Внешность эстонцев: особенности и отличительные черты, фото, культура. «Пять способов разозлить латыша» описал в своем блоге Филипс Мужчины латыши какие они

Эстония - одна из самых успешных стран на постсоветском пространстве. Наши соседи и жители данной страны отличаются от россиян не только менталитетом, но и внешностью. Эстонцы живут спокойно и размеренно, никуда не спешат, потому что никуда не опаздывают. Страна по площади соизмерима с Ростовской областью, там имеются города с населением в 100 человек. Флегматичные эстонцы, внешность которых весьма отлична от типичного россиянина, это герои множества смешных историй, о них речь в данной статье.

Историческая справка

Упоминания о «народе земли» (maarahvas) встречаются в трудах Тацита (1 век нашей эры). В них упоминается народ (aestii), который занимается земледелием на землях у Балтийского моря, живущий восточнее германцев и отличающийся от них языком и внешностью. Эстонцы (фото в национальных костюмах ниже) имели собственные традиции и обычаи, вели оседлый образ жизни.

Современные жители Эстонии, которых насчитывается порядка 925 тысяч, относятся к восточной или атланто-балтийской антропологической группе, разговаривают на эстонском языке финно-угорской языковой семьи.

Племя эстов

К концу Средневековья, в 8 веке, на территории современной Эстонии уже существует самобытный этнос со сложившимся языком и традициями. Среди последних самые главные - это жилая рига, ржаной хлеб. В народной культуре появляются свадебные, рождественские традиции. Кроме того, очень важным элементом этноса являются традиции, связанные с поминанием усопших.

А еще своеобразная руническая песня, для которой характерно наличие краткого, но с вариациями мотива.

Именно в этот период формируется национальный костюм эстов. Для женщин - это добела отбеленная льняная сорочка, шерстяной сюртук и юбка, которая обмотана поясом.

Главным божеством был Уку (дед), религиозные обряды не были сложными, жрецов не было. Священным местом были дубравы, ручьи, источники.

Антропологические данные

Как уже говорилось, антропологически современные эстонцы - переходный тип между двумя расами европеидного типа: восточно-балтийской и атланто-балтийской. Во внешности эстонца признаки этих рас встречаются в чистом и смешанном виде.

Представители восточно-балтийской расы, которую называют еще восточноевропейской, считаются потомками ладожского типа, что встречается на востоке Германии, странах Балтии, Финляндии. Цвет волос у них светлый, глаза серые или светлые, прямой нос (часто с вогнутой спинкой) и узкое лицо, очень светлая кожа, высокий рост и мезоцефальная голова. Такие эстонцы мужчины (фото внешности выше) имеют густую растительность на лице и груди.

Атланто-балтийская раса - североевропейская локальная раса, которая отличается от предыдущей более высоким ростом, более узким лицом, носом с высоким переносьем, и чуть более темной пигментацией кожи. Кроме того, у мужчин-эстонцев (фото ниже) данного типа рост бороды средний. Третичное оволосение на теле средне-слабое.

Внешность эстонца: особенности

Антропологически эсты очень сильно отличаются от представителей угро-финской расы. Череп у них мезоцефальный. Длинный и узкий нос, четырехугольные надбровные дуги и выдающиеся скуловые кости - ярко выражен у мужчин эстонцев. Внешность женщин отличается меньшим черепом и более широкой лицевой частью.

Большинство эстов имеют рост выше 170 сантиметров и крепкое, коренастое телосложение. Цвет их кожи белый, волосы свело-русого или светло-коричневого оттенка. Цвет глаз светлый, серый или голубой.

Особенности характера

Упрямый и злопамятный, но терпеливый и душевно мягкий - такие вот противоречивые эстонцы. Внешность часто обманчива, и за миловидной внешностью мягкого блондина может прятаться ревнивый и подозрительный Отелло.

Разозленный эст станет жестким и мстительным противником. Особенно, если учесть, что эсты решительные, смелые, честные и находчивые в опасности.

Но при этом в большинстве своем флегматичны, медлительны (или скорее не торопливы), не прочь полениться и проявить беспечность.

Собирательный образ прибалта

Для россиян при упоминании северных соседей сразу всплывает образ финна из культовых фильмов про национальные особенности («Особенности национальной охоты», «Особенности национальной рыбалки»). И все же этот собирательный образ не совсем иллюстрирует внешность эстонца.

Латыши, литовцы, эстонцы, в понимании россиянина, все прибалты. К сожалению, в кинематографе не так часто встречаются представители эстонской национальности.

Тем не менее вот вам несколько имен эстонцев, внешность которых всем знакома: телеведущий Урмас Отт, представители эстрады Яак Йолла и Анне Вески (ниже на фото). Эстонцев, внешность которых узнаваема, не так много. Но и самих представителей этой национальности не так уж и много.

Генетику не обманешь

Последние исследования генома жителей Балтии свидетельствуют о тесной связи литовцев, латышей и эстонцев. Внешность (фенотип) это подтверждает.

Эти данные свидетельствуют о том, что при формировании этих этносов одинаковые антропологические расы (восточноевропейская и североевропейская) в этом процессе участвовали, правда, в разное время. И внешность эстонцев (фото детей выше), латышей и латвийцев не оставляет в этом сомнений.

Как отличить эстонца

Несмотря на общность внешности, эстонца среди прибалтов отличить можно.

Так, среди рассматриваемых этносов, эстонцы самые высокие, латыши и литовцы в среднем ниже на 3 сантиметра. Эстонцы мужчины (фото главное), как и женщины, практически депегментированы. Это значит, что волосы, брови, глаза у них светлые.

Эстонец-брюнет - очень большая редкость, при этом и откровенных блондинов среди них всего 2%. Большинство имеют русые волосы и серые глаза. У трети эстонцев глаза имеют смешанного цвета радужку. Волосы прямые, а если и вьются, то мягкими локонами. Брови выражены слабо.

В отличие от других прибалтийских народов, эсты имеют прямой, но с выраженным наклоном лоб. Выраженные челюсти, широкий рот, сравнительно средней толщины губы и выступающий подбородок - типичные черты внешности эстонца.

Эстонский бренд

Красота по-эстонски - это Кристина Хейнментс и Яна Кувайцева. Это победители конкурса «Мисс Эстония» разных лет. Хотя стандарты красоты во многом зависят от мировой моды, но нордическая красавица с длинными светлыми волосами, большими и светлыми глазами, округлыми формами всегда нравилась, и будет нравиться мужчинам. И не только эстонцам. Культура и правила таких конкурсов меняется, но просто белокурая Барби - уже давно не эталон успешного мужчины.

70 признаков, что вы эстонец

Не удивляйтесь, есть в сети такой перечень. Все их мы конечно, не приведем в данной статье, но первую десятку процитируем. Итак, вы точно эст, если:

  • В подарок другу из другой страны ты берешь коробку конфет «Калев».
  • На фестивалях песни (на которых бывал почти на всех) ты узнаешь даже зрителей.
  • Ты уверен, что стратегически Эстония расположена оптимально.
  • Перед выходом на улицу ты несколько раз возвращаешься к термометру, чтобы посмотреть температуру.
  • На вопрос о национальном блюде ты только загадочно улыбаешься.
  • Когда тебя спрашивают о том, что посмотреть в Эстонии, ты отвечаешь: «Тут везде интересно!».
  • Ты абсолютно уверен, что 14 падежей в языке - это вполне нормально.
  • Если номер машины из 4-х знаков отключает мозг - ты эстонец.
  • Когда автобус задерживается на 2 минуты, ты уверен, что с водителем приключилось несчастье.
  • Для тебя тишина - это весело.

Русские эстонцы

На территории России эсты-сету с 10 века проживали в Псковской области.

На территории Ленинградской области эстонцы появились после Великой Северной войны (1700-1721) между Швецией и Россией, в результате которой Прибалтика стала частью нашего Отечества.

После августа 1940 года, когда Эстония стала одной из республик СССР, много коренного населения было сослано в Казахстан, Коми АССР и Сибирь. В период Второй мировой войны тысячи людей были эвакуированы вглубь России. В период репрессий, в 1949 году, около 20,5 тысячи эстонцев были депортированы.

После распада Советского Союза много эстов вернулось на историческую родину.

Сегодня в России проживает до 20 тысяч эстонцев, большинство в Красноярском крае.

Эсты, изменившие мир

Эта страна подарила много выдающихся людей, сыгравших свою роль в самых разных областях. Перечислим лишь некоторых из знаменитых эстов.

Арво Пярт - современный композитор, что шесть последних лет уверенно занимает верхние строчки в списке тех, произведения которых исполняются чаще всего.

Уличный самобытный художник, которого знает вся Европа - Эдвард фон Лынгус. Его граффити украшают улицы Берлина, Рима, Амстердама и Парижа, а вот лица его никто не видел. Его работы можно увидеть в Таллине и Тарту.

А вот дизайнер одежды Роберта Эйнер одевает Мадонну, Леди Гагу, Рианну. Об этой талантливой эстонке заговорили после ее триумфального показа Who"s Next в Париже.

Певица, которая собирает миллионы поклонников на YouTube - Керли Кыйв (на фото). Этой молодой вокалистке предсказывают блеск Мадонны, в труппе у которой танцевал еще один талантливый эстонец Яан Роозе (известен уникальными навыками по хождению по стропе - слеклайне).

Нельзя не упомянуть и еще одну певицу, которая была известна на весь Советский Союз наравне с Аллой Пугачевой и Лаймой Вайкуле. Это Анне Тынисовна Вески. Кстати, она получила орден Михайло Ломоносова за свой вклад в развитие культуры от общероссийской общественной организации «Академия проблем безопасности, обороны и правопорядка» (2007) и Орден Дружбы за вклад в развитие российско-эстонского партнерства в сфере культуры и популяризацию русского культурного наследия в Эстонской Республике (2011).

И в заключение

Заканчивая характеристику эстов, хочется привести несколько интересных фактов про эту страну и ее коренных жителей.

Всем знаком ликер «Старый Таллинн» (Vana Tallinn). Так вот, известно, что этот напиток был придуман эстонцами для оккупантов. Сами они его не пьют. Но в Советском Союзе этот сладкий и крепкий напиток был очень популярен. В разное время он имел разную крепость, но неизменный травный вкус. Его добавляют в шампанское или горячий кофе.

Эстония - страна с самым с маленьким населением (1,3 миллиона) среди стран Евросоюза. Тем не менее именно эта страна находится на 8 месте в рейтинге стран по доле олимпийских медалей на миллион жителей (25,5 медали).

В этой стране женщины живут дольше мужчин в среднем на 10 лет. Скорее всего, именно это делает перекос в количестве женщин и мужчин в соотношении 100 к 84.

Эстония - зеленая страна. 52% ее территории занимает лес, а третью часть - болота. Герой национального эпоса (Kalevipoeg) - лесной великан, который беседует с ежиками.

Вся территория страны покрыта Интернетом, причем 4G. Сеть есть даже в самом глухом лесу, где размещены онлайн-камеры. Страна первой ввела голосование онлайн (2005 год), налоги оплачиваются через Интернет, виртуальное гражданство может получить любой иностранец. Кстати, 44% работников Skype, программы, которую придумали и запустили три эстонца - Яан Таллинн, Ахти Хейнла и Приит Касесалу, живут и работают в этой стране.

Эстонский язык поражает своей оригинальностью. В нем 14 падежей, нет будущего времени, но есть 3 варианта времени прошедшего.

В течение года в эту страну приезжает туристов больше, чем всего населения - до 1,5 миллиона.

Латыши – ещё одна паразитная нация?

…латыш - это чрезвычайно упертая, тупая овца. Это самый яркий пример быдлоизма на национальном уровне. С быдлом нельзя быть на равных. Ты ему даешь возможность высказываться и чувствовать как человек, а в ответ они пользуются этой возможностью, чтобы вести себя как скот.
(обобщённый образ латыша глазами русских)

Побережье Балтийского моря - нынешние Лифляндии, Эстляндии и Курляндии. «Латвия» была заселена 4-мя народами: ливами, эстами (финскаго племени), латгалой и латами (литовск. племени). До 13 века нельзя говорить о какой-либо общей политической организации «Латвии». Отдельные племена жили в ней вполне самостоятельно; культурный уровень их был низкий. Их религия заключалась в поклонении явлениям природы. Главным богом у них был бог грома - Перкун, которому посвящались старые вековые дубы. В обычае были жертвоприношения; лошадь считалась наиболее благородною жертвою. На войне жители обнаруживали большую свирепость и беспощадно четвертовали своих пленных. Покойники сжигались; пепел от их трупов сохранялся в урнах. В настоящее время найдено немало таких урн. За покойником нередко сжигались его любимые домашние животные, лошади и собаки; в могилу клали оружие, хлеб, мед, монеты. Помните, древние египтяне не знали, куда девать пленных (кормить-то их накладно) и, поэтому, пленных убивали. И лишь потом, придумали их использовать как бесплатную рабочую силу. Их даже называли – «говорящий скот». Так возник рабовладельческий строй и началась цивилизация. По всему получается, что в 13 веке, в центре Европы проживал народ, который по уровню дикости еще находился в пятом тысячелетии до нашей эры. Для сравнения - в Руси, к тому времени, уже были написаны «Повесть временных лет», «Слово о Полку Игореве», таким образом, уже существовала самостоятельная русская (негреческая) литературная традиция.
Основную роль в создании единого народа сыграла культура, основанная на народных песнях – понятные всем, они во многом сформировали как язык, так и общие воззрения и верования. После распада ливонских государств это единство заметно пострадало – в Латгалии, например, язык и религия испытали сильное польско-католическое влияние. Кроме того, поскольку реальная политическая власть с конца 13 по начало 20 века находилась в руках немцев (независимо от формальной государственной власти), происходящее в их среде тоже влияло на происходящее в стране. Немцы в Латвии сделали…. Ну как бы это поделикатнее выразиться, в общем, все. Просто все. Построили города. Церкви. Университеты. Основали торговлю. Промышленность. Дороги. Канализация (они бы просто засрали всю свою территорию). Электричество. Литература. Письменность. Религия. Медицина. Образование. Армия. Ну, в общем, все, что только возможно.

Поэтому для латыша совершенно наплевать, под управлением кого его страна считалась пятьсот лет назад – это всё равно страна только его и его предков, а чужие всегда оставались ничем, пусть и опасным ничем, которому приходится покориться, но который никаких прав от этого не приобретает. Для обычного латыша, как Ливония, так и Российская империя в Латвии – всего лишь структуры управления, а не государства. Так латыши смотрели на них 300 и 600 лет назад, так смотрят и сейчас.
Современные историки «Латвии» такие как Э. Екабсонс, В Щербинскис пытаются представить историю латышей в ином свете, а именно как активных участников белого движения в России после октябрьского переворота 1917 года, однако это именно те единицы представителей латышей, которые адекватно мыслили и являлись генетически представителями нордической расы.
Но давайте рассмотрим деятельность этой саранчи в наиболее понятный для современного человека период ХХ – го века. Латышские стрелки – выродки на Русской земле. Отправной точкой для латышей в деле уничтожения Российской Империи стал


Второй съезд делегатов латышских стрелковых полков, прошедший в Риге в середине мая 1917 года. 226 делегатов почти единогласно приняли резолюцию, в которой было указано, что Временное правительство - результат попытки мелкой буржуазии и одной части рабочих войти в соглашение с империалистической буржуазией и землевладельцами. Война в резолюции была охарактеризована как империалистическая, поэтому революционные силы должны бороться за мир без аннексий и контрибуций, должны прогнать свои империалистические правительства. По самому важному для революции вопросу - о власти - съезд заявил: «Нашим лозунгом: является призыв революционной демократии: всю власть Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов!» Вот что пишет А. Кох о той ситуации: «…Столь убедительной поддержки своим устремлениям не ожидали даже лидеры большевиков. Так П.Стучка писал, вспоминая тот день: «Я видел только восторженное почти единогласное голосование. Должен признаться, что был сильно поражен этой решимостью. Днем позже, выступая на отдельном собрании одного из полков, я убедился, что это - думы и воодушевление масс, а не только избранной верхушки».
Резолюция 17 мая означала переход латышских стрелков на сторону большевиков, и 40 тысяч латышских стрелков стали ядром большевистских военных сил в революции. О политических взглядах латышских стрелков говорит следующий факт: на выборах в Учредительное собрание, состоявшихся в ноябре 17-го, за кандидатов большевиков было подано 95 процентов голосов.
Через два месяца, в феврале 1918 года, немецкие войска, в том числе 12 Балтийская пехотная дивизия генерал-майора Рюдигера фон дер Гольца, прорвали фронт и оккупировали всю территорию Латвии. 40 тысяч хорошо обученных и вооруженных латышей не стали защищать свою Родину, а отправились "сражаться за свободу и упрочение советской власти" на необъятные российские просторы. На своих штыках они несли революционный террор, а попросту - смерть миллионов русских людей.
Вот как Л.Д.Троцкий (пойди найди лучше эксперта по Гражданской войне в России, все таки, Наркомвоенмор, - главнее нету!) описал роль латышских стрелков в исходе гражданской войны: "Латышские стрелковые части, - отличившиеся беспримерной самоотверженностью в период гражданской войны, были созданы еще царским правительством в 1915 году, преимущественно пролетарский состав частей был причиной того, что вскоре после Февральской революции, в мае 1917 года латышские стрелки объявили себя сторонниками большевиков.


