Внутренние противоречия феноменологии э гуссерля. Феноменологическая философия гуссерля

Феноменология (Phenomenology)

Феноменология (учение о феноменах) – одно из наиболее оригинальных и значительных направлений в философии XX в. Возникновению феноменологии способствовали идеи Декарта, Лейбница, Беркли, Канта и неокантианцев марбургской школы. Значительный вклад в создание феноменологии внес Дильтей. Но основоположником феноменологии как самостоятельного учения является Э. Гуссерль . Идеи феноменологии имеют ряд общих черт с философией буддизма, хотя неизвестно, был ли сам Гуссерль знаком с ней.

На базе философии Гуссерля и в значительной степени под его влиянием феноменология развилась как сложное многоплановое течение современной философии. При этом одни исследователи стали развивать гуссерлевский феноменологический идеализм (М. Хайдеггер, Г. Шпет и т.д.), другие же – феноменологический метод анализа, применяя его для исследования этических, культурно-исторических, онтологических и тому подобных проблем (М. Шелер, Н. Гартман, П. Рикер и т.д.). Феноменология оказала серьезное влияние и на ряд других философских учений XX в., в первую очередь на экзистенциализм и герменевтику.

В основе феноменологии лежат две фундаментальные идеи:

  • во-первых, каждый человек обладает сознанием, что самоочевидно для любого мыслящего существа (вспомним декартовское: "Мыслю, следовательно, существую");
  • во-вторых, поскольку орудием познания всего, лежащего за пределами сознания (т.е. внешнего мира), является сознание, то любые объекты или факты действительности познаются и осознаются нами, только будучи каким-то образом запечатлены и проявлены в сознании. Следовательно, все то, что мы познаем, есть, строго говоря, не сами объекты или факты действительности, а их проявления в сознании, т.е. феномены или явления.

Впервые в явном виде эта идея была сформулирована Кантом, и в его терминологии эту ситуацию можно было описать следующим образом: то, что мы познаем посредством нашего сознания, всегда есть "вещь-для-нас", а не "вещь-в-себе".

Однако феноменологи и, в частности, Гуссерль пошли дальше, вообще отрицая кантовскую "вещь-в-себе". Так, если наше сознание как-то работает с этой "вещью-в-себе" (хотя бы утверждая ее непознаваемость, нахождение за пределами сознания и т.п.), то тем самым она оказывается уже "вещью-для-нас", т.е. тоже феноменом сознания. Если же сознание никоим образом не имеет дело с "вещью-в-себе", то последняя просто не существует для сознания.

Отсюда следует общий вывод о том, что доминирующее в европейской философии со времен Платона резкое противопоставление познающего субъекта и познаваемого объекта должно быть устранено, поскольку любой познаваемый объект есть всего лишь феномен сознания .

В обыденной жизни и в естественных науках мы имеем дело с наивной "естественной установкой", в которой внешний мир представляется нам как совокупность объективно существующих вещей, их свойств и отношений. И на этот противостоящий человеку объективный мир направлено работающее сознание мыслящего субъекта. С позиции же феноменологии единственная реальность, с которой имеет дело сознание и с которой оно только и может иметь дело, есть феномены, или явления сознания. И с этой точки зрения различия между вещами объективного мира и психическими переживаниями в определенном смысле стираются: и те и другие оказываются всего лишь материалом, с которым работает сознание.

Задача феноменолога состоит в изучении деятельности самого сознания; в выявлении структуры и основополагающих актов чистого сознания (т.е. сознания как такового), отличая форму этих актов и структур от их содержания. Для этого необходимо очистить свое сознание с помощью специальных методов (феноменологическая редукция).

Придя в процессе феноменологической редукции к "чистому сознанию", мы обнаруживаем, что оно представляет собой необратимый и не локализуемый в пространстве поток феноменов. Мы не можем посмотреть на него "сверху", "снизу" или "сбоку", встав над ним, находясь вне его (для этого сознание должно было бы выйти за свои пределы, т.е. перестать быть сознанием); постигать его возможно только "плывя в потоке". Но, изучая его, мы обнаруживаем, что он обладает своей структурой и относительной упорядоченностью, именно это и позволяет выделять в качестве элементарных его единиц отдельные феномены.

Судьба учения. Изучение структур "чистого сознания", проводимое в феноменологии, позволило приблизиться к постижению процессов смыслоформирования и коммуникации, самой возможности понимания и сыграло значительную роль в постановке и изучении актуальнейшей проблемы современной компьютеристики – проблемы "искусственного интеллекта". Не случайно Гуссерля часто называют "дедушкой" "искусственного интеллекта".

Феноменология оказала громадное влияние на всю западную философию XX в., особенно на экзистенциализм, герменевтику, постмодернизм и т.д. Это влияние было настолько велико, что можно говорить о "феноменологическом повороте" в западной философии.

Гуссерль (Husserl)

Биографические сведения. Эдмунд Гуссерль (1859– 1938) – выдающийся немецкий философ, еврей по происхождению (из семьи торговцев), родился и жил в Германии. С 1868 по 1876 г. он учился в гимназии, где не отличался успехами . После окончания гимназии учился в Лейпцигском и Берлинском университетах, где изучал астрономию, математику, физику и философию. В 1882 г. он защитил диссертацию по математике. Философией Гуссерль заинтересовался, работая ассистентом у знаменитого математика К. Вейерштрасса в Берлине. Правда, к философии Гуссерля привели не только размышления над философскими проблемами математики, но и углубленное изучение Нового Завета. Философия, по его мнению, являлась той наукой, которая позволяет "найти путь к Богу и праведной жизни". В 1886 г. Гуссерль слушал лекции знаменитого философа Ф. Брентано в Вене, после чего окончательно посвятил свою жизнь философии. В 1887 г. он защитил докторскую диссертацию в Галльском университете, с 1901 по 1916 г. он преподавал в Геттингене, с 1916 по 1928 г. – во Фрайбурге. Последние годы жизни Гуссерль подвергался преследованиям со стороны нацистского режима. Он был уволен с работы, а вскоре вообще исключен из списка профессоров Фрайбургского университета. Несмотря на моральный террор, он продолжал творческую деятельность до самой смерти в 1938 г. По старинной немецкой традиции, когда умирал профессор, на университетской башне приспускался университетский флаг. Почетному профессору Фрайбургского университета, всемирно известному ученому Э. Гуссерлю, было отказано и в этом.

Основные труды. "Философия арифметики. Психологические и логические исследования" (1891), "Логические исследования. В 2 т." (1900–1901), "К феноменологии внутреннего сознания времени" (лекции 1904–1905), "Философия как строгая наука" (1911), "Идеи чистой феноменологии" (1913), "Парижские доклады" (1924), "Картезианские размышления" (1931), "Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология" (1936).

Значительная часть работ Гуссерля не была опубликована при его жизни, и их публикация продолжается до настоящего времени.

Философские воззрения. Конец XIX – начало XX вв. ознаменовались кризисом науки (прежде всего физики и математики ), что привело к возрождению и широкому распространению различных направлений иррационализма и скептицизма, ставивших под сомнение претензии науки на истинность своих положений и саму возможность получения абсолютно истинного знания. Гуссерль был одним из первых, кто выступил в защиту идеалов рационализма. Его целью стало построение философии как строгой науки , для чего он приступил к разработке нового способа мышления и метода, обеспечивающего достоверность полученного знания.

