Дело в нас, а не в них. Мариэтта Чудакова: «С подрастающим поколением – все в порядке

Мариэтта Омаровна Чудакова родилась 2 января 1937 года
Российский литературовед, критик, писательница, мемуарист, общественный деятель. Автор более 200 научных работ и статей в области истории литературы XX века, истории филологической науки и литературной критики.
М.О.Чудакова - четвертый ребенок в семье. Отец - военный инженер Омар Курбанович Хан-Магомедов, уроженец Дагестана, табасаранец, выпускник Тимирязевской академии. Мать - Клавдия Васильевна Махова, русская, уроженка села Вишенки Суздальского уезда, педагог дошкольного образования, написала книгу «Просто счастье», где описывается история воспитания своих родных детей. Братья: Джан-Булат, Селим. Сёстры: Бэла, Инна. Наиболее известен брат, архитектор и историк архитектуры С. О. Хан-Магомедов (род. 1928). Сестра Инна Омаровна Мишина (род. 1942) - директор Московского музея Булгакова в «Нехорошей квартире».
Окончила в 1959 году - филологический факультет МГУ. Публикуется с 1958 года. В 1959-1961 годах в одной из московских школ преподавала русский язык и литературу. В 1964 году, после окончания аспирантуры, защитила диссертацию по теме «Творчество Эффенди Капиева» на соискание ученой степени кандидата филологических наук.
С 1965-1984 годах работала в отделе рукописей Государственной библиотеки СССР им. Ленина. Лауреат Премии московского комсомола (1969). С 1970 года - член Союза писателей СССР. В 1980 году защитила диссертацию по теме «Печатная книга и рукопись: взаимодействие в процессе создания и функционирования (На материале художественной прозы и науки о литературе 1920-1930-х гг.)» на соискание ученой степени доктора филологических наук.
С 1985 года - преподает в Литературном институте им. М. Горького (работала на кафедре новейшей русской литературы). В годы реформ М. С. Горбачёва активно критиковала советский режим. С 1988 года в качестве визит-профессора преподает в некоторых американских и европейских университетах. С 1991 года - член Европейской академии.
Чудакова - известный общественный деятель. В советские времена она была близка к кругу диссидентов. В июне 1984 году ее уволили из Государственной библиотеки в ходе чистки руководства отдела от "неблагонадежных элементов". В 1985 году Чудакова стала преподавателем Литературного института. Кроме того, с 1988 года в качестве визитинг-профессора она преподавала в американских и европейских университетах: в Стэнфордском университете, Университете Южной Калифорнии, Оттавском университете, Женевском университете и Высшей нормальной школе (Ecole Normale Superieure). В постсоветский период Чудакова также не была в стороне от политики. В 1994 году она была включена в состав Президентского совета - постоянно действующего консультативного органа при президенте РФ (работала там до 2000 года), а также стала членом Комиссии по вопросам помилования при президенте России (работала вплоть до закрытия комиссии в 2001 году). В 1996 году за активное участие в проведении президентских выборов она получила благодарность президента России Бориса Ельцина. В 1999 году Чудакова стала одним из членов оргкомитета партии "Правое дело".
Чудакова - член Союза писателей России, председатель Всероссийского булгаковского фонда. Ее самыми известными книгами являются "Эффенди Капиев" (1970), "Мастерство Юрия Олеши" (1972), "Поэтика Михаила Зощенко" (1979), "Беседы об архивах" (1975), "Рукопись и книга" (1986), "Жизнеописание Михаила Булгакова" (1988). Помимо литературоведческих работ, она написала ряд научно-фантастических произведений и детективы для подростков ("Дела и ужасы Жени Осинкиной", "Тайна гибели Анжелики" и "Портрет неизвестной в белом").
Чудакова вдова, ее супруг литературовед Александр Павлович Чудаков был убит неизвестными лицами в октябре 2005 года.

Сегодня мы поговорим об одной из самых интересных российских писательниц Мариэтте Чудаковой. Кроме того, что она пишет замечательные книги, женщина также является литературоведом, историком, доктором филологических наук, мемуаристом и общественным деятелем. Её жизнь была полна занимательных историй и перипетий, из которых Мариэтта Чудакова всегда находила лучший выход. Пора познакомиться с людьми своей Родины, которыми следует гордиться!

