Положение о порядке реализации и возврата театральных билетов. Правила продажи театральных билетов Порядок посещения мероприятий

1.1 Настоящие правила продажи, возврата и переоформления именных театральных билетов (далее - Правила) разработаны в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность федеральных государственных бюджетных учреждений культуры, Законом Российской Федерации от 9 октября 1992 года № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» и иными подзаконными нормативными правовыми актами, с целью улучшения качества обслуживания зрителей.

1.2 Правила содержат основные положения, регулирующие взаимоотношения Зрителя и Театра при продаже театральных билетов. Театр имеет право вносить изменения в настоящие Правила в любое время по своему усмотрению без предупреждения Зрителей. Редакция Правил, утвержденная Приказом руководства Театра и размещенная на официальном сайте Театра и в кассовых залах, (далее – Текущая редакция) является приоритетной по сравнению с предыдущими редакциями. При возникновении разногласий между Зрителем и Театром применяется редакция Правил, действовавшая на момент приобретения билетов Зрителем, при условии, что Зритель сможет указать, какая именно редакция действовала в указанный момент. В противном случае применению подлежит Текущая редакция.

1.3 Театральный билет (далее – Билет) является договором на оказание услуг в сфере культуры и, приобретая его, Зритель соглашается с Правилами и принимает на себя обязательства по соблюдению установленных правил продажи/ покупки билетов и требований, предъявляемых при посещении спектакля, а Театр должен оказать услугу в виде показа спектакля, указанного в билете в установленные дату и время. Театральные билеты являются собственностью Театра независимо от того, каким способом они изготовлены согласно п. 1.4 Правил.

1.4 Билет формируется в театральной автоматизированной информационной системе (ТАИС) в соответствии с требованиями, предъявляемыми к билетной информации, утвержденной Министерством культуры РФ. При покупке в театральных кассах билет распечатывается билетным кассиром на бланке строгой отчетности, при покупке электронного билета на сайте Театра он должен быть распечатан самим Зрителем на бумаге формата А4. В случае покупки на сайте Театра именного билета, Покупатель (владелец банковской карты) самостоятельно распечатывает сертификат на именной билет и предоставляет его в кассы Театра как основание для распечатки соответствующего билета билетным кассиром на бланке строгой отчетности.

1.5 В случае утраты, повреждения, порчи билетов, дубликаты билетов не выдаются и их стоимость не возвращается.

1.6 Приобретая билет, Зритель дает согласие на обработку и хранение переданных им персональных данных, необходимых для покупки именного билета.

1.7 Продажа билетов производится в кассах Театра и на сайте Театра.

1.8 Билет действителен для одного лица независимо от возраста.

1.9 Дети допускаются на утренние и дневные спектакли в возрасте от 5 лет, на вечерние – от 10 лет. В соответствие с требованиями Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» при приобретении билета Театр рекомендует обращать внимание на возрастные ограничения (информация указывается на афишах и билетах). Ответственность за несоблюдение данного условия лежит на родителях.

1.10 Контроль прохода зрителей в Театр осуществляется по билетам с использованием автоматизированной системы контроля доступа (СКД) через указанные в билетах подъезды (в случае отсутствия номера подъезда, проход осуществляется через центральный вход).

1.11 При проходе на спектакль производится проверка документов и идентификация личности Зрителя в целях подтверждения прав на электронный билет, именной билет или билет, приобретенный по специальным программам. При несоответствии сведений о Зрителе, указанных в билете, сведениям, содержащимся в предъявляемом документе, Театр не допускает Зрителя на спектакль без возмещения затрат на покупку билета.

1.12 Билет должен содержать обязательные реквизиты и соответствовать форме билета, утвержденного Министерством культуры РФ. Билеты, приобретенные в нарушение установленных настоящих Правил, не соответствующие утвержденным формам и реквизитам, утвержденным Министерством культуры РФ, элементы которых не соответствуют элементам оформления, утвержденных театром, содержащие исправления, поддельные билеты являются недействительными и не дают право зрителю на посещение спектакля и возврат денежных средств. Театр не несет ответственность за подлинность билета в случае приобретения его с рук и/или в местах, отличных от официальных точек распространения.

1.13 Билеты, приобретенные с нарушением порядка, установленного Законом Российской Федерации от 9 октября 1992 года № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» к обмену и возврату не принимаются.

1.14 Театр не осуществляет обмен приобретенных ранее билетов.

В целях оптимизации функционирования билетного хозяйства в сфере культуры и искусства Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации сообщает для сведения и руководства.

Одним из направлений осуществления уставной деятельности учреждениями культуры и искусства в Российской Федерации является проведение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий (далее - культурные мероприятия), аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, а также экскурсий.

Данные виды деятельности учреждений культуры и искусства социально значимы, признаются некоммерческими, как не направленными на систематическое извлечение прибыли, и считаются услугами, поскольку представляют собой деятельность учреждения культуры и искусства, не имеющую материального результата.

Вместе с тем учреждения культуры и искусства вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, в частности оказывать услуги по распространению и реализации входных билетов и абонементов на посещение культурных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок (далее - входные билеты).

В соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 20 части 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (глава 21. Налог на добавленную стоимость) реализация данных видов услуг не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения), если одновременно соблюдаются следующие три условия: во-первых, реализуются и (или) распространяются входные билеты, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, во-вторых, реализация и (или) распространение происходит на территории Российской Федерации, и, в-третьих, такую реализацию и (или) распространение осуществляет учреждение культуры и искусства.

