Второе христианское кладбище одессы. Панорама Старое христианское кладбище (Одесса)

Молдаванка - район во многом легендарный, хотя на самом деле лишь одна из слободок, возникших вокруг границ портофранко - свободной экономической зоны. Тот самый специфичный характер застройки с "одесскими двориками" возник не от хорошей жизни: Молдаванка расположена неподалеку от Привоза, через дорогу от границы портофранко, и не удивительно, что здесь расцвел криминал в самых разнообразных его видах. Каждый двор - по сути, мини-крепость: все окна выходили внутрь двора и всего пару-тройку - на улицу. Вход - через арку в фасадном здании, если такого нет - строился забор метра 2 высотой, обязательно глухой и каменный. Подобные по планировке дворы-крепости можно встретить и в Старом городе Симферополя, и в горных селениях Карпат. Но мы - в Одессе, а значит не побывать на Молдаванке просто невозможно. Пройдем же мы туда через бывшее Первое христианское кладбище, где было похоронено более 200 000 первых одесситов.

Нет, мы не ошиблись - ныне кладбище представляет из себя парк культуры и отдыха. В 1930-х годах его сровняли с землей, ценности из могил выпотрошили НКВДисты, а на части территории разместили зоопарк. Который еще и расширять собираются! Значение же кладбища в Старой Одессе - приблизительно как Байковое в Киеве или Лычаковское во Львове.

Впрочем, в мэрии не все помнят и чтут своих предшественников. Так, вынашиваются планы расширения того самого зоопарка на костях - речь шла о 2,5 га парка-кладбища, слева от центральной аллеи. Также планировалось отобрать хоздвор трамвайного парка. А на Новошепном ряду планировалось построить паркинг. В результате же планы расширить зоопарк поставили под угрозу трамвайное депо.

Часовня возле раскопанных фундаментов кладбищенской церкви

Кладбищенский храм Всех Святых был закрыт в 1934 году, а в 1935 году разобран. По воспоминаниям свидетеля, в один из дней в начале 1930-х годов, все входы на кладбище были перекрыли сотрудниками НКВД. На самом кладбище специальные работники извлекали гробы из фамильных склепов, вскрывали их (многие из них были частично застеклёнными), извлекали оружие, награды, драгоценности. Все изъятые ценности регистрировали и укладывали в мешки. Если гроб был металлическим, то он тоже вывозился, как металлолом, а останки из него высыпали на землю. Таким образом прах многих погребённых был просто рассыпан на поверхности земли.

Храм в прямом смысле слова сровняли с землей, нижний ярус частично сохранился

Вынося на сессию горсовета вопрос о расширении территории зоопарка за счет парка «Преображенский», городские власти Одессы нарушили 12 законодательных и нормативных актов. Об этом в ходе заседания «круглого стола», организованного Общественным советом при главе Одесской облгосадминистрации, заявила член совета Ирина Голобородько.

«Я люблю животных. В нашем зоопарке они содержатся в ужасающем состоянии. Зоопарк нужно реконструировать, но не за счет же праха и памяти великих одесситов, строивших наш город», - считает общественный деятель. По словам И. Голобородько, греческая диаспора Одессы давно просит выделить ей участок для восстановления разрушенного храма Во имя Всех Святых, который находился в парке.

…Депутат горсовета Светлана Фабрикант заявила, что для нее, как для инициатора создания комиссии по вопросу парка Преображенский, появление данного проекта решения сессии явилось полной неожиданностью. По словам С. Фабрикант, когда она занимала пост и.о. вице-мэра, было два инвестора, готовых реализовать проект переноса зоопарка на место нынешнего парка им. Ленинского комсомола. Также по данным депутата, есть проект строительства бизнес- и торгового центра на месте парка Преображенский. Он прошел все согласования. В том числе и Управления охраны объектов культурного наследия облгосадминистрации. Что же касается захоронений, то они находятся на поверхности. И чтобы их повредить, глубоко копать не надо, подчеркнула С. Фабрикант.

