Культура Древней Греции. Цели проекта: Сформировать представление об особенностях культуры Древней Греции; Познакомиться с различными видами древнегреческого

Культура Древней Греции

Культуру Древней Греции узнают по историческим памятникам, а также археологическим раскопкам. Ее датируют с 27 в до н.э до 2 в. до н.э. За этот период культура претерпела множество изменений. Расцвет же культуры Древней Греции приходится на 5-4 в. до н.э.

Древнегреческую культуру часто называют античной. Как показывают исторические исследования, греки называли свою землю Элладой, поэтому и культура у них была не греческая, а культурой эллинизма.

За период развития древнегреческого государства сильно изменялась и культура. В какой то момент времени она стояла на месте, а в какой-то момент просто вырывалась в передовики.

Древнегреческая культура имеет свои особенные этапы развития. На каждом периоде для культуры характерны свои отличительные особенности. Историки выделяют 4 этапа развития культуры.

Этап 1-й Эгейская культура

Эта культура зародилась на о. Крит и Микены.

Характерным памятником архитектуры является так называемый Лабиринт - Кносский дворец. От него по сегодняшний день остался только 1 этаж. На самом деле это было большое здание, которое вмещало около трехсот комнат. О развитии живописи можно судит по остаткам изображений на стенах Кносского дворца. В живописи активно использовались цветные краски.

Расцвет эпохи Эгейской культуры приходится на 15 в до н.э. и на время царствования Ми-носа. Именно поэтому Эгейскую культуру принято называть еще и Миносской.

Эпоха 2 - Гомеровский период

Этот период датируется с 11 по 9 в до н.э. Сведения об этой эпохе в основном берутся из литературных произведений, которые сохранились до современников: «Одисея» и «Илиада».

Многие историки ставят под сомнение достоверность того, что описано в поэмах. Однако это единственные источники, на которые можно опираться и изучать историю и культуру гомеровского периода.

Этот период характерен откатом древнегреческой культуры назад. Именно тогда возникшая письменность снова исчезла. Греческая цивилизация рождалась заново. Духовная культура в основе своей мифология сохранялась и развивалась.

Этап 3 - Архаичная культура

Период датируется 8-6 в. до н.э. В этот период древняя Греция готовилась к огромному взлету в области культуры, экономики и политической жизни. Главное достижение Архаической культуры древней Греции- это создание алфавитного письма. Кроме этого активно развивалась архитектура и ремесла.

Греки в период Архаической культуры были грамотны благодаря возникшей письменности. Алфавит был простой, что делало обучение достаточно легким для каждого грека. В период Архаики возникает наука философия.

Олимпийские игры

Возникшие в 776 г. до н.э. эти игры смогли остановить на 5 дней все войны и восстания. Во время проведения Олимпийских игр в Олимпии поднимался гражданственный дух и патриотизм. Игры проводились единожды в 4 года.

Этап 4- классический или Эллинистический.

Этот этап является мощным толчком вверх для всех сфер жизни древних греков. Тогда развивается философия как наука, появляются история, медицина. Главной отличительной постройкой этого времени является «Акрополь».

Культура Греции

Слайдов: 19 Слов: 715 Звуков: 0 Эффектов: 0

Культура Древней Греции. Пречистенская СОШ. Культура древней Греции. Античная цивилизация (I тыс. до н.э. -Y в. н.э.) вписала золотые страницы в историю мировой культуры. Карта Древней Греции. Исторические памятники Древней Греции. Акрополь воплощал представление о могуществе и величии Афинской державы. Главное сооружение Акрополя – Парфенон. Парфенон – Храм Девы Афины (Парфенос). Неподалеку от Парфенона был воздвигнут храм Эрехтейон. Храм был посвящен одновременно Афине, Посейдону и легендарному царю Эрехтею. Эфес – греческий театр. Греческие скульпторы. Статуя Зевса Олимпийского. - Культура Греции.ppt

В Древней Греции

Слайдов: 24 Слов: 1013 Звуков: 0 Эффектов: 0

Культура Древней Греции. Греческий язык. Греческий алфавит. В IV в. до н. э. окончательно утвердилось современное направление - слева направо. Алфавит греческого языка непрерывно используется с конца 9-го или начала 8-го века до н. э. Альфа и Омега. Архитектура. Храм Артемиды в Эфесе. Дельфы. Руины храма Аполлона. Встречается в первых сооружениях Древней Греции и дорийских колониях. В дорическом ордере каннелюры неглубокие, с острыми гранями. Ионический ордер - один из трёх древнегреческих архитектурных ордеров. Распространился по территории Древней Греции в V веке до н. э. Коринфский орден возник позже других и отличался особенной пышностью. - В Древней Греции.pps

Культура Древней Греции

Слайдов: 20 Слов: 396 Звуков: 27 Эффектов: 8

Культура древней греции. Жизнь коротка, а искусство вечно Демокрит – 470-370 гг. до н.э. Культура Древней Греции. Живопись Школа Архитектура Скульптура Олимпийские игры Театр. У нас на уроке: Достижения древних греков в области культуры. Решение исторических задач и головоломок. Изучение новой темы «Театр Диониса» Получение хороших оценок. Что является творением греков? 2. Перечень правильных ответов. Проверить. Найди ошибки в работе ученика: Краснофигурная роспись. Чернофигурная роспись. Найди ошибки в тексте: Греческих школах учились все дети, достигшие 10 лет. Обучение в школах было платное. - Культура Древней Греции.pptx

Культура и история Греции

Слайдов: 7 Слов: 520 Звуков: 1 Эффектов: 20

В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. В греческих мифах можно провести много параллелей с легендами других народов. Впечатляют знания древних греков о происхождении Вселенной и человека. Людям философского склада открывается суть вещей. Ученые используют законы, впервые сформулированные древними греками. Архитекторы равняются на классические каноны античных храмов. Современные скульпторы учатся по шедеврам древнегреческих мастеров. И кажется, что с течением времени ничего не меняется. В Греции чужеземца ведут танцевать. Greece. - Культура и история Греции.ppt

Культура в Древней Греции

Слайдов: 12 Слов: 489 Звуков: 0 Эффектов: 2

Древняя греция. Цель проекта: Показать Грецию: Рассказать о литературе, письменности, музыке, религии, театра, архитектуре. Карта греции. Литература. Письменность. Письменность в греческой культуре XXII-XII вв. играла ограниченную роль. Постепенно формы знаков упрощались, а часть стала обозначать только слоги. Музыка. Музыка по-гречески – “искусство муз”. Муза. Мельпомена. Боги древней греции. Религия ранней Греции играла большую роль. ГЕРА, царица богов. ГЕРМЕС, бог торговли и прибыли. ДЕМЕТРА, богиня плодородия, покровительница земледелия. ПОСЕЙДОН- один из богов-олимпийцев. - Культура в Древней Греции.ppt

История культуры Древней Греции

Слайдов: 16 Слов: 2386 Звуков: 0 Эффектов: 0

Культура Древней Греции. Возникновение греческой цивилизации. Египетская и месопотамская цивилизации. Критяне обладали линейным письмом. Количество маленьких независимых государств. Пифагор. История Вавилонии. Классический период. Новые требования стали предъявляться к скульптуре. Многообразие характеров. Олимп. Жилось богам беззаботно и весело. Имя Ареса. Артемида. Дионис. - История культуры Древней Греции.pptx

Художественная культура Древней Греции

Слайдов: 21 Слов: 539 Звуков: 0 Эффектов: 0

Художественная культура Древней Греции. Хилон из Спарты. Надпись в храме Аполлона в Дельфах Мера важнее всего. Клеобул Линдский. Надпись в храме Аполлона в Дельфах Человек есть мера всех вещей. Протагор Мы любим красоту без прихотливости и мудрость без изнеженности. Перикл. Периодизация истории и культуры Древней Греции. I – гомеровский (XI-IX вв. До н.Э) II – архаический (VIII-VI вв. До н.Э.) III – классический (V-IV вв. До н.Э.) IV – эллинистический (конец IV-I вв. Ордерная система. Периптер – основной тип греческого храма. Периптер - прямоугольное в плане здание, с четырех сторон окружённое колоннадой. - Художественная культура Древней Греции.ppt

Культура Древней Греции классического периода

Слайдов: 28 Слов: 372 Звуков: 0 Эффектов: 1

Древняя Греция. Культура. Литература. Гомер. Эзоп. Трагедия и комедия. Дионис. Эсхил, Софокл, Еврипид - великие трагики древности. Аристофан. Театр Диониса в Афинах. Перевоплощение осуществлялось с помощью смены масок. Образование. Обучение мальчиков. Обучение девочек. Наука. Сократ. Платон. Аристотель. Пифагор. Архимед. Демокрит. Гиппократ. Геродот и Ксенофонт являются авторами трудов по истории. Птолемей. Письменность. Пергаментный свиток. Греческий алфавит. - Культура Древней Греции классического периода.ppt

В афинских школах и гимнасиях

Слайдов: 10 Слов: 243 Звуков: 0 Эффектов: 14

В афинских школах и гимнасиях. Рабы – педагоги. Занятия в школе. Посещение палестры. В афинских гимнасиях. Задание на урок: Подумайте, чем отличается образование в Афинах от образования в Спарте? 1. Рабы - педагоги. До семи лет мальчики из богатых семей, ничем кроме игр не занимались. В семь лет ребенка пере- давали педагогу. А дома обу- чал хорошим манерам. 2. Занятия в школе. В школе прививали любовь к стихам. 3. Посещение палестры. С двенадцати лет мальчики начинали посещать ещё одну школу - палестру. 4. В афинских гимнасиях. Которые располагались за горо- дом (руины гимнасия в Олимпии). - Афинская школа.ppt

Греческая школа

Слайдов: 46 Слов: 1234 Звуков: 1 Эффектов: 60

Один день в греческой школе. Сопровождающий ребенка. Занятия в греческой школе. Палестра. Расписание уроков. Знание. Греческое письмо. Грамматик. Опыт создания письменности. Греческий алфавит. Пути создания письменности. Поэзия. Прочитайте выразительно текст. Строки из творений Гомера. Театр. Трагедия. Драматург. Имя Эзопа. Произведение. Математика. Скульптурный портрет. Пифагор. Разум бессмертен. История. Открытия Геродота. Философия. Любовь к мудрости. Высказывание Демокрита. Связь природы и человека. Сократ. Поведение умного человека. Продолжить обучение. Гимнастика. Здоровый дух. - Греческая школа.ppt

Школы Древней Греции

Слайдов: 28 Слов: 880 Звуков: 0 Эффектов: 53

Школа и наука в Древней Греции. Что в наших учебных заведениях сохранилось из древнегреческих школ? Древнегреческий алфавит, письменность. Учебные заведения Древней Греции. Школа – образование в Греции было платным. В школах обучались сыновья свободных греков с 7 лет. Некоторые оставались там до глубокой старости. Хайрете пайдес! Калой кай агатой! Здравствуйте дети! Прекрасные и совершенные! При обучении грамоте учитель читал вслух текст написанный на папирусе. Ученики смотрели на текст и старались запомнить написанное. Стиль и тетрадь. Содной стороны сти-ло было острым. Греки считали, что человек должен быть гармонично разви-тым. - Школы Древней Греции.ppt

Воспитание в Древней Греции

Слайдов: 34 Слов: 2139 Звуков: 0 Эффектов: 0

Воспитание и школа в античном мире Средиземноморья. Воспитание в Древней Греции. Социальный статус учителя. Воспитание спартиатов. Дети поступали под начало воспитателя. Приемы воспитания. Афинское воспитание. Частные платные школы. Общественные учреждения. Преподаватели. Философы Древней Греции. Аристотель. Основные педагогические идеи. Умственное воспитание. Педагогическая деятельность. Основные труды. Философия природы. Психология. Биологические труды. Сочинение. Политика и экономика. Платон. Будущий путь. Принцип всеобщего обязательного обучения. Педагогическая проблематика. - Воспитание в Древней Греции.ppt

Письменность Древней Греции

Слайдов: 15 Слов: 453 Звуков: 0 Эффектов: 0

Письменность древней Греции. Карта древней Греции. Греческий алфавит. Теперь сравним алфавиты. Подробнее о Греческом Алфавите. Семитское направление письма. Новый материал для письма. Деревянные дощечки. Афинская рабовладельческая республика. Высшие школы. Книга. Папирусные свитки. Сокровища греческой литературы. Культура. - Письменность Древней Греции.pptx

Одежда Древней Греции

Слайдов: 18 Слов: 842 Звуков: 0 Эффектов: 0

Одежда древней Греции. Драпировка. Основа древнегреческого костюма. Красота костюма. Летящий образ. Ткань. Орнамент. Цвет. Мужской костюм. Хитона и гиматия. Женский костюм. Женская одежда. Обувь, головной убор. Обувь гречанок. Греческий узел. Прически. Аксесуары. - Одежда Древней Греции.ppt

Земледельцы в Древней Греции

Слайдов: 23 Слов: 349 Звуков: 0 Эффектов: 56

Земледельцы Аттики. Из какого древнегреческого мифа это изображение. Из какого мифа эта иллюстрация. Расскажите миф о Прометее. Древняя Греция. Греческие корабли. Пелопоннес. Оливки. Сбор оливок. Типичная греческая пища. Медные орудия труда. Природный мрамор. Древнегреческая письменность. Древнегреческие вазы. Дом богатого афинянина. Занятия древних греков. Категории населения Афин. Расположите в правильной последовательности. Назовите древнегреческих богов. - Земледельцы в Древней Греции.ppt

Олимпийские игры в Древней Греции

Слайдов: 14 Слов: 179 Звуков: 0 Эффектов: 15

Олимпийские игры в Древней Греции (5 кл.). История Древней Греции. Олимпийские игры. Родина Олимпийских игр. Родина Олимпийских игр – Древняя Греция. Первые Олимпийские игры. Посвящение Олимпийских игр. Время проведения игр. Олимпийские игры проходили летом и продолжа-лись пять дней. Начало игр. Судьи клялись выносить справедливые решения. Спортивные дни. Следующие три дня отводились состязаниям. Вид состязаний. Кулачный бой. Борьба. Бег с оружием. Гонки колесниц. Пятиборье: Бег Прыжки в длину Метания копья Метания диска Борьба. Чествование победителя. Награда -лавровый венок. - Олимпийские игры в Древней Греции.pps

Первые Олимпийские игры Древней Греции

Слайдов: 15 Слов: 874 Звуков: 2 Эффектов: 73

Древняя Греция. Олимпийские игры в Древней Греции. Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр. Факты. Первые Олимпийские игры. Миф. Свободные греки. Участники. Пять незабываемых дней. Рисунки. Победители Олимпийских игр. Задание на урок. Закрепление изученного материала. - Первые Олимпийские игры Древней Греции.ppt

Поэмы Гомера

Слайдов: 15 Слов: 462 Звуков: 0 Эффектов: 0

Бедеров Денис. Поэма Гомера «Илиада» Поэма Гомера «Одиссея». Гомер. Древнегреческий скульптурный портрет. Бюст Гомера. Лувр. Париж. ПОЭМА «Илиада». Карта Древнейшей Греции. Телемах и Пенелопа. Фрагмент росписи древнегреческой вазы. Андромаха. Дочь Этиона, царя Фив и Киликии. Супруга Гектора. В "Илиаде" Андромаха - воплощение идеала преданной и любящей жены. Из Трои в качестве добычи была увезена Неоптолемом, от которого родила Молосса. Андромаха оплакивает Гектора. Гектор прощается с Андромахой. ПОЭМА «Одиссея». Одиссея. Начало. Муза! Ваза с описанием эпизода из поэмы «Одиссея». - Поэмы Гомера.ppt

Ахиллес и Гектор

Слайдов: 13 Слов: 605 Звуков: 0 Эффектов: 0

Поэма Гомера « Илиада». Кого не позвали на свой пир греческие боги? Из- за чего поссорились богини Гера, Афина, Афродита? В кого влюбился царь Трои Парис? Сделайте вывод. Вопросы по домашней работе. План урока. ГОМЕР древнегреческий поэт. До настоящего времени нет убедительных доказательств реальности исторической фигуры Гомера. Можно предположить что Гомер жил приблизительно в 8 веке до н.э. АХИЛЛ (Ахиллес), в «Илиаде » один из храбрейших греческих героев, осаждавших Трою. Отсюда выражение «ахиллесова пята» (уязвимое место). Ахиллес. Прославленным героем мифов о Троянской войне был грек Ахиллес. -

Крито-микенский периодАрхитектура дворца (как впрочем, архитектура всех критских
дворцов) действительно напоминает описанный в мифе
лабиринт с хаотичным расположением помещений, имеющих
различную отделку и назначение. Стены дворца украшены
великолепной живописью с преобладанием растительных и
животных орнаментов, в частности присутствует множество
изображений быка, бывшего, по всей видимости, главным
культовым животным эпохи. Вся жизнь на Крите была пропитана
духом религии. Царь являлся одновременно и верховным
жрецом, совмещая, таким образом, высшую светскую и
духовную власть. Дворец также выполнял разнообразные
функции, являясь не только резиденцией правителя и
хозяйственным центром, но также и храмом. Расцвет критской
(или, как её ещё называют, минойской) культуры пришёлся на
XVI-XV вв. до н.э. и оборвался вследствие мощнейшего
извержения вулкана, расположенного на острове Санторин,
разрушившего почти все дворцы и поселения. Довершило
разгром цивилизации вторжение греков-ахейцев с материковой
части Греции.

Гомеровский период

«Илиада» и «Одиссея» – единственные свидетельства об
этом периоде. В поэмах Гомера отражена жизнь общества с
гораздо более примитивной культурой, чем та, которая
предстает перед нами в памятниках Крито-Микенской
цивилизации. Герои Гомера - цари и представители знати
- живут в окруженных частоколом деревянных домах, столь
не похожих на дворцы крито-микенских царей.
До нас дошло мало памятников гомеровского периода.
Основными строительными материалами были дерево и
необожженный кирпич, монументальная скульптура тоже
была деревянной. Наиболее ярко искусство этого периода
проявилось в керамических вазах, расписанных
геометрическим орнаментом, а также в терракотовых и
бронзовых статуэтках.
Гомеровский период был бесписьменным.

Керамика

Визитной карточкой гомеровской эпохи является так
называемый «геометрический стиль» керамики
(геометрика) (900 – 700 гг. до н.э.). Он
характеризуется геометрическим построением
различных предметов, орнамента, людей на вазах,
амфорах и других предметах быта. Геометрический
стиль пришел на смену «протогеометрическому»,
который был характерен для середины «темных
веков» и с которого началось возрождение культуры
древней Греции. К концу гомеровской эпохи
художественные сюжеты на керамике становятся все
более богатыми и сложными. Изображаются
атлетические состязания, мифические сцены, боевые
сражения, танцы и спортивные состязания. Этот
стиль зародился в Афинах и постепенно
распространился на остальные города древней
Греции и острова Эгейского моря.

Гидрия в стиле геометрики.

В целом гомеровский период был
временем упадка, застоя культуры, но
именно тогда создавались предпосылки
стремительного подъема греческого
общества в архаическую и
классическую эпоху.

Архаический период

Архаический период (VIII - VI века до н.э.),
период архаики, это эпоха формирования
греческого полиса. в этот период,
наступивший вслед за «тёмными веками»,
наблюдалось значительное развитие
политической теории, подъём демократии,
философии, театра, поэзии, возрождение
письменного языка (появление греческого
алфавита взамен забытого в период «тёмных
веков» Линейного письма Б).

Керамика

В вазописи в середине и 3-й четверти VI в. до н. э.
достиг расцвета чернофигурный стиль и около 530
до н. э. - краснофигурный стиль.
В керамике ориентализирующий стиль, в котором
заметно влияние искусства Финикии и Сирии,
вытесняет прежний геометрический стиль.
С поздним архаическим периодом связаны такие
стили вазописи, как чернофигурная керамика,
возникшая в Коринфе в VII в. до н. э., и более
поздняя краснофигурная керамика, которую создал
вазописец Андокид около 530 г. до н. э.
В керамике постепенно появляются элементы,
нехарактерные для архаического стиля и
заимствованные из Древнего Египта - такие, как
поза «левая нога вперёд», «архаическая улыбка»,
шаблонное стилизованное изображение волос - так
называемые «волосы-шлем».

Архитектура

Архаика - время сложения монументальных изобразительных
и архитектурных форм. В эпоху Архаики сложились дорический
и ионический архитектурные ордера.
Согласно наиболее распространенной периодизации историю
греческого изобразительного искусства и архитектуры V в.
принято делить на два больших периода: искусство ранней
классики, или строгого стиля, и искусство высокой, или
развитой, классики. Граница между ними проходит примерно в
середине века, однако границы в искусстве вообще довольно
условны, и переход из одного качества в другое происходит
постепенно и в разных сферах искусства с различной
скоростью. Это наблюдение верно не только для рубежа между
ранней и высокой классикой, но и между архаическим и
раннеклассическим искусством.

Скульптура

В эпоху архаики формируются основные типы
монументальной скульптуры - статуи обнажённого
юноши-атлета (курос) и задрапированной девушки
(кора).
Скульптуры изготавливаются из известняка и
мрамора, терракоты, бронзы, дерева и редких
металлов. Эти скульптуры - как отдельно стоящие,
так и в виде рельефов - использовались для
украшения храмов и в качестве надгробных
памятников. Скульптуры изображают как сюжеты из
мифологии, так и повседневную жизнь. Статуи в
натуральную величину неожиданно появляются
около 650 г. до н. э.

Примеры архаического греческого искусства

Чернофигурная керамика
Архаический курос

Классический период

Этот период- эпоха, вершина развития греческой культуры, самый
знаменитый период в истории Древней Греции.
Период классики делится на 3 этапа:
ранняя,
высокая
поздняя классика.
Во время ранней классики складывается полисная демократия,
утверждается стиль, раскрывающий величие демократии и
гражданина полиса.
Высокая классика дает нам примеры высших образцов этого
величия.
В период поздней классики политические изменения ведут к
экономическому и идеологическому кризису. Искусство
вследствие этого отражает этот кризис.

Архитектура.

В период ранней и высокой классики развивался и
усовершенствовался греческий ордер. Храм стал средоточием всех
инженерных и художественных достижений. Ставили храмы в самых
красивых, видных местах, обязательно связывая их с окружающей
природой. Греческий храм строился с расчетом восприятия снаружи,
он выступает как создание человека, построенное по его эстетическим
законам, отличающим храм от естественных природных форм. Храм
служил не только жилищем божества, где находилась его статуя, но и
хранилищем полисных сокровищ и казны. Материалом для
строительства храмов служили дерево и мрамор, для украшения
использовалась красная и синяя краски, а также позолота.
Святыней каждого греческого полиса был акрополь - верхний
город, который служил крепостью и являлся культурным и религиозным
центром. Высшим достижением древнегреческой архитектуры
является афинский Акрополь, восстановленный после победы над
персами в 5 веке до н. э. Архитекторами Акрополя были Иктин,
Калликрат и Мнесикл. Художественным руководителем был скульптор
Фидий, ближайший друг Перикла. Ансамбль Акрополя отличается
свободной планировкой и является символом могущества
демократических Афин.

Поздняя классика отражает новые веяния в строительстве
Длительные и тяжелые Пелопоннесские войны (431 - 404 гг. до
н.э.) ускорили экономический и политический кризис полисов,
поэтому греческая архитектура ставит новые задачи.
Выдвигаются несколько новых культурных центров, кроме Афин:
Родос, Галикарнас, Самофракас. Множество монархий,
возникших вследствие упадка Афин, требовали
возвеличивания царя, власти, что ведет к утрате гармонии,
гигантизму. Архитектура становится более пышной, также
стремится к грациозности, изяществу и декоративности.
Чисто греческая художественная традиция переплетается с
восточными влияниями, идущими из Малой Азии, где
греческие города подчиняются персидской власти. Наряду с
основными архитектурными ордерами - дорическим и
ионическим, все чаще применяется третий, более нарядный коринфский. Одним из самых грандиозных памятников
греческой архитектуры поздней классики была не дошедшая до
нас гробница в городе Галикарнасе правителя Мавсола, от
имени которого и произошло слово «мавзолей». В
галикарнасском мавзолее сочетались все три ордера. Высота
здания примерно 50 метров, своей торжественностью он
напоминал заупокойные сооружения древних восточных
владык. Строили мавзолей зодчие Сатир и Пифий, а его
скульптурное убранство было поручено нескольким мастерам, в
том числе Скопасу.

гробница в городе Галикарнасе

Скульптура

Скульптура классического периода преодолела
многочисленные условности предшествующего
периода. Период классики делится на три этапа
(ранняя, высокаn 22422j914w 3; и поздняя классика),
в которых скульптура решала разные задачи.
Ранняя и высокая классика.
В период ранней и высокой классики главной
задачей было преодоление статичности и условности
архаической скульптуры, а также поиск образа
идеально прекрасного и гармонически развитого
человека-гражданина, доблестного воина и
преданного патриота. В периоды ранней и высокой
классики для скульптуры характерны:
Уравновешенность, величие
Симметрия
Статичность
Идеализация, обобщенность

Греческие скульпторы изображали людей такими, какими они должны
быть. Внутренний мир героев лишен борьбы чувств и мыслей. Лица
бесстрастны и идеальны. Они выполнены в так называемом «строгом
стиле»: при любом движении тела лицо остается спокойным,
изображая благородного героя. Именно в это время греческий
философ определил принцип «золотой середины», по которому
должен жить истинный грек:
«Слишком в беде не горюй и не радуйся слишком при счастье,
То и другое умей доблестно в сердце носить».
Перед скульпторами стояла проблема освоения движения,
реалистического изображения человеческого тела и показ величия
героя.
Самым известным скульптором ранней классики является Мирон (500 440гг. до н. э.). Величайший реалист и знаток анатомии, открыл «тайну
пластической концепции движения». Говорили, что ему подвластно
изображение любого движения. Его статуи атлетов отличались
естественностью, продуманной композицией и свободным движением.
«Дискобол» - изображение олимпийского героя. Первая скульптура в
Древней Греции, изображающая человека в движении. Мирону
удалось изобразить спиралевидное сложное движение; фигуру атлета
пронизывает напряжение: он показан в сложном движении, в момент,
когда все свои силы он вкладывает в бросок диска - это
кульминационная точка движения. Несмотря на сложность движения, в
статуе доминирует ощущение устойчивости. Единственный недостаток
статуи - она рассчитана на просмотр только с одной точки зрения.

«Дискобол»

Высока классика. Скульптором «всех времен и народов»
называют Фидия (начало 5 века- 432г. до н. э.). «Воплотитель
высших идей в скульптуре», мастер рельефа и круглой
скульптуры. Создатель статуй Афины в Парфеноне и на
Акрополе, скульптурного украшения Парфенона, одного из
чудес света - статуи Зевса Олимпийского. Произведения
Фидия привлекают эпической силой и жизнеутверждающим
гуманизмом. В них с необычайной выразительностью звучит
характерная для его эпохи мысль о величии человека гражданина, в котором сочетается физическая красота и
нравственная чистота и доблесть. Творения Фидия
грандиозны, величественны и гармоничны; форма и содержание
находятся в них в совершенном равновесии. В его скульптурах
особенно отражено, что боги в Греции есть не что иное, как
образы идеального человека. Главным памятником в жанре
рельефа является фриз Парфенона, изображающий шествие
афинян в день Великих Панафиней. На фризе изображено
более 500 фигур, причем ни одна не повторяет другую. Фриз
Парфенона считается вершиной классического искусства.

Фриз Парфенона. Фрагмент.

Поздняя классика (конец V - IV век до н. э.). Греция
вступает в полосу кризиса, выражавшегося в
политической нестабильности, разрушении полисных
институтов и формировании нового отношения к
миру. Место коллективиста, идеализированного и
обобщенного образа героя-гражданина занимает
индивидуализированная личность с собственными
интересами, переживаниями и чувствами. Искусство
утрачивает героический, гражданственный характер,
оно носит более драматичный, лиричный характер,
становится психологически углубленным. Искусство
впервые начало служить эстетическим потребностям
и интересам частного человека, а не полиса в целом;
но появились и произведения, утверждавшие
монархические принципы.

Эллинизм

Период в истории Средиземноморья, длившийся со времени походов
Александра Македонского (334-323 до н. э.) до окончательного
установления римского господства на этих территориях (30 до н. э.).
Особенностью эллинистического периода явилось широкое
распространение греческой культуры на территории государств,
которые образовались после смерти Александра Македонского на
завоёванных им территориях, и взаимопроникновение греческой и
восточных культур. Культура эллинизма представляет собой синтез
греческих и местных восточных начал и традиций. В этот период
возникает множество культурных центров: Александрия в Египте,
Пергам в Малой Азии, остров Родос. Военные походы, торговые
путешествия в другие страны значительно расширили кругозор греков
и способствовали развитию техники, механики, математики,
астрономии, географии. В эпоху эллинизма работали знаменитые
ученые: Эвклид- создатель элементарной геометрии, Архимед основоположник механики, Аристарх Самосский - географ и астроном,
Теофраст - ботаник и географ. Выдающаяся роль принадлежала
Александрии в Египте. Здесь были сосредоточены лучшие научные
силы, здесь находились научный центр - Мусейон и величайшая
библиотека древности.

Несмотря на взлет научной мысли, государства эллинизма
испытывали глубокий кризис: падение роли труда свободных
граждан и низкая производительность рабского труда.
Обострился контраст между фантастическим богатством
рабовладельческой верхушки и нищетой народных масс. На это
время приходятся восстания рабов, а также народов,
насильственно включенных в состав больших эллинистических
государств (движение в Иудее, восстание в Пергаме). В
сознании людей эпохи эллинизма развиваются
индивидуалистические тенденции, чувство неуверенности в
себе, бессилия против судьбы. Так возникает характерное для
мировоззрения эллинистического человека сознание
конфликта с окружающей его действительностью,
конфликта, породившего в художественных образах элементы
диссонанса, трагического надлома. Искусство носит светский
характер, представляет собой сплав различных направлений и
стилей.

Архитектура

Ансамблевое строительство
Гигантомания
Соединение различных стилей
Пышность и роскошь
Обширное градостроительство, города имели прямоугольную форму и
рациональную планировку. Храмам уделяли меньше внимания, а строили
обнесённые колоннадами площади для прогулок, амфитеатры под открытым
небом, библиотеки, разного рода общественные здания, дворцы и спортивные
сооружения. Роскошь и более совершенная строительная техника лишь
отчасти могли компенсировать утрату благородного величия и гармонии,
которые были характерны для памятников архитектуры классической эпохи. В
отличие от сооружений классической эпохи, прославлявших полис и его
граждан, памятники эллинизма прославляли царей и правителей.
Александрийский маяк. Одно из 7 чудес света. Он служил также
наблюдательным пунктом, метеорологической станцией и крепостью с
гарнизоном. В высоту достигал 135 метров. Богато украшен скульптурой.
Алтарь Зевса в Пергаме. Наиболее полное представление об ансамбле
монументальных сооружений эллинистического столичного центра дают
постройки Пергама. Пергамский акрополь - блестящий пример использования
естественных природных условий для создания архитектурного комплекса,
включающего монументальные постройки, обнесенные колоннадами площади.
Центральное место занимал Алтарь Зевса, представляющий собой г-образное
сооружение с ионической колоннадой и фризом, украшенным скульптурой.

Александрийский маяк

Алтарь Зевса в Пергаме

Скульптура

Монументализм
Разнообразие тем (героическаn 22422j914w 3;, эротическаn 22422j914w
3;, бытовая). Показ героев в крайних состояниях, тяготение к темам
страдания, одиночества, борьбы, жестокости, трагизма
Экспрессивностью, эмоциональность
Бурная динамика, сложная форма
Усиливается тяга к пышности и преувеличениям (утрата меры и
гармонии)
Индивидуалистические тенденции, погружение во внутренний мир
героев
Колосс Родосский. Чудо света. Изображение бога Гелиоса. Высота 32 метра. Поражал не только размерами, но и техникой выполнения:
сооружен из дерева, обшитого листами бронзы.
Фриз Пергамского алтаря. Героический пафос образов, характерный
для эллинистического искусства, нашел свое наиболее яркое
выражение в грандиозных скульптурных композициях. Горельеф
длиной в 120 м, изображающий битву богов-олимпийцев с гигантами,
плотно заполнен борющимися фигурами. В пергамском фризе нашла
наиболее полное отражение одна из существенных сторон
эллинистического искусства - особая грандиозность образов, их
сверхчеловеческаn 22422j914w 3; сила, преувеличенность эмоций,
бурная динамика.

1 слайд

Учениц 10 класса «А» Зениной Дарьи и Журавлевой Антонины Презентация по истории на тему «Культура Древней Греции»

2 слайд

Мифология Древней Греции В основе мифологической культуры Древней Греции лежит материально-чувственный или одушевленно-разумный космологизм. Космос понимается здесь как абсолют, божество и как произведение искусства. Представление греков о мире сводится к представлению о нём как о театральной сцене, где люди - актёры, а всё вместе- порождение Космоса.

3 слайд

Мифы о греческих богах Греки верили во множество богов. Согласно мифам, боги вели себя как люди: дрались, ссорились, влюблялись. Жили они все на Олимпе

4 слайд

Зевс Зевс - бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Главный из богов-олимпийцев, отец богов и людей, третий сын титана Кроноса и Реи Брат Аида,Гестии,Деметрыи Посейдона. Жена Зевса - богиня Гера. Атрибутами Зевса были: щит и двусторонний топор иногда орёл.

5 слайд

Аид Царством мертвых правил Аид, брат Зевса. О нем сохранилось мало мифов. Царство мертвых отделялось от остального мира глубокой рекой Стикс, через которую души умерших переправлял ХАРОН. Цербер или Кербер, в греческом мифотворчестве сторожевой пес царства мертвых, охраняющий вход в мир Аида

6 слайд

Посейдон Посейдон (у римлян Нептун) был греческим богом морей и океанов. Его изображают в облике властного бородатого мужчины, чем-то похожего на Зевса, с трезубцем в руке. Посейдон – самый дикий из богов, бог штормов и землетрясений, стремительных и беспощадных приливных волн – опасностей, обнажающихся, когда выходят на волю силы, дремлющие под поверхностью сознания. Его животные-символы – бык и конь.

7 слайд

Деметра Деметра была великой олимпийской богиней сельского хозяйства, зерна, и хлеба насущного для человечества. Она также осуществляла контроль над передовыми из тайных культов региона, иннициаторам которым обещали ее покровительство на пути к счастливой загробной жизни. Деметра была изображен как зрелая женщина, часто с короной и держащей сноп пшеницы и факел.

8 слайд

Гестия Ге стия - богиня семейного очага и жертвенного огня в Древней Греции. Старшая дочь Кроноса и Реи. Сестра Зевса, Деметры, Аида и Посейдона. Ее изображение было в афинском Пританее. Названа «владеющей лавром пифийским».Ей приносилась жертва перед началом всякого священнодействия, все равно, носило ли последнее частный или общественный характер, благодаря чему образовалась и поговорка «начинать с Гестией», служившая синонимом успешного и правильного приступа к делу.

9 слайд

Гера Ге ра - богиня, покровительница брака, охраняющая мать во время родов. Одна из двенадцати Олимпийских божеств, верховная богиня, супруга Зевса.

10 слайд

Скульптура Древней Греции Древнегреческая скульптура - одно из высочайших достижений культуры античности, оставившее неизгладимый след в мировой истории. Зарождение греческой скульптуры можно отнести к эпохе гомеровской Греции (XII-VIII веков до н. э.). Уже в эпоху архаики, в VII-VI столетиях были созданы замечательные статуи и ансамбли. Расцвет и высочайший подъём греческой скульптуры пришёлся на период ранней и высокой классики (V века до н. э). А IV век до н. э., уже период поздней классики.

11 слайд

В скульптуре архаической эпохи преобладают статуи стройных обнаженных юношей и задрапированных молодых девушек - куросы и коры. Ни детство, ни старость тогда не привлекали внимания художников, ведь только в зрелой молодости жизнен ные силы находятся в расцвете и равновесии. Раннее греческие скульпторы создавали образы Мужчины и Женщины в их идеальном варианте. Архаические скульптуры не были та кими однообразно белыми, как мы представляем их сейчас. На многих сохранились следы раскраски. Художники искали математи чески выверенные пропорции челове ческого тела и «тела» архитектуры «Богиня с гранатом» из Кератеи 580-570 годов «Дискобол» Мирон 460-450 года до н.э.

12 слайд

Древнегреческие храмы Главной задачей архитектуры у греков было строительство храмов. Оно породило и выработало художественные формы. В течение всей исторической жизни Древней Греции её храмы сохраняли один и тот же основной тип, впоследствии усвоенный и Древними римлянами. Греческие храмы не походили на храмы Древнего Египта и Востока: это были не колоссальные, внушающие религиозный страх таинственные капища грозных, чудовищных божеств, а приветливые обиталища человекоподобных богов, устроенные наподобие жилищ простых смертных, но более изящные и богатые.

13 слайд

Архитектура Главной задачей архитектуры у греков было строительство храмов. В течение всей исторической жизни Древней Греции её храмы сохраняли один и тот же основной тип. важную роль играла в греческой архитектуре колонна: её формы, пропорции и декоративная отделка подчиняли себе формы, пропорции и отделку других частей сооружения; она была модулем, определяющим его стиль. Колонны Древней Греции делятся на два стиля: Дорический стиль отличается простотой, мощностью, даже тяжеловатостью своих форм, их строгой соразмерностью и полным соответствием механическим законам. Его колонна представляет в своём разрезе круг; В ионическом стиле все формы легче, нежнее и грациознее, чем в дорическом. Колонна стоит на четырёхугольном, довольно широком подножии Храм Аполлона Храм Артемиды

14 слайд

Вазопись Древние греки расписывали любые виды глиняной посуды, использовавшейся для хранения, приёма пищи, в обрядах и праздниках. Произведения керамики, оформленные особо тщательно, приносили в дар храмам или вкладывали в захоронения. Прошедшие сильный обжиг стойкие к воздействиям окружающей среды керамические сосуды и их фрагменты сохранились десятками тысяч. Со второй половины VII в. до начала Vв до н.э.. на изображениях стали появляться человеческие фигуры. Наиболее популярными мотивами изображений на вазах являются пиршества, сражения, мифологические сцены, повествующие о жизни Геракла и о Троянской войне. В разные периоды жизни греки использовали разные виды вазописи: чернофигурная, краснофигурная, вазопись по белому фону, вазы-гнафии, канозские, чентурипские. Краснофигурная вазопись Чернофигурная вазопись Ваза-Гнафия Вазопись по белому фону Чентурипская вазопись

15 слайд

Древнегреческая письменность Древние греки разработали своё письмо на основе финикийского. Названия некоторых греческих букв – это финикийские слова. Например, название буквы «альфа» происходит от финикийского «алеф» (бык), «бета» - от «бет» (дом). Придумали они и некоторые новые буквы. Вот так и получился алфавит. В греческом алфавите было уже 24 буквы. Греческий алфавит лёг в основу латинского, а латинский стал основой всех западноевропейских языков. От греческого произошёл и славянский алфавит. Изобретение алфавита – огромный шаг вперёд в развитии культуры.

16 слайд

Литература Из огромного множества произведений древнегреческой литературы до нас дошли лишь весьма немногие. Литература Древней Греции делится на два периода: Архаический период - главное явление гомеровские поэмы, представляющие собою завершение длинного ряда меньших опытов легендарной поэзии, а также религиозного и бытового песнетворчества. Сюда так же относится Одиссея и Илиада. Классический период – в этот период преобладали комедия и трагедия, отражающие реальную политическую жизнь греков. Эллинистический период - в ряду научных дисциплин того времени первое место занимала филология или литературная критика. Удаление поэзии от политики как бы возмещено было идиллическими картинками простонародной жизни

Классическая Греция Самый яркий и значимый период развития греческой культуры - период классики, связанный с расцветом Афин, названный «золотым веком». Перикл, возглавивший афинскую демократию, начинает реконструкцию Акрополя, руководит этими работами скульптор Фидий.








Пинакотека "Налево от Пропилей, сообщает автор "Описания Эллады" Павсаний, - находится здание с картинами; на тех, которым время не судило ещё стать неузнаваемыми, изображены Диомед и Одиссей; последний на Лемносе похищает лук Филоктета, а первый уносит из Илиона изображение Афины. Тут же изображен Орест,


Храм Ники Аптерос справа от Пропилей был сооружен небольшой прямоугольный храм Ники Аптерос, посвященный богине победы Нике. В переводе его название звучит как «Бескрылая победа». Полагают, что в условиях перемирия в затяжной Пелопоннесской войне афиняне тем самым выражали надежду на то, что победа теперь от них не «улетит». Поскольку в этом храме стояла статуя Афины, его нередко называют также храмом Афины-Ники. Рельеф балюстрады храма Ники Аптерос.


Пропилеи Сначала афиняне по широкой каменной лестнице поднимались к Пропилеям - парадному входу на Акрополь, представлявшему собой глубокий сквозной портик с колоннадой; при этом боковые проходы предназначались для пеших граждан, а по среднему проезжали всадники и колесницы, проводили жертвенных животных.


Статуя Афины Промахос Миновав Пропилеи, посетители оказывались на плоской каменистой вершине скалы. Прямо перед собой они видели изваянную Фидием огромную бронзовую статую Афины Промахос (Воительницы). Считают, что золоченый кончик ее копья в ясные дни служил ориентиром для судов, подплывающих к городу. За этой статуей на открытой площадке находился алтарь, а слева был воздвигнут небольшой храм, где жрецы совершали обряды поклонения покровительнице города - богине Афине.


Фидий. Афина Промахос Фидий владел знаниями о достижениях оптики. Сохранился рассказ о его соперничестве с Алкаменом: обоим были заказаны статуи Афины, которые предполагалось водрузить на высокие колонны. Фидий сделал свою статую в соответствии с высотой колонны на земле она казалась безобразной и непропорциональной. Народ едва не побил его камнями. Когда же обе статуи воздвигли на высокие постаменты, правота Фидия стала очевидна, а Алкамен был осмеян


Акрополь. Эрехтейон Одним из священных храмов Акрополя считается Эрехтейон, построенный неизвестным зодчим на месте мифического спора Афины и Посейдона за господство над Аттикой. Этот храм знаменит своим портиком, которые поддерживают грациозные женские фигуры- кариатиды. Одна из частей этого храма, посвященная легендарному царю Афин Эрехтею, называлась Эрехтейоном; здесь же находились его могила и святилище. Однако позднее это название перешло на весь храм.


Эрехтейон до наших дней ни интерьер этого храма, ни его мраморные рельефные фризы не дошли. Оказались поврежденными и все четыре оригинальных портика, в том числе и самый знаменитый из них - портик кариатид. Но даже в поврежденном виде он до сих пор остается главной достопримечательностью Эрехтейона.




Акрополь.Парфенон В нем находилась двадцатиметровая статуя Афины Парфенос (Афины Девы), покровительницы города, сделанная из золота и слоновой кости. Пропорции колонн и плана, тонкость прорисовки деталей и нюансы архитектурного решения – все свидетельствует о стремлении архитекторов достичь гармонии. Говоря о нюансах, мы имеем в виду, например, легкий наклон колонн внутрь, сообщающий силуэту еле уловимую пирамидальность формы и создающий ощущение ее почти органического роста; едва заметное смещение крайних колонн к углам, придающее им дополнительную силу и устойчивость; наконец, небольшой подъем всех горизонталей от краев сооружения к центру. Афина Варвакейон" (мраморная копия статуи Афины Фидия)









Хрисоэлефантинная техника Его обвинили в утайке золота, из которого был сделан плащ Афины Парфенос. Но художник оправдался очень просто: золото было снято с основы и взвешено, недостачи не было обнаружено. (Фидий так прикрепил съемные золотые пластины по совету Перикла, чтобы их можно было в любой момент взвесить).




«Афина Парфенос».Фидий 438 г. до н. э. Была установлена в афинском Парфеноне, внутри святилища и представляла собой богиню в полном вооружении. Наиболее полной копией считается т. н. «Афина Варвакион» (Афины), мрамор. Скульптурное оформление Парфенона (фриз Парфенона, метопы, проч.) было выполнено под его руководством.