Убежденный в существовании абсолютно истинного знания (на примере математики и логики), Гуссерль предпринял попытку исследовать природу этого знания. Но для этого необходимо было ответить на вопрос: как абсолютная истина (законы логики, положения математики) может возникнуть и существовать в индивидуальном сознании человека? Эта проблема соотношения индивидуального, временного, ограниченного сознания человека и абсолютного, идеального, вневременного содержания научного знания волновала Гуссерля па протяжении всей его жизни .

Антипсихологизм. Гуссерль считал, что математические и логические законы являются абсолютной истиной, не зависящей от нашего опыта. И поэтому в "Логических исследованиях" он подверг жесткой критике так называемый психологизм в логике. Представители психологизма пытались вывести законы логики из закономерностей психического процесса мышления, тем самым ставя истинность ее законов в зависимость от психологических особенностей индивидуального сознания или сознания человека вообще. Настаивая на безотносительном, абсолютном характере логических законов, Гуссерль подчеркивал: истина принадлежит области смысла, идеального содержания познавательных актов, составляющих сознание. Смысл акта суждения "2 + 2 = 4" – истина, не зависящая ни от физических, ни от психологических особенностей субъекта (настроения, желаний и т.д.), ни от каких- либо других эмпирических факторов.

Исследование природы истинного знания заставило Гуссерля обратиться к изучению идеальных структур сознания, что, в конечном счете, означало построение феноменологии.

Феноменология. Феноменология для Гуссерля – это наука, изучающая мир сознания, мир феноменов, т.е. предметов, данных сознанию в разного рода познавательных актах. Так же как и Кант, Гуссерль свое исследование начинает с анализа процесса познания. Он требует критически подойти к использованию ничем не обоснованных и не проверенных понятий и представлений, которые лежат в основе нашей картины мира. В первую очередь критике было подвергнуто понятие "объективной реальности", или "действительности". Гуссерль требует отказа от этого понятия, "заключения его в скобки".

Естественная, или наивная, установка нашего сознания, основанная на здравом смысле, разделяет мир на субъективный, т.е. мир сознания, и объективный, лежащий вне сознания, т.е. мир вещей, свойств и отношений. Будучи человеком, философ вынужден принимать эту установку, чтобы вести нормальную жизнь. Но, как философ, он должен понимать, что такая установка привносится самим познающим субъектом и не является необходимой характеристикой познания самого по себе. Поэтому от нее надо избавиться, что достигается применением метода эпохе – "заключением в скобки" всех наивно-реалистических идей естествознания, философии и "здравого смысла" относительно внешнего мира и человека.

Феноменологическое эпохе состоит в воздержании от суждений о реальном объективном мире (который в большинстве философских учений являлся основным объектом познания) и в отказе считать состояния сознания "ущербной субъективностью". Благодаря эпохе весь пространственно-временной мир, так же как и собственное "я", предстают в качестве феноменов сознания, как "осмысленные" объекты, о которых он судит, мыслит, которые он оценивает, воспринимает и т.д. Таким образом, границы мира оказываются для Гуссерля совпадающими с границами сознания (смысла).

В более поздних работах эпохе играет роль подготовительного этапа феноменологической редукции . В результате ее происходит смена наивной познавательной установки на феноменологическую : человек переключает внимание с предметов внешнего мира на жизнь своего сознания.

И как следствие, открывается доступ к чистым феноменам сознания, осмысленным или осознанным объектам. Феноменология исследует не физическое, а интенциональное строение мира, ее предметом становятся не объективные законы действительности, а смыслы бытия.

"Интенциональность" Гуссерль понимает как "направленность на" . Наше сознание интенционально, так как всегда направлено на объект. Мы всегда думаем о чем-то, оцениваем что-то, представляем себе нечто и т.д. Таким образом, в интенциональности можно выделить два момента: предметный (объект направленности) и саму направленность. Интенциональность оказывается необходимой, априорной идеальной структурой сознания . Анализируя интенциональный акт познания, Гуссерль выделяет в нем два основных момента: ноэму и ноэзис (схема 175). Ноэма характеризует акт сознания, рассмотренный со стороны предмета, ей соответствует "что" акта. Ноэзис – характеристика самой направленности, ей соответствует "как" акта.

Схема 175.

Например, рассмотрим три акта сознания, выражаемые в предложениях: 1) "Дверь закрыта."; 2) "Дверь закрыта!"; 3) "Дверь закрыта?" (схема 176). Во всех этих трех случаях мы имеем дело с единой "материей", акты сознания направлены на единое "что": некие феномены сознания "дверь" и "закрыто". Но когда мы обращаемся к тому, как направлено сознание на это "что", то здесь обнаруживается различие: в первом случае мы имеем дело с утверждением, во втором – с восклицанием, в третьем – с вопросом .

Схема 176.

В "Логических исследованиях" Гуссерль предложил оригинальную концепцию смысла, связав его с идеальным содержанием актов сознания. При этом смысл понимается как то тождественное, что сохраняется во всех сонаправленных на данное "что" актах. Понятие смысла (сущности) стало одним из центральных в феноменологии. В дальнейшем Гуссерль большое внимание уделял вопросу о соотношении различных смыслов и о тождестве смыслов, входящих в концептуальные схемы ("деревья смыслов") различных субъектов, что позволило ему объяснить проблему понимания различными субъектами друг друга и т.п.

Проблема объективности научного знания. Но как же феноменологический подход помогает нам решить исходную проблему соотношения объективности идеального содержания научного знания (смысла) и субъективного сознания, в котором этот смысл переживается? Для этого Гуссерль смещает акцент исследования с индивидуального сознания субъектов (и их коммуникации) на общечеловеческое сознание, на сознание некоего универсального субъекта (сообщество людей или человечество), для которого объективный мир предстает как мир общей интенции. Объективный мир понимается теперь как интерсубъективная сфера (общая для всех субъектов). Индивидуальное "я" при этом становится на почву интерсубъективности.

В своей последней, не законченной работе "Начало геометрии" Гуссерль указывает на одну очень важную характеристику сообщества – быть носителем языка, "телесного оформления смысла". Язык как носитель смысла, будучи материальным объектом, оказывается вплетенным в саму ткань общего для различных субъектов и потому объективного (с позиции индивидуального сознания) мира (мира интенциональных, осмысленных объектов). Принадлежность языкового знака общему объективному миру оказывается гарантом и условием объективности идеального смысла и делает возможным понимание и общение. Таким образом, объективные смыслы, составляющие содержание научного знания, получают свое обоснование в опыте субъекта (человечества), являющегося носителем языка.

Кризис европейской науки и его преодоление. С отчуждением объективного научного знания (смыслового содержания знания) от субъекта Гуссерль связывает кризис европейской науки. И в анализе этого кризиса одним из центральных оказывается понятие "жизненного мира" , т.е. мира, которому принадлежит и сам человек . Введение понятие "жизненного мира" можно считать возвращением к естественной установке сознания, признанием самоочевидности независимого существования внешнего мира. Но необходимо учесть то, что "объективный" мир восстанавливается в своих правах в рамках уже феноменологически редуцированного сознания, получая тем самым феноменологическое оправдание.