А вот и Молдаванка! Улица Адмирала Лазарева, угол Мечникова

Вики: В конце 1700-х годов Молдаванка представляла собой отдельное поселение, состоящее из двух десятков домов, но в 1820 году эта местность вошла в состав города. Это было рабочее предместье Одессы, где разместились промышленные предприятия и где проживали их работники. Границы Молдаванки: восток — ул. Старопортофранковская; север — ул. Градоначальницкая; запад — ул. Балковская; юг — ул. Заньковецкой и генерала Цветаева.

Водилы!

По Лазарева и пойдем. Одноэтажный дом с аркой

Заглянем внутрь.

На удивление, разваливающихся домов очень мало, заброшек нет

Вот так!

Углубимся дальше, в сторону промзоны, по Высокому переулку, и выйдем на улицу Генерала Цветаева. Там дворы поменьше, поплотнее

Приблизительно половина дворов закрыты, зачастую обычными кодовыми замками

Какой-то обветшалый декор, спутанная проводка, новенькая таблика на украинском языке

В арках зачастую висят разнокалиберные почтовые ящики

Типовая Молдаванка.

Здесь даже есть техэтаж и новый декор арки

Дворик с многочисленными достройками

И снова ящики

Этот двор оказался открыт настежь, что редкость

Увы, застройщики добрались и до Молдаванки - на другой стороне улицы Цветаева на месте промзоны строят такую хрень

Здесь посреди дворика воздвигнут грандиозный сарай - памятник архитектуры и градостроительства дворового масштаба

Немало же дворов превратились в место парковки

Террасы, веранды, балконы...

Улица. Ныне на Молдаванке довольно спокойно, к туристам привыкли, но сомнительного контингента в виде спившихся аборигенов здесь в разы больше, чем в других районах

Вот мы и вышли к Алексеевской площади

Осторожно, злая собака!

Магазин на углу (с)

Дома выходят на площадь

Здесь уже на первых этажах были магазины с подвалами - классическая еврейская застройка

Вид на улицу Болгарскую - видно, что ближе к бывшей границе портофранко высотность и опрятность домов увеличивается

Вот мы и вышли на Алексеевскую площадь. А Молдаванка еще будет!

Ста́рое христиа́нское кла́дбище в Оде́ссе (другие названия - Первое христианское кладбище, Преображенское кладбище) - комплекс кладбищ в городе Одесса, существовавший с момента основания города по начало 1930-х годов, когда он был уничтожен вместе со всеми памятниками и могилами. На территории кладбища был разбит парк культуры и отдыха - «Парк Ильича» (впоследствии «Парк Преображенский») и зоопарк. Захоронения на кладбище проводились до второй половины 1880-х годов, затем были запрещены из-за отсутствия места; выдающиеся личности, по специальному разрешению, и ближайшие родственники уже захороненных хоронились вплоть до уничтожения кладбища в 1930-х годах. На кладбище было захоронено около 200 тысяч человек, включая первостроителей и первых жителей Одессы.

Старые городские кладбища, разделённые по вероисповеданию покойного - христианское, еврейское (первые захоронения на еврейском комплексе кладбища датировались 1792 годом), караимское, мусульманское и отдельные участки захоронения самоубийц, погибших от чумы и воинские - появились в Одессе в период её зарождения в самом конце Преображенской улицы. Со временем территория этих кладбищ слилась воедино и это кладбище стали называть Старым, Первым или Преображенским кладбищем Одессы. За годы существования кладбище постоянно расширялось, достигнув к началу ХХ века площади в 34 гектара, стало занимать территорию между улицами Мечникова и Ново-Щепным рядом, переулками Высоким и Трамвайным, а также образовавшуюся вдоль улицы Водопроводной «Чумную гору». Вначале кладбище было окопано рвом, а впоследствии обнесено каменной стеной. 25 августа 1820 года состоялось освящение кладбищенского православного храма во имя Всех Святых, строительство которого было начато в 1816 году. В 1829 году была сооружена богадельня, основание которой было положено взносом вдовы одного из первых городских голов и богатого купца Елены Кленовой, в 6 тысяч рублей. В её честь одно из отделений именовалось Еленинским. Богадельня была построена недалеко от храма. Позднее, уже на средства Г. Г. Маразли и по проекту архитектора А. Бернардацци, было сооружено новое здание богадельни (по адресу улица Мечникова, дом 53), а в 1888 году по проекту архитектора Ю. М. Дмитренко по адресу улица Новощепной ряд дом 23 было построено здание детского приюта. В марте 1840 года состоялись торги на отдачу в подряд копания могил на кладбище. С 5 июня 1840 года была установлена следующая плата: для дворян, чиновников, купцов и иностранцев - летом 1 рубль 20 копеек серебром; зимой - 1 рубль 70 копеек; для детей указанных сословий - 60 и 80 копеек соответственно; мещане и прочие звания - 50 и 75 копеек, а их дети - 40 и 50 копеек соответственно. С бедных плата не взималась. В последующий период существования кладбища эта плата несколько раз повышалась. До 1841 года за порядком на кладбище следило несколько организаций - городской приказ общественного презрения, духовный приют православной церкви Во имя Всех Святых и совет Евангелической церкви…

Второе Христианское кладбище считается весьма престижным. К тому же оно самое старое в городе, за почти 130-летнюю историю там обрели покой свыше полумиллиона человек. И цифра эта весьма приблизительна, так как в некоторые периоды закапывали много и тайно и никаких отметок в кладбищенской книге не производили. Особенно это касается времен гражданской войны. Тюрьма рядом. Власти менялись и отстреливали неугодных: петлюровцы - большевиков, деникинцев, махновцев и евреев, деникинцы - большевиков, петлюровцев, махновцев и евреев, большевики - ...

Когда-то, до Октябрьской революции, быть захороненным в центральной части кладбища, неподалеку от храма, было весьма почетно. Вечное пристанище обретали тут самые достойные жители Одессы православного вероисповедания. Известные своими богоугодными делами, милосердием, благотворительностью.

Тут же хоронили и воинов, принявших смерть за Бога, Царя и Отечество. Вот, прямо возле церкви, академик Филатов лежит. По полному праву. Истинный был христианин".

При советской власти кладбище сделали интернациональным и на центральных аллеях хоронили только по указанию горкома партии. Старые надгробия генералов царской армии, купцов-меценатов, начальников департаментов, врачей, директоров гимназий сносили.

Покоится там прах и вице-адмирала Жукова, руководителя обороны Одессы. Рядом с полководцами идут ряды скромных плит, под которыми лежат солдаты, сержанты, командиры взводов и батальонов, защищавших либо освобождавших Одессу в годы Великой Отечественной.

Известный одесский артист Михаил Водяной с любимо женщиной и своими героями:

Кладбище дает приют огромному количеству бомжей, они тут днюют и ночуют. Живут. Подрабатывают. Там алюминиевый крест отломают да в скупку отволокут, бронзу с памятника снимут. Или ограду перенесут. Появился и такой бизнес. Люди обеднели, у многих нет денег на установку новой ограды, а тут бомж подходит, предлагает услугу. Некоторые соглашаются, не думая о том, что завтра и эту ограду перетащат. Мрамор тоже снимают, вещь ценная. У милиции до этого руки не доходят. Руководство кладбища пробовало нанять охранную фирму, но толку не оказалось никакого, только зря деньги потратили.

Не в бомжах главная проблема. Надо бы придать этому кладбищу статус памятника истории.

Для увековечивания памяти высокопреосвященного Дмитрия, архиепископа Херсонского и Одесского Городская Дума 20 февраля 1884 г. постановила: соорудить на городские средства церковь на Новом кладбище во имя Св.Дмитрия, митрополита Ростовского, день которого православная церковь празднует 21 сентября. Этим же постановлением были выделенны на сооружение церкви 25 000 руб. В июне 1885 года комиссия по сооружению храма подписала контракт с подрядчиками инженерами Плановским и Гайновским на постройку храма по проекту архитектора Георгия Мелетьевича Дмитренко.
Здание церкви, выполненное в русском ярославском стиле имело много интересных архитектурных решений.

Чудесный по красоте храм стал одним из красивейших в Одессе. Наружная отделка храма изящна и величава. Вместо мраморного сделан красивый мозаичный пол. Простая с виду внутренняя отделка церкви украшена "деревянным иконостасом бирюзового цвета", имеющим оригинальное решение. История храма св. Дмитрия Ростовского интересна еще и тем, что он является единственным одесским православным храмом, который никогда не закрывался, даже в советские времена.

Хоронят здесь и сейчас- но стоит это колоссальных денег.

Информация взята

Доводилось ли вам когда-нибудь бывать на христианском кладбище в мусульманской стране? А мне вот минувшим летом удалось совершить небольшую экскурсию по старому христианскому кладбищу, расположенному едва ли не в центре Ашхабада . Эта прогулка оставила мне целую массу впечатлений, в основном неприятных и даже немного жутких: та разруха, которую я увидел на фоне новых беломраморных зданий, рождала в голове лишь вопросительные знаки и знаки (если бы, конечно, таковые существовали) недоумения. Чуть позже выяснились кое-какие детали и нюансы, которые в принципе начали ставить вещи на свои места, но то, что я увидел и испытал тогда, во время хождения по кладбищу, осталось со мной, пожалуй, навсегда.

Если из центра города двигаться по Проспекту Нейтралитета (Битарап шаёлы) на север, то вскоре, после пересечения с железной дорогой, вы увидите примерно следующую картину: по левую сторону от дороги будут стоять красивые современные здания, среди которых можно рассмотреть штаб-квартиру турецкой компании "Полимекс" (контора, которая строит всю самую дорогую монументальщину в городе и стране), а по правую сторону - высокий бетонный забор, огораживающий приличный кусок территории, вглубине которой прячутся маковки православного храма (одного из двух в Ашхабаде). Вот за этим забором и находится старое христианское кладбище, открытое в 1880 году, в том самом году, когда и возник Ашхабад .

В ночь на 6 октября 1948 года туркменская столица пережила ужасное 8-балльное землетрясение, в результате которого было уничтожено более 90 процентов строений и погибло 2/3 населения города. Значительная часть жертв того землетрясения была похоронена именно здесь , о чём сегодня напоминает мраморная табличка, установленная у входа на территорию.

О том, как же сегодня выглядит это "памятное" кладбище и как я вообще оказался в тех местах, смотрим и читаем под катом.


Со стороны Проспекта Нейтралитета вход на территорию кладбища отсутствует, для того, чтобы сюда попасть, необходимо заходить со стороны жилого двора одного из домов района ХитрОвки

Памятная мраморная табличка у входа на территорию кладбища. Писали явно не русские: "На этом месте кладбище захАронены жертвы Ашхабадского землЯтрИсения 1948-года"

Прохожу на кладбище. Сегодняшний вечер я решил посвятить одному семейному делу. В 1960-70-х годах в Ашхабаде жил и работал мой двоюродный дядя Егор Егорович. Работал водителем в какой-то дорожностроительной конторе. Жил он один, семьи не имел и в 1974 году умер. Вот это вся информация которую я знаю про дядьку.

Понятное дело, что найти с такими исходными данными место захоронения своего родственника маловероятно, но я всё же решил хотя бы если не найти его могилу, то хоть походить где-то рядом с этим местом. Сейчас же, стоя на этом кладбище, я понял, что пришёл не туда.

Фотографии кликабельны



Повстречавшийся мне на пути батюшка сообщил, что последне захоронение на этом кладбище датируется 1962 годом , то есть могилы моего дяди здесь нет и быть не может. Впрочем я не спешу уходить, потому как передо мной находится большой кусок земли находящийся в абсолютно запущенном состоянии - на это надо посмотреть.

Большинство могил либо не имеют оград, либо ограды эти поломаны или погнуты.

Многие памятники разбиты, кресты выдраны из земли

В ноябре 1998 года усилиями трёх дипломатических миссий (России, Украины и Армении) на кладбище была проведена акция по благоустройству. Мероприятие приурочили к 50-летию со дня разрушительного Ашхабадского землетрясения. Тогда же в 98-м году пресс-атташе российского посольства указывал ещё одну причину проведения данного мероприятия: "...крайне запущенное состояние кладбища, которое является сегодня пристанищем для городских бомжей."

Проводилось ли что-нибудь подобное с тех пор, я не знаю, но летом 2015-го самое старое кладбище Ашхабада выглядит так

И вот так

Сразу за забором находится жилой двухэтажный дом, жители которого, видимо довольно просто решили проблему с утилизацией различных бытовых отходов. А может всё-таки опять бомжи во всём виноваты?

На оградах лежат куски пластикового сайдинга, оставшиеся у кого-то после ремонта; на перекладинах крестов можно встретить старые автомобильные покрышки, приводные резиновые ремни или даже трёхлитровые стеклянные банки.

На могилах среди всего прочего можно повстречать: пластиковые вёдра от краски, коробки от обуви, саму изношенную обувь, картофельные очистки, тряпьё и, конечно же, много-много пластиковых бутылок. От увиденного стало как-то так противно, в голове только что и мелькало "да как же так-то?", но всё же сразу сдаваться я не собирался.

Усиливал гнетущее состояние очень резкий и сильный запах болотного аира (терпеть не могу эту вонь), заросли которого были где-то неподалёку.

Большинство крестов имеют необычную для моего восприятия конфигурацию - удлинённая косая перекладина. Это уже во время августовского трипа по Армении, я знал, что такие кресты ставят на могилах православных армян .

Оказывается, в Ашхабаде всегда существовала довольно большая армянская община. Многие, конечно же, погибли в ночь с 5 на 6-е октября 48 года. Не знаю как обстоят дела с армянами в Ашхабаде сегодня, но смотреть за могилами родственников тут явно некому.

Опять же уже после своей экскурсии, я узнал, что это кладбище сильно пострадало от экстримистких действий во время майских "армянских погромов" в 1989 году , подоплёкой которым стало деление сфер влияния на формировавшемся тогда свободном рынке.

Многие могилы армян в Ашхабаде были осквернены и случилось это 2 мая 1989 года . При этом все мы знаем, что уже в январе 1990-го Туркменистан принимал паромы с армянами, спасавшимися от ужасных погромов в Баку .


1948-й год - самый часто упоминаемый на здешних надгробьях

По рассказу здешнего батюшки, на кладбище, помимо христианских есть и мусульманские захоронения.

В кадре Свято-Никольский православный храм - один из двух действующих в Ашхабаде.



Вдалеке блестит шпиль Ашхабадского железнодорожного вокзала , а ещё дальше видны горы Копетдага

Армянские захоронения

Совсем недавно я переписывался с человеком, который пару лет назад переехал из Ашхабада в Гродно на ПМЖ. Он посоветовал искать могилу моего дядьки на старом кладбище в районе улицы Ватутина, что совсем недалеко от аэропорта. На том кладбище хоронили до середины 90-х, оно более новое, однако человек заверил меня, что посетив его, я испытаю ещё больший шок - настолько там всё запущено. Делать нечего - посещу и его. А то может и снесут вовсе к Азиаде.

Прежние названия Первое христианское кладбище Численность 200000 захоронений Национальный состав представители всех народов, населявших Одессу Конфессиональный состав православные , католики , караимы , иудеи , магометане Действующий статус уничтожено в -х годах

Кладбищенская церковь Всех Святых. Фотография начала XX века

Ста́рое христиа́нское кла́дбище в Оде́ссе (иные названия - Первое христианское кладбище , Преображенское кладбище ) - комплекс кладбищ в городе Одесса , существовавший с момента основания города по начало 1930-х годов , когда он был уничтожен вместе со всеми памятниками и могилами. На территории кладбища был разбит парк культуры и отдыха - «Парк Ильича» (впоследствии «Парк Преображенский») и зоопарк . Захоронения на кладбище проводились до второй половины 1880-х годов , затем были запрещены из-за отсутствия места; выдающиеся личности, по специальному разрешению, и ближайшие родственники уже захороненных хоронились вплоть до уничтожения кладбища в 1930-х годах. На кладбище было захоронено около 200 тысяч человек, включая первостроителей и первых жителей Одессы .

Некоторые факты из истории существования

Старые городские кладбища, разделённые по вероисповеданию покойного - христианское , еврейское (первые захоронения на еврейском комплексе кладбища датировались 1792 годом ), караимское , мусульманское и отдельные участки захоронения самоубийц , погибших от чумы и воинские - появились в Одессе в период её зарождения в самом конце Преображенской улицы. Со временем территория этих кладбищ слилась воедино и это кладбище стали называть Старым, Первым или Преображенским кладбищем Одессы .

За годы своего существования кладбище постоянно расширялось, достигнув к началу ХХ века площади в 34 гектара, стало занимать территорию между улицами Мечникова и Ново-Щепным рядом, переулками Высоким и Трамвайным, а также образовавшуюся вдоль улицы Водопроводной «Чумную гору». Вначале кладбище было окопано рвом, а впоследствии обнесено каменной стеной. 25 августа 1820 года состоялось освящение кладбищенского православного храма во имя Всех Святых , строительство которого было начато в 1816 году. В 1829 году была сооружена богадельня , основание которой было положено взносом вдовы одного из первых городских голов и богатого купца Елены Кленовой, в 6 тысяч рублей. В её честь одно из отделений именовалось Еленинским. Богадельня была построена недалеко от храма. Позднее, уже на средства Г. Г. Маразли и по проекту архитектора А. Бернардацци , было сооружено новое здание богадельни (по адресу улица Мечникова, дом 53), а в 1888 году по проекту архитектора Ю. М. Дмитренко по адресу улица Новощепной ряд дом 23 было построено здание детского приюта .

В марте 1840 года состоялись торги на отдачу в подряд копания могил на кладбище. С 5 июня 1840 года была установлена следующая плата: для дворян, чиновников, купцов и иностранцев - летом 1 рубль 20 копеек серебром; зимой - 1 рубль 70 копеек; для детей указанных сословий - 60 и 80 копеек соответственно; мещане и прочие звания - 50 и 75 копеек, а их дети - 40 и 50 копеек соответственно. С бедных плата не взималась. В последующий период существования кладбища эта плата несколько раз повышалась.

До 1841 года за порядком на кладбище следило несколько организаций - городской приказ общественного презрения, духовный приют православной церкви Во имя Всех Святых и совет Евангелической церкви. С 1841 года всё кладбище (за исключением участка Евангелической церкви) было отдано в распоряжение городского приказа общественного презрения. Городская дума несколько раз выносила на свои заседания вопросы связанные с наведением порядка на кладбище - в 1840 году рассматривался вопрос «О замеченных беспорядках на Одесском городском кладбище», в 1862 году - «О воровстве и повреждениях на одесских городских кладбищах», случаи крупного воровства разбирались в 1862, 1866, 1868, 1869 годах - Одесский градоначальник принял меры «по устранению бесчинств, производимых на городских кладбищах».

В 1845 году по приказу одесского Градоначальника Д. Д. Ахлестышева кладбище было разбито на правильные квадраты и был составлен план кладбища. Аллеи кладбища были вымощены щебнем и крупным песком, обсажены деревьями, причём 500 саженцев поступили безвозмездно из питомника Ж. Десмета , который возглавлял Одесский ботанический сад и выращивал на своём хуторе растительность для озеленения города. Могилы стали рыть поквартально по заранее составленному плану. В 1857 году городом был утверждён штат на управление городским кладбищем, а в 1865 году - утверждены правила посещения кладбища частными лицами.

В 1865 году произошли изменения в городском управлении. Приказ общественного презрения был упразднён и заменён Городским общественным управлением. Кладбище перешло в его ведение. В 1873 году городские кладбища перешли в ведение Хозяйственно-строительного ведомства городской управы.

Описание

О первых нескольких десятках лет существования кладбища известно очень мало. Близость Греции и Италии и преобладание в первые годы существования Одессы в населении города представителей этих народов, послужили к тому, что одесские кладбища стали украшаться мраморными памятниками. Кладбище представляло собой лес самых разнообразных памятников из белого, серого и чёрного мрамора, в числе которых было очень много дорогих и оригинальной работы. Можно было встретить даже целые часовни белого мрамора. Кроме мрамора широко использовался гранит .

Одним из выдающихся по красоте и богатству являлся фамильный склеп Анатра . Он располагался на главной аллее справа от входа и представлял собой большую часовню розового и чёрного шлифованного гранита, очень изящно отделанную. Рядом с ней находились часовни-склепы графини Потоцкой, Кешко (отца сербской королевы Натальи), Маврокордато, Драгутина, Завадского и других. С левой стороны за церковью располагалось могила Фонвизина, надгробие которой было выполнено в виде гигантского размера чугунного креста с бронзовым распятием. В XII квартале располагался большой каменный памятник, носящий название «София». Принадлежность памятника к концу XIX уже была позабыта, но памятник приобрёл зловещую известность - по его углам были расставлены пустые бутылки, которые в ветренную погоду издавали «целый оркестр» пугающих посетителей звуков .

На кладбище было похоронено много исторических личностей, среди них: генерал Фёдор Радецкий , чей надмогильный монумент мог бы послужить украшением любой их городских площадей; сподвижник Суворова бригадир Рибопьер ; капитан английского парохода «Тигр» .

Исследователь одесской истории А. В. Дорошенко так описывал круг лиц, захороненных на кладбище :

Здесь похоронена вся одесская знать, первостроители Города и Порта. Здесь…никому неведомо где, лежит брат Пушкина Лев Сергеевич . Лежат, лишённые надгробий и эпитафий, суворовские генералы и герои двенадцатого года , герои Шипки и Первой мировой войны …всех российских орденов кавалер от Св. Анны 4 ст. до Св. Андрея Первозванного (с бантами, бриллиантами, короной и без); рядовые, корнеты (фендрики) и штык-юнкера, унтер-лейтенанты, прапорщики и поручики, есаулы и сотники, ротмистры и капитаны, полковники и генерал-майоры, погибшие в бою, а также умершие в госпиталях от ран воины всех этих бесчисленных сражений России. И цивильные горожане… видные учёные России - профессора и академики, доктора богословия и физики, математики и психологии, права и зоологии, медицины и механики, филологии искусств, а также чистой математики; ректоры Новороссийского университета (семь) и директоры Ришельевского лицея; друзья и враги А. С. Пушкина…; негоцианты и купцы; бароны, графы и князья; тайные советники и патологоанатомы; археологи и нумизматы; консулы и владельцы корабельных контор; градоначальники (четверо) и городские головы; российские дипломаты; архитекторы, строившие Город; артисты и директора театров; литературы и художники; и композиторы… и многие среди них … потомственные и почётные граждане Города…

- Дорошенко А. В. Переправа через Стикс

Уничтожение

В 1920-х годах в связи с приходом советской власти кладбище стало приходить в запустение из-за отсутствия ухода, грабежей и целенаправленного разрушения. Кладбище уничтожалось с 1929 по 1934 годы . По решению большевистских властей надгробья кладбища стали разбирать с целью утилизации и освобождения территории для иных нужд, доступные захоронения подверглись организованному ограблению. Кладбищенский храм Всех Святых был закрыт в 1934 году, а в 1935 году разобран. В 1937 году на части территории кладбища был открыт «Парк культуры и отдыха им. Ильича», с танцплощадкой, тиром, комнатой смеха и прочими полагавшимися аттракционами, а затем оставшуюся его территорию занял зоопарк - парк «культуры» создавался и существовал просто на могилах, на которых были устроены аллеи, площади, аттракционы. В условиях жизни советского общества 1930-х годов одесситы не могли заниматься перенесением останков своих родственников на другие кладбища; достоверно известно лишь перенесение останков двух художников. Необходимо отметить, что параллельно с разрушением кладбища на нём производились новые захоронения .

По воспоминаниям свидетеля, в один из дней в начале 1930-х годов, все входы на кладбище были перекрыли сотрудниками НКВД . На самом кладбище специальные работники извлекали гробы из фамильных склепов, вскрывали их (многие из них были частично застеклёнными), извлекали оружие, награды, драгоценности. Все изъятые ценности регистрировали и укладывали в мешки. Если гроб был металлическим, то он тоже вывозился, как металлолом, а останки из него высыпали на землю. Таким образом прах многих погребённых был просто рассыпан на поверхности земли .

Планы дальнейшего использования территории бывшего кладбища

На территории бывшего Старого кладбища в начале XXI века располагались Одесский зоопарк, хоздвор Одесского трамвайного депо и «историко-мемориальный парк „Преображенский“» - бывший «парк культуры и отдыха имени Ильича» - переименованный так решением Одесского горисполкома в 1995 году , но оставшийся со всеми атрибутами «парка культуры и отдыха» - аттракционами , «детскими площадками», предприятиями общественного питания , комнатой смеха и прочими подобными заведениями. Общественность Одессы называла подобное использование территории бывшего кладбища «…актом вандализма, поругания памяти о предках». Отмечалось, что это противоречит уважению «…к истории вообще, к родному городу, к своему государству…» и противоречит законодательству Украины , прямо запрещающему какое-либо строительство на территории кладбищ, пусть и бывших, и приватизацию их территорий, а территория бывшего Старого кладбища ещё в 1998 году была включена в список исторических памятников Одессы, на этой территории нельзя ничего размещать, кроме мемориалов и парков .

Целями создания «историко-мемориального парка» были названы организация религиозной, культурно-просветительской и музейной деятельности «для недопущения в дальнейшем актов вандализма, почитания памяти похороненных на Старом кладбище основателей и первых жителей Одессы, героев Отечества и исторических событий, связанных с ними, популяризации знаний о выдающихся жителях нашего города и государства, истории Одессы». Предлагалось оформить территорию парка (планировка, благоустройство, озеленение), воссоздать некоторые разрушенные сооружения (ворота, аллеи, храм Всех Святых), создать мемориальные сооружения, проводить на территории парка краеведческие исследования и историко-мемориальные мероприятия, создать музей «Старая Одесса», в экспозицию которого бы вошли экспонаты, рассказывающие об истории города и о судьбах его жителей, захороненных на кладбище .

Примечания

  1. Дорошенко А. В. Переправа через Стикс. - 1-е. - Одесса: Optimum, 2007. - 484 с. - (Вся). - 1000 экз. - ISBN 966-344-169-0
  2. Головань В. (рус.) . Статья . Сайт «Таймер» (27 февраля 2012). Архивировано из первоисточника 26 мая 2012. Проверено 4 мая 2012.
  3. Коханский В. Одесса и ея окрестности. Полный иллюстрированный путеводитель и справочная книга.. - 3-е. - Одесса: Л. Нитче, 1892. - С. 71. - 554 с.
  4. из-за массового террора , голодомора и прочих обстоятельств
  5. Калугин Г. Одесское Первое (Старое) кладбище (рус.) . Сайт «Рупор Одессы» (8 октября 2011). Архивировано из первоисточника 15 сентября 2012. Проверено 4 мая 2012.
  6. Шевчук А., Калугин Г. (рус.) // Вечерняя Одесса
  7. Калугин Г. Раскрываются тайны Старого кладбища (рус.) // Вечерняя Одесса : Газета. - 8 июня 2006. - № 83 (8425).
  8. Решение № 205 от 02.06.1995 г., подписанное Э. Гурвицем , гласило: «Учитывая, что в 30-е годы было по-варварски уничтожено Первое Христианское кладбище в г. Одессе, где покоился прах многих (более 250 человек) выдающихся общественно-политических деятелей, негоциантов, предпринимателей, архитекторов, художников, писателей, людей искусства и просто граждан г. Одессы, во искупление вины перед ними, реконструировать разбитый на этом месте парк им. Ильича с переоборудованием его в историко-мемориальный парк с выносом оттуда всех увеселительных объектов и сооружений» (Шевчук А., Калугин Г. Спасти мемориал - защитить честь города (рус.) // Вечерняя Одесса : Газета. - 14 августа 2010. - № 118-119 (9249-9250). )
  9. Калугин Г. Проблемы старого кладбища решать сообща! (рус.) // Вечерняя Одесса : Газета. - 22 декабря 2011. - № 193 (9521).
  10. Онькова В. Быть или не быть торговому комплексу в Новощепном ряду? (рус.) // Вечерняя Одесса : Газета. - 3 февраля 2011. - № 16 (9344).