Метафоры в названиях литературных произведений. Метафоричность названий произведений бунина и куприна - сочинение

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Краткие сведения о жизни и деятельности американского писателя К. Кизи. Идея столкновения свободы и власти в романе К. Кизи "Над кукушкиным гнездом". Соотношение механического и живого в романе в виде галлюцинаций, снов и мировоззрения героя-рассказчика.

    реферат , добавлен 14.12.2013

    Изучение факторов, повлиявших на написание исторического романа "Унесенные ветром" американской писательницей Маргарет Митчелл. Характеристика героев романа. Прототипы и имена персонажей произведения. Исследование идейно-художественного содержания романа.

    реферат , добавлен 03.12.2014

    Исследование готического романа как литературного жанра. Творчество Горация Уолпола - основателя "романа тайны и ужаса". Рассмотрение жанровых особенностей готического романа на примере произведения "Замок Отранто" . Отличительные черты произведения.

    курсовая работа , добавлен 28.09.2012

    История написания романа "Преступление и наказание". Главные герои произведения Достоевского: описание их внешности, внутренний мир, особенности характеров и место в романе. Сюжетная линия романа, основные философские, моральные и нравственные проблемы.

    реферат , добавлен 31.05.2009

    Краткая характеристика русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Значение романа В.И. Пикуля "Баязет" в изучении данного исторического события. Определение жанра романа, его особенности и идейно-тематическое своеобразие. Анализ историзма романа "Баязет".

    дипломная работа , добавлен 02.06.2017

    Понятие о художественном мире произведения. Становление фэнтези в русской литературе. Анализ романа М. Семеновой "Валькирия": сюжет и композиция, система персонажей и конфликтов, фольклорно-мифологические образы и мотивы. Роман как авторский миф.

    дипломная работа , добавлен 10.07.2015

    Создание романа Ф.М. Достоевского "Идиот". Образ князя Мышкина. Речевое поведение главного героя романа. Гендерно-маркированные особенности речевого поведения персонажей. Языковые способы выражения маскулинности и феминности в художественном тексте.

    дипломная работа , добавлен 25.10.2013

    Описание дискуссий вокруг понятия трансмедийности. Изучение теории этого феномена на примере романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Отражение данного произведения в медиапространстве, а также трансмедийности образов персонажей свиты Воланда.

    дипломная работа , добавлен 02.06.2017

Контрольная работа

По дисциплине: «Методика Социально Культурной Деятельности»

Выполнил студент: Денисов Сергей Сергеевич

Группы: СКТ / БЗ441 - 1/у

Проверила: кандидат педагогических наук, доцент

Елена Николаевна Львова

Санкт-Петербург

1) Примеры использования метафор в обыденной речи……………3

2) Пример в названиях художественных произведений…………….4

3) Метафоры и образные, привлекательные, яркие выражения в названиях объектов городской среды……………………………..10

Броские заголовки в СМИ.

(газеты, TV, интернет) ………………………………………………………………………………………..11

6) Формы СКД с использованием пословиц и поговорок…………12

7) Пример двух мероприятий для разных целевых аудиторий с анализом эффективности используемых средств и методов…...15

Источники:

Примеры использования метафор в обыденной речи.

Метафора – (от греческого «перенос», «переносное значение») речевой оборот при котором свойства одного предмета (явления, понятия) переносится на другой.

Метафоры, которые мы используем в повседневной жизни:

· лопнуть от смеха

· затаить дыхание

· загрызла совесть

· жаба душит

· на душе скребут кошки

· набить руку

· в сердце огонь

· на мели (нет денег)

· черное золото (нефть)

· шляпка гвоздя

· языки пламени

· глазное яблоко

· нос корабля

· крыло самолёта

· гора мускулов

· поклевать (поесть немного)

· тоска заела

· в сердце пожар

· сердечная травма

· трепать нервы

· дорога (ручей, река) бежит

· время идёт

· лес рук

· сидеть на телефоне

· не каркай

· глаз – алмаз

· заяц (безбилетный пассажир)

· глаза на лоб полезли

· ножка стула

2) Пример в названиях художественных произведений (обоснование выбора).