Действующим законодательством (абзац пятый пункта 20 части 2 статьи 149 НК РФ) к учреждениям культуры и искусства в целях главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации отнесены, независимо от их организационно-правовой формы, следующие организации: театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.

Поскольку иное не установлено действующим законодательством, то, основываясь на требованиях абзаца первого пункта 1 статьи 49, абзаца первого пункта 1 и абзаца первого пункта 2 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, средством, позволяющим определить принадлежность организации к учреждениям культуры и искусства, являются ее учредительные документы, в которых должны быть указаны, в том числе, предмет и цели ее деятельности. Практика хозяйствования свидетельствует о необходимости также подтверждения такой принадлежности через присвоение организации соответствующего кода Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), введенного с 1 января 2003 г. на основании Постановления Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

Таким образом, реализацией входных билетов признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на указанные билеты как товары другим лицам, в том числе другим учреждениям культуры и искусства. Распространением входных билетов признается деятельность, направленная на их массовую реализацию.

Учреждения культуры и искусства вправе осуществлять услуги по реализации и распространению входных билетов на посещение культурного мероприятия как за наличный, так и безналичный расчет.

КонсультантПлюс: примечание.

Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ в Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ внесены изменения. Об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники см. Федеральный закон от 03.07.2016 N 290-ФЗ.

В соответствии с абзацем первым пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком , определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

В настоящее время, до определения Правительством Российской Федерации во исполнение пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ специального порядка, действуют ранее принятые правовые нормы, в частности Приказ Минфина России от 25.02.2000 N 20н "Об утверждении бланков строгой отчетности", изданный во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 N 745, действующего, в свою очередь, в части, не противоречащей Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ, и письмо Минфина России от 23.08.2001 N 16-00-24/70, в соответствии с которым документы строгой отчетности должны содержать наряду с показателями, характеризующими специфику оформляемых операций, следующие обязательные реквизиты: гриф утверждения, наименование формы документа; шестизначный номер; серию; код формы по Общероссийскому классификатору управленческой документации (ОКУД); дату осуществления расчета; наименование и код организации по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО); код ИНН; вид оказываемых работ (услуг); единицы измерения оказанных услуг (в натуральном и денежном выражении); наименование должности лица, ответственного за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, с личной подписью. Форматы утвержденных документов строгой отчетности являются рекомендательными и могут изменяться. Художественное оформление и техническое редактирование документов строгой отчетности определяются организацией самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Помимо изложенного, обращаем внимание, что, как установлено абзацем вторым пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, бланки строгой отчетности приравнены к кассовым чекам. По указанной причине корешки реализованных (распространенных) входных билетов на посещение культурного мероприятия должны оставаться у того лица, которое реализовало (распространило) соответствующие бланки строгой отчетности населению за наличный расчет.

В связи с изложенным, в случае, если учреждение культуры и искусства для массовой реализации входных билетов на посещение культурного мероприятия сотрудничает с распространителем, рекомендуем вести раздельный учет билетов-бланков строгой отчетности, реализованных за наличный расчет учреждением культуры самостоятельно через свою кассу, и билетов, переданных за безналичный расчет другой организации для распространения.

В случае реализации билетов за безналичный расчет они передаются распространителю на основании приемо-сдаточного акта, накладной, иного документа, подтверждающего факт передачи товарно-материальных ценностей, который служит отчетным документом по реализованным за безналичный расчет билетам-бланкам строгой отчетности.

Учреждение культуры и искусства может само изготавливать или заказывать изготовление билетов. Также является правомерным предоставлять по договору распространителям право заказывать изготовление билетов для учреждения культуры и искусства, при этом в договоре целесообразно указывать, что билеты-бланки строгой отчетности с момента их изготовления являются собственностью заказчика и считаются переданными для распространения.

В случае если учреждение культуры и искусства передает билеты распространителю, то оно вправе потребовать от последнего отчета о реализованных и нереализованных билетах, возврата нереализованных билетов, перечисления в свою пользу денежных средств за реализованные распространителем билеты.

В случае если учреждение культуры и искусства сотрудничает с распространителем, использующим автоматизированные информационные системы продажи входных билетов, то в договор с указанной организацией целесообразно включать условие о том, что билет, изготавливаемый распространителем для учреждения культуры и искусства, считается переданным распространителю с момента передачи ему в электронной форме сведений об этом билете. При этом моментом передачи таких сведений считается момент изготовления распространителем билета-бланка строгой отчетности с их использованием. В этом случае корешки билетов-бланков строгой отчетности остаются у распространителя, осуществившего распространение населению входных билетов за наличный расчет.

Билеты из хранящегося в учреждении культуры и искусства комплекта, содержащие те же сведения, что и билеты, реализованные распространителем через автоматизированную информационную систему их продажи, должны погашаться учреждением культуры и искусства в порядке, установленном приказом руководителя.

КонсультантПлюс: примечание.

Методические указания о порядке учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности организациями и учреждениями Министерства культуры Российской Федерации, направленные Письмом Минкультуры РФ от 13.04.2000 N 01-67/16-21 утратили силу в связи с изданием письма Минкультуры РФ от 09.04.2010 N 32-01-39/04-ПХ.

Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации обращает внимание учреждений культуры и искусства, что Методические указания о порядке учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности организациями и учреждениями системы от 05.04.1999 упраздненного Министерства культуры Российской Федерации носят рекомендательный характер, применяются в части, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации.