Госпожа бовари главные герои романа. «Романтическая и трагическая история Эммы Бовари

Язык оригинала: Оригинал издан:

«Госпожа Бовари» (Мадам Бовари , фр. Madame Bovary ) - роман Гюстава Флобера , впервые напечатанный в 1856 году . Считается одним из шедевров мировой литературы .

Главная героиня романа - Эмма Бовари, жена врача, живущая не по средствам и заводящая внебрачные связи в надежде избавиться от пустоты и обыденности провинциальной жизни. Хотя сюжет романа довольно прост и даже банален, истинная ценность романа - в деталях и формах подачи сюжета. Флобер как писатель был известен своим стремлением довести каждое произведение до идеала, всегда стараясь подобрать верные слова.

Роман печатался в парижском литературном журнале «Ревю де Пари » с 1 октября по 15 декабря 1856 года . После опубликования романа автор (а также ещё двое издателей романа) был обвинён в оскорблении морали и вместе с редактором журнала привлечён к суду в январе 1857 года . Скандальная известность произведения сделала его популярным, а оправдательный приговор от 7 февраля 1857 года сделал возможным последовавшее в том же году опубликование романа отдельной книгой. В настоящее время он считается не только одним из ключевых произведений реализма , но и одним из произведений, оказавшим наибольшее влияние на литературу вообще. В романе присутствуют черты литературного натурализма. Скепсис Флобера по отношению к человеку проявился в отсутствии типичных для традиционного романа положительных героев. Тщательная прорисовка характеров обусловила и очень длинную экспозицию романа, позволяющую лучше понять характер главной героини и, соответственно, мотивацию её поступков (в отличие от волюнтаризма в действиях героев сентименталистской и романтической литературы). Жёсткий детерминизм в поступках героев стал обязательной чертой французского романа первой пол. XIX в. Колорит провинциальной жизни, в которой сконденсировались все уродства буржуазной культуры, позволяет отнести Флобера к числу писателей, ориентированных на «антипровинциальную» тематику. Тщательность изображения характеров, точная до беспощадности прорисовка деталей (в романе точно и натуралистично показана смерть от отравления мышьяком, хлопоты по приготовлению трупа к погребению, когда изо рта умершей Эммы выливается грязная жидкость, и т. п.) были отмечены критикой как особенность писательской манеры Флобера. Это отразилось и в карикатуре, где Флобер изображён в фартуке анатома, подвергающим вскрытию тело Эммы Бовари.

Согласно проведённому в 2007 году опросу современных популярных авторов, роман «Госпожа Бовари» является одним из двух величайших романов всех времён (сразу после романа Льва Толстого «Анна Каренина ») . Тургенев в своё время отозвался об этом романе как о самом лучшем произведении «во всём литературном мире».

Сюжет

Свадьба Эммы и Шарля.

Шарль Бовари, закончив колледж, по решению матери начинает учиться медицине. Однако он оказывается не очень смышлён, и только природная старательность и помощь матери позволяют ему сдать экзамен и получить место врача в Тосте - провинциальном французском городке в Нормандии . Стараниями матери же он женится на местной вдове, малопривлекательной, но обеспеченной женщине, которой уже за сорок. Однажды, отправившись по вызову к местному фермеру, Шарль знакомится с дочерью фермера, Эммой Руо, симпатичной девушкой, к которой у него возникает влечение.

После смерти жены Шарль начинает общаться с Эммой и через какое-то время решается просить её руки. Её давно овдовевший отец даёт согласие и устраивает пышную свадьбу . Но когда молодые начинают жить вместе, Эмма очень быстро понимает, что не любит Шарля. Однако он её любит и по-настоящему с ней счастлив. Она тяготится семейной жизнью в глухой провинции и в надежде что-то изменить настаивает на переезде в другой город. Однако это не помогает, и даже рождение ребёнка, девочки, ничего не меняет в её отношении к жизни.

На новом месте она встречает поклонника, Леона Дюпюи, с которым у неё возникают отношения, пока платонические. Но Леон мечтает о столичной жизни и через некоторое время уезжает в Париж . Через некоторое время Эмма знакомится с Родольфом Буланже, весьма состоятельным человеком и известным ловеласом. Он начинает за ней ухаживать, и они становятся любовниками. Во время этой связи она начинает влезать в долги и тратить деньги без разрешения мужа. Отношения заканчиваются, когда она начинает мечтать и готовиться к побегу от мужа за границу с любовником и дочкой. Родольфа не устраивает такое развитие событий, и он разрывает связь, что Эмма переносит очень тяжело.

Окончательно отойти от подавленного состояния ей удаётся лишь тогда, когда она снова встречает вернувшегося из столицы Леона Дюпюи, который возобновляет свои ухаживания. Она пытается отказать ему, но не может. Эмма и Леон впервые вступают в связь в нанятой ими для экскурсии по Руану карете. В дальнейшем отношения с новым любовником вынуждают её обманывать мужа, вплетая всё больше и больше лжи в семейную жизнь. Но она запутывается не только во лжи, но и в долгах, наделанных при помощи владельца лавки господина Лере. Это оказывается хуже всего. Когда ростовщик уже не хочет ждать и обращается в суд с целью изъять в счёт долга имущество супругов, Эмма, пытаясь найти выход, обращается к любовнику, к другим знакомым, даже к Родольфу, прежнему любовнику, но безуспешно.

Отчаявшись, она тайком от аптекаря, господина Омэ, берёт в аптеке мышьяк , который тут же принимает. Вскоре ей становится плохо. Ни муж, ни приглашённый знаменитый врач ничем не могут ей помочь, и вскоре Эмма умирает. После её смерти Шарлю открывается правда о количестве наделанных ею долгов, а затем - и о наличии отношений с другими мужчинами. Потрясённый, он оказывается не в силах это пережить и вскоре умирает.

История создания

Идея романа была подана Флоберу в 1851 году . Он только что прочёл для друзей первый вариант другого своего произведения - «Искушение Святого Антония», и был ими раскритикован. В связи с этим один из друзей писателя, Максим дю Кан, редактор «La Revue de Paris», предложил ему избавиться от поэтического и высокопарного слога. Для этого дю Кан посоветовал выбрать реалистичный и даже будничный сюжет, связанный с событиями в жизни обычных людей, современных Флоберу французских мещан. Сам же сюжет был подсказан писателю ещё одним другом, Луи Буйле (именно ему посвящён роман), который напомнил Флоберу о событиях, связанных с семьёй Деламар.

Эжен Деламар учился хирургии под руководством отца Флобера - Ахилла Клефоаса. Не обладая никакими талантами, он смог занять место врача лишь в глухой французской провинции, где женился на вдове , женщине старше его. После смерти жены он встретил молодую девушку по имени Дельфина Кутюрье, ставшую затем его второй женой. Романтическая натура Дельфины не вынесла, однако, скуки провинциальной мещанской жизни. Она начала тратить деньги мужа на дорогие наряды, а затем и изменять ему с многочисленными любовниками. Мужа предупреждали о возможных изменах жены, но он в это не поверил. В возрасте 27 лет, запутавшись в долгах и теряя внимание со стороны мужчин, она покончила с собой. После смерти Дельфины мужу открылась правда о её долгах и подробности её измен. Он не смог этого вынести и через год также скончался.

Флоберу была знакома эта история - его мать поддерживала контакты с семьёй Деламар. Он ухватился за идею романа, изучил жизнь прототипа , и в том же году принялся за работу, которая оказалась, однако, мучительно тяжёлой. Флобер писал роман почти пять лет, порой затрачивая на отдельные эпизоды целые недели и даже месяцы. Об этом остались письменные свидетельства самого писателя. Так, в январе 1853-го он писал Луизе Коле:

Я пять дней просидел над одной страницей…

В другом письме он фактически жалуется:

Я бьюсь над каждым предложением, а оно никак не складывается. Что за тяжёлое весло - моё перо!

Уже в процессе работы Флобер продолжал сбор материала. Он сам читал романы, которые любила читать Эмма Бовари, изучал симптомы и последствия отравления мышьяком . Широко известно, что он сам почувствовал себя плохо, описывая сцену отравления героини. Так он вспоминал об этом:

Когда я описывал сцену отравления Эммы Бовари, я так явственно ощущал вкус мышьяка и чувствовал себя настолько действительно отравленным, что перенёс два приступа тошноты, совершенно реальных, один за другим, и изверг из желудка весь обед.

В ходе работы Флобер неоднократно переделывал свой труд. Рукопись романа, которая в настоящее время хранится в муниципальной библиотеке

Мечты о неземной любви не всегда бывают безобидными, и яркий пример этому - красавица Эмма Бовари. Девушка, которая с юных лет грезила о романтическом герое, лишилась всего из-за нежелания посмотреть на собственную жизнь без неоправданных ожиданий. Любящий муж, покорная дочь и приятный дом не стали утешением для сердца, мечтавшего о рыцарях, поступках и опасных приключениях.

