Кадровый переворот имени Путина: кто такие новые губернаторы. Политологи не связывают смены губернаторов с президентскими выборами

За неделю в отставку ушли главы пяти регионов. Почему они расхотели работать и «кто на новенького» - на эти вопросы «Фонтанке» отвечает политолог Николай Петров.

Дмитрий Коротаев/Коммерсантъ

В среду, 15 февраля, стало известно имя очередного губернатора, который недосидит до конца срок в должности. В отставку попросился глава Карелии Александр Худилайнен. Президент сразу прошение подписал и очень быстро назначил преемника – экс-главу Федеральной службы судебных приставов Артура Парфёнчикова. Днём раньше добровольно подал прошение об отставке глава Рязанской области Олег Ковалёв. В понедельник то же самое сделал глава Новгородской области Сергей Митин.

Предыдущая рабочая неделя ознаменовалась отставками губернатора Пермского края Виктора Басаргина, который будет начальником Ространснадзора, и главы Бурятии Вячеслава Наговицына. Что случилось с губернаторским корпусом – объясняет профессор кафедры сравнительной политологии Высшей школы экономики, руководитель Центра политико-географических исследований Николай Петров.

- Николай Владимирович, кто из губернаторов следующий «на вылет»?

– У десяти глав регионов истекает срок полномочий, из них Кремль собирался пять-шесть поменять, остальных – переназначить. Среди тех, кого называли кандидатами «на вылет», остался ещё Куйвашев в Свердловской области.

- По каким критериям их выбирают для отставок?

– В рейтинге выживаемости, который в последний раз публиковался в декабре, все эти губернаторы как раз получали самые низкие оценки. Например, в их регионах происходили открытые и публичные конфликты, а губернатор был не в состоянии консолидировать региональную элиту и контролировать ситуацию. Как, например, Басаргин в Пермском крае. В преддверье президентских выборов такое отсутствие контроля опасно. Кроме того, Кремль меняет поколение. Уходят губернаторы рождения конца 1940-х – начала 1950-х годов и приходят им на смену новые врио 1970-х годов рождения. И ещё те, кого уже сменили, входят в десятку губернаторов, чьи полномочия истекают в этом году. С одной стороны, это элемент ротации, с другой – демонстрация принципиально нового подхода.

- Подход уже не очень новый, омоложение началось ещё в прошлом году.

– Сегодня это молодые технократы, подчёркнуто гражданские, с опытом работы в федеральном правительстве. А в прошлые разы это были в основном ФСО и военные. Парфёнчикова, назначенного в Карелии, тоже не назовёшь человеком в погонах. Он в первую очередь юрист. Как мы знаем, он – однокурсник Дмитрия Медведева.

В десятке губернаторов с истекающим сроком полномочий есть, например, глава Мордовии Волков. Вдобавок ему 60 лет, это уже два фактора. Зато на последних выборах в Мордовии была явка 83 процента, и 84 процента у «Единой России». Или Белгород: губернатору Савченко 66 лет, зато – 62 процента явки и почти 55 процентов у партии власти. Такие заслуги учитываются?

– Да, конечно. Белгородская область как раз хороший пример того, что однозначных критериев нет. Если губернатор хорошо контролирует ситуацию в регионе, то Кремль предпочитает в преддверье серьёзных федеральных выборов не ворошить ничего и не брать на себя риск дестабилизации. В этом смысле и в Мордовии Волков, который унаследовал почти кладбищенские спокойствие и тишину, имеет неплохие шансы на переназначение.

Губернатору Саратовской области Радаеву всего 55 лет, и у него великолепнее результаты выборов в Думу. Но его регион был среди рекордсменов по официально зарегистрированным жалобам на нарушения во время выборов. Что перевесит?

– В этом смысле Радаев имеет определённую слабость. Но тут важно другое. Скажем, бывший пермский губернатор Басаргин считался человеком Собянина. Его сменил человек команды Собянина же, то есть сохранён баланс сил в регионе. Радаев в Саратове – человек команды Володина. И его судьба – это вопрос о том, насколько сильны позиции Володина. Перемены должны не просто означать некие изменения в регионе, но и отражать, и даже провоцировать изменения в федеральном центре. Поэтому Радаева эксперты существенно реже называют кандидатом на вылет.

- Это, стало быть, ещё один фактор: «чьих будет» губернатор…

– Условная «федеральная крыша» – самый важный фактор. И мы в последнее время видели, как три губернатора не просто ушли, а сели. Их объединяло то, что серьёзной федеральной крыши у всех не было.

- Ещё остались такие несчастные – без «крыши»?

– Вопрос не просто в её отсутствии. Например, экс-губернатор Карелии Худилайнен был связан с Нарышкиным. Пока Нарышкин был главой администрации и спикером Госдумы, его влияние на такие вещи было существенно выше, чем сегодня.

- У каких губернаторов сегодня «крыша» достаточно надёжная?

– Эта ситуация тоже не статичная. Наверное, собянинская «крыша» неплохая. Мы видели это и на примере Басаргина: мало того, что его сменил другой человек из команды Собянина, так ещё и Басаргин – пока единственный из уволенных, кто получил взамен федеральный пост.

- Кто, кроме Собянина, считается надёжной «крышей»?

– Их достаточно много. Володин – не просто влиятельный федеральный политик, он – политик, который именно расставлял губернаторов. Таких регионов, где он этим занимался непосредственно, – штук двадцать. Собянинские губернаторы – это, естественно, Тюменская область, где он, уезжая, оставлял своего человека, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа. Дальше есть проблема корпоративных «крыш»: Чемезов с «Ростехом», Сечин с «Роснефтью». Здесь вопрос принадлежности губернатора к тому или иному клану – это вопрос вхождения региона в зону интересов корпорации.

- Кому, а главное – зачем, нужны нынешние перемены в губернаторском корпусе?

– Ротация происходит постоянно, и отчасти она имеет под собой объективные причины: губернатор стареет, перестаёт быть, с точки зрения федерального центра, эффективным, и его меняют. Это может быть результатом конкурентной борьбы между корпорациями. Наконец, есть подспудная идея: если человек слишком долго сидит на какой-то корпорации, а Кремль в этом смысле тоже корпорация, он слишком врастает в какие-то внутрикорпоративные интересы. Там выстраиваются слишком жёсткие связи, становится труднее контролировать ситуацию. В последние два-три года мы видим интенсивные замены руководства на уровне федеральных корпораций точно так же, как на уровне регионов. То есть общая идея – чисто управленческая: время от времени надо перемешивать кадры. В том числе – для того, чтобы люди активнее демонстрировали свою эффективность, чтобы у них не было ощущения, что они навечно сели на свой регион или свою, скажем, железную дорогу.

- Неужели всё это ради блага избирателей?

– Ну, в данном случае элиты исходят из своего интереса. Но в чём-то их интересы могут совпадать с интересами рядовых граждан. Что происходит, когда глава таможенной службы долго сидит на посту? Сложилась и закрепилась прочная цепочка связей, в том числе – коррупционных, и значительная часть средств, на которые государство хотело бы в ситуации кризиса рассчитывать, уходит куда-то внутрь корпорации, родным, близким, знакомым и так далее. Государству важно такие коррупционные утечки устранить.

- Почему нельзя делать это в плановом режиме? Просто в нужный срок переизбрать губернаторов?

– Ни для кого не секрет, что тот губернатор, которого сегодня назначил Путин, завтра…

- ...будет избран всенародно.

– Будет избран всенародно.

- Тем более – зачем эти срочные перестановки?

– Кремлю так проще. Это проще, чем в условиях конкуренции, пусть даже относительной, приводить к власти удобного человека или налаживать отношения с человеком, победившим на выборах. Но даже при нынешней системе всё можно делать более... Более взвешенно. Выискивая человека из тех, кто имеет опыт работы в регионе. Как, скажем, Решетников в Перми. Это было первое назначение в серии, и оно вселяло надежду, что Кремль будет искать лояльных, но при этом хороших, эффективных людей, имеющих отношение к региону.

- Вселяло – вы говорите в прошедшем времени? Уже не вселяет?

– Мы уже видим, что это совсем не обязательно. Три следующих назначения – это люди активные и эффективные, но у них нет никаких связей с регионами, куда их назначили. Они никогда не жили в этих регионах. И, думаю, не собираются там жить в будущем.

- Вы хотите сказать, что это временщики?

– Они временщики. Их задача – за те 4 – 5 лет, что им отведены, выкачать из региона, из своего поста максимум. Поэтому они считают на очень короткую перспективу. В более долгой перспективе это опасно, и в первую очередь – для федерального центра.

- Центр это понимает?

– Думаю, что понимает, там умные люди сидят.

- Значит, они делают это сознательно?

– Просто у них у самих очень короткий горизонт планирования и, соответственно, принятия решения. Назначая губернатора, они каждый раз вынуждены выбирать между лояльностью и эффективностью. В одном человеке это редко сочетается. Когда в регион назначают постороннего, понятно, что он лоялен тем, кто его назначил.

- Нельзя ли найти кого-то в регионе, назначить его, он будет благодарен – но и к месту привязан?

– Когда вы выискиваете кого-то в регионе, у него есть свои внутренние связи, обязательства, лояльности и так далее. Такой глава совсем не обязательно будет лоялен. Он будет противоречить федеральному центру, иногда даже публично. Пример – Шаймиев в Татарстане, который был эффективным главой.

Вместо Худилайнена в Карелию назначен экс-глава Службы судебных приставов Парфёнчиков, а он – выходец из Карелии. Это уже второй случай связи с регионом.

– Он в регионе родился и работал – и это уже здорово. Конечно, его связи в Карелии не те, что были десять лет назад. Да и десять лет назад он был представителем не региональной элиты, а федеральной структуры. Тем не менее ощущение от региона у него, конечно, будет не такое, какое было бы у «варяга».

Губернатор Петербурга за год-два оказался в центре нескольких скандалов, последний связан с передачей РПЦ Исаакиевского собора. Как это повлияет на судьбу Георгия Полтавченко?

– Сложно прогнозировать. Петербург – особый регион, здесь президенту не надо читать газеты, чтобы понять, что происходит. И Полтавченко в этом смысле – особый человек. В Кремле наверняка не видят настолько прекрасной замены Полтавченко, чтобы погасить конфликты в Петербурге. На Полтавченко работает и то, что он полуофициально занимается связями с церковью. И когда Путин едет куда-то в глубинку на службу, он едет вместе с Полтавченко. То есть здесь есть какие-то связи, помимо тех, что на поверхности. Но я думаю, что и это до известного предела. Когда Кремль видит, что какой-то губернатор не столько помогает, сколько сам требует помощи, принимается решение о замене.

В Орловской области Потомский стал посмешищем из-за рассказа о путешествии Ивана Грозного в Петербург. Во Владимире очень не любят губернатора Орлову. Такого рода истории влияют на судьбу главы региона?

– Кремлю важно, чтобы скандал не выливался в публичную сферу и не принимал резких форм. Когда над губернатором начинают потешаться, когда он становится «петрушкой» – это Кремлю не нужно. А когда просто не любят – так и пусть не любят. Тем он будет лояльнее по отношению к центру. Кремлю не нужно, чтобы губернатора любили слишком сильно, но и не нужно, чтобы слишком ненавидели.

- А как узнать, что уже «слишком»?

– Здесь на помощь приходят соцопросы. Но если федеральная власть, несмотря ни на что, получает нужные результаты, губернатор остаётся. Возьмите пример Меркушкина в Самарской области: кто-то потешается, кто-то очень сильно не любит, но на выборах Самара показывает результат, как в Мордовии. И все слухи о том, что Меркушкина вот-вот поменяют, оказываются преувеличенными. Кремлю есть чем заняться и без регионов. Кстати, поэтому в подвешенном и более проблематичном состоянии оказываются именно те губернаторы, у которых заканчивается срок полномочий.

- На них внимание в этот момент фокусируется?

– У Кремля 85 регионов. Заниматься проблемами каждого не получается. А вот когда и так приходит срок замены губернатора, когда всё равно надо решать, оставить его или заменить, случается «страшный суд». А так у Кремля есть более важные проблемы. И более важные регионы, чем Орловская или Белгородская области.

- Как они делят регионы на «важные» и «не важные»?

– Есть регионы, которые играют какую-то символическую роль. Москва и Петербург – это столицы. Крым – это фокус внимания и внутри страны, и за её пределами. Пермь и Свердловск важны потому, что это огромные регионы, где и избирателей много, и любой политический скандал приобретает особое значение. А есть регионы, вроде Забайкалья или Амурской области, которые так далеко лежат от фокуса общественного интереса, что происходящее там просто не важно. Есть и ещё один фактор – наличие людей, которыми можно заменить губернатора. Если регион важен с точки зрения бизнеса, если за него борются серьёзные кланы – это одна ситуация.

- Тут замена всегда наготове?

– Да. А есть регионы вроде Курской области. В Кремле, может быть, и недовольны губернатором. Но искать ему специально замену и создавать себе проблему, когда нет двух-трёх серьёзных бизнес-групп, предлагающих кандидатов, Кремль тоже не хочет.

- А сам, без «шефствующих» бизнес-групп, Кремль не может найти кандидатов?

– Такие бизнес-группы облегчают управление людьми, поставленными во главе регионов. Так проще, чем решать проблему каждого региона индивидуально.

- Я-то думала, что для этого были придуманы полпреды.

– Посмотрите, кого полпредами назначают, – и поймёте, какого рода задачи они должны решать. Было время, когда на посты полпредов приходили губернаторы. Из этого можно было делать вывод, что Кремль хотел видеть людей, способных понимать и решать сложные задачи в регионах, способствовать экономическому развитию, устранять конфликты и так далее. Когда-то это были генералы. Из этого следовало, что они должны были передавать приказы из Москвы и контролировать исполнение. Сегодня мы видим на постах полпредов отставных и вышедших в тираж чиновников. Для чего они нужны сегодня – неизвестно.

Если всё равно нужны неформальные «крыши», почему бы не сделать их официальными? Почему бы не вернуть институту полпредства его прежнее значение?

– Полпреды – надсмотрщики. Но у них нет финансового ресурса. Это важно. Если бы вы разделили страну на семь кусков и дали бюджет каждому полпреду, тот стал бы маленьким наместником царя. Глядишь – и сам захотел бы стать царём. А так у них нет финансовых ресурсов, их задача – следить, контролировать, наушничать, давать какие-то свои заключения, но не более того.

В чём секрет непотопляемости псковского губернатора Турчака? Уж, казалось бы, какого масштаба был скандал, даже с уголовным душком…

– Отчасти и это муссируется в печати, сам по себе слух, что центр снимает того или иного чиновника, может служить ему чуть ли не защитой. В том смысле, что Кремль не хочет принимать решения, которые будут выглядеть как вынужденные.

- Так ведь время уже прошло, никто не заподозрит Кремль в том, что с Турчаком поддались давлению.

– Я бы здесь видел возможной причиной ещё и то, что Псковская область мало кого интересует с точки зрения бизнес-привлекательности. И то, что Турчак-старший и вся эта система неформальных связей и институтов достаточно крепка. В этом смысле Андрей Турчак оказался в безопасности. Мы же видим скандалы с несколькими детьми кремлевской элиты. Но до сих пор серьёзных оргмер я не видел. Тому есть рациональное объяснение. В частности, в этом есть некий механизм заложничества: если ваш сын работает на высоком посту, вы подумаете, делать ли резкие заявления и предпринимать ли радикальные шаги.

А в чём секрет выживаемости Амана Тулеева в Кемерово? Он на посту 19 лет, до окончания срока полномочий ещё 4 года, это уже будет длиннее, чем президентство Путина.

– Тулеев выстроил мощную политическую машину, он всецело контролирует ситуацию в регионе на всех уровнях. Сам регион находится достаточно далеко от Москвы, при этом он может рассматриваться как взрывоопасный. Несколько лет назад там была крупная авария, и Тулеев как представитель уже почти исчезнувшего поколения публичных политиков вышел к людям и сумел взять ситуацию под контроль. Любой, даже самый эффективный, чиновник на его месте не смог бы так себя повести. Тут как в экономике: всё время надо взвешивать издержки и выгоды.

Вот вы говорите всё это – и такое ощущение, что если в регионе никто не шумит, не бузит, не погибает в авариях и так далее, так там как будто и не живёт никто. Жители регионов вообще интересуют кого-то в Кремле?

– Обратной связи между регионами и Кремлём нет. Она существует либо в виде скандалов, привлекающих к региону повышенное внимание, либо за счёт серьёзных лоббистов, способных донести до Кремля народные чаяния, совпадающие с их, лоббистов, интересами. Если не происходит ни того, ни другого, если регион недостаточно привлекателен для бизнес-групп и если он не создаёт для Кремля проблем, это самый омут. Такой регион – самый безопасный для губернатора, который будет сидеть, не высовываясь.

Беседовала Ирина Тумакова, «Фонтанка.ру»

https://www.сайт/2017-02-06/kak_snimayut_i_naznachayut_gubernatorov_v_2017_godu

«Тебе звонят и говорят: есть хороший карьерный вариант, подъезжай»

Как снимают и назначают губернаторов в 2017 году

Губернатор Пермского края ушел в отставку, и следом ожидаются другие замены губернаторов. сайт поговорил с экспертами и источниками, чтобы узнать: как сегодня принимаются и обставляются решения об увольнении одних глав регионов и назначении других. Это сложная процедура, полная формальных и неформальных согласований.

Как уходят губернаторы

Решение об отставке конкретного губернатора зреет постепенно — если, конечно, речь не идет об экстремальных случаях с арестом главы региона, рассказывают сайт политологи, бывшие сотрудники администрации президента и близкие к Кремлю собеседники.

«Учитывая, что у нас есть единый день голосования в сентябре, лучшее время для плановой отставки губернатора — февраль-март. У врио в таком случае оказывается достаточно времени, чтобы вникнуть в региональные расклады и подготовиться к выборам. Второе «окно» отставок — это октябрь-ноябрь, сразу после выборов. Этот период используется, если в регионе складывается ситуация, при которой новому губернатору нужно больше времени, чтобы освоиться. Но, конечно, бывают и экстремальные ситуации, когда губернатор приезжает на встречу в администрацию президента, и ему говорят: “Пишите заявление”», — рассказывает собеседник, близкий к администрации президента.

Сообщает губернатору об отставке обычно глава администрации или первый замглавы администрации, курирующий внутриполитический блок (сейчас это Антон Вайно и Сергей Кириенко). В редчайших случаях, как, к примеру, было с экс-главой Татарстана Минтимером Шаймиевым, отставника провожает лично президент (с ним встречались глава государства Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин).

Решение обычно готовится довольно долго, по отдельным сложным регионам это может занять до четырех месяцев. Иногда уходящий губернатор договаривается немного потянуть этот срок, и тогда в регионе наступает неформальный переходный период, рассказывает экс-сотрудник администрации президента.

«Последней инстанцией является президент. Перед тем, как он принимает решение об отставке, ему готовят аналитические записки, мониторинги, учитывается мнение элитных групп. Далее начинается поиск преемников, и, когда согласования заканчиваются, кто-то из руководства администрации встречается с уходящим губернатором и договаривается о написании заявления об уходе по собственному желанию и дате опубликования этой информации. На такой последней встрече можно что-то попросить и решить вопрос с будущим трудоустройством. Обычно уходящему губернатору идут навстречу», — говорит собеседник издания. Если губернатор уходит по состоянию здоровья, ему могут разрешить оставить преемника.

Вариантов ухода губернатора в отставку может быть много, и каждый раз техническая сторона вопроса будет отличаться, рассказывает другой источник, близкий к администрации.

«Когда губернаторов в последние годы стали избирать, а не назначать, при принятии решения стал учитываться фактор избираемости, — пояснил источник. — Однако он не является определяющим, так как при наличии у человека серьезной поддержки его все равно отправят на выборы и изберут. Но представим: допустим, у губернатора истекает срок полномочий. В администрации президента подводят итог: смотрят социально-экономические показатели, острые и хронические элитные конфликты, громкие скандалы и аварии, результаты выборов в регионе, все это учитывается. Параллельно интересанты отставки или сохранения губернатора ведут индивидуальную работу с самыми разными персонами — от президента до клерков в администрации. Выигрывает тот, кто оказывается сильнее и ловчее. Формальные бумаги не играют тут особой роли».

По словам рассказчика, главное событие процесса — это встреча президента с главой администрации или профильным первым заместителем, на которой принимается решение.

«Бывает, что решение по сменщику принято заранее и принято лично президентом, к примеру, так решился вопрос о замене губернатора Тульской области Владимира Груздева на Алексея Дюмина, — говорит собеседник. — Тогда администрация выступает просто исполнителем воли первого лица. Если губернатор уходит на повышение, как, к примеру, Александр Хлопонин из Красноярского края, ему тоже могут разрешить поставить преемника, в данном случае — Льва Кузнецова. Если же губернатора убирают против его воли, преемничество не дозволяется», — говорит источник.

«Президент получает информацию от самых разных групп лиц, — говорит политолог Дмитрий Гусев. — Есть политический блок администрации президента, который курирует Кириенко. Они подводят итоги работы губернаторов на их постах и предлагают решения. Вторая группа — блок администрации, отвечающий за взаимодействие с силовиками. Они готовят для президента справки по губернаторам по своему направлению. Третий блок — правительство, у которого свои параметры оценки работы губернаторов. Также есть и иные группы влияния, в том числе корпоративные, которые тем или иным образом доносят до президента свое мнение. Когда решение об отставке принято, начинается процесс технического исполнения», — говорит Гусев.

«Губернаторы уходят по-разному, — делится глава Центра политической социологии Вячеслав Смирнов. — В исключительных случаях об отставке узнают из прессы. Кто-то знает, что уйдет, но не знает дату ухода. С кем-то еще при назначении оговаривается, что оно — на один срок. Умный губернатор начинает просить об отставке сам и загодя, потому что лучше честно говорить окружению, что, мол, «на новый срок не иду, нашлось новое хорошее место работы», чем потом выглядеть выгнанным с работы. Есть, впрочем, примета. Если подходит срок переназначения, а тебя вызывают не к президенту, а к главе администрации — вероятно, речь пойдет об отставке». В элитах считается, что встреча лично с президентом незадолго до окончания срока полномочий — напротив, свидетельствует о хороших позициях губернатора.

Политолог Леонид Давыдов считает, что частота встреч с первым лицом не влияет на срок выживаемости губернатора.

«Говорят, в последние годы происходит так. Вы губернатор, по поводу которого принято решение об отставке, — рассказывает он. — Сперва вас пригласит на беседу чиновник средне-высокого звена, например, начальник управления внутренней политики или даже его зам, они прозондируют почву в разговоре. Потом вас вызовет куратор внутриполитического блока — он вам скажет, что есть мнение, что вам надо уходить, что с вами будет говорить еще более высокий начальник, и учтите, что, вероятно, такая позиция будет озвучена. Более высокий начальник — это глава администрации или, в случаях отставки исключительного тяжеловеса, это будет первое лицо страны. Вы, вероятно, ответите, что согласитесь».

«Решение принимается на основе комплекса факторов, — продолжает Давыдов. — Например, есть регулярные аналитические записки, в которые человек может попадать. Есть оценка по параметрам — например, параметру избираемости, который учитывает нынешнее руководство администрации, занятое, прежде всего, подготовкой мартовской кампании», — рассказал Давыдов.

Как приходят губернаторы

Когда президент принимает решение, что тот или иной губернатор покидает свой пост, начинается процесс подбора преемника. Он может занять от пары недель до пары месяцев, за исключением случаев, когда президент принимает решение единолично.

«Администрация президента формирует шорт-лист предложений по персоналиям, обычно в нем остается две-три кандидатуры. Президент же может выбрать, а может отвергнуть все предложенные. Может предложить кого-то сам, может предложить просто еще подумать. У первого лица много каналов коммуникаций, и после того, как администрация представляет ему свои предложения, он может запросить по кандидатам из шорт-листа характеристики от других людей, которые поддержат одну из кандидатур или предложат свою. Идут собеседования, встречи с кандидатами. Это сложный процесс, и все-таки так, чтобы у человека раздался звонок и его оповестили, что он сейчас будет назначен губернатором, — так не бывает», — говорит источник сайт, близкий к администрации президента.

Другой собеседник издания, также близкий к Кремлю, говорит, что сценарий подбора нового губернатора почти всегда выглядит по-разному.

«Если сменщик заранее подобран или если губернатору разрешили выбрать преемника, то процесс уже носит технический характер, — говорит он. — В других случаях запускают процесс подбора кандидатов. В нем участвуют полпредство, управления администрации президента по внутренней политике, разные группы и структуры, включая госкорпорации и бизнес. Они все дают предложения. Далее их сперва фильтруют на уровне УВП, потом на уровне руководства АП, а потом выносят на суд президента. При этом кандидатура может быть переиграна в последний момент. В этой ситуации, если вдруг группам влияния удается вычеркнуть из списка приоритетного кандидата, выбирают из оставшихся людей в шорт-листе. Например, так произошло с назначением губернатором Волгоградской области Анатолия Бровко. Приоритетным кандидатом был Валерий Язев, но в последний момент назначение отменили под влиянием «Лукойла» и Дмитрия Медведева», — утверждает источник издания.

Экс-сотрудник администрации президента говорит, что бывают и сложные случаи, когда приоритетный кандидат отказывается, а второй по значимости претендент имеет проблемы или слишком молод. Так, к примеру, случилось в Калининградской области, где вместо Николая Цуканова врио сперва стал выходец из ФСБ Евгений Зиничев, однако через два месяца он отказался от публичного поста. Тогда вместо него главой Калининградской области стал 30-летний Антон Алиханов.

«Иногда в сложных случаях ясно, что в регион надо подбирать кандидата извне, и из шорт-листа вычеркивают всех региональных претендентов. Чаще всего кандидатов со стороны предлагают бизнес-группы или политические кланы, курирующие регион. Также кандидата в таком случае может предложить глава администрации, члены Совбеза, спикер Госдумы при личной встрече с президентом. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко в этом плане неактивна. Бывают и вовсе любопытные случаи. К примеру, Никиту Белых президенту рекомендовал на пост губернатора Анатолий Чубайс», — рассказывает собеседник издания.

Он отмечает, что не стоит преувеличивать значимость аналитических записок, которые пишут политологи для администрации, особенно — региональные политологи. Собеседник издания говорит, что не знает ни единого случая, когда губернатором становился бы кто-то, кого рекомендовали политологи из региона. Мнение федеральных политологов, работающих с регионом, учитывается на уровне управления внутренней политики, добавляет он.

«Бывает, что как в «Дне выборов»: человек еще вчера не знал, что сегодня станет губернатором, — говорит Леонид Давыдов. — Более штатная ситуация, когда человеку звонит его покровитель из структур, которые могут пролоббировать своего кандидата. Поступает такой звонок: мол, есть для тебя вариант один карьерный, подъезжай. В редких внештатных ситуациях может быть и иначе: звонок идет из администрации президента, спрашивают, где, мол, находитесь, за вами сейчас приедет машина. Поедете вы, скорее всего, к начальнику УВП и потом сразу к куратору политического блока. Параллельно будет запущен процесс спецпроверки вас силовиками. А потом — встреча под телекамеры с первым лицом, но она носит ритуальный характер. Или встречи вообще может не быть. Иногда, если в процессе составления шорт-листа возможных преемников, остается пара кандидатур, то принимается во внимание, за какой группой влияния, в том числе, корпоративной, закреплен регион. Есть много примеров, когда нельзя стать губернатором некоего региона, не примыкая к некоему подклану.

И даже на последней стадии назначения нового губернатора первое лицо может посовещаться с кем-то из окружения и отменить решение о назначении и выбрать иного кандидата», — рассказывает Давыдов.

«Единого алгоритма нет, — согласен Вячеслав Смирнов. — Бывает, что с фамилией нового губернатора определяется именно первое лицо, которому кто-то мог человека рекомендовать, или же может сыграть роль личное знакомство с президентом. В таком случае люди, исполняющие это решение, могут не знать, кто или что на него повлияло. С другой стороны, например, при президентстве Дмитрия Медведева была система, когда в администрации на совещании с ее главой и заместителями фамилии тех, кто будет рекомендован президенту в шорт-листе, обсуждались под протокол, с аргументами, почему стоит включить в список того или иного человека. Как проходят такие совещания сейчас, не знаю», — рассказал он.

Дмитрий Гусев отмечает, что нельзя недооценивать мнение силовиков, которое доносится до президента на этапе спецпроверки.

«Сперва кандидаты из шорт-листа проходят собеседование в администрации, а потом силовики оценивают кандидатов. Также нельзя забывать, что ключей от кабинета губернатора на самом деле не один, а два: один — у президента, второй — у жителей региона», — добавляет Гусев.

Конечно, решение все равно в итоге принимает президент, резюмирует глава Центра политического анализа Павел Данилин. «В подготовке процедуры назначения нового главы региона ключевую роль играет администрация президента. Именно она отвечает за подготовку шорт-листа кандидатов. Еще с тех пор, как президент предлагал сам кандидатов на пост губернаторов, подготовкой занималась администрация, и эта традиция сейчас несколько модифицирована, но в целом сохранилась», — говорит Данилин.

Политологи вычислили факторы, влияющие на отставки губернаторов в регионах России. Правда, говорят они, работают эти законы не всегда, иногда назначения не поддаются никакой логике.

Алексей Куденко/Коммерсантъ

Президент России Владимир Путин подписал указ об отставке по собственному желанию губернатора Красноярского края Виктора Толоконского. Срок его полномочий истекал в 2019 году, уже экс-губернатору 64 года. Толоконский стал четвертым губернатором, которого Путин отправил в отставку за пять дней, с 25 сентября. О предстоящем сложении полномочий также объявил глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. Последний в разговоре с журналистами объяснил свой уход «озеленением кадров». С чем еще связана осенняя волна отставок глав регионов, выясняла «Фонтанка».

По разным оценкам, в ближайшие дни свои посты должны покинуть еще 7-10 губернаторов. Это будет уже вторая волна отставок. Первая состоялась минувшей зимой и весной. Тогда были назначены новые врио губернаторов в семи регионах - Пермском крае, Новгородской и Рязанской областях, Бурятии, Республике Марий Эл, Карелии и Удмуртии. Все новички победили в первом туре на выборах в единый день голосования в 2017 году. Сразу после этого в Кремле решились на осеннюю волну перестановок: с 25 сентября помимо Красноярского края сменились главы в Самарской и Нижегородской областях, Ненецком автономном округе и Дагестане, хотя последняя отставка официально еще не оформлена.

Как говорит руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев, все ушедшие губернаторы (кроме главы Ненецкого автономного округа) – проблемные: у них низкие рейтинги и скандальная политическая повестка. На их место приходят «молодые технократы». «Это – политика молодых технократов. Иллюзий у населений сейчас нет, ситуация в стране стабильно плохая, вот и пытаются вместо смены идей организовать смену лиц», – объяснил политолог волну губернаторских отставок.

По словам Кынева, несмотря на наметившиеся тренды, они не всегда работают: так, хотя большинство уходящих губернаторов имеют пенсионный возраст, 73-летнему и часто болеющему главе Кузбасса Аману Тулееву отставка не грозит. «Он – символ для региона, у него есть политическая сила и рейтинг, что нужно для предстоящих президентских выборов», – добавил Кынев.

Председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко считает, что следующим, кто покинет губернаторское кресло, может быть … кто угодно. «Вроде есть закон о том, что губернаторов выбирает народ, а значит они должны досидеть до конца своего срока, а на самом деле губернаторы работают до тех пор, пока они угодны президенту», – утверждает он. По его словам, логика отставок сложно вычисляема, так как для каждого из кажущихся таковыми правил (возраст, срок правления, экономическая стабильность региона) есть исключения.

Еще один критерий для смены власти в субъекте называет политический консультант Петр Быстров: это – конфликты с элитами. «У абсолютного большинства нынешних отставников сложились конфликты с элитой региона, а значит они не могли гарантировать высокий уровень поддержки при голосовании на президентских выборах», – объясняет он. По словам Быстрова, логика в ходе осенней волны отставок есть, точнее то, что ее кто-то не понимает, вовсе не означает, что ее нет.

Более масштабную аналитику составили специалисты из холдинга «Минченко и консалтинг». Они вычленили 9 критериев, которые влияют на возможные отставки и на выживаемость. Первый – поддержка так называемого Политбюро 2.0 (лидеры крупных российских элитных групп), больше всего баллов по этому критерию может получить тот, кто имеет прямой контакт с главой государства. Второй и третий критерий – наличие большого проекта в городе под управлением губернатора и экономическая привлекательность региона, чем она ниже, тем меньше групп влияния будут претендовать на руководство регионом и, соответственно, больший балл в рейтинг выживаемости получает губернатор по этой статье. Еще один критерий – окончание полномочий: чем ближе следующий электоральный цикл, тем менее прочными оказываются позиции губернатора. Также оцениваются наличие у губернатора уникального позиционирования, качество политического менеджмента. Последние три критерия связаны с конфликтами губернатора на федеральном и региональном уровне, а также уголовные преследования членов команды губернатора.

Таким образом группа специалистов под руководством Евгения Минченко определила 16 губернаторов в группу риска. Все пятеро уже заявивших об отставке оказались там. По версии авторов исследования, следующими главами регионов, которые будут отставлены, могут оказаться главы Калмыкии, Северной Осетии, Алтая, Новосибирской, Мурманской, Омской, Владимирской, Ивановской областей, а также главы Алтайского и Приморского краев. Кроме того, согласно Минченко, перешел красную отметку и губернатор Петербурга Георгий Полтавченко. По информации же «Фонтанки», он не входит в список губернаторов нынешнего отзыва. Вероятно, он мог получить низкий балл по критериям Минченко из-за оценки экономической привлекательности региона, вызывающей у многих интересантов желание побороться за влияние на него.

К слову, проанализировали эксперты и тех, кто приходит на места уволенных и ушедших. Как утверждается в докладе, после назначений определенные бонусы в качестве лояльности новых врио губернаторов получили Аркадий Ротенберг, Геннадий Тимченко, Николай Патрушев, Сергей Кириенко, Алексей Белоусов, Алишер Усманов, Алексей Миллер и другие представители элиты. Что же касается самого отбора кандидатов, то им занималась команда администрации президента под руководством куратора внутреннего политического блока – Сергея Кириенко.

Как замечает «Минченко и консалтинг», многие представители «молодой поросли», пришедшей на смену прежним руководителям регионов, познакомились с Владимиром Путиным в непростой период его нахождения на посту председателя Правительства РФ и существования так называемого «властного тандема».

Ксения Клочкова, «Фонтанка.ру»

P. S.: согласно опросу «Фонтанки», "губернаторопад" – это к чему? 58.25 % ответили, что к выборам по весне, 21.62 % считают, что чего-то не знают, 7.14 % уверены – чтоб в регионах Москву не забывали, 7.00 % не видят смысла в этом вопросе, 5.99 % согласились с высказыванием Абдулатипова про озеленение. В голосовании приняли участие 1485 человек.

«Деловой еженедельник «Профиль» публикует новое исследование Центра развития региональной политики, второй в 2017 году выпуск «Кремлевского рейтинга губернаторов России».

В нем главы регионов получили оценки от «плохо» до «отлично», составители исходили из перспектив дальнейшего развития их карьеры. На сегодняшний день ни один из глав субъектов РФ не получает минимальную оценку – «единицу» (отставка предрешена), так как все запланированные кадровые перестановки оказались «подвешены» на неопределенный срок.

Администрация президента РФ почти закончила формирование губернаторской команды, с которой она идет на выборы 2018 года. Региональная элита России теперь состоит из совершенно разных типов управленцев: «молодые технократы», ставленники крупных финансово‑промышленных групп (ФПГ), опытные политики, партийные функционеры, в т. ч. и из оппозиционных партий и случайные назначенцы. Но сложившаяся конструкция носит временный характер. Когда президент Владимир Путин официально объявит о своем намерении избираться на новый срок, можно будет прогнозировать новую волну ротаций, скорее всего, уже после марта 2018 года. Свои посты могут покинуть даже те врио губернаторов, чье назначение произошло буквально накануне старта президентской кампании. Многие из них мечтают вернуться в Москву на федеральные должности уже сразу после выборов, показав высокий результат и тем самым заслужив повышение, без непосредственной работы в регионе. В отношении тех, кто покажет низкие результаты, вряд ли будут приняты решения по замене, но и дальнейшее развитие их карьеры окажется под вопросом.

Основная идея нового президентского срока, автором которой можно считать первого замглавы администрации президента Сергея Кириенко, состоит в обновлении губернаторского корпуса на 70–80% уже к 2020 году. На данный момент этот показатель находится на уровне 30%, а в 2018 году может достигнуть отметки 40%. Замена губернаторов подразумевает переформатирование взаимоотношений с элитами и еще большую централизацию исполнительной власти на местах, по сути – дефедерализацию, еще большее цементирование «вертикали власти» по принципу корпоративного управления. В условиях новой мобилизационной экономики, к которой Россия может прийти в результате снижения цен на углеводородное сырье, усиления санкционного давления и ряда других политических и экономических факторов, уже не остается места самостоятельным губернаторам-тяжеловесам.

Региональный Putin Team

В какой конфигурации зафиксирована региональная «команда президента», с которой Владимир Путин может пойти на выборы? Среди новых назначенцев врио губернаторов процент т. н. «молодых технократов» остается по-прежнему высоким. Это понятие объединяет людей в возрасте 30–50 лет, пришедших на позицию губернатора с аппаратных должностей и никак не связанных с политикой. Кроме того, среди новых врио руководителей регионов появились и люди в возрасте старше 60 лет, а также кандидаты от партий КПРФ и «Справедливая Россия». Губернаторский корпус формируется главным образом с помощью определенной методики – отбора большей части кандидатов в кадровый резерв президентской администрации. Но есть и исключения в виде назначенцев «напрямую». В 2018–2019 гг. их число может возрасти, так как речь будет идти о наиболее ресурсных, финансово емких субъектах Федерации (например, Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и т. д.). Поскольку за них борьба в верхах власти идет особенно упорно, шансы на прохождение будут иметь наиболее компромиссные кандидаты.

В 2017 году прямые выборы прошли в 16 регионах России. В 2018‑м число остается примерно таким же – 16 субъектов выберут глав путем прямого голосования и еще три – голосованием в парламенте. Число регионов, где пройдут выборы, может увеличиться, если отставки продолжатся.

В составе ФПГ

Рост влияния федеральных групп на политику в регионах – один из главных трендов сезона. Среди наиболее усилившихся ФПГ можно отметить госкорпорации «Ростех», «Роснефть» и «Росатом», а также частный бизнес в лице «группы братьев Ротенбергов» и «группы братьев Ковальчуков». Именно с ними предпочитают заключать аппаратные союзы политические группы, сформированные вокруг таких влиятельных федеральных чиновников, как Дмитрий Медведев, Антон Вайно, Сергей Кириенко, Сергей Шойгу, Сергей Собянин, Вячеслав Володин и другие. Отдельно стоит отметить новую политическую силу – группу «новоозерных», выходцев из силовых структур (ФСО и ФСБ), считающихся личными президентскими назначенцами.


Еще одно новшество состоит в том, что большинство губернаторов проходят спецподготовку по программе «кадровый резерв», автором которой является первый замглавы АП РФ Сергей Кириенко. Окончательное решение, на какой регион назначить резервиста, принимается без согласования с самим кандидатом. Причем в ряде случаев это решение может меняться в самый последний момент по решению «сверху». Так, занимавшийся в Минэкономразвития Азиатско-Тихоокеанским регионом Станислав Воскресенский получил назначение в Ивановскую область, хотя мечтал о Приморье, популярному екатеринбургскому политику Александру Буркову достался Омск, а мэр Вологды Андрей Травников уехал в незнакомый ему Новосибирск. Были и исключения из правил, например, врио главы Самарской области стал экс-мэр Самары Дмитрий Азаров, а Красноярский край возглавил ветеран местной политики Александр Усс.

Для всех губернаторов главной задачей нового политического сезона станут выборы, сначала президента России, а затем собственные. Кроме того, в 16 регионах пройдут выборы в законодательные собрания, что может стать непростым испытанием для глав этих субъектов Федерации (например, Якутии, Бурятии). Поэтому в группе риска оказались те главы, которым окажется не под силу выполнить поставленные электоральные задачи: провести выборы президента при высокой явке и с высоким результатом за основного кандидата, а затем хорошо отработать региональные кампании. Причин может быть несколько: низкие электоральные рейтинги, конфликты с местными элитами, рост протестных настроений, низкие социально-экономические показатели.

Резервисты, в бой

В 2018 году пройдут выборы 16 губернаторов, 9 из них временно исполняют обязанности в связи с досрочным прекращением полномочий их предшественников.

Врио губернатора Самарской области стал 47‑летний Дмитрий Азаров. Бывший глава города Самара получает оценку «отлично». Он входит в местную влиятельную ФПГ «Волгопромгаз», которая также сотрудничает с группой «Ростех». Основная миссия Азарова – умиротворение и консолидация местных элит, так как он является компромиссной фигурой между владельцем «Волгопромгаза» Владимиром Аветесяном, главой «Ростеха» Сергеем Чемезовым и спикером Госдумы Вячеславом Володиным, на которого ранее ориентировались самарские элиты. Кроме того, Азаров имеет высокий электоральный рейтинг.

Врио губернатора Нижегородской области Глеб Никитин получает оценку «отлично» с минусом. Никитин, выходец из команды министра Минпромторга Дениса Мантурова, входит в группу «Ростеха». Начал работу с масштабных кадровых перестановок, борьбы с командой экс-губернатора Валерия Шанцева. Есть ряд проблем с местным самоуправлением (МСУ), но уже сформирован проект новой городской администрации. Как и у многих «технократов», у Никитина нет своей команды, ему приходится опираться на местные силы. У него амбициозные планы по переформатированию региональной политики, но мало инструментов для их реализации, что является существенным минусом.

Врио губернатора Красноярского края 63‑летний Александр Усс является исключением, подтверждающим правило: за такие богатые регионы, как Красноярский край, ведется серьезная борьба в верхах. Усс стал компромиссным кандидатом, которого поддержали Олег Дерипаска и Сергей Шойгу. Он «подвинул» наиболее вероятного претендента – главу Федерального агентства научных организаций (ФАНО) Михаила Котюкова, уроженца Красноярска, до перехода на работу в федеральные ведомства занимавшего пост министра финансов и зампредседателя областного правительства. Усс начал с жесткой кадровой зачистки, назначив нового главу города Красноярск и продолжая выстраивать новую «вертикаль власти» в регионе.

Врио губернатора Приморского края – Андрей Тарасенко, ему 54 года, и он один из немногих т. н. личных президентских назначенцев. Ранее возглавлял «Росморпорт» и считался человеком, близким к группе Тимченко. Ведет сбалансированную политику, нашел общий язык с элитами края, назначив и. о. мэра Владивостока, бывшего «эсера» Константина Межонова своим заместителем и предложив Алексея Литвинова, выдвиженца команды экс-губернатора Сергея Дарькина (2001–2012 гг.) на пост мэра. Главная задача Тарасенко, как считают эксперты, – особый контроль над поручениями президента, в частности, решение экологических проблем региона.


Врио губернатора Орловской области Андрей Клычков, которому всего 38 лет, возглавил регион по т. н. «коммунистической квоте», так как прежний губернатор был избран от КПРФ. Регион находится в тяжелом финансовом состоянии, поскольку 70% долгов бюджета – кредиты в коммерческих банках. Пока Клычков не может найти контакта с областными элитами, которые уже критикуют его за отсутствие стратегии и команды. Соперником Клычкова на выборах может стать депутат областного Совета Виталий Рыбаков, самовыдвиженец, обладающий высоким рейтингом. Плюсом Клычкова должны стать его молодость и желание продемонстрировать себя как профессионального управленца, а не человека, строящего в регионе бизнес-структуру. После ухода прежнего губернатора Вадима Потомского Клычков получает кредит доверия со стороны населения, поскольку люди связывают с новым руководителем надежды на улучшение социально-экономической ситуации.

Врио главы Новосибирской области стал 46‑летний Андрей Травников, до назначения – мэр Вологды, до этого работал заместителем полпреда в СЗФО Владимира Булавина. Входит в группу «Северстали» олигарха Алексея Мордашова. Травникову нелегко будет победить на выборах губернатора, поскольку его электоральные позиции довольно слабы, а в регионе есть много серьезных оппозиционных соперников, например, глава города Новосибирск Анатолий Локоть, избранный от КПРФ и обладающий высоким рейтингом.

Врио главы Омской области Александру Буркову 50 лет, последнее время поддерживается группой спикера Госдумы Вячеслава Володина. Бурков – один из лидеров партии «Справедливая Россия», по всей видимости, будет баллотироваться от нее же, что может ослабить его электоральные позиции, так как рейтинг СР в Омске колеблется на уровне 5%. Кроме того, скоро пройдут выборы главы города Омск, что станет для Буркова первым серьезным испытанием. Ему досталось тяжелое наследство: масштабные проекты, на которые нет средств, конфликт власти с т. н. «старым директоратом» (возрастной региональной элитой из ОПК), конфликты с МСУ.

Врио главы Ивановской области Станислав Воскресенский, 41 год, имеет хорошие стартовые позиции – рейтинг надежды и доверия со стороны населения. Аппаратно завязан на первого вице-премьера Игоря Шувалова. Работал в Минэкономразвития, где курировал направления, связанные с Азиатско-Тихоокеанским регионом, и хотел возглавить область, близкую с этой частью света. Но по стечению обстоятельств был направлен в Ивановскую область.

Врио главы Псковской области стал 42‑летний Михаил Ведерников, который сменил экс-губернатора Андрея Турчака, ушедшего в Совфед. Турчак, как ожидается, возглавит генсовет «Единой России». Ведерникова, скорее, его можно отнести к группе влияния Антона Вайно. Ранее Ведерников работал в полпредствах СЗФО и СКФО. Ему достался крайне сложный регион с бюджетом, 75% которого – кредиты в коммерческих банках.

Новая смена

16 губернаторов избрались на прямых выборах в этом году. Все они получают высокие баллы авансом, так как у каждого из них есть минимум год, чтобы продемонстрировать собственную эффективность, а избиратели связывают с ними надежды на улучшение жизни в регионе.

Глава Калининградской области Антон Алиханов, набравший 81% голосов при явке почти 40%, получает «хорошо» со знаком минус, так как у него продолжает нарастать конфликт с полпредом в СЗФО Николаем Цукановым. Губернатор настроил против себя областные СМИ из-за целого ряда медиаскандалов, среди которых грубый ответ журналисту во время пресс-конференции, информация о возможном приобретении за бюджетный счет дорогой квартиры, давление через силовые ведомства на оппозиционные СМИ и т. д. Алиханова относят к т. н. «группе «Ростеха», помимо этого, он пользуется покровительством замдиректора ФСБ Евгения Зиничева, который недолго возглавлял регион до назначения Алиханова.

Глава Карелии Артур Парфенчиков после выборов, на которых набрал 61,34% голосов при крайне невысокой явке – 29%, оказался в сложной ситуации и получает оценку «хорошо» с минусом. Его относят к группе премьер-министра Дмитрия Медведева, и если после президентских выборов 2018 года тот покинет пост главы правительства, это может существенно ослабить позиции Парфенчикова. Кроме того, уже стало известно, что Карелия не получит из федерального бюджета денег на программу изучения карельского языка, что эксперты считают имиджевой потерей для врио губернатора.

Глава Удмуртии Александр Бречалов получил «хорошо» с минусом после избрания с результатом 78% при явке 34,54%. Он возглавил сложную территорию, к тому же его главная задача – работать с представителями крупных ОПК региона, влияния на которые он не имеет. Назначение Бречалова стало компромиссом между Вячеславом Володиным и Сергеем Кириенко, поскольку руководство политического блока АП РФ за несколько месяцев до этого поменялось и для назначения на должность требовалась устраивающая всех фигура.

Глава Ярославской области Дмитрий Миронов получает оценку «хорошо» после победы на выборах с результатом 79,32% голосов при явке почти 34%. Однако в области продолжают нарастать межэлитные конфликты. Слабым звеном губернаторской команды остается глава Ярославля Владимир Слепцов (считается креатурой Игоря Чайки, сына генпрокурора РФ), итоги работы которого оцениваются крайне негативно. Миронов входит в группу т. н. «новоозерных», по экспертным прогнозам, после президентских выборов может рассматриваться на пост главы МВД РФ, поскольку имеет соответствующий опыт работы (ранее он возглавлял Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД).

Глава Севастополя Дмитрий Овсянников после избрания на выборах с результатом 71% (при явке 34,5%) получает оценку «хорошо». Овсянников – член группы вице-премьера Дмитрия Козака, и его позиции могут серьезно ослабнуть, если тот покинет правительство после президентских выборов. Напряженными остаются отношения Овсянникова с руководством Республики Крым, есть ряд конфликтов внутри города, в частности, с командованием Черноморского флота (город претендует на земли Минобороны), экс-мэром Алексеем Чалым. Из минусов – срыв сроков исполнения поручения президента по созданию особо охраняемых природных территорий.

Глава Марий Эл Александр Евстифеев получает «хорошо», так как одержал победу, набрав 88% голосов при явке почти 44%. Он считается человеком, близким к полпреду ПФО Михаилу Бабичу, также его можно отнести к более широкой аппаратной группе Сергея Кириенко. После ареста крайне непопулярного экс-губернатора Леонида Маркелова у Евстифеева хороший кредит доверия от населения. Однако в регионе сложная социально-экономическая ситуация, по данным Марийстата, безработица остается на высоком уровне – 6,2%. Экономическую ситуацию осложняет «наследство» Маркелова в виде госдолга региона (почти 14 млрд рублей), из которого 80% – кредиты в коммерческих банках. В регионе сильные позиции у КПРФ, социальная напряженность может стать причиной роста протестной активности со стороны коммунистов, что может привести к падению рейтинга главы.

Глава Пермского края Максим Решетников получает оценку «отлично» после избрания с результатом 82% при явке 42%. Он входит в группу Сергея Собянина, и во многом его дальнейшие кадровые перспективы будут связаны с тем, останется ли Собянин мэром Москвы после истечения срока его полномочий в 2018 году. После избрания Решетников начал налаживать отношения с местными элитами, ему удалось найти общий язык с людьми, близкими к двум предыдущим губернаторам – Олегу Чиркунову и Виктору Басаргину. От Басаргина ему достались неплохие социально-экономические показатели, например, госдолг региона, по данным Пермского минфина, снизился на рекордные 40%, составив всего 12 млрд рублей. Однако высокими остаются показатели безработицы – 6,5% (самый высокий в ПФО), что грозит нарастанием социальной напряженности.


