Конспект чтения художественной литературы в детском саду. Конспект од по чтению художественной литературы в средней группе детского сада

Лариса Коваленко
Конспект открытого занятия по чтению художественной литературы. Сказка В. Сутеева «Палочка-выручалочка»

Тема Сказки русских писателей . В. Сутеев “ Палочка-выручалочка” .

Цель : Знакомство детей с новой сказкой В . Сутеева .

Образовательные :

Ввести в круг чтения детей новую авторскую сказку ;

Формировать основы читательской самостоятельности - умение называть произведение (фамилию автора, заголовок, определять жанр и тему;

Углублять знания детей о творчестве В. Г. Сутеева ;

Совершенствовать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (ответы на вопросы) о содержании произведения, о героях и их поступках, эмоционально реагировать на литературное произведение ;

Учить пересказывать отрывок из сказки , опираясь на иллюстрацию.

Развивающие :

Развивать интерес и любовь к книге;

Продолжать формировать умение слушать собеседника, полно и точно выражать свои мысли.

Воспитательные :

Воспитывать чувство сопереживания, дружеские взаимоотношения.

Материалы и оборудование (дидактические, наглядные, технические и др.) : иллюстрации к сказке В . Сутеева «Палочка-выручалочка » , книги для выставки В. Сутеева , презентация PowerPoint(2003, аудиозапись сказки В . Сутеева «Палочка -выручалочка » , посылка с предметами (елочка, яблоко, мешок, яблоки, гриб, палочка , сказка В . Сутеева “ Палочка-выручалочка” .

Планируемые результаты : знает имя автора сказки , умеет пересказывать содержание сказки , опираясь на иллюстрации.

Виды детской деятельности : коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) ; восприятие художественной литературы и фольклора ; музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений) ; двигательная.

Ход деятельности.

1. Организационный момент. Вводное слово воспитателя.

Приветствие.

Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица?

Или чья-то сердитая речь?

И ответную искру зажечь.

Подарите улыбку друг другу.

А теперь, подарим свои улыбки друг другу, гостям, тем самым пожелаем добра и счастья.

2. Основная часть.

Ребята, обратите внимание на эту выставку детских книжек. Они вам знакомы? Как вы думаете, кто их автор? Верно, все эти сказки написал Владимир Сутеев . Может быть, среди этих сказок есть те , которые вам особенно запомнились? Назовите их. Ребята, так вы догадались, о чем пойдет сегодня речь на занятии ? А вы что-нибудь знаете об этом писателе? А человека, который может двумя руками одновременно творить такие чудеса, каким словом можно назвать? Художник и писатель в одном лице - это настоящий волшебник! Жил да был на свете волшебник - Владимир Сутеев . Он рисовал картинки для детских книжек,сочинял сказки и снимал для ребят мультфильмы. И были у него три волшебные палочки –карандаш , кисточка и авторучка. Возьмет он одну в руку – история сочиняется, возьмёт две другие- рисунок чудесный выходит, красочный. И все его любили, потому что детские волшебники бывают только добрыми!

Сюрпризный момент. В группу вносят посылку.

Стук в дверь. В группу вносят посылку. Ребята, давайте заглянем в нее. Здесь очень интересные предметы (елочка, яблоко, мешок, гриб, палочка ) . Кто бы мог прислать нам эту посылку?

Угадайте, из каких сказок эти предметы ? (Дети называют сказку ) .

Ребята, в нашей посылке остался еще один предмет. Посмотрите, вот он (палочка ) .

Как вы думаете, почему она среди этих вещей?

Может быть, она волшебная? Или самая обычная?

Какую услугу она нам может оказать?

Эта палочка принадлежит одному из героев произведений Сутеева – ежу .

И оказывается, простая палочка может пригодиться , помочь, а как она может помочь, вы узнаете, познакомившись с произведением В. Г. Сутеева «Палочка-выручалочка » . Послушайте текст.

Первичное слушание произведения. (С показом слайдов – иллюстраций к сказке ) .

Понравилось ли вам произведение?

Ребята, как вы думаете, что я вам прочитала? (Сказку ) .

О ком эта сказка ?

Кто главные герои сказки ?

Кто вам понравился больше и почему? (Больше понравился ежик, потому что оказался смелым и добрым, не бросал своего друга в беде, а все время его выручал).

Что еще вы можете сказать про Ежа ? Какой он? (Вежливый, воспитанный, смелый, добрый, умный, находчивый, сообразительный)

Почему УМНЫЙ, почему СМЕЛЫЙ, почему НАХОДЧИВЫЙ?

А что вы можете рассказать о Зайце ? Какой он? (Невоспитанный, грубый, трусливый, но благодарный) .

(Дети показывают картинку с качеством, соответствующим характеристике главного героя).

. Сутеев ).

Какую помощь оказывала друзьям эта палочка ?

Как назвал Еж палку в первый раз? Во второй раз? В третий? В четвертый?

Физкультминутка.

Представьте, что у вас такая палочка . Покажите, что она скакалочка, вытягалочка, поднималочка, выбивалочка.

Итак, какое произведение вы слушали? (сказка “ Палочка-выручалочка” В . Сутеев ).

Я уже поняла, что сказка вам понравилась . Скажите, сколько же всего происшествий случилось с Зайцем и Ежом по дороге домой?

Попал ли домой Заяц?

Кто его там ждал?

Кто же на самом деле выручал Зайца из беды, кто был его палочкой-вы-ручалочкой ?

Изменился ли заяц, когда его выручил ежик? (Он сказал ему спасибо ) .

Что понял заяц в конце истории?

Почему палочку зайчик назвал волшебной?

В чьих руках простая палочка может стать волшебной.

- О чем гласит эта пословица : «Хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце» ?

2-ая физминутка.

Вы, наверное, устали? Да!

И, поэтому, все встали!

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

А теперь все замолчали,

И, как зайки, поскакали.

Поскакали, поскакали

И за кустиком пропали.

А как вы думаете, может быть, Еж напрасно помогал Зайцу, насмешнику и зазнайке? (Еж добрый, умный, пропуская мимо ушей обиды, «дразнил-ки» , сам хуже от этого не становится. А Зайца он учит ценить добро и делать добро другим).

- Здесь уместна еще одна пословица : «Только тот и хорош по-настоящему, с кем дорога вдвое короче, а трудности вдвое легче».

Чему учит нас сказка ? (Не только палка, но и любая вещь может стать волшебной, если окажется в руках умного и доброго человека).

4. Работа по содержанию.

Пересказ понравившегося фрагмента сказки с опорой на иллюстрацию.

Кто из героев вам больше всего понравился и почему?

Что главное из сказки вы для себя узнали ?

В чьих руках простая палочка стать волшебной ? (У кого умная голова да доброе сердце) .

(Не только палка, но любая вещь может стать волшебной, может приносить пользу, оказывать помощь, если окажется в руках умного и доброго человека).

Так что важнее - палка или ум?

(Важна не палка, а умная голова, да доброе сердце) .

Стихотворение детей :

Мой добрый друг, пожалуйста,

Добро совершать не бойся.

Помог кому-то и радуйся,

Награды не надо большей.

Рефлексия.

Под песню «Мир похож на цветной луг…» дети выбирают картинку, соответствующую их настроению.

Дома расскажите эту сказку родным и придумайте продолжение сказки о том , как заяц использовал палочку-выручалочку .

Конспект НОД
для детей старшей группы
«Чтение стихотворения Ю. Мориц «Домик с трубой»


Цель:
приобщение детей к поэзии через ознакомление со стихотворением Ю. Мориц «Домик с трубой», посредством интеграции образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Образовательные задачи
— Познакомить со стихотворением Ю. Мориц «Домик с трубой» учить устанавливать многообразные связи в произведении, проникать в авторский замысел: используя приемы визуализации текста с помощью: иллюстраций, фотографий; многократного чтения текста (воспитателем); беседы по тексту.
— Вызвать интерес к стихотворению и желание слушать его; учить детей видеть за словами образы и настроение произведения
— Помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов — «чурки», «раскалялись», «томилась», «небосвод», «не повадилось», «струилась»;
— Помочь детям почувствовать красоту и выразительность стихотворения, обращая внимание на выразительные средства: метафоры, эпитеты, на композиционное построение произведения:
1 часть – воспоминания о жизни в деревенском доме;
2 часть – фокусник дым;
3 часть — картина про дым.

Развивающие задачи:
— Развивать внимание, память, восприятие.
— Развивать интерес к стихам, как к литературному жанру.
— Развивать диалогическую речь через формирование умения отвечать на вопросы по содержанию произведения. — Формировать литературный вкус.

Воспитательные задачи:
Воспитывать любовь к поэзии, доброе отношение, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей.

Коррекционно-логопедические задачи:
обогащать словарный запас - «чурки», «раскалялись», «томилась», «небосвод», «не повадилось», «струилась»;

Развивающая предметно-пространственная среда:
Демонстрационный материал: почтовая коробка – посылка, иллюстрация домовенка Кузи, цветные иллюстрации с изображением различных домов, дыма из труб.

Предварительная работа:
чтение художественных произведений о домах, беседы о различных строениях

Также интересное занятие по художественной литературе:

Создание мотивации:
Раздается стук, вносится посылка от домовенка Кузи.(В посылке фото домовенка, домов с дымами, похожими на различные предметы, изба, стихотворение, иллюстрация к стихотворению, заготовки с изображением домиков с трубой для дорисовки дыма)
— Посмотрите, что нам передали, как вы думаете что это?
— Это посылка от домовенка Кузи
— Хотите узнать, что в посылке?
— Посмотрите, нам Кузя прислал свое фото и письмо, прочитать вам?

Письмо:
«Дорогие дети я живу в деревне Лапти в маленьком домике, под большой печкой. Очень люблю осень и зиму, когда люди растапливают печь, я сажусь на подоконник и наблюдаю, как из печных труб вырывается дымок. И мне сразу вспоминается стихотворение Юнны Мориц «Домик с трубой». Мне бы очень хотелось, что бы и вы увидели эту красоту и пофантазировали со мной. С нетерпением жду нашей встречи, ваш домовенок Кузя».

— Посмотрите, Кузя прислал нам фото своего домика. (Показ избы внутри) Дом одноэтажный, в нем одна большая комната, и большая печь, под которой он и живет. И когда люди уходят из дома, он садится на окно, и послушайте, что он видит.

Чтение стихотворения:
ДОМИК С ТРУБОЙ
Помню я, в детстве над нашей избой
В небо струился дымок голубой,
Чурки пылали за дверцей в печи
И раскаляли огнём кирпичи,

Чтобы держался наш домик в тепле,
Пшённая каша томилась в котле!
И, напевая, летел в дымоход
Дым, согревая зимой небосвод.

Очень мне нравился фокусник-дым,
Он развлекал меня видом своим,
Он превращался в дракона, в коня,
Он заставлял волноваться меня!

Мог он построить над нашей трубой
Царство любое и город любой,
Всякое чудище мог победить,
Чтоб не повадилось людям вредить!

Жалко, что этот дымок голубой
В сказку отправился вместе с трубой!
Чтобы теперь у него побывать,
Надо картинку нарисовать:

Домик с трубой, домик с трубой,
В небо струится дымок голубой!

— О чем это стихотворение?
— Ребята, а вы услышали в стихотворении новые незнакомые слова?
Чурки пылали — короткий обрубок дерева
За дверцей в печи
И раскаляли огнём — сильно нагреться
Кирпичи,
Чтобы держался
Наш домик в тепле,
Пшённая каша
Томилась в котле! — Сваренная каша ожидала, доходила до готовности.
И, напевая,
Летел в дымоход – канал для выхода дыма из печи, топки в трубу
Дым, согревая
Зимой небосвод. – открытое небо в виде купола, свода
Всякое чудище
Мог победить,
Чтоб не повадилось — не хотелось
Людям вредить!
Домик с трубой,
Домик с трубой,
В небо струится — вытекать маленьким потоком
Дымок голубой!

— Оказывается, Кузя прислал нам еще и фотографии с изображением дымящих труб. Смотрите, какие интересные дымы. Посмотрите, на что похожи эти дымы?

Физ.минутка:
— Встаньте, сейчас мы с вами поиграем в игру «Ветер волнуется», а когда ветер волнуется, дым принимает различные формы. Вы и будете сегодня дымом.
«- Ветер волнуется раз, ветер волнуется два, ветер волнуется три. Волшебный дымок, на месте замри».
— Посмотрите какой дым волшебный у нас, вот этот похож…, (2 раза)

Повторное прочтение стихотворения:
— Давайте еще раз прочтем стихотворение Юнны Мориц «Домик с трубой» (читаю)
— Что же видит из окна Кузя? (ответы детей)
— А что происходило в доме, когда топилась печь?(ответы детей)
— Как в стихотворении Юнны Мориц, называется дым? (фокусник)
— А почему его так назвали?(ответы детей)
— С каким настроением Кузя вспоминает об этом?
— Вы заметили, что в стихотворении есть какая-то просьба? (нарисовать)
— Посмотрите, в нашей посылке, есть еще домики с трубой, давайте каждый из вас придумает свой необычный дымок и нарисует его.

Рисование дыма:
Дети проходят за столы и рисуют дым, затем работы вывешиваются на доску.
— Я уберу Кузины дымы, а ваши повесим и посмотрим на них, я ещё раз прочту стихотворение Юнны Мориц «Домик с трубой», а вы послушайте.

Чтение стихотворения третий раз:
— Как называется стихотворение, которое вы слушали? (ответы детей)
— Скажите, кто написал стихотворение «Домик с трубой»? (ответы детей)
— Как вы думаете, наши рисунки подходят к стихотворению? (ответы детей) Конечно, ведь у вас у каждого получился очень необычный и волшебный дым.
— Давайте отправим наши рисунки Кузе, пусть он тоже посмотрит и пофантазирует.

Убираем рисунки в посылку, закрываем и приклеиваем обратный адрес.
— Вечером вы покажите свои рисунки родителям, расскажите какое волшебное стихотворение мы слушали, а потом запакуем рисунки в посылку и отправим Кузе.

Название: Конспект НОД по художественной литературе для детей старшей группы «Чтение стихотворения Ю. Мориц «Домик с трубой»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, художественная литература, Старшая группа

Должность: воспитатель
Место работы: МКДОУ г. Новосибирска «Детский сад №36 комбинированного вида «Поиск»
Месторасположение: г. Новосибирск

Тема : Чтение художественных произведений. «Жадная душа- без дна ушат» (по произведениям Я. Акима «Жадина», 3. Александровой «Подарили нашей Вере»).

Цель : учить детей чувствовать и понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью; развивать у детей диалогическую речь; воспитывать дружеские отношения между детьми; формировать у детей способность находить положительное решение в конфликтных ситуациях - поиск компромиссного решения, умение считаться не только с собственными желаниями.

Ход занятия

Воспитатель рассказывает детям, как недавно она наблюдала на улице такую картину: сидели на лавочке две подружки и плакали...

Хотите узнать, что с ними случилось?

Шар надутый две подружки

Отнимали друг у дружки -

Весь перецарапали.

Лопнул шар. А две подружки

Посмотрели - нет игрушки,

Сели и заплакали.

Как вы думаете, из-за чего поссорились подружки? (Из-за шарика, шарик не поделили.)

Почему они заплакали? (Своей ссорой они добились того, что шарик лопнул.)

Как нужно было им играть? (Играть вместе, дружно, делиться, уступать, играть по очереди...)

Хорошо, что потом эти девочки помирились и дальше играли вместе дружно. Ребята, а у вас бывает, что вы тоже ссоритесь друг с другом? Из-за чего возникают ссоры? (Не берут в игру, обижают словами, дерутся, не делятся игрушками и т. д.)

Да, к сожалению, часто и дерутся, и обижают словами друг друга из- за того, что дети не делятся игрушками.

А как можно назвать человека, который никогда ничем и ни с кем не делится? (Плохим, жадным, злым, жадиной, эгоистом и т. д.)

Наверное, жадным быть хорошо? Ему больше всего достается!

- Послушайте стихотворение Я. Акима и догадайтесь, про кого оно.

Кто держит

Конфету свою

В кулаке,

Чтоб съесть ее

Тайно от всех

В уголке.

Кто, выйдя во двор,

Никому из соседей

Прокатиться

На велосипеде.

Кто мелом,

Резинкой,

Любою безделицей

Ни за что

Не поделится, -

Подходящее дадено...

О ком это стихотворение? (О жадине.)

Подходящее дадено...

Даже не имя,

А прозвище -

Какого человека называют жадиной? (Того, кто ест один конфету в уголке, кто не дает кататься на велосипеде, кто ничего не дает другим...)

А вам хотелось бы дружить с жадиной?

Послушайте, как говорится об этом в стихотворении.

Я ни о чем

Не прошу.

В гости я

Не приглашу.

Ребята, а из жадного ребенка может получиться хороший друг? А просто хорошим человеком он может стать? Автор считает, что из такого человека ничего хорошего не получится.

Не выйдет из жадины

Друга хорошего,

Даже приятелем

Не назовешь его.

Честно, ребята, скажу -

С жадными

Я никогда

Не дружу.

Ребята, а вам жалко жадину? (Ответы детей).

Может, ему можно еще как-то помочь? Как вы думаете? (Простить его, научить делиться, первым предложить самому что-нибудь, подарить игрушку, не обижаться на него, не ссориться, может быть, он поймет - и исправится...)

Хорошо, что у нас в группе нет таких жадин. А если вдруг появится, мы с вами знаем, как ему помочь.

Ребята, а как можно назвать человека, который всем, что у него есть, делится с другими? (Хорошим, добрым, нежадным, щедрым, радушным и т.д.)

Послушайте стихотворение 3. Александровой и подумайте, о каком человеке здесь говорится: о жадном или о щедром?

Подарили нашей Вере

Шарик с красным петушком.

Ой, какой красивый шарик,

Все мечтают о таком!

Но поднялся ветер вдруг,

Шарик выхватил из рук.

Подошла к подружке Таня:

Ну, чего же мы стоим?

Шарик твой мы не достанем,

Так давай играть моим.

Посмотри, цветок на нем,

Будем с ним играть вдвоем.

Как зовут героинь стихотворения? (Вера, Таня.)

Какой шарик подарили Вере?

Как вы думаете, Тане понравился Верин шарик? (Конечно же, понравился, ей тоже хотелось бы играть с таким шариком.)

Что случилось с шариком? (Улетел.)

Что чувствовала Вера, когда шарик улетел? (Отчаянье, горе, жалость к шарику, обиду, что у нее теперь нет игрушки.)

Как вы думаете, если бы шарик у Веры не улетел, она дала бы Тане поиграть с ним? (Ответы детей).

Что сделала Таня, когда случилась беда? (Предложила свою игрушку для игры.)

Почему Таня так поступила? (Потому что она была добрая, отзывчивая, помогла в тяжелую минуту своей подруге, не пожалела своей игрушки, для нее важнее дружба, а не игрушки).

Ребята, а вы хотели бы дружить с Таней? Почему? (Ответы детей).

Хорошо, что у нас в группе очень многие дети похожи на Таню. И поэтому вы - дружные ребята.

Давайте поиграем в игру «Если бы...»

Что бы вы сделали...

Если бы у тебя, Саша, было одно большое яблоко?.. (Я бы поделился со всеми ребятами, разрезал бы ножом на много частей.)

Если бы у тебя, Марина, была новая, красивая кукла?.. (Я бы принесла ее в детский сад и дала бы поиграть всем ребятам.)

Если бы у тебя, Никита, была большая грузовая машина?.. (Я бы со всеми ребятами играл бы в игру «Строители».)

Если бы у тебя, Максим, были разноцветные карандаши и фломастеры?.. (Я бы раздал всем ребятам, и мы бы вместе рисовали.)

Если бы у тебя, Света, была бы одна маленькая конфетка?.. (Я бы подарила ее подруге.)

Конспект занятия по чтению художественной литературы

в подготовительной к школе группе

Образовательная ситуация «Знакомство детей с рассказом В.А. Осеевой «Почему»

Вершинина Наталья Александровна,

воспитатель 1 кв. категории

МАДОУ № 3 «Морозко» г. Северодвинск

Программное содержание:

Подвести детей к восприятию художественного произведения, пониманию авторского замысла;

Создать условия для осмысления детьми содержания текста и значения пословиц;

Подвести детей к пониманию нравственного смысла рассказа, к мотивированной оценке поступков героев;

Закреплять умение детей отвечать на вопросы полным предложением, используя слова и словосочетания из текста; умение вести диалог;

Закреплять умение рассматривать иллюстрации;

Развивать слуховое восприятие, внимание, логическое мышление; умение работать в подгруппах;

Воспитывать умение слушать длинный рассказ, рассуждать, слушать ответы других, не перебивая, а дополняя;

Воспитывать уважительное отношение к близким, сопереживание.

Словарь: фотографическая карточка.

Материалы: выставка книг В.А. Осеевой, портрет автора, приложение – мультимедийная презентация «Иллюстрации к рассказу», ребус «Собери пословицу» (из букв, сделанных с помощью пластилиновой аппликации), дидактическая игра «Собери пословицу» (из слов).

Предварительная работа: чтение произведений В. Осеевой, пластилиновая аппликация «Буквы» (грунтование).

Методические приёмы: организационный момент, объяснение воспитателем новых слов, выразительное чтение рассказа воспитателем, беседа о прочитанном, рассматривание иллюстраций, ребус «Собери пословицу», дидактическая игра «Собери пословицу» (из слов), физминутка.

Ход:

Ребята, мы вчера с дочкой ходили в детскую библиотеку и встретили там мальчика, который читал книгу и был очень расстроен. Мы спросили его, что с ним случилось. Оказалось, что мальчик переживал о том, какая история случилась с героем из книги Валентины Осеевой. Конечно же, библиотекарь предложила взять эту книгу к нам в детский сад. Хотите услышать эту историю? (дети проходят на места )

Обратите внимание, что у нас в группе выставка книг В. Осеевой, которые мы с вами уже читали. Вы помните, что Валентина Осеева писала свои книги очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были совсем маленькими? (обратить внимание на выставку и портрет писателя )

Какие рассказы вы помните, о чём они? («Волшебное слово», «Синие листья», «Три товарища», «Просто старушка»; все рассказы о детях, о дружбе, о доброте и т.д. )

Рассказ называется «Почему». Давайте я сначала объясню вам незнакомые слова, которые вы услышите в рассказе.

Карточка, фотографическая карточка – так раньше называли фотографию.

Чтение рассказа воспитателем. Беседа.

- Как называется рассказ?

- Кто главные герои?

Что произошло в начале рассказа? Кто на самом деле разбил чашку?

Почему мама так расстроилась из-за разбитой чашки? (чашка – память о папе )

Что сказала мама, когда услышала звон разбитой чашки? (зачитать отрывок

«-Что это? Кто это? - Мама опустилась на колени и закрыла лицо руками. Папина чашка... папина чашка... - горько повторяла она.» )

Как вы думаете, мама догадалась, кто на самом деле разбил чашку? Ведь она была на кухне и ничего не видела?

- А пыталась ли она помочь сыну сказать правду? (Она повторяла два раза: «Ты очень испугался?» А потом: «Если ты нечаянно...» )

По каким словам в рассказе вы поняли, что мама очень расстроилась из-за обмана сына?

Давайте я прочитаю, как об этом пишет автор. (« У неё лицо потемнело, а потом она о чём-то задумалась. »; « Лицо у мамы стало розовым, даже шея и уши её порозовели. Она встала. - Бум не придёт больше в комнату, он будет жить в будке .»)

Как вы думаете, о чем могла думать мама? (Может быть, она думала: «Почему мой сын не может признаться?», «Неужели он станет обманщиком?» )

Почему мальчик сразу не сказал маме правду?

А как бы поступили вы?

Как вёл себя Бум после того, как его выгнали из дома?

Как вёл себя мальчик, о чём он думал? Что произошло ночью? (дождь, сильный ветер )

- Какие чувства вы испытывали к собаке, когда её выгнали из дома во двор?

Почему мальчик не спал сам и разбудил ночью маму?

А как вы думаете, Бум простил мальчика? В чём это выражается? (Отрывок из текста: «Бум холодным шершавым языком осушил мои слёзы… Он думал: «Почему меня выгнали во двор, почему впустили и обласкали сейчас?» )

Можно ли обманывать друзей? (Собака – друг человека. Значит, мальчик свалил свою вину на друга. )

Дети, вы немного устали, давайте отдохнём.

Физминутка

Я прошу подняться вас – это «раз».

Повернулась голова – это «два».

Руки вбок, вперёд смотри – это «три».

На «четыре»– поскакать.

Две руки к плечам прижать – это «пять».

Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».

Работа с иллюстрациями

Сейчас я предлагаю вам посмотреть иллюстрации к этому рассказу и вспомнить, какие части рассказа они передают. (Мальчик разбил чашку, Бум, мама расстроилась, Бум на улице, мальчик жалеет Бума, начинается дождь, сильный ветер, мальчик не может уснуть, будит маму, Бум дома ). Ребята, посмотрите, на этой иллюстрации мы видим папину карточку. (на первой – на стене ) – беседа по иллюстрациям.

Скажите, так вы себе представляли героев рассказа или как-то по-другому?

А сейчас вам нужно разделиться на 2 группы и выполнить задания.

1 группа собирает пословицу из напечатанных на карточках словах – «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь» (на обратной стороне карточки проставлены номера – последовательность слов в пословице).

2 группа собирает пословицу из заранее приготовленных букв – «Не мил и свет, когда друга нет». (см. приложение)

Как вы думаете, подходят ли пословицы к этой истории?

Ребята, чему нас учит этот рассказ? (Нельзя обманывать родителей, нельзя сваливать вину на других . Важно быть честным и не бояться признаваться в своих поступках близким людям . Согласна с вами, ребята. А еще я хочу вам сказать, что каждый человек имеет право на ошибку. Главное, уметь вовремя найти правильное решение, исправить свою ошибку. )

Какое новое слово вы сегодня узнали? (фотографическая карточка )

Книгу мы с вами вернём в библиотеку. И возьмём еще какую-нибудь интересную историю.

Вы сегодня – молодцы! Особенно постарались (имена детей) ….

Приложение

Конспект образовательной деятельности по чтению художественной литературы в средней группе

Тема: «Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа»».
Цель: познакомить детей с произведением Николая Носова «Живая шляпа»
Задачи:
1.Образовательные:

формировать умение детей понимать юмор ситуации;
уточнить представления детей об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров;
обогащать активный словарь посредством знакомства детей с рассказом;
2.Развивающие:
развивать диалогическую и монологическую речь воспитанников;
развитие чувства юмора, творческого изображения;
развитие коммуникативных навыков: умение отвечать полным предложением, вступать в диалог, говорить по очереди, выслушивать мнение других, не перебивая.
3.Воспитательные:
воспитание интереса к произведениям художественной литературы
воспитывать эстетические чувства через художественное произведение: помочь почувствовать красоту и выразительность поэтического языка.

Предварительная работа:
воспитателя: изучение методической литературы, разработка конспекта образовательной деятельности, подготовка необходимых материалов;
с детьми: чтение рассказов Н.Носова. Рассматривание картин, иллюстраций к рассказам.
с родителями: родителям рекомендовали читать с детьми художественную литературу, побеседовать о содержании произведений с детьми.

Организация развивающей предметно-пространственной среды:
занятие проводится в групповой комнате, дети сидят на стульях;
демонстрационный: портрет Н.Носова, иллюстрации к рассказу «Живая шляпа», книга Н. Носова «Живая шляпа»

Словарная работа:
Активизация словаря:
кабинет, шляпа
Обогащение словаря: комод, кочерга, треснуть, плюхнуть, клюшка

Особенности группы детей и их учет в ходе образовательной деятельности: исходя из того, что в группе выявлено три уровня речевого развития детей, данное занятие целесообразно провести с тремя подгруппами отдельно.

Индивидуальные особенности детей и их учет в ходе образовательной деятельности: в связи с тем, что в группе имеются дети (Женя П., Гоша Ч., Коля Ж.) с низким уровнем развития речи, необходимо активизировать их при ответах на вопросы и повторении слов и оказывать помощь при рассказывании.

Методы и приемы:
Словесные: чтение рассказа, беседа, вопросы, анализ, пояснения, составление рассказов.
Наглядные: рассматривание портрета Н.Носова и иллюстраций к рассказу «Живая шляпа».
Практические: рисование котенка, придумывание истории о котенке.
Игровые методы: игровая мотивация.

Ход образовательной деятельности:
I. Вводная часть.

- Ребята, скажите, пожалуйста, о чём я сейчас загадаю вам загадку:
Что такое, подскажите,
Там игрушки не сидят.
Книги выстроились в ряд,
Ждут читающих ребят.
Дети: книжная полка, книжный шкаф, библиотека
- Как вы догадались? У нас в группе тоже есть библиотека. Какие книги есть в нашей библиотеке?
- Сказки, рассказы, стихи.
- Ребята, вспомните, чем отличаются рассказы от сказок и стихов.
Ответы детей.
-В рассказе говориться о том, что случилось в жизни или могло случиться. В рассказе нет чудес и сказочных выражений.
- Сегодня на занятии мы познакомимся с творчеством известного писателя Н. Н. Носова. Посмотрите на его портрет. Он является одним из самых популярных и любимых детьми авторов. Его книги хочется читать и перечитывать. Писателем Николай Николаевич стал как бы случайно: когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок. В центре произведений Н. Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, ваши сверстники, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории, воспитывают в детях честность, чувство дружбы, отзывчивость, любовь к труду; в них осуждаются такие постыдные качества, как зависть, ложь, грубость и т.д..
- Ребята, а какие вы знаете произведения Н. Н. Носова?
- Послушайте рассказ Н. Носова «Живая шляпа»
II. Основная часть.
(Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа». На экране постепенно появляются картинки из рассказа).
- Вам понравился этот рассказ? (да)
- На самом ли деле шляпа из рассказа Носова была живая? (нет)
- Назовите героев рассказа (Володя, Владик).
- Почему мальчики подумали, что шляпа живая? (она поползла)
- Какие чувства испытывали мальчики при виде «живой» шляпы?(они испугались)
- Расскажите, как мальчики испугались.
- Покажите, как они испугались!
- Какое оружие мальчики выбрали для борьбы со шляпой? (картошка)
- Кому пришла в голову идея бросаться картошкой? (Вовке)
- Как узнали мальчики секрет шляпы? (швыряли картошкой и шляпа подскочила к верху)
- Оцените поведение мальчиков. Какие они?
- Объясните, почему Вадик ласкает и обнимает кота Ваську.
- Как же мальчики относятся к животным? (доброжелательно)
- Какими мы их видим в конце рассказа? (они обрадовались)
- Смешная это история или печальная? (смешная)
- А как бы вы поступили на месте мальчиков?
- Рассказ называется «Живая шляпа». Как, по - другому можно назвать этот рассказ?
- Как вы думаете, а что могло бы произойти с ребятами, если бы под шляпой оказался не кот Васька. Придумайте дома свою историю и нарисуйте рисунок к ней. А на следующем занятии мы послушаем, что у вас получилось.
Физкультминутка:
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик сесть
Семь, восемь – лень
отбросим
Рефлексия:
- Важно видеть по-настоящему, смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком-либо забавном случае.
- Чем мы занимались? (читали)
- Какой рассказ мы прочитали? Кто автор?
- Какие чувства вы испытывали, при чтении рассказа?