Почему Леонардо да Винчи - гений? Леонардо да Винчи – универсальный гений Мне бы в небо….

Охватить масштаб личности Леонардо да Винчи - дело невозможное. Человек, ставший легендой при жизни, остаётся легендой и недостижимым идеалом и в современном мире.

Гений или, как его часто называют, титан Возрождения Леонардо да Винчи личность поистине уникальная. Его жизнь представляет собой удивительный калейдоскоп – во всех сферах, за которые он брался, от живописи до сложных инженерных изобретений он достиг невероятных высот. Между тем о самом Леонардо мы почти ничего не знаем – он был очень скрытным и одиноким человеком, а первая биография была написана спустя 30 лет после его смерти Джорджо Вазари.

Родился Леонардо 15 апреля 1452 года в маленьком городке Винчи на северо-западе Италии. История его семьи хранит несколько загадок, так как неизвестно кем была его мать. Все источники указывают на то, что звали её Катерина, но вот чем она занималась – открытый вопрос. Традиционно считается, что она была простой, юной крестьянкой. Отец Леонардо был нотариус Пьеро да Винчи, которому на тот момент было 25 лет. Отец присутствовал при крещении ребенка и признал его, но по неизвестным причинам первые 4 года жизни Леонардо провел в деревушке Анхиано. В год рождения сына Пьеро женится на Альбиере Амадоре и только спустя 4 года забирает сына к себе. Должность нотариуса в те времена считалась достаточно знатной, поэтому детство и юность Леонардо прошла в благополучии и достатке. Отец был женат 3 раза, имел 12 детей и дожил до 77 лет. Но он, по замечанию Вазари, был обычным человеком, что делает необыкновенность Леонардо еще более интересной. Так или иначе, отец всё же дал хорошее домашнее образование сыну, хотя и бессистемное, о чем потом упоминал в своих записях Леонардо.

Талант юноши проявился уже в раннем возрасте. Интересен эпизод, в котором Пьер да Винчи попросил своего сына раскрасить большой деревянный щит в подарок одному из соседей. Леонардо с радостью и с большой ответственностью подошел к делу, выбрав изображение Медузы Горгоны для рисунка на щите. Рисунок был выполнен настолько реалистично, что отец, увидев его, буквально пошатнулся от ужаса. Конечно, такой шедевр он не мог подарить и оставил себе. Сейчас копия этого щита кисти Караваджо хранится в одном из музеев Франции. Вероятно, именно после этого случая Пьеро решил отдать сына на обучение во Флоренцию, где Леонардо под назиданием известного художника Верроккьо учится живописи. Так начался период в жизни Леонардо да Винчи, получивший название флорентийский.

Флоренция в те времена была одним из главных центров интеллектуальной элиты всей Западной Европы. Леонардо, попав в среду таких известных художников как Боттичелли, Гирландайо, Беллини и многих других, выделяется своей отстраненностью и одиночеством. В его записях хорошо прослеживается, что его одиночество – сознательное. Он считал, что «если ты одинок, то полностью принадлежишь самому себе», и не стремился заводить близких знакомств с кем-либо. Частично поэтому он не входил в кружок интеллектуалов Флорентийского правителя Лоренцо Медичи. Но не только из-за этого он не мог попасть в интеллектуальную среду того времени. Одной из причин было то, о чем досадовал сам Леонардо – это плохое знание латыни, которая вплоть до Новейшего времени считалась главным языком науки. Но другая причина была важней – Леонардо был художником, а во времена Возрождения художники считались скорее ремесленниками или даже профессиональными малярами, выполняющими заказ; отношение к художникам было как к слугам. Не оцененный по достоинству кружком гуманистов-интеллектуалов, талант да Винчи поражал Верроккьо. Работая в мастерской, учитель поручил Леонардо написать ангела на одном из его полотен. Фигура ангела, написанная да Винчи, настолько поразила учителя, что, по словам Вазари, он больше никогда не взял в руки кисть. Ученик превзошел учителя. Вскоре Леонардо открывает собственную мастерскую.

В это время папа Сикст IV пригласил лучших тосканских мастеров для работы в Ватикане. Среди них были Гирландайо, Боттичелли, Перуджино, Филипп Липпи, Синьорелли и многие другие, но не Леонардо. Возможно, что недооцененный гений испытал некоторую досаду от произошедшего и решился на переезд в Милан. К тому же его инженерные и научные наклонности уже все больше овладевали им, а Милан в это время был практически противоположностью изысканной Флоренции – это был промышленный город, где множество мастеров, оружейников и ремесленников установили крепкое производство. Леонардо просит покровительства у местного хозяйственника Лодовико Сфорца, причем позиционирует себя в первую очередь не как художника, а как инженера, рассказывая в письме о собственных инженерных задумках, таких как пушки, закрытые колесницы, катапульты и баллисты, и лишь одной строчкой упоминает о своей художественной деятельности. Сфорца принимает Леонардо ко двору и даёт различные задания как инженерные, так и связанные с искусством. Одним из заданий была постройка памятника основателю династии Сфорца – Франческо Сфорца. Статуя в виде коня с всадником должна была стать символом законности и величественности власти семьи, и Леонардо принялся за работу. В течение 16 лет продолжалась работа над памятником. После нескольких неудачных отливок, глиняная статуя коня была сделана, но из-за вторжения французов в Милан в 1499 году она безвозвратно была утрачена. К счастью сохранились чертежи, по которым можно судить о необыкновенности задумки Леонардо.

Миланский период всё более утверждает инженерный и художественный талант Леонардо да Винчи. Именно тогда появляются его картины «Дама с горностаем», «Мадонна Литта», «Мадонна в гроте», «Тайная вечеря», множество анатомических и простых карандашных рисунков. Одним из знаменитейших рисунков Леонардо да Винчи является Витрувианский человек – фигура мужчины, в двух наложенных друг на друга позициях, вписанных в окружность и квадрат. Рисунок размером 34,3×24,5 см выполнен чернилами и акварелью. Фигура мужчины показывает математические пропорции человеческого тела в соответствии с данными из трактатов римского архитектора Витрувия. Витрувианский человек является своего рода символом природной идеальности человека, его внутренней симметрии и математической пропорциональности. Рисунок, таким образом, представляет собой одновременно и художественное произведение, и научный труд.