Живопись

Сальвадор Дали – один из самых загадочных и странных гениев живописи. Название каждой картины – странное переплетение слов и эмоций.

· «Жираф в огне»

По мнению самого великого художника эта картина является своего рода предупреждением о надвигающейся войне.

· «Лицо войны»

· «Плоть на камнях»

Пред нами достаточно мощная упитанная женщина, к которой уж точно никто из мужчин не подойдёт никогда. Потому что нет в этой фигуре ничего утончённого и женственного, разве только что грудь, которая прикрыта белой простынёй.

· «Просвещённые удовольствия»

·
«Ретроспективный бюст женщины»

· «Постоянства памяти»

Эта картина является своеобразным символом скоротечности и относительности временного пространства. Как это ни парадоксально, но идея написания этой картины пришла к художнику, когда он размышлял о плавленом сыре.

· «Женщина с головой из роз»

· «Гипаксилогическое небо»

Цирковые программы

Видел своими глазами – остался под впечатлением.

· «Морские звёзды (2012)»

Уже из названия спектакля понятно, что красной нитью через весь спектакль пройдёт морская тематика.

· «Ярмарка идей (2010)»

Вниманию зрителей будет представлено более 30 оригинальных цирковых номеров различных жанров.

· «Волшебный глобус»

Музыка

Одни из моих любимых композиторов.

· Бетховен Л.В. «Лунная соната»

Соната имеет подзаголовок «в духе фантазии», Бетховен хотел подчеркнуть то, что её форма отличается от классической сонатной формы.

· Гайдн Ф.Й. «Хромой бес» (опера); «Обманутая неверность» (опера)

· Моцарт В.А. «Волшебная флейта»

Основная тема «Волшебной флейты» – выход из духовной тьмы в свет через посвящение– является ключевой идеей масонства.

· ; «Притворная простушка»

Балет

Никогда не увлекался балетом, потому просто прошёлся по журналам по этой теме.

· «Рукав руки» Верджилом Томсоном

· «Доброжелательный купидон» Чезаре Пуни

· «Карнавал животных» Камиль Сен-Санс

Сен-Санс не столько рассказывает о животных, сколько подмечает разные человеческие типажи, причем остроумно и весьма узнаваемо!

· «Дочь снегов» Минкус А.Л.

· «Восхищение муз» Вуоринен М.Ю.

· «Очарованный лес» Дриго Р.Э.

Скульптура

Что-то видел сам, что-то поразило своей оригинальностью.

· «Капитолийская волчица» (этрусская бронзовая скульптура)

История основателей Рима похожа на сказку. Правители должны отличаться от обычных людей, и братьев Ромула и Рема, отправленных по реке на погибель, спасла и выкормила волчица.

· «Родина – Мать» (Вучетич Е.В. и Никитин Н.В. в Волгограде)

·
«Светофоровое дерево» (Лондон)

· «Влюблённые скелеты» (Тайланд)

Фотография

На сайте по ссылке выше показывают свои работы мастера своего дела, где я приобретаю потрясающие фотографии и черпаю вдохновение.

· «Дерево дракона» (Jeremy Cram)

· «Горстка счастья»

TV программы

Очень раздражают эти передачи, потому составить данный список не составило особого труда.

· « Кривое зеркало»

· «Модный приговор»

· «Школа злословия»

· «Анатомия юмора»

· «Свежий взгляд»

Метафоры в названиях литературных произведений

Что-то было прочитано ещё по школьной программе, что-то пришло в сознание только сейчас. В поисках подходящих названий произведений я запланировал прочитать в будующем.

· Маяковский В.В. «Облако в штанах»; «Прозаседавшиеся»

· Чехов А.П. «Человек в футляре»

· Андерсен Г.Х. «Гадкий утёнок»

· Салтыков-Щедрин М.Е. «Дикий помещик»; «Премудрый пескарь»

· Стендаль «Красное и чёрное»

· Толстой А.«Хождение по мукам»

· Тургенев И. «Дворянское гнездо»

· Гоголь «Мертвые души»

Дело в том, что в начале XIX века в Бессарабию бежало достаточно много крестьян из центральных губерний Российской империи. Полиция обязана была выявлять беглецов, но часто безуспешно - они принимали имена умерших. В результате в Бендерах в течение нескольких лет не было зарегистрировано ни одной смерти. Началось официальное расследование, выявившее, что имена умерших отдавались беглым крестьянам, не имевшим документов.

