Какие науки входят в естествознание. Что такое естественные науки? Методы естественных наук

Естественные науки передают человечеству совокупность имеющихся знаний о природных процессах и явлениях. Само понятие «естествознание» очень активно развивалось в 17-19 веках, когда ученых, специализирующихся на нем, называли естествоиспытателями. Главное отличие этой группы от гуманитарных или социальных наук заключается в сфере изучения, так как последние основываются на человеческом обществе, а не на природных процессах.

Инструкция

Базовыми науками, относимыми к понятию «естественных», являются физика, химия, биология, астрономия, география и геология, которые с течением времени могли изменяться и объединяться, взаимодействуя друг с другом. Именно таким образом возникли такие дисциплины, как геофизика, почвоведение, автрофизика, климатология, биохимия, метеорология, физическая химия и химическая физика.

Физика и ее классическая теория была сформирована при жизни Исаака Ньютона, а затем получила развитие благодаря трудам Фарадея, Ома и Максвелла. В 20 веке произошла революция данной науки, показавшая несовершенство традиционной теории. Не последнюю роль в этом сыграл и Альберт Эйнштейн, предшествующий настоящему физическому «буму» во время Второй мировой войны. В 40-х годах прошлого века мощным стимулом развития этой науки стало создание атомной бомбы.

Химия стала продолжением более ранней алхимии и началась со знаменитого труда Роберта Бойля «Химик-скептик», изданного в 1661 году. В дальнейшем в рамках этой науки стало активно развиваться так называемое критическое мышление, развившееся во времена Каллена и Блэка. Ну и нельзя обойти своим вниманием определение атомных масс и выдающееся изобретение Дмитрия Менделеева в 1869 году (периодический закон мироздания).

Начало биологии было положено в 1847 году, когда врач в Венгрии предложил своим пациентам мыть руки во избежание распространения микробов. В дальнейшем Луи Пастер развил данное направление, связав процессы гниения и брожения, а также изобретя пастеризацию.

География, постоянно подстегиваемая поисками новых земель, шла рука об руку с картографией, особенно быстро развивающейся в 17-18 веках, когда в результате поисков самого южного материка планеты была открыта Австралия, а Джеймс Кук совершил три кругосветных путешествия. В России эта наука развилась при Екатерине I и Ломоносове, основавшем Географический департамент Академии наук.

Последней, но не по важности, науке положили начало Леонардо да Винчи и Джироламо Фракасторо, которые предположили, что история планеты намного длиннее библейского изложения. Затем, уже в 17-18 веках, сформировалась общая теория Земли, давшая начало научным трудам Роберта Гука, Джона Рея, Джоэнна Вудворда и других геологов.

Обратите внимание

Ошибочно причисление к числу естественных наук математики, которая вместе с логикой входит в другую группу – формальную и отличается формой методологии. По тем же причинам к естественным не относится информатика, но другая наука – естественная информатика – наоборот, относится.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Все интересное

Естественные науки берут начало в натурфилософии, которая была умозрительной дисциплиной, занимавшейся толкованием природных явлений. Постепенно в рамках философии природы развивалось экспериментальное направление, базировавшееся на проверяемых…

Современное естествознание сформировалось не сразу. Выделению целого ряда взаимосвязанных наук о природе предшествовало накопление знаний и фактов об окружающей человека действительности. Сегодня естественные науки по-прежнему занимают одно из…

Каждая из наук, относимых к типу естественных, имеет различные истории возникновения и развития, поэтому для выяснения этого вопроса обыкновенно изучается история естествознания как дисциплины, в общем. Но главным принципом отношения определенных…

Человека на всем протяжении его истории окружала природа. Если поначалу люди относились к природным объектам исключительно с точки зрения их практической применимости, то впоследствии интерес вылился в образование так называемых естественных наук, в…

Физика занимает особое место в системе естественных наук. Ее предметом считаются наиболее простые и самые общие закономерности процессов и явлений, происходящих в объективной реальности. В центре рассмотрения физики лежат вопросы строения материи,…

XIX век заложил прекрасную базу для века следующего – XX, когда наука решительно сделала шаг вперед. Открытия, сделанные в области физики, химии и биологии, оказали огромное влияние на дальнейший ход технического прогресса. ХимияГлавным открытием в…

Различают гуманитарные и естественные науки. Первые занимаются человеческим сознанием и связанными с ним явлениями, а естественные науки изучают природу во всех ее проявлениях. Это разделение условное, так как человек является частью природы, тем не…

Существует классификация наук, в зависимости от того, каков предмет их изучения и каковы методы. Точные науки тесно связаны с технологиями и способствуют технологическому прогрессу, они часто противопоставляются гуманитарным. Какие есть точные…

В качестве самостоятельной науки психология сформировалась примерно в середине XIX века. Учение о психических процессах и явлениях стало активно развиваться лишь с появлением знаний о строении человеческого мозга. Став экспериментальной наукой,…

География – система общественных и естественных наук, изучающих природные и производственные территориальные комплексы и компоненты. Такое объединение дисциплин в рамках одной науки является тесной взаимосвязью между общностью научной задачи и…

Понятие «наука» имеет несколько основных значений. Во-первых, под наукой понимается сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию новых знаний о природе, обществе, мышлении и познании окружающего мира. Во втором значении наука выступает как результат этой деятельности – система полученных научных знаний. В-третьих, наука понимается как одна из форм общественного сознания, социальный институт.

Непосредственная цель науки – постижение объективной истины, полученной как результат знаний об объективном и о субъективном мире.

Задачи науки: собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов; обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания; систематизация полученных знаний; объяснение сущности явлений и процессов; прогнозирование событий, явлений и процессов; установление направлений и форм практического использования полученных знаний.

Разветвленная система многочисленных и многообразных исследований, различаемых по объекту, предмету, методу, степени фундаментальности, сфере применения и т. п., практически исключает единую классификацию всех наук по одному основанию. В самом общем виде науки делятся на естественные, технические, социальные и гуманитарные.

Кестественным наукам относятся науки:

    о космосе, его строении, развитии (астрономия, космология, и проч.);

    Земле (геология, геофизика, и др.);

    физических, химических, биологических системах и процессах, формах движения материи (физика и т. п.);

    человеке как биологическом виде, его происхождении и эволюции (анатомия и т. д.).

Технические науки содержательно основываются на естественных науках. Они изучают разлииные формы и направления развития техники (радиотехника, электротехника и проч.).

социальные науки также имеют ряд направлений и изучают общество (экономика, социология, политология, юриспруденция и т. п.).

Гуманитарные науки - науки о духовном мире человека, об отношении к окружающему миру, обществу, себе подобным (педагогика, психология,).

2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры.

В основе их различия лежат определенные типы отношения объекта и субъекта в естественных и социально-гуманитарных науках. В первых присутствует четкое отделение объекта от субъекта, иногда доведенное до абсолютного; при этом все внимание исследователя сосредоточенно на объекте. В социальных и гуманитарных науках такое разделение принципиально невозможно, поскольку в них субъект и объект слиты воедино в одном предмете. Проблемы подобных взаимоотношений исследовались английским писателем и ученым Ч. Сноу.

Предметная область науки включает:

· систему знаний о природе - естествознание (естественные науки);

· систему знаний о позитивно значимых ценностях бытия человека, социальных слоев, государства, человечества (гуманитарные науки).

Естественные науки являются составной частью естественнонаучной культуры, а гуманитарные соответственно гуманитарной культуры.

Естественнонаучная культура - это: совокупный исторический объем знания о природе и обществе; объем знания о конкретных видах и сферах бытия, который в сокращенно-концентрированной форме актуализирован и доступен изложению;усвоенное человеком содержание накопленного и актуализированного знания о природе и обществе.

Гуманитарная культура - это: совокупный исторический объем знания философии, религиоведения, юриспруденции, этики, искусствознания, педагогики, литературоведения и других наук;системообразующие ценности гуманитарного знания (гуманизм, идеалы красоты, совершенства, свободы, добра и т. п.).

Специфика естественнонаучной культуры: знания о природе отличаются высокой степенью объективности и достоверности (истинности). Кроме того, это глубоко специализированное знание.