История создания персонажа

В 1851 году, после очередной неудачной попытки написать выдающееся литературное произведение, впал в продолжительное уныние. Из грустного состояния мужчину вывел редактор Максим дю Кан, порекомендовавший писателю попробовать собственные силы, создав роман, главная мысль которого будет прозаичнее.

Присутствовавший при разговоре поэт Луи Буйле напомнил Флоберу о трагедии, разыгравшейся с семьей Деламар. История, о которой упомянул знакомый, была хорошо известна Гюставу, мать писателя лично знала пострадавшую семью.

  • Флобер настолько подробно описал смерть главной героини, что стал мишенью для циничных иллюстраций. Писателя изображали на карикатурах в форме ученого, исследующего сердце Эммы.
  • Несмотря на явную схожесть сюжета с трагическими событиями в семье Деламар, автор отрицал это влияние на историю создания персонажа Эммы.
  • Большим поклонником романа стал , который назвал «Госпожу Бовари» «лучшим, что случалось с литературным миром».

Цитаты

Я ни о чем не жалею. Никого не виню. И ничего не боюсь.
А я бы отдала тебе все, я бы все продала, я бы работала на тебя, пошла бы милостыню просить за одну твою улыбку, за один взгляд, только за то, чтобы услышать от тебя спасибо.
Во мне умерли все чувства.

Библиография

  • 1856 - «Госпожа Бовари»

Фильмография

  • 1933 - «Мадам Бовари» (Франция)
  • 1937 - «Мадам Бовари» (Германия)
  • 1947 - «Мадам Бовари» (Аргентина)
  • 1949 - «Мадам Бовари» (США)
  • 1969 - «Грехи мадам Бовари» (Италия)
  • 1989 - «Спаси и сохрани» (СССР)
  • 1991 - «Мадам Бовари» (Франция)
  • 2000 - «Мадам Бовари» (Великобритания)
  • 2014 - «Мадам Бовари» (США)

31. Сюжет и композиция романа Флобера "Госпожа Бовари".

1856г., писал 5 с чем-то лет. Роман обвинили в суде за непристойность, но Флобер все же выиграл дело. Первоначально хотел сделать ГГ историю о девственнице, которая живет в провинциальной среде, стареет от огорчения и доходит до крайнего мистицизма в мечтах по воображаемой страсти. Короче, такая дуреха, погруженная в свой мистический внутренний мир. Потом передумал (по совету) и взял реалистичный сюжет . Основа - история Деламара, врача из Ри, известного в семье Флобера. Супружеские несчастья Деламара (неверность жены) занимали любителей сплетен; жена Деламара, соблазненная и брошенная любовником, отравилась.

В романе тридцать пять глав и три большие части :действия в первом происходят в Руане и Тосте, затем в Ионвиле и, наконец, в Ионвиле, Руане и Ионвиле - места все вымышленные, за исключением Руана, епархиального центра на севере Франции. Время действия - 1830-е и 1840-е годы, при короле Луи-Филиппе (1830-1848) (начинается в 1827г (с Шарля с каскеткой), события эпилога – 1856г.

Сюжет довольно обыденный, но в то же время и трагичный : жена, нелюбимый муж, которого она обманывает сначала с одним любовником, затем со вторым, коварный ростовщик, улавливающий в свои сети жертву, чтобы нажиться на чужой беде. Трагическая развязка - разочаровавшаяся во всем Эмма кончает жизнь самоубийством, отравившись мышьяком. Несмотря на трагический конец, всё это обыкновенно и просто, даже пошло. Но это и было целью Флобера: “Поэзия, подобно солнцу, заставляет и навозную кучу отливать золотом” . Когда редактор упрекнул его за скучный, малопоэтический сюжет, Флобер взорвался: “Неужели вы думаете, что неприглядная действительность, воспроизведение которой вам так претит, не вызывает у меня такое же отвращение? Как человек я уклонялся от нее насколько мог. Но как художник я решился на этот раз испытать ее до конца ” .

В общем, как и Бальзак, Флобер тут обращает внимание на пошлость эпохи, поэтому и роман – такая трагедия пошлости. Дает подзаголовок «Провинциальные нравы» (как оригинально!) Конечно, не зря дал подзаголовок – это все к тому, как эта мещанская среда, жалкая и скучная, порождает у Эммы горы фантазий и желаний, которые приводят к катастрофе. Эмма, эта мечтательная дура – «воплощение женщины, которая встречается чаще других». Флобер говорил: «Бовари-это я».

Психологизм романа, образа Эммы. Флобер отказывается от драмы, драма - это исключение, а он должен изобразить правило.

Композиция

История Эммы Бовари вставлена, словно в рамку, в историю жизни её мужа Шарля . Роман начинается появлением его неуклюжей фигуры в нелепой каскетке на пороге школы и завершается смертью Шарля, который не может пережить потерю жены. То, что это роман о нравах, подтверждает и композиция: начавшись с рассказа о Шарле Бовари, он завершается рассказом об аптекаре Оме. Эмма появляется только во второй главе, а после её смерти, следуют ещё три главы, где автор рисует лицемерие церковников, пустоту церковного обряда,самодовольство и карьеризм Оме. Шарль,ничтожный в своей зависимости от внешних факторов,усвоенных от Эммы,после её смерти возвышается над всеми своим умением любить и страдать.

Флобер ставил перед собой труднейшую задачу – « Передавать пошлость точно и в то же время просто», а для этого он меняет тип композиции, сложившийся до него. Особенно большее место он отводил экспозиции – 260 страниц, на основное отводил лишь 120-160, а на заключительную, смерть Эммы, описание похорон и горе мужа - 60. Таким образом, описательная часть была бы в два раза больше, нежели изображение самих событий.

32. Сравнение образов мадам де Реналь и Бовари.

  1. Отношение к мужу : Бовари в монастыре начиталась романов и была полна мечтаний о прекрасном принце и т.д., любовь, любовники и т.д. Поэтому она вечно ждала любви неземной, чудесной. Г-жа де Реналь же была уверена, что любит своего мужа и долго не могла представить себе, что существует какая-то другая любовь. Эмма постоянно в своем муже разочаровывалась.
  2. Совесть : Реналь религиозна, она праведница и христианка, несколько раз она хочет сознаться в грехах мужу. В конце приходит к истинному раскаянию. Бовари вообще не парится. Она полна презрения к мужу, не уважает его, и он ей вечно кажется жалким.
  3. Отношение к детям: Реналь любит своих детей, когда заболевает маленький, она считает, что это наказание за все ее грехи и готова отдать свою жизнь за то, чтобы он выздоровел. Эмма заботится о своей девочке только, когда на нее внезапно «находит». А если честно, то вообще не заботится.
  4. Воля: Эмма самостоятельна и независима, смела, у нее есть воля (по сравнению с Реналь) Реналь по сравнению с ней тихая мышка.
  5. Смелость: Несмотря на п.4 Реналь более склонна к подвигам. Она верная (ну, своему чувству) и честная (ну, в меру). Кроткая госпожа де Реналь приходит к Жюльену в тюрьму, нарушив общепринятое представление о морали и долге, говорит ему: « Мой долг прежде всего – быть с тобой».
  6. Обман: Реналь идет на обман только ради любимого, Эмма в конце романа, совершенно отчаявшись и обезумев, предлагает себя Бино и Родольфу, делает это в принципе для себя. Эмма – просто воплощение эгоизмапо сравнению с Р.
  7. Любовь: Любовь Реналь к Жюльену искренняя и чистая, несмотря на пресловутый грех «прелюбодеяния». Эмма в своих любовниках разочаровывается, заставляет их делать совершенно сумасшедшие вещи, ни одного из них ей не было достаточно (Родольф должен думать о ней в полночь, Леон сменить обстановку)
  8. Отношение к среде: Г-же де Реналь в принципе вполне устраивает окружающая действительность, и она не наполнена чувством презрения к этому миру, ей не хочется в Париж и все ее устраивало, пока в ней не проснулась любовь. Эмма-да, ей тошно от мещанской среды. В этом она даже больше похоже на Сореля, его тянет на подвиги, ее – в общем-то на нечто подобное.

Обе - провинциалки, обе – романтические натуры, обе – женщины, обе – красивы, обе - умны. Вспомним многочисленные уловки Эммы (махинация с продажей участка от наследства по совету Лере, покупки втайне от мужа), вспомним Реналь, которая при возникнувшей угрозе для Жюльена придумывает план с обманом мужа. Обе – привлекательные женщины. В обеих скрытая пылкость и страсть, хотя Реналь умерла бы от стыда, сказав ей кто либо это, Эмма бы потешила самолюбие.

В общем, мадам де Реналь – это несколько идеализированный романтический образ, Бовари – реалистичный образ женщине, потонувшей в мечтаниях и желаниях.

33. Средства характеристики персонажей в романе "Госпожа Бовари".

