Как переводится фгос. Фгос: федеральные государственные образовательные стандарты

Государственный образовательный стандарт (назначение, структура)

Федеральные государственные образовательные стандарты - один из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование. С принятием стандарта не только государство может требовать от ученика соответствующего образовательного результата. Ученик и его родители также вправе требовать от школы и государства выполнения взятых ими на себя обязательств. Относительно европейских и мировых стандартов образования, следует заметить, что «стирание границ» ведет к определенным обязательствам со стороны учебного заведения, которое гарантирует не просто успешное завершение обучения, но и получение высокооплачиваемой работы. С другой стороны, у обучающегося есть определенные гарантии, но и необходимость постоянно и качественно пополнять свои знания, проявляя себя, что очень важно - постоянно, как квалифицированный работник. Это предполагает постоянное повышение квалификации студента, стремление постоянно быть востребованным. В этом контексте стандарт - это средство обеспечения планируемого уровня качества образования. Будучи стабильным, в течение определенного диапазона времени, стандарт образования динамичен и открыт для изменений, отражающих меняющиеся общественные потребности и возможности системы образования по их удовлетворению.

Очевидно, что в настоящее время деятельность человека все больше становится принципиально инновационной. Растет активность человека во всех областях его деятельности. Процессы постоянного роста в образовательной сфере могут получить дальнейшее эффективное развитие только в условиях становления инновационной системы образования - системы, ориентированной на новые образовательные результаты. В этой связи переход к ЕГЭ является определенным значимым этапом на пути совершенствования государственных образовательных стандартов Российской Федерации.

Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать:

1. единство образовательного пространства Российской Федерации;

2. преемственность образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты включают требования к:

1. структуре основных образовательных программ;

2. условиям реализации основных образовательных программ;

3. результатам освоения основных образовательных программ.

Назначение и функции государственных образовательных стандартов нового поколения

Сегодня все более значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов, обеспечивающий развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.

1. инструментом организации и координации системы образования, служить ориентиром ее развития и совершенствования, критерием оценки адекватности образовательной деятельности новым целям и ценностям образования;

2. средством обеспечения единства и преемственности отдельных ступеней образования в условиях перехода к непрерывной системе образования;

3. фактором регулирования взаимоотношений субъектов системы образования (учащихся, их семей, преподавателей и руководителей образовательного учреждения), с одной стороны, и государства и общества - с другой;

4. одним из ориентиров создания современной инфраструктуры образования.

Вместе с тем новая версия стандарта должна создать условия для более эффективной реализации традиционных функций стандартов как средства нормативно-правового регулирования деятельности системы образования.

1. обеспечение права на полноценное образование, которое заключается в обеспечении посредством стандарта гарантированных Конституцией РФ «равных возможностей» для каждого гражданина «получения качественного образования», т. е. уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития личности и возможности продолжения образования;

2. обеспечение единства образовательного пространства страны, которое представляет собой переход к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования, требует наличия механизма регулирования, призванного стабилизировать систему образования в стране. Эту стабилизирующую и регламентирующую роль должны выполнять стандарты образования. Не ограничивая развития специфических региональных подходов, наличия различных видов школ, вариативных программ, образовательные стандарты фиксируют требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Реальные образовательные программы конкретного образовательного учреждения по своему содержанию могут существенно различаться и по объему, и по глубине предлагаемой ими подготовки учащихся, но все они обязаны обеспечить реализацию и достижение требований стандартов. Это позволит обеспечить внутри страны гарантированное качество подготовки выпускников школы, на которое можно опереться при организации последующего обучения. Стандарт является важнейшим фактором решения многих демографических и социальных проблем в условиях возможной миграции населения, станет основой признания эквивалентности документов об образовании, полученных в различных регионах, и т. п.;

3. обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

4. критериально-оценочную, которая проистекает из сущности стандарта как ориентира, равняясь на который развивается система образования. Отдельные компоненты системы документов, обеспечивающих функционирование стандарта, несут в себе требования к содержанию образования, объему учебной нагрузки, процедурам оценки образовательных результатов выпускников, являются составной частью оценки образовательной деятельности педагогов, образовательных учреждений, системы образования в целом;

5. повышение объективности оценивания, реализация которой связана с возможностью коренной перестройки существующей системы контроля и оценки качества образовательных результатов на основе критериально-ориентированного подхода к оцениванию и использования системы объективных измерителей качества подготовки выпускников и эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования в целом, определяемых стандартом.

Получение достоверной информации о реальном состоянии дел в системе образования создаст условия для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях - от учителя (выбор оптимальных методик, своевременная коррекция, дифференциация и индивидуализация обучения и др.) до руководителей народным образованием (разработка и принятие мер по улучшению состояния образования на региональном и федеральном уровнях, внесение изменений в программы и учебники, совершенствование организации и управления образованием).

Вместе с этим проводится разработка Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008., стр. 19:

1. примерных (базисных) образовательных планов и программ;

2. системы оценки соответствия содержания и качества подготовки обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам в процессе аттестации выпускников в различных формах;

4. экспертизы учебников, учебного оборудования и средств обучения для общеобразовательной школы;

5. системы аттестации педагогических работников;

6. контрольных измерительных материалов для объективной оценки и мониторинга образовательных достижений обучающихся в рамках общероссийской системы оценки качества образования;

7. подходов и методики расчета механизмов бюджетного финансирования системы образования, тарификации педагогических кадров.

Таким образом, Государственные образовательные Стандарты в системе существующего законодательного поля системы образования становятся важнейшим нормативным правовым актом, устанавливающим от имени Российской Федерации определенную совокупность наиболее общих норм и правил, регулирующих деятельность системы общего среднего образования Сенашенко В. С. О концептуальных основах федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования / В. С. Сенашенко / / Alma mater. - 2008. - N 9. , стр. 14.

Введение государственных образовательных стандартов в систему обеспечения развития образования предусмотрено Законом РФ «Об образовании». В соответствии с законодательством Российской Федерации государственные образовательные стандарты выступают как важнейший нормативный правовой акт России, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, реализующем основные образовательные программы.

Существующие государственные образовательные стандарты на федеральном, региональном уровне и на уровне образовательного учреждения в соответствии с документом заменяются на федеральный государственный образовательный стандарт, который будет включать в себя требования к результатам освоения основных образовательных программ, осуществляемых учебным заведением.

При этом реализация программ высшего профобразования может осуществляться на основе образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых вузами федерального уровня, перечень которых утверждается Президентом РФ. Вместе с тем сохраняются право образовательного учреждения на формирование учебной программы, а также возможность органов управления образованием влиять на ее содержание с учетом региональных и национальных особенностей.

Новая структура стандарта включает в себя:

1. требования к результатам освоения основных образовательных программ (к общим, социальным, профессиональным компетенциям, а также знаниям, умениям и развитию личностных качеств обучающихся, обеспечивающим реализацию соответствующих компетенций);

2. требования к структуре основных образовательных программ, включающие требования к соотношению (объемам) составляющих основной образовательной программы (гуманитарная, естественнонаучная, математическая и др.), а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, которая формируется участниками образовательного процесса;

3. требования к условиям реализации основных образовательных программ (т. е. требования к обеспечению реализации основной образовательной программы).

Принципиальным отличием образовательных стандартов второго и третьего поколения должна стать их ориентация на результат образования. Образовательные результаты, выражающие собой, по существу, цели образования, неразрывно связаны с условиями, в которых осуществляется образовательный процесс. Цели отражают потребности личности, общества, государства в образовании. Условия отражают возможности общества (государства) в обеспечении образования.

Также в законе прописаны государственные требованиях к условиям реализации образовательного процесса

1. кадровое обеспечение - характеристика необходимой квалификации педагогических кадров;

2. финансово-экономическое обеспечение - параметры соответствующих нормативов и механизмы их исполнения;

3. материально-техническое обеспечение - общие характеристики инфраструктуры общего образования (включая параметры информационно-образовательной среды);

4. информационное обеспечение включает необходимую нормативную правовую базу общего образования и характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса.

Таким образом, введение федерального государственного образовательного стандарта позволит Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования:

1. обеспечить единство федеральных требований к образовательным программам и условиям их реализации на всей территории Российской Федерации, преемственность образовательных программ различных уровней образования и преемственность в исторически сложившейся культуре формирования образовательных программ;

2. повысить требовательность к разработке содержания образования образовательными учреждениями всех уровней, а также создать предпосылки для более объективного контроля за их деятельностью;

3. способствовать развитию академических свобод образовательных учреждений и учитывать особенности формирования образовательных программ подготовки научных и научно-педагогических кадров.

Все вышеотмеченное будет в конечном итоге способствовать повышению качества образования, конкурентоспособности российского образования на международном уровне и как следствие - качества жизни и благосостояния россиян.

Важной чертой развития образования в наше время является его глобальность. Эта черта отражает наличие интеграционных процессов в современном мире, интенсивных взаимодействий между государствами в разных сферах общественной жизни. Образование из категории национальных приоритетов высоко развитых стран переходит в категорию мировых приоритетов.

Современная цивилизация вступает на принципиально новую информационную (постиндустриальную) ступень своего развития, когда ведущей мировой тенденцией признается глобализация социальных и культурных процессов на Земле. Однако глобализация, наряду с позитивными сторонами, породила и ряд серьезных глобальных проблем: социальных, экономических, экологических и духовно-нравственных. В соответствии со стратегией устойчивого развития современной цивилизации, принятой на конференции ООН в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, требуется новая концепция образования, опережающая перспективы XXI столетия. Глобальную миссию в сфере образования осуществляет университет ООН (штаб-квартира в г. Токио), основанный в 1975 году и являющийся частью системы ООН. Университет является уникальной образовательной исследовательской структурой, представляющей собой сообщество ученых и выполняющей функцию форума для поиска новых концептуальных подходов к разработке и решению мировых проблем.

Для перехода на Европейский уровень образования, Государственные Образовательные Стандарты претерпевают переосмысление и значительные изменения. Образовательные результаты, являющиеся также целями образования, неразрывно связаны с условиями, в которых осуществляется образовательный процесс. Цели отражают потребности личности, общества, государства в образовании. Условия отражают возможности общества (государства) в обеспечении образования. Результат образования определяют следующие направления формирования качеств личности:

1. личностное развитие;

2. социальное развитие;

3. общекультурное развитие;

4. интеллектуальное развитие;

5. коммуникативное развитие.

Таким образом, Государственные Образовательные Стандарты становятся важнейшим нормативным правовым актом, устанавливающим от имени Российской Федерации определенную совокупность наиболее общих норм и правил, регулирующих деятельность системы общего образования.

В настоящее время актуальной является проблема межгосударственного признания документов об образовании в разных странах. С середины 80-х гг. XX в. ЮНЕСКО и другие международные организации ввели в рассмотрение образовательные документы. Эксперты Совета Европы опубликовали документ, где приводится сравнительная характеристика образовательных документов всех стран Европы. Система образовательных стандартов не осталась в стороне от этих документов. Организация среднего образования становится все более сложной. Таким образом, существует проблема с признанием школьных аттестатов одних стран в других.

Для примера возьмем во многом «несправедливую» оценку университетами в Америке документов об общем среднем образовании, которые были выданы в развитых странах Европы. Во многих заключительных и полностью согласованных документах проглядывается общая тенденция: стандартное (или «полное») среднее образование должно иметь продолжительность не менее 12 лет и обязательно включать заключительную стадию углубленного и дифференцированного обучения в направлении будущего высшего образования длительностью три или более лет.

Заметим, что во всех вышеперечисленных постановлениях не рассматривается вопрос о выпускных экзаменах и конкурсных испытаниях в вузах. В перспективе возможно совмещение этих компонентов и придание им такой объективности, чтобы результаты давали возможность оценивать и сравнивать работу всех школ страны данного типа и уровня.

Но в реальных обстоятельствах это требование объективизации экзаменов не является составной частью сформировавшегося на данный момент стандарта среднего образования.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину страны равные возможности для получения образования, общедоступность и бесплатность. В какой школе, в каком регионе ни учился бы ребенок, он должен получать одинаковые знания, поэтому на всей территории страны должно быть обеспечено единое образовательное пространство. Недопустима физическая и психологическая перегрузка учеников в ходе процесса обучения. Для обеспечения этих и других требований в российском образовании разработан Государственный образовательный стандарт. В федеральном законодательстве это понятие трактуется следующим образом: «Государственный стандарт общего образования – это система норм и требований, определяющий обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса».

Кроме обеспечения вышеназванных требований, ГОСТ образования дает возможность для разграничения образовательных услуг, финансируемых за счет бюджетных средств и за счет учащегося. Он определяет требования к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт.

На основании государственного образовательного стандарта:

1) разрабатываются базисный учебный план, образовательные программы, учебные планы образовательных учреждений и программы по учебным предметам;

2) производится объективная и единая оценка деятельности учащихся во всех общеобразовательных учреждениях страны;

3) определяется объем финансирования образовательных услуг, реализуемых учебным заведением;

4) определяется уровень оснащенности образовательных учреждений;

5) устанавливается эквивалентность документации об образовании.

2. Компоненты государственного стандарта образования

В состав стандарта общего образования входит три компонента: федеральный компонент, региональный компонент и компонент образовательного учреждения.

1. Федеральный компонент. Этот элемент образовательного законодательства включает в себя обязательный минимум содержания образовательных программ. В соответствии с федеральным компонентом на территории всей страны установлен единый объем учебной нагрузки и время, в течение которого должен реализовываться процесс обучения. На основе федерального компонента строятся цели обучения, основная социальная направленность обучения, реализуются принципы обучения. Федеральный компонент государственного стандарта является базой для написания учебников по школьным предметам.

2. Региональный компонент. Каждый регион РФ имеет возможность выстроить учебную деятельность в соответствии со своими экономическими и социальными потребностями. Оставляя неизменным минимум содержания, гарантированный федеральным компонентом, учебное заведение может включить в процесс обучения учебный предмет или расширить изучение уже имеющегося предмета за счет регионального компонента.

3. Компонент образовательного учреждения. Решением педагогического совета и руководства образовательного учреждения в учебный план могут быть внесены изменения в соответствии с пожеланиями учащихся и педагогов. За счет компонента образовательного учреждения, как правило, производится дополнительное внеурочное образование учащихся.

Базовыми для реализации государственного образовательного стандарта являются следующие концептуальные положения:

1. Личностный подход к обучению. Образование должно осуществляться с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся. Важно обращать внимание на профессиональные и социальные интересы школьников, на их семейно-бытовое положение.

2. Деятельностная направленность. Процесс обучения неотрывно связан с практической деятельностью. Мотивация к изучению материала заметно увеличивается, когда полученные знания могут быть использованы учеником в жизненных ситуациях.

3. Межпредметность. Обучение должно быть выстроено с учетом межпредметных связей.

4. Воспитательный и развивающий потенциал. Обучение не может строиться без учета воспитательных и развивающих моментов. Это гарантирует взаимосвязь и взаимообусловленность образования, развития и воспитания.

5. Профильность. Любой учебный предмет может быть выбран для углубленного изучения, расширения понятийного аппарата.

6. Формирование информационной культуры. Ученик должен научиться самостоятельно формировать свою познавательную деятельность, участвовать в научно-исследовательской деятельности.

Длительность учебного года. Нормативы четко определяют начало занятий 1 сентября и конец занятий 25 мая. Даты каникул также определены достаточно точно: 5-11 ноября, 30 декабря – 9 января, 20–31 марта. Классная учебная неделя определятся вариативно, и ее наибольшая продолжительность превышает минимальную на 2–6 уроков. Будем считать, что математически точное вычисление длительности учебного года в астрономических часах возможно только при рассмотрении условий конкретной школы. Возьмем 9-11-е классы. Число дней обучения формально – 34 недели. Но в реальных условиях от 1 сентября до 25 мая учитываются каникулы и выходные дни. Без их учета получаем, что истинная продолжительность учебного года всего лишь 32 недели (или 167 дней). Кроме того, такое распределение возможно только при отсутствии частых в наши дни забастовок учителей или отмены занятий ввиду морозов или гриппа. Однако и такой расчет в сравнении с другими странами показывает, что продолжительность учебного года в нашей стране меньше типичного западного значения. Чтобы достигнуть этого уровня, нам нужно возвращаться к 6-дневной рабочей неделе и завершать учебный процесс в конце июня.

Наличие государственного стандарта общего образования значительно упрощает работу учителя, поскольку он объективно видит, какой «продукт» требует современное общество. Большой выбор учебно-методических комплектов по предметам, разнообразие предлагаемых программ может запутать педагога. Только четкое следование положениям государственного стандарта может помочь учителю правильно разработать учебный план с учетом требований к подготовке выпускника.

1. Дополните предложения (выбрать 1 необходимое слово):

«Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать:
а) единство образовательного пространства Российской Федерации»;
б) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования».
Слова для справок: а) единство, б) непрерывность, в) преемственность, с) доступность.

2. Перечислите отличительные признаки ФГОС нового поколения от стандартов 2004 года

1. не регламентирует в чистом виде содержание образования
2. включает требования к структуре, условиям и результатам реализации основных образовательных программ
3. важное внимание уделяется воспитанию
4. результаты не только предметные, но и метапредметные, личностные
5. новое методологическое основание
6. новый формат документа
7. новая структура
8. более широкий спектр функций пользователей

3. Выберите основные принципы, на которых базируется ФГОС?

а) преемственность;
б) развитие;
в) научность;
г) вариативность

4. В каком базовом документе ФГОС определена система ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования?

а) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России;
б) Фундаментальное ядро содержания общего образования;
в) Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ;
г) Послание Президента Федеральному Собранию.

5. Дополните предложение: «Стандарт устанавливает требования к структуре, условиям,….

а) целям;
б) педагогам;
в) результатам;
г) содержанию.

6. Какой подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть обучающиеся:

а) информационный;
б) системно-деятельностный;
в) интегративный;
г) традиционный.

7. Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС закрепляет приоритет развивающего обучения. Выберите признаки развивающего обучения:

а) базируется на принципе доступности;
б) опирается на сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм обучения;
в) ориентировано на усвоение определенной суммы знаний;
г) опирается на зону ближайшего развития;
д) на первый план выступают учебные задачи, решая их обучающиеся, усваивают общие способы умственной деятельности.

8. Разработка основной образовательной программы ООО относится к компетенции:

а) Министерства образования и науки РФ;
б) Департамента образования Вологодской области;
в) Учредителя образовательного учреждения;
г) образовательного учреждения.

9. В каком документе прописаны требования к основной образовательной программе ООО?

а) Устав образовательного учреждения;
б) ФГОС ООО;
в) Примерная образовательная программа ООО;
г) Фундаментальное ядро содержания образования.

10. Основная образовательная программа ООО содержит следующие разделы (выберите верные):

1. Нормативно-правовой
2. Целевой
3. Содержательный
4. Организационный

11. В требованиях к структуре основной образовательной программы ООО зафиксировано наличие обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Каково их соотношение?

а) 80% и 20%;
б) 60% и 40%;
в) 50% и 50%;
г) 70% и 30%.

  1. Соотнесите цели реализации основной образовательной программы ООО с разделами и подпрограммами, направленными на их реализацию:

Цели реализации ООП ООО Разделы и подпрограммы
1). Обеспечение планируемых результатов ООП ООО а) Программа воспитания и социализации
2). Формирование целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей б) Учебный план
3). Учёт личностных, семейных, общественных, государственных потребностей и возможностей обучающихся в) Программа отдельных учебных предметов, курсов
4). Становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости г) Целевой раздел ООП

(«Планируемые результаты освоения обучающимися ООП»)

5). Учёт индивидуальных особенностей развития обучающегося и состояния здоровья д) Программа развития УУД

13. Что не входит в состав универсальных учебных действий:

а) личностный блок
б) регулятивный блок
в) познавательный блок
г) здоровьесберегающий блок
д) коммуникативный блок

14. Завершите предложение:

Если под метапредметными результатами в начальной школе подразумеваются освоенные универсальные учебные действия, ключевые компетенции и межпредметные понятия, то в среднем звене добавляется способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельно планировать, осуществлять учебную деятельность, строить ….
а) программу развития;
б) индивидуальную образовательную траекторию;
в) жизненные планы;
г) взаимоотношения.

15. Личностные универсальные действия – это …(исключите лишнее):

а) умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;
б) знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения;
в) ориентация в социальных ролях;
г) ориентация в межличностных отношениях;
д) знание основ религии.

16. Регулятивные действия – это… (исключите лишнее):

а) целеполагание;
б) планирование;
в) прогнозирование;
г) внимание;
д) контроль;
е) коррекция;
ж) оценка;
з) саморегуляция.

17. Что не входит в блок познавательных универсальных учебных действий:

а) логические действия;
б) общеучебные действия;
в) оценочные действия;
г) действия постановки и решения проблем.

18. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени ООО должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества таких как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство и литература, природа, человечество. Какая из ценностей пропущена?

а) любовь
б) здоровье
в) счастье
г) общение

19. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО должна (выбрать лишнее):

а) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования;
б) ориентировать образовательный процесс на оценку предметных знаний;
в) обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования;
г) предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения);

20. В соответствии с требованиями ФГОС ООО составляющей итоговой оценки выпускника основной школы является оценка за выполнение и защиту проекта. Определите тип (типы) данного проекта:

а) индивидуальный;
б) социальный;
в) групповой;
г) игровой.

21. Выберите аспекты коммуникативных УУД:

а) планирование учебного сотрудничества;
б) владение монологической и диалогической формами речи;
в) управление поведением партнёра;
г) установление причинно- следственных связей;
д) прогнозирование.

22.Укажите верное определение рабочей программы:

а) Рабочая программа позволяет в полной мере учесть и отразить национально-региональный компонент (с учетом специфики преподаваемого учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)), авторский замысел педагога, возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки обучающихся, специфику обучения в конкретном образовательном учреждении.
б) Рабочая программа — это учебная программа, разработанная авторами УМК на основе Примерной программы для конкретного образовательного учреждения и определённого класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использование организационных форм обучения и т.п.
в) рабочая программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий, даются общие рекомендации методического характера.

23. К кадровым условиям введения и реализации ФГОС ООО не относится:

а) повышение квалификации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений;
б) разработка рекомендаций для педагогических работников по организации внеурочной деятельности;
в) создание программы саморазвития педагога;
г) обеспечение преемственности по отношению к начальной ступени общего образования;
д) оказание постоянной научно-методической и информационной поддержки педагогам.

1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

4. Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.

5.1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка.

6. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

7. Формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии).

8. Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. При утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.

9. Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации.

10. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет", а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) - совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полно

го) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию . К образовательным стандартам, принятым до 2009 года, применялось название «Государственные образовательные стандарты». До 2000 года, до принятия государственных стандартов по каждо й ступени общего образования и специальности (направления подготовки) , в рамках общего государственного образовательного стандарта применялись государственные требования к минимуму содержания уровню подготовки выпускника по каждой ступени образования и специальности .

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

  • единство образовательного пространства Российской Федерации;
  • преемственность начального общего , основного общего , среднего (полного) общего , начального профессионального , среднего профессионального и высшего профессионального образования .
  • духовно-нравственное развитие и воспитание

Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

Стандарт является основой для:

  • разработки примерных основных образовательных программ ;
  • разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;
  • организации образовательного процесса в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу в соответствии со стандартом, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;
  • разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения;
  • осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;
  • проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся;
  • построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;
  • организации деятельности работы методических служб;
  • аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений;
  • организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.

Каждый стандарт согласно Федеральному закону от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ включает 3 вида требований:

  • требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  • требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  • требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Для реализации каждого ФГОС образовательное учреждение должно разработать основную образовательную программу (ООП), включающую учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочные и методические материалы .

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Типы уроков по ФГОС

Типы уроков: уроки «открытия» нового знания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности; уроки развивающего контроля.

Новая формулировка Старая формулировка Уроки "открытия нового знания" Урок формирования знаний Уроки рефлексии Урок совершенствования знаний Урок закрепления и совершенствования знаний Уроки методологической направленности Урок обобщения и систематизации знаний Уроки развивающего контроля Урок контроля знаний, умений, навыков Урок коррекции знаний, умений, навыков

Уроки «открытия» нового знания: Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Структура урока: этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности; этап актуализации и пробного учебного действия; этап выявления места и причины затруднения; этап построения проекта выхода из затруднения; этап реализации построенного проекта; этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; этап включения в систему знаний и повторения; этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Уроки рефлексии: Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.

Структура урока: этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности; этап актуализации и пробного учебного действия; этап локализации индивидуальных затруднений; этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; этап реализации построенного проекта; этап обобщения затруднений во внешней речи; этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; этап включения в систему знаний и повторения; этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании.

Уроки общеметодологической направленности: Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов. Формирование у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему; о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации.

Структура урока: Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.

Урок развивающего контроля: Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Структура урока: написание учащимися варианта контрольной работы; сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы; оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

Следует подчеркнуть, что разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая система дидактических принципов.

Предварительный просмотр:

Примерная структура каждого типа урока по фГОС

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

3) Актуализация знаний.

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления ) .

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

4) Первичное закрепление

в знакомой ситуации (типовые)

в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний.

с целью подготовки к контрольному уроку

с целью подготовки к изучению новой темы

6) Обобщение и систематизация знаний

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

5. Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)