Образец договора транспортной экспедиции в морских перевозках. Договор транспортной экспедиции

Страницы в журнале: 81-85

Д.П. СТРИГУНОВА,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры предпринимательского и трудового права, Государственного университета управления [email protected]

Рассматривается правовое регулирование договора транспортной экспедиции. Автор раскрывает определение договора транспортной экспедиции, его предмет, права и обязанности сторон, а также их ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора.

Ключевые слова: договор транспортной экспедиции, экспедитор, клиент, услуги, связанные с перевозкой груза.

Contract of the Freight Forwarding

Strigunova D.

The aim of the article is to describe the contract of freight forwarding according to the Russian law. In the article the definition of the contra сt of forwarding, its subject, rights and duties of parties of the contract, liability of the parties for the nonperformance or improper performance are revised.

Keywords: сontra сt of freight forwarding, freight forwarder, client, services connected with the transport of freight.

Договор транспортной экспедиции имеет огромное значение для регулирования отношений, складывающихся на рынке транспортных услуг, поскольку он освобождает заинтересованных лиц от «транспортных забот» и возлагает бремя их осуществления на экспедитора, который на профессиональном уровне организует и осуществляет транспортные операции.

Договор транспортной экспедиции является самостоятельным видом договорных обязательств, предусмотренным гл. 41 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Правовое регулирование договора транспортной экспедиции помимо норм ГК РФ осуществляется нормами Федерального закона от 30 июня 2003 года № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее - Закон № 87-ФЗ), Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 года № 554, и другими нормативными правовыми актами.

В соответствии с легальным определением данного договора, содержащимся в ч. 1 ст. 801 ГК РФ, одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиентарузоотправителя или грузополучателя) выполнять или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Существенным условием договора транспортной экспедиции является его предмет, в качестве которого выступают услуги, связанные с перевозкой груза, либо организация выполнения таких услуг. Организация выполнения услуг, связанных с перевозкой груза, имеет место в тех случаях, когда экспедитор в силу предоставленной ему ст. 805 ГК РФ возможности привлекает к исполнению своего обязательства третьих лиц.

В литературе указывается на известную неопределенность предмета договора транспортной экспедиции. Действительно, ч. 1 ст. 801 ГК РФ содержит два открытых перечня услуг, которые могут являться предметом договора транспортной экспедиции. Услуги из одного перечня не имеют названия, но в литературе часто именуются основными. Другие названы в ч. 1 ст. 801 ГК РФ как дополнительные. К так называемым основным услугам отнесены организация перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза, обеспечение отправки и получения груза, а также другие услуги, связанные с перевозкой. К дополнительным услугам в ГК РФ относятся осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Рассматривая вопрос о делении услуг транспортной экспедиции на основные и дополнительные, Ф.М. Полянский полагает, что «юридическое значение деления услуг экспедитора на “основные” и “дополнительные” состоит в том, что именно первые имеют для договора экспедиции конституирующее значение, т. е. формируют его как самостоятельный договорный тип». По мнению В.В. Кулешова, «деление транспортно-экспедиционных услуг на основные и дополнительные не имеет юридического значения, т. к. законодательство не предусматривает специфики правового регулирования того или иного вида услуг». Придерживаясь аналогичной позиции, А.В. Соловых предлагает скорректировать редакцию ст. 801 ГК РФ, устранив упомянутое деление, при этом применив для определения предмета договора транспортной экспедиции юридико-технический способ, используемый в ст. 779 ГК РФ, - указать примерный перечень транспортно-экспедиционных услуг и исключительный перечень услуг, которые могут охватываться данным видом договора.

А.Г. Калпин разделил все услуги, связанные с перевозкой груза и оказываемые по договору транспортной экспедиции, на операции, составляющие: а) подготовку к перевозке; б) доставку груза к месту отправки; в) погрузку; г) оформление документов на отправку; д) сопровождение груза в пути; е) выгрузку груза и проверку его веса и состояния; ж) доставку на склад получателя; з) передачу груза получателю и оформление документов на такую передачу. При этом он обоснованно считает, что договор экспедиции может охватывать как все эти стадии, так и лишь некоторые из них, а равно отдельные операции. С учетом этого договор транспортной экспедиции может предусматривать полное транспортно-экспедиционное обслуживание, предполагающее совершение всего комплекса перечисленных операций, то есть доставку груза «от склада до склада», либо частичное транспортно-экспедиционное обслуживание, означающее оказание услуг, относящихся только к одной из названных стадий или даже к отдельному ее элементу конкретной стадии. Схожее деление договора транспортной экспедиции на две разновидности предлагают в своих работах, в частности, И.Е. Данилкина, В.В. Кулешов.

Интересным с правовой точки зрения является вопрос о возможности включения в предмет договора транспортной экспедиции услуг непосредственно по самой перевозке груза. Часть 1 ст. 801 ГК РФ предусматривает в качестве предмета договора транспортной экспедиции заключение экспедитором от своего имени или от имени клиента договора (договоров) перевозки. С другой стороны, в качестве лица, оказывающего транспортно-экспедиционные услуги, может выступать и сам перевозчик (ч. 2 ст. 801 ГК РФ).

По мнению В.В. Кулешова, предмет договора транспортной экспедиции может включать в себя в качестве одного из элементов услуги по перевозке груза. Как пишет указанный автор, по отношению к договору перевозки груза договор транспортной экспедиции может быть двоякого рода. В тех случаях, когда экспедитор принимает на себя обязанность осуществить перевозку груза, этот договор шире договора перевозки груза по объему оказываемых услуг. Таким образом, по его мнению, договор транспортной экспедиции «поглощает» услугу по перевозке. Он охватывает как само перемещение, так и оказание других услуг, хотя и связанных с перевозкой груза, но не выражающихся в непосредственном перемещении груза (по сортировке груза, снабжению груза ярлыками, погрузке груза, выгрузке груза, оформлению документов и др.). Иная, по мнению В.В. Кулешова, ситуация складывается, когда экспедитор не принимает на себя обязанность по перевозке груза. В этом случае услуги, оказываемые по этим договорам, будут различными. По договору транспортной экспедиции будут оказываться услуги, связанные с перевозкой груза, а по договору перевозки груза будут оказываться услуги непосредственно по самой перевозке груза. Схожего мнения по данному вопросу придерживается И.Е. Данилкина, полагающая, что договор транспортной экспедиции может включать услугу по перевозке.

Представляется, что договор транспортной экспедиции в своем чистом виде не может включать услугу по перевозке. Аналогичного в целом мнения придерживается Ф.М. Полянский, который считает, что предмет договора транспортной экспедиции не может включать саму услугу по перевозке груза. «Если же экспедитор наряду с экспедиционными услугами принимает на себя обязанность по доставке груза в пункт назначения, то налицо смешанный договор. В этом случае к отношениям сторон будут соответственно применяться нормы гл. 40 и 41 ГК». По нашему мнению, в тех случаях, когда экспедитор принимает на себя обязательство по перевозке груза (следовательно, он является перевозчиком, выполняющим также транспортно-экспедиционные услуги), имеют место два самостоятельных договорных обязательства: по перевозке груза и по оказанию транспортно-экспедиционных услуг. Договор транспортной экспедиции не может «поглощать» договор перевозки груза.

Договор транспортной экспедиции имеет определенные сходства с договорами поручения, комиссии, агентирования. Он подлежит заключению в письменной форме, и, кроме того, клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей (ст. 802 ГК РФ). Все это сближает рассматриваемый договор с указанными выше «представительскими» договорами. Более того, предметом рассматриваемого договора выступает некий набор или отдельные юридические и фактические услуги, однако, в отличие от предмета упомянутых договоров, эти услуги всегда связаны с перевозкой груза, что, безусловно, позволяет отграничить его от указанных выше договоров.

Договор транспортной экспедиции является двусторонним, взаимным, возмездным. Двусторонний характер рассматриваемого договора проявляется в том, что его участниками выступают клиент (грузоотправитель, грузополучатель) и экспедитор. В литературе часто ставится вопрос о расширении круга клиентов и отнесения к клиенту не только грузоотправителя, грузополучателя, но также и других лиц, заинтересованных в получении транспортно-экспедиционных услуг. В частности, одним из таких лиц называется владелец груза.

Договор перевозки груза является возмездным, так как за оказанные услуги экспедитор получает вознаграждение. А учитывая то, что деятельность экспедитора направлена на систематическое получение прибыли от предоставления транспортно-экспедиционных услуг, на стороне экспедитора, очевидно, вправе выступать лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, либо юридическое лицо - коммерческая организация. Выполнять функции экспедитора может также и перевозчик (ч. 2 ст. 801 ГК РФ).

В литературе также ставится вопрос о возможности отнесения договора транспортной экспедиции к реальным или консенсуальным договорам. Так, например, Н.А. Андреева полагает, что договор транспортной экспедиции «находится вне классификации договоров на консенсуальные и реальные». Кроме того, в литературе встречается суждение о том, что рассматриваемый договор «является реальным в том случае, если экспедитор оказывает услуги с вверенным ему грузом. Если же услуги не связаны непосредственно с грузом (разработка маршрута перевозки, получение требуемых для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей и т. п.) или если экспедитор организует выполнение экспедиционных услуг, то такой договор является консенсуальным». Между тем преобладающей позицией в юридической литературе, поддерживаемой автором настоящей работы, является позиция, в соответствии с которой договор транспортной экспедиции является консенсуальным. Наиболее подробно вопрос о консенсуальном характере договора транспортной экспедиции рассмотрен В.В. Витрянским. В частности, как пишет указанный автор, «консенсуальный характер договора транспортной экспедиции выражается в том, что по указанному договору экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Следовательно, обязательства возникают в силу самого факта подписания соответствующего соглашения между экспедитором и клиентом, законодательство никак не связывает момент возникновения указанного правоотношения с необходимостью передачи груза экспедитору, что могло бы служить признаком реального договора».

В литературе признается, что договор транспортной экспедиции не является публичным. Иногда в литературе отмечается, что договор транспортной экспедиции может быть заключен в пользу третьего лица. Как по этому поводу пишет В.В. Кулешов, «договор транспортной экспедиции является договором в пользу третьего лица лишь в тех случаях, когда договор транспортной экспедиции допускает совершение экспедитором действий от собственного имени, а также когда из договора не следует совпадение в одном лице получателя и клиента».

Договор транспортной экспедиции, помимо прочего, является взаимным. Это означает, что у обеих сторон рассматриваемого договора имеются корреспондирующие права и обязанности. ГК РФ только в самом общем виде упоминает о правах и обязанностях экспедитора и клиента (например, право сторон расторгнуть договор в одностороннем порядке, обязанность выдать экспедитору доверенность, если таковая требуется, и т. п.). Основные положения о правах и обязанностях сторон договора транспортной экспедиции прописаны в Законе № 87-ФЗ.

Так, клиент вправе выбирать маршрут следования груза и вид транспорта, требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза, давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции (ч. 6 ст. 3 Закона № 87-ФЗ). Клиент также вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив экспедитора об этом в разумный срок. При этом, заявив об отказе, клиент возмещает экспедитору убытки, вызванные расторжением договора (ст. 806 ГК РФ).

Экспедитор вправе получить необходимые документы и информацию о грузе (ч. 1 ст. 804 ГК РФ), не приступать к исполнению обязанностей по договору транспортной экспедиции в случае непредставления необходимой для исполнения обязательства информации (ч. 3 ст. 804 ГК РФ, ч. 4 ст. 3 Закона № 87-ФЗ), отступать от указаний клиента, если это необходимо в интересах клиента и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос (ч. 1 ст. 3 Закона № 87-ФЗ). Если договором транспортной экспедиции не предусмотрено иное, экспедитор вправе выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта, исходя из интересов клиента, при этом незамедлительно уведомляя клиента о своих действиях (ч. 2 ст. 3 Закона № 87-ФЗ), привлекать третьих лиц для исполнения своего обязательства, если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор обязан исполнить обязанности лично (ст. 805 ГК РФ), отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив клиента в разумный срок и возместив ему убытки, вызванные расторжением договора (ст. 806 ГК РФ).

Помимо названных, экспедитор имеет и другие права, установленные законом и договором. В частности, одним из таких прав является право экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения своих обязательств в части уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им расходов. В этом случае клиент также оплачивает расходы, связанные с удержанием имущества. За возникшую порчу груза вследствие его удержания экспедитором в случаях, предусмотренных частью 3 ст. 3 Закона № 87-ФЗ, ответственность несет клиент. Анализируя приведенную норму ч. 3 ст. 3 Закона № 87-ФЗ, Ф.М. Полянский обращает внимание на то, что право на удержание груза возникает у экспедитора, только если это предусмотрено договором. По его мнению, это противоречит ч. 1 ст. 359 ГК РФ, по смыслу которого право кредитора на удержание вещи должника возникает исключительно в силу неисполнения последним денежного обязательства и не требует специального упоминания в договоре. Данное противоречие, как считает Ф.М. Полянский, должно разрешаться в пользу ГК РФ. Указанное мнение заслуживает внимания.

Что касается обязанностей экспедитора, то в соответствии с ГК РФ и ст. 4 Закона № 87-ФЗ они могут быть сведены к следующим: оказание услуг в соответствии с договором транспортной экспедиции, сообщение клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации - запрос у клиента необходимых дополнительных данных, уведомление клиента о допущенных отступлениях при исполнении договора транспортной экспедиции, предоставление информации клиенту в соответствии с нормами Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», если в качестве клиента выступает потребитель, а также выдача клиенту экспедиторского документа, предоставление оригиналов договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента, незаключение от имени клиента договора страхования груза, если это прямо не предусмотрено договором транспортной экспедиции.

Основными обязанностями клиента в соответствии с ГК РФ и Законом № 87-ФЗ являются прежде всего предоставление экспедитору документов и другой информации о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором транспортной экспедиции (ч. 1 ст. 804 ГК РФ), уплата причитающегося экспедитору вознаграждения, а также возмещение понесенных им расходов в интересах клиента (ч. 2 ст. 5 Закона № 87-ФЗ).

Ответственность сторон по договору транспортной экспедиции определяется в соответствии с этим договором, ГК РФ, а также Законом № 87-ФЗ и другими законами. Как следует из ст. 803 ГК РФ, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору транспортной экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами гл. 25 ГК РФ. «По общему правилу гл. 25 ГК экспедитор как предприниматель обязан возместить клиенту убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства безотносительно к наличию своей вины. Экспедитор освобождается от ответственности в случае наличия обстоятельств непреодолимой силы».

Однако закон предусматривает и ограниченный размер ответственности экспедитора перед клиентом (в том числе это касается ответственности по договорам транспортной экспедиции в международном сообщении, которая в настоящей работе намеренно не рассматривается). Согласно ст. 803 ГК РФ и ч. 2 ст. 6 Закона № 87-ФЗ в случае, если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик. Как известно, ответственность перевозчика в большинстве случаев является ограниченной.

За утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза экспедитор несет ответственность в виде возмещения ущерба и только в случае, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. При этом размер ответственности экспедитора за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза ограничен пределами, установленными ст. 7 Закона № 87-ФЗ.

За нарушение срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции экспедитор возмещает убытки, если иное не предусмотрено договором между ними и если экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента. При этом если клиентом является потребитель, экспедитор уплачивает клиенту за каждые сутки или час (если срок указан в часах) просрочки неустойку в размере 3%, но не более 80% суммы причитающегося экспедитору вознаграждения, а также возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательства, если не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента (ст. 9 Закона № 87-ФЗ).

Статья 10 Закона № 87-ФЗ содержит правила об ответственности клиента перед экспедитором. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с неисполнением обязанности по предоставлению информации, указанной в Законе № 87-ФЗ. При этом ответственность клиента перед экспедитором подчиняется общим правилам об ответственности за нарушение обязательств. В то же время Закон № 87-ФЗ предусматривает и специальные правила. В частности, согласно ч. 1 ст. 10 Закона № 87-ФЗ если будет доказана необоснованность отказа клиента от оплаты расходов, понесенных экспедитором в связи с исполнением обязательств по договору транспортной экспедиции, клиент должен уплатить экспедитору помимо указанных расходов штраф в размере 10% от суммы этих расходов. Кроме того, клиент несет ответственность за несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им в интересах клиента расходов в виде уплаты неустойки в размере 0,1% от вознаграждения экспедитору и понесенных им в интересах клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах клиента расходов.

Статья 11 Закона № 87-ФЗ предусматривает возможность для сторон договора транспортной экспедиции установить более высокий размер ответственности экспедитора по сравнению с установленным законом или международным договором размером ответственности и признает ничтожными соглашения об устранении имущественной ответственности экспедитора или об уменьшении ее размеров, установленных Законом № 87-ФЗ.

За исключением предъявления иска к экспедитору потребителем, до предъявления клиентом иска по договору транспортной экспедиции требуется предъявление им претензии к экспедитору. Данное положение содержит ст. 12 Закона № 87-ФЗ. Этой же статьей предусматривается, что претензия должна быть подана клиентом в течение 6 месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии, а также указывается момент начала исчисления сроков для предъявления претензий. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договоров транспортной экспедиции, составляет 1 год.

Библиография

1 См.: Морозов С.Ю. Транспортное право: учеб. пособие. - М., 2010. С. 339.

2 См.: Гражданское право: учеб.: в 3 т. / под ред. А.П. Сергеева. - М., 2012. Т. 2. С. 566.

3 См., например, Гражданское право: учеб.: в 3 т. / отв. ред. Ю.К. Толстой, Н.Ю. Рассказова. 5-е изд., перераб. и доп. - М., 2012. Т. 2. С. 557; Гражданское право / под ред. А.П. Сергеева. С. 564-565.

4 Гражданское право / отв. ред. Ю.К. Толстой, Н.Ю. Рассказова. С. 558.

5 Кулешов В.В. Договор транспортной экспедиции: проблемы правового регулирования: дис. … канд. юрид. наук. - М., 2009. С. 59.

6 См.: Соловых А.В. Договор транспортной экспедиции: дис. … канд. юрид. наук. - М., 2009. С. 8.

7 См.: Калпин А.Г. Глава 11. Договор перевозки // Гражданское право. Часть вторая: учеб. / отв. ред. В.П. Мозолин. - М., 2004. С. 439-440.

8 См.: Данилкина И.Е. Тенденции развития транспортно-экспедиционных отношений: дис. … канд. юрид. наук. - М., 2009. С. 8; Кулешов В.В. Указ. соч. С. 59.

9 См.: Кулешов В.В. Указ. соч. С. 6, 90.

10 См.: Данилкина И.Е. Указ. соч. С. 9.

11 Гражданское право / отв. ред. Ю.К. Толстой, Н.Ю. Рассказова. С. 557.

12 См.: Гречуха В.Н. Транспортное право России: учеб. для магистров. - М., 2012. С. 562.

13 Андреева Н.А. Правовое регулирование договора транспортной экспедиции: дис. … канд. юрид. наук. - М., 2008. С. 8, 60.

14 См.: Гречуха В.Н. Указ. соч. С. 559.

15 См. например, Гражданское право / под ред. А.П. Сергеева. С. 566; Егиазаров В.А. Транспортное право: учеб. 6-е изд., доп. и перераб. - М., 2008. С. 117; Морозов С.Ю. Указ. соч. С. 341; Соловых А.В. Указ. соч. С. 40.

16 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. - М., 2004. С. 646-647.

17 См.: Морозов С.Ю. Указ. соч. С. 342; Соловых А.В. Указ. соч. С. 48.

18 Кулешов В.В. Указ. соч. С. 26.

19 Гражданское право /отв. ред. Ю.К. Толстой, Н.Ю. Рассказова. С. 562.

20 См.: Кулешов В.В. Указ. соч. С. 111.

Вступление грузоотправителя и грузополучателя в отношения по перевозке грузов требует от них совершения ряда юридических и фактических действий (заключения договора перевозки, погрузку (разгрузку) транспортных средств, проверку количества и состояния груза и т. п.). Данные субъекты сами могут осуществить все эти действия, однако в отдельных случаях более целесообразным является привлечение к их выполнению субъекта, специализирующегося на оказании подобного рода услуг (экспедитора). Привлечение экспедитора к выполнению указанных действий ведет к возникновению особого рода транспортных обязательств - транспортно-экспедиционных.

Договор транспортной экспедиции - это соглашение, в силу которого одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договор, помимо норм Гражданского кодекса (ст. 801-806 ГК), регламентируют нормы Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности".

Договор является консенсуальным или реальным, возмездным, взаимным (реальным является договор, когда выполняются услуги; консенсуальным, когда организуется выполнение услуг).

Сторонами договора являются клиент и экспедитор. В качестве клиента может выступать любой субъект гражданского права. В то же время ГК РФ конкретизирует данных субъектов, указывая в определении договора транспортной экспедиции на то, что они по отношению к экспедируемому грузу должны обладать статусом грузоотправителя или грузополучателя. В случае, если в качестве клиента выступают физические лица, имеющие целью приобретение экспедиторских услуг для удовлетворения личных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, то к отношениям из договора транспортной экспедиции применяются в части, не противоречащей ГК РФ и Федеральному закону от 30 июня 2003 г. «О транспортно-экспедиционной деятельности», положения Закона «О защите прав потребителей».

Экспедитор - лицо, выполняющее или организующее выполнение определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг. Каких-либо специальных требований к данному лицу законодательство не содержит. В настоящее время экспедиторская деятельность не является лицензируемой, поэтому может осуществляться любым субъектом без получения специального разрешения (лицензии). В то же время отдельные операции, входящие в круг оказываемых экспедитором экспедиторских услуг, отнесены к лицензируемым (например, погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах и погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте).

Экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, если иное не предусмотрено договором экспедиции. При этом экспедитор не слагает с себя ответственности за исполнение договора третьим лицом, на которое возложено исполнение.

Существенным условием договора экспедиции является его предмет - услуги, связанные с перевозкой груза. Договор может быть заключен на полное или частичное транспортно-экспедиционное обслуживание.

Форма договора - простая письменная. Стандартный набор экспедиционных услуг может оказываться на основании договора присоединения (ст. 428 ГК)*(67).

Перечень документов, подтверждающих заключение договора (экспедиторских документов), устанавливается Правилами транспортно-экспедиционной деятельности. Согласно п. 5 данных Правил таковыми являются:

    поручение экспедитору;

    экспедиторская расписка;

    складская расписка.

Для оказания транспортно-экспедиционных услуг клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение экспедитору.

Оформленное в установленном порядке поручение экспедитору должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объеме, а также о количестве грузовых мест. Экспедитор рассматривает поручение в сроки, определенные в договоре транспортной экспедиции, и направляет его клиенту с отметкой о согласовании либо с отказом в согласовании подлежащих оказанию транспортно-экспедиционных услуг с указанием причин отказа. Поручение экспедитору подлежит исполнению с момента получения клиентом письменного подтверждения его согласования экспедитором.

В подтверждение факта получения экспедитором от клиента либо от указанного им грузоотправителя груза для перевозки экспедитором выдастся экспедиторская расписка. Если же экспедитор принимает груз на складское хранение, в подтверждение факта принятия груза им выдастся складская расписка.

Перечень экспедиторских документов, приведенный в п. 5 Правил, не является исчерпывающим. В зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг сторонами договора может быть определена возможность использования иных документов в качестве экспедиторских. Например, экспедитором при приеме груза, если он является организатором перевозки груза в прямом смешанном сообщении, выдается экспедиторское свидетельство. Кроме того, п. 2 ст. 802 предусмотрено, что клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей.

Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей, поскольку экспедиция является разновидностью сделки о представительстве.

Срок договора определяется характером взаимоотношений сторон (могут быть разовые, длительные и долгосрочные договоры).

Цену договора составляет вознаграждение экспедитора. Оно определяется по соглашению сторон. Вознаграждение следует отличать от компенсации расходов, понесенных экспедитором при осуществлении своей деятельности.

Объектом транспортно-экспедиционного обязательства является возмездное оказание услуг, направленных на обеспечение перевозки груза (транспортно-экспедиторских услуг). Законодатель различает основные транспортно-экспедиторские услуги и дополнительные. К основным относятся: организация перевозки груза транспортом и по маршруту, избранному экспедитором или клиентом; заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза; обеспечение отправки и получения груза (абз. 2 п. 1 ст. 801 ГК РФ). Данный перечень не является закрытым, на что прямо указано в законе.

К обязанности экспедитора относятся:

1. Оказать услуги в соответствии с договором.

2. Уведомить клиента о допущенных отступлениях от его указаний, если возможность предварительного запроса о таких отступлениях отсутствовала или если ответ на соответствующий запрос не получен в течение суток. Уведомление должно последовать, как только это станет возможным, в порядке, определенном договором.

3. Предоставить по требованию клиента, которому оказываются услуги для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, информацию, предусмотренную законодательством о защите прав потребителей, в частности:

    об исполнителе транспортно-экспедиционной услуги и режиме его работы;

    о фирменном наименовании организации, оказывающей услугу, месте ее нахождения;

    о номере лицензии на право оказания услуги, сроке ее действия, об органе, выдавшем лицензию;

    об условиях и о цене приобретения услуги;

    о правилах оказания услуги.

4. Выдать клиенту при приеме груза экспедиторский документ.

5. Предоставить клиенту оригиналы договоров, заключенных от имени клиента в соответствии с договором транспортной экспедиции.

6. Возвратить клиенту доверенность, выданную для выполнения обязанностей экспедитора.

Права экспедитора:

1. Отступить от указаний клиента, если это необходимо в его интересах и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос.

2. Выбрать или изменить вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта исходя из интересов клиента, если иное не предусмотрено договором.

3. Удерживать находящийся в распоряжении экспедитора груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных в интересах клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения этих своих обязательств.

4. Не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором, до предоставления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей.

5. Проверить достоверность предоставленных клиентом необходимых документов, а также информации о грузе.

Обязанности клиента:

1. Своевременно представить экспедитору полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую экспедитору для надлежащего исполнения своих обязанностей, а также документы для целей осуществления таможенного, санитарного и других видов государственного контроля.

2. Уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.

Права клиента:

1. Выбрать маршрут следования груза и вид транспорта.

2. Требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором, предоставления информации о процессе перевозки груза.

3. Давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции.

Клиент и экспедитор вправе предусматривать и другие права и обязанности сторон договора транспортной экспедиции.

Прекращение договора осуществляется путем его надлежащего исполнения и в иных случаях, установленных законом. Любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора, предупредив об этом своего контрагента в разумный срок.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, клиент и экспедитор несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с гл. 25 ГК и гл. 3 Закона "О транспортно-экспедиционной деятельности".

Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки перевозчиком, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик (перевозчик же несет ответственность только при наличии вины, причинной связи между его действиями и неисполнением договора, а также возникающими убытками). Последствием применения этого правила, может быть, ограничение ответственности экспедитора пределами, которыми замыкается ответственность транспортной организации. В частности, клиент может лишиться права на взыскание всех убытков, получив лишь исключительную неустойку (например, штраф за неподачу транспорта) или часть реального ущерба при не сохранности груза. Одновременно до одного года сокращаются и сроки исковой давности.

Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности», несмотря на то, что ГК РФ не предусматривает возможности изменения установленного им правила об ответственности иными законами, содержит нормы об ответственности экспедитора за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза, произошедшие не в связи с нарушением договора перевозки, основанные на иных началах, нежели установленные гл. 25 ГК РФ. Еще одной новеллой указанного Закона является установление обязательного претензионного (досудебного) порядка разрешения споров (ст. 12) и сокращенного срока исковой давности - один год (ст. 13). Таким образом, Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» в значительной степени сблизил обязательства по перевозке грузов и транспортно-экспедиционные обязательства.

Односторонний отказ от договора влечет возмещение убытков, вызванных расторжением договора, и уплату штрафа контрагента в размере десяти процентов понесенных экспедитором или клиентом затрат.

Отношения участников договора транспортной экспедиции регулируются №87-ФЗ от 2003 года, гл. 41 ГК РФ и правилами транспортно-экспедиционной деятельности. К данному договору применяются положения, касающиеся возмездного оказания услуг по гл. 39 ГК РФ. ГК РФ действует в отношении контрактов, где по договорам обязанности экспедитора берет на себя .

Понятие договора транспортной экспедиции

Договору транспортной экспедиции посвящена ст. 801 ГК РФ. В договорных отношениях принимают участие экспедитор и клиент (отправитель груза или его получатель). Экспедитор берет на себя обязательство по выполнению услуг по перевозке груза за соответствующую оплату.

Закон №87-ФЗ устанавливает, что к экспедиционным видам услуг относится организация перевозок любыми видами транспорта, оформление документов. Как правило, этот договор оформляется, когда помимо перевозки необходима охрана груза, а также оформление документов на груз. Заключать этот договор целесообразно в том случае, когда груз не только нужно перевести из одного пункта в другой, а еще и требуются услуги, связанные с перевозкой. Дополнительные услуги фиксируются в тексте документа.

Если же груз перевозится исключительно в пункт назначения, нужно оформить простой договор, связанный с его перевозкой без наличия услуг дополнительного характера (ст. 785 ГК РФ).

Список экспедиторских документов, которые подтверждают заключение договора, устанавливается правилами транспортно-экспедиционной деятельности. Согласно п. 5 этих правил, этими документами выступают:

  • поручение экспедитору;
  • расписка (складская);
  • экспедиторская расписка.

Клиент, со своей стороны, выдает поручение экспедитору, которое им заполнено и подписано собственноручно. Поручение экспедитору, которое оформляется в письменной форме, должно содержать полные, достоверные данные о маркировке, характере, весе, объеме груза, а также о количестве грузовых мест. Экспедитор рассматривает поручение в сроки, которые определены соглашением. После этого он направляет поручение с клиенту с отметкой о том, что услуги были согласованы, либо несогласие с объемом услуг, указанных в поручении.

Участники договора транспортной экспедиции

Экспедитор - это лицо, который перевозит груз за счет клиента и вознаграждение с его стороны. Лицензия для этого вида деятельности не нужна. Клиент - это лицо, которое должно оплатить услуги. Клиентом может быть как грузоотправитель, так и грузополучатель (ГК РФ, ст. 801, Правила 554, п. 4). Не всегда клиент является владельцем перевозимого груза, что нашло свое подтверждение в судебной практике. Клиент может быть связан с отправителем груза различными отношениями и действовать от своего имени.

Форма договора транспортной экспедиции

Закон №87-ФЗ устанавливает, что этот договор заключается только в . Участие нотариуса для его удостоверения не требуется, но не исключается, что стороны по своему желанию могут сделать это (ст. 163 ГК РФ). Договор составляется в форме обычного документа. Если экспедитору необходима доверенность для выполнения обязанностей, клиент обязательно должен ее выписать, но доверенность не заменяет договор.

В качестве письменной формы этого соглашения, согласно практики арбитражных судов, нельзя рассматривать счета-фактуры и поручения платежного назначения, так как эти документы не содержат существенных условий договора. Ими можно подтвердить оказание услуги по перевозке груза, но не его экспедиции. Такое положение не противоречит судебной практике.

Например, в постановлении ФАС Волго-Вятского суда от 2011 года (дело № А43-25646/2010) суд указал на то, что представленные в зале суда заявка и накладная свидетельствуют об оказании услуг по перевозке груза автомобильным транспортном, поэтому к рассматриваемому делу применяются нормы гл. 40 ГК РФ и №259-ФЗ от 2007 г.

Обязательные условия договора экспедиции

Договор считается заключенным, если его участники достигли взаимопонимания по всем существенным условиям. Обязательным условием этого соглашения выступает его предмет, условия, названные в законе и правовых актах в качестве существенных. Кроме того, обязательные условия - это те положения, относительно которых одной из сторон может быть достигнуто соглашение (ГК РФ, ст. 432).

Условие о предмете - обязательное условие договора. Предметом договора выступают действия экспедитора, связанные с организацией услуг по перевозке груза, а также обязательство клиента оплатить работу экспедитора. Для согласования предмета соглашения сторонам необходимо достичь взаимопонимания по виду, объему, содержанию услуг экспедитора, а также по порядку уплаты и размеру вознаграждения, уплачиваемого клиентом.

Закон не перечисляет услуги, которые согласовываются. Как правило, в качестве основных признаются действия экспедитора, ориентированные на перемещение груза. В это понятие включается организация перевозки груза по маршруту, который выбран одной из сторон, оформление договорных отношений, обеспечение отправки груза.

Закон не разъясняет, какие действия экспедитора считаются организацией перевозки груза. В договоре необходимо фиксировать их полный перечень. На экспедитора могут быть возложены дополнительные услуги, выполняемые им в процессе перевозки. Вместе с главными обязанностями экспедитора они составляют предмет договора. Полного перечня дополнительных услуг по договору закон не содержит. Чаще всего ими выступают:

  • охрана и страхование груза;
  • сопровождение его в пути;
  • проверка правильности оформления документов и т. д.

Порядок оплаты вознаграждения, его размер устанавливаются по соглашению между клиентом и экспедитором.

Иные условия договора транспортной экспедиции

Иные условия не являются обязательными в силу закона, но их наличие в договоре позволяет урегулировать более детально отношения сторон. Они отличаются от обязательных условий тем, что их отсутствие в тексте договора не влечет признания контракта недействительным.

Положение о личном исполнении договора. Экспедитор может привлечь к исполнению обязанностей других лиц, если в соглашении не указано, что он должен исполнить свои обязанности лично (ГК РФ, ст. 805). Личное исполнение договора предполагает, что экспедитор выполняет обязанности по договору самостоятельно, применяя собственные ресурсы, без привлечения третьих лиц. Если клиент заинтересован в личном исполнении соглашения второй стороной, это необходимо указать в договоре.

Экспедитор, привлекая третьих лиц для исполнения договора, несет ответственность перед второй стороной. Например, в постановлении от 2011 года по делу № А45-4439/2011 ФАС Западного - Сибирского округа суд пояснил, что лицом, которое несет ответственность за перевозку и утрату груза, выступает экспедитор. И это не зависит от того, что обязательство, связанное см перевозкой груза, было исполнено не им, а третьим лицом. Если имело место в этом случае ненадлежащее исполнение обязательства, то доказывать отсутствие своей вины должен экспедитор.

Если экспедитор не только перевозит груз, но и занимается организационными вопросами этого процесса, оказывая дополнительно услуги второй стороне лично, его выручкой будет не только сумма вознаграждения, предусмотренная договором, но и стоимость услуг, выполняемых экспедитором самостоятельно. В случае если экспедитор занимается исключительно перевозкой груза, заключая соглашение с перевозчиком и не оказывая дополнительных услуг, то размер его вознаграждения будет соответствовать тому, что прописано в договоре.

Прием-передача груза. Закон не запрещает сторонам включать это условие в договор. Это условие описывает действия, которые предпринимаются каждой из сторон с грузом на стадии его приема-передачи. Например, в этом условии может быть прописана обязанность клиента или отправителя груза подготовить перевозимое имущество, оформить на него документы, обеспечить возможность погрузки и т.д. Здесь же могут быть зафиксированы полномочия экспедитора, перевозчика. Например, экспедитор может присутствовать на передаче груза, контролировать сохранность. На него может быть наложена обязанность предоставить необходимый для погрузки транспорт в конкретное место и время.

Условие о стоимости услуг экспедитора и порядке расчетов. Вознаграждение экспедитору уплачивается в порядке, который предусмотрен договором. Размер его вознаграждения может быть указан в договоре. В нем целесообразно назначить конкретную сумму, составляющую вознаграждение экспедитора. Клиент должен ее оплатить за исполнение обязательств второй стороне. Кроме размера, необходимо уточнить в договоре срок перечисления денежных средств.

В сумму, перечисляемую от клиента экспедитору по исполнению договора между ними, помимо вознаграждения можно включить расходы, понесенные экспедитором в процессе выполнения обязательства перед второй стороной (№87- ФЗ, ст. 5, п.2). Но эти расходы чаще всего предвидеть не представляется возможным на стадии оформления договора. Они возмещаются после того, как экспедитор понес затраты.

Для доказывания расходов, их размера, экспедитор представляет второй стороне подтверждающие документы, например, чеки или квитанцию. Это положение целесообразно прописать в договоре. Кроме того, можно согласовать комфортный для участников способ выплаты вознаграждения.

Условие о качестве транспортно-экспедиционных услуг. Постановление Правительства под №554, в п. 19 устанавливает, что требования к качеству рассматриваемых услуг определяются национальными стандартами РФ, актами в сфере транспортно-экпедиционной деятельности, положениями заключенного между сторонами договора. Качество экспедиционных услуг должно соответствовать требованиям нормативных актов. Это правило работает вне зависимости от того, прописано ли оно в договоре либо отсутствует.

Ответственность участников договора. Участники правоотношения имеют право зафиксировать в договоре более высокий размер ответственности экспедитора по сравнению с ответственностью, установленной законом №87-ФЗ или договором международного уровня. Соглашение о том, чтобы устранить ответственность экспедитора за имущество клиента или уменьшения ее объемов, установленных нормами названного закона, ничтожно.

Особенность рассматриваемого договора заключается в возможности его прекращения по желанию одной из сторон, то есть в одностороннем порядке. Ст. 806 ГК РФ устанавливает, что любой участник правоотношения может отказаться от договора, предупредив об этом в разумный срок.

Договор №

транспортной экспедиции

ООО "Иванов" , г.Самара, именуемое в дальнейшем "Клиент-1", в лице Генерального директора Иванова И.И., действующего на основании Устава, ООО "Петров" , г.Иваново, именуемое в дальнейшем "Клиент-2", в лице Генерального директора Петрова П.П., действующего на основании Устава, вместе именуемые Клиенты, с одной стороны, и ООО "Сидоров-Перевоз" , именуемое в дальнейшем "Экспедитор", в лице директора Сидорова С.С., действующего на основании Устава, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:


1. Предмет договора

1.1. Экспедитор обязуется от имени Клиентов организовывать перевозки грузов, в том числе выполнять или организовывать выполнение определенных настоящим договором и дополнительными соглашениями к нему услуг, связанных с перевозками грузов, а также сопряженные с перевозками операции (перевалку, хранение, уничтожение, сертификацию, сопровождение, оформление документов, охрану) по территории Российской Федерации, а Клиенты обязуются оплатить вышеуказанные услуги.


2. Обязанности сторон

Экспедитор обязуется:

2.1. Организовывать перевозки грузов Клиентов по территории Российской Федерации, оказывать иные, связанные с перевозкой, услуги по Заявкам Клиентов в согласованных объемах.

2.2. Обеспечивать подачу технически исправных и пригодных для перевозки данного груза, и отвечающих санитарным нормам транспортных средств под погрузку грузов Клиентов.

2.3. Сообщать всем участникам перевозки условия и порядок транспортировки и обслуживания грузов Клиентов.

2.4. По поручению Клиентов сопровождать погрузку, выгрузку и пломбирование груза и при необходимости производить платежи, возложенные на него.

2.5. Заполнять товарно-транспортные накладные, спецификации и другие сопроводительные документы и проверять правильность заполнения этих документов, если они составлены Клиентами.

2.6. Давать Клиентам в рамках оказываемых по настоящему договору транспортно-экспедиционных услуг рекомендации по повышению эффективности транспортировки за счет выбора рациональных маршрутов и способов перевозки грузов, снижению расходов по упаковке, погрузочно-разгрузочным и другим операциям по транспортно-экспедиторскому обслуживанию, используя для этих целей сотрудничество между транспортно-экспедиторскими компаниями и другими контрагентами Экспедитора.

2.7. По поручению и Заявке от Клиентов производить переработку подбором и сортировкой продукции, разработку схем грузодвижения и другие виды работ, связанные с движением груза от пункта приемки груза до грузополучателя.

2.8. Осуществлять информационно-техническую поддержку деятельности Клиентов, необходимую для нормального выполнения условий настоящего договора, своими силами и за счет собственных средств. Для выполнения обязанностей, определенных настоящим пунктом Экспедитор осуществляет обслуживание средств телекоммуникаций и вычислительной техники, а также программного обеспечения Клиентов.

2.9. Экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц.

Клиенты обязуются:

2.10. Предоставить Экспедитору, в письменной форме, Заявку на перевозку.

2.11. Оплатить необходимые расходы и услуги, связанные с деятельностью Экспедитора по настоящему договору, исходя из подтвержденных фактических расходов Экспедитора.

2.12 Клиенты несут солидарную ответственность по обязательствам перед Экспедитором, вытекающим из настоящего договора.


3. Документы и другая информация, предоставляемая экспедитору

3.1. Клиенты обязаны предоставить Экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения Экспедитором обязанностей, предусмотренных настоящим договором.

3.2. Экспедитор обязан сообщить Клиентам об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации - запросить у Клиентов необходимые дополнительные данные.

3.3. Клиенты несут солидарную ответственность за убытки, причиненные Экспедитору в связи с нарушением обязанности по предоставлению информации, указанной в п. 3.1.


4. Порядок расчетов

4.1. Для осуществления расчетов Экспедитор предоставляет Клиентам следующие документы: товарно-транспортные накладные, путевые листы, оформленные надлежащим образом в соответствии с требованиями действующего законодательства, на основании которых выставляется счет на оплату. Клиенты оплачивает услуги Экспедитора путем перечисления денежных средств не позднее десяти дней с момента окончания оплачиваемого периода.

4.2 Расчетным периодом является месяц.

4.3. Стоимость оказанных услуг определяется с учетом фактических затрат Экспедитора.

4.4 Клиенты совместно оплачивают услуги экспедитора, согласуя между собой доли каждого из клиентов в обязательстве перед Экспедитором на основании представленных документов и отчетов Экспедитора.

4.5. В случае несогласования размера долей каждого из Клиентов в обязательстве перед Экспедитором равно как и при отсутствии полной оплаты услуг обоими Клиентами в срок, установленный в п.4.1. настоящего договора, Клиенты несут солидарную ответственность по своим обязательствам, и Экспедитор имеет право требования как к обоим Клиентам совместно, так и к любому из них в отдельности, причем как полностью, так и в части долга, в соответствии со ст.323 ГК РФ.

4.6 Экспедитор обязуется предоставлять каждому из Клиентов акт выполненных работ (услуг), счет-фактуру по результатам выполненных работ не позднее 5 дней после окончания расчетного периода.


5. Ответственность сторон

5.1. Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает Экспедитора от ответственности перед Клиентами за исполнение настоящего договора.

5.2. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору в соответствии с законодательством РФ.

5.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по настоящему договору Экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 ГК РФ.


6. Обстоятельства непреодолимой силы

6.1. Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору, если докажут, что надлежащее исполнение обязательств по настоящему договору оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам могут быть отнесены: наводнение, землетрясение, заносы, пожары и иные природные катаклизмы, военные действия, эпидемии, прекращение или ограничение перевозки груза в определенных направлениях, установленных актами органов государственной власти, а также в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.

6.2. Если любое из таких обстоятельств или их последствий непосредственно повлияло на исполнение обязательства в срок, установленный в настоящем договоре, то этот срок соразмерно отодвигается на время действия соответствующего обстоятельства.


7. Разрешение споров

7.1. Все споры и разногласия между сторонами, возникающие в период действия настоящего договора, разрешаются сторонами путем переговоров.

7.2. В случае неурегулирования споров и разногласий путем переговоров спор подлежит окончательному разрешению Арбитражным институтом при торгово-промышленной палате Самарской области в соответствии с законодательством РФ.

7.3. Положения, не урегулированные настоящим договором, регулируются положениями действующего законодательства РФ.


8. Срок действия договора

8.1. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и действует по 31.12.13 года. Срок действия договора автоматически продлевается на каждый следующий год, если по окончании его действия не поступит уведомление от одной из сторон о его прекращении.

8.2. Договор может быть расторгнут досрочно по соглашению сторон либо по истечении 30 дней с момента подачи одной из сторон заявления о расторжении договора при условии полного выполнения сторонами своих обязательств по настоящему договору.

При одностороннем отказе от исполнения договора сторона, заявившая об отказе и не известившая другую сторону в надлежащий срок, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора.

8.3. Все изменения и дополнения действительны лишь в том случае, если они оформлены в письменном виде и подписаны обеими сторонами.

8.4. Все приложения к настоящему договору являются его неотъемлемыми частями.

8.5. Настоящий договор составлен на русском языке, в трех подлинных экземпляра, по одному для каждой из сторон.

9. Реквизиты сторон

Договор транспортной экспедиции - это соглашение, в силу которого одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договор транспортной экспедиции впервые выделен в самостоятельный договор возмездного оказания услуг только в действующем Гражданском кодексе. Ранее транспортная экспедиция рассматривалась в договорах перевозки преимущественно автотранспортными средствами в качестве дополнительных к перевозке грузов услуг. В настоящее время договор транспортной экспедиции регулируется кроме Гражданского кодекса и транспортных уставов и кодексов специальным Федеральным законом от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности". Этот закон распространяет правила осуществления транспортно-экспедиционной деятельности, в т.ч. иных экспедиционных услуг (оформление перевозочных документов, документов для таможенных целей, других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов) на организацию перевозок грузов любыми видами транспорта.

Договор транспортной экспедиции в силу профессионального статуса экспедитора и тесной связи с договором перевозки является публичным договором.

По юридической природе договор транспортной экспедиции является:

возмездным;

двусторонним.

В зависимости от объема действий экспедитора договор может быть реальным (заключается с момента передачи груза) или консенсуальным (экспедитор выполняет подготовительные к приему груза юридические и фактические действия).

Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме. Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей.

Клиентом, то есть грузополучателем или грузоотправителем, в пользу которого оказываются экспедиционные услуги, может выступать любое дееспособное лицо. Экспедитором, то есть лицом, оказывающим услуги, по общему правилу должны быть коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. Экспедитор и перевозчик могут совпадать в одном лице.

Предметом договора транспортной экспедиции являются юридические и фактические действия экспедитора, составляющие услуги по организации перевозки груза. В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление следующих действий:

Получение требующихся для экспорта или импорта документов;

Выполнение таможенных и иных формальностей;

Проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка;


Уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента и др.

Содержание договора определяется правами и обязанностями сторон. Клиент обязан предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную необходимую информацию. Экспедитор обязан сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента необходимые дополнительные данные.

Экспедитор вправе отступать от указаний клиента, если только это необходимо в интересах клиента и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос.

Клиент имеет право выбирать маршрут следования груза и вид транспорта, требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза, а также давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции.

Если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора.

Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить, и устранение которых от него не зависело. Размер данного вида ответственности ограничивается объявленной (или действительной) ценностью груза. До предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, по общему правилу обязательно предъявление экспедитору претензии. Для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год.

Особенность прекращения договора транспортной экспедиции выражается в том, что любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора, предупредив об этом другую сторону в разумный срок. Сторона, заявившая об отказе от договора, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора.