Памятник воинам советской армии в трептов-парке в берлине. Советский военный мемориал и памятник воину-освободителю в трептов-парке

В АПРЕЛЕ 1945 года передовые части советских войск вышли к Берлину. Город оказался в огневом кольце окружения. 220-й гвардейский стрелковый полк наступал по правому берегу реки Шпрее, от дома к дому продвигаясь к имперской канцелярии. Уличные бои шли днем и ночью.
За час до начала артподготовки Николай Масалов в сопровождении двух ассистентов принес знамя полка к Ландвер-каналу. Гвардейцы знали, что здесь, в Тиргартене, — перед ними главный бастион военного гарнизона германской столицы. Бойцы выдвигались к рубежу атаки мелкими группами и поодиночке. Кому-то предстояло форсировать канал вплавь на подручных средствах, кому-то прорываться сквозь шквал огня через заминированный мост.

До начала атаки оставалось 50 минут. Установилась тишина — тревожная и напряженная. Неожиданно сквозь это призрачное безмолвие, смешанное с дымом и оседающей пылью, послышался детский плач. Он доносился словно откуда-то из-под земли, глухо и призывно. Ребенок с плачем произносил одно понятное всем слово: «Мут-тер, муттер...», ведь все дети плачут на одном языке. Раньше других детский голос уловил сержант Масалов. Оставив у знамени ассистентов, он поднялся почти во весь рост и напрямик побежал в штаб — к генералу.
— Разрешите спасти ребенка, я знаю, где он...
Генерал молча разглядывал невесть откуда взявшегося солдата.
— Только обязательно вернись. Надо вернуться, ведь этот бой— последний, — по-отечески тепло напутствовал его генерал.
— Я вернусь, — промолвил гвардеец и сделал первый шаг в сторону канала.
Площадь перед мостом простреливалась огнем пулеметов и автоматических пушек, не говоря о минах и фугасах, густо усеявших все подступы. Сержант Масалов полз, прижимаясь к асфальту, осторожно минуя едва приметные бугорки мин, ощупывая руками каждую трещину. Совсем рядом, выбивая каменистую крошку, проносились пулеметные очереди. Смерть сверху, смерть снизу — и негде от нее укрыться. Уворачиваясь от смертоносного свинца, Николай нырнул в воронку от снаряда, будто в воды родной сибирской Барандатки.

В Берлине Николай Масалов насмотрелся на страдания немецких ребятишек. В чистеньких костюмчиках они подходили к солдатам и молча протягивали пустую консервную банку или просто исхудавшую ладошку. И русские солдаты

совали в эти ручонки хлеб, куски сахара или усаживали худющую компанию вокруг своих котелков...

Николай Масалов пядь за пядью приближался к каналу. Вот он, прижав автомат, уже перекатился к бетонному парапету. Тут же хлестнули огненные свинцовые струи, но солдат уже успел скатиться под мост.
Вспоминает бывший комиссар 220-го полка 79-й гвардейской дивизии И.Падерин: «И исчез наш Николай Иванович. Он пользовался большим авторитетом в полку, и я боялся стихийной атаки. А стихийная атака, как правило, лишняя кровь, да еще в самом конце войны. И вот Масалов будто почувствовал нашу тревогу. Вдруг подает голос: «Я с ребенком. Пулемет справа, дом с балконами, заткните ему глотку». И полк без всякой команды открыл такой яростный огонь, что я, по-моему, за всю войну не видел такого напряжения. Под прикрытием этого огня Николай Иванович вышел с девочкой. Он был ранен в ногу, но не сказал...»
Вспоминает Н.И.Масалов: «Под мостом я увидел трехлетнюю девочку, сидевшую возле убитой матери. У малышки были светлые, чуть курчавившиеся у лба волосы. Она все теребила мать за поясок и звала: «Муттер, муттер!» Раздумывать тут некогда. Я девочку в охапку — и обратно. А она как заголосит! Я ее на ходу и так, и эдак уговариваю: помолчи, мол, а то откроешь меня. Тут и впрямь фашисты начали палить. Спасибо нашим — выручили, открыли огонь со всех стволов».
Орудия, минометы, автоматы, карабины прикрывали Масалова шквальным огнем. Гвардейцы прицельно били по огневым точкам врага. Русский солдат встал над бетонным парапетом, закрыв собой от пуль немецкую девочку. В этот момент над крышей иссеченного осколками дома с колоннами поднялся ослепительный диск солнца. Его лучи ударили по вражескому берегу, на некоторое время ослепив стрелков. Одновременно ударили пушки, началась артподготовка. Казалось, что весь фронт салютует подвигу русского солдата, его человечности, которую он не растерял на дорогах войны.
Вспоминает Н.И.Масалов: «Перебрался я через нейтральную зону. Заглядываю в один, другой подъезд домов — чтоб, значит, сдать ребенка немцам, гражданским. А там пусто — ни души. Тогда я прямым ходом в свой штаб. Товарищи окружили, смеются: «Покажи, что за «языка раздобыл». А сами кто галеты, кто сахар девочке суют, успокаивают ее. Сдал ее с рук на руки капитану в накинутой плащ-палатке, который воды ей из фляжки давал. А потом я вернулся к знамени».

ЧЕРЕЗ несколько дней в полк приехал скульптор Е.В.Вучетич и сразу же разыскал Масалова. Сделав несколько набросков, распрощался, и вряд ли Николай Иванович в тот момент представлял, зачем понадобился художнику. Вучетич не случайно обратил внимание на воина-сибиряка. Скульптор выполнял задание фронтовой газеты, подыскивая типаж для плаката, посвященного Победе советского народа в Отечественной войне. Эти эскизы и наброски пригодились Вучетичу позже, когда он приступил к работе над проектом знаменитого ансамбля-памятника. После Потсдамской конференции глав союзных держав Вучетича вызвал к себе Климент Ефремович Ворошилов и предложил приступить к подготовке скульптурного ансамбля-памятника, посвященного Победе советского народа над фашистской Германией. Первоначально предполагалось поместить в центре композиции
величественную бронзовую фигуру Сталина с изображением Европы или глобусным полушарием в руках.
Скульптор Е.В.Вучетич: «Главную фигуру ансамбля смотрели художники, скульпторы. Хвалили, восхищались. Но я испытывал неудовлетворенность. Надо искать другое решение.
И тут я вспомнил советских воинов, которые в дни штурма Берлина выносили из зоны огня немецких детей. Метнулся в Берлин, побывал в гостях у советских солдат, встречался с героями, сделал зарисовки и сотни фотографий — и вызрело новое, свое решение: солдат с ребенком на груди. Вылепил фигуру воина метровой высоты. Под ногами его — фашистская свастика, в правой руке автомат, левая придерживает трехлетнюю девочку».
Пришла пора продемонстрировать оба проекта под светом кремлевских люстр. На первом плане — монумент вождя...
— Слушайте, Вучетич, вам не надоел этот, с усами?
Сталин указал мундштуком трубки в сторону полутораметровой фигуры.
— Это пока эскиз, — попытался кто-то заступиться.
— Автор был контужен, но не лишен языка, — отрывисто бросил Сталин и устремил взгляд на вторую скульптуру. — А это что?
Вучетич поспешно снял пергамент с фигуры солдата. Сталин осмотрел его со всех сторон, скупо улыбнулся и сказал:
— Вот этого солдата мы и поставим в центре Берлина, на высоком могильном холме... Только знаете, Вучетич, автомат в руке солдата надо заменить чем-то другим. Автомат — утилитарный предмет нашего времени, а памятник будет стоять в веках. Дайте ему в руку что-то более символичное. Ну, скажем меч. Увесистый, солидный. Этим мечом солдат разрубил фашистскую свастику. Меч опущен, но горе будет тому, кто вынудит богатыря поднять этот меч. Согласны?
Вспоминает Иван Степанович Одарченко: «После войны я еще три года служил в комендатуре Вайсензее. Полтора года выполнял необычное для солдата задание — позировал для создания монумента в Трептов-парке. Профессор Вучетич долгое время искал натурщика. Меня представили Вучетичу на одном из спортивных праздников. Он одобрил мою кандидатуру, и через месяц меня откомандировали позировать скульптору».
Строительство памятника в Берлине приравнивалось к заданию чрезвычайной важности. Было создано специальное строительное управление. К концу 1946 года набралось 39 конкурсных проектов. Перед их рассмотрением в Берлин приехал Вучетич. Идея памятника целиком и полностью завладела воображением скульптора... Работы по сооружению памятника воину-освободителю начались в 1947 году и продолжались больше трех лет. Здесь была задействована целая армия специалистов — 7 тысяч человек. Мемориал занимает огромную площадь в 280 тысяч квадратных метров. Заявка на материалы озадачила даже Москву — черные и цветные металлы, тысячи кубометров гранита и мрамора. Складывалась крайне затруднительная ситуация. Помог счастливый случай.
Вспоминает заслуженный строитель РСФСР Г.Кравцов: «Ко мне пришел изможденный немец, бывший узник гестапо. Он видел, как наши солдаты выбирают в развалинах зданий куски мрамора, и поспешил с радостным заявлением: ему известен в ста километрах от Берлина, на берегу Одера, потайной склад гранита. Он сам разгружал камень и чудом избежал расстрела... И эти груды мрамора, оказывается, по заданию Гитлера были припасены для строительства памятника победы...над Россией. Вот ведь как получилось...
При штурме Берлина погибли 20 тысяч советских воинов. В братских могилах мемориала в Трептов-парке, под старыми платанами и под курганом главного монумента, покоятся более 5 тысяч солдат. Вспоминает бывшая садовница Фрида Хольцапфель: «Нашей первой задачей было удалить с участка, предназначенного для памятника, кусты и деревья; на этом месте должны были вырыть братские могилы... А потом стали подъезжать машины с бренными останками погибших солдат. Я просто не могла сдвинуться с места. Всю меня словно пронзила острая боль, я заплакала навзрыд и ничего не могла с собой поделать. Мысленно я представляла себе в эту минуту русскую женщину-мать, у которой отняли самое дорогое, что у нее было, и теперь опускают в чужую немецкую землю. Невольно я вспомнила о сыне и муже, которые считались без вести пропавшими. Может быть, и их постигла такая же судьба. Вдруг ко мне подошел молодой русский солдат и сказал на ломаном немецком языке: «Плакать нехорошо. Немецкий камерад спит в России, русский камерад спит здесь. Все равно, где они спят. Главное чтобы был мир. Русские матери тоже плачут. Война для людей нехорошо!» Потом он еще раз подошел ко мне и сунул в руки какой-то сверток. Дома я развернула его — там лежали полбуханки солдатского хлеба и две груши...».
Вспоминает Н.И.Масалов: «О памятнике в Трептов-парке я узнал случайно. Спички в магазине купил, на этикетку глянул. Памятник воину-освободителю в Берлине работы Вучетича. Вспомнил, как он делал с меня набросок. Я никак не подумал, что в этом памятнике запечатлен тот бой за рейхстаг. Потом уж узнал: рассказал скульптору о случае на Ландвер-канале маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков».
Памятник завоевывал все большую популярность у людей из многих стран и порождал различные легенды. Так, в частности, считалось, что действительно советский солдат вынес немецкую девочку с поля боя во время перестрелки, но при этом был тяжело ранен и умер в госпитале. Одновременно с этим отдельные энтузиасты, которых не устраивала эта легенда, предпринимали неоднократные, но до поры безуспешные поиски неизвестного героя.

Второй по величине парк Берлина – свидетель многих событий, происходивших в Германии и Европе в течение столетия. Раскинувшийся на речном берегу Шпрее, он помнит и спокойные безмятежные времена, и волнующие митинги антифашистов, вдохновенные речи Клары Цеткин, жестокие эпизоды Второй Мировой и крах гитлеровских планов. Сейчас Трептов-парк в воображении всего мира ассоциируется с Мемориалом советским воинам, освободившими Европу от фашистской чумы.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 28 февраля:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFT1500guruturizma - промокод для туров в Таиланд от 80 000 руб

До 10 марта действует промокод AF2000TUITRV, который дает скидку 2 000 руб на туры в Иорданию и Израиль от 100 000 руб. от туроператора TUI. Даты заезда с 28.02 до 05.05.2019.

Ещё Ф. И. Тютчев, будучи на дипломатической службе в Германии, отмечал, какое внимание немцы уделяют садам и прочим зелёным насаждениям, как бережно сохраняют растительный мир и приумножают его. Таким был Густав Майер, по проекту которого создавался Трептов-парк на месте бывшего яблоневого сада Буше. Талантливый проектировщик, заботящийся о процветании города, спланировал уникальную территорию будущего парка и приложил много усилий для претворения проекта в жизнь. Он не дожил до открытия парка в 1888 году, приняв участие только в его закладке, но ландшафтный дизайн Майера был полностью сохранён. Уже в 50-х годах 20 века заложили великолепный сад из роз (25 тыс. кустов) и из подсолнечника.

Трептов-парк – любимое место досуга

Красивые аллеи, пруды, фонтаны, розарий, спортивные площадки разместились здесь в соответствии с проектом ландшафтного инженера. В знак благодарной памяти его бюст, с приподнятой головой, как бы всматривающегося в парковую перспективу, установлен под сенью деревьев, в уютном уголке одной из аллей. После открытия горожане сразу полюбили парк, где можно прогуляться под тенью раскидистых лип и дубов, прокатиться на лодках по Шпрее, поесть мороженое в кафе, покормить рыбок в пруду. На спортивных площадках устраивались различные соревнования, организовывались конкурсы. Здесь собирались революционно настроенные борцы за свободу и справедливость, звучали речи немецких марксистов, фенимистически настроенная Клара Цеткин провозгласила идею проведения Женского дня.

Не случайно именно здесь было выбрано место для увековечивания благодарной памяти советским воинам-освободителям, очистившим Европу от пороков фашизма.

Солдатский Мемориал

Созданный общими усилиями архитекторов, скульпторов и дизайнеров мемориальный комплекс во славу русского солдата — самый большой и величественный воинский памятник вне России. По всемирной известности и масштабности он не уступает мемориалу Мамаева Кургана в Волгограде (бывшем Сталинграде). Трептов-парк – священное место и для россиян, и для европейцев, потому что в его земле похоронено почти 7000 советских солдат, погибших в боях за Берлин. Где, как не здесь, над жертвенным прахом спасителей чужой страны, суждено стоять грандиозному сооружению, олицетворяющему в граните идеи гуманизма и победы добра над злом?!

Краткая история создания Мемориала в Трептов-парке

Когда место комплекса было утверждено, правительством СССР был обнародован указ о конкурсном создании лучшего проекта, в результате таковыми оказались работы архитектора Якова Белопольцева и молодого скульптора Евгения Вучетича. Начались масштабные работы на выбранной площадке парка и над скульптурными творениями мемориала. Было мобилизовано 60 скульпторов Германии, 200 мастеров-каменотёсов, 1200 рядовых рабочих. В возведении мемориала широко использовался гранит из бывшей гитлеровской рейхсканцелярии. Для главной скульптуры советского воина, с мечом в одной руке и с маленькой девочкой – в другой, среди солдат СА Вучетич выбрал прототип воина в лице сержанта Николая Масалова, в действительности спасшего немецкую девочку, оказавшуюся в трагической ситуации во время обстрела.

История монумента Воину-освободителю

Трёхлетний ребёнок плакал над убитой матерью, и этот горестный плач, доносившийся из разрушенного дома, солдаты услышали в промежутках между артиллерийскими залпами. Масалов, по воспоминаниям маршала Чуйкова, рискуя быть убитым, бросился в развалины и вытащил дрожащую девочку. В момент спасательной операции он получил ранение. В воспоминаниях бойцов, освобождавших Берлин, не раз упоминались подобные случаи, поэтому впечатляющий памятник воину-спасителю детей вполне оправдан. Натурой скульптору служили ещё двое мужчин атлетического сложения: Иван Одарченко и Виктор Гуназ, немецкая девочка и сменившая её позже дочь коменданта Берлина — Света Котикова.

Скульптурные символы главного памятника

Мемориал воину-освободителю — символ мужественного солдата, обобщённый образ гуманного защитника, готового пожертвовать своей жизнью ради детской жизни. Символичен и жест солдата, пригвоздившего мечом фашистскую свастику, подобно святому Георгию, проткнувшему копьём коварного Змия. Причём меч скульптор изваял по аналогии с подлинным мечом князя Всеволода псковского, одержавшего немало побед над врагами. На его мече, сохранившемся до наших дней, выдавлена надпись: «Чести моей не уступлю никому». Вучетич выбрал княжеский меч, несмотря на возражения, как символ русского оружия, надёжной защиты родной земли, помня крылатую фразу: «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет.» Символична и беззащитная фигурка девочки, доверчиво прильнувшей к широкой груди могучего воина, призванного обеспечить безоблачное счастье всех детей, независимо от национальности.

Памятник установлен на могильном холме, на высоком белом постаменте, с расположенной внутри Комнатой памяти и скорби, в которой находится пергаментный фолиант в бархатном переплёте алого цвета с фамилиями и именами всех похороненных в братской могиле.

Уникальные интерьеры Комнаты-мемориала

Стены комнаты-мемориала покрыты мозаичными картинами, изображающими представителей братских республик, возлагающих памятные венки к могилам погибших солдат разных национальностей. Но комната всегда полна натуральных венков и цветов, которые приносят российские туристы и эмигранты. Потолок украшен настоящим произведением прикладного искусства — символической люстрой-Орденом Победы, изготовленной из великолепных рубинов и сверкающих алмазным блеском кристаллов горного хрусталя.

Скульптуры-памятники мемориального комплекса

Взору гранитного воина открывается мемориальное поле с 5-ю братскими могилами, мраморными саркофагами; с горящим в гранитных чашах Вечным огнём. На печальных саркофагах выгравированы отрывки из высказываний Сталина – полководца великой Победы, вызвавших позже возражение немецких чиновников. Но их требование сочли необоснованными и, согласно рамкам договора, слова «отца народов» навечно остались духовной частицей мемориала.

На входе — символические ворота в виде 2-х приспущенных знамён из красного гранита, под которыми размещены скульптурные изображения молодого и старого солдата, застывших в скорбной коленопреклонённой позе.

Перед входом установлена выразительная скульптура «Скорбящая мать», при взгляде на которую слёзы наворачиваются на глаза: столько безысходного горя и материнской любви запечатлено в потрясающе живой фигурке женщины со скорбно склонившейся головой. Она «сидит», прижав одну руку к сердцу, а другой опирается на постамент, как бы ища опору, чтобы достойно пережить горестную потерю своих сыновей. Тревожащая душу «гранитная мать» символизирует всех матерей мира, чьи сыновья погибли в войнах. Аллея из русских берёзок тянется по обеим сторонам мемориала к Воину-освободителю как символическая связь матери и солдата-сына.


Скульптура скорбящего советского солдата расположена на постаменте из белых гранитных плит на фоне обелиска из красного гранита. В бронзовой фигуре воина, преклонившего колено; в опущенной голове, снятой каске чувствуются печаль о погибших товарищах и скорбный протест против жестокой бессмысленности войны. Но в твёрдом жесте его руки, сжимающей опущенный автомат, во всей мужественной фигуре и внутренней сдержанности ощущается потенциал силы, способной возродиться в случае необходимости.

Статус Мемориала

Торжественное открытие грандиозного Мемориального комплекса состоялось в канун Дня Победы 9 Мая 1949 года в присутствии представителей официальных властей Советского Союза и Германии,-участников освобождения Берлина. Сотни берлинцев пришли в этот день в Трептов-парк поклониться гениальным скульптурным изваяниям, воплотившим в себе трагизм войны и величие Победы. Вскоре между государствами был заключён договор без срока давности, по которому мемориал передавался под юрисдикцию властей Берлина.

договора обязывают их следить за надлежащим порядком, проводить необходимые реставрационные работы и без согласования с представителями СССР ничего не изменять на мемориальной площади. Не так давно был отреставрирован памятник воину-освободителю, поддерживается идеальный порядок вокруг. Сейчас здесь в памятные даты в основном бывают русские, евреи, живущие в Германии, российские туристы и антифашисты всего мира. При посещении Мемориала вспоминаются слова Роберта Рождественского: «Люди, помните, через года, через века, помните, чтобы такое не повторилось никогда, помните!»

Трептов-парк в наши дни

Он продолжает жить своей размеренной жизнью: весной, летом и ранней осенью здесь по-прежнему работают аттракционы, прогуливаются по уютным аллеям туристы и местная публика. Приходят родители с детьми, для которых оборудована площадка с головокружительными горками, занимательными теремками и прочими аттракционами. Находится много желающих совершать лодочные прогулки по водной глади Шпреи: лодки арендуют на лодочной станции парка.

Обсерватория Архенхольда

и берлинцы с удовольствием посещают местную обсерваторию Архенхольд, где установлен мощный телескоп с сильными линзами. Это самая старая и большая публичная обсерватория Берлина, открытие которой приурочили к проведению передвижной промышленной выставки 1 мая 1896 года. Сначала это было деревянное строение с размещённым в нём телескопом. В 1908 году ветхую постройку убрали и построили внушительных размеров солидное здание классической архитектуры.

Первый доклад о теории относительности, сделанный Эйнштейном, состоялся в нём 2 июня 1915 года. Позже обсерватория превратилась за счёт пристроенных зданий планетария, лекционного зала и учебных корпусов в целый комплекс, оснащённый современным оборудованием. Совместно с Немецким техническим музеем обсерватория проводит учебно-развлекательные мероприятия, публичные лекции, заочные планетарные путешествия.

…И в Берлине в праздничную дату
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.
Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он – солдат моей державы –
Охраняет мир на всей земле!

Г. Рублев

8 мая 1950 года в берлинском Трептов-парке открылся один из самых величественных символов Великой Победы. На многометровую высоту забрался воин-освободитель с немецкой девочкой в руках. Этот 13-метровый монумент стал по-своему эпохальным. Давайте узнаем про него подробности...

Миллионы людей, посещающие Берлин, стараются побывать именно здесь, чтобы поклониться великому подвигу советского народа. Далеко не все знают, что по первоначальной задумке, в Трептов-парке, где покоится прах более 5 тысяч советских солдат и офицеров, должна была стоять величественная фигура тов. Сталина. И в руках этот бронзовый идол должен был держать глобус. Мол, «весь мир у нас в руках».

Именно такой представлял себе задумку первый советский маршал – Климент Ворошилов, когда вызывал к себе скульптора Евгения Вучетича сразу после окончания Потсдамской конференции глав союзных держав. Но фронтовик, скульптор Вучетич, на всякий случай приготовил еще один вариант – позировать должен обычный русский солдат, протопавший от стен Москвы до Берлина, спасший немецкую девочку. Говорят, вождь всех времен и народов посмотрев на оба предложенных варианта, выбрал второй. И только попросил заменить автомат в руках солдата на что-то более символическое, например, меч. И чтобы он рубил фашистскую свастику…

Почему именно воин и девочка? Евгению Вучетичу была знакома история подвига сержанта Николая Масалова …

Он за несколько минут до начала яростной атаки на немецкие позиции вдруг услышал, словно из-под земли, детский плач. Николай бросился к командиру: «Я знаю, как найти ребенка! Разрешите!». И спустя секунду рванул на поиски. Плач раздавался из-под моста. Впрочем, лучше представить слово самому Масалову. Николай Иванович вспоминал так: «Под мостом я увидел трехлетнюю девочку, сидевшую возле убитой матери. У малышки были светлые, чуть курчавившиеся у лба волосы. Она все теребила мать за поясок и звала: «Муттер, муттер!» Раздумывать тут некогда. Я девочку в охапку – и обратно. А она как заголосит! Я ее на ходу и так, и эдак уговариваю: помолчи, мол, а то откроешь меня. Тут и впрямь фашисты начали палить. Спасибо нашим – выручили, открыли огонь со всех стволов».

В этот момент Николай был ранен в ногу. Но не бросил девочку, донес до своих… А через несколько дней в полку появился скульптор Вучетич, который сделал несколько набросков для своей будущей скульптуры…

Это наиболее распространенной версия о том, что историческим прототипом для памятника был солдат Николай Масалов (1921-2001). В 2003 году на Потсдамском мосту (Potsdamer Brücke) в Берлине установили табличку в память о совершенном в этом месте подвиге.

История основана в первую очередь на воспоминаниях маршала Василия Чуйкова. Сам факт подвига Масалова подтвержден, но во времена ГДР были собраны свидетельства очевидцев и о других похожих случаях по всему Берлину. Их набралось несколько десятков. Перед штурмом в городе оставалось множество жителей. Национал-социалисты не давали гражданскому населению его покидать, намереваясь защищать столицу «третьего рейха» до последнего.

Точно известны имена солдат, после войны позировавших Вучетичу: Иван Одарченко и Виктор Гуназ. Одарченко проходил службу в берлинской комендатуре. Скульптор заметил его во время спортивных соревнований. После открытия мемориала Одарченко случалось нести дежурство около памятника, и многие посетители, ни о чем не подозревавшие, удивлялись очевидному портретному сходству. Кстати, в начале работы над скульптурой он держал на руках немецкую девочку, но затем ее сменила маленькая дочка коменданта Берлина.

Интересно, что после открытия монумента в Трептов-парке – Иван Одарченко, служивший в Берлинской комендатуре, несколько раз охранял «бронзового солдата». К нему подходили люди, удивляясь его сходству с воином-освободителем. Но скромный Иван никогда не рассказывал, что именно он позировал скульптору. И то, что от первоначальной задумки держать на руках именно немецкую девочку, в конце концов, пришлось отказаться.

Прототипом ребенка стала 3-летняя Светочка, дочь коменданта Берлина генерала Котикова. Кстати, и меч был вовсе не надуманный, а точная копия меча псковского князя Гавриила, который вместе с Александром Невским сражался против «псов-рыцарей».

Интересно, что меч в руках «Воина-освободителя» имеет связь с другими известными памятниками: подразумевается, что меч в руках у солдата является тем же мечом, который рабочий передаёт воину, изображённому на монументе «Тыл - фронту» (Магнитогорск), и который затем поднимает Родина-мать на Мамаевом кургане в Волгограде.

О «Верховном главнокомандующем» напоминают его многочисленные цитаты, высеченные на символических саркофагах на русском и немецком языках. После объединения Германии некоторые немецкие политики требовали их удалить, ссылаясь на преступления, совершенные во времена сталинской диктатуры, но весь комплекс, согласно межгосударственным соглашениям, находится под охраной государства. Никакие изменения без согласия России здесь недопустимы.

Чтение цитат Сталина в наши дни вызывает неоднозначные ощущения и эмоции, заставляет вспомнить и задуматься о судьбах миллионов людей и в Германии, и в бывшем Советском Союзе, погибших в сталинские времена. Но в данном случае цитаты не следует вырывать из общего контекста, они - документ истории, необходимый для ее осмысления.

После битвы за Берлин спортивный парк возле Трептовер-аллеи стал солдатским кладбищем. Братские могилы находятся под аллеями парка памяти.

Работы начались, когда берлинцы, еще не разделенные стеной, по кирпичику восстанавливали свой город из руин. Вучетичу помогали немецкие инженеры. Вдова одного из них, Хелга Кёпфштайн, вспоминает: многое в этом проекте им казалось необычным.

Хелга Кёпфштайн, экскурсовод: «Мы спросили, почему у солдата в руках не автомат, а меч? Нам объяснили, меч - это символ. Русский солдат разбил тевтонских рыцарей на Чудском озере, а через несколько столетий дошел до Берлина и победил Гитлера».

К изготовлению скульптурных элементов по эскизам Вучетича привлекли 60 немецких скульпторов и 200 каменотесов, а всего в возведении мемориала участвовали 1200 рабочих. Все они получали дополнительное довольствие и продукты. В немецких мастерских также были изготовлены чаши для вечного огня и мозаика в мавзолее под скульптурой воина-освободителя.

Работы над мемориалом велись в течение 3 лет архитектором Я. Белопольским и скульптором Е. Вучетичем. Интересно, что для строительства использовали гранит из рейхканцелярии Гитлера. 13-метровая фигура Воина- освободителя была изготовлена в Санкт-Петербурге и весила 72 тонны. В Берлин ее переправляли частями по воде. По рассказу Вучетича, после того как один из лучших немецких литейщиков наиточнейшим образом осмотрел изготовленную в Ленинграде скульптуру и убедился, что всё сделано безупречно, он подступил к скульптуре, поцеловал ее цоколь и сказал: «Да это же русское чудо!»

Помимо мемориала в Трептов-парке, памятники советским солдатам сразу после войны установили еще в двух местах. В парке Тиргартен (Tiergarten), расположенном в центральной части Берлина, похоронено около 2000 павших воинов. В парке Шёнхольцер Хайде (Schönholzer Heide) в берлинском округе Панков - более 13 тысяч.

Во времена ГДР мемориальный комплекс в Трептов-парке служил местом проведения разного рода официальных мероприятий, имел статус одного из важнейших государственных памятников. 31 августа 1994 года в торжественной поверке, посвященной памяти павших и выводу российских войск из объединенной Германии, участвовали тысяча российских и шестьсот немецких солдат, а принимали парад федеральный канцлер Гельмут Коль (Helmut Kohl) и президент России Борис Ельцин.

Статус памятника и всех советских военных кладбищ закреплен в отдельной главе договора, заключенного между ФРГ, ГДР и державами-победительницами во Второй мировой войне. Согласно этому документу, мемориалу гарантирован вечный статус, а немецкие власти обязаны финансировать его содержание, обеспечивать целость и сохранность. Что и делается самым лучшим образом.

Нельзя не рассказать о дальнейших судьбах Николая Масалова и Ивана Одарченко. Николай Иванович после демобилизации вернулся в родное село Вознесенка Тисульского района Кемеровской области. Уникальный случай – его родители проводили на фронт четверых сыновей и все четверо вернулись домой с победой. Работать на тракторе из-за контузий Николай Иванович не смог, а после переезда в г. Тяжин устроился завхозом в детский сад. Здесь и разыскали его журналисты. Спустя 20 лет после окончания войны на Масалова обрушилась слава, к которой, впрочем, он относился с присущей ему скромностью.

В 1969 году ему присвоили звание Почетный гражданин Берлина. Но рассказывая о своем героическом поступке, Николай Иванович не уставал подчеркивать: то, что он совершил – никакой не подвиг, на его месте так бы поступили многие. Так оно в жизни и было. Когда германские комсомольцы решили узнать о судьбе спасенной девочки, они получили сотни писем, в которых описывались подобные случаи. А документально подтверждено спасение не менее 45 мальчишек и девчонок советскими солдатами. Сегодня Николая Ивановича Масалова уже нет в живых…

А вот Иван Одарченко до сих пор проживает в г. Тамбове (информация на 2007 год). Работал на заводе, потом ушел на пенсию. Похоронил жену, но у ветерана частые гости – дочь и внучка. И на парады, посвященные Великой Победе, Ивана Степановича часто приглашали, чтобы он изобразил воина-освободителя с девочкой на руках… А на 60-летие Победы Поезд Памяти даже привез в Берлин 80-летнего ветерана и его боевых товарищей.

В прошлом году в Германии разгорелся скандал вокруг памятников советским воинам-освободителям, установленным в берлинском Трептов-парке и Тиргартене. В связи с последними событиями на Украине журналисты популярных немецких изданий направили письма в Бундестаг с требованием демонтировать легендарные монументы.

Одним из изданий, подписавших откровенно провокационную петицию, оказалась газета Bild . Журналисты пишут, что русским танкам не место близ знаменитых Бранденбургских ворот. «Пока российские войска угрожают безопасности свободной и демократической Европы, мы не хотим видеть ни одного русского танка в центре Берлина», - пишут разгневанные сотрудники СМИ. Помимо авторов Bild, данный документ подписали также представители Berliner Tageszeitung.

Немецкие журналисты считают, что российские воинские подразделения, размещенные рядом с украинской границей, угрожают независимости суверенного государства. «Впервые после окончания холодной войны Россия силой пытается подавить мирную революцию в Восточной Европе», - пишут немецкие журналисты.

Скандальный документ был отправлен в Бундестаг. По закону немецкие власти должны рассмотреть его в течение двух недель.

Данное заявление немецких журналистов вызвало бурю негодований у читателей Bild и Berliner Tageszeitung. Многие считают, что газетчики сознательно нагнетают ситуацию вокруг украинского вопроса.

За шестьдесят лет этот памятник по-настоящему вжился в Берлин. Он был на почтовых марках и монетах, во времена ГДР здесь, наверное, половину населения Восточного Берлина приняли в пионеры. В девяностых годах после объединения страны, берлинцы с запада и востока проводили здесь антифашистские митинги.

А неонацисты не раз били мраморные плиты и рисовали на обелисках свастику. Но каждый раз стены отмывали, а разбитые плиты заменяли новыми. Советский солдат в Трептовер-парке - один из самых ухоженных памятников Берлина. На его реконструкцию Германия потратила около трех миллионов евро. Кое-кого это сильно раздражало.

Ханс Георг Бюхнер, архитектор, бывший член сената Берлина: «Чего тут таить, был у нас в начале девяностых один депутат берлинского сената. Когда ваши войска выводили из Германии, этот деятель кричал - пусть забирают с собой этот памятник. Теперь даже никто не помнит, как его зовут».

Памятник можно назвать народным, если люди к нему идут не только на День Победы. Шестьдесят лет сильно изменили Германию, но не смогли изменить того, как немцы смотрят на свою историю. И в старых гэдеэровских путеводителях, и на современных туристических сайтах - это памятник «советскому солдату-освободителю». Простому человеку, который пришел в Европу с миром.

Монумент Воину-освободителю в Берлине, история May 8th, 2009

Воин-освободитель — монумент в берлинском Трептов-парке . Скульптор Е. В. Вучетич , архитектор Я. Б. Белопольский . Открыт 8 мая 1949 года . Высота — 12 метров.

Бронзовая скульптура воина установлена на зеленом холме - стилизованном кургане. На нем на круглом пьедестале возвышается фигура солдата с опущенным мечом и маленькой девочкой на руках. Под ногами у воина - разрубленная им фашистская свастика. Общая высота памятника - 28,6 метра, высота самой скульптуры - 12 метров.

Считается, что прототипом фигуры солдата с ребенком послужил сержант Николай Масалов, который в апреле 1945 года вынес немецкого ребенка из зоны обстрела. В память о сержанте на мосту Потсдамер Брюкке в Берлине установлена мемориальная доска с надписью: "В ходе боев за Берлин 30 апреля 1945 года возле этого моста, рискуя жизнью, он спас из огня оказавшегося между двумя фронтами ребенка".

Пишет Иван ГАПОНЕНКО:

В 1990 году с группой туристов я побывал в ГДР. Берлинский экскурсовод Альбина Швайгель показала нам Книжную улицу, которая в апреле 1945 года была передовой в битве за Берлин. “С левой стороны в домах находились советские воины, с правой — отборные эсэсовские части”, — объяснила Альбина.

Мы подошли к памятному знаку из красного кирпича. Альбина перевела нам надпись, сделанную по-немецки: “Трофим Андреевич Лукьяно--вич, старший сержант Советской Армии, 29 апреля 1945 года здесь спас от пуль эсэсовцев немецкого ребенка. Через пять дней после своего героического подвига умер от тяжелых ран. Честь и слава его памяти”.

Альбина рассказала, что произошло в тот день.

Гремела битва за Берлин, а в бомбоубежище прятались мирные жители — старики, женщины, дети. Когда между боями наступило затишье, пятилетняя девочка, не послушавшись маму, выбралась на улицу. Заметив отсутствие дочери, мать бросилась на улицу. И вдруг из окна дома, где засели эсэсовцы, протрещала автоматная очередь — женщина, истекая кровью, замертво рухнула на мостовую. Дочурка, увидев мертвую маму, разрыдалась. Услышав плач ребенка, Лукьянович бросился спасать девочку. Дополз, взял на руки, пополз обратно. Когда уже добрался до своих и передал ребенка товарищам, с немецкой стороны прогремел выстрел. Пуля эсэсовского снайпера смертельно ранила героя. В медсанбате он пришел в себя. Рассказал товарищам, что родился в 1919 году в Белоруссии, в рабочей семье. Работал мастером-наладчиком на Минском часовом заводе. В начале войны немецкая авиабомба попала в дом, где жила семья Лукьяновича. Погибли мать, жена, две дочери и теща.

Врачи долго и упорно боролись за жизнь героя, но спасти не смогли...

А спасенную советским бойцом немецкую де-вочку взяла на воспитание фрау Зилке, муж которой погиб под Сталинградом.

— А как сложилась судьба девочки? — спросили мы Альбину. Она улыбнулась и ответила: “Это я...”

Она рассказала, что в Берлинском колледже закончила факультет иностранных языков и работает экскурсоводом-инструктором при городском отделе “Интуриста”.

А в берлинском Трептов-парке спят вечным сном 5000 советских воинов, погибших при освобождении города. На могильных плитах лежат красные гвоздики, а рядом шумят на ветру белые русские березы, напоминая о далекой Родине. На постаменте из бронзы высится 13-метровая фигура советского воина-освободителя с девочкой на руках, им спасенной.

Мемориальный комплекс

Мемориал находится в парке на территории бывшего Восточного Берлина. Общая площадь величественного сооружения - 280 тысяч квадратных метров.

Мемориал был создан по приказу СВАГ (Главнокомандующего Советской Военной Администрации) номер 139 от 3/4 июня 1947 года "О строительстве памятников в Трептовском и Панковском парках города Берлина павшим советским воинам".

Авторы комплекса - скульптор Евгений Вучетич, архитектор Яков Белопольский, инженер Сарра Варелиус и художник Александр Горпенко. Работы по созданию мемориала с июня 1947 года по май 1949 года вели 7 тысяч строителей. В это же время производились перезахоронения останков воинов из других районов Берлина.

Комплекс имеет два входа в виде арок с надписями на русском и немецком языках. Надпись гласит: "Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость социалистической Родины". Аллеи от входов ведут к трехметровой каменной скульптуре "Родина-мать". А уже от скульптуры открывается вид на весь мемориал и 12-метровый памятник.

Гранит, из которого создан мемориал, был взят из развалин рейхсканцелярии.

Вход на мемориальное кладбище справа и слева обрамляют 13-метровые гранитные знамена. По обе стороны возле знамен изваяны коленопреклоненные воины. От входа террасами лестница спускается к центральной части архитектурного комплекса. По его главной оси расположены пять братских могил, а по обе стороны от главной оси - 16 саркофагов (по восемь справа и слева) с барельефами.

Из 7,2 тысячи известны имена 2,77 тысяч человек.

Реставрация скульптуры

Масштабная реставрация скульптуры, длившаяся больше года, завершилась в 2004 году. Бронзового солдата демонтировали и перевезли на остров Рюген. Там у 45-тонной скульптуры укрепили опорную конструкцию, а металл очистили. Работы проводила фирма Metallbau. Также были отреставрированы и другие части мемориала.

Памятник находится в ведении отдела городского развития берлинского сената. Реставрация обошлась ведомству в 5,3 миллиона евро, на работы, непосредственно связанные со скульптурой, было потрачено 1,35 миллиона евро.

Вечная слава нашим героям! С праздником Победы!

Самый мирный памятник воину. Опущен меч. К солдатскому плечу прижалась девочка. Величественный памятник Воину-освободителю возвышается на холме в берлинском Трептов-парке. На этом месте, где сегодня тишину нарушает лишь шорох листвы, 70 лет назад гремели взрывы. 30 апреля 1945 года молоденький боец, рискуя жизнью, вынес из-под огня трехлетнюю немецкую девочку. Солдат – Николай Масалов. Сибиряк из крестьянской семьи. Когда он попал на фронт, ему едва исполнилось восемнадцать.

Это было в мае, на рассвете,
Нарастал у стен рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.

Минометчиком сражался на Брянском фронте, в составе 62-й армии держал оборону на Мамаевом кургане. «Сталинград я с первого до последнего дня защищал. Город от бомбежек превратился в пепел, мы в этом пепле и воевали. Снаряды и бомбы перепахивали все вокруг. Наш блиндаж завалило землей во время бомбежки. Так нас похоронило заживо, – вспоминает Николай Масалов. – Дышать нечем. Самим бы не выбраться – насыпало сверху гору. Из последних сил кричим: «Комбат, откапывай!»

Их откапывали дважды. За бои в Сталинграде 220-й полк получил гвардейское знамя. И это боевое знамя Николай Масалов пронес до Берлина. По фронтовым дорогам и форсируя чуть ли не все реки Европы. Позади остались Дон, Северный Донец, Днепр, Днестр, Висла и Одер… из первого состава полка до Берлина дошли двое: капитан Стефаненко и знаменщик полка сержант Масалов.

«Муттер, муттер...» – услышал боец слабый голос перед самой артподготовкой у Ландвер-канала. Сквозь мины и пулеметные очереди сержант пополз на детский плач.

«Под мостом я увидел трехлетнюю девочку, сидевшую возле убитой матери. У малышки были светлые, чуть курчавившиеся у лба волосы. Она все теребила мать за поясок и звала: «Муттер, муттер!» Раздумывать тут некогда. Я девочку в охапку – и обратно. А она как заголосит! Я ее на ходу и так, и эдак уговариваю: помолчи, мол, а то откроешь меня. Тут и впрямь фашисты начали палить. Спасибо нашим – выручили, открыли огонь со всех стволов».

Количество спасенных жизней в войне никто не считает. И каждый подвиг в бронзе не увековечишь. Но солдат с маленькой девочкой на руках стал символом человечности…

Но сейчас, в Берлине, под обстрелом,
Полз боец и, телом заслоня,
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.
Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он, солдат моей державы,
Охраняет мир на всей земле.
(Стихотворение Георгия Рублева, 1916–1955)

Фигура Воина-освободителя, стоящего с мечом на обломках свастики, – работа Евгения Вучетича . Его Солдата выбрали из 33 проектов. Более трех лет работы скульптора над памятником. Целая армия специалистов – 7 тысяч человек сооружали мемориал в Трептов-парке. А гранит, использованный для постамента, – трофейный. На берегу Одера был склад камня, заготовленного по приказу Гитлера для строительства памятника победы над… Советским Союзом.

Теперь это часть мемориала советской воинской славы и освобождения Европы от фашизма. Памятник возвышается на кургане. У подножия, в братских могилах, захоронены около семи тысяч советских воинов. Всего же при штурме Берлина погибли более 75 тысяч бойцов. Мемориал, по договору стран – победителей во