Стремление к полноте картины мира, правдивой и всесторонней его передаче. Принцип безличного, объективного искусства рождён не отсутствием авторской позиции, но ориентацией на читателя, активно воспринимающего произведение искусства. « …чем больше личного в нашем творчестве, тем оно слабее».

Флобер был глубоко убеждён, что не все мысли и особенно чувства могут бытьвыражены словами, не все причины и следствия стоит подвергать тонкому анализу. Писатель считал необходимым использовать так называемую « подсознательную поэтику». Она создавалась целым рядом стилевых решений: возвращением внимания читателя к истокам характера, обыгрыванием ранее названных деталей и сцен, подтекстом (примеры – см.роль детали, виконт и портсигар отождествляет мечтания Эммы о Париже, букет – предзнаменование краха)

В 50-е, 60-е годы - ИНДУКТИВНЫЙ психологизм реалистического романа (Флобер, Теккерей).

Основные черты:

n непредвиденное поведение главного героя

n установка на саморазвитие характера, множественность мотиваций.

n описание характера героя через ситуацию, вещь. Через вещь, тема слоев и слоеных пирогов, образ развертывается слой за слоем, ярус за ярусом, комната за комнатой, гроб за гробом. Вещи говорят о героях:

1. Каскетка Шарля в самом начале. Каскетка у Шарля жалкая и безвкусная; она воплощает и всю его последующую жизнь - настолько же безвкусную и жалкую.

«Это был сложный головной убор, соединявший в себе элементы и гренадерской шапки, и уланского кивера, и круглой шляпы, и мехового картуза, и ночного колпака, - словом, одна из тех уродливых вещей, немое безобразие которых так же глубоко выразительно, как лицо идиота ».

2. Свадебный фигурный пирог -жалкое изделие дурного вкуса. «У основания его находился синий картонный квадрат <пирог, так сказать, начинается с того, чем кончилась каскетка; она завершалась картонным многоугольником >

Озеро из варенья - своего рода опережающая эмблема тех швейцарских озер, над которыми будет витать в мечтах под модные стихи Ламартина Эмма Бовари, начинающая прелюбодейка; а маленький купидон встретится на бронзовых часах посреди убогой роскоши руанской гостиницы, места свиданий Эммы с Леоном - ее вторым любовником.

  1. Гроб. Эмма кончает жизнь самоубийством, и в единственную романическую минуту Шарль пишет распоряжение о похоронах: он «заперся в своем кабинете, взял перо и после долгих рыданий написал: «Я хочу, чтобы ее похоронили в подвенечном платье, в белых туфлях, в венке. Волосы распустить по плечам; гробов три: один - дубовый, другой - красного дерева и еще металлический... Сверху накрыть ее большим куском зеленого бархата» .

n описание пейзажа - замена внутреннего монолога героя.

три раза импрессионистский пейзаж :

1. Шарль и Эмма приезжают в Ионвиль – луга сливается в одну полосу с пастбищами,золотые колосья пшеницы расплываются под тенью деревьев в зелени,леса и обрывы исцарапаны длинными и неровными красными черточками – следами дождя. Пейзаж описан в живых ярких красках, что служит подпиткой к сюжету, когда у Эммы в душе живут новые надежды на будущее.

2. Эмма вспоминает свое юношество в монастыре, как там ей было спокойно и умиротворенно. Пейзаж гармоничен (вечерний туман, лиловая дымка, тонкий флер, повисший на ветвях), описан в нежных тонах, что позволяет унестись далеко в прошлое.

3. Эмма стоит в ночи с Родольфом , и когда он решает, что не поедет с ней, не хочет брать эту обузу. Багровая луна, серебристый отблеск небосвода, тихая ночь, предвещающая бурю.

n меняется речевая характеристика персонажа - далеко не всегда говорится то, что думается . Вводится ПОДТЕКСТ (непрямое выражение мысли). Также есть метод контрапункта, или метод параллельных переплетений и прерываний двух или нескольких разговоров или линий мысли. Эмма и Леон при встрече говорят одновременно с Омэ и Шарлем. Омэ читает длинную лекцию о здешнем климате и температуре (кстати, неправильно переводит градусы по Фаренгейту, едва не путает состав аммиака с воздухом), Эмма с Леоном также рассуждают о природе:

« - По-моему, нет ничего восхитительнее заката, - произнесла Эмма, - особенно на берегу моря.

О, я обожаю море, - сказал г-н Леон.

Не кажется ли вам, что над этим безграничным пространством свободнее парит дух, что созерцание его возвышает душу и наводит на мысль о бесконечном, об идеале?..

То же самое случается и в горах, - ответил Леон».

Пара Леон - Эмма так же банальна, шаблонна, плоска в своих псевдохудожественных переживаниях, как напыщенный и в сущности невежественный Омэ - по отношению к науке. Здесь встречаются лжеискусство и лженаука.

  • Еще один пример – полифония. Сельхоз съезд, на котором Родольф соблазняет Эмму, произнося речи одновременно с речью советника префекты, вклинивая свои «предложения». Эффект реальности.

28. Роль детали в романе Флобера "Госпожа Бовари".

Роман Флобера столь тщательно выстроен, что каждая на первый взгляд незначительная деталь получает своё место в контексте целого, “рифмуется” с родственными ей деталями, проясняет читателю смысл происходящего.

В общем и целом Ф. стремился к реализму и к тому, чтобы удалить образ автора из произведения. Поэтому предметы и героев читатель наблюдает через видение др.героев. Ф.старается быть объективным=> высокая роль детали.

Мне кажется, тут важны примеры. Итак, детали:

1. Тарелки . В тарелках заключено пророчество о судьбе самой Эммы и в то же время её недостижимая мечта. Луиза де ла Вальер была любовницей короля Людовика XIV. Эмме тоже суждено пасть, но её любовники и сами обстоятельства падения всего лишь пародия на изысканную историю знаменитой фаворитки короля-солнце, они подобны дешёвым трактирным тарелкам с грубой росписью.

С детства она обладала романтической душой. Сначала её трогает сентиментальный роман Бернардена де Сен-Пьера, затем уже в монастыре её завораживают “повторяющиеся в проповеди слова: невеста, супруг, небесный возлюбленный, вечный брачный союз”. В монастыре же она читает романы. Воображению Эммы представляются героини иных эпох. Среди прочих образов в душе её живёт “неизгладимое воспоминание о расписных тарелках, восхваляющих Людовика XIV”.

2. Щенок, белые рейтузы, прочее шмотье. «Галантерейная тема»

В иллюстрированных гравюрами альбомах, которые подруги привозили в монастырь, героиня видит полулежащих в колясках английских леди в белокурых локонах, прыгающих перед коляской борзых собак, маленьких грумов в белых рейтузах. Сделавшись женой Шарля Бовари, Эмма получает в подарок борзого щенка, которому даёт имя, заимствованное у Виктора Гюго. Джали звали козу Эсмеральды в романе «Собор Парижской богоматери».

Свою роль играют в романе Флобера и белые рейтузы. Для наивной Эммы они остаются весьма выразительным символом богатства и изысканности. Она в отчаянии, что ей приходится довольствоваться “конюхом в дырявой блузе” “вместо грума в рейтузах”. Белые рейтузы и бархатный фрак (символ идеального медового месяца в глазах Эммы) надевает Родольф Буланже, её первый любовник, для прогулки верхом, во время которой совершается грехопадение героини. Белые панталоны и на её втором любовнике Леоне Дюпюи, когда он спешит к ней на первое свидание.

Предметы туалета занимают в мечтаниях, а затем в жизни Эммы непропорционально большое место. Непременным условием идеального медового месяца, который следует проводить в швейцарском домике или в шотландском коттедже, является не только чёрный бархатный фрак с длинными фалдами, но и “мягкие сапожки, остроконечная шляпа и кружевные манжеты” мужа . “Мягкие сапожки” носит Родольф, в то время как сапоги Шарля грубые и жёсткие, словно деревянные. Впоследствии её судьбу отчасти решают новые платья, за отрезы ткани на которые Эмма задолжала большую сумму лавочнику и ростовщику Лере.

3. Один из центральных символических образов романа - зелёный шёлковый портсигар . Символ тяги к Парижу, как к пределу мечтаний и т.д. Шарль находит его, когда они возвращаются с праздника в поместье Вобьессар. Эта поездка стала поворотным пунктом в жизни Эммы. Вкусив суеты и роскоши светской жизни, она начинает страстно мечтать о Париже, об изысканно порочной жизни светских дам, о “ночных маскарадах, о дерзких радостях и неизведанном самозабвении, которое должно было в них таиться”. И мечтает постоянно…

4. Зелёный цвет портсигара несколько раз возникает на страницах романа. Когда Эмма видит Родольфа впервые, на нём зелёный бархатный сюртук. В сцене их объяснения на героине зелёная шляпка. В зелёном фраке является Леон на первое свидание. Куском зелёного бархата Шарль просит закрыть тело Эммы в гробу.

Портсигар принадлежал виконту , который поразил воображение Эммы на балу. Она видит его во второй раз, когда возвращается с Шарлем из Вобьессара: он несётся мимо в кавалькаде блестящих всадников. От напомаженных волос Родольфа во время их объяснения пахнет так же, как пахло от бороды виконта - ванилью и лимоном. Эмма чувствует, как благоухание “обволакивает ей душу”. Позже она дарит Родольфу в знак любви “портсигар, совершенно похожий на портсигар виконта ”.

Ещё раз виконт появляется на страницах романа, когда действие стремительно движется к катастрофе. Эмма посылает Леона добыть денег, чтобы заплатить долг Лере. Леон не возвращается. Эмма понимает, что для неё всё кончено. И вот тогда-то мимо неё стремительно проезжает коляска, которой правит “джентльмен в собольей шубе”. В нём героиня узнаёт виконта: “Эмма обернулась: улица была пуста. И она почувствовала себя такой разбитой, такой несчастной, что прислонилась к стене, чтобы не упасть”. В этой последней встрече выражают себя несбывшиеся надежды Эммы, её неосуществимые мечты. И в то же время образ быстро скачущих лошадей постоянно соединяется в романе с мотивом рока, предчувствием трагической судьбы героини.

4. Ритуальное сожжение свадебного букета. Участь ее свадебного букета - своего рода предзнаменование или эмблема того, как несколько лет спустя расстанется с жизнью сама Эмма. Найдя свадебный букет первой жены, Эмма спрашивала себя, что станется с ее собственным. И вот, уезжая из Тоста, она сама его сжигает в великолепном пассаже: «Однажды Эмма, готовясь к отъезду, разбирала вещи в комоде и уколола обо что-то палец. То была проволочка от ее свадебного букета. Флёрдоранж пожелтел от пыли, атласные ленты с серебряной каймой истрепались по краям. Эмма бросила цветы в огонь. Они вспыхнули, как сухая солома. На пепле остался медленно догоравший красный кустик. Эмма глядела на него. Лопались картонные ягодки, извивалась медная проволока, плавился галун; обгоревшие бумажные венчики носились в камине, словно черные бабочки, пока, наконец, не улетели в трубу».

35. Образ аптекаря Омэ и его место в романе Флобера.

Большинство персонажей «Госпожи Бовари» - буржуа . У Флобера буржуа значит «мещанин», то есть человек, сосредоточенный на материальной стороне жизни и верящий только в общепринятые ценности . Для него буржуазность определяется содержимым головы, а не кошелька. Поэтому в знаменитой сцене романа, когда старуха крестьянка, получая медаль за рабский труд на хозяина фермы, стоит перед жюри умиленных буржуа, мещане - обе стороны: и благодушные политиканы, и суеверная старуха, все они - буржуа во флоберовском смысле..Ключ к флоберовскому термину - мещанство господина Омэ.

«Рыцарь прогресса».

В образе аптекаря Омэ Флобер сатирически сконцентрировал то, против чего с таким отчаянием, но безуспешно восставала Эмма. Омэ не просто типичный буржуа-обыватель. Он - сама пошлость , заполонившая мир, самодовольная, торжествующая, воинствующая.Омэ претендует на энциклопедическую образованность, широту и независимость суждений, вольнодумство, либерализм и даже политическое фрондерство . Твердя о своей «революционности» («Я... за бессмертные принципы восемьдесят девятого года »), Омэ зорко следит за властями, «вскрывает злоупотребления», в местной печати сообщает о всех «значительных» событиях («не было такого случая, чтобы в округе задавили собаку, или сгорела рига, либо побили женщину,- и Омэ немедленно не доложил бы обо всем публике, постоянно вдохновляясь любовью к прогрессу и ненавистью к попам» ). Не удовлетворяясь этим, «рыцарь прогресса» «занялся глубочайшими вопросами: социальной проблемой, распространением морали в неимущих классах, рыбоводством, каучуком, железными дорогами и прочим». Лишь в финале романа раскрывается истинная подоплека чрезмерной «гражданской активности» Омэ и его политической принципиальности: ярый оппозиционер «перешел на сторону власти... продался, проституировал себя» ради собственных выгод . В конце концов Омэ добивается страстно желаемого - получает орден Почетного легиона и после смерти Шарля Бовари постепенно прибирает к своим рукам всю врачебную практику в Ионвиле. «Власти смотрят на него сквозь пальцы, общественное мнение покрывает его»,- заключает романист.

Омэ – очень типичный образ «Все аптекари в Нижней Сене, узнав себя в Омэ,- пишет Флобер после публикации романа,- хотели прийти ко мне и надавать пощечин».

Некоторые учености аптекаря Омэ (по Набокову):

1. Его научные познания взяты из брошюр, общая образованность - из газет; литературные вкусы ужасающие, особенно то, в каких сочетаниях он цитирует писателей. По невежеству, он однажды замечает: «That is the question, как недавно было написано в газете», не зная, что цитирует не руанского журналиста, а Шекспира, чего не подозревал, возможно, и сам сочинитель передовицы.

2. Он не в силах забыть ужас, который испытал, едва не угодив в тюрьму за незаконную медицинскую практику (поэтому так подлизывается в начале к Шарлю).

3. Он предатель, хам, подхалим и легко жертвует своим достоинством ради более существенных деловых интересов или чтобы заполучить орден.

4. Он трус и, несмотря на храбрые тирады, боится крови, смерти, трупов.

5. Он не знает снисхождения и отвратительно мстителен.

6. Он напыщенный осел, самодовольный позер, пошлый краснобай и столп общества, подобно столь многим пошлякам.

7. Он получает орден в 1856 году, в конце романа.

В каком-то смысле Омэ - это Эмма наоборот. Он прозаичен - она сумасбродна, в финале романа ему удаются все замыслы, он процветает - она терпит крах и умирает. Но оба персонажа воплощают тривиальность, буржуазность мышления. Им обоим присуща пошлая жестокость. Только в Эмме пошлое и мещанское прикрыто прелестью, обаянием, красотой, юркой сообразительностью, страстью к идеализации, проблесками нежности и чуткости и тем, что ее короткая птичья жизнь кончается настоящей трагедией.

Иначе обстоит дело с Омэ. Он мещанин процветающий. И до самого конца бедная Эмма, даже лежа мертвая, находится под его навязчивой опекой, его и прозаического кюре Бурнисьена. Он придумывает ей надгробную надпись sta viator - остановись, прохожий (или стой, путник). Остановись где? Вторая половина латинского выражения - herоa calcas - попираешь прах героя. Наконец Омэ с обычной своей бесшабашностью заменяет «прах героя» на «прах твоей любимой жены». Стой, путник, ты попираешь стопой свою любимую жену - никакого отношения это не имеет к несчастному Шарлю, любившему Эмму, несмотря на всю свою тупость, с глубоким, трогательным обожанием, о чем она все-таки догадалась перед самой смертью. А где умирает он? В той самой беседке, куда приходили Эмма и Родольф на любовные свидания.

36. Образы Эммы и Шарля в романе Флобера "Госпожа Бовари".

Эмма живёт в вымышленном мире, который автор называет “фантасмагорией чувствительной реальности ”. Это мир воспринятых как руководство к жизни романтических произведений, от Вальтера Скотта до Ламартина и Гюго. В этом мире “только и было, что любовь, любовники, любовницы, преследуемые дамы, падающие без чувств в уединённых беседках, почтальоны, которых убивают на всех станциях, лошади, которых загоняют на каждой странице, тёмные леса, сердечное смятение, клятвы, рыдания, слёзы и поцелуи, челноки при лунном свете, соловьи в рощах , кавалеры, храбрые, как львы, и кроткие, как ягнята <…> всегда красиво одетые”. Все эти заимствованные в книгах клише Эмма переносит на собственную жизнь. Усилиями героини в ней появляются и любовники, и уединённая беседка, где она встречается с Родольфом, и сердечное смятение, и катание в лодке при лунном свете с Леоном. Но всё это обладает смыслом и очарованием только в её собственном воображении. Родольф едва терпит её восторженность, и даже юный Леон скоро начинает тяготиться “шумом страсти”. Для них обоих связь с Эммой не более чем банальная интрижка.

Эмма мыслит готовыми формулами из плохих романов . Когда в юности у неё умерла мать, героиня “в глубине души была очень довольна, что сразу поднялась до того изысканного идеала безрадостного существования, который навсегда остаётся недостижимым для посредственных сердец”.

Для Эммы не существуют чувства, не облечённые в условные формы . Она не только пренебрежительно относится к глубокой и трогательной любви мужа, но и не осознаёт своего первого увлечения Леоном. Коль скоро она не чувствует ровно то, что полагается в таких случаях, значит, нет и любви: “Любовь, думала она, должна явиться внезапно, как гром и молния; это небесный ураган, который обрушивается на жизнь, переворачивает её, срывает желания, как лист с дерева, и уносит сердце в пуч ину”.

Шарль

История Эммы Бовари вставлена, словно в рамку, в историю жизни её мужа Шарля . Роман начинается появлением его неуклюжей фигуры в нелепой каскетке на пороге школы и завершается смертью Шарля, который не может пережить потерю жены. Флобер изображает его туповатым и покладистым . Эмма очень скоро начинает смотреть на своего супруга с отвращением. Ему недостает изящества манер, он не умеет “ни плавать, ни фехтовать, ни стрелять из пистолета”, не знает терминов верховой езды, не носит ни бархатного фрака с длинными фалдами, ни остроконечной шляпы, ни кружевных манжет. Даже сама любовь к ней Шарля кажется Эмме не стоящей внимания. Между тем именно этого героя Флобер наделяет способностью к глубокой, всепоглощающей любви . Эмму раздражает, что Шарль прощает её легкомыслие в денежных делах. Героине кажется, что мужу не достаёт характера. Но дело не только в этом. Шарль прощает её и тогда, когда уже после её смерти находит любовные письма Леона и Родольфа. Его любовь столь велика, что он принимает и такую память об Эмме, поднимаясь над ревностью и любыми эгоистическими устремлениями. Он умирает в той самой беседке, где встречались Родольф и Эмма, “задыхаясь в смутном приливе любви, переполнявшей его измученное сердце”.

В образе Шарля Бовари Флобер изображает “простую душу”, не развитую эстетически и интеллектуально, но способную к самой чистой любви. Эту тему он разворачивает двадцатью годами позже в повести «Простая душа»

Флобер подчёркивает, что его героиня никогда ничему не училась и не получила даже элементарного религиозного воспитания. Шарль Бовари тоже не имел случая развить свои способности. Мать, безумно его любившая, не отпускала сына от себя, и его образование фактически началось в пятнадцать лет, когда он уже мало что мог усвоить. Шарль ничего не читал и даже никогда не бывал в театре. Глубоко спрятанная способность его души к эстетическим впечатлениям проявляется, когда он с всё возрастающим удовольствием слушает оперу.

А вот что Набоков про них писал:

У термина «романтический» несколько значений. При обсуждении «Госпожи Бовари» я буду использовать его в следующем смысле: «отличающийся мечтательным складом ума, предающийся созерцанию картинных фантазий, заимствованных, главным образом, из литературы» (скорее «романический», чем «романтический»). Эмма Бовари неглупа, чувствительна, неплохо образованна, но душа у нее мелкая: обаяние, красота, чувствительность не спасают ее от рокового привкуса мещанства. Несмотря на экзотические мечтания, она - провинциальная буржуазка до мозга костей, верная шаблонным идеям или нарушающая шаблонные условности тем или иным шаблонным способом, из которых адюльтер - шаблоннейший способ над шаблонностью возвыситься; и, несмотря на страсть к роскоши, она раз или два обнаруживает то, что Флобер называет крестьянской жесткостью, - деревенскую прижимистость . Но ее необычайное телесное обаяние, странная грация, птичья, как у колибри, оживленность - все это неотразимо притягивает и очаровывает трех мужчин в книге: ее мужа и двух ее последовательных любовников, двух мерзавцев - Родольфа, для которого ее мечтательная детская нежность составляет приятный контраст к шлюхам, обычной его компании; и Леона, тщеславное ничтожество, которому лестно иметь в любовницах настоящую даму.

Ну а что же муж, Шарль Бовари? Скучный, усидчивый тугодум, без обаяния, остроумия, образования, но с полным набором шаблонных идей и правил. Он мещанин, но при этом еще и трогательное, жалкое существо. Крайне важны две вот какие вещи. Он видит в Эмме и его в ней прельщает именно то, к чему она сама тщетно стремится в своих мечтаниях. Смутно, но глубоко Шарль чувствует в ней какую-то переливчатую прелесть, роскошь, мечтательную даль, поэзию, романтичность. Это во-первых, и в свое время я приведу примеры. Во-вторых, любовь к Эмме, растущая почти незаметно для самого Шарля, - настоящее чувство, глубокое и подлинное, абсолютная противоположность животным или мелкотравчатым переживаниям Родольфа и Леона, ее самодовольных и пошлых любовников. В этом привлекательная парадоксальность флоберовской сказки: самый скучный и нескладный персонаж книги - единственный, кто оправдан той дозой божественного, которая есть в его всепобеждающей, всепрощающей, неизменной любви к Эмме, живой или мертвой. Есть, правда, в книге и четвертый влюбленный в Эмму персонаж - но это всего лишь диккенсовский мальчик, Жюстен. Тем не менее рекомендую его вашему благосклонному вниманию.

ФЛОБЕР

1 .Флобер-представитель реализма (притом «разоблачающего», критического по отношению к капиталистической действительности) и Ф. - в то же время реставратор «на новой основе» романтического эстетизма. Вместе с Готье боролся за «искусство для искусства» (нет соц.воспитательной роли) Такова столь характерная «двойственность» творческого облика Ф.

2. . Фон «Госпожи Бовари» - гнетущая скука и пошлость провинциальной буржуазной жизни. Фон дается без гиперболизации, без сгущения красок, с документальной точностью, тщательной детализацией в изображении предметов, лиц, даже физиологических состояний, производит особенно сильное впечатление. Буржуазная активность представлена нелепой и бессмысленной (сельскохозяйственный съезд). Характернейший буржуазный «деятель», аптекарь Омэ - как раз тот персонаж, к к-рому автор особенно жесток: об отрицательных чертах Омэ почти нет речи, отталкивающими оказываются как раз его буржуазные добродетели - добропорядочность, семейственность, общительность, трудолюбие, вера в науку и прогресс, либерализм (пресловутые «принципы 89 года»).

3. Как и Бальзак, и Стендаль, следует за критическим реализмом. НО у Ф. нет широких обобщений, того художественного постижения основных законов буржуазного общества и его глубоких противоречий, к-рые характеризуют Бальзака. Ф. в гораздо

меньшей степени, чем Бальзак, понимает сущность процессов и явлений, имеющих место в буржуазном обществе. Но он гораздо резче, точнее и детальнее видит их внешнюю сторону. Выделение впечатляющей детали - основной метод Ф .У Ф. натуралистическая «деталь» подчинена общему, человек, «характер» еще остается ведущим, не становится подробностью картины.

4. Эстетизм характеризует самую «технику» Ф.: Флобер своеобразно стилизует действительность, намеренно становится в позу созерцателя людей и вещей «издали», любуется их вещной и плотской сущностью .

Флобер решительно отрицает социально-воспитательную роль искусства, обосновывает право художника (в данном случае для самого Флобера) уходить от действительности в прошлое, в глубь веков.

5. Образ автора (точнее его отсутствие) О симпатии автора к героине свидетельствует единственное место в романе, где звучит его голос. Когда Эмма наскучивает ему, Родольф начинает думать о её пылких речах как о “прикрывающих посредственные влечения”. “Как будто истинная полнота души, - восклицает автор, - не изливается порой в самых пустых метафорах! Ведь никто никогда не может выразить точно ни своих потребностей, ни понятий, ни горестей, ведь человеческая речь подобна надтреснутому котлу, мы выстукиваем на нём медвежьи пляски, когда нам хотелось бы растрогать своей музыкой звёзды ”.

В остальном автор принципиально устраняется из повествования. По мысли Флобера, совершенная форма предполагает полное отсутствие субъективности. Авторская мысль выражается в построении произведения, но ни в коем случае не высказывается прямо, личность автора не навязывается читателю.

Сочинение


Жанр социально-бытового романа всегда был популярным, поскольку изображал обычные человеческие характеры среди знакомых картин быта и поднимал социальные проблемы. Но Флобер в своем произведении «Мадам Бовари» немного расширил границы обычного социально-бытового романа. Показывая жизнь и быт жителей маленьких провинциальных городков, писатель не остается на уровне быта. Автор обобщает и анализирует определенный социальный тип. Жизнь и страдание Эммы Бовари Флобер изображает не как сугубо отдельную трагедию женщины, которая мечтала лишь о любви и не находила ее. Автор изображает жизнь героини на фоне важных социальных сдвигов, которые остались в поведении и характерах главных героев.

Именно Эмма в какой-то мере становится жертвой романтических иллюзий, которые прививало ей общество. Тем не менее время ее прошло, все в мире изменялось. И романтические представления о мире постепенно становятся неуместными, смешными, хотя это и приводит временами к трагедии. Эмма хочет видеть в окружении красоту души, высокие чувства. Но ни один из мужнин, которых она любила, не желал подражать выдуманному ею идеальному образу. Они весьма будничные, чтобы понять стремление женщины к святой любви.

