Социальное положение человека в обществе. Социальные статусы и роли

1. Прочитайте характеристики античного полководца Александра Македонского и выполните задания.

Александр Македонский жил в IV веке до нашей эры. Он был сыном царя Македонии Филиппа II. В 20 лет Александр стал царём. Известно, что он был невысокого роста, с длинными вьющимися волосами и белой кожей. У него была привычка наклонять голову вправо и смотреть как бы вдаль. Александр был упрям, находчив, смел, обладал сильной волей. Он воевал с персидским царём, покорил Египет и многие государства Азии. На захваченных землях Александр создал могущественную державу, которая распалась после его смерти.

Б. Как вы думаете, какие из этих качеств играли более важную роль в положении Александра Македонского в обществе и почему?

Более важную роль играли приобретенные качества, потому что именно они помогли Александру Македонскому завоевать многие народы и создать большое государство. Прирожденные качества в этом помочь ему не могли.

2. Характер человека (в отличие от прирождённых качеств) формируется на протяжении жизни. Выберите из предложенных черт характера пять самых положительных и пять самых отрицательных качеств.

Пять самых положительных качеств: смелость, решительность, ответственность, отзывчивость, активность.

Как можно их воспитать? Осознать свои хорошие и плохие стороны, правильная самооценка и саморазвитие помогут воспитать в себе положительные качества.

Пять самых отрицательных качеств: лень, грубость, лживость, двуличие, обидчивость.

Как можно с ними бороться? В первую очередь нужно осознать, что в тебе присутствую эти качества. Избавиться от них можно путем самопознания и саморазвития.

4. Составьте небольшой связный рассказ на тему «Положение человека в обществе». В рассказе обязательно должны быть использованы следующие термины: прирождённые черты, приобретённые черты, характер, социальный статус, ответственность, права, обязанности.

Когда рождается человек, у него есть прирожденные черты – внешние данные. Это цвет глаз, волос, цвет кожи. В период социализации дети учатся вести себя в обществе. Они приобретаю определенные навыки, у них формируется характер: ответственность, смелость, целеустремленность. Все это приобретенные черты. В период жизни человек приобретает социальный статус, который дает ему определенные права и накладывает определенные обязанности.

5. Рассмотрите изображения и выполните задания.

А. Определите, какие социальные статусы появились только в современном обществе. Отметьте современные статусы человека буквой «С».

Программист, национальность, президент, покупатель мобильного телефона.

Б. Напишите, с чем связано появление в обществе новых социальных статусов.

Появление новых социальных статусов с техническим, политическим и социальным развитием общества.

В. Перечислите социальные статусы.

Современные социальные статусы: программист, пенсионер, мама в декретном отпуске, покупатель бытовой техники, посетитель компьютерного клуба, летчик, космонавт, капитан подводной лодки, генетик.

Статусы, существующие во все времена: мама, папа, сын, дочь, внук, внучка, бабушка, дедушка, сосед, брат, сестра, учитель, ученик, врач, военный, сирота, мужчина, женщина, ребенок

6. Работаем с историческими фактами.

Франц Лефорт (1655-1699), швейцарец по происхождению, жизнерадостный и доброжелательный человек, оказал большое влияние на взгляды Петра I. Он стал не только советником, но и близким, задушевным другом юного царя. Лефорт служил в армиях разных стран, прежде чем приехал в Россию и поступил на службу в русскую армию. Научился говорить по-русски. Он также владел голландским, немецким, итальянским, английским и французским языками. Сильный и ловкий, он великолепно фехтовал, метко стрелял, не боялся сесть на дикую, необъезженную лошадь.

Александр Васильевич Суворов (1730-1800) родился в семье офицера гвардии. В детстве он не отличался хорошим здоровьем. Тогда Саша стал закаляться: каждый день обливался холодной водой, в любую погоду занимался верховой ездой. Его любимой книгой стали «Записки о галльской войне» Гая Юлия Цезаря. Позднее Александр Васильевич стал великим полководцем. Блистательные победы Суворова над наполеоновскими войсками, легендарный переход через Альпы (1799) принесли семидесятилетнему полководцу мировую славу.

А. Как вы думаете, какие качества помогли Ф. Лефорту и А.В. Суворову достичь значительного положения в обществе?

Целеустремленность, решительность, ответственность, смелость.

Б. Определите главный социальный статус каждого.

Лефорт – советник Петра I

Суворов – полководец

7. Назовите современного вам человека, достигшего значительного положения в обществе. Опишите его (характер, интересы, деятельность, успехи).

Стивен Спилберг. Его дважды выгнали из школы. Ему трижды отказывали в поступлении в киношколу при Университете Южной Калифорнии, мотивируя это тем, что он бездарен. Вместо этого он поступил в Калифорнийский университет в Лонг Бич и стал режиссером самых больших блокбастеров в истории кинематографа, получил три Оскара, Орден Почетного легиона, Медаль Свободы, а также почетную ученую степень в 1994 году от киношколы, которая ему 3 раза отказывала.

Что помогло ему добиться такого положения?

Целеустремленность, вера в себя. Он не делал так, как ему говорили другие, он делал так, как нужно было ему.

Положение человека в обществе, занимаемое им в соот­ветствиис возрастом, полом, социальным происхождением, профессией и другими показателями и предполагающее оп­ределенные права и обязанности, называется социальным статусом.

ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ

Социальные статусы и роли

Вспомните:

чем характеризуется понятие «личность»? Как происхо­дит профессиональное самоопределение личности? Како­ва роль семьи в воспитании детей? Как влияет межгруп­повое общение на становление личности?

Долгое время понятие «статус личности» было связано преимущественно с характеристикой правового положения человека. В социологии понятия «статус» и «роль» стали активно использоваться в первой половине XIX в. Полеми­зируя с К. Марксом, немецкий социолог М. Вебер утверж­дал, что не только экономическое положение, но и (шире) общественное положение является важной характеристикой места и роли человека в обществе. Это положение Вебер называл социальным статусом. В современной социологии понятия «социальный статус» и «социальная роль», теория


ролевых конфликтов стали важным инструментом исследо­вателей, помогающим глубже осмысливать социальные про­цессы, прогнозировать поведение личности, межличностные отношения.

Вы уже знаете, что положение социальных групп в об­ществе определяется многими показателями. То же можно сказать и о положении отдельного человека в социальной структуре общества.

Реально любой человек занимает в обществе много пози­ций. Возьмем, к примеру, школьника: помимо того, что он учащийся, он является молодым человеком, сыном, часто внуком, братом, возможно, членом спортивной секции. По­этому социологи говорят о статусном наборе. При этом можно выделить ту позицию, которая является для челове­ка наиболее существенной, определяет его социально. Это и будет главный статус человека.

Попытайтесь определить свой главный статус.

Если внимательно присмотреться к тем показателям, ко­торые определяют статус личности, то можно увидеть, что одни из них - пол^ расовая принадлежность, возраст - не зависят от личности. Эти статусы, данные от рождения, на­зывают предписанными. В то же время образованным, вла­деющим определенной специальностью человек становится. Таким образом, он обретает новые статусы, их называют до­стигаемыми. Различные статусы человека могут вступать в противоречие. Например, работа тех, кто получил хорошее образование (а это связано с высоким статусом в обществе), может низко оплачиваться, что будет указывать на низкий статус.

В открытых, динамично развивающихся обществах до­стигаемые статусы имеют существенно большее значение, чем предписанные. Конечно, и сегодня достичь высокого со­циального положения, сделать карьеру гораздо легче тому, кто родился в благополучной, состоятельной семье, чем выходцу из социальных низов. Но целеустремленность, тру­долюбие, поддержка родных становятся важным ресурсом человека и помогают преодолеть неблагоприятные «старто­вые» условия. К примеру, основатель и владелец всемирно известной японской фирмы, производящей часы и кальку­ляторы, Тадео Касио родился в бедной крестьянской семье.


Его отец, чтобы дать сыну образование, экономил букваль­но на всем. Когда семья переехала в город, он отказался да­же от поездок на трамвае и пять часов добирался пешком на работу и обратно. Сам Тадео, став после окончания шко­лы токарем на заводе, работал так много, что довел себя до истощения. Его даже признали негодным для службы в ар­мии, что было для того времени величайшим позором.

С понятием социального статуса связано другое поня­тие - «престиж».

Престиж (от франц. prestige - влияние, уважение, кото­рыми пользуется кто-либо) - это оценка обществом или со­циальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми. Было время, когда считались престижными профессии летчика или инженера, а ныне растут конкурсы в экономические вузы; некоторые люди, в том числе с высшим образованием, переходят на работу в магазины, рестораны и т. д. Если вы проанализируете свои планы на дальнейшую жизнь, то, видимо, согласитесь, что престижность играет в них не последнюю роль.

Понятием «авторитет» (от лат. auctoritas - власть, влия­ние) также обозначают степень признания группой людей или обществом личных и деловых качеств какого-либо из их членов. Авторитет обычно отражает степень влияния личности в социальной группе или обществе. Престижными могут быть профессия, должность, вид деятельности, авто­ритетным - вполне определенный, конкретный человек.

Лучшая реализация личности возможна при нахождении человеком гармонии его склонностей и способностей с той деятельностью, которую он выполняет. Но нередко люди от­казываются от поиска подобной гармонии и добиваются лишь престижного положения в обществе, т. е. думают не столько о реализации своих способностей, сколько о прести­же, связанном с принадлежностью к определенной социаль­ной группе.

От человека, занимающего определенное социальное по­ложение, окружающие ждут соответствующего поведения. К примеру, статус учителя предполагает конкретный набор действий (проведение уроков, проверка тетрадей, встречи с родителями учеников), определенную манеру общения со школьниками, коллегами (сдержанность, тактичность), до­статочно строгий стиль в одежде. Совершенно иного поведе­ния ждут, к примеру, от поп-звезды. Таким образом, оце­нивая ролевое поведение личности, мы соотносим его с неким типичным представлением (эталоном) о том, как сле­дует поступать, держаться, одеваться и т. п. человеку дан­ного социального положения.

Понятие

Понятие в социологическом смысле впервые начал употреблять английский историк и юрист Г. Д. С. Мейн.

Типология социальных статусов

Ральфом Линтоном были введены два понятия - ascriptive status (предписанный, приписываемый, прирождённый статус) и achieved status (достигаемый, достигнутый, приобретенный статус).

  • Приписываемый статус - социальный статус, с которым человек рождается (прирождённый статус определяется расой, полом, национальностью), либо который будет ему назначен по прошествии времени (наследование титула, состояния и т. д.).
  • Достигаемый статус - социальный статус, который достигается в результате собственных усилий человека.

Если положение занимаемое человеком обладает одновременно свойствами приписываемого и достигаемого статуса, то говорят о смешанном статусе.

Статусный набор

Каждый человек, как правило, обладает не одним, а несколькими статусами. Совокупность социальных статусов называется статусным набором.

Cоциальный набор - введено американским социологом Мертоном.

В социальный набор входят: социальный статус и статусный набор.

Модель статусных групп (классов) Л. Уорнера

В качестве примера можно привести модель статусных групп Л. Уорнера:

  • Высший класс («higher class»)
    • Верхний-высший класс включал так называемые старые семьи.
    • Нижний-высший класс, не включал старые родовые семьи.
  • Средний класс («middle class»)
    • Верхний-средний класс состоял из собственников и профессионалов
    • Нижний-средний класс составляли низшие служащие, приказчики, клерки
  • Низший класс («lower class»)
    • Верхний-низший класс включал рабочих
    • Нижний-низший класс - «социальное дно»

Источники

  • Warner W.L., Heker M., Cells K. Social Class in America. A Manual co Procedure for Measurement of Social Status. Chicago, 1949.
  • Linton R. The Study of Man. N.Y., 1936

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Положение в обществе" в других словарях:

    Прил., кол во синонимов: 11 важная особа (36) важная персона (34) важная птица … Словарь синонимов

    Положения, ср. 1. Местонахождение, расположение в пространстве. Положение луны при затмении солнца. Определить положение корабля. Дивизия заняла наиболее выгодное положение. Установить часы в строго вертикальном положении. 2. Поза; особая… … Толковый словарь Ушакова

    ПОЛОЖЕНИЕ РАБОЧЕГО КЛАССА В АНГЛИИ - ПОЛОЖЕНИЕ РАБОЧЕГО КЛАССА В АНГЛИИ. По собственным наблюдениям и достоверным источникам, работа Ф. Энгельса, заложившая наряду с трудами К. Маркса Нищета философии (см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4), Наёмный труд и капитал (там же,… … Демографический энциклопедический словарь

    Сущ., с., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? положения, чему? положению, (вижу) что? положение, чем? положением, о чём? о положении; мн. что? положения, (нет) чего? положений, чему? положениям, (вижу) что? положения, чем? положениями, о… … Толковый словарь Дмитриева

    Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/7 июля 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно по … Википедия

    - («Положение рабочего класса в Англии») По собственным наблюдениям и достоверным источникам, работа Ф. Энгельса, представляющая собой первый обширный диалектико материалистический анализ капитализма, а также положения и роли пролетариата в … Большая советская энциклопедия

    положение - я; ср. см. тж. положеньице 1) Расположение в пространстве, местонахождение. Географическое положе/ние. Менять положе/ние. Определить положе/ние судна. 2) Постановка тела или его частей; поза. Поло … Словарь многих выражений

    Ср. 1. Местонахождение кого либо, чего либо в пространстве. отт. Расположение какого либо пункта или участка земной поверхности. 2. Расположение, постановка тела или частей его; поза. отт. Расположение предметов. 3. Состояние, обусловленное… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Я; ср. 1. Расположение в пространстве, местонахождение. Географическое п. Менять п. Определить п. судна. 2. Постановка тела или его частей; поза. П. рук при упоре. Неудобное п. головы. В сидячем, лежачем положении. Вернуться в исходное п. 3.… … Энциклопедический словарь

    ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ - – совокупность условий выживания, развития и жизнеобеспечения детей, сложившихся в обществе. К ним относятся: степень материальной обеспеченности жизни детей; состояние детского здравоохранения и развитие сети оздоровительных учреждений; система… … Терминологический ювенологический словарь

Книги

  • Положение об офицерском собрании Лейб-гвардии Егерского полка , . Лейб-гвардии Егерский полк свое старшинство относил к 1796 году, когда именным указом императора Павла I из егерских команд лейб-гвардии Семеновского и Измайловскогополков, а также роты…

Общество в повседневной жизни - это группа людей, которые входят в какой либо круг общения.Также обществом называют добровольные объединения людей с схожими интересами.

Понятие общества

В науке общество понимается, как постоянно развивающееся. Оно имеет настоящие, прошлое и будущее. Людьми, которые жили в далеком прошлом созданы города, техника, учреждения. От них мы получили практические умения, язык на котором говорим. Если бы было не так, то жизнь пришлось бы начинать с начала: создавать самим орудия труда; увивать животных, чтобы сделать себе одежду и т.п.

Объединение людей в обществе не зависит от желания кого либо. Человек при рождении уже вступает в жизнь общества. Существуют большие группы людей, которые отличаются от других рядом общих признаков. Между разными группами людей существуют разные связи и отношения. Каждый человек входит в общественную группу, принадлежит к определенной нации и т.п.. Таким образом он вступает в общественные отношения.

Основные сферы общественной жизни

Общество можно подразделять на четыре сферы :

1. Экономическая сфера. В нее входят промышленное и сельскохозяйственное производство, и все что с ними связано (например, отношения людей в процессе).

2. Социальная сфера. В нее входят нации и национальные отношения, отношения людей в семье, медицинское обслуживание.

3. Политическая сфера. Включает в себя государство правительство политику и все, что с этим связано.

4. Духовная сфера. Сюда входили наука и научные учреждения, религия и религиозные организации, искусство и учреждения культуры.

Все эти сферы с друг другом взаимосвязаны.

Социальные нормы - правила поведения, которые направлены на сохранение целостности общества. Эти нормы могут указывать на требуемые действия, могут запрещать что либо. К числу социальных норм относятся обычаи.

Изменение положения человека в процессе развития общества

На сегодня мир людей очень разнообразен. Это разнообразие проявляется во всех сферах общественной деятельности. В экономике разных стран встречаются различные типы хозяйств. В большинстве стран мира на рыночной экономике развивается современная промышленность.

Более отчетливо прослеживается связь экономики и политики. Большим разнообразием отличается культурная жизнь. Абсолютные и ограниченные монархии находятся по соседству с президентскими и парламентскими республиками.

Проблемы современного общества

Проблемой на данный момент является экологический кризис и сохраняющаяся угроза (в малой степени) военного конфликта мирового масштаба. Наибольшую тревогу вызывает экологическая ситуация.

Демографическая - проблема народонаселения. Связана с тем, что в одних странах население возрастает постепенно, а в других растет очень быстро и условия жизни становятся хуже.