Специфика гуманитарной культуры: системообразующие ценности гуманитарного знания определяются и активизируются исходя из принадлежности индивида к определенной социальной группе. Проблема истинности решается с учетом знания об объекте и оценки полезности этого знания познающим или потребляющим субъектом. При этом не исключается возможность толкований, противоречащих реальным свойствам объектов, насыщенность теми или иными идеалами и проектами будущего.

Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур заключается в следующем: имеют общую культурную основу, являются основополагающими элементами единой системы знаний;представляют собой высшую форму человеческих знаний; взаимно координируют в историко-культурном процессе; стимулируют появление новых междисциплинарных отраслей знания на стыках естественных и гуманитарных наук.

Человек является основным звеном связи всех наук

В современном мире существуют тысячи самых разных наук, образовательных дисциплин, разделов и прочих структурных звеньев. Однако особое место среди всех занимают те, что касаются непосредственно человека и всего, что его окружает. Это система естественных наук. Конечно, все остальные дисциплины тоже важны. Но именно эта группа имеет самое древнее происхождение, а потому и особенное значение в жизни людей.

Что такое естественные науки?

Ответ на этот вопрос прост. Это такие дисциплины, которые занимаются изучением человека, его здоровья, а также всей окружающей среды: почвы, в целом, космоса, природы, веществ, составляющих все живые и неживые тела, их превращений.

Изучение естественных наук было интересно людям с древности. Как избавиться от болезни, из чего состоит тело изнутри, и что они собой представляют, а также миллионы подобных вопросов - это то, что интересовало человечество с самых истоков его возникновения. Ответы на них и дают рассматриваемые дисциплины.

Поэтому на вопрос о том, что такое естественные науки, ответ однозначен. Это дисциплины, которые изучают природу и все живое.

Классификация

Можно выделить несколько основных групп, которые относятся к естественным наукам:

  1. Химические (аналитическая, органическая, неорганическая, квантовая, элементоорганических соединений).
  2. Биологические (анатомия, физиология, ботаника, зоология, генетика).
  3. химия, физико-математические науки).
  4. Науки о Земле (астрономия, астрофизика, космология, астрохимия,
  5. Науки о земных оболочках (гидрология, метеорология, минералогия, палеонтология, физическая география, геология).

Здесь представлены только основные естественные науки. Однако следует понимать, что каждая из них имеет свои подразделы, отрасли, побочные и дочерние дисциплины. И если объединить все их в единое целое, то можно получить целый естественный комплекс наук, исчисляемый сотнями единиц.

При этом его можно разделить на три большие группы дисциплин:

  • прикладные;
  • описательные;
  • точные.

Взаимодействие дисциплин между собой

Разумеется, ни одна дисциплина не может существовать изолированно от других. Все они находятся в тесном гармоничном взаимодействии друг с другом, формируя единый комплекс. Так, например, знания по биологии были бы невозможны без использования технических средств, сконструированных на основах физики.

При этом превращения внутри живых существ изучить невозможно без знаний по химии, ведь каждый организм - это целая фабрика реакций, происходящих с колоссальной скоростью.

Взаимосвязь естественных наук прослеживалась всегда. Исторически сложилось так, что развитие одной из них влекло за собой интенсивный рост и накопление знаний в другой. Как только стали осваиваться новые земли, открываться острова, участки суши, так сразу получили развитие и зоология, и ботаника. Ведь новые места обитания были заселены (пусть и не все) неизвестными ранее представителями рода человеческого. Таким образом, тесно связались воедино география и биология.

Если говорить об астрономии и смежных с ней дисциплинах, то невозможно не отметить тот факт, что развивались они благодаря научным открытиям в области физики, химии. Конструирование телескопа во многом определило успехи в данной области.

Подобных примеров можно привести массу. Все они иллюстрируют тесную взаимосвязь между всеми естественными дисциплинами, составляющими одну огромную группу. Ниже рассмотрим методы естественных наук.

Методы исследования

Прежде чем остановиться на методах исследования, которыми пользуются рассматриваемые науки, следует обозначить объекты их изучения. Ими являются:

  • человек;
  • жизнь;
  • Вселенная;
  • материя;
  • Земля.

