Устав и система локальных актов образовательной организации.


Понятие локального акта Под локальными нормативными актами понимаются разрабатываемые и принимаемые образовательной организацией в соответствии с её компетенцией, определенной действующим законодательством Российской Федерации и учредительными документами работодателя, внутренние документы, устанавливающие нормы (правила) общего характера, предназначенные для регулирования управленческой, финансовой, хозяйственной, кадровой и иной функциональной деятельности организации. Локальным актом высшей юридической силы в организации следует признать ее устав.


Продолжение В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация: 1) тип образовательной организации; 2) учредитель или учредители образовательной организации; 3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; 4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.


Продолжение В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона от ФЗ «О некоммерческих организациях» в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.


Продолжение Устав бюджетного или казенного учреждения также должен содержать наименование учреждения, указание на тип учреждения, сведения о собственнике его имущества, исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное или казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, указания о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от ФЗ «Об автономных учреждениях» Устав автономного учреждения должен содержать следующие сведения: 1) наименование автономного учреждения, содержащее указание на характер его деятельности, а также на собственника его имущества; 1.1) указание на тип - "автономное учреждение ";


Продолжение 2) место нахождения автономного учреждения; 3) сведения об органе, осуществляющем функции и полномочия учредителя автономного учреждения; 4) предмет и цели деятельности автономного учреждения; 5) исчерпывающий перечень видов деятельности, которые автономное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано; 6) сведения о филиалах, представительствах автономного учреждения; 7) структура, компетенция органов автономного учреждения, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов; 8) иные предусмотренные федеральными законами сведения.


Виды локальных актов Видов локальных актов достаточно много, для удобства их можно классифицировать по следующим критериям. 1. По степени значимости: обязательные - состав таких локальных актов определен трудовым и гражданским законодательством. Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» содержат прямое указание на принятие подобных документов (например, ст.ст. 135, 189 ТК РФ, ст. 52 ГК РФ, ст. 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). необязательные - такие документы прямо не предусмотрены законодательством, учреждение принимает локальные акты по своему усмотрению (например, Положение о добровольном медицинском страховании, Положение об организации детского отдыха).


Продолжение 2. По сфере действия: - общего характера, распространяющиеся на всю организацию (например, Правила внутреннего трудового распорядка, график отпусков); - специального характера, касающиеся отдельных вопросов (например, Положение о направлении работников в служебные командировки, Положение о структурных подразделениях, Положение о специализированных кабинетах). 3. По кругу лиц: - распространяющиеся на всех работников организации (например, Правила внутреннего трудового распорядка, график отпусков); - распространяющиеся на определенную категорию участников правоотношений (Положение о ненормированном рабочем дне, Положение о предоставлении дополнительных отпусков работникам, Правила поведения обучающихся в образовательном учреждении).


Продолжение 4. По способу принятия: - принимаемые работодателем единолично (например, Положения о структурных подразделениях); - принимаемые с учетом мнения представительного органа работников (например, Положение о предоставлении дополнительных отпусков работникам). В этом случае при принятии локальных актов необходимо соблюдать порядок, предусмотренный ст. 372 ТК РФ. 5. По сроку действия: - постоянного действия - бессрочные (например, Правила внутреннего трудового распорядка,); - с определенным сроком действия (например, график отпусков, штатное расписание).


Продолжение 6. По сроку хранения: - постоянного хранения (например, Положение об оплате труда, Положение о структурных подразделениях); - 75 лет (например, должностные инструкции, график сменности - при тяжелых, вредных и опасных условиях труда); - другие.


Структура и содержание локальных нормативных актов Структура и содержание локальных актов зависят от круга вопросов, в отношении которых необходимо принятие таких актов. Условно структуру локальных актов можно разделить на следующие части: - общие положения: перечень регулируемых вопросов; нормативные правовые акты, в соответствии с которыми локальный акт принимается; категории лиц, подпадающих под действие локального акта. - основная часть: права и обязанности работника и работодателя, администрации, педагогического коллектива и обучающихся и их родителей; процедуры, не определенные законодательством; действия сторон, сроки, ответственность и пр.


Продолжение - заключительные положения: время вступления локального акта в силу, перечень локальных актов или отдельных положений, прекращающих действие с принятием нового акта. Локальные акты могут содержать приложения, касающиеся вопросов, отраженных в этих актах. При написании текста локального акта следует руководствоваться нормами «Унифицированной системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. ГОСТ Р » (утв. Постановлением Госстандарта России от ст).


Разработка локальных нормативных актов Порядок разработки локальных актов законодательно не установлен, поэтому образовательная организация определяет его самостоятельно. Условно порядок разработки локальных актов можно разделить на следующие стадии: Определение вопросов, по которым требуются разработка и утверждение локального акта. На практике такая потребность выявляется в ходе совещаний, собраний, заседаний педагогического совета. Определение этапов и сроков разработки локального акта. На практике работодатель руководитель) устанавливает их при обсуждении вопросов, в отношении которых требуются разработка и утверждение локального акта.


Продолжение Создание рабочей группы по разработке локального акта. Такая группа может состоять из представителей администрации, педагогического коллектива, родительского сообщества, общественного совета и, в частности, совета обучающихся, т.к. в соответствии со статьей 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся всех образовательных организаций имеют право на участие в управлении образовательной организацией. Статьи 52, 53 ТК РФ предусматривают право работников на участие в управлении организацией. Подготовка проекта локального акта. Размещение проекта для обсуждения на официальном сайте образовательной организации. Согласование проекта локального акта. На данном этапе проект необходимо согласовать с участниками рабочей группы и другими заинтересованными лицами. Утверждение проекта руководителем образовательной организации.


Принятие локальных актов Согласно ст. 12 ТК РФ (применяя аналогию закона, распространяем действие указанной статьи на локальные акты, регулирующие иные, помимо трудовых¸ отношения) локальный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем или со дня, указанного в этом документе. Руководитель образовательной организации может принять локальные акты следующими способами: утвердить; издать приказ (распоряжение) об утверждении локального акта. Практика показывает, что в образовательных организациях чаще используется второй способ. При этом способ утверждения остаётся внутренним делом организации, т.к. законодательно этот порядок не закреплен.


Ознакомление субъектов образовательных правоотношений с локальными нормативными актами Согласно ч.2 ст.22 ТК РФ работники должны быть ознакомлены под роспись со всеми локальными актами, принимаемыми в организации и непосредственно связанными с их трудовой деятельностью. В соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в местах, доступных для детей и их родителей, вывешиваются тексты уставов, правил внутреннего распорядка организаций. Если локальный акт касается обучающихся, их родителей, он должен быть доведен до их сведения. Целесообразно знакомить обучающихся и их родителей с локальными актами учреждения при поступлении в образовательное учреждение, на общем или классном собрании. Если обучающийся и его родитель в своём заявлении или иным образом сообщили свой электронный адрес, то можно направить текст локального акта по электронной почте.


Продолжение Подтвердить факт ознакомления работников с локальными актами можно несколькими способами: Подписью лица на листе ознакомления. Также должны быть указаны его фамилия, имя, отчество и дата ознакомления. Этот лист прилагается к каждому локальному акту, нумеруется, прошивается и скрепляется печатью и подписью должностного лица. или Подписью лица на отдельном документе - журнале ознакомления работников, обучающихся и их родителей с локальными актами. В отличие от листа ознакомления этот журнал предусматривает возможность ознакомления с несколькими локальными актами. Подписью лица на листе ознакомления, являющемся приложением к трудовому договору, к материалам личного дела обучающегося.


Изменение локальных нормативных актов Образовательная организация вправе вносить изменения в локальные акты: в связи со вступлением в силу либо изменением законодательства в сфере образования, закона или другого нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения; по собственному усмотрению. В этом случае важно, чтобы принимаемые локальные акты не ухудшали положения работников, обучающихся, их родителей по сравнению с трудовым законодательством, законодательством в сфере образования, коллективными договорами, соглашениями (ч.4 ст.8 ТК РФ). Изменения вносятся в том же порядке, в котором локальный акт разрабатывался и утверждался первоначально.


Отмена локальных нормативных актов Основаниями для прекращения действия локального акта или отдельных его положений являются: истечение срока действия. Такая ситуация возможна, если при разработке локального акта был определен период его действия. вступление в силу закона или другого нормативного правового акта регулирующего правоотношения в сфере образования, либо содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с действовавшим локальным актом.


Действия руководителя образовательной организации по соблюдению прав участников образовательного процесса Установить наличие, провести анализ и экспертизу локальных и индивидуальных нормативных правовых актов, документов и материалов образовательной организации, локальные акты образовательной организации действуют только в пределах самой образовательной организации и не могут регулировать отношения, складывающиеся вне организации. В соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников.


Продолжение В соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией. В соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности,


Продолжение в том числе регламентирующие: правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.


Локальные нормативные акты В образовательной организации обязательно наличие локальных нормативных актов образовательной организации, закрепляющих права обучающихся по вопросам: предоставления условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции; обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы; выбора факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (после получения основного общего образования);


Продолжение участия в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом; пользования лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации; поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности; посещения мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом (привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается).


Продолжение В образовательной организации обязательно наличие локальных нормативных актах образовательной организации закрепляющих прав родителей (законных представителей) по вопросам: ознакомления с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательного процесса; ознакомления с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей; получения информации о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, согласия на проведение таких обследований или участия в таких обследованиях, отказа от их проведения или участия в них, получения информации о результатах проведенных обследований обучающихся;


Продолжение В образовательной организации обязательно наличие локальных нормативных актов образовательной организации, закрепляющих права педагогических и иных работников образовательной организации по вопросам: конкретных трудовых (должностных) обязанностей (трудовой договор и должностная инструкция), соотношения учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника, режима рабочего времени и времени отдыха работника.


Размещение материалов на официальном сайте образовательной организации Согласно ч.2 ст. 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обеспечивает открытость и доступность: 1) информации: а) о дате создания образовательной организации, об учредителе, учредителях образовательной организации, о месте нахождения образовательной организации и ее филиалов (при наличии), режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты; б) о структуре и об органах управления образовательной организацией; в) о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой;


Продолжение г) о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц; д) о языках образования; е) о федеральных государственных образовательных стандартах, об образовательных стандартах (при их наличии); ж) о руководителе образовательной организации, его заместителях, руководителях филиалов образовательной организации (при их наличии); з) о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы;


Продолжение и) о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (в том числе о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся); к) о направлениях и результатах научной (научно- исследовательской) деятельности и научно-исследовательской базе для ее осуществления (для образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования);


Продолжение л) о результатах приема по каждой профессии, специальности среднего профессионального образования (при наличии вступительных испытаний), каждому направлению подготовки или специальности высшего образования с различными условиями приема (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц) с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям, а также о результатах перевода, восстановления и отчисления; м) о количестве вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе, по профессии, специальности, направлению подготовки (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц);


Продолжение н) о наличии и об условиях предоставления обучающимся стипендий, мер социальной поддержки; о) о наличии общежития, интерната, количестве жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии; п) об объеме образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц; р) о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года; с) о трудоустройстве выпускников;


Продолжение 2) копий: а) устава образовательной организации; б) лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями); в) свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями); г) плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или бюджетной сметы образовательной организации; д) локальных нормативных актов, предусмотренных частью 2 ст.30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора;


Продолжение 3) отчета о результатах самообследования. 4) документа о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образца договора об оказании платных образовательных услуг, документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе; 5) предписаний органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчетов об исполнении таких предписаний; 6) иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению образовательной организации и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Что такое локально-нормативные акты?

Локально-нормативные акты - это документы, которые устанавливают определённые регламенты для многократного применения, обязательные для всех сотрудников организации, то есть обладающие нормативностью.

Признаки нормативных актов:

  • письменное оформление (не бывает устных нормативных актов);
  • принятие в установленном порядке;
  • действие на неопределённый круг лиц;
  • многократное применение;
  • создание с целью нормативного регулирования.

Стоит отметить, что ЛНА нельзя путать с нормативно-правовыми актами , так как понятие «правовой» применяется только к тем документам, которые принимаются органами власти. Нормативно-правовые акты располагаются в определённой иерархии, где главный документ - Конституция РФ, за ней следуют федеральные НПА (законы и кодексы), а далее - региональные. Документы низшей ступени не могут противоречить нормативно-правовым актам высшей ступени, и все акты должны соответствовать Конституции РФ.

В образовательной организации локальные нормативные акты тоже составляют собой иерархию. Локальным актом высшей юридической силы в организации следует признать ее устав, за ним идут приказы, положения и распоряжения. Документы образовательной организации не могут противоречить её уставу, региональному и федеральному законодательству.

На какие виды делятся ЛНА?

Локально-нормативные акты по степени значимости делятся на обязательные и необязательные . Состав обязательных ЛНА определяется законодательством, необязательные же ЛНА не предусмотрены законодательством. Их учреждение принимает по своему усмотрению. Например, должностные инструкции, положение об организации детского отдыха, положение об обучении сотрудников и так далее.

Для образовательных организаций обязательные ЛНА устанавливает статья 30 Федерального закона N 273-ФЗ. В ней говорится, что образовательные организации разрабатывают ЛНА по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе:

  • правила приёма;
  • режим занятий;
  • текущий контроль и промежуточную аттестацию (процедура, формы и периодичность);
  • перевод, отчисление или восстановление обучающихся (процедура и основания);
  • порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между ОО и обучающимися или их родителями (законными представителями).

Обратите внимание, что в этой статье нет указания на конкретный тип ЛНА - приказ, распоряжение или положение. Даются только темы этих документов.

К обязательным также относятся документы, регулирующие трудовые отношения: правила внутреннего распорядка, положение об аттестации, инструкции и правила, регламентирующие безопасность и охрану труда в учреждении, положение об оплате труда и другие.

Эти документы должны быть в любой организации и разрабатываются в соответствии с Трудовым кодексом РФ:

  • нормы ЛНА не должны ухудшать положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями;
  • документы доводятся до сведения работников под подпись;
  • локально-нормативные акты носят обязательный характер. За неисполнение их положений работника могут привлечь к дисциплинарной ответственности, а работодателя - к административной.

По способу принятия ЛНА делятся на:

  • принимаемые руководителем единолично (штатное расписание, должностные инструкции, приказы, распоряжения);
  • принимаемые с учётом мнения представительного органа работников (положение о профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников). В таких случаях соблюдается порядок, предусмотренный статьёй 372 ТК РФ.

Мнение представительного органа работников учитывается при принятии:

  • документов, устанавливающих нормы труда (статья 162 ТК РФ);
  • графиков сменности (статья 103 ТК РФ);
  • положения об оплате труда (статья 135 ТК РФ);
  • правила внутреннего распорядка (статья 190 ТК РФ);
  • локальных актов, устанавливающих формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников (статья 196 ТК РФ).

По характеру действия выделяют ЛНА:

  • общие - распространяются на всех сотрудников организации (правила внутреннего распорядка, положение об оплате труда);
  • специальные - распространяются на определённую категорию работников (положение о том или ином подразделении, положение о направлении в командировки).

Чем руководствоваться образовательному учреждению при разработке ЛНА?

Почти все требования к ЛНА сформулированы в законе «Об образовании в РФ». Как этим пользоваться? Принцип довольно прост - если в учреждении возникает ситуация, описанная в норме закона об образовании, то также возникает и необходимость создания соответствующего локально-нормативного акта.

К примеру, статья 16 закона «Об образовании в РФ» предусматривает возможность получения образования дистанционно. Если образовательное учреждение собирается использовать эту возможность, то принимается соответствующий внутренний документ, если не собирается, то и необходимости в локально-нормативном регулировании нет.

Необходимость принятия локальных актов также обуславливается теми нормативно-правовыми актами, которые не регулируют ни образовательные, ни трудовые отношения. К примеру, Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» обязывает все организации принимать меры по предупреждению коррупции.

В письме от 1 апреля 2013 года Минобрнауки рекомендует к принятию те ЛНА, которые регламентируют:

  • правила приёма;
  • режим занятий;
  • обучение по индивидуальному учебному плану;
  • формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
  • порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся;
  • размер стипендии и платы за пользование жилым помещением в общежитии для обучающихся;
  • порядок и формы проведения итоговой аттестации и другие.

Всего в письме приводится перечень из 28 локальных нормативных актов, принятие которых входит в компетенции образовательных организаций и их учредителей (пункт 19.34).

Минобрнауки предлагает руководителям образовательных организаций при работе с документами использовать Методические рекомендации, изложенные в письме министерства от 20 декабря 2000 года N 03-51/64. В этом письме содержатся требования к составлению конкретных видов организационных и распорядительных документов, правила систематизации и хранения документов, порядок работы с ними.

Как принимаются ЛНА в образовательной организации?

Процедуру разработки, принятия и утверждения локальных нормативных актов определяет сама образовательная организация. Эта процедура, как правило, закрепляется в уставе учреждения.

Важно, чтобы язык документов был понятен людям с различным уровнем образования, так как локальные нормативные акты образовательной организации интересны не только работникам этого учреждения, но и родителям или самим обучающимся. В идеале текст документов нужно писать так, будто вы пишите для шестнадцатилетнего подростка: просто и с минимумом специальных терминов.

Порядок разработки локальных нормативных актов:

  1. Определение вопросов, по которым необходимо принятие ЛНА. Проекты документов разрабатываются по решению администрации, педагогического совета, общего собрания сотрудников учреждения и родительского комитета.

Внести на рассмотрение вопрос о разработки и принятии локально-нормативного акта вправе любой сотрудник учреждения.

  1. Определение этапов и сроков разработки документа. Как правило, они устанавливаются ещё на этапе обсуждения.
  2. Создание рабочей группы по разработке ЛНА. Администрация поручает эту работу какому-то подразделению, третьему лицу или разрабатывает проект самостоятельно.

Важно грамотно распределить задачи между сотрудниками: кто составит документ, кто его проверит на соответствие законодательству, а кто его правильно оформит. Рабочая группа по разработке ЛНА может включать в себя не только представителей администрации и педагогических работников, но и членов общественного совета, родителей обучающихся и самих обучающихся (например, представителей ученического совета).

  1. Подготовка локально-нормативного акта: рабочая группа готовит проект документа, обосновывает необходимость в этом акте и предусматривает последствия его принятия.
  2. Проект выносится на обсуждение. Разработанный документ обсуждается на заседании органа, где он утверждается или же отправляется на доработку. Утверждение ЛНА оформляется протоколом. Могут быть и другие формы представления на обсуждение: размещение проекта на информационном стенде, сайте образовательного учреждения и так далее.
  3. Дальнейший шаг - введение ЛНА в действие. Для этого руководитель издаёт соответствующий приказ. Со дня его издания локально-нормативный вступает в силу.

Обратите внимание, что в некоторых случаях локальные акты должны приниматься с учётом мнения представительного органа работников (статья 8 ТК РФ). Таким органом может быть профсоюзный комитет.

Порядок учёта мнения описывается в статье 372 ТК РФ. Профком выражает своё мнение по проекту ЛНА в письменной форме и передаёт руководителю организации до пяти рабочих дней со дня получения документа.

Если профком не согласен с принятием ЛНА, то руководитель в течение трёх дней проводит дополнительные консультации с комитетом. Если же к общему решению прийти так и не удалось, то возникшие разногласия оформляются протоколом. После этого руководитель вправе принять локальный нормативный акт, который профком может обжаловать в суде или в госинспекции труда.

Елена Зачёсова на июньском вебинаре «Три стратегии деятельности образовательных организаций в условиях постоянного реформирования системы образования» рекомендовала унифицировать все документы, чтобы упростить процесс разработки, то есть создать шаблоны. Сделайте так, чтобы все положения начинались единым образом - например, «Настоящее положение описывает то-то и то-то» или «Настоящее положение создано с целью регламентации такой-то и такой-то деятельности». Создание шаблонов сильно упростит вам жизнь, со временем это станет для вас спасением.

Ещё будет хорошо, если вы выберете отдельного человека, который будет вычитывать все эти ЛНА, сверять их с уставом, федеральным и региональным законодательством, проверять на предмет ошибок и опечаток. Например, вы в каком-то положении ссылаетесь на закон «Об образовании в Российской Федерации», но неверно указали номер закона - вместо N 273-ФЗ написали N 263-ФЗ. Казалось бы, незначительная опечатка в ЛНА делает документ недействительным.

Принятие локально-нормативных актов не является, чем-то выходящим за пределы понимания, но если недооценивать серьёзность работы с документами, то это приведёт к просчётам в деятельности организации, осложнит её. Локальные нормативные акты разрабатываются и принимаются в образовательной организации коллективно, командой. Это задача руководителя - сформировать команду единомышленников и организовать её работу.

Как усовершенствовать работу своей организации, вы узнаете на онлайн-марафоне

Инспекционные проверки, проведенные в различных регионах России, показали, что формирование правового поля деятельности образовательных учреждений начало реализовываться повсеместно с большим или меньшим успехом.

Несмотря на различия в темпах и характере изменений образовательной ситуации в различных регионах страны перед руководителями образовательных учреждений возникают общие проблемы. Прежде всего это связано с установленным РФ "Об образовании" самоопределением в форме образовательных учреждений и необходимостью формирования правового поля их деятельности. Демократизация образования определяет государственно-общественный характер управления, благодаря которому объединяются и взаимодействуют, координируют свои действия государственные и общественные объединения, структуры управления, организации.

На межрегиональных семинарах-совещаниях, проведенных Управлением общеобразовательных учреждений и инспектирования в 1999-2001 гг., уже было отмечено, что в соответствии со Закона РФ "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно определять нормативную правовую основу своей деятельности. Это - компетенция образовательного учреждения. За органами образования - рекомендации и контроль.

Минобразование России, проанализировав итоги проведенных проверок, отмечает, что при разработке правового поля деятельности образовательных учреждений обозначались следующие проблемы:

4. Соответствие разработанной нормативной правовой основы, регулирующей деятельность образовательного учреждения, действующему законодательству РФ в области образования.

Если две первые из перечисленных проблем носят организационный характер, то две последние указывают на то, что на современном этапе все большее значение уделяется качеству сформированного правового поля.

Относительно несложно специалистам органов управления образованием проверить решение первых, организационных, проблем. Примерный перечень локальных актов уже обсуждался на совещании по вопросам инспектирования в г. Пскове, опубликован в сборнике информационных материалов по итогам этого совещания и в методических рекомендациях "Локальные акты образовательного учреждения" Госинспекции при Минобразовании России. Поэтому при проверке уставов, которые являются основополагающим документом для формирования правового поля деятельности образовательных учреждений, необходимо выделить перечень локальных актов для данного учреждения и сравнить его полноту с тем перечнем, что дается в приложении к уставу.

"Устав образовательного учреждения" Закона РФ "Об образовании" показывает, что в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются: "структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности". Поэтому необходимо определить:

Это относится к совету образовательного учреждения, педагогическому совету, родительскому комитету, общему собранию трудового коллектива, методическим объединениям по специальностям, советам старшеклассников, советам выпускников и другим органам самоуправления образовательного учреждения ( Закона РФ "Об образовании").

Классическим организационным методом распределения и закрепления задач, функций (обязанностей), прав и ответственности, установления взаимосвязей является регламентирование. Регламентирование осуществляется с помощью положений, должностных инструкций и других регламентов.

Раздел "Функции (обязанности)" содержит перечень функций, выполнение которых обеспечивает решение задач, поставленных перед органом самоуправления с определенной конкретизацией работ по каждой функции.

Раздел "Организация управления" содержит описание организационной структуры органа самоуправления, указания о месте руководителей внутри самого органа (например при наличии групп, комиссий и т.д.), определяет периодичность, время и вид проводимых организационных мероприятий (планерки, совещания и т.п.).

Раздел "Взаимосвязи с другими подразделениями" разрабатывается на основе входящей и исходящей документации с определением основных взаимосвязей. В этом разделе могут устанавливаться взаимосвязи данного органа самоуправления с общественными подразделениями (организациями) - всевозможными общественными советами и комиссиями, профсоюзом и т.д.

Раздел "Ответственность" предусматривает установление ответственности органа самоуправления и его руководителя за выполнение задач и реализацию функций. Этот раздел отличается наибольшей сложностью разработки, так как здесь нужно указать применение санкций за невыполнение или некачественное выполнение задач, функций, а также определить условия, при которых наступает та или иная ответственность. Но, как правило, в этом разделе делается такая запись: "орган самоуправления несет ответственность за выполнение закрепленных за ним задач и функций".

Основой для составления должностных инструкций работников образовательных учреждений должны являться устав и Положение о типе и виде образовательного учреждения, имеющиеся квалификационные характеристики и квалификационные требования по должности, нормативы трудозатрат на выполнение работы.

Должностные инструкции, как правило, разрабатывает руководитель органа управления с помощью самих работников, для которых они издаются. При этом учитывается весь объем свойственных данному органу управления работ. В спорных случаях проводятся т.н. фотографии рабочего дня. Должностные инструкции рекомендуется пересматривать и обновлять, по мере необходимости, в связи с изменением функции органов управления.

Тема 1 Устав образовательной организации

Основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:

Язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;

Правила приема обучающихся, воспитанников;

Продолжительность обучения на каждом этапе обучения;

Порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;

§ 1.3. Порядок принятия, утверждения и регистрации устава образовательной организации

По Закону РФ «Об образовании» (п. 2 ст. 13) устав гражданской образовательной организации в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается и принимается образовательной организацией и утверждается ее учредителем.

Порядок утверждения устава федерального государственного образовательного учреждения устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, государственного образовательного учреждения, находящегося в ведении субъекта Российской Федерации, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образовательного учреждения - органом местного самоуправления . Таким образом, в каждом муниципальном районе и городском округе должен быть принят нормативный правовой акт, определяющий порядок утверждения устава. Отсутствие такого нормативного правового акта является нарушения законодательства в области образовании со стороны соответствующего уполномоченного органа местного самоуправления. Следует отметить, что устав норма Закона РФ «Об образовании» об утверждении устава учредителем не означает, что устав утверждается одним органом власти, выполняющим функции учредителя. Так, в порядке утверждения устава может быть описана достаточно многоступенчатая процедура утверждения, предусматривающая участие в утверждении нескольких органов государственной власти или органов местного самоуправления, выполняющих функции учредителя в рамках различных процедур визирования, согласования и т. д.

Подпункт 12 пункта 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» уточняет, что к компетенции образовательной организации относится «разработка и принятие устава коллективом образовательной организации для внесения его на утверждение». Под коллективом, по нашему мнению, следует понимать не только работников образовательной организации, но и других участников образовательного процесса: обучающихся, родителей (законных представителей). Устав может быть принят на общем собрании участников образовательного процесса или на их конференции.

Несколько сложнее дело обстоит с утверждением устава при создании образовательной организации. Устав является необходимым условием для государственной регистрации создания образовательной организации как юридического лица, в связи с этим он должен быть утвержден до формирования коллектива образовательной организации. Отдельные типовые положения содержат норму, регулирующую данную ситуацию. Так, в соответствии с п. 34 Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования , утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000, закрепляется, что в создаваемом образовательном учреждении устав утверждается учредителем на срок не более 1 года. Представляется, что во вновь создаваемых образовательных организациях иных типов и видов (например, школах) до формирования коллектива устав может утверждаться учредителем на срок не более года. Целесообразно, чтобы такая норма присутствовала в акте органа местного самоуправления, устанавливающем порядок утверждения уставов, а затем и в самом уставе.

Любые изменения и дополнения в устав образовательной организации принимаются в том же порядке, что и сам устав.

Разработанный, принятый и утвержденный учредителем устав (изменения в устав) подлежат государственной регистрации. Порядок государственной регистрации изменений в учредительные документы юридических лиц урегулирован Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей » от 8 августа 2001 г. (с последующими изменениями и дополнениями). В отношении регистрации изменений в учредительные документы государственных и муниципальных образовательных учреждений действуют регистрационные формы и порядок регистрации, предусмотренный для коммерческих организаций , а сама регистрация осуществляется в территориальных органах Федеральной налоговой службы (налоговых инспекциях) (пункты 4.1., 4.2., 5 ст. 1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). Уставы негосударственных (частных) образовательных организаций регистрируются в специальном порядке, предусмотренном для некоммерческих организаций в органах Министерства юстиции Российской Федерации (ст. 23 Федерального закона «О некоммерческих организациях»)

Контрольные вопросы к теме 1

1. Перечислите признаки устава как основного локального акта образовательного учреждения

2. Перечислите специальные требования к содержанию устава образовательного учреждения

3. Опишите алгоритм внесения изменений в устав образовательного учреждения

Тема 2 Понятие, признаки и виды локальных актов

§ 2.1. Понятие локального акта

Система локальных актов образовательной организации является предметом надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования, который является одной из основных функций органов государственной власти, осуществляющих контроль и надзор в сфере образования. При проведении мероприятий по надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования, лица, осуществляющие надзор, проверяют, прежде всего, содержание нормативной правовой базы образовательной организации, разработанной и принятой на локальном уровне, а затем непосредственную деятельность организации, т. е. как данные локальные акты реализуются на практике.

Локальный акт образовательной организации представляет собой основанный на законодательстве официальный правовой документ, принятый в установленном порядке компетентным органом управления образовательной организации и регулирующий отношения в рамках данной образовательной организации.

§ 2.2. Признаки локального акта

Рассмотрим подробно признаки, которым должны соответствовать все локальные акты образовательной организации.

1. Локальный акт образовательной организации – это официальный правовой документ, изданный в письменной форме и содержащий необходимые реквизиты:

(а) наименование, отражающее форму акта и его краткое содержание (например, Правила поведения обучающихся);

(б) дату издания;

(в) порядковый (регистрационный) номер

(г) подпись уполномоченного должностного лица

(д) в необходимых случаях визы согласования и печать общеобразовательной организации (например, локальный акт, определяющий годовой календарный учебный график, должен иметь визу согласования с органом местного самоуправления, подпункт 8 п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).

При этом следует отметить, что в настоящее время нет обязательных требований к оформлению локальных актов. Требования ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» являются рекомендуемыми.

2. Локальный акт образовательной организации основан на законодательстве в широком смысле этого слова, т. е. не только на федеральных законах и законах субъекта Российской Федерации, но и на подзаконных нормативных актах . Прежде всего, любой локальный акт должен соответствовать Закону РФ «Об образовании», а также типовому положению об образовательной организации соответствующего типа и вида. Кроме того, необходимо помнить, что правовое обеспечение деятельности образовательной организации носит многоуровневый характер. Деятельность образовательной организации регулируется федеральными нормативными актами и нормативными актами органов власти субъектов РФ. Кроме того, некоторые вопросы деятельности муниципальных образовательных учреждений могут быть урегулированы на местном уровне, в соответствии с компетенцией органов местного самоуправления.


Тема 1 Устав образовательной организации

§ 1.1. Устав как учредительный документ образовательной организации

Устав образовательной организации представляет собой основной локальный акт, регулирующий организацию деятельности образовательной организации. Устав является учредительным документом образовательной организации, который утверждается учредителем при ее создании. Таким образом, устав – это обязательный локальный акт, без которого образовательная организация просто не может быть создана. Для государственных и муниципальных образовательных организаций, созданных в организационно-правовой форме учреждения, устав является единственным учредительным документом. Для образовательных организаций, создаваемых в иных организационно-правовых формах, например, автономной некоммерческой организации, возможно наличие второго учредительного документа – учредительного договора, заключенного учредителями (ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

Следует отметить, что с января 2011 года утратил силу п. 3 ст. 11 Закона РФ «Об образовании», который предусматривал заключение между образовательной организацией и учредителем договора. Следует отметить, что данный договор не относился к учредительным документам образовательной организации и не являлся учредительным договором, поскольку заключался уже после создания и государственной регистрации образовательной организации и регулировал не отношения между учредителями, а между учредителем и учреждением. Заключение такого договора не было предусмотрено нормами гражданского законодательство и было излишним, поскольку отношения между образовательным учреждением и органом, выполняющим функции и полномочия учредителя, регулируются в полной мере уставом образовательного учреждения.

В соответствии с ч. 2 ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации в учредительных документах любого юридического лица – некоммерческой организации должны быть урегулированы ряд общих вопросов правового статуса:

Наименование юридического лица;

Место нахождения;

Порядок управления деятельностью юридического лица;

Предмет и цели деятельности юридического лица;

Другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

В данном случае в качестве вида юридических лиц понимается организационно-правовая форма, форма собственности юридического лица, отдельная сфера, в которой действует данное юридическое лицо. Таким образом, устав муниципального бюджетного образовательного учреждения должен соответствовать специальным требованиям, которые предъявляются к уставам некоммерческих организаций в форме учреждения, муниципальным учреждениям, бюджетным учреждениям и образовательным учреждениям (организациям). При этом несоответствии устава образовательной организации исключительно требованиям бюджетного законодательства не составляет нарушение законодательства об образовании и не может быть отражено в качестве нарушения, выявленного в результате проверки уполномоченным органами государственной власти, осуществляющими надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования.

§ 1.2. Специальные требования к уставам образовательных организаций

Специальные требования к уставам образовательных организаций установлены ст. 13 Закона РФ «Об образовании», согласно которой в уставе образовательной организации в обязательном порядке указываются:

Наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательной организации;

Учредитель;

Организационно-правовая форма образовательной организации;

Цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;

Основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:

Язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;

Правила приема обучающихся, воспитанников;

Продолжительность обучения на каждом этапе обучения;

Порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;

Система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;

Режим занятий обучающихся, воспитанников;

Наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);

Порядок регламентации и оформления отношений образовательной организации и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей);

Структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательной организации, в том числе в части:

Использования имущества, закрепленного за образовательной организацией;

Финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательной организации;

Осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

Запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательной организации, за исключением случаев, если совершение таких сделок допускается федеральными законами;

Порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

Открытия счетов в органах казначейства (за исключением негосударственных образовательных учреждений и автономных учреждений);

Порядок управления образовательной организацией, в том числе:

Компетенция учредителя;

Структура, порядок формирования органов управления образовательной организации, их компетенция и порядок организации деятельности;

Порядок комплектования работников образовательной организации и условия оплаты их труда;

Порядок изменения устава образовательной организации;

Порядок реорганизации и ликвидации образовательной организации;

Права и обязанности участников образовательного процесса;

Перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательной организации.

Отсутствие в уставе образовательной организации регулирование какого-либо из перечисленных вопросов следует рассматривать как нарушение законодательства об образовании.

Закон РФ «Об образовании» содержит норму, согласно которой при необходимости регламентации сторон деятельности образовательной организации, которые должны быть урегулированы в уставе, иными локальными актами последние подлежат регистрации в качестве дополнений к уставу образовательной организации (п. 3 ст. 13 ). Данная норма означает, что если в уставе образовательной организации не урегулирован отдельный обязательный вопрос, например, порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников, то этот вопрос может быть отрегулирован в специальном приложении к уставу (например, Правилах отчисления обучающихся). Однако такие правила, будучи приложением к уставу, принимаются в том же порядке, что и изменения в устав, включая утверждение учредителем и регистрацию в уполномоченном органе по регистрации юридических лиц. Таким образом, если в ходе проверки выявлено, что вопрос, который должен быть урегулирован в уставе, регламентируется другим локальным актом, который не принят в порядке принятия устава (изменений в устав), то это тоже является нарушением законодательства об образовании и фиксируется в отчете и акте о проверке.

Необходимо также остановиться еще на одном моменте, связанном с регламентацией в уставе системы локальных актов образовательной организации. В соответствии с подпунктом 9 п. 1 ст. 13 Закона РФ «Об образовании» в уставе образовательной организации необходимо указать «перечень видов локальных актов (приказов, решений и других актов), регламентирующих деятельность образовательной организации». Данная норма означает, что в уставе перечисляются именно виды локальных актов с указанием на органы управления (директор, ученый совет и т.д.), которые указанные акты издают. Перечислять «поименно» те локальные акты, которые издаются в образовательной организации, не требуется. К тому же, это абсолютно бессмысленно, так как перечень локальных актов подвергается постоянному изменению в процессе функционирования и развития образовательной организации.

Закон РФ «Об образовании» требует, чтобы уставы государственных и муниципальных образовательных учреждений разрабатывались на основе типовых положений об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов (п. 5 ст. 12 ). В настоящее время типовые положения утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (Министерством образования и науки РФ). Таким образом, текст устава государственных и муниципальных образовательных учреждений должен базироваться на соответствующем типовом положении, как по содержанию, так и по общей структуре изложения нормативного материала.

§ 1.3. Порядок принятия, утверждения и регистрации устава образовательной организации

По Закону РФ «Об образовании» (п. 2 ст. 13 ) устав гражданской образовательной организации в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается и принимается образовательной организацией и утверждается ее учредителем.

Порядок утверждения устава федерального государственного образовательного учреждения устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, государственного образовательного учреждения, находящегося в ведении субъекта Российской Федерации, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образовательного учреждения - органом местного самоуправления. Таким образом, в каждом муниципальном районе и городском округе должен быть принят нормативный правовой акт, определяющий порядок утверждения устава. Отсутствие такого нормативного правового акта является нарушения законодательства в области образовании со стороны соответствующего уполномоченного органа местного самоуправления. Следует отметить, что устав норма Закона РФ «Об образовании» об утверждении устава учредителем не означает, что устав утверждается одним органом власти, выполняющим функции учредителя. Так, в порядке утверждения устава может быть описана достаточно многоступенчатая процедура утверждения, предусматривающая участие в утверждении нескольких органов государственной власти или органов местного самоуправления, выполняющих функции учредителя в рамках различных процедур визирования, согласования и т.д.

Подпункт 12 пункта 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» уточняет, что к компетенции образовательной организации относится «разработка и принятие устава коллективом образовательной организации для внесения его на утверждение». Под коллективом, по нашему мнению, следует понимать не только работников образовательной организации, но и других участников образовательного процесса: обучающихся, родителей (законных представителей). Устав может быть принят на общем собрании участников образовательного процесса или на их конференции.

Несколько сложнее дело обстоит с утверждением устава при создании образовательной организации. Устав является необходимым условием для государственной регистрации создания образовательной организации как юридического лица, в связи с этим он должен быть утвержден до формирования коллектива образовательной организации. Отдельные типовые положения содержат норму, регулирующую данную ситуацию. Так, в соответствии с п. 34 Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. № 521 , закрепляется, что в создаваемом образовательном учреждении устав утверждается учредителем на срок не более 1 года. Представляется, что во вновь создаваемых образовательных организациях иных типов и видов (например, школах) до формирования коллектива устав может утверждаться учредителем на срок не более года. Целесообразно, чтобы такая норма присутствовала в акте органа местного самоуправления, устанавливающем порядок утверждения уставов, а затем и в самом уставе.

Любые изменения и дополнения в устав образовательной организации принимаются в том же порядке, что и сам устав.

Разработанный, принятый и утвержденный учредителем устав (изменения в устав) подлежат государственной регистрации. Порядок государственной регистрации изменений в учредительные документы юридических лиц урегулирован Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями). В отношении регистрации изменений в учредительные документы государственных и муниципальных образовательных учреждений действуют регистрационные формы и порядок регистрации, предусмотренный для коммерческих организаций, а сама регистрация осуществляется в территориальных органах Федеральной налоговой службы (налоговых инспекциях) (пункты 4.1., 4.2., 5 ст. 1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). Уставы негосударственных (частных) образовательных организаций регистрируются в специальном порядке, предусмотренном для некоммерческих организаций в органах Министерства юстиции Российской Федерации (ст. 23 Федерального закона «О некоммерческих организациях»)

Контрольные вопросы к теме 1

1. Перечислите признаки устава как основного локального акта образовательного учреждения

2. Перечислите специальные требования к содержанию устава образовательного учреждения

3. Опишите алгоритм внесения изменений в устав образовательного учреждения


Тема 2 Понятие, признаки и виды локальных актов
§ 2.1. Понятие локального акта

Система локальных актов образовательной организации является предметом надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования, который является одной из основных функций органов государственной власти, осуществляющих контроль и надзор в сфере образования. При проведении мероприятий по надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования, лица, осуществляющие надзор, проверяют, прежде всего, содержание нормативной правовой базы образовательной организации, разработанной и принятой на локальном уровне, а затем непосредственную деятельность организации, т.е. как данные локальные акты реализуются на практике.

Локальный акт образовательной организации представляет собой основанный на законодательстве официальный правовой документ, принятый в установленном порядке компетентным органом управления образовательной организации и регулирующий отношения в рамках данной образовательной организации.

§ 2.2. Признаки локального акта

Рассмотрим подробно признаки, которым должны соответствовать все локальные акты образовательной организации.

1. Локальный акт образовательной организации – это официальный правовой документ, изданный в письменной форме и содержащий необходимые реквизиты:

(а) наименование, отражающее форму акта и его краткое содержание (например, Правила поведения обучающихся);

(б) дату издания;

(в) порядковый (регистрационный) номер

(г) подпись уполномоченного должностного лица

(д) в необходимых случаях визы согласования и печать общеобразовательной организации (например, локальный акт, определяющий годовой календарный учебный график, должен иметь визу согласования с органом местного самоуправления, подпункт 8 п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).

При этом следует отметить, что в настоящее время нет обязательных требований к оформлению локальных актов. Требования ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» являются рекомендуемыми .

2. Локальный акт образовательной организации основан на законодательстве в широком смысле этого слова, т.е. не только на федеральных законах и законах субъекта Российской Федерации, но и на подзаконных нормативных актах. Прежде всего, любой локальный акт должен соответствовать Закону РФ «Об образовании» , а также типовому положению об образовательной организации соответствующего типа и вида. Кроме того, необходимо помнить, что правовое обеспечение деятельности образовательной организации носит многоуровневый характер. Деятельность образовательной организации регулируется федеральными нормативными актами и нормативными актами органов власти субъектов РФ. Кроме того, некоторые вопросы деятельности муниципальных образовательных учреждений могут быть урегулированы на местном уровне, в соответствии с компетенцией органов местного самоуправления.

Перечисленные нормативные правовые акты находятся в иерархическом соподчинении, причем, как между уровнями (законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам), так и внутри каждого уровня (нормативные акты регионального органа управления образованием не могут противоречить закону субъекта РФ, регулирующему сферу образования). Локальные акты образовательной организации образуют некий четвертый, низший уровень правового регулирования деятельности образовательной организации. При этом, изменение правового регулирования вопросов образования, например, на федеральном уровне влечет за собой цепную реакцию изменений на всех других уровнях, в том числе, и на уровне образовательной организации. Законодательство не устанавливает четкий срок, в течение которого администрация образовательной организации обязана внести необходимые изменения в локальные акты при изменении законодательства. На наш взгляд, тут необходимо руководствоваться принципом «разумного срока», который не может превышать одного – двух месяцев с момента опубликования нормативного правового акта, который требует внесения изменений в локальные акты образовательной организации.

Кроме того, следует иметь в виду, что в ряде случаев, при осуществлении надзора за деятельностью образовательной организации могут быть выявлены факты превышения компетенции его учредителем либо органами управления образованием, которые издавали нормативные акты, выходящие за рамки их полномочий.

3. Чтобы быть правомочным, локальный акт образовательной организации должен быть не только официальным правовым актом, соответствующим (не противоречащим) законодательству, но и актом, принятым компетентным органом управления образовательной организации. Разграничение полномочий между руководителем образовательной организации и органами самоуправления определяется уставом образовательной организации.

4. Локальные акты образовательной организации действуют только в пределах самой образовательной организации и не могут регулировать отношения, складывающиеся вне организации. Так, администрация образовательной организации не вправе регулировать любые аспекты поведения обучающихся образовательной организации, складывающиеся дома, в учреждениях дополнительного образования детей и т.д.

Документы, у которых отсутствуют какие-либо признаки из числа перечисленных выше (документы без официальных реквизитов, принятые некомпетентным должностным лицом учреждения либо с нарушением предусмотренного порядка, противоречащие законодательству, регулирующие отношения, складывающиеся вне образовательной организации), не могут считаться локальными актами, не влекут каких-либо правовых последствий и подлежат отмене.

§ 2.3. Нормативные и индивидуальные локальные акты

Локальные правовые акты образовательной организации могут быть нормативными и индивидуальными.


Локальный нормативный акт представляет собой правовой документ, содержащий общеобязательные правила поведения для всех или некоторых работников учреждения и (или) обучающихся (их законных представителей), рассчитанный на неоднократное применение. Например, устав, правила внутреннего трудового распорядка, должностная инструкция работника. Функция локального нормативного акта - детализация, конкретизация, дополнение, а иногда и восполнение общей, законодательной (в широком смысле) правовой нормы применительно к условиям данной образовательной организации, с учетом имеющихся особенностей, специфики образовательного процесса в данном образовательной организации, иных условий существования коллектива.

Индивидуальные (ненормативные, распорядительные, правоприменительные) локальные акты используются для юридического оформления конкретного управленческого решения и не рассчитаны на неоднократное применение. Например, приказ о зачислении в первый класс, о приеме на работу, об отчисления.

§ 2.4. Формы локальных актов

Локальные акты издаются в форме постановлений, приказов, решений, положений, инструкций и правил.


Постановление – локальный нормативный или индивидуальный (распорядительный) правовой акт, содержащий решение коллегиального органа управления образовательной организацией. Разграничение полномочий между советом образовательной организации и руководителем образовательной организации определяется уставом образовательной организации (п. 5 ст. 35 Закона РФ «Об образовании»)

Приказ - локальный нормативный или индивидуальный (распорядительный) правовой акт, издаваемый руководителем образовательной организации для решения основных и оперативных задач, стоящих перед общеобразовательным учреждением. Например, приказ о зачислении в образовательную организацию, об изменении фамилии обучающегося, об утверждении правил поведения обучающихся.

Решение - локальный правовой акт, принимаемый общим собранием работников (обучающихся, их законных представителей) для реализации права на участие в управлении образовательной организацией. Например, устав образовательной организации принимается решением общего собрания коллектива образовательной организации.

Кроме того, в образовательных организациях возможно издание такого вида локальных актов как распоряжение. Распоряжения издаются заместителями руководителя образовательной организации по вопросам информационно-методического и организационного характера, входящим в их компетенцию.

§ 2.5. Виды нормативных локальных актов

Постановлениями и приказами органов управления утверждаются и вводятся в действие локальные нормативные акты, принимаемые в виде положений, инструкций и правил.

Положение – локальный нормативный правовой акт, устанавливающий правовой статус органа управления образовательной организации, структурного подразделения или основные правила (порядок, процедуру) реализации образовательной организацией какого-либо из своих правомочий. В качестве примера можно привести положение о библиотеке образовательной организации, положение о промежуточной аттестации и переводе обучающихся.

Инструкция (от лат. instructio – наставление) - локальный нормативный правовой акт, устанавливающий порядок и способ осуществления, выполнения чего-либо. Инструкцией определяют правовой статус (права, обязанности, ответственность) работника по занимаемой должности (должностная инструкция, сленг - «функционал»), безопасные приемы работы (инструкция по безопасности для отдельных травмоопасных рабочих мест и учебных кабинетов), правила ведения делопроизводства (инструкция по делопроизводству). Для инструкции характерны императивные (повелительные, не допускающие выбора) нормативные предписания.

Правила – локальный нормативный правовой акт, регламентирующий организационные, дисциплинарные, хозяйственные и иные специальные стороны деятельности образовательной организации и его работников, обучающихся и их законных представителей. Типичным примером этого вида локальных актов могут служить правила внутреннего трудового распорядка, правила поведения обучающихся, правила о поощрениях и взысканиях обучающихся.

§ 2.6. Классификация локальных актов по содержанию

Правила, инструкции, положения могут регламентировать самые разные стороны жизни образовательной организации. Следует отметить, что законодательного разграничения форм локальных актов не существует и многие локальные акты могут издаваться как в одной, так и другой форме (например, правила ведения делопроизводства / инструкция по делопроизводству).

Локальные акты, как нормативные, так и индивидуальные, являются средствами правового обеспечения деятельности образовательной организации и осуществляются в пределах их компетенции, определенной п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании».

В соответствии с компетенцией образовательной организации можно выделить следующие направления локального правового обеспечения его основной деятельности:

(1) правовое оформление статуса образовательной организации, формирование структуры учреждения и органов управления;

(2) правовое обеспечение образовательного процесса (процесса обучения и воспитания) и его методического сопровождения;

(3) правовое обеспечение финансово-экономической деятельности;

(4) правовое обеспечение безопасных условий учебы и труда в образовательной организации;

(5) правовое обеспечение делопроизводства (документального сопровождения);

(6) правовое обеспечение трудовых отношений (работа с кадрами);

(7) правовое обеспечение материально-технического снабжения.

Предметом проверок со стороны органов по надзору в сфере образования является не весь массив локальных актов образовательной организации, а в основном два первых направления деятельности и частично направления (4) и (5), например, в части реализации требований ст. 51 Закона РФ «Об образовании» и регулирования порядка хранения и заполнения документов об образовании государственного образца.

Контрольные задания к теме 2

1. Назовите основные признаки, характеризующие локальные акты образовательных учреждений

2. Перечислите виды локальных актов образовательных учреждений, укажите их отличительные признаки

3. Назовите примеры локальных актов, которые являются предметом проверок со стороны органов государственной власти по надзору в сфере образования



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) ;

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями);

3. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ, с последующими изменениями и дополнениями);

4. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями);

5. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями);

6. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями);

7. Типовое положения об образовательном учреждении начального профессионального образования. Утверждено постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. № 521 ;

8. ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», утвержденного Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 3 марта 2003 года № 65-ст.