В школах Татарстана отменили обязательное изучение татарского языка – Госсовет принял решение единогласно.

Заставят ли прокурорские проверки отменить татарский язык в школах?

Издание «РБК» сообщило о проверках Прокуратуры в учебных заведениях Казани. Повод – незатихающие споры о необходимости и законности изучения татарского языка на обязательной основе.

Родители казанских школьников, требующие отмены обязательного изучения татарского языка, кажется могут быть довольны. Дело сдвинулось с мертвой точки. Несмотря на жесткую позицию республиканского министерства образования, мол, менять в системе мы ничего не будем, прокуратура начала проводить в учебных заведениях проверки по заданию, поступившему из Кремля. И первые результаты уже есть, пишет «РБК». Даже в условиях тотального молчание всех структур – от школ до прокуратуры – в интернет, благодаря родителям, просочились официальные документы.

Так, согласно требованию прокуратуры директора школ Вахитовского района должны были отчитаться о учебных планах, действующих расписаниях, а также предоставить письменные согласия родителей на обучение татарскому языку. В ряде школ прошли прокурорские проверки, выявившие нарушения. Родители наперебой рассказывают истории из своих школ. Так, мама второклассницы, Раиса Демидова, написала заявление на обучение дочери по варианту учебного плана для школ с русским языком обучения и об исключении из программы ребенка учебных предметов «татарский язык» и «татарская литература».

Право на выбор

«Обязательное изучение татарского языка и литературы приводит к катастрофической перегрузке ребенка. Помимо того, что детям приходится изо дня в день наверстывать недостающие часы русского языка и литературы дома, за счет самостоятельных занятий, им дополнительно приходится с нуля изучать незнакомый язык. В результате время на подготовку домашнего задания увеличивается до 2-3 часов ежедневно. И это во 2 классе. Одновременно с этим в школах раздают заявления-согласия на включение ребенка в группу по дополнительному изучению русского (в части школ – татарского) языка. Максимальная нагрузка в 26 часов у второклассника уже есть – за счет обязательных уроков. Дополнительные занятия проходят за счет личного времени ученика и приводят к еще большей перегрузке. Родители встают перед выбором: согласиться на дополнительные занятия, но при этом еще сильнее перегрузить ребенка, или отказаться от них, несмотря на катастрофическую нехватку уроков русского языка», – говорит Демидова.

Председатель Комитета русскоязычных родителей Татарстана, Эдвард Носов, надеется, что положение в учебных заведениях изменится. «Я сам родитель школьника. С проблемой столкнулся восемь лет назад. В 2011 году, когда старший ребенок учился в начальных классах, я собрал подписи на выбор программы с «русским языком обучения». Вечером ходил по домам. Не подписали только три человека из класса. Но тогда директор школы отказал. Я подал в исковое заявление в районный суд, но и он не встал на мою сторону. Верховный суд Татарстана также отказал моему ребенку в полноценном изучении русского языка. За 26 лет обучения татарскому языку русские на нем не заговорили», – делится своим мнением Носов. По словам активиста, каждый день к ним поступают новые данные о проверках в школах не только Казани, но и всего региона. «Мы надеемся, что деятельность прокуратуры даст результат. Мы хотим, чтобы в школах одновременно использовалось несколько учебных планов. И каждый сам будет выбирать: изучать русский язык полноценно или учить русский и свой родной языки», – говорит Носов.

Молчание в школах

А вот в самих школах от комментариев отказываются. Никаких официальных заявлений о проверках не делает и прокуратура. Удалось лишь выяснить, что такое молчание может продлиться до конца месяца, и раньше ждать каких-то разъяснений не стоит. У сторонников отмены тотального изучения татарского языка есть ряд своих веских аргументов. Обобщить их попыталась председатель Национального родительского комитета Ирина Волынец.

«Право на изучение татарского в статусе родного у нас никто не отнимал, но до сих пор это законное право по факту оказывается обязанностью для всех без исключения учащихся. Я татарка по матери и привыкла с детства слышать татарскую речь. Но несмотря на то, что я сама и в школе, и в университете изучала татарский язык, говорить на нем свободно так и не могу. Хотя по предмету у меня всегда была пятерка. Не секрет, что вот уже более двадцати лет дети Татарстана, равно как и многих других регионов России, недополучают базовые знания по русскому языку. Что в результате? Они не имеют равных возможностей при поступлении, например, в московские вузы со школьниками из Москвы и Петербурга. Особенно обидно, что при этом уровень незнания нашими детьми татарского тотален, за исключением детей, с которыми в семьях говорят по-татарски. Интересно, что в платных школах национальных республик обязательность изучения местных языков отсутствует.

Куда же в таких случаях смотрит наше республиканское министерство образования? Качество методики преподавания татарского, несомненно, оставляющее желать лучшего, заслуживает отдельного разговора. А между тем татарскому учат за счет сокращения уроков русского языка и русской литературы, установленных ФГОС», – делится размышлениями Волынец. Она напомнила, что прокуратура Башкортостана в свою очередь уже отчиталась о том, что будет следить за добровольностью изучения родного башкирского языка, а надзорное ведомство Татарстана до сих пор молчит. СМИ делают свои запросы, а инстанция словно впала в кому.

Равные права

Впрочем, молчат далеко не все инстанции Татарстана. На сайте общественной организации «Всемирный конгресс татар» опубликовано открытое письмо родителей школьников Татарстана Владимиру Путину.

«Преподавание татарского и русского языков в равных объемах в школах РТ является основой мира и дружбы между народами республики. Оставить один из этих языков обязательным, переведя другой на факультатив, неизбежно повлечет за собой межнациональные разногласия, конфликты, и этот процесс начинается на наших глазах. Очень важно этого не допустить. Мы просим и даже требуем сохранить изучение татарского языка как государственного. Это наше конституционное право, как татар и русских, как жителей Республики Татарстан и как граждан Российской Федерации. Соблюдение этого права обеспечивает основу для сохранения и развития татарского языка и культуры, а также мира и атмосферы взаимоуважения в Татарстане.

Нарушение этого права приведет, кроме конфликтов, к ассимиляции, потере идентичности, традиционных ценностей, уважения к старшим, предкам и законам», – говориться в обращении. Отметим, что дискуссии вокруг изучения национального языка ведутся не только в Татарстане. Все национальные республики так или иначе сталкивались с подобными проблемами. Они везде по-разному, но решаются. Пока же всем заинтересованным в скорейшем разрешении споров остается ждать решения прокуратуры и официальных комментариев ведомств.

В Госсовете РТ единогласно приняли проект постановления по преподаванию татарского языка в школах республики. Как отметил на заседании парламента РТ председатель Госсовета Фарид Мухаметшин , правительство республики совместно с минобрнауки РФ провело большую работу — «было найдено общее понимание с коллегами из федерального министерства».


«Основным итогом проведения консультаций стало то, что татарский язык как государственный язык республики Татарстан в рамках учебных планов в школах будет изучаться. 28 ноября в ответ на обращение президента республики Минниханова Рустама Нургалиевича получено письмо министра образования и науки РФ Ольги Юрьевны Васильевой, которой направлены в наш адрес примерные учебные планы, предусматривающие изучение государственных языков республик РФ, где законодательно установлен государственный язык республик РФ.

Министерству образования и науки предстоит большая работа по принятию школами учебных планов с включением в них государственного татарского языка в объеме двух часов. Необходима реализация комплекса мероприятий, включающих в себя внесение изменений в рабочие программы по татарскому языку, обновление учебной литературы, методических документов, повышение квалификации и переподготовку кадров.

Дальнейшее затягивание и откладывание этого вопроса, равно как и дискуссии в обществе, создают напряжение в отношениях, как я уже сказал, и в учительской, среде, и в родительской, в семье, даже среди детей.

