Презентация к уроку А.Куприн "Слон" презентация к уроку по чтению (3 класс) на тему. Технологическая карта урока по литературному чтению "А






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Оборудование к уроку: звуковая м/м презентация; мультимедийная установка; экран; выставка книг А. И. Куприна; Учебник “Родная речь” 3 класс 2 часть. Составители: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Просвещение, – М., 2010.

Ход урока

Организационный момент

Стадия вызова

(Слайд 2). “Верите ли Вы”

Учитель: Верите ли вы, что каждый из вас талантлив и уникален?

Учитель: Верите ли вы, что лошадь может ночевать в одной комнате с человеком?

Учитель: Верите ли вы, что животное может стать членом семьи?

Учитель: Верите ли вы, что родители ради своего ребёнка способны на любые поступки?

Учитель: Верите ли вы, что мы сегодня откроем для себя “простую истину”?

(Слайд 3).

Учитель: Ребята, посмотрите на экран, кто-нибудь узнал этого человека? Что вы можете о нём сказать? Опишите его, пожалуйста.

Учитель: Что вы можете сказать о характере этого человека? Добрый это человек или злой? Любит он природу, животных? Почему так решили?

Учитель: Кто он может быть по профессии? (писатель, с его произведением мы познакомились на прошлом уроке).

Учитель: О чём писал Александр Иванович Куприн? Ответы детей

Учитель: Ребята, что по вашему мнению может подтолкнуть человека, чтобы он начал писать о животных?

Учитель: Каким должен быть человек, который умеет точно передать повадки животного, его характер? (наблюдательным).

Учитель: Рассказ о А.Куприне. (Слайд 4). Александр Иванович любил жизнь, любил цирк, животных, много о них писал, а для этого изучал их повадки, характер. Особенно любил лошадей. Друг Александра Ивановича вспоминал как однажды в деревне возвращались они на лошадях из какой-то поездки к соседям. Подъезжая к усадьбе, заметили, что чья-то лошадь забралась в овёс. Друг хотел прогнать эту лошадь, но Александр Иванович подхватил ее за чёлку и привел в дом. Сел на неё верхом, заставил подняться по ступеням балкона и, как капризный ребёнок, настоял, чтобы её оставили ночевать в доме, и привязал около своей кровати. “Я хочу знать, когда и как лошадь спит, – говорил он, – хочу с ней побыть”. На другой день повторилась такая же история, но приведена была другая лошадь. Александр Иванович за ней ухаживал, кормил, поил и решился прекратить свои опыты лишь тогда, когда его спальня пропиталась запахом конюшни.

Учитель: О каких чертах характера Куприна говорит такое поведение Александра Ивановича? Кем для него были животные? Ответы детей

(Слайд 5).

Учитель: Когда Куприны жили в Гатчине в собственном зелёном домике с садом, у них водились собаки, кошки, лошади, бойцовые петухи, медвежонок, обезьянка.

(Слайд 6).

Учитель: Многие любимые животные войдут в рассказы Куприна, такие как, например, “Сапсан”, “Мария Ивановна”, “Козлиная жизнь”, “Барбос и Жулька” и др. Вы видите эти книги на экране. Если захотите их прочитать, то где это можно взять книги? Ответы детей

Учитель: Я принесла для вас несколько книг, на переменах можно с ними познакомиться. Выставка книг

(Слайд 7).

Учитель: Куприны были гостеприимными, и в их доме всегда было много народу: писатели, поэты, знаменитые актеры, художники, акробаты, композиторы и музыканты. Но не все друзья Александра Ивановича знали, каким было его детство и юность.

(Слайд 8). Портрет А.И. Куприна

Учитель: Александр Иванович Куприн родился в 1870 году, т.е. 140 лет назад, отец умер через год после его рождения. С 6 лет он воспитывался в сиротском училище. В этом училище он жил круглые сутки, подолгу не видел свою маму, поэтому испытывал огромную потребность в родительской ласке и любви.

Учитель: Ребята, почему я вам предложила послушать именно эти сведения об авторе? В чём их важность?

Учитель: Как вы думаете, когда Александр Иванович стал писателем, о чём он начал писать? (О животных, как членах семьи; о семье, о родительской любви. В его рассказах животные объединяют семью.)

Учитель: С каким произведением А. Куприна мы начали работать на прошлом уроке? Ответы детей.

Учитель: Что вы знаете о слонах? Где живут слоны? Ответы детей.

Работа над темой.

Учитель: Вы сказали, что слон не обитает в нашей стране, а где в России можно встретить слона? (В зоопарке или в цирке).

