Сообщение про композитора ян сибелиус. Фортепианная музыка яна сибелиуса как средство музыкально-эстетического воспитания школьников

Ян Сибелиус - финский композитор, произведения которого относятся к разряду самых драгоценных сокровищ классической музыки. Многие его произведения почитаемы музыкантами, критиками и меломанами всего мира. Его музыка относится к стилю раннего романтизма и школы.

Биография

Ян Сибелиус, биография которого представлена в данной статье, родился в 1865 году, в Финляндии. Отец будущего композитора был военным врачом. Когда Яну было 3 года, глава семьи скончался от Воспитывала мальчика мать. У Густава остались долги, к тому же похороны обошлись очень дорого. Вдова не могла содержать дом. Усадьба и большая часть имущества были отданы кредиторам в счёт долгов. Вдова и трое детей доктора переехали жить в дом бабушки.

Будущий композитор Ян Сибелиус с детства обладал очень живым воображением. Он постоянно выдумывал истории о феях. Мать Я. Сибелиуса играла на фортепиано и приобщала к музыке детей. Они всей семьёй посещали концерты. С ранних лет детей в семье Сибелиусов обучали музыке. Сестра Яна училась играть на рояле. Брат - на виолончели. Сам Ян сначала учился играть на фортепиано, но потом изъявил желание сменить инструмент и перешёл на скрипку. Мальчик был неусидчивым, и чтобы заставить его прилежно заниматься, первый педагог била его по рукам спицами для вязания. Своё первое произведение Я. Сибелиус написал в 10 лет. Его интерес к музыке со временем возрос, и он начал заниматься в духовом оркестре. В школе Ян был очень рассеянным. На полях своих тетрадок он постоянно записывал музыку. Но, при этом получал хорошие отметки по ботанике и математике. Ещё одним увлечением мальчика было чтение.

В 1885 году Ян Сибелиус поступил в университет на юридический факультет. Но вскоре бросил учёбу, она была ему неинтересна. Он поступил в Музыкальный институт. Его педагогом был Мартин Вегелиус. Яну очень нравилось учиться. Он был лучшим учеником у своего педагога. Произведения, которые Я. Сибелиус написал в студенческие годы, исполняли преподаватели и учащиеся института. В 1889 году юноша изучал композицию и теорию музыки в Берлине. Ещё через год - в Вене.

Творческий путь

После окончания обучения и возвращения в Финляндию Ян Сибелиус официально дебютировал как композитор. Первым публично исполненным его произведением была симфоническая поэма «Куллерво», в основе которой лежал финский народный эпос. Ян сразу же стал популярен, его объявили музыкальной надеждой страны. Самую первую симфонию композитор написал в 1899 году. Премьера её состоялась в Хельсинки. Именно благодаря своим симфониям композитор получил международную славу.

Я. Сибелиус фактически завершил свою творческую деятельность в 1926 году. В последующие тридцать лет жизни мир ждал его новых сочинений, но он писал лишь незначительные пьесы, которые не имеют особого значения для культурного наследия. Хотя есть свидетельства, что он сочинял, но большинство своих рукописей того периода уничтожил. Может быть, среди них были значимые произведения, но по какой-то причине автор их не завершил. В 40-е годы 20 века интерес к музыке композитора в мире был очень низким. Но в Финляндии его ценят по сей день как символ величия страны.

Список произведений

У тех, кто только начинает знакомиться с творчеством этого финского композитора, возникает вопрос: "Ян Сибелиус сколько симфоний написал?" Всего он сочинил очень много произведений. А симфоний было семь.

Симфонии Яна Сибелиуса:

  • № 1, e-moll.
  • № 2, D-dur.
  • № 3, C-dur.
  • № 4, a-moll.
  • № 5, Es-dur.
  • № 6, d-moll.
  • № 7, C-dur

Симфонические поэмы:

  • «Сага».
  • «Финляндия».
  • «Ночная скачка и восход солнца».
  • «Бард».
  • «Океаниды».
  • «Тапиола».
  • «Лесная нимфа».
  • «Дочь Похьолы».
  • «Дриада».

Сюиты Яна Сибелиуса:

  • «Карелия».
  • «Сюита для скрипки и фортепиано».
  • «Возлюбленный».
  • «Маленькая сюита».
  • «Для скрипки, альта и виолончели».
  • «Жанровая сюита».
  • «Сельская».

Музыка к пьесам и драмам:

  • «Ящерица».
  • «Буря».
  • «Пир Валтасара».
  • «Король Христиан II».
  • «Скарамуш».
  • «Белый лебедь».
  • «Смерть».
  • «Каждый».
  • «Пеллеас и Мелизанда».

А также он написал увертюры, пьесы, мелодекламации, концерты, марши, сцены, инструментальные серенады, романсы для оркестра, легенды, юморески, танцы, квартеты, экспромты, сонаты, произведения для хоров, кантаты, баллады, гимны, песни для голоса с сопровождением, ариозо, вариации, оперу и так далее.

Масонство

Ян Сибелиус многие годы состоял в масонском ордене и был одним из выдающихся его деятелей. Он - один из основателей ложи в Хельсинки. Со временем он стал главным органистом финских масонов. В 1927 году Я. Сибелиус написал девять произведений, которые были объединены самим композитором в отдельный сборник. Он носил название «Масонская музыка для обрядов». Впервые сборник был издан в 1936 году. Произведения предназначались для распространения среди масонов. В 1950 году сборник был исправлен, дополнен новыми композициями и издан вновь. Туда вошла и знаменитая симфоническая поэма «Финляндия», которая во время обрядов сопровождалась особенным текстом.

Дом композитора

Ян Сибелиус в 1904 году поселился в Ярвенпяя, рядом с озером Туусула, вместе со своей семьёй. Свои последние произведения композитор написал именно здесь. Я. Сибелиус очень любил свой дом. Здесь часто собирались творческие люди, с которыми был дружен композитор. Скончался Ян Сибелиус 20 сентября 1957 году в своём любимом доме. Его супруга продолжала там жить после его смерти до начала 1970 годов. В 1972 г. потомки композитора продали дом государству. Теперь там располагается музей. Открыт он для посещений был в 1974 году.

Музей Я. Сибелиуса

Это единственный в Финляндии музыкальный музей. Создан он был ещё при жизни композитора. Открыт музей был благодаря усилиям профессора музыковедения Отто Андерссона. Он подарил городу свою коллекцию, состоящую из музыкальных инструментов. В 30-е годы 20 века музей стал обладателем рукописей композитора Я. Сибелиуса, а также подробных данных о биографии и творчестве композитора. Всё это передал друг Яна - Адольф Паум. Изначально музей назывался «Музыкально-исторические собрания Або Академии». В 1949 году он был переименован в честь композитора, который лично дал на это согласие. В музее можно познакомиться с творчеством Я. Сибелиуса, увидеть коллекцию из 350 музыкальных инструментов, а также посетить концерты и выставки.

Всемирно известного финского композитора Яна Сибелиуса на родине видят в роли национального героя, Еще при жизни он удостоился всех почестей, на какие только может рассчитывать композитор в собственной стране.

Морозным декабрьским днем 1865 года в семье военного врача родился мальчик, названный Йоганом – Юлиусом – Христианом, но весь мир узнал его под коротким именем Ян.

Отец мальчика рано ушел из жизни, и свое детство он провел под крылом матери и бабушки в родном городке Хаменлияна неподалеку от столицы страны. Учителя смотрели на мальчика с недоумением и называли выдумщиком и мечтателем. Его неистощимая фантазия населила реальный мир сказочными существами, которыми жили вокруг нас: саламандры, наяды, дриады, нимфы, гномы и великаны, эльфы и тролли стали его добрыми друзьями.

Семья Сибелиусов старалась дать детям хорошее образование, дети вначале посещали шведскую школу, но затем перешли в финскую. Все дети в семье обучались музыке, сестра играла на рояле, младший брат на виолончели, а маленький Ян на скрипке. Уже в десятилетнем возрасте он починил первую небольшую пьесу.

В подростковом возрасте, заметив его незаурядные музыкальные способности, мальчика стали обучать музыке более серьезно. Его первым учителем стал Густав Левандер, дирижер местного духового оркестра, который смог дать ребенку неплохие теоретические знания и навыки игры на инструменте и первые уроки гармонии. Именно под его началом мальчик написал несколько камерно- инструментальных опусов.

Еще юношей Ян знал, что обязан помогать своей овдовевшей матери и поставить на ноги младших сестру и брата. Поэтому он поступил в юридический университет в городе Хельсинки. Параллельно он посещал музыкальный институт, поскольку не мог обойтись без музыки и только в ней он видел свое истинное призвание.

Весной 1889 года Ян окончил музыкальный институт и в качестве талантливого исполнителя и композитора получил государственную стипендию для совершенствования своего дара в странах Европы. В течение двух лет он оттачивал свое мастерство в Германии и Австрии, познакомился со известными людьми и получил массу удивительных впечатлений.

Возвращение на родину в 1890 году было ознаменовано помолвкой с Айно Арисфельдт. После этого Ян вновь вернулся в Австрию, где упорно работал и написал два концерта для фортепьяно с оркестром. Они были исполнены на родине музыканта, но не имели большого успеха. Это объясняется тем, что все новое с трудом пробивает себе дорогу.

А молодой композитор страстно сопротивлялся закостеневшим формам музицирования и стремился оставаться самим собой и в творчестве. В 1891 году он возвратился домой, и с большим удивлением отметил, что многие из его ранних произведений имеют успех.

Вскоре он выступил с симфонической поэмой «Куллерво» для двух солистов, мужского хора и полного симфонического оркестра. Первые опусы, ставшие впоследствии крупным произведением, были написаны еще в бытность его за границей. Произведя фурор в обществе, поэма сразу поставила молодого композитора в ряд выдающихся музыкантов эпохи.

Теперь многие смотрели на Сибелиуса как на подающего огромные надежды композитора и музыканта, кроме этого в 1892 году состоялась свадьба с его нареченной, на которую родители девушки наконец дали согласие.

Последующие счастливые годы наполнены творчеством и любовью. Композитор пишет много о родной стране, ее природе, ее народе, ее удивительной культуре. В это время он создает «Странствия в лодке» для нескольких голосов с оркестром по мотивам рун из финского эпоса «Калевала», большие симфонические поэма «Весенняя песня» и «Лесная нимфа», в которых вновь оживают друзья его детства- сказочные существа, населяющие леса и луга родины.

И в заключение было написано огромное произведение, принесшее Сибелиусу мировую славу – «Легенда о Лемминкяйнене», четыре легенды – поэмы для симфонического оркестра. Они посвящены также жизнерадостному и несколько авантюрному герою «Калевалы», его опасным приключениям и оптимистическому характеру.

Как и многие величайшие музыкальные произведения, поэма вначале не нашла своего слушателя, и полностью была исполнена только в 1934 году финским дирижером Г.Шнеефойхтом.

Но, тем не менее, произведения финского композитора с успехом исполнялись во многих странах Европы: Германии, Франции, Австрии и даже в США.

Сам Сибелиус не любил покидать свой дом и личный кабинет, его зрелые годы текли неспешно, а комфорт и покой для него создавали любящие руки жены. Несколько раз он выезжал с гастролями в страны Европы и Россию, но большей частью творил в родной Финляндии.

Именно здесь он создал хотя и небольшое, но одно из самых известных своих произведений «Грустный вальс» к спектаклю «Смерть» А.Ярнефельта.

В начале ХХ века Сибелиус семьей покинул Хельсинки и переселился в сельскую усадьбу в деревне Ярвенляя под названием «Дом Айно» в честь его возлюбленной жены.

Здесь он провел почти полстолетия в счастье и покое. Здесь были созданы пять симфоний, которые были благосклонно приняты критикой и публикой. Особенно поражает своим лиризмом и нетрадиционной эпической грандиозностью «Третья»- это было новое слово в искусстве.

В 1925-26 гг были созданы седьмая симфония, названная критиками «Парсифалем» композитора и поэма «Тапиола» — последнее крупное произведение. После этого более чем на тридцать лет деятельность композитора прекратилась: он создавал только небольшие музыкальные пьесы или создавал новую аранжировку для ранее написанных произведений.

В 1957 году великий финский композитор умер и похоронен на родине, которая свято чтит его память.

Ян Сибе́лиус (финск. Jean Sibelius; 8 декабря 1865, Хямеенлинна, Великое княжество Финляндское, Российская империя - 20 сентября 1957, Ярвенпяя, Финляндия) - финский композитор. Родился 8 декабря 1865 в Хямеенлинне (шведское название Тавастехус) в Великом княжестве Финляндском. Был вторым из троих детей доктора Кристиана Густава Сибелиуса и Марии Шарлотты Борг. Хотя в семье поддерживались шведские культурные традиции, идущие от предков композитора, его отдали в финскую среднюю школу. В 1885 поступил в Императорский университет в Хельсинки, но его не привлекала профессия юриста, и вскоре он перешел в Музыкальный институт, где стал самым блестящим учеником М.Вегелиуса. Многие из его ранних сочинений для камерных ансамблей исполнялись студентами и преподавателями института. В 1889 Сибелиус получил государственную стипендию для обучения композиции и теории музыки у А.Беккера в Берлине. В следующем году брал уроки у К.Гольдмарка и Р.Фукса в Вене.

По возвращении Сибелиуса в Финляндию состоялся его официальный дебют как композитора: была исполнена симфоническая поэма «Куллерво» (Kullervo), ор. 7, для солистов, мужского хора и оркестра - по одному из сказаний финского народного эпоса Калевала. Это были годы невиданного патриотического подъёма, и Сибелиуса немедленно провозгласили музыкальной надеждой нации. Вскоре он женился на Айно Ярнефельт, отцом которой был знаменитый генерал-губернатор, возглавлявший национальное движение.

За Куллерво последовали симфоническая поэма «Сказка» (En Saga), ор. 9 (1892); сюита «Карелия» (Karelia), ор. 10 и 11 (1893); «Весенняя песня», ор. 16 (1894) и сюита «Лемминкяйнен» (Lemminkissarja), ор. 22 (1895). В 1897 Сибелиус участвовал в конкурсе на замещение должности преподавателя музыки в университете, но потерпел неудачу, после чего друзья убедили сенат учредить для него ежегодную стипендию в 3000 финских марок.

Заметное влияние на раннее творчество Сибелиуса оказали два финских музыканта: искусству оркестровки его обучал Р.Каянус, дирижёр и основатель Ассоциации хельсинкских оркестров, а наставником в области симфонической музыки был музыкальный критик Карл Флодин. Премьера Первой симфонии Сибелиуса состоялась в Хельсинки (1899). В этом жанре композитор написал ещё 6 сочинений - последней была Седьмая симфония (одночастная Fantasia sinfonica), ор. 105, впервые исполненная в 1924 в Стокгольме. Международную известность Сибелиус приобрёл именно благодаря симфониям, но популярностью пользуются и его скрипичный концерт, и многочисленные симфонические поэмы, такие, как «Дочь Севера» (финск. Pohjolan tytär), «Ночная скачка и восход солнца» (швед. Nattlig ritt och soluppgang), «Туонельский лебедь» (Tuonelаn joutsen) и «Тапиола» (Tapiola).

Большинство сочинений Сибелиуса для драматического театра (всего их шестнадцать) - свидетельство его особой склонности к театральной музыке: в частности, это симфоническая поэма «Финляндия» (Finlandia) (1899) и «Грустный вальс» (Valse triste) из музыки к пьесе шурина композитора Арвида Ярнефельта «Смерть» (Kuolema); пьеса была впервые поставлена в Хельсинки в 1903. Многие песни и хоровые произведения Сибелиуса часто звучат у него на родине, но за её пределами почти неизвестны: очевидно, их распространению мешает языковой барьер, а кроме того, они лишены характерных достоинств его симфоний и симфонических поэм. Сотни фортепианных и скрипичных пьес и несколько салонных сюит для оркестра ещё более уступают лучшим сочинениям композитора, приводя в смущение даже самых преданных поклонников его таланта.

Творческая деятельность Сибелиуса фактически завершилась в 1926 симфонической поэмой «Тапиола», ор. 112. Более 30 лет музыкальный мир ждал от композитора новых сочинений - особенно его Восьмой симфонии, о которой столько говорилось (в 1933 г. была даже анонсирована её премьера); однако ожидания не сбылись. В эти годы Сибелиус писал лишь небольшие пьесы, в том числе масонскую музыку и песни, ничем не обогатившие его наследие. Впрочем, существуют свидетельства, что в 1945 г. композитор уничтожил большое количество бумаг и рукописей, - возможно, среди них были и не дошедшие до окончательного воплощения поздние сочинения.

Его творчество получает признание главным образом в англо-саксонских странах. В 1903-1921 он пять раз приезжал в Англию дирижировать своими произведениями, а в 1914 посетил США, где под его управлением в рамках музыкального фестиваля в Коннектикуте прошла премьера симфонической поэмы Океаниды (Aallottaret). Популярность Сибелиуса в Англии и США достигла своего пика к середине 1930-х годов. Такие крупные английские писатели, как Роза Ньюмарч, Сесил Грей, Эрнест Ньюмен и Констант Ламберт, восхищались им как выдающимся композитором своего времени, достойным преемником Бетховена. Среди наиболее пылких приверженцев Сибелиуса в США были О.Даунс, музыкальный критик «Нью-Йорк Таймс», и С.Кусевицкий, дирижёр Бостонского симфонического оркестра; в 1935, когда музыка Сибелиуса прозвучала по радио в исполнении Нью-йоркского филармонического оркестра, слушатели избрали композитора своим «любимым симфонистом».

С 1940 интерес к музыке Сибелиуса заметно падает: раздаются голоса, подвергающие сомнению его новаторство в области формы. Сибелиус не создал своей школы и не оказал прямого влияния на композиторов следующего поколения. В наши дни его обычно ставят в один ряд с такими представителями позднего романтизма, как Р.Штраус и Э.Элгар. При этом в Финляндии ему отводили и отводят гораздо более важную роль: здесь он признан великим национальным композитором, символом величия страны.

Ещё при жизни Сибелиус удостоился почестей, которые воздавались лишь немногим художникам. Достаточно упомянуть многочисленные улицы Сибелиуса, парки Сибелиуса, ежегодный музыкальный фестиваль «Неделя Сибелиуса». В 1939 «альма матер» композитора, Музыкальный институт, получил название Академии имени Сибелиуса. Умер Сибелиус в Ярвенпяя 20 сентября 1957.

Север - это не только волшебство белых ночей полярного сияния, не только красота синеющих вдали горных вершин, но это еще и завораживающая музыка морских волн. Север - это мужество, борьба, это всегда труд, и поэтому традиционная сага Севера не многословна и сурова. Даже если ее повествует звуки музыки. Будем помнить об этом, открывая наш экскурс в музыку Суоми, которую мы привыкли называть Финляндией.

Ян Сибелиус основоположник финской национальной музыкальной школы и ее крупнейший представитель. Искусство Сибелиуса неразрывно связанно с прошлым и настоящим финского народа, с природой Финляндии, с ее песнями и сказаниями. В музыке Сибелиуса мы чувствуем биение пульса его родной страны. В его творчестве нашла свое отражение и суровая природа Финляндии, страны "тысячи озер", гранитных скал и вековых лесов. Чтобы чувствовать себя счастливым, композитору всегда было необходимо солнце, свет, пение птиц; но с юных лет он полюбил и другой облик родного края: матовые, пастельные краски заснеженного северного ландшафта, таинственный полумрак длинных полярных ночей, вихри и завывания снежных бурь.

Ян (Юхан) Юлиус Кристиан Сибелиус родился 8 декабря 1865 года в небольшом финском городке Хемеенлинна в семье полкового врача. В Хемеенлинне существовали любительские хоры и музыкальные кружки, часто приезжали артисты из Росси, Хельсинки и Турку. Понятно, что среди такого окружения интерес Янне к музыке все возрастал .

С пяти лет его начали обучать игре на фортепьяно, но гаммы и упражнения надолго отбили у мальчика охоту к музыкальным занятиям. Однако при всех своих незаурядных музыкальных способностях, маленький Сибелиус совсем не производил впечатления вундеркинда. Это был обыкновенный, жизнерадостный ребенок, любивший порою пошалить и порезвиться со своими товарищами. Единственное, что его отличало, это необыкновенная любовь к природе. По окончании средней школы, уступая настояниям матери и бабушки, которые, хотя и поощряли домашнее занятие Янне музыкой, но слышать не хотели о профессии музыканта, юноша поступил на юридический факультет Хельсинского университета. Одновременно он занимался и в Музыкальном институте по классам скрипки и теории музыки. Вскоре музыкальная жизнь столицы настолько увлекла молодого Сибелиуса, что он забыл о юриспруденции. В музыкальном институте Сибелиус брал уроки игры на скрипке и теории композиции. Сначала Ян больше увлекался скрипкой, но постепенно пересилила композиция. Дипломные сочинения Сибелиуса - струнное трио, струнный квартет - были публично исполнены в 1889 году в Хельсинки и имели большой успех. В институте завязалась дружба Сибелиуса со знаменитым пианистом и композитором Ферруччио Бузони, который в 1888 - 1889 годах был преподавателем фортепьяно. Осенью 1889 года Сибелиус отправился для завершения образования в Берлин. Двухгодичное пребывание в Германии, Австрии принесло много интересных впечатлений. В Берлине он брал уроки у известного теоретика Альбрехта Беккера. Там завязались новые знакомств: с молодыми музыкантами с немецкими и финскими, с их музыкой; он слушал "Дон Жуана" Рихарда Штрауса и симфонию "Айно".

Пребывание Сибелиуса на родине в 1890 году ознаменовалось важным событием в его жизни - он обручился с Айно Ярнефельт. В этот счастливый период своей жизни, молодой композитор становиться одной из центральных фигур художественной жизни Финляндии. Он общается с ее крупнейшими деятелями, знакомится с известным драматургом Минной Кант, продолжает встречаться со своим покровителем и советчиком Р. Каянусом, пианистом - композитором О. Мериканто и др. Близким его другом стал талантливый художник, привлекший своими картинами внимание всей Европы, Аксель Гален - Каллела. Друзья проводили целые часы в оживленных беседах по животрепещущим вопросам искусства где-нибудь в кафе или ресторане Хельсинки. Все они были горячими приверженцами национального направления в искусстве, неиссякающим источником их вдохновения являлись образы "Калевалы".

Много интересных впечатлений вынес Сибелиус из поездки в Италию. Посетив Рим, Венецию и другие города, он был, по собственному признанию, "в высшей степени пленен природой, поразительными историческими достопримечательностями и населением страны". Благодаря дружеской помощи Каянуса, Сибелиус получил возможность путем самообразования совершенствовать свое оркестровое мастерство.

Почти все его произведения этого периода непосредственно связаны с образами родной страны, ее истории, народной поэзией, особенно "Калевалы". Сибелиус остается приверженцем музыки, связанной с поэтическим текстом, вокальной и программной. В письме к поэту Ю. Х Эркко он говорит: "Я считаю, что музыка сама по себе, так сказать - абсолютная музыка, не может удовлетворить. Она вызывает те или иные ощущения, эмоции, но при этом в душе всегда остается какая-то неудовлетворенность…Музыка может полностью проявить свое воздействие только тогда, когда ей дает направление какой - либо поэтический сюжет, другими словами, когда сфера, создания музыкой, проясняется, а слова, как бы прекрасны они ни были сами по себе, приобретают еще большее значение". Вскоре он снова уехал для дальнейшего совершенствования, на этот раз в Вену. Австрийская столица, являвшаяся крупнейшим музыкальным центром, обладала огромной притягательной силой для всех причастных к искусству .

Когда 26 - летний композитор вернулся в 1891 году домой, он убедился в том, что некоторые его сочинения охотно исполняются и пользуются признанием. Вскоре Сибелиус выступил с большим произведением, в котором впервые широко раскрылось его дарование, - симфонической поэмой " Куллерво " для двух солистов, мужского хора и оркестра. Первые наброски ее были сделаны еще в годы пребывания за границей.

К. Флодин писал: "…Он стремился создать музыку финскую от начала до конца. В своеобразном характере напевов рун, в ритмах народных танцев, в мелодиях пастушеских рожков он нашел близкие ему настроения. В применяемых им звукорядах, в использовании пятидольного размера он полностью следовал старинным рунам…." Появление произведения такого размаха и значения после сугубо школьных опытов и немногих изданных или исполненных публично камерных сочинений и оркестровых пьес, после малоплодотворных "годов странствий" за границей, представляет загадку для биографа.

С осени 1892 года Сибелиус начинает преподавать в Музыкальном институте в Хельсинки. Он ведет класс композиции параллельно принимает участие в работе институтского струнного квартета, исполняя партию второй скрипки. В это время в Хельсинки при Филармоническом обществе по инициативе Каянуса открылась Оркестровая школа. Сибелиуса пригласили и туда в качестве преподавателя композиции.

"И это было не единственным доказательством деятельной заинтересованности Каянуса во мне, - рассказывал композитор. - Огромное значение для меня имело то, что он полностью поставил свой оркестр на службу моего искусства, предоставляя его в мое расположение, когда я хотел испробовать эффект некоторых тембровых сочетаний или услышать реальное звучание моей партитуры. Поощрение Каянуса в очень большой степени способствовало моему развитию как оркестрового композитора на протяжении последнего десятилетия девятнадцатого века. Я перед ним в долгу за все то, что он сделал для меня не только в годы моей молодости, но и позднее, ибо искусство, было совсем невелико".

Несмотря на то, что Институт и школа отнимали у Сибелиуса до тридцати часов в неделю, он успевал много сочинять. .

Летние месяцы 1893 года дали жизнь и другим творениям Сибелиуса. По - видимому, еще весной, студенческое общество Выборга обратилось к нему с просьбой написать музыкальное сопровождение к серии "живых картин", повествующих о некоторых моментах исторического прошлого Карелии. Композитор охотно откликнулся на это предложение. Ближайшие годы проходят в неустанных и плодотворных трудах. Сибелиус завершает сюиту "Лемминкяйнен", сочиняет свою единственную одноактную оперу "Девушка в башне".

Последние годы до конца столетия оказалось для Сибелиуса временем большого творческого подъема. По-прежнему композитор работает в разных жанрах.

Зима 1903/04 года оказалась последней, проведенной Сибелиусом в Хельсинки. Жизнь в столице начинала все больше его тяготить. Тут был ряд причин - и личных и общественных. Обостренная политическая обстановка в стране, национальное угнетение, особенно ощущавшиеся в городах, причиняли композитору - патриоту тяжелые моральные страдания. К этому примешивалось и физическое недомогание: начавшаяся еще в 1901 году болезнь ушей усилилась и вызвала серьезную тревогу. Кроме того, жизнь в Хельсинки постоянно мешала сосредоточить все душевные силы на творчестве, в котором Сибелиус видел и свое призвание, и выполнение общественного долга.

Творческая деятельность композитора понемногу приближалась к концу. Его высказывания о музыке, полны глубокого значения. В них виден большой и мудрый художник, широко и смело мысливший, никогда не шедший на поводу у модных течений. "Прожив такую долгую жизнь, как моя, - рассказывал Сибелиус, - и наблюдая за тем, как одно направление рождалось вслед за другим, расцветало и умирало, уже менее решительно занимаешь позицию. Стараешься найти хорошее там, где ищешь. Познаешь часто, что почти каждая музыкальная "школа" в том или ином отношении имеет в себе что-то хорошее. Если бы я вновь стал молодым, но с таким опытом, как сейчас, то я думаю, например, что был бы более терпим к Вагнеру, чем когда-то. Мое отношение к Вагнеру в большой степени, я думаю, зависело от того, что его влиянию поддавались все мои друзья как молодые, так и старые. И все же я и сегодня ставлю Верди выше Вагнера…"

По просьбе Яна Сибелиуса Э. Гилельс сыграл две прелюдии и фуги Шостаковича. "Сибелиус слушал с полузакрытыми, сосредоточенно, в полной неподвижности. Когда замерли звуки рояля, он помолчал некоторое время и затем сказал, сделав широкий жест рукой: " Вот музыка, слушая которую начинаешь ощущать, что стены этой комнаты раздвинулись и потолок стал выше…"

До конца жизни Сибелиус (20 сентября 1957 года, на девяносто втором году жизни) сохранил светлый, проницательный ум, чудесное чувство юмора, физическую крепость и бодрость, необычайную подтянутость.

Финский народ боготворил своего великого песнопевца.

В 1985 году учреждена Международная премия имени Яна Сибелиуса.

Начало композиторской деятельности Сибелиуса совпадало с зарождением а странах Европы национальных музыкальных школ.

Всеобщее признание завоевывает новая русская школа, давшая миру таких гениальных художников - реалистов, как Мусоргский, Бородин, Римский - Корсаков, Чайковский. В Чехии выдвигаются замечательные композиторы Сметана и Дворжак. В Норвегии - Григ.

Искусство Сибелиуса тоже было проникнуто национальным духом, но это выразилось у него иначе, чем у его предшественников в Финляндии.

Своеобразный северный колорит финской народной песни всегда вдохновлял Сибелиуса. Но, как мы уже сказали, в своих произведениях композитор не цитировал народные мелодии, сумев уловить их характер, использовав отдельные мелодические и гармонические интонации, ритмические особенности.

История песен финского народа уходит вглубь веков. В восточной части Финляндии возникли замечательные песни - руны. Руны - строфические песни, с преобладанием хореического размера (чередование одного долгого и одного короткого слога), с богатой, разнообразной мелодикой, с определенным четким ритмом. Чаще всего размеры 5/4 и 7/4. Искусство рун сохранилось. И в наши дни в более отдаленных местностях Финляндии можно встретить певцов-сказателей, которые помнят наизусть множество этих напевов, дополняя их все новыми импровизациями. Руны, вошедшие в сборник "Калевала", являются подлинным народным творчеством.

Целая плеяда талантливых финских композиторов группировались в конце 20 века вокруг Мартина Вегелиуса, директора Хельсинского музыкального института, автора симфонической, фортепьянной и вокальной музыки, составителя ряда теоретических трудов. Это были - Ян Сибелиус, Армас Йернефельт, Эркки Меляртин и другие.

Развитию национального самосознания Сибелиуса способствовала также среда, в которой он вращался в юные годы. Друзья композитора, молодые поэты и писатели побуждали Сибелиуса работать в области вокальной лирики и театральной музыки. Именно к этому периоду относится создание "Кулерво - симфонии" в пяти частях для большого оркестра, хора и солистов; сюжетом для нее послужили некоторые эпизоды "Калевалы".

По совету своего друга Р. Каянуса, Сибелиус пишет в 1892 году " Сагу " симфоническую поэму для большого оркестра.

В 1893 году, в одно из своих летних пребываний в Куопио, на севере Финляндии, Сибелиус, вдохновившись эпизодом из "Калевалы" решил написать оперу. Он с увлечением принялся за работу, создал большую оркестровую сюиту " Лямминкяйнен".

Первая поэма - легенда - "Лямминкяйнен и девушки на острове Саари". Программное содержание второй легенды - "Лямминкянен в Туонеля" посвящено трем подвигам героя, которые он совершает, чтобы добиться руки любимой девушки.

Мы видим, что почти с самого начала творчество Сибелиуса завоевало широкое общественное признание. Это признание заслуг Сибелиуса перед национальной культурой выразилось, между прочим, и в том, что решением финского Сената в 1897 году Сибелиусу была назначена ежегодная стипендия, давшая ему возможность намного сократить свою педагогическую деятельность.

Сибелиус приступил к созданию своей " Первой" симфонии в возрасте 34 лет.

Драматическая музыка всегда привлекала композитора. Но ни одно произведение Сибелиуса не имело такого широкого распространения, как "Грустный вальс" из музыки к драме Арвида Йернефельта "Смерть", написанной в 1903 году.

Многочисленные сольные песни Сибелиуса ценный вклад в романсовую лирику - сочинены в большинстве своем на шведские тексты, так как поэты Финляндии 19 века.

Рунберг, Рюдбег, Топелиус - писали на шведском языке.

Самый близкий Сибелиусу камерный инструмент - скрипка. К крупным скрипичным сочинениям Сибелиуса относятся его концерт для скрипки оркестром.

Российская музыкальная общественность глубоко чтит творчество замечательного финского композитора. Его музыка постоянно звучит в концертных залах городов и по радио. В нашей стране всегда отмечаются знаменательные даты жизни Сибелиуса.

Ян Сибелиус (финск. Jean Sibelius; 8 декабря 1865, Хямеэнлинна, Финляндия — 20 сентября 1957, Ярвенпяя, Финляндия) — финский композитор.

Биография

Ян Сибелиус родился 8 декабря 1865 в Хямеэнлинне (шведское название Тавастехус) в Финляндии. Был вторым из троих детей доктора Кристиана Густава Сибелиуса и Марии Шарлотты Борг. Хотя в семье поддерживались шведские культурные традиции, идущие от предков композитора, его отдали в финскую среднюю школу. В 1885 поступил в Императорский университет в Хельсинки, но его не привлекала профессия юриста, и вскоре он перешел в Музыкальный институт, где стал самым блестящим учеником М.Вегелиуса. Многие из его ранних сочинений для камерных ансамблей исполнялись студентами и преподавателями института. В 1889 Сибелиус получил государственную стипендию для обучения композиции и теории музыки у Альберта Беккера в Берлине. В следующем году брал уроки у Карла Гольдмарка и Роберта Фукса в Вене.

По возвращении Сибелиуса в Финляндию состоялся его официальный дебют как композитора: была исполнена симфоническая поэма «Куллерво» (Kullervo), ор. 7, для солистов, мужского хора и оркестра — по одному из сказаний финского народного эпоса Калевала. Это были годы невиданного патриотического подъёма, и Сибелиуса немедленно провозгласили музыкальной надеждой нации. Вскоре он женился на Айно Ярнефельт, отцом которой был знаменитый генерал-губернатор, возглавлявший национальное движение.

За Куллерво последовали симфоническая поэма «Сказка» (En Saga), ор. 9 (1892); сюита «Карелия» (Karelia), ор. 10 и 11 (1893); «Весенняя песня», ор. 16 (1894) и сюита «Лемминкяйнен» (Lemminkissarja), ор. 22 (1895). В 1897 Сибелиус участвовал в конкурсе на замещение должности преподавателя музыки в университете, но потерпел неудачу, после чего друзья убедили сенат учредить для него ежегодную стипендию в 3000 финских марок.

Заметное влияние на раннее творчество Сибелиуса оказали два финских музыканта: искусству оркестровки его обучал Р.Каянус, дирижёр и основатель Ассоциации хельсинкских оркестров, а наставником в области симфонической музыки был музыкальный критик Карл Флодин. Премьера Первой симфонии Сибелиуса состоялась в Хельсинки (1899). В этом жанре композитор написал ещё 6 сочинений — последней была Седьмая симфония (одночастная Fantasia sinfonica), ор. 105, впервые исполненная в 1924 в Стокгольме. Международную известность Сибелиус приобрёл именно благодаря симфониям, но популярностью пользуются и его скрипичный концерт, и многочисленные симфонические поэмы, такие, как «Дочь Севера» (финск. Pohjolan tytär), «Ночная скачка и восход солнца» (швед. Nattlig ritt och soluppgang), «Туонельский лебедь» (Tuonelаn joutsen) и «Тапиола» (Tapiola).

Большинство сочинений Сибелиуса для драматического театра (всего их шестнадцать) — свидетельство его особой склонности к театральной музыке: в частности, это симфоническая поэма «Финляндия» (Finlandia) (1899) и «Грустный вальс» (Valse triste) из музыки к пьесе шурина композитора Арвида Ярнефельта «Смерть» (Kuolema); пьеса была впервые поставлена в Хельсинки в 1903. Многие песни и хоровые произведения Сибелиуса часто звучат у него на родине, но за её пределами почти неизвестны: очевидно, их распространению мешает языковой барьер, а кроме того, они лишены характерных достоинств его симфоний и симфонических поэм. Сотни фортепианных и скрипичных пьес и несколько салонных сюит для оркестра ещё более уступают лучшим сочинениям композитора, приводя в смущение даже самых преданных поклонников его таланта.

Творческая деятельность Сибелиуса фактически завершилась в 1926 симфонической поэмой «Тапиола», ор. 112. Более 30 лет музыкальный мир ждал от композитора новых сочинений — особенно его Восьмой симфонии, о которой столько говорилось (в 1933 г. была даже анонсирована её премьера); однако ожидания не сбылись. В эти годы Сибелиус писал лишь небольшие пьесы, в том числе масонскую музыку и песни, ничем не обогатившие его наследие. Впрочем, существуют свидетельства, что в 1945 г. композитор уничтожил большое количество бумаг и рукописей, – возможно, среди них были и не дошедшие до окончательного воплощения поздние сочинения.

Его творчество получает признание главным образом в англо-саксонских странах. В 1903—1921 он пять раз приезжал в Англию дирижировать своими произведениями, а в 1914 посетил США, где под его управлением в рамках музыкального фестиваля в Коннектикуте прошла премьера симфонической поэмы Океаниды (Aallottaret). Популярность Сибелиуса в Англии и США достигла своего пика к середине 1930-х годов. Такие крупные английские писатели, как Роза Ньюмарч, Сесил Грей, Эрнест Ньюмен и Констант Ламберт, восхищались им как выдающимся композитором своего времени, достойным преемником Бетховена. Среди наиболее пылких приверженцев Сибелиуса в США были О.Даунс, музыкальный критик «Нью-Йорк Таймс», и С.Кусевицкий, дирижёр Бостонского симфонического оркестра; в 1935, когда музыка Сибелиуса прозвучала по радио в исполнении Нью-йоркского филармонического оркестра, слушатели избрали композитора своим «любимым симфонистом».

С 1940 интерес к музыке Сибелиуса заметно падает: раздаются голоса, подвергающие сомнению его новаторство в области формы. Сибелиус не создал своей школы и не оказал прямого влияния на композиторов следующего поколения. В наши дни его обычно ставят в один ряд с такими представителями позднего романтизма, как Р.Штраус и Э.Элгар. При этом в Финляндии ему отводили и отводят гораздо более важную роль: здесь он признан великим национальным композитором, символом величия страны.

Ещё при жизни Сибелиус удостоился почестей, которые воздавались лишь немногим художникам. Достаточно упомянуть многочисленные улицы Сибелиуса, парки Сибелиуса, ежегодный музыкальный фестиваль «Неделя Сибелиуса». В 1939 «альма матер» композитора, Музыкальный институт, получил название Академии имени Сибелиуса. Умер Сибелиус в Ярвенпяя 20 сентября 1957.

Основные произведения

Симфонии:

  • Симфония № 1 e-moll, op.39 (1899);
  • Симфония № 2 D-dur, op.43 (1902);
  • Симфония № 3 C-dur, op.52 (1907);
  • Симфония № 4 a-moll, op.63 (1911);
  • Симфония № 5 Es-dur, op.82 (1915);
  • Симфония № 6 d-moll, op.104 (1923);
  • Симфония № 7 C-dur, op.105 (1924);

Симфонические поэмы:

  • «Сага», ор.9 (1892, вторая редакция 1901);
  • «Финляндия», ор.26 (1899);
  • «Дочь Похьолы», ор.49 (1906);
  • «Пан и Эхо», (1906);
  • «Ночная скачка и восход солнца», ор.55 (1907);
  • «Дриада», ор.45 (1910);
  • «Бард», ор.64 (1914);
  • «Океаниды», ор.73 (1914);
  • «Тапиола», ор.112 (1926);

Симфонические сюиты:

  • «Лемминкяйнен» (четыре симфонические легенды: «Лемминкяйнен и девушки на острове Саари», «Лемминкяйнен в Туонеле», «Туонельский лебедь», «Возвращение Лемминкяйнена»; 1893—1895);
  • «Карелия» — увертюра и оркестровая сюита, op.10 и 11 (1893);
  • «Пеллеас и Мелизанда» (1905);

Концерты:

  • Концерт для скрипки с оркестром d-moll, op.47 (1903);

Музыка к драматическим спектаклям:

  • «Король Кристиан II» пьеса А. Паула (1898);
  • «Куолема» (драма А. Ярнефельта);
  • «Буря» (трагедия Уильяма Шекспира; 1930);
  • 1891 — Увертюра E-dur;
  • 1891 — Увертюра a-moll;
  • 1892 — «Куллерво», симфон. поэма для оркестра, соло и хора;
  • 1897 — «Песня афинян» для хора мальчиков и оркестра.

1958-2009 Полное имя: Майкл Джозеф Джексон Родился: 29 августа 1958 года в городе Гэри, штат Индиана, США Известен как “король поп-музыки” Хиты: I Want You Back, Don’t Stop Til You Get Enough, Billie Jean, Bad, Black or White, Earth Song 1969 год - контракт со студией звукозаписи. Майкл - седьмой из девяти детей в семье…