Таким образом, трагедия Эммы изображена не как бытовая драма женщины, которая потеряла веру в свою жизнь, а как социальная трагедия человека, который не находит защиты в обществе. Ведь сама общественная жизнь порождает те проблемы, которыми проникается Эмма. Современное ей общество будто запрограммировано быть прагматическим, пренебрегая человеческими чувствами во имя денег, карьеры. Поэтому Эмме и судилось счастье.

Итак, Флобер создал роман нового типа, в котором подверг анализу основы общества, его моральные принципы и пути развития. А бытовые проблемы Бовари, обрисованные без преувеличений и обострений, помогают понять важность влияния общества на жизнь человека.

Роман «Мадам Бовари» Г. Флобер писал свыше четырех лет. Это роман о провинциальных характерах», как сказано в подзаголовке. Рассказав об истории супружеской измены в семье Шарля Бовари, об увлечении его жены Эммы Бовари и о ее самоубийстве на почве сердечных и жизненных разочарований, Флобер описал настоящую историю доктора Деламара и его жены, что жили возле Чина. Однако роман представляет собой социально-философское осмысление действительности. Мистический городок Йонвиль, где происходят события, символизирует всю Францию.

Духовная драма Эммы - в безвыходном конфликте ее мечты и действительности, между грядущим Эмме монастырским воспитанием, чтением романтической литературы и буржуазной будничностью, в которой она живет.

Флобер прекрасно характеризует свою героиню такими словами: «Из всякого события ей надо было вытянуть будто личную пользу, и все, что не давало непосредственной пищи ее сердцу, она отбрасывала, как ничтожество. Натура у нее была не столько корыстная, сколько сентиментальная, она искала не картины, а эмоции».

В тринадцать лет Эмма воспитывалась в монастыре урсулинок. Здесь она записывала и читала любовные романы и верила, что, подобно их героиням, ее ждет возвышенная, красивая любовь. Романы о любви, где рассказывалось о рыдании и клятвах при месяце, наложили отпечаток на впечатлительное и чувствительное сердце девушки, «быв женой Шарля, Эмма поверила, что в конце концов «замечательное чувство, которое она до сих пор представляла себе в виде райской птицы, которая кружит в сиянии прекрасного неба, взлетело к ней». Но мужчина оказался серым и будничным, в нем, за представлением Эммы, не было ничего рыцарского: он не умел ни фехтовать, ни стрелять, язык его был «плоский, как панель». Шарль же обожествлял свою жену: «Весь мир замыкался для него в пределах шелковистого обхвата в сукно. Все более чаще Эмма думала, что на месте Шарля мог бы оказаться другой человек, более достойный и интересный. Однажды серость ее жизни была затронута мужчиной, он пригласил на балл к своему родительному замку маркиз д’Андервилье. Этот сердцеед оставил в душе Эммы неизгладимый след. Роскошные залы, элегантные дамы, изысканные кушанья, запах цветов - все, как в романах! Но мужу все это было неинтересно. А Эмме так хотелось, чтобы имя Бовари приобрело популярность, чтоб его знала вся Франция!

Провинциальный городок Йонвиль, куда переехало супружество Бовари, было не для Эммы: там ходили сплетни о всех, и ничья жизнь не была тайной. Главной выдающейся памяткой города была аптека господина Оме, лицо которого отбивало ничего, кроме самовлюбленности, торговец тканями Лере, местный священник и еще несколько человек. На этом фоне удобно отличался молодой помощник нотариуса Леон Дюпюи, не лишен «высоких интересов». Эмма и Леон сразу ощутили друг в друге родную душу. Общество Леона скрашивало одинокость Эммы. После отъезда Леона к Руану госпожой Бовари овладела скука, ничто не радовало ее в этой серой жизни, где нет праздников. Даже маленькая дочь бесила ее. И в настоящее время в ее жизни появился еще один мужчина - богатый помещик, 34-летний холостяк Родольф Буланже. Опытный ловелас, он быстро добился любви Эммы, и в скором времени «пряча лицо, все в слезах, она безвольно отдалась ему. Теперь жизнь ее приобрела содержание, и содержание это было в свиданиях с Родольфом.Но Родольфу уже начинала надоедать их связь, его беспокоила неосторожность Эммы, бесили ее прихотливость и сентиментальность. И вдобавок у Эммы созрела навязчивая идея выехать с ним навсегда с Йонвиля. Однако ее ждал удар: Родольф не собирался брать на себя такое бремя. Все надежды Эммы разбились за один миг! Еще один удар нанес ей Леон, с которым она встретилась через три года после разлуки. Это уже был не тот боязливый, стеснительный мальчик, которого она знала. Дела у Леона шли успешно, он вел себя уверенно и знал заранее, что обольстит Эмму. Но связь с замужней женщиной могла повредить его карьере, и Леон стал подумывать о том, чтобы порвать с Эммой. Возможность случилась, когда Эмма обратилась к нему за финансовой помощью. Дела семьи Бовари шли совсем плохо. Шарль был в долгах, и все его имущество выставили на продажу. Эмма бросилась за помощью к Родольфу, но тот холодно заявил: «У меня нет таких денег, госпожа». В отчаянии, утомившись от обманов, пережив трудные разочарования, Эмма отравилась, решив таким способом все свои жизненные проблемы.

Но трагедия Эммы Бовари выходит за пределы ее личной драмы. Порочная ли сама по себе Эмма Бовари? Думаю, что нет. «Все преступления и все измены своим возникновением обязаны слабости. И потому они заслуживают жалости». Касается ли это Эммы Бовари? Думаю, что так, тем более, что человеческие качества ее любимых мужчин были не высочайшими. А у самой Эммы не было иммунитета против вульгарности, о которой В. Набоков говорил: «Вульгарность - это не то, что откровенно плохо, а то, что притворно, фальшиво важно, фальшиво хорошо, фальшиво умно, фальшиво красиво».

Трагедия этой женщины и в том, что она не стремится вырваться из этой жизни, как, например, Нора Г. Ибсена. Мадам Бовари ушла из жизни, ее похоронили… Горе Шарля было большим и искренним. В скором времени, ни на что не надеясь, он умер, сжимая в руке прядь черных волос Эммы… Родольф, который, лишь бы скоротать время, весь день слонялся лесом, спокойно спал в своем замке; спал у себя и Леон. Так закончилась романтическая и трагическая история Эммы Бовари, история, которая нередко случается, когда романтические представления о жизни вступают в конфликт с непривлекательной будничностью.

В 1851 г., вернувшись в Круассе из своего двухлетнего путешествия на Восток, Флобер привез – вместе с экзотическими восточными сувенирами – намерение писать о современной французской жизни и вполне оформившийся замысел романа «Госпожа Бовари». Работа над романом продолжалась с сентября 1851 г. по апрель 1856 г. Это были четыре с половиной года медленного, тяжелого, кропотливого труда. Сюжет, построенный на перипетиях мещанского адюльтера, казался Флоберу достойным презрения, но это была сама жизнь, и он поставил перед собой цель – воспроизвести ее как можно объективнее. В объективности, или в «безличности», Флобер видел важнейший признак того идеала прозы, к которому он стремился в своем творчестве.

31 мая 1856 г. Флобер отправляет рукопись романа в «Ревю де Пари» (»Revue de Paris»), и с 1 октября по 15 декабря «Госпожа Бовари» выходит по частям в шести номерах этого журнала. В тексте романа были сделаны купюры помимо воли Флобера, что вызвало его негодование и протест, опубликованный в том же журнале за 15 декабря 1856 г. Одновременно роман печатается в Руане, в «Нувеллист до Руан» («Nouvelliste de Rouen») с 9 ноября 1856 г.; но уже с 14 декабря этот журнал перестает публиковать обещанное «продолжение в следующем номере», так как возмущенные отклики многих читателей заставляют опасаться неприятностей. Эта предосторожность руанского журнала спасла его от судебного процесса, который предстоял Флоберу и издателям «Ревю де Пари». Либеральный журнал «Ревю де Пари» давно вызывал неудовольствие властей, и публикация в нем такого произведения, как «Госпожа Бовари», была прекрасным поводом к репрессиям.

Суд над Флобером, издателями и типографом продолжался с 31 января по 7 февраля 1857 г. Флоберу было предъявлено обвинение в безнравственности, в «реализме», то есть отсутствии положительного идеала, и «откровенности», угрожающей общественной морали. Тем не менее суд закончился оправданием Флобера и его «сообщников», и через два месяца роман вышел отдельным изданием в двух томах, с посвящением Мари-Антуану-Жюлю Сенару, адвокату, выступавшему защитником по делу «Госпожи Бовари».

Право на издание романа в течение пяти лет получил издатель Мишель Леви по договору, подписанному с Флобером еще 24 декабря 1856 г. (В 1863 г. эти права издателя были продлены еще на десять лет.) М. Леви был известным и преуспевающим парижским издателем. Он выпустил в свет многие произведения современников – Бальзака, Стендаля, Ж. Санд, Ламартина, Готье, Э. Сю, Ж. де Нерваля, Диккенса, Гейне и других, благодаря которым немало обогатился. Его коммерческое чутье подсказало ему, что договор с Флобером тоже может быть для него выгодным, хотя Флобер до появления «Госпожи Бовари» был фактически не известен публике. Леви не ошибся. Первый же тираж, поступивший в продажу 15 апреля 1857 г., разошелся настолько быстро, что в 1856-1857 гг. издатель выпускает несколько дополнительных тиражей, а затем в 1862, 1866 и 1868 гг. он вновь переиздает «Госпожу Бовари». Флобер, участвовавший в договоре на правах начинающего автора и к тому же считавший, что заботы о материальном успехе недостойны настоящего художника, получил от издателя ничтожную сумму, которой изумляются почти все исследователи его творчества.

При жизни Флобера роман «Госпожа Бовари» издавался во Франции еще три раза: в 1873 г. (издатель Жорж Шарпантье) и в 1874 и 1878 гг. (издатель Альфонс Лемер). В издании 1873 г. в качестве приложения к тексту романа публикуются материалы судебного процесса по делу «Госпожи Бовари»: речи прокурора и защитника и постановление суда. С тех пор они множество раз воспроизводились вместе с новыми переизданиями романа.

Бурным дебатам французской критики вокруг романа Флобера положила начало статья Ш. -О. Сент-Бева, опубликованная в газете «Монитер» («Moniteur») от 4 мая 1857 г. и содержавшая подробный и в целом благожелательный анализ романа. Сент-Бев был в это время самым авторитетным критиком, но в полемике по поводу «Госпожи Бовари» у него появилось много оппонентов, враждебно принявших роман и повторявших все обвинения против Флобера, которые, казалось, были сняты с него официальным постановлением суда. Среди критических выступлений, приветствовавших «Госпожу Бовари» как выдающееся произведение литературы, больше всего по душе Флоберу пришлась статья Ш. Бодлера, так как в ней Флобер почувствовал настоящее и глубокое понимание его романа. Через несколько лет Э. Золя в одной из своих статей о Флобере, вошедших в сборник «Романисты-натуралисты», скажет, как бы подводя итог этой дискуссии: «Появление романа Гюстава Флобера „Госпожа Бовари“ ознаменовало новую эпоху в литературе».

Один из вопросов, который возник в момент опубликования «Госпожи Бовари» и увлекает французских литературоведов до сих пор, это вопрос о прототипах романа. Об этом написано много книг и статей, строятся разные версии, догадки и домыслы. Максим Дюкан, современник и друг Флобера, утверждавший в своих «Воспоминаниях», что именно он подсказал Флоберу замысел романа, указывает на семью Деламар из городка Ри как на «подлинных» Шарля и Эмму Бовари. По новой версии, которая принадлежит Ж. Помье и Г. Леле, в романе воспроизведена история некой г-жи Прадье, жены скульптораG. Leleu et J. Pommier, Du nouveau sur «Madame Bovary», Revue d"histoire litteraire de la France, 1947. . Сам же Флобер отрицал как существование конкретных прототипов романа, так и его узко автобиографические источники. «Госпожа Бовари» – чистый вымысел. Все персонажи этой книги целиком вымышлены, и даже Ионвиль-л"Аббей – место несуществующее», читаем мы в переписке Флобера, «То. что рассказано в „Госпоже Бовари“, никогда не случалось в действительности. Это история целиком вымышленная. Я не изображал в ней ни моих чувств, ни моей жизни». История Эммы Бовари, характеры и роль других персонажей романа, весь сюжет в целом вымышлены Флобером на основе обобщения всего виденного и пережитого им, всех его наблюдений над окружающими нравами в Париже и Руане, над разными людьми, знакомыми и близкими.

Уже при жизни Флобера к нему обращались с просьбой о сценической переработке романа. Флобер отвечал неизменным отказом, он не разрешил переработку даже знаменитому писателю, карикатуристу и актеру Анри Монье, так как считал, что роман невозможно переделать в пьесу без искажающих сокращений, без ущерба для произведения. После смерти Флобера «Госпожа Бовари» была поставлена на сцене, впервые в 1908 г. в Руане, но не имела успеха. В 1936 г. осуществляется новая постановка в Париже, в театре Монпарнас, а в 1951 г, «Госпожа Бовари» появляется в Комической опере в виде музыкальной драмы на музыку Э. Бондевиля. В 1934 г. на сюжет романа создается фильм режиссером Ж. Ренуаром.

Появление «Госпожи Бовари» тотчас же было замечено в России. В 1857 г. журнал «Современник» в разделе «Заграничные известия» сообщает о публикации этого романа в «Ревю де Пари». Правда, имя Флобера ставится в число писателей, у которых «заметны благородные стремления, но они не отличаются большими дарованиями». «Русский вестник» в июле 1857 г. подробно излагает содержание романа и приходит к выводу о неблагополучии и нравственном крахе французского общества. В «Отечественных записках» в этом же году дважды (№№ 5 и 7) появляются материалы, посвященные «Госпоже Бовари». Правда, обозреватель К. Штахель утверждает, что «г. Флобер – дилетант», что роман его «плох», а успех романа объясняет главным образом как следствие судебного процесса против Флобера и «Ревю де Пари». В 1859 г. на страницах «Отечественных записок» (№ 3) роман Флобера встречает уже более глубокое понимание, более серьезную и заслуженную оценку: «Роман этот действительно прекрасен: никто еще из французских писателей, кроме разве одного Рабле, не предлагал нам такого естественного произведения в целом и в подробностях, как г. Флобер... Французская критика и французское общество недостаточно еще оценили его произведение». «Вестник Европы» (1870, № 1) в подтверждение своей высокой оценки творчества Флобера цитирует слова Тургенева из предисловия к роману М. Дюкана «Утраченные силы». «Госпожа Бовари», – бесспорно, самое замечательное произведение новейшей французской школы».

Первый русский перевод «Госпожи Бовари» появился уже в 1858 г. в «Библиотеке для чтения». В 1881 г. этот журнал публикует новый перевод романа. В 1881 г. выходит и отдельное издание «Госпожи Бовари» с приложением материалов парижского судебного процесса 1857 г. С тех пор «Госпожа Бовари» переиздается множество раз – в собраниях сочинений Флобера и отдельно.

В 1928 и в 1937 гг. появляются инсценировки романа, в 1940 г. «Госпожа Бовари» ставится на сцене Камерного театра, а в 1964 г. в Малом театре по роману Флобера создается спектакль «Провинциальные нравы».

Т. Соколова

* * *

Стр. 26. Луи Буйле (1828-1869) – поэт и драматург, друг Флобера.

Стр. 29. Вот я вас! – В 1 песни «Энеиды» Вергилия с этой угрозой обращался к разбушевавшимся ветрам бог моря Нептун.

Стр. 32. ... растрепанный том «Анахарсиса» ... – Имеется в виду, роман французского археолога аббата Жан-Жака Бартелеми (1716-1795) «Путешествие молодого Анахарсиса в Грецию», где даются картины жизни греков IV в. до н. э., которые наблюдает скифский философ Анахарсис; книга служила школьным чтением.

Стр. 37. ... гордость кошских птичников . – Ко – обширное плато в Северной Нормандии.

Стр. 38. ... лучше дьеппской слоновой кости .... – Город Дьепп в северо-западной Франции славился производством токарных изделий из слоновой кости, дерева, рога.

Стр. 40. Урсулинки , – члены женского монашеского ордена святой Урсулы, основанного в XVI в.; занимались воспитанием девушек, главным образом дворянского происхождения.

Стр. 42. ... увидишь на ветке крота ... – В Нормандии был охотничий обычай вешать убитых кротов на деревьях.

Стр. 53. ... она прочла «Поля и Виргинию» ... – «Поль и Виргиния» (1787) – роман французского писателя Бернардена до Сен-Пьера (1737-1814), где изображена идиллическая любовь юных героев на фоне экзотической природы тропического острова.

... сцены из жизни мадемуазель де Лавальер . – Лавальер Франсуаза-Луиза (1644-1710), герцогиня, любовница Людовика XIV; когда король к ней охладел, в 1674 г. удалилась в монастырь, где и умерла.

Стр. 54. «Беседы» аббата Фрейсину . – Фрейсину Дени (1765-1841) – церковный проповедник, при Реставрации был министром культов. В 1825 г. опубликовал пять томов своих проповедей под названием «Беседы».

«Дух Христианства» – сочинение французского писателя Франсуа-Рене де Шатобриана (1768-1848), восхваляющее католицизм.

Стр. 55. ... обожала всех прославленных и несчастных женщин . – Далее следуют имена персонажей, известных во Франции по школьным учебникам истории: Элоиза – девушка, которую любил французский теолог и философ Абеляр (XII в.), рассказавший о ней в трагической «Истории моих бедствий»; ее имя стало нарицательным для несчастной влюбленной. Агнеса Сорель (1422-1450) – возлюбленная французского короля Карла VII. Ферроньера по прозвищу Прекрасная – любовница короля Франциска I (1515-1547). Клеманс Изор (род. ок. 1450 г.) – французская дама из знатного рода, возобновившая в Тулузе традиционные литературные состязания, которые были в обычае веком раньше; поэты, выступавшие на них, по большей части воспевали предмет своей любви – прекрасную даму.

... Людовик Святой под дубом ... – Французский король Людовик IX (1226-1270), прозванный Святым за участие в крестовых походах, по средневековому обычаю, вершил суд, сидя под дубом в своей резиденции – Венсеннском замке близ Парижа.

... умирающий Баярд ... – Баярд (Пьер дю Терайль, 1473-1524) – прославленный французский полководец, прозванный «рыцарем без страха и упрека»; умер от раны на поле боя.

... зверства Людовика XI ... – Имеется в виду беспощадная борьба французского короля Людовика XI (1461-1483) против крупных феодалов, за укрепление центральной королевской власти.

... сцены из Варфоломеевской ночи ... – то есть сцены избиения протестантов (гугенотов) в Париже, в ночь на 24 августа 1572 г.

... султан на шляпе Беарнца ... – Беарнец – прозвище французского короля (1588-1610) Генриха IV, который был родом из провинции Беарн, близ Пиренеев.

Кипсеки – роскошно изданные книги (или альбомы), состоящие в основном из иллюстраций.

Стр. 57. ... попалась в сети к Ламартину ... – Альфонс де Ламартин (1790-1869) – французский поэт, автор меланхолических стихов, где поется об утраченной любви, о недостижимом идеале, рисуются унылые романтические пейзажи.

Стр. 59. ... раскатывает... хлебные шарики . – Хлебные шарики в XIX в. употреблялись для стирания карандаша.

Стр. 62. Джали . – Романтическое имя, которое Эмма дала своей собачонке, навеяно романом В. Гюго «Собор Парижской богоматери» (1831); так зовут дрессированную козочку цыганки Эсмеральды.

Стр. 65. Граф д"Артуа (1757-1836) – брат казненного во время революции Людовика XVI; возглавлял монархическую эмиграцию; в 1824 г. сел на французский престол под именем Карла X и был свергнут революцией 1830 г.

Стр. 83. ... галльский петух... опирается на Хартию ... – Имеется в виду ублюдочная «Конституционная хартия Франции», «дарованная» стране Людовиком XVIII в 1814 г. и измененная в более либеральном духе после Июльской революции 1830 г.

Стр. 87. Символ веры савойского викария – эпизод из педагогического романа Жан-Жака Руссо «Эмиль» (1862), где провозглашается религия, основанная только на внутреннем чувстве и созерцании природы.

Стр. 95. ... закона от 19 вентоза XI года Республики ... – то есть закона, изданного в период революции конца XVIII в. (по республиканскому календарю – вентоз, «месяц ветров» – последний зимний месяц).

Стр. 97. ... дань... шедевру французской сцены . – Имя Аталия взято из одноименной трагедии Расина (1791).

Стр. 98. «Бог честных людей» – песенка Беранже.

... цитатой из «Войны богов» . – Имеется в виду поэма Эвариста Парни (1753-1814) под таким названием; пародировала Библию.

Стр. 100. ... валялся «Матвей Лансберг» . – Имеется в виду «Льежский альманах», составленный в начале XVII в. каноником из Льежа Матвеем Лансбергом, – источник бессмысленных суеверий; пользовался широкой известностью среди французских крестьян.

Стр. 104-105. «Иллюстрация» («l"Illustration») – парижский иллюстрированный еженедельник, основанный в 1843 г. с целью освещать все стороны современной жизни.

Стр. 111. ... вретишницу из «Собора Парижской богоматери» . – Имеется в виду мать Эсмеральды из романа Гюго; вретишницы – монахини нищенствующего ордена, в знак смирения облекавшиеся во вретище (мешок из дерюги).

Стр. 133. Помология – наука о сортах плодовых растений.

Стр. 145. ... о Цинциннате за плугом, о Диоклетиане, сажающем капусту ... – Цинциннат Луций Квинкций (V в. до н.э.) – выдающийся римский полководец и государственный деятель; в частной жизни отличался необычайной скромностью и простотой, сам обрабатывал землю. Диоклетиан Гай Аврелий Валерий – один из самых могущественных римских императоров (284-305); отрекшись от власти, последние восемь лет жизни провел в своем поместье.

Стр. 167. ... книгу доктора Дюваля ... – Имеется в виду труд французского хирурга-ортопедиста Венсена Дюваля (1796-1820), вышедший в 1839 г. под названием «Рассуждение о практике лечения искривленной стопы».

Стр. 169. Амбруаз Паре (1517-1590) – ученый медик, служивший при королевском дворе. Упомянутые ниже Дюпюитрен Гильом (1777-1835), хирург, основатель парижского музея патологической анатомии, и Жансуль Жозеф (1797-1858), блестящий хирург, работавший в Лионской больнице для бедных, – выдающиеся представители французской медицины XIX в.

Стр. 182. ... точно герцог Кларенс в бочке с мальвазией ... – Брат английского короля Эдуарда IV герцог Георг Кларенс (1448-1478) был приговорен к казни за предательство; избрал смерть в бочке со сладким вином – мальвазией.

Стр. 191. ... словно под сенью манцениллы ... – Плоды дерева манцениллы содержат ядовитый сок. Существовало поверье, будто человек, уснувший в тени манцениллы, умирает.

Стр. 201. ... в духе г-на де Местра ... – Жозеф до Местр (1753-1821) – французский писатель, ярый защитник монархии и светской власти папы.

Стр. 207. «Лючия де Ламермур» (1835) – опера Доницетти на сюжет романа Вальтера Скотта «Ламермурская невеста».

Стр. 208. ... раздались три удара ... – Во французском театре о начале спектакля возвещает не звонок, а удары в пол сцены.

Стр. 215. «Хижина» – увеселительное заведение в Париже, открытое в 1787 г. – место публичных балов; особенно процветала в годы царствования Луи-Филиппа.

Стр. 219. «Нельская башня» – романтическая драма Александра Дюма-отца и Гайярде, поставленная в 1832 г. на сцене театра Порт-Сен-Мартен.

Стр. 222. ... под «Пляшущей Мариам» ... – По Библии, Мариам – старшая сестра пророка Моисея; руководила народными празднествами и сама плясала с тимпаном в руке (»Исход», гл. 15, ст. 20).

Стр. 224. Диана де Пуатье (1498-1566) – прославленная красавица, возлюбленная французского короля Генриха II.

Стр. 257. Да пошлите вы к черту своих Куяциев и Бартолов! – Имеются в виду знаменитый французский юрист Жак Кюжас (латинская форма Куяций, 1522-1590) и один из крупнейших юристов средневековья итальянец Бартоло да Сассо Феррато (1314-1357).

Стр. 275. ... «Эсмеральда» Штейбена и «Жена Потифара» Шопена . – Имеются в виду репродукции с картин немецких художников Карла Вильгельма Штейбена (1788-1856) и Генриха Фридриха Шопена (1801-1880). Жена Потифара, по Библии, пыталась соблазнить Иосифа Прекрасного («Бытие», гл. 39).

Стр. 279. ... сражался за родину под Баутценом и Лютценом ... – Баутцен и Лютцен – города в Саксонии, близ которых в 1813 г. произошли два больших сражения между армией Наполеона I и союзными русско-прусскими войсками.

Стр. 290. Биша Ксавье (1771-1802) – французский врач, анатом и физиолог; автор «Всеобщей анатомии».

Стр.292. Каде де Гасикур Луи-Клод (1731-1799) – французский фармацевт и химик.

Стр. 298. Прочтите «Энциклопедию»... «Письма португальских евреев»... «Сущность христианства» ... – «Энциклопедия» (тридцать пять томов, 1751-1780) – издание, осуществленное под руководством Дени Дидро и Жан-Луи Даламбера, привлекших к сотрудничеству все передовые умы своего времени; крупнейший памятник просветительской мысли XVIII в. «Письма португальских, немецких, польских евреев к г-ну де Вольтеру» (1769) – сочинение аббата Поля-Александра Гене, отстаивающее истинность библейских преданий. «Сущность христианства» (вероятно, «Философские этюды о христианстве», 1842-1845) – главный труд французского судейского чиновника и католического писателя Жан-Жака Огюста Никола (1807-1888).

Стр. 309. Эдилы – в древнем Риме выборные чиновники, наблюдавшие за порядком в городе.

Стр. 310. Братья-игнорантинцы – (то есть «невежественные») – члены монашеского ордена святого Иоганна; орден проповедовал смирение, ставил своей целью филантропическую помощь беднякам.

М. Эйхенгольц