· Грин «Бегущая по волнам»

· Форш О.Д. «Сумасшедший корабль»

· Пришвин М. «Кладовая солнца»

Название «Кладовая солнца» - это многозначный образ. «Кладовая солнца» - это не только торф, который можно использовать как источник энергии. Это и вся заповедная северная природа, это и доброе сердце народа.

· Теккерей У. «Ярмарка тщеславия»

· Тэфари Н.А. «Крепостная душа»

· Думбадзе Н. «Солнечные ночи»

· Бондарев Ю. «Горячий снег»

Фильмы

Классика кино, потрясающие сюжеты и нереальная игра актёров.

· «Ванильное небо»

· «Человек дождя»

Сценарист встретился с человеком который страдал целым рядом заболеваний (в их числе – черепно-мозговая грыжа, повреждение мозжечка и другие) и, что самое удивительное, являлся обладателем просто-таки феноменальной памяти. Он был способен воспроизводить порядка девяноста восьми процентов всей прочитанной или услышанной им информации. Встреча так сильно впечатлила сценариста, что он решил написать историю о человеке подобного рода. Так и появилась первоначальная идея «Человека дождя».

· «Грязные танцы»

3) Метафоры и образные, привлекательные, яркие выражения в названиях объектов городской среды.

Я взял названия жилых комплексов СПб (строящихся и уже готовых).

Одна из задач названия – привлечь внимание потенциального покупателя. Названий очень много. Условно для себя я их разделил на несколько групп.

1 – Очень понравилось и радует слух:

· «ТриДевяткино царство»

· «Рябиновый сад»

· «Чудеса света»

· «Ясно Янино»

· «Город детства»

· «Витамин»

· «Морошкино»

· «Молодёжный квартал»

· «Жар – птица» (дома очень яркие в красно-черных тонах. Название оправдано)

· «Старая крепость» (все дома в крепостном стиле)

2 – В этом что-то есть:

· «Чудеса света»

· «Три кита»

· «Алфавит»

· «Калина-парк»

· «Богатырь»

· «Чистый ручей»

· Три ветра

3 – Так себе:

· «Золотые купола»

· «Семь столиц»

· «Пять звезд»

· «Greenландия»

· «Московский квартал»

· «Медалист»

· «Солнечный»

· «Весна»

· «Олимп»

· «Радушный»

· «Новый Оккервиль»

· «Duperhof club»

· «Bagatelle»

5 – Особнячком стоит:

Очень привлекло название комплекса «Петр Великий и Екатерина Великая». Заглянул на страничку. Удивился! Даже не знаю, как к этому отнестись. «Петр Великий» - это такой высокий, тощий дом, а сбоку пристроились широкая, толстущая «Екатерина Великая». Воображение разыгралось.

Броские заголовки в СМИ.

(газеты, TV, интернет)

· «Чем старше, тем моложе»

· «Миром правят раздолбаи»

· «Растуды, берёзка белая моя»

· «Будем дружить томами»

· «Наесться взаимы»

· «Чёрный список женихов»

· «Рыцари прикольного образа»

· «Грипп не свиной, а нефтяной»

· «Улыбайтесь и влюбляйтесь»

· «Голодные игры»

· «Землю – крестьянам, Луну – космонавтам.»

· «Ну-ка наука»

· «Бюджетная хряпка»

· «Надо дерзать»

· «Невесёлые картники»

Радио передачи:

· «Колодец забытых желаний»

· «Утро на колёсах»

· «Тайная война»

· «Ночной аппетит»

· «Капризы оперетты»

· «Были на виниле»

· «Хождение за три моря»

· «В нашу гавань заходили корабли»

· «Книговорот»

· «Снимите это немедленно»

· «Кулинарный поединок»

· «Наедине со всеми»

· «Шифры нашего тела»

· «Главная дорога»

· «Худсовет»

· «Дикий мир»

· «Школа злословия»

· «Непутёвые заметки»

· «Странное дело»

· «Уральские пельмени»

· «Легко не сдаваться»

· «Войны сновидений»

Интернет:

· «Хочу так»

· История с порнографией: «секс в древнем мире»

· «Ожившие куклы»

· «Самое нелепое оружие в истории

· «Живой будильник»

· Интернет Магазин Путёвок


Похожая информация.


В общем, наше исследование языковых единиц с метафорическим значением будет лежать в плоскости стилистической семасиологии. В этой отрасли лингвистических наук производится анализ различных фигур речи (в частности тропов) с точки зрения свершающихся в них семантических преобразований и их стилистической функции. Семантическая трактовка материала позволяет рассматривать в этом плане фигуры речи любой грамматической природы, то есть без влияния того, выражены ли они отдельным словом, словосочетанием, а возможно и целым предложением.

Название пьесы - " Дом, где разбиваются сердца " уже содержит в себе словосочетание с метафорическим значением - мы, конечно, имеем ввиду словосочетание " разбиваются сердца ". Это пример простой метафоры, как называет этот тип И.В. Арнольд (2). Однако мы не будем рассматривать исследование И.В. Арнольд как базисное для характеристики метафор, лишь вскользь затронем основное простейшее разделение слов и свободных словосочетаний с метафорическим значением. В приведенном выше анализе английского варианта пьесы это выражение, "Дом, где разбиваются сердца" пишется в два слова: "Heartbreak House ". Это показательный пример с точки зрения сравнительного анализа двух языков. Английское словообразование коренным образом отличается от аналогичного процесса русского языка по той простой причине, что английский язык - это язык аналитический, а русский язык относится к языкам флективным.

Но вернемся непосредственно к определению компонентов метафоры "разбиваются сердца". Слово "сердце", по нашему мнению, является носителем образности, так как употреблено Б. Шоу не в прямом "буквальном " значении, а в образном, следовательно, в метафорическом. Вообще выражения такого типа как "ты разбил мне сердце ", " разбитое сердце", наиболее близкие рассматриваемому варианту, и выражения "сердце плачет", "сердце стонет " являются довольно часто употребляемыми как в прозе, так и в поэзии, а половину из представленных вариантов, можно найти во фразеологическом словаре. Мы считаем излишним здесь приводить пример использования какого - либо из данных выражений в произведениях писателей и поэтов. Образ любящего сердца, разбитого сердца и т.п., это частые характерные образы в творчестве любого литератора, трудящегося на "писательской ниве". Следовательно, мы выяснили, что приведенная метафора не является авторским окказионализмом, а совсем наоборот, она представляет собой яркий пример поэтической метафоры (соотносительно с классификацией О.С. Ахмановой (5)) Иначе говоря, эту метафору можно назвать образной общеязыковой, точнее общестилистической метафорой переносный, образный характер которой ясно ощущается говорящим.

Выбор такой ярко образной метафоры, включенной в название, не является случайным для автора. Шоу сам замечает это в предисловии к пьесе, говоря, что в драме он показывает две противопоставленные друг другу силы. Аллегорически их можно назвать " Heartbreak House " и " Horseback Hall" ("Дом, где разбиваются сердца" и "Манеж, где объезжают лошадей"). Обитатели "Дома" - интеллигенты, обитатели "Манежа" - дельцы. Общественная борьба рисуется драматургом как столкновение этих двух сил.

Совершенно очевидно, что метафорическое прочтение выражения "разбиваются сердца" отличается от буквального: выражение, которое в своем буквальном значении используется для физических характеристик предположим, больных людей, при образном прочтении выделяет иной класс неживых предметов, однако имеющих в своей семантике намек на бытие, в результате чего ни один из предметов, относящихся к классу внутренних органов не может быть выделен таким же способом как "сердце", выражая при этом ту же мысль.

Соотнося исследуемый языковой образный компонент - метафору "разбиваются сердца" с теорией М. Блэка (9), мы можем выделить так называемый "фокус" метафоры и его окружение - "рамку". И далее мы сделаем попытку объяснить почему данная "рамка" в сочетании с данным "фокусом" дает метафорическую образность.

Итак, согласно субституциональной концепции, фокус метафоры (т.е. явно метафорическое слово, вставленное в рамку прямых значений слов) служит для передачи смысла, который в принципе мог бы быть выражен буквально. Мы можем заключить, что фокус данной метафоры - слово "сердце". Автор использует его вместо другого ряда понятий (надежды, ожидания, чаяния, и т.п.), которые являются абстрактными в отличие от вполне материализованного понятия "сердце". Слово является заместителем (или средством передачи) не отдельного впечатления, полученного в прошлом, но сочетания общих характеристик " (17, с.46). Это утверждение Айвора А. Ричардса и есть общая формулировка образования метафоры.

Второй компонент простой по структуре метафоры - "разбиваются" соответственно является рамкой. Новый, иной контекст слова "сердце", то есть фокуса метафоры, вызывает расширение значения фокусного слова посредством "рамки". Слово, служащее фокусом метафоры не изменило своего значения в "системе общепринятых ассоциаций" (1, с.165), оно лишь расширило свое значение.

Возьмемся пояснить вышесказанное: на ум читателя сразу же приходит "аналогия", но более внимательное рассмотрение метафоры показывает, что одной аналогии совсем недостаточно: изменение значения происходит через контекстуальную обусловленность в широком смысле слова "контекст". Из этого следует, что говоря о метафорическом словосочетании "разбиваются сердца ", мы должны принимать во внимание и все остальное "окружение" - то есть полностью название пьесы "Дом, где разбиваются сердца".

В защиту только что приведенного расширенного варианта метафоры мы можем выдвинуть следующее высказывание Э. МакКормака: "Метафора во всей своей красоте может реализоваться лишь посредством расширенного коррелята" (34 с.88). В нашем случае коррелят выражен термином "рамка". Весь эстетический манифест Б. Шоу может быть выведен в следующих словах:. “Выразительность утверждения - вот альфа и омега стиля". Стиль для Шоу - это прежде всего мысль, которая вбирает жизнь, возвращая ей реалистичные образы, влияющие на сознание людей.

Этот переход к проблеме образности и стиля вообще неслучаен в нашей работе. Образ - источник основных семиотических понятий, структура которых создается взаимодействием принципиально разных планов - плана выражения и плана содержания. Метафора очень часто определяется через апелляцию к образу, создаваемому переносным значением языковых единиц. Этот образ в узком смысле служит композиционным моментом при создании образа литературного героя, персонажа, а иногда и художественного символа - как в нашем случае. Образ дома, где разбиваются сердца как юных, так и более зрелых людей создан Б. Шоу не без помощи метафорического переноса, который служил "орудием" образности и символизма наряду с другими тропами. Возьмем в доказательство строки Н.И. Исачкиной: "Символика Шоу двойственна - зачастую она не только позволяет закрепить в образной форме широкие социальные обобщения, но и маскирует противоречия и недоумения драматурга" (18, с.53). Далее Н.И. Исачкина в своей исследовательской работе по творчеству Б. Шоу комментирует употребление понятия "heartbreak". Она говорит, что оно приобретает особое звучание в контексте всей пьесы. Тему "разбитого сердца" Шоу трактует в двух планах: в житейском, когда причиной "heartbreak , а " выступает неудачная любовь, и в философском, когда его причиной оказывается историческое безвременье.

Обобщив все высказывания, приведенные ранее, мы можем нарисовать следующую картину: понятие "Дом, где разбиваются сердца" ("Heartbreak House") метафорично в силу переносного, образного значения понятия "сердце", которое служит фокусным моментом и при известном контекстуальном расширении образует такое значение, которое с одной стороны обусловлено развитием пьесы, название которой и есть рассматриваемая метафора, а с другой стороны раскрывает образное, в какой - то мере даже философское понятие "Дома", как расширенного значения.

На поверхности сюжета - история, о Ней и о Нем. Но, однозначно, смысловая нагрузка произведения выходит далеко за рамки романтической. Затрагивается тема души и трагедийности жизненного выбора.

Время развития сюжета - период до Великого поста, масленица. Но это не просто реалия действительности, это символ «двойственности», противоречивости: на стыке полуязыческой масленицы, уцелевшей в русской культуре, и православного строгого Великого поста у человека, носителя ментальности,в которой смешались восток и запад, раскрывается природная противоречивость натуры, ведущая к трагедии.

На непростой, неоднозначный, «двойственный», противоречивый характер главной героини указывают детали. За роскошную красоту ее, в восточном духе, называют: «Царь-девица, Шамаханская царица», но в то же время она осознанно выбрала квартиру в доме напротив Храма Христа Спасителя. Однако в интерьере комнат вместо иконы, центральное место занимает изображение босого Л.Н.Толстого. Тонкости внешности и обстановки, словно подготавливают читателя к пониманию ее внутреннего мира, личности, в котором уживается «Москва, Астрахань, Персия, Индия».

Бунин тонко намекает, что в душе русского человека вообще уживаются противоречивые начала, сочетание востока и запада. Неспроста о столице, голове государства, Москве написано так: « Странный город…Василий Блаженный и Спас-на-Бору, итальянские соборы – и что-то киргизское в остриях башен на кремлевских стенах…»

О мировоззренческих установках и уме пленительной красавицы читатель узнает по той, культурной обстановке, в которой она живет: «она зачем-то училась на курсах», охотно читала новые книги Гофмансталя, Шницлера, Тетмайера, Пшибышевского, новые рассказы Андреева, посещает Художественный кружок и лекцию Андрея Белого, концерты Шаляпина. Увлечение философией Л.Н.Толстого - ее религия. Портрет писателя непросто занимает центральное место в доме, представление о том, что такое счастье, для нее созвучно с Платоном Каратаевым: «Счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь - надулось, а вытащишь -ничего нету».

В героине удивительно уживались контрастные чувства: мирское и возвышенное, умение радоваться земным радостям и духовным («…шоколаду съедала за день целую коробку, за обедами и ужинами…любила расстегаи с налимьей ухой, розовых рябчиков в крепко прожаренной сметане, иногда говорила: “Не понимаю, как это не надоест людям всю жизнь, каждый день обедать, ужинать”, - но сама и обедала и ужинала с московским пониманием дела. Явной слабостью ее была только хорошая одежда, бархат, шелка, дорогой мех…»), но в то же время восприимчива к миру творчества, как иначе, кроме как любовью к Грибоедову, объяснить желание в Москве разыскать его дом, или посещение могилы Чехова, произносится двусмысленная фраза: «Какая противная смесь сусального русского стиля и Художественного театра!», относящаяся то ли к памятнику писателя, то ли к его творчеству…

Она, с одной стороны, способна восхищаться страшной моральной красотой: «Допетровская Русь! Хоронили архиепископа. И вот представьте себе: гроб - дубовая колода, как в древности, золотая парча будто кованая, лик усопшего закрыт белым “воздухом”, шитым крупной черной вязью - красота и ужас», но в то же время ее влечет светлое церковное пение. Манит Марфо-Мариинская обитель, Новодевичий, Зачатьевский монастыри, но в то же время ездит «обедать в “Прагу”, в “Эрмитаж”, в “Метрополь”, после обеда в театры, на концерты, а там к “Яру”, в “Стрельну”.