Инженерные разработки и идеи да Винчи, дошедшие до нас в его записях, не могут не удивлять. Поразительно, как человек рубежа XV-XVI веков мог насколько опережать время! В чертежах сохранились проекты вращающейся цепи для велосипеда, машины для массового производства, различные летательные аппараты, станки и многое другое. Он разрабатывал проекты благоустройства городов, конструировал шлюзы, плотины, каналы, мельницы, даже высчитывал стоимость этих проектов, но, к сожалению, никто за них не брался. Неуёмная и интенсивная изобретательская и инженерная деятельность да Винчи будто являлась протестом против тех кружков интеллектуалов, куда он не попал. Он доказывал сам себе, что он всё же входит в этот круг, и делает это на голову выше других.

После вторжения французских войск, Леонардо возвращается во Флоренцию. Здесь он получает поручение от Сеньории участвовать в росписи зала Большого совета дворца Сеньории, где уже на тот момент работал Микеланджело. Так два гиганта эпохи стали работать вместе, хотя и без особой расположенности друг к другу. Как отмечает Вазари, время от времени посмотреть на работу мастеров заходил тогда еще юный Рафаэль. Действительно невероятная ситуация! Примерно в это же время Леонардо пишет свой главный шедевр – знаменитую на весь мир «Джоконду» или «Мону Лизу». История этой картины привлекает искусствоведов всех стран, а загадочная госпожа Лиза дель Джокондо не оставляет равнодушными зрителей. Самое известное произведение живописи в мире оказало невероятнейшее влияние на глобальную художественную культуру, а сам Леонардо да Винчи не расстаётся со своим шедевром, даже уехав во Францию. Таких любимых картин у него было три: «Мона Лиза», «Иоанн Креститель» и «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом».

Некоторое время Леонардо вновь проводит в Милане на службе у французского короля Людовика XII, а затем в Риме у папы Льва X. В 1516 году да Винчи был приглашён ко двору новым королём Франции Франциском I. Он получил звание первого королевского художника, инженера и архитектора, но по сути был просто «украшением» двора – королю было престижно иметь у себя «того самого Леонардо», ставшего уже легендой. К сожалению, здоровье художника ухудшалось, правая рука была парализована, ему всё тяжелее было передвигаться без посторонней помощи, поэтому выполнять свои должностные обязанности он мог. Тогда Франциск I приобрёл у Леонардо «Мону Лизу», чем обеспечил ей сохранность в веках.

Незадолго до смерти художник перебрался в маленький городок Амбуаз, на реке Луаре. В возрасте 67-ми лет Леонардо да Винчи уже был прикован к постели. В полном сознании он пишет завещание: все свои рукописи и книги перешли к одному из его учеников Франческо Мельци. 2 мая 1519 года Леонардо да Винчи тихо ушёл из жизни.

Феномен гениального художника, учёного, писателя до сих пор волнует умы исследователей. Личность Леонардо да Винчи не входит ни в один человеческий размер, размах его деятельности огромен, а влияние, оказанное на всю мировую культуру, невероятно удивительно. Леонардо действительно неисчерпаем, современность рассматривает всё новые и новые аспекты его жизни и творчества, стремясь постичь тайны «универсального человека». В честь него назван астероид, многие авторы используют прототип Леонардо да Винчи в своих произведениях, снимаются фильмы и сериалы так или иначе связанные с наследием великого да Винчи, и многое другое. Он стал больше, чем просто исторически значимой фигурой – он стал образом, титаном и недостижимым идеалом.

“Единственное желание хороших людей – добывать знание.”
Леонардо да Винчи

Без сомнения, Леонардо да Винчи - самый универсальный гений в истории человечества. Он заложил основы современных - биологии, физики, механики, анатомии, геологии, изобразительного искусства, архитектуры.

Но по отдельности Леонардо да Винчи не был ни ботаником, ни геологом, ни физиком, ни художником, ни архитектором. Самый образованный человек своего времени, - он постиг все науки самоучкой. Леонардо с гордостью подписывался - «Леонардо да Винчи, ученик опыта». Пожалуй, это единственный пример в истории, когда для великого художника искусство не было главным делом жизни.

Трудно найти такие области знания и техники, которые не обогатил Леонардо да Винчи своими крупными открытиями. Занимаясь анатомией на практике, Леонардо знал человеческое тело лучше любого художника своего времени. Он лично провёл более тридцати вскрытий трупов. Трудно даже представить себе, какой опасности он подвергал себя при отсутствии холодильников и антисептиков.

Рисунок сердца Леонардо да Винчи. Анатомические изучения и зарисовки мужского плеча (1509 год)

Леонардо восхищался красотой человеческого тела. Он проиллюстрировал мысль римского архитектора Витрувия о том, что фигуру человека с распростёртыми руками можно с абсолютной точностью вписать как в круг, так и в квадрат.

Витрувианский человек Леонардо да Винчи

Универсальность гения Леонардо оценили лишь, когда обнаружились его неизвестные ранее труды - записные книжки и рукописи (около семи тысяч листов), многие из которых проиллюстрированы.

После смерти Леонардо да Винчи в 1519 году весь его архив по завещанию получил ученик художника Франческо Мельци. До самой своей смерти в 1570 году Мельци хранил эти бумаги, как святыню. Но после смерти Мельцы записи Леонардо были разрознены, и никто толком не занимался их изучением до XIX века. Судьба многих из них, попавших в частные собрания, неизвестна до сих пор. Так, в 1980 году на аукционе в Лондоне американский нефтепромышленник и коллекционер Арманд Хаммер приобрёл манускрипт Леонардо за 2,4 миллиона фунта стерлингов. На его 72 страницах Леонардо изложил свои мысли по гидравлике и космологии. Этот текст, после аукциона, получил название Кодекса Хаммера. Сегодня он известен как Кодекс Гейтса, так как был перекуплен в 1994 году Биллом Гейтсом за 30 млн долларов.

Арманд Хаммер
«Кодекс Хаммера»

Билл Гейтс

К счастью, отдельные мысли Леонардо были сведены вместе в «Трактате о живописи» ещё в XVI веке. Интересно, что название трактата не отражает его содержания, так как сам трактат не представляет цельную систему взглядов художника на искусство. Ценность трактата заключается в том, что он содержит выдержки и ссылки из старых манускриптов, которые считаются безвозвратно утерянными.

