего фронта разрешения нанести «вспомогательный, но сильный удар».
С просьбами о скорейшем переходе в наступление к русской армии обращалось французское (французы вели тяжелейшие бои под Верденом) и итальянское командование (итальянская армия спешно отступала под ударами австрийских войск). Алексеев попросил командующих фронтами ускорить операцию. Брусилов решил начать наступление 4 июня.
К началу июня у Брусилова было 40 пехотных и 15 кавалерийских дивизий (636 тыс. человек), у австрийцев - 39 пехотных и 10 кавалерийских дивизий (478 тыс. человек). Русская армия опережала противника по количеству легких орудий, но по тяжелым впереди были австрийские войска (545 орудий против 168). Австрийцы девять месяцев укрепляли свои позиции, состоявшие из двух-трех полос на расстоянии пяти километров друг от друга. В первой полосе было три линии окопов, прикрытых рядами проволочных заграждений. На некоторых участках через проволоку пропускали электрический ток. Оборонительные сооружения были усилены бетонированными блиндажами, на вооружении у солдат появилась новинка - огнемет.
Прорыв таких позиций раньше осуществлялся на узком участке, к которому стягивались главные ударные силы. Противник отвечал тем же, и наступление превращалось в массовое истребление сторонами друг друга до полного истощения сил. В случае успеха наступавшие войска продвигались на считанные километры. Идея Брусилова заключалась в том, чтобы атаковать всем фронтом (протяженность 340 км), выделив четыре ударных участка (15-20 км). Противник не смог определить направление главных ударов. Глубокое продвижение русских армий в начавшемся наступлении не имело аналогов в войне: 8-я армия, например, за первые одиннадцать дней прошла 70-75 км. Брусиловский прорыв был первым успешным наступлением целого фронта в условиях позиционной войны. Западный и Северный фронт поддержки Брусилову не оказали, а противнику пришлось спешно перебрасывать на этот участок войска не только из-под Вердена и из Италии, но и из Турции. До конца июля были отвоеваны часть Восточной Галиции и вся Буковина. К осени 1916 г., когда русских удалось остановить на реке Стоход, ими уже было занято 25 тыс. кв. км. Противник потерял до полутора миллионов человек, наши войска - втрое меньше.
Таким образом, расчет Четверного союза на то, что Россия не оправится от поражений 1915 г., провалился. Тяжелейшее поражение понесли австро-венгерские войска. Была спасена итальянская армия. Из Италии перебросили на Восток шестнадцать австрийских дивизий; из Франции - восемнадцать немецких и еще четыре вновь сформированные дивизии; с Салоникского фронта - три немецких и две лучших турецких дивизии. Под влиянием победы Брусилова в войну на стороне Антанты вступила Румыния.

Второй вариант изучения вопроса
В данном варианте используется групповая форма. Задания предлагаются пяти группам, представляющим основные события на главных фронтах войны в 1914, 1915, 1916, 1917, 1918 гг.

Задания группам :
1) Определите, какая группировка владела стратегической инициативой в этом году.
2) Каков был основной военный замысел стороны, владеющей стратегической инициативой?
3) Назовите главные события на фронтах Первой мировой войны в этом году, определите их результаты и значение, покажите ход событий на карте.
4) Определите взаимосвязь событий на разных фронтах войны.
5) Каковы результаты военных действий в этом году?

Третий вариант изучения вопроса
В этом случае используется страноведческий подход и организуется групповая работа, выделяются группы, изучающие основные события войны с позиции Германии, Австро-Венгрии, Османской империи, Болгарии, России, Великобритании, Франции, США (можно добавить такие страны, как Сербия, Бельгия, Румыния). Представители групп, используя материал учебника и историческую карту, выполняют задание в течение 7-10 минут. Далее заслушиваются выступления представителей групп. Ответ на шестой вопрос фиксируется в графе «Результаты войны» таблицы 10.

Задания группам :
1) В какой блок входила ваша страна?
2) Назовите причины вступления вашего государства в Первую мировую войну, определите его цели.
3) На основании информации учебника определите, как отнеслось население вашей страны к войне? Менялось ли это отношение за годы войны?
4) Назовите людей (политиков, военных и т. д.), чья деятельность в годы войны имела наибольшее значение для вашей страны.
5) В каких основных сражениях участвовала ваша страна? Каковы их результаты и последствия для хода военных действий и для вашего государства?
6) Каковы главные итоги войны для вашего государства?

V. Результаты и последствия войны

Kлассу дается задание подвести итоги урока: на основании информации, изученной в ходе урока, определить результаты войны и ее последствия. Заканчивается занятие словами Л.Аннинского:
«Страшно подсчитывать миллионы убитых. Горько видеть слом государства. Обидна насмешка судьбы, исключившей «в последний момент» Россию из числа стран - победительниц. Еще страшнее, и горше, и обиднее глухая бесследность трагедии в нашей истории. Ни одна война не оказалась так затерта в сознании потомков, как эта. Она «переросла в гражданскую» и как бы перестала существовать. Европа вся покрыта памятниками бойцам 1914 - 1918 годов - у нас их нет. Миллионы жертв первой мировой войны были покрыты десятками миллионов жертв второй, Отечественной. Герои той, первой, скрывали свои награды от новой власти. Поколения, угробленные в 1914- 1918 годах, взывают к нам из безвестности».