Глава Бурятии Алексей Цыденов получает «отлично» с минусом – он победил на выборах с результатом 87,4% голосов при явке выше 41%, тем самым продемонстрировав один из самых высоких результатов по стране. При этом выборы происходили в отсутствие конкуренции, так как все значимые игроки не были допущены к избирательному процессу. Таким образом, даже при высоком результате Цыденов не смог завоевать авторитет у местных элит, отказавшись от конкурентного сценария на выборах. В 2018 году пройдут выборы в Народный хурал, где его главные оппоненты из КПРФ смогут взять реванш. Выборы – главная опасность для рейтинга Цыденова, так как избирательные кампании кандидатов от оппозиции будут построены на персональной критике власти. Протестной активности может способствовать высокий уровень безработицы – 8%. Из плюсов – Цыденову достался бюджет с невысоким уровнем закредитованности, за 2017 год он снизился почти на 20%. Это позволяет главе Бурятии в случае необходимости обратиться за дополнительной поддержкой к федеральному центру.

Глава Кировской области Игорь Васильев после избрания с результатом 64% при явке 30% получает «отлично» и удерживает высокие позиции. Васильев входит в т. н. группу «новоозерных» и считается одним из личных президентских назначенцев. Поставил нового сити-менеджера города, который должен решить накопившиеся вопросы по ЖКХ. В последние месяцы в СМИ появилась информация о возможном слиянии Кировской области с Республикой Удмуртия, что говорит о возможных кадровых перспективах Васильева как главы единого региона. Из социально-экономических проблем – высокий уровень безработицы, 5,5%, по данным Кировстата, и рост госдолга региона, что снижает возможности по дальнейшему заимствованию средств. Так как в регионе сильны коммунисты, в ходе президентской кампании эти проблемы могут стать основанием для критики власти и снижения ее рейтинга.

Глава Новгородской области Андрей Никитин одержал победу, набрав 67,99% при явке чуть выше 28%, и получает оценку «отлично» с минусом. Никитина можно отнести к числу личных выдвиженцев президента, так как ранее он возглавлял Агентство стратегических инициатив, проект, реализованный Владимиром Путиным в годы его премьерства. В числе покровителей Никитина также можно назвать главу Сбербанка Германа Грефа. У губернатора нет своей команды, и ему приходится опираться на старые кадры. Никитин не уделяет должного внимания отношениям с местными элитами, что в будущем может привести к конфликтным ситуациям.

Глава Рязанской области Николай Любимов набрал 80% голосов при явке 36%. Любимова ассоциируют с группой начальника Управления по внутренней политике АП РФ Андрея Ярина, который в 2004–2005 годах работал председателем правительства Рязанской области, а в 2012–2016 гг. – замполпреда президента в ЦФО, курировавшим этот регион. Кроме того, ранее Любимов входил в команду калужского губернатора Анатолия Артамонова и главы холдинга «Ташир» Самвела Карапетяна. Любимов наращивает влияние в регионе – после выборов снял с должности главу города Рязань, входившего в команду экс-губернатора Олега Ковалева. В целом область демонстрирует устойчивые социально-экономические показатели.

Также на новые сроки были переизбраны губернаторы: Белгородской области Евгений Савченко, Саратовской области Валерий Радаев, Свердловской области Евгений Куйвашев и Томской области Сергей Жвачкин. Стоит отметить, что все они укрепили свои позиции, однако сохраняется вероятность их отставки в будущих политических сезонах. В том числе и по возрастному признаку, например, Евгению Савченко – 67 лет, а Сергею Жвачкину – 60 лет, так что для них текущий срок, вероятнее всего, последний. Савченко относится к числу губернаторов‑тяжеловесов, но уровень его федеральной поддержки серьезно упал. Жвачкин входит в группу «Газпрома» Алексея Миллера, но демонстрирует низкий уровень электоральной поддержки (на выборах победил с результатом 60% при явке 25%), что ставит под вопрос успешное проведение президентской кампании.

Немного иная ситуация у Евгения Куйвашева – 46 лет и Валерия Радаева – 56 лет, которые не попадают под «возрастную ротацию». Куйвашев входит в группу Собянина, который сумел добиться переизбрания своего протеже на новый срок, несмотря на холодное отношение к нему со стороны Кремля. Куйвашев вывел из игры двух главных «драйверов оппозиции» – «эсера» Александра Буркова, который позже возглавил Омскую область, и Владимира Тунгусова, который многие годы считался «серым кардиналом» свердловской политики, а теперь руководит администрацией губернатора и работает в его команде. Оставшиеся сильные региональные политики – мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман и мэр Нижнего Тагила Сергей Носов – существенно снизили свою активность. Последний, возможно, в связи с гипотетическим переходом на новую работу – он рассматривался кандидатом на один из регионов (в СМИ появилась информация о возможном его назначении в Кемеровскую область). А Евгений Ройзман, по разговорам в местных политических кругах, может не пойти на очередные выборы главы города.

Валерий Радаев входит в «группу Вячеслава Володина». Он получил возможность переизбраться на новый срок в рамках договоренностей о закреплении соответствующей территории за «группой Володина». Одной из особенностей общественно-политической ситуации, связанной с регионом, является активная деятельность на его территории холдинга «Энергетический союз» Аркадия Евстафьева («Саратовские авиалинии», предприятия группы «Агророс» с корпоративным региональным банком, ОАО «ПОРТ» и т.д.). Ряд его предприятий находится в состоянии перманентной борьбы с надзорными органами, а также с администрацией региона.

Оппозиция правит

Важную нишу в структуре региональной власти занимают т. н. оппозиционные губернаторы от партий КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». По сути, они вписываются в ту же парадигму «технократичного» управления, но иногда оказываются даже более эффективными, чем назначенцы из резерва. Так, «отличником» рейтинга является губернатор Иркутской области Сергей Левченко, который за два года работы продемонстрировал высокие темпы роста экономики: 5% роста ВРП, 7% промышленного роста, 17% роста инвестиций, 30% роста экспорта (по данным Иркутскстата), до 100% роста показателей исполнения по майским, 2012 года, указам президента, сокращение госдолга региона более чем на 27%. При этом Левченко один из немногих, кто поднимает важные политические вопросы, например, о возврате прямых выборов мэра.

Глава Смоленской области Владимир Островский – член ЛДПР, серьезно уступает коммунистам по экономическим показателям, однако укрепляет свои позиции за счет того, что Владимир Жириновский на президентских выборах будет играть важную роль спарринг-партнера основного кандидата. Кроме того, наличие губернаторов‑оппозиционеров – важная декоративная часть сложившегося политического регионального пейзажа, и этот тренд на «деполитизацию» исполнительной власти, вероятно, будет продолжен.

Кто на выход

Среди тех, чья отставка еще может состояться до президентских выборов, эксперты называют следующих губернаторов. Глава Кемеровской области Аман Тулеев. Является самым пожилым из глав – 73 года. Кремль хотел бы сменить Тулеева, однако согласование преемника затягивается. Глава Кузбасса выстроил авторитарную «вертикаль», которая отторгнет любого «варяга», поэтому нужен компромиссный кандидат.

Главы Алтайского края и Республики Алтай. Оба губернатора входят в группу «возрастных», и давно рассматриваются кандидаты на их замену. Главе Республики Алтай Александру Бердникову – 64 года, он не поддерживается ни одной ФПГ. Обладает низким электоральным потенциалом, серьезный имиджевый удар Бердникову нанесла опубликованная ранее аудиозапись, в которой он оскорбительно высказывался об алтайцах.

Главе Алтайского края Александру Карлину 66 лет, он также не поддерживается ни одной ФПГ. В крае один из самых низких рейтингов «Единой России» по стране – на уровне 35%. В 2018 году регион остается в числе высокодотационных, сумма субсидий вырастет на 4,5 млрд, составив 27,1 млрд рублей. Такая ситуация сложилась накануне выборов главы Республики Хакасия. Срок полномочий губернатора Виктора Зимина истекает в будущем году, он входит в группу Сергея Шойгу. Регион находится в преддефолтном состоянии, но федеральный центр согласился выделить дополнительные 6–10 млрд рублей на погашение задолженностей бюджета.

Большая рокировка прогнозируется в СЗФО. Ротация может затронуть одновременно Мурманскую область, Республику Коми и Санкт-Петербург в рамках реализации крупного проекта по строительству «Северного морского пути», за который борются сразу две крупные ФПГ: «группа Ротенбергов» и «группа Ковальчуков». Борьба за Мурманскую область идет с начала года, глава региона Марина Ковтун жаловалась на давление силовиков. Однако в связи с потерей компанией «Норникель» Владимира Потанина (завершился ряд крупных проектов), в чью группу входит губернатор, интереса к этой области позиции Ковтун пошатнулись. Глава Коми Сергей Гапликов считался одним из личных выдвиженцев президента. Но его позиции серьезно ухудшились по причине возможного аппаратного сближения с группой «Ренова» Виктора Вексельберга. Считается, что к группе «Ренова» относился прежний глава Коми, Вячеслав Гайзер, поэтому среди задач нового губернатора был вывод структур этой группы из региона, а не сближение с ней. Кроме того, Коми также попадает в территорию развития «Севморпути» (строительство ж/д ветки Белкомур).


Еще более сложная ситуация – с главой города Санкт-Петербург Георгием Полтавченко, который может перейти на работу в федеральные структуры. В городе сложная электоральная ситуация, которую нужно выправлять к президентским выборам. Среди возможных преемников Полтавченко назывались имена главы «Газпрома» Алексея Миллера, полпреда президента в ЦФО Александра Беглова, вице-премьера Дмитрия Козака, экс-министра финансов Алексея Кудрина, замполпреда президента в СЗФО Любови Совершаевой.

Требуются технократы

Глава Якутии Егор Борисов избежал возможной отставки благодаря защите со стороны группы бывшего главы администрации президента Сергея Иванова и полпреда в ДВФО Юрия Трутнева. Между тем оппозиция обвиняет Борисова в крупных хищениях и пишет заявления в СК РФ. Но, возможно, основная причина борьбы с Борисовым состоит в том, что он до сих пор отказывается приватизировать «улусские» (принадлежащие районным администрациям) акции «АЛРОСЫ».

Глава Московской области Андрей Воробьев входит в группу Сергея Шойгу. Срок его полномочий истекает в 2018 году, по многочисленным слухам, он не будет переизбираться на следующий срок, поэтому на его место уже сейчас идет «смотр претендентов». В их числе называют главу Минстроя России Михаила Меня (поддерживается Дмитрием Медведевым и Сергеем Шойгу как компромиссный кандидат), главу «Роскосмоса» Игоря Комарова (поддержка «Ростеха» и вице-премьера Дмитрия Рогозина), полпреда в ЦФО Александра Беглова, вице-мэра Москвы Анастасию Ракову.

Срок полномочий главы Владимирской области Светланы Орловой заканчивается в 2018 году. Обострился ее конфликт с местными элитами, в результате чего против сына Орловой пытались возбудить уголовное дело. Были арестованы два чиновника из окружения Орловой – вице-губернатор Елена Мазанько и бывший вице-губернатор Дмитрий Хвостов.

У главы Магаданской области Владимира Печеного в 2018 году тоже истекает срок полномочий. Ему уже 68 лет, так что на выборы, вероятнее всего, выдвинется его «преемник». Вероятно, что своего врио попробует назначить компания «Роснефть», для которой Магадан уже стал основной береговой базой по освоению шельфа северной части Охотского моря. Это означает развитие портовой инфраструктуры.

Еще один «возрастной» политик – губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт, ему 63 года, срок его полномочий истекает в 2018 году, входит в группу влияния Юрия Трутнева. В регионе невысокий уровень электоральной поддержки власти, на выборах в Госдуму в 2016 году ЕР набрала около 37% голосов. Есть серьезный конфликт элит, прежде всего с финансовой группой экс-губернатора Виктора Ишаева.

Подводя итоги, можно сделать следующий вывод. Во время нового президентского срока Владимир Путин собирается работать с губернаторским корпусом, который силами политической команды Сергея Кириенко будет превращен в принципиально новую структуру – отобранную Кремлем команду региональных менеджеров. Такой подход позволяет решать конкретные задачи, планируя работу с проектами и оценивая эффективность их выполнения. Губернаторы перестают быть региональной элитой и ресурсными центрами, а, наоборот, выступают в роли организаторов местных элит. Постоянная ротация губернаторского корпуса – еще один механизм контроля и мотивации, а источником для перетасовок должен стать кадровый резерв. Экстерриториальность и отсутствие связи с регионом – еще одно нововведение для глав, работающих по технократическим принципам. При этом ответственность за кадры несут те ФПГ, которым удалось пролоббировать назначение своего кандидата. Но пока эта система проходит обкатку и уже дает ощутимые сбои в работе – сложности в формировании команды, пассивность в управлении, отсутствие понимания местной повестки, политической работы и т. д. Поэтому на сегодняшний день комплектация губернаторского корпуса проходит по смешанной схеме: через кадровый резерв, прямые назначения и аппаратные компромиссы.

Череда замен глав российских регионов завершится к 10 октября, всего президентом будет выдвинуто от восьми до 11 новых кандидатов, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на источник близкий к администрации президента.

Всего за последние 10 дней отставка коснулась главы Красноярского края Виктора Толоконского, Дагестана Рамазана Абдулатипова, Нижегородской области Валерия Шанцева, Самарской области Николая Меркушкина и Ненецкого автономного округа Игоря Кошина.

Несколько наследников уволившихся глав регионов известны уже сейчас. Так, на место Шанцева был назначен 40-летний Глеб Никитин, прежде занимавший пост первого заместителя министра промышленности России. Самарскую область возглавил бывший мэр областной столицы Дмитрий Азаров.

В качестве основного кандидата на должность главы Дагестана рассматривают первого заместителя директора Росгвардии Сергея Меликова. Кошина сменит 38-летний Александр Цыбульский, который с ноября 2014 года работал замглавы Минэкономразвития России.

На очереди, по словам информированного собеседника - отставка омского губернатора Виктора Назарова.

«Это завершится к 10-му числу (10 октября), по итогам будет предложено от 8 до 11 замен новых кандидатов в губернаторы, с учетом тех, о которых уже объявлено. Количество отставок целиком зависит от решения президента», — пояснил человек, близкий к Кремлю.

По его словам, замена главы Омской области назрела давно.

«Да, в Омской области требуются изменения для повышения управляемости в регионе», — указал собеседник.

Ранее пресс-секретарь главы региона назвала информацию о планируемой отставке «искусственно создаваемой волной слухов» и сообщила, что график Назарова расписан на несколько недель вперед.

Политологи из холдинга «Минченко консалтинг» составили свой список губернаторов, которые в ближайшее время могут потерять пост главы региона. Об этом стало известно из экспертного доклада «Политбюро 2.0 и губернаторский корпус».

Губернаторов оценили по девяти критериями: за каждый из них можно было получить от трех до 10 баллов. Критерии оценки работы глав регионов делились на «бонусы» и «штрафы».

К первому политологи отнесли наличие в субъекте больших проектов, узнаваемого имиджа губернатора и его поддержку околокремлевскими силами. К «штрафному» критерию отнесли федеральные и региональные конфликты, а также уголовные дела и аресты родственников глав регионов.

Эксперты пришли к выводу, что следующими главами регионов, которые попадут в список «на вылет», окажутся главы Калмыкии, Северной Осетии, Алтая, Новосибирской, Мурманской, Омской, Владимирской, Ивановской и Воронежской областей, а также главы Алтайского и Приморского краев.

Все кандидаты получили низкие оценки — от четырех до девяти баллов. При этом наименьший балл получил глава Калмыкии Алексей Орлов — его эксперты оценили в четыре балла. Пять баллов дали главе Новосибирской области Владимир Городецкий. Не менее низкие показатели у главы Мурманской области Марины Ковтун, губернатора Алтайского края Александра Карлина и главы Омской области Виктора Назарова — они получили по шесть баллов.

Самыми стойкими руководителями политологи признали мэра Москвы Сергея Собянина, главу Тульской области Алексея Дюмина и руководителя ЯНАО Дмитрия Кобылкина — все они набрали по 19 баллов.

Член Общественной палаты РФ Екатерина Курбангалеева рассказывала «Газете.Ru», что не исключена скорая отставка губернатора Кемеровской области Амана Тулеева, прежде всего — по возрастным показателям. По ее словам, причиной смены большинства глав регионов является курс на омоложение кадров. Что касается времени отставок — нужно исходить из того, что нынешний президент России Владимир Путин пойдет на очередной срок в следующем году.

«К этому времени необходимо, чтобы недавно назначенные главы регионов обрели уверенность на своих постах, сориентировались, взяли рычаги управления. Им надо дать временной задел для того, чтобы зарекомендовать себя. Менять глав таких больших регионов непосредственно перед президентскими выборами нежелательно», — указала политолог.