Необходимо отметить необычность рукописей Леонардо да Винчи. Художник всю жизнь учился у природы. Ещё Гераклит сказал - природа скрытна. И Леонардо пытался ей в этом соответствовать: он зашифровал свои записи. Да Винчи был левшой, писал справа налево в зеркальном отображении. Ранние его записи совершенно невозможно прочитать, но со временем зеркальное письмо Леонардо обрело определённую форму, характерный, правда, малоразборчивый, почерк. Установив начертания отдельных букв, некоторые исследователи научились читать его тексты. Но оказалось, это был не последний урок сокрытия тайн, преподанный Леонардо потомкам. Он имел привычку писать по слуховому методу: то разделял слоги одного слова, то неожиданно соединял несколько слов в одно.Вот поэтому многие тайны гения остаются неразгаданными, что, впрочем, иногда и к лучшему. Леонардо, например, предлагал способ, как сделать плоды деревьев ядовитыми (чем не средство массового поражения!) и даже проводил опыты в своём саду. У него хватило здравого смысла остановиться в своих изысканиях и ядовитые плоды, содержащие мышьяк, выращивать не стал.

Леонардо тяготел к крайностям. Может быть, поэтому произошёл такой резкий скачок в мировосприятии уже сложившегося мастера. Да Винчи был автором прекрасных Мадонн и автором проектов самых изощрённых средств массового уничтожения людей. Но ведь Леонардо не был военным, более того, по свидетельствам знавших его людей, мастер отличался мягким характером и добрым сердцем (он даже был вегетарианцем).

Конечно, итальянские республики непрерывно воевали друг с другом. Перевороты, убийства, интервенции были обычным делом тех лет. И Леонардо жил в этом бурном и опасном мире. Но почему-то всё это мало задевало его современников-художников. Рафаэль, Боттичелли, Гоццоли были целиком погружены в сентиментальные библейские сюжеты. А Леонардо, собираясь поступить на службу к герцогу Миланскому Людовико Сфорца, заявляет себя не как художник, а как военный инженер, создатель новых образцов истребителей техники.

В своём письме, адресованном герцогу, он писал: «У меня есть проекты мостов, очень лёгких и прочных, которые легко переносить с места на место. У меня есть проекты орудий, способных забрасывать противника градом камней. Я могу сделать повозки, безопасные и неуязвимые, - они будут двигаться по полю боя, и не найдётся ни оружия, ни человека, который бы смог уничтожить их». Как из волшебного ларца доставал да Винчи смертоносные проекты. Танк (в эпоху конницы!), вертолёт, пушки, стреляющие шрапнелью, скафандр, подводная лодка, пароход, парашют, дымовая завеса для войск - вот далеко не полный перечень военного арсенала, созданию которого он отдал лучшие часы своей жизни, как бы и вовсе позабыв о живописи.

Леонардо да Винчи - универсальный гений. Пропеллер вертолёта
Леонардо да Винчи - универсальный гений. Дизайн летательного аппарата
Леонардо да Винчи - универсальный гений. Дизайн моста
Леонардо да Винчи - универсальный гений. Скафандр
Леонардо да Винчи - универсальный гений. Телега

Справедливости ради нужно отметить, что Сфорца, при дворе которого Леонардо да Винчи работал в качестве инженера-строителя, благоразумно отверг жестокие предложения изобретателя. Всё, предлагаемое Леонардо - оригинальное, новое, невиданное, на столетия опережающее своё время.

Так, только спустя пять столетий после смерти Леонардо учёные сумели разобраться в проекте его самодвижущейся тележки и построить её - предшественницу современного автомобиля. Изобретательность Леонардо не знала границ, поэтому на его чертежах, которые он сам называл «синьками», были часто представлены механизмы, совершенно немыслимые для того времени. Например, он создал чертежи воротов, рычагов и винтов для поднятия огромных тяжестей, хотя их невозможно было создать - изобретение шарикоподшипников было ещё делом далёкого будущего.

Не менее интересны и «мирные» изобретения гения - часы, ткацкий станок (один из самых интересных проектов Леонардо), машина для изготовления иголок, увеличительное стекло (за 100 лет до Галилея!).

Отдавая должное универсальности гения Леонардо да Винчи, нельзя не сказать о том, что он оставил и богатейшее наследие как писатель. Эта грань его таланта представлена баснями, притчами, афоризмами, поучительными, глубокими по смыслу. Вот одна из них: «на фиговое дерево, стоящее без плодов, никто не смотрел, когда же оно захотело, произведя означенные плоды, получить похвалу от людей, то было ими согнуто и сломлено».

Леонардо принадлежит афоризм: «Хорошо прожитая жизнь - долгая жизнь». Жизнь же Леонардо да Винчи - «самой загадочной личности в истории человечества» [по словам Кеннета Кларка, британского историка искусства] - вечная!

фото с сайтов: warwick.ac.uk, ibiblio.org, latimesblogs.latimes.com, bohemianbookworm.com, guardian.co.uk, gallerycache.wordpress.com, bayridgess.limestone.on.ca, smh.com.au, vincemmuseum.wikispaces.com

Также вы можете инициировать обсуждение интересных вам тем на нашего портала.

В своей книге «Мозг Леонардо» доктор медицины Леонард Шлейн пытается разобраться в феномене исключительности Леонардо да Винчи и понять, как ему удалось достичь интеллектуального и творческого развития такого масштаба.

Публикуем главу, в которой ученый сравнивает искусство да Винчи с работами импрессионистов, абстракционистов и современных художников.

Первым, кто воскресил идеи Леонардо после почти 500-летнего периода, в течение которого художники подчинялись строгим правилам перспективы, композиции и выбора темы иобъектов для изображения, был Эдуард Мане. Мане оказался в авангарде нового поколения художников, получивших свои навыки за пределами влиятельной французской Академии изящных искусств.

В 1859 году 27-летний художник встал перед своими картинами и уничтожил все, что успел создать к этому моменту. Ошарашенным друзьям он заявил: «Отныне я буду принадлежать своему времени и работать только с тем, что вижу». Однако его новые работы были очень плохо приняты. Большинство критиков, за некоторым исключением, резко отзывались о них, называя уродливыми и топорными.

Во Франции в то время успех художника сильно зависел от того, удалось ли получить из рук почтенных седобородых старцев Академии, входивших в жюри ежегодного Парижского салона, заветную возможность представить свое творчество на этом долгожданном публичном мероприятии.

Перемены уже витали в воздухе, и многие молодые художники открыто критиковали процесс отбора, подозревая, что жюри сильно настроено против них. В 1863 году возмущенная постоянными отказами группа молодых художников демонстративно организовала свою выставку, получившую название Салон отверженных.

Эдуард Мане, «Завтрак на траве»

Мане представил на ней несколько крупных работ, но центральное место заняла его картина «Завтрак на траве». Это было крайне эпатирующее полотно. Мане изобразил свою любимую модель Викторину Меран беспечно сидящей на покрывале для пикника полностью обнаженной, к тому же беззастенчиво уставившейся на зрителя. Около нее двое мужчин в деловых костюмах очем-то беседуют.