Основываясь на своем главном положении о том, что мир людей (человечества) есть мир сознания, Гуссерль подчеркивает: любая деятельность (в том числе и наука) является в этом смысле субъективной. Преодоление кризиса европейской науки и духовной культуры в целом Гуссерль связывает с признанием ее принципиальной субъективности. Он надеется, что, преодолев отчуждение от субъекта, философия выведет человечество из кризиса, преобразовав его в человечество, "способное на абсолютную ответственность перед собой на основе абсолютных теоретических прозрений".

Судьба учения. Гуссерль оказал громадное влиняние (схема 177) на последующее развитие философии: феноменология и сейчас является одним из основых направлений современой философии, ее методы широко используются в различных течениях философии и других областях знания.

Схема 177.

  • Интересно отметить, что против резкого противопоставления субъекта и объекта в европейской философии выступал и Ницше, хотя и на несколько иних основаниях.
  • Учительский совет гимназии даже высказал мнение, что он непременно провалится на выпускных экзаменах из-за несерьезного отношения к учебе. Узнав об этом, Гуссерль в день экзамена в считанные часы проштудировал необходимый учебный материал и сдач экзамен блестяще. Директор гимназии, выступая перед экзаменационной комиссией не без гордости заметил: "Гуссерль – худший из наших учеников!".
  • Выделяя априорные структуры сознания, Гуссерль следует Канту, но при этом интенциональность принципиально отличается от тех априорных форм, которые усматривал Кант в человеческом сознании.
  • Различия в характеристике направленности не сводятся к трем вышеприведенным, они взяты в качестве примера как наиболее простые и понятные.
  • Несомненно, что на "возвращение" с высот "чистого мышления" к миру, в котором живет человек, повлияли и те удары, которые сам Гуссерль получил из этого мира, в частности травля со стороны фашистского режима.

Годы жизни философа Эдмунда Гуссерля - 1859 - 1938. Основатель философского направления под названием феноменология. Внёс немалый вклад в развитие немецкой психологии, и распространил её в других странах. Разносторонне развитая личность.

Начало деятельности Эдмунда Гуссерля как философа

Рождённый 8 апреля в обычной еврейской семье мальчик изначально начал развивать свои математические способности. Его отец занимался продажей шляпок. Эдмунд Гуссерль был вторым в семье среди остальных детей. Посещал реальное училище, после перешёл учиться в гимназию. Со временем под влиянием некоторых личностей понял своё истинное предназначение и занялся изучением философии. Его первые работы были посвящены математике, затем появлялись труды, относящиеся к философии.

На путь философа его подтолкнул Массарик. Общаясь не только с философами, но и с психологами, Эдмунд Гуссерль начинает заниматься изучением психологических феноменов. И внедрять их в философию, тем самым открывая новое и донося собственные мысли в массы.

На становление Эдмунда Гуссерля как философа повлияли следующие учёные и их труды: Юм, Кант, Лейбниц, Декарт и многое другие. Смешивая психологические знания и философские, он раскрывал всему миру нечто новое, неизведанное до сих пор.

Основные даты из жизни великого философа

  • В 1876-1878 году в университете Лейпцига занимался изучением астрономии, физики, математики.
  • В 1882 году защитил диссертацию «К теории вариационного исчисления».
  • В 1884-1886, приходя на лекции, которые проводил Бретано, понял, что должен заниматься философией, а не математикой.
  • Преподавательская деятельность философа длилась с 1887 по 1928 годы. С 1887 по 1901 годы преподавал в университете Галле, с 1901 по 1916 - в университете Гёттингена, и 1916-1928 годы - в университете Фрайбурга, где возглавил кафедру Риккерта.
  • Последующие годы был изолирован и отстранён от деятельности преподавателя.

После смерти был найден архив Гуссерля. Он насчитывал более 40 000 листов неизданных рукописей. Впоследствии он был тайно перевезен в Бельгию. Там основали специальный архив, в котором хранили рукописи. Полное их опубликование проводится в собрании сочинений учёного.

Философия арифметики - первый труд философа

Создавая и разрабатывая труд «Философия арифметики», Гуссерль соединил в одно целое математику и психологию. Обе науки очень нравились Эдмунду, но это привело к определённым трудностям при написании и толковании. Если разобраться, то в какой-то степени Эдмунд Гуссерль, краткая биография которого представлена вашему вниманию в статье, является основоположником гештальтпсихологии, так как в последней главе своей работы он описывал процесс "мгновенного схватывания" (например, когда человек видит сразу много объектов в общем, а не отдельно каждый).

Основные труды Гуссерля

Первые труды, как уже упоминалось ранее, были посвящены математике и логике, так как изначально основное направление учёного было как раз математическим. Самые значимые работы философа:

  • «Философия арифметики», вышедшая в 1891 году.
  • «Логические исследования» публиковались в 1900 году, и дополнение вышло в 1901. Именно эта работа стала основополагающей для нового направления в науке под названием феноменология.

В дальнейшем Эдмунд Гуссерль книги и труды посвятил философской науке, и в частности отрасли феноменологии. Эти труды были опубликованы:

  • «Философия как строгая наука» (1911 год). Гуссерль занимался преподавательской деятельностью в Гёттингене и имел на своей стороне множество единомышленников.
  • «Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии» , труд вышел в 1913 году.

В дальнейшем публикуется труд, отредактированный лучшим учеником Гуссерля - Мартином Хайдеггером. Он называется «Лекции по феноменологии внутреннего сознания времени» . Опубликование его произошло в 1928 году.

Затем один за другим вышли следующие труды учёного:

  • «Формальная и трансцендентальная логика», которая была напечатана в 1929 году.
  • «Картезианские размышления». Были опубликованы на французском языке в 1931 году.
  • «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология», которая вышла в 2 частях в 1936 году. Полное издание произошло уже после смерти учёного в 1954 году.

Многие работы философа переведены на русский язык.

Последние годы жизни Гуссерля

Дальнейшая судьба философа складывалась следующим образом. Приход к власти нацистов способствовал тому, что Гуссерль как еврей был освобождён от преподавательской деятельности. Ему было запрещено заниматься философской деятельностью и участвовать в различных конгрессах. Но несмотря ни на что немецкий философ Эдмунд Гуссерль, биография которого свидетельствует о большом трудолюбии, не уехал из Фрайбурга. Оставшись один, так как дети уехали из города, он умер от плеврита.

Его ученикам и овдовевшей супруге оказал помощь Герман Лео Ван Бред, благодаря его стараниям вдова осталась на свободе и уехала из города, а труды учёного были спасены от конфискации и возможного уничтожения.

Эдмунд Гуссерль: феноменология философа

Основная тематика многих трудов философа - это феноменология. Это учение о феноменах, которые воспринимаются сознанием, как возникновение смысловых образов предметов и действий. Переход к идеализму нового типа. Все началось со слов «назад, к самим вещам», своеобразное противопоставление присущему в то время возврату к философии Гегеля или Канта и др. Феноменология Гуссерля - это обращение к опыту познающего сознания. То есть это возврат человеческой мысли к тому, что было до появления всех теорий и направлений. А именно к осознанию и пониманию того, что чувствует, видит и осязает человек во время изучения мира.

Гуссерль предлагал вернуться к пониманию мира, когда структура ещё только создаётся, и мир не наполнен ненужными связями и объектами понимания мира, именно так, полгал он, может открыться истинный смысл.

Мир - это не что-то осязаемое, это всего лишь феномен сознания, который представляет собой основу всех дальнейших действий. Душевная жизнь не подлежит никакому анализу. Это как организм, который можно рассматривать внешне сколько угодно, но для того чтобы понять сущность, нужно будет вернуться к истокам. К тому, с чего все начиналось.

Феноменология положит начало прямой философской интуиции и совместно с ней породит такую науку, которая получит ответы на все вопросы, не прибегая к анализам и доказательствам.

Феноменологический метод позволяет постичь суть вещей, а не то, что вещь вообще собой представляет.

Эдмунд Гуссерль: основные идеи философии

За основу в своих работах Гуссерль брал именно принцип созерцательности. Очевидное в его философии являлось важнейшим принципом. То есть то, что изучается, должно быть на виду, не скрыто ничем, оно не должно требовать применения никаких научных знаний при непосредственном изучении.

Большая роль отводилась именно чувственному созерцанию, то есть это восприятие человеком всего, что его окружает. Основой его философии является не только созерцание реальных объектов, но и созерцание сущности.

Философия - это наука, которая в качестве основного постулата использует идею единства всего сущего, и объясняет с его помощью все основные понятия.

Феноменология действует при помощи редукции. Понятие феноменологической редукции - это освобождение сознания от наивности при взгляде на окружающий мир. То есть происходит отключение от реального мира, и затем при помощи трансцендентальной редукции осуществляется переход к чистому сознанию.

Фундаментальное свойство сознания - это способность быть направленным на объект. Это может быть не только реальный объект, но некая сущность или какое-либо значение. Таким образом и проявляются различия между реальным и интенциональным в сознании (ноэзис и ноэма). Ноэзис - это направленность и придание смысла, а ноэма - сам смысл.

При тщательном изучении феноменологической редукции раскрываются составляющие смысла (ноэмы). То есть то, из чего он состоит, и его взаимосвязь с сознанием.

По аналогии восприятия себя и другого объекта идёт процесс причисления себя к тому же миру, в котором живут те, с кем себя сравнивает субъект, приписывая при этом собственные свойства и ощущения объекту сравнения.

Вся философия учёного опирается на теорию познания. И все его труды исследования пронизаны проблематикой гносеологии.

Идеал строгой науки

В своих трудах и исследованиях Эдмунд Гуссерль, фото которого вы видите в статье, стремился придерживаться идеала строгой науки. Он считал, что философия должна быть идеальна во всех исследованиях и трактовках. Издавна философия стремится к тому, чтобы быть рациональной, но вместе с тем старается она быть мудрой и глубокомысленной. Как считал Эдмунд Гуссерль, философия должна раскрывать ценности, которые неподвластны времени и всем изменениям, происходящим в мире.

Философия Гуссерля

Основные цели и методы философии Гуссерль раскрывал в своём труде «Логические исследования». В нем он определяет также и объект исследования - это, в его понимании, знание и познания в науке. А целью философии является построение науки о науке.

Гуссерль в своих исследованиях придерживался того, чтобы исключить из сознания догмы и теоретические знания, вернуться к самым истокам. К тому, с чего все начиналось, к философии без навязанных идей. Недостаточно просто знать о том, что происходит с вещами или что происходило с ними. Важно знать о сути вещи. Это он и пытался привнести в свои труды.

Эдмунд Гуссерль, немецкий философ, призывал всех к отказу от каких-либо установок, принятых в обществе. Есть только предмет без какой-либо смысловой привязки. Необходимо только откинуть все ненужное, чтобы понять истинную суть. Например, нельзя судить о религии только по тому, что делается, и во что верят люди, необходимо разобраться в том, что представляет собой религиозность в общем смысле этого слова. То есть понять, с чего именно все начинается и как происходит.

Невозможно кратко описывать суть философии Гуссерля, так как для точного понимания всех нюансов и тонкостей требуется детальное изучение его трудов. Основа его философии - это обращение к истокам, корням, то есть самому началу.

Феноменология в его трудах появляется не сразу, но после первого провозглашения идеи она присутствует во всех его последующих трудах.

Формирование философских взглядов Гуссерля

Множество философов и учёных, находящихся рядом с Гуссерлем, оказали непосредственное влияние на формирование его философских взглядов. Но все же основными были двое, это Больцано и Бретано.

От одного из них он взял понятие интенциональности, а другой повлиял на него тем, что критиковал психологизм. Взяв за основу их суждения, Гуссерль старался освободить философию от психологического наслоения. И объяснять смысл вещей, отбрасывая в сторону убеждения.

Что хотел внести в науку Гуссерль

В своих исследованиях философ нередко упоминал о недостатках философии как науки, он пытался сделать её совершенной. Ввести такие методы изучения и способы воздействия, которые бы доводили до совершенства.

Он считал, что необходимо менять существующие критерии, давая миру более новые и актуальные на данный момент. Все, что было раньше, неизбежно устаревает и приходит в негодность.

Он стремился объединить все человечество посредством становления философии как строгой науки.

Радикальность в его трудах - это попытка дойти до истины, при этом убирая в сторону все то, что нужно было принимать на веру.

Общая оценка феноменологической философии Гуссерля

Введённый философом метод феноменологии позволил науке разнообразить собственные методы исследования сознания, чем расширил область исследования данного объекта.

Интенциональность в сочетании с феноменальностью предотвращают постоянное противостояние сознания и мира. Это происходит потому, что преодолевается схема субъект-объект.

Неоценим вклад, который внес в философскую науку Эдмунд Гуссерль. Феноменология Гуссерля до сих пор вызывает интерес у учёных, хоть сейчас уже и нет последователей этого учения. Внимание до сих пор приковано к многочисленным трудам философа. Его феноменологическое учение позволило расширить возможности философии как науки.

Вместо послесловия

Сам Гуссерль писал: «Истинный философ не может быть не свободным». И вся его жизнь прошла в соответствии с данным принципом. Его волевые качества и были для многих учеников той основой, из-за которой они готовы были идти за учителем и поддерживать его мысли и учения.

Одним из основных философских направлений XX в. является феноменология, что буквально означает учение о феноменах. Основателем феноменологизма в том виде, в котором он культивируется в XX в., считается немец Эдмунд Гуссерль . Под феноменом в философии обычно понимают явление, постигаемое в чувственном опыте. Гуссерль же понимает под феноменом возникающие в сознании смыслы предметов. Такова исходная установка, на которой строится философская система.

Гуссерль недоволен жестким противопоставлением субъекта объекту. При таком противопоставлении "выпячивают" либо субъект, что приводит к субъективизму, либо объект, что характерно для натурализма. Гуссерль стремится избежать этих крайностей. Субъективизм обычно приводит к психологизму, он не может дать правильную интерпретацию содержанию науки, он релятивен, т. е. все для него относительно, между тем как наука выявляет общезначимые истины. Натурализм понимает знание и сознание как пассивное отражение реальности. Противопоставление друг другу субъекта и объекта привело к забвению человека, его жизненного мира, кризису европейской цивилизации. Выход из всех этих бед Гуссерль видит в последовательном философском феноменологизме.

Феномен - это структура сознания. Но в нем же дан и объект, так что в феномене субъект и объект слились воедино. Конечно, это слияние не надо понимать буквально. Гуссерль ничуть не сомневается в том, что телесный мир существует сам по себе и в случае, например, природных явлений, независимо от сознания человека. По Гуссерлю, сознание всегда направлено на объект, оно интенциально (латинский термин "интенцио" означает стремление). Но сознание не только направлено на объект, оно еще имеет дело с его смыслом, смысл объекта явлен сознанию. Сознание - это временной поток, внутренне организованный и независимый от объекта

Анализ сознания может идти в двух направлениях. Можно "заключить в скобку" - на время анализа - внешний мир и обнаружить структуры "чистого сознания", те трансцендентальные формы, которые у Канта выступали априори данными, а у Гуссерля выявляются в результате особого рода анализа - его он называет феноменологической редукцией. Редукция - это латинский термин, он означает возвращение, отодвигание назад. В философии редукция понимается обычно как сведение сложного к простому. Феноменологическая редукция Гуссерля - это переход от феноменов к структурам "чистого сознания", например к научным идеализациям. Другое направление философского анализа ведет к смыслам внешнего мира. На этом пути и преуспел Мартин Хайдеггер, бывший одно время учеником Гуссерля. Экзистенциализм (Хайдеггер, Сартру Ясперс и др.) выявил смысл существования человека, страх, заботу, ответственность. Таким образом, экзистенциализм, явившийся продолжением философии жизни, вместе с тем вырос на основе феноменологической методологии.

Феноменологический метод весьма популярен в мировой философии и науке. В нем видят гаранта от сползания в крайности науки, оперирующей понятиями, за которыми не видно красок, тонов, запахов жизненного мира, что, мол, характерно для европейских наук, находящихся поэтому в кризисе, в тисках формализма, сциентизма и техницизма. Гуссерль рассматривает научные идеализации (типа точки, прямой) как некоторые предельные субъективные творения. Наиболее полно жизненный мир дан субъекту не в идеализациях и вообще в понятиях, а в эйдосах, образующих поток сознания. Феноменология зовет вернуться "назад к вещам", не подвергать забвению жизненный мир . Гуссерль считал, что преодоление кризиса наук возможно не иначе как на основе феноменологических рецептов.

Что касается недостатков феноменологии, то их в основном видят в узком понимании проблемы практики, которая во многом сводится к сопоставлению феноменов сознания. Действительно, в марксизме, в прагматизме, в фундаментальной онтологии Хайдеггера проблема практики получила более обстоятельную разработку, чем в феноменологической философии. Часто феноменологов критикуют за "эклектичность" - имеется в виду, что они недостаточно четко отделяют друг от друга чувственные и рациональные формы познания.

Эдмунд Гуссерль - немецкий философ, вошедший в историю европейской мысли как основатель нового направления в философии, а именно феноменологии, которая, возникнув в начале XX века, плодотворно развивается и по сей день благодаря усилиям его многочисленных учеников и последователей. Тернистым был философский путь Э. Гуссерля, на котором ему не удалось избежать заблуждений и разочарований. Он изучал математику, физику, философию сначала в Лейпциге, а затем в Берлине у Л. Кронекера и К. Вейерштрасса, проявляя интерес к философским основаниям математической науки. К философии Э. Гуссерль обратился под влиянием Франца Брентано. Лекции Ф. Брентано Э. Гуссерль посещал в Венском университете и впоследствии называл его своим учителем.

Одним из основных источников возникновения феноменологии становится дескриптивная психология Ф. Брентано, в которой с эмпирической точки зрения развиваются весьма оригинальные идеи, проясняющие структуру и деятельность сознания. Ф. Брентано определяет сознание как интенциональное по своей природе, то есть сознание, будучи направленным на какой-либо предмет или объект, его переживает или осознает. Деятельность сознания и проявляется в разнообразии интенциональных переживаний: представлений, суждений, эмоциональных оценок и так далее, а поэтому, утверждает Ф. Брентано, нет беспредметного сознания, как и нет бессознательных переживаний. Согласно мнению Ф. Брентано, мир познаем только как интенционально существующий в сознании субъекта. Однако в своем эмпирическом опыте субъект переживает мир и самого себя в качестве случайных фактических данностей, знание о которых может быть только относительным, следовательно, в его результатах всегда можно усомниться.

Э. Гуссерль не принимает психологизм, характерный для философии Ф. Брентано, и создает феноменологию с целью найти аподиктическое (несомненное) основание познания, в качестве которого он предлагает сначала учение об идеальных сущностях, а затем после критического пересмотра результатов своего исследования выдвигает интерсубъективный опыт трансцендентального субъекта. Первым шагом на пути к абсолютному знанию становится принцип беспредпосылочности, установленный Э. Гуссерлем как методическое устранение предрассудков метафизического, естественнонаучного и психологического характера, исходя из которого познание всякого сущего осуществляется в рамках чувственной и интеллектуальной интуиции, непосредственно дающей саму вещь так, как она себя показывает. В качестве второго шага выступает феноменологическая редукция, представляющая собой переход от эмпирической субъективности к трансцендентальной, которая конституирует реально существующий объективный мир, а также существование в нем других трансцендентальных субъектов. В результате взаимной коммуникации трансцендентальных субъектов формируется интерсубъективный опыт, в рамках которого проясняются смысл и генезис таких понятий как мир, природа, социум, культура, наука, религия и другие.

В становлении феноменологии могут быть выделены два этапа: эйдетический, складывающийся в период написания «Логических исследований» (1900-1901), и трансцендентальный, основные положения которого изложены в «Идеях чистой феноменологии и феноменологической философии» (1913), в «Картезианских размышлениях» (1931) и в других более поздних работах. Идеи поздней концепции феноменологии не отвергают положения ее раннего этапа, а скорее дополняют и уточняют некоторые из них, придавая им трансцендентальный характер. В рамках эйдетического этапа феноменологии через описание многообразных по виду объективирующих актов, различным способом конституирующих интенциональный объект, раскрывается общая структура сознания субъекта. Основной задачей трансцендентального этапа феноменологического исследования становится определение сущностной природы сознания и установление онтологического статуса его коррелятов, то есть объектов.

Принцип интенциональности сознания указывает на то, что между сознанием и предметом существует некое отношение, благодаря которому предмет дан сознанию, причем различными способами. В основании всех способов предметного отношения лежит представление, понимаемое как объективирующий акт, который, согласно Э. Гуссерлю, представляет собой единство интенциональной сущности и имманентного содержания. На основании пережитого содержания, под которым следует понимать чувственные данные ощущений, конституируется интенциональный предмет, то есть в акте переживается содержание, а полагаемый в интенции предмет воспринимается, так как различны имманентное содержание акта и предмет, трансцендентный акту. Однако благодаря интенциональному отношению между содержанием и предметом акта обнаруживается соответствие, а в случае адекватного восприятия - их возможное совпадение. Качество и материя, составляющие интенциональную сущность акта, выявляют разнообразные способы отношения к предмету, при этом качество характеризует интенцию акта как представляющую, судящую, желающую, волящую, оценивающую и так далее, а материя является идеальным смыслом интенции, полагающей что (предмет) и как (аспект предмета, данный в этом акте). Например, при восприятии красной розы предметом является роза, а аспектом - ее красный цвет.