Домашнее задание

Закончить составление таблицы 10 (если эта работа не была проведена на уроке). Ответить на вопрос: «Какова роль России в Первой мировой войне?»
Повторить материал и проверить усвоение фактов учитель может с помощью тестов (в некоторых вариантах правильными являются несколько ответов).
Вариант I:
1) «Три императора, сыгравшие главную роль в том, чтобы выстрелы в Сараево стали сигналами войны»: а - Николай II, б - Вильгельм II, в - Франц Фердинанд, г - Франц Иосиф.
2) В первой мировой войне принимали участие: а - 23 страны, б - 28 стран, в - 35 стран, г - 38 стран.
3) Морская блокада противников Антанты установлена в: а - 1914 г., б - 1915 г., в - 1916 г., г - после вступления в войну США.
4) В 1915г. позиционная война идет на: а - Западном фронте, б - на Восточном фронте, в - на обоих фронтах, г - ни на одном из них.
5) В Четверной союз не входила: а - Турция, б - Болгария, в - Италия, г - Австро-Венгрия.
6) Танки в войне были применены впервые в: а - 1914 г., б - 1915 г., в - 1916 г., г - 1917 г.
7) Распад Восточного фронта не характеризуют: а - братания, б -дезертирство, в - перемирие, г - наступление.
8) Сражения на Марне происходили в: а - 1914 и 1917 гг., б - 1914 и 1918 гг., в - 1915 и 1917 гг., г - 1915 и 1918 гг.
9) Маршал Фош был главой вооруженных сил: а - Антанты, б -Четверного союза, в - России, г - США.
10) Мир в Брест-Литовске подписали: а - Австро-Венгрия, б - Германия, в - Сербия, г - Россия.

Вариант II:
1) Австро-Венгрия объявила войну Сербии в: а - 28.06.1914 г., б -28.07.1914 г., в - 1.08.1914 г., г - 3.08.1914 г.
2) Германские колонии были захвачены Великобританией: а - в 1914 г., б - в 1915 г., в - после вступления в войну США, г - после подписания Компьенского перемирия.
3) «План Шлиффена» был принят к действию командованием: а - Германии, б - Франции, в - Австро-Венгрии, г - Бельгии.
4) В 1915 г. маневренная война идет на: а - Западном фронте, б - Восточном фронте, в - обоих фронтах, г - ни на одном из них.
5) В Антанту не входила: а - Румыния, б - Болгария, в - Италия, г - Франция.
6) Сражение на Сомме произошло в: а - 1914 г., 6 - 1915 г., в - 1916 г., г - 1917г.
7) Стратегическая инициатива была впервые утрачена Германией: а - в 1915 г., б - после сражений под Верденом и на Сомме, в - после вступления в войну США, г - после сражений под Аррасом и на Марне.
8) Битва у Капоретто происходила на: а - Восточном фронте, б - Тихом океане, в - Салоникском фронте, г - итальянском фронте.
9) По плану Гинденбурга Германия: а - отказывалась от наступательных действий на Западном фронте, б - заключала сепаратный мир с Россией, в - выходила из войны, г - вводила рыночное регулирование экономики.
10) Компьенское перемирие подписано: а - 3 марта 1918 г., б - 11 ноября 1918 г., в - 28 сентября 1918 г., г - 3 ноября 1918 г.

Вариант III
1) Германия объявила войну России: а - 28 июня 1914 г., б - 28 июля 1914 г., в - 1 августа 1914 г., г - 3 августа 1914 г.
2) «План Шлиффена» предусматривал ведение: а - маневренной войны, б - молниеносной войны, в - позиционной войны, г - коалиционной войны.
3) Брусиловский прорыв был осуществлен в: а - 1914 г., б - 1915 г., в - 1916 г., г - 1917 г.
4) В 1915 г. стратегическая инициатива у: а - Антанты, б - Четверного союза, в - переходит от Антанты к Четверному союзу, г - переходит от Четверного союза к Антанте..
5) Ютландский морской бой происходил в: а - 1914 г., б - 1915 г., в - 1916 г., г - в 1917 г.
6) Перестройку экономики в воюющих странах в максимальной мере характеризует: а - введение трудовой повинности, б - введение карточного распределения, в - жесткое государственное регулирование экономики, г - мобилизации и реквизиции.
7) Генерал-фельдмаршал Гинденбург был верховным главнокомандующим: а - Антанты, б - Четверного союза, в - России, г - Германии.
8) План расчленения Османской империи подписали представители: а - Четверного союза, б - Антанты, в - Германии и России, г - Австро-Венгрии и России.
9) В Первую мировую войну погибло: а - 5 млн человек, б - 10 млн человек, в - 12 млн человек, г - 14 млн человек.
10) Брестский мир подписан: а - 15 декабря 1917 г., б - 3 марта 1918 г., в - 28 сентября 1918 г., г - 3 ноября 1918 г.
// Коваль Т.В. Конспекты уроков для учителя истории: 9 класс: История России, XX век: методическое пособие / Т.В.Коваль. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - С. 70-77..

В первой мировой войне участвовало 38 государств, в нее было вовлечено более полутора миллиардов человек, т.е. более ¾ населения земного шара.

