Грузия была мусульманской страной. Ислам и его особенности в аджарии

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху - Господу миров! Мир и благословение посланнику Аллаха, его семье и сподвижникам. Кого направил Аллах, того никто не собьет, а кого Аллах сбивает с пути, того никому не направить. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, у Которого нет сотоварища. И свидетельствую, что Мухаммад - раб Аллаха и Его посланник.

Грузия была мусульманской страной

История Грузии, как и история всего Кавказа, эта история борьбы за свою свободу, веру и самобытную культуру. За время существования, грузинскому народу пришлось столкнуться в борьбе за свободу со многими государствами, завоевателями и народами, распространявшими различные верования и идеологии.

Римляне, арабы, монголы, персы, османы - это далеко не полный перечень тех народов и представителей государств, которые в различные исторические периоды времени столкнулись в интересах за обладание по истине сказочными уголками мира - Кавказом и, в частности, Грузией. История Грузии и ее взаимоотношений с окружавшими ее народами и племенами не знает ни одного случая религиозной розни или конфликта основанного на религиозной нетерпимости. Хотя отдельные признаки, инспирируемые нечистыми на руку политиками, все же существуют.

С приходом Ислама в Кавказский регион, в 25 году лунного календаря хиджры, город Тифлис и прилагаемые районы были заняты мусульманами, которые правили в этом городе около 500 лет. Мусульмане мирно и дружественно жили с грузинскими христианами. В течение этого периода мусульмане не пытались насильно влиять на веру грузин. Грузинам приходилось платить налоги, которые снимались, в случае, если они становились мусульманами.

Наверное, этот принцип способствовал тому, что после повторного завоевания города Тифлиса грузинами в 515 году лунного календаря хиджры, их мирное существование с мусульманами, также продолжалось. Мудрый царь Грузии Давид Агмашенебели с уважением и любовью относился к своим подданным. Достаточно привести факт того, что после победы в известной Дидгорской битве, в один из религиозных праздников царь Давид Агмашенебели вместе с царевичем Деметре посетил мусульманские молельни, поздравил верующих и одарил их дарами.

В знак уважения, он, специальным фирманом, запретил колоть свиней в мусульманских кварталах, дабы не оскорблять чувства своих подданных. По словам Белазари в книге “Футух Аль Баладан”, в 25 году лунного календаря хиджры, началось взятие Армении, и Хабиб Ибн Муслим, во время Халифата Усмана (пусть Аллах будет им доволен), отправился в Джорзан (Грузию). Он после победы над племенами “Улудж” вошел в Тифлис и написал мирное соглашение Джорзан. Это соглашение способствовало тому, чтобы сохранились храмы, церкви, молитвы и их христианская вера.

Правителя-мусульманина звали Исхак Ибн Исмаил. Он собрал много сил и достиг такого уровня, что объявил о своей самостоятельности перед Халифатом. До 515 года лунного календаря хиджры Тифлис считался Исламским городом. Об этом Ягут говорит: “После взятия Тифлиса, во времена Османа, до 515 года лунного календаря хиджры, этот город постоянно находился у мусульман, и его население были мусульманами”.

Ибн Хогаль более обширно заявляет: “По вероисповеданию они принадлежат к мусульманам - суннитам на основании старой веры. Они ценят науку хадис и уважают знатоков хадисов”. Якуби указывает, что Тифлис считался военной базой мусульман в Армении и рассказывает о сражениях военачальников Аббаского Халифата в этом регионе, в 141-178 гг. лунного календаря хиджры.

В 238-240 гг. по хиджре, под руководством Бетригов поднялся мятеж, который охватил всю Армению. Амир Аббаского Халифата был вынужден послать одного из своих командиров в регион для подавления мятежа. Но эмиссар не смог справиться, и был убит. Одновременно с этими событиями, мусульманский правитель Тифлиса Исхак Ибн Исмаил, не отправляя налоги Халифу в Багдад, заявив о своем суверенитете. В связи с этим он получил прозвище “Тифлиский мятежник”. Он в войнах с силами Халифата был убит, и его голову отправили в Багдад. Масуди, также, указав на эти события, добавляет: “В те годы, в Тифлисе, ослабло величие мусульман. Соседние государства перестали подчиняться мусульманскому Хакиму и заняли большинство земель вокруг Тифлиса.

Племена неверных закрыли дорогу от Исламского царства в Тифлис. Хотя в то время ослабло влияние мусульман в регионе, но Тифлис сохранился в качестве Исламского города, и считался границей между Исламом и неверными. В том числе Истахри пишет так: “У реки Кура очень хорошая вода, которая течет с гор. Эта река проходит посредине Тифлиса и уходит на землю неверных”.

Мокадеси, также, в своей книге “Ахсан Аль Тагасим” пишет: “Река Кура проходит через Тифлис и уходит в Кофрестан (страна неверных)”. И, наконец, Ягут подтверждая тот факт, что разногласия между Хакимом Тифлиса и командиром Халифата, привела к его гибели, потери величественности Халифата, усилению сил неверных вокруг города и ослаблению мусульман, пишет так: “Все же, Тифлис, до 515 года по хиджре, находился в руках мусульман, но неверные смогли захватить эту землю”. Все это доказывает, что город Тифлис, до оккупации грузинами-христианами, то есть до 515 года по хиджре, находился под властвованием Ислама и там проживало значительное количество мусульман.

Ягут назвал несколько властителей-мусульман, проживающих в Тифлисе, в том числе Абуахмад Хамед Ибн Юсуф Ибн Ахмад Ибн Альхосейн Альтифлиси. После падения власти арабов над Грузией, с 515 до 623 гг. по хиджре, во времена правления Давида Бани, этот регион был захвачен абхазцами, которые создали сильную монархию, и кульминация силы этой монархии была при Царице Тамаре, дочери Георгия III, в 1184-1213 гг.

После завоевания Грузии монголами, эта страна потеряла свое значение в качестве базы для крестовых походов и постепенно, попала в зону влияния иранских илханов и монголов. В 1453 году Османский Султан завоевал Стамбул и Бизанская Империя, которая являлась точкой опоры Грузии, рухнув, вошла в историю. Османские турки заняли основные регионы этой земли. Иван Грозный и другие московские цари обращали особое внимание на маленькое королевство Грузии.

Но, в то время, русские не владели такой силой, чтобы ликвидировать мощь и влияние мусульман в этом регионе. XVI век был свидетелем царствования Шахабаса Сафави в этом регионе. Династия Мухран царствовало в Тифлисе под покровительством сафавийских шахов. В 1658-1723 гг., почти целое столетие, в этом регионе царствовал покой и мир, и у грузин появилась возможность, постепенно и спокойно познакомиться с культурой Запада.

Иранские правители Надиршах Афшар и Ага Мохаммадхан Каджар старались возобновить власть Ирана над Грузией. И даже, Ага Мохаммадхан, в 1759 году, жестоко истребил жителей Тифлиса и разграбил их имущество. На основании контракта заключенного 24 июня 1783 г., между Ираклием II и Великой Екатериной II, русские смогли господствовать в этом регионе, а в 1801 г., Александр I, в результате военной оккупации Грузии, присоединил эту землю к России.

Этот шаг царизма послужил причиной возникновения двенадцатилетней войны между Ираном и Россией. На основании соглашения “Гулестан” и “Туркменчай”, Иран с 1828 г. отказался от всех своих претензий, в отношении Грузии.

Войны Ирана с Россией, способствовали возникновению больших политических и социальных изменений в обеих странах. В Иране победила революция, требующая конституционный строй, а в Грузии усилилось противостояние против политики "обрусения" этого государства.

После революции 1917 года в России, на некоторое время правление над грузинами, азербайджанцами и армянами осуществлялось центральным комитетом под названием “Закавказский комиссариат”. В 1918 году, грузины создали самостоятельное государство и ушли под прикрытие и защиту немцев.

После окончания первой мировой войны эта страна снова была оккупирована Российской армией, в результате этого, вошла в число бывших Советских Республик. В 1988 года, с появлением политики гласности Горбачева, грузинский народ потребовал самостоятельности и права на власть. И, наконец, в апреле 1991 года, Грузия, была пятой республикой бывшего СССР, объявившей о своем суверенитете.

В 1992 году, Э. Шеварднадзе - избран президентом Республики Грузии. Памятником культуры, свидетельствующей о роли Исламской цивилизации является сама столица Грузии - город Тбилиси и ее старинная архитектура. Старый Тбилиси еще сохранил свою первозданность и является ни чем иным как памятником мусульманских зодчих. Вся архитектура старого Тбилиси состоит из восточных форм, узкие улочки, лабиринты, тупики и неожиданные выходы на главную площадь, бесформенные надстройки и пристройки, балконы, террасы - все напоминает старинный Стамбул, Дамаск, словом, все те города, которые когда-то входили в состав Османской империи.

Само название Тбилиси, или Тифлис, говорит о ее Исламских корнях. Самыми известными на сегодняшний день архитектурными памятниками говорящими о наличии и влиянии Исламской культуры на Грузию, является Тбилисская мечеть, построенная еще при османах, рядом с мечетью находятся известные серные бани, построенные в стиле мечети еще во времена персидского влияния.

До прихода в Грузию советской власти на этой территории стояла одна величественная мечеть, она занимала огромную площадь и находилась на берегу Куры. Мечеть была разрушена коммунистами, и сейчас на ее месте стоит мост и небольшая православная часовня. Помимо известного приветствия "гамарджобат" (здравствуйте), грузины еще говорят "салами", где четко просматривается "салям" (от араб. - "мир").

Этнический состав нынешней уммы Грузии разнороден, начиная от этнических грузин: аджарцы, месхи, энгелойцы, и до пришлых народностей: чеченцы-кистинцы, азербайджанцы. Сегодня к ним прибавляются и новообращенные, среди них есть и местные русские, армяне, грузины, евреи. Большая часть этнических грузин-мусульман проживает вне Грузии. Это лазы в Турции, большое число грузин-мусульман проживает в Иране, энгелойцы в основном территориально находятся в Азербайджане.

Основная часть мусульман Грузии - сунниты, но есть и шииты из числа этнических азербайджанцев. Говоря об аджарцах надо сказать, что они наиболее привержены и последовательны в Исламе, не смотря на то, что они первыми приняли христианство из числа грузин. Как говорят некоторые старейшины, сами апостолы Иисуса Христа (мир ему) принесли свет веры в Аджарию.

Среди предков экс-руководителя Аджарии Аслана Абашидзе были известные Исламские ученые, один из которых даже был муфтием в Стамбуле и носил звание муфтия четырех мазхабов. В Грузии никто сегодня не занимается целенаправленной пропагандой Ислама, в основном к Исламу обращаются те, кто чувствует потребность в вере, ищет истину и смысл своего существования.

Эти люди сами организуются в общества, занимаются изучением Ислама. При Э. А. Шеварднадзе грузинскому православию был дан особый статус в государстве, тогда как у мусульман нет никакого статуса. До прихода Российской империи, Грузия была практически мусульманской страной, а православные составляли конфессиональное меньшинство.

Грузинские историки это скрывают, но факт есть факт. Многие грузинские исторические источники до начала XIX века сфальсифицированы. Очень многие грузинские цари являлись мусульманами, а мусульманское населения до конца XIX века играло доминирующую в стране роль. Не надо забывать, что первым централизованным государством на территории сегодняшней Грузии был Тифлисский эмират, образованный в IX веке, а первый парламент в Грузии создал великий турок-мусульманин Кутлу Арслан во время правления царицы Тамары.

Антиисламская тенденция начала развиваться в Грузии после установления власти Российской империей. Полномасштабный же «крестовый поход» против мусульманского населения начался после провозглашения Грузинской ССР. С 1931 же года в стране с одобрения палачей И. Сталина и Л. Берии пошли кровавые репрессии. С 1921 по 1953-год из-за дискриминации и репрессий Грузию покинуло более миллиона мусульман. От них были очищены на 90% регионы Ахыска (Самсхе - Джавахети), Кахетии и город Тифлис.

С 1936 года мусульманское название «Тифлис» было заменено на грузинское - «Тбилиси». А турки-месхетинцы, высланные в 1944 г., до сих пор не могут возвратиться в Грузию из-за неошовинистских и антимусульманских настроений правящего в стране режима. После обретения независимости с подачи З. Гамсахурдиа начался новый всплеск ксенофобии против мусульманского населения, в том числе против осетин и абхазов. Не надо забывать, что в 1990-ом году компания в Абхазии изначально была направлена против абхазов-мусульман, а только потом переросла в крупный межнациональный конфликт.

Именно З. Гамсахурдиа призывал ликвидировать автономный статус Аджарии из-за того, что там основная часть населения проповедует Ислам. Начатая З. Гамсахурдиа политика очищения Грузии от азербайджанцев, лезгин, чеченцев, ингушей и аварцев сегодня продолжается. Полным ходом идет христианизация Аджарии.

Во время правления Э. Шеварднадзе анти-исламская политика в Грузии проводилась в жизнь замаскировано. Однако захват власти в 2003 году М. Саакашвили дал возможность грузинским шовинистам успешно продолжить эту политику, начатую еще палачами И. Сталином и Л. Берией. Для Аджарии христианизация вообще, можно сказать, является государственной политикой.

Если ты грузин-мусульманин (аджарец) - для тебя закрыты двери на государственной службе и даже в бизнесе. Чтобы обойти данные препятствия, следует стать христианином. Грузинские шовинисты исходят из того, что грузин-православный. Если же он мусульманин - для них это значит почти что враг.

Он воспринимается как предатель своего народа, предки которого продались в свое время захватчикам. Такова реальная ситуация в Грузии. Поэтому мусульманские народы нашей страны должны объединиться. Даже рядовые грузины называют нас не «мусульманами», а «магометанами». Это фраза используется и в официальных документах. Режим М.Саакашвили по своей сути антиисламский.

Еще 2002 году, когда будущий президент начинал свою оппозиционную деятельность, он нагло назвал азербайджанцев «жалкой нацией». Мы также не забыли незаконные действия МВД Грузии в отношении местных жителей Ахметского района - чеченцев и ингушей - и очистку от мусульман руководящих постов в Аджарской АР.

Согласно последней статистике переписи населения 1994 г., население Грузии составляет 5 миллионов 503 тысячи человек, из них на тот момент мусульмане составляли более 300 тыс. чел. на данный момент мусульман более 1 миллиона человек, альхамдулиЛлах!

Дауд Тбилисский


Так уж сложилось,что, ранее принявшие христианство часть картвелов, оказалась под прямым управлением мусульманских держав и гособразований, таким образом почти все они перешли в ислам, сохранив при этом родной язык. Однако, стоит упомянуть,что такие регионы как Аджария,Месхет-Джавахетия, Кларджети и часть Тао дважды за 400 лет "избавлялись" от части местного населения. Так в XVI-XVIIIвв. почти треть грузин бежала из Тао-Кларджети, Месхет-Джавахети и Аджарии и примерно столько же жителей уже османской Аджарии,Месхетии и Кларджети бежали вместе с турками от русских войск в 1828 и 1878 гг.

К началу XX века на территории РИ проживало примерно 120-140 тысяч картвелов мусульманского вероисповедания: аджарцы,ингилойцы, месхи-мусульмане,кларджетцы,лазы. Надо отметить, что грузинские общественные деятели были самыми ярыми проводниками имперской политики РИ на Кавказе. Именно с их подачи грузинам внушали, что ислам это препятствие для человека мечтающего стать полноправным грузином. Что быть мусульманином для грузина равноценно предательству нации и ему надобно вновь вернуться в лоно православия. Подобная политика была явно на руку империи и почти никаких положительных результатов для самих грузин не принесла. Так за 1828-1897гг. число носителей грузинского языка в Месхети-Джавахети уменьшилось вдвое,так как грузины-мусульмане региона будучи "отвергнутыми" самими "голубокровными" грузинами сделались татарами-турками, перестали употреблять родной язык и перешли на турецкий. Аджарцы,кларджи и мачахельцы по словам русских путешественников, только и мечтали,когда Османская империя отвоюет, забранные Россией, их земли и они вновь станут полноправными людьми.
Так было 100-150 лет назад,но, что удивительно, ЭТО самое продолжается и по сей день уже в независимой Грузии. За неполные 20 лет число аджарцев-мусульман уменьшилось вдвое, месхов-мусульман под разным предлогом не хотят возвращать на родину, строительство новых мечетей в этих регионах подвергается критике и во всем видят руку янычар.
А ведь многое могло бы быть не так... Будь грузины умнее и дальновиднее,сумели бы примкнуть к себе сердца грузин-мусульман,не заставляя их отречься от ислама, сегодня Батуми и Ахалцихе могли бы быть культурными центрами грузинского ислама и те студенты из Аджарии, что учатся в Турции в тамошних медресе,могли бы учиться в Батуми и Ахалцихе. Грузин мало и не было никогда много, Грузия не может себя ни представлять,ни вести себя как империя,ибо малых империй не бывает. Тогда строительство мечети не вызывало бы негативных эмоций у общественности,а наоборот - чтение Корана на грузинском беспокоило бы Турцию и уже она боялась бы сепаратистских настроений своих гурджей и лазов.

Аджарцы относятся к этнографической группе грузин. По своей культуре и языку близки к чвенебури и лазам. В 16 веке народ попал под влияние Османской империи, но это не помешало ему сохранить свой родной язык, национальное самосознание, особую культуру и быт.

Самостоятельная этническая подгруппа народности была сформирована между 15 и 19 веками на основе исламизированных грузин Османской империи. До 1926 года их называли грузинами-мусульманами. Во время переписи населения в 1926 году был введен термин «аджарцы». В то время народность насчитывала 71 498 человек.

Где живут

Основная часть народа проживает на территории Аджарии. Эта автономная республика была основана в 1921 году, после заключения Карсского договора между Турцией и Грузией.

Язык

Говорят аджарцы на аджарском диалекте грузинского языка, который очень схож с гурийским диалектом. Во время Османской империи в нем появились слова из старотурецкого и южнокавказских языков.

Религия

Аджарцы издавна исповедовали христианство, но, когда Аджария во второй половине 16 века вошла в состав Османской империи, народ принял ислам. В середине 20 века мусульман в Аджарии было 70%, остальной процент составляли христиане. В начале 21 века все кардинально изменилось: 75% христиан и 25% мусульман. Ислам больше распространен на востоке Аджарии и в меньшей степени на юге.

Во времена османской власти народ смешивал в быту православие и ислам. Современные аджарцы делятся на православных христиан (большинство) и мусульман-суннитов.

Еда

Аджарская кухня имеет много общего с грузинской, но есть и отличительные черты. В рационе преобладает мясо птицы: индейка, курица, перепелки. Едят аджарцы говядину, баранину. Свинину употребляют в пищу только аджарцы христиане и только молоденьких поросят. Мясо в основном тушат и жарят. Народ любит блюда из осетрины. Из гарниров часто готовят рис, жареный картофель, стручковую зеленую фасоль, едят разные соления. На первое варят суп харчо, чихиртму. Практически не едят творожные и крупяные блюда. В рационе постоянно присутствует зелень, кинза, свекольные листья, шпинат, листья капусты, петрушка, пахани, сельдерей. Часто аджарцы едят красную фасоль, рассольные сыры, грецкие орехи. Пьют кофе, чай, едят фрукты. К столу подают лаваш, лепешки из кукурузной муки (мчади), кашу из кукурузной муки (гоми). Большой популярностью даже за пределами Аджарии пользуется хачапури по-аджарски - сырный пирог в форме лодочки с запеченным яйцом и плавленым сыром. Форма лодочки ассоциируется с основным занятием народа - рыбным промыслом. Яичный желток - это спускающееся в море солнце. Еще одна популярная выпечка аджарской кухни - ачма. Готовится из тонких слоев теста, покрытых топленым маслом и сыром. Довольно жирным и тяжелым блюдом является борано. Основные ингредиенты - масло и сыр. Хорошо сочетается борано с грузинским хлебом мчади и шоти, салатом из помидоров и огурцов, белым вином.

Очень популярен аджарский соус, похожий на сливочный сыр или жирную сметану. Готовят продукт из свежего жирного молока. Подают соус с сыром и мчади. Не рекомендуется есть его в больших количествах. Из соуса делают тип масла (иаги), которое является основным ингредиентом многих аджарских блюд. В Аджарии делают вкусный плетеный сыр, аджарское молоко считается самым полезным во всей Грузии.


Внешность

Одежда аджарцев красивая и рационально подобранная. Мужской национальный костюм состоит из рубахи (перанга), шаровар (дзигва), скроенных особым образом. Шили такие штаны из черного сатина или домотканой шерстяной материи. Они были складчатые, сверху просторные и сужались книзу. На перангу сверху надевали зубуни и заправляли в штаны. Эту одежду шили в зимнем варианте, утепленную на ватной подкладке и с рукавами. Летний вариант зубуни похож на жилетку, шили его из сатина черного цвета.

Самой дорогой считалась суконная одежда типа черкески (чоха или чакура). Шили ее со стоячим воротником и длинным рукавом. Подпоясывали чоху особым цветным и широким кушаком с галунами или поясом из кожи. На голову надевали башлык кабалахи из тонкой шерсти. Обязательными атрибутами наряда был кинжал в ножнах или ружье с патронташем. На ногах мужчины носили носки, вязаные из цветных шерстяных ниток, мягкую обувь из кожи (пачула) и башмаки, которые крепились ремнями.

Национальный костюм женщин очень красив и функционален. Состоит из длинной рубахи до щиколоток (перанга) красного или синего цвета, шаровар (шарвали) из ситца алого цвета, которые были широкими вверху и сужались у щиколотки. Сверху перагни надевали распашное длинное платье (зубун параги) из оранжевого ситца. Дополнялся костюм шерстяным передником (пештемали). Верхнюю одежду (хирха) шили из ситца или на ватной подкладке, в зависимости от времени года. Голову аджарские женщины покрывали ситцевым платком (лечаки), один угол которого отбрасывали на спину. Сверху платка накидывали еще один, который закрывал большую часть лица. Еще лицо покрывали тонким платком (печа), поверх надевали белую чадру, которую носили с 12 лет. На ногах женщины носили обувь без задника (нанили) на деревянной подошве и кожаные чусты.

В 20 веке постепенно традиционная одежда аджарцев была вытеснена одеждой городского типа. Сегодня костюмы надевают на праздники.


Жизнь

Основными занятиями аджарцев были скотоводство и рыболовство. Разводили овец, коров, передвигались верхом на лошади. Летом пастухи со всей семьей поднимались в горы и пасли скот, занимались сыроварением, взбивали масло, сеяли картофель. Осенью спускались обратно в долину.

Жилище

В Аджарии строили жилища из камня или деревянных брусьев на фундаменте из булыжника. Народ, проживающий в нижней части реки Чорох, возводил деревянные жилища в два или полтора этажа. Крыша была двускатная, ее покрывали черепицей. Снаружи располагалась лестница без перил, которая вела наверх. Камин стоял на втором этаже. Были в этой местности и полностью каменные дома. В верховьях ущелья Хуло люди жили в основном в деревянных двухэтажных домах. На первом этаже были хлев и сени, на втором этаже были расположены 3 или 4 жилые комнаты. Одна была кухней, в ней строили камин. В одной комнате спали, в ней располагался еще один камин, тахты, ниши, где хранились постельные принадлежности. Окна в домах были маленькими, с деревянными задвижными ставнями. В третьей комнате была гостиная, здесь стояли широкие тахты. Четвертая комната (летняя) была почти полностью открытой и похожа на балкон. В ней хранили корзины и сельскохозяйственные орудия, летом жили всей семьей. На втором этаже было специальное помещение, где хранили зерно. В каждой комнате обязательно делали земляной настил. Крыши каменных домов покрывали дранкой без использования гвоздей и для прочности клали большие плиты из сланца.


На пастбищах возводили сезонное жилище (джаргвали). Строили его из бревен, делали двускатную крышу и покрывали дранкой. Жилище состояло из двух этажей. На первом размещался коридор, помещение для крупного рогатого скота, телят, овец, лошадей и жилая комната. С наружной стороны дома была лестница, которая вела на второй этаж. Там размещались две комнаты: одна для обработки и хранения молочных продуктов, вторая была жилой, с земляным полом и без потолка. В перегородке между этими помещениями строили очаг.


Культура

Аджарская музыка является одной из многочисленных ветвей музыкальной культуры Грузии и основной частью музыки гурийско-аджарского региона. Фольклор народа сохранился с древних времен. Музыкальные инструменты аджарцев:

  • саламури
  • чонгури
  • пандури
  • ствири
  • волынка чипони

Прекрасные песни аджарцев звучат во время праздников Колхоба, Гомардулоба, Мерисоба, Шуамтоба, Тбелоба, Мачахлобы. В песнях отражена сложная жизнь народа, мечты людей о счастье и готовность отдать свою жизнь за родную землю. Во всем мире известны аджарские танцы - пластичные, выразительные и яркие. Самые популярные Ачарули и Хоруми.

Традиции

Гостеприимство является одной из самых важных традиций народа. Гостей всегда хорошо встречают, накрывают богатый стол и угощают традиционными блюдами аджарской кухни. Гостю наливают белое вино, бокал которого обязательно нужно выпить за благополучие хозяина. Сам хозяин тоже выпивает бокал за здоровье гостя.


Известные люди

Среди аджарцев есть известные личности:

  1. Софо Халваши, певица
  2. Ульви Раджаб, актер, заслуженный артист;
  3. Константин Меладзе, композитор и продюсер;
  4. Валерий Меладзе, певец, заслуженный артист;
  5. Нино Катамадзе, джазовая певица, композитор;
  6. Зураб Ногаидели, политический деятель, премьер министр Грузии с 2005 года;
  7. Аслан Абашидзе, политический и государственный деятель.

В Аджарии - новый «религиозный конфликт». Служба налогов министерства финансов Грузии в конце августа сего года демонтировала минарет мечети в селе Чела под предлогом проверки законности импорта этой конструкции из Турецкой Республики. Действия властей вызвали возмущение местных мусульман, которые провели акции протеста у батумской мечети, на которых потребовали от властей немедленно восстановить мечеть в первозданном виде.

Митинги протеста вызвали резкие комментарии со стороны ряда грузинских политиков. В интервью Radio France internationale лидер партии «Грузинское собрание» Джонди Багатурия заявил, что за обострением обстановки в автономии стоят спецслужбы соседней Турции. «Они очень активно и очень нагло действуют на территории Грузии, - заявил Багатурия. - Особенно в Аджарии, Ахалцихе и Ахалкалаки. В среде турецких властей очень популярна идея «великого Турана». То есть, идея восстановления Турции в границах Османской империи. Например, министр иностранных дел Турции явно и нагло заявил, что Батуми так же принадлежит Турции, как и Бенгази. Неужели любая страна - Франция, Германия, США или сама Турция - после такого заявления со стороны главы МИД соседнего государства, не будет опасаться и рассматривать подобные инциденты в призме подготовки условий для масштабных провокаций в своих регионах? В Ахалцихе и Аджарии именно это и происходит».

Турция - главный инвестор в автономии. По данным консульства Турции в Батуми на 2012 год, только в Аджарии турецкие компании создали для местных жителей 6 тысяч рабочих мест. Армянская газета «Новое время» ссылается на слова грузинского дипломата и политолога Гамлет Чипашвили : «Экономически Турция полностью оккупировала Грузию при полной неспособности властей защитить внутренний рынок и местных производителей. Турция уже отобрала у нас Аджарию — и в религиозном, и в экономическом планах». Попытки Тбилиси сделать из Аджарии конкурентный курорт также провалились. По словам руководителя отдела новых продуктов и сервисов департамента туризма Аджарии Мамуки Бердзенишвили , соответствие цен и сервисов в Турции нельзя сравнить с соответствием цен и сервисов в Аджарии. Однако не «турецкие спецслужбы» же в этом виноваты.

Аджария населена преимущественно мусульманами. Считается, что этот регион был в Советском Союзе единственной автономией, сформированной не по этническому, а по религиозному признаку. Исторически судьба аджарцев многие века связывала с Османской империей, пока в 1921 году по Карскому договору Турция не признала права Москвы на эту провинцию. В независимой Грузии с аджарцами стали происходить «чудесные» превращения. «В 1991 году 75% аджарцев были мусульманами, сегодня они стали 75% православными. Как объяснить эти преобразования, по-видимому, единственные в мире?», - задается вопросом французский журналист Ян Амель , недавно вернувшийся из поездки по автономии. Племянник православного грузинского патриарха Илии II , митрополит Батумский и Лазский Димитрий лаконичен: «Это Божья воля». Однако Бог все-таки тут, скорее всего, не при чем.

Накануне прошлогодних выборов в парламент Грузии американский портал EurasiaNet утверждал, что «грузинская враждебность по отношению к соседней Турции, коренящаяся в давних исторических, религиозных и экономических разногласиях, судя по всему, набирает обороты в причерноморском регионе Аджария. В последнее время политики, стремящиеся заполучить голоса избирателей на предстоящих 1 октября 2012 года парламентских выборах в Грузии, постоянно подогревают подобные настроения». Избирательный блок Бидзины Иванишвили , ныне премьер-министра страны, обвинял президента Михаила Саакашвили в том, что он потворствует «турецкому экспансионизму, представляющему угрозу для грузинской культуры, возможностей трудоустройства и даже самого суверенитета страны».

В дело вмешался «религиозный фактор». Тбилиси и Стамбул заключили между собой соглашение, по которому в Батуми должны были заново отстроить историческую мечеть «Азизие», а турки взамен гарантировали восстановление средневековых грузинских православных храмов на северо-востоке Турции. Инициативу грузинских властей экс-президент страны Эдуард Шеварднадзе тогда в интервью еженедельнику «Асавал-Дасавали» назвал «непоправимой ошибкой», так как «власти уравняли все религиозные течения православной церкви - матери и теперь православию создана опасность». А руководитель аджарского объединения «Служи Грузии» Мурман Думбадзе подчеркнул, что в Аджарии за последнее время и так было построено около 200 мечетей.

Некоторые аналитики в этой связи не исключают вероятность того, что Аджария может повторить «абхазский сценарий». Сухум последовательно проходил три этапа. Межнациональные столкновения привели к межрегиональному конфликту, после чего размежевание состоялось на межрелигиозном уровне, когда абхазские православные отказались подчиняться Грузинской православной церкви. Для Батуми эта последовательность будет носить несколько другой характер - межрелигиозный конфликт способен перерасти в межнациональный, после чего возможно все, что угодно. Подчеркивающая свою православную идентичность, но при этом ориентирующая на Евросоюз Грузия сегодня попала в сложное положение.

К 35-летию Патриаршества Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II

20 лет - это много или мало? В истории Аджарии - целая эпоха. В конце 1980-хгодов местное население здесь было мусульманским, в Батуми действовал единственный православный храм. Сегодня 75% аджарцев исповедуют православие. Эта метаморфоза перехода целого региона из ислама в православие, а вернее возвращения к истокам, к вере предков, произошла на глазах владыки Батумского и Лазского Димитрия и при его горячем участии.

Митрополит Батумский и Лазский Димитрий (в миру Давид Шиолашвили) родился 16 февраля 1961 г. в Мцхете. Племянник Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II. Обучался во Мцхетской духовной семинарии, а затем в Московской духовной академии, которую закончил в 1986 г. со степенью кандидата богословских наук (диссертация посвящена ранней истории Грузинской Церкви). В 1985 г. рукоположен во диакона, в 1986 г. - во священника. Служил в Никольском храме в Батуми, с 1987 г. в кафедральном соборе святого Георгия в Кахетии. В 1987-1988 гг.направлен в Тбилиси, служил в Анчисхати и преподавал литургику в Тбилисской духовной академии. В 1989 г. возведен в сан протоиерея и переведен в Батуми, в кафедральный собор Рождества Богородицы. Это назначение ознаменовало начало возвращения Аджарии к православию. В 1989 г. открыт Схалтский монастырь и крещены тысячи местных жителей, исповедовавших ислам. 13 мая 1991 г. 5 тысяч мусульман и атеистов приняли православие. В том же году открыто духовное училища в Хуло и духовная гимназия Андрея Первозванного, первая церковная средняя школа СССР. Ее ректором назначен отец Давид. С 1993 г. он - ректор духовной семинарии Иоанна Богослова. В 1996 г. принял монашеский постриг, возведен в сан архимандрита, поставлен на епископскую Батумскую кафедру. В 2003 г. возведен в сан архиепископа Батумского и Схалтского, в 2007 г. - митрополита Батумского и Кобулетского (с 2009 г. Батумского и Лазского). С 2009 г. управляющий грузинскими приходами в Северной Америке и Канаде.

Миновав Имеретию и Гурию, мы въезжаем в Батуми, который просто не узнать! Украшенная пальмами набережная, европейский «старый город», силуэты небоскребов, новостройки причудливой архитектуры. У меня мелькает мысль: удивительно, вместе с возрождением православия в Аджарии началось и возрождение светской жизни в крае.

Как это было в 2003 году , митрополит Димитрий тепло встречает нас и радушно показывает епархию. Мы ступаем по уже знакомым местам и диву даемся: детский дом не только достроен, но в нем во всю кипит жизнь, рядом возводится лавра всех Грузинских святых, над Батуми словно ангел-хранитель города парит новоотстроенный храм Святой Троицы. «Аджарское чудо, - считает владыка, - это воля Божия и заслуга Святейшего Патриарха Илии II».


Аджария между атеизмом, исламом и православием

Владыка, когда Вас в 1986 году направили на служение в Батуми, сколько здесь было православных верующих аджарцев?

Тогдашняя епархия была большая. Сейчас из нее выделились три епархии: Верхней Аджарии, Гурии и Аджарии. Когда меня прислали на служение, еще был Советский Союз, и в Верхнюю Аджарию нас не пускали. Именно там жило местное население (аджарцы - это грузины, которые говорят на местном диалекте, близком к мегрельскому, и на тот момент исповедовавшие ислам - А.Н.) . В храме святителя Николая, единственном во всей епархии, была только одна верующая семья аджарцев (ее обратил наш Патриарх во время своего служения в Батуми).

- А кто же были прихожане Свято-Никольской церкви?

Русские, грузины из Гурии и Имеретии. Местные не ходили. Для них действовала мечеть. Знаете, без преувеличения могу сказать: в настоящее время около 75% местных - православные (согласно переписи населения 2002 года). А тогда около 75% местных - это были мусульмане.

В это трудно поверить! Чем Вы объясняете такой «катехизаторский» успех?!

Это воля Божия. Это чудо Божие, не объяснимое одной лишь проповедью. Еще местные мусульмане очень уважают .Как-то я получил письмо от одного ходжи из Верхней Аджарии. Он в простоте сердца спрашивал: а нельзя ли, чтобы Патриарх Илия руководил и вами, православными, и нами, мусульманами? Представляете, какая детская душа?!

- В Москве несколько лет тому назад за проповедь среди мусульман был убит . А здесь были опасные моменты?

Были, но так опасно, конечно, не было. Понимаете, наши мусульмане не создают нам проблем. Они к нам переходят. У одного батюшки из Хуло (это Верхняя Аджария) была бабушка, убежденная мусульманка. И как-то этот батюшка подошел ко мне и сказал, что хочет бабушку проведать. Я ему предложил: «А ты скажи ей, что владыка благословил тебя стать христианкой». Он передал мои слова бабушке. Та задумалась и неожиданно согласилась. Мы ее окрестили, и теперь она с любовью носит крест.

Помню одного ходжу, тоже из Верхней Аджарии. Он со мной делился: у меня трое детей. Один ходит в мечеть, другой - в православный храм, а третий никуда не ходит. Вот за этого я переживаю больше всего. Таково мировоззрение местного населения.

Исламизация края

- Выходит, что Ваши мусульмане – не типичные мусульмане?!

Они нетипичные, конечно. У нас много священников из мусульманских семьей. Есть два священника из семьи муллы, получившего в Стамбуле высшее теологическое образование. И его внук - священник, ректор семинарии.

Вообще, христианизация Иверии пошла из нашей епархии. Наша епархия - , я лишь его наместник (улыбается.). Тут, в Верхней Аджарии, сохранились руины храма Архангелов, построенного апостолом Андреем. Это первый в Европе храм! Именно через Аджарию шли на проповедь в Иверию апостолы Симон и Андрей. Затем они были здесь вместе с Симоном Кананитом и Матфием. Первый мученически погиб близ Сухуми, а второй - около Батуми (его мощи лежат в Гонийской крепости, и после окончания раскопок мы хотим построить там храм).

Но с ХVI века Аджария стала объектом непрерывной турецкой агрессии. Захватчики постепенно обратили население в ислам, уничтожили все, кроме Схалтской, церкви. Трижды пытался переступить ее порог ходжа, но падал навзничь, сраженный сильным ударом камня. Храм у турок прослыл «местным шайтаном», его оставили в покое.

По свидетельствам путешественников, в XVII–XIX веках в Аджарии были тайные христиане. Но, к сожалению, и они, в конце концов, стали мусульманами.

В 1878 году в результате Русско-турецкой войны Аджария освободилась от турецкого засилья и была присоединена к Российской империи. На смену туркам пришли большевики, мусульман страшнее. Среди прочих они взорвали храм святого Александра Невского, возведенный в честь победы над турками, а на его месте соорудили гостиницу «Интурист».

Зачем та дорога, что не ведет к храму?

И вот, когда я приехал сюда в 1989 году, то потихоньку с благословения нашего Патриарха, мы начали. Святейший часто приезжал в Батуми сам. Мы с ним поднимались в горы, в древний Схалтский храм, который открыли в 1989 году. Тогда же мы крестили около тысячи местных аджарцев-мусульман. В этом же году по милости Божией в Батуми был открыт кафедральный собор Рождества Богородицы. Это тот самый храм, в котором снимали фильм Тенгиза Абуладзе «Покаяние».

И потом пошли массовые крещения по всей Аджарии. 13 мая 1991 года мы крестили в Батуми 5 тысяч мусульман и атеистов. Святейший Патриарх, вспоминая грузинскую историю, говорил тогда: «Не Грузия должна обратить в христианство Аджарию, но Аджария нас».


- Как Вы вели проповедь среди аджарцев-мусульман?

Рушился Советский Союз, и по всей Грузии были сильны патриотические настроения. Аджарцы понимали, что ислам их заставили принять силой. Нашей главной задачей было - обратить интеллигенцию. Ведь интеллигенция здесь и везде - это пример для других слоев населения. Когда мы обратили интеллигенцию, она нам потом и помогла в проповеди. Люди, видя, что культурная и научная элита стала на сторону христианства, тоже принимали православие, слава Богу!

Аджарцы понимали, что они грузины, а значит, христиане, и обращались. Традиции они хранили всегда. Когда пекли мчади (традиционные грузинские лепешки - А.Н.), то ставили на них крест. Ставили крест и при изготовлении сливочного масла. В XIX веке еще некоторые тайно носили кресты, красили яйца на Пасху. В домах хранили иконы. Помню, я путешествовал по Верхней Аджарии и встретил семью, где мне показали спрятанный крест. Все-таки местное население очень бережно относилось к христианству.

Аджарское чудо

- Что из себя представляет епархия сегодня?

Сейчас мы заканчиваем строительство храма Иоанна Богослова прямо на самой турецкой границе. В епархии действуют 4 женских монастыря и 2 еще мы строим. Есть и мужские монастыри. Исторических не осталось, все новые, кроме Схалты. В ущелье Китриши оставался разваленный храм Хину, бывший кафедральный собор. Турки во время Русско-турецкой войны этот храм взорвали. Мы открыли там монастырь, отстроили храм. В этом же ущелье, в позапрошлом году, открыли женский монастырь. И еще на границе построили очень красивый храм в честь Андрея Первозванного… Возле Батуми сейчас строим лавру Всех грузинских святых. Открыли церковный детский дом, действует дом милосердия для пожилых людей, слава Богу за все!

- Да, владыка, замечательно!

Это воля Божия! Это чудо Божие! И заслуга наших священников, нашего Патриарха, столь почитаемого местным населением. Ну и я принял какое-то участие во славу Божию.

Святейший Патриарх

Вот уже скоро, в декабре, исполнится 35 лет Патриаршества Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха Илии II, при котором Грузинская Церковь буквально расцвела дивным цветом. Вам выпало великое благословение в жизни быть рядом с Патриархом с самого детства. Расскажите, пожалуйста, об этом необыкновенном человеке, о Вашей семье!

Я помню Патриарха с детства. Я родился в 1961 году, и Патриарх крестил меня в Самтавро. Мы жили в одном доме в Мцхете. Где-то 4 года тому назад по благословению Святейшего, наш дом мы передали Церкви, и там открылся мужской монастырь в честь святого Георгия Победоносца.

Наша родня - из Казбеги. Там родились мой отец и Патриарх, их братья и сестра. Потом, в начале 1930-х годов, семья переехала в Северную Осетию, в Орджоникидзе (совр. Владикавказ). Там отец Патриарха Георгий был представителем тогдашнего Патриарха Каллистрата (Цинцадзе). До сих пор стоит храм, на котором есть ктиторская надпись с именем Георгия Шиолашвили (он купил дом и открыл в нем храм). В этом храме отец Патриарха служил старостой и каждое воскресенье водил туда детей, все они причащались.

Маму Патриарха звали Наталия, она была добросердечная и благочестивая женщина. В ее жизни произошел такой случай: как-то она возвращалась на грузовике в Орджоникидзе. Когда они проезжали мимо храма Святого Георгия, она попросила водителя остановить машину, чтобы зажечь свечу. Он остановил. Наталия зажгла свечу, и они поехали дальше, на Крестовый перевал. Дорога была сложная. Приключилась беда: машина соскользнула в ущелье. При этом все пассажиры остались живы. Все подходили к матери Патриарха и целовали ее. Они поняли, что спаслись благодаря ее молитве.

Через год после Патриарха родился его двоюродный брат Рафаил. Георгий, его отец, что-то строил тогда во дворе, и на листе бумаги он написал: «или Ираклий (так звали Патриарха), или Рафаил станет Патриархом Грузии». Этот лист он поместил в бутылку и заложил в фундамент. Потом сделал копию (которая находится сейчас в нашем церковном архиве в Тбилиси). Удивительно, правда?!

Святейший Патриарх очень почитает своих родителей, он написал их портреты, часто служит панихиду по ним, раздает в память о них сладости.

- Наверное, благочестие родителей повлияло на выбор пути Патриарха?

Думаю, это заслуга его отца. Патриарх окончил духовную семинарию и академию в Загорске. Ему предлагали остаться там преподавателем, но он вернулся в Грузию и принял монашество в храме святого Александра Невского в Тбилиси от митрополита Зиновия (Мажуги). Недавно Патриарх вспоминал, как после пострига его привели к тогдашнему патриарху Мелхиседеку III (Пхаладзе). Тот долго смотрел на него и произнес: «Если бы у меня было хоть несколько таких молодых, я бы возродил всю православную Грузию».

Патриарха рукоположили во диакона, затем во священника и направили служить в Никольский храм в Батуми. А в 1963 году его рукоположили во епископа Батумского и Шемокмедского и направили в Гурию. А оттуда перевели в Абхазию в 1967 году. Сложная была ситуация! По всей Грузии действовало лишь несколько женских монастырей.

В Мцхете, в женском монастыре, устроили Швейную фабрику, отшивали подушки и одеяла. Мама там работала (она сирота, родилась в Мцхете, ее воспитали и выдали замуж монахини, к которым она всегда хотела вернуться и вернулась, приняла в Самтавро постриг с именем Анна). Верующих было мало. Мы часто ходили в храм, на службах стояло 3–4 человека, псаломщицами служили тайные монахини.

Духовную семинарию открыли в Тбилиси только в 1963 году (и это, когда по всей России закрывали!). Епископ Илия был первым ректором. А уже став Патриархом, он возобновил первый мужской монастырь в Бетании, пригласил монахов из России. Постепенно он стал думать об духовной академии, чтобы грузинские священники имели возможность на месте получать высшее образование. И около 1987 года была открыта Тбилисская духовная академия (я был назначен ее ректором).

Таланты

Мы знаем о многих талантах Патриарха: он пишет иконы, рисует, сочиняет музыку, ваяет. Эти таланты проявлялись у него с детства?

Да. Он и медициной еще в детстве занимался. Даже после окончания школы поступил в Медицинское училище на Северном Кавказе, но потом передумал и отправился в Загорск в семинарию. Там он рисовал, занимался музыкой. Сейчас многие песнопения Патриарха настолько вошли в традицию, что люди думают, они народные, например, «Святый Боже», «Аллилуия», ектении. Святейший до сих пор пишет музыку.

Однажды Патриарх созвал нас, архиереев, и благословил заниматься иконописанием. Он думает, что раз у него к этому есть талант, то и у нас тоже есть (владыка улыбается…). И мы с благословения Патриарха начали. У некоторых архиереев, что удивительно, получилось! Я сам несколько икон написал. Потом Святейший снова нас собирает и говорит: надо заниматься музыкой, купите себе инструменты!

Тут я подошел и отпросился: «Ваше Святейшество! У меня нет таланта, пожалуйста, освободите от этого послушания». Других не освободил. Некоторые архиереи так и музицируют. Есть у нас среди архиереев мультипликаторы (владыка Исаия, у него недавно проходил Всемирный фестиваль мультипликации в Никози близ Цхинвали), есть режиссеры (владыка Николай) … Святейший Патриарх всегда поддерживает развитие творческих талантов.

А возрождение церковных искусств (пение, архитектура, иконопись, эмаль…) - тоже инициатива Святейшего Патриарха?

Да. Когда он стал Патриархом, никакая сфера церковной жизни не действовала. Абсолютно все ожило благодаря ему. Начали создаваться группы по иконописанию, церковные хоры, стали возрождать церковные ремесла. Древние песнопения разыскивали по рукописным архивам Грузии и России. Сейчас в основном в храмах исполняют именно древнегрузинские песнопения. Восстановлена традиции старо-грузинской архитектуры. Все это заслуга нашего Патриарха.

Какие качества, какое отношение к жизни Святейший Патриарх старается воспитать в Вас, в своих духовных чадах?

Он никогда не заставляет. Все добровольно. Но иногда бывает строг. Как святые отцы говорят: когда наказываешь детей, всегда в другой руке держи сладкое, «кнут и пряник». Нельзя наказывать без сладкого. Так и наш Патриарх. С ним всегда очень сладко: от него изливаются любовь, нежность и уважение ко всем.

Фотографии - из архива Батумской и Лазской епархии, из открытых Интернет-источников. Автор сердечно благодарит протоиерея Захария Перадзе, Тамуну Хчаидзе, Маю Гагуа, Ирму Косашвили за помощь в подготовке этого материала.