Мало того, они не только не замечают голой женщины рядом, но даже не смотрят друг надруга. Критики разнесли картину в пух и прах. Люди приходили и смеялись над ней. Несмотря на это, «Завтрак на траве» собрал больше всего зрителей и получил множество отзывов впрессе. Критики упрекали картину в том, что она не живописна и не несет какой-либо нравственной, мифологической, исторической или религиозной идеи.

Среди прочих художественных грехов Мане отмечали и не соблюдение правил построения перспективы. С учетом перспективы получалось, что рост купающейся женщины должен был составлять околотрех метров. К тому же Мане слишком вольно обошелся с направлением источника света и положением теней. Критики связывали это сотсутствием классического образования в Академии изящных искусств или с недостатком таланта.

Однако на самом деле Мане был искусным рисовальщиком и отлично знал все тонкости изображения перспективы. Он сознательно не стал их использовать, чтобы привлечь интерес к картине. Отношение к искажению перспективы роднит Мане с Леонардо. Оба художника отлично понимали, что оптические трюки могут придать картине драматизм. В этом смысле оба художника, каждый в свое время, ознаменовали начало и конец эпохи перспективы в западном искусстве.

В книгах по истории искусства неоднократно описывается шумиха вокруг «Завтрака на траве», но мало кто знает, что на соседней стене Мане разместил столь же возмутительную работу: «Мадемуазель В. в костюме матадора» (1862). Посетители выставки ходили от одной стены к другой, и сопоставление одной и той же модели в обнаженном виде и переодетой в мужской костюм, при этом наиболее мачистский из всех мыслимых, усиливало их впечатление. (Как мы увидим дальше, прием половой неопределенности эксплуатировал и Леонардо.)

Мане этого оказалось недостаточно: он усилил замешательство зрителей, лишив свою матадоршу опоры под ногами. Судя по заднему плану, она находится на арене для боя быков, но по картине нельзя понять, где именно мадемуазель стоит. Такое впечатление, что она почти парит в воздухе! На многих картинах Мане изображал одинокую фигуру- и тоже с минимальными или противоречивыми намеками на перспективу («Флейтист», «Женщина с попугаем» и «Мертвый тореадор»). Так же, как в случае портрета женщины-матадора, глядя на эти полотна, зритель не может точно определить, каково взаиморасположение фигур переднего и заднего планов.

Последняя картина Леонардо- «Иоанн Креститель» (подробно она будет рассмотрена в одной из следующих глав), полностью лишенная заднего плана, вообще не позволяет определить, где стоит святой. После Леонардо до Мане не было художников, изображавших фигуры без заднего плана.

Эдуард Мане, «Мадемуазель В. в костюме Эспады»; Леонардо да Винчи, «Иоанн Креститель»

В начале 1870-х годов возможность носить краски с собой и изобретение складного мольберта привели французского художника Клода Моне к идее отказаться от студии и отправиться на природу, чтобы писать свои объекты и пейзажи на пленэре (отфр. en plein air- «на открытом воздухе»). Такая смена рабочей обстановки была поистине революционной.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Опасная радиация: как Wi-fi излучения влияют на организм

Вместо того, чтобы планировать, изучать, трудиться над подготовительными зарисовками и строить композицию внутри зачастую плохо освещенной студии, Моне предпочел работать на природе, стараясь запечатлеть увиденные сцены и пейзажи в естественных условиях. Моне старался передать на холсте краткий миг первого впечатления (фр. impression), поэтому критики назвали это направление импрессионизмом.

В предыдущие несколько столетий не было художников, которые экспериментировали с такой техникой. Но разве рисунок тосканской местности, сделанный Леонардо да Винчи на открытом воздухе в 1473 году, не может считаться первой импрессионистской работой в западном искусстве? Леонардо предвосхитил это важное направление в живописи конца XIX века на целых четыре столетия.

Еще одним гигантом среди живописцев эпохи конца века (Fin de siecle) был Поль Сезанн. В конце 1880-х годов он начал серию натюрмортов, которые заметно отличались от того, что делали западные художники ранее. Зрители и критики стояли перед его картинами, непонимая, как их «читать».

Проблема заключалась в том, что они пытались рассматривать работы Сезанна в рамках ограниченных представлений, которые считались нормой на протяжении сотен лет. Каждый предмет композиции Сезанн словно бы показывал под другим углом. В сущности Сезанн предоставлял зрителю возможность смотреть на натюрморт одновременно с разных точек зрения. Такое причудливое понимание правил перспективы подготовило почву для более радикальных изменений.

Поль Сезанн, «Натюрморт с баклажанами», «Натюрморт с гипсовым Купидоном»

В 1904 году 22-летний испанский художник Пабло Пикассо переехал в Париж, где объединился сдругим молодым художником Жоржем Браком. Вместе они потрясли мир искусства до самого основания, придумав новый взгляд на живопись, отказавшись абсолютно от всего, что было ранее.

Пикассо решительно заявлял: «Мы должны уничтожить современное искусство». Художественный критик Луи Воксель осуждал новый стиль Пикассо и Брака и ехидно называл их картины нагромождением «маленьких кубиков». Так появилось название «кубизм». Хотя большинство критиков поначалу холодно приняли этот стиль, кубизм произвел фурор в художественном мире.

Критики попеременно, то раздражались, то разливали елей, находя признаки кубизма даже у раннего Сезанна, хотя ничего подобного не могло быть в работах никаких предыдущих художников. Однажды в поезде сосед по купе спросил Пабло Пикассо, почему он не рисует людей так, «как они выглядят в реальности». Пикассо поинтересовался, что он понимает под этим. В ответ мужчина показал фотокарточку и сказал: «Это моя жена». Пикассо ответил: «Неужели она такая маленькая и плоская?»

Вероятно, никак не рассчитывая обнаружить, что был некий художник, предвосхитивший кубизм еще в эпоху Возрождения, критики не заглядывали далеко в прошлое. Между тем Леонардо, как и Сезанн, Пикассо и Брак, чувствовал ограничения монокулярного взгляда, неизбежного при использовании правил перспективы.

Он искал способы показать взгляд на один и тот же объект одновременно с многих сторон. Ему нужна была возможность наилучшим образом показать взаимоотношения между частями, составляющими одно целое. Потребность прибегнуть к такому оптическому приему была вызвана анатомическими вскрытиями, проводимыми Леонардо.

Он был первым художником, который всесторонне проиллюстрировал внутренние органы человеческого тела. Хотя эти рисунки носят лишь технический характер, они по всем стандартам могут считаться шедеврами искусства, имногие искусствоведы не колеблясь именно так их и называют.

Пабло Пикассо, «Девушка с мандолиной»; Леонардо да Винчи, анатомические рисунки.

Леонардо изобрел метод покомпонентного изображения объекта, разрешив тем самым проблему одновременного отражения различных сторон анатомических особенностей и взаиморасположения соседних структур. Он рисовал на странице один и тот же предмет немного с разных ракурсов, так чтобы зритель мог представлять себе одновременно несколько его сторон.

Между рисунками Леонардо и кубистскими картинами Пикассо и Брака есть необъяснимое сходство. В основе этих работ лежит принцип описания истинной сущности объекта…

Это направление искусства Леонардо больше отражало его научные интересы, в отличие от кубистов, которые стремились к художественной деформации знакомых предметов. Анатомические рисунки Леонардо, натюрморты Сезанна, кубистские полотна Брака и Пикассо- все это были попытки изобразить зримый мир по-новому, освободившись от оков могущественной перспективы.

Все их находки были великолепны и революционны, и все они опирались на один и тот же принцип. Долгие столетия после Леонардо, вплоть доначала XX века, никто не занимался этой проблемой. Еще одно сходство между нововведениями Сезанна и Леонардо касается стремления Сезанна уловить сущность горной гряды Сент-Виктуар в Провансе.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Дробная диета: как сбросить от 3 до 5 кг в месяц

Он понимал, что, изображая гору только с одного ракурса, нельзя передать ее красоту. Начиная с 1890 года и до самой смерти в 1906 году Сезанн создавал серию видов горы с разных точек. Впечатление от объединения всех этих картин должно было позволить зрителю получить целостное представление о горе.

Никто из западных художников ранее не пытался показать таким образом разные стороны одного и того же объекта. Никто, кроме одного. Четырьмя столетиями ранее Леонардо придумал способ сделать подобное. На своем анатомическом рисунке он разместил последовательные изображения одного и того же плеча в разных ракурсах.

Поль Сезанн, «Гора Сент-Виктуар»

Художник Василий Кандинский, родившийся в России и живший в Европе, предложил новый подход, который стал ведущим в искусстве XX века. Своим открытием, как это часто бывает и в искусстве, и в науке, он был обязан счастливому случаю, но прорыв, который последовал, был подготовлен тем, что люди уже готовы были взглянуть намир по-новому.

В 1910 году, работая в одиночестве в своей мастерской, Кандинский отчаянно пытался приблизить изображение на холсте к тому образу, что был у него в голове. Наконец, расстроенный, он решил сделать перерыв и пойти прогуляться. Без особой причины перед уходом он положил картину боком.

Василий Кандинский, «Поперечная линия»

Вернувшись позже, Кандинский, погруженный в размышления на какую-то постороннюю тему, задержался в дверях студии и, подняв глаза, вдруг увидел свою незаконченную работу. Мгновенье он стоял, озадаченный, неузнавая картину. Затем вспомнил, что перед уходом сам повернул ее на 90°.

Поразмыслив, Кандинский понял, что его заворожило состояние, когда он несмог понять, что изображено на картине. Он поэкспериментировал с полотном, то ставя его правильно, то обращая боковой стороной вниз. Наконец Кандинский заключил, что картина становится более интересной, когда в ней не тугадывается знакомое изображение. Так появился абстракционизм.

Леонардо тоже интересовался особенностями абстрактного рисунка. В своем трактате о живописи, который был опубликован только в 1651 году, он писал о методе «побуждения ума живописца к новым изобретениям». Он советовал художникам: это бывает, если ты рассматриваешь стены, запачканные разными пятнами, или камни из разной смеси. Если тебе нужно изобрести какую-нибудь местность, ты сможешь там увидеть подобие различных пейзажей, украшенных горами, реками, скалами, деревьями, обширными равнинами, долинами и холмами самым различным образом; кроме того, ты можешь там увидеть разные битвы, быстрые движения странных фигур, выражения лиц, одежды и бесконечно много таких вещей, которые ты сможешь свести к цельной и хорошей форме; сподобными стенами и смесями происходит тоже самое, что и со звоном колокола,- в его ударах ты найдешь любое имя или слово, какое ты себе вообразишь.

После Второй мировой войны в США сформировался новый тип абстрактного художника. Джексон Поллок, идеолог и один из ведущих авторов абстрактного экспрессионизма, поставил перед собой грандиозную задачу: запечатлеть на холсте сущность процесса создания картины. Процесс живописи подразумевает художника, который держит в руке кисть или что-то похожее и методично наносит на поверхность мазок за мазком. А как отразить суть движения на полотне, которое в конечном счете остается статичным? Решение Поллока было поистине гениальным: он отказался от использования кистей, а холст растянул на полу. Обычно аккуратное движение кисти ипальцев художник сделал размашистым: он разбрызгивал, поливал и метал краски нахолст. Врезультате получался цветной узор, который, несмотря на всю свою хаотичность, обладал какой-то странной целостностью и красотой.

Критики высоко оценили революционные достижения абстракционистов, отметив, что в эту область не забирался ранее ни один западный художник. Но не упускают ли они из виду нечто важное? Под конец жизни Леонардо начал экспериментировать с искусством, лишенным знакомых образов.

Будучи в подавленном состоянии из-за многочисленных неудач, проблем со здоровьем и прочих неприятностей, Леонардо стал размышлять о том, что будет, когда наступит конец света. Он начал серию апокалипсических рисунков тушью, на которых изобразил великий потоп, смывающий все зло, которое, по мнению Леонардо, неразрывно сплелось с человечеством.

В этих фантастических рисунках Леонардо стирает грань между предметами и рельефом. Стены падающей воды, затопившей мир на этих рисунках, оказываются удивительно похожими на»Осенний ритм (номер 30)» Поллока. Более того, Леонардо советовал другим художникам бросать губку, смоченную краской, в стену, предвосхитив способ Поллока.

Джэксон Поллок, «Осенний ритм (номер 30)»; Леонардо да Винчи, «Потоп»

Леонардо оставил после себя огромное число незаконченных работ. У искусствоведов есть много правдоподобных гипотез по поводу этой странной привычки. Одна из таких догадок не могла прийти в голову до наступления эпохи современного искусства. Если работа над холстом незавершена, зритель может домыслить ее с помощью своего воображения.

