Конспект урока по русскому языку на тему "буквы щщ, звук щ". Логопедическое занятие "звук и буква "щщ""

Тема: «Звук [щ , ], буква Щ,щ».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока:

Образовательная:

Формировать представление детей о звуке [ щ" ], как о глухом, мягком, непарном звуке; продолжить работу по классификации звуков и букв; развивать фонематический слух, мышление, память, внимание; формировать навык связной речи, выразительного чтения, работы с текстом;

Развивающая:

развивать критическое мышление, аналитические навыки, творческое воображение учащихся.

Воспитывающая:

поддерживать интерес к чтению на основе межпредметной связи с уроками, окружающего мира, истории; воспитывать бережное отношение к окружающему миру,чувство дружбы и товарищества.

Задачи урока через планируемые результаты

ЛИЧНОСТНЫЕ:

    создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

    работать над развитием эмоционально-чувственной сферы учащихся и освоением начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

    формировать способности учащихся к саморазвитию;

ПРЕДМЕТНЫЕ:

    формировать представление детей о звуке [ щ" ], как о глухом, мягком, непарном звуке; продолжить работу по классификации звуков и букв;

    развивать фонематический слух, мышление, память, внимание;

    формировать навык связной речи, выразительного чтения, работы с текстом;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Регулятивные УУД

    формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;

    формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

    коллективно планировать действия для решения учебных задач, выполнять их, применяя осваиваемые способы действия;

Коммуникативные УУД

    развивать умения работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

    учить высказывать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, отвечать на вопросы, задавать свои вопросы, слушать и понимать речь других;

    учить соблюдению правил работ в парах, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, соблюдать правила общения;

    создать условия для воспитания чувства дружбы и товарищества;

Познавательные УУД

    создать условия для развития фонематического слуха учащихся, формировать представление детей о звуке [ щ" ], как о глухом, мягком, непарном звуке; продолжить работу по классификации звуков и букв;

    Вычленять из слов непарный по глухости-звонкости согласный звук [ щ" ], обозначать согласный звук [ щ" ] буквами Щ, щ, запоминают их начертания и названия;

    формировать навык выразительного чтения, работы с текстом; объяснять значения слов, наблюдать за их строением, родственными связями; участвовать в коллективной беседе по прочитанному; замечать незнакомые слова, спрашивать об их значении;

    развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения;

Оборудование : Учебник «Азбука» (автор В.Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин) издательство «Просвещение», М., 2012, наглядность, раздаточный материал для чтения, слоговая таблица, схемы слов, карточки для звуко-буквенного разбора слов, интерактивная доска.

Методическое обеспечение : Горецкий В. Г. Обучение грамоте. 1 кл.

Ход урока.

I . Мотивация. (1-2 мин)

Ребята, у нас сегодня гости. Повернитесь, улыбнитесь и учтиво поздоровайтесь с ними. Спасибо.

«Здравствуйте» - ты скажешь человеку.

«Здравствуй» - улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет!

Сядьте удобно, улыбнитесь друг другу и мне.

II. Актуализация знаний и осуществление первого пробного действия. (5-6 мин.)

1. Повторение изученных звуков и букв.

На какие две группы делятся звуки? (Гласные, согласные)

На какие группы делятся гласные? (Ударные, безударные; смягчающие, несмягчающие; йотированные, нейотированные)

Сколько гласных букв в русском языке? (10)

Сколько гласных звуков в русском языке? (6)

Назовите их. (а, о, у, ы, и, э) – по 1 ученику

Какие гласные буквы могут иметь 2 звука? (я, ё, ю, е) - В какой позиции они имеют 2 звука? (первая и после гласной)

Какую ещё роль выполняют гласные? (образовывают слог)

На какие группы делятся согласные? (звонкие, глухие; парные, непарные, твердые, мягкие)

Назовите парные согласные. (б-п, в-ф, д-т, ж-ш, з-с, г-к)

Назовите всегда твердые согласные. (ж, ш, ц)

2. Разминка. (слайд 1)

Я читаю предложения, вы повторяете громко, четко, выразительно.

Щи-щи-щи! – Нету друга – поищи!

Ща-ща-ща! – Береги товарища!

Щу-щу-щу! – На уроках не грущу!

Молодцы!

3. Выделение звука щ в словах.

Поработаем в паре. Не забывайте о правилах работы.

На парте лежит оранжевая карточка со словами. Один звук потерялся. Ваша задача – прочитать слова и сказать, что их объединяет. Кому сложно – подсказка на экране. (слайд 2)

Я.ик, .ука, .ётка, пла.. (Во всех словах мы слышим и произносим звук щ)

Что можете сказать о звуке щ?

III . Постановка цели деятельности. (2-3 мин)

О чем мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока. (Звук щ, Буква Щ,щ)

Как в жизни вам пригодятся знания о звуке щ и букве, ее обозначающей?