Каждый из этих объектов имеет свои особенности, и для их изучения необходимо подбирать тот или иной метод. Среди таковых, как правило, выделяют следующие:

  1. Наблюдение - один из самых простых, эффективных и древних способов познать мир.
  2. Эксперимент - основа химических наук, большинства биологических и физических дисциплин. Позволяет получить результат и по нему сделать вывод о
  3. Сравнение - данный метод основан на использовании исторически накопленных знаний по тому или иному вопросу и сравнении их с полученными результатами. На основании анализа делается вывод о новшестве, качестве и прочих характеристиках объекта.
  4. Анализ. Данный метод может включать в себя математическое моделирование, систематику, обобщение, результативность. Чаще всего является итоговым после ряда других исследований.
  5. Измерение - используется для оценки параметров конкретных объектов живой и неживой природы.

Также существуют самые последние, современные методы исследований, которые применяются в физике, химии, медицине, биохимии и генной инженерии, генетике и прочих важных науках. Это:

  • электронная и лазерная микроскопия;
  • центрифугирование;
  • биохимический анализ;
  • рентгено-структурный анализ;
  • спектрометрия;
  • хроматография и прочие.

Конечно, это далеко не полный список. Существует множество самых различных приспособлений для работы в каждой области научного знания. Ко всему необходим индивидуальный подход, а значит, формируется свой комплекс методик, подбирается аппаратура и оборудование.

Современные проблемы естествознания

Основные проблемы естественных наук на современном этапе развития - это поиск новой информации, накопление теоретической базы знаний в более углубленном, насыщенном формате. До начала XX века главной проблемой рассматриваемых дисциплин было противостояние гуманитарным отраслям.

Однако сегодня данное препятствие уже не актуально, поскольку человечество осознало важность междисциплинарной интеграции в овладевании знаниями о человеке, природе, космосе и прочих вещах.

Теперь перед дисциплинами естественнонаучного цикла стоит иная задача: как сохранить природу и оградить ее от воздействия самого человека и его хозяйственной деятельности? И проблемы здесь самые злободневные:

  • кислотные дожди;
  • парниковый эффект;
  • разрушение озонового слоя;
  • исчезновение видов растений и животных;
  • загрязнение атмосферы и прочие.

Биология

В большинстве случаев в ответ на вопрос "Что такое естественные науки?" в голову приходит сразу одно слово - биология. Такое мнение у большинства людей, не связанных с наукой. И это совершенно верное мнение. Ведь что, как не биология, напрямую и очень тесно связывает между собой природу и человека?

Все дисциплины, составляющие данную науку, нацелены на изучение живых систем, их взаимодействия между собой и с окружающей средой. Поэтому вполне нормально, что именно биологию считают основоположницей естественных наук.

Кроме того, она является еще и одной из самых древних. Ведь к себе, своему телу, окружающим растениям и животным зародился вместе с человеком. С этой же дисциплиной тесно связаны генетика, медицина, ботаника, зоология, анатомия. Все эти отрасли составляют биологию в целом. Они же дают нам полное представление и о природе, и о человеке, и обо всех живых системах и организмах.

Химия и физика

Эти основополагающие в развитии знаний о телах, веществах и природных явлениях науки являются не менее древними, чем биология. Они также развивались вместе с развитием человека, становлением его в социальной среде. Основными задачами данных наук является изучение всех тел неживой и живой природы с точки зрения протекающих в них процессов, их связи с окружающей средой.

Так, физика рассматривает природные явления, механизмы и причины их возникновения. Химия же базируется на знании веществ и их взаимопревращений друг в друга.

Вот что такое естественные науки.

Науки о Земле

И напоследок перечислим дисциплины, позволяющие узнать больше о нашем доме, имя которому - Земля. К таковым можно отнести:

  • геологию;
  • метеорологию;
  • климатологию;
  • геодезию;
  • гидрохимию;
  • картографию;
  • минералогию;
  • сейсмологию;
  • почвоведение;
  • палеонтологию;
  • тектонику и прочие.

Всего насчитывается около 35 различных дисциплин. Все вместе они изучают нашу планету, ее строение, свойства и особенности, что так необходимо для жизни людей и развития хозяйства.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

получившее права гражданства с 18 в. для совокупности всех наук, занимающихся исследованием природы. Первые исследователи природы (натурфилософы) включали, каждый по-своему, всю природу в круг своей мыслительной деятельности. Прогрессирующее естественных наук и их углубление в привело к расчленению, еще и теперь не закончившемуся, единой науки на отдельные ее отрасли – в зависимости от предмета исследования или по принципу разделения труда. Своим авторитетом естественные науки обязаны, с одной стороны, научной точности и последовательности, а с – своему практическому значению как средству покорения природы. Главные сферы естественных наук – , жизнь, Земля, Вселенная – позволяют сгруппировать их следующим образом: 1) , химия, физическая химия; 2) , ботаника, зоология; 3) анатомия, учение о происхождении и развитии, учение о наследственности; 4) геология, минералогия, палеонтология, метеорология, география (физическая); 5) вместе с астрофизикой и астрохимией. Математика, по мнению ряда натурфилософов, не относится к естественным наукам, но является решающим инструментом их мышления. Кроме того, среди естественных наук, в зависимости от метода, существует следующее различие: описательные науки довольствуются исследованием фактических данных и их связей, которые они обобщают в правила и законы; точные естественные науки облекают факты и связи в математическую форму; однако это проводится непоследовательно. Чистая о природе ограничивается научным исследованием, прикладная наука (медицина, сельское и лесное хозяйство и вообще ) использует его для освоения и преобразования природы. Рядом с науками о природе стоят науки о духе, и те и др. объединяет в единую науку, они выступают как частные науки; ср. Физическая .

Философский энциклопедический словарь . 2010 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ" в других словарях:

    Сущ., кол во синонимов: 5 естественная история (5) естествоведение (7) … Словарь синонимов

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Естественные науки - в эпоху Просвещения (XVIII в.) так стали называться науки, занимающиеся исследованием природы. Начало исследованиям в этом направлении положили античные натурфилософы, включая природу в круг своей мыслительной деятельности. Со временем произошло… … Начала современного естествознания

    естественные науки - gamtos mokslai statusas T sritis ekologija ir aplinkotyra apibrėžtis Mokslai, siekiantys pažinti gamtą, atrasti ir ištirti jos dėsnius, jų tarpusavio ryšius. Skirstomi į fizinius ir biologinius. Prie fizinių gamtos mokslų priskiriami fizika,… … Ekologijos terminų aiškinamasis žodynas

    Естественные науки - науки изучающие свойства природы и естественных образований. Применение терминов естественные, технические, фундаментальные и т.п. к областям деятельности человека достаточно условно, так как в каждой из них есть фундаментальная составляющая… … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

    ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ - название для совокупности всех наук, занимающихся исследованием природы. Главные сферы естественных наук материя, жизнь, человек, Земля, Вселенная позволяют сгруппировать их следующим образом: 1) физика, химия, физическая химия; 2) биология,… … Профессиональное образование. Словарь

    Математика Научные исследования в области математики начали проводиться в России с 18 в., когда членами Петербургской АН стали Л. Эйлер, Д. Бернулли и другие западноевропейские учёные. По замыслу Петра I академики иностранцы… … Большая советская энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. норма. Норма в ряде наук о живых организмах, в том числе о человеке (медицина, биология, а также социология и др.) рассматривается, как некая точка отсчёта, эталон, стандарт для… … Википедия

    - ’НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ’ (1910) одна из наиболее значимых работ Риккерта, в которой излагаются основы разработанной им методологии исторического знания. Книга представляет собой переработку и публикацию, причем в значительно… … История Философии: Энциклопедия

    Введенное Г. Риккертом подразделение наук по их предмету и методу. Это подразделение совпадает с предложенным В. Винделъбандом и подробно разработанным Риккертом противопоставлением номотетической науки и идиографической науки. В последние… … Философская энциклопедия

Книги

  • Естественные науки: Книга рассказов , Солоух С.. Книга рассказов Сергея Солоуха, трехкратного лауреата премии имени Юрия Казакова за лучший рассказ года (2003, 2004 и 2005), названа "Естественные науки" - с математическойточностью.…
  • Биология. Введение в естественные науки. 5 класс. Рабочая тетрадь. Учебное пособие. ФГОС , Андреева А. Е.. Рабочая тетрадь является дополнением к учебнику А. Е. Андреевой "Биология. Введение в естественные науки. 5 класс" и предназначена для индивидуальной работы учащихся на уроках в школе и…

Инструкция

Таких наук и направлений, объединяющих сразу несколько дисциплин, довольно много:
- на первый взгляд довольно необычная дисциплина гуманитарная (объединяет геофилософию, когнитивную географию, культурную ландшафтологию, статиализацию и другие);
- искусствоведение;
- культурная география;
- науковедение (в том числе наукометрия, научная этика, психология науки, фактология и прочие);
- ;
- психолингвистика;
- психология;
- религоведение;
- риторика;
- философия;
- филология (лингвистика, семиотика и многие другие дисциплины);
- культурология;
- обществоведение и .

В данном списке приведены лишь самые крупные гуманитарные науки и их группы, но данный перечень является далеко не самым полным, так как все возможные дисциплины довольно трудно в силу их большого числа.

Интересно и то, что корпус гуманитарных дисциплин оформился достаточно поздно – только в начале 19 века, когда егохарактеризовали словами «наука о духе». Впервые данный термин использовал Шиль в переводе труда «Система логики» Дж. Ст. Милля. Не малую роль в формировании этих дисциплин также сыграла работа В. Дильтея «Введение в науки о духе» (1883 год), в которых автор обосновал принцип гуманитарной методологии и рассмотрел ряд принципиально важных вопросов. Именно немец Дильтей ввел и еще один термин – «объективация жизни», который помог рассмотреть проблему толкования исторически имеющихся форм научного знания.

Знаменитый русский ученый М.М. Бахтин, в свою очередь, полагал, что основной задачей настоящего гуманитарного исследования является проблема понимания и речи, и текста как объективной культурной реальности. Именно через текстовое, а не через формульное обозначение и можно понять предмет изучения, так как знание является воплощением текста, его намерений, оснований, причин, целей и замысла. Таким образом, в рассматриваемом типе дисциплин первичность остается за речью и текстом, а также его смысл и так называемой герменевтическое исследование.

Последнее понятие появилось благодаря такой науке, как герменевтика, которая представляет собой то самое искусство толкования, правильной интерпретации и понимания. В 20 века она развилась в одно из направлений философии, основываясь на литературном тексте. Человек видит окружающую реальность исключительно через призму окружающего его культурного слоя или через совокупность определенного количества основных текстов.

Естественные науки передают человечеству совокупность имеющихся знаний о природных процессах и явлениях. Само понятие «естествознание» очень активно развивалось в 17-19 веках, когда ученых, специализирующихся на нем, называли естествоиспытателями. Главное отличие этой группы от гуманитарных или социальных наук заключается в сфере изучения, так как последние основываются на человеческом обществе, а не на природных процессах.

Инструкция

Базовыми науками, относимыми к понятию «естественных», являются , астрономия, и геология, которые с течением времени могли изменяться и объединяться, взаимодействуя друг с другом. Именно таким образом возникли такие дисциплины, как геофизика, почвоведение, автрофизика, климатология, физическая химия и физика.

Физика и ее классическая теория была сформирована при жизни Исаака Ньютона, а затем получила развитие благодаря трудам Фарадея, Ома и Максвелла. В 20 веке произошла революция данной науки, показавшая несовершенство традиционной теории. Не последнюю роль в этом сыграл и Альберт Эйнштейн, предшествующий настоящему физическому «буму» во время Второй мировой войны. В 40-х годах прошлого века мощным стимулом развития этой науки стало создание атомной бомбы.

Химия стала продолжением более ранней алхимии и началась со знаменитого труда Роберта Бойля «Химик-скептик», изданного в 1661 году. В дальнейшем в рамках этой науки стало активно развиваться так называемое критическое мышление, развившееся во времена Каллена и Блэка. Ну и нельзя обойти своим вниманием атомных масс и выдающееся изобретение Дмитрия Менделеева в 1869 году (периодический закон мироздания).