Учитель: А вы любите цирк? Когда в последний раз ходили в цирк? Кто видел слона? Где его видел? Ответы детей

Учитель: А где девочка Надя из рассказа впервые увидела Слона? (Во сне.) Давайте вспомним, с чего началась история про Надю. Ваш пересказ я буду сопровождать иллюстрациями Германа Мазурина к этому произведению. По щелчку на Слайде 8, появляется иллюстрация Г. Мазурина

Учитель: Кто сможет кратко пересказать начало рассказа? Дети пересказывают рассказ до места, в котором отец Нади отправился в зверинец, рассказ сопровождается Слайдами 9, 10.

Учитель: Что вы испытывали при чтении текста? Ответы детей .

(Слайд 11). Физкультминутка.

Учитель: Нам предстоит сложная работа, давайте немного отдохнём под хорошую песню “Розовый слон”. (слайды со слоном под песню)

(Слайд 12). Проблемный анализ. Работа в группах.

Выбор капитана, стенографиста и оратора группы.

Учитель: Ребята, я предлагаю вам проанализировать текст ответив на 5 вопросов. Вопросы на экране, распечатка вопроса у каждой команды с указанием страниц в учебнике.

Учитель: Совещаясь в группе вы находите ответ на мой вопрос и составляете рассказ-ответ.

1-я группа. Чем больна девочка? Опишите её состояние.

2-я группа. Что испытывают близкие Нади? О чём говорит их поведение?

3-я группа. Каким видит живого слона Надя? Опишите его.

4-я группа. Какие чувства испытывает Надя к слону?

5-я группа. Какой самый главный вопрос по содержанию произведения можно задать? Как вы ответите на этот вопрос?

Дети работают под музыку Слайда 12. Перед ответами учащихся, музыка по щелчку выключается.

Учитель: Давайте выслушаем первую группу. Чем же больна девочка? Выслушиваем ответы.

Учитель: Девочка болеет. Какое же состояние у её родителей? Ответ второй группы.

Учитель: Привели девочке слона?

Учитель: Девочка добилась своего – у неё есть слон. Почему ей выбирают самого большого слона: ведь есть еще два маленьких?

(Слайд 13). (Звуки слона по щелчку.)

Учитель: Послушайте, вот какие звуки издаёт живой слон. Посмотрите на фотографии, правда, слон похож на слона из рассказа?

(Слайд 14).

Учитель: Каким видит слона Надя, нам напомнит 3 группа. Слайд сопровождает ответ группы.

Учитель: Какие чувства Надя испытывает к слону, может это был всего лишь каприз? Как считает следующая группа? Выслушиваем ответ 4 группы.

Учитель: Очень интересно узнать, какой вопрос подготовила для нас 5 группа. Почему считаете его важным? Как вы сами сможете на него ответить? Выслушиваем ответ группы.

Учитель: Какие последствия могла иметь болезнь Нади, если бы родители не выполнили её просьбу?

(Слайд 15) . Домашнее задание (по выбору) .

Учитель: Придумать, как можно вывести слона из дома.

Учитель: Придумать продолжение рассказа.

Учитель: Посмотреть мультфильм “Девочка и слон”.Чем отличается рассказ от мультфильма?

(Слайд 16) . Физкультминутка для глаз.

(Слайд 17). Фото писателя.

Учитель: Осталось ответить на главный вопрос урока: Зачем писатель Куприн придумал такую историю “Слон”? Ответы детей.

Анимация по щелчку.

Учитель: Александр Иванович Куприн именно тот автор, который, по словам К.Г. Паустовского, “...каждым своим рассказом призывает к человечности. Он повсюду искал ту силу, что могла бы поднять человека до состояния внутреннего совершенства и дать ему счастье”

Учитель: В рассказе Александра Ивановича Куприна Надя почувствовала себя счастливой? Благодаря кому? (Благодаря родителям, семье.)

Учитель: Семья – самое ценное. Ради счастья, здоровья детей родители не боятся никаких трудностей. Я предлагаю посмотреть ваши семейные фотографии. Один ученик рассказывает о своей семье.

– (Слайд 18). На слайд учитель размещает фотографии семей учащихся и сопровождает им свой рассказ о силе родительской любви. Затем следуют вопросы:

Учитель: А как вы относитесь к своим родителям? Как вы должны отвечать на их чувства, на их любовь к вам? (тоже любить, беречь, заботиться)

Учитель: Урок подходит к концу. Какую “простую истину” мы сегодня с вами открыли? (надо любить и беречь своих родных, свою семью)

(Слайд 19). Рефлексия .

Учитель: Я предлагаю составить синквейн. Какую тему синквейна мы возьмём, чтобы она отражала самую главную мысль нашего урока. Вспомните о чём мы сегодня говорили. (Тема: Семья) Учащиеся составляют синквейн (в качестве примера – синквейн в презентации).

Учитель: Понравился вам наш синквейн? Какую отметку поставим себе за его составление?

(Слайд 20). Самооценка участия в групповой работе.

Учитель: Сейчас каждый из вас оценит свою работу.

Учитель: Прочитайте, что вам следует оценить в работе и обведите в кружочек тот балл, который вы считаете, что заслужили на уроке. Каждая характеристика работы оценивается по пятибалльной шкале.

Я предлагал идеи по составлению текста – 1 2 3 4 5.
Я задавал уточняющие вопросы – 1 2 3 4 5.
Я внимательно выслушивал всех членов группы – 1 2 3 4 5.
Лучше всех в группе работал...
Моя группа работала – 1 2 3 4 5

Капитаны собирают листочки и вкладывают в конверт.

– (Слайд 21).

Учитель: Я тоже хочу дать оценку вашей работе. Вы сегодня были настоящими умницами, очень хорошо и активно работали на уроке. Я хочу сказать вам “Спасибо за урок” и подарить на память вот таких симпатичных слоников. <Рисунок1>

Приложение. Музыкальные фрагменты.

Список литературы

  1. Интернет.
  2. Информация с сайта: http://history-gatchina.ru/town/kuprin/kuprin3.htm
  3. Куприна К.А. Куприн – мой отец. Художественная литература, – М., 1979 г.
  4. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий "Уроки литературного чтения. Родная речь. 3 класс." Книга для учителя.– М., Просвещение, 2009.
  5. Учебник “Родная речь” 3 класс 2 часть. Составители: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова . Просвещение, – М., 2010.

Набирает воду носом,

Будто шлангом и насосом.

Ставьте зонтиков заслон:

Всех сейчас окатит...


  • Слона-то и не приметить.
  • Слон в посудной лавке.
  • Делать из мухи слона.
  • Как слон.

  • Слона-то и не приметить – не заметить главного.
  • Слон в посудной лавке – о большом, нескладном человеке, оказавшемся в тесноте, среди хрупких вещей.
  • Делать из мухи слона - придавать чему-либо незначительному большое значение .
  • Как слон – неуклюж, неповоротлив.

Александр Иванович Куприн (1870-1934)


Выдающийся русский писатель Александр Иванович Куприн очень любил животных и посвятил им многие свои произведения. В его доме жили семнадцать собак, несколько кошек, козленок и обезьянка Марья Ивановна. Писатель изучал повадки зверей, заботился о них, лечил и спасал попавших в беду. Все его герои - и слон, и белый пудель, и Барбос, и Жулька - жили на самом деле. В рассказе "Ю-ю" описана кошка маленькой дочери Куприна. "Я хотел бы на несколько дней сделаться лошадью, растением или рыбой", - писал Александр Иванович. В рассказах о животных это ему удивительным образом удалось.




Словарь толкований текста

Гостиная – комната для приема гостей.

Горничная – работница в частном доме, убирающая комнаты.

Барышня – девушка из барской семьи или интеллигентной среды.

Попона – покрывало, закрывающее спину или туловище.

Публикум, или публика – люди, находящиеся в качестве зрителей, слушателей.

Щеколды – род дверного запора; металлические пластинки с рычажком.

Фисташка – зеленоватые съедобные орехи.


Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Содержание урока направлено на развитие речи и совершенствование навыка выразительного чтения. Урок увлекает детей,заставляет думать, анализировать, сопоставлять, воспитывает любовь к своим близким, к своей семье. Тема урока легко воспринимается учениками, так как восприятие и осмысление материала основано на субъективном опыте учащихся.Отобранное содеожание урока, оборудование на уроке, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока,индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности,применение словесных и визуальных методов, работа с учебником способствуют достижению образовательных целей урока,стимулируют познавательные интересы обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по литературному чтению

по теме «А.Куприн «Слон» в соответствии с требованиями ФГОС.

Учебный предмет: литературное чтение

Класс: 3 класс

Школа: МБОУ «Усадовская СОШ»

УМК: Образовательная система «Школа России»

Учитель: Медведева Елена Владимировна

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Содержание урока направлено на развитие речи и совершенствование навыка выразительного чтения, развитие чувственного восприятия окружающего мира. Урок увлекает детей, заставляет думать, анализировать, сопоставлять, воспитывает любовь к семье, близким. Тема урока легко воспринимается учениками, так как восприятие и осмысление материала основано на субъективном опыте учащихся. Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов, работа с учебником, способствуют достижению образовательных целей урока, стимулируют познавательные интересы учащихся. Перед учениками ставятся посильные проблемы для того, чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся. Для активизации мышления учащихся используется систему вопросов по сюжетной линии произведений на основе их субъективного опыта, создаются проблемные ситуации, для воспроизведения материала активно используется работа с учебником.

Тема урока

«А.Куприн «Слон».

Цель урока

1. провести литературоведческий и психолого-педагогический анализ текста;

2. развивать воображение, наблюдательность, эмоциональное сопереживание учащихся к описанным событиям;

3. раскрыть композиционно-языковые особенности текста;

4. развивать чувственную сферу личности через суждение о прочитанном на основе авторской позиции и представлений младших школьников;

5. приобщать детей к восприятию решения непростых житейских проблем, учить понимать замысел и творчество взрослого автора.

Планируемый результат обучения

В результате изучения темы обучающиеся

Научатся:

Принимать и сохранять учебную задачу;

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

Оценивать правильность выполнения действий;

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.

Основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов;

Осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков.

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Формулировать собственное мнение и позицию;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.

Основные понятия

Основная мысль произведения.

Межпредметные связи

Окружающий мир, музыка.

Ресурсы

1. Учебник “Родная речь” 3 класс 2 часть. Составители: . Просвещение,

2 .Презентация к уроку.

3. Карточки самооценки

4.Сигнальные карточки

5.Карточки для работы групп.

Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Мотивация к учебной деятельности

Регулятивные:

Познавательные:

Уметь выделять существенную информацию из текста загадки.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Я хочу пригласить вас в гости, а куда мы отправимся, вы должны догадаться сами, отгадав загадку:

Познакомьтесь с Великаном
Умывается фонтаном.
Обожает в полдень душ.
Только с виду неуклюж.
Детвору водой окатит,
А воды надолго хватит. (Слон)

Самоконтроль готовности.

Настрой на работу.

Отгадывают загадку.

Актуализация знаний, постановка учебной задачи

Познавательные:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

1.Работа с крылатыми выражениями.

Учитель: Ребята, а кто знает, что означает когда мы говорим:

(Слайд 1)

Делать из мухи слона - придавать чему-либо незначительному большое значение.

Как слон – неуклюж, громоздок, неповоротлив.

2. Предварительная беседа.

Учитель: Давайте рассмотрим иллюстрацию слона. Что вы можете сказать о нем?

(Слайд 2)

* Какой он? (Слоны - это крупные животные)

* Каков их рост? (Рост их достигает 4 м, вес - 7 тонн.)

* Чем питаются слоны?

(Питаются слоны травами, листьями, плодами)

*Где живут? (Живут они в лесах, вблизи воды. В Африке их можно увидеть в саваннах.) *А для чего слонам хобот?

(Хоботом слон дышит и нюхает, добывает пищу и пьет - наберет в него несколько литров воды, засунет в рот и выпустит, как из шланга. Хоботом он защищается от врага - захватывает цепким концом, обвивает и душит или бросает под ноги и топчет. Хоботом может вывернуть с корнями мощное дерево и поднять с земли маленькую монетку).

Учитель: Оказывается слоны совсем не медлительные, как принято считать. Они могут бежать со скоростью 30-40 км/ч. Слоны запоминают около 30 команд и усердно выполняют их, стараясь заслужить одобрения погонщика. Индийские слоны занесены в Красную книгу.

Как вы думаете, а зачем их занесли в Красную книгу? (Слон считается вымирающим редким видом животных)

Демонстрация знаний, умений.

Принятие учебной задачи.

Заранее подготовленный ученик рассказывает о том, какую роль выполняет хобот слона.

Восприятие информации

Открытие новых знаний

Стадия вызова

Целеполагание.

Планирование.

Познавательные:

Уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

Регулятивные:

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

(Слайд 3). “Верите ли Вы”

Учитель: Верите ли вы, что каждый из вас талантлив и уникален?

Учитель: Верите ли вы, что лошадь может ночевать в одной комнате с человеком?

Учитель: Верите ли вы, что животное может стать членом семьи?

Учитель: Верите ли вы, что родители ради своего ребёнка способны на любые поступки?

Учитель: Верите ли вы, что мы сегодня откроем для себя “простую истину”?

Учитель: С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке? (А. Куприн «Слон»).

Учитель: Что будет «истиной» на нашем уроке чтения? (основная мысль произведения)

Зачем же русский писатель Куприн придумал такую историю сто лет тому назад? – цель урока.

Учитель: Как вы думаете, чем мы будем заниматься, чтобы ответить на главный вопрос урока?

Учитель: Какие знания нам в этом помогут?

(Знание характеристики героев, знание текста, биография писателя, сравнение их поступков и т.д.)

Отвечают на вопросы учителя

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста.

Прогнозируют результат работы на уроке.

Отвечают на вопросы учителя

Выражение своих чувств, мыслей.

1 этап. Работа с текстом до чтения

Регулятивные:

Познавательные:

Уметь находить ответы на вопросы в тексте;

Уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков;

Уметь определять главную мысль текста;

Уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.

Коммуникативные:

Уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

Уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Учитель: Вы сказали, что слон не обитает в нашей стране, а где в России можно встретить слона? (В зоопарке или в цирке).

Учитель: А вы любите цирк? Когда в последний раз ходили в цирк? Кто видел слона? Где его видел? Ответы детей

Учитель: А где девочка Надя из рассказа впервые увидела Слона? (Во сне.) Давайте вспомним, с чего началась история про Надю. Ваш пересказ я буду сопровождать иллюстрациями Германа Мазурина к этому произведению.

По щелчку на Слайде 4, появляется иллюстрация Г. Мазурина

Учитель: Кто сможет кратко пересказать начало рассказа?

Дети пересказывают рассказ до места, в котором отец Нади отправился в зверинец, рассказ сопровождается Слайдами 5, 6.

Учитель: Оценить пересказ своих одноклассников, используя следующие критерии: правильность, выразительность, умение показать настроение героев.

(Взаимооценка, лист оценивания).

Отвечают на вопросы.

Наличие эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Выражение своих чувств, мыслей.

Оценка деятельности одноклассников по критериям..

Физкультминутка

Личностные УУД:

Учитель: Молодцы! Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём.

Музыкальная физкультминутка

для глаз

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

Регулятивные:

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме;

Познавательные:

1.Проблемный анализ. Работа в группах .

Повторение правил работы в группе (чтение хором). (Слайд 7)

Команда – это значит вместе,

Команда – все за одного.
Здесь всё по совести и чести,
Здесь не обидят никого.
Здесь каждый свое дело знает,
Работает на результат.
А если возникают споры,
Они решаются тотчас,
И никакие разговоры
Не отвлекут от дела нас.

1 группа : Каким видит живого слона Надя? Опишите его, выбирая так как было у автора. Использование презентации.

Выберите в описании слона слова автора. Слон оказывается гораздо выше, чем думала Надя, когда разглядывала его на (картинке, рисунке, книге). Ростом он чуть – чуть пониже (потолка, двери, шкафа), а в длину занимает половину столовой. Кожа на нём (твёрдая, грубая, крепкая), в тяжёлых складках. Ноги толстые, как (брёвна, столбы, перекладины). Длинный хвост с чем – то вроде (веника, метлы, помела) на конце. Голова в (больших, громадных, огромных) шишках. Уши большие, как лопухи, и (лежат, опущены, висят) вниз. Глаза совсем (маленькие, крошечные), но умные и добрые.

1.высота… длина…. Вес…

2.вид… африканский или индийский. ..

Вывод:

2. группа : Выберите, какие трудности пришлось преодолеть папе и хозяину слона, чтобы привести его к девочке. ДОПИШИТЕ И РАССКАЖИТЕ. Использование презентации .

Выбрали из комнат ………

В столовой……..

В дверях ………

Полы должны быть …..…….

Потолки……..

Чтобы провести по лестнице……..

Решили вести когда?......., потому что……….

В столовой……..

Вывод:

3группа : Озвучить диалог Нади и слона, используя кадры из диафильма с опорой на текст. Использование презентации .

4 группа : составить «кластер » отношений главных героев. Доказать.

5группа : Работа по таблице.

Выбрать из данных в таблице описаний главных героев верные утверждения . Словесный конструктор.

Доказать.

Выводы:

Папа - любящий, заботливый, решительный, равнодушный

Надя - капризная, добрая, внимательная, мечтательная, требовательная, гостеприимная.

Слон – артистичный, непослушный, доброжелательный, умный.

Принятие учебной задачи.

Выбор капитана, секретаря и спикера группы.

Выполняют задания по карточкам в группе.

Отвечают на вопросы, доказывают, аргументируют свои ответы.

Формулируют вывод.

Проверка работы в группах.

Регулятивные:

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

Коммуникативные:

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Самооценка участия в групповой работе.

Учитель : Сейчас каждый из вас оценит свою работу.

Прочитайте, что вам следует оценить в работе и обведите в кружочек тот балл, который вы считаете, что заслужили на уроке. Каждая характеристика работы оценивается по пятибалльной шкале.

Я предлагал идеи по составлению текста – 1 2 3 4 5.
Я задавал уточняющие вопросы – 1 2 3 4 5.
Я внимательно выслушивал всех членов группы – 1 2 3 4 5.
Лучше всех в группе работал...
Моя группа работала – 1 2 3 4 5

(Капитаны собирают листочки и вкладывают в конверт.)

Выступление представителей каждой группы.

Самооценка.

Физкультминутка

Личностные УУД:

умение применять правила охраны своего здоровья

Подвижная музыкальная физминутка «Зарядка»

Двигательные упражнения

Итог урока. Рефлексия.

Познавательные:

Уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

Личностные:

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

Уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;

Учитель: Осталось ответить на главный вопрос урока: Зачем писатель Куприн придумал такую историю?

(Ответы детей.)

Учитель: Что хотел сказать автор этим произведением? (Дарите друг другу радость и меньше огорчайте близких.)

Учитель: Александр Иванович Куприн именно тот автор, который, по словам К.Г. Паустовского, “...каждым своим рассказом призывает к человечности. Он повсюду искал ту силу, что могла бы поднять человека до состояния внутреннего совершенства и дать ему счастье”

Учитель: В рассказе Александра Ивановича Куприна Надя почувствовала себя счастливой? Благодаря кому? (Благодаря родителям, семье.)

Учитель: Семья – самое ценное. Ради счастья, здоровья детей родители не боятся никаких трудностей. Я предлагаю посмотреть ваши семейные фотографии.

(Один ученик показывает презентацию и рассказывает о своей семье.)

Учитель: Урок подходит к концу. Какую “простую истину” мы сегодня с вами открыли?

(Надо любить и беречь своих родных, свою семью).

Учитель: Подойдите ко мне, встаньте в круг, расскажите , а какими вы были сегодня на уроке читателями? Оцените свою работу и работу своих одноклассников. (Сигнальные карточки. Критерии самооценки: «Очень хорошо» - зеленый, «Хорошо» - желтый, «Старался, но не всё получилось» -красный).

Учитель: Я вижу, что работали вы сегодня старательно. Я довольна вами, так хочется, чтобы вы были добрыми, внимательными.

Отвечают на вопросы.

Демонстрируют свои знания.

Демонстрация главного итога: ответ на проблемный вопрос.

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.

Домашнее задание

(творческое)

Регулятивные:

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Объяснение сути домашнего задания (на выбор обучающихся): (Слайд 8)

1.Подготовить свои вопросы по тексту. 2. Найти и прочитать другие произведения Куприна.
3. Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту

Восприятие и осмысление информации и запись домашнего задания.

Список использованной литературы

  1. Учебник “Родная речь” 3 класс 2 часть. Составители: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова . Просвещение, – М., 2014.
  2. Интернет ресурсы.
  3. Информация с сайта: http://history-gatchina.ru/town/kuprin/kuprin3.htm
  4. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий "Уроки литературного чтения. Родная речь. 3 класс." Книга для учителя.– М., Просвещение, 2014.

Cлайд 1

Cлайд 2

Задачи урока: Совершенствовать навыки анализа художественного текста, опираясь на поставленные вопросы. Укрепить навыки выборочного пересказа.

Cлайд 3

Cлайд 4

- Прочитайте, разделив слова на слоги. - Прочитайте орфографически. - Прочитайте орфоэпически. - Прочитайте с вопросительной интонацией. - Прочитайте с утвердительной интонацией. - Прочитайте с интонацией восхищения. - Прочитайте сердито. - А сейчас весело. Речевая разминка -Прочитайте хором загадку, отгадайте ее. Набирает воду носом, Будто шлангом и насосом. Ставьте зонтиков заслон: Всех сейчас окатит...

Cлайд 5

-Кто - нибудь из вас видел живого слона? - Что вы можете сказать о слоне? Какой он? - Что значит дарить фигурки слонов? Сколько их должно быть? -Комплимент женщине в Индии считается наивысшим? (Пройтись походкой слона.)

Cлайд 6

Слоны совсем не медлительные, как принято считать. Они могут бежать со скоростью 30-40 км/ч. Слоны запоминают около 30 команд и усердно выполняют их, стараясь заслужить одобрения погонщика. Индийские слоны занесены в Красную книгу.

Cлайд 7

Ребята, а что вы знаете о слонах? Слон Это крупные животные. Самые крупные из них - африканские. Рост их достигает 4 м, вес - 7 тонн. Индийские слоны меньше - 2-3 м в высоту и 5 т весом. Несмотря на это слон не так неуклюж, как это может показаться. Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли леса, легко нести свое тело по горным тропам, они превосходно плавают. Питаются слоны травами, листьями, плодами. Живут они в лесах, вблизи воды. В Африке их можно увидеть в саваннах. У слонов есть хобот. На самом деле это нос, сросшийся с верхней губой. Хоботом слон дышит и нюхает, добывает пищу и пьет - наберет в него несколько литров воды, засунет в рот и выпустит, как из шланга. Хоботом он защищается от врага - захватывает цепким концом, обвивает и душит или бросает под ноги и топчет. Хоботом может вывернуть с корнями мощное дерево и поднять с земли маленькую монетку.

Cлайд 8

Слона-то и не приметить. Слон в посудной лавке. Делать из мухи слона. Как слон. Крылатые выражения:

Cлайд 9

Слона-то и не приметить – не заметить главного. Слон в посудной лавке – о большом, нескладном человеке, оказавшемся в тесноте, среди хрупких вещей. Делать из мухи слона - придавать чему-либо незначительному большое значение. Как слон – неуклюж, громоздок, непоротлив.

Cлайд 10

Cлайд 11

Куприн Александр Иванович - русский писатель. Родился в семье небогатого чиновника. 10 лет провёл в закрытых военных учебных заведениях, 4 г. служил в пехотном полку в Подольской губернии В 1894 оставил службу, переехал в Киев и посвятил себя литературному труду (начал печататься в 1889). Ездил по стране, преимущественно по югу России, переменил множество профессий. Осенью 1919 Куприн находился в Гатчине, отрезанной от Петрограда белогвардейскими войсками генерала Юденича, откуда с семьей эмигрировал за границу, где провёл 17 лет (главным образом в Париже), испытывая постоянные материальные лишения и острую тоску по России. Весной 1937, тяжелобольной, вернулся на родину. В творчестве Куприн сказалось влияние Чехова, Горького и особенно Л. Н. Толстого. Художник правдивый и жизненно-конкретный, писавший только о том, что он сам видел, пережил и перечувствовал, человек сердечный, совестливый, тяжко ранимый жизненными противоречиями; важное место в произведениях Куприн занимают образы простых людей из народа. Жизнелюбие, гуманизм, пластическая сила описаний, богатство языка делают Куприн одним из самых читаемых писателей и в наши дни. Многие его произведения инсценированы и экранизированы; они переведены на ряд иностранных языков.

Cлайд 12

Писатель Куприн Александр Иванович 1870, г. Наровчат Пензенской губ. - 1938, Ленинград "Мы должны быть благодарны Куприну за все - за его глубокую человечность, за его тончайший талант, за любовь к своей стране, за непоколебимую веру в счастье своего народа и, наконец, за никогда не умиравшую в нем способность загораться от самого незначительного соприкосновения с поэзией и свободно и легко писать об этом" Константин Паустовский

Cлайд 13

Cлайд 14

Физкультминутка А теперь все тихо встали, встали… И на месте тихо мы пойдем, пойдём… Ручками все дружно помахали, помахали, Плавненько мы ручки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево И ещё раз: тело так велело. Мы маленькие зайки Скакали на полянке. Прыгали, скакали, В школу прибежали. За парты тихо скок И продолжим наш урок.

Cлайд 15

Cлайд 16

Словарь толкований текста: Гостиная – комната для приема гостей. Горничная – работница в частном доме, убирающая комнаты. Барышня – девушка из барской семьи или интеллигентной среды. Попона – покрывало, закрывающее спину или туловище. Публикум, или публика – люди, находящиеся в качестве зрителей, слушателей. Щеколды – род дверного запора; металлические пластинки с рычажком. Фисташка – зеленоватые съедобные орехи.

Cлайд 17

Что случилось? Маленькая девочка нездорова. Каждый день к ней ходит доктор Михаил Петрович, которого она знает уже давно-давно. А иногда он приводит с собою еще двух докторов, незнакомых. Они переворачивают девочку на спину и на живот, слушают что-то, приложив ухо к телу, оттягивают вниз нижнее веко и смотрят. При этом они как-то важно посапывают, лица у них строгие, и говорят они между собою на непонятном языке. Чтение текста

Cлайд 18

Когда из детской отворена дверь в гостиную, а из гостиной дальше в кабинет, то девочка видит папу. Папа ходит быстро из угла в угол и все курит, курит. Иногда он приходит в детскую, садится на край постельки и тихо поглаживает Надины ноги. Потом вдруг встает и отходит к окну. Он что-то насвистывает, глядя на улицу, но плечи у него трясутся. Затем он торопливо прикладывает платок к одному глазу, к другому и, точно рассердись, уходит к себе в кабинет. Потом он опять бегает из угла в угол и все… курит, курит, курит… И кабинет от табачного дыма делается весь синий

Cлайд 19

Самый главный доктор – высокий, седой, в золотых очках – рассказывает ей о чем-то серьезно и долго. Дверь не закрыта, и девочке с ее кровати все видно и слышно. Многого она не понимает, но знает, что речь идет о ней. Мама глядит на доктора большими, усталыми, заплаканными глазами. Прощаясь, главный доктор говорит громко: – Главное, – не давайте ей скучать. Исполняйте все ее капризы. – Ах, доктор, но она ничего не хочет! – Ну, не знаю… вспомните, что ей нравилось раньше, до болезни. Игрушки… какие-нибудь лакомства… – Нет, нет, доктор, она ничего не хочет… – Ну, постарайтесь ее как-нибудь развлечь… Ну, хоть чем-нибудь… Даю вам честное слово, что если вам удастся ее рассмешить, развеселить, – то это будет лучшим лекарством. Поймите же, что ваша дочка больна равнодушием к жизни, и больше ничем… До свидания, сударыня!

Cлайд 20

Девочка вдруг вспоминает свой сон и говорит шепотом, точно по секрету: – Мама… а можно мне… слона? Только не того, который нарисован на картинке… Можно? – Конечно, моя девочка, конечно, можно. Она идет в кабинет и говорит папе, что девочка хочет слона. Папа тотчас же надевает пальто и шляпу и куда-то уезжает. Через полчаса он возвращается с дорогой, красивой игрушкой. Это большой серый слон, который сам качает головою и машет хвостом; на слоне красное седло, а на седле золотая палатка и в ней сидят трое маленьких человечков. Но девочка глядит на игрушку так же равнодушно, как на потолок и на стены, и говорит вяло: – Нет. Это совсем не то. Я хотела настоящего, живого слона, а этот мертвый. – Ты погляди только, Надя, – говорит папа. – Мы его сейчас заведем, и он будет совсем, совсем как живой.

Cлайд 21

В зверинце на сцену выводят слонов. Их три: один большой, два совсем маленькие, карлики, но все-таки ростом куда больше, чем лошадь. Странно смотреть, как эти громадные животные, на вид такие неповоротливые и тяжелые, исполняют самые трудные фокусы, которые не под силу и очень ловкому человеку. Надин отец подходит к толстому немцу, хозяину зверинца. Хозяин стоит за дощатой перегородкой и держит во рту большую черную сигару. – Извините, пожалуйста, – говорит Надин отец. – Не можете ли вы отпустить вашего слона ко мне домой на некоторое время?

Cлайд 22

Самый большой слон становится сначала на задние лапы, садится, становится на голову, ногами вверх, ходит по деревянным бутылкам, ходит по катящейся бочке, переворачивает хоботом страницы большой картонной книги и, наконец, садится за стол и, повязавшись салфеткой, обедает, совсем как благовоспитанный мальчик. Представление оканчивается. Зрители расходятся.

Cлайд 23

Ночью слона ведут в гости к больной девочке. В белой попоне он важно шагает по самой середине улицы, покачивает головой и то свивает, то развивает хобот. Вокруг него, несмотря на поздний час, большая толпа. Но слон не обращает на нее внимания: он каждый день видит сотни людей в зверинце. Только один раз он немного рассердился. Какой-то уличный мальчишка подбежал к нему под самые ноги и начал кривляться на потеху зевакам. Тогда слон спокойно снял с него хоботом шляпу и перекинул ее через соседний забор, утыканный гвоздями. Городовой идет среди толпы и уговаривает ее: – Господа, прошу разойтись. И что вы тут находите такого необыкновенного? Удивляюсь! Точно не видали никогда живого слона на улице. Подходят к дому. На лестнице, так же как и по всему пути слона, до самой столовой, все двери растворены настежь, для чего приходилось отбивать молотком дверные щеколды. Точно так же делалось однажды, когда в дом вносили большую чудотворную икону. Домашнее задание. Перечитать рассказ. Разделить на части. Составить план.