Поводом для развязывания международного конфликта послужило убийство сербскими заговорщиками в боснийском городе Сараево в июне 1914 г. наследника австрийского престола Франца Фердинанда. 15 июля Австро-Венгрия объявила войну Сербии. В ответ Россия как гарант независимости Сербии начала мобилизацию. Германия ультимативно потребовала ее прекратить и, получив отказ, объявила 19 июля войну России. Франция, союзник России, вступила в войну 21 июля, на следующий день — Англия, а 26 июля было объявлено о состоянии войны между Россией и Австро-Венгрией.
В Европе сложились два фронта: Западный (во Франции и Бельгии) и Восточный (против России).

В основе войны 1914 — 1918 гг. лежали нарастающие на протяжении многих десятилетий противоречия между группами капиталистических государств, борьба за сферы влияния, рынки сбыта, что вело к переделу мира. С одной стороны, это были Германия, Австро-Венгрия, Италия, оформившиеся в Тройственный союз . С другой стороны, Англия, Франция и Россия (Антанта ).

Ход военных действий на Восточном фронт

Основные сражения на русском (Восточном ) театре военных действий в начале войны развернулись на северо-западном (против Германии) и юго-западном (против Австро-Венгрии) направлениях. Война для России началась наступлением русских армий в Восточной Пруссии и Галиции.

Россия во время первой мировой войны 1914-1918 гг. Перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую

Восточно-Прусская операция

Восточно-Прусская операция (4 августа — 2 сентября 1914 г.) закончилась серьезной неудачей для русской армии, но оказала большое влияние на ход операций на Западном фронте: немецкое командование было вынуждено перебросить на восток крупные силы. Это стало одной из причин провала немецкого наступления на Париж и успеха англо-французских войск в битве на реке Марна.

Галицкая битва

Галицкая битва (10 августа — 11 сентября 1914 г.) привела к значительной военно-стратегической победе России: русская армия продвинулась на 280 — 300 км, заняв Галицию и ее древнюю столицу Львов.

В ходе последовавших затем боев в Польше (октябрь — ноябрь 1914 г.) германская армия отразила попытки продвижения русских войск в пределы своей территории, но ей не удалось нанести поражение русским армиям.

Российским солдатам и офицерам приходилось сражаться в исключительно сложных условиях. Неподготовленность России к войне проявилась особенно остро в плохом снабжении армии боеприпасами. Член Государственной думы В. Шульгин, побывавший на фронте вскоре после начала военных действий, вспоминал: “Наши позиции немцы крыли ураганным огнем, а мы в ответ молчали. Например, в той артиллерийской части, где работал, было приказано тратить в день не более семи снарядов на одно полевое … орудие”. В такой ситуации фронт удерживался в значительной мере за счет мужества и мастерства солдат и офицеров.

Сложная обстановка на Восточном фронте вынудила Германию предпринять ряд шагов по сдерживанию активности России. Ей удалось в октябре 1914 г. втянуть в войну с Россией Турцию. Но первая же крупная операция русской армии на Кавказском фронте в декабре 1914 г. привела к поражению турецкой армии.

Активные действия русской армии вынудили германское командование в 1915 г. радикально пересмотреть свои первоначальные планы; вместо обороны на востоке и наступления на западе был принят иной план действия. Центр тяжести в войне переместился на Восточный фронт и конкретно против России. Наступление началось в апреле 1915 г. прорывом обороны русских войск в Галиции. К осени немецкая армия заняла большую часть Галиции, Польши, часть Прибалтики и Белоруссии. Однако их основная задача — полный разгром русских вооруженных сил и вывод России из войны — не была решена германским командованием.

К концу 1915 г. война на всех фронтах приняла позиционный характер , что было крайне невыгодно Германии. Стремясь скорее добиться победы и не имея возможности осуществить широкое наступление на русском фронте, германское командование вновь решило перенести свои усилия на Западный фронт, осуществив прорыв в районе французской крепости Верден .

И снова, как и в 1914 г., союзники обратились к России, настаивая на наступлении на Восточном, т.е. на русском фронте. Летом 1916 г. войска Юго-Западного фронта под командованием генерала А.А. Брусилова перешли в наступление, в результате которого русские войска овладели Буковиной и Южной Галицией.

В результате “брусиловского прорыва ” немцы вынуждены были снять с западного фронта 11 дивизий и направить их на помощь австрийским войскам. Тогда же ряд побед был одержан и на Кавказском фронте , где русская армия углубилась на территорию Турции на 250 — 300 км.

Таким образом, в 1914 — 1916 гг. русской армии пришлось принять на себя мощные удары неприятельских сил. В то же время недостатки вооружения и снаряжения снижали боеспособность армии и значительно увеличивали ее жертвы.

Весь период 1916 — начало 1917гг. в политических кругах России шла упорная борьба между сторонниками сепаратного мира с Германией и сторонниками участия России в войне на стороне Антанты. После февральской революции 1917 г. Временное правительство заявило о верности России своим обязательствам странам Антанты и в июне 1917 г. предприняло наступление на фронте, оказавшееся неудачным.

Участие России в первой мировой войне закончилось подписанием в марте 1918 г. Брестского мира между Германией и Советской Россией.