Детские годы

Девочка появилась на свет в то время, когда в семье уже было трое малышей. Отец семейства, Омар Курбанович, был выпускником Тимирязевской сельскохозяйственной академии. Сам же он был родом из Дагестана. Клавдия Васильевна — мать детей, происходила из села Вишенки, которое располагалось в Суздальском уезде. Всю свою жизнь она проработала педагогом дошкольного образования. Также известно, что она написала одну книгу, которая называлась «Просто счастье» и была посвящена вопросам воспитания детей: Клавдия Васильевна простым языком рассказала историю о своих собственных детях.

Как уже было сказано ранее, семья была многодетная. Хочется отметить тот факт, что все дети заняли достойное место в обществе. Известно, что брат Селим стал известным архитектором, которого знала вся страна; сестра Инна работала директором Московского музея имени М. Булгакова. О деталях судьбы других братьев и сестер ничего не известно. Стоит отметить, что дети росли очень дружными. Они общались и поддерживали друг друга на протяжении всей жизни. Во многом, это заслуга матери, которая с ранних лет прививала чувство ответственности за близкого человека. Мариэтта Чудакова росла активной и общительной девочкой, которая умела добиваться желаемого.

Образование

Мариэтта обучалась в Москве. Сначала она окончила школу №367. После окончания школы перед девушкой стоял вопрос о выборе своего дальнейшего пути. Мариэтта Омаровна Чудакова (биография в статье) была уверена в том, что хочет связать свою жизнь с литературой, поэтому она поступила в МГУ на филологический факультет. Девушке нравилось обучение, и в 1959 году она окончила университет с полной уверенностью в себе. В 1964 году она окончила аспирантуру. Для Мариэтты были важны успехи в том, чем она занимается. Таким образом, Чудакова защищает диссертацию, посвященную творчеству Эффенди Капиева.

Карьера

Занимательно, что ещё за год до окончания МГУ Мариэтта Чудакова начала публиковаться. После окончания университета она два года работала в школе, преподавая русский язык и литературу. Эта деятельность не прельщала амбициозную девушку, она жаждала большего. Длительное время она отдала работе в Государственной библиотеке СССР имени В. Ленина в отделе рукописей. В 1969 году Мариэтта Чудакова стала лауреатом Премии московского комсомола, а со следующего - стала почитаемым членом Союза писателей СССР. Несмотря на то что она уже имела работу и определенные успехи, а также могла самостоятельно себя обеспечивать, Мариэтта захотела стать доктором филологических наук, для чего необходимо было защитить диссертацию. И она это делает в 1980 году! Тема работы касалась печатного дела и рукописи. Неудивительно, что она выбрала именно такую тему после такой длительной работы в отделе рукописей.

Личная жизнь

Личная жизнь Мариэтты тесно переплетается с её карьерой. Именно благодаря своей профессиональной деятельности она познакомилась с будущим мужем. В имени М. Горького женщина начала работать с 1985 года. Там она преподавала на кафедре новейшей русской литературы. Уже через три года она стала визит-профессором, то есть посещала определенные университеты и читала там лекции. Надолго она нигде не задерживалась, но известно, что М. Чудакова преподавала в нескольких европейских и американских высших учебных заведениях. Со своим мужем Александром Чудаковым она познакомилась благодаря работе в университете. Они прожили вместе долгую и счастливую жизнь. В результате этого брака появилась прекрасная дочь, которая, как известно, очень любит байдарочный спорт. К сожалению, Александр Чудаков скончался в 2005 году при неизвестных обстоятельствах. Журналистом удалось узнать только то, что смерть наступила в результате серьезных черепно-мозговых травм.

Общественный деятель

Чудакова Мариэтта, жизнеописание которой является темой нашей статьи, была человеком с активной гражданской позицией. Она редко молчала, потому что считала, что мнение каждого человека имеет огромный вес. Немного окунемся в историю, чтобы уловить дух происходящего. Время реформ М. Горбачева трудно назвать спокойным. Уже тогда советский строй поддавался частой и жесткой критике. Мариэтта была в центре многих политических событий, в 1993 году она подписала заявление литераторов о досрочных выборах. После этого поступка все литераторы были приглашены на дачу к Б. Ельцину. Вскоре М. Чудакова сказала, что страна нуждается в прорыве, а сила - не значит противоположность демократии, главное, чтобы не было насилия.

«ВИНТ»

Шесть лет жизни Мариэтта Чудакова работала в Президентском совете. Об этом времени мало что известно и особенных событий в жизни женщины было немного. Такая активная вовлечённость в политическую жизнь общества оставила свой отпечаток. В 2006 годом она создает собственную организацию, которая в своих кругах объединяет различных представителей интеллигенции, а также ветеранов «горячих точек». Организация получила название «ВИНТ». Чудакова Мариэтта была лидером «ВИНТа», она также активно работала по стране: посещала разные города, читала там просветительские лекции, доставляла в провинциальные библиотеке свежие книги.

Политика

В 2007 году женщина состояла в партии СПС. На выборах в Госдуму она вошла в тройку лидирующих кандидатов, но СПС не смогла превысить 5% барьер, поэтому участие в выборах прекратилось. Сама писательница не раз говорила, что посвящает свое время политике только из-за того, что очень мало людей имеют собственную активную гражданскую позицию. Также она не раз упоминала о том, что в России множество образованных умных людей, которые просто потеряли веру в настоящие выборы.

Стоит отметить, что в 2010 году она подписала обращение «Путин должен уйти», а в 2014 году выступила в поддержку Украины, подписав письмо «Мы с вами!».

Научная деятельность

Чудакова Мариэтта Омаровна является автором более 200 научных трудов, что просто не может не поражать. При этом она успевала быть хорошей женой, матерью и занимать активную гражданскую позицию! Научную деятельность она проводила в сфере литературной критики и филологии. Наибольший интерес для нее представляла история русской литературы в советское время, архивоведение, текстология, поэтика. Сама она не раз говорила о том, что наибольший интерес у неё вызывают такие писатели, как М. Булгаков, М. Зощенко и Е. Замятин. Также следует отметить, что Мариэтта Чудакова является редактором Тыняновских сборников, а также председателем Всероссийского булгаковского фонда.

Примерно с 1980-х годов в её творчестве начался «социальный» период: она много пишет о политических и социальных реалиях. Очевидно, что этот вопрос очень тревожит ее.

Мариэтта Чудакова, книги которой весьма популярны в России и Украине, много пишет для подростков. Её книга «Приключения и ужасы Жени Осинкиной» имела большой успех в обеих странах. Женщина очень увлекательно пишет, вплетая в свои сюжеты фантастические нотки. Подростки зачитываются книгами Мариэтты, поэтому она считается одним из лучших авторов юношеской литературы.

Мариэтта Чудакова, биография которой была рассмотрена в статье, является очень разносторонним человеком. Для того чтобы «тянуть» на себе столько интересов, приходится быть очень собранной и организованной. Даже если вы никогда не читали книг Мариэтты Чудаковой, побывать на её лекциях необходимо каждому, и не имеет значения, сколько вам лет. Сегодня мы поговорили об очень разносторонней, развитой, активной и талантливой женщине, которая соединила в себе много прекрасных черт характера.

Мариэтта Омаровна Чудакова

О «закатном романе» Михаила Булгакова. История создания и первой публикации романа «Мастер и Маргарита»

© ГБУК г. Москвы «Музей М.А. Булгакова»

© Текст. Чудакова М.О., 2017

* * *

Материалы Михаила Булгакова к будущему роману «Мастер и Маргарита».

1928 г.


I. «Мастер и Маргарита» до Мастера и Маргариты

«…Что поведать человечеству?»

В неоконченном романе «Записки покойника» Булгаков рассказывает (довольно близко к реальным обстоятельствам) историю писания и печатания своего первого романа – «Белая гвардия».

А затем в рукописи «Записок покойника» появляются такие слова: «Ну что же, сиди и сочиняй второй роман, раз ты взялся за это дело…» И тут же объявлено о главном препятствии: «…В том-то вся и соль, что я решительно не знал, о чем этот второй роман должен был быть? Что поведать человечеству? Вот в чем беда».

Смысл этого обращенного к себе вопроса многосоставен и близок к поискам квадратуры круга – автор ищет тему, безусловно для него самого важную, а в то же время способную преодолеть цензурные преграды…


Рукопись романа Михаила Булгакова «Записки покойника (Театральный роман)». 1936 г.

НИОР РГБ. Ф. 562. К. 5. Д. 3.


В конце тетради с обрывками первой редакции романа (о ситуации возникновения обрывков – далее) – страницы под названием «Материал». Среди них – специальные листы, так и озаглавленные: «О Боге» и «О Дьяволе». Если иметь в виду, что авторская работа в этой тетради идет в 1928 году, на одиннадцатом году советской власти, то вполне можно понять тон разговора Воланда с извлеченным им из клиники Стравинского Мастером о его романе:

– О чем роман?

– Роман о Понтии Пилате.

‹…› Воланд рассмеялся громовым образом ‹…›

– О чем, о чем? О ком? – заговорил Воланд, перестав смеяться. – Вот теперь? Это потрясающе! И вы не могли найти другой темы? (курсив наш. – М. Ч.) .

Тема была, что и говорить, неподходящая для советской печати. Но именно ее Булгаков выбрал для своего второго романа в 1928 году. Это было не менее, если не более смело, чем назвать в 1923 году свой первый роман – «Белая гвардия».

Напомним: в двадцатые годы продолжалась богатейшая жизнь идей русского романа второй половины XIX века, в первую очередь романа Достоевского с напряженным размышлением его героев о Бытии Божием. Сверялись часы тогдашних литераторов с часами нового исторического бытия. Совершалось это на фоне активного вытеснения всей философско-художественной проблематики конца XIX – начала XX веков в печатной советской литературе. Это сообщило творческой мысли особую напряженность.

От работы Булгакова тех лет остались две тетради с вырванными (наполовину или на две трети) исписанными листами. Когда я осенью 1969 года спросила Е. С. Булгакову, что это за странные тетрадки, она сказала, что это ранние редакции романа «Мастер и Маргарита».

– Но почему они в таком виде?

– В марте 1930 года Миша диктовал мне свое письмо Правительству СССР, я печатала его на машинке. Продиктовав строки «…И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…», он остановился и сказал: «Ну, раз это уже написано – это должно быть и сделано. Но если я сожгу все, мне никто не поверит, что роман был». В комнате пылала большая круглая печка. Он стал тут же выдирать страницы и бросать их в печь…

Год спустя, летом 1970 года, Е. С. Булгакова скоропостижно скончалась. Я обрабатывала переданный ею в Отдел рукописей главной библиотеки страны (тогдашней Государственной библиотеки им. Ленина) архив писателя – и очередь дошла до двух тетрадок с оторванными страницами и еще пучком таких же обрывков из третьей (не сохраненной автором) тетради. Мне пришлось заново сосредоточиться на вопросе, действительно ли это рукопись ранней редакции романа о Мастере. Потому что тогда надо было написать на обложке (в которую заключается в архивохранилищах рукопись) своей рукой: «[“Мастер и Маргарита” – роман]. Ранняя редакция».

А это, как всякому понятно, совсем другая мера ответственности.

Мне надо было убедиться, что это действительно так. Я стала вглядываться в оборванные строки.

Да, в первой же главе мелькало имя Берлиоза. Только звали его Владимиром Мироновичем. А беседовал он на Патриарших прудах с Антошей Безродным, который постепенно стал Иванушкой Поповым, потом – Иванушкой Безродным. В их разговор вторгался странный иностранец.


Фрагмент письма Михаила Булгакова Правительству СССР с фразой о сожженных рукописях. 28 марта 1930 г.

11 НИОР РГБ. Ф. 562. К. 19. Д. 30.


Первая редакция романа.

1928 г.

НИОР РГБ. Ф. 562. К. 6. Д. 1.


Я посчитала количество букв в уцелевших фрагментах и стала дописывать строки, имея в виду предполагаемое число знаков. И часа через четыре поняла, что занимаюсь реконструкцией сожженной рукописи.

Реконструкция ранней редакции романа

Были обстоятельства, способствовавшие успеху.

Во-первых, разборчивый и довольно крупный почерк автора, очень редкие вписывания на полях, четкие концы строк, не сползающих на краю страницы вниз – как следствие, сравнительно малое количество текста на строке. Во-вторых, в арсенале речевых средств Булгакова немалое место принадлежит излюбленным словам и оборотам речи, причем для описания близких ситуаций привлекаются повторяющиеся слова и выражения: можно говорить о довольно большой предсказуемости булгаковского текста. В-третьих, во многих случаях (особенно в реконструкции второй главы) сами евангельские и апокрифические тексты, использованные Булгаковым, помогали нашим догадкам. В течение двух лет были восстановлены 300 страниц сожженного текста.

Глава первая кончалась тем, что иностранец просил Берлиоза и Иванушку, в доказательство их неверия, наступить на изображение Христа, нарисованное Иванушкой на песке.

Глава вторая, сначала называвшаяся «Евангелие от Воланда», а затем «Евангелие от дьявола», начиналась рассказом иностранца об Иисусе (автор еще колеблется в передаче имени Христа: «Иисус», «Е[шуа]», «Иешуа»). Разговор Иешуа с прокуратором, приговор и казнь, занимавшие в окончательной редакции четыре главы, здесь уместились в одной – второй – главе, на 17 листах тетради. В нее вошли при этом несколько евангельских эпизодов, а также эпизодов, заимствованных, как мы установили, из апокрифических сказаний о Христе, в поздних редакциях исчезнувших (история Вероники, утершей Христу платком кровавый пот со лба во время восшествия на Голгофу, описанного здесь гораздо подробнее, чем впоследствии; сапожник, помогающий изнемогшему Христу нести крест).

Важная особенность первоначальной редакции, имеющая отношение к изменениям структуры романа, – отсутствие той резкой отделенности новозаветного материала от современного, которая свойственна последней редакции, где, как помнят внимательные читатели, Воланд произносит только начальные и конечные фразы. А вся история Иешуа и Пилата выделена в особую главу, построенную в форме внеличного повествования, без всяких следов чьего-либо устного рассказа. В последней же редакции, напротив, Воланд все время сохраняет позицию рассказчика, а Берлиоз и Иванушка перебивают его рассказ своими репликами. Воланд выступает как живой очевидец событий, и не раз напоминает об этом.

В третьей главе, озаглавленной «Доказательство инженера», Иванушка, взбешенный издевками Воланда, назвавшего его «интеллигентом» («[Я – интеллигент?] – прохрипел он, – [я – интеллигент? – заво]пил он с таким [видом, словно Вола]нд назвал его [по меньшей мере суки]ным сыном…»), стирает «скороходовским сапогом» (производства фабрики «Скороход») лик Христа на песке – и тогда разворачивается картина гибели Берлиоза с гораздо большим количеством страшных подробностей катастрофы, чем в поздних редакциях. Глава четвертая, «На вед[ьминой квартире]», рассказывала о «знаменитой поэтессе» Степаниде Афанасьевне, которая «проживала [в большой благоустро] енной квартире [вдвоем с мужем невроп]атологом… Страдая какими[-то болями в] левой лодыжке, [Степанида Афанасьевн]а делила свое [время между ло] жем и телефоном». Она-то и разнесла по Москве весть о гибели Берлиоза со своими версиями о ее причине и обстоятельствах. В конце главы в рассказ вступал повествователь и подвергал ее версии критике:

«Если б моя воля, в[зял бы я Степаниду да] помелом по морде… Но, увы, нет в этом [надобности – Степа] нида неизвестно г[де и вероятнее всего] ее убили». В последующих главах героиня эта больше не появлялась, а в дальнейшем исчезла из романа. В главе пятой «Интермедия в [Шалаше Грибоедова]» изображалось появление Иванушки в ресторане дома Грибоедова и последующая сцена в психиатрической лечебнице – близко в основных чертах к окончательной редакции. Зато конец этой главы ни в каких редакциях романа более не встречается: ночью два дежурных санитара психиатрической больницы видят в больничном саду огромного («в шесть аршин») черного пуделя; одному из санитаров кажется, что пудель этот прыгнул из больничного окна. Пудель воет в саду; затем он устремил морду «к окнам больниц[ы…], обвел их глазами, [полными боли], как будто его му[чили в этих стенах], и покатил [перегоняя свою] тень…» (л. 84). Как выяснится впоследствии, в девятой главе, в эту ночь из лечебницы бежал Иванушка Бездомный – по-видимому, в облике этого черного пуделя, явственно связанного с «Фаустом» (в печатной редакции романа этот литературно-знаменитый пудель остался только в виде украшения на трости Воланда и на цепи, повешенной на грудь Маргарите). Глава шестая, «Марш фюнебр», дает неизвестный по другим редакциям вариант похорон Берлиоза: гроб везут на колеснице, бежавший из лечебницы Иванушка «отбивает» гроб с телом друга у похоронной процессии, вскакивает вместо кучера, бешено настегивает лошадь, за ним гонится милиция… Наконец на Крымском мосту колесница вместе с гробом обрушивается в Москву-реку (во второй редакции романа, оборванной на первых главах, Берлиоз резонно предполагает, что его после смерти сожгут в крематории, а «инженер» возражает: «Как раз наоборот, вы будете в воде. – Утону? – спросил Берлиоз. – Нет, – сказал инженер»). Иванушка успевает свалиться с козел прежде, остается жив, и в девятой главе газеты сообщают, что он возвращен в лечебницу.

Литературовед, публицист, общественный деятель

Литературовед, публицист, общественный деятель. Профессор Литературного института, доктор филологических наук, одна из первых исследователей творчества Михаила Булгакова. Основатель общественной организации "ВИНТ". Беспартийная. В декабре 2007 года входила в первую предвыборную тройку СПС, в 2008 году после ликвидации СПС и создания партии "Правое дело" вошла в состав ее Высшего совета.

В 1959 году Чудакова окончила филологический факультет МГУ, а в 1963 году - аспирантуру, защитила диссертацию и получила ученую степень кандидата филологических наук. В 1959-1961 годах преподавала русский язык и литературу в одной из московских школ , .

С 1965 года Чудакова работала в отделе рукописей Государственной библиотеки СССР имени Владимира Ленина . В этот период она работала с архивом писателя Михаила Булгакова, открыв его произведения читателям . В дальнейшем Чудакова получила широкую известность как исследователь творчества Булгакова. Написала ряд книг, посвященных творчеству советских писателей. В 1970 году стала членом Союза писателей СССР. Во время работы во Всесоюзной библиотеке Чудакова в 1980 году (по другим данным, в 1982 ) защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора филологических наук .

Чудакова - известный общественный деятель. В советские времена она была близка к кругу диссидентов , . В июне 1984 году ее уволили из Государственной библиотеки в ходе чистки руководства отдела от "неблагонадежных элементов" . В 1985 году Чудакова стала преподавателем Литературного института. Кроме того, с 1988 года в качестве визитинг-профессора она преподавала в американских и европейских университетах: в Стэнфордском университете, Университете Южной Калифорнии, Оттавском университете, Женевском университете и Высшей нормальной школе (Ecole Normale Superieure) , .

В постсоветский период Чудакова также не была в стороне от политики. В 1994 году она была включена в состав Президентского совета - постоянно действующего консультативного органа при президенте РФ (работала там до 2000 года), а также стала членом Комиссии по вопросам помилования при президенте России (работала вплоть до закрытия комиссии в 2001 году) . В 1996 году за активное участие в проведении президентских выборов она получила благодарность президента России Бориса Ельцина . В 1999 году Чудакова стала одним из членов оргкомитета партии "Правое дело " .

В 2006 году Чудакова стала одним из создателей общественной организации "ВИНТ", объединившей ветеранов "горячих точек" и представителей интеллигенции. Осенью 2006 года Чудакова со своим коллегой по этой организации Андреем Мосиным совершила путешествие на джипе из Владивостока в Москву: она провела большое число встреч с жителями городов, в которых побывала, читала лекции по литературоведению и дарила книги библиотекам , , , , .

В сентябре 2006 года Чудакова выступила со статьей "Отступать некуда", в которой заявила о необходимости присутствия либералов в Госдуме (основной либеральной партией в России она назвала СПС). Чудакова отмечала опасность увлечения теорией "суверенной демократии". Чудакова писала: "...именно либералы должны показать, как уводит Владислав Сурков волю и энергию сограждан (и без того сильно потраченную) от конструктивных мыслей в идиотические опасения за суверенность огромной ядерной державы" . В январе 2007 года литературный журнал "Знамя" наградил Чудакову премией за статью "Был ли Август или только еще будет?". "Коммерсант" называл эту публикацию "очередным либеральным манифестом" и отмечал, что в ней автор "обличает происшедшую за последние годы "деавгустизацию" .

Несмотря на то, что Чудакова не фигурировала в списке праймериз СПС к парламентским выборам 2007 года, ее кандидатура была рекомендована съезду президиумом федерального совета и предвыборным штабом партии. Заместитель председателя СПС Леонид Гозман отмечал, что Чудакову в качестве достойного кандидата предлагали многие сторонники партии старшего возраста, поскольку она имеет высокий авторитет, безупречную репутацию и может стать символом преемственности идей предшественника СПС - "Демвыбора России" , . В интервью "Ведомостям" Чудакова заявила, что хочет помочь СПС пройти в Госдуму, однако вступать в партию не собирается . Чудакова отмечала, что сможет совмещать свою основную работу - литературоведение - с деятельностью в Думе. "Я не собиралась никогда всем этим заниматься, но просто оцепенение общества достигло какой-то очень опасной для нашей страны отметки", - заявила она в интервью "Новой газете" . 21 сентября 2007 года съезд утвердил списки кандидатов на выборы в Госдуму от СПС. В первую тройку федерального списка, кроме председателя партии Никиты Белых и экс-лидера СПС Бориса Немцова , вошла и Чудакова , .

После того, как в октябре 2007 года в СМИ появились сведения о представленных кандидатами декларациях о доходах, стало известно, что в 2006 году общий доход Чудаковой составил 153 тысячи 72 рубля. В частной собственности она имеет квартиру в Москве площадью 54,8 квадратных метра. Остальным недвижимое имущество Чудаковой находится в долевой собственности. Ей принадлежит три четверти земельного участка площадью 600 квадратных метра и дача площадью 90 квадратных метра в Московской области, а также еще две столичные квартиры площадью 64,5 и 42,9 квадратных метра. На двух банковских счетах Чудакова к моменту подачи декларации хранила 41 тысячу 217 рублей 42 копейки и 28 тысяч 121 рубль 96 копеек . Однако она так и не стала депутатом: на состоявшихся 2 декабря 2007 года выборах партия СПС набрала всего 0,96 процента голосов избирателей, и кандидаты из ее списка в Госдуму пятого созыва не попали .

В сентябре 2008 года стало известно, что СПС через несколько месяцев вольется в новую правую партию, создаваемую Кремлем . Вскоре после этого Чудакова поддержала идею сотрудничества членов СПС с властью для создания правой партии, которая могла бы отстаивать либеральные ценности ("…дорога в политику в России приличным людям - всегда очень сложная", - отмечала она в своей статье по этому поводу, опубликованной "Ведомостями") , . В ноябре того же года на основе распущенных в том же месяце партий ДПР, "Гражданская сила" и СПС была создана новая партия, получившая название "Правое дело ". Вскоре стало известно о согласии Чудаковой войти в состав Высшего совета "Правого дела" (в этом качестве она фигурировала в СМИ уже в январе 2009 года) , , , , .

Чудакова - член Союза писателей России, председатель Всероссийского булгаковского фонда . Ее самыми известными книгами являются "Эффенди Капиев" (1970), "Мастерство Юрия Олеши" (1972), "Поэтика Михаила Зощенко" (1979), "Беседы об архивах" (1975), "Рукопись и книга" (1986), "Жизнеописание Михаила Булгакова" (1988) . Помимо литературоведческих работ, она написала ряд научно-фантастических произведений и детективы для подростков ("Дела и ужасы Жени Осинкиной": "Тайна гибели Анжелики" и "Портрет неизвестной в белом") .

Чудакова вдова, ее супруг литературовед Александр Павлович Чудаков умер в октябре 2005 года .

Использованные материалы

В Высший совет партии "Правое дело" вошли предприниматели Андрей Коркунов, Андрей Колосовский и Сергей Абрамов. - Союз Правых Сил (sps.ru) , 11.01.2009

Бизнесмен Коркунов вошел в высший совет "Правого дела". - РИА Новости , 11.01.2009

Михаил Берг . Неоконформизм с женским лицом. - Ежедневный журнал , 19.11.2008

Мария-Луиза Тирмастэ . Бизнесмены занялись "Правым делом". - Коммерсант , 17.11.2008. - № 208/П (4025)

Российский литературовед, критик, писательница, мемуарист, общественный деятель. Автор более 200 научных работ и статей в области истории литературы XX века, истории филологической науки и литературной критики.


Чудакова М. О. - четвертый ребенок в семье. Отец - военный инженер Омар Курбанович Хан-Магомедов, уроженец Дагестана, табасаранец, выпускник Тимирязевской академии. Мать - Клавдия Васильевна Махова, русская, уроженка села Вишенки Суздальского уезда, педагог дошкольного образования, написала книгу «Просто счастье», где описывается история воспитания своих родных детей. Братья: Джан-Булат, Селим. Сёстры: Бэла, Инна. Наиболее известен брат, архитектор и историк архитектуры С. О. Хан-Магомедов (род. 1928). Сестра Инна Омаровна Мишина (род. 1942) - директор Московского музея Булгакова в «Нехорошей квартире».

Окончила московскую школу № 367, затем в 1959 году - филологический факультет МГУ. Публикуется с 1958 года. В 1959-1961 годах в одной из московских школ преподавала русский язык и литературу. В 1964 году, после окончания аспирантуры, защитила диссертацию по теме «Творчество Эффенди Капиева» на соискание ученой степени кандидата филологических наук.

С 1965-1984 годах работала в отделе рукописей Государственной библиотеки СССР им. Ленина. Лауреат Премии московского комсомола (1969). С 1970 года - член Союза писателей СССР. В 1980 году защитила диссертацию по теме «Печатная книга и рукопись: взаимодействие в процессе создания и функционирования (На материале художественной прозы и науки о литературе 1920-1930-х гг.)» на соискание ученой степени доктора филологических наук.

С 1985 года - преподает в Литературном институте им. М. Горького (работала на кафедре новейшей русской литературы). В годы реформ М. С. Горбачёва активно критиковала советский режим. С 1988 года в качестве визит-профессора преподает в некоторых американских и европейских университетах. С 1991 года - член Европейской академии.

Общественная деятельность

В августе 1993 года в числе группы 36 литераторов подписала обращение с требованием провести досрочные выборы Верховного Совета. 15 сентября Ельцин пригласил авторов письма на дачу. После встречи Чудакова писала: «Нужен прорыв! …Сила не противоречит демократии - ей противоречит только насилие…».

В октябре 1993 года по поводу разгона Верховного Совета с применением танков Чудакова подписала «Письмо 42-х».В своем выступлении по телевиден

ию в дни противостояния, обвиняла Ельцина в недостаточной решительности.

В 1994-2000 годах работала в составе Президентского совета (консультативного органа при президенте РФ), а также состояла членом Комиссии по вопросам помилования при президенте РФ. В 2005 году опубликовала первую книгу для детей - приключенческий детектив «Дела и ужасы Жени Осинкиной». В 2006 году организовала общественную организацию «ВИНТ», которая объединяет ветеранов «горячих точек» и представителей интеллигенции. В это же время совершила несколько поездок по России с культурно-просветительскими и общественными целями - читала лекции, доставляла в библиотеки некоторых городов свежие книги и пр.

В 2007 году вошла в первую тройку кандидатов партии СПС на выборах в Госдуму. СПС не преодолела 5-процентный барьер, получив менее 1 % голосов избирателей.

По словам Чудаковой, она занималась в тот год политикой, потому что слишком мало людей занимают активную политическую позицию:

«Московские новости»: Если граждане страны столь инертны, почему вы решили заняться политикой?

Чудакова: Как раз поэтому. Если бы они были активны, со спокойной душой могла бы заниматься историей литературы, как в конце 1980-х - начале 1990-х. Потому согласилась, что увидела по всей стране - в библиотеках, музеях, школах - очень много вменяемых, благородных, умных людей, с которыми мы с вами сейчас с удовольствием провели бы целый вечер и нам было бы о чем поговорить. Но эти люди уже не верят в выборы. Они подавлены ощущением всевластия правящего слоя.

Является председателем Всероссийского булгаковского фонда; ответственный редактор Тыняновских сборников. Была замужем за литературоведом А. П. Чудаковым. Имеет дочь, увлекается прогулками на байдарке.

Научная деятельность

Основная сфера исследовательских интересов Чудаковой - история русской литературы советского периода (особенно творчество М. А. Булгакова, Е. Замятина, М. Зощенко, М. Козырева), поэтика, история русской филологической науки, архивоведение (архивное дело и его история), текстология. В последние годы, интенсивно продолжая историко-литературную работу, много пишет об острых политических и социальных вопросах российской действительности.