Фидий. Фидий владел знаниями о достижениях оптики. Сохранился рассказ о его соперничестве с Алкаменом: обоим были заказаны статуи Афины, которые предполагалось водрузить на высокие колонны. Фидий сделал свою статую в соответствии с высотой колонны на земле она казалась безобразной и непропорциональной. Народ едва не побил его камнями. Когда же обе статуи воздвигли на высокие постаменты, правота Фидия стала очевидна, а Алкамен был осмеян


« Афина Промахос» Фидий колоссальное изображение богини Афины, замахивающейся копьем, на афинском Акрополе. Воздвигнута ок. 460 до н. э. в память побед над персами. Её высота достигала 60 футов и возвышалась над всеми окрестными зданиями, издалека сияя над городом. Литье из бронзы. Не сохранилась.




Фидий. Золото́е сече́ние золотая пропорция, деление в крайнем и среднем отношении) деление непрерывной величины на две части в таком отношении, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей величине. Интересные факты Золотое сечение получило в алгебре обозначение греческой буквой φ именно в честь Фидия, мастера, воплотившего его в своих работах.










Греческая скульптура.«Лаокоон» В последний, эллинистический период, начинает утрачиваться оптимизм и гармония греческой культуры, культура эллинизма утонченна, отличается сложным художественным языком и стремится выразить всю гамму душевных переживаний.











Н.В.Загладин Поход Македонского напоминал набег варваров, разоряющих все на своем на пути, чем продуманное завоевание. Разгромив войска персидской деспотии, которые составляли костяк цивилизации он не смог создать своей системы управления, попытки приблизить персидскую знать не удались (10 тысяч македонцам он приказал жениться на дочерях персидской знати)




Эллинизм Синтез культур и цивилизаций Древнего Востока и Древней Греции -Родственники и полководцы Македонского объявили себя царями. Опирались на армию из македонян, греков и чиновников местной знати -Эллинская правящая элита оказалась встроенной в в систему отношений власти и собственности Востока. Через два поколения они не отличались от восточных вельмож. -Города Востока стали центрами греческой культуры


В это период главными архитектурными сооружениями становятся не храмы, а театры, гимнастические залы и другие гражданские сооружения. Для эллинистической архитектуры характерно использование прихотливого коринфского ордера и смешение элементов всех трех ордеров. Появляется новый тип постройки - мавзолей в Галикарнасе (Гробница царя Мавсола), которая дала название памятникам такого рода, призванного увековечить конкретное лицо, героического правителя.













Кризис полиса - гибель греческой цивилизации. бесконечные пелопонесские войны разорили полисы, активная продажа земельных участков поколебала главную опору полиса – связь гражданина с землей гражданское ополчение уступало место наемнику росла социальная напряженность (в Афинах это было связано с отсутствие дани, поступавшей в прежние времена от союзников, В Спарте разрушение общины равных привело к конфликтам между бедными и богатыми) Рост численности населения











Висячие сады Семирамиды Навуходоносор из любви к жене и, не скроем, из-за собственного тщеславия, решил разбить не обычный парк, а сказочный, который бы прославил Вавилон на весь мир. Геродот писал о столице мира: «Вавилон превосходит великолепием любой другой город на земле».


Вавилонские сады Однако висячими сады только казались. Для их устройства рылись специальные подвалы, перекрытые сверху несколькими рядами сводов. На сводах лежали большие каменные плиты, на которые выкладывали слои кирпича, битума, тростника, свинца и, наконец, толстый слой земли, в котором и росли деревья висячего сада.




Храм Артемиды Эфесской Храм Артемиды был расположен около древнего города Эфеса, приблизительно в 50- километрах к югу от современного портового города Измир в Турции. В наше время Эфес переименован в город Сельчук. Руины храма находятся рядом с курортом Кушадасы, к востоку от Памуккале Галикарнасский мавзолей. Мавсол царствовал с 377 по 352 (353) год до н.э. В 377 году он сменил на троне отца – Гекатомна из Миласа. Мавсол был женат на своей родной сестре Артемисии (Артемизии). В наше время это кажется дикостью, но тогда подобные браки в знатных семьях практиковались нередко, причем не только, среди карийских правителей, но и римских.


Галикарнасский мавзолей. Мавсол царствовал с 377 по 352 (353) год до н.э. В 377 году он сменил на троне отца – Гекатомна из Миласа. Мавсол был женат на своей родной сестре Артемисии (Артемизии). В наше время это кажется дикостью, но тогда подобные браки в знатных семьях практиковались нередко, причем не только, среди карийских правителей, но и римских.


Маяк на Фаросе совершенно не был похож на большинство современных сооружений такого типа – тонких одиночных башен, а скорее,напоминал Футуристический небоскреб. Он представлял собой трехэтажную (трехъярусную) башню, чьи стены были сложены из мраморных глыб, скрепленных раствором с примесью свинца.


Колосс Родосский В основе статуи находились три гигантские каменные колонны, на которых базировалась сама скульптура. Колосс Родосский был сделан из бронзовых пластин, укрепленных на железной основе (подобная конструкция у Статуи Свободы, чей каркас изготовлен из стали, а оболочка - из меди). По свидетельству Пилона Византийского, на статую ушло 15 тонн бронзы и 9 тонн железа.





Земледельческий труд Он рассматривался как труд первого сорта, тогда как ремесло, торговля и прочее, несмотря на большую доходность, были занятиями второго сорта. Эти занятия были более присущи чужеземцам и рабам. По этой причине античные граждане стремились использовать своих рабов (чужеземцев, чаще всего варваров) на вспомогательных работах, оставив труд на земле за своей семьей.


Земля и труд на земле рассматривались как важнейший источник благосостояния и достойной жизни. В античном обществе сохранялись рецидивы архаической психологии, основанной на отношении к земле как к сакральному объекту. Поэтому труд на земле рассматривался как дело чести античного гражданина, а не средство обогащения. Разбогатеть можно было быстрее на торговле, ремесле, ростовщичестве, войне. Земледельческий же труд служил демонстрации качеств достойного гражданина. Земледельческий труд


Римская культура Римская культура сложилась под влиянием многих народов, но прежде всего культуры этруском и греков. Используя иноземные достижения, римляне во многом превзошли своих учителей и подняли уровень развития своей державы до небывалых высот. Древнейшие религиозные верования римлян, известны очень плохо и были связаны прежде всего с культами ларов и пенатов - божеств домашнего очага и культом Гения- главы семьи и покровителя человека. Мифология римлян была лишена поэтики и одухотворенности.