На Западном фронте военные действия продолжались до осени 1918 г., когда 11 ноября 1918 г. в Компьенском лесу (Франция) было подписано перемирие между победителями (страны Антанты) и потерпевшей поражение Германией.

(1,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Раскрыть причины, цели участников, характер войны; выяснить какую роль в ходе военных действий сыграл военно-технический потенциал воюющих стран; назвать главные фронты и события.
  • Продолжить формирование умений сопоставлять различные источники, анализировать и делать самостоятельные выводы, работать с исторической картой, правильно распределять время работы над заданиями; оценивать свою работу и работу товарищей.
  • Воспитывать чувство неприятия насильственных мер для решения проблем, а также чувство гордости за своих предков.

Тип урока: урок изучения новой темы.

Ход урока

1. Мотивационная беседа. Слайд 2: Верещагин. Апофеоз войны.

Задания: Что хотел сказать художник этой картиной? Каков ее главный замысел?

Слово учителя: 100 лет отделяет нас от невеселого дня 1 августа 1914 г. – срок достаточный для того, чтобы оценить значимость совершающегося тогда. Человечество вступило в новый очень сложный период своего развития, в период глобальных трагедий. Первая мировая война стала прологом потрясений ХХ века. В событиях 1914-1918 гг. – истоки многих процессов, определяющих облик современного мира.

2. Формулировка интегрирующей цели.

  • В процессе работы над учебными элементами вам предстоит узнать:
  • Каковы были причины войны, цели и планы участников;
  • Как была развязана Первая мировая война (т.е. повод);
  • Какую роль в ходе военных действий сыграл военно-технический потенциал воюющих стран;
  • На каких фронтах развивались главные события этой войны и чем она завершилась.
  • Вам предстоит также развить имеющиеся у вас навыки и научиться:
  • Сопоставлять различные источники, анализировать материал и делать выводы;
  • Находить альтернативные варианты решения поставленных проблем;
  • Работать с исторической картой;
  • Правильно распределять время работы над заданиями;
  • Оценивать свою работу и работу товарищей.

3. Актуализация знаний по теме “Россия и мир в начале ХХ в.”

Входной контроль. Давайте попробуем назвать основные международные противоречия, определившиеся к нач. ХХ века. Какие события свидетельствовали об обострении борьбы за передел мира?

1. Какой регион в начале XX в. получил название “пороховой погреб Европы”? (Балканы)

2. Интересы каких стран столкнулись на Балканском полуострове? (Россия, Австро-Венгрия)

3. Какие военно-политические блоки были созданы в Европе? Их состав?

  • (Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия – 1882 г.)
  • Антанта (Россия, Франция, Англия – 1907 г.)

4. Какие события свидетельствовали об обострении борьбы за передел уже поделенного мира? (империалистические войны: американо-испанская, англо-бурская, русско-японская (1904-1905)

5. Что из себя представлял немецкий план Шлиффена? (молненосная война, разгром Франции, а затем России)

Итак,мир стоял на грани мировой войны, войны империалистической. Нужен был только повод и он нашелся.

4. Изучение новой темы (слайд 3-4)

План:

  1. Причины, повод, характер Первой мировой войны.
  2. Страны - участники и их цели.
  3. Развитие военной техники в годы войны.
  4. Ход военных действий.
  5. Итоги войны.

Важнейшие даты:

28 июня 1914 г. – убийство Г.Принципом наследника Австро-Венгерского престола Франца Фердинанда;

Лето 1916 г. – Брусиловский прорыв;

Оборудование урока:

Карта “Первая мировая война. 1914-1918 гг.”

Таблицы 1-3 “Численность вооруженных сил”, “Прямые военные расходы”, “Вооружение”;

Технологическая карта учащегося по теме “Первая мировая война”.

Учебники:

1) Артемов В.В., Любченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 Ч., М., 2011.- Ч.2, параграфы 69, 70.

2) Самыгин П.С., Беликов К.С., Бережной С.Е. и др. История. Ростов н/Д, 2008.

1. Предпосылки, причины, повод, характер Первой мировой войны.

Задания: Проанализировав схему, (слайд 5) назовите основные международные противоречия в начале века, военные блоки и страны, между которыми сложились эти противоречия. Сформулируйте главные причины войны.

Запиши причины Первой мировой войны и название блоков и стран между которыми началась война.

Слово учителя:

1.1. Наибольшее значение имели обострение противостояния великих держав , прежде всего Англии и Германии, в мировом масштабе, начавшаяся борьба за передел мира, в том числе за перераспределение колоний.

1.2. Развитие противоречий в отдельных регионах, воспринимавшихся странами-мировыми лидерами в качестве “ключевых точек” в борьбе за сферы влияния.

Особой остроты достигло противоборство на Балканах России и ее союзницы Сербии и Австро-Венгрии вместе с союзной Болгарией. Взрывоопасная ситуация усугублялась тем, что здесь свои интересы преследовали также Англия, Германия, Франция и Италия. К 1914 г., поставив под контроль армию Османской империи, Германия превратилась в доминирующую военную державу Балканского региона. Стремление России к овладению черноморскими проливами теперь блокировалось не только Англией, но и германо-турецким военным союзом.

Не простой была ситуация на Ближнем Востоке . На Дальнем Востоке стремились распространить свое влияние США и Япония.

1.3. Огромную роль играло политическое и экономическое соперничество Германии и Франции, боровшихся за установление экономической гегемонии в Европе.

1.4. Внутриполитические задачи России объективно противоречили тенденции к началу военных действий.

Столыпин П.А. писал: “Нам нужен мир, война в ближайшие годы… будет гибельна для России и для династии. Напротив того, каждый год мира укрепляет Россию не только с военной и морской точки зрения, но и с финансовой и экономической”. Но этим словам царь не внял. Россия ввязалась в мировую войну.

2. Страны-участники и их цели. Характер войны.

Цель : На этом этапе работы вам надо определить цели стран-участниц, повод и характер войны.

Задание 1.

  • Пользуясь текстом учебника назовите цели участников.
  • На основе сведений о целях участников войны определите характер войны. (Слайд 6)
  • Какие события послужили поводом к войне? (Слайд 7)

Задание 2.

В начале той или иной войны иногда важную роль играет случай. Еще английский адмирал Нельсон говорил: “Кое-что мы должны оставлять на волю случая”. Этой же точки зрения придерживался Ллойд-Джордж, У.Черчилль.

Подумайте, как соотносятся в начале первой мировой элементы случайного и закономерного? Что было бы, если бы сараевского убийства не было?

Задание 3.

Подумайте, можно ли было предотвратить войну в начале века (именно мировую)? Каким образом, если ответ положительный? Почему нет, если ответ отрицательный?

Задание 4.

Приведите известные вам из курса истории примеры справедливых и несправедливых войн. Дайте обоснованное определение характера первой мировой войны (для каждой из стран). К действиям каких стран нельзя применить это определение? Меняло ли наличие подобных исключений характер войны?

Запиши в тетради: Название военных блоков, цели стран-участников (в виде схемы) и характер первой мировой войны. (Слайд 6)

Слово учителя:

Повод. 15 (28 по новому стилю) июня 1914 г. должны были начаться провокационные военные маневры Австро-Венгрии, направленные против Сербии. В этот день в Сараево, столице Боснии, сербом Гаврилой Принципом был убит эрцгерцог Франц Фердинанд , наследник австрийского императора. Австрия, обвинив в убийстве сербскую националистическую организацию, потребовала ввода войск в Сербию и допуска следователей на ее территорию. По совету России Сербия приняла ультиматум, отвергнув лишь австрийскую оккупацию, неприемлемую для сербского суверенитета. Несмотря на обращение России к Австро-Венгрии и Германии, 15(28) июля австрийская артиллерия начала обстрел столицы Сербии – Белграда.

Объявление войны. 17(30) июля Россия объявила всеобщую мобилизацию, оповестив Берлин, что эти действия не носят антигерманского характера, но заняв жесткую позицию в отношении Австро-Венгрии. Германия в ультимативной форме потребовала прекращения мобилизации и, не получив ответа, 19 июля (1 августа) 1914 г. объявила войну России.

2 августа начала мобилизацию Франция, объявившая о поддержке России. 3 августа Германия объявила войну Франции и в обход оборонительной линии Мажино начала наступление через Бельгию и Люксембург. 4 августа в войну вступила Англия, 6 августа – Австро-Венгрия, объявившая войну России. Война охватила всю Европу. 23 августа к Антанте присоединилась Япония, в 1915 г. – Италия, в 1916 г. – Румыния, в 1917 г. – США. Турция (1914) и Болгария (1915) выступили союзниками Германии и Австро-Венгрии. Всего в войне участвовали 38 государств мира.

3. Военно-технический потенциал стран-участниц войны.

Цель: На этом этапе работы вам предстоит выяснить: была ли Россия готова к войне (по сравнению с другими странами). Вы должны научиться делать выводы, сопоставляя материал устных сообщений, учебника и сравнительных таблиц.

Задание 1.

Проанализируйте данные таблиц 1-3. Сделайте выводы о готовности России к длительной войне.

Задание 2.

С.Ю.Витте писал, вспоминая о события 1904-1905 гг.: “И не Россию разбили японцы, не русскую армию, а наши порядки, или, правильнее, наше мальчишеское управление 140 миллионами населения в последние годы”.

Оценивая положение России в 1914 г., попробуйте определить, был ли учтен опыт русско-японской войны? Как вы думаете, почему?

Слово учителя: Подготовка России к войне.

  • Реорганизация армии. В 1908-1913 гг. в России был проведен ряд военных реформ. Выросла численность армии, увеличился срок службы, улучшилась система боевой подготовки. Изменился офицерский состав: были уволены свыше 2 тыс. старших офицеров, отменены сословные ограничения при приеме в офицерские училища. В итоге русская армия по численности стала равна армиям Германии и Австро-Венгрии. Но качественное ее преобразование к 1914 г. еще не было завершено.
  • Рост вооружений . Военные расходы увеличились за этот период в 3,7 раза, составив 40% бюджета страны.
  • Флот. После уничтожения в русско-японской войне российского военного флота он снова начал возрождаться. Еще в 1907 г. была принята “Малая судостроительная программа”, а в 1912 г. “Программа судостроения Балтийского флота”. Началось строительство подводных лодок.
  • Модернизировались и вооружения сухопутных войск, но лишь в 1913 г. была принята “Большая программа по усилению армии”, в ходе выполнения которой в 1914-1917 гг. планировалось увеличить и модернизировать артиллерию, усилить инженерные войска, создать военную авиацию и автомобильный транспорт. Программа к началу войны только начала выполняться. В результате Россия отставала по объему военного бюджета, в вооружениях и артиллерии от Германии, завершившей свою военную программу в 1914 г.
  • Особую опасность представляло отставание России в 2,5 раза от Германии и Австро-Венгрии по пропускной способности железных дорог, ведущих к районам будущих военных действий.
  • Дипломатическая подготовка . В 1914 г. была подготовлена военно-морская конвенция России и Англии, подписанная уже после начала войны. Это завершило складывание Антанты как военного союза России, Англии и Франции.

Развитие военной техники в годы войны. (слайд 8)

  • Появление танков и новых видов артиллерии.
    15 сентября 1916 г. англичане впервые применили танки в бою. При поддержке 18 танков пехота смогла продвинуться на 2 км. Массированное применение танков – сражение при Камбре 20-21 ноября 1917 г., было задействовано 378 танков.
  • Развитие авиации. (Слайд 9)
    Наиболее известными самолетами были немецкий “Фоккер”, английский “Сопвич” и французский “Фарман”. В России был построен тяжелый четырехмоторный самолет “Илья Муромец”, поднимавший до 800 кг бомб и вооруженный 3-7 пулеметами.
  • Химическое оружие.
    В апреле 1915 г. под г. Ипр в Бельгии немцами из баллонов было выпущено 180 т хлора. В результате атаки пострадали около 15 тыс. человек, из них 5 тыс. погибли. 12 апреля 1917 г. в районе Ипра немцами был применен горчичный газ (иприт). Всего отравляющими веществами в годы войны было поражено около 1 млн. человек.

Военные планы.

Руководство Германии считало лето 1914 г. наиболее выгодным моментом для начала войны, так как страны Антанты, особенно Россия, не были готовы к войне. Германский Генштаб планировал при помощи молниеносной войны (блицкрига) разгромить Францию и вместе с Австро-Венгрией бросить все силы на борьбу с Россией.

Россия рассчитывала после завершения мобилизации наступление на северо-западе на Берлин и на юго-западе на Вену. Главнокомандующим был назначен дядя царя Николай Николаевич.

Обе стороны предполагали победить в войне в течение 3-4 месяцев.

4. Ход военных действий.

Цель : сравнить основные события на Восточном и Западном фронте

1. Работая с текстом учебника, выписать в таблицу основанные сражения войны на Восточном и Западном фронте.

1 ряд – военные кампании 1914 г. 2 ряд – 1915-1916 гг. 3 ряд – 1917-1918 гг.

Основные события, сражения

Дата, год Восточный фронт Западный фронт
1914
1915
1916
1917
1918

Работа с настенной картой “Первая мировая война”

2. На каком фронте происходили главные события войны.

Сообщение учащегося “Брусиловский прорыв” (слайд 12,13)

3. Какие еще фронты были созданы? Назвать их.

Проверка выполненной работы “Основные события, сражения” (слайд 10, 11, 15)

Дополнительный материал для преподавателя.

1914 г. – год упущенных возможностей . 4 августа 1914 г. немецкие войска, нарушив нейтралитет Бельгии, начали через ее территорию наступление на Францию, в обход основной группировки французских войск, находившейся на французско-германской границе. Вместо запланированных 2-3 дней немецкая армия продвигалась к французско-бельгийской границе 15 дней. За это время Англия высадила на континенте свои войска.

В начале сентября немецкие войска форсировали реку Марна на подступах к Парижу. 6 сентября началось контрнаступление англо-французских войск, и только 12 сентября немцам удалось остановить противника. Молниеносный бросок на Париж был сорван. Началась позиционная война – стороны не имели сил для наступления, но прочно удерживали свои позиции.

После поражения англо-французских войск на границе Франции и быстрого продвижения германских войск к Парижу Россия еще до завершения мобилизации начала, по просьбе Франции, наступление в Восточной Пруссии и в Галиции.

В Восточной Пруссии наступавшие с востока – 1-я (под командованием П.К.Ренненкампфа) и с юга – 2-я (под командованием А.В.Самсонова) русские армии в конце августа нанесли ряд поражений немногочисленной германской группировке. После переброски двух корпусов из Франции и привлечения резервных частей Германия, используя несогласованность действий русских войск, окружила и уничтожила два корпуса 2-й армии Самсонова, покончившего самоубийством. 1-я армия отступила.

Наступление в Галиции в августе-сентябре 1914 г. было более успешным. 8-яармия (А.А.Брусилов) взяла Львов и Галич, российские войска осадили Перемышль, оттеснив австрийцев на 300 км от границы за р. Сан. Казалось, что Австро-Венгрия разгромлена.

Для вторжения в Германию российское командование, не закрепив успеха на юго-западе, начало переброску войск из Галиции в Польшу, но в октябре австро-германские армии предприняли упреждающее наступление на Лодзь и Варшаву. В кровопролитных боях в октябре-ноябре обе стороны понесли тяжелые потери (Россия – 2 млн. убитых, раненных и пленных, ее противник – 950 тыс.), но не выполнили своих задач.

Война с Турцией началась 29 октября с атаки германских войск, шедших под турецким флагом на Севастополь, Одессу и наступление турецких войск на Кавказе. Кавказская армия оттеснила противника к Эрзруму, что облегчило действия союзников России на Месопотамском фронте.

Итоги военных действий 1914 г. заключались в срыве плана “молниеносной войны” Шлиффена. Германия была вынуждена вести военные действия на двух фронтах. Для России первый год войны стал годом упущенных возможностей.

В ходе боев выявилось превосходство немецкой армии на русской в артиллерии, снабжении боеприпасами, проявилась слабость австрийской и турецкой армий.

Поражения 1915 г. Компанию 1915 г. Германия решила посвятить разгрому русских войск. Из Франции было переброшено около 30 пехотных и 9 кавалерийских дивизий.

  • На Западном фронте велись бои местного значения. Италия перешла на сторону Антанты. Осенью началось наступление австро-германских и болгарских войск на Сербию. Сербская армия после 2-месячных боев отступила в Албанию.
  • Юго-Западный фронт (Россия). После некоторых успехов России в январе-марте (взятие Перемышля, выход на Карпатский хребет, отражение немецких наступлений в Восточной Пруссии) в апреле-мае австро-германские войска, используя массированные артиллерийские обстрелы, заставили отступить русские войска. Но фронт прорван не был.
  • Западный фронт (Россия). Программы модернизации вооружений России должны были завершиться лишь к 1917 г., накопленные боеприпасы были израсходованы. Летом немецкие армии заняли Польшу с Варшавой, часть Белоруссии, Литвы, Латвии и вышли к Риге. К октябрю фронт остановился, началась длительная окопная война.
  • Итоги военных действий 1915 г. Из строя вышел весь состав подготовленной довоенной кадровой армии. Россия потеряла западные территории, но сохранила основную промышленную и сельскохозяйственную базу. В августе Николай II взял на себя главнокомандование, назначив опытного генерала Алексеева М.В. начальником Генштаба.

1916 год – проигранная победа.

21 февраля 1916 г. германское командование начало на Западном фронте Верденскую операцию. В ходе ожесточенных боев обе стороны понесли тяжелые потери, но прорвать фронт немцы так и не смогли.

По настойчивой просьбе союзников с целью отвлечения сил противника от Франции, русское командование разработало план наступления, основная тяжесть которого легла на русский Юго-Западный фронт, которым командовал генерал Брусилов Алексей Алексеевич.

На стороне Антанты в войну вступила Румыния, но ее действия были неудачными и Россия была вынуждена образовывать свой Румынский фронт.

Войска русского Кавказского фронта успешно провели ряд операций, взяв города Эрзрум и Трапезунд.

В итоге военных действий 1916 г. англо-французские и итальянские армии были спасены от поражения. Англия и Франция пообещали России передать под ее контроль проливы Босфор и Дарданеллы и Константинополь.

Военные действия в 1917-1918 гг. Компания 1917 г. протекала в условиях роста во всех странах революционного движения.

В феврале в России вспыхнула революция. Наступление русского юго-западного фронта закончилось провалом. После Октябрьской революции в России новое правительство 2 декабря заключило с германской коалицией перемирие. События в России сорвали планы Антанты по разгрому Австро-Венгрии. На стороне Антанты в войну вступили США.

В марте началось германское наступление во Франции. В конце мая немцы нанесли удар севернее Рейна и вышли к реке Марна, оказавшись в 70 км от Парижа, но были остановлены. Второе Марнское сражение закончилось провалом для немцев.

В августе 1918 г. англо-французские армии перешли в наступление и нанесли противнику поражение. В сентябре началось общее наступление союзников по всему фронту. 9 ноября в Берлине была свергнута монархия. 11 ноября 1918 г. Антанта заключила с Германией Компьенское перемирие. Германия признала свое поражение в войне.

Сообщение учащегося: (Слайд 12-13)

А.А.Брусилов (1853-1926) родился в семье генерала. Окончил Пажеский корпус. Участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Более 15 лет прослужил в офицерской кавалерийской школе, начав с инструктора верховой езды и закончив ее начальником. В 1906-12 г. командовал различными воинскими соединениями. В 1912 г. получил чин генерала от кавалерии. С начала мировой войны назначен командующем 8-й армией, с марта 1916 г. – главнокомандующий Юго-Западным фронтом. Приобрел известность за разработку и проведение наступления русской армии летом 1916 г. – “Брусиловского прорыва”. После Февральской революции – сторонник продолжения войны до победного конца. В мае 1917 г. назначен Верховным главнокомандующим русской армии. После смещения с этого поста в июле 1917 г. остался в распоряжении Временного правительства. В 1920 г. вступил в ряды Красной Армии.

Брусиловский прорыв. В мае 1916 г. войска русского Юго-Западного фронта под командование генерала Брусилова осуществили прорыв австрийских позиций, отбросив противника на 120 км, фронт был прорван на протяжении 340 км. Русские войска заняли Луцк, Черновцы. Брусиловский прорыв поставил Австро-Венгрию на грань катастрофы. Германия перебросила с запада 11 дивизий, остановив наступление у Вердена.

5. Итоги войны.

Цель : назвать итоги войны. Задания:

1.Кто победил в войне? На какой конференции были подведены итоги Первой мировой войны? (Слайд 17)

2. Запиши название мирных договоров стран Антанты со странами Четверного союза.

3. На какой конференции завершилось послевоенное мирное урегулирование? Запиши название системы отношений, сложившейся в мире после окончания войны.

28 июня 1919 г. после длительных обсуждения на Парижской мирной конференции был подписан Версальский мирный договор стран Антанты с Германией. (слайд 17)

Послевоенное мирное урегулирование завершила Вашингтонская конференция (1921-1922). США удалось добиться принципа “свободы мореплавания”, ослабить Великобританию в качестве морской державы номер один, потеснить Японию и добиться утверждения “принципа равных возможностей” для всех стран, подписавших договор.

Версальско-Вашингтонская система, отражавшая интересы стран победительниц, просуществовала вплоть до Второй мировой войны.

Слайд 18 “Общие итоги Первой мировой войны” - просмотреть.

Слово учителя: Давайте посмотрим еще на одну картину Верещагина “Панихида” (слайд 19). Какие уроки должно вынести человечество из таких войн как Первая мировая? (все проблемы надо решать за столом переговоров, иначе человечество себя уничтожит).

Рефлексия:

Цель : подведение итогов, оценки за урок.

Выполни тестовую работу:

1) Соотнеси фронты и сражения Первой мировой войны:

А) Восточный фронт

Б) Западный фронт

1.Верденская мясорубка

2. Брусиловский прорыв

3.Галицийская битва

4. газовая атака у г.Ипр

2) Военно-политический блок Антанта создан:

а) в 1882 ; б) в 1889; в) в 1907; г) в 1914

3) Соотнеси дату и название сражения:

1) Брусиловский прорыв

2) Поражение 2-й русской армии в Восточной Пруссии

3) Галицийская битва

4) Брестский мир

5) Провал наступления Юго-Западного фронта

4) В Состав Четверного союза входили:

а) Россия б) Болгария в) Германия г) Франция

5) В состав Антанты входили:

а) Россия б) Австро-Венгрия в) Германия г) Англия

6) Какой регион в начале XX в. получил название “пороховой погреб Европы”:

а) Балканы; б) Ближний Восток; в) Германия

7) Причины Первой мировой войны:

а) планы Германии захватить Англию;

б) борьба крупнейших стран за колонии и рынки сбыта;

в) желание России и Австро-Венгрии утвердиться на Балканах.

Использованная литература:

  1. Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач.и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч.2 /В.В.Артемов, Ю.Н. Любченков. - М.,2011. – с.304.
  2. Базанов С. Брусиловский прорыв//История. Научно-методический журнал для учителей истории и обществознания, 2012, № 9, с.42-47.
  3. История России XX - XXI века. 11 класс: Поурочное планирование/Авт.-сост. Т.А.Корнева. – Волгоград, 2005. – 268 с.
  4. Самыгин П.С., Беликов К.С., Бережной С.Е. и др. История. – Ростов н/Д, 2008.
  5. Тихонова Н.Русско-турецкая война 1877-1878 гг. // История. Научно-методический журнал для учителей истории и обществознания. 2012. № 9, с.32-37
  6. Ястремский А.Н. Альбом схем по курсу “Отечественная история”, Учебное пособие, Электронное издание, М., 2008.

Приложение

Таблица 1. Численность вооруженных сил
(ведущие страны и их владения)

Державы В строю (млн.чел) Доля в общемировой численности В строю на 1 тыс.жителей (чел)
Австро-Венгрия 0,4 6,6 7,6
Великобритания 0,2 3,3 4,4
Германская империя 0,8 13,3 10,1
Италия 0,4 6,6 11,4
Российская империя 1,4 23,3 7,5
США 0,2 3,3 2,0
Франция 0,7 11,6 17,5
Мир в целом 6,0 100 3,2

Таблица 2. Прямые военные расходы

Государства Всего (млн. руб.) На 1 жителя (руб.) На 1 солдата (руб.)
Австро-Венгрия 265 5,0 662
Великобритания 729 1,7 1822
Германская империя 925 11,5 1156
Италия 283 6,7 566
Российская империя 826 4,5 590
США 570 5,2 2850
Франция 568 7,1 710
Мир в целом 5000 2,7 833

Таблица 3. Вооружение

Государства Артиллерийские орудия
(тыс)
Пулеметы
(тыс. шт.)
Снаряды
(млрд. шт.)
Аэропланы
(шт.)
Автомобили
(тыс. шт.)
Военный флот
(млн.т водоизмещ.)
Винтовки
(млн. шт.)
Патроны
(млрд. шт.)
Австро-Венгрия 4,0 2,0 3,0 65 1,8 0,3 1,5 0,3
Великобритания 2,0 2,0 7,0 272 1,2 1,9 0,8 0,8
Германская империя 7,5 12,0 10,0 300 5,0 1,5 5,0 1,0
Италия 2,0 1,0 3,3 143 2,0 0,4 2,5 0,5
Российская империя 7,9 4,1 6,0 150 - 0,4 5,0 2,8
США 1,0 1,5 1,0 - - 0,9 0,5 0,5
Франция 4,8 5,0 6,0 560 8,0 0,5 3,4 1,3
Мир в целом 35,0 35,0 40,0 1500 18,1 7,5 25,0 10,1