Поэтому, уважаемые коллеги, по предложению членов президиума Госсовета, вношу предложение: прения не открывать, перейти к рассмотрению проекта постановления по этому вопросу, а протокольно комитету Госсовета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам депутату Валееву необходимо будет взять на контроль всю эту работу, и не исключается, что время от времени будем возвращаться к рассмотрению хода этой работы на заседаниях комитета.

Позвольте озвучить проект постановления, всего два пункта: «Заслушав информацию председателя Госсовета РТ Мухаметшина, прокурора РТ Нафикова о преподавании и изучении государственных языков РТ, родных языков народов, проживающих в РТ, Госсовет постановляет: информацию Мухаметшина и Нафикова принять к сведению, предложить министерству образования и науки РТ, Фаттахову Энгелю Наваповичу принять меры по организации учебного процесса в государственных и муниципальных образовательных учреждениях РТ в соответствии с примерными учебными планами, представленными министерством образования и науки РФ 28 ноября 2017 года». Вот такое короткое решение [принято] после того, как мы на двух сессиях откладывали этот вопрос", — сказал Мухаметшин.

Проект постановления был принят единогласно — 71 депутат проголосовал за.

«Большое вам спасибо, я думаю, с большим пониманием это постановление было принято, поддержано вами. Такое же понимание и важности, и непростоты этого вопроса должно перейти теперь в рабочее русло по подготовке новых документов, которые будут совместно готовить министерство образования и правительство республики», — добавил председатель Госсовета.

Видео: пресс-служба Госсовета РТ

В Татарстане «принудиловку» по татарскому обменяли на личную безопасность?

Сегодняшнее заседание Госсовета Татарстана еще накануне в местных СМИ анонсировалось как историческое: в парламенте должны были вынести окончательное решение по обязательному преподаванию татарского языка в школах республики. В итоге, вопрос с языковой «принудиловкой» поставили в повестке первым пунктом. Но, вопреки ожиданиям, обсуждение прошло на редкость буднично - быстро и без прений. Вопрос рассматривали меньше 15 минут, после чего оперативно перешли к обсуждению бюджета на 2018 год.

В качестве главного (и единственного) спикера выступил прокурор Татарстана Илдус Нафиков , зачитавший с трибуны сухой по стилистике, но разгромный по содержанию пятиминутный доклад. «Абсолютным приоритетом является обеспечение реализации конституционных прав граждан, - напомнил Нафиков. - Зафиксировано снижение объемов преподавания русского языка в школах республики. Нормы соблюдались лишь в 24 школах. Также отмечено нарушение прав и свобод на добровольное изучение татарского языка с навязыванием итоговых тестирований, влияющих как на перевод в 10 класс, так и на средний балл аттестата. Отмечено вмешательство республиканских и муниципальных органов в автономность образовательных учреждений. Совокупность этих нарушений не только нарушала образовательные нормативы, но и негативно влияла на обеспечение свободы передвижения и выбора места жительства гражданами в пределах Российской Федерации».

В общей сложности, по словам Нафикова, при проведении проверки всех 1412 школ республики прокуратурой и Рособрнадзором зафиксированы 3856 нарушений. Все почти четыре тысячи случаев касались того, о чем предупреждал ранее президент России - лишения русскоязычных граждан России их конституционных прав на свободу выбора русского языка в качестве родного и навязывания им в качестве обязательного татарского языка. Как итог, в Татарстане было выявлено высокое снижение объема изучения русского языка - государственного языка Российской Федерации.

Илдус Нафиков сообщил, что с начала проверки (середина октября - EADaily ) в адрес прокуратуры поступило 1716 жалоб по фактам «обязаловки» в школах в ущерб русскому. «Все они проверены и разрешены. Обеспечена добровольность изучения родного языка там, где учебными планами предусмотрено его преподавание». Прокурор поблагодарил педагогов, которые в ходе проверки оперативно сигнализировали в прокуратуру и Рособрнадзор о языковых перекосах в учебном процессе, о силовом нажиме на учителей, учеников и родителей, когда Москва «взялась за язык». «В сложных условиях вы реагировали по государственному, мудро и правильно. Не допустили разжигания розни, обеспечили непрерывность процесса образования».

Нафиков, излагая ситуацию с русским языком в Татарстане, основной акцент сделал на слове «рознь» - синониме понятия «экстремизм» (ст. 282 УК РФ - прим. EADaily ). «Должен предостеречь „горячие головы“ от незаконных действий и высказываний экстремистского характера. Они будут жестко и решительно пресечены, с чьей бы стороны не исходили. Прокуратура против разжигания страстей и конфликтных ситуаций».

В социальных сетях уже отметили поразительное сходство интонации, с которой Нафиков обещал кару «языковым экстремистам», с интонацией Владимира Путина , когда он в 1999 году предрек террористам смерть в отхожем месте. Из этого народные наблюдатели сделали вывод: Нафиков в парламенте говорил не от себя, а от президента России. Что логично - по Конституции России, прокурор Татарстана подотчетен Московскому кремлю, а не Казанскому. Да и назначил Нафикова в 2013 году прокурором Владимир Путин, а не Рустам Минниханов .

Из сухого тона прокурора в республике сделали правильный вывод: Москва взялась за языковую проблему в Татарстане всерьез и, как говорится, будет карать, невзирая на статус, положение, рейтинги «Единой России» и прочие атрибуты общефедеральной «табели о рангах».

Показательна реакция аудитории в Госсовете на речь Нафикова. Сидевший в зале Госсовета госсоветник Минтимер Шаймиев скорбно молчал. Хотя обычно экс-президент Татарстана, если дело касается атрибутов «татарского суверенитета», на эмоции не скупится. Из этого наблюдатели сделали вывод, что Шаймиев сам, скорее всего, решил не лезть на рожон и предостерег от этого других членов «старой гвардии». Куда, в частности, входят президент Татарстана Рустам Минниханов (бывший при Шаймиеве министром финансов) и нынешний министр образования Татарстана (инженер-механик по специальности) Энгель Фаттахов . Судя по тому, что Энгель Навапович также не отреагировал на доклад прокурора, он молчание Шаймиева оценил правильно.

Верно услышал высказанное Нафиковым предупреждение Москвы и еще один «ветеран» - спикер Госсовета Фарит Мухаметшин . Он обратился к депутатам с предупреждением «не политизировать проблему». Политизация - еще одно ключевое слово «языкового» заседания Госсовета, своего рода жупел. Хотя многолетнее навязывание татарского языка школьникам многонационального Татарстана нельзя назвать иначе, как национализмом, да и объяснить можно только националистическими прихотями руководства. Татарский язык в ущерб русскому - символ Татарстана как «сувереного государства». В остальном, «отцы суверенитета» с начала девяностых пестовали «суверенитет» лишь с одной целью - обеспечить себе статус пожизненных хозяев Татарстана вместе со всеми вытекающими - правовой неприкосновенностью и возможностью торговаться с Москвой.

«Угроза смерти татарского языка» вследствие русификации, ассимиляции, глобализации… а также другие надуманные тезисы националистов в руководстве Татарстана - не более чем пафос. Значительная часть депутатов Госсовета давно в курсе нюансов «по языковому вопросу». Скорее всего, народные избранники именно поэтому предпочли не спорить с тем, как оценили в Москве языковое «благополучие» Татарстана, а одобрить то, что предложила Москва в лице Минобрнауки РФ. Согласно заявлению Нафикова, отныне татарский язык можно будет изучать в регионе «только добровольно, на основании письменного согласия родителей или законных представителей учащихся в пределах двух часов в неделю за счет части, формируемой участниками образовательных отношений».

Правда, без реплики спикера Мухаметшина все же не обошлось. По его словам, вопрос изучения татарского языка в школах республики «очень волнует общественность», и к депутатам поступало много заявлений от «неравнодушных граждан». От кого именно, каким депутатам, и что в этих обращениях говорилось, Мухаметшин не сообщил. Он также сказал: «Министерству образования и науки предстоит большая работа по принятию в школах учебных планов с включением в них татарского языка в объеме 2 часов. Необходим комплекс мероприятий, включающий в себя изменения в рабочие программы по татарскому языку, обновление татарской литературы, методических документов, повышению квалификации и переподготовки кадров».

Отметим, что с 2012 года школа каждого субъекта РФ совместно с родителями учеников выбирает план обучения из нескольких, предлагаемых федеральным государственным образовательным стандартом и федеральным законом «Об образовании». В случае с Татарстаном (как и с любым национальным регионом) дирекции школ и родители имеют право выбрать себе как пресловутую «региональную компоненту», так и общефедеральный план - без часов на национальный язык, но с упором на русский, литературу и один европейский язык. Однако ж Фарит Мухаметшин как раньше умалчивал о таких нюансах, так и сейчас не сообщил об этом. Как и о том, что упомянутый «объем 2 часов» становится добровольным.

Капитуляцию этнократии было забавно наблюдать со стороны. До доклада Илдуса Нафикова в Госсовете в республике еще пытались с помощью админресурса создавать иллюзию протестной волны. Раньше в образе рукотворной защиты «языкового суверенитета» была условная «преподавательница нацязыка», оставшаяся без работы. Когда этот ресурс себя исчерпал, этнократы прикрылись русскими педагогами, назначенными на роль «беззаветных защитников» татарского в ущерб русскому. В авангард антифедерального педагогического фронта попал директор специализированного лицея в Казани Павел Шмаков - «российский и финский педагог» (в 2000 году Шмаков уехал на ПМЖ в Финляндию, но в 2011 году вернулся в Казань - прим. EADaily ), «икона» либерально-ориентированных родителей казанских школьников. Связанный с «Радио Свобода» портал «Идель.Реалии» охотно процитировал Шмакова, вставшего на «защиту культурного многообразия», трансформировавшегося в сознании педагога-директора в защиту языковой «принудиловки»: «Мы считаем, что нельзя делить детей на татар и русских, что татары идут на свой татарский, а русские идут играть в футбол». По мнению Шмакова, учить татарский должны все школьники, и в его школе СОлНЦе так и будет.

Прокурорские проверки Шмаков сравнил с хождением в солдатских сапогах по нежным цветам. Прокурорские проверки возмутили педагога, который в своем желании наказать инспекторов-солдафонов договорился до абсурда: «Они фотографировали детское нижнее белье, личные предметы…». Но сверэмоциональное и сбивчивое видеоинтервью Шмакова имело воздействие разве что на людей, которые совсем не в курсе реалий Татарстана. А то, как вертикаль республики, выслушивая Нафикова, взяла под козырек, только подтверждает известное выражение «своя рубашка ближе к телу»: перепуганные этнократы, чтобы сохранить личную безопасность, быстро «сдали» родной татарский язык, на принудительном обучении которому еще вчера настаивали чуть ли не с пеной у рта.

Отметим, что точно так же - ради «сохранения всего нажитого непосильным трудом» (за 27 лет этнократии) был тихо сдан пресловутый договор о разграничениии полномочий между федеральным центром и республикой, в начале этого года пошла под суд целая когорта ранее «неприкосновенных» национал-активистов. Долгожители высоких кабинетов Казани ради спокойствия и благополучия себя оказались готовы проявить «многовекторность», превратившись из защитников «государства Татарстан» в «патриотов России». На этом фоне в республике в компетентных кругах все отчетливее звучат мнения, что Рустаму Минниханову не досидеть свой срок в президентах Татарстана, а «старой гвардии» за все прошлые этнократические «шалости» все-таки придется отвечать перед российским правосудием.

Эти мнения отчасти подкрепляются ранними выкладками некоторых московских экспертов. Согласно им, от отставки президента Рустама Минниханова раньше спасали только статус Татарстана как «суперблагополучного» региона и отсутствие конфликтов. Иллюзия «суперблагополучия» лопнула в начале 2017 года вместе с крахом «империи» Татфондбанка. А стремление Казани во что бы то ни стало следовать старым этнократическим курсом привело к выступлению Владимира Путина в Йошкар-Оле и комплексным «языковым» проверкам в школах региона. Согласно итогам этих проверок, отставка - самое простое наказание, которое может ожидать высших чиновников республики.

Вконтакте

Одноклассники

20 сентября выяснилось, что 1536 родителей из 92 школ Татарстана написали отказ от обязательного преподавания татарского языка для их детей. Данная информация была опубликована в группе «комитета русскоязычных родителей Татарии».

В соответствии с сообщением, отказ написали родители из Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска и Зеленодольска.

Накануне с просьбой заявить официальную позицию властей Татарстана по поручениям российского президента Владимира Путина относительно изучения татарского языка обратились к главе республики Рустаму Минниханову Общество русской культуры Татарстана, а также комитет по защите прав русскоязычных родителей и учащихся.

В своем обращении к президенту республики руководители 2-х общественных объединений Михаил Щеглов и Эдуард Носов попросили Рустама Минниханова организовать родительское собрание Республики Татарстан на тему «Родители Республики Татарстан - за укрепление федеральных ценностей в системе образования регионов России».

Тема изучения национальных языков в республиках стала снова актуальна после того, как 20 июля Владимир Путин сказал о недопустимости принудительного изучения в субъектах федерации России языков, которые не являются родными.

15 сентября в Казани состоялись дебаты на тему «Татарский язык в системе образования России, быть или.?», которые постепенно перешли в жаркую дискуссию. Примирить сторонников и противников обязательного изучения татарского языка наравне с русским на дебатах так и не получилось.

Накануне Татарстан лишился своего «особого статуса» в Российской Федерации, так как особый договор республики с федеральным центром не был продлён. Будет ли в конечном итоге отменён и антиконституционный, по сути, закон Татарстана об обязательном изучении татарского языка в республике?

На самом деле это проблема не одного Татарстана, - отмечает директор «Фонда развития институтов гражданского общества «Народная дипломатия» Алексей Кочетков. - Она касается всей России. Если мы исходим из того, что у нас социальное государство, как это записано в Конституции страны, то такое государство должно заботиться не только о достойном уровне жизни, но и заботиться о повышение уровня развития граждан. И знание государственного языка тут играет важную роль.

Посмотрите, что произошло на русскоязычной части Украины. Когда начали повсеместно вытеснять русский язык из всех уровней образования, украинский язык так и не поднялся на более высокий уровень. В итоге теперь значительная часть молодых украинцев не только украинского, но и русского языка толком не знает. А если и знает украинский, то сфера его применения остаётся крайне ограниченной. Это заметно даже тогда, когда читаешь русскоязычную украинскую прессу. Видно, как резко снизился уровень грамотности у пишущих на русском языке украинских журналистов.

И схожие процессы происходили и происходят в тех национальных республиках на территории России, где в ущерб русскому языку навязывается обязательное изучение языков так называемых титульных этносов.

Русский язык является основой всей русской национальной культуры, а так же языком межнационального общения не только в России, но и на постсоветском пространстве. Внутри же русской культуры успешно развиваются не только великороссы, но и представители всех остальных этносов России. И если мы будем навязывать как государственный в одном из регионов России какой-то иной язык, результаты могут быть печальными. Да, к примеру, татарские националисты порадуются. Но при этом не только русская, но и татарская молодёжь окажется в проигрышных условиях, если захочет поступить в вуз в Москве или Нижнем Новгороде, где требуется хорошее знание русского языка.

Я оканчивал школу в Москве. Со мной учились татары, коренные москвичи. Они изучали русский язык в школе, как все, но никто не мешал им между собой и в семьях говорить по-татарски, изучать родной язык и культуру.

У меня есть ощущение, что люди, которые говорят о необходимости обязательного изучения татарского языка мало на самом деле заботятся именно о татарском языке и культуре. Их больше заботит создание иной идентичности, отличной от общероссийской. Мало того, продолжение практики обязательного (фактически, насильственного) изучения татарского языка приведёт к усилению напряжённости уже на межнациональном уровне. Получается, что за счёт государственного бюджета происходит финансирование межнациональной напряжённости в стране. В итоге это может привести к тому, что у нас так называемые элиты титульных этносов заявят о том, что их республики созрели до независимого существования. А всем русским, несогласным с этим, будет предложено уезжать, как это уже было в девяностые годы в Прибалтике. (Собственно, несколько лет назад в Казани татарские националисты уже стояли с плакатами «Чемодан-вокзал-Рязань» - прим.).

С другой стороны, мы постоянно подчёркиваем, что особенность России, Русского мира в том, что мы со времён Российской империи сохраняем многообразие культур всех народов, живущих в нашей стране. Однако сохранение культуры невозможно без сохранения национального языка. Может быть, есть почва для опасений со стороны той же татарской интеллигенции, что татарский язык мало кто захочет учить, если отменить его обязательное изучение?

Мы знаем пример русской эмиграции после революции 1917 года. Только во Франции, по разным данным проживало от 800 тысяч до полумиллиона человек. Это примерно численность какого-нибудь небольшого народа на территории России. Я знаю немалое число семей эмигрантов в третьем и четвёртом поколении, кто по-прежнему говорит по-русски, знает русскую культуру. Притом, что ведь никогда не ставился вопрос о том, что в местах компактного проживания русских французское государство должно создавать и финансировать школы, где изучался бы русский язык. Поэтому знание родного языка вне зависимости от того, где ты живёшь - это в первую очередь - вопрос выбора. Да, государство может на местном уровне поддерживать культуру малых народов. Если кто-то считает, что этого недостаточно и необходимо глубже, скажем, изучать эвенкийский язык, тут есть проверенный способ - создание неправительственных организаций, частных школ и т. д. Те, кто считают, что язык своего народа необходимо поддерживать, так или иначе участвуют в финансировании всех этих начинаний. А вот задача государства состоит в том, чтобы человек, живущий в том же Татарстане, независимо от того татарин он или русский, мог получить качественное образование, изучить государственный язык России и поступить при желании в вуз в любой точке Российской Федерации. А у нас получается, что нередко родителям учеников из того же Татарстана приходится нанимать репетиторов, чтобы их дети не писали с ошибками на русском языке.

Известно, что на татарском языке в советское время татары говорили всё меньше. Отказ от обязательного изучения данного языка в школе может привести к его фактическому исчезновению? Может быть, имеет смысл сделать татарский язык обязательным для тех, кто татарин по паспорту, например?

В советское время на той же Украине изучали украинский язык в школах, украинские авторы, лояльные советской власти, нередко получали возможность издавать свои творения огромными тиражами. Однако их мало кто читал. И до сих пор русскоязычная литература на Украине пользуется куда большим спросом, чем украиноязычная, несмотря на все мыслимые и немыслимые запреты. В России же традиционно иная ситуация. Если бы не советская власть, которую традиционно ругают те же татарские националисты, сегодня мало кто бы вообще говорил на татарском языке.

Татарским националистам хочется сказать - пусть ваши писатели пишут такие произведения, ради которых их захотят читать на татарском языке не только татары, но и другие народы. И всё будет отлично у вашего языка без принудительного изучения его теми, для кого он не является родным.

Принудительно заставлять изучать татарский язык этническим татарам, по-моему, тоже неправильно. Это напоминает политику еврейских общин, которые сами себя в 17 веке замкнули в гетто. И через некоторое время еврейская молодёжь уже не могла выйти из этого гетто. Получается, что мы загоняем людей в культурное гетто. А если татарская или смешанная семья не хочет этого? Мы опять делим людей искусственно. Россиянин татарского происхождения должен обладать теми же правами, что и россиянин русского происхождения. Стены внутри государства надо разрушать, а не воздвигать. Зачем же создавать стену между русскими великороссами и русскими татарами.

Чаще всего за теми, кто говорит о мультикультурализме, о дополнительных преференциях тем или иным малым народам, думают о своих корыстных интересах.

Удастся ли, на ваш взгляд, федеральному центру добиться того, чтобы в Татарстане осталось обязательное обучение только на русском языке?

У России нет иного выхода: если мы хотим сохранить единство страны, это необходимо делать. В условиях фактически второй холодной войны мы находимся в очень тяжёлом положении. Многие этого просто не сознают. Если сейчас федеральный центр даст слабину, все этнические и даже региональные национализмы полезут изо всех щелей. И мы вовсе не сохраним межнациональный мир, если будем потакать националистам в российских республиках, а окончательно его добьём. Единственная возможность уничтожить Россию - разорвать её изнутри. Поскольку снаружи это боятся делать, пытаются действовать через создание альтернативных идентичностей. Наша задача укреплять единую русскую цивилизацию, к которой принадлежат все народы России, внося в неё свои этнические особенности.

Скопируйте iframe

В Госдуме России начинается обсуждение второй редакции поправок закона «Об образовании». Отмена обязательного изучения языков национальных республик в составе России уже год волнует их жителей. Родители разделились на два лагеря.

В Казани татар и русских почти поровну – 47 и 48 процентов, много смешанных семей. В Татарстане два государственных языка – русский и татарский. Двуязычие гарантирует Конституция Республики. Последние двадцать лет татарский изучали все ученики 6 уроков в неделю. В прошлом году обязательное изучение татарского языка в школах признали незаконным. Поводом стало высказывание российского президента Владимира Путина , о недопустимости принудительного изучения не родного языка.

«В рамках законодательства Совета Европы, в рамках образовательных стандартов, рекомендованных Советом Европы, есть понятие компетенции под названием «родной язык». То есть это основная компетенция. У нас в рамках ФГОСа родной язык не прописан, соответственно нет итоговой аттестации по родному языку. Есть только итоговая аттестация по государственному русскому языку», – говорит Айрат Фазрахманов , историк, зампредседателя Всемирного форума татарской молодежи.

Даже во второй редакции документа только один из четырех вариантов учебных планов предусматривает обязательное преподавание родного языка.

Законопроект предполагает, что выбор будут делать родители. Если большинство родителей класса решит отказаться от изучения татарского, детям остальных придется подчинится чужому выбору. Екатерина, мама восьмиклассника, считает, что изучение татарского языка для ее сына – пустая трата времени.

«У меня старший сын учится в школе, закончил в этом году восьмой класс. Восемь лет мы изучаем татарский язык, безрезультатно, к сожалению. Практически каждый день с первого по восьмой класс», – говорит мама восьмиклассника.

Изменения в языковой политике уже затронули учителей национальных языков. В середине учебного года прокуратура Татарстана потребовала уволить учителей татарского языка, Большинство директоров школ сделали это. И только директор школы Солнце Павел Шмаков отказался и подал судебный иск на прокуратуру.

«Солнце – это аббревиатура: Специализированный олимпиадно-научный центр. Мы – школа, в которой детей учат с пятого по 11 класс. Прокуратура нашей страны вообще и прокуратура Татарстана в частности, по-моему, перегнула палку. Когда к нам пришли с проверками, нам было велено в очень быстрые сроки уволить учителей татарского языка, немедленно, в середине учебного года, зимой, изменить учебные планы», – рассказывает директор школы Солнце Павел Шмаков.

Ученики школы согласны со своим директором. Родители и старшеклассники в течение полугода неизменно приходили на суды поддерживать Павла Шмакова.

«Мне нравится татарский язык, и вообще то, что с ним связано, потому что мы вообще живем в Татарстане, мы должны знать татарский язык, татары это как наши братья», – говорит Александр, ученик 5 класса школы Солнце.

Какое будущее ожидает языки национальных республик, станет ясно после принятия закона. По сути, решается не вопрос преподавания. А то, будут ли татарский, марийский, чувашский, дагестанский и другие только языками домашнего общения или культур многонациональной России.

Юлия Файзрахманова , «Белсат »