Известные картины, в которых скрыты загадки. Тайны старых картин третьяковки Загадки старых картин

Зайдя в музей и рассматривая шедевры великих художников, мы не всегда можем определить, что перед нами картина-загадка. А ведь некоторые мастера живописи были любителями символизма и аллегории, что отражалось в их произведениях. Загадка великих картин могла крыться как в самом сюжете, так и под слоем краски. Предлагаем вашему вниманию всего лишь несколько произведений искусства, в которых зашифрованы загадки.

Картина Хендрика ван Антониссена «Вид песков Схевенингена»


Глядя на эту картину сейчас, зритель видит песчаный пляж, на котором собрались люди, а также кита, выброшенного на берег. Но так это полотно выглядело не всегда. Более ста лет картина нидерландского художника-мариниста висела в музее Кембриджа и никакого кита на ней не было. Однажды практикант-реставратор заинтересовался, почему же в сюжете картины люди собрались на зимнем пляже, где ничего не происходит. Что-то же их туда привело. Тогда он стал внимательно изучать полотно, под слоем лака обнаружил нарисованного кита, которого художник почему-то закрасил. Исследователи творчества ван Антониссена считают, что он это сделал, чтобы повысить стоимость картины. Но каким образом кит ее снижал? Как бы там ни было, но сейчас полотно висит в выставочном зале с первоначальным сюжетом.

Картина Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»


Эта картина-загадка имеет музыкальный оттенок. Как известно, полотно изображает Иисуса Христа со своими учениками, ужинающего последний раз. Один современный музыкант из Италии уверяет, что ломти хлеба, которые держат ученики Христа, располагаются определенным образом - при прочтении ряда справа налево (что характерно для стиля да Винчи) получается нотный стан с короткой мелодией, схожей с реквиемом. Исследователи творчества да Винчи не спешат подтвердить эту догадку, но и не сбрасывают ее со счетов. Так как художник был еще и хорошим музыкантом, то вполне мог зашифровать в своей картине музыкальную строчку. И еще одно, уже не музыкальное, предположение экспертов - они считают, что небольшое окно в верхней части картины символизирует Всемирный потоп и последующий за ним конец света, который состоится в 4007 году.

Картина Винсента Ван Гога «Ночная терраса кафе»


Загадка известных картин иногда кроется в деталях, на первый взгляд, не связанных между собой. Некоторые исследователи творчества Ван Гога считают, что произведение «Ночная терраса кафе» перекликается с произведением да Винчи «Тайная вечеря». В сюжете у Ван Гога такое же число посетителей кафе – 12. В середине сюжета стоит длинноволосый мужчина в светлой одежде. Также какой-то мужчина покидает террасу (он отождествляется с Иудой).

Картина Джона Сарджента «Портрет мадам Икс»


Первоначально картина называлась «Портрет мадам Готро». На ней изображена светская львица парижского бомонда XIX века Виржини Готро. Пришлось переименовать, а предварительно и перерисовать картину, потому что публике, увидевшей ее на выставке, не понравилась излишняя сексуальность изображенной женщины. Дело в том, что художник допустил маленькую вольность - нарисовал мадам Готро со слегка спущенной на правое плечо бретелькой платья. Это посчитали недопустимым, и картину пришлось переделать.

Фреска Микеланджело «Сотворение Адама»


Известная фреска Микеланджело, находящаяся на потолке Сикстинской капеллы, что в Ватикане, изображает отношения Бога с человеком. Картина-загадка расположена в самом центре этой фрески. На ней мы видим Адама, лежащего на холме с рукой, протянутой в сторону Бога. Бог, протягивающий руку в ответ, изображен в окружении ангелов на фоне красной накидки. Эксперты считают, что это изображение очень напоминает человеческий мозг со всеми анатомическими подробностями, включая мозжечок и позвоночную артерию. А анатомию человека Микеланджело знал хорошо - изучал ее, препарируя трупы. Одни эксперты думают, что этот сюжет символизирует передачу знаний от Бога к человеку. Другие склоняются к тому, что художник таким зашифрованным образом нападает на священнослужителей за отрицание науки.

Картина Доменико Гирландайо «Мадонна со святым Джованнино»


Загадка великих картин может быть скрыта во второстепенных деталях, на которые вначале не обращаешь внимания. Так, на полотне «Мадонна со святым Джованнино», за спиной Марии, склоненной в мольбе над маленьким Иисусом, можно разглядеть летающую тарелку. Фигура человека на заднем плане, вглядывающегося в небо, подчеркивает эту деталь. Если учесть, что это произведение написано в XV веке, то можно удивиться прогрессивности художника, уже тогда предполагающего, что мы не одни во Вселенной.

Картина Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини»


Эта картина-загадка заставит зрителя взять в руки увеличительное стекло, потому что нужно внимательно всмотреться в зеркало, висящее позади персонажей сюжета. Если приглядеться, то можно увидеть, что в нем отображаются три человека. Эксперты считают, что кроме купеческой четы, художник изобразил свой автопортрет с поднятой в приветствии рукой.

Картина Пикассо «Старый гитарист»


Загадка великих картин может скрываться под слоем краски. Так, в картине Пикассо «Старый гитарист» при ближайшем рассмотрении в области шеи гитариста можно разглядеть женский облик. Что это? Ответ довольно прозаичен - во времена безденежья, когда не было средств на покупку нового холста, художник рисовал новые картины поверх собственных старых.

Картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза»


Портрет Лизы дель Джокондо работы Да Винчи - самая раскрученная картина-загадка. Исследователи каждый раз находят все новые шифры в этом полотне. Слишком много загадок накопилось, начиная от улыбки женщины, заканчивая самой ее личностью. Эксперты рассмотрели в правом глазу Джоконды инициалы художника, под аркой моста на заднем плане увидели цифру 72, которая пока не известно, что обозначает. Кроме того, под этим портретом обнаружился еще один. И ученые пока не знают - то ли это эскиз «Моны Лизы», то ли вообще другой портрет. Эта картина - настоящий кладезь загадок и намеков.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Искусство - это не только источник вдохновения, но и большая тайна. Ведь часто художники добавляют в свои картины интересные детали или оставляют послания, которые невозможно заметить с первого взгляда.

сайт собрал шедевры живописи с неожиданными секретами. В конце статьи вас ожидает бонус: одно из самых странных предположений о «Моне Лизе».

10. Не то ухо

На «Автопортрете с отрезанным ухом и трубкой» Винсента Ван Гога видно, что пострадало правое ухо художника. На самом деле досталось левому уху. Дело в том, что для рисования постимпрессионист использовал зеркало .

9. Картина внутри картины

Если присмотреться к «Старому гитаристу» Пабло Пикассо, то можно увидеть силуэт женщины. С помощью инфракрасных и рентгеновских снимков учеными Института искусств Чикаго было обнаружено еще несколько фигур, которые спрятаны под картиной. Скорее всего, у художника не хватало денег на покупку новых холстов и он был вынужден рисовать поверх старых.

8. «Ночной дозор» был днем

При реставрации картины Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга», которая более известна под названием «Ночной дозор», в 1947 году на ней был обнаружен густой слой копоти. После расчистки выяснилось , что события, изображенные на полотне, происходят днем, а не ночью.

7. Анатомический код Сикстинской капеллы

6. Символ силы

В фреске «Давид и Голиаф» Микеланджело зашифровал еврейскую букву «гимель», которая в мистической традиции каббалы означает силу.

5. Косоглазие Рембрандта

Маргарет Ливингстон и Бевиль Конвей изучили автопортреты Рембрандта и доказали , что художник страдал косоглазием. Из-за болезни живописец воспринимал мир не так, как другие люди, и видел реальность не в 3D, а в 2D . Однако не исключено, что благодаря стереослепоте Рембрандт и создал свои бессмертные шедевры.

4. Месть любовникам

На одном из самых известных полотен Густава Климта изображена Адель Блох-Бауэр. Заказ на портрет жены художнику сделал магнат Фердинанд Блох-Бауэр. Он узнал о романе Адели и Климта и полагал, что после сотен эскизов живописец возненавидит любовницу . Рутинная работа и правда сделала так, что чувства натурщицы и художника остыли.

3. Предсказание конца света

Итальянская исследовательница Сабрина Сфорца Галиция предложила необычную интерпретацию «Тайной вечери» Леонардо да Винчи. Она уверена, что в своей картине художник оставил предсказание конца света, который случится 21 марта 4006 года. Чтобы это понять, исследовательница разгадала математико-астрологический шифр «Тайной вечери».

2. Мир в желтых тонах

Публикации раздела Музеи

Тайны известных картин

П роизведения искусства часто обретают особую популярность, если о них ходят легенды или если они неожиданно оказываются не тем, чем кажутся на первый взгляд. «Культура.РФ» раскрывает секреты известных - и не очень - русских картин.

«Монахиня» Ильи Репина

Илья Репин. Монахиня. 1878. Государственная Третьяковская галерея / Портрет под рентгенограммой

С портрета на зрителя задумчиво смотрит молодая девушка в строгой монашеской одежде. Образ классический и привычный - он, вероятно, не вызвал бы у искусствоведов интереса, если бы не мемуары Людмилы Шевцовой-Споре - племянницы жены Репина. В них обнаружилась любопытная история.

Это не помешало художнику неоднократно писать портреты Софьи. Для одного из них девушка позировала в парадном бальном туалете: светлое нарядное платье, кружевные рукава, высокая прическа. Во время работы над картиной Репин серьезно поссорился с моделью. Как известно, художника может обидеть каждый, но немногие могут отомстить так изобретательно, как это сделал Репин. Обиженный художник «переодел» Софью на портрете в монашеские одежды.

Историю, похожую на анекдот, подтвердила рентгенограмма. Исследователям повезло: Репин не счистил первоначальный красочный слой, что позволило в деталях рассмотреть подлинный наряд героини.

«Аллея парка» Исаака Бродского

Исаак Бродский. Аллея парка. 1930. Государственная Третьяковская галерея, Москва / Исаак Бродский. Аллея парка в Риме. 1911

Не менее интересную загадку оставил для исследователей ученик Репина - Исаак Бродский. В Третьяковской галерее хранится его картина «Аллея парка», на первый взгляд ничем не примечательная: работ на «парковую» тематику у Бродского было много. Однако чем дальше в парк - тем больше красочных слоев.

Один из исследователей обратил внимание, что композиция картины подозрительно напоминала другую работу художника - «Аллею парка в Риме» (Бродский был скуп на оригинальные названия). Это полотно долгое время считалось утерянным, а его репродукция была опубликована лишь в довольно редком издании 1929 года. С помощью рентгенограммы исчезнувшая мистическим образом римская аллея была найдена - прямо под советской. Художник не стал счищать уже готовое изображение и просто внес в него ряд нехитрых изменений: переодел прохожих по моде 30-х годов XX века, «отобрал» у детей серсо, убрал мраморные статуи и немного видоизменил деревья. Так солнечный итальянский парк парой легких движений руки превратился в образцовый советский.

На вопрос, почему Бродский решил спрятать свою римскую аллею, исследовали ответа не нашли. Но можно предположить, что изображение «скромного обаяния буржуазии» в 1930 году с идеологической точки зрения было уже неуместным. Тем не менее из всех постреволюционных пейзажных работ Бродского «Аллея парка» наиболее интересна: несмотря на изменения, картина сохранила очаровательное изящество модерна, которого в советском реализме уже, увы, не было.

«Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина

Иван Шишкин и Константин Савицкий. Утро в сосновом лесу. 1889. Государственная Третьяковская галерея

Лесной пейзаж с медвежатами, играющими на поваленном дереве, - едва ли не самая известная работа художника. Вот только замысел пейзажа Ивану Шишкину подсказал другой художник - Константин Савицкий. Он же и написал медведицу с тремя медвежатами: знатоку леса Шишкину мишки никак не удавались.

Шишкин безукоризненно разбирался в лесной флоре, в рисунках своих учеников замечал малейшие ошибки - то не так изображена кора березы, то сосна похожа на бутафорскую. Однако люди и животные в его работах всегда были редкостью. Тут и пришел на помощь Савицкий. Он, кстати, оставил несколько подготовительных рисунков и эскизов с медвежатами - искал подходящие позы. «Утро в сосновом лесу» изначально не было «Утром»: называлась картина «Медвежье семейство в лесу», а самих мишек на ней было всего двое. Как соавтор Савицкий поставил на полотне и свою подпись.

Когда полотно доставили купцу Павлу Третьякову , тот возмутился: платил за Шишкина (заказывал авторскую работу), а получил Шишкина и Савицкого. Шишкин, как честный человек, авторство себе приписывать не стал. Но Третьяков пошел на принцип и подпись Савицкого кощунственно стер с картины скипидаром. Савицкий позже от авторских прав благородно отказался, а медведей еще долгое время приписывали Шишкину.

«Портрет хористки» Константина Коровина

Константин Коровин. Портрет хористки. 1887. Государственная Третьяковская галерея / Оборотная сторона портрета

На обороте холста исследователи обнаружили послание от Константина Коровина на картоне, которое оказалось едва ли не интереснее самой картины:

«В 1883 году в Харькове портрет хористки. Писано на балконе в общественном саду коммерческом. Репин сказал, когда этот этюд ему показывал Мамонтов С.И., что он, Коровин, пишет и ищет что-то другое, но к чему это - это живопись для живописи только. Серов еще не писал в это время портретов. И живопись этого этюда находили непонятной??!! Так что Поленов просил меня убрать этот этюд с выставки, так как он не нравится ни художникам, ни членам - г. Мосолову и еще каким-то. Модель была женщина некрасивая, даже несколько уродливая».

Константин Коровин

«Письмо» обезоруживало прямотой и дерзким вызовом всему художественному сообществу: «Серов еще не писал в это время портретов» - зато их писал он, Константин Коровин. И он же якобы первым использовал приемы, характерные для того стиля, который потом назовут русским импрессионизмом. Вот только все это оказалось мифом, который художник создал намеренно.

Стройная теория «Коровин - предтеча русского импрессионизма» была беспощадно разрушена объективными технико-технологическим исследованиями. На лицевой стороне портрета нашли подпись художника краской, чуть ниже - тушью: «1883, Харьков». В Харькове художник работал в мае - июне 1887 года: писал декорации для спектаклей Русской частной оперы Мамонтова. Помимо этого, искусствоведы выяснили, что «Портрет хористки» был выполнен в определенной художественной манере - a la prima. Эта техника масляной живописи позволяла написать картину за один сеанс. Коровин начал использовать эту технику только в конце 1880-х годов.

Проанализировав эти две нестыковки, сотрудники Третьяковской галереи пришли к выводу, что портрет был написан только в 1887 году, а более раннюю дату Коровин дописал, чтобы подчеркнуть собственное новаторство.

«Мужчина и колыбель» Ивана Якимова

Иван Якимов. Мужчина и колыбель.1770. Государственная Третьяковская галерея / Полный вариант работы

Долгое время картина Ивана Якимова «Мужчина и колыбель» вызывала недоумение искусствоведов. И дело было даже не в том, что подобного рода бытовые зарисовки абсолютно не характерны для живописи XVIII века - у лошадки-качалки в правом нижнем углу картины слишком неестественно натянута веревка, которая логически должна была бы лежать на полу. Да и рановато было ребенку из колыбели в такие игрушки играть. Также камин и наполовину не поместился на холст, что выглядело очень странно.

«Просветила» ситуацию - в прямом смысле - рентгенограмма. Она показала, что холст был разрезан справа и сверху.

В Третьяковскую галерею картина поступила после распродажи коллекции Павла Петровича Тугого-Свиньина. Ему принадлежал так называемый «Русский музеум» - коллекция живописи, скульптуры и антиквариата. Но в 1834 году из-за финансовых проблем коллекцию пришлось продать - и картина «Мужчина и колыбель» попала в Третьяковскую галерею: не вся, а только ее левая половина. Правая, к сожалению, была утеряна, но увидеть работу целиком все-таки можно, благодаря еще одному уникальному экспонату Третьяковки. Полный вариант работы Якимова обнаружился в альбоме «Собрание отличных произведений российских художников и любопытных отечественных древностей», где собраны рисунки с большей части картин, входивших в коллекцию Свиньина.

Эволюция живописи в России с X до середины XX века

Мистические загадки картин


Любая картина, написана человеком, несет в себе ту информацию, которую в нее заложил художник, тот который ее рисовал. Но не просто рисовал, хотя это тоже очень важный момент, а с какими мыслями, он ее рисовал. Какой смысл, информацию он в нее вкладывал.


Во времена Пушкина портрет Марии Лопухиной был одной из главных «страшилок». Девушка прожила жизнь короткую и несчастливую, а после написания портрета умерла от чахотки. Ее отец Иван Лопухин был известным мистиком и магистром масонской ложи. Потому и поползли слухи, что-де ему удалось заманить дух умершей дочери в этот портрет. И что если молодые девушки взглянут на картину, то вскорости умрут. По версии салонных сплетниц, портрет Марии погубил не меньше десяти дворянок на выданье…

Конец слухам положил меценат Третьяков, который в 1880 году купил портрет для своей галереи. Большой смертности среди посетительниц оной замечено не было. Разговоры и утихли. Но осадочек-то остался!


«Hands Resist Him»

Эту картину нарисовал Билл Стоунхэм. Скандал начался после одной из выставок. Психически неуравновешенным людям, просматривающим данную картину становилось плохо, они теряли сознание, начинали плакать и т.д. Началось всё в 1972, когда картина была нарисована Биллом Стоунхэмом по старой фотографии, где он был сфотографирован в пятилетнем возрасте и найденной в Чикагском доме где он жил в то время (первая фотография).

Впервые картина была показана владельцу и искусствоведу Лос-Анжелес Таймс, которой после этого скончался. Может быть это было совпадением, а может и нет. Затем картина была приобретена актером Джоном Марли (умер в 1984 году). Далее начинается самое интересное. Картину обнаружили на свалке среди груды мусора. Семья нашедшая ее принесла домой и уже в первую ночь маленькая четырехлетняя дочка прибежала в спальню родителей с криками, что дети на картине дерутся. На следующую ночь, что дети на картине были за дверью. В следующую ночь глава семейства поставил видеокамеру на включение по движению в комнате где висела картина. Видеокамера сработала несколько раз.

Картина была выставлена на интернет-аукцион eBay. Вскоре на почтовые адреса администраторов eBay стали приходить тревожные письма с жалобами на ухудшение самочувствия, потерю сознания и даже сердечные приступы. На eBay (также как и в этом посте) стояло предупреждение, но народ как известно любопытный и многие пренебрегли предупреждением.

Картина была продана за 1025 USD, начальная цена составляла 199 USD. Страницу с картиной посетили свыше 30 000 раз, но в основном просто ради интереса. Ее купил Ким Смит, проживавший в маленьком городке недалеко от Чикаго. Он как раз подыскивал, что-нибудь для своей только-что отремонтированной художественной галереи на просторах инета. Когда он наткнулся на «Hands Resist Him» то сначала подумал, что ее нарисовали в сороковых годах и она прекрасно подойдет для него в качестве экспоната.


«Лилии»

Импрессионист Клод Моне написал пейзаж с водяными лилиями. Когда художник с друзьями отмечал окончание работы над картиной, в мастерской случился небольшой пожар. Пламя быстро залили вином и не придали этому значения. А зря…
Всего месяц картина провисела в кабаре на Монмартре. А потом в одну ночь заведение выгорело дотла. Но «Лилии» успели спасти.
Картину купил парижский меценат Оскар Шмитц. Через год сгорел его дом. Пожар начался с кабинета, где как раз и висело злополучное полотно. Оно чудом уцелело.
Еще одной жертвой пейзажа Моне стал Нью-Йоркский музей современных искусств. Сюда «Водяные лилии» перевезли в 1958 году. Через четыре месяца и здесь полыхнуло не по-детски. А проклятая картина сильно обуглилась. Сейчас специалисты НАСА готовы восстановить ее по космической технологии.


«Крик» Художник Эдвард Мунк

Шедевр норвежского художника Эдварда Мунка украли средь бела дня из музея в Осло. Очень уж лакомый кусочек: стоит картина 70 миллионов долларов ! Но что-то подсказывает, что вряд ли у злодеев будет шанс прокутить эти деньги. Ведь «Крик» мстит тем, кто его обижает.
В музее рассказывают, как один рабочий нечаянно уронил картину. С того дня у него начала страшно болеть голова. Боли становились все сильнее, и парень покончил с собой. А посетитель музея просто потрогал «Крик» пальцем. И что вы думаете? Вечером в его доме начался пожар, и человек сгорел заживо


«Поклонение волхвов»

Голландский художник Питер Брейгель-старший писал «Поклонение волхвов» два года. Деву Марию он «срисовал» со своей двоюродной сестры. Та была женщиной бесплодной, за что и получала постоянные тумаки от мужа. Именно она, как судачили простые средневековые нидерландцы, «заразила» картину. Четыре раза «Волхвов» покупали частные коллекционеры. И каждый раз повторялась одна и та же история: в семье по 10 - 12 лет не рождались дети…
Наконец в 1637 году картину купил архитектор Якоб ван Кампен. У него к тому времени уже были трое детей, так что проклятие его не особо пугало.

Художник и автор картины «Плачущий мальчик», отец изображённого на ней ре6ёнка, издевался над сыном, зажигая перед лицом малыша спички. Дело в том,что мальчик до смерти 6оялся огня. А мужчина таким о6разом старался до6иться яркости,жизненности и естественности полотна. Мальчик плакал - художник рисовал.Однажды малыш закричал на отца: "Гори ты сам!". Через месяц ре6ёнок умер от пневмонии. А ещё через пару недель о6угленное тело художника 6ыло найдено в его же доме рядом с уцелевшей в пожаре картиной плачущего мальчика.



Самая наверное знаменитая нехорошая картинка интернетовского пространства со следующей историей: Некая школьница (часто упоминают японскую) перед тем как вскрыть вены (выброситься из окна, накушаться таблеток, повеситься, утопиться в ванной) нарисовала данную картину. Если смотреть на неё 5 минут подряд девушка измениться (глаза покраснеют, волосы почернеют, проявятся клыки).
На самом деле понятно, что картинка нарисована уж явно не от руки, как многие любят утверждать. Хотя как эта картинка появилась никто ясных ответов не даёт.


Светлана Телец

Сейчас она скромно висит без рамы в одном из магазинов Винницы. «Женщина дождя» - самая дорогая из всех работ: стоит 500 долларов. Как утверждают продавцы, картину уже трижды покупали, а потом возвращали. Клиенты объясняют, что она им снится. А кто-то даже говорит, будто знает эту даму, но откуда - не помнит. И все, кто хоть раз заглянул в ее белые глаза, навсегда запоминают ощущение дождливого дня, тишины, тревоги и страха.
Откуда взялась необычная картина, рассказала ее автор - винницкая художница Светлана Телец. «В 1996 году я оканчивала Одесский художественный университет им. Грекова, - вспоминает Светлана. - И за полгода до рождения «Женщины» мне все время казалось, что за мной постоянно кто-то наблюдает. Я отгоняла от себя такие мысли, а потом в один из дней, кстати, совсем не дождливый, сидела перед чистым холстом и думала, что нарисовать. И вдруг четко увидела контуры женщины, ее лицо, цвета, оттенки. В одно мгновение заметила все детали образа. Основное написала быстро - часов за пять управилась. Казалось, моей рукой кто-то водил. А потом еще месяц дорисовывала».
Приехав в Винницу, Светлана выставила картину в местном художественном салоне. К ней то и дело подходили ценители искусства и делились такими же мыслями, какие возникали у нее самой во время работы.
«Было интересно наблюдать, - говорит художница, - насколько тонко вещь может материализовать мысль и внушить ее другим людям».
Несколько лет назад появилась первая покупательница. Одинокая бизнесменша долго ходила по залам, присматривалась. Купив «Женщину», повесила ее у себя в спальне.
Через две недели в квартире Светланы раздался ночной звонок: «Пожалуйста, заберите ее. Я не могу спать. Такое впечатление, что в квартире, кроме меня, кто-то есть. Я ее даже со стены сняла, за шкаф спрятала, а все рано не могу».
Потом появился второй покупатель. Потом картину купил молодой мужчина. И тоже не выдержал долго. Сам принес ее художнице. И даже деньги назад не взял.

«Венера с зеркалом» Веласкеса

Картина Веласкеса «Венера с зеркалом» тоже пользовалась заслуженно дурной славой. Все, кто покупал ее, либо разорялись, либо погибали насильственной смертью. Даже музеи не очень хотели включать ее основную композицию, и картина постоянно меняла «прописку». Дело кончилось тем, что однажды на полотно набросилась сумасшедшая посетительница и изрезала его ножом.

Ван Гог и кроличья нора Алисы

Эсхатология для неграмотных

Эпохи раннего и классического Средневековья в Европе (VI–XIV века) - это время господства монастырской картографии. Монастырская карта, так называемая mappa mundi («карта мира» на латыни), представляет собой смешение времени и пространства, мифов и реалий известной на тот момент Ойкумены. До наших дней дошло около 1100 монастырских карт, около 600 из них было изготовлено до XIV столетия.

Узнайте о некоторых знаменитых картинах, в которых удалось увидеть и расшифровать «двойное дно».

Большинство художников вкладывают в свои картины какой-нибудь скрытый смысл, тайну или загадку, которые пытаются расшифровать со временем искусствоведы и другие специалисты.

1. Иеронимус Босх, Сад земных наслаждений, 1500-1510 гг.

Ерун ван Акен подписывал свои картины «Иеронимус Босх». Он был зажиточным человеком и состоял в католическом братстве Богоматери. Однако, скорее всего, за спиной Ерун ван Акен держал скрещенными пальцы, так как по предположениям историков, Босх был еретиком и принадлежал к секте адамитов и поэтому был почитателем катарской ереси.

В те времена католическая церковь повсеместно боролась с катарами, и художнику приходилось скрывать свои убеждения. Однако, по мнению искусствоведов всего мира, в картине "Сад земных наслаждений" как раз таки было зашифровано его тайное убеждение еретика, в которой он рассказывает об учении катаров. Но если бы об этом догадались его современники, то Босх без права на оправдание был бы сожжен на костре.

2. Тивадар Костка Чонтвари, Старый рыбак, 1902 г.

Для того чтобы расшифровать замысел этой картины, пришлось приложить зеркало на ее середину. При жизни художника эту совсем не детскую загадку так и не смогли разгадать. Но когда современные искусствоведы додумались поработать с зеркалом, они были поражены увиденным, так как одна картина отображала сразу три лика. Первый – реальное лицо старого рыбака, второй и третий – его скрытые личности: демона (отражено левое плечо) и добродетеля (отражено правое плечо).
Поэтому вполне логично предположить, что художник вложил в картину, мысль о том, что каждый человек хранит в себе две сущности: какую он взрастит, та и будет преобладать в его душе.

3. Хендрик ван Антониссен, Вид морского берега Схевенинген, 1641 г.


Когда полотно поступило в музей как дар от священнослужителя и по совместительству коллекционера в 1873 году, то на картине собравшиеся люди в непогоду смотрели просто в морскую даль. Это не однократно задевало любопытство специалистов, так как было непонятно, что могло привлечь в неблагоприятную погоду людей на берег.

Тайна была раскрыта позже при тщательной реставрации. Когда ее просветили рентгеновскими лучами, то на картине отобразилась туша кита, выброшенная на этот берег. И тогда стало ясно, что привлекло внимание всех этих людей. После реставрации, на картине уже появился кит, и этот шедевр стал значительно интереснее, поэтому ему было отведено более почетное место, чем было ранее. По предположению реставраторов, кита мог затереть и зарисовать сам художник, посчитавший, что не всем захочется лицезреть на картине мертвое морское животное.

4. Леонардо да Винчи, Тайная вечеря, 1495-1498 гг.


Когда художник создавал этот шедевр, больше всего он уделил внимания основным фигурам - Христу и Иуде. Ему долго не удавалось найти подходящих натурщиков, но однажды он встретил юного певчего в церковном хоре и срисовал с него образ Христа. Однако человека для образа Иуды ему пришлось искать еще 3 года, до того момента, пока художнику не повстречался валяющийся в сточной канаве пьяница.

Это был молодой мужчина, внешность которого исказило беспробудное пьянство. И когда после протрезвления да Винчи стал с него писать образ Иуды, пьяница сказал, что уже позировал ему 3 года назад. Оказалось, что этот падший человек и был тем юным певчим, позировавшим для образа Христа.

5. Рембрандт, Ночной дозор, 1642 г.


Самая великая картина художника была обнаружена только в ХIХ веке, после чего она побывала в знаменитых залах мира под названием «Ночной дозор». Присвоили такое название картине потому, что казалось, будто фигуры выступают на темном фоне, а значит – ночью. И только к середине ХХ столетия реставраторы обнаружили, что картина от времени покрыта слоем копоти. После расчистки шедеврального полотна выяснилось, что сцена происходит днем, так как падающая тень от левой руки капитана Кока указывает на то, что время происходящего действия – около 14.00.

6. Анри Матисс, Лодка, 1937 г.

В 1967 году в музее Нью-Йорка была выставлена картина Анри Матисса «Лодка» 1937 года. Однако спустя 47 дней один из специалистов обратил внимание, что картина, скорее всего, вывешена «кверху ногами». Важными элементами картины являются 2 паруса, один из которых – это отражение в воде. Так, в правильном варианте большой парус должен быть вверху, а его пик должен смотреть в направлении верхнего правого угла.

7. Винсент ван Гог, Автопортрет с трубкой, 1889 г.

Об отрезанном ухе ван Гога ходят уже легенды. Многие говорят, что он отрезал его сам себе, однако принята официально более правдоподобная версия, что ухо пострадало у художника в небольшой драке с другим художником – Полем Гогеном. Секрет этой картины в том, что художник срисовывал свой автопортрет с отражения в зеркале: на картине перевязано правое ухо, однако в реальности повреждено у него было ухо с левой стороны.

8. Грант Вуд, Американская готика, 1930 г.

В американской живописи эта картина с угрюмыми и печальными лицами жителей штата Айовы, считается самой мрачной и гнетущей. После того как полотно было выставлено в Чикаго в институте искусств, судьи не дали ей больших наград сразу и оценили, как сатирическую картинку. Однако сам хранитель музея был поражен и считал, что здесь отражены образы сельских жителей того времени. Он повлиял на исход окончательной оценки, и в итоге Грант Вуд получил премию в 300 долл., после чего музей сразу выкупил эту картину. Так картина попала на страницы газет.

Однако такого восхищения, как у хранителя музея, у жителей штата Айовы эта картина не вызвала. Наоборот, на это произведение обрушилось море критики, а айовцы были глубоко обижены, что художник отобразил их именно такими угрюмыми и мрачными. Позже художник объяснял, что проездом мимо штата Айовы ему повстречался интересный белый дом, построенный в стиле плотницкой готики, и он решил создать его жителей по своему предположению, и никак не хотел обидеть селян этого штата.

Художник даже открыл имена натурщиков, с которых писал образы: девушка в немодном переднике писалась с его сестры, а суровый мужчина с тяжелым взглядом – дантист художника, который в жизни не выглядит столь угрюмым. Однако недовольной осталась и сестра Вуда, она утверждала, что на картине ее могут принять за жену вдвое старшего мужчины. Поэтому только с ее слов считается, что на полотне отображены отец и дочь, однако сам художник это никогда не комментировал.

9. Сальвадор Дали, Молодая девственница, предающаяся содомскому греху при помощи рогов собственного целомудрия, 1954 г.


До момента встречи с Галой для Сальвадора Дали была музой и по совместительству натурщицей его сестра Анна-Мария. И в 1925 году увидела свет картина «Фигура у окна». Но однажды художник посмел оставить обидную надпись на одной из своих работ об их матери: «Порой я плюю на портрет собственной матери, и это доставляет мне удовольствие». За эту эпатажную выходку сестра не смогла его простить, после чего их отношения испортились.

А когда Анна-Мария в 1949 году издала свою книгу под названием «Сальвадор Дали глазами сестры», в ней не описывалось восхищение художником, от чего сам Сальвадор пришел в бешенство. И, по мнению экспертов, в отместку сестре за книгу в 1954 году обиженный художник создал картину "Молодая девственница, предающаяся содомскому греху при помощи рогов собственного целомудрия". В этой картине пейзаж за окном, рыжие локоны и распахнутое окно четко переплетаются с картиной «Фигура за окном».

10. Рембрандт Харменс ван Рейн, Даная, 1636-1647 гг.


Во время реставрационных работ в 60-х годах ХХ столетия, картина была просвечена рентгеновскими лучами, после чего стало известно, что Даная имеет 2 лица. Изначально лик царевны писался с образа жены художника Саскии. Однако его супруга скончалась в 1642 году, и после ее кончины Рембрандт стал жить со своей любовницей Гертье Диркс. Поэтому дописывал картину художник уже с нее, и лицо Данаи изменилось, став похожим на облик Диркс.

11. Леонардо да Винчи, Портрет госпожи Лизы дель Джокондо, 1503-1519 гг.

Во всем мире Мона Лиза признана совершенством, а улыбка ее – нежной и загадочной. Загадку этой улыбки попытался расшифровать искусствовед и по совместительству дантист американец Джозеф Борковски. По его экспертному мнению выдвинута теория о том, что «прекрасная Джоконда» улыбается столь загадочно по одной простой причине – у нее отсутствует много зубов. Изучая увеличенные фрагменты ее рта, Джозеф даже рассмотрел шрамы вокруг него, поэтому он утверждает, что с героиней что-то произошло, в результате чего она потеряла значительное количество зубов. А ее улыбка – типичная для человека, у которого отсутствуют передние зубы.

12. Фердинан Виктор Эжен Делакруа, Свобода на баррикадах, 1830 г


Искусствовед Этьена Жюли считает, что образ Свободы писался со знаменитой революционерки того времени Анны-Шарлотты, которая была простолюдинкой и прачкой по профессии. Эта отчаянная женщина вышла на баррикады и убила 9-ых королевских солдат. На такой отважный шаг ее подвигла смерть брата, который пал от рук гвардейцев. А оголенная грудь у Свободы на картине означает, что демократия и сама свобода такая же, как и простолюдинка, не носящая корсетов.

13. Казимир Малевич, Черный супрематический квадрат, 1915 г.

Мистическую силу приписывают некоторые люди Черному квадрату Малевича. Однако как оказалось, ничего магического в эту картину автор не закладывал, и картина на самом деле называлась «Битва негров в темной пещере». Такая надпись была обнаружена специалистами Третьяковской галереи.

Квадрат оказался не совсем квадратный, так как ни одна из сторон не параллельна другой, но это – не небрежность художника, а его стремление создать динамически подвижную форму. И черный цвет – это всего лишь результат смешения красок разных оттенков. Скорее всего, Малевич таким образом ответил на картину другого художника Альфонса Алле, который изобразил полностью черный прямоугольник, назвав работу «Битва негров в темной пещере глубокой ночью».

14. Густав Климт, Портрет Адели Блох-Бауэр, 1907 г.

За тайной этого портрета кроется любовный треугольник между самой госпожой Блох-Бауэр, ее мужем и художником Климтом. Суть в том, что между женой сахарного магната и популярным в те годы художником закрутился бурный роман, и об этом, наверное, знала вся Вена.

Когда эти новости дошли до мужа Адели Фердинада Блох-Бауэра, он решил отомстить любовникам в необычный способ.

Уязвленный изменой жены господин Блох-Бауэр обратился к ее любовнику Густаву Климту с заказом: написать портрет своей жены. Хитрый магнат решил, что он будет забраковывать портреты жены, а художнику придется делать сотни новых эскизов. И это нужно для того, чтобы художника стало просто выворачивать от натурщицы Адели Блох-Бауэр. Тогда Адели должна увидеть, как угасает страсть к ней у Климта, и роману придет конец.

В итоге коварный план Фердинада сработал именно так, как он задумал, и после написания финальной картины любовники расстались навсегда. Однако при этом Адели, так и не узнала, что муж был в курсе ее любовных похождений к художнику.

15. Поль Гоген, Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?, 1897-1898 гг.


Эта картина стала переломным моментом в жизни художника, а точнее она по настоящему вернула его к жизни, после неудачного суицида. Он писал работу на Таити, куда сбегал иногда от цивилизации. Но в этот раз все сложилось не так гладко: постоянная бедность довела мнительного художника до глубокой депрессии.

Он дописывал картину как некое свое завещание человечеству, а когда шедевр был завершен, отчаянный художник ушел в горы с коробочкой мышьяка, чтобы покончить с жизнью. Однако он не рассчитал дозы и, корчась от болей, вернулся домой и заснул. После пробуждения и осознания своего поступка к художнику вернулась былая жажда к жизни, а по возвращению домой у него все наладилось, начался творческий подъем, и дела пошли в гору.

Секрет этой картины в том, что ее нужно читать справа налево, как кабалистические тексты, которыми был увлечен в те времена автор картины. Работа рассказывает о духовной и физической жизни человека от зарождения до смерти (в правом нижнем углу нарисован младенец как символ зарождения, а в левом нижнем углу – старость и птица, поймавшая ящерицу, как символ смерти).

16. Питер Брейгель-старший, Нидерландские пословицы, 1559 г.


Это поистине шедевральное полотно хранит в себе ни много ни мало, а около 112 пословиц. Некоторые из них рассказывают о человеческой глупости. Многие актуальны и до сегодняшнего дня: «вооружен до зубов», «плыть против течения».

17. Поль Гоген, Бретонская деревня под снегом, 1894 г.


Эта картина отражает глубину фантазии человека, так как на искусство могут смотреть по-разному. Впервые полотно было продано после смерти художника на аукционе за жалкие семь франков под названием «Ниагарский водопад». Это случилось потому, что организатор аукциона повесил ее к верху ногами и узрел на картине водопад, а не деревню, занесенную снегом.

18. Пабло Пикассо, Голубая комната, 1901 г.


Разгадка этой картины удалась искусствоведам только в 2008 году, после того как ее просветили инфракрасным излучением. После чего была обнаружена вторая картина или, скорее всего, первая. Под основным изображением женщины в голубой комнате стала отчетливо видна фигура мужчины, одетого в костюм и бабочку, подпирающего голову рукой.

По мнению специалиста Патриции Фаверо, когда у Пикассо было вдохновение, он сразу хватался за кисть и начинал рисовать. И возможно, в очередной момент, когда его посетила муза, под рукой у художника не оказалось чистого холста, и он стал наносить новую картину поверх другой, или у Пабло попросту не было средств на новые холсты.

19. Микеланджело, Сотворение Адама, 1511 г.


Эту картину можно назвать уроком анатомии. Так, по мнению американских специалистов по нейроанатомии, на картине изображен огромный мозг с четко просматривающимися его сложными частями, например гипофиз, мозжечок, зрительные нервы и даже позвоночная артерия, которая изображена в виде яркой зеленой ленты.

20. Микеланджело Меризи да Караваджо, Лютнист, 1596 г.


Эта картина выставлялась в Эрмитаже очень долгое время под названием «Лютнистка». Однако в первой половине ХХ века искусствоведы и эксперты выяснили, что на картине изображен юноша, а не девушка. На эту мысль их натолкнули ноты, лежащие перед изображением человека. На них просматривается басовая мужская партия мадригала Якоба Аркадельта «Вы знаете, что я люблю вас». Поэтому вряд ли бы женщина сделала бы подобный выбор для пения.

К тому же, во времена жизни художника как лютня, так и скрипка, которые изображены на холсте, считались исключительно мужскими музыкальными инструментами. После этого заключения картина стала экспонироваться под названием «Лютнист».