Урок нравственной красоты и благородства в повести А. И

Ооржак Даяна

Куприна всегда поражало соединение «детской чистоты сердец с хладнокровной отвагой, восхищали утончение души, способные распознать и оценить его чувство. Все эти качества присуще героине повести о любви, от которой исходит свет «трепетной и животворной любви».

Извечная незащищенность истинного возвышенного чувства перед миром, все ценности купринского мира любви тает в себе высокие страдания, и трагические, бескомпромиссный исход служит верной мерой глубины и силы любви, так редко встречающийся и оказывающийся сильнее смерти.

В ходе исследовательской работы мы ознакомились с научными трудами, посвященными биографии к творческому наследию А. И. Куприна, таких авторов, как В. Н. Афанасьев, А. А. Волков, А. А. Качаева, Ф. И. Кулешов, О. Н. Михайлов, Л. А. Смирнова и другие.

В качестве дополнительного материала использованы учебники по истории и теории русской литературы, таких авторов, как Л. И. Левина, А. Г. Соколов, М. Б. Харпченко, Л. И. Тимофеев, В. Е. Хализев, а также статьи. Размещенные в Интернет сайте.

Актуальность исследования. В неиссякаемомлюбви, столь отчетливо звучащим в повести А. И. Куприна «Олеся» характеризуется неразрешимый художественный конфликт, сопровождающийся страданием.

Новизна исследования. В попытке выявить и обосновать присущее только героиням купринского произведения о любви внешние и внутренние качества как характерные для реалистических и романтических женских образов, покоряющих трогательной чистотой своего чувства.

Объект исследования. Женские образы А. И. Куприна о любви.

Предмет исследования. Портретная и психологическая характеристика женского образа в повести А. И. Куприна «Олеся».

Цель исследования. Изучить приемы изображения внешнего и внутреннего облика героини А. И. Куприна «Олеся».

В соответствии с поставленной целью предстоит решить следующие задачи:

Выявить основополагающие особенности внешнего и внутреннего облика героини повести А.И. Куприна «Олеся»;

Проанализировать основные художественные приемы, позволяющие автору наиболее точно показать душевные переживания героев, в которых и раскрываются индивидуальные особенности их личности, их мировоззрения;

Показать действенную, созидательную силу любви как чувства, абсолютизированного в одной душе и ставшего символом для возрождения или перерождения другой.

Методы исследования: описательный, сравнительно-сопоставленный, филологический.

Практическая значимость: работа может быть использовано на практических занятиях и на семинарах по творчеству Куприна, на факультативных занятиях в школе.

Структура работы: работа состоит из введения одной главы, заключения и списка литературы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1 Портретные характеристики и психология женских образов в романтической повести А. И. Куприна«Олеся»………………………………………………………………6

  1. Портретные детали в романтической повести А. И. Куприна«Олеся»………………………………………………………….8
  2. Художественные приемы изображении внутреннего мира героини повести«Олеся»………………………………………………………….15

Заключение………………………………………………………………23

Литература……………………………………………………………….25

Введение.

Уже ранее творчестве А. И. Куприна в основном своем русле продолжает традиции критического реализма: Куприн изображает своих героев в типических обстоятельствах, обличая социальный уклад, подавляющий в человеке искренние чувства, противоречащий естественному праву человека на счастье.

Беспредельные человеческие возможности и неспособность человека их реализовать – вот что более всего волновало писателя. В купринской прозе много рассказов и любви – писателя. В купринской прозе много рассказов о любви – писатель создал очень разных любовных историй, изображая интимные переживания как естественное, раскованное проявление духовной сущности человека. Разгадка неожиданных психологических смещений всегда влекла Куприна. В центре его произведений не просто события или герои, а взрывная коллизия, открывающая подспудные душевные движения.

Избрав в одной из основных тем своего творчества тему любви, А. И. Куприна создал целую галерею живых образов. Обнаружив большую способность к художественному перевоплощению вхождению в образ, что позволяло ему создавать удивительно живые характеры, с большой правдивостью передавать сложный ход мыслей и переживаний своих героев. Силы Куприна художника и психолога обнаружились в раскрытии психолога женских образов. Героини его рассказов чаще всего поставлено в такие жизненные ситуации, в которых и появляются их мужество, благородство, чистота духа и самоотверженность.

Тема любви стала для писателя как бы прибежищем от всего низменного, циничного, меркантильного. Произведение, посвященное любви, не только, не увлекательны по сюжету, но и драматически насыщены, обладают психологический правдой.

Несовпадение, конфликт реального и желаемого, был преодолен автором оригинальным способом – он просто отказался от варианта счастливой и совершенной любви, понимая, что нельзя в сереньком быту ожидать страстей, но своей силе равных легендарным. Отсюда и трагическая концепция повести, и трагический женский образ, наиболее достоверно и ярко представлены в повести о любви: «Олеся» (1989)

Возвышенное и героическое в женском образе неотделимо от идеи достоинство и величия человека, проявляющихся в его страдании.

Тема моей исследовательской работы сформулирована следующим образом: «Женские образы повести А. И. Куприна «Олеся»

Самоутверждение личности её духовных принципов совершается ценой отказа от собственного счастья («Олеся») лил ценой собственной жизни.

Куприна всегда поражало соединение «детской чистоты сердец с хладнокровной отвагой, восхищали утончение души, способные распознать и оценить его чувство. Все эти качества присуще героине повести о любви, от которой исходит свет «трепетной и животворной любви».

Извечная незащищенность истинного возвышенного чувства перед миром, все ценности купринского мира любви тает в себе высокие страдания, и трагические, бескомпромиссный исход служит верной мерой глубины и силы любви, так редко встречающийся и оказывающийся сильнее смерти.

В ходе исследовательской работы мы ознакомились с научными трудами, посвященными биографии к творческому наследию А. И. Куприна, таких авторов, как В. Н. Афанасьев, А. А. Волков, А. А. Качаева, Ф. И. Кулешов, О. Н. Михайлов, Л. А. Смирнова и другие.

В качестве дополнительного материала использованы учебники по истории и теории русской литературы, таких авторов, как Л. И. Левина, А. Г. Соколов, М. Б. Харпченко, Л. И. Тимофеев, В. Е. Хализев, а также статьи. Размещенные в Интернет сайте.

Актуальность исследования. В неиссякаемомлюбви, столь отчетливо звучащим в повести А. И. Куприна «Олеся» характеризуется неразрешимый художественный конфликт, сопровождающийся страданием.

Новизна исследования. В попытке выявить и обосновать присущее только героиням купринского произведения о любви внешние и внутренние качества как характерные для реалистических и романтических женских образов, покоряющих трогательной чистотой своего чувства.

Объект исследования. Женские образы А. И. Куприна о любви.

Предмет исследования. Портретная и психологическая характеристика женского образа в повести А. И. Куприна «Олеся».

Цель исследования. Изучить приемы изображения внешнего и внутреннего облика героини А. И. Куприна «Олеся».

В соответствии с поставленной целью предстоит решить следующие задачи:

Выявить основополагающие особенности внешнего и внутреннего облика героини повести А.И. Куприна «Олеся»;

Проанализировать основные художественные приемы, позволяющие автору наиболее точно показать душевные переживания героев, в которых и раскрываются индивидуальные особенности их личности, их мировоззрения;

Показать действенную, созидательную силу любви как чувства, абсолютизированного в одной душе и ставшего символом для возрождения или перерождения другой.

Методы исследования: описательный, сравнительно-сопоставленный, филологический.

Практическая значимость: работа может быть использовано на практических занятиях и на семинарах по творчеству Куприна, на факультативных занятиях в школе.

Структура работы: работа состоит из введения одной главы, заключения и списка литературы.

Глава 1.

Портретные характеристики и психология женских образов в

Романтической повести «Олеся».

В основе творческих исканий А. И. Куприна лежит бесконечное постижение сущности человеческой личности, особенно личности яркой, незаурядной, способной на искренние душевные порывы.

Человеческие способности и скрытые возможности Куприн считал беспредельными и стремился доказать то своими произведениями.

Куприна называют писателем психологом, знатоком души человеческой, умеющим остро ощущать целую гамму чувств, переживаемую его героями.

Подобного мастерства писатель достиг, благодаря неиссякаемому стремлению постичь жизнь во всей её противоречивости и сложности, выявит все мельчайшие подробности эволюции человека сообразно окружающему его миру, который так далек от совершенства.

Внутренний облик человека в творчестве Куприна всегда соотнесен с объективным содержанием целостной жизни. А жизненный опыт самого писателя был чрезвычайно богат и разнообразен. Все его произведения – это собственные художественно обобщенные впечатления. Купринская проза отразила непреходящую потребность писателя видеть в мире красоту и совершенство, а в человеке, помимо этих двух так привлекавших писателя качеств, - силу духа и благородства, возвышенность чувств.

И носителями всех этих человеческих качеств, стол привлекавших внимание писателя, является женские образы, поражающие своей реалистичностью и выразительностью и выписанные с необыкновенным мастерством.

Среди многочисленных женских образов, созданных А. И. Куприным, много ярких, сильных, незаурядных личностей, способных любить самоотверженно, отважно и бескорыстно, находя счастье у неё в самой возможности любить.

Самоотверженно, отважно и бескорыстно, находя счастье у неё в самой возможности любить.

Внутренним динамизмом, психологической правдой отличались уже ранние произведения Куприна о любви, в которых перед читателем предстает целая галерея женских образов. Различными средствами писатель создает поэтическую, хотя отнюдь не идеализированную, атмосферу поклонения героиням своих рассказов, идущим на самоотвержение во имя своей любви»

Писателя всегда поражало соединение «детской чистоты сердец с хладнокровной отвагой» качество, которое он блестяще выразил в женских образах («Суламифь» «Олеся»). Множество рассказов о гибели любви, красоты роднит одна черта – всюду речь идет о невозможности обрести счастье, реализовать духовные потребности в чудовищно несовершенном мире.

Кто бы ни были эти женщины, чьи образы нашли свое воплощение в купринской прозе, они – правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах.

1.1. Портретные детали в романтической

Повести А.И Куприна «Олеся».

Куприн высоко ценил прекрасное в жизни и приклонялся перед красотой, будь то красота природы, красота человеческого духа или тела. Писателя утонченные души, их глубокое понимание в жизни и печалило сознание, что так часто одухотворенное и прекрасное остается невостребованным.

Образ Олеси – один из самых романтических в богатой галерее женских образов произведений Куприна. Природа щедро наградила девушку красотой и гордой силой.

Еще не увидев девушку, Иван Тимофеевич испытывает волнение, услышав «свежий, сильный и звонкий женский голос», певшей грациозную малороссийскую песенку. И вот в проеме двери показывается «рослая смеющаяся девушка», бережно придерживающая края передника. Из которого выглядывают птенцы зяблика, и громко смеется.

Куприн не стремится обставить появление Олеси какими-нубудь внешними эффектами. Верный себе, он предпочитает детали, передающие настроение людей, их психологию. Перед нами молодая, здоровая девушка, которая только что вернулась из леса, изученного до последнего тропинки и со всеми его обитателями. Из нескольких слов, сказанных её бабушке, мы узнаем, что зяблики со всем ручные и сами «увязались» за Олесей, что она часто подкармливает их в лесу.

Автор не торопится показать нам внешний портрет героини, не сразу разглядела, какова молодая полесская ведьма, и Иван Тимофеевич. Только выйдя из полутёмной избушки на улицу, он «невольно залюбовался ею: « В ней не было ничего похожего на местных «девчат», лица которых под уродливыми повязками, прикрывающими сверху лоб, а снизу рот и подбородок, носят такое испуганное и однообразное выражение. Моя

незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати – двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обивало её молодую грудь. Оригинальность красота её лица, раз ею увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посередине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная выдавались вперёд с решительным и капризным видом.» .

Выросшая вдали от «нищей цивилизации», отягощенной мелочной суетой, условности, Олеся была здорова и нравственно, и физически. Она всецело отдается чудесному, освежающему душу общению с природой и ничего не знает о городах, машинах, техническом прогрессе, «калечащим и уродующим» души людей.

Представленный ранее портрет бабушки Олеси – приновской ведьмы Мануйлихи являет собою разительный контраст внешнему облику девушки.

«Все черты бабы-яги… были налицо: худые щеки, втянутые внутрь, переходили внизу в острый, длинный, дряблый подбородок. Почти соприкасавшийся с висящим вниз носом; провалившийся беззубый рот беспрестанно двигался, точно пережевывая что-то, выцветшие, когда-то голубые глаза, холодные, выпуклые, с очень короткими красными веками, точно глаза невиданной зловещей птицы». .

Что-то хрипит и клокочет в груди старухи, из её «Беззубого, шамкающего рта» вырываются странные звуки, похожие «на задыхающееся карканье старой вороны…» Перед нами предстает старая, вероятно, очень больная женщина, некогда жившая среди людей, а теперь опасающаяся всяческих встреч с ними и оберегающая внучку от общения с людьми.

Старуха прожила трудную жизнь, много натерпелась от людской злобы и теперь пуще всего боится, как бы не знающая людей Олеся по своей доверчивости не стала жертвой людской ненависти.

Необычайное волнение старухи, заслышавшей голос приближавшейся Олеси, выразившееся в её движениях и речи мастерски передано автором и как бы подготавливает читателя к трагическому исходу лесной сказки.

Ну, иди, иди теперь, соколик, - тревожно засуетилась старуха, отстраняя меня от стола. – Нечего тебе по чужим хатам околачиваться. Иди, куда шел…

Она даже ухватила меня за рукав моей куртки и тянула к двери. Лицо её выражало какое-то звериное беспокойство» [ 20,90].

Страх перед людьми и неприязнь к ним испытывает и Олеся, встретившая Ивана Тимофеевича явным недовольством, которое прослеживается и в её поведении, и в речи:

Это у тебя все ручные птицы? – спросил я…

Ручные, - ответила она отрывисто и даже не взглянув на меня». .

Только мягкий, просительный тон и заверения Ивана Тимофеевича в том, что он, «ни урядник, ни писарь, ни акцизный» и позволивший ему немного разговаривать Олесю, поглядывающую, на него с «испытующим недоверием», но первая встреча длилась совсем недолго и, казалось, не отставила в душах молодых людей никаких чувств.

Первое впечатление, вынесенное Иваном Тимофеевичем от встречи с таинственной поллесской колдуньей – восхищение внешней красотой девушки, её независимым поведением, свободной суждений, граничащее с изумлением, откуда в этой полудикой, не получившей никакого образование.

Девушке столько необычайных качеств, которые давно уже утрачены городским жителем: чистоты, искренности, гордой силы?».

Куприн не торопится развивать события, он лишь внушает мысль, что скоро должно что- то произойти. Внезапное появление девушки в покосившейся избушке, рядом с безобразной в своей старческое помощи Мануйлихой дает писателю возможность устами его героя наиболее ярко и взволнованно описать оригинальную прелесть «лесной девушки», выросшей в естественной для неё обстановке прекрасной и могучей природы.

На протяжении всего повествования писатель дополняет внешнюю характеристику героини все новыми деталями, штрихами, создавая поэтический образ подлинно прекрасного человека, сохраняющего истинно человеческие качества в любых, даже самых драматических обстоятельствах жизни.

Автор дает подробный, развернутый портрет героини с тем, чтобы показать не только очаровательную прелесть молодой, здоровой, сильной девушки, но и животворную силу природы, среди которой и расцвела эта самобытная и оригинальная красота. Выросшая вдали во всех отношениях пагубного влияния «нищей цивилизации» Олеся, казалось, впитала в себя животворные соки самой матери-природы. В красоте Олеси, в гордой силе, исходящей от неё писатель воплощает красоту и гордую силу природы, которая сформировала человека по своему образу о подобию.

Описывая внешность Олеси, её жесты, мимику, манеру говорить, писатель использует яркие эпитеты, сравнения, позволяющие создать колоритный, живой и в то же время романтической образ.

Первоначально перед нами предстает задорно смеющаяся, сильная, стройная девушка.

Куприн, чтобы подчеркнуть, выделить прекрасное, использует контрасты.

В Олесе нет ничего похожего н местных «девчат», угрюмые лица которых скрыты «уродливыми повязками» и всегда носят такое однообразное, испуганное выражение»

Олеся тоже одета по-деревенски, но грубая и простая одежда нисколько не портит её внешность, а только подчеркивает стройность и гибкость молодого и сильного тела. Олеся совершенно не умеет притворятся, и все оттенки переживаемых ею чувств сейчас же отражается на её лице, придавая ему ещё большую прелесть. «Она засмеялась, и – как странно, как неожиданно изменилось её красивое лицо… оно вдруг сделалось светлым, застенчивым, детским» .

На протяжении всего повествования писатель будет дополнять описание внешнего облика Олеси все новыми деталями, штрихами, создавая поэтический образ подлинно прекрасного человека, сохраняющего истинно человеческие качества в любых, даже самых драматических обстоятельствах эхины.

Автор отмечает стремительность и легкость движений Олеси: «она легко и быстро побежала в хату»; «Олеся быстро сучила белую… кудель, … то пускала веретено падать, то подхватывало его… работа так и кипела в её руках.» ; благородство и врожденную изящную умеренность, выражающуюся в её движениях, речи. Вот она «с милой простотой» приглашает Ивана Тимофеевича пообедать с нею и старухой, и, наблюдая за нею во время еды, герой отмечает, что «даже в манере есть у Олеси была какая-то врожденная порядочность». , даже в речи её герой отмечает «выражение гордой уверенности в своей силе». .

Звонкий и свежий голос Олеси, её лукавая улыбка или громкий смех, её стремительные ловкие и грациозные движения, милое, с очаровательными чертами, лицо, на котором, как в зеркале, отражаются все оттенки настроений и переживаний девушки, врожденный такт и благородная

Умеренность в выражении чувств – вот основные составляющие внешнего облика героини повести и наивной и светлой любви.

Радостные светлые тона, краски и интонации преобладают в описании внешности Олеси, какою она предстает в момент нашего знакомства с нею и по море развития сюжета.

Любовь сделала Олесю ещё прекрасней. Теперь лицо её озаряется «нежной сияющей улыбкой любви», голос звучит, «как сладкая музыка», «с непередаваемым выражением нежной ласки и трогательной смелости». Любовь привнесла в облик Олеси красоту женственности, трогательное обаяния искренности чувств.

«Я старался отнять у неё цветок боярышника. Сопротивляясь, она упала на землю и увлекла меня собой, радостно смеясь и протягивая мне свои раскрытые частым дыханием, влажные милые губы». [ 12,56].

Только в конце повествование, когда «наивная сказка любви» обернётся трагедией, мы увидим другую Олесю. Олесю с глазами, «полными крупных не вылившихся слез», затем «без платка, в растерзанной в лохмотья одежде» и с «бледным, исцарапанным, окровавленным лицом», громко и со «страстной ненавистью» выкрикивающую угрозы толпе, надругавшейся над нею.

В светлый мир Олеси врываются звериная дикость и подлость, и гаснут яркие, теплые, светлые краски, на мгновение уродливое, страшное празднует торжество. Радость уступает место страху, тоске, ощущению беспомощности. Тема недостижимого счастья, постоянно звучащая в творчестве Куприна, в повести Олеся обретает особую актуальность.

Действующие лица в повести скованы законами определенной социальной среды, которые воспринимаются ими как необходимые и требующие исполнения.

Одна Олеся, выросшая вдали от фальшивых общественных устоев, сохраняет в чистом виде изначально присущие человеку способности. Её

образ – идеал человека, в котором соединились красота внешняя и красота внутренняя, проявляющая в редкой и очень ценимой писателем способности любить искренно, бескорыстно и жертвенно.

Прекрасный облик Олеси представлен в таинственном и величественном обрамлении не менее прекрасной природы с её «таинственно расцвеченными лесами», одетыми в «серебристые, прозрачные покровы» деревьями, устеленными «плюшевым ковром» мха тропинками и дорожками, такими «светлыми, нарядными и прелестными, точно аллея, убранная эльфами для торжественного шествия Оберона и Титании». . Только здесь, в первозданном царстве, «среди этой улыбающейся легенды» могла расцвести и расцвела необычайная красота Олеси. Недаром герой вспоминает «прекрасней облик Олеси», нераздельно с пылающим вечерними зорями, росистыми, благоухающими» ландышем и медом», утрами, полными бодрой свежести и звонкого птичьего гама… жаркими июньскими днями».

Здесь, в этом чудном царстве природы так весело блестели большие темные глаза Олеси, её счастливый смех сливался со звонким щебетанием птиц; здесь, под этими «высокими, стройными соснами» Олеся впервые произнесла слова любви, и страстно поцеловала возлюбленного и здесь, почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка… любви, которую «как драгоценная оправа, украшала величественная зеленая прелесть бор ». .

В первозданном и целомудренном царстве природы Олеся предстает перед нами как драгоценность в великолепной оправе.

Первая же попытка её приблизиться к внешнему, заведомо враждебному миру оборачивается трагедией.

Там, на площади, которая «кишмя кишела пьяным, галдящим народом», где «невыносимо жаркий воздух, казалось, весь был насыщен отвратительным смешанным запахом перегоревшей водки, лука, овчинных

Тулупов, крепкой монархи – бакуна и испарений грязных человеческих тел» , дикая невежественная толпа, с ненавистью относящаяся ко всему новому, необычному, непохожему на нее самое, попыталась смешать в буквальном смысле с грязью беспомощную девушку, нанеся увечья её прекрасному телу и глубоко ранив беззащитную в своей наивной чистоте душу.

Совсем другой предстает перед нами Олеся в последнем свидании с Иваном Тимофеевичем:

«Лицо Олеси пылало лихорадочным румянцем, темные глаза блестели неестественно ярко, сухие губы нервно вздрагивали. Длинные красные ссадины изображали ее лоб, щеки и шею». . Но не на этом заостряет внимание автор. Синяки и ссадины заживут. Но перед нами другая Олеся. Она говорит «слабым, чуть слышным голосом», в котором слышны «жалобная мольба и страдание», на непривычно серьезном её лице лишь изредка появляется «сладкая улыбка».

Нарастают ощущения тоски и тревоги, расставания с удивительно светлой и радостной атмосферой чистых и возвышенных чувств, которых коснулись и грозят разрушить невежество, грубость и зло.

Но этого не происходит. Олеся одарена способностью любить не только искренне и трепетно, но и жертвенно. Сила её любви как бы возносит героев над пересудами и сплетнями, дикой расправой, над всем мелким и ничтожным, не позволяя окончательно померкнуть светлой сказочной атмосфере. Любовь торжествует над всем недостойным её и злым, оставляя о себе лишенные горечи, «легкие и радостные» воспоминания.

1.2. Художественные приемы изображения

внутреннего мира героини повести «Олеся»

Повесть «Олеся» часто называют художественным открытием Куприна- так свободно, легко, без каких-либо ухищрений удалось писателю создать удивительно реалистический реалистический образ полесской красавицы, поражающий своей поэтичностью, совершенством, богатством оттенков сложного духовного мира.

Верный художнический инстинкт помогает писателю во всей полноте раскрыть красоту и самобытность внутреннего мира девушки, показать ее наивность и властность, женственность и гордую независимость «гибкий подвижный ум», «первобытное и яркое воображение», душевную щедрость и трогательную смелость, деликатность и врожденный такт, причастность к современным тайнам природы.

Прекрасная, как сама природа полесья, Олеся предстает перед нами, словно выйдя из сказки. Но и само происхождение девушки, и процесс формирования ее характера писатель окутывает тайной. Мы ничего не узнаем о ее родителях, о том, где она жила со своей бабкой до того, как они поселились в Полесье. Сам писатель, подчеркивая, что воспитывала Олесю темная, не грамотная старуха, убеждает читателя - девушка получилась такой замечательной именно потому, что выросла в лесу, не зная разлагающего влияния цивилизации.

Раскрывая внутренний мир девушки, писатель использует прием сопоставления двух натур, двух мироощущений. С одной стороны очаровательная в своей наивности, гордой самоуверенности, искренности и чистоте Олеся, с другой - образованный интеллигент, гуманист, представитель городской культуры - Иван Тимофеевич. Соотношение говорит само за себя. Над добрым, но слабым и «ленивым» сердцем Иваном Тимофеевичем Олеся возвышается благородством, цельностью, в своих силах, способностью жертвовать, уверенностью.

Большую силу художественной выразительности обретает едва обозначенные в начале повести портретные черты девушки, передавая малейшие оттенки ее чувств и переживаний.

Любопытства радиотыскивающий жилище «ведьмок» Иван Тимофеевич вряд ли мог подумать, что встретит в глуши полесских лессов столь оригинальную красоту, столь сильную и самобытную натуру.

Олеся, с малых лет воспитанная в недоверии к людям, не испытывает при виде незнакомца даже любопытства и ведет себя неприветливо, не скрывая желания поскорей избавиться от незваного гостя. Ее состояние писатель передает преимущественно глаголами в сочетании с наречиями: «черные брови недовольно сдвинулись» молча вышла», «ответила отрывисто», »равнодушно пожала плечами», «махнула пренебрежительно рукой», «Спросила тревожно», «поглядела с испытующим недоверием» и т.д.

Выражение лица Олеси, ее жесты речь убедительно передают переживания девушки, привыкшей ждать от людей только недоброго. Видно, что ее встревожило появление нового человека, она не доверяет ему и, возможно, принимает за представителя власти, от которых они с бабкой «натерпелись».

«Ну, а теперь скажи, чего вы людей боитесь?» - спрашивает Иван Тимофеевич, неверно поняв встревоженность Олеси. «Тогда она заговорила с возрастающим волнением:

Плохо нам от них приходится...». Постоянные поборы урядника и станового, издевательства над старухой - ее называют «ведьмой, чертовкой, каторжнице» возмущают Олесю, искренне не понимающую, почему люди так беспощадны:

«А мы разве трогаем кого-нибудь? Нам и людей не надо... хоть бы и вовсе никого не видеть» .Полесский бор - это и родной дом, и целый мир для Олеси, ее царство, которым она владеет и которое охраняет от вторжения посторонних. Позволив Ивану Тимофеевичу приходить сюда, она просит не брать ружья:

«Зачем бить пташек или вот зайцев тоже. Никому они худого не делают, а жить им хочется, так же как и нас с вами. Я их люблю? Они маленькие, глупые такие», - втолковывает она герою как малому ребенку, справедливо полагая, что природа для него лишь источник добычи.

Куприн мастерски использует детали, чтобы наиболее полно показать психологию людей, их внутреннее состояние, отражающееся в мимике, жестах, словах и поступках.

Пейзажи в произведении тоже создаются с целью подчеркнуть то или иное состояние души героев, их настроение.

Зима с ее вьюгами и медленным течением времени, вызывающим у героя тоску, заставляют его перепробовать множество занятий: он перечитывает книжки, пытается завести знакомство с «местной интеллигенцией», пробует лечить перебродских жителей, обучает грамоте Ярмолу, охотится, но ни одного дела не доводит до конца и ничем не может развеять скуку и прогнать «неопределенную, разъедающую душу тоску».

Все эти чувства совершенно незнакомы Олесе, звонко распевающей песни в заснеженной лесной глухомани, где деятельная жизнь не прекращается ни на минуту: «Жизнь вдали от цивилизации обеспечивается каждодневным нелегким трудом, а все свободное время Олеся ожидает прогулкам в лесу, заботе об его обитателях.

Первое, мимолетное свидание героя с Олесей происходит зимой, последующие - весной. Все чаще вспоминая образ девушки, Иван Тимофеевич испытывает «весеннюю грусть, исполненную беспокойный ожиданий и смутных предчувствий» . Пытаясь разобраться в своих чувствах, он признается себе, что в Олесе его привлекает не только.

«сияющее нежной улыбкой лицо», стройное молодое тело, но и врожденная изящная умеренность», сквозящая в словах и движениях, «ореол окружающей её таинственности, суеверная репутация ведьмы, жизнь в лесной чаще среди болота и в особенности – эта гордая уверенность в своих силах…».

Выявляя оригинальность, талантливость Олеси, Куприн прикасается к тем таинственным явлением психики, которые наука не может разгадать и сегодня, и объясняет их с реалистической позиции: «… Олесе были доступны те бессознательные, инстинктивные, добытые случайным опытом, странные знания, которые, опередив точную науку на целую столетие, живут, перемешавшись с дикими поверьями, в темной, замкнутой народной массе, передаваясь как величайшая тайна из поколения в поколение».

Эта лесная девушка наделена необычными качествами, какой-то особой силой интуиции, прозрения, теми обостренными чувствами, которые давно утратил житель городов.

С удивительной прозорливостью она раскроет герою его же собственный характер, разгадав в нем натуру слабую, легко поддающуюся влиянию, неуверенную в своих силах.

Гадание Олеси совсем не похоже на гадание её бабки, так как построено на своеобразном психологическом анализе. Олеся избегает трафаретных фраз, которыми обычно пользуются гадалки, вроде «падают тебе какие-то хлопоты», «большой интерес тебе выходит через дольнюю дорогу» и т.д.

«Ну хорошо, я, пожалуй скажу, - согласилась наконец Олеся… Вышло вам вот что: человек вы хотя и добрый, но только слабый… Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь».

Девушка раскрывает не самые лучшие черты характера, обнажает слабости человека, которого готова полюбить. В конце гадания она предсказывает собственную судьбу:

«Нехорошо выходит этой трефовой даме, хуже смерти. Позор она через вас примет, такой, что во всю жизнь забыть нельзя, печаль долгая ей выходит…» .

Олеся твердо верит, что от судьбы не уйдешь, но предпринимает попытку преодолеть зарождающееся чувство.

После целого ряда прогулок по весеннему лесу с Иваном Тимофеевичем, во время которых Олеся то творит «чудеса, заговаривая кровь на руке, заставляя падать на ровном месте, обещая нагнать на него страх, то засыпает с вопросами, пытаясь узнать побольше «о странах и народах, об явлениях природы, об устройстве вселенной…», девушка вдруг в одну из встреч явно неохотно разговаривает с Иваном Тимофеевичем и холодно прощается с ним.

Встревоженной такой переменой отношения к нему, герой приписывает это уязвленному самолюбию гордой девушки, вынужденной принять ею помощь. Но Олеся, предчувствуя, что любовь принесёт ей больше страдания, пытается заглушить в себе все более властно заявляющее о себе чувство:

«Ах, Олеся, если бы ты знала, какую ты мне причиняла мне боль… Я так ждал, так ждал каждый вечер, что ты опять пойдёшь со мною… А ты, бывало, всегда такая невнимательная, скучная, сердитая… Я ведь и не подозревал, Олеся, что всё это от бабушки идет…» [ 20,120].

Ответ Олеси был неожиданным для героя. Она призналась, что сама хотела отдалиться, забыть, потому что «боялась, думала, что можно уйти от судьбы…». Но пережив несколько дней разлуки, Олеся поняла, что не в силах отказаться от своей любви.

В описаниях сцен любви писатель вновь показывает себя глубоким психологом и большим художником, с глубоким тактом рисуя переживания влюбленных:

«Я помню, очень ясно помню только то, что ко мне быстро обернулось бледное лицо Олеси и что на этом прелестном, новом для меня в лице в одно мгновение отразились, сменяя друг друга, недоумение и испуг, тревога и нежная, сияющая улыбка любви… И как много я читал в больших, темных глазах Олеси: и волнение встречи, и упрек за мое долгое отсутствие, и горячее признание в любви… Я почувствовал, что вместе с этим взглядом Олеся отдает мне радостно, без всяких условий и колебаний все свое существо». .

И вновь Куприн обращается к приему контраста, сопоставляя внутренние переживания двух героев. Решив для себя, что она не в силах отказаться от своей любви, чистая и искренняя в душевных проявлениях Олеся отдается своему чувству радостно и всецело. Любовь её нетребовательна и великодушна.

Герой же, искренне и глубоко любит Олеся, но сомнение и беспокойство не покидают его в самые счастливые минуты. Мысли о женитьбе на Олесе неизменно переплетаются с мыслями о том, как посмотрит на это сообщество, с мнением которого он не может не считаться, как это выросшая среди природы, свободная от всяких условностей девушка будет чувствовать себя в модном платье в гостиной городского дома? Наконец, куда девать старуху, которая не вызывает никаких симпатий?

Любовь героя к Олесе искренна и глубока, у него достаточно ума и сердца, чтобы попытаться преодолеть свои сомнения, но все же, увлеченной своим чувством, он закрывает глаза на будущее, вполне сознавая при этом, что может причинить Олесе боль. Олеся другая. Её любовь – любовь жертвенная и великодушная, больше всего она боится причинить горе любимому.

«Твоей женой?... Нет, нет… ты и сам понимаешь, что об этом смешно и думать. Ну какая я тебе жена, в самом деле? Ты – барин, ты – умный, образованный, а я? Я читать не умею и куда ступить не знаю…» .

Олеся с присущей ей проницательностью предвидит, что столь неравный брак не может осложнить жизнь герою, сделать его несчастным:

«Ты молодой, свободный… Неужели у меня хватило бы духу связать тебя по рукам и ногам всю жизнь? Ну, а если тебе потом другая понравится? Ведь ты меня тогда возненавидишь, проклянешь тот день и час, когда я согласилась пойти за тебя… Не сердись, мой дорогой!... Я не хочу тебя обидеть. Я ведь только о твоем счастье думаю». .

В этих словах – вся Олеся, с её врожденным умом, чистой душой, великодушным сердцем.

В своем стремлении сделать что-нибудь особенно приятное для любимого Олеся решилась пойти в церковь, несмотря на свой страх перед Богом и уверенность в своем таинственном и роковом призвании.

Робкие чувства героя, скованные и непоследовательные движения его души, нерешительность, выражающаяся в «боязливом ожидании», «подленьком опасении», оттеняют ничем не скованное, возвышенное и жертвенное чувство Олеси – свидетельство богатства, смелости и чистоты души.

В любви, в счастливых и трагических её мгновениях проявляется характер героини, её чувства, мировосприятие.

Любовь Олеси – свободное, ничем не скованное, то самое «нежное, благоухающее» чувство, которое Куприн мечтал увидеть в жизни. Это любовь «языческая», стыдливо – целомудренная, простая и глубокая, чувствительная, как сама природа, любовь – сказка, которая расцветает в оправе первозданной природы, очищающее и благотворно воздействующей на душу и чувства человека.

Для А. И. Куприна любовь – самая состоятельная форма утверждения и выявления личностного начала в человеке. И он, создавая десятки весьма разных, чаще романтических любовных историй, руководствовался не одним желанием заинтриговать читателя. Интимные переживания писатель изображал как естественное, раскованное проявление духовной сущности человека. Гибель душевной чистоты в людях, утрату ими способности любить «нежно, целомудренно, трепетно» писатель связывал с пагубным влиянием «железной» цивилизации. Так он приходит к поклонению исключительной личности, так называемому «естественному человеку». Этот образ «естественного человека» и воплощен в повести «Олеся».

Олеся, взлелеянная матерью – природой, выросшая вдали от фальшивых общественных устоев, сохраняет в чистом виде от рождения присущие человеку качества и способности. Её поведение психологически тонко мотивировано. Наделенная небывалой силой душа вносит гармонию в заведомо противоречивые отношения людей. И этот, столь редкий дар, выражается в любви девушки к Ивану Тимофеевичу. Силой своего чувства Олеся, к сожалению, ненадолго, но возвращает герою утраченную им естественность переживании:

«Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви, и до сих пор вместе с прекрасным обликом Олеси живут с неувядающей силой в моей душе эти пылающие вечерние зори, эти росистые, благоухающие ландышами и медом утра. Полные бодрой свежести и звонкою птичьего гама, и жаркие, томные, ленивые июньские дни… ни разу ни скука, ни утомление, ни вечная страсть к бродячей жизни не шевельнулись за это время в моей душе. Я, как языческий бог или как молодое, сильное животное, наслаждался светом, теплом, сознательной радостью жизни и спокойной, здоровой, чувственной любовью» .

Изображая внутреннее состояние героев, их переживания, Куприн часто использует параллели состоянием природы. Это и описательный и символический параллелизм.

Вот стоит на опушке хвойного леса с нависшими «на ветвях пышными комьями снега» заблудившийся Иван Тимофеевич и очарованно слушает «холодное безмолвие» чувствует, как «время медленно и бесшумно проходит» сквозь него. . Совсем скоро эта зимняя сказка познакомит его с совершенно сказочными персонажами – похожей на бабу – ягу Мануйлихой и доброй и волшебницей Олесей, за которой могут «увязаться» зяблики, а в доме её живут « солидные скворцы».

Сказочный мотив, раз звучав, уже не исчезает.

Сказочный зимний пейзаж скоро сменит не менее сказочный весенний с колдовскими ароматами, красками и звуками, способным воскресить душу для любви и радости. Вся атмосфера повести проникнута сказочностью, которая автором называется прямо: «И вся эта ночь слилась в какую – то волшебную, чарующую сказку». . Или « почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви» .

Подчеркивая сказочную атмосферу, окружающую влюбленных, автор стремится выразить основную мысль: только в такой первозданной среде может вырасти человек столь целомудренный и чистый, как Олеся. Умеющий принимать дар любви, как бесценный, наслаждаться своим чувством, отдаваясь ему, без тени сомнения, без опасений и колебаний.

Сопоставляя характеры двух главных героев в повести, Куприн показывает нам разницу между самоотверженной любовью Олеси и искренним, но не лишенным эгоистичности чувством Ивана Тимофеевича. Олеся не просто околдовало героя, она дала ему возможность почувствовать себя « языческим богом», насладиться светом, теплом, сознательной радостью жизни и спокойной, здоровой, чувственной любовью. .

Нетребовательная в любви, Олеся стремилась ничем не обидеть, ничем не огорчить любимого человек. Она даже в самые трагические минуты своей жизни думала только о том, чтобы не причинить ему боль и страдание.

Когда ещё только эта очаровательная сказка любви, Олеся сказала: «Что бы ни случилось, я не пожалею.»

И действительно, даже в самые тяжелые моменты Олеся не пожалело о том, что не отказалась от своей, заведомо обреченной на несчастье, любви.

В момент расставания, когда потрясенный случившимся, растерянный и подавленный Иван Тимофеевич не может сдержать слез, избитая, горящая в лихорадке Олеся утешает его, и в голосе её звучат удивление, нежность и страдание: «Не мучь себя, голубчик… Ведь мне так хорошо с тобой. Не будем же плакать, пока мы вместе». .

Олеся исчезла из жизни героя так же таинственно, как и появилась в ней. Ушла, не оставив в его душе обиды или разочарования. Последним подарком Олеси стала нитка коралловых бус – напоминание о нежной великодушной любви Олеси, о её чистом и чутком сердце.

Заключение

Образ Олеси – один из самых поэтических образов в произведении Куприна на тему любви. В нем воплотилась мечта писателя о совершенном человеке, в котором прекрасны и душа, и тело. Автор явно романтизирует образ дочери лесов, но это нисколько не вредит его целостности и самобытности.

Красота героини, не только физическая, но и духовная, достигает небывалого расцвета и гармонии в условиях Полесья, вдали от тлетворного влияния цивилизации.

В описании внешности Олеси, писатель использует экспрессивно окрашенные эпитеты и сравнения, в которых преобладают яркие, теплые, блестящие краски, нежные тона: описывая черты лица девушки, автор использует такие эпитеты как: «блестящие» (глаза), «тонкие» (брови), «своевольный» изгиб (губ), «смугло-розовый тон кожи».Само выражение лица – «светлое», «застенчивое», «детское», «нежное», «милое»; улыбка – «ласковая», «сияющая», «лукавая». Её тело так же стройно, как молодые елочки, выросшие в приволье старого бора, оно «сильное», «ловкое», «крепкое», «горячее». «Чистый», «свежий», «звонкий» голос Олеси звучит то « с мягким извинением», то «с непередаваемым выражением нежной ласки и трогательной смелости».

Оригинальная красота Олеси становится ещё ярче среди буйства радостных красок лета: «молодой листвы, молодой травы», «нежной зелени сиреней», «благоухающая ландышами и медом, полных бодрой свежести и звонкого птичьего гама» рассветов, «пылающих вечерних зорь». Внешняя красота Олеси аналогично вечной, неувядающей красоте природы, дарующей саму жизнь, свет и тепло, вносящей гармонию в души.

Поиск ответа на вопрос, где искать настоящих, не изуродованных физически и духовно людей, в которой Куприн ал образ «дочери природы» - прекрасной, чистой и мудрой «дикарки».

Олеся не только красива и обаятельна. Она обладает решительным и гордым нравом, соединенным с удивительной отзывчивостью, чуткостью, бескорыстием и чистотой души. Особенно отчетливо видны эти свойства характера на фоне душевной лености, нерешительности и не посредства характера Ивана Тимофеевича.

Противопоставление этих двух характеров позволяет писателю показать тончайшие оттенки чувств и мыслей героини, мотивы её поступков и поведения.

Природа в повести активно воздействует на мысли и чувства героев: зимний пейзаж, сказочная летняя ночь, жестокая гроза связаны с самыми значительными в развитии сюжета событиями, с самыми искренними счастливыми и драматическими переживаниями героев.

Перед нами удивительно цельная, самобытная, свободная «натура», в которой детская наивность сочетается с бескомпромиссностью и гордостью, мягкость и врожденный такт с решительностью, ясный ум и свежее воображение с непоколебимым наследственным суеверием.

Удивительная бескорыстность и отзывчивость души Олеси проявляется в ее стремлении ничем не омрачить счастливые мгновения любви умении уловить всякую мысль, всякое движение души любимого человека даже в самые трагические моменты. Любовь Олеси – то самое «нежное, трепетное, благоухающее чувство», которое так мечтал увидеть писатель в реальной жизни. Свою мечту о счастье Олеся приносит в жертву благополучию и спокойствию героя, сознательно и с удивительным мужеством отказавшись продлить «очаровательную сказку любви».

«Я ведь только о твоем счастье думаю!» - в этих словах выразилось все великодушие искренней, чуткой и самоотверженной души.

Литература

1.Куприн А. И. «Олеся». Повести и рассказы – М. Художественная литература, 1984. –

2.Куприн А. И. Повести и рассказы – М.: Олимп; Издательство АСТ, 1997-с 688 (Статьи:

Крутикова Л. В. Куприн А. И. ; Паустовский К. Г. Поток жизни. Заметки о прозе).

3.Макарова С. А. Изучение рассказа А. И. Куприна «Олеся» // Литература в школе. – 2007.

- №7.-с. 22-27.

4.Марценюк С.Ф. «Да святится имя твое». //Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. – 1990. - №9 – С. 56-57.

5.Петрова Т. А. Рождение урока. //Литература в школе. – 1998. - №3. – с. 135.

6. Рассказова Л. В. Смысловая и композиционная роль сонаты Бетховена в рассказе А. И. Куприна «Олеся» //Литература в школе. – 2007. - №7. – с. 8-11.

7.Шеханова Т. «Олеся» в вопросах и ответах. // Литература. – 2007. - №5. – с. 22-23.


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 г.Ак-Довурака

Секция: литературоведение

Исследовательская работа на городскую НПК «Шаг в будущее»

на тему:

«Женские образы повести А.И. Куприна «Олеся»

Выполнила: ученица 9 «б» класса

МБОУ СОШ №3

Научный руководитель: Ооржак А.Б.

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №3

Ак-Довурак 2013г.


Предварительный просмотр:

Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати – двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивало ее молодую здоровую грудь. Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть… прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глаз, которым тонкие, надломленные посередине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло – розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась перед с решительным и капризным видом…»[стр.93-4]

«Олесья » [стр.284]

«Ее тонкие брови вдруг сдвинулись, глаза в упор остановились на мне с грозным и притягивающим выражением, зрачки увеличились и посинели… Под этим пристальным, странным взглядом меня охватил холодный ужас сверхъестественного»

«Олеся»

«Невольно я обратил внимание на ее руки: они загрубели и почернели от работы, но были не велики и такой красивой формы, что им позавидовали бы многие благовоспитанные девицы»

«Олеся»

Деталь- описание рук героини как штрих к ее внешнему облику.

«Она перестала прясть и сидела, низко опустив голову, тихо положив руки вдоль колен. В ее неподвижно остановившихся глазах с расширившимися зрачками отразился какой-то темный ужас, какая-то невольное покорность таинственным силам и сверхъестественным знаниям, осенявшим ее душу».

«Олеся»

Описание позы героини как прием изображения ее внутреннего состояния.

« Я помню, очень ясно только то, что ко мне быстро обернулось бледное лицо Олеси и что на этом прелестном, новом для меня лицо в одно мгновение отразились сменяя друг друга, недоумение, испуг, тревога и нежная сияющая улыбка любви… Голос Олеси донеся до меня, как сладкая музыка.»

«Олеся»

«Снег пошел… Над черными нивами вился легкий парок, наполнявший воздух запахом оттаявшей земли, тем свежим, вкрадчивым и могучим пьяным запахом весны, который даже и в городе узнаешь среди сотен других запахов. Мне казалось, что вместе с этим ароматом вливались в душу весенняя грусть, делающая в наших глазах всех женщин хорошенькими…»

«Олесья».

Параллелизм: пробуждение природы – пробуждение чувств героя.

«Местами свет вовсе не проникал под густой навес сосновых ветвей. Там стоял полный, непроницаемый мрак, и только в самой середине его скользнувший неведомо откуда луч вдруг ярко озарял длинный ряд деревьев и бросал на землю узкую правильную дорожку, - такую светлую, нарядную и прелестную, точно аллея, убранная эльфами для торжественного шествия Оберона и Титании. И мы шли, обнявший, среди этой улыбающейся живой легенды, без единого слова, подвленные своим счастьем и жутким безмолвием леса…».

«Олесья»

Пейзаж как средство изображения психологического состояния героев.

« Я поглядел на нее сбоку, так что мне стал виден чистый, нежный профиль ее слегка наклоненной головы. Только теперь я заметил, что и сама Олеся похудела за это время и вокруг ее глаз легли голубоватые тени. Почувствовав мой взгляд, Олеся вскинули на меня глаза, то тотчас же опустило их и отвернулась с застенчивой улыбкой.»

«Олеся».

Внешний облик героини и эмоциональная реакция на ситуацию как способ изображения сложности и глубины натуры, целомудренности души.

«Она с надменной самоуверенностью повела головой снизу вверх, и в её сузившихся глазах мелькнуло злое торжество…

Не трогают… Один раз сунулся ко мне землемер какой-то… Поласкаться ему, видишь, захотелось… Так должно быть, и до сих пор не забыл, как я его приласкала.»

«Олеся».


Подписи к слайдам:

Тема исследовательской работы: Женский образ повести А. И. Куприна «Олеся»

Тема – любовь Идея – любовь дает возможность реализовать наиболее сокровенным началом человеческой личности.

Актуальность исследования: В неиссякаемой любви в повести А. И. Куприна «Олеся», характеризируется неразрешимый художественный конфликт, сопровождающийся страданиям богатой и духовно – одаренной личности.

Новизна исследования: В попытке выявить и обосновать присущее только героиням купринских произведений о любви внешние и внутренние качества как характерные для реалистических и романтических женских образов, покоряющих трогательной чистотой своего чувства.

Объект исследования: Женский образ в повести А. И. Куприна о любви

Предмет исследования: Портретные и психологические характеристики женского образа, представлено в произведении А. И. Куприна «Олеся»

Цель исследования: Изучить приемы изображения внешнего и внутреннего облика героини повести «Олеся», позволяющая писателю создавать высоко художественный и целостный женский образ

Практическая значимость: Работа может быть использована на практических занятиях и семинарах по творчеству Куприна, на факультативных занятиях в школе.

Структура работы: Работа состоит из введения, одной главы, заключения и списка литературы... Методы исследования: описательный, сравнительно-сопоставительный и филологический.

Писатель – тот, кто способен понимать сокровенную суть явлений, видеть и слышать то, что не дано другим. Иван Тимофеевич Русская форма древнееврейского имени «Милость Божия» В это имя русский народ вложил в сё своё представление о себе самом, с о всеми противоречиями, и сканиями и мечтаниями и меет отчество интеллигент (другое воспитание, другая жизнь, д ругие нравы) Городской житель «чужой» для всех Мечтает стать писателем Тимофей

Гадание – предсказание будущего В этом году Через много лет «падает вам большая любовь» «позор через вас большой примет» «печаль ей долгая выходит» «через вас вся эта беда стрясется» - «жизнь ваша будет невесёлая» «которые вас будут любить, вы много горя принесёте» «никогда вы не женитесь, так холостым и умрете» « будет много скуки и тяготы в жизни» « руки сами на себя наложить захотите – но только не посмеете, так снесёте» « сильную нужду будете терпеть»

Симптомы «сердечной лени» В решающие минуты жизни героя охватывает странное нежелание довести начатое до конца: додумать, доделать, договорить. Жизнь научила Ивана Тимофеевича контролировать душевные порывы для поддержания внутреннего равновесия.

Сила Олеси и слабость Ивана Т. Не боится жить в согласии со своим сердцем, поэтому видит дальше, знает больше и чувствует тоньше - Смелость, самостоятельность и независимость - Осознает неразрывные связи окружающей природы с мудростью жизни - Убегающий от испытаний, от боли, риска и от ответственности - Сознательно разрушающий себя, культурно беспомощный Принял яркий талант Олеси за «черное искусство» Проглядел свою любовь!

ВЫВОДЫ: Смысл человеческого существования в стремлении к любви, добру и чистоте. Степень доброты – важнейшее качество в человеке. Повесть «Олеся» – это гимн женской красоте и любви, гимн женщине, духовно чистой и мудрой, гимн возвышенному, первозданному чувству!

Выполнила: ученица 9«б» класса МБОУ СОШ №3 г. Ак – Довурака Ооржак Даяна Спасибо, за внимание*


Олеся походит на восхитительных красавиц сказок, которые кроме неписанной красоты были одарены разными редкими талантами. Выросшая в лесу девушка любит природу. Заметно выделяется на фоне обычных девушек. Повествователь подмечает следующее:" В ней не было ничего похожего на местных ". Лица тех девушек носили схожее друг с другом испуганное выражение. Олеся же производила впечатление спокойного и уверенного человека. А лицо Олеси было оригинально красиво.

Главный герой, что не удивительно, зачарован ей: «...тонкими, крепкими незримыми нитями было привязано мое сердце к этой очаровательной, непонятной для меня девушке».

Деревенские же Олесю считают ведьмой. Она и сама произносила, что ее род проклят, и душа продана дьяволу. Однако, выросшая вне общества Олеся добра. Она не цинична, не ханжа и не лицемерна. Хотя местные считают ее, и ее бабку язвой этих мест, сами между тем на фоне Олеси выглядят жестокими, грубыми и черствыми.

Злоба деревенских противопоставлена нравственным качествами Олеси. Она сильна волей и близка к природе, ее чистоте. Об Олесе с бабкой ходят дурные разговоры. Их даже винят в любых проблемах, которые только ни произошли у деревенских жителей. Хотя на самом деле они не поддерживают друг с другом отношения. Олеся удивляется: «А мы разве трогаем кого-нибудь!».

Обладающая наблюдательностью Олеся любознательна.

Она расспрашивает обо всем, что мог бы поведать молодой барин. Между ней и Иваном Тимофеевичем возникает любовь, чистая и настоящая. Олеся достойна такой любви - она живая, внимательная, чистая. Она отдает всю себя.

Олеся с готовностью выполняет глупое требование - пойти в церковь, и это повлекло горестные последствия.

Деревенские жители накинулись на героиню, считая что наказывают «ведьму». Угроза, брошенная Олесей с горяча, воспринимается местными серьезно. Теперь любое происшествие, например случайный град кажется им насланным ведьмой проклятием. Это представляет собой угрозу для Олеси. Та внезапно уезжает с бабушкой.

Образ Олеси чист и благороден. Жаль стает героиню, когда читаешь о пережитых ею невзгодах. Например, о ее расставании с любимым. Но у Олеси и такого молодого человека - барина, приверженного мнению общества, не может быть будущего.

Обновлено: 2017-03-17

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Повесть "Олеся" (Куприн) основана на автобиографических воспоминаниях автора 1897 года, когда он жил в Полесье. В то время, разочаровавшись в репортерской карьере, Куприн оставил Киев. Здесь он занимался управлением имением, находящимся в Ровенском уезде, увлекся церковно-славянским языком. Однако самой большой страстью Куприна была охота. Среди безбрежных болот и лесов он проводил целые дни с крестьянами-охотниками.

Полученные впечатления от встреч и разговоров, местные легенды и "байки" давали богатую пищу уму и сердцу писателя, подсказали специфику и форму ранних его рассказов - описание "местной" истории,

Любовь в творчестве Куприна

Александр Иванович всегда интересовался темой любви, считая, что в ней заключена самая волнующая загадка человека. Он полагал, что индивидуальность выражается не в красках, не в голосе, не в творчестве, не в походке, а именно в любви.

"Он и она в повести Куприна "Олеся" - важнейшая тема произведения. Любовь как высшее мерило личности человека, облагораживающая и возвышающая его над жизненными обстоятельствами, была раскрыта с большим мастерством в данной повести. В ней Александр Иванович поэтизирует благородство души, умение наслаждаться красотой и гармонией природы. Любовно и щедро описанные в повести пейзажи Полесья придают мажорный, светлый тон повествованию о судьбе Ивана Тимофеевича и Олеси - главных героев.

Образ Олеси

Содержание повести Куприна "Олеся" основывается на истории светлого чувства к начинающему писателю молодой девушки. Героиня с первой же фразы про "голодных зябликов" располагает к себе читателей. Ивана Тимофеевича она поразила оригинальной красотой. Девушка была брюнеткой, лет двадцати - двадцати пяти, высокой и стройной. Ивана Тимофеевича свело с ней и ее бабушкой Мануйлихой чистое любопытство. С этими двумя женщинами деревня обошлась неласково, прогнав жить в поскольку Мануйлиху считали ведьмой. Главная героиня, привыкшая с опаской относиться к людям, не сразу открылась писателю. Ее судьбу определяют исключительность, одиночество.

Повествование ведется от лица Ивана Тимофеевича, городского интеллигента. Все другие герои (необщительные крестьяне, Ярмола, сам рассказчик, Мануйлиха) связаны со средой, скованы ее законами и укладом, поэтому очень далеки от гармонии. И лишь Олеся, воспитанная самой природой, ее могучей силой, сумела сохранить врожденные и дарования. Автор идеализирует ее образ, однако в чувствах, поведениях, мыслях Олеси воплощаются реальные способности, поэтому повесть психологически правдива. Впервые у Александра Ивановича в характере Олеси слились воедино самоотверженность и гордость, утонченность переживаний и действенность поступков. Ее одаренная душа поражает полетом чувств, преданностью возлюбленному, отношением к природе, людям.

Любил ли Иван Тимофеевич Олесю

Героиня полюбила писателя, "доброго, но только слабого" человека. Ее судьба была предрешена. Суеверная и мнительная Олеся верит тому, что сказали ей карты. Она заранее знала, чем закончатся отношения между ними. Взаимной любви не вышло. Иван Тимофеевич испытывал лишь влечение к Олесе, которое ошибочно принял за любовь. Этот интерес возник из-за оригинальности и непосредственности главной героини. Мнение общества для слабовольного героя значило много. Жизнь вне его он не мыслил.

Он и она в повести Куприна "Олеся"

В Олесе воплотился образ матери-природы. Она с заботой и любовью относится к зябликам, зайцам, скворцам, жалеет свою бабушку, вора Трофима, прощает даже избившую ее озверевшую толпу. Олеся - натура серьезная, глубокая, цельная. В ней много непосредственности и искренности. Герой Куприна под влиянием этой лесной девушки испытывает, пусть временно, особое просветленное состояние души. Куприн (повесть "Олеся") анализ характеров героев проводит путем противопоставления, на основе контраста. Это очень разные люди, принадлежащие к различным слоям общества: герой - писатель, образованный человек, который в Полесье приехал, чтобы "наблюдать нравы". Олеся - выросшая в лесу неграмотная девушка. Она осознавала все недостатки Ивана Тимофеевича и понимала, что любовь их не будет счастливой, но, несмотря на это, любила героя всей душой. Ради него она пошла в церковь, что было тяжелым испытанием для девушки, поскольку ей пришлось преодолеть страх не только перед жителями деревни, но и перед Богом. Иван Тимофеевич, несмотря на то что любил Олесю (как ему казалось), одновременно боялся своего чувства. Эта боязнь в конце концов и помешала Ивану Тимофеевичу на ней жениться. Как видно из сопоставления образов двух героев, он и она в повести Куприна "Олеся" - совершенно разные люди.

Мечта о прекрасном человеке

Повесть "Олеся" (Куприн) - воплощение мечты о прекрасном человеке, здоровой и вольной жизни в гармонии с природой. Неслучайно развитие любви происходило на ее фоне. Основная мысль произведения: только вдали от равнодушного города, от цивилизации можно встретить человека, сохранившего способность любить преданно, бескорыстно. Только в гармонии с природой мы можем достигнуть благородства и нравственной чистоты.

Истинный смысл любви

Он и она в повести Куприна "Олеся" - люди совершенно разные, поэтому им не суждено быть вместе. Каково же значение этой любви, ради чего Олеся, зная, что их отношения обречены, все же не оттолкнула героя с самого начала?

Истинный смысл любви Александр Иванович видит в стремлении отдать возлюбленному всю полноту чувств. Человек несовершенен, но великая сила этого чувства может, хотя бы на время, вернуть ему естественность и остроту ощущений, которые удалось сохранить людям, подобным Олесе. Эта героиня способна внести гармонию в столь противоречивые взаимоотношения, как те, что описал Куприн (повесть "Олеся"). Анализ этого произведения позволяет сделать вывод, что ее любовь - это презрение к человеческим страданиям и даже смерти. Очень жаль, что на подобное чувство способны лишь избранные. Любовь в повести Куприна "Олеся" - это особый дар, столь же редкий, сколь и которыми обладала главная героиня. Это что-то загадочное, таинственное, необъяснимое.

В трогательной повести Александра Ивановича Куприна "Олеся" главные персонажи - Иван Тимофеевич и Олеся. Второстепенные персонажи - Ярмола, Мануйлиха, Евпсихий Африканович и другие, менее значительные. Это мистическая история о чистой любви и жестокой людской невежественности, способной разрушить светлое чувство.

Олеся

Молодая девушка, лет двадцати четырех, статная, рослая и красивая. Она воспитана бабушкой, выросла в лесу. Но, несмотря на то, что она не обучена грамоте, не умеет писать и читать - в ней есть природная мудрость веков, глубокие познания человеческой натуры и любознательность. Она называет себя ведьмой, обладает сверхъестественными способностями и предсказывает по лицу человека его скорую смерть.

Олеся осознает свое предназначение и стыдится его. Она не ходит в церковь в убеждении, что все ее силы от нечистого. В ней причудливым образом сочетаются скромность и пугливость с независимостью и самодостаточностью. Но за бравадой ведьмы можно угадать нежную, мечтательную девушку, которая боится людей и, в то же время, мечтает о любви.

Иван Тимофеевич

Начинающий писатель, в поисках вдохновения, приехал из города в село по служебным делам. Он молод, образован и умен. В деревне развлекается охотой и знакомством с местными жителями, которые вскоре ему наскучили своими крепостными замашками. Паныч из хорошей семьи, но, несмотря на свое происхождение, он держится просто и без пафоса. Иван добрый и отзывчивый юноша, благородный и мягкотелый.

Заблудившись в лесу он знакомится с Олесей, что очень оживляет его унылое пребывание в селе Переброд. Человек мечтательной натуры, он быстро привязывается, а затем и влюбляется в девушку, которая предсказала ему безрадостную и унылую жизнь. Он честен и искренен, любит и имеет смелость признаться Олесе в своих чувствах. Но при всей своей любви, ему сложно принять возлюбленную такой, какая она есть.

Как тебе сказать, Олеся? - начал я с запинкой. - Ну да, пожалуй, мне это было бы приятно. Я ведь много раз говорил тебе, что мужчина может не верить, сомневаться, даже смеяться наконец. Но женщина... женщина должна быть набожна без рассуждений. В той простой и нежной доверчивости, с которой она отдает себя под защиту бога, я всегда чувствую что-то трогательное, женственное и прекрасное.

Мануйлиха

Бабушка Олеси, озлобившаяся на людей пожилая женщина, которая вынуждена жить и растить внучку в лесу. Мануйлиха обладает теми же способностями, что и внучка, за что и поплатилась спокойной жизнью. Груба, несдержанна на язык, но искренне любящая и оберегающая свою внучку.

Бабушка стара, строга и сварлива. Не верит людям, все время ждет подвоха и клянет свою нелегкую судьбу. Когда она видит, что Олеся всерьез влюбилась, пытается всеми силами помешать союзу, предвидя, чем все это закончится. Но в конце повести она все же проявляет свою мягкую, страдающую натуру.

Ярмола

Недалекий, необразованный простой мужик, слуга Ивана. Ярмола слывет самым ленивым на селе любителем выпить. Но при этом он отменный охотник, знающий местность, обладающий глубокими знаниями в области природы, леса и его обитателей.

Он очень привязывается к Ивану, хотя немногословен и угрюм. Ярмола настаивает на уроках правописания с панычем, чем выказывает свою противоречивую натуру. С одной стороны - это лентяй и выпивоха, с другой - опытный и любознательный человек.

Евпсихий Африканович

Местный урядник, страж порядка и гроза всего Полесья. Типичный "начальник", нахальный и важный. Не гнушающийся взятками, но трусливый человек. Он настаивает на выселении Мануйлихи с внучкой из их дома, но когда Иван пытается его убедить подождать - соглашается только через дорогие подарки.

Раздутый от осознания собственной значимости, грубый и наглый вельможа. И, в то же время, заботливый муж. Что наглядно показывает пропасть в его сознании между ним, и людьми подобными ему, и простолюдинами.

Образ Олеси заставляет читателя вспомнить удивительных сказочных красавиц, которые, помимо своей красоты, обладали множеством талантов. Этот удивительный характер сочетает в себе ум, красоту, отзывчивость, бескорыстие и силу воли. Образ лесной колдуньи овеян тайной. Необычна ее судьба, жизнь вдали от людей в заброшенной лесной избушке. На девушку оказывает благотворное влияние поэтичная природа Полесья. Оторванность от цивилизации позволяет ей сохранить цельность и чистоту натуры. С одной стороны, она наивна, потому что не знает элементарных вещей, уступая в этом интеллигентному и образованному Ивану Тимофеевичу. Но с другой - Олеся обладает каким-то высшим знанием, которое недоступно обыкновенному человеку. .Олеся выгодно отличается от местных деревенских девушек. Вот как говорит об этом автор: “В ней не было ничего похожего на местных “дивчат”, лица которых под уродливыми повязками, прикрывающими сверху лоб, а снизу рот и подбородок, носят такое однообразное, испуганное выражение. Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати-двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала ее молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть...”.Олеся выросла вдали от общества, поэтому ей чужды ложь, ханжество, лицемерие. Местные жители считают Олесю ведьмой, но насколько они сами на ее фоне неблагородны, жестоки и бессердечны! Главный герой рассказа при более близком знакомстве с Олесей убеждается в том, насколько девушка чиста, возвышенна, добра. Она обладает удивительным даром, но она никогда бы не употребила его во зло.Девушка так же чиста, как окружающая ее природа, Олеся говорит о том, что она и бабушка совершенно не поддерживают отношений с окружающими людьми.Таким образом, девушка как бы проводит черту между собой и другими. Враждебная настороженность окружающих по отношению к “ведьмакам” приводит к подобному отстранению. Олеся и ее бабушка согласны вообще не поддерживать отношения ни с кем, лишь бы остаться свободными и независимыми от чужой воли. Олеся очень умна. Несмотря на то что она не получила практически никакого образования, она очень хорошо разбирается в жизни. Она очень любознательна, ее интересует все, что может ей рассказать новый знакомый. Любовь, возникшая между Иваном Тимофеевичем и Олесей, - явление искреннее, чистое и прекрасное. Девушка действительно достойна любви. Она - совершенно особое существо, полное жизни, нежности, сострадания. Олеся отдает всю себя своему любимому, ничего не требуя взамен.В любви "дикарки" и цивилизованного героя с самого на чала чувствуется обреченность, которая пронизывает повествование грустью и безнадежностью. Слишком разными оказываются представления и взгляды влюбленных, которые приводят к разлуке, несмотря на силу и искренность их чувства. Когда заблудившийся в лесу во время охоты городской интеллигент Иван Тимофеевич в первый раз увидел Олесю, его поразила не только яркая и оригинальная красота девушки. Он безотчетно почувствовал ее необычность, непохожесть на остальных деревенских девчат. Во внешности Олеси, ее речи, поведении есть что-то колдовское, не подлежащее логическому объяснению.Она с готовностью жертвует собой для того, чтобы выполнить его нелепое, в общем-то, требование - посетить церковь. Олеся совершает этот поступок, который и влечет за собой столь трагические последствия. Местные жители враждебно отнеслись к “ведьме” за то, что она посмела появиться в святом месте. Случайная угроза Олеси воспринимается местными жителями слишком серьезно. И теперь стоит только случиться чему-то плохому, виноваты будут Олеся и ее бабушка.
Девушка приносит себя в жертву и тогда, когда решает внезапно уехать, ничего не сообщая своему любимому. В этом также проявляется благородство ее характера.Весь образ Олеси свидетельствует о ее чистоте, доброте и благородстве. Именно поэтому так тяжело становится, когда узнаешь о расставании девушки с ее любимым. Тем не менее именно такой финал является закономерностью. У любви Олеси и молодого барина нет будущего, девушка прекрасно это понимает и не хочет быть помехой для благополучия своего любимого человека.