Каков главный жизненный стимул иудушки головлева. Иудушка головлев

Владимир Гардин в роли Порфирия Головлева
(кадр из к/ф "Иудушка Головлев", 1933)

Порфирий Головлев – одна из центральных фигур романа. Это классический образ лицемера, лгуна и предателя, который стал образом нарицательным.

Порфирий Владимирович Головлев, еще в детстве получивший прозвище Иудушка (как и его прототип – старший брат писателя Дмитрий Евграфович), стал «злодеем» и Арины Петровны, и своих собственных детей.

Он втирается к матери в доверие, а затем ловко обирает ее; караулит смерть брата Павла, чтобы сделаться его наследником; отказывает в помощи сыновьям и тем самым хладнокровно губит их.

Иудушка с детских лет сумел опутать «доброго друга маменьку» паутиной лжи, подхалимства и еще при ее жизни завладел всем богатством.

Вопрос

Что мы узнает об Иудушке до его появления на «сцене»?

Ответ

Анализ главы «Семейный суд»

Задание

Дайте портретную характеристику Порфирия Головлева

Ответ

В главе «Семейный суд» о внешности Порфирия-Иудушки не говорится, зато манеры, жесты, речь его со всеми интонациями создают облик жестокого, ловкого, коварного лгуна, пакостника и лицемера. Пока у него одна цель: не выделить Степану «вологодскую деревушку», причитающуюся как часть наследства отца. Она ведь может когда-нибудь стать его собственностью!

Иудушка мастерски использует, в сущности, нехитрый арсенал мимических приемов, любая его поза, любой жест красноречивы.

Иудушку характеризуют авторские комментарии-ремарки: «Порфиша потупился и сидел молча», «Порфиша глядел милому другу маменьке в глаза и горько улыбался в знак сочувствия» . Арине Петровне бросалось в глаза «осклабляющееся слюнявое лицо Иудушки. Все словно маслом подернутое, все проникнутое каким-то плотоядным внутренним сиянием», «у Арины Петровны даже слезы на глазах выступили, Иудушка воспользовался этим, чтобы поцеловать у маменьки ручку, причем позволил себе даже обнять ее за талию» .

Задание

Охарактеризуйте речь персонажа

Ответ

Речь щедринского героя неповторима. Притворно-елейной трансформации и омертвению Порфирий Владимирович подвергает слова из всех доступных ему сфер быта и бытия человеческого. Формы уменьшительно-ласкательные, но настоящей теплоты и ласки за ними нет. Участливость и ласка превратились у Иудушки в ритуал, в привычный образ, в бессознательную мертвую форму. Слова, одни только наводящие скуку, неуловимо-округлые, скользкие слова. Иудушке, как и Арине Петровне, свойственна привязанность к пустому, обманному слову.

Ханжа и лицемер, с елейными ужимками и слащавыми речами. Все свои подлые поступки он сопровождает приторно-сладкими словами: «Милый друг маменька», «Я водички подам... и лампадочку поправлю, маслица деревянненького подолью...» .

Отказывая в помощи сыну, попавшему в безвыходное положение, он говорит умильно: «А теперь пойдем и будем чай пить. Посидим да поговорим, потом поедим, выпьем на прощанье – и с богом. Видишь, как бог для тебя милостив! И погодка унялась, и дорожка поглаже стала. Полегоньку, трюх да трюх и не увидишь, как доплетешься до станции!» Уменьшительные и ласкательные слова заполняют пустопорожнюю речь Иудушки.

Обобранному до нитки брату Степану, которого мать кормила протухшей солониной, он ласково говорит на прощанье: «Вот кабы ты повел себя скромненько да ладненько, ел бы ты и говяденку, и тялятинку, а не то так и соусцу бы приказал. И всего было бы у тебя довольно: и картофельцу, и капустки, и горошку...»

Вопрос

Как формируется этот характер?

Ответ

Деспотическая власть Арины Петровны, материальная зависимость детей от произвола «маменьки» способствовали развитию в них лицемерия и подхалимства.

Первые «уроки» Порфиша получил от родителей: «любящая» мать на самом деле совершенно равнодушна к детям и их судьбе; живет десятки лет с мужем-пакостником, которого ненавидит и презирает... Порфирий с младенчества любил приласкаться к матери, украдкой поцеловать в плечо, а иногда и слегка понаушничать.

Вопрос

Как Иудушка относится к своим детям?

Ответ

Таким же образом поступил Иудушка и со вторым сыном, Петром, осужденным за растрату казенных средств. Щедрин показывает, как его персонаж приходит к разрыву с людьми, с реальной действительностью, становится «выморочным», то есть прахом, живым мертвецом.

Вопрос

Как относятся к Иудушке другие персонажи романа?

Ответ

Страх Арины Петровны, непритворный ужас, охватывающий умирающего Павла, насмешливое передразнивание отцовских повадок Володей, тревога дворовых, неприязненное отношение мужиков («не то чтобы его нельзя было обойти, а очень уж он пустяки любил, надоедал, приставал» ). Нескрываемо враждебно относится в главе «По-родственному» к Иудушке автор.

Вопрос

Какова роль веры (религии) в жизни Порфирия Головлева?

Ответ

У Порфирия Владимировича ничего святого за душой нет. Бог для него – тоже ритуал.

Иудушка – лицемер не по злому корыстному расчету, но скорее по самой своей натуре. С детства он послушно и глубоко усвоил неписаный жизненный принцип: быть, как все, поступать, как принято, лицемерие по пустякам стало его второй натурой.

В главе «Недозволенные радости» возвращаясь к последним дням жизни Павла, автор так объясняет мотивы поведения Порфирия Головлева: «Это было одно из тех родственных злодейств, на которые Иудушка не то чтоб решался по зрелом размышлении, как-то само собой проделывал, как самую обыкновенную затею» .

Как мрачная тень, появляется фигура Иудушки у постели умирающего брата Павла, чтобы опутать липкой словесной паутиной еще одну жертву. Так настойчиво, методически проводя ограбление родных, Иудушка Головлев доводит до гибели всю семью и заканчивает жизнь в жутком одиночестве.

Вопрос

Как переносит Иудушка Головлев свое одиночество?

Ответ

Страшное одиночество, на которое он в итоге обрек себя, поначалу не тяготит Иудушку. За тридцать лет службы в департаменте «он приобрел все привычки и вожделения закоренелого чиновника, не допускающего, чтобы хотя одна минута его жизни оставалась свободною от переливания из пустого в порожнее» .

Одолеваемый «болезненной жаждой стяжания», он целыми днями был занят сначала заведенной им в имении сложнейшей и мелочной отчетностью: «то терял полкопейки, то целую копейку лишнюю находил...» . С годами же все глубже погружался в «запой праздномыслия» – бредовые мечты о чудесном обогащении.

И все же внезапное «пробуждение одичалой совести» заставляет Иудушку ощутить всю ужасную правду о своей жизни и вину перед близкими. Годами щеголявший напускной религиозностью, он лишь теперь понимает, что в библейском сказании о Иуде Искариоте «идет речь о какой-то неслыханной неправде, совершившей кровавый суд над Истиной» , и что в несомненном родстве с этой неправдой находится он сам.

Подобно образу Арины Петровны, фигура Порфирия Головлева приобретает в финале романа глубоко трагическое звучание. Испытанное им потрясение и непритворное страдание преображают даже его речь, которая впервые становится простой и искренней. «Бедная ты! бедная ты моя!» – говорит он племяннице. И горестно восклицает: «Что такое! что такое сделалось!?. где... все?..» В запоздалом раскаянии и смятении он, полуодетый, отправляется морозной ночью на материнскую могилу и погибает.

Вопрос

Как выглядит Иудушка в конце романа?

Ответ

Иудушка уничтожил все семейство, отнял всю собственность у его членов, но и сам похоронил себя заживо. В последней главе наступает физическая смерть этого страшного человека.

Вопрос

Но почему же Иудушка – самый отталкивающий, бесчеловечный кровопийца – оказался среди Головлевых самым живучим?

Ответ

Щедрин показал, что поддерживают Иудушек социальные условия, закон и религия. Для Порфирия религия не внутреннее убеждение, а обряд, удобный для обмана и обуздания, закон у него – карающее начало, служащее сильным.


Литература

Андрей Турков. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999. С. 594–603

К.И. Тюнькин. М.Е. Салтыков-Щедрин в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2001

Основным персонажем произведения является Порфирий Владимирович Головлев, один из сыновей многочисленного семейства помещицы Арины Петровны, прозванный с самого раннего детства родными Иудушкой и кровопийцей.

Писатель представляет героя в качестве потомственного дворянина со светлым смиренным лицом, глазами, источающими чарующий ядовитый взгляд и парализующим волю голосом.

Характерными чертами Иудушки Головлева являются его лицемерность, лживое притворство, выражающиеся в виде чрезмерных стяжательства и скупости. С малых лет Иудушка с помощью заискивания, ябед и лжи получает от матери все самое лучшее, а впоследствии, используя уже усовершенствованные методы влияния на мать, становится единственным владельцем семейного имения Головлевых.

Отличаясь пустословием и болтливостью, Иудушка не имеет в своем характере ни одного нравственного принципа, поскольку от природы обладает ехидным нутром. При этом Головлев позиционирует себя в образе прямого и правдивого человека, совершая омерзительные и низменные поступки. Однако в его характере присутствует религиозность и набожность, выражающиеся в ежедневных многочасовых молитвах, но эти качества обусловлены страхом Иудушки перед нечистой силой, и они не способны взрастить в душе героя доброту, сочувствие к окружающим.

Будучи вдовцом, Головлев воспитывает двух сыновей, относясь к ним с полным безразличием, жестокостью и холодностью. Оба сына уходят из жизни в молодом возрасте, не дождавшись необходимой от отца помощи.

Вступив в наследство на имение, Головлев приступает к обязанностям хозяина, выгнав престарелую мать в дом брата и начав тиранить прислугу и работников, поскольку не чувствует ни единого нравственного ограничения для неблаговидных поступков. При этом он в состоянии уничтожить человека только при помощи своих язвительных фраз и слов.

Иудушка совращает простую девушку Евпраксию, заставив ее вступить с ним в сожительство. Девушка рожает Головлеву сына, от которого он избавляется, отправив младенца в приют.

К старости Иудушка становится диким, замкнувшимся в себе человеком, постоянно беседующим в мыслях с разными людьми. Внезапно он вспоминает об умершей матери и ощущает муки совести за жестокое обращение с ней. Иудушка посещает заброшенную могилу матери, по пути к которой замерзает на дороге, скончавшись.