Какие задачи вы поставите для себя? (Познакомиться с новым звуком и буквой; научиться читать слова и предложения с новой буквой)

IV . Построение проекта выхода из затруднения. (10-11 мин)

1. - Посмотрите еще раз на слова и скажите, какое слово лишнее. Почему? (щука-живая)

Постройте схему слова щука.

Проверьте (слайд 3)

Зеленый – молодец, все сделано правильно

Желтый – хорошо, были небольшие ошибки

Красный – нужна помощь учителя

Назовите первый звук. (щ)

Почему выбрали для его обозначения зеленый цвет?

Попробуем доказать вашу правоту.

2. Работа в группе.

а) - Возьмите в руки схему характеристики звука и объединитесь в 3 группы. Вспомните правила сотрудничества в группе.

б) - Выделите галочкой те признаки, которые характеризуют звук щ.

Слово предоставляем ответственным (Проверка)

Зеленый – молодец, все сделано правильно

Желтый – хорошо, были небольшие ошибки

Красный – нужна помощь учителя

в) Вопросы к группам:

Почему вы утверждаете, что щ – согласный?

Почему вы утверждаете, что щ – глухой?

Почему вы утверждаете, что щ – мягкий?

Как определить, что щ – непарный?

г) Вывод: звук щ – согласный, глухой, непарный, всегда мягкий (слайд 4)

Физминутка

Я называю слово со звуком щ, а вы изображаете его значение.

Тащу, грущу, чищу, щекочу, поищу, морщат, щека, мощный, кричащий, злющий, танцующий, прыгающий, щелкать, сидящий.

V . Первичное закрепление во внешней речи. (4-5 мин)

1.Знакомство с буквой Щ,щ

Откройте учебники на стр. 63. В красном поле вы видите букву, которая обозначает звук щ.

Кто уже знает, как называется эта буква? (ща)

Поставьте пальчики на эту букву и обведите ее.

2. Конструирование буквы щ из счетных палочек.

Сложите букву щ из счетных палочек. (слайд 5)

На что похожа буква ща? (щетка, забор, гребешок)

«Буква Ща поможет нам

Чистить зубы по утрам»

«На расчестку Ща похожа.

Три зубца всего? Ну и что же!»

3. Чтение слогов.

Прочитайте (хором и по – одному) слоги на стр. 63.

Почему нет слогов с буквами Я, Ю? (Потому что щ – мягкий и смягчать его не надо)

4. Знакомство с правилом.

Прочитайте хором правило в красной рамочке.

Это правило надо запомнить, чтобы … (правильно писать слова)

VI . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (4-5 мин.)

1. - А сейчас поработаем глазками. Не поворачивая головы, найдите глазами слова на зеленых карточках, прочитайте их.

щегла Щука щеткою. щекотала

Прочитайте слова из 2 слогов, из 3 слогов, из 4 слогов.

Что обозначает слово щегол? (Слайд 6)

2. Составьте из этих слов предложение. (слайд 7)

Прочитайте предложение в разном темпе (День – ночь)

VII . Включение в систему знаний и повторение. (4-5 мин)

Работа над стихотворением Г.Виеру

1. Дотекстовая.

Рассмотрите иллюстрацию к произведению Г.Виеру с.63

Глядя на иллюстрацию, что можно сказать о произведении?

Какого жанра произведение? (стихотворение, сказка)

Определите главного героя.

Придумайте заголовок.

2. Текстовая.

Назовите их. (щука, щетку, щетка, щекочет)

Прочитайте по строчкам и определите, на какие роли можно разделить это стихотворение?

Прочитайте по ролям.

3. Послетекстовый.

Составьте вопросы по содержанию стихотворения.

4. Итог.

Чем питается щука?

Зеленый – молодец, все сделано правильно

Желтый – хорошо, были небольшие ошибки

Красный – нужна помощь учителя

VIII . Рефлексия (1-2 мин)

1. Дети отвечают на вопросы по плану.

2. Самооценка настроения (смайлик)

Слайд 8

Закончен урок, и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам

За то, что упорно и дружно трудились,

Что на уроке вы не ленились.

Тема: Звук [щ], буквы Щ,щ.

Цель: знакомство со звуком [щ] и буквой Щ,щ

Задачи урока:
1. Познакомить детей с новой буквой Щ,щ.
2. Выявить звук, который обозначает буква Щ.
3. Определить место буквы Щ в ряду согласных букв.
4. Развивать познавательный интерес.
5. Формирование интереса к родному языку как важнейшему средству речевого общения.

Ход занятия

I. Организационный момент:

Повернитесь к друг другу, подарите свои улыбки.

Спасибо! Ваши улыбки располагают к приятному общению.

Впереди вас ждет много нового и интересного. Будьте внимательны, активны, аккуратны.

Ребята, сегодня мы отправимся на поезде в далекое путешествие. Закройте глазки и в путь. (слайд 2)

Поезд прибыл, откройте глазки. Чтобы попасть в свой вагон, надо показать свои знания! Готовы!

Давайте вспомним все, что мы с вами изучили.

Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)

Чем они различаются? (Гласные звуки можно пропеть, а согласные нельзя. Когда мы произносим гласные звуки, выдыхаемый воздух не встречает во рту никаких преград)

Какие гласные обозначают мягкость согласных звуков? (Обозначают мягкость согласных звуков буквы: я, е, ё, и, ю)

Какие гласные обозначают твёрдость согласных звуков? (Обозначают твёрдость согласных звуков буквы: а, о, у, ы, э)

Что вы знаете про буквы я, е, ё, ю? (У этих букв бывает два звука, а бывает и один звук)

Когда у букв я, е, ё, ю два звука и какие? (У буквы я [й/а], е [й/э], ё [й/о], ю [й/у]. У букв я, е, е, ю два звука, когда они стоят в начале слова, после гласных, после разделительного твёрдого и мягкого знака)

Когда у букв я, е, ё, ю один звук и какой? (У буквы я [а], е [э], ё [о], ю [у], когда они стоят после согласных)

Молодцы, ребята! Теперь можем отправляться в сказочное путешествие!

III. Сообщение темы урока.

Ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие в Королевство звуков и букв. (слайд 3)

А вот с какой буквой мы будем знакомиться, вы узнаете, отгадав загадку:

Он играет, громко лает,

Скуки он совсем не знает.

На пути сбивает с ног,

Шустрый, маленький … (щенок)

IV . Постановка цели урока:

Жил-был в Королевстве маленький щенок. Он все время грустил, потому что его имя заколдовала Королева звуков. Как ни старался щенок узнать и разгадать эту тайну, ничего не получалось. Ведь он был еще совсем маленький и задания Королевы ему не под силу. Вот он перед нами.

Ребята щенок просит нас о помощи. Вы согласны?

3. Артикуляционная и акустическая характеристика звука Щ.

Первое задание Королевы.

Перед вами картинки. Нужно определить, какой первый звук чаще встречается. (Звук [Щ].)

Звук [Щ] - согласный, глухой, всегда мягкий.

Этот звук является первым в имени щенка.

Щенок хочет познакомить нас с буквой, обозначающей этот звук.

На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? Ну, что же?
Е.Тарлапан

Давайте возьмем ручку и напишем букву Щ в тетради.

4. Развитие фонематических процессов. Игра «Кто внимательный».

Я произношу слова, если вы слышите звук [щ’] , хлопайте в ладоши.

шептать щекотать щелкунчик

честный цапля шоколад зима

щипать щепка ящик щука

5. Чтение слогов – слияний.

ща щу щё ще щи

6. Развитие дикции.

Следующее задание королевы: повторите чистоговорки.

Ща-ща-ща - мы несем леща..
Щу-щу-щу - я грибы ищу.
Ещи-ещи-ещи - складываю вещи.
Ащ-ащ-ащ - купили новый плащ.
Орщ-орщ-орщ – мама варит борщ.
Щи-щи-щи – собирали овощи.

Ребята, вы справились, и щенок говорит нам следующий звук в имени: это звук [Э].

7. Физминутка.

Вы, наверное, устали, давайте отдохнем.

Закройте глаза, представьте, что вы вышли на улицу и видите высоко в небе солнце. Поднимите руки, мысленно поздоровайтесь с солнцем. Вы чувствуете тепло его лучей, оно пронизывает все ваше тело. Вам так хорошо! Тепло! Радостно! Вы наполняетесь силой знаний, светом солнца! Обменяйтесь энергией с солнцем… Потянитесь… Улыбнитесь… Откройте глаза. Мы в комнате. Но солнечное тепло, свет и знания остались с каждым из вас. Улыбнитесь!

8. Смысловое чтение

– Ой, посмотрите, что здесь (назвать хором изображения: щётка, ящик, клещи, щенок)

Закройте глаза!(убираю щенка)

Кто исчез?(щенок)

Сейчас мы с вами прочитаем рассказ «Катин щенок»

Кате подарили щенка. Она принесла его домой и посадила в ящик. Щенок свернулся в клубок и уснул. Когда щенок проснулся, он вылез из ящика, вытащил из-под стола щётку и стал с ней играть.

А сейчас ответьте на вопросы:

    Кого подарили Кате?

    Куда посадила Катя щенка?

    Где уснул щенок?

    Что сделал щенок, когда проснулся?

    А какие слова на «щ» вы можете назвать ещё?

    1. Работа в паре: Игра « Наборщик» - придумать слова из букв слова «ТОВАРИЩИ»(на черновиках напечатайте, кто больше)

      Работа в группе: Игра « Собери слово».

На листах на шариках написаны буквы.

Собери буквы так, чтобы получилось слово. Составить звуковую схему.

Укща, яикщ, апщл (щука, ящик, плащ)

    Дополнительно: Развитие связной речи.

А вот и новое задание Королевы: “Доскажи словечко”. Королева очень любит ясную погоду, наши солнышки сегодня должны засиять. Перед вами желтые круги и прищепки. Назвав правильное слово, вы цепляете прищепку на круг.

    Письмо опускают в почтовый … (ящик).

    На огороде выросли сочные … (овощи).

    У собаки сынок - … (щенок).

    Емелины желания исполняла … (щука).

    Зубы чистят зубной … (щеткой).

    В Древние времена люди жили в … (пещере).

Нужное слово – картинка появится на экране

Итог занятия.

Мы приехали обратно. Какой звук и буква были первыми в имени щенка. (Звук и буква Щ). Вам понравилось наше путешествие? Почему? (Ответы детей).

На столе у вас карточки с изображением весёлого и грустного смайлик. Кому было интересно на уроке, если вы запомнили букву и звук, кому всё понравилось на уроке, кто не испытывал затруднений поднимите карточку с веселым смайликом. А кто испытывал трудности, чувствовал себя неуверенно, поднимите грустный смайлик

……. Дети оценивают свою работу.

Занятия по развитию речи в подготовительной группе

«Знакомство со звуком, буквой Щ»

Учитель-логопед

ГБДОУ детский сад № 94

компенсирующего вида

Невского района Санкт-Петербурга

Общеобразовательные

1.Закрепить навыки различения и произношения звука [Щ] в слогах, словах, фразах. Уточнить , дать характеристику звука.

2.Упражнять в умении выделять звук [Щ] на фоне слова и из слова, подбирать картинки, придумывать слова с заданным звуком.

3.Закреплять умение определять место звука в слове.

4.Продолжать формировать звукослоговой анализ и синтез слов.

5.Упражнять в составлении предложений по опорным словам.

6.Познакомить с графическим образом буквы Щ. Продолжать учить преобразованию слов, читать слова и предложения.

Коррекционные:

1.Развивать тический слух.

2.Развивать внимание, память, мелкую моторику, графические навыки.

Воспитательные:

1.Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.

2.Воспитывать умение работать в течение всего занятия.

Ход занятия

1.Предложить детям послушать стихотворение А. Барто «Щенок» и определить, какой звук чаще других в нем слышится.

Щенок такой тщедушный был!

Его я щами все кормил.

От ЗЛЮЩЕЙ СТУЖИ ЗАЩИЩАЛ,

Щенок от радости пищал,

Еще бы! Он счастливым рос.

Теперь мой щен не щен, а пес.-

Настоящий.

2.Упражнение «Звук [Щ] ».

Произнести звук перед зеркалом, уточнить его артикуляцию. Дать характеристику звука.

3.Упражнение « Где звук?»

(У детей картинки:щавель, площадь, щука, щека, щит, плащ, овощи, и др.

Предложить назвать, что на них изображено, и определить позицию звука «Щ».

4.Прослушайте скороговорку и скажите, сколько раз в ней повторяется звук «Щ»?

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке. (5).

Кто щиплет щетку? (Щенки).

Сколько их? (2).

Как они щиплют щетку? (Щека к щеке).

Где они ее щиплют? (В уголке).

Повторите скороговорку целиком.

5.Физминутка.

Мы работали, устали,

А сейчас, ребята, встали.

Руки вверх скорей подняли,

В стороны,

Вперед, назад.

Повернулись влево, вправо,

Поднимите дружно плечи,

Чтоб работать было легче,

А сейчас вперед прогнитесь

И носка рукой коснитесь.

Сели мы за парты смело,

Надо нам продолжить дело.

6.Я слышу, как ветер доносит звуки. Соберите из них слово. Будьте внимательны, один звук ветер до вас не донесет, какой?

(О, В,Щ, И)-…овощи

(Х, И,Щ, И,К0…-хищник

(Щ, И,Ц, Ы)…щипцы

7. Упражнение «Новая буква».

Предложить рассмотреть букву.

На что похожа эта буква?

А на какие две буквы похожа буква Щ? (Ш, Ц)

8.-Какие слова можно составить из следующих букв?

а, щ,о, р – роща

а, щ,п, а-пища

щ, а,г, у-гуща

Обратить внимание, что после Щ пишется А. Вывод: в слоге ЩА пишется буква А.

а, у,к, щ-щука

у, щ,т, а-тащу

Обратить внимание, что после Щ пишется У. Вывод: в слоге ЩУ пишется буква У.

9. Упражнение: Назови картинки. (Щука, площадь, щупальца, щавель, роща)

Напиши название картинок в заданном схемами порядке.

10.Упражнение: «Придумай предложение»

Попросить детей придумать предложения с каждым из этих слов.

11.Итог занятия.

Продолжите мои высказывания:

Сегодня мы изучали звук….

Этот звук….

Я могу назвать слова, содержащий этот звук…

Звук Щ на письме обозначается буквой…

Слог ЩА мы пишем с гласной…

Слог ЩУ мы пишем с гласной….

Сегодня у меня хорошо получилось….

Елена Мясникова
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте «Путешествие в страну Абвгдейка. Звук [щ], буква Щ»

Конспект подгруппового логопедического занятия , проведенного в подготовительной к школе группе для детей с ОНР учителем-логопедом Мясниковой Е . Н.

Тема занятия : Путешествие в страну АБВГдейка . Звук [щ] , буква Щ .

Тип занятия : по овладению новыми знаниями.

Цель : сформировать знание о звуке [щ] , букве Щ .

Задачи :

коррекционно-образовательные :

познакомить с акустико-артикуляционной характеристикой звука [щ] с опорой на различные виды контроля;

закреплять умение выделять звук [щ] в слогах , словах;

познакомить с графическим обозначением звука [щ] ;

закрепление понятий : “согласный звук” , “слог”, “слово”;

коррекционно-развивающие :

автоматизировать произношение звука [щ] изолированно , в слогах, словах и предложениях;

развивать фонематический слух и восприятие;

профилактика дисграфии и дислексии;

совершенствовать навыки звуко- буквенного анализа ;

улучшение мелкой и общей моторики и координации движений;

развитие основных психических процессов : внимание, память, мышление.

коррекционно-воспитательные :

воспитывать интерес к занятиям , любознательность;

продолжать формировать волевые черты характера (усидчивость и дисциплинированность) ;

стимулировать речевую активность, обогащать эмоциональную сферу, развивать коммуникативные качества;

воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование :

Фланелеграф, полоски бархатной бумаги (сост. букву Щ ) ; мяч; счетные палочки для выкладывания буквы (по 4 шт., косточки хурмы.

Карточки формата А5 с буквами Щ , Ш, Ц.

Зеленый квадрат (без колокольчика) .

Индивидуальные зеркала по количеству детей.

Карточка формата А4 с цветным изображением Гнома Знайки (см. приложение 1) .

Сюжетная картина формата А4 иллюстрация правила о звуках и буквах (см. приложение 2) .

Предметные цветные картинки формата А5 с изображение предметов, внешне похожих на букву Щ : стилизованные щетка, щенок, щавель (см. приложение 3) .

Карточка формата А4 с отображением порядка написания буквы Щ (см. приложение 4) .

«Перфокарта» формата А3 с изображениями предметов, в названии которых есть звук [щ] , и других предметов (см. приложение 5) .

Карточка формата А4 с различными вариантами написания буквы Щ (правильное, перевернутое написание) и похожих на нее букв (см. приложение 6) .

Сюжетная цветная картинка формата А4 с изображением различных предметов, в названии которых есть звук [щ] (см. приложение 7) .

Лингвистический материал :

Слоги : ещ, щё, щи, ащ, ще.

Слова : щука, щенок, щи, щетка, щит, щепки, щупальца, щегол, клещи, ящерица, ящик, овощи, плащ, лещ, роща, щавель, удилище, щепка, щель, щека, щелка.

Место проведения : логопедический кабинет .

Организационная форма проведения : традиционная.

Логика образовательной деятельности.

1. Приветствие (тренинг общения) .

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть сегодня на занятии .

Давайте вспомним красивые слова приветствия и поприветствуем друг друга.

"Здравствуйте" – ты скажешь человеку.

"Здравствуй!" – улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

– Сегодня нас ждет много интересных приключений. Мы будем узнавать новое, радоваться успехам, а с неудачами справляться вместе.

А теперь посмотрите на меня.

2. Дидактическая игра «Зеленая дверь в волшебную страну » .

Звучит отрывок из песни В. Шаинского и Э. Успенского «АБВГДейка »

Сегодня к нам в гости опять пришел Гном Знайка, а мы знаем, что гном к нам один не приходит, а приходит со своими друзьями – звуками и буквами .

(выставляется картина с изображением Гнома Знайки – см. приложение 1) .

Не высоко, не низко, не далеко, не близко, а прямо перед вами - волшебная зеленая дверь в страну АБВГДейку . Сегодня Знайка опять приглашает нас в гости в эту удивительную страну , там мы встретимся с новой буквой , познакомимся с ней поближе, прочитаем веселые стихи, ответим на сложные вопросы, поиграем в игры-забавы. Но чтобы попасть в эту страну надо правильно ответить на мой вопрос и перешагнуть через вот эту зеленую черту

Это кто стоит, грустит? У кого там кислый вид?

Эй, ребята, не зевай, на вопрос мой отвечай :

Какая хищная рыба водится в реке? (щука)

Как называется детеныш собаки? (щенок)

Как называется суп с капустой? (щи)

Чем чистят одежду и обувь? (щеткой)

Чем защищались воины в старину? (щитом)

Что отлетает, когда рубят дрова? (щепки)

Чем захватывает добычу осьминог? (щупальцами)

Как называется певчая птичка с пестрыми перьями? (щегол)

3. Дидактическая игра «Здравствуй, звук .

– Молодцы. Кто скажет, какой первый звук во всех названных вами словах?

– Правильно. Сегодня мы с вами будем учить новый звук [щ] . Посмотрите все на меня. Возьмите зеркала, произнесите звук [щ] . (дети берут индивидуальные зеркала) .

В каком положении находятся губы во время произнесения звука [щ] ?

– Губы «окошком» .

– Какую форму принимает язык?

– Язык в форме чашечки.

– А при произнесении каких еще звуков язык принимает форму чашечки?

– Все эти звуки – шипящие , звук [щ] тоже шипящий .

4. Дидактическая игра «Что за звук ? Расскажи» .

Звук [щ] согласный или гласный?

– Согласный.

– Как определить?

– Воздух встречает преграду. Его нельзя пропеть.

Звук [щ] звонкий иди глухой?

– Глухой.

– Как проверить?

Звук [щ] твердый или мягкий?

– Мягкий.

– Ребята, запомните, что звук [щ] всегда мягкий , у него нет твердого братца. Как мы будем обозначать звук [щ] ?

– Зеленым квадратом без колокольчика.

– Кто даст характеристику звука [щ] ?

Звук [щ] согласный , глухой, мягкий.

5. Дидактическая игра «Веселая щетка» .

– А сейчас я буду произносить двустишие, а вы повторяйте за мной последний слог.

Щ – метем мы мусор щеткой,

Произносим звуки четко :

Вычистим любую вещь,

Пропоют нам щетки – ЕЩ.

Ещ-ещ-ещ-ещ.

Что почистить вам еще?

Спросят щетки маму – ЩЁ.

Щё- щё-щё-щё.

Вещь для чистки поищи.

Повторяют щетки – ЩИ.

Щи- щи-щи-щи.

Станет чистым мамин плащ.

Щетки звонко чистят – АЩ.

Ащ- ащ-ащ-ащ.

Ни соринки на плаще.

Щетки так довольны – ЩЕ.

Ще- ще-ще-ще.

6. Дидактическая игра «Давайте познакомимся» .

Звук мы слышим и произносим, а чтобы «увидеть» звук , что нужно сделать?

– Записать его, написать букву .

– Правильно. Давайте повторим, как связаны между собой звуки и буквы . (выставляется сюжетная картина – см. приложение 2) . Звуки мы слышим и произносим. буквы мы видим , читаем и пишем, а также можем нарисовать их.

Звук [щ] обозначается буквой Щ . Эта буква обозначает только один мягкий звук .

– Это буква Щ . На что она похожа?

– Дети предлагают варианты.

Логопед демонстрирует картинки и читает текст.

На расческу Щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же! (Е. Тарлапан) .

Щ – играющий щенок.

Кверху лапками он лег. (Г. Виеру) .

Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам. (В. Степанов) .

Щ, по просьбе овощей,

Рвет щавель для кислых щей. (Н. Толоконников) .

(с опорой на соответствующую картинку, см. приложение 3) .

– На какие буквы похожа буква Щ ?

(Логопед уточняет , чем отличается буква Щ от названных букв ).

– Верно. А из каких частей состоит буква Щ ?

– Три длинных вертикальных палочки, одна длинная горизонтальная, одна короткая вертикальная.

– Порядок написания буквы Щ такой : (демонстрация по картинке ) . (см. приложение 4) .

– Сейчас указательным пальцем пишем букву в воздухе вместе ; теперь в воздухе сами; теперь на столе; на спине у соседа.

– Теперь давайте выложим букву на фланелеграфе . Кто пойдет выкладывать букву ? А все остальные выкладывают букву Щ у себя на столах из палочек и косточки.

Давайте поселим эту букву в наш дом букв .

7. Динамическая пауза.

– А сейчас я предлагаю вам поиграть с мячом. Я буду бросать вам мяч и произносить слово, а вы замените в этом слове первый звук на звук [щ] и произнесите получившееся слово.

Кепка… (щепка,

кит… (щит,

мель … (щель,

тетка … (щетка,

река … (щека,

венок … (щенок,

полка … (щелка) .

– Молодцы. Продолжаем занятие .

8. Дидактическая игра «Где спрятался звук .

– Внимательно посмотрите доску (вешается перфокарта см. приложение 5) . В названии каких предметов есть звук [щ] ? Я отмечу эти предметы. Скажите, где находится звук [щ] в названии картинок верхнего ряда?

– В конце слова.

– Где находится звук [щ] в названии картинок среднего ряда?

– В середине слова.

– Где находится звук [щ] в названии картинок нижнего ряда?

–В начале слова.

– Переворачиваем лист. Соединяем точки, повторяя порядок написания буквы Щ . Молодцы, вы нашли все предметы со звуком [щ] и получилась буква Щ .

9. Дидактическая игра «Найди букву Щ » .

– Возьмите со стола листок. Переверните его. Ваша задача – обвести ТОЛЬКО правильно написанные буквы Щ . (Посмотрите еще раз, как правильно пишется буква Щ ) . (см. приложение 6) .

10. Дидактическая игра «Найди и назови» .

– Посмотрите внимательно на картину. Кто назовет предметы, изображенные на этой картине, в названии которых есть звук [щ] ? (см. приложение 7) .

– Овощи, ящик, лещ, щука, плащ, роща, щенок, щавель, ящерица, щегол, щенок, щепки, удилище.

– А теперь придумайте предложение с этими словами.

(Дети придумывают предложения) . Таня держит ящик с овощами. И т. д.

11. Итог. Рефлексия.

На этом наше путешествие с Гномом Знайкой подходит к концу. Оно было интересным и познавательным. До свиданья, АБВГДейка ! До следующего свидания! Но чтобы выйти через волшебную дверь каждому из вас придется вспомнить и назвать слово со звуком [щ] , чтобы дверь открылась. (Дети, подходя к двери, называют слово и проходят обратно в волшебную дверь. Звучит музыка В. Шаинского и Э. Успенского «АБВГДейка » )

– Вот мы и вернулись в нан детский сад. О каком звуке мы с вами сегодня говорили?

– О звуке [щ] .

– Какой буквой он обозначается ?

Буквой Щ .

– Какой игры Гнома Знайки вам понравились больше всего?

– …. (ответы детей)

Занятие окончено .

Самоанализ.

Было проведено фонетическое занятие с элементами грамоты .

Поставленная цель соответствует заявленной теме. Ход проведения занятия соответствует намеченному плану. Все структурные части занятия были проведены .

Занятие построено по основному принципу коррекционного обучение : от простого – к сложному. Содержание занятия соответствует уровню знаний, умений и навыков, а также опыту детей данной группы. Материал подобран с учетом логической последовательности и его усложнения.

По ходу занятия проводилась своевременная смена видов деятельности.

Контакт с группой был установлен. Речь логопеда была доступной , интонированной, выразительной, но следует отметить некоторую замедленность речи, несколько заниженный темп. Присутствовал контроль за речью детей, но следует обратить внимание на равномерность распределения внимания на всех детей группы.

Дети были включены в процесс, заинтересованы, активно работали на занятии .

Поставленные цели были достигнуты. Логопед удовлетворен проведенным занятием .

Литература :

1. Куликовская Т. А. логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации зв2уков у детей : пособие для логопедов и родителей . – М.: Издательство «ГНОМ и Д» , 2008 г. – 128 с.

2. Светлова И. Е. Домашний логопед . – М., ООО «Издательство «Эксмо» , 2004 г. – 250 с.

3. Скворцова И. В. Программа развития и обучения дошкольника . Трудные звуки . Грамматика в картинках . Звуки Ш-Ж . для детей 4-6 лет. – Спб.: «Издательский Дом «Нева» , 2003 г. – 64 с.

Цель:

  • Закрепление правильного произношения звука, знакомство с буквой;
  • Развитие навыка звукового анализа и синтеза слова;
  • Продолжать учить детей составлять предложение по схеме и двум предметным картинкам;
  • Формирование навыка правильного употребления предлогов в предложениях;
  • Развитие внимания, памяти, воображения;
  • Воспитание аккуратности.

I Организационный момент.

Ребята, на прошлом занятии мы изучили скороговорку. Давайте вспомним ее.

Я по камушкам пошел,

Шубу шелкову нашел.

- Произнесем скороговорку с движениями. Под нее мы будем маршировать.

Произнесем ее медленно.

Кто произнесет ее еще один раз самостоятельно?

Какой звук встречается чаще других?

Какой он? Почему?

Твердый или мягкий?

Есть ли у него мягкий братик?

Правильно, звук “ш” всегда твердый!

Твердый согласный на схеме каким цветом обозначаем?

II Основная часть:

Послушайте загадку:

Вьется веревка

На конце головка. (змея)

Представьте, змея ползет и мягко шипит: “щщщщщщ”

Изобразим движения змеи. Делаем волнообразные движения руками в стороны и вперед. Сначала правой, потом левой рукой и обеими руками сразу и шипите “щщщщщщ”.

Возьмем зеркало и посмотрим, правильно ли у вас работают губы язык, когда вы произносите этот звук.

Сделать губы рупором. Кончик языка поднят к бугоркам и образует с ними щель. По середине языка идет теплая, плавная длинная струя воздуха.

Произнесем звук “щ”. Какой он гласный или согласный?

Твердый или мягкий?

А есть ли у него твердый братик?

Запомните, звук “щ” всегда мягкий!

  1. Знакомство со звуком.
  2. Знакомство с буквой:

Звук “щ” на письме обозначается буквой Ща.

Посмотрите на нее. На что она похожа?

На расческу Щ похожа,

Три зубца всего? И что же?

Щ играющий щенок.

Кверху лапками он лег!

Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.

Хватать, глотать умеют щуки -

Другой не нужно им науки!

На столе буквы из бархатной бумаги. Проведем пальчиком по букве, произнесем “щщщщщщ”.

Ш Й Щ

Какой звук лишний? Почему?

У вас баночки с манной крупой. Напишем букву Й. Напишем букву Ш. Что надо сделать, чтобы получилась буква Щ?

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали,

На носочках потянулись

И друг к другу потянулись.

Как пружинки мы присели

А потом тихонько сели.

Возьмем зеркало и произнесем за мной.

Ща - що - щу - щи

Ащ - ощ - ущ - ищ

Произнесем чистоговорки:

Ща - ща - ща - Шура ходит без плаща.

Ащ - ащ - ащ - мы наденем плащ.

Щи - щи - щи - щавеля мне поищи.

Щу - щу - щу - я щенка ищу.

Щи - щи - щи - где же он пищит?

Придумаем сами чистоговорки. Я буду произносить слог, а вы дополняете подходящим словом в рифму:

На доске картинки со звуком “щ” Произнесем за мной.

Найти слова, чтобы звук “щ” был в начале слова, в середине слова, в конце слова. (3 человека) Проверим!

Составим схему к слову “щука”

Сколько слогов? Почему?

Какой слог ударный? Какой он по счету?

Назовите безударный слог? Какой он по счету?

Произнесите первый слог.

Выделяем первый звук первого слога? Характеристика.

Какой второй звук первого слога? Характеристика.

Произнесите второй слог.

Выделяем первый звук второго слога. Характеристика.

Выделяем последний звук. Характеристика.

(Дети работают индивидуально. Показ на доске. Дети выделяют звуки и дают им характеристику по цепочке)

Произнесем еще раз слова.

К какому слову подходит эта схема? (щит, лещ)

А сейчас мы в цирке. Это ваши дрессированные животные.

Кто вы? (дрессировщики)

Катя, а ты кто? (дрессировщица)

Семен, а ты кто? (дрессировщик)

На столе животные, с которыми вы будете выступать. Представьте, что это арена. На арену выходит слон. Сколько слогов в слове “слон”? Почему? (Дети показывают нужную цифру)

В названии каких животных тоже 1 слог?

На арену выходит лошадь. Сколько слогов в слове “лошадь” Почему?

На арену выходит собака. Сколько слогов в слове “собака” Почему?

Поиграем в игру “Ходим как…”

Цирковая лошадь;

Великаны;

Послушаем рассказ.

Запомните слова со звуком “щ”.

Катин щенок.

Жила - была девочка Катя. Ей подарили щенка. Катя принесла его домой и посадила в ящик. Щенок свернулся в клубок и уснул. Когда щенок проснулся, он вылез из ящика, вытащил из - под стола щетку и стал с ней играть.

Кого подарили Кате?

Куда посадила Катя щенка?

Где уснул щенок?

Что сделал щенок, когда проснулся?

Какие слова со звуком “щ” вы услышали?

Перескажем рассказ по цепочке.

Поиграем в игру “Едет поезд”

Едет поезд! (С чем?)

С топотушками;

С хлопушками;

С поворотами;

С приседушками;

С моргалками;

С приседушками;

С наклонялками;

С хохотушками;

С тишиной.

Какие маленькие слова или предлоги вы знаете? Вспомним предлоги по схемам.

Составить предложение по двум картинкам с маленьким словом.

У детей пары картинок: чашка ложка

жук цветок

птица кормушка

шашки доска

ребенок погремушка

лягушка озеро

лошадь конюшня

плащ вешалка

шкаф книга

щетка ящик

  1. Тактильное восприятие:
  2. Игра “Какой звук лишний?”
  3. Физминутка:
  4. Воспроизведение слоговых рядов:
  5. Воспроизведение чистоговорок:
  6. Работа над звуковым составом слова:
  7. Работа над слоговым составом слов.
  8. Физминутка:
  9. Работа над рассказом:
  10. Физминутка:
  11. Работа над предлогами:
  12. Игра “Путанки”:

Поиграем в игру, которая называется “Путанки”. Я говорю предложение и делаю ошибку, а вы исправляете ее.

На столе сапожки, под столом лепешки.

А как надо сказать?

Овечки в речке, караси у печки.

А как правильно?

Под столом портрет, над столом табурет.

Щенок выглядывает под шкафа.

Мяч выкатывает из стола.

Мальчик достает тапочки из стула.

Девочка выметает мусор из дивана.

III Итог:

С каким звуком сегодня познакомились? Какой он?

Поиграем в игру. Поднимите и покажите сигнальную карту, если услышите звук “щ”:

Пищать, печать, гуща, куча, трещать, встречать, укачать, угощать.