город Винчи

чертёж вертолёта

картина Крещение Христа

наставник Андреа Вероккьо

Автопортрет

Сумка созданная по эскизу Леонардо

Анатомия

Имя Леонардо да Винчи, известно, наверное, каждому. Художник создал самую знаменитую и загадочную картину всех времен - «Джоконда», или, как ее еще называют, «Мона Лиза». Но не только своими полотнами славится этот удивительный человек.

Леонардо да Винчи был настоящим гением! Он жил более 500 лет назад, во времена, когда люди передвигались в основном на лошадях и даже представить себе не могли другого «транспорта». А Леонардо мог! Среди его работ есть чертежи воздушного шара и вертолета, автомобиля, танка, он даже разработал костюм для подводного плавания. Но тогда построить что-либо по проектам мастера было невозможно, ведь технологии еще были развиты слабо. Прошли сотни лет прежде, чем аппараты, придуманные Леонардо да Винчи, повторно изобрели и внедрили в нашу жизнь.

Незаконнорожденный сын

Великий художник и изобретатель жил в 15 веке. Он родился в небольшой итальянской деревушке, которая раскинулась рядом с городком Винчи. Отсюда и имя да Винчи, буквально означающее «Леонардо из города Винчи». Будущий гений появился на свет поздно вечером 15 апреля 1452 года. Родителями мальчика были богатый нотариус Пьеро да Винчи и простая крестьянка по имени Катерина. Они не были женаты, потому что принадлежали к разным социальным классам.

После рождения маленький Леонардо остался жить с матерью, а его отец женился на девушке из знатного рода. Но так получилось, что жена не смогла родить Пьеро детей, поэтому он забирает незаконнорожденного сына к себе в Винчи и принимает его в семью. Мальчику тогда было три года.

Леонардо не ходил в школу. Читать, писать, считать он учился на дому. В процессе обучения выяснилось, что мальчик одинаково хорошо пишет как левой, так и правой рукой. Сегодня людей с такими способностями называют амбидекстрами. Учеба мальчику давалась легко. Он был очарован природой и часами мог наблюдать за животными, растениями, птицами. Когда Леонардо было пять лет, его семья переехала во Флоренцию, где и начался творческий путь художника.

Ученик превзошел учителя

К 15 годам будущий гений уже отлично играл на музыкальных инструментах и хорошо рисовал. Наброски привлекли внимание отца и он решил отнести рисунки сына к известному скульптору и живописцу Андреа Вероккьо. Мастеру работы понравились. Леонардо остался жить в мастерской Вероккьо, где учился, работал и получал жалованье.

Пять лет юный подмастерье осваивал техники рисования, делал фрески и скульптуры. Однажды в мастерскую потупил заказ - нужно было написать картину для монастыря «Крещение Христа». Наставник и ученик работали над полотном вместе. Леонардо должен был нарисовать часть пейзажа и одного из ангелов (того, который изображен слева). Ходит легенда, что образ ангела, написанный учеником, настолько поразил Вероккьо, что из презрения к себе он забросил живопись и не создал больше ни одной картины.

Из художника в организаторы праздников

К 30 годам Леонардо да Винчи уже считается одним из самых популярных художников Флоренции. Несмотря на успех, он неожиданно переезжает в Милан.

В Милане в те времена правил герцог Людовико Сфорца. Он то и стал покровителем Леонардо. При дворе герцога художник занимается не только живописью. Он также устраивает придворные пиршества и праздники, организует грандиозные представления. В его задачи входила, в том числе, разработка масок и костюмов, различных устройств для развлечения гостей. Помимо этого, Леонардо проектировал различные военные орудия и технику, которые могли бы помочь герцогу выстоять в борьбе с врагами.

По ночам же мастер расчленял тела умерших людей: он хотел знать, как человеческий организм устроен изнутри, как работают мышцы и внутренние органы.

Прощание с Миланом и создание «Джоконды»

В Милане художник провел 13 лет. Но в 1499 году в город вторгаются французы и заключают Людовико Сфорца под сражу. Оставшись без покровителя, Леонардо да Винчи отправляется в другие города в поисках работы. За несколько лет он побывал в городах Мантуя, Венеция, после чего снова вернулся во Флоренцию.

Мастер продолжает заниматься анатомией, наукой, посвящает много времени разработке новых изобретений. Именно во Флоренции Леонардо да Винчи начал писать портрет «Моны Лизы», которому суждено было стать самым главным шедевром человечества. Картину мастер всегда возил за собой и работал над ней до конца свой жизни.

Умер Леонардо да Винчи во Франции, где провел свои последние годы. Случилось это 2 мая 1519 года. Великому мастеру тогда было 67 лет. Все свои картины и чертежи он завещал двум своим ученикам.

6 удивительных фактов о Леонардо да Винчи

  1. Существует только один автопортрет художника. Его Леонардо написал уже в старости. Нам остается только догадываться, как выглядел художник в молодости. Ученые предполагают, что он был высоким, симпатичным, хорошо сложенным и сильным молодым человеком.
  2. В 2001 году в Норвегии построили мост по эскизам Леонардо да Винчи. Мост имеет необычную изогнутую форму и по нему очень любят гулять как местные жители, так и туристы.
  3. Леонардо очень любил природу и животных. Он не ел мяса и покупал на рынках птиц, после чего выпускал их из клеток на волю.
  4. Художник был первым человеком на земле, изобразившим эмбрион человека.
  5. Леонардо да Винчи был не только живописцем, музыкантом, изобретателем, но и модельером. Среди его работ есть эскиз женской сумки. В 2012 году современные модельеры изготовили сумку по дизайну да Винчи. Аксессуар получился очень красивым и изысканным.
  6. Писал художник не слева направо, как большинство людей, а справа налево. Поэтому, чтобы понять его записи, приходится приставлять к ним зеркало и считывать тексты с отражения. Считается, что необычную манеру письма он выбрал для того, чтобы зашифровать свои записи. Когда это было нужно, Леонардо да Винчи писал традиционным способом, то есть слева направо.

Легендарные произведения мастера

Портрет «Джоконда»

Самая знаменитая картина нашей планеты находится в парижском Лувре. Считается, что на полотне изображена знатная жительница Флоренции Лиза Герардини дель Джокондо. Таинственная улыбка Моны Лизы уже сотни лет не дает покоя искусствоведам и ученым. Чему она улыбается? Одни исследователи считают, что девушка беременна, другие утверждают, что в момент написания картины, её развлекают музыканты клоуны, третьи говорят, что она улыбается, потому что влюблена в художника.

Фреска «Тайная вечеря»

Полотно украшает стену монастыря Санта-Мария-делле-Грацие, расположенного в Милане. На картине изображен пасхальный ужин Иисуса Христа и его учеников-апостолов. Во время этой трапезы Иисус сказал, что один из апостолов его предаст. Леонардо да Винчи писал полотно с использованием яичной темпры (краски на основе яичного желтка), из-за этого шедевр начал разрушаться еще при жизни автора. Интересно, что в годы Второй мировой войны церковь была практически полностью разрушена, но стена с фреской осталась цела.

Изобретения, опередившие время

Автомобиль

Леонардо да Винчи придумал проект автомобиля за 300 лет до того, как машины вошли в жизнь людей. Его автомобиль был выполнен из дерева (как телега), а в движение транспорт приводили две пружины.

Водолазный костюм

Изобретатель придумал водолазный костюм, ласты и спасательный круг.

Летательные аппараты

Леонардо да Винчи верил, что люди смогут подняться в воздух. Среди его чертежей есть проекты вертолета, дельтаплана, воздушного шара.

Цитаты Леонардо да Винчи

Порицай своего друга наедине и хвали на людях.

Жалок тот ученик, который не превзошел своего учителя.

Кто боится опасности, тот от нее и погибает.

Кто мало думает, тот много ошибается.

Леонардо да Винчи - будущий гений эпохи Возрождения родился в 1452, а умер в 1519 году. Отец его Пьеро да Винчи был достаточно богатым землевладельцем и нотариусом, известным по всей Флоренции, зато его мать Катерина была простой крестьянкой, которая стала мимолетной прихотью богатого сеньора.

В официальном браке у Пьеро не было детей, и по этой причине Леонардо уже с четырех лет переехал к отцу с мачехой, а его мать поспешно выдали замуж за обычного крестьянина, выделив ей приличное приданое. Мальчик, будучи необыкновенно красивым, отличался достаточно приветливым характером и обладал незаурядным умом. Он сразу же стал всеобщим любимцем и баловнем. Положению его в семье немало способствовало то, что первые две жены Пьеро были бездетны, а третья жена, которая пришла в дом отца Леонардо, хотя и родила мужу одиннадцать детей (девять мальчиков и две девочки), однако никто из них не блистал «ни мечом, ни умом».

Когда Леонардо да Винчи исполнилось 14 лет его приняли учеником в мастерскую к Верроккьо, а в двадцатилетнем возрасте он уже был назван мастером. Леонардо жадно брался за многочисленные предметы, однако начав их изучать, сразу же прекращал, в том числе и музыку: он мастерски играл на лире. Однако, скорее всего, в основном, он учился у самого себя.

По воспоминаниям его современников, Леонардо «пел свои же импровизации совершенно божественно». А однажды он сам сделал особенно красивую лютню, придав ей особую форму в виде конской головы, украшенной серебром. А когда он начал на ней играть, то превзошел даже профессиональных музыкантов при дворе герцога Сфорца, «очаровав» вельможу на всю жизнь.

Создается впечатление, что Леонардо не был ни флорентийцем, ни итальянцем, ни ребенком своих родителей. А может он был неземным человеком? Будучи сверхгением начала эпохи итальянского возрождения, Леонардо вместе с тем был настолько странным, что вызывает у ученых даже не изумление, а благоговение и растерянность. Даже беглый взгляд на его возможности приводит человека в состояние шока: не может простой смертный, даже будучи особенно талантливым, быть одновременно и художником, и гениальным инженером, и скульптором, и химиком, и изобретателем, и физиком, и ученым, и филологом, и провидцем, и музыкантом, и архитектором, и фехтовальщиком, и пловцом, и наездником и многим-многим другим. Внешние данные Леонардо тоже не оставляют равнодушными: он был очень высок, строен и настолько красив с лица, что его прозвали «ангелом», при этом еще он был очень силен: будучи левшой, он спокойно мог правой рукой смять подкову.

Менталитет его сильно отличался от уровня его сверстников, современников, да и человечества вообще. Леонардо почти не высказывал никаких эмоций, что присуще обычным людям, он всегда сохранял абсолютное спокойствие, полностью владея своими чувствами. Наоборот, ему было присуще какое-то холодное бесчувствие. Он был равнодушен к человеческому добру и злу, не проявлял ни любви, ни ненависти, к прекрасному и уродливому, изучая все эти черты как нечто само собой разумеющееся, внешнее. Например, он не задумываясь помог завоеваниям Цезаря Борджиа - этого чудовища во плоти.

И наконец, Леонардо, как свидетельствуют очевидцы, был бисексуалом. Сегодня уже трудно сказать, почему этот прекрасный юноша, познавший тайну любви сначала с самыми красивыми флорентийками, сходившими с ума от высокого красавца, предпочел позже гомосексуализм. До нашего времени сохранился некий документ-донос, в котором Леонардо обвинен в гомосексуализме, который тогда считался запретным. Желающий остаться неизвестным обвиняет да Винчи и еще троих мужчин в активном разврате, совершенном над 17-летним Джакопо Салтарелли, который являлся братом некоего ювелира. Всем четверым угрожала смертная казнь - сожжение на костре.

Первое заседание суда,(состоявшееся в 1476 году 9 апреля) на котором были потребованы доказательства, ничего не дало за неимением таковых, поэтому оно было перенесено на седьмое июля. В этот день дело снова расследовали и вынесли оправдательный приговор.

В дальнейшем, уже будучи мастером, да Винчи окружил себя учениками, которые были одновременно и умны и красивы. И хотя, по мнению Фрейда, его любовь к ученикам проявлялась всего лишь платонически, однако это не всегда и не всем кажется правдоподобным.

Кем же был Леонардо? Если судить по его способностям и возможностям - то однозначно сверхчеловеком. К примеру, наброски полета птиц в его «Дневниках» моли быть выполнены только при наличии замедленной съемки. Дневники Леонардо да Винчи поражают своими странными фразами: обращаясь к самому себе на «ты», он отдает себе приказы и распоряжения как рабу или слуге: «прикажи себе показать…», «ты в своем сочинении должен показать…».

Создается впечатление, что в Леонардо одновременно сосуществовали две личности: одна из них была известна всем своей дружелюбностью, имела некоторые человеческие слабости, а другая была очень странной, скрытной, никому не известной, и именно эта вторая распоряжалась всеми его поступками, отдавая приказы.

Одной из способностей да Винчи был дар предвидения, который, вполне вероятно, был даже сильнее, чем у Нострадамуса. Небезынтересен тот факт, что устрашающие предсказания будущего в «Пророчествах» Леонардо да Винчи, которые вначале представляли из себя просто записи, на сегодняшний день либо уже были прошлым, либо это наше настоящее. Да Винчи писал: «Люди смогут говорить друг с другом из самых дальних стран и городов, отвечать друг другу…» - что это как не телефон. «Люди смогут ходить, не передвигаясь: говорить с теми, кого уже нет, и слышать тех, кто не может говорить…» - воспроизведение звука, телевидение. «Люди будут самолично и мгновенно переноситься по различным местам, при этом не двигаясь с места…» - телевизионное изображение. «Человек увидит себя падающим с больших высот без какого-либо вреда для него…» - прыжки с парашютом. «Будут сгублены многочисленные человеческие жизни, а на земле будут бесчисленные дырки…» - наверняка, речь идет о взрывах бомб и снарядов. Леонардо да Винчи предсказал даже полет в космос: «И водяные, и наземные животные поднимутся к звездам…».

«Будет много тех, у кого будут отниматься их маленькие дети, а потом заживо жесточайшим образом четвертованы!» - отдаленное указание на то, что органы детей используются в банке доноров.

Да Винчи использовал психотехнические специальные упражнения, которые восходили к эзотерической практике пифагорийцев и современным понятиям нейролингвистики, чтобы обострить свое мировосприятие, развив воображение и улучшив память.

Создается впечатление, что Леонардо отлично знал все тайны человеческого сознания, которое еще даже в современных людях полностью не реализовано. К примеру, спал Леонардо не как все люди по восемь часов, а по пятнадцать минут через каждые 4 часа, т.е. сократил свое состояние сна до полутора часов. Так он мог экономить 75% от времени своего сна, что значительно удлинило его жизнь с семидесяти до ста лет! Именно в эзотерических традициях применялись такие методы, но они всегда были сильно засекречены и вместе с другими мнемо- и психотехниками никогда не разглашались.

Практически все области охватывают открытия и изобретения Леонардо да Винчи(а их более 50-и!), полностью предугадывая все основные стадии развития современной цивилизации.

Вот некоторые из них:

В 1499 году к приезду в Милан короля Франции Людовика XII сконструировал и построил огромного механического и деревянного льва. Лев мог проделывать несколько шагов навстречу, а затем его грудная клетка распахивалась, и показывались его внутренности, битком «заполненные лилиями». Леонардо считается изобретателем ластов, подводной лодки, парохода и скафандра. Существует рукопись, в которой он совершенно четко доказывает возможность погружения без скафандра на достаточно большую глубину с помощью использования газовой особой смеси, секрет изготовления которой он осознанно уничтожил. Для изобретения этой смеси нужно быть достаточно осведомленным в процессах, происходящих в человеческом теле, которые в то время были совершенно не изучены, не говоря о биохимии в целом!

Это Леонардо впервые предложил на бронированные корабли устанавливать батареи огнестрельного орудия, именно он разработал идею броненосца, изобрел велосипед, вертолет, парашют, планер, танк, отравляющие газы, пулемет, дымовую завесу и увеличительное стекло, опередив Галилея на целых сто лет. Изобретения Леонардо да Винчи - это ткацкие станки, текстильные машины, подъемные краны, аппараты для создания иголок, арочные мосты, системы трубного осушения болот и т.д. Им же созданы и чертежи рычагов, воротов и винтов для поднятия больших тяжестей, того, чего в его время не было и в помине. Особенно поражает тот факт, что да Винчи подробнейшим образом описывает все эти механизмы и машины, хотя и создание их в то время было невозможно: ведь тогда о существовании шарикоподшипников и не подозревали, однако Леонардо знал об этом: в доказательство сохранился соответствующий чертеж.

Кажется иногда, что Леонардо просто спешил в этой побольше узнать, собирая информацию. Но что он потом с ней делал? Леонардо да Винчи после себя не оставил ответа на этот вопрос. Со временем даже живопись становится для него уже не такой значимой. Всему миру известны созданные им шедевры, но об одном рисунке, который хранится в Виндзоре, хочется особо поговорить: рисунок этот изображает какое-то не совсем земное существо, черты лица которого со временем несколько повредились, но удивительная красота этого лица все равно заметна. Особенно поражают в этом рисунке очень широко расставленные огромные глаза. И сделано это сознательно, тут нет никакой ошибки - эти глаза словно парализуют смотрящего. Общепринято, что это портрет Беатриче, тайной возлюбленной великого Данте, однако на земле нет анатомически так сложенных женщин…

Не менее странен и «Портрет самого себя, сделанный в преклонном возрасте», который хранится в Королевской библиотеке города Турина. На портрете нет даты, но по мнению экспертов, он написан где-то в 1512 году. Этот портрет не менее странен, чем портрет Беатриче: с разных ракурсов черты и выражение лица Леонардо предстает перед смотрящим по-разному, даже фотографии, сделанные при небольшом отклонении объектива, показывают абсолютно разного Леонардо - то меланхоличного, то высокомерного, то мудрого, то нерешительного, то дряхлого старца, то полного жизни мужчину и т.п.

Человечеству Леонардо да Винчи известен прежде всего как автор гениальных и бессмертных творений живописи, однако его близкий друг Фра Новеллара Пиетроделла говорил, что математика сильно отдалила Леонардо от живописи: только лишь просто вид кисти уже бесил его. Современники говорили, что Леонардо был еще и отличным фокусником и магом. Он мог создать из кипящей жидкости языки пламени, вливая в жидкость вино; мог одним ударом сломать трость, при этом не разбив стаканы, на которые была положена эта трость; слюнявить конец пера и писать на бумаге черным цветом. Все, что проделывал да Винчи, настолько поражало его современников, что они считали, что он служит «черной магии», тем более, что вокруг него постоянно находились достаточно странные и сомнительные личности, такие как Джовании Томазо Мазини, называвший себя Зороастром де Перетолой, который был одновременно и адептом тайных наук, и механиком, и ювелиром.

Леонардо да Винчи был активным человеком, он очень много ездил, вплоть до самой смерти. С 1513 года шесть лет он жил попеременно то в Риме, то в Павии, то в Болоньи, то во Франции. Во Франции он и умер в мае 1519 года. По словам современников он умер на руках у короля Франции Франциска I. Умирая, он просил прощения и у Бога, и у людей за то, что «что не смог для искусства сделать всего того, что мог бы еще сделать».

Леонардо да Винчи считается одним из талантливых художников итальянского Возрождения, однако последнее ни в коей степени не соответствует действительности: Леонардо да Винчи уникален! Никогда, ни до него, ни тем более после история не знает такого разностороннего и во всем гениального человека! Так кем же был великий Леонардо?…