Андрей Штольц как "человек действия" (1). Урок по литературе на тему: "Обломов и Штольц

Каждый человек индивидуален. Не бывает абсолютно одинаковых людей, совпадающих и по мировоззрению, и по мыслям, и по взглядам на все стороны жизни. В этом отношении литературные герои не отличаются от реальных людей.

Обломов. Штольц. Вроде бы, это совершенно разные люди. Обломов – медлителен, ленив, не сосредоточен. Штольц – энергичен, весел, целеустремлен. Но эти два человека любят и уважают друг друга, они настоящие друзья. Значит, не такие уж они и разные, есть в них и что-то общее, что их скрепляет. Правда ли это? Действительно ли являются антиподами Обломов и Штольц?

Они были знакомы с самого детства, поскольку Обломовка и Верхлево, где жили друзья, находились рядом. Но насколько разной была обстановка в этих двух краях! Обломовка – деревня покоя, благословенности, сна, лени, безграмотности, глупости. Каждый в ней жил в свое удовольствие, не испытывая никаких умственных, моральных и душевных нужд. У обломовцев не было никаких целей, никаких бед; никто не задумывался, зачем создан человек, мир. Они проживали всю свою жизнь, особо не напрягаясь, подобно равнинной реке, которая течет по давно проложенному ровному руслу тихо, вяло, и нет никаких камней, гор и других препятствий на ее пути, никогда она не разливается сильнее обыкновенного, никогда не пересыхает; начинает где-то свой путь, течет очень спокойно, не шумя, и тихонечко впадает в какое-нибудь озеро. Никто и не замечает, что есть такая речка. Так все и жили в Обломовке, заботясь только о еде и спокойствии в своей деревне. Мало кто проезжал через нее, и неоткуда обломовцам было узнать, что кто-то живет иначе, никакого понятия о науках они тоже не имели, да и не нужно им все это было… Илюша жил среди таких людей – любимый, оберегаемый всеми. Всегда он был окружен заботой, нежностью. Ему не давали ничего делать самому и вообще не давали делать всего того, что хочет любой ребенок, вовлекая его тем самым в сущность обломовца. Его отношение к образованию и науке тоже было сформировано окружающими: «ученье не уйдет», главное – аттестат, «что Илюша прошел все науки и искусства», но внутренний «свет» образования был неведом ни обломовцам, ни самому Илье.

В Верхлево же все было наоборот. Управляющим там был отец Андрюши, немец. Поэтому он за все брался со свойственной этой нации педантичностью, в том числе и за сына. С самого раннего детства Андрюши Иван Богданович вынуждал его действовать самостоятельно, самому искать выход из всех ситуаций: от уличной драки, до выполнения поручений. Но это не значит, что отец бросал Андрея на произвол судьбы – нет! Он лишь направлял его в нужные моменты на самостоятельное развитие, накопление опыта; позже же он просто давал «почву» Андрею, на которой тот мог разрастись без чьей-либо помощи (поездки в город, поручения). И юный Штольц пользовался этой «почвой», извлекал из нее максимальную пользу. Но воспитывал Андрюшу не только отец. У матери были совершенно другие взгляды на воспитание сына. Она хотела, чтобы тот вырос не «немецким бюргером», а высоконравственным и духовным, с отличными манерами, с «белыми руками» барином. Поэтому она играла для него Герца, пела о цветах, о поэзии жизни, о ее высоком призвании. И вот это двустороннее воспитание – с одной стороны трудовое, практическое, жесткое, с другой – нежное, высокое, поэтическое – сделало Штольца выдающимся человеком, объединяющем в себе трудолюбие, энергию, волю, практичность, ум, поэзию и умеренный романтизм.

Да, эти два человека жили в разной обстановке, но познакомились они еще детьми. Поэтому с самого детства Илья и Андрей сильно влияли друг на друга. Андрюше нравилось то спокойствие, умиротворенность, которые давал ему Илья, получивший это от Обломовки. Илюшу же, в свою очередь, привлекали энергия, умение сосредоточиться и сделать что надо Андрея. Так было и когда они подросли и уехали из родных мест…

Интересно даже сравнить, как они это сделали. С Илюшей обломовцы прощались со слезами, с горечью, грустью. Они обеспечили ему долгую, но очень комфортную – иначе Илья не мог – поездку среди слуг, угощений, перин – как будто часть Обломовки отделилась и уплыла от деревни. Андрей же попрощался со своим отцом сухо и скоро – все, что они могли сказать друг другу, им было понятно без слов. И сын, узнав свой маршрут, быстро проехал по нему. Уже на этом этапе жизни друзей видно их расхождение.

Что же они делали будучи далеко от дома? Как учились? Как вели себя в свете? Обломов в молодости целью своей жизни представлял спокойствие, счастье; Штольц – труд, силу духовную и физическую. Поэтому Илья и образование воспринимал как очередное препятствие на пути к цели, а Андрей - –как главную, неотъемлемую часть жизни. Обломов Илья хотел служить мирно, без волнений и забот «вроде, например, ленивого записыванья в тетрадку прихода и расхода». Для Штольца же служба была долгом, к которому он был готов. Такое отношение два друга принесли из детства. А что же с любовью? Илья «никогда не отдавался в плен красавицам, никогда не был их рабом, даже очень прилежным поклонником, уже и потому, что к сближению с женщинами ведут большие хлопоты». Андрей «не ослеплялся красотой и потому не забывал, не унижал достоинства мужчины, не был рабом, «не лежал у ног» красавиц, хотя не испытывал огненных страстей». Девушки могли быть ему только подругами. Из-за этого же рационализма у Штольца всегда были друзья. У Обломова они сначала тоже были, но, со временем, они стали утомлять его, и, потихоньку, он очень сильно ограничил свой круг общения.

Время шло и шло… Штольц развивался – Обломов «уходил в себя». И вот им уже больше тридцати лет. Что они из себя представляют?

Штольц – сверхэнергичный, мускулистый, деятельный, твердо стоящий на ногах, сколотивший себе большой капитал, ученый, много путешествующий. У него везде есть друзья, его уважают как сильную личность. Он один из главных представителей торговой фирмы. Он жизнерадостен, весел, трудолюбив… но он внутренне помаленьку устает от такого ритма жизни. И тогда ему помогает друг детства – Илья Обломов, радушие, спокойствие, умиротворенность которого позволяют Штольцу расслабиться. Ну а что из себя представляет сам второй друг?

Илья не ездит, как Андрей, за границу, по делам, в свет. Он вообще редко выходит из дома. Он ленив не любит суету, шумные компании, у него нет ни одного настоящего друга, кроме Штольца. Основное его занятие – лежать на диване в любимом халате среди пыли и грязи, иногда в обществе лиц «без хлеба, без ремесла, без рук для производительности и только с желудком для потребления, но почти всегда с чином и званием». Таково его внешнее существование. Но внутренняя жизнь мечты, воображения была главной для Ильи Ильича. Все, что он мог бы делать в реальной жизни, Обломов делает в мечтах и снах – только без физических затрат и особых умственных усилий.

Что жизнь для Обломова? Препятствия, груз, заботы, мешающие спокойствию и благословенности. А для Штольца? Наслаждение любой ее формой, причем если таковая не нравится, то Штольц ее с легкостью изменяет.

Для Андрея Ивановича основа всего – разум и труд. Для Обломова – счастье и спокойствие. И в любви они такие же… Оба друга влюбились в одну и ту же девушку. На мой взгляд, Илья Ильич полюбил Ольгу просто потому, что нетронутое сердце давно ждало любви. Штольц же влюбился в нее не сердцем, а разумом, он полюбил опытность, зрелость, ум Ольги. Перспектива семейной жизни в понимании Обломова –прожить жизнь счастливо и весело, без забот, без труда, «чтоб сегодня походило на вчера». Для Штольца же брак с Ольгой Сергеевной принес счастье умственное, а вместе с ним и духовное, и физическое. Так он и прожил всю оставшуюся жизнь – в гармонии разума, души, сердца с Ольгой. А Обломов, «загнив» окончательно, женился на женщине, которую и человеком трудно назвать. Он променял разум, зрелость, волю Ольги на круглые локти Агафьи Матвеевны, которая даже понятия не имела о существовании качеств, благодаря которым Человека можно назвать человеком. Я считаю, что это верхняя точка различий Обломова Ильи Ильича и Штольца Андрея Ивановича.

Эти два человека – друзья детства. Сначала, в силу этого, они были похожи и едины во многих сторонах жизни. Но, со временем, когда Илья и Андрей росли, Обломовка и Верхлево – две противоположности – возымели на них свое действие, и друзья начали отличаться все сильнее и сильнее. Много ударов вынесли их отношения, тем не менее детская дружба удерживала их крепко. Но уже в конце жизненного пути они стали настолько разными, что дальнейшее нормальное полноценное поддерживание отношений оказалось невозможным, и их пришлось забыть. Безусловно, на протяжении всей жизни Обломов и Штольц были антиподами, антиподами, которых скрепляла детская дружба, и разорвало разное воспитание.

Меню статьи:

Образ Андрея Ивановича Штольца в романе Гончарова «Обломов» является одним из самых привлекательных. Его деятельность и умение распорядиться свободным временем наталкивают на мысль об идеальности и гармоничности личности, однако, это не совсем так.

Происхождение Андрея Штольца

Андрей Штольц родился в небольшой деревне Российской империи. Отец его по происхождению был немцем, который впоследствии окончательно осел в России. Мать его походила из обедневшего дворянского рода. Благодаря такому симбиозу культур, Андрей Штольц смог обрести такие черты характера и качества, которые бы позволили ему стать с жизни успешным, но при этом не потерять свой моральный облик.

Отношения в семье и вопрос о воспитании Штольца

Родители в семье Штольцев жили гармонично. Несмотря на то, что между ними возникали различные разногласия, это не способствовало появлению конфликтов в семье.

Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете познакомиться с в одноименном романе Ивана Гончарова.

Мать в воспитании придерживалась традиционного русского взгляда. Она, подобно многим дворянам, прививала своему сыну любовь к искусствам и размеренному образу жизни. Именно благодаря матери, Андрей узнает азы музыки и песнопения, знакомится с живописью и литературой. Андрей в детстве часто бывал у Обломовых, их размеренная, ленивая жизнь утомляла мальчика, но была вполне естественной для матери – такое поведение дворян (за исключением некоторых моментов в жизни Обломовых) могла бы послужить эталоном жизни аристократов.

Отец Андрея в жизни и соответственно в воспитании придерживался другой позиции – он считал, что в жизни нужно обладать практичными навыками, позволяющими организовать себя и свою работу с наибольшей продуктивностью. Маленький Андрей был в восторге от стиля воспитания отца – ему было интересно на фабрике и в поле. Вскоре маленький Штольц работал с отцом на равных и при необходимости с легкостью в работе мог заменить отца.

Предлагаем ознакомиться с которую написал Иван Гончаров.

Мать с ужасом наблюдала за этими всеми манипуляциями – ее мечта о белых воротничках и блестящей светской жизни сына постепенно таяла, но женщина не отчаивалась. Она еще более усердно принималась обучать сына азам светской жизни.

Таким образом, в семье Штольцев осуществилось вполне удачное сочетание прагматичного и душевного. При этом воплощением прагматики выступал отец, а душевного начала – мать.


Ранний уход из жизни матери не позволил осуществлять воспитание в тех же рамках – отец его не умел быть таким эмоциональным, порой он даже не может найти слов, чтобы поддержать сына, напутствовать его, поэтому дальнейшее воспитание Штольца уверенно обрело черты прагматики и дисциплины.

После окончания университета отец не дал Андрею долго бездельничать –он отправляет сына в самостоятельное плавание. Такая традиция была принята в европейском обществе – родители обеспечили все условия для гармоничного существования Андрея, и теперь Штольц должен сам заботиться о себе.

Сцена прощания отца с сыном в понимании русских крестьян также выглядит странной – отец ведет себя крайне скупо в эмоциональном плане и никто из окружающих (разве, что сам Андрей) не догадывается, что на самом деле Ивана Штольца в это время переполняет гордость за сына.

Влияние воспитания на дальнейшую жизнь

Идеалы и привычки, привитые нам в детстве, так или иначе, влияют на нашу дальнейшую жизнь. Эта же тенденция заметно прослеживается и в жизни Андрея Штольца.

Требовательность отца к своему сыну и раннее включение его в трудовую деятельность (Иван Штольц принял на работу своего сына и даже выплачивал ему зарплату, как и всем своим работникам) способствовало общественной закалке сына. Андрей с самого детства знал, что в жизни часто случаются неудачи, они порой никак не связаны с предвзятым отношением окружающих, а являются следствием погрешностей в его работе. Чтобы их избежать или исправить, нужно приложить усилия и усердно работать. Такое понимание привело к тому, что, будучи уже взрослым, Штольц уверено преодолевает трудности, они не наносят на его жизнь столь значимый отпечаток отчаяния и апатии, как это случается с Обломовым.

Отношение к обучению

Андрей Штольц в детстве был очень непоседливым мальчиком – он обожал различные шалости и придавался им при первом же удобном случае. Однако такая непоседливость не стала препятствием в получении качественного образования.

Первоначальное образование Андрей Штольц получил дома – мать его учила музыкальной грамоте и французскому. Впоследствии Андрей развил эти навыки и часто играл с матерью в четыре руки. Знания французского для него стали также необходимы в дальнейшей жизни – Андрей постоянно общался с аристократами, знания французского позволяло ему оставаться на должном уровне по отношению к высшему обществу.

В это же время области познания Штольца были обширные – он с отцом активно изучал географию и немецкий, читал различные книги – от Священного Писания до басен Крылова. С матерью изучал Священную историю.

Дальнейшее свое обучение Андрей Штольц продолжил в пансионате, руководителем которого стал его отец. В этот период Андрей смог укрепить свои знания и расширить их границы. Учеба давалась ему легко – Андрей время от времени помогал своим друзьям по пансионату выполнять их задания.

После окончания пансионата последовало обучение в университете Российской империи. Об этом периоде жизни Штольца Гончаров мало что рассказывает. Известно, что Андрей был дисциплинированным и трудолюбивым, обучение для него стало легким занятием.

Дружба с Обломовым

С Ильей Ильичем Обломовым Андрей Штольц был знаком с самого детства. Однако тесное их взаимоотношение началось во время обучения в пансионате. В этот период мальчики были очень похожи между собой: они оба были очень любопытными и активными. Однако вскоре воспитание сыграло с Ильей злую шутку – родители Обломова были в ужасе от такой манеры поведения сына и всячески пресекали возможные проявления любознательности и активности. В их понимании ребенок должен быть уравновешенным и спокойным. Со временем, Илья таким и стал – апатичным и пассивным.

Отец Штольца, наоборот, всегда поощрял активность сына. Он даже разрешал ему уходит из дому на несколько дней, при условии, что сын выполнил все его поручения. В результате активность и желание развиваться сохранилось у Штольца и в его взрослый период жизни.

Несмотря на то, что в дальнейшем жизнь Штольца и Обломова сформировала из похожих личностей диаметрально противоположные, дружба их не закончилась, а продолжалась всю жизнь. Андрей время от времени навещал Обломова и интересовался его делами. Делал это Штольц не из-за личной выгоды или этических норм, а потому, что он действительно был неравнодушен к судьбе своего друга.

После окончания университета Илья Ильич некоторое время пытался следовать традиционной схеме жизни – и для этого поступил работать в канцелярию, но первые же сложности на работе стали причиной депрессии и паники у Обломова. Так, чрезмерная опека родителей заранее спровоцировала ситуацию неуспеха. Штольц же наоборот активно включился в дела службы и смог заслужить себе звание аристократа.

После такой крупной неудачи Обломов безвылазно живет в своей съемной квартире. Он перестал появляться на людях и даже перестал следить за порядком в доме – все дни напролет Обломов пролеживал на диване, время от времени впадая в дремоту.

Никто из знакомых Ильи Ильича не мог вытащить его из этого болота. Единственным человеком, который мог расшевелить его, оставался Андрей Штольц. В один из своих визитов к Обломову Штольц стал свидетелем забавной картины – Илья Ильич намерен был поколотить своего слугу за то, что тот его пытался разбудить. От души посмеявшись, Штольц начинает упрекать Обломова в апатичности и бездействии и решает окончательно расшевелить Обломова. Штольц вытаскивает Обломова в свет. Сначала подобный режим жизни невероятно утомляет Обломова, но затем Илья Ильич влюбляется – у него появляется стимул поддерживать свою активность. Однако со временем обломовщина вновь затягивает Илью – в этот раз Штольц уже не нашел силы, чтобы реанимировать своего друга к жизни, хотя его судьба была все также небезразлична Андрею Ивановичу. Штольц время от времени приводит дела Обломова в родовом поместье в порядок, навещает своего друга. Связь Обломова с Агафьей неприятно удивляет Штольца, он не понимает такого поведения своего друга, однако после его кончины не отказывается от своих слов и берет на воспитание сына Обломова – мальчика, названого в честь Штольца Андреем. Скорее всего, в последние годы дружбу Обломова и Штольца удерживают воспоминания о детской дружбе и необычное умение Обломова проявлять нежность и чувственность, которое не свойственны Штольцу.

Отношения с Ольгой Ильинской

Гончаров во время изображения взаимоотношений в рамках Обломов- Штольц- Ильинская романе использует один из парадоксов: в то время как личности Обломова и Штольца кажутся очень разными по своей сути, личности Ольги Ильинской и Андрея Штольца кажутся сродными. Детальный анализ показывает, что это первое впечатление ошибочно. На самом деле образы Штольца и Обломова, особенно в детстве, имеют много сродных качеств, а образы Ильинской и Штольца очень различны – ведь мотивацией для выявления их качеств и социальной активности у них становятся разные чувства и мотивы.

В начале романа у Штольца не возникает романтических чувств по отношению к Ольге, хотя при этом нельзя сказать, что в их взаимоотношениях нет симпатии. Андрей Иванович – человек не романтичный, поэтому он не смог настолько пленить девушку как нежный и эмоциональный Илья Ильич.

Прагматичный ум Штольца позволяет найти ответ фактически на любой вопрос из мира рационального, но только не из мира чувственного, полного романтики – здесь его разум бессилен. После разрыва с Обломовым девушка едет с тетей в Швейцарию, где случайно встречается с Андреем Ивановичем. В это время Штольц еще ничего не знает о печальном опыте взаимоотношений Ольги и продолжает с ней общаться как прежде. Андрей Иванович приносит девушке новые книги, ноты, иногда цветы, успокаивая себя тем, что это надолго увлечет Ольгу, но девушка всегда очень быстро читает произведения и разучивает ноты, а затем, как правило, осыпает Штольца вопросами.

В глазах Ольги – Штольц интересный собеседник, для девушки он выступает кем-то вроде учителя, который знает больше своего ученика и всегда умеет занять чем-то интересным. Штольц же, напротив, сумел разглядеть в девушке женщину и влюбился в нее не как в личность, а как в представительницу женского пола. Исходя из этой дисгармонии и происходят большинство парадоксов в их дальнейших отношениях.

Плененный Ольгой Андрей Иванович делает девушке предложение – недолго думая, Ольга соглашается. Она не испытывает страсти к Штольцу, но ее пленяет уровень знаний этого человека – он кажется ей необыкновенно умным и смышленым и это становится главным фактором для принятия окончательного решения.

В виду своего способа жизни и возраста, Штольц начинает мечтать о спокойной и размеренной жизни – аналоге так яро гонимой им самим Обломовщины. Ольга же не понимает такого предпочтения мужа, она полна решимости действий и желания к развитию. Благодаря тому, что все это время Штольц активно занимался саморазвитием, у них в браке существовала гармония, но, судя по всему, как только Штольц прекратит активное свое развитие, он перестанет быть кумиром Ольги и сразу же после этого последует разочарование и дисгармония.

Штольц всегда посвящал жену в свои дела и даже дела Обломовки, позволяя жене принимать активное участие в них, однако вскоре женщина начинает испытывать тоску – ее жизнь кажется ей скучной и однообразной, о чем она неоднократно говорит мужу. Отсутствие нежности и романтики в отношениях Ольги и Андрея становится все заметнее – их союз умов в конечном счете стремительно начинает приближаться к деструкции и дисгармонии. Гончаров наталкивает читателя на мысль, что наличие общего стремления и идей не делает людей счастливыми в браке. Для гармоничного брака нужна любовь.

Характеристика личности

Жизнь Андрея Штольца все время проходила в рамках активного познания мира и саморазвития. Отец его старался привить сыну такие качества характера, которые бы позволили ему не утонуть в пучине жизни и стать успешным человеком.

Андрей Иванович постоянно чему-то учится. Кажется, что в жизни Штольца ни одна минута жизни не была потрачена даром – Андрей Иванович умеет распределить свое время наиболее выгодным образом, чтобы успеть совершить много полезных дел за день.

Положительную службу в этом деле Штольцу дает его неромантический характер – Штольц никогда не предается мечтаниям и грезам. Он не понимает, как люди могут быть по уши влюблены в кого-то.

Андрей Иванович обладает твердым и решительным характером. Штольц всегда очень требователен к себе. Благодаря своему трудолюбию, настойчивости и дисциплинированности, Штольц становится успешным человеком в рамках своей карьеры и даже дослуживается до чина надворного советника, что дает ему право обрести личное дворянство. На этой должности Штольц не задержался – он решил выйти в отставку, стал заниматься торговлей и достиг существенных достижений в этом занятии. Вскоре его капитал из отцовских сорока вырос до трехсот тысяч, что было предметом восхищения и зависти многих помещиков.

Штольц – очень сдержанный человек, он умеет сдерживать свои эмоции. В своих неудачах Андрей Иванович не винит окружающих, как обычно это любят все делать – в первую очередь он ищет причины в себе – это позволяет ему быстро искоренить возникшую проблему и не допускать ее появления в дальнейшем.

Неэмоциональность Штольца позволяет ему не теряться в различных ситуациях и находить из них самый привлекательный и выгодный выход.

Таким образом, Андрей Иванович Штольц наделен множеством положительных качеств характера. Большинство из них являются типичными для европейского бюргера, но в то же время очень необычны, и в некой мере, странные для обывателя Русской империи. Благодаря своей беспринципности и трудолюбию Штольц сумел достичь существенных высот в делах службы, а также умножить свой капитал, однако Штольц так и не сумел обрести гармонию в браке – его отношения с Ильинской обречены на крах, так как являют собой союз ума, а не чувств.

Абсолютная противоположность Обломову – Штольц, который становится воплощением расчета, деятельности, силы, решимости, целеустремленности. В немецком воспитании Штольца главным было развитие натуры самостоятельной, деятельной, целеустремленной. При описании жизни Штольца Гончаров чаще всего употребляет слова «твердо», «прямо», «шёл». И сама фамилия Штольца – резкая, отрывистая, и вся его фигура, в которой не было ни доли округлости и мягкости, как в облике Обломова, - всё это выявляет его немецкие корни. Вся его жизнь была прочерчена раз и навсегда, воображение, мечты и страсти не вписывались в его жизненную программу: «Кажется, и печалями, и радостями он управлял как движением рук». Наиболее ценимое качество в человеке для Штольца – «настойчивость в достижении цели», правда, при этом Гончаров добавляет, что от качества самой цели уважение к настойчивому человеку у Штольца не зависело: «Людям с этой настойчивостью он никогда не отказывал в уважении, как бы ни были не важны их цели».

Цель жизни Штольца, как он ее формулирует, - труд и только труд. На вопрос Обломова: «Для чего жить?» - Штольц, ни минуты не задумавшись, отвечает: «Для самого труда, больше ни для чего». Несколько настораживает это однозначное «больше ни для чего». Результаты труда Штольца имеют вполне ощутимый «материальный эквивалент»: «Он и в самом деле нажил дом и деньги». О характере деятельности Штольца Гончаров говорит весьма обтекаемо, вскользь: «Он участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу». Впервые в русской литературе появилась попытка показать положительный образ предпринимателя, который, не имея при рождении богатства, добивается его своим трудом.

Пытаясь возвысить своего героя, Гончаров убеждает читателя, что от матери – русской дворянки – Штольц воспринял умение чувствовать, ценить любовь: «он выработал сам себе убеждение, что любовь, с силой Архимедова рычага, движет миром». Однако в любви Штольца все подчинено рассудку, не случайно «разумный» Штольц так никогда и не понял, что произошло между Обломовым и Ольгой, что стало основой их любви: «Обломова! Не может быть! – прибавил опять утвердительно. – Тут есть что-то: вы не поняли себя, Обломова или, наконец, любви!», «Это не любовь, это что-нибудь другое. У вас до сердца и не доходило: воображение и самолюбие, с одной стороны, слабость – с другой». Штольц так и не понял, что любовь бывает разная, а не только такая, которую просчитал он. Не случайно это неумение принять жизнь в ее разнообразии, непредсказуемости в конце концов приводит к «обломовщине» и самого Штольца. Полюбив Ольгу, он уже готов остановиться, замереть. «Нашел свое, - думал Штольц. – Дождался!.. вот оно, последнее счастье человека! Всё найдено, нечего искать, некуда больше идти!» Уже став женой Штольца, испытывая к нему настоящую любовь, понимая, что она нашла в нем свое счастье, Ольга часто задумывается о будущем, ее страшит эта «тишина жизни»: «Что же это? – думала она. – Куда же идти? Некуда! Дальше нет дороги. Ужели нет, ужели ты совершила круг жизни? Ужели тут всё, всё?»

Многое может сказать о героях их отношение друг к другу. Обломов искренне любит Штольца, в нем по отношению к другу чувствуется истинное бескорыстие и великодушие, можно вспомнить, например, его радость счастью Штольца и Ольги. В отношениях со Штольцем проявляется красота души Обломова, его способность думать о смысле жизни, деятельности, о направленности её на человека. Обломов предстает как человек, который страстно ищет, хотя и не находит норму жизни. В Штольце по отношению к Обломову есть какое-то «недочувствие», он не способен на тонкие душевные движения: с одной стороны, искренне сочувствует Илье Ильичу, любит его, с другой – часто по отношению к Обломову оказывается не столько другом, сколько «грозным учителем». Штольц был для Ильи Ильича воплощением той бурной жизни, которая всегда пугала Обломова, от которой он пытался спрятаться. На горькое и досадное Обломова: «Жизнь трогает», Штольц тут же откликается: «И слава Богу!». Штольц искренне и настойчиво пытался заставить Обломова жить более активно, однако эта настойчивость иногда становилась жёсткой, а порой и жестокой. Не щадя Обломова и не считая, что имеет на это право, Штольц затрагивает самые болезненные воспоминания об Ольге, без малейшего уважения к жене друга говорит: «Да ты оглянись, где ты и с кем ты?» Сама фраза «теперь или никогда» грозная и неотвратимая, тоже была противоестественна мягкой натуре Обломова. Очень часто в разговоре с другом Штольц употребляет слова «я встряхну тебя», «ты должен», «надо жить иначе»». Штольц начертал план жизни не только себе, но и для Обломова: «Ты должен жить с нами, вблизи нас. Мы с Ольгой так решили, так и будет!» Штольц «спасает» Обломова от его жизни, от его выбора – и в этом спасении видит свою задачу.

Какова та жизнь, в которую он хотел вовлечь друга? Содержание недели, которую Обломов провел со Штольцем, по своей сути отличалось от сна на Гороховой улице. Были в этой неделе и какие-то дела, обед с золотопромышленником, чай на даче в большом обществе, однако Обломов очень точно назвал это суетой, за которой не видно человека. В свою последнюю встречу с другом Штольц сказал Обломову: «Ты знаешь меня: я давно задал себе эту задачу и не отступлюсь. До сих пор меня отвлекали разные дела, а теперь я свободен». Вот и проявилась основная причина – разные дела, которые отвлекали Штольца от жизни друга. И действительно, между появлениями Штольца в жизни Обломова – как провалы, как пропасти – проходят годы: «Штольц не приезжал несколько лет в Петербург», «год прошел со времени болезни Ильи Ильича», «пятый год пошел, как мы не виделись». Не случайно ещё при жизни Обломова между ним и Штольцем «отверзлась бездна», «воздвиглась каменная стена», причем эта стена существовала только для Штольца. И еще при жизни Обломова Штольц похоронил друга однозначным приговором: «Ты погиб, Илья!»

Отношение автора к Штольцу неоднозначно. Гончаров, с одной стороны, надеялся, что в скором времени «много штольцев явится под русскими именами», с другой – понимал, что в художественном отношении назвать образ Штольца удачным, полнокровным вряд ли возможно, признавался, что образ Штольца «слаб, бледен - из него слишком голо выглядит идея».

Проблема героя в романе «Обломов» связана с авторскими размышлениями о настоящем и будущем России, о родовых чертах русского национального характера. Обломов и Штольц – не просто разные человеческие характеры, это различные системы нравственных ценностей, разное мировосприятие и представление о человеческой личности. Проблема героя состоит в том, что ни Обломову, ни Штольцу автор не отдает предпочтения, за каждым из них оставляя свое право на истину и выбор жизненного пути.

Вершиной творчества И.А.Гончарова является роман "Обломов", работа над которым была завершена в 1859 году. В центре произведения – трагическая судьба Ильи Ильича Обломова, безвременно угасшего дворянина, человека умного, доброго, но безвольного, апатичного, не приспособленного к труду и жизни. В системе художественных образов романа одно из важных мест занимает образ друга детства Обломова – Андрея Ивановича Штольца. Это "герой дела", "человек действия".

Штольц и Обломов – антиподы. Они различны во всем, но их связывает долгая и верная дружба. Андрей Штольц – сын управляющего имением в селе, когда-то принадлежащем Обломовым. Он учился вместе с Ильей, оказывал ему "медвежью услугу", то подсказывая уроки, то делая за него переводы. Да и впоследствии Андрей Штольц будет бескорыстно помогать своему другу во всех жизненных затруднениях.

Главная черта в характере Штольца – трудолюбие. Его отец – немец, и он дал сыну "трудовое, практическое воспитание". Иван Богданович объяснял сыну, какая глина на что годится, как добывают деготь, топят сало и т.д. С 14 лет Штлоьц уже один отправлялся в город и точно, правильно выполнял поручения отца. Мать Андрея – русская. От нее он унаследовал язык и веру. Мать бы "держала его возле себя", как это делала мать Обломова, но Иван Богданович запретил мешать сыну познавать жизнь.

После окончания университета Штольц-старший отправил сына в Петербург. Он считал, что выполнил свой долг, дав сыну образование. Уехав из родительского дома, Штольц добивается всего, о чем мечтал. Он узнал Европу, "как свое имение", "видел Россию вдоль и поперек". Он сделал карьеру, "служил, вышел в отставку, занялся своими делами и в самом деле нажил дом и деньги". Он поддерживал связи с золотопромышленниками, бывал в Киеве – торговом центре свеклосахарной промышленности, Нижнем Новгороде, знаменитом ежегодными ярмарками, Одессе – крупнейшем центре хлебного экспорта из России, складочном месте иностранных товаров, посещал Лондон, Париж, Лион – торговые и промышленные центры Европы. Таковы масштабы деятельности Штольца. Труд становится целью и смыслом жизни Штольца. Об этом он так говорит Обломову: "Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей". Штольц никогда не перестает трудиться. Он всегда в действии.

Портрет Штольца подчеркивает его динамичность: "Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости". У него нет лишних движений: "Если он сидел, то сидел спокойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно". Стремление к равновесию является главным во внешности героя, его характере и судьбе. Он "жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль".

В нравственной жизни Штольц также управлял своими печалями и радостями, как и контролировал дела. Герой привык быть лидером. В дружбе с Обломовым он выполняет роль сильного наставника. Именно Штольц пытается спасти друга из плена обломовщины. Ему удается совершить невероятное: он заставляет Обломова подняться с дивана и после многолетнего отсутствия появиться в свете. Штольц пишет другу письма из-за границы, приглашает приехать его в Швейцарию и Италию.

Встретившись с Обломовым через два года, когда он уже и не будет помышлять о переменах в собственной судьбе, Штольц вынужден признаться в своем бессилии: "Уж с надеждами на будущность кончено: если Ольга, этот ангел, не унес тебя на своих крыльях из твоего болота, так я ничего не сделаю". И все же он предлагает Илье Ильичу "избрать маленький круг деятельности, устроить деревушку, возиться с мужиками, входить в их дела, строить, садить". Штольц старается внушить Обломову уверенность в своих силах: "…все ты должен и можешь делать".

Верность Штольца идеалам юности проявляется в том, что он спасает друга от нищеты, оформляет доверенность на свое имя и берет Обломовку в аренду. Энергичный и деятельный Штольц привел в порядок имение друга, много изменил в Обломовке: построил мост, возвел дом под крышу, назначил нового управляющего.

Даже в любви и женитьбе Штольц прошел "школу наблюдения, терпения, труда". Встретив Ольгу Ильинскую в Париже, Штольц стремится разгадать ее ум и характер. Он действует, завоевывает ее любовь. Ольга и Штольц счастливы в семейной жизни. Они жили "как все, как мечтал и Обломов", но это не было растительным существованием. Они "думали, чувствовали, говорили вдвоем".

"Человек действия" для Гончарова – это личность, в которой нашли свое отражение определенные тенденции русской жизни того времени. Штольц стремится к личной независимости, это буржуазный делец, но не хищник. Гончаров любуется кипучей энергией, предприимчивостью Штольца, но показывает и его слабости. В Андрее Ивановиче нет поэзии, мечты, он не имеет программы общественного служения. Его деятельность направлена только на личное благополучие, он отказывается идти на "дерзкую борьбу с мятежными вопросами". Деятельность Штольца – замаскированная форма "обломовщины". Герой желает достичь покоя, избавиться от "тумана сомнений, тоски вопросов" о смысле жизни.

Литература

Класс: 10

Урок № 8

«Для чего жить?». Обломов и Штольц

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Рассмотреть понятие «антипод»;
  2. Раскрыть смысл противопоставления двух героев, двух жизненных позиций в романе «Обломов»;
  3. Показать современность проблематики романа.

Глоссарий:

Роман – это крупный по объему и, как правило, прозаический жанр эпоса;

Антипод – это художественный образ, который своим содержанием, взглядами, чертами характера, моральными качествами и др. противоположен другому;

Антитеза – это такой прием в художественном языке, когда одно явление противопоставляется другому;

Основная литература по теме урока:

Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2015.

Дополнительная литература по теме урока:

Русская литература XIX века. 10 класс: Учебник для школ и классов гуманитарного профиля. В 2 ч. Ч. 2. М.: Московский лицей, 2007.

Добролюбов Н. А. «Что такое обломовщина?» «Обломов», роман И. А. Гончарова: http://az.lib.ru/d/dobroljubow_n_a/text_0022.shtml

Открытые онлайн-ресурсы по теме урока:

Добролюбов Н.А. «Что такое обломовщина?» «Обломов», роман И. А. Гончарова: http://az.lib.ru/d/dobroljubow_n_a/text_0022.shtml (дата обращения: 22.08.2018).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Роман Гончарова «Обломов» - одно из знаковых произведений русской литературы XIX века. Он входит в трилогию с двумя другими произведениями – «Обыкновенная история» и «Обрыв». Автор начинает работу над ним в 1847 году, когда в обществе возникают идеологически разные подходы к жизни.

Противоположные взгляды в «Обломове» выражают главные герои -потомственный дворянин Илья Ильич Обломов и его лучший друг, отставной чиновник Андрей Иванович Штольц. Они олицетворяют возможные пути развития. Первый - апатичный дворянин, поглощенный пустой мечтательностью и ленью. Второй - бодрый и трудолюбивый человек, сочетающий практичность и духовность. Чтобы понять замысел Гончарова, начнём с разбора имён персонажей.

Одно из значений древнееврейского по происхождению имени Илья - «Божья помощь». Автор усиливает его, называя Обломова Ильёй Ильичём. В сознании героя прошлое и настоящее сливаются воедино. Неслучайно картины беззаботного детства всплывают в его сознании - он олицетворяет родовые дворянские традиции. Фамилия Обломов схожа по произношению и написанию с глаголом «обломать» и образованным от него существительным «обломок», то есть, «остаток чего-либо прежде существовавшего, исчезнувшего». Возможна также связь фамилии со словом «облый» - округлый, «округловатый».

Фамилия Штольц произошла от немецкого слова stolz («штольц») - «гордый». Русское имя Андрей, означает «мужественный, храбрый» и подчеркивает силу воли. Отсылки к ранним годам жизни героев тоже не случайны, они раскрывают характеры. Мальчики знакомятся в пансионе для детей местных помещиков. Полюбив спокойного и задумчивого Илюшу, Андрюша даже делает за него задания. Штольц и Обломов, хоть и растут рядом, но воспитывают их совершенно по-разному. Мать Андрея занимается с ним литературой и искусством. Отец-немец, закоренелый материалист, прививает любовь к труду. Он берёт сына работать репетитором в пансионате и назначает ему жалование «как мастеровому, совершенно по-немецки: по десяти рублей в месяц». Такое строгое воспитание сформировало у Штольца сильный характер. На его примере Гончаров показывает одну из моделей воспитания, не идеальную, но эффективную. Сила воли и терпение помогают Андрею стать богатым и известным широкому кругу людей.

Илья Ильич Обломов - представитель дворянства, разнеженный мальчик. Он находится в родительском доме в атмосфере чрезмерной опеки. Его семья размеренно проводит время за обсуждением того, «какие блюда будут в обед или ужин». Учёба сына в гимназии особо не интересует родителей, они лишь хотят, чтобы «Илья прошёл все науки и искусства». С детства ему прививают апатичный образ жизни: например, не дают ребенку гулять, так как он может пораниться или заболеть. Все это приводит к тому, что Илья совершенно ни к чему не приспособлен и не приучен к труду. Он проводит большую часть времени в пустых мечтах. Все попытки Штольца поднять своего друга с дивана оканчиваются неудачей. Обломов не хочет и не умеет прикладывать усилий, и у него нет сил на то, чтобы сломить привычный уклад. Идеал счастья Ильи Ильича - полный покой и хорошая еда: «Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать ее...». Идеал счастья Андрея Ивановича - жизнь в труде: «Труд - образ, содержание, стихия, цель жизни». По замыслу автора он воплощает тип человека, способного изменить Россию.

Критики того времени по-разному относятся к главным героям. Так, Чехов и Добролюбов, в целом выражая восхищение художественным мастерством писателя, остро критикуют образ Штольца. Они считают его персонажем, который фактически не служит развитию и идеалам страны, вся его деятельность направлена на улучшение своего благосостояния. Однако Гончаров хочет видеть в нем героя нового времени, может, не идеального, но прогрессивного.

Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» говорит об отражении в романе кризиса и распада старой крепостнической Руси. Илья Ильич - «коренной народный наш тип», символизирующий лень, бездействие и застой всей крепостнической системы отношений. Он - последний в ряду «лишних людей» - Онегиных, Печориных, Бельтовых и Рудиных. «Подобно своим старшим предшественникам, Обломов заражён коренным противоречием между словом и делом, мечтательностью и практической никчёмностью. Но в Обломове типичный комплекс “лишнего человека” доведен до логического конца, за которым - распад и гибель». По мнению критика, Гончаров показал «обломовщину» как социальное зло, которое проникло в самые разные слои общества, а Обломова сделал разоблачённым героем, низвергнутым прямо в халате на мягкий диван.

Сравнение главных действующих лиц романа - Штольца и Обломова - позволяет понять, что они - личности, типичные не только для XIX столетия. Поиск себя и смысла жизни волнует многие поколения. Автор предлагает читателю задуматься, какой путь выбрать - активно действовать или же плыть по течению и прозябать в надеждах на лучшее.

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля

Пример №1

Ребус – соответствие

Подсказка: Андрея Штольца рано начали приучать к труду: вместе с отцом выезжал на фабрику, в поля, к купцам, а вскоре и самостоятельно начал выполнять различные поручения.

Разбор задания:

Принцип сюжетной антитезы в романе «Обломов» является важным смыслообразующим приемом произведения. Еще в начале романа автор вводит два противопоставляемых персонажа – пассивного, ленивого Обломова и активного, деятельного Штольца. Сравнивая их детство и юношеские годы, Гончаров показывает, как формировалась личность каждого из героев – постепенное увязание в болоте «обломовщины» Ильи Ильича и самостоятельная жизнь Андрея Ивановича.

Пример №2

Подстановка элементов в пропуски в тексте.

Вставьте пропущенное слово.

«Я узнала недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне __________, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова!»

Правильный ответ:

Правильный вариант / варианты:

Подсказка: после разрыва с Обломовым Ольга Ильинская со своей теткой уезжает за границу. Там за этого героя выходит замуж.

Разбор задания: знакомство Ильинской и Обломова организовал Штольц с целью вытянуть своего давнего друга детства из вечной спячки. Он верил, что юная, уверенная и целеустремленная Ольга увлечет мечтательного барина, побудит его мыслить, совершать поступки, развиваться, словом, встать с дивана в прямом и переносном смысле. «Я люблю будущего Обломова», − говорила она, имея в виду, что ожидает от него внутреннего переворота. Она жаждала, чтобы ее избранник стал выше ее, она словно ожидала увидеть Илью Ильича на пьедестале и уже потом подарить ему себя в качестве заслуженной награды. Но этого к сожалению так и не произошло.