Живопись: гуашевые краски. В музее «Эрарта» открылась «Гуашь два О» - выставка работ художников, работающих в технике «гуашь на бумаге Картины гуашью художников

История и справочная информация о гуашевых красках.

Гуашь

Гуашь - это термин в изобразительном искусстве, который описывает тип краски, состоящей из цветового пигмента и соединительного вещества (традиционно им является гуммиарабик или декстрин). В отличие от акварелей, в состав гуаши также входят белила, придающие матовый оттенок. Художники, работающие с данным типом краски, иногда используют различные добавки (акрил, крахмал, мед), чтобы увеличить время засыхания краски или придать ей специфичные свойства (насыщенность, непрозрачность и т.д.). Гуашь разбавляется водой или жидким клеем и обычно наносится на бумагу, картон или шелк.

Характеристики

Существует ряд свойств гуаши, которые делают эту краску удачным выбором во многих задачах:

  • Это непрозрачная и плотная краска;
  • она имеет высокую скорость высыхания, что позволяет ускорить работу художника (например, на пленэре). Стоит отметить, что при высыхании цвет краски может не соответствовать изначальному;
  • возможность нанесения краски тончайшим слоям или используя технику импасто ;
  • разнообразие выбора краски.

Таким образом, гуашь отлично подходит не только в качестве основного инструмента для полотен, плакатов и иллюстраций, но и в качестве подготовительного материала для акриловых и масляных картин.

История

Как и в случае акварельной краски , первоначальное изобретение и использование гуашей приписывают мастерам древней Греции. Также они были характерны для восточных и европейских портретов двенадцатого века, а в Европе стали популярны с 1300 годов. В общем случае гуашь не является основным выбором художника, хотя, как и акварель, используется многими живописцами для создания определенных визуальных эффектов.

Воронежский художник Ольга Бражникова известна своими яркими, солнечными работами, выполненными гуашью. Путь к искусству для неё был непростым, отказавшись от работы конструктора, она поступила в Воронежское художественное училище, а в этом году окончила педуинверситет по специальности «Изобразительное искусство». Ольга в основном работает с гуашью и разрушает стереотипы, связанные с этим материалом. Для «Умбра Медиа» художница показала свою домашнюю мастерскую и рассказала, как творчество изменило её жизнь.

Про учёбу
«Сбежала от работы на заводе»

— Когда ты поняла, что хочешь стать художником?

— Мне всегда нравилось рисовать, но в представлении моих родителей (мама работала бухгалтером, папа до сих пор трудится на авиационном заводе) художник – это несерьезная профессия. Так что пришлось мне поступить в авиационный колледж. Не понимаю, как я его смогла закончить. Помогло мое умение неплохо рисовать, делала стенгазеты за зачёты. Когда учёба подходила к концу, я поняла, что ни за что не пойду на завод. И пошла в вечернюю художественную школу, чтобы хоть что-то у меня было для души. Преподаватель предложила мне поступить в Воронежское художественное училище.

— Как родители восприняли, что ты хочешь стать художником?

— Они не верили, что я поступлю. Была забавная история. Папа говорил, что знал мужчину, который мог палочкой на песке нарисовать портрет Ленина! А если я так не могу, значит, не художник. Не смотря ни на что я готовилась к поступлению, 2-3 месяца ходила на курсы, занималась отдельно рисунком с преподавателем. И когда я поступила, родители меня поддержали и были рады. И уже позже, когда мои работы стали брать на выставки, они поверили в меня. После училища, я попала на оборонное предприятие, где до сих пор работаю дизайнером. У меня был довольно длительный перерыв – семь лет, но потом решила вернуться к живописи и творчеству. В 2013 году поступила в Воронежский государственный педуниверситет, который окончила в этом году.

Про материалы
«Мало кто верит, что мои картины написаны гуашью»

— Почему ты выбрала гуашь, чем тебе интересен этот материал?

— Гуашью я увлеклась в пединституте. Раньше я воспринимала ее больше как переходный этап к маслу. Но сейчас это мой любимый материал. Она быстро сохнет, без запаха, даёт фактурные мазки и яркие цвета. Пишу я пастозно, гуашь не разбавляю водой. Рисую обычно на плотной бумаге. Маслом, конечно, в квартире не так удобно работать. Особенно с учетом того, что моя кошка постоянно норовит вляпаться в какую-нибудь баночку. Как-то я писала маслом, ненадолго отвлеклась, а она уже влезла в синюю краску и по все квартире оставила отпечатки лап. Потом мы весь вечер эти следы оттирали.

— Что ты думаешь по поводу того, что гуашь часто называют «детским» материалом?

— Мне кажется, это стереотип и предубеждение. Именно в гуаши, по мнению моих коллег, у меня появился собственный стиль. Когда я выкладываю свои работы в интернете, многие пишут, как сильно они удивлены, что картины написаны гуашью, а не маслом. Гуашь – не детское творчество, а достойный материал. Мне кажется, что вообще любым материалом можно создавать шедевры, материал не первостепенную роль здесь играет.

— Что тебя вдохновляет?

— Я люблю городские пейзажи. Домики, которые пожили, и у них есть своя история, меня завораживают. Обычно я гуляю по городу, снимаю сюжеты, а потом дома пишу. Люблю буйство цвета, фактурные мазки. А из современных художников меня очень вдохновляют акварели Аруша Воцмуша.

— В какой атмосфере тебе нравится работать – в тишине, или под музыку?

— Когда пишу, чаще всего слушаю старый добрый рок. Одни из любимых групп – «Аквариум» и The Doors

— Распространено мнение, что академическое образование «убивает» индивидуальность художника. Что думаешь по этому поводу?

— Мне кажется, образование в художественной сфере как никогда сейчас важно. Когда ты смотришь те же видеоуроки через интернет, не являешься соучастником процесса, а это необходимо. Я думаю, что академическое образование помогает обрести навыки рисования. Я училась у Александра Старилова, он был разноплановый художник, архитектор, новатор. Он считал, что надо иметь классическое образование, а потом уже искать свой стиль, тот же примитивизм не рождается из ничего. И я с ним согласна.

Про реализацию
«Художник – больше, чем профессия»

— Как тебе удается совмещать работу дизайнера, творчество и семью?

— Сложно, пишу в основном в выходные. А дочь уже взрослая, с ней не требуется быть всё время вместе, у неё уже полно своих интересов. В период, когда я не рисовала, я постоянно чувствовала, что мне этого не хватало. Сейчас я не собираюсь бросать живопись, мне нравится заниматься творчеством и поиском. Быть художником – для меня это смысл жизни и больше чем профессия. Создание картины для меня это какая-то загадка, хотя, конечно, с технической точки зрения никакой загадки нет. Но процесс всегда интригует – интересно, что же в итоге выйдет.

— Что у тебя в планах в ближайшее время? Хотелось бы иметь собственную мастерскую?

— Мне очень хочется участвовать в выставках, а не замыкаться в своем пространстве. Надеюсь, что в скором времени смогу сделать персональную выставку в художественном училище. А мастерская – возможно, дело только отдалённого будущего. Пока все мои работы помещаются в квартире. Мы недавно сделали ремонт. Стены специально покрасили в белый, чтобы можно было развесить картины. Пространство для работы я организовала так, чтобы вокруг чувствовался воздух и было много света. Пока оно не обросло всевозможными интересными предметами и деталями, но думаю, что это ненадолго.

Преимущества гуашевых красок в том, что можно с легкостью регулировать густоту краски, добавляя воду. Гуашь практически не обладает запахом и быстро высыхает. Ошибки можно не стирать, так как один слой можно легко перекрыть другим более темных тонов.Для работы гуашь следует разводить до консистенции очень жидкой сметаны, но не до такой степени, чтобы краска оказалась просвечивающей. Она должна оставаться плотной, непрозрачной. К тому же слишком жидко положенная краска при высыхании образует по границам мазков темные каемки. Не следует класть гуашь и слишком густо, толстым слоем или перекрывать много раз одно и то же место – она плохо закрепится на основании и после высыхания будет осыпаться, как штукатурка. Это может привести и к появлению темных пятен на поверхности от выступившего свободного клея(заклеивание).Чтобы закрасить поверхность ровно, необходимо брать краску кистью, смоченной в воде, причем краска должна быть равномерной плотности, иначе, при высыхании могут получиться полосы. Кроме того, для получения более ровной поверхности, лучше пользоваться картоном или шероховатой бумагой. Для гуаши применяют мягкие, упругие колонковые или беличьи кисти, особенно плоские, но пользуются и круглыми. Живописцы-станковисты часто пишут эластичными круглыми и щетинистыми кистями.Техник, позволяющих рисовать гуашью яркие и насыщенные композиции, множество. Тем, кто уже работал с акварелью, основные способы работы с гуашевыми красками знакомы. Можно наносить слои гуаши равномерно друг на друга, закрашивая светлые участки темными или наоборот. Если наносить гуашь прозрачными тонкими слоями, то рисунок получается реалистичным. Подобная техника позволяет вносить множество изменений по ходу работы.Техника «по мокрому» используется, когда требуется добиться четких очертаний. Метод разбрызгивания при помощи маленькой кисти доставляет множество приятных моментов начинающим художникам. В отличие от акварели, не нужно строго соблюдать порядок рисования, от светлых к темных тонам, можно использовать любые цвета.Хранят гуашь при комнатной температуре в плотно закрытых банках, ее нельзя охлаждать ниже нуля. Если гуашь засохла, то ее легко восстановить. Краску заливают водой или слабым раствором желатинового клея и растворяют в течение двух-трех суток, после этого хорошо размешивают до получения однородной массы. Хранить работы, сделанные гуашью, лучше всего в папках. Листы не должны тереться друг о друга, чтобы этого избежать, нужно прокладывать их листками тонкой бумаги.

Я всё ещё хожу по блогам разных художников и присматриваюсь к гуаши, которой люди работают. (Своя разная у меня тоже есть, но надо же посмотреть, что люди делают.) Я поняла, что лично мне акварель плохо подходит для пленэра. Нужно что-то более кроющее и быстрее сохнущее. И заодно менее капризное. Поэтому гуашь кажется сейчас более оптимальным вариантом для пленэрной работы, когда очень быстро меняется свет, погодные условия и нет толком никаких удобств.

На масло я пока не созрела, нужно слишком много тяжестей за собой носить, включая холсты или доски для работ, а так же специальный ящик для этюдов, чтобы они не размазывались при перевозке. А у меня уже сейчас при снаряжении для работы акварелью, пастелью и цветными карандаши просто плечи отрываются. Настолько, что после последних поездок прошлого месяца я живу с Вольтареном. Это не мужик какой, если что. Это мазь от боли в мышцах и суставах.

Мои самые любимые художники-пленэристы сейчас Джеймс Гарни (James Gurney) и Нейтен Фоукес (Nathan Fowkes). Оказалось, что и тот, и другой - иллюстраторы, как и я сама, которые выходят на пленэр или рисуют с натуры для вдохновения и для прокачки художественных мышц. Я не специально по этому принципу их выбирала - просто так получилось. Джеймс знаменит своей "Динотопией " (кстати, недавно вышла его книга по рисованию на русском языке "Цвет и свет" , на английском здесь: Color and Light: A Guide for the Realist Painter (James Gurney Art) ), а Нейтен - художник-аниматор (поучиться у него можно на www.schoolism.com). И так мне нравится, с какой лихостью и скоростью оба этих товарища работают на пленэре гуашью, что даже кончики пальцев колют - хочется бросаться и самой ваять именно гуашью или казеином.


Работы Джеймса Гарни отсюда


Работы Нейтана Фоукес отсюда

Это мои герои сейчас, в общем-то. Хотелось бы перейти в работах с натуры с детального вытюкивания к более свободному мазку. Но не потому, что я разлюбила чахнуть над деталями - такого не случится, обожаю я их. А потому что хотелось бы видеть после пленэра готовые или почти готовые работы, которые можно было бы использовать для более серьёзных полотен. Потому что сейчас, пока я довожу до ума наброски с натуры и дорисовываю - по памяти и по фото - на более крупный повтор уже сил нет.

В поисках сортов гуаши я наткнулась на ещё одного талантливого иллюстратора, на которого здесь ссылаться не буду, потому что он вызывает у меня некоторые внутренние противоречия. Причём я часто сталкивалась с тем, что именно у западных иллюстраторов бесполезно спрашивать про материалы или какие-то тонкости работы. Они в 90% случаев просто не отвечают и особо не распыляются на тему того, как именно они работают. Прекрасно понимаю их позицию, но считаю ее фу. Но тут оказалось, что есть ещё более превосходная степень. Талантливый иллюстратор, на которого я НЕ ссылаюсь, на все вопросы о технике и используемых материалах отвечает очень чётко:"Please send me an email to purchase the information" (Вышлите мне письмо, чтобы купить информацию). Я сначала думала, что он просто опечатался, когда увидела подпись и под одной из работ после перечня используемых материалов. Потому что purchase information - это информация о покупке, а вот to purchase the information - покупка информации. Но нет. Человек действительно делится информацией только за деньги. И я не пойму пока, как к этому отношусь.

С одной стороны он прав. Эта информация ему тоже не сама с неба упала. В свою технику работы он инвестировал время и деньги. Страшно подумать, сколько денег я уже потратила на то, чтобы найти оптимально подходящие мне материалы. Так и у него. Почему он должен делиться теперь с кем-то бесплатно? Я сама уже достаточно часто сталкивалась и с тем, что мои подробные рассказы или продуманные темы и уроки, которые люди получили бесплатно, были использованы для целых мастер-классов, то есть монетизированы и всё мимо меня в чужую копилку, в том числе и в копилку признания. Но есть же ещё такая вещь, как творческий обмен. Без него нет нормального развития. Есть только застой. Что если именно моя информация, которой я от души поделилась, помогла стать на ноги какому-то очень крутому художнику?! Ведь без него мир был бы куда беднее.

Другой момент. Лично я не готова платить человеку за информацию, без которой могу спокойно обойтись (ну дальше поищу, чего там). За мастер-класс - да. А за одно предложение, каким валиком он наносит краску или в каких пропорциях разводит - скорее нет. Хотя, это же и плата за потраченное на объяснения время! И вдруг мне именно эта деталь помогла бы больше любого мастер-класса? Очень сложная тема.

А вы что думаете по этому поводу? Правильно ли поступают художники, которые все свои знания монетизируют? Молодцы они или противно это? Только, пожалуйста, не говорите мне про золотую середину, что можно и бесплатно делиться и одновременно в купюры переводить разными мастер-классами и продажами. Об этом речи не идёт. Это и так понятно, что можно и вот так по-умному, типа. А что насчёт бескопромиссного: "Чтобы купить эту информацию, напишите мне имейл"?

Валёр – тонкая тональная градация одного цвета.

Влажное по влажному - эта техника знакома любому, кто занимался акварелью, и часто применяется, когда вам нужно изобразить облака или покрытый туманной дымкой задний план. Работая способом «влажное по влажному», вы должны развести краску немного сильнее, чем обычно, нанести ее на бумагу и быстро добавить сверху жидко разведенную краску другого цвета. После этого краски начнут расплываться, образуя причудливые фигуры с мягкими, размытыми краями. Если этого не произошло, значит, вы недостаточно жидко развели краски или слишком запоздали с нанесением второго слоя, и нижний слой краски успел к этому времени засохнуть. Чтобы избежать этого, советую вам предварительно увлажнить бумагу с помощью смоченной в чистой воде кисти. Этот прием хорош тогда, когда вам нужно написать фигуру с четкими очертаниями и не размытым цветом. При этом на картине остаются заметны отдельные мазки кисти. Это один из классических приемов работы гуашью, и с его помощью можно добиваться действительно поразительных результатов. Особенно эффектно выглядят нанесенные рядом или поверх друг друга разноцветные, имеющие четкую форму мазки краски. Поскольку гуашь непрозрачна, можно наносить светлую краску поверх темной, и наоборот.

Гуашевая заливка с переходом цвета - Художественный прием, который часто используется для создания красивого фона с плавным переходом по тону. Позволяющий добиться плавного перехода цвета от темного к светлому или даже свести цвет к белому фону. Выполняется следующим образом: выбранные оттенки
наносятся горизонтальными полосами, после чего постепенно начинаем размазывать краски (краски не должны успеть высохнуть). Движение кисти справа налево, потом слева направо. Для создания плавного перехода можно так же использовать губку.

Импасто – техника, заключающаяся в наложении густой краски толстыми слоями. Если вы хотите использовать импасто, возьмите тюбик, которым уже не раз пользовались: такая краска будет гуще новой, только что открытой. Гуашь можно загустить также добавкой для акрила или специальной добавкой Aquapasto компании Winsor&Newton, созданной для применения техники импасто при работе с красками на водной основе.

Карнация -наложение красок в несколько слоев. Применялось для изображения человеческих лиц и частей тела. Техника позволяла достичь максимального реализма в изображении.

Лессировка – способ, который заключается в нанесении поверх основного цвета прозрачный слоев других тонов. За счет перекрытия основного цвета полупрозрачными слоями получается новый глубокий оттенок. Для гуаши этот способ доступен так же, как и для акварели. Гуашь нужно разбавить довольно сильно водой, чтобы она стала прозрачной. С помощью техники лессировки можно создать неповторимый эффект тумана, гуашь для этого подходит как никакой другой материал.

Мазок – это след, оставляемый кистью. В живописи маслом мазки могут обладать большей выразительностью в связи с большей густотой материала и толщиной красочного слоя. Используя технику мазка, можно усиливать динамику, придавать работе дополнительную выразительность. Мазками пишут на бумаге любой влажности. Но лучших результатов можно достичь на чуть влажной и сухой бумаге.

Монотипия (от греческого «monos» - один, единый и «tupos» - отпечаток) - одна из простейших графических техник, истоки которой восходят к 17 столетию. Суть монотипии заключается в нанесении от руки красок на ровную и гладкую поверхность, с последующим оттиском на другую поверхность (на станке) или на бумагу, сложенную пополам. Полученный отпечаток всегда уникален, и создать две одинаковых работы невозможно. Далее полученные цветные или монохромные кляксы либо оставляют в первоначальном виде, либо продумывают подходящий образ и прорисовывают недостающие детали.

Многослойная живопись - важнейшая техническая разновидност
ь масляной живописи, требующая расчленения работы на ряд последовательных этапов (подмалевки, прописки, лессировка), разделенных перерывами для полного просыхания краски. При исполнении крупной тематической композиции, а также при длительной работе вообще, многослойная живопись является единственной полноценной техникой масляной живописи. До середины XIX в. все крупнейшие передовые художники прошлого применяли эту технику как основную. Позднее импрессионисты и их последователи отказались от нее.
С узкотехнологической точки зрения, не связанной с техникой старых мастеров, понятию многослойная живопись могут соответствовать лишь прописки по высохшему красочному слою (без подмалевка и лессировок).

Пастозная техника также доступна гуаши. Эта техника заключается в нанесении густой, непрозрачной краски на рабочую поверхность. Такая техника присуща в основном масляной живописи. Фактура, свет и тень на картинах, написанных в пастозной технике зависят не только от цвета, но и от формы и направления положенных мазков. Гуашью тоже можно работать в этом стиле, особенно если она на основе ПВА или акриловая. Работая в пастозной технике и используя обычную художественную гуашь, нужно помнить о том, что слишком толстый слой этой краски имеет обыкновение растрескиваться и осыпаться после высыхания. Поэтому нужно очень осторожно добавлять слои густой гуаши на полотно, чтобы получить необходимую, для этой техники и материала, «золотую середину».

Пуантилизм -в переводе обозначает «точечность». Техника позволяет достигать визуальных эффектов за счет мазков точечной или прямоугольной формы, исключая смешивание цветов.

Равномерная заливка с помощью кисти - используется для окрашивания поверхностей или их частей. Выполняется кистью. Гуашь не должна быть слишком густой (краска ляжет комками) или слишком жидкой (появятся пятна). Заливать контур начинают с краев.


Разбрызгивание - очень простой и приятный способ создания фактуры. С помощью этой техники можно рисовать камешки на дороге, речную гальку, листья и тому подобные вещи. Лучше всего разбрызгивать гуашь с помощью маленькой малярной кисти (желательно новой и предназначенной для работы только с гуашью, но не с олифой или водоэмульсионными красками). Хорошо загрузите кисть краской, оттяните ее щетинки назад (от картины), а затем резко отпустите их. Щетинки рванутся вперед и с них слетит целое облачко мелких капелек краски. Для того чтобы не забрызгать всю картину, сделайте бумажную маску, вырезанную из газеты или ненужного листа бумаги, и прикройте ту часть картины, которая должна остаться не забрызганной.

Сграффито - это техника сродни гравюре. Суть этого приема состоит в процарапывании влажной краски заостренной палочкой или кончиком ножа, чтобы обнажить нижний слой краски. При работе гуашью вы должны исполнить сграффито как можно быстрее - в течение буквально нескольких секунд после нанесения верхнего слоя краски, поскольку гуашь, в отличие от масляных красок, высыхает почти мгновенно. С помощью техники сграффито можно создавать очень красивые необычные фактуры, которые лучше всего смотрятся на переднем плане картины

Смешанная техника - кроме того, гуашь прекрасно используется в смешанных техниках живописи. Например, фон делается гуашью, а рисунок на фоне акрилом. Цветы гуашью и акрилом получаются очень эффектными. Гуашью так же можно работать в сочетании с акварелью, пастелью, темперой.

«Сухая кисть» - в живописи и графике вспомогательный технический прием, состоящий в работе слабо насыщенными краской жесткими кистями. В качестве самостоятельной техники сухая кисть применяется главным образом в декоративном искусстве. Прием внешне имитирует цветные карандаши. Прост в исполнении. Дает возможность легко смешивать цвета прямо на бумаге.


Сухая лессировка - не менее интересный метод. Сухая кисть оставляет красочный след, из-под которого светятся нижние слои.

Сфумато - тонкий переход ц
вета в цвет. Смягчение очертаний фигур и предметов в светотеневой моделировке в целом, которое позволяет передать окутывающий их как воздух. Прием сфумато, как важнейший элемент воздушной перспективы был теоретически обоснован и применен Леонардо да Винчи.

Штамповка - Нанесение оттисков при помощи губки, ваты или даже скомканного
листа бумаги. . Особенно удачно при этом можно имитировать грубую землю, густую траву или листву. Кроме губки, фактуру можно создавать также полоской гофрированной бумаги или сложенного несколько раз картона, - при этом возникают очень необычные и неожиданные эффекты.