От какой болезни умерла толкунова. «Толкунова не верила в то, что ее болезнь неизлечима, поэтому к смерти не готовилась и никакого завещания не написала

Еще 17 февраля Валентину Толкунову госпитализировали в Боткинску больницу, после того, как ей стало плохо во время гастролей в Белоруссии.

Она должна была пройти очередной курс лечения. В какой-то момент медицинские процедуры помогли Валентине Васильевне. Она почувствовала себя хорошо и даже решила отказаться от химиотерапии. О тяжелом состоянии Валентины Васильевны знали только самые близкие люди - артистка запретила врачам разглашать информацию о ее болезнях.

В ночь на 20 марта, находясь в своей палате, он почувствовала резкое ухудшение самочувствия. Врачи сразу же приняли все необходимые меры и перевели ее в реанимацию. К сожалению, все усилия врачей оказались напрасны.

Через несколько часов Валентина Васильевна попросила привести ей священника. Батюшка прямо в палате провел процедуру соборования.

Непосредственной причиной ее смерти стала острая сердечная недостаточность. Свои последние часы артистка находилась в сознании. В 6 часов утра Толкунова впала в кому, после чего ее подключили к аппарату искусственной вентиляции легких.

Три года назад народной любимице был поставлен диагноз «рак груди». артистке сделали первую операцию по удалению опухоли и провели несколько сеансов химиотерапии. Казалось, болезнь отступила. Но, как оказалось, она лишь затаилась. Часть раковых клеток уцелела, и они дали метастазы в печень, легкие и мозг. Летом прошлого года врачам опять пришлось прибегнуть к хирургическому вмешательству. Тогда медики не скрывали своих опасений по поводу степени болезни – Валентине Васильевне поставили диагноз «третья стадия рака».

Несмотря на мучительную болезнь, Валентина Васильевна до последнего времени принимала участие в концертах. Она рассчитывала выступить в Театре Российской армии в канун 65-летия нашей Победы в Великой Отечественной войне.

Валентина Васильевна Толкунова заслужила поистине всенародную любовь в 70-80 годы. Она была исполнительницей многих популярных песен, в том числе «Стою на полустаночке», «Серебряные свадьбы», «Мой милый, если б не было войны».

Валентина Толкунова родилась 12 июля 1946 года в Армавире Краснодарского края. Через год ее семья переехала в Москву. В 1964 году поступила на дирижерско-хоровое отделение в Московский государственный институт культуры, окончив его в 1976 году. В 1971 году окончила музыкальное училище им.Гнесиных.

В 1966 композитор и дирижер Юрий Саульский организовал вокально-инструментальный оркестр «ВИО-66» и пригласил тогда еще Валечку Толкунову в вокальную группу – точнее джаз-бэнд. Пять лет она отдала ансамблю как джазовая вокалистка.

Сольный дебют певицы состоялся в 1972 на творческом вечере поэта Льва Ошанина, где она спела песню Владимира Шаинского «Ах, Наташа». С 1973 Валентина Толкунова - солистка Москонцерта, а с 1987 художественный руководитель организованного ею Московского театра музыкальной драмы и песни.

В феврале 1986 состоялась премьера спектакля «Русские женщины» по поэме Некрасова, на стихи Пушкина и Кольцова, где Валентина Толкунова исполняла главные роли. Наряду с дебютом в опере, певица снялась в том же году в фильме-фантазии «Верю в радугу». С 1989 - руководитель театра музыкальной драмы и песни творческого объединения «АРТ», в котором был поставлен ряд музыкальных спектаклей.
Как театральная актриса она выходила на сцену в спектаклях «Ожидание» (1989), «Я не могу иначе» (1990), «Брызги шампанского» (1991), «Не оставляй меня, любовь» (1992) «Я росинка твоя, россиянка» (1995), «Новая весна Валентины Толкуновой».

Заслуженная артистка РСФСР (1979), народная артистка России (1984). Гастролировала в Финляндии, Японии, Индии, Германии, Люксембурге, США, Канаде, Греции, Австралии, Вьетнаме, Сингапуре, Израиле. Певицей издано 12 пластинок и компакт-дисков. Только в музыкальных фильмах и театральных спектаклях ею исполнено более 300 песен. В.Толкунова 23 раза становилась лауреатом телевизионного конкурса «Песня года».

Брат певицы рассказал о двух ее мужьях. Первый был композитором. Сейчас его фамилию знают многие. «Для нее выше этого человека никого не было. Саульский был старше на 18 лет, опытный, образованный. Какие там были чувства! Мне кажется, что по накалу то чувство было самым сильным в жизни Валентины», — рассказывает Сергей Васильевич.

По его словам, Валентина пять лет жила с Саульским в идеальном браке. И работала в его коллективе. Но Юрий поддался новым чувствам. Валентина узнала и подала на развод. «Как же она переживала! Внешне держалась, но мы-то видели, как ей плохо. К тому же материально стало сложнее — надо было одной выплачивать деньги за кооперативную квартиру», — говорит брат певицы. Уйдя от мужа Толкунова уволилась и из его оркестра.

Второго мужа артистки тоже звали Юрием . Они познакомились в посольстве Мексики, где будущий супруг Валентины в тот вечер работал переводчиком, а она пела на концерте.

«Юрий обаял Валентину своими знаниями и интеллигентностью. В 1977 году у них родился сын Коля — родители решили назвать его в честь нашего деда. Валя была счастлива. Она так мечтала о ребенке, о семье! За годы одиночества, конечно, настрадалась», — делится родственник звезды советской эстрады.

Через несколько лет муж Толкуновой уехал в США писать книгу о Льве Троцком. В Америке он задержался на 12 лет. «Валечка, конечно, переживала расставание. Но на предложение переехать жить за океан отвечала отказом. Говорила: «Кому я там буду нужна?», — вспоминает Сергей Васильевич.


1992 год стал тем годом, с которого началась черная полоса в жизни певицы. У нее был диагностирован рак груди . «До этого лет шесть она не была у врача. Некогда было, ездила, работала. Может, если бы недуг нашли вовремя, не случилось бы страшной трагедии потом», — с горечью рассказывает родственник Валентины.

И потом, с его слов, певица совершила фатальную ошибку — не довела курс лечения до конца: «Опухоль ей тогда вырезали, а от химиотерапии Валя отказалась — испугалась, что начнут волосы выпадать. Как же тогда выходить на публику? И она начала лечиться какими-то народными средствами. В то же время стала чаще посещать церковь, молитвы выучила».

Когда супруг Толкуновой вернулся на родину, он был уже старым больным человеком, ведь он старше артистки на 23 года. «Сердце слабое уже, слух пропадал, зрение испортилось. У него тоже обнаружили онкологию. Валечка, забыв про себя, ухаживала за мужем. Сиделок ему нанимала, по врачам возила, в больницы устраивала», — рассказал в своем интервью порталу Sobesednik Сергей Васильевич.

Может быть склонность к самоотречению позволила ей продержаться 14 лет. «В 2006 году у Вали опять диагностировали рак молочной железы. И снова операция, курс химиотерапии… Года через три Валю начали мучить страшные головные боли. Провели обследование — опухоль мозга». После этого жить ей оставалось недолго.

В одной из самых любимых народом песен она пела: «Ты заболеешь — я приду. Боль разведу руками. Все я сумею. Все смогу. Сердце мое не камень». Именно такой — доброй, самоотверженной и любящей людей запомнили ее родные, друзья и близкие. Фото: Personastars

Народная артистка РСФСР Валентина Толкунова скончалась в Москве на 64-м году жизни после продолжительной болезни. Известной певицы не стало сегодня утром, около 08:00, в реанимации Боткинской больницы.

Президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин выразил свои соболезнования родным и близким легенды советской эстрады.

Толкунова находилась в Боткинской больнице с конца февраля. В ночь с пятницы на субботу она была переведена в реанимацию из-за резкого ухудшения самочувствия. Как сообщает LifeNews.ru, после этого певица попросила привести священника для соборования. Обряд был совершен прямо в больничной палате.

В больницу артистка попала после концерта в белорусском Могилеве. Первоначально сообщалось, что у нее повышенное давление, причиной которого стало переутомление. В Москву Толкунову отправили в реанимобиле.

Валентина Толкунова – одна из самых ярких звезд советской эстрады. Обычно в таких случаях вспоминают биографию человека, но жизненный путь Валентины Васильевны при всем желании не назовешь сложносплетенным или лихо закрученным. Эдакая типично-образцовая биография певицы, ни тебе всяких непрофильных институтов, ни крутых зигзагов судьбы – детский хор, музыкальное училище и долгие-долгие годы работы на эстраде.

Певица родилась 12 июля 1946 года в городе Армавире, что в Краснодарском крае, но всегда считала себя москвичкой – вскоре после рождения дочери родители переехали в столицу, и выросла девочка в Ховрино. Петь начала с детства, почти десять лет было отдано Московскому детскому хору, где она, по ее словам, прошла настоящую школу вокала у педагога по музыке Татьяны Николаевны Овчинниковой. После школы в 1964 году Толкунова поступает на дирижерско-хоровое отделение Московского государственного института культуры.

Казалось бы – дорога накатана, но вот тут начинаются странности.

Не секрет, что успех певиц во все времена частенько неотделим от усилий и возможностей мужа, но с Толкуновой все получилось абсолютно наоборот. В двадцать с небольшим многообещающая студентка выходит замуж за известного композитора Юрия Саульского. Толкунова временно оставляет учебу, идет работать в биг-бенд «ВИО-66», которым руководил ее муж, и пять лет поет там джаз. К сожалению, брак оказался недолгим и через пять лет распался (второй – с журналистом Юрием Папоровым – стал куда более удачным и продолжался около тридцати лет).

И хотя певица за этот «джазовый период» успела закончить свое дирижерское образование да вдобавок еще обзавестись дипломом «Гнесинки», певческую карьеру ей пришлось начинать сначала. А эстрада – дама капризная при всех режимах и во все времена, и улыбки судьбы на этой стезе дожидаются немногие.

Толкуновой повезло – именно в этот, казалось бы, совсем не благоприятствующий карьере период начинается ее взлет.

Как это часто бывает – в дело вмешался случай. В 1971 году в Советском Союзе был снят первый в истории телесериал «День за днем». Сейчас уже мало кто помнит этот ежевечерний рассказ об обитателях московской коммуналки, снятый Всеволодом Шиловским по сценарию Михаила Анчарова с гениальным Грибовым и молодым Невинным. Но в судьбе певицы он стал одним из самых главных событий.

В этой теленовелле никому не известная Валентина Толкунова исполнила несколько песен Ильи Катаева на анчаровские стихи – «Я ночью шла по улице», «Стою на полустаночке» и т. п.

Певицу заметили, и по просьбе поэта Льва Ошанина Владимир Шаинский отдает ей свою песню «Ах, Наташа», которая лежала у него в столе несколько лет. После выступления певицы на юбилейном вечере Ошанина маститый композитор в антракте нашел Толкунову и честно признался, что никогда и не предполагал, что из его материала можно сделать столь блестящую песню.

После этого в музыкальных кругах пошел слух, что молодая певица может вытянуть любую песню, и Толкунова начинает выдавать один хит за другим.

Сначала композитор Аедоницкий предложил ей исполнить песню «Серебряные свадьбы», от которой накануне отказалась одна именитая певица, и толкуновское выступление на «Песне-73» закончилось овацией. Потом были «Деревянные лошадки», «Носики-курносики», а через год уже специально для Валентины Толкуновой молодой композитор Владимир Мигуля пишет «Поговори со мною, мама».

Толкунова становится одной из самых знаменитых певиц страны – устоять перед этим неповторимым и на раз узнаваемым тембром и предельно искренней интонацией было невозможно.

К сожалению, период громкой славы оказался недолгим – на рубеже 70–80-х произошло событие, подкосившее карьеру многих певцов, работавших на стыке народной традиции и современной эстрады.

Страна сильно изменилась, новые ритмы вытеснили прежние, и на фоне набирающих силу рока и диско Толкунова с ее «цветастыми полушалочками» и «девчоночками фабричными» стала казаться страшным анахронизмом. Не помогли ни голос, ни профессионализм – никто не виноват, просто времена изменились.

Этот удар выдержали немногие певцы нашей весьма консервативной эстрады – кто-то пытался радикально измениться, но получилось у считанных единиц. Толкунова же решила остаться собой. Записывала новые песни – «Я не могу иначе», «Мой милый, если б не было войны», «Диалог у новогодней елки», работала для детей – пела в мультфильмах «В порту» и «Зима в Простоквашино». И все равно прорывалась к зрителю.

Окончательно исчезла с телеэкранов Валентина Васильевна только в новые времена, когда все мы, завороженные новой жизнью и новыми возможностями, табуировали прошлое и избавлялись от него с какой-то остервенелостью.


Толкунова эти трудные времена пережила с вызывающим уважение достоинством. Не суетилась, не пыталась монетизировать прежний успех, не пыталась никуда пролезть, как-то вернуть ушедшее. Честно признавалась в интервью: «Я, наверное, из другого века, очень несовременна. Я дочь той эпохи, а время, в котором мы живём… Я словно песчинка в вихре XXI века, а мне не хочется быть песчинкой». Работала на своего слушателя, очень много ездила по стране, не отказываясь от самых скромных предложений:

«Я стараюсь ездить с концертами в разные точки нашей огромной Родины для того, чтобы успеть отдать людям своё сердце, свои песни. Я никогда не отказываюсь выступать для инвалидов, ветеранов, детей, молодёжи.


Если у организаторов таких концертов нет денег, я выступаю бесплатно, для меня это не имеет никакого значения.

Меня упрекают и даже ругают за то, что я соглашаюсь работать бесплатно, ведь сейчас ни один даже совсем безголосый певец и пальцем не шевельнёт, пока ему не заплатят. Меня часто спрашивают: «Сколько вы стоите?» Я всё время удивляюсь этой фразе и не могу, да и не хочу к ней привыкать. Поэтому неизменно отвечаю: «Нисколько не стою». Тогда люди порой раздражённо говорят: «Хорошо. Сколько стоят ваши песни?» Ну что за дикость? Как могут песни или я сама чего-то стоить? Это же бесценно. И я сама, и мои песни даны Богом для людей. Цену имеет лишь мой труд. Мне приятно осознавать, что там, в глубинке, я нужна. Приезжая туда, я не чувствую холода, а чувствую теплоту сердец и заботливость души. Там больше нужна душевная лирическая песня, нежели в Москве или Петербурге.

Не судите и не судимы будете, и я никого не могу судить, но мне кажется, что сегодня люди отдают предпочтение чему-то блистающему, мерцающему, сияющему, гремящему, но не внутренней сути, затаенности души.

Вообще, достоинство – это, пожалуй, ключевое слово для поминания Валентины Васильевны. Даже когда начался обратный процесс и пошла обвальная мода на советское ретро, она, в отличие от многих своих коллег, устояла и не бросилась в суетливую погоню за вторым шансом. Не замелькала на всяких концертах типа «солянках сборных», мы так и не увидели ее в телевизионных ретро-конкурсах и прочем любимом отечественной культурой балагане. Жила так же, как всегда. И при этом – никогда не жаловалась и ни о чем не жалела: «Песня не может быть русской или советской. Не бывает песни, привязанной к строю. Хорошая песня для всех, и её нельзя называть русской или советской.

Я не пела песен-лозунгов. Я никогда никому не служила. Я пела человеческие песни.

Вспомните, «Поговори со мною, мама», «Носики-курносики», «Мы на лодочке катались», «Мой милый, если б не было войны». Эти песни для всех, они и сейчас нужны, они востребованы. Я не могу сказать, что сижу без концертов. Нет, я не обездоленный, я обеспеченный человек. Двадцать два года за рулем, сейчас езжу на джипе, имею хорошую квартиру. Я ни на что не жалуюсь, мне не на что жаловаться. Я сама в этой жизни выкарабкиваюсь. Без дела не сижу, работы много».


Работой она жила всегда. Даже когда несколько лет назад ей поставили страшный диагноз, она все равно продолжала выступать. В середине февраля на концерте в белорусском Могилеве певице стала плохо. После срочной госпитализации выяснилось, что болезнь дала рецидив. Почти месяц врачи боролись за жизнь певицы, но положение было слишком серьезным – рак четвертой степени, опухоли в груди и мозге с метастазами в печень и легкие.

В понедельник утром Валентина Толкунова скончалась в Боткинской больнице. Сегодня, вспомнив, как никогда хочется поспорить с одной из ее лучших песен последних лет – «Уходя, ничего не берите из прошлого».

Валентина Толкунова дважды была замужем. Ее первым супругом был композитор, дирижер вокально-инструментального оркестра Юрий Саульский, а вторым - журналист-международник, автор книги "Хемингуэй на Кубе" Юрий Папоров. Сын певицы - Николай - работает художником по свету в Московском театре музыкальной драмы и песни.

Народная и заслуженная артистка РСФСР, заслуженная артистка Калмыкии награждена орденами Почета, Дружбы народов, Ломоносова, Святой Анны, Святого Владимира, Петра Великого, почетным знаком ФАПСИ, медалью "В память 850-летия Москвы". Она также кавалер ордена "Меценаты столетия", лауреат премии Ленинского комсомола и премии МВД России, "Почетный железнодорожник России", "Заслуженный энергетик России", "Почетный артековец", "Почетный бамовец", "Почетный пограничник и академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка".

Правительство Украины вручило ей Международный орден Чести и орден Святителя Николая. Митрополит Киевский Владимир наградил Толкунову орденом Святой Варвары. Также певице были вручены почетные грамоты правительств Казахстана, Украины, Туркменистана, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Эстонии.

Народную артистку России Валентину Толкунову похоронят на Троекуровском кладбище в Москве в среду, проститься с ней можно будет в «Театре Эстрады»,

Валентину Толкунову называли душой русской песни и хрустальным голосом советской эстрады. Интересно, что сценический образ артистки (длинные волосы, аристократическая осанка, платье-макси и минимальный набор косметики и украшений) сохранялся на протяжении длительной карьеры.

Валентина родилась в городе Армавире Краснодарского края, но первые полтора года жила в станице Белореченской. Там служил отец Толкуновой, Василий Андреевич, военный железнодорожник. Мама Евгения Николаевна трудилась на железнодорожной станции. Семья прибыла из Забайкалья, хотя отец был родом из Саратовской области. Спустя три года после рождения Вали появился младший брат Сергей, который тоже стал певцом, заслуженным артистом России.

В 1948-ом году семья Толкуновых переехала в Москву. Валентина росла не только в дружной и любящей семье, но и в окружении хорошей вокальной музыки. В доме постоянно играли пластинки , . И Валя выучила их песни и подпевала любимым исполнителям.

В 1956 году девочку приняли в хор Центрального Дома детей железнодорожников. Управлял коллективом Семен Осипович Дунаевский, а педагогом девочки стала Татьяна Николаевна Овчинникова, которая помогла будущей певице освоить азы музыкальной грамоты и познать секреты вокального мастерства.


После школы девушка поступила на дирижерско-хоровое отделение Московского государственного института культуры, а затем окончила еще и легендарную Гнесинку. Первым коллективом Валентины Толкуновой был вокально-инструментальный оркестр «ВИО-66», которым руководил , будущий супруг артистки. Там молодая певица исполняла песни под джазовую музыку, а позднее начала сольную карьеру.

Музыка

Звездным стартом для творческой биографии молодой артистки стало исполнение песен на стихи Михаила Анчарова и музыку Ильи Катаева для музыкального сопровождения фильма «День за днем». После выхода кинокартины на экраны песню, исполненную Валентиной Толкуновой «Стою на полустаночке», напевала вся страна. Певица мгновенно стала знаменитой, а пластинка с музыкальными композициями не задерживалась на полках музыкальных магазинов. Позднее на конкурсе «Артлото» молодая певица с этим шлягером выиграла первую премию.

Первое сольное выступление Валентины Толкуновой состоялось в 1972 году в рамках юбилейного концерта . Артистка исполнила композицию «Ах, Наташа», а так как концерт транслировался по телевидению, молодую певицу увидела и услышала миллионная аудитория. Вместе с начинающей артисткой на сцену в тот вечер выходили , . Там же Валентина Толкунова впервые встретилась с , певицей, которую девушка боготворила с детства.

Вскоре репертуар артистки пополнился музыкальными композициями Эдуарда Колмановского, Марка Минкова. А уже с 1973 года Толкунова регулярно становился участницей телеконкурса «Песня года». Мелодичный ласковый голос певицы сделал ее по-настоящему народной артисткой. На телевидение приходили мешки писем от зрителей с просьбами увидеть выступление любимой певицы вновь.

Валентина начала появляться в программах «Утренняя почта», «Голубой огонек», а также на творческих вечерах выдающихся композиторов из Колонного зала Дома Союзов.

Вторая волна славы настигла Толкунову после премьеры песни «Поговори со мною, мама» на Всесоюзном радио. Композитор писал ее для , но, услышав композицию в исполнении Толкуновой, изменил решение.

Изюминкой Толкуновой было то, что артистка всегда пела о людях и для людей, в репертуаре фактически отсутствовали советские лозунги и социально-политические подтексты, что для того времени было редкостью. Для Валентины каждая песня – это чья-то судьба, чья-то жизненная история.

В 1975 году состоялась судьбоносная встреча Толкуновой и ее партнера по сцене – инструменталиста, композитора Давида Ашкенази. Коллеги сотрудничали на протяжении 18 лет. Совместно исполненным шлягером стал романс «Сероглазый король» на музыку и стихи .

Имели огромную популярность песни «Я не могу иначе», «Серебряные свадьбы», «Вечер школьных друзей». Также голос Толкуновой звучал и в саундтреках известных кинофильмов и мультиков. Например, в мультфильме «Зима в Простоквашино» певица исполнила композицию «Кабы не было зимы», а в мелодраме «Романс о влюбленных» – «Колыбельную», в комедии «Невеста с севера» – «Пушинку белую».

И, конечно, нельзя не сказать о детской песенке «Спят усталые игрушки», ставшей заставкой вечерней передачи «Спокойной ночи, малыши!», на которой воспитывалось не одно поколение детей. Еще одна детская песня Толкуновой – «Носики-курносики» – особенно полюбилась поклонникам таланта певицы.

В 1979 году Валентина Толкунова впервые выступила с сольным концертом. Творческие вечера состояли из популярных и народных песен, но все чаще певица стала обращать внимание на музыкальные композиции о Великой Отечественной войне, первой из которых стала «Если б не было войны». За 10 лет в репертуаре артистки появилось 22 песни о военной доле, которые Толкунова выпустила отдельной пластинкой.

Талант Толкуновой требовал новых форм, и в 1986 году из-под пера Ильи Катаева вышла опера «Русские женщины», которая создавалась в расчете на исполнение Толкуновой. Премьера оперы состоялась в концертном зале «Россия». В этом же году артистка дебютировала в полнометражной музыкальной ленте «Верю в радугу» режиссера Виталия Фетисова.

Через год певица организовала Московский театр музыкальной драмы и песни, постановки которого «Брызги шампанского», «Ожидание», «Как быть счастливой» пользовались особой любовью зрителей. Последней концертной постановкой стала сольная музыкальная программа «Я сегодня обеты молчанья нарушу», которая появилась на сцене театра в 2010 году.

В 2000-е годы репертуар Толкуновой пополнялся в основном духовными песнями – «Ангел мой», «Рождественская ночь», «Спаси и сохрани», «Молитва». Благодаря альбому «Мой придуманный мужчина», в который вошли песни автора Василия Попова, Валентина Толкунова получила премию международного благотворительного фонда «Русская культура».

Личная жизнь

В первом ансамбле Валентина Толкунова познакомилась с композитором и дирижером , который и стал первым мужем, но этот брак продлился только 6 лет. Сказалась большая разница в возрасте, ведь певице на момент бракосочетания было всего 19 лет, а супругу 37.

Через три года после развода Толкунова на светском вечере в мексиканском посольстве познакомилась с элегантным журналистом-международником Юрием Папоровым. Роман развивался стремительно, и через пару месяцев влюбленные стали мужем и женой. Вскоре родился сын Николай, единственный ребенок Народной артистки. Но женского счастья у Валентины не получилось и во втором браке. Юрий Папоров разъезжал по заграничным командировкам, а в один период отсутствовал дома на протяжении 10-ти лет.


По словам бывшего директора певицы Николая Басина, у Валентины была еще одна романтическая страница в личной жизни, связанная с именем физика Владимира Баранова. Этого человека Валентина называла «мужем от Бога», но покинуть семьи ни он, ни она не решились. С Юрием Папоровым женщина прожила до последних дней жизни, а супруг пережил жену только на полтора месяца.

Валентина Толкунова всегда тянулась к церкви, а позднее воцерковилась. Певица даже приобрела домик недалеко от монастыря, чтобы иметь возможность больше времени уделять церковной службе и молитвам. Кроме того, артистка финансово помогала восстановлению храмов, давая благотворительные концерты.

Болезнь и смерть

Еще в 1992 году у Валентины Толкуновой был обнаружен рак молочной железы. После операции и курса химиотерапии болезнь отступила, но спустя 16 лет все-таки вернулась. А позднее у певицы дополнительно обнаружили опухоль мозга. Валентина Васильевна отказалась вновь ложиться под нож, продолжала гастролировать.


Последний концерт певица дала 16 февраля 2010 года в Могилеве, после него женщина была госпитализирована. С тех пор Толкунова находилась в больнице, но помощь врачей оказалась уже бессильной. 22 марта певица впала в кому и через несколько часов ушла из жизни. Метастазы стали причиной смерти артистки.

Похоронена певица на Троекуровском кладбище, куда сейчас приезжают родственники и поклонники. На могиле рядом со скульптурным изваянием стоит портретное фото певицы.

Дискография

  • 1972 - «Стою на полустаночке»
  • 1974 - «Год любви»
  • 1976 - «Уж отзвенели ливни сенокоса»
  • 1980 - «У новогодней елки»
  • 1981 - «Если б не было войны»
  • 1986 - «Разговор с женщиной»
  • 1995 - «Я не могу иначе»
  • 1997 - «Я деревенская»
  • 2002 - «Мой придуманный мужчина»
  • 2011 - «Как быть счастливой»