Основными способами предметного отношения выступают созерцание и мышление, то есть интуитивный акт, непосредственно дающий предмет, и сигнитивный акт, предмет которого наглядно не созерцается, а только полагается опосредованно, например, через имя. Опосредованное полагание предмета может быть подтверждено в интуитивном акте, когда предметы созерцания и мышления совпадают, то есть, когда мы, говоря, например, о розе, в то же время непосредственно ее созерцаем или образно представляем. Важно отметить, что в природе созерцания коренится идеальная связь между восприятием и воображением, согласно которой воспринятый предмет может стать предметом возможного образного представления в случае эстетического восприятия, воспоминания или ожидания. Однако не каждый воображаемый предмет может быть воспринятым, так как область воображающих интенций превосходит область воспринимающих.

Познание протекает в двух сферах интенционального сознания: в чувственности постигается индивидуальная сторона предметов, а в сфере рассудка усматривается их сущностная природа, а также сущностные отношения, возможные между ними. Категориальное созерцание непосредственно схватывает универсальные (родовидовые) аспекты того же самого предмета, представленного чувственным созерцанием и выступающего в качестве основания, на котором осуществляется взаимосвязь чувственной и интеллектуальной интуиции, действующих одновременно. Идентичность общего осознается на основе нескольких индивидуальных созерцаний, причем в основании идеирующей абстракции могут находиться различные по характеру акты, воспринимающие и воображающие, полагающие предмет как существующий или же нет, не внося существенных изменений в конституирование общего. Синтетические акты конституируют категориальные объективные формы отношений части и целого, конъюнкции, дизъюнкции и других.

Поиск сущностной природы чистого сознания, а именно такого, как оно есть само по себе, приводит Э. Гуссерля к открытию трансцендентальной феноменологии. Обнаружение поля трансцендентального сознания осуществляется, по мнению Э. Гуссерля, благодаря особой установке сознания, а именно феноменологической, которая возникает в результате изменения естественной установки. Для того чтобы прояснить возможность изменения естественной установки сознания на феноменологическую, следует подробнее описать своеобразие, присущее обычной, естественной установке как определенному способу сознания. Суть установки сознания заключается в том, что в начале теоретического исследования субъект исходит из определенной позиции, которая закладывает основание, формирующее и во многом определяющее отношение между им и объектом. Мир естественной установки предстает как пространственно-временной мир, состоящий из вещей и людей, - следовательно, социальный, исторический, культурный, а также практический мир как мир ценностей. Этот естественный мир простирается перед субъектом как реальная действительность несмотря на то, воспринимает ли он его или нет, предполагает ли что-либо о нем или заблуждается относительно его. Итак, каким же образом осуществляется познание естественного мира в пределах обычной установки сознания?

В сознании субъекта реальная вещь непосредственно дается на основе восприятия как являющийся предмет. Вещь воспринимается «односторонне», в той или иной ориентации, а значит неполно, однако в таком неадекватном восприятии вещь является как обладающая еще другими неопределенными сторонами, свойствами и аспектами, которые могут быть определены в согласованно связанном ряду соответствующих восприятий. В этом отношении, коррелятивно установленном между воспринимаемой вещью и ее восприятием, вещь конституируется как идентичное интенциональное единство, тогда как восприятие вещи переходит в поток непрерывно сменяющих друг друга переживаний, который образует единство согласованно дающего сознания об одной и той же вещи восприятия.

Само переживание сознания тоже может восприниматься, то есть стать интенциональным объектом имманентного, рефлексивно направленного восприятия, тогда восприятие вещи в отличие от восприятия переживания имеет трансцендентную направленность. Трансцендентная вещь конституируется в мотивированных связях многочисленных восприятий. Благодаря неадекватности восприятия эти связи опыта могут изменяться, утрачивая тем самым только что установленные, согласованно урегулированные отношения явлений, посредством которых трансцендентная вещь только и может быть дана сознанию, следовательно, вещь может существовать не так, как она полагается в сознании. При такой возможности изменений трансцендентных полаганий, результаты которых могут быть подвергнуты сомнению, допускается возможность небытия как самой вещи, так всей реальной действительности, которой эта вещь принадлежит. Причем возможность небытия трансцендентного мира следует понимать не как его отрицание, а только относительно сознания, в котором этот мир воспринимается.

Совсем по-другому конституируется в сознании переживание, не способное представляться способом возможного многообразия явлений так или как-нибудь иначе. Переживание, как и все сознание вообще, имманентно дается как абсолютное, в полагаемом таким образом существовании которого невозможно усомниться. Абсолютное сознание, свободное от всего трансцендентного, не содержит в себе психофизическую природу эмпирического сознания, которое через соединение с физическим телом субъекта принадлежит миру естественной установки.

Итак, в сознании конституируются два вида бытия, по-разному относящиеся друг к другу. Несомненное бытие сознания не зависит от реальной действительности и даже не нуждается в ней для своего существования, тогда как бытие трансцендентной реальности является сомнительным и относительным. В различии двух способов бытия возникает возможность изменения естественной установки сознания на феноменологическую, которая, рефлектируя и исключая трансцендентные полагания, обращается к абсолютному сознанию. И если в естественной установке сознания бытие трансцендентного мира, пребывающего за пределами сознания, имеет лишь вероятный характер, то в феноменологической установке мир существует несомненно как интенциональный мир, конституируемый в абсолютном сознании.

Переход от естественной установки сознания к феноменологической осуществляется с помощью феноменологической редукции, которая состоит не в произвольном, а в принципиальном, то есть абсолютно необходимом исключении всего того, что может быть дано в естественной установке. Подобное исключение Э. Гуссерль еще интерпретирует как воздержание от суждения о том, в существовании чего можно усомниться. Феноменологическая редукция осуществляется поэтапно, путем последовательного проведения шагов исключения, по сути своей подобного методу сомнения Р. Декарта, который его использовал, пытаясь, как и Э. Гуссерль, обосновать идею абсолютного познания.

Прежде всего, в феноменологической редукции подвергается исключению весь трансцендентный мир, как физический, так и психофизический, а также все эмпирические науки о природе и о духе, проводящие свои исследования в рамках естественной установки сознания. Так как поле феноменологии ограничивается только сферой абсолютного сознания, феноменологическая редукция распространяется также и на «трансцендентность Бога», которая, замечает Э. Гуссерль, конечно, не такова как трансцендентность реального мира. Кроме того, за пределами феноменологической установки оказываются все трансцендентные сущности, как относящиеся к индивидуальным предметам естественного опыта, следовательно, все положения трансцендентно-эйдетических наук, в том числе и чистой логики, обречены на феноменологическое исключение. Таким образом, окончательно прояснив сущностную природу сознания и его коррелятов, Э. Гуссерль уточняет, что не все эйдетическое знание может быть аподиктическим.

После завершения феноменологической редукции, исключившей область трансцендентного бытия и относящегося к нему познания, открывается сфера имманентного сознания, охватывающая бесконечное поле абсолютных переживаний как поле чистого опыта. Это абсолютное сознание, существующее в себе и для себя, предшествует существованию в мире эмпирического сознания, как и существованию мира относительно сознания, следовательно, может быть названо трансцендентальным, неизменную сущностную структуру которого призвана описать чистая феноменология как эйдетическая наука.

Сфера чистого сознания открывается благодаря осуществлению трансцендентально-феноменологической редукции, в основании которой лежит рефлексия. Предполагая поворот взгляда от осознанного, предметно данного в сознании на сознание об осознанном, следовательно, обращаясь к самому переживанию, переживая его, рефлексия может служить методом для познания сознания. В рефлексивном акте сознание предстает как поле переживаний, каждое из которых имеет два слоя: гилетический, составляющий уровень чувственных данных ощущений, бессмысленных и иррациональных по своей природе, и ноэтический, осмысляющий гилетичиские моменты и интенционально их оформляющий.

Помимо гилетических компонентов возникновению ноэтических моментов также способствует внимание как конститутивный момент интенционального переживания, выступающий на его субъективно ориентированной стороне и тем самым подчеркивающий его отнесенность к субъекту. Выражая свободный или обусловленный характер деятельности субъекта, внимание изменчиво. Модусы актуальности и неактуальности внимания обусловливают модификацию интенциональных переживаний, поэтому любое актуальное переживание легко становится потенциальным и наоборот, а это означает, что каждое актуальное переживание окружено фоном переживаний, которые составляют потенциальное поле для свободных актов субъекта. При этом сам акт (cogito) Э. Гуссерль называет эксплицирующей (выявляющей) интенциональностью с присущим ей бесконечно открытым горизонтом.

Наличие у переживания (или акта) интенциональности указывает на ноэму как интенциональный коррелят переживания, возникающий благодаря интенциональному оформлению гилетических моментов. Смысл, которым наделяются гилетические моменты, становится ноэматическим и вносится в интенциональный предмет в процессе его конституирования. В переживании ноэма присутствует как «имманентная трансцендентность», следовательно, к нему относится и от него зависит. Ноэма как мыслимый в переживании интенциональный предмет есть ни что иное, как данная в сознании и осознаваемая в нем редуцированная реальная вещь, хотя представленная в интенциональном акте не целиком и полностью во всем многообразии присущих ей признаков, особенностей, свойств, а полагаемая только в каком-то одном из своих содержательных аспектов. Через свое содержание (ноэму или cogitatum) акт (ноэза или cogito) направлен на предмет, полагает его в том содержании (ноэматическом смысле), в котором предмет дан в этом акте. Однако содержание одного акта не может охватить весь предмет полностью, поэтому предмет конституируется в неограниченном многообразии актов с определенным, снова и снова иным сущностным содержанием, которые составляют опытное сознание одного и того же интенционального предмета. Роза, например, воспринимается как красная, не белая, благоухающая, с шипами, находящаяся на столе в вазе и так далее.

Итак, предмет сознания имеет ноэматическую структуру, в которую входит, во-первых, ноэматический смысл, образующий ядро ноэмы как совокупность определенных формальных или материальных свойств, обнаруженных у предмета, полагаемого в соответствующем акте, во-вторых, интенциональный предмет, занимающий центральную точку ядра и являющийся его «носителем», а в-третьих, изменчивые тетические характеры, группирующиеся вокруг ядра и вовлекающие ноэму в поток модификаций. Весьма разнообразны виды тетических характеров. Прежде всего, определенный вид тетических характеров выделяет различия в способах данности ноэмы, а именно восприятие и его модификации: воспоминание, ожидание, воображение и чистую фантазию. Обширный класс тетических характеров составляют доксические, полагающие предмет как существующий, у которого достоверность полагания как первоначальная докса может преобразовываться в предположение, сомнение и так далее. Доксические характеры переживания как раз подчеркивают тот самый двоякий гносеологический интерес к предмету, который отмечал еще Аристотель, а именно когда субъект стремится выяснить не только «что есть предмет» , но и «есть ли он» вообще. Тетические характеры отрицания и утверждения опровергают или подтверждают доксическую позицию. Всякий модифицированный тетический характер может быть повторно модифицирован за исключением нейтральной модификации, которая при сохранении основного содержания акта нейтрализует его доксический характер, то есть воздерживается от полагания интенционального предмета как существующего.

Сферой более высокого уровня является синтетическое сознание. В качестве основной формы универсального синтеза сознания выступает имманентное время, соединяющее переживания в единый поток, который простирается в трех направлениях. Каждое переживание в темпоральном модусе настоящего имеет горизонт переживаний, одновременно пребываемых в настоящем, последовательно уходящих в прошлое и неизменно выступающих из будущего. Так, в переходе от созерцания переживаний к созерцанию их горизонтов обнаруживается связь переживаний друг с другом, образующая синтетическое единство сознания. Имманентное время оформляет сознание как единство активного и пассивного синтеза, причем активный (политетический синтез конъюнкции, дизъюнкции, импликации и других) осуществляется на основе пассивного (идентифицирующего или ассоциирующего), который предшествует ему и затем вновь его охватывает.

Монотетические и политетические акты осуществляют конституирование как действительно существующего, так и фиктивного интенционального предмета, поэтому полагание сознания нуждается в разумном (подтверждающем или отрицающем) обосновании, истоком для которого служит непосредственно дающий опыт. Различие в способе наполненности интенции переживания выражается в различных типах его очевидности: непосредственной или опосредованной, адекватной или неадекватной. Более высоким достоинством обладает аподиктическая очевидность как не допускающая возможность несуществования аподикически полагаемого предмета, поэтому в трансцендентальном опыте сознания очевидность может быть как адекватной, так и неадекватной, но она с необходимостью должна быть аподиктической.

Интенциональное переживание не может полагать предмет во всей его полноте, но актуальное переживание имеет горизонт потенциальных переживаний как новых способов сознания. Каждому из этих способов соответствуют синтетические процессы, основополагающей формой которых является идентификация полагаемого предмета. Адекватная данность предмета может быть представлена в виде регулятивной идеи, пребывающей в сфере возможного опыта сознания и приписывающей предмету действительного опыта априорные нормативные правила для достижения адекватной непосредственной данности в сознании.

Конституирование реальной вещи осуществляется по синтетически единым ступеням и слоям, последовательно фундирующим друг друга: во-первых, как res temporalis, обладающая свойством длительности, во-вторых, как res extensa , имеющая протяженный и подвижный характер, в-третьих, как res materialis , представляющая собой субстанциональное единство, которое вступает в неисчислимо разнообразные каузальные или функциональные связи и, наконец, в-четвертых, как res intersubjekta, выступающая в качестве конститутивного единства более высокого порядка, которое относится к интерсубъективному миру, совместно конституированному открытым сообществом субъектов, также вовлеченных в этот мир. Благодаря закономерно согласованным связям сознания раскрываются горизонты действительного и возможного опыта, в которых мир осознается как интенциональное единство, неотделимое от сознания, a priori конституирующего его.

Полученный в результате осуществления последовательных шагов феноменологической редукции трансцендентальный субъект, непосредственно данный себе как существующий в непрерывной аподиктической очевидности, становится тем основанием, на котором может быть получено абсолютное знание, не допускающее никаких сомнений. Субъект как таковой находится в соотношении с интенциональными объектами, конституируя которые, он конституирует одновременно себя самого как тождественный полюс неизменных и устойчивых особенностей и свойств. Субъект погружен в конституируемый им, трансцендентный по отношению к нему мир феноменов, в котором может быть выделена его собственная сфера и сфера других субъектов, осознаваемая как вторичная объективная трансцендентность, фундированная в первоначальной собственной сфере субъекта.

Во внешнем мире субъект существует в виде монады, представляющей собой абсолютно замкнутое единство, в котором субъект может конституировать другую монаду в модусе alter ego. Познание другого субъекта осуществляется в актах аппрезентации или аналогизирующей апперцепции, в которых он выступает в качестве интенциональной модификации моего конкретного ego. За психофизической структурой другого субъекта, аналогичной в общих чертах с моей, конституируется благодаря апперцепции трансцендентальный субъект, существующий самостоятельно и независимо от моего субъекта, причем опосредованное познание другой монады способствует более глубокому пониманию моей собственной монады.

Каждая монада существует для себя в своем собственном изначальном мире, но кроме того она может вступать в различные интенциональные сообщества с другими монадами, осуществляющими интерсубъективно обобщенный опыт, в рамках которого постепенно формируется объективный мир. Объективный мир конституируется благодаря априорной возможности гармоничного взаимодействия монад, обладающих согласованными синтетическими системами актов, совместно конституирующая интенциональность которых формируется в ходе взаимной коммуникации монад.

Конституирование объективного мира исходит из моего конкретного мира, первоначально конституируемого в качестве единого потока моих собственных переживаний. В постепенно раскрываемом горизонте объективного мира мой изначальный мир занимает центральное место, так как он интенционально ориентирован к моему трансцендентальному субъекту, непосредственно его конституирующему. Вокруг моей монады располагается мир других монад, в котором объективный мир конституируется вторично, на основании моего конкретного мира.

Интерсубъективный мир имеет различные уровни объективации. На основе общей природы и пространственно-временной формы конституируется культурный мир, в котором могут быть выделены сообщества с различными культурами, обособленные друг от друга по причине отсутствия культурных связей. Каждый член сообщества конституирует свой жизненный мир, наполняемый значимыми для него интерсубъективными феноменами из сферы культуры, науки, религии и других. Благодаря a priori возможной взаимосвязности жизненных миров возникает коммуникация, позволяющая формировать интерсубъективный мир, общий для всех входящих в сообщество монад.

Концепцией интерсубъективного мира завершается построение трансцендентальной феноменологии, как одного из вариантов трансцендентальной философии вообще, в котором решающая роль отведена редукции. С точки зрения Э. Гуссерля, феноменологическая редукция представляет собой критический метод, нацеленный на определение объема и границ аподиктичности, благодаря которому чистая феноменология открывает аподиктическое основание философского знания, в том числе и всякого знания вообще. Наряду с редукцией метод феноменологического исследования составляет интеллектуальная, или эйдетическая интуиция, позволяющая Э. Гуссерлю определить сознание как целостно связанную совокупность чистых возможностей. Сознание трансцендентального субъекта обладает фундаментальным принципом интенциональности, которая благодаря своему бесконечно открытому конституирующему горизонту указывает путь к познанию мира, протекающий в пределах универсального самоосмысления субъекта.

Феноменология (от греч. phainomenon - являющееся) - это влиятельное течение западной философии XXв. Хотя сам термин использовался Кантом и Гегелем, широкое распространение он получил благодаря немецкому философу Эдмунду Гуссерлю (1859-1938), создавшему масштабный проект феноменологической философии. Однако феноменологический метод применяется не только в философии, но и в ряде других наук, например, литературоведении, социальных науках, особенно в психологии и психиатрии. Интерес к феноменологии сегодня охватывает не только западную и восточную Европу, но и Латинскую Америку, Японию. Первый Всемирный конгресс по феноменологии состоялся в Испании в 1988 г. Являясь одним из основополагающих течений современной философии, феноменология отличается высоким уровнем разработки метафизических проблем, связанных с рефлексией над предельными основаниями культуры и человеческого существования. Представителями феноменологии являются Мартин Хайдеггер (1889-1976), Тейяр де Шарден (1881-1955), Жан Поль Сартр (1905- 1980), М. Мерло-Понти (1908-1961) и др. Каждый из них понимает феноменологию по-своему, но есть и единые установки, которых они придерживаются. Так, познание они сводят к созерцанию феноменов. Феномены - это непосредственные переживания человека, которые еще не прошли рациональную обработку сознанием. Например, феномены «грозы» не совпадают с самой грозой. Переживания, которые человек испытывает во время грозы, имеют множество оттенков, их анализом он начинает заниматься после пережитого. Феноменом можно назвать все, что угодно, в их числе: эмоции, рационально протекающая мысль, рассуждения и т. д. Для феноменологов не является принципиальным, стоит ли за феноменом какая-либо объективная реальность или нет, главным является сам феномен, и он исследуется в сознании. Феноменологическая установка отличается от установки наблюдения в традиционной науке. Ученый фиксирует внимание на внешних факторах, а феноменолог - на переживаниях, которые происходят «во мне самом». Традиционная философия рассматривает соответствие нашего мышления объективной реальности. Если соответствие есть, то оно является истиной. Задача феноменологии - преодоление дуализма объективного мира и нашего знания о нем. Ее интересует не соответствие, а сами мысли и переживания, которые испытывает человек. В отличие от других наук, феноменология - это учение о чистой субъективности . Она - абсолютно беспредпосылочная наука. Это важная отличительная черта феноменологии. Другие науки опираются на предпосылки, которые недоказуемы, например, в математике - это аксиомы. Феноменология же опирается на интуитивную очевидность, какой являются непосредственные переживания. Они есть, и доказывать их не нужно. Другой отличительной чертой феноменологии является солипсоидность («я сам»). В связи с этим, возникает проблема совпадений: как сравнить мои переживания и другого. Интерсубъективность является главной проблемой в феноменологии.

По словам Гуссерля, феноменология должна освободить науку от трансцендентальной наивности. Все знания, по его мнению, страдают натурализмом. Ученые не критически отождествляют свои мысли с объективной реальностью, с вещами этого мира. Феноменологи, как и Кант, утверждают, что совпадений не должно быть, существуют как вещи сами по себе, так и «вещи в себе». Как только мы представляем вещь, в нашем сознании возникает ее образ, а какова вещь без образа, нам не дано знать. Поэтому феноменология предлагает: не нужно рассуждать, вещи нам даны в ощущениях, и больше нас не должно ничего интересовать. Знание феноменов достигается не путем логических операций, а путем непосредственного созерцания и психологического самонаблюдения. Благодаря этому феноменология имеет твердую почву под ногами.

Ключевыми понятиями феноменологии являются:

«интенциональность» - направленность сознания не только на объект, находящийся в самом сознании, но и его обращенность к внешнему миру, а также сами способы этой направленности;

«эпохе» - воздержание от суждений до тех пор, пока сознание не освободится от всякого рода догм;

«редукция» - сведение поля анализа к потоку феноменов, где только и возможно обнаружить подлинный смысл.

Гуссерль считал, что философия может стать строгой наукой только тогда, когда она сделает своим предметом структуру «чистого» сознания , когда она будет свободной от индивидуальных (психологических, социальных) характеристик, и тогда она превратится в феноменологию, отказавшись обосновывать свои выводы с помощью наук.