С этих пор они связали свою судьбу с судьбой революционного пролетариата советских республик, каждый раз, появляясь на самых опасных участках фронта и нанося тяжелые поражения врагу. Созданный 14-го декабря 1917 года латышский корпус подлежал, согласно Брестскому договору, демобилизации. Чтобы сохранить латышские части, было решено переименовать корпус в латышскую советскую стрелковую дивизию (13 апреля 1918 года). Начальником дивизии был назначен И.И.Вацетис. Еще до сведения их в корпус, латышские полки принимали участие в борьбе с польским корпусом Довбор-Мусницкого, а на юге - с Корниловым.
В 1918 году латышские части принимают активное участие разгроме анархистов и подавлении левоэсеровского мятежа. В период чехословацкого мятежа на Восточный фронт перебрасываются 7 латышских полков. За доблестную двухдневную оборону Казани (5 и 6 августа) 5-й латышский полк награждается ВЦИКом красным знаменем. В конце 1918 года и начале 1919 года латышские части очищают Латвию от немецких баронов и русских белогвардейцев: (Вот они, вот они - латышские части! Это те самые части Красной Армии, которые сначала захватили Ригу, а потом фон дер Гольц их пинками вытолкал обратно в Россию! Вот какой они видели родную Латвию - большевистской! Ну где, ну где же спасибо немцам за то, что они спасли Латвию от озверевших латышей?)
Осенью 1919 года мы видим всю латышскую стрелковую дивизию с ее кавалерией (во блин, у них и кавалерия была, еще к 40 тысячам стрелков плюсуй не меньше 10 тысяч) под Орлом, куда она была переброшена главнокомандующим Вацетисом, для того чтобы прикрыть пути на Москву. Здесь пришлось поставить ее в центре ударной группы против Добровольческой армии генерала Деникина. Латышской дивизии были приданы бригада Примакова и червонная бригада Павлова. Столкновение произошло в районе города Кромы. Здесь разыгрывается один из самых кровопролитных боев между латышской дивизией с приданными ей частями, с одной стороны, и 1-м корпусом Добровольческой армии - с другой. Силы были равные. Бой длился около двух недель, с 11 по 27 октября 1919 года. Обе стороны напрягали все свои силы. Последнее и решительное усилие сделали 1-я латышская бригада и 7-й латышский полк в ночь на 27 октября, разгромив тыл противника и захватив город Кромы, где были расположены штабы. Кромская победа явилась первым шагом к победе над армией Деникина, которая, отступая, превращалась в клочки отдельных войсковых частей. В это же время 5-й латышский полк сражается против генерала Юденича, наступавшего на Петроград. Вместе 87-м и 88-м полками он составляет ударную группу, которая под Павловском наносит генералу Юденича решительное поражение.
Фронт генерала Юденича оказался разорванным на две части; это послужило началом поголовного бегства армии Юденича в Эстонию, где она была ликвидирована. За доблестные действия под Петроградом 5-й латышский полк получил 2-е красное полковое знамя.
Весною 1920 года латышская стрелковая дивизия действует под Перекопом, который она берет штурмом, но, не будучи поддержана своевременно, вынуждена отойти. Летом и осенью мы видим латышскую дивизию в передовых рядах войск, сражающихся против ген. Врангеля» (Л.Д.Троцкий «Советская Республика и капиталистический мир. Часть Первая»).


Таким образом, можно смело утверждать, что победа красных в гражданской войне в значительной степени была обусловлена участием на их стороне латышских частей. Всем известно, что перелом в гражданской войне начался после поражения Добровольческой армии под Орлом. Теперь мы знаем, кто его обеспечил.
Если к этому прибавить тот энтузиазм, с которым латыши шли в ЧК, с каким удовольствием они участвовали в расстрелах, как потом энергично и по-деловому они строили ГУЛАГ. Все эти Вацетисы, Петерсы, Стучки, Лацисы, Берзины. Наверное, уже пора нам счет Латвии предъявлять, а не, наоборот.
Вот как оценивает количественное участие латышей в становлении и удержании советской власти в России известный латышский профессор Айварс Странга (Вестник Европы. 2001. № 2): «184 тысячи латышей, более 10% нашей нации (если быть точным, то 20%. Откуда их столько взялось? Но это не мои цифры. Хотя с членами семей, может быть.), остались в Советской России после революции, не вернулись в Латвию, не воспользовались условиями Рижского мира, не участвовали в строительстве независимой, свободной Латвии. 70 тысяч из них подписали себе приговор, который был приведен в исполнение в 1937 году (собакам - собачья смерть). Эта цифра - 184 тысячи оставшихся здесь на руководящей работе, в том числе в ГРУ, в НКВД, - свидетельство того, сколь социально и идейно была расколота наша нация»». Вот и становится понятна разбойничья, маниакальная сучность латышей-шариковых. Я не буду останавливаться на зверствах латышских ублюдков на территории моей страны в период становления жидо-большевистской власти, а перенесусь сразу в условия освободительной войны 1939 – 1945 года. И так после прихода к власти в Германии НСДАП правительство активно преступило к организации консолидации фольксдойче на исконных немецких землях. В том числе и активно обустраиваемая на протяжении веков территория «Латвии». На тот момент численность населения территории «Латвии» составляла около 2 миллионов человек различных национальностей и примерно 60 процентов – собственно латыши. То есть по большому счёту не о чём по сравнению с Россией или Германией, так район в Берлине или Москве. Но сколько от них пакостей… В Латвии традиционно были сильны прогерманские настроения. Хотя до войны немецкое население составляло всего около 3 процентов, его общество под названием «Латвийское братство» после прихода Гитлера к власти официально провозгласило своей целью вхождение «Латвии» в состав Третьего рейха. После подписания «Версальского мирного договора» и «Брестского мирного договора» (Брестский договор оставался в силе 3 месяца. После революции в Германии 1918–1919 Советское правительство 13 ноября 1918 в одностороннем порядке аннулировало его.) страны Антанты решили обустроить свой форпост на территории «Латвии» и именно поэтому они решили предоставить «независимость» латышам. И как видно не зря. Следует отметить, что латвийская армия того времени представляла собой едва ли не самую боеспособную часть «Прибалтийской Антанты». Правительство Ульманиса не жалело средств на свои вооруженные силы. Так, в 1936 году в Великобритании были заказаны самолеты для ВВС, в 1939 году в Швеции - зенитные орудия. В Валге в начале декабря 1934 года эстонским и латвийским командованием были проведены совместные командно-штабные учения, на которых разрабатывались планы военных действий против СССР. В мае-июне 1938 года прошли аналогичные полевые учения. Помимо мобильной, хорошо вооруженной армии в республике имелся ряд национальных военизированных организаций. Молодежь была вовлечена в аналог «Гитлерюгенда» - «Мазпулку». Взрослая часть населения, включая женщин, объединилась в организацию «Айзсарги» («Охранники»). Существовавшая с 1919 года, эта милитаризированная структура, приняла активное участие в государственном перевороте в мае 1934 года, результатом чего главой государства стал ее прежний руководитель Карл Ульманис. Организация строилась по территориальному принципу, охватывая все уезды Латвии, и к 1940 году насчитывала в своих радах до 40 тысяч человек (21 полк). Члены организации объединялись во взводы, роты, батальоны и полки. Руководство «Айзсаргами» осуществлял штаб, во главе которого стоял бывший министр общественных дел Латвии Альфред Берзиньш. Каждый член организации имел винтовку, пистолет и запас патронов. Помимо стрелкового вооружения, имелась и артиллерия. Каждый «охранник» пользовался рядом привилегий, одновременно являясь резервистом национальных вооруженных сил. Помогая полиции, «охранники» в дни революционных праздников собирались в определенных пунктах для подавления возможных выступлений. Ими изучалась тактика уличных боев, осуществлялась охрана бастующих предприятий и штрейкбрехеров. «Айзсарги», живущие в пограничной полосе несли охрану границы. Айзсаргом мог стать и русский житель Латвии. Так, начальником группы по борьбе с партизанами при одном из волостных управлении был И. Селиванов. В составе его группы в основном служили агенты-русские. (С.Чуев Проклятые солдаты. Предатели на стороне III рейха. Москва. Издательства "ЯУЗА", "ЭКСМО", 2004). После подписания в 1939 году пакта «Молотов - Риббентроп» и присоединением территории «Латвии» к СССР организация формально была распущена, но ряд ее членов ушел в подполье и вошел в ряд подпольных вооруженных формирований – «Страж Отечества» («Тевияс Саргс»), «Латышский Национальный Легион», «Военную организацию освобождения Латвии».
В 1931 году была создана национальная организация «Громовой Крест» («Перконкруст»). К осени 1934 года она насчитывала в своих рядах около 5 тысяч человек. В 1940 году после вступления в Латвию Красной Армии группа актива «Перконкруста» рекомендовала своим членам вступать в компартию Латвии для сохранения ценных кадров.

«Латвияс Сарги» («Защитники Латвии») были созданы в мае 1941 года. Организация ставила своей задачей восстановление прежней Латвии при помощи Германии. После оккупации немцами Латвии «Защитники» были распущены, но большая их часть перешла на службу к новым хозяевам. В 1944 году по инициативе немецкой разведки организация была восстановлена и ее кадры использовались для ведения подрывной работы в советском тылу.
В конце июня 1941 года солдаты вермахта вступили на территорию прибалтийских республик, значительная часть местного населения приветствовала их как освободителей. В Ригу немцы вошли в начале июля. Не желая возвращения советской власти в прибалтику, многие жители «Латвии» были не против присоединиться к германской армии в её «крестовом походе против большевизма». Прибалтийские республики и Белоруссия были объединены рейхскомиссариатом по делам оккупированных восточных территорий (возглавляемым Альфредом Розенбергом) в единую административную территорию под наименованием «Остланд». Рейхскомиссаром «Остландии» был назначен гауляйтер Шлезвиг-Голштинии Генрих Лозе.
В свою очередь, РСХА в границах этой территории был сформирован главный округ СС под руководством обергруппенфюрера СС и генерала полиции Фридриха Еккельна со штаб-квартирой в Риге.

На территории «Латвии» службу безопасности возглавил бригадефюрер СС и генерал-майор полиции Вальтер Шрёдер. Шрёдер прибыл в латвийскую столицу в августе 1941 г. и возглавил командование латышской городской и сельской полиции, которая к этому времени была сформирована бригаденфюрером СС Францем Вальтером Шталекером.

Шрёдеру были нужны надежные национальные полицейские подразделения, которые могли бы высвободить немецкие воинские части от необходимости поддерживать общественный порядок в Латвии.


Он отдал распоряжение приступить к формированию так называемых батальонов безопасности, получивших наименование шума-батальоны. Эти батальоны немцы предполагали использовать исключительно для исполнения полицейских функций в составе СС. Справка: «Гитлер был настроен крайне недоброжелательно по отношению к населению «Остланда». Вначале он был решительно против призыва в армию населения этих областей и использования их на фронте. Это проявилось особенно резко... в его ответе на предложение «латвийского самоуправления» о создании 1-2 армейских корпусов, который был передан мне через имперского руководителя СС: «Фюрер не желает никаких воинских соединений из Прибалтики для использования их на фронте, так как после войны это привело бы к политическим требованиям с их стороны. Кроме этого, для этих целей нет оружия. Однако следует формировать, возможно, большее количество охранных батальонов для несения службы на оккупированной русской территории». Однако тяжелые потери, понесенные немецкой армией в ходе зимнего (1941-1942 гг.) контрнаступления Красной Армии под Москвой, вынудили Генриха Гиммлера передать шума-батальоны германскому военному командованию в качестве «пушечного мяса» - резервных подразделений. В последующем немцы использовали латышей в качестве тампонов – затычек, т.е. затыкали ими бреши на передовой, где использование регулярных частей СС было нецелесообразным. И поскольку в планах руководства Третьего Рейха не было формирование самостоятельных прибалтийских государств Альфред Розенберг направил рейхскомиссару «Остланда» Генриху Лозе инструкцию об обращении с населением оккупированных областей. В ней, в частности, говорилось: «…Цель деятельности рейхскомиссариата Эстонии, Латвии, Литвы заключается в формировании здесь рейхспротектората, а затем в превращении этой территории в часть великогерманского рейха путем привлечения к сотрудничеству полноценных с расовой точки зрения элементов и мер по переселению. Балтийское море должно стать внутренним северным морем под владычеством Германии… Рейхскомиссариат Остланда должен препятствовать любым поползновениям на создание эстонского, латышского и литовского государств, не зависимых от Германии. Необходимо также постоянно давать понять, что все эти области подчиняются немецкой администрации, которая имеет дело с народами, а не с государствами… Что касается культурной жизни, то необходимо с порога пресекать попытки создания собственных эстонских, латышских, литовских университетов и вузов. Не нужно возражать против открытия ремесленных училищ и небольших технических учебных заведений». А.Розенберг с самого начала и совершенно чётко приказал пресекать любые поползновения на получение какой-либо независимости Прибалтийских государств. Тем не менее, в инструкции особо подчеркивалось, что о недопустимости создания независимых государств «не следует заявлять публично». Ничего не подозревающие местные националисты после прихода немецких войск с энтузиазмом занялись формированием разнообразных правительств. Розенберг как бывший подданный Российской Империи не понаслышке знал о менталитете латышей, да и других прибалтов и именно поэтому был категорически против существования подобных народов. Вот обратите внимание на разницу в подходах Третьего Рейха к развитию государственности и народа России и прибалтийских территорий. На освобождённой территории России восстанавливались православные храмы, возобновляли работу вузы и театры, музей и библиотеки…активно восстанавливалась структура самоуправления без присутствия войсковых подразделений вермахта, формировались целые дивизии в составе войск СС и вермахта. Однако некоторые мне возразят и вспомнят о 15-ой и 19-ой дивизиях СС в конце 1943 года сведённых в VI-ой добровольческий армейский корпус СС (латышский). И это действительно так, но первоначально дивизии были сформированы из фольксдойче. Впоследствии, когда в 1943 – 1944 годах дивизии были раздроблены по отдельным частям и преданы другим воинским формированиям СС т.к. к этому моменту из-за нехватки людских ресурсов в дивизии начали принимать латышей и это привело к серьёзным поражениям на участках обороны дивизий и гибели их командиров-немцев. Не зная, что же им делать с латышами немцы из личного состава 15-ой дивизии сформировали три строительных полка, ну что им оставалось делать ведь воины из латышей никудышные. В итоге 15-я дивизия вообще перестала подчиняться руководству СС и задолго до окончания берлинской операции сдалась америкосам, а 19-я дивизия разбежалась по лесам, оказавшись в Курляндском котле. Осознавая цепную сущность и патологическую безбашенную жестокость латышей, руководством РСХА было принято решение не препятствовать самоочищению территорий от большевиков и жидов. 29 июня 1941 года глава РСХА (Главного управления имперской безопасности) Г.Гейдрих направил всем командирам “айнзатцгрупп” директиву, в которой предписывалось «не препятствовать устремлениям по самоочищению со стороны антикоммунистических и антиеврейских кругов на оккупированных территориях». Маховик убийств и грабежей уже крутился, и непосредственные исполнители на эту директиву вряд ли обратили бы внимание. Необходимо обратить внимание, что адресация и формулировка директивы сильно меняется с применением слова «самоочищение», подчеркивая, что акции грабежей и расстрелов были чистой воды самодеятельностью со стороны распоясывавшихся отморозков, и Гейдрих просил своих наместников – «просто им не мешать»... Убивали всех и своих и чужих. Жестоко и не менее цинично.

Представления об антропологическом облике лиц Восточной Прибалтики у меня лично складывались в основном под воздействием великого искусства синематографа.

При слове «Балтия» в сознании первым делом всплывает воспетый культовым режиссером Рогожкиным образ настоящего финского парня из «Особенностей национальной охоты», «Особенностей национальной рыбалки» и прочих национальных особенностей.

С эстонцами дела обстоят несколько хуже. В отличие от своих северных соседей, в фильмах Рогожкина они не снимались, так что представление об этом народе у среднестатистического россиянина крайне размыто. Имеется, правда, огромное количество анекдотов, в которых на все лады воспевается эстонская национальная медлительность. Однако поскольку создатели анекдотов пренебрегли в свое время описанием внешности медлительных эстонцев, к антропологии весь этот фольклор имеет весьма отдаленное отношение. Если говорить об эстонцах, на память приходит лишь блондинистый, не по-эстонски бойкий Урмас Отт – телеведущий, в свое время знаменитый на всю страну, а также виденный в далеком детстве фильм «Приключения желтого чемоданчика» (если не ошибаюсь, главную роль там исполняет великолепная Пельтцер, актриса неделимого СССР без национальностей и границ, но поскольку кино снимали в столице Эстонской республики, в кадре нет-нет да и мелькают настоящие эстонцы).

Если же попробовать воспроизвести внешность литовца или латыша, возникает неясный, один на двоих, расплывчатый образ абстрактного прибалта, навеянный все теми же анекдотами про эстонцев.

Впрочем, ничего удивительного в этом нет. Как показывают самые последние генетические исследования в этой области, несмотря на разницу в языках (эстонцы и финны принадлежат к финно-угорской языковой группе, а латыши и литовцы говорят на языках индоевропейской группы), эти народы тесно связаны между собой. Причем эстонцы, например, генетически куда ближе к соседям-латышам, чем к своим лингвистическим родственникам.

Как пишут советские антропологи, не ленившиеся выезжать на полевые работы, собирая исследовательский материал: на северо-западе у литовского, латышского населения, а также у финнов и карелов прослеживаются черты беломоро-балтийской расы. У латышей и эстонцев присутствуют также черты атланто-балтийской расы.

Это говорит о том, что в формировании этих этносов участвовали одинаковые антропологические компоненты – только в разные времена и в разных пропорциях. Этим же обусловлено и их внешнее сходство.

У атланто-белтов – светлая кожа, у каждого второго – светлые волосы, у трех из четырех – светлые глаза. Волосы широковолнистые или прямые, мягкие. Рост бороды средний. Третичный волосяной покров на теле – от среднего до слабого. Достаточно крупные голова и лицо. Нос обычно прямой и узкий, чаще с высоким переносьем.

Беломоро-балтийский тип еще более светлокож и светловолос. Третичный волосяной покров несколько слабее. Рост меньше. Лицо шире и ниже. Более короткий нос, который сравнительно часто имеет вогнутую спинку.

Эстонцы

Из рассматриваемых нами национальностей эстонцы самые высокие – в среднем по стране больше 173 см. Остальные прибалты на 2–3 сантиметра пониже. Но, как замечают антропологи, длина тела – величина неустойчивая. В разные периоды времени она может изменяться. В неблагоприятные для роста годы Второй мировой войны суммарный рост эстонцев понизился на целый сантиметр, вместе с тем уменьшились в размерах и другие балтийские народы. Поэтому эстонцам все равно удалось сохранить свое преимущество.

Эстонцы депигментированы. Это значит, что цвет их глаз, кожи и волос варьируется от светлых до очень светлых тонов. Смуглый эстонец-брюнет – большая редкость. Правда, откровенных блондинов среди эстонцев еще меньше: по данным антропологов – всего около 2%. В основном же представители этой национальности – бледнолицые, русоволосые, светлоглазые.

Светлых глаз – серых и голубых оттенков – подавляющее большинство. Только каждый тридцатый, а то и реже, эстонец может похвастаться темными, например, карими глазами. И у трети населения – глаза смешанных оттенков. Ширина глазной щели средняя. Чаще всего положение глаз горизонтальное, реже встречается, когда наружный уголок выше внутреннего. И уж совсем редко у эстонцев можно увидеть, что наружный угол глаза ниже внутреннего. Эпикантус встречается в единичных случаях, которые с одинаковой частотой проявляются и у литовцев, и у латышей, и у финнов. Развит он слабо, а с возрастом еще более ослабляется.

Чаще всего волосы у эстонцев прямые по форме и мягкие на ощупь. Впрочем, попадаются также и широковолнистые. «Широковолнистые» в переводе с сухого казенного языка антропологических отчетов на общеупотребительный русский язык означает «вьющиеся». Но не мелким бесом, как у африканцев, а ниспадающие эдакими мягкими волнами и локонами.

Рост бровей у основной массы эстонцев, за исключением окраинных районов на северо-западе и востоке республики, развит сравнительно слабо. Совершенно иначе обстоит ситуация с ростом бороды. У жителей центральной части страны растительность на лице ослаблена и по мере продвижения к границам, наоборот, усиливается, в то же время оставаясь относительно слабо развитой.

Головы эстонцев высокие и более широкие, если сравнивать их с другими народами Прибалтики.

Отсюда в пропорциональной зависимости такие же широкие лица и лбы. И если у финнов лоб прямой, то у эстонцев наклон лба сравнительно сильный.

То же можно сказать и про развитие надбровья: у финнов слабо развитое, у эстонцев заметно более выраженное. Челюсти эстонцев – массивные и широкие, а подбородок выступает довольно сильно. При этом по сравнению с прибалтийскими финнами эстонцы отличаются несколько уплощенным лицом. В подавляющем большинстве случаев скулы не выступают. Лишь у каждого двадцатого.

У эстонцев по сравнению с другими балтийцами узкий и высокий нос. Более чем у половины населения – переносье высокое, а сам нос – прямой. Основная масса эстонцев имеет горизонтальное или поднятое положение кончика носа, и только в 8% случаев кончик носа опущен. Эстонцы отличаются широким ртом и средней толщины губами.

Общий для всех эстонских групп и достаточно специфический комплекс признаков отчетливо проявляется в суммарной характеристике: широкое лицо, наклонный лоб, относительно сильно развитое надбровье, высокий рост, русые волосы, светлая пигментация. Вообще эстонцы, как замечают антропологи, отличаются от соседей более выраженной общей массивностью.

Латыши

Антропологический тип, характерный, в том числе и для латышей, локализуется в нижнем течении Немана, по Венте и нижнему течению Западной Двины, в бассейне Гауи, на побережье Финского залива, в районе Чудского озера и Нарвы. В наиболее четкой форме он выявляется не только среди латышей, но и среди западных групп эстонцев.

Рост латвийцев приблизительно такой же, что и у эстонцев. Показатели немного (незаметно для невооруженного сантиметром обывателя) варьируются по убывающей с севера на восток страны.

Светлые оттенки глаз встречаются несколько чаще. Аналогично с этим чаще попадаются и широковолнистые волосы, но цвет волос в среднем чуть темнее. Меньше белокурых и светло-русых, больше русых и темно-русых.

Рост бровей и бороды у латышей развит слабее – особенно бороды. Лица, лоб и скулы такие же широкие. Чуть менее выражен наклон лба. Глазная щель средних размеров. Положение глаз чаще всего горизонтальное. Переносье высокое, нос узкий. Профиль спинки носа в основном прямой, встречается чаще, чем у эстонцев. И точно так же часто встречается вогнутый профиль спинки носа. Основание кончика носа чаще поднятое, чем прямое. Латыши – курносее. И еще у них менее широкий рот.

Литовцы

Антропологический комплекс, к которому относится в том числе и Литва, распространен по всему Двинско-

Припятскому междуречью, в среднем течении Западной Двины, в низовьях Немана, на левом берегу Припяти, в верховьях Днепра, по Березине, Сожу и Ипути. Кроме литовцев, характерными представителями являются еще и некоторые белорусы.

У литовцев рост поменьше, чем у эстонцев, и даже у латышей, около 168–169 см.

У них более узкие и короткие лица, по сравнению с латышами и эстонцами, а волосы светлее. Но вот светлых оттенков глаз – меньше. Зато волнистых волос у литовцев больше.

Редко встречается вогнутый профиль спинки носа. И значительно реже можно встретить курносого литовца. Если у эстонцев более сорока процентов населения обладает поднятым основанием носа и приблизительно столько же у латышей, то у литовцев этот показатель на уровне двадцати процентов.

Финны

В целом финны славятся ростом, длинной и узкой головой, высоким лицом, узким носом, слабо и средне развитым надбровьем и прямым или слабо наклонным лбом. Рост финнов выше среднего – около 173 см, но до эстонцев они все-таки не дотягивают. Нос пошире, надбровье менее развито, менее широкий лоб и лицо.

Прибалтийские финны отличаются очень светлой пигментацией глаз. У них преобладают голубые и серые оттенки радужины – у 53–80% населения. Смешанные оттенки встречаются не так часто, только у 16–43% финнов. Прямые и реже широковолнистые волосы, также очень светлые. В среднем больше процент белокурых и светло-русых. Но в то же время в Финляндии, как это ни удивительно, чаще, чем в Эстонии, встречаются и черные волосы.

Чуть сильнее развит рост бровей и бороды. Скулы выступают еще слабее. Чуть уже ширина глазной щели. Переносье высокое или среднее. Профиль носа у половины населения Финляндии прямой, затем по убывающей идет извилистый, а потом – вогнутый.

Кончик носа – горизонтальный или (реже встречается) поднятый. Ширина рта, так же, как и толщина губ, заметно меньше. Массивный финский подбородок выступает сильнее, нежели у эстонцев.

Во всем мире более 1, 5 миллиона латышей. Около 90 % из них проживает в Латвии, но также их можно встретить в США, России, Австралии, Канаде, Великобритании и Германии, а еще в Бразилии, Литве, Швеции, Эстонии и Ирландии. Вообще, вряд ли есть какая-нибудь страна в мире, где латыши не обозначили своего присутствия, так что, если вы даже никогда не посетите Латвию, у вас есть все шансы встретить латыша где-нибудь еще. Предназначение данной брошюры – дать представление о том, кто же такие латыши. Конечно, каждый человек уникален, но мы попытались осветить некоторые из наиболее заметных особенностей, присущих большинству латышей.

Дома и семьи латышей

Исторически сложилось так, что латыши предпочитали жить в семейных крестьянских дворах, а не объединяться в деревни. Многие из проживающих в сельских районах Латвии сегодня по-прежнему живут таким образом. Эта латышская склонность к уединению на комфортной дистанции от других, возможно, объясняет их замкнутый, самодостаточный и независимый характер. Даже сегодня латыш ставит свой дом и свою семью выше всего остального, и приветствует только близких друзей и родственников в этом домашнем святилище. У латыша может быть не много близких друзей, но такие устоявшиеся дружеские отношения для него ценнее золота. Женщины играют особенно важную роль в латвийском обществе. В семье женщина – это клей, который связывает семью воедино и передает семейные традиции. Сегодня женщины страны взяли на себя ведущие роли в жизни общества, включая пост президента государства. Мужчины Латвии гордятся тем, что наши женщины не только умны и заботливы, но и очень красивы.

Что едят латыши

С незапамятных времен латышские праздники были грандиозными торжествами, на которых с огромным аппетитом поглощалось бесконечное множество яств и алкогольных напитков. Но и в обычные дни хорошая еда для латыша имеет огромное значение. Традиционная латышская кухня включает в себя разнообразные продукты: ржаной хлеб, картофель, сосиски и мясо, рыбу, различные молочные продукты, пиво и квас. Завтрак обычно состоит из бутербродов с сыром или колбасой и чая или кофе. На обед чаще всего суп с овощами и мясом, а также картофель и стаканчик кефира или фруктового сока. Рис, гречка или макароны в качестве гарнира к мясному блюду употребляются реже. Латыши обожают свой традиционный ржаной хлеб, особенно домашний. Однако и кисло-сладкий ржаной хлеб тоже популярен. Во многих латышских семьях на десерт пекут пироги, в том числе яблочные, и сладкие ватрушки.

Латыши и природа

Все латыши благоговеют перед природой: землей, морем, животными и особенно перед цветами и деревьями. Это не зависит от того, живут они в городах или же в сельской местности. Величественные дубы особенно почитают. Все вековые деревья записывают и регистрируют для специальной охраны. Такая тесная взаимосвязь с вековыми деревьями уходит корнями в древние, дохристианские верования, к традициям и фольклору, к тому моменту, когда латыши поклонялись различным природным божествам и проводили различные ритуалы вокруг этих священных деревьев и под их кронами. Латышам присуща также особая любовь к аистам, а гнездо аиста рядом с домом считается добрым знаком – это особое благословение для жильцов дома. Такие древние верования продолжают жить в мышлении современных латышей, многим из которых близка «зеленая» философия. Поэтому не удивительно, что многие районы Латвии сохранены в их первозданном виде, не тронуты человеческим развитием.

Латыши под открытым небом

Любовь к природе является частью образа жизни многих латышей. Хотя многие поколения латышей решили жить и работать в сельской местности, даже горожане предпочитают проводить отдых вдали от городской сутолоки и суеты. Они проводят выходные и праздники на берегу моря, на пикниках у озера или рядом с рекой, или ходят на прогулки по огромным латвийским лесам. Это особенно актуально в летнее время, когда латыши загорают, купаются и ловят рыбу или занимаются более активными видами спорта, такими, как езда на велосипеде или гребля. Благодаря большому количеству диких животных в Латвии охота по-прежнему популярна среди мужчин. Независимо от того, как они провели день, латыши часто проводят вечера вокруг костра, где готовят еду, поют песни и мечтают.

Латыш и его земля

Небольшие семейные фермы и крестьянские дворы рассматриваются как места, где латвийская душа чувствует себя как дома. Это здесь зародились и поддерживаются латышские традиции. В Латвии такие фермы известны не по улице или адресу, а по их уникальным названиям, многие из которых вековой давности. Для многих латышей работа в семейном саду с лихвой заменит экскурсию на природе. Садоводство – популярное времяпрепровождение и даже приводит к соревнованиям по самым красивым и наиболее ухоженным садам. Пожилые латыши проводят много времени на своих садовых участках, они готовят запасы на зиму, заготавливают варенье, фруктовые соки, маринуют и солят овощи, особенно капусту и огурцы. Обилие лесов делает сбор ягод и грибов одним из любимых способов времяпровождения для всех поколений латышей. С июля по сентябрь латвийские леса полны латышей, занятых наполнением плетеных корзин клубникой, малиной, черникой, брусникой и грибами.

Латыши и цветы

Латыши любят цветы и любят дарить их (и женщинам, и мужчинам), чествовать места и события. Предпочтения могут варьироваться, но есть определенные неписаные правила, которыми латыши руководствуются в традиции дарения цветов. Букет должен состоять из нечетного количества цветов: трех, пяти, семи или девяти. Но, когда цветы приносят на могилу, их должно быть четное число. Цветы дарят, чтобы выразить признательность, в ознаменование дня рождения, юбилея, свадьбы, продвижения по службе или какого-либо достижения, да и просто, чтобы вызвать чью-то улыбку. С незапамятных времен цветы, дубовые листья и цветочные букеты использовали в качестве украшения во время праздничных мероприятий. Сегодня латыши украшают цветами себя, свои дома, своих домашних животных, свой скот, и даже свои машины.

Латыши и огонь

Возможно из-за более прохладного Североевропейского климата, или просто потому, что латыши сохранили многие из своих древних традиций, все латыши очень любят огонь. Он играет важную роль во время Лиго (Янова дня, дня летнего солнцестояния), когда сельскую местность Латвии освещают тысячи костров. Ни один латышский праздник не будет полноценным без свечей, так как они рассматриваются как неотъемлемая часть праздничной атмосферы. Свечи зажигают на тортах в честь дня рождения, на похоронах, ставят на окна, а также зажигают во время выпускных вечеров. На Рождество многие латыши предпочитают украшать свои Рождественские елки настоящими свечами, а не разноцветными электрическими лампочками. Свечи горят на столе во время свадебного пир, а также их несут участники традиционного полуночного свадебного таинства, когда с невесты снимают фату (mičošana). Подсвечники и канделябры, изготовленные из дерева, керамики или металла также являются важной частью традиционного латвийского ремесла и искусства. Латыши получают огромное наслаждение от фейерверков, причем не только на крупных общественных мероприятиях, но и на частных вечеринках.

Латыши, их песни и танцы

Если и можно определить народ, по какому-либо универсальному признаку, то для латