Научная организация труда. Дайджест - промышленная безопасность

Результаты анализа реальных изменений, происходящих на производстве в настоящее время, показывают, что научно- технический прогресс ускоряет свое движение. По мнению отечественных и зарубежных исследователей, в исторически конкретные сроки пройден этап технологической революции, информационной, информационно-технологической и начался этап информационно-электронной революции.

Если информационно-технологическая революция обеспечивает повсеместное внедрение новейших информационных технологий на базе микропроцессов и микрокомпьютерных средств и ведет к реальному высвобождению человека из процесса непосредственного производства, то информационноэлектронная революция направлена на формирование уже по существу безлюдных технологий. Именно это представление о происходящих изменениях и составляет сущность одной из новейших концепций организации труда - техноцен- тристской, которая ориентируется на преимущественное и опережающее развитие технических и технологических компонентов.

С ее позиций работник - слишком хлопотный, непредсказуемый и конфликтный элемент производства, поэтому надо постараться максимально избавиться от него. Согласно этого подхода, необходимо стремиться к полной формализации производственного процесса, созданию безлюдных технологий. В этой ситуации оправдан так называемый электронный тейлоризм, находящий воплощение в отчуждении знаний и информации, в формализации управления и нацеленный на максимальное трудосбережение и выталкивание живого труда, что не вызывает позитивного настроения людей, занятых на производстве.

Попытки избавиться от живого труда - от операторов в цехах до специалистов - оборачиваются значительными потерями в виде отчуждения труда у большинства работников, «голым техницизмом», утратой профессионального опыта рабочих при его полной алгоритмизации, что, в свою очередь, ведет к созданию безлюдных технологий.

По характеру функционирования предприятие, основанное на безлюдной технологии, следует рассматривать как самоорганизующуюся систему, приспосабливающуюся к изменениям, вносимым человеком в саму сущность социальнопроизводственных систем, частью которых выступает и предприятие.

Поскольку в данном случае происходит перестройка внутренней структуры социально-производственной системы в соответствии с изменениями во внешней среде, этот процесс можно обозначить как бионизацию - принципиальную технологическую основу кардинального решения проблемы перехода от воздействия на вещество природы к управлению взаимодействием с ним. Бионизация окончательно завершает длительный процесс объективизации материального производства.

Уже сейчас наблюдается переход к высоким технологиям, при которых процессы создания качественно новой продукции отличаются следующими особенностями: -

являются безмашинными (электронно-лучевые, плазменные, биотехнологические и иные подобные процессы); -

в случае применения машин требуют минимального количества живого труда, а следовательно, и рабочей силы (комплексная автоматизация с помощью роботокомплексов, роторных линий, гибких производственных систем); -

осуществляются ресурсосберегающим путем (на основе применения синтетических и композиционных материалов); -

являются экологически чистыми (замкнутые циклы производства со вторичным использованием производственных отходов, очисткой стоков); -

надежно контролируются с целью достижения заданного качества продукции на основе применения достижений электроники и других современных методов.

Другая концепция - антропоцентристская - своей центральной идеей нацелена на сохранение и рациональное использование живого труда. Она учитывает процесс отмирания старых видов труда или их модернизацию, появление новых, сокращение времени работы с сырьем и материалами. Но особое значение имеет процесс, связанный со свободой организации своего труда. Данная концепция отражает тенденции к интеллектуализации труда, появлению новых типов мастерства, новым формам соединения работников с техникой, когда представляется простор для импровизации, творческого поиска.

Исследования труда при «высоких», «авангардных» технологиях показали принципиальную незаменяемость живого труда, таких уникальных способностей человека как интуиция, эвристика, креативность, что иногда не может быть реализовано при помощи машинного аналога.

Именно невозможность свести все проявления живого труда к алгоритмам, которые охватили бы все стороны производственного процесса, служит основанием для активного развития антропоцентристской концепции. Даже в условиях отмирания многих старых видов труда, опосредованных существующей компьютерной и информационной техникой, лишь сокращает (а не устраняет) работу с материалами и инструментами у рабочих и огромный поток бумажной работы у служащих. Внедрение новейших технологий лишь видоизменяет место человека и его трудовые функции в современном производстве.

Как свидетельствует опыт производств, претендующих на создание безлюдных технологий, даже на высоко автоматизированных предприятиях сохраняется много видов простого и сложного труда (сборка узлов, ремонт, наладка, упаковка и т.д.).

Более того, оказались несостоятельными многие прогнозы о том, что переход к безлюдным технологиям приведет в скором времени к вытеснению работников за рамки производства вообще. Наоборот, складывается парадоксальная, на первый взгляд, ситуация, когда при переходе к таким технологиям потребность в кадрах растет. На самом деле никакого противоречия нет. Новые технологии ведут, как и ранее, к переструк- туризации рабочих мест - из сферы непосредственного производства они переходят в сферу его организации, поддержания и развития. Непосредственно на производстве увеличивается доля инженерно-технического труда, который, в свою очередь, значительно изменяется по своему содержанию.

Даже при осуществлении таких видов труда, которые перешли от пассивного наблюдения за экраном к стандартным реакциям на сигналы «оператора-кнопочника», в настоящее время добавляются функции измерений, диагностики и корректировки производственного процесса. Человек, таким образом, становится в центр контроля за потоками информации.

Человек, как справедливо пишет Э.Д. Вильховченко, незаменим в принятии правильных решений и грамотном вмешательстве при незапрограммированных ситуациях, когда только стандартных отклонений сегодня закладывается в программы уже до 30. Без человека не работают программы «тотального обеспечения качества», ибо даже при их применении неизбежны издержки по переделке продукции. Так, в США в середине 1980-х гг. рост издержек труда, включая исправления ошибок роботов, был трех-пятикратным, а на штат контролеров этих роботов приходилось 25 - 30 % всех издержек.

Таким образом, наиболее характерным признаком в организации труда работника современного производства стала его интеллектуализация, поскольку основным содержанием труда является его умственный компонент, основанный не на эмпирически накопленных навыках, а на соответствующем объеме теоретических и специальных знаний и навыков, дающих возможность творческого осмысления сложившейся ситуации.

Главная направляющая научно-технического прогресса - над трудом овеществленным стал господствовать преимущественно умственный, живой труд. Целью труда являются не операции, а технологический цикл, технологическая цепочка как единое целое, требующее от человека понимания общего конечного результата, и, что принципиально, заданного в виде программы алгоритма (образа). Только образ цели делает человека труда субъектом осмысленных, творчески выполняемых действий, субъектом контроля и наладки (переналадки) технологии нового типа производства. Но это требует и еще одного - расширения поля зрения и профессио нальных знаний, без чего невозможно компетентное участие в организации функционирования сложных процессов современного автоматизированного производства.

Иными словами, сбылось предвидение Херцберга, что обогащение содержания труда должно идти не по пути простого расширения обязанностей за счет новых простых, примитивных операций, а путем повышения сложности выполняемого труда.

С 1960-х гг. все шире применяется концепция «новых форм организации труда» (НФОТ). Она базируется на следующих позициях: 1.

Признание взаимосвязи личной индивидуальности и работы человека; развитие знаний и квалификации оценивается как следствие изменения содержания и организации самой работы. 2.

Работа тогда соответствует человеку, когда формальная и неформальная организации совпадают. 3.

Личности работника как единству многообразных качеств, интересов и ролей должна соответствовать работа, содержание которой не расчленено на частные операции, а представляет единство различных задач; это означает и передачу работникам дополнительных полномочий. 4.

Интерес человека к труду возрастает, если он знает конечные результаты своей деятельности; планирование своего труда, контроль за исполнением должны быть включены в структуру самой работы, ее содержание. 5.

При индивидуально-расчлененной работе контроль руководителя за каждым работником воспринимается как отношение господства; в автономных группах, где совместный труд объединяет функционально равных людей, чувство превосходства ослабляется и развиваются отношения самоконтроля.

Проекты реорганизации рабочего места стали рассматриваться как «мотивационные инвестиции». Формой, облегчившей переход к НФОТ, стал «социотехнический подход», разработанный в 1950-1960-е гг. (Дж. Вудворд, М. Хейр,

А. Райе): любая форма организации труда должна быть синтезом требований, заложенных в человеческой природе и технологии как независимых условиях. На современном этапе рациональная организация труда, требования социальных наук и эргономики должны закладываться в технологию еще на стадии проекта. «Своевременное принятие дополнительных... задач, подготовка производства, инструментов и сы рья рассматривается как необходимая часть инновационного процесса». Внедрение НФОТ - не одновариантный процесс, к нему относятся мероприятия, лишь смягчающие негативные влияния традиционной организации труда: чередование видов работы путем смены рабочих мест в течение определённого периода, расширение трудовых функций, создание автономных групп.

Р. Дабин в рамках своей концепции социотехнических систем ввел понятие внеформальной организации: она обеспечивает альтернативы при выполнении частных задач в рамках нормативных ограничений, ориентирует на творческое решение задач.

Внедрение НФОТ - сложная научная и организационная работа, для которой разрабатывается специальная программа. Чаще всего в нее включаются: описание содержания труда, распределение задач, анализ состояния технологий и оборудования; обучение менеджеров по специальной программе; оценка степени готовности персонала к внедрению нововведений; проведение совместных дискуссий, анализ предложений работников; разработка системы контроля за ходом и результатами инновации, в основе которой лежит оценка экспертов. Основная цель нововведений - демократизация работы и вовлечение исполнителей в управленческий процесс.

Новые потребности развития современного производства привели и к коренным преобразованиям уже в масштабах всего национального хозяйства. Наряду с концентрацией производства идет интенсивный процесс создания малых предприятий (малого бизнеса), который демонстрирует высокий уровень их рациональности, эффективности и включенности в общественное разделение труда.

Важное значение (и новое звучание) приобретает дистанционный и надомный труд. Если дистанционный труд связан непосредственно с требованиями информационно-элек- тронной революции, в силу включенности во «всемирную паутину» (Интернет), то надомный труд связан в отличие от первой половины XX в., когда он был нацелен на выполнение дополнительных малоквалифицированных работ, с глубокой дифференциацией не только физического, но и умственного труда. Так, В США уже на грани 1980-1990 гг. трудилось на дому около 2,5 млн. человек, около 30 тыс. работающих были вовлечены в выполнение специальной компьютерной программы. Всем этим категориям была предоставлена возможность поставлять конечный продукт без строгой регламентации порядка, очередности, методов и форм работы.

Работодатель в этих случаях ограничивался только такими характеристиками надомного и дистанционного труда, как время и качество произведенного продукта.

Следует отметить также многочисленные попытки внедрить на ряде производств гибкий график рабочего дня, позволяющий человеку самому определять начало и конец своей ежедневной занятости. В этом случае к качеству и затратам времени добавлялась организация взаимодействия с другими участниками технологического процесса, чтобы он не был подвержен деформации или даже сбою в обеспечении единого ритма работы.

В заключение следует отметить, что идеи Ф. Тейлора и Г. Форда сохранили актуальность и в наши дни. Они по-пре- жнему используются как в индустриально развитых странах Запада, так и в странах, далеких по своим традиционным ориентирам от прагматичного рационализма промышленников начала XX столетия. Очень многие их идеи органично вошли в работу современной промышленности: нормирование рабочего времени, хронометраж, выдача урочных заданий (нарядов) и т.п. Однако эти идеи не оставались неизменными: они видоизменялись, обогащались, развивались. Некоторые аспекты этих идей (как и практических рекомендаций) ушли в прошлое, в историю, другие обрели новую жизнь с учетом новых обстоятельств и новых реалий промышленного развития. Кроме того, появились принципиально новые методы организации труда, которые рождены новыми потребностями социально-технологической и информационной революций, что знаменует дальнейшее развитие теории и социальной практики в организации труда - всех без исключения работников, вовлеченных в процесс производства.

Научная организация труда (НОТ)-это такая его организация, при которой практическому внедрению конкретных мероприятий предшествует тщательный научный анализ трудовых процессов и условий их выполнения, а сами практические меры базируются на достижениях современной науки и передовой практики.[ ...]

Научный подход к организации труда - постоянное стремление к поиску и применению в труде новых, наиболее рациональных способов работы, повышающих производительность, эффективность и качество выполняемых работ без травм и аварий. Это стремление в организации и осуществлении новаторской деятельности должно опираться на психологию безопасности труда.[ ...]

Искать новое, более полезное в деле - значит применять и использовать в производительном труде то, чего еще нет в производстве. Для этого необходимо развивать у квалифицированных рабочих способность к техническому творчеству, а у бригадиров, мастеров, прорабов - педагогическое творчество.[ ...]

Изучением и повышением трудоспособности на основе изучения взаимодействия коллектива н человека с окружающей технической средой занимается комплексная научная дисциплина эргономика, которая быстро развивается в последние годы. Обобщая данные гигиены, физиологии, психологии труда, она изучает систему коллектив - человек - машина.[ ...]

Все факторы, от которых зависят трудоспособность, производительность и эффективность труда рабочих, требуют самого пристального внимания в условиях строительства.[ ...]

Наиболее ранними, исторически первыми после семейных групп, были трудовые группы. Все человеческие группы различаются по их общественному положению, величине, внешней и внутренней организации. Наименьшая группа состоит из двух человек, объединенных разными взаимоотношениями, но общей целью совместной деятельности. Это может быть учитель и ученик или производственное звено (звеньевой и член звена).[ ...]

В любой организованной группе всегда есть руководитель, вожак, лидер. Он может быть назначенным или официально выбранным, либо не официально, но фактически выдвинутым и признанным в силу положительных личных отношений к нему со стороны большинства, признающего его авторитет и по собственной инициативе прислушивающегося к нему. Когда у грунпы есть выраженный лидер, она называется авторитетной.[ ...]

Наиболее крепкой становится группа, фактический лидер которой выбран или назначен руководителем. Но нередко такого совпадения нет - тогда коллектив раопадается на отдельные, неофициальные группы. Общее же психологическое состояние официальной группы (коллектива) в целом в таком случае будет определяться отношениями между ее официальным и неофициальным лидерами. В тех грулдах, где межличностные отношения в конечном счете подчинены общей цели, существование неофициальных групп и лидеров может не только не мешать, но даже помогать коллективу в целом и его формальному руководителю.[ ...]

Психологический климат во многом зависит также от совместимости членов коллектива. Групповая совместимость может быть физиологической и психологической. Руководители всех производственных бригад и звеньев, а также спортивных команд знают многочисленные факты, свидетельствующие о том, что далеко не все люди одинаково хорошо совместимы в малых группах для сложной и ответственной совместной работы.[ ...]

Всем понятно, например, какое происходит нарушение физиологической совместимости, резко понижающее производительность, эффективность и качество труда одного человека и повышающее утомление другого, когда на распиловку дров ручной пилой в.одной паре направляют сильного мужчину и болезненного.

Эффективность труда во многом определяется применением рациональных подходов к его организации. Опыт показывает, что результат труда связан с условиями, в которых живет и трудится работник, с применяемыми орудиями труда, с уровнем мастерства и установленными нормами, наконец, с оплатой труда.

Организация труда - это составная часть экономики труда, представляющая собой теорию и практику построения элементов рабочего процесса, их взаимную увязку и адаптацию к условиям конкретного предприятия.

Организация труда направлена на оптимизацию процесса труда. Организация труда изучает:

Иерархию подчиненности в коллективе;

разделение и кооперацию труда для выполнения функциональных обязанностей работников;

квалификацию работников;

нормирование труда;

условия труда;

организацию рабочих мест;

состояние трудовой дисциплины;

мотивацию труда, в том числе участие работников в распределении доходов.

Цель организации труда – создание организационных условий, необходимых для достижения высокой социально-экономической результативности трудовой деятельности.

Реализация данной цели обеспечивается решением конкретных задач, подразделяемых на экономические, психофизиологические, социальные.

Экономические задачи обеспечивают снижение трудозатрат на производство работ и продукции, повышение производительности труда, экономичное использование производственных фондов, материалов, сырья, обеспечение высокого качества работ и продукции, снижение издержек производства, повышение конкурентоспособности и т.п.

Психофизиологические задачи направлены на экономию жизненной энергии человека, ограничение интенсивности труда, гармонизации. Физических и психических нагрузок на человека создание благоприятных и безопасных условий трудовой деятельности работников, снижение тяжести и нервно-психической напряженности.

Социальные задачи призваны обеспечивать повышение содержательности, разнообразия и престижности труда, справедливую и полноценную оплату труда, воспитание высокой дисциплины труда.

Организация труда на предприятии подразумевает:

установление цели деятельности;

внедрение рациональных приемов и методов и дисциплины труда;

определение норм труда и систем его оплаты;

организацию обслуживания рабочих мест, планирование и учет труда, подбор и расстановку кадров;

разделение работ между исполнителями;

создание безопасных методов труда;

определение последовательности технологических операций.

Основные функции организации труда:

1. Ресурсосберегающая функция обеспечивает экономию рабочего времени, экономию затрат труда.

2. Оптимизирующая функция полное соответствие организации труда уровню технологии и энерговооруженности предприятия).



3. Функция формирования эффективного работника способствует рациональному использованию рабочей силы и снижению удельных затрат на нее).

4. Трудощадящая функция содействует созданию безопасных условий трудовой деятельности работников.

5. Воспитательная функция способствует повышению ответственности работников за результаты своего труда.

Организация труда в своей основе способствует наилучшему соединению техники и людей, обеспечивает наиболее эффективное использование живого труда и направлена на сохранение здоровья работников, повышение их удовлетворенности трудом.

В ряде зарубежных стран организация труда рассматривается как социотехническая система, которая состоит из двух подсистем – технической и социальной.

Техническая подсистема подразумевает более эффективное использование технологии и технического базиса, совершенствование организации производства и процессов обслуживания производства.

Социальная подсистема особое внимание уделяет управлению персоналом, подбору, обучению и продвижению кадров, распределению функций и ответственности между участниками производства, планированию труда, эффективным системам оплаты труда и т.п.

В отечественной практике совершенствование организации труда как социотехнической системы рассматривалось при развитии движения за научную организацию труда (НОТ),), которая в 20-е гг. и позже, в 60-70-е гг., учитывала требования научно-технического прогресса, исследования в области физиологии, психологии, эргономики. В 1967 г. в материалах Всесоюзного совещания по организации труда определение НОТ было уточнено.

1.основывается на достижениях науки и передовом опыте, систематически внедряемых в производство;

2.позволяет наилучшим образом соединить технику и людей в едином производственном процессе,

3.обеспечивает наиболее эффективное использование материальных и трудовых ресурсов,

4. содействует непрерывному повышению производительности труда,

5.способствует сохранению здоровья человека.

Совершенствование форм разделения и кооперации;

Совершенствование организации и обслуживания рабочих мест;

Улучшение подготовки и квалификации кадров;

Совершенствование методов морального и материального стимулирования;

Развитие творческой активности личности;

Улучшение условий труда;

Улучшение дисциплины труда;

Совершенствование нормирования труда.

Современная теория и практика организации труда тесно связаны с концепцией качества трудовой жизни , получившей широкое распространение во многих промышленно развитых странах. Концепция качества трудовой жизни обобщает многие сложившиеся во второй половине XX века трудовые теории.

Основные положение концепции качества трудовой жизни:

1. Высокая содержательность труда (преодоление монотонности труда, увеличение разнообразия выполняемых операций, перемены труда, насыщения его творческими элементами).

2. Справедливое и надлежащее вознаграждение за труд.

3. Безопасность и комфортность условий труда.

4. Непосредственная возможность использовать и развивать потенциал работников, обеспечивать их профессиональный рост.

5. Гарантия уверенности в будущем (гарантия занятости).

6. Благоприятный социально-психологический климат.

7. Определенная самостоятельность в работе.

8. Участие в управлении.

Роль и место организации труда в системе внутрифирменного управления, возрастает в связи с увеличением числа факторов, требующих постоянного роста эффективности производства. Среди таких факторов: конкурентоспособность, экономичность, прогрессивность, новизна. Основами организации труда является постоянное совершенствование техники и технологии, внедрение новых материалов и процессов, требующих новых форм соединения рабочего и предметов труда.

    Задачи и функции научной организации труда.

    Принципы научной организации труда.

    Возрастание значения НОТ в условиях рыночной экономики.

Вопрос № 1.

Понятие «научная организация труда» возникло как противовес рутинным, примитивным, неквалифицированным решениям в области организации. Поэтому термин НОТ полностью оправдан, а организация труда может быть и научной, и ненаучной.

Проблемы организации труда имеют теоретический и прикладной аспекты.

Теоретический аспект составляет содержание науки об организации труда, а прикладной – направлен на поиск эффективных организационных форм, способов, методов решения конкретных производственных задач. Подход к обоим аспектам в разные периоды истории нашего государства был неодинаков, поэтому говоря об историческом развитии НОТ, следует отметить, что у нас были годы расцвета науки об организации труда, но были периоды ее полного забвения, но это материал практических занятий.

Если на предприятии чутко реагируют на все новое, что появляется в области организации труда, и систематически реализуют это на практике, то мы вправе говорить о научной организации труда. Научный подход к организации труда позволяет наилучшим образом соединить в процессе производства людей и технику, обеспечивает наиболее эффективное использование материальных и финансовых ресурсов, снижение трудоемкости и рост производительности труда.

Важным признаком НОТ является ее направленность на решение трех взаимосвязанных задач: экономических, психофизиологических и социальных.

Экономические задачи состоят в обеспечении за счет организации труда всесторонней экономии различных ресурсов и прежде всего экономии труда, что, в свою очередь, направлено на снижение издержек производства и рост его результативности – повышение производительности труда, рентабельности, прибыльности.

Экономические результаты деятельности достигаются рациональным разделением и кооперацией труда, при помощи которых обеспечивается полное использование времени всех работников, распределение работ в соответствии с уровнем их квалификации, исключение непроизводственных простоев оборудования, минимизация длительности производственного цикла. Экономия достигается также установлением равной напряженности норм труда. Экономия времени происходит в результате хорошо продуманной организации рабочего места, в использовании наиболее прогрессивных приемов и методов труда.

Психофизиологические задачи, которые должны решать организаторы труда, состоят в том, чтобы обеспечивать работникам здоровые и безопасные условия труда, снижать его физическую тяжесть и нервно-психическую напряженность, гармонизировать нагрузки на различные органы работающего человека, устанавливать рациональные режимы труда и отдыха и, в конечном итоге, максимизировать работоспособность.

Социальные задачи состоят в обеспечении содержательности труда, в повышении его привлекательности за счет преодоления монотонности, увеличения разнообразия производственных операций, перемены труда, насыщения его творческими элементами, в повышении престижности профессий, в обеспечении полноценной оплаты труда.

Социальная и психофизиологическая направленность НОТ означает гуманизацию труда, создание таких условий на производстве, которые бы отвечали самым насущным запросам человека современного демократического общества.

Развитием представлений о задачах НОТ является понятие о ее функциях, т.е. об особенностях проявления НОТ на предприятии и ее воздействия на различные стороны производства.

Анализ воздействия научной организации труда на человека и производства позволяет выделить следующие функции НОТ:

    Ресурсосберегающая, в том числе трудосберегающая функция – направлена на экономию рабочего времени, сырья, материалов, энергии и т.д. Кроме того, экономия труда включает в себя устранение всякого бесполезного труда. Ресурсосбережение – один из главных рычагов интенсификации производства.

    Оптимизирующая, проявляется в обеспечении полного соответствия уровня организации труда передовому уровню технического оснащения производства. Оптимизация необходима в достижении научной обоснованности норм труда и уровня интенсивности производства, в обеспечении соответствия уровня оплаты труда его результатам.

    Функция формирования эффективного работника означает осуществление на научной основе профессиональной ориентации и профессионального отбора работников, их обучения, систематического повышения их квалификации.

Научный подход к формированию кадров и к их подготовке – главное условие эффективности, и это становится важной функцией НОТ.

    Трудощадящая функция проявляется в создании благоприятных, безопасных и здоровых условий труда, в установлении рационального режима труда и отдыха, в использовании режимов гибкого рабочего времени, в облегчении тяжелого труда до физически нормальной величины.

Одна из функций НОТ – способствовать сохранению здоровья трудящихся на производстве.

    Функция гармонизации труда направлена на обеспечение согласования физических и умственных нагрузок, которые испытывает работник, на преодоление однобокости труда, создание полноценных условий для гармоничного развития человека на производстве.

    Функция возвышения труда – чрезвычайно важная функция организации труда в цивилизованном обществе. Нельзя говорить о НОТ, сколь экономичен ни был бы труд, если при этом забывают о самом человеке, с его социальными запросами и стремлениями к высокосодержательному, престижному труду. Возвышает труд создание на производстве условий для повышения содержательности и привлекательности труда, искоренение рутинных и примитивных трудовых процессов, обеспечение перемены труда, то есть его гуманизация.

    Функция повышения культуры производства организационными средствами: создание эстетически привлекательной производственной среды, рациональная организация рабочих мест, развитие демократического стиля управления людьми и др.

    Воспитательная и активизирующая функции направлены на выработку дисциплины труда, развитие трудовой активности и творческой инициативы.

Таким образом, для научной организации труда должно быть характерно присутствие всех указанных выше функций.

Вопрос № 2.

О значении принципов сильно сказал автор «Двенадцати принципов производительности» (1912 г.) американский исследователь Гаррингтон Эмерсон: «правильные принципы в руках посредственных людей оказываются сильнее бессистемных и случайных попыток гения».

Под принципами в самом общем виде понимаются исходные положения теории, учения, науки. Принцип – основной закон какой-либо науки.

Основная задача науки об организации труда состоит в выявлении законов, закономерностей, принципов организации трудовой деятельности людей с целью использования их в практической работе.

Исследованию принципов организации труда посвящено немало работ российских и зарубежных авторов. Известны основные принципы организации труда в системе Тейлора, принципы управления Анри Файоля и Г. Черча, принципы экономии движений Ф. Гилберта, правила работы А. Гастева и др. Поэтому нужна систематизация принципов организации труда.

I. Прежде всего, необходимо выделить принципы всеобщие, применимые для всех случаев организации труда, соблюдение которых обязательно для решения вопросов организации труда по-научному. Такими принципами являются системность, комплексность, экономичность, гуманизация.

Системность – важнейшее требование НОТ. Системность, системный подход в организации труда означает, что она должна рассматриваться, во-первых, как явление, имеющее сложную внутреннюю структуру, образованную из взаимосвязанных из взаимосвязанных элементов; во-вторых, как явление, представляющее часть структуры более высокого порядка и имеющее многочисленные внешние связи и зависимости. На практике системность проявляется в том, что при установлении или совершенствовании организации труда нельзя пренебречь ни одним ее элементом, все они должны быть в равной степени проработаны, взаимоувязаны.

Комплексность – при решении вопросов организации труда состоит в том, что ее проблемы должны решаться одновременно разными научными дисциплинами, такими, например, как организация труда, экономика труда, социология труда. Комплексный подход – это всесторонний подход с точки зрения многих наук, занимающихся вопросами труда, функционирования человека в производственной среде, в трудовом процессе.

Экономичность состоит в том, что одни и те же вопросы организации труда можно решить разными способами, с разными затратами ресурсов, т.е. решения могут быть многовариантными. Следуя принципу экономичности, необходимо, во-первых, просчитать возможные варианты решений; во-вторых, выбрать тот из них, который потребует минимальных затрат труда, материалов, финансовых средств с учетом экономически оправданного срока окупаемости инвестиций, т.е. нужно стремиться к минимизации приведенных затрат.

Гуманизация труда – это учет человеческого фактора при организации труда. Гуманизация труда – важнейшее требование НОТ, но для реализации это довольно сложный принцип. Чтобы его соблюсти, необходимо поступиться иногда и принципом экономичности.

II. В зависимости от сфер действия можно выделить четыре разновидности принципов:

Принципы, применимые к организации труда в масштабе страны;

Принципы организации труда на предприятиях, в учреждениях;

Принципы коллективной организации труда в подразделениях;

Принципы индивидуальной организации труда.

III. В зависимости от охватываемого круга вопросов также можно выделить четыре разновидности принципов:

Принципы, общие в пределах каждой сферы действия;

Частные принципы, применимые к отдельным элементам организации труда в каждой сфере действия;

Принципы специфические, применимые к отдельным отраслям деятельности или к отдельным видам работ;

Особые принципы, которые действуют в ограниченной области внутри какого-либо элемента организации труда или вида работ.

Остановимся на изложении принципов организации труда на предприятиях.

К общим принципам организации труда на предприятии можно отнести «двенадцать принципов производительности» Г. Эмерсона и «правила работы», сформулированные А. Гастевым.

Частные принципы применяются к отдельным элементам организации труда. Среди них:

Принципы разделения и кооперации труда: пропорциональность и равная напряженность производственных заданий при распределении обязанностей. Согласованность действий между смежными работниками, оптимальная специализация работ, создание условий для перемены труда и роста его содержательности, соответствие квалификации и личных качества исполнителя требованиям выполняемой работы, оптимальное содержание трудового процесса и др.

Принципы организации рабочих мест: полное и комплексное оснащение и рациональная планировка рабочего места, доступность элементов оснащения, удобство их обслуживания, переменное рабочее положение работника и др.

Принципы организации обслуживания рабочих мест: плановость, предупредительность, надежность, оперативность, регламентация, персонификация обслуживания и др.

Принципы установления рациональных приемов и методов труда: экономия движений, экономия мускульной и нервной энергии, прямоточность, параллельность, непрерывность, синхронность, симметричность, ритмичность движений и др.

Принципы создания условий труда: минимизация воздействия неблагоприятных факторов внешней производственной среды на работника, безопасность труда, максимизация работоспособности, оптимизация режимов труда и отдыха, оптимизация половозрастной структуры коллектива и др.

Принципы подбора, подготовки и повышения квалификации персонала: профессиональный подбор на основе профессиограмм, тестирования и другой проверки претендентов на занятие вакантной должности, сочетание теоретической подготовки с приобретением практических навыков при обучении профессии. Регулярность и ступенчатость повышения квалификации и др.

Принципы поддержания высокой дисциплины труда: сочетание убеждения с дисциплинарным воздействием на нарушителей дисциплины, гласность, воспитание производственного патриотизма, создание условий для взаимного контроля и взаимопомощи между работниками и др.

Общие принципы организации коллективного труда в подразделениях: введение коллективного труда на основе организационных проектов, закрепление за первичным трудовым коллективом производственной площади и оборудования, определение функций, обязанностей и прав коллектива подразделения, материальная и моральная ответственность за результаты труда и др.

Частные принципы организации коллективного труда в подразделениях:

Принципы формирования бригад: добровольность вхождения в бригаду, учет мнения членов бригады при решении вопросов жизнедеятельности бригады и др.

Принципы разделения и кооперации труда: полная или частичная взаимозаменяемость, совмещение профессий и функций, многостаночное обслуживание и др.

Принципы планирования работы: планирование тех показателей, за которые работники стимулируются, закрепление за коллективом определенной работы и др.

Принципы оплаты труда: оплата за конечный результат по итогам планового периода, распределение коллективного заработка с учетом мнения коллектива, гарантированная оплата за гарантированный результат труда и др.

приведенный далеко не полный перечень принципов организации труда говорит о том, что принципов достаточно много. Некоторые принципы могут носить отраслевой характер, т.е. быть характерными для какой-либо отдельной отрасли или для какого-то определенного вида деятельности.

Вопрос № 3.

Рыночная экономика образует достаточно жесткую конкурентную среду для деятельности предприятий. Эта жесткость определяется тем, что одними из основных законов рынка являются закон спроса на труд, товары и услуги и закон их предложения. Но многое зависит от того. На каком рынке работает предприятие.

В условиях чистой конкуренции продукция и услуги стандартизированы, т.е. одинаковы по своим качествам и свойствам, потребителям безразлично у кого приобретать товары и получать услуги. На таком рынке успеха добиваются те предприятия, которым удается обеспечить низкие издержки производства. это достигается использованием разных факторов, среди которых существенное место занимает организация труда.

За счет НОТ получают экономию трудовых затрат, а значит экономятся фонд заработной платы и отчисления из него. НОТ обеспечивает лучшее использование сырья, чем влияет на снижение себестоимости продукции. Социальная направленность НОТ, повышая содержательность и престижность труда. Способствует стабилизации персонала, снижению его текучести, сокращению затрат на подбор и обучение работников. Суммарное воздействие НОТ на экономические результаты производства состоит в сокращении издержек производства, росте прибыли, повышении его работоспособности.

При монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии возрастает контроль фирм над ценами на рынке, снижается уровень конкуренции: при олигополии – больше, чем в условиях монополистической конкуренции, при чистой монополии – больше чем при олигополии. Тем не менее НОТ на предприятиях, действующих на рынках с ограниченной конкуренцией и при ее отсутствии – все равно остается важным фактором эффективности и способствует получению сверхприбыли.

Чем выше уровень конкуренции, тем больше значение приобретает НОТ как фактор эффективности производства. НОТ оказывает прямое, непосредственное воздействие на экономические и социальные процессы на производстве. Которое своим следствием имеет вторичный результат, приводя в итоге к интегральному эффекту. В этом состоит значение НОТ в рыночных условиях. Другое обстоятельство, подчеркивающее возрастание значения НОТ, состоит в том, что по мере роста технического совершенствования производства растет цена единицы времени. Если в обществе происходит рост технического уровня производства, а по мере этого роста возрастает цена единицы времени, то возрастает и значение НОТ как фактора экономии рабочего времени.

Рабочий копает траншею, сделал незапланированный перерыв на час. Предприниматель, нанявший рабочего, понес потери, равные часовой производительности рабочего.

Траншею копает экскаватор, чья производительность превышает производительность рабочего. На час встал экскаватор, но предприниматель теряет уже часовую производительность экскаватора, т.е. в сотни раз больше, чем терял, когда работал рабочий.

Следовательно, цена единицы времени при увеличении производительности орудий труда возрастает во столько же раз, во сколько возрастает производительность труда. Таким образом, чем выше техническое оснащение производства, тем, с одной стороны, больше выигрыш о экономии рабочего времени, но, с другой стороны, тем ощутимее потери от неоправданных простоев или от нерационального использования времени работы. А так как на величину использования рабочего времени прямым образом влияет уровень организации труда, то и значение ее в рыночных условиях возрастает.

Министерство образования и науки РФ

Зауральский Гуманитарно-технологический Институт


на тему "Научная организация труда"


Студента 3-го курса

Назарова Д.Н



I. Понятие и характеристика

II. Историческая справка

III. Организация работы по научной организации труда на предприятии

Список использованной литературы


I. Понятие и характеристика


Научная организация труда - это комплекс научных знаний и передового опыта, реализованных в менеджменте персонала компании с целью объединения коллектива в едином рабочем процессе, эффективного использования материальных и трудовых ресурсов.

Иначе говоря, это процесс совершенствования организации труда на основе достижений науки и передового опыта. Термином "НОТ" характеризуют обычно улучшение организационных форм использования живого труда в рамках отдельно взятого трудового коллектива (например, предприятия).

Научная организация труда - это такая организация труда, при которой практическому внедрению конкретных мероприятий предшествует тщательный научный анализ трудовых процессов и условий их выполнения, а сами практические меры базируются на достижениях современной науки и передовой практики. Таким образом, термины "научная организация труда" и "организация труда" выражают сущность одного и того же явления (процесса), а разница между этими понятиями определяется прежде всего методом, подходом к решению одних и тех же задач, состоянием системы взаимодействия работников друг с другом и со средствами производства в процессе трудовой деятельности.

На практике НОТ призвана решить 3 задачи :

экономическую;

психофизиологическую;

социальную.

Экономическая задача НОТ - создание условий целесообразного использования техники, материалов, сырья для обеспечения экономии живого и овеществленного труда на производство единицы продукции.

Психофизиологическая задача НОТ - создание наиболее благоприятных условий труда для обеспечения сохранности физического здоровья людей и их безопасности, поддержания высокого уровня их работоспособности.

Социальная задача НОТ - повышение степени удовлетворенности людей трудом, создание условий обеспечения их профессиональных знаний. Учитывая постоянное совершенствование и развитие технической базы, технологических процессов, необходимо добиваться динамичного развития и совершенствования форм организации труда. Поэтому НОТ и представляет собой творческий процесс, обеспечивающий приведение в соответствие организации труда изменяющемуся уровню развития техники и технологии производства.

Можно выделить основные направления научной организации труда :

·внедрение новых, усовершенствованных орудий труда (улучшение организации рабочих мест и их обслуживания);

·изменение условий применения труда (рациональная организация труда в производстве и управлении, упорядочение взаимоотношений между отдельными элементами и процессами компании);

·повышение продуктивности живого труда (повышение квалификации, интенсификация труда, качественное улучшение условий труда, развитие мер материального и морального стимулирования, укрепление трудовой дисциплины и т. д.).


II. Историческая справка


Наука об организации труда как система сформулированных научных положений, относящихся к этой области знаний, зародилась в конце XIX в. и связана с именем американского ученого Фредерика Уинслоу Тейлора (1856-1915). Конечно, и до Тейлора были достижения в области организации труда, поскольку с тех пор, как появились представления о труде, возникло и стремление к получению лучших результатов с наименьшей затратой средств. Но подобные стремления в виде желаний, замыслов, попыток представляли собой лишь хаос неосознанной мысли. Тейлор был первым, кто объединил замыслы и попытки в области рационализации трудовых процессов в систему знаний, положив тем самым начало науке об организации труда и производства.

В своих работах Тейлор разработал методы анализа трудовых процессов, нормирования труда и его оплаты, принципы организации труда и управления предприятием. Его опыты научного подхода к организации рутинного, тяжелого физического труда вызвали огромный интерес и положили начало поискам способов научной рационализации трудовых процессов путем тщательного изучения и проектирования приемов и методов труда с использованием хронометражных наблюдений, улучшения организации рабочих мест, установления обоснованных режимов труда и отдыха и других мер.

Тейлор определил задачи, которые решаются в рамках НОТ:

1.Совершенствование форм разделения труда;

2.Улучшение организации рабочих мест;

.Рационализация методов труда;

.Оптимизация нормирования труда;

.Подготовка рабочих кадров.

Современная научная организация труда включает в себя как организационно-технические и технико-экономические, так и психофизиологические аспекты организации труда и управления. Совершенствование организации труда и управления персоналом в индустриально развитых странах является объектом специального изучения многочисленными научно-исследовательскими учреждениями, государственными и частными консультативными фирмами.


III. Организация работы по научной организации труда на предприятии

научный труд менеджмент

Работу по организации труда персонала предприятия следует начинать с изучения ее фактического состояния Для этого рекомендуется использовать данные учета и отчетности, материалы технико-экономических, психофизиологических и социологических исследований. Анализ состояния организации труда рекомендуется проводить для определения путей и методов ее совершенствования и ожидаемого экономического эффекта. В процессе анализа определяют состояние организации труда и степень ее соответствия уровню техники и технологии производства, выявляют причины и пути устранения имеющихся недостатков.

Анализ следует проводить на основе непосредственного изучения организации труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах предприятия. В ряде случаев анализ организации труда и производства дополняют анализом эффективности работы оборудования, технологической оснастки и других технических средств производства. Это определяет целесообразность комплексного анализа организации труда по всем или большей части направлений ее совершенствования с тем, чтобы в дальнейшем одновременно и во взаимосвязи решать вопросы организации труда и производства, техники и технологии. Для анализа состояния организации труда в целях ее совершенствования в целом по предприятию необходимо располагать системой показателей, характеризующих уровень организации труда.

Проектирование и внедрение НОТ на действующих предприятиях должно осуществляться планомерно как в порядке реализации планов, составленных на основе анализа существующей организации труда и предусматривающих ее совершенствование, так и в порядке работы по подготовке производства новых изделий, проводимой соответствующими службами предприятия.

В решении этой задачи возрастает роль служб по организации труда. Такое положение связано с рядом причин. Во-первых, повышение обоснованности мероприятий по совершенствованию организации труда требует проведения глубоких экономических, психофизиологических, социологических и других исследований, которые, как правило, должны выполняться специалистами. Во-вторых, вопросы совершенствования методов и приемов труда, конструкции и расположения организационной оснастки и подъемно-транспортных средств могут быть успешно решены не на отдельных рабочих местах, а в более широком масштабе: по цехам, предприятию в целом путем разработки и реализации типовых решений.

Практика свидетельствует о том, что чем шире к этой работе привлекаются основные функциональные службы предприятия, тем более обоснованными и эффективными являются принимаемые решения. В работе по НОТ должны участвовать в соответствии с их специализацией планово-диспетчерские, социологические, медицинские службы, отдел кадров и другие функциональные подразделения предприятий. Необходимо учитывать, что научная организация труда в компании характеризуется системностью. Обладая самостоятельными функциями, выполняя конкретные задачи, автономные структурные элементы компании взаимодействуют, строя свою работу на началах согласованности, в соответствии с закономерностями научной организации труда. Создание необходимых условий для высокопроизводительного творческого труда способен обеспечить только комплексный, системный подход в решении проблем научной организации труда.


Список использованной литературы


1.Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 407 с.

2.Генкин Б.М. Экономика и социология труда: учеб. для вузов / 7-е изд., доп. - М. : Норма, 2007. - 448 с.

Меликьян Г.Г. и др. Экономика труда и социально-трудовые отношения. М., 1996. 620 с.

Рофе А.И. Организация и нормирование труда: Учебник для вузов / М.: МИК, 2001. 366 с.

Фильев В.И. Организация, нормирование и оплата труда в развитых странах: Великобритания, Германия, Италия, США, Япония и д.р.- М: Изд-во журн."Юридический бюллетень предпринимателя":ИНТЕЛ- 1996


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.