Используя образ Иудушки Головлёва, писатель раскрывает нравственные проблемы общества крепостнического строя.

Сочинение на тему Иудушка

Интересный персонаж Иудушка, даже немного ехидный и зловещий. С детства он привык наушничать и доносить, и преподносить неприятные известия ласковым голоском, предано заглядывая в глаза. Родная мать удивлялась жадности, скупости и жестокости сына. Почему Порфирий стал таким? Может от того, что мать особо никогда не любила своих детей считая их обузой? Всю свою жизнь она прожила с нелюбимым мужем, который тоже любил пакостить людям. Возможно и отношения между родителями так повлияли на характер Порфиши.

Дочь ее умерла и оставила ей двух внучек, старший сын Степан спился от безысходности. Госпожа Головлева делит свое имение на двоих на Иудушку и Павла. Тихо и мирно Порфиша выживает мать с ее родного имения, и бедная женщина уходит к Павлу, который в последствии спивается и умирает.

Порфирия не любят ни в семье, ни дворовые люди. Будучи лукавым человеком с детства, чтобы быть любимым сыном он не стесняясь мог рассказать о любом промахе сестры и братьев. Нет не сразу, а сперва начнет издалека заинтересует разожжет интерес, а потом и выложит самое главное. Он может без труда втереться в доверие к любому как это он сделал с добрым другом маменькой. Всегда ласковый он никогда не употребляет плохих слов всегда только уменьшитнльно ласкательные и от этого становится еще противнее и страшнее. Ему иногда было достаточно мимики и жестов, чтобы добиться своего.

Особенно гадко слушать как Порфирий Владимирович ласково так отказывает сыну, который нуждается в деньгах, это настолько неприятно что появляется к этому человеку отвращение. Неужеди ты не можешь выделить из своих капиталов сумму которая поможет человеку ведь кроме тебя у него никого нет. Так же он себя ведет и с племянницами, котрые не выдерживают и уезжают. Коварный и злой, но при этом трусливый и не способный сознаться в своих ошибках он тихонько отсылает новорожденного сына в приют. Дабы не узнали про его любовную связь.

Так Иудушка остался один. И только разговоры с племянницей за бутылкой горячительного открывают ему глаза, что именно он виноват в смерти всех родных.

Иногда слишком поздно начинаем понимать весь ужас содеянного. И это прискорбно. Надо быть человечнее и добрее.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ Лошадиная фамилия сочинение по рассказу Чехова

    На мой взгляд, Чехов в своём рассказе «Лошадиная фамилия» раскрыл несколько проблем, даже скорее несколько ярких свойств людей. Я попробую их вычленить из рассказа, который несомненно вызывает юмор и улыбку даже у самых грустных людей.

    Антон Павлович Чехов – величайший русский писатель. В своих сатирических произведениях он высмеивает такие пороки как жадность, трусость, гордыню, чинопочитание и другие, причём делает

"Господа Головлевы"

и уверенных в своей безнаказанности представителей власти.

Одним из наиболее ярких образов сатирика стал Иудушка Головлев, герой романа "Господа Головлевы". Семья Головлевых, головлевская усадьба, где разворачиваются события романа - это собирательный образ, обобщивший характерные черты быта, нравов, психологии помещиков, всего уклада их жизни накануне отмены крепостного права.

«извергов» как называла мать - Арина Петровна - своих сыновей. «Порфирий Владимирович известен был в семействе под тремя именами: Иудушки, кровопивушки и откровенного мальчика», - эта исчерпывающая характеристика дана автором уже в первой главе романа. Эпизоды, в которых описывается детство Иудушки, показывают нам, как формировался характер этого лицемерного человека: Порфиша, в надежде на поощрение, становился ласковым сыном, заискивал перед матерью, ябедничал, лебезил, одним словом, становился «весь послушание и преданность». «Но Арина Петровна уже и тогда с какою-то подозрительностью относилась к этим сыновним заискиваниям» подсознательно угадывая в них коварный умысел. Но все же, не устояв перед лживым обаянием, искала для Порфиши «лучшего куска на блюде». Притворство, как один из способов достижения желаемого, стало основополагающей чертой характера Иудушки. Если в детстве показная «сыновняя преданность» помогала ему добывать «лучшие куски», то впоследствии он получил за это «лучшую часть» при разделе имения. Иудушка стал сначала полновластным хозяином поместья Головлевых, затем - имения брата Павла. Завладев всеми богатствами матери, он обрек эту ранее грозную и властную женщину на одинокую смерть в заброшенном доме.

Унаследованные от Арины Петровны черты бессердечного стяжательства, в Порфирий представлены в высшей степени своего развития. Если его мать несмотря на всю черствость ее души, иногда все-таки озаряло чувство жалости к сыновьям, внучкам-сиротам, то сын ее Порфирий был «неспособен не только на привязанность, но и на простое жаленье». Он без всяких угрызений совести обрек на гибель всех своих сыновей - Владимира, Петра и младенца Володьку

«Лицо у него было светлое, умиленное, дышащее смирением и радостью». Глаза его «источали чарующий яд», а голос, «словно змей, заползал в душу и парализовал волю человека» Лицемерная сущность Кровопивушки, сравниваемого писателем с пауком, распознается далеко не сразу Все его близкие - мать, братья, племянницы, сыновья, все, кто с ним соприкасался, чувствовали опасность, исходящую от этого человека, скрытую за его добродушным « празднословием ».

Своей подлостью, гнусностью поступков Иудушка не может вызывать ничего, кроме омерзения. Своими речами этот кровопивец, по словам одного крестьянина, может «сгноить человека». Каждое из его слов «десять значений имеет».

«все мы под богом ходим», «что бог в премудрости своей устроил, так нам с тобой переделывать не приходится», «всякому человеку свой предел от бога положен» и так далее. Эти фразы Порфирий Владимирович призывает на помощь всякий раз, когда хочет совершить нечто гадкое, преступающее нормы морали. Так, просившие у Иудушки помощи сыновья всегда получали вместо нее готовую сентенцию-«бог непокорных детей наказывает», «сам напутал - сам и выпутывайся», которые принимались как «камень, поданный голодному человеку». В итоге - Владимир покончил с собой, Петенька, попавший под суд за растрату казенных денег, умер по дороге в ссылку Злодейства, совершаемые Иудушкой «потихонечку, полегонечку», выглядели как самые обычные дела. И всегда он выходил из воды сухим.

Эта ничтожная во всех отношениях личность господствует над окружающими, губит их, опираясь на крепостническую мораль, на закон, на религию, искренне считая себя поборником правды.

«кровопивца», защищенного догматами религии и законами власти, Щедрин обличал социальные, политические и нравственные принципы крепостнического общества. Показав в последней главе романа «пробуждение одичалой совести» Иудушки, Щедрин предупреждает современников о том, что иногда это может случиться слишком поздно.

Написал роман «Господа Головлевы» в 1875-80 годах. Произведение представляет собой хроники, описывающие жизнь одного семейства. Поначалу автор даже хотел дать книге созвучное название, но решил вывести героев на первый план.

История создания

В журнале «Отечественные записки» 1875 года был опубликован рассказ Салтыкова-Щедрина под названием «Семейный суд», послуживший основой для будущего романа. Увидев напечатанное произведение, откликнулся письмом, в котором предлагал автору создать не очерк, а полномасштабный роман, где было бы описание характеров героев. Писатель оговаривался, что Салтыков-Щедрин – приверженец малого жанра, но последующие творения привлекали бы внимание Тургенева и публики.

Создатель очерка продолжил деятельность, создавая новые образы, и объединил произведения «Семейные итоги», «По-родственному», «Племяннушка» и «Семейные радости» в цикл, связанный сатирическим мотивом. Желание создать полноценный роман пришло к нему в 1880 году. Так было написано произведение «Господа Головлевы».

Иудушка, он же Порфирий Головлев, создавался как персонаж второго плана, но в ходе корректировок текста и изменения некоторых глав герой перешел в разряд центральных. По мнению литературоведов, в портрете Порфирия освещены некоторые черты характера брата писателя – Дмитрия. Салтыков-Щедрин подтверждал, что лексика Иудушки совпадала с речевыми оборотами и склонностью к пустословию, присущими родственнику писателя.


Автор начинает повествование, описывая не внешность Иудушки, а восприятие его домашними. Салтыков-Щедрин говорит о трех привычных прозвищах, данных мальчику в юности, и сверлящем взгляде, которого побаивались родственники. Важным в портрете героя становится не внешний облик, а имена «Иудушка», «кровопивушка», а также «откровенный мальчик», характеризующие персонажа. Прозвища позволяют читателю акцентировать внимание не на физиологии, а на моральной подоплеке.

Порфирия не случайно называют уменьшительно, равно как и герой неспроста использует слова со специфичными суффиксами. Таким образом речи Иудушки выглядят не зловещими, а оказываются пристойными и ненавязчивыми. В произведении персонаж демонстрирует двойственность, в которой внешность, наигранность и лицемерие расходятся с внутренним наполнением человека, равнодушием, бесчеловечностью и эгоизмом. Двойственность является основной чертой Иудушки. Это противоречие поселяется в Порфирии с детства, зародившись с любви к наушничеству.

«Господа Головлевы»


В романе об истории гибели семейства Головлевых Иудушка играет важную роль, его образ максимально раскрывается на фоне других действующих лиц. Салтыков-Щедрин тщательно проработал библейский сюжет, повествующий об , который предал . Лейтмотив был использован в романе. Поэтому Порфирий ассоциируется с Иудой, и родство персонажей устанавливается на общности черт характера и поступков.

Иудушка согласился предать семью ради собственности. Всю жизнь он стремится к обогащению и наживе, что тоже связано с библейскими историями. Аллюзией на поцелуй Иуды Искариота стало лобзанье Порфирием матушки после того, как та отписала ему Головлево. Сын приказал женщине отправляться в имение к брату, а сам завладел имуществом. Позднее прозрение, настигшее Порфирия в Страстную неделю, ассоциируется с осмыслением грехов, завершающимся Тайной вечерей. Описываемая религиозность героя не была истинной, и понимание проступков пришло к нему внезапно.


Любопытно, что Иудушка умирает в Светлое Воскресение. Прощаясь с распятьем, он иначе смотрит на образ Иисуса. Преданной оказалась не только семья Порфирия, но и все человечество. Герой, неспособный на осуществление весомых и правильных действий, влачит никчемное существование.

С каждой главой романа Порфирий из живого человека превращается в призрак. Представитель вымирающего рода, Порфирий противопоставлялся покойным родным в этом образе.

Автор не раз относит Иудушку к миру тьмы, напоминая о его связи с демоническими силами. Его поступки подтверждают это. Толкнув собственных сыновей на смерть, он не испытывает угрызений совести. Бездушно выносит имущество из Погореловки, отрекается от сына. Салтыков-Щедрин часто сравнивает героя со змеем, губящим окружающих. Словами Иудушка «накидывает петлю» и обезоруживает жертву. В его словесные сети попадаются мать, братья и даже слуги.


Салтыков-Щедрин описал вечный тип, издавна существующий в литературе, и общечеловеческий типаж, с которым каждому из нас доводилось сталкиваться в жизни. Это герой, способный ради собственной наживы идти по головам, невзирая на горе других и забывая о праведности, которую пропагандирует для создания иллюзии внешнего благообразия. Таким описывал Тартюфа . В нем и в Иудушке удивительно соседствуют благое слово и подлое дело.

Цитаты

Роман Салтыкова-Щедрина пропитан философскими цитатами, и некоторые из них принадлежат Иудушке. Под благочинными словами мало кто из окружавших его людей замечал черное сердце героя. Его хитрость заключалась в умелом обхождении, для чего стоило применить изворотливость и лицемерие.

«Птицам ум не нужен… потому что у них соблазнов нет», - говаривал Порфирий. Его главным соблазном было владение имуществом, принадлежавшим семье.

До некоторых пор он жил, руководствуясь тем, что его понимание мира – не последняя инстанция. И избранная маска позволяла герою создавать удобный образ.

«Мы здесь мудрствуем да лукавим, и так прикинем, и этак примерим, а Бог разом, в один момент, все наши планы-соображения в прах обратит», - говорил он.

И сам стал жертвой обстоятельств, точнее, собственного понимания. Получивший желаемое Порфирий не обрел счастья и, поняв свою ошибку, не мог продолжать благостное существование.


Иллюстрация к книге "Господа Головлевы"

Иудушке принадлежат слова:

«Тело-то мы, маменька, микстурками да припарочками подправить можем, а для души лекарства поосновательнее нужны».

Ему не удалось найти лекарство, способное исцелить душу от самостоятельно чинимых укоров.

Экранизации

В 1933 году режиссер Александр Ивановский снял фильм по мотивам романа «Господа Головлевы». Роль Порфирия Головлева сыграл Владимир Гардин. Первая экранизация произведения представляла собой черно-белое кино и сегодня не имеет особой популярности.


Произведение актуально на театральных подмостках, где в роли Иудушки выступали знаменитые драматические артисты. Роль Порфирия Головлева на сцене МХАТ в 1987 году исполнил . В 2005 году его успех в этом образе повторил .

Как постепенно, от главы к главе, складывается судьба господ Головлевых, Арины Петровны, ее мужа, сыновей и дочери, сыновей Иудушки, его «племяннушек», новорожденного Володеньки?

(Один за другим уходят из жизни представители головлевского семейства: сначала Степан Владимирыч, следом за ним Павел Владимирыч. На глазах распадаются и без того едва ощутимо объединяющие героев семейные связи, в беспомощном одиночестве умирает Арина Петровна, погибают сыновья Порфирия Головлева Володенька и Петенька, кончает жизнь самоубийством «племяннушка» Любинька. Иудушка остается один и словно захлебывается в своем привычном пустословии.

Нет больше собеседника, которого можно было бы непрерывно опутывать липкой словесной паутиной. Иудушка замолкает и предается безудержным фантазиям. Автор называет это состояние героя «запоем праздномыслия». Даже наедине с самим собой в призрачном, фантастическом мире, - пишет Е. А. Покусаев, - Иудушка играет все туже роль, что и прежде, в действительной жизни, роль помещика-стяжателя. Он и здесь опутывает все и вся сетью кляуз, притеснений и обид, разоряет людей, обездоливает, мучает их»).

Какие названия писатель дал главам в романе?

(Каждая из глав романа имеет емкое говорящее заглавие. Из семи названий глав щедринского романа первые пять прямо и непосредственно связаны с темой семьи, семейных отношений. Каждое из этих пяти заглавий, как будто бы намекающих на существование семейных уз, на самом деле содержит скрыто иронический, сатирический намек на неизбежный их распад: остаются одни только слова, привычные, по традиции постоянно повторяемые, но не наполненные уже реальным смыслом.)

Какая же злая сила погубила господ Головлевых? Или другими словами: в чем причина постепенного распада и вырождения головлевского семейства?

(Роман начинается с «поистине трагического вопля» Арины Петровны: «И для кого я припасала!.. для кого?.. И в кого я этаких извергов уродила!»

Учащиеся приводят много причин головлевского вымирания: тусклая атмосфера жизни, полнейшая бездуховность, глубоко вкоренившееся в натуру Головлевых - пустословие, страстное стремление к наживе. Их губит прежде всего «праздность», непригодность к какому бы то ни было делу, запой, их губит отсутствие привычки жить своим трудом. Человек, лишенный потребности трудится, обречен на неизбежное выморочное существование. В подтверждение этих мыслей можно привести взволнованные лирические строки из главы «Племяннушка». Значит, Головлевы погибают, потому что подточены «привычкою легкого существования». Мерило жизни для них - имение, наследство, капитал. Сама жизнь их - привычная заведенная комедия, представление, где каждый играет свою роль. В главе «По-родственному» словесная канитель Иудушки даже Арине Петровне вдруг представляется комедией, к которой она с малолетства привыкла и где она всегда участвовала. Подлинные человеческие ценности и связи превращены для Головлевых в формальную необходимость, в ритуал, чисто внешнее соблюдение «приличий»).

(Учащиеся вспоминают, что рассказ переносится в Москву, оттуда в губернский город Самоваров, из Самоварова - в Кречетов. Непрерывный шум, гвалт, восторги, недовольство и злорадство сытой публики, циничные и наглые притязания театральных поклонников, хмельное блаженство» - все это как будто врывается в повествование, никоим образом не напоминая о мертвенной тиши головлевской жизни. Но и здесь лицемерие, вероломство, («бесконечный подлый угар», только еще более зримые, агрессивные, жестокие.)

А как вы понимаете значение слова «господа», которое звучит в заглавии романа? Какие однокоренные слова можно подобрать к данному слову?

(Толковый словарь В. И. Даля дает следующее толкование: «Господин» - это и форма вежливого обращения, это и человек, принадлежащий к привилегированному классу, но прежде всего, это владелец, барин, помещик, хозяин, тот, у кого есть подвластные». Господин - это владыка, хозяин положения.)

Так кого же в этом смысле можно назвать в романе господами?

(Формально к господам относятся все члены многочисленной головлевской семьи. Но по существу, уже в первой главе «господа», то есть хозяева жизни, - это Арина Петровна и двое ее сыновей Порфирий и Павел. Но горестный вопль головлевской барыни: «И для кого я припасала!» - заставляет нас понимать, что в своих сыновьях она не видит достойных продолжателей ее господского дела (а дело - это прежде всего «округление головлевского имения»). Остальные же, включая мужа-шута, безалаберного, ничтожного бездельника, и озорника Владимира Михайлыча, старшего сына Степана, дочь Аннушку, бежавшую из Головлева с корнетом Улановым, - все это не господа в строгом смысле слова. В отношении к ним это понятие может быть применено неполно, с существенными оговорками, порой и иронически, насмешливо или жалостливо. Таким образом, многие из Головлевых не настоящие господа. Заглавие романа воспринимается уже не буквально: это господа, которые постепенно, один за другим, перестают быть хозяевами положения.)

IV. Слово учителя.

Для раскрытия смысла заглавия романа, основной мысли автор умело использует изобразительно-художественные средства. Бросается в глаза неповторимая особенность речи щедринских героев. Формы уменьшительно-ласкательные, но настоящей теплоты и ласки за ними не ощущается. Участливость, доброе внимание, сердечная отзывчивость и ласка превратились у Иудушки в ритуал, в привычный обряд, в бессодержательную мертвую форму. (Очень важно обратить внимание на главный мотив Иудушкиных разглагольствований, на выражение им родственных чувств: «Ведь я, маменька, хоть и бодрюсь, а в душе тоже… очень-очень об брате скорблю!.. Я всем добра желаю!.. и ненавидящим и обидящим - всем!..») Нескрываемо враждебно относится к Иудушке и автор: «Иудушка не столько лицемер, сколько пакостник, лгун и пустослов», - пишет Салтыков-Щедрин в главе «Семейные итоги». Порфирия Владимирыча характеризует полное «нравственное окостенение» - вот главный диагноз писателя сатирика. В этом одна из основных разгадок приобретательного рвения щедринского героя, его хищного предательства. Но в этом, по убеждению автора, и заключается источник страшной для человека трагедии.)

Важное место в «Господах Головлевых» отведено пейзажу. Рисуя головлевскую и дубровинскую усадьбы, писатель не раз обращает внимание на картины природы.

Как же связаны они с содержанием романа? Какое настроение создают?

(Пейзаж у Салтыкова-Щедрина не просто описательный, он приобретает лирически-эмоциональный характер, передает ощущение всеобщего разлада, запустения, разорения, он словно бы предвещает гибель героев.

В главе «Семейный суд» картины природы даны контрастно по отношению к тому, что переживает Степан Владимирыч, возвращаясь в «родное» Головлево: Время стоит еще раннее, шестой час в начале: золотистый утренний туман вьется над проселком, едва пропускал лучи только что показавшегося на горизонте солнца; трава блестит; воздух напоен запахами ели, грибов и ягод, дорога идет зигзагами по низменности, в которой кишат бес численные стада птиц. Но Степан Владимирыч ничего не замечает; все легкомыслие вдруг соскочило с него, и он идет, словно на страшный суд» (отрывки читаются заранее подготовленными учащимися).

Позднее в изображении картин природы начинают преобладать мрачные, унылые и скорбные тона: «серое, вечно слезящееся небо осени»; «понурые и неподвижные, точно замученные деревья в жаркий июльский полдень»; земля, на «неоглядное пространство покрытая «белым саваном»; «сиротливая снежная равнина, на поверхности которой по местам торчал какой-то хворост»; «господские службы почернели и словно ослизли». И снова «окрестность, схваченная неоглядным снежным саваном». Эта пейзажная зарисовка еще более усиливает ощущение безысходности тупика, конца: обреченный на скорую смерть Степан Владимирыч сквозь двойные рамы смотрел на крестьянский поселок, утонувший в грязи».)

Таким образом, щедринский пейзаж ведет к пониманию авторской идея произведения.

В конце урока (5 - 7 минут) учащиеся получают задание: сравнить щедринский пейзаж с некрасовским и тургеневским.

Дворянские усадьбы-«гнезда» - овеяны у Тургенева высокой, благоуханной поэзией. Писатель выразительно, пластично, увлекательно изображал родную русскую природу. Некрасов изображал природу и в веселых и в грустных тонах. Это зависело от того, как смотрел поэт или с народной точки зрения, или с позиции горячего заступника, страдальца за народное горе. У Салтыкова - Щедрина за картинами мрачной, суровой погоды угадывается образ тяжелой доли русской деревни и бедственного положения народа.

Домашнее задание

Ответить на вопросы:

В чем причины постепенного вырождения головлевской семьи?

Подобрать по тексту романа материал, характеризующий одного из Головлевых.

Уроки 2-3. Семья Головлевых

Цель: проследить, в чем причина постепенного вырождения головлевской семьи; анализ образа Арины Петровны и ее сыновей.

Метод: беседа с чтением соответствующих эпизодов романа, сообщения учащихся.

Ход урока

I. Беседа.

1) В главе «Семейный суд» найдите первое упоминание о Порфирии Головлеве и попытайтесь его объяснить.

Почему Арина Петровна из четверых своих детей только среднего, Порфишу, не то что любила, а словно побаивалась? Обратите внимание, где и в каких ситуациях встречается в авторской речи эпитет «загадочный» и к кому он в первую очередь отнесен?

(Арина Петровна, как ей казалось, умела хорошо разбираться в людях. В Порфирии же она чувствовала нечто загадочное, до поры до времени неразъясненное. Салтыков-Щедрин пишет, что Арина Петровна давно уже с какою-то подозрительностью относилась к сыновним заискиваньям. Этот пристально устремленный взгляд казался ей загадочным, она не в силах была определить, что именно он источает из себя...)

Каков характер Павла Головлева? В чем его своеобразие, его несхожесть с братом?

(Это был человек лишенный поступков. Учащиеся зачитывают соответствующий отрывок романа.)

Интересна в романе эпистолярная характеристика героев. Образцы писем, с которыми обращаются друг к другу щедринские герои, обнаруживают особенности их натуры, жизненных позиций, мысли.

Сравните письма Порфирия и Павла к Арине Петровне, а также завершающее главу письмо Арины Петровны Порфирию (лексика, синтаксические особенности, обращения, реакция на письма).

(Письмам Порфирия свойственно соединение канцелярской точности: «деньги, столько-то и на такой-то срок», с неумеренным пышнословием, велеречивостью, сюсюкающим самоуничижительным подобострастием: «знай, малый дружок, маменька... недостойных детей ваших». Он как бы ненароком может бросить тень на искренность чувств брата Павла: «не знаю, как брат, а я...»

Павел, напротив, не был мастером по части плетения слова. Он всегда краток до резкости, прямодушен до крайности и вдобавок ко всему косноязычен: «Дражайшая родительница! Хотя вы долгов... прошу чувствительнеше принять уверение».)

Кто из сыновей и чем именно похоже на свою маменьку?

(Порфирий - склонность к многословию, внешнее благочестие, видимая участливость, но у Арины Петровны, узнавшей о бегстве сына Степана из дома, пробуждается даже некое подобие искреннего материнского чувства. Павел - строптивость, резкость в суждениях, попытка высказать собственную независимость и самостоятельность характера - все отчасти напоминают Арину Петровну.)

За делами и словами людей важно угадывать их истинный смысл, их «секрет», важно понять, что ими движет.

Какова же в этой связи тайная пружина, определяющая все жизненное поведение Арины Петровны? В самом деле, ради чего госпожа Головлева занималась расчетливой хозяйственной деятельностью, ради чего «припасала», «ночей недосыпала, куска недоедала»? (учащиеся высказывают свое мнение).

II. Вывод учителя.

Госпожа Головлева - натура сложная и богатая по своим возможностям и «готовностям», но изуродованная самим складом жизни. Ее накопительство бессмысленно, хотя слово «семья» не сходит с ее языка и внешне всеми ее действиями руководят непрестанные заботы об устройстве семейных дел. Но говорить о семье - материнский долг, скорее по привычке, по традиции, а отчасти и для самооправдания (чтобы и самой не обидно было, и чтобы злые языки не попрекнули). Неизменная и жадная приобретательская страсть способна до неузнаваемости исказить, обезобразить личность, ожесточить ее, заглушить истинно человеческое в человеке.

В центре семьи в главе «Семейный суд» - судьба обреченного на гибель Степана Владимирыча. Чем он отличается от своих братьев?

(Это одаренный от природы, но беспутный человек, озорной и одновременно жалкий. «Такие личности», - добавляет автор, - охотно поддаются всякому влиянию и могут сделаться чем угодно: пропойцами, попрошайками, шутами и даже преступниками».)

Каким представляется Арине Петровне ее сын Степан и почему она боится его возвращения в родительский дом?

(Он придет, будет требовать, будет всем мозолить глаза своим нищенским видом. И надо будет удовлетворять его требованиям, потому что он человек наглый, готовый на всякое буйство. Его не спрячешь под замок; «он способен и при чужих явиться в отрепье, способен произвести дебош, бегать к соседям и рассказывать им вся сокровенная головлевских дел».)

Что погубило Степана Владимирыча? Жестокосердие матери? Предательство Порфирия? Невмешательство отца и Павла?

(Все эти предположения верны. Верно и то, что у Степана с детских лет образовался «характер рабский, повадливый до буффонства, не знающий чувства меры и лишенный всякой предусмотрительности». И еще одно чрезвычайно существенное авторское уточнение: в Степане Владимирыче не оказывалось ни малейшего позыва к труду». Степана Головлева губит сам склад жизни. Тем самым в названии романа словно бы уже содержится указание на главный источник гибели героя.)

Обратим внимание на приметы конкретно-исторического времени, отразившиеся в главе «По-родственному».

Какие важные исторические события вторгаются в жизнь головлевского семейства? Какой отпечаток накладывают они на судьбу каждого из Головлевых?

Как реагировала на слухи о реформе Арина Петровна?

(В романе дано комическое описание посещавшим ее фантастических предположений: То вдруг вопрос представится: как это я Агашку звать буду? Чай, Агафьюшкой... а может, и Агафьей Федоровной величать придется! То представится: ходит она по пустому дому, а людишки в людскую забрались и жрут! Жрать надоест - под стол бросают! ... Теперь они вольные, на них, поди, и суда нет! Предчувствие страшных для нее перемен парализовала Арину Петровну. Строгая хозяйка Головлева «как-то вдруг выпустила из рук бразды правления и в течение двух лет только и делала, что с утра до вечера восклицала: «Хоть бы одно что-нибудь - пан либо пропал! А то: первый призыв! Второй призыв! Ни Богу свечка, на черту кочерга!»)

Что есть общего в сетованиях Арины Петровны по поводу готовящихся реформ и в рассуждениях сказочных персонажей Салтыкова-Щедрина - генералов и дикого помещика?

(Подобно дикому помещику, который опасался, что мужика с каждым днем не убывает, а все прибывает. Арина Петровна жалуется своему сыну Порфише: «Теперь у меня одних поганок в девичьей тридцать штук сидит - как с нал поступить? Ежели на моем иждивении останутся - чем я их кормить стану?»)

(В описании усадьбы некогда всемогущей помещицы, в изображении ее сильно переменившегося положения, в передаче прежде неведомых ей чувств и состояний появляются и известные элементы авторского сочувствия. Запоздалое прозрение не снимает, однако, вины с Арины Петровны за прежнюю жестокость, скаредность, ханжество, но усложняет и драматизирует ее портрет: «наконец она села и заплакала. Слезы так и лились из потухших глаз по старческим засохшим щекам, задерживаясь в углублении морщин и капая на замасленный ворот старой ситцевой блузы. Это было что-то горькое, полное безнадежности и вместе с тем бессильно строптивое Арину Петровну медленно, но верно вытесняет из жизни Иудушка.

Так Арина Петровна из грозной головлевской барыни превратилась в «скромную приживалку в доме младшего сына». От запоя и тяжкого недуга медленно умирает Павел Владимирыч, владелец дубровинской усадьбы, в силу сложившихся обстоятельств не способный даже распорядиться принадлежавшим ему имением. Сироты Аннинька и Любинька, те и вовсе не господа, ах судьба пока целиком в руках Арины Петровны. Один Иудушка, ее «ласковый сын», головлевский владыка - полновластный хозяин положения, преуспевающий помещик.)

Сосредоточим внимание на образе главного героя романа - на образе Порфирия Головлева. (Работу можно провести в форме беседы, а можно подготовить сообщение «Порфирий - главный герой романа»).

Предполагаются вопросы для беседы:

Что сближает Иудушку с другими Головлевыми и в чем главная особенность его характера?

Что выделяет Порфирия Владимирыча в ряду остальных господ Головлевых?

Какая особенная сила, заключенная в нем, служит источником гибели и смерти ближних?

Какая сила заставляет Иудушку вдруг очнуться? Как автор объясняет случившееся с его героем превращение?

Кажется ли вам естественным и закономерным предложенный автором жизненный конец Порфирия Владимирыча? Подготовлен ли он всем предшествующим ходом романа или является, на ваш взгляд, внезапным?

Как кончает жизнь головлевский хозяин?

Вариант. Учащиеся слушают сообщение и записывают тезисы в тетради. Предлагаются тезисы по теме сообщения.

Вывод. Великий мастер смеха Салтыков-Щедрин представил гениальный образец сатирического произведения, в котором смех застывает, замолкает, а читатели побуждаются к серьезным раздумьям о страшных последствиях, к которым приводит человека нравственные изъяны, нравственное окостенение.

Домашнее задание

Ответить на вопросы:

Каковы основные этапы духовного распада Иудушки?

Как вы понимаете финал «Господ Головлевых»?

Что нового внес писатель в тему дворянского оскудения?

Дополнительные вопросы по роману «Господа Головлевы»:

Чем объясняется интерес сатирика к истории одной дворянской семьи?

В чем причина постепенного вырождения головлевского рода?

Как связаны с содержанием романа «Господа Головлевы» изображенные в нем картины природы?

Докажите, что в Порфирии воплощены все пороки головлевской семьи.

Как в речи Иудушки выражается его сущность и какую роль в раскрытии образа Иудушки играет Портрет?

Вариант дополнительных заданий по роману «Господа Головлевы»:

1. Дайте сравнительную характеристику Степана, Порфирия и Павла.

2. Чем вызвана вражда всех со всеми в головлевском семействе?

3. С какой целью Иудушка «умолил доброго друга маменьку остаться в Головлеве и управлять его имением?

4. Что роднит Иудушку с Плюшкиным, Собакевичем?