Какая специальность лучше: “Информатика и вычислительная техника” или “Информационные системы и технологии”? Информатика и вычислительная техника.

Профильным предметом при поступлении в ВУЗ на специальности информатики является математика, а также физика и ИКТ . В среднем по России, для поступления достаточно набрать по этим предметам, и русскому языку на ЭГЕ от 35 до 80 баллов. Проходной балл зависит от престижности учебного заведения и конкурса в нем. Иногда, на усмотрение ВУЗа, для поступления может потребоваться знание иностранных языков.

Специальность "прикладная информатика"

Наиболее современным, прогрессивным и перспективным направлением при изучении IT является прикладная информатика. Это инновационное направление, предполагающее творческий подход, при последующей работе по специальности "прикладная информатика".

Код специальности "Прикладная информатика" – 09.03.03. Также она называется информатика ИКТ . Специальность изучается на многих факультетах – экономических, юридических, менеджмента и образования, в качестве дополнительного предмета. Специальность предполагает изучение языков программирования и иностранных языков, однако упор делается на практическое применение этих навыков в различных информационных системах.

Специальность "бизнес информатика"

По классификатору "Бизнес информатика" имеет код 38.03.05. Данная специальность достаточно новая и появилась только в 2009. Соответственно, выбирая специальность "бизнес информатика", кем работать для студента является важным вопросом. Бизнес-информатика позволяет получить квалификацию проектировщика, оптимизатора и администратора систем и процессов программ для бизнеса.

Чтобы студент смог получить специальность "бизнес информатика", ВУЗы обучают проводить аналитику, планирование и организацию IT-проектов различного уровня сложности. Кроме логического мышления и технического склада ума, от студентов по направлению 38.03.05 требуются аналитические способности, коммуникабельность и лидерские качества.

Специальность "информатика и вычислительная техника"

Под кодом 09.03.01 в классификации находится специальность "Информатика и вычислительная техника". Кем работать с такой квалификацией каждый решает сам, на основании усвоенных знаний в областях разработки ПО, IT дизайна и информационной безопасности. За период обучения студенты овладевают высокоуровневыми языками программирования, и навыками администрирования ОС и локальных сетей.

Обучение по направлению 09.03.01 занимает 4 года. Несмотря на относительно короткий срок обучения, направление "Информатики и вычислительной техники" считается одним из самых сложных, поскольку подразумевает получение навыков для разработки программ и алгоритмов.

Специальность "прикладная информатика в экономике"

Прикладная информатика с уклоном в экономику является подразделом "Математическое обеспечение и администрирование информационных систем" 02.03.03 по бакалавриату и 02.04.03 в магистратуре. Информатика с дополнительной специальностью "экономиста" позволяет создавать, внедрять и сопровождать ПО в сфере экономики, анализируя его работу и алгоритмы.

Студент, получивший образование в области "прикладной информатики в экономике" умеет решать функциональные задачи, и оперировать финансовыми и материальными потоками, посредством специального ПО.

"Математика и информатика" - специальность

Прикладная математика и информатика – специальность в вузах по коду 01.03.02 в бакалавриате и по коду 01.04.02 в магистратуре. В противовес узким специалистам областей экономики, образования и юриспруденции, "Математика и информатика" позволяет применять полученные навыки в любой работе, которая связана с использованием ПО, ИКТ , коммуникационных сетей и систем, и ведением математических расчетов. Полученные навыки студент сможет применять в аналитических, научных, проектных и технологических сферах.

Информатика и системы управления - специальность

На кафедре "Информатика и системы управления" изучаются направления раздела "Информатика и вычислительная техника" 09.00.00. Студенты получают навыки в сферах 3D моделирования, WEB-разработки, технологии защиты информации, проектировании интеллектуальных систем контроля и разработки микропроцессорных систем.

Информатика и статистика - специальности

Кафедра "Информатика и статистика" позволяет студентам получить квалификацию по специальностям раздела "Информационная безопасность" 10.00.00. На кафедре преподаются специальные дисциплины, которые направлены на обеспечение информационной безопасности по специальностям 10.05.01-05 и взаимодействию с соответствующим программным обеспечением.

"Фундаментальная информатика и информационные технологии" - специальность

Специальность уровня бакалавра по направлению 02.03.02 "Фундаментальная информатика и информационные технологии" имеет направленность на системное математическое программирование, обработку информации и управление коммуникационными системами. Кроме программирования, студент получает знания в областях дизайна и звукообработки , и может управлять телекоммуникационными объектами.

Институты по специальности "информатика"

В России насчитывается более 50 ВУЗов, предлагающих обучение студентов по направлениям информатики.

В институтах России можно получить навыки для работы программистом, разработчиком, инженером информационных систем, дизайнером, и администратором локальных и WEB сетей. Также изучается специальность учитель информатики в ВУЗах на магистратуре, по направлениям 02.04.01 и 09.04.02.

Колледж - специальность "прикладная информатика"

Специальность "прикладная информатика" в колледже не вошла перечень кодов специальностей от 2015 года. Обучение прикладной информатике на основании диплома дает выпускникам право без сдачи ЕГЭ получить квалификацию "Техник-программист". Обучение длится 3-4 года и открывает возможности для работы на любом предприятии в должности программиста.

Кем можно работать по специальности "информатика"

Одной из наиболее востребованных технических специальностей в настоящее время является информатика. Поэтому многие выпускники, получившие высокие баллы по математике, выбирают направление IT. Специальности, связанные с информатикой можно подразделить на фундаментальные, прикладные и дополнительные.

В зависимости от выбора, студент обучается взаимодействовать с различными системами на этапах от разработки до администрирования и практического использования в различных вычислительных сферах.

Возможно Вас заинтересуют.

Утвержден

приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (далее - ФГОС ВО) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата по направлению подготовки 09.03.01 Информатика и вычислительная техника (далее соответственно - программа бакалавриата, направление подготовки).

1.2. Получение образования по программе бакалавриата допускается только в образовательной организации высшего образования (далее - Организация).

1.3. Обучение по программе бакалавриата в Организации может осуществляться в очной, очно-заочной и заочной формах.

1.4. Содержание высшего образования по направлению подготовки определяется программой бакалавриата, разрабатываемой и утверждаемой Организацией самостоятельно. При разработке программы бакалавриата Организация формирует требования к результатам ее освоения в виде универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускников (далее вместе - компетенции).

Организация разрабатывает программу бакалавриата в соответствии с ФГОС ВО, с учетом соответствующей примерной основной образовательной программы, включенной в реестр примерных основных образовательных программ (далее - ПООП).

1.5. При реализации программы бакалавриата Организация вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии.

Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, применяемые при обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - инвалиды и лица с ОВЗ), должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

Реализация программы бакалавриата с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий не допускается.

1.6. Реализация программы бакалавриата осуществляется Организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы.

1.7. Программа бакалавриата реализуется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом Организации.

1.8. Срок получения образования по программе бакалавриата (вне зависимости от применяемых образовательных технологий):

в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, составляет 4 года;

в очно-заочной или заочной формах обучения увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения;

при обучении по индивидуальному учебному плану инвалидов и лиц с ОВЗ может быть увеличен по их заявлению не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования, установленным для соответствующей формы обучения.

1.9. Объем программы бакалавриата составляет 240 зачетных единиц (далее - з.е.) вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы бакалавриата с использованием сетевой формы, реализации программы бакалавриата по индивидуальному учебному плану.

Объем программы бакалавриата, реализуемый за один учебный год, составляет не более 70 з.е. вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы бакалавриата с использованием сетевой формы, реализации программы бакалавриата по индивидуальному учебному плану (за исключением ускоренного обучения), а при ускоренном обучении - не более 80 з.е.

1.10. Организация самостоятельно определяет в пределах сроков и объемов, установленных пунктами 1.8 и 1.9 ФГОС ВО:

срок получения образования по программе бакалавриата в очно-заочной или заочной формах обучения, а также по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении;

объем программы бакалавриата, реализуемый за один учебный год.

1.11. Области профессиональной деятельности и сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу бакалавриата (далее - выпускники), могут осуществлять профессиональную деятельность:

06 Связь, информационные и коммуникационные технологии (в сфере проектирования, разработки, внедрения и эксплуатации средств вычислительной техники и информационных систем, управления их жизненным циклом);

40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности (в сфере организации и проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области информатики и вычислительной техники).

Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность в других областях профессиональной деятельности и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника.

1.12. В рамках освоения программы бакалавриата выпускники могут готовиться к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:

научно-исследовательский;

производственно-технологический;

организационно-управленческий;

проектный.

1.13. При разработке программы бакалавриата Организация устанавливает направленность (профиль) программы бакалавриата, которая соответствует направлению подготовки в целом или конкретизирует содержание программы бакалавриата в рамках направления подготовки путем ориентации ее на:

область (области) и сферу (сферы) профессиональной деятельности выпускников;

тип (типы) задач и задачи профессиональной деятельности выпускников;

при необходимости - на объекты профессиональной деятельности выпускников или область (области) знания.

1.14. Программа бакалавриата, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, разрабатывается и реализуется с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами в области защиты государственной тайны.

2.1. Структура программы бакалавриата включает следующие блоки:

Блок 1 "Дисциплины (модули)";

Блок 2 "Практика";

Блок 3 "Государственная итоговая аттестация".

Структура программы бакалавриата

Объем программы бакалавриата и ее блоков в з.е.

Дисциплины (модули)

не менее 160

Практика

не менее 20

Государственная итоговая аттестация

не менее 9

Объем программы бакалавриата

2.2. Программа бакалавриата должна обеспечивать реализацию дисциплин (модулей) по философии, истории (истории России, всеобщей истории), иностранному языку, безопасности жизнедеятельности в рамках Блока 1 "Дисциплины (модули)".

2.3. Программа бакалавриата должна обеспечивать реализацию дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту:

в объеме не менее 2 з.е. в рамках Блока 1 "Дисциплины (модули)";

в объеме не менее 328 академических часов, которые являются обязательными для освоения, не переводятся в з.е. и не включаются в объем программы бакалавриата, в рамках элективных дисциплин (модулей) в очной форме обучения.

Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном Организацией. Для инвалидов и лиц с ОВЗ Организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья.

2.4. В Блок 2 "Практика" входят учебная и производственная практики (далее вместе - практики).

Типы учебной практики:

ознакомительная практика;

эксплуатационная практика;

научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы).

Типы производственной практики:

технологическая (проектно-технологическая) практика;

эксплуатационная практика;

научно-исследовательская работа.

2.6. Организация:

выбирает один или несколько типов учебной и один или несколько типов производственной практик из перечня, указанного в пункте 2.4 ФГОС ВО;

вправе установить дополнительный тип (типы) учебной и (или) производственной практик;

устанавливает объемы практик каждого типа.

2.7. В Блок 3 "Государственная итоговая аттестация" входят:

подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если Организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации);

выполнение и защита выпускной квалификационной работы.

2.8. При разработке программы бакалавриата обучающимся обеспечивается возможность освоения элективных дисциплин (модулей) и факультативных дисциплин (модулей).

Факультативные дисциплины (модули) не включаются в объем программы бакалавриата.

2.9. В рамках программы бакалавриата выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

К обязательной части программы бакалавриата относятся дисциплины (модули) и практики, обеспечивающие формирование общепрофессиональных компетенций, а также профессиональных компетенций, установленных ПООП в качестве обязательных (при наличии).

В обязательную часть программы бакалавриата включаются, в том числе:

дисциплины (модули), указанные в пункте 2.2 ФГОС ВО;

дисциплины (модули) по физической культуре и спорту, реализуемые в рамках Блока 1 "Дисциплины (модули)".

Дисциплины (модули) и практики, обеспечивающие формирование универсальных компетенций, могут включаться в обязательную часть программы бакалавриата и в часть, формируемую участниками образовательных отношений.

Объем обязательной части, без учета объема государственной итоговой аттестации, должен составлять не менее 40 процентов общего объема программы бакалавриата.

2.10. Организация должна предоставлять инвалидам и лицам с ОВЗ (по их заявлению) возможность обучения по программе бакалавриата, учитывающей особенности их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

2.11. Реализация части (частей) образовательной программы и государственной итоговой аттестации, в рамках которой (которых) до обучающихся доводятся сведения ограниченного доступа и (или) в учебных целях используются секретные образцы вооружения, военной техники, их комплектующие изделия, не допускается с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

3.1. В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы компетенции, установленные программой бакалавриата.

3.2. Программа бакалавриата должна устанавливать следующие универсальные компетенции:

Код и наименование универсальной компетенции выпускника

Системное и критическое мышление

УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

Разработка и реализация проектов

УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений

Командная работа и лидерство

УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде

Коммуникация

УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)

Межкультурное взаимодействие

УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение)

УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни

УК-7. Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности

Безопасность жизнедеятельности

УК-8. Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций

3.3. Программа бакалавриата должна устанавливать следующие общепрофессиональные компетенции:

ОПК-1. Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности;

ОПК-2. Способен использовать современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности;

ОПК-3. Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;

ОПК-4. Способен участвовать в разработке стандартов, норм и правил, а также технической документации, связанной с профессиональной деятельностью;

ОПК-5. Способен инсталлировать программное и аппаратное обеспечение для информационных и автоматизированных систем;

ОПК-6. Способен разрабатывать бизнес-планы и технические задания на оснащение отделов, лабораторий, офисов компьютерным и сетевым оборудованием;

ОПК-7. Способен участвовать в настройке и наладке программно-аппаратных комплексов;

ОПК-8. Способен разрабатывать алгоритмы и программы, пригодные для практического применения;

ОПК-9. Способен осваивать методики использования программных средств для решения практических задач.

3.4. Профессиональные компетенции, устанавливаемые программой бакалавриата, формируются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников (при наличии), а также, при необходимости, на основе анализа требований к профессиональным компетенциям, предъявляемых к выпускникам на рынке труда, обобщения отечественного и зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники, иных источников (далее - иные требования, предъявляемые к выпускникам).

3.5. При определении профессиональных компетенций, устанавливаемых программой бакалавриата, Организация:

включает в программу бакалавриата все обязательные профессиональные компетенции (при наличии);

включает определяемые самостоятельно одну или несколько профессиональных компетенций, исходя из направленности (профиля) программы бакалавриата, на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников (при наличии), а также, при необходимости, на основе анализа иных требований, предъявляемых к выпускникам (Организация вправе не включать профессиональные компетенции, определяемые самостоятельно, при наличии обязательных профессиональных компетенций, а также в случае включения в программу бакалавриата рекомендуемых профессиональных компетенций).

При определении профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов Организация осуществляет выбор профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, из числа указанных в приложении к ФГОС ВО и (или) иных профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, из реестра профессиональных стандартов (перечня видов профессиональной деятельности), размещенного на специализированном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "Профессиональные стандарты" (http://profstandart.rosmintrud.ru) (при наличии соответствующих профессиональных стандартов).

Из каждого выбранного профессионального стандарта Организация выделяет одну или несколько обобщенных трудовых функций (далее - ОТФ), соответствующих профессиональной деятельности выпускников, на основе установленных профессиональным стандартом для ОТФ уровня квалификации и требований раздела "Требования к образованию и обучению". ОТФ может быть выделена полностью или частично.

3.6. Совокупность компетенций, установленных программой бакалавриата, должна обеспечивать выпускнику способность осуществлять профессиональную деятельность не менее чем в одной области профессиональной деятельности и сфере профессиональной деятельности, установленных в соответствии с пунктом 1.11 ФГОС ВО, и решать задачи профессиональной деятельности не менее, чем одного типа, установленного в соответствии с пунктом 1.12 ФГОС ВО.

3.7. Организация устанавливает в программе бакалавриата индикаторы достижения компетенций:

универсальных, общепрофессиональных и, при наличии, обязательных профессиональных компетенций - в соответствии с индикаторами достижения компетенций, установленными ПООП;

3.8. Организация самостоятельно планирует результаты обучения по дисциплинам (модулям) и практикам, которые должны быть соотнесены с установленными в программе бакалавриата индикаторами достижения компетенций.

Совокупность запланированных результатов обучения по дисциплинам (модулям) и практикам должна обеспечивать формирование у выпускника всех компетенций, установленных программой бакалавриата.

4.1. Требования к условиям реализации программы бакалавриата включают в себя общесистемные требования, требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению, требования к кадровым и финансовым условиям реализации программы бакалавриата, а также требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе бакалавриата.

4.2.1. Организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-техническим обеспечением образовательной деятельности (помещениями и оборудованием) для реализации программы бакалавриата по Блоку 1 "Дисциплины (модули)" и Блоку 3 "Государственная итоговая аттестация" в соответствии с учебным планом.

4.2.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде Организации из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории Организации, так и вне ее. Условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды могут быть созданы с использованием ресурсов иных организаций.

Электронная информационно-образовательная среда Организации должна обеспечивать:

доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, электронным учебным изданиям и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах дисциплин (модулей), практик;

формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение его работ и оценок за эти работы.

В случае реализации программы бакалавриата с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий электронная информационно-образовательная среда Организации должна дополнительно обеспечивать:

фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата;

проведение учебных занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сети "Интернет".

Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.

4.2.3. При реализации программы бакалавриата в сетевой форме требования к реализации программы бакалавриата должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы бакалавриата в сетевой форме.

4.3.1. Помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения учебных занятий, предусмотренных программой бакалавриата, оснащенные оборудованием и техническими средствами обучения, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей).

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду Организации.

Допускается замена оборудования его виртуальными аналогами.

4.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит обновлению при необходимости).

4.3.3. При использовании в образовательном процессе печатных изданий библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 0,25 экземпляра каждого из изданий, указанных в рабочих программах дисциплин (модулей), практик, на одного обучающегося из числа лиц, одновременно осваивающих соответствующую дисциплину (модуль), проходящих соответствующую практику.

4.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит обновлению (при необходимости).

4.3.5. Обучающиеся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

4.4.1. Реализация программы бакалавриата обеспечивается педагогическими работниками Организации, а также лицами, привлекаемыми Организацией к реализации программы бакалавриата на иных условиях.

4.4.2. Квалификация педагогических работников Организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах (при наличии).

4.4.3. Не менее 60 процентов численности педагогических работников Организации, участвующих в реализации программы бакалавриата, и лиц, привлекаемых Организацией к реализации программы бакалавриата на иных условиях (исходя из количества замещаемых ставок, приведенного к целочисленным значениям), должны вести научную, учебно-методическую и (или) практическую работу, соответствующую профилю преподаваемой дисциплины (модуля).

4.4.4. Не менее 5 процентов численности педагогических работников Организации, участвующих в реализации программы бакалавриата, и лиц, привлекаемых Организацией к реализации программы бакалавриата на иных условиях (исходя из количества замещаемых ставок, приведенного к целочисленным значениям), должны являться руководителями и (или) работниками иных организаций, осуществляющими трудовую деятельность в профессиональной сфере, соответствующей профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники (иметь стаж работы в данной профессиональной сфере не менее 3 лет).

4.4.5. Не менее 50 процентов численности педагогических работников Организации и лиц, привлекаемых к образовательной деятельности Организации на иных условиях (исходя из количества замещаемых ставок, приведенного к целочисленным значениям), должны иметь ученую степень (в том числе ученую степень, полученную в иностранном государстве и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное в иностранном государстве и признаваемое в Российской Федерации).

4.5.1. Финансовое обеспечение реализации программы бакалавриата должно осуществляться в объеме не ниже значений базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата и значений корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат, определяемых Министерством образования и науки Российской Федерации.

4.6.1. Качество образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе бакалавриата определяется в рамках системы внутренней оценки, а также системы внешней оценки, в которой Организация принимает участие на добровольной основе.

4.6.2. В целях совершенствования программы бакалавриата Организация при проведении регулярной внутренней оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе бакалавриата привлекает работодателей и (или) их объединения, иных юридических и (или) физических лиц, включая педагогических работников Организации.

В рамках внутренней системы оценки качества образовательной деятельности по программе бакалавриата обучающимся предоставляется возможность оценивания условий, содержания, организации и качества образовательного процесса в целом и отдельных дисциплин (модулей) и практик.

4.6.3. Внешняя оценка качества образовательной деятельности по программе бакалавриата в рамках процедуры государственной аккредитации осуществляется с целью подтверждения соответствия образовательной деятельности по программе бакалавриата требованиям ФГОС ВО с учетом соответствующей ПООП.

4.6.4. Внешняя оценка качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе бакалавриата может осуществляться в рамках профессионально-общественной аккредитации, проводимой работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, в том числе иностранными организациями, либо авторизованными национальными профессионально-общественными организациями, входящими в международные структуры, с целью признания качества и уровня подготовки выпускников, отвечающими требованиям профессиональных стандартов (при наличии), требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля.

    Бакалавриат
  • 09.03.01 Информатика и вычислительная техника
  • 09.03.02 Информационные системы и технологии
  • 09.03.03 Прикладная информатика
  • 09.03.04 Программная инженерия

Будущее отрасли

Информационные технологии (ИТ) – одна из наиболее быстро развивающихся отраслей. Изменения в этой отрасли задают новые технологии и практики фактически для всех отраслей экономики. Проектирование, транспортировка, управление ресурсами, маркетинг, управление людьми – все эти и многие другие области изменяются под воздействием ИТ.

В сфере ИТ идет несколько важных процессов. Во-первых, растет связанность мира за счет телекоммуникационных решений, увеличивается объем проходящих в сети данных, развиваются решения по обработке этих данных. Во-вторых, цифровые решения становятся все более мобильными и все более «дружественными» пользователю. Если сейчас почти у каждой семьи есть компьютер, а у каждого второго - смартфон, то через десять лет у каждого жителя городов будет минимум 5–6 устройств, носимых на теле и связанных между собой. Например, очки дополненной реальности, биометрический браслет для заботы о здоровье, смартфон с функцией «умного» бумажника и др. В-третьих, развиваются новые среды для работы, образования и досуга людей – виртуальные миры для самых разнообразных целей, в том числе созданные на основе технологий дополненной реальности.

Инновации в других отраслях рождаются на стыке с ИТ, поэтому возникает большое количество кросс-отраслевых задач для прорыва. Тем не менее разработка и производство «железа», программного обеспечения (ПО) и систем безопасности остаются приоритетными задачами внутри ИТ-сектора. Высокоперспективное направление – проектирование виртуальных пространств и интерфейсов для взаимодействия с ними.

Профессии будущего

  • Архитектор информационных систем
  • Дизайнер интерфейсов
  • Архитектор виртуальности
  • Дизайнер виртуальных миров
  • Проектировщик нейроинтерфейсов
  • Сетевой юрист
  • Организатор интернет-сообществ
  • IT-проповедник
  • Цифровой лингвист
  • Разработчик моделей BIG-DATA

Вероятными точками прорыва в ближайшие десятилетия будут:

  • увеличение объема передаваемых данных и моделей для их обработки (большие данные, big data);
  • распространение программного обеспечения, на которое может влиять обычный пользователь;
  • развитие человеко-машинных интерфейсов;
  • технологии искусственного интеллекта;
  • семантические системы, работающие со смыслами естественных языков (перевод, поиск в интернете, общение человек–компьютер и др.);
  • новые квантовые и оптические компьютеры, позволяющие существенно ускорить обработку больших массивов данных;
  • развитие нейроинтерфейсов, в том числе «управление мыслью», разными объектами, передача ощущений и переживаний на расстоянии.

Информатика и вычислительная техника 09.03.01

Выпускники по направлению подготовки "Информатика и вычислительная техника" будут профессионально заниматься ЭВМ, системами и сетями, автоматизированными системами обработки информации и управления. В их ведении будут также системы автоматизированного проектирования и информационной поддержки жизненного цикла промышленных изделий, программное обеспечение этой деятельности, что особенно важно на предприятиях и производствах.

Выпускники смогут производить математическое, информационное, техническое, лингвистическое, программное, эргономическое, организационное и правовое обеспечение перечисленных систем.

Профессия очень востребованная в наше время, не потеряет актуальности и в недалеком будущем, особенно при всеобщей автоматизации управления и перевод производства на робототехнику.

Профессии

  • ERP-программист
  • Html-верстальщик
  • IT-специалист
  • Web-администратор
  • Web-дизайнер
  • Web-программист
  • Администратор базы данных
  • Оператор ЭВМ
  • Программист
  • Разработчик баз данных
  • Системный аналитик
  • Системный программист
  • Специалист SAP
  • Трафик-менеджер
  • Электроник

Где учиться

  • Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП) г. Санкт-Петербург
  • Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ФГБОУ ВПО «СПбНИУ ИТМО») г. Санкт-Петербург
  • Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (ФГБОУ ВПО «СПбГПУ») г. Санкт-Петербург
  • Санкт-Петербург Балтийский государственный технический университет ВОЕНМЕХ им. Д.Ф. Устинова (БГТУ ВОЕНМЕХ им. Д. Ф. Устинова), г. Санкт-Петербург
  • Петербургский государственный университет путей сообщения императора Александра I (ПГУПС), г. Санкт-Петербург
  • Санкт-Петербург Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», г. Санкт-Петербург
  • Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет ЛЭТИ им. В.И. Ульянова (Ленина) (СПбГЭТУ «ЛЭТИ»), г. Санкт-Петербург
  • Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (СПбГМТУ), г. Санкт-Петербург
  • Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет) (СПбГТИ (ТУ)), г. Санкт-Петербург
  • Московский физико-технический институт (государственный университет), (МФТИ), г. Москва
  • Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (МГТУ им. Н.Э. Баумана), г. Москва
  • Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики (МГТУ МИРЭА), г. Москва
  • Московский государственный строительный университет - национальный исследовательский университет (ФГБОУ ВПО МГСУ), г. Москва
  • Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (НГУ), г. Новосибирск

Направление обучения массовое, остро необходимое для инновационной экономики России, есть во всех технических, национально-исследовательских и федеральных университетах страны, и даже в некоторых гуманитарных вузах.

Где работать?

В административно-хозяйственных, информационных и производственных отделах организаций всех сфер (банков, учреждений медицины, образования, культуры, сферы обслуживания, транспортных, строительных компаний, дизайн-студий, СМИ); на промышленных предприятиях различных отраслей (нефтегазового комплекса, электроэнергетики, лесного и сельского хозяйства, машиностроения, радиоэлектроники, предприятиях аэрокосмического и оборонного направлений); в фирмах по производству программного обеспечения и баз данных; научно-исследовательских и проектных организациях и других.

Программная инженерия 11.03.04

Выпускники направления "Программная инженерия" будут профессионально заниматься индустриальным производством программного обеспечения для информационно-вычислительных систем различного назначения.

Бакалавры и магистры будут иметь дело с разработкой проекта программного продукта, созданием программного обеспечения, обеспечивать процессы жизненного цикла программного продукта, владеть методами и инструментами разработки программного продукта. Кроме того, выпускникам предстоит взаимодействовать и/или руководить персоналом, участвующим в процессах жизненного цикла программного продукта и заказчиком программного обеспечения.

  • Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (МАИ), г. Москва
  • Московский государственный университет приборостроения и информатики (МГУПИ), г. Москва
  • Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ), г. Москва
  • Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ" (НИЯУ МИФИ), г. Москва
  • Новосибирский государственный технический университет (НГТУ), г. Новосибирск
  • Поволжский государственный университет сервиса (ФГБОУ ВПО ПВГУС), г. Тольятти
  • Где работать?

    Программная инженерия качественно отличается от других инженерных дисциплин принципиальной нематериальностью программного обеспечения, для достижения требуемых результатов необходимо совмещение математики и информатики с инженерными подходами, разработанными для производства осязаемых материальных объектов.

    Работать многие студенты начинают после первой практики. Трудоустраиваются на условиях неполной занятости и могут совмещать трудовую деятельность с учебой, Например, в компаниях Google, «Моторола ЗАО», «Транзас», «Морские Комплексы и Системы», HyperMethod IBS и на предприятиях концернов «Океанприбор», «РТИ системы», «ЦНИИ «Электроприбор»

    я учусь на факультете Информатики и вычислительной техники на кафедре Автоматизированных Систем Обработки Инфомации и Управления в КПИ, Киевском Политехническом Институте, и Информационные системы и технологии - - моя стезя.
    Собственно, выдержка из описания на сайте, дабы не тянуть кота за хвост:

    Учебная программа бакалавриата

    1. Цикл программирования

    Алгоритмизация и программирование. Алгоритмы и структуры данных. Объектно - ориентированное программирование. Объектно - ориентированное моделирование. WEB - технологии и WEB-дизайн. Организация баз данных и знаний. Компьютерная графика. Компьютерные технологии статистической обработки информации. Кросс - платформенное программирование. Технология создания программных продуктов. Операционные системы. Основы WEB-дизайна.

    2. Математический цикл

    Аналитическая геометрия и линейная алгебра. Высшая математика. Элементы теории функций комплексного переменного и операционное исчисление. Дискретная математика. Теория вероятностей, вероятностные процессы и математическая статистика. Математические методы исследования операций. Теория алгоритмов. Численные методы. Теория принятия решений. Статистические методы, теория потоков событий.

    3. Системно-технический цикл

    Системный анализ. Моделирование систем. Технологии распределенных систем и параллельных вычислений. Технологии защиты информации. Проектирование информационных систем. Технологии компьютерного проектирования. Интеллектуальный анализ данных. Методы и системы искусственного интеллекта. Управление IT - проектами. Физика. Электроника и электротехника. Компьютерная схемотехника и архитектура компьютера. Компьютерные сети. Микропроцессорные системы.

    Сферы деятельности

    Наши выпускники - это специалисты широкого профиля. Объекты их специализации находятся в различных областях деятельности человека - в сферах

    • промышленности
    • медицины
    • финансов
    • транспорта
    • торговли
    • бизнеса

    Наши выпускники способны решать разнообразные проблемы: от автоматизации бухгалтерского учета к разработке компьютерных сетей и интеллектуальных систем принятия решений. Как системные аналитики, они глубоко понимают сущность сложных процессов взаимодействия различных сфер производственной, гуманитарной и бизнес-деятельности, что дает им преимущества для успешного конкурирования на рынке труда.

    Выпускники работают везде, где разрабатывается, внедряется, адаптируется или эксплуатируется программное обеспечение и различные информационные (системные) технологии, в частности, как:

    • системные аналитики,
    • руководители проектов,
    • специалисты по обработке данных,
    • консультанты по внедрению и реинжиниринга,
    • администраторы баз данных,
    • прикладные программисты,
    • инженеры по сопровождению,
    • тому подобное.

    Не за горами выпускные экзамены. За которыми неизбежно последуют размышления выпускников о том, что делать (как жить) дальше?

    Представил я себя в роли старшеклассника, решившего по тем или иным причинам (например, после изучения обзора о спросе/предложении на рынке ИТ-труда, или под впечатлением слов о расширении на 35% количества бюджетных мест в вузах по ИТ-специальностям) поступить в технический вуз и стать высококвалифицированным программистом.

    Напомню, что такого рода специальность является одним из 23 “листьев” древовидной “Европейской классификации ИТ-специалистов” . Кроме того, так называется один из профессиональных стандартов в области ИТ , разработанных под эгидой АПКИТ и утвержденных приказом Минтруда РФ.

    На сайте одного из вузов Минкомсвязи (дабы меня не обвинили в его рекламе, название данного вуза не раскрываю) читаю такие строки:

    "Факультет информационных технологий *** проводит обучение студентов по нескольким направлениям в области инфокоммуникаций и информационных технологий.
    1. Направление «Информатика и вычислительная техника» , профиль «Программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем». Выпускники этого профиля высококвалифицированные программисты, спрос на которых на рынке труда постоянно растет и в обозримом будущем уменьшаться не будет. Практически все выпускники работают по специальности и имеют заработок, значительно превышающий среднее значение по региону. Спрос на таких специалистов велик на любом производстве, в банковской сфере, в области разработки и эксплуатации информационных систем. По данному направлению в *** имеется и магистерская подготовка”.

    Ориентировочные сведения о заработках выпускников вуза, проценте трудоустроившихся по специальности после окончания бакалавриата или магистратуры, а также количество бюджетных мест по данному направлению и сведения о проходном балле в аннотации данного направления отсутствуют. Что, конечно, печально. Но понятно, что если абитуриент решил стать высококвалифицированным программистом, то ему есть смысл рассмотреть обучение в данном вузе по данному направлению в качестве одного из возможных вариантов своего карьерного роста.

    Однако интересно отметить, что профиль с таким же названием «Программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем» фигурирует и в аннотации другого направления подготовки специалистов данного вуза.

    Вот что говорится на сайте факультета информационных технологий упомянутого выше учебного заведения ***:

    2. Направление «Информационные системы и технологии» , профиль с тем же названием. Выпускники этого профиля высококвалифицированные специалисты в области проектирования, разработки и реализации различного рода информационных систем, применяемых в настоящее время практически в любой сфере деятельности. Потребность в специалистах данного профиля очень велика и выпускник может без труда устроиться на работу в любую приглянувшуюся ему компанию. Выпускники *** этого направления разрабатывают информационные сайты компаний, создают базы данных, в том числе и для распределенных информационных систем”.

    Обратите внимание: в аннотации этого направления отсутствуют слова типа “Практически все выпускники работают по специальности и имеют заработок, значительно превышающий среднее значение по региону. Спрос на таких специалистов велик там-то и там-то… По данному направлению в *** имеется и магистерская подготовка”. Выходит, спрос на программистов, прошедших в вузе *** обучение по направлению «Информационные системы и технологии» ниже, чем на программистов, прошедших в том же вузе обучение по направлению «Информатика и вычислительная техника»?

    Так по какому направлению ФГОС ВПО (федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования) лучше обучаться тем, кто хочет стать высококвалифицированным программистом: 09.03.01 (“Информатика и вычислительная техника”) или 09.03.02 (“Информационные системы и технологии”)? Что вы думаете на этот счет? Да и вообще, по каким критериям следует выбирать вуз абитуриенту, решившему стать высококвалифицированным программистом или другим ИТ-специалистом?

    Вот ещё одна заметка по теме данного поста: “Да, с ИТ-образованием все не так, как надо. Но что делать-то?” . Она написана в октябре прошлого года и в ней, среди прочего, отмечается, что проблема эта с отсутствием ИТ-специалистов в нужном количестве и должного качества не вчера возникла и не завтра решится. Да и не факт, что решится вообще. В лучшем случае – она лишь в той или иной степени сгладится. А ещё там отмечено, что ежегодно из образовательных организаций высшего образования России выпускается до 25 тысяч ИТ-специалистов. При этом сегодня только 15-20% выпускников по инженерным специальностям пригодны к немедленному трудоустройству в сфере информационных технологий. То есть абитуриентам следует выбирать вуз и факультет очень тщательно. Дабы попасть в те самые 15-20% выпускников, которые пригодны к немедленному трудоустройству в сфере информационных технологий.

    Возникает и такой вопрос. Почему “Будущие российские айтишники не ориентируются в выборе специальности” ? По причине отсутствия в стране грамотной системы профориентации или по причине того, что технические вузы, в образовательных программах которых есть ИТ-специальности, не могут себя (свои образовательные услуги) грамотно преподнести (похвалить, прорекламировать)? А может, причина в том, что ИТ-компании проводят “Дни открытых дверей” или иные мероприятия, ориентированные на будущих айтишников не так часто и не на должном уровне?


    Диаграмма из заметки