Когда признают днр и лнр кто. Константин Затулин: Признание ДНР и ЛНР — крайний вариант

Разговор был посвящен обмену пленными между ДНР\ЛНР и официальным Киевом. Однако наблюдатели разглядели в этом серьёзный политический подтекст.

Телефонная беседа между Владимиром Путиным, Александром Захарченко и Игорем Плотницким состоялась по инициативе лидера общественного движения «Украинский выбор — право народа» Виктора Медведчука . Речь зашла о масштабном обмене пленными по формуле «всех на всех». Накануне Медведчук на встрече с Путиным и патриархом Московским и всея Руси Кириллом в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре обратился к главе России с просьбой поддержать предложение об обмене пленными, которого не было уже 14 месяцев, и переговорить на тему такого обмена с руководителями ДНР и ЛНР.

Состоявшийся разговор для АиФ.ru прокомментировал политолог, президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко .

— Ростислав Владимирович, зачем понадобилось вмешательство Путина? Раньше его не требовалось, а тут вдруг вопрос обмена пленными стал решаться на столь высоком уровне. Что произошло?

— Не думаю, что тут нельзя было обойтись и решить всё без вмешательства Владимира Путина. Просто в данной ситуации, на мой взгляд, президент России продемонстрировал: фактически происходит частичное признание руководящих структур ДНР и ЛНР. До этого он с ними не общался, тем самым подчеркивая, что это все-таки республики самопровозглашенные. Сейчас ситуация меняется, и меняется она в первую очередь в Киеве, причем не в лучшую для украинского руководства сторону. Оно, по сути дела, отказывается выполнять Минские соглашения. Таким образом, обратившись непосредственно к главам ДНР и ЛНР, Путин сделал шаг в направлении их полноценного признания.

Это не значит, что оно наступит завтра. Всё может произойти через месяц или через год. Южная Осетия и Абхазия ждали признания со стороны России 20 лет. Но в целом это сигнал нашим западным партнёрам, которые должны теперь учитывать, что у Москвы есть достаточно широкое поле для манёвра.

— Получается так, что благородный вопрос об обмене пленными использован как удачный повод в большой политической игре?

— А почему нет? Вы же понимаете, что, если бы Захарченко и Плотницкому с тем же самым вопросом позвонил, скажем, Сурков , они бы тоже дали согласие, в том числе и потому, что там есть и их пленные. Причем им отдают в 4 раза больше пленных: 306 на 74. Зачем им от такого варианта отказываться? Поэтому в данной ситуации звонок Путина был сделан не для того, чтобы кого-то в чем-то убедить, а с целью показать Западу: ситуация существенно меняется, и мы уже можем играть в ней по-другому.

— Сдвинется ли теперь дело с обменом с мертвой точки? Как известно, камнем преткновения тут стал принцип обмена «всех на всех», не принятый украинской стороной.

— Вообще-то, он принят, потому что включен в Минские соглашения. Но Киев никак не может определить, сколько же у него пленных и сколько он хочет получить в обмен. Они же постоянно там кого-то еще арестовывают, и зачастую людей, брошенных в застенки где-нибудь в Харькове или Киеве, тоже считают вроде как военнопленными. В связи с этим постоянно возникают проблемы по поводу того, кого считать пленными, а кого — нет. И по вине украинской стороны процесс тормозится.

Я не уверен, что он пойдет и сейчас. Поскольку, как только будет произведен обмен, то, конечно, Порошенко заявит, мол, это его великая победа. Но тут же его оппоненты скажут, что он обменял целый батальон «террористов-сепаратистов» всего лишь на одну роту благородных киборгов. Ситуация на Украине достаточно накалена: политические деятели всех мастей, цветов и расцветок ещё более радикализируются. Порошенко и раньше было трудно производить эти обмены, а уж сейчас-то — тем более.

— Допустим, Россия действительно даёт понять, что воспринимает ДНР и ЛНР не как бандитов, которые мутят воду на Украине, а как почти полноценных партнёров. Что может стать условием их окончательного признания?

— Ситуация на Украине настолько непредсказуема, что непонятно, кого именно там через неделю-другую придётся признавать и в каких границах. А тем более, через два месяца... Сейчас России вообще не резон признавать ДНР и ЛНР в тех территориальных огрызках, в которых они пока что существуют. Сама Украина находится на грани распада. Там идёт жёсткая политическая борьба: попытка убрать Порошенко путём ползучего переворота. После этого несколько кланов начнут делить власть и территории, а это вряд ли обойдётся без стрельбы. Уже поляки, венгры и румыны стоят на низком старте у границ с готовностью разделить Украину. Поэтому проще подождать и посмотреть, что будет дальше.

Оказывать республикам любую помощь — экономическую, военную, политическую — Россия может и так, что она и делает уже 4 года вне зависимости от того, признаны они официально или нет. По большому счету радикально изменится только одно: ЛНР и ДНР получат возможность открыть в Москве свои посольства.

Разговоров о статусе непризнанных Луганской и Донецкой народных республик ведутся без малого пять лет. И каждый раз на чаще весов оказывается нечто, что заставляет даже самых бывалых оптимистов признавать: официальная Москва пока не готова признать ЛНР и ДНР, и уж тем более принять эти территории по примеру Крыма в свой состав. О причинах, предпосылках и тонкой геополитической игре сказано и написано уже немало, поэтому вкапываться в глубь этой проблемы сегодня не хотелось бы. Хотелось бы, напротив, обратить внимание на почти никем не замеченный факт, который вполне может свидетельствовать об одном – в России решили признавать республики мягким путем. И пионером в этом деле, судя по всему, станет Орловская область. Примечательно, что сам регион даже не имеет общей границы с непризнанными республиками на востоке Украины. К примеру, от той же Луганской республики ее отделяют Брянская и Курская области. Тем интересней выглядит недавнее наше открытие.

Итак, на сайте Правительства Орловской области в минувшую среду был опубликован один занимательный документ. Речь идет об указе №387 от 11 июля текущего года за подписью исполняющего обязанности главы региона Андрея Клычкова. И.о. губернатора, как выяснилось, подписал указ «О создании специальной рабочей группы по интеграционному взаимодействию с Луганской и Донецкой народными республиками». Вот тебе бабушка и юрьев день, откликнутся голосами миллионы скептиков. Казалось бы, откуда такое рвение к почти формальному признанию какого-никакого статуса республик и попытки взаимной интеграции с ними у властей российской области, которая с ЛДНР даже не граничит? Но в действительности ситуацию можно оценивать как попытку прощупать общие настроения и попытаться мягко перейти к вопросу обсуждения будущего статуса этих «неспокойных» пока территорий.

Все более чем серьезно

Для тех, кому захотелось назвать указ и.о. губернатора Клычкова показательной бумагой, не имеющей под собой никаких перспектив, попробуем разъяснить более подробно.

Дело в том, что к публикации с наименованием указа прикреплен небольшой архив с тремя вложенными документами. Первый из них является самим указом №387 от 11 июля 2018 года за подписью Клычкова. Два других – приложения к указу, в тексте которых определяется состав и положение о рабочей группе. Проще говоря, интеграционный процесс между одном из субъектов Российской Федерации и двумя непризнанными республиками на востоке Украины хотят запустить всерьез и надолго. А это уже повод задуматься над тем, как скоро на такие шаги пойдут и другие регионы России, и прежде всего те, что имеют общие границы с ДНР и ЛНР.

Рассуждать о перспективах и реальном применении указа губернатора Орловской области на данный момент крайне сложно. Но серьезность планов местных властей легко прослеживается по тем же дополнениями к указу. К примеру, состав рабочей группы со стороны Орловской области не просто определен – в него вошли едва ли не первые лица региона. Здесь, к примеру, значатся имена первого замгубернатора и председателя областного правительства Бударина (ему же доверено руководить группой), зампредседателя областного правительства по внутренней политике Ерохина, глав многочисленные департаментов и управлений и даже представителей орловской городской администрации. Всего в составе группы порядка полутора десятков высокопоставленных чиновников, поэтому воспринимать ее, как попытку просто нашуметь в информационном поле никак не получается. Особенно, если принимать во внимание столь занимательный факт, сам документ был подписан и опубликован как-то по-тихому, чтобы не вызывать слишком уж большого резонанса и активного обсуждения.

Вторым дополнением к губернаторскому указу определены права, обязанности и полномочия рабочей группы. В этом случае все несколько пространно, однако, следует предположить, что уже после первых нескольких ее заседаний документ будет дополнен и обретет более конкретный вид и законченную редакцию. А дальше – дело за малым, - время ожидать встречных шагов от представителей непризнанных республик, которые, то и дело, сетуют на недостаточно активную позицию России в отношении статуса образований.

Сам Клычков, к слову, позднее заявил, что это решение не имеет никакого отношения к международному правовому статусу непризнанных республик и является логическим продолжением партнерства между соседними регионами. Федеральные российские власти на это никак не отреагировали, однако статус официального указа губернатора говорит о том, что документ нацелен на что-то явно большее, чем обычная «соседская помощь». Возможно, дело действительно сдвинулось с мертвой точки и однажды обретет вполне отчетливые очертания, а пока остается ждать.

Что больше всего сейчас пугает жителей Донецкой и Луганской народных республик? Да, это постоянная угроза жизни, протекающей, по сути, в условиях военного времени, боязнь за будущее – свое и близких, постоянное чувство тревоги за завтрашний день.

Все это так, но больше всего людей, натерпевшихся и настрадавшихся за эти три года, пугает неопределенность. Кто они, в каком государстве живут, и почему из граждан государства Украина они превратились в его заложников, причем без определенного юридического статуса?

На днях у этих людей появилась пусть еще слабая, но надежда на признание республик: 18 февраля Президент РФ Владимир Путин издал Указ, согласно которому на территории Российской Федерации будут признаваться документы, выданные государственными органами и организациями ЛДНР, образовательными заведениями, а также регистрационных номерных знаков транспортных средств. Указ вступил в силу со дня подписания.

Пока такие действия российского Президента нельзя рассматривать как фактическое признание ДНР и ЛНР: об этом говорит сама суть правительственного документа. Однако обо всем по порядку и отталкиваясь от текста непосредственно Указа. При этом обойдем вниманием досужие комментарии и версии, успевшие за пару дней до отказа заполнить медийное пространство.

Начнем с самого интересного, а вернее интересующего: какие конкретно документы будут признаваться действительными. Итак, прежде всего это документы, удостоверяющие личность, свидетельства образовательно-квалификационного характера, регистрации актов гражданского состояния, транспортных средств, а также номерные знаки транспортных средств, выданные гражданам, постоянно проживающим в отдельных районах Донбасса и Луганщины.

Самое главное – это даст им право безвизового въезда на территорию РФ на основании внутренних паспортов ЛДНР.

Предельно ясно Указ истолковывает причину такого президентского решения: для защиты прав человека, гражданских свобод и на основании норм международного права.

Есть в его тексте и одна оговорка, а именно: о признании документов говорится как о мере временной, установленной до момента урегулирования ситуации на указанных территориях в соответствии с .

Вот, в принципе и все – если по тексту. Скорее всего, Президент Путин даст соответствующие распоряжения для подготовки «под Указ» необходимой нормативно-правовой базы и последуют официальные разъяснения, но пока только текст на полторы страницы. При этом Указ не содержит даже конкретных наименований Республик – к ним здесь применено понятие отдельных районов областей, и поэтому о фактическом признании ДНР и ЛНР говорить рано. Но тогда для чего все это?

Прежде всего, повторимся – в целях защиты прав человека и гражданина. Ведь в Республиках за три года, помимо военных действий, текла обычная жизнь: люди рождались и умирали, заключали браки и рожали детей, заканчивали учебные заведения разного уровня, получали квалификации и профессии, паспорта, водительские удостоверения, продавали и покупали автомобили наконец-то. Документировалось все это также на территории Республик – не в Украину же для этого ехать! Правда и признавались эти документы до момента издания Указа тоже только на территориях ДНР и ЛНР, жители которых находились до этого в своеобразном гражданско-правовом вакууме.

И конечно же, это серьезная моральная поддержка, а фактически – признание людей Донбасса и Луганщины как субъектов гражданского права.

Что дальше или о параде совпадений

Логичен вопрос – что дальше? Ведь если признаются все вышеперечисленные документы, то должны быть официально признанны и органы, их выдавшие, а следовательно – и государственно-административные образования, которые этими органами представлены. Напрашивается ответ – скорее всего, что признание республик Российской Федерацией не за горами.

Однако для этого необходим соответствующий и поэтапный юридический процесс, в ходе которого сначала указанным территориям должен быть предоставлен статус, позволяющий согласно нормам международного права претендовать на возможность самоопределения – например, автономии. Именно в этом и кроется суть Минских соглашений, которые пусть Украиной и не выполняются, но обязывают ее изменить Конституцию соответствующим образом. Гарантами тому выступили в свое время, помимо РФ, Германия и Франция.

Кроме этого, обратим внимание на ряд событий, имевших место в конце января – феврале текущего года.

Прежде всего, это возобновление украинской стороной наступательного характера на отдельных участках линии разграничения и значительное сосредоточение наступательных ресурсов на всем ее протяжении. То есть, Украина открыто игнорирует Минские соглашения и более того – явно с применением террористических методов физически уничтожает представителей командного состава армии ДНР (убийство Михаила «Гиви» Толстых).

Далее… На сегодняшний день вооруженными представителями т. н. «организаций ветеранов АТО» совместно с боевиками радикально-националистических организаций блокированы фактически все коммуникации сообщения ЛДНР с остальной территорией Украины. Тем самым под угрозой нормальное функционирование предприятий, производящих энергию (ТЭС), на повестке дня увеличение до критического уровня нагрузки АЭС, расположенных на территории Украины. Учитывая, что вышеуказанные боевики неоднократно анонсировали захват ряда АЭС, это уже попахивает техногенной катастрофой континентального (без преувеличения) масштаба.

При этом силовые структуры Украины не в состоянии противостоять боевикам и расписались в своем бессилии. Примером тому – личный (практически бесполезный) выезд на один из блокпостов начальника управления полиции в Донецкой области генерала Аброськина, который уехал оттуда, скажем так, не солоно хлебавши.

Учитывая непрекращающиеся акты геноцида русскоязычного населения востока, бездеятельность и беспомощность официальных властей, заинтересованность в дестабилизации определенных госструктур, политиков и народных депутатов, то можно смело считать, что террористические поползновения в Украине на данный момент являются частью официального политического курса.

Теперь о заявлениях лидеров ДНР и ЛНР

Недавно они оба сошлись во мнении по поводу неизбежной национализации предприятий, расположенных на территории республик. Выглядит это как сигнал бывшему «хозяину» Донбасса олигарху Ринату Ахметову, бизнес которого после национализации будет работать на ВВП Республик.

И последнее о чем заявил и что так всполошило Киев и ему сочувствующих: главной на сегодняшний день задачей он представил освобождение политическим, а если придется, то и военным путем всей территории Донецкой и Луганской областей.

Что это? Просто совпадения? Или, на фоне усугубляющейся несостоятельности Украинского государства и исходящей от него террористической угрозы, признание ДНР и ЛНР – дело ближайшего будущего? Причем, скорее всего, в административных границах Донецкой и Луганской областей. И ведь не исключено, что еще кто-нибудь «присоединится» захочет. Время покажет…

Это касается и Донбасса. Для многих непонятно, почему Россия весной 2014 не ввела войска на Юго-Восток, почему и как появились ДНР и ЛНР, почему Донбасс не включается в состав России, почему армия Донбасса и украинская армия не наступают и почему Россия «бросила» Донбасс.

Для объективной оценки и анализа этих событий необходимо, прежде всего, выявить и объяснить причины, приведшие к ним, а для этого стоит вначале кратко напомнить, что же происходило весной 2014 года, с чего начинался Донбасс и чем он закончился.

Госпереворот в Киеве и попытка покорить весь русский Юго-Восток привели к массовым протестам во всех городах от Одессы до Харькова, вылившимся в народное сопротивление путчистам. В Киеве, как и в 2004 году, не учли, что попытка давить на русских только их мобилизует и заставляет объединиться в единый кулак.

Протестующие выдвигают требования о федерализации, создании юго-восточной автономии и статусе русского языка. Требований о выходе из состава Украины практически никто не ставит.

Все происходит спонтанно и неорганизованно, утверждения о том, что протесты были организованы Россией, является глупостью укропропаганды. На этом этапе я был в самой гуще событий, вел переговоры о совместных действиях с Донецком и Луганском и знал изнутри обстановку в движении сопротивления. Российское руководство после решения проблемы Крыма до лета 2014 довольно пассивно реагировало на все происходящее на Юго-Востоке.

В начале марта движение сопротивления разрастается с еще большей силой, своей активностью выделяются три города – Харьков, Донецк и Луганск, начинается захват обладминистраций: 1 марта в Харькове, 3 марта в Донецке, 9 марта в Луганске. Милиция быстро освобождает их, руководители протестов в Донецке и Луганске арестовываются.

После арестов в Донецке и Луганске руководители первой волны Русской весны оттесняются от координации сопротивления, и оно переходит под контроль донецких олигархических структур.

Одновременно 6 апреля в Донецке, Луганске и Харькове вторично производится захват обладминистраций. При массовой поддержке населения 6 апреля провозглашается ДНР и 28 апреля ЛНР, сразу же выходит совместное обращение республик к России ввести войска. Так на волне искреннего народного протеста появляются на свет две олигархические республики, выступившие с провокационными обращениями к России, которая никак не отреагировала на провозглашение республик и их обращение о вводе российских войск.

Захват обладминистраций в Донецке и Луганске прошел безнаказанно, в Киеве отлично знали, кто стоит за республиками. Для ликвидации «очага сепаратизма» киевским властям хватило бы и группы спецназа, но ничего не предпринимается. В Харькове, не пошедшем на поводу у олигархических структур, спецназ из Винницы жестко зачищает обладминистрацию, и 66 активистов сопротивления на несколько лет попадают в тюрьму.

В ДНР и ЛНР 11 мая проводится референдум, на котором голосуют за суверенитет республик, при этом никаких механизмов его реализации не предусматривается. Москва молчит, Киев не признает референдум, но конкретных действий против «сепаратистов» не предпринимает.

Это молчаливое противостояние продолжалось бы и дальше, но неожиданно вмешивается фактор Стрелкова, действовавшего самостоятельно, без подсказки Кремля и без согласования с республиками. Его бросок 12 апреля на Славянск спутал всем планы. До этого Киев сквозь пальцы смотрел на «сепаратистские республики», а тут, почувствовав серьезность намерений, мгновенно нанес 15 апреля удар по Славянску и украинские войска вошли на Донбасс.

Закрепившись в мятежном Славянске, Стрелков производит мягкий дворцовый переворот в ДНР, 15 мая он становится министром обороны ДНР, премьером назначается его соратник Бородай. В начале июня Стрелков осуществляет рывок к российской границе, и 6 июня ополчение выходит на границу с Россией.

В начале июля украинская армия начинает генеральное наступление на Донбасс, перекрывает почти всю российскую границу и практически берет в кольцо Славянск. Стрелков 4 июля совершает блестящий маневр по выводу войск из Славянска и берет под свой контроль Донецк.

В июле положение республик становится критическим, украинская армия стремительно наступает, и 15 июля начинаются обстрелы Донецка. Республики 25 июля обращаются к России и просят поддержки, наконец, они ее получают, и наступление украинской армии останавливается.

К началу августа обстановка складывается так, что мир на Донбассе, а точнее перемирие, нужен был практически всем участникам конфликта. Для начала этих процессов надо было, во-первых, убрать Стрелкова и его команду, назначив на их место подконтрольных Кремлю людей, и, во-вторых, принудить Киев к миру путем нанесения по украинской армии сокрушительного удара, способного поставить ее на грань катастрофы.

Стрелкова и его команду убеждают уйти со своих постов и покинуть республики, на полную мощность запускается «военторг», и ополчение получает поддержку. С отставкой 7–14 августа команды Стрелкова, республики возглавляют подконтрольные Кремлю Захарченко и Плотницкий, которые начинают готовить их к перемирию.

Операция по принуждению Киева к миру началась 15 августа и закончилась сокрушительным поражением украинской армии. В ряде «котлов» сгинули тысячи украинских военных. Продлись бои еще какое-то время, и украинскую армию ожидала неминуемая катастрофа. К концу августа были созданы все условия для начала мирных переговоров.

Переговоры закончились подписанием 5 сентября Минских соглашений. Мир на Донбассе не наступил, он и не мог наступить, поскольку ни одна из сторон конфликта не достигла своих целей и все подписанты изначально не собирались выполнять соглашения.

Приведенная хронология показывает, как непросто и неоднозначно складывалась ситуация на Донбассе и Юго-Востоке в целом. События, предшествующие перевороту в Киеве, показали неуклонное стремление всех украинских элит увести страну в сферу влияния Запада. Российское влияние ослабевало с каждым годом, украинское общество уже было подготовлено к неизбежному, и в качестве спускового механизма сработал хорошо подготовленный переворот.

Как и в 2004 году, население Юго-Востока не приняло переворот, и начались массовые протесты, размаха и последствий которых никто не ожидал. Тем не менее они были обречены, поскольку все украинские элиты работали на Запад, объединить протесты внутри страны было некому, а извне Россия не предпринимала конкретных шагов по их консолидации и поддержке.

Понимая, что Украина превращается в американский протекторат, Россия мгновенно вернула себе то, что ни при каких обстоятельствах нельзя было отдавать американцам, – Крым. Вернуть больше у России, по всей видимости, не было ни сил, ни возможностей. За такую дерзость, как недавно подтвердил Путин, Запад, естественно, начал мощное политическое и финансово-экономическое давление на Россию.

Организация сопротивления во главе с Януковичем, которая должна была начаться 22 февраля на съезде в Харькове, провалилась, а принимать меры по возвращению еще какой-то территории в планы Кремля явно не входило.

На последующих этапах, когда протесты вылились в движение сопротивления путчистам и приняли необратимый характер, России пришлось вмешиваться в эти события и действовать по ситуации.

Следует также отметить, что события в Крыму, на Донбассе, в Харькове и Одессе никак не были связаны между собой и руководились по-разному. В Крыму действовало государство российское, на Донбассе все взяли под свой контроль украинские олигархические структуры, а в Харькове и Одессе во главе движения сопротивления встали независимые идейно мотивированные народные лидеры, оказавшиеся во главе процесса совершенно спонтанно.

Во всех этих событиях Донбассу досталась самая нелегкая доля, ему пришлось пройти тяжелый путь от мирного противостояния до ведения полномасштабной войны. Власть в республиках трижды менялась, с апреля по май правил олигархат, с мая по август – команда Стрелкова, с августа – уполномоченные Кремля. Соответственно, и цели решались совершенно разные.

На Донбассе спонтанный протест населения был перехвачен украинскими олигархическими структурами в своих корыстных целях. Для отстаивания перед путчистами своих бизнес-интересов они решили создать подконтрольные себе республики и, поторговавшись, на выгодных для себя условиях сдать их путчистам. Такую же операцию они провели в 2004 году, создав Украинскую юго-восточную республику и потом успешно сдав ее Ющенко.

Провозглашение республик и проведение референдума о выходе их из состава Украины было сделано не по команде Кремля, а вопреки его рекомендации не делать этого. Потом Кремль сделал неудачную попытку в апреле перехватить инициативу у самопровозглашенных республик проектом «Новороссия» во главе с Олегом Царевым, но руководство ДНР и ЛНР ожесточенно сопротивлялось и проект в августе пришлось закрыть.

Подоплеку «сепаратизма» на Донбассе в Киеве отлично знали и не предпринимали никаких мер, до фактора Стрелкова республики жили на Донбассе в каком-то своем мире, параллельном всей остальной Украине.

Олигархическое руководство, по всей видимости, добилось бы своего и сдало бы республики в торге с путчистами, но неожиданно вмешался фактор Стрелкова и спутал все планы.

Стрелков организовал героическую оборону Славянска и на деле доказал возможность эффективного противостояния ополченцев наступающим украинским войскам, обеспечив выход к российской границе, он перевел ополчение в другое качество и это стало переломным моментом в формировании армии Донбасса.

Взяв под контроль республики, группа Стрелкова начали возвращать ДНР и ЛНР в лоно народного сопротивления. Это изрядно напугало олигархические кланы: так, Ахметов попытался призвать рабочих не признавать власть ДНР и начать бессрочную забастовку, но его уже никто не слушал.

Став символом сопротивления Донбасса и почувствовав вкус побед, Стрелков начинает внедрять крамольную мысль о создании на основе ополчения ДНР и ЛНР будущей армии освобождения Украины, которая должна дойти до Киева и даже до Львова, чем и стал опасен для очень многих.

Доведение ситуации на Донбассе до войны, по всей видимости, не входило в планы Москвы, Киева и олигархического руководства республик, но вмешался фактор Стрелкова, и война стала неизбежной. Он организовал вооруженное народное сопротивление путчистам и тем самым вынудил их пойти на ответные радикальные меры. Не будь этого, вряд ли бы дело дошло до войны.

С другой стороны, без этого фактора республики наверняка были бы сданы путчистам, как это было в 2004, и на Донбассе сейчас бы правил нацистский режим со всеми вытекающими последствиями. Поэтому, что лучше для жителей этого региона: война или массовый террор со стороны путчистов – неизвестно.

Летом 2014 ситуация зашла слишком далеко, действенной военной помощи республикам Россия не оказывала, украинская армия воспользовалась этим, перешла в наступление и в июле имела реальную возможность захватить и ликвидировать республики. Силы были слишком неравные.

Россия, естественно, не могла этого допустить, так как, во-первых, ликвидация республик была бы оглушительным поражением России, во-вторых, на Донбассе установился бы нацистский террор и, в-третьих, Украина неизбежно стала бы военным плацдармом НАТО.

По всей видимости, тогда и было принято решение включить на полную мощность «военторг», отстранить команду Стрелкова, привести к руководству республик лояльных Кремлю людей, силой принудить Киев к миру и подписать мирный договор. В дальнейшем все так и произошло. В итоге на свет появились Минские соглашения.

Судя по всему, Кремль поставил цель остановить активную фазу гражданской войны на Донбассе и заморозить военное противостояние. Таким образом, Донбасс стал якорем, который не дает возможности Украине интегрироваться в евроатлантические структуры. И, по сути, нынешний украинский режим и курирующий его Запад сами создали этот «якорь», организовав госпереворот и развязав гражданскую войну.

Понятное дело, что включить Донбасс в состав России в сложившихся условиях невозможно. Изначально это и не планировалось. Для этого нет необходимых политических и стратегических предпосылок.

Но на Донбассе после всех этих событий сформирована и обстреляна армия, костяк которой составляют местные жители. Она боеспособна и может решать многие задачи. Однако вести наступательные операции против поддерживаемой Западом украинской армии пока еще не может, к тому же это не входит в планы Кремля. Но и украинская армия также наступать не может, поскольку знает, что за спиной Донбасса – сила и мощь России. В Киеве еще не забыли разгром в августе 2014. Наступать в такой ситуации может только безумец.

Да и время не пришло для слома нацистского режима, он пока еще не настолько прогнил, чтобы рухнуть под натиском народа. Поэтому армии ДНР-ЛНР и не отдается приказ наступать. Думаю, что ее ждут куда более серьезные задачи по освобождению всей Украины. Всему свое время.

Апофеозом торжества Донбасса над Украиной стал парад Победы в Донецке, на котором гордо прошли победители и была прогнана под конвоем колонна украинских военнопленных. Это стало символом превосходства Донбасса над Украиной.

Теперь к вопросам «сдала или не сдала Россия Донбасс» и «почему она ему не помогает».

Чтобы ответить на него, необходимо понимать, что есть интересы России и есть интересы Донбасса, и они не всегда совпадают. Путин уже неоднократно заявлял, что вся его деятельность направлена на обеспечение интересов России и ее народа. Это его главная задача.

Интересы Донбасса как части целого иногда могут противоречить интересам России как целого, и примеров этого более чем достаточно. Понятное дело, что для Москвы интересы России выше интересов Донбасса. Но при этом российское руководство делает все от него возможное, чтобы поддержать и защитить Донбасс, но не в ущерб российским интересам. Если бы Москва не поддерживала самопровозглашенные республики, ДНР и ЛНР уже давно бы были уничтожены киевским режимом, а на Донбассе царил тотальный кровавый террор. Поддержка народных протестов на Юго-Востоке и участие России в снабжении армии Донбасса оружием и боеприпасами спровоцировали западные санкции против России, от которых серьезно страдает российская экономика. Руководство России несет и политические издержки: Путина не допускают на саммиты руководителей великих держав, делегацию России исключили из ПАСЕ и на всех международных саммитах Россию постоянно клеймят за «оккупацию» Донбасса.

За поддержку Донбасса Россия несет немалые потери, от которых страдает ее народ, и это надо учитывать. У России есть свои интересы и на Западе, она участник геополитических процессов во всем мире, решает проблему Сирии и Ближнего Востока, прокладывает трансконтинентальные газопроводы и снабжает Европу газом. Все это происходит с участием стран Запада, и рушить отношения с ними из-за Донбасса никто не позволит.

Реальную поддержку Донбассу Россия, конечно же, оказывает, начиная от военных советников, поставок вооружений, снаряжения, транспортных средств, снабжения газом и ГСМ, введением в качестве местной валюты российского рубля, субсидированием социальных расходов республик, содержанием местного госаппарата и многими другими расходами, о которых просто не говорят. Республики выстояли и живут в основном только благодаря помощи России.

Поэтому надо понимать, что, понеся такие потери и издержки, Россия ни при какой ситуации не сдаст Донбасс. Это будет ее стратегическим поражением в противостоянии с Западом. Кроме того, в Москве не забывают, что на Донбассе живут русские люди. В связи с этим Киеву с донбасской территорией и населением придется распрощаться навсегда.

В свою очередь народ Донбасса после всего перенесенного и выстраданного остался верен своим идеалам в противостоянии с нацистским режимом Украины. Отношение к России можно оценить по громадному баннеру, висящему на одном из центральных проспектов Донецка «У нас всех одна Родина – Россия!», этим все сказано. Народ Донбасса не забыл свои исторические корни и хорошо помнит, кто в решающий момент нацистской агрессии из Киева помог остановить рвущихся на Донбасс головорезов.

За мужество и стойкость низкий поклон непокоренному Донбассу! Он сражается и умирает за всех нас, за Харьков и Одессу, за всех, кто остался по другую сторону линии фронта! Именно Донбасс стал плацдармом и форпостом борьбы с украинским нацизмом, он защищает границы Русского мира и расплачивается своей кровью за наше общее будущее!
В заключение несколько штрихов к сегодняшнему Донбассу. Спустя почти четыре года я попал в Донецк прямо из тюремной камеры при обмене пленными. Город приютил, обогрел нас и подлечил в меру своих возможностей. Донецк впечатлил меня своей стойкостью к невзгодам и стремлением стоять до конца за свое право жить свободно, а не стоя на коленях перед презираемой властью. Что, кстати, сейчас делает население всех остальных украинских территорий.

Телевидение Украины пичкает всех информацией, что на Донбассе бандитский разгул, люди голодают и город опустел. По этому поводу могу сказать, что пьяных, нищих и голодающих на улицах города я не видел, а полки в магазинах ломятся от продуктов.

Надо отдать должное местной власти: при всех колоссальных проблемах они за три года смогли удержать город от разрухи, а население – от нищеты и мародерства. Жизнь в республике налаживается, люди работают, получают зарплату, пенсии и пособия, а дети ходят в школу и институты. Жизнь там трудно назвать чудесной, но она и не катастрофическая.

Донбасс строит свое государство, его можно называть псевдогосударством, бандитской властью и исчадием ада, но он выбрал свой путь, заплатил за это большой кровью и не собирается со своего пути сворачивать.

После трехлетней войны с Украиной и тысяч смертей лишь при одном упоминании о возможном возвращении в Украину резко звучит ответ: нам дороги туда нет, если будет надо, мы все возьмемся за оружие, но назад не вернемся!

У подножия высоты два села: Саур-Могила и Степановка. Так вот, они были просто растерзаны снарядами и ракетами. Южная оконечность Саур-Могилы была практически сметена, остались только фундаменты домов. Степановка пострадала еще больше, на всем протяжении села были участки, где от групп домов и построек остались только остовы, громадные проломы зияют в стенах и крышах от прямых попаданий снарядов, не устояли даже печные трубы, их просто сметало мощными взрывами.

Кое-где оставались целые дома, и в них еще жили люди! Понимаю, здесь прошла война и без потерь на войне не бывает. А этих за что!? Ведь это мирные селяне, спокойно жившие на этой земле! И сколько их здесь полегло? Да и кто их считал!

Два уничтоженных села наглядно демонстрируют, как дорого Донбасс заплатил за свою свободу, и трудно себе представить, что народ и эта земля могут быть покорены убогими укронацистами, которые и не представляют, какая сила им противостоит.

Евромайдан - причина всех нынешних проблем Украины

Сначала кратко расскажу все о современном состоянии разных спорных регионов вокруг России, а затем опишу следствии признания ДНР и ЛНР в виде хроники развала Украины.

Почему Россия признала Абхазию и Крым, но не признала ДНР

ДНР и ЛНР являются самопровозглашенными республиками. На данный момент их не признала ни одна страна, входящая в ООН. Единственным государством, которое их признала, является Южная Осетия, но она сама не имеет статуса полноценного государственного образования.

Хотя внешне ситуация в Абхазии, Южной Осетии и в Крыму одинакова с ЛДНР, на государственном уровне их положение очень разное.

Южная Осетия и Абхазия – регионы, где изначально находились российские миротворцы . Нападение Грузии на эти регионы привело к проведению «операции по принуждению к миру». В результате у России появились предпосылки не только применить силу, но и признать независимость этих регионов вследствие открытой агрессии против мирного населения и своих военнослужащих.

Если бы в Донецке до 2014 года стояли российские миротворцы, ситуация бы повторилась по аналогии с Абхазией. Но этого не было .

В Крыму еще проще. Здесь изначально стояли российские военные и военно-морская база . Более того, Крым – отдельное государственное образование – республика. Поэтому по международным нормам проведение референдума, особенно после госпереворота на Украине, полностью соответствует нормам ООН.

В случае с Донецком и Луганском эти области являются всего лишь регионами Украины, это не республики, как Крым, и там небыло миротворцев или войск РФ. Поэтому на официальном уровне Россия не может признать ЛДНР без признания их ООН или другими странами-членами ООН.

В каком случае Россия признает ЛДНР

Если минские соглашения будут сорваны и Украина совершит какой-то теракт, который приведет к массовым жертвам, или развяжет новую войну, это будет означать выход Украины из этих соглашений.

Соответственно, у России появится формальный повод применить «последний довод королей» - признать независимость ЛДНР и ввести свои войска на Донбасс.

Что произойдет после признания Россией ЛДНР. Хроника развала Украины

1. Признание ЛДНР означает , что в глазах РФ они станут полноценными суверенными государствами, а не регионами Украины. Также это означает, что Россия сможет заключать с ними официальные договора.

2. Сразу же после такого признания (вследствие нападения Украины) будут подписаны два договора. Первый – Договор о дружбе с ЛДНР. Второй – договор о военной помощи в случае агрессии.

Работает десантно-штурмовой батальон ВДВ РФ

Что делают США? – А ничего не делают. В военном смысле с Россией даже НАТО не сможет тягаться – никто ради Украины не будет начинать Третью Мировую войну, особенно если учесть личные территориальные претензии к Украине Польши, Венгрии и Румынии. Этим странам НАТО гораздо проще понаблюдать и «под шумок» умыкнуть у Украины области, которые они считают своими.

3. После ввода регулярной армии России и после применения современных средств войны, армия Украины вместе с нацгвардией в лучшем случае отступает, или сдается в плен войскам РФ и ополченцам Донбасса (большинство военных в ВСУ не будет воевать против россиян).

Правда, сдадутся только ВСУ, а вот нацгвардейцы понимают, что в России их ждет Следственный комитет и длительные работы по освоению Сибири и Крайнего Севера под присмотром хмурых парней в косоворотках .

Санкции при этом крепчают , в ООН настоящая истерика, но Россия и Китай легко блокируют любые решения Совета Безопасности. Ангела Меркель как предводительница Евросоюза получает заверения от Путина, что армия РФ до Киева не пойдет, паника в НАТО слегка успокаивается. В конце концов, если смотреть на вещи трезво, то там уже давно попрощались с Крымом и Донецком .

Киев в панике стягивает войска к зоне конфликта и Верховной раде для защиты правительства, оголяя фланги . Конечно, в зоне конфликта ВСУ находятся на почтительном расстоянии от российских бронетанковых войск и ВДВ.

4. Другие регионы Украины получают четкий сигнал: если захотеть, можно выйти из состава Украины. Поверьте, на Украине много здравомыслящих людей, которые не пишут в соцсетях и сидят тихо, поскольку за любое проявление любви к России можно схлопотать тюремный срок за предательство национальных интересов. Они просто сидят и ждут удобного момента.

И вот такой момент наступает. На руках у населения «гуляют» миллионы стволов из разворованных военных складов и из зоны конфликта на Донбассе. Кроме того, всегда найдутся «бизнесмены», которые на волне патриотизма захотят «отщипнуть» себе кусочек власти. А для этого нужно власть взять.

В итоге, пользуясь тем, что Киев оголил фланги и согнал войска в зону «АТО» и к столице, в Одессе, Харькове, Херсоне, Запорожье поднимаются пророссийские силы.

То же самое происходит в Закарпатской области и на Буковине, но поднимаются провенгерские и прорумынские силы. Здесь есть варианты – венгры и румыны могут ввести свои войска «для защиты своих граждан» . А граждан там много – десятки и сотни тысяч своих паспортов раздали Бухарест и Будапешт жителям этого региона.

Кстати, уж на Закарпатье точно на руках у населения есть тысячи стволов, а обороняться от Украины там можно также легко, как в Крыму – перекрыв всего несколько перевалов в Карпатах.

5. Образуются Харьковская, Южная, Запорожская и Одесская республики . Возможно, подтянуться и другие регионы. Ситуация полностью выходит из под контроля Киева. Возможно, многие функционеры нынешней власти во главе с господином Порошенко срочно пакуют чемоданы и летят на свои виллы в Испании и США.

6. Польша предъявляет 100 тысяч исков польских граждан на их земли и объекты в Западной Украине, которые были отобраны и национализированы после прихода сюда войск СССР в 1939 году. О том, что эти иски готовы и ждут своего часа, писали многие издания в Польше, России и на Украине.

Западная Украина постепенно "уплывает" в сторону Варшавы, где украинским националистам готовы припомнить Волынскую резню, в которой погибли сотни тысяч польских женщин и детей.

6. Государство Украина «ужимается» до нескольких центральных областей. Возможно, сменяется правительство на пророссийское. Но это уже детали.

В общем, в этом месте можно уверенно сказать - finita la commedia .

P. S. Ой, забыл – санкции, конечно, продолжают вводить. Была бы Россия – а повод всегда найдется…