Перед нами молодая, здоровая, развитая личность, с, безусловно, многогранным, сложным характером и внутренним миром, в которой борются противоречивые чувства. Как это свойственно нашей ментальности… И вот на стыке зимы и весны, язычества и православия ее настигает одно из самых сложных в жизни испытаний, испытание любовью.
Ключевой момент для понимания развязки сюжета, на мой взгляд, когда герои накануне рокового дня, беседуют за ужином и Она заводит странный разговор, как будто между прочим цитируя русское летописное сказание про Муромского князя Павла и его благочестивую жену, в котором присутствует мотив искушения, избавления. История княжеской супружеской пары стала символом любви и верности. Для чего вдруг была затронута эта тема, и какой отклик Она хотела услышать в ответ? Влюбленный герой, слушая ее рассказ о змее, отвечает:
«Я шутя сделал страшные глаза:
- Ой, какой ужас!»
Уверена, с точки зрения героини, это повествование о змее и вечной верности было рассказано осознанно, возможно, ей хотелось услышать от него в ответ слова, которые утвердят ее в мысли о его здравом, серьезном отношении к их чувствам и готовности к испытаниям, к высоте чувств. Но в ответ, увы, она получает лишь игривый, шутливый ответ.
Почему герой реагировал в такой манере? Неужели легкомысленное отношение к ней? Думаю, он был просто влюблен, так влюблен, что ему уже неважно было, что она говорит ему, любая информация воспринималась как нечто привычное, естественное, родное, для него было важно лишь то, что она с ним, и это было счастьем: «И завтра и послезавтра будет все то же, думал я, - все та же мука и все то же счастье… Ну что ж - все-таки счастье, великое счастье!». Но, увы, понимание счастья у героев оказалось слишком разным…
Музыка «Лунной сонаты» Бетховена, символ стихии, страсти, неуспокоенности, мятежности, предчувствия будит в ее душе все скрытое, подсознательное, затрагивает болевые точки…В итоге, противоречивая душа, в которой боролось темное и светлое, земное и возвышенное, выбирает для себя нелегкий путь очищения и уходя от суеты.
Быть может, это было оправданное решение для героини…Она понимает, что ее интересуют с одинаковой силой разнонаправленные сферы, но семена от плевел отделить не может, а, значит, в широком христианском смысле, оказывается в суете сует, на пути не созидания, а смятения, и куда это дорога может привести…Понимает, что не сможет сделать счастливым возлюбленного.
Но как больно иногда эти «правильные решения» бьют по тем, кто обнажает свою душу, кладя свою любовь на алтарь… Я считаю, что в финале Бунин ярко высказал свое мнение о душе русского человека, если встанет выбор между чувствами и святостью, как бы сильно русский не любил, по Бунину, он всегда выберет Бога.

Куприн же всегда ставил на первое место чувства человека. "Человек пришел в мир для безмерной свободы творчества и счастья"-

эти слова из купринского очерка можно было бы взять эпиграфом ко всему его

творчеству. Великий жизнелюбец, он верил, что жизнь станет лучше, и мечтал,

что придет время, когда все люди будут счастливы. Мечта о счастье, мечта о

прекрасной любви. С присущим ему высоким художественным

вкусом, прекрасным языком, тонким пониманием психологии своих героев он

пишет о любви. Пожалуй, самой поэтичной вещью Куприна стал "Гранатовый

браслет" - прекрасный рассказ о неразделенной великой любви, любви,

"которая повторяется только один раз в тысячу лет".

В рассказе "Гранатовый браслет" Куприн создает несколько

символических образов, на которых строится фундамент повествования и

которые несут в себе весь идейный смысл рассказа.

"В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили

отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью

Черному моря" - начала рассказа можно назвать первым символом. Описание

пасмурной, сырой, в целом очень плохой погоды, а потом ее внезапное

изменение в лучшую сторону, имеет огромное значение. Если под "молодым

месяцем" понимать главную героиню рассказа Веру Николаевну Шеину, жену

предводителя дворянства, а под погодой всю ее жизнь, то получается серая,

но вполне реальная картина. "Но к началу сентября погода вдруг резко и

совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие, безоблачные дни,

такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле." Где эта

перемена и есть та самая возвышенная и роковая любовь, о которой идет

речь в рассказе.

Следующим символом следует назвать княгиню Веру Николаевну. Куприн

описывает ее как независимую, царственно спокойную, холодную

красавицу: "...Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой

фигурой, нежным, но холодным лицом, прекрасными, хотя довольно

большими руками, какую можно видеть на старинных миниатюрах." Вера

Николаевна, благородная, удивительная женщина, символизирует человека,

достойного настоящей, "святой" любви.

Немалое значение отводит Куприн "тучному, высокому, серебряному

старцу" - генералу Аносову. Именно ему представлена задача заставить Веру

Николаевну отнестись к любви таинственного Г.С.Ж. более серьезно.

Своими размышлениями о любви генерал способствует тому, чтобы его внучка

могла с разных сторон посмотреть на свою собственную жизнь с Василием

Львовичем. Ему принадлежат пророческие слова: "...может быть, твой

жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой

грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины." Генерал

Аносов символизирует мудрое старшее поколение. Автором ему доверено

сделать очень важный, имеющий огромное значение в этом рассказе вывод:

в природе истинная, святая любовь крайне редка и доступна только немногим

и только достойным ее людям. За всю жизнь Аносов не встретил ни одного

подобного примера, но он продолжает верить в возвышенную любовь и

передает свою уверенность Вере Николаевне.

Причиной скорой развязки истории, длившейся более восьми лет, стал подарок на день

рождения Вере Николаевне. В роли этого подарка выступил

новый символ той самой любви, в которую верил генерал Аносов, и о

которой мечтает каждая женщина, - гранатовый браслет. Он ценен Желткову

тем, что его носила его "покойная матушка", кроме того, старинный браслет

имеет свою историю: по семейному преданию он имеет свойство сообщать дар

предвидения носящим его женщинам и охраняет от насильственной смерти... И

Вера Николаевна в самом деле неожиданно предсказывает: "Я знаю, что

этот человек убъет себя." Куприн сравнивает пять гранатов браслета с "пятью

алыми, кровавыми огнями", а княгиня, засмотревшись на браслет, с тревогой

восклицает: "Точно кровь!" Любовь, которую символизирует браслет, не

подчиняется никаким законам и правилам. Она может идти наперекор всем

устоям общества: Желтков - только мелкий бедный чиновник, а Вера

Николаевна - княгиня. Но это обстоятельство не смущает его, он по-прежнему любит ее,

отдавая себе отчет только в том, что ничто, даже смерть, не заставит утихнуть его прекрасное

чувство: "...Ваш до смерти и после смерти покорный слуга." К сожалению,

значение браслета Вера Николаевна поняла слишком поздно. Ее одолевает

беспокойство. "И все ее мысли были прикованы к тому неведомому человеку,

которого она никогда не видела и вряд ли увидит, к этому смешному "Пе Пе Же".

Княгиня вновь и вновь вспоминает слова генерала Аносова и мучается

тяжелейшим для нее вопросом: что это было: любовь или сумасшествие?

Последнее письмо Желткова ставит все на свои места. Он любит. Любит

безнадежно, страстно и идет в своей любви до конца. Он принимает свое

чувство как божий дар, как великое счастье: "Я не виноват, Вера Николаевна, что богу

было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам." И не

проклинает судьбу, а уходит он из жизни, уходит с великой любовью в сердце,

унося ее с собой и говоря любимой: "Да святится имя Твое!" И остается

людям только символ этой прекрасной любви красивого человека - гранатовый

браслет...

Я не хочу сказать, что Куприн был атеистом, нет, он верил и любил Бога, но почему - то в его произведениях любовь ставится выше божественных сил, и выражена она с более красноречивой страстью, всепоглощающей любви.

Читать книги можно по-разному. Пробегая глазами по буквам, складывая в единое целое то, что написано на бумаге. Или пойти дальше: поняв сказанное писателем, подключив свою эрудицию, знания о жизни, мире, тогда возникает аналитический подход к тексту. Анализируя, стараясь понять недосказанности, акцентировать внимание на своих читательских впечатлениях, или вспоминать, чем жил автор, каких взглядов придерживался в момент создания произведения, для более точной интерпретации. Или детально рассматривать присутствующие в тексте отсылки к другим произведениям, словесные ряды, эпитеты и метафоры, за которыми, бесспорно, стоит мировоззрение и восприятие действительности автором, облеченное в слова. Это известные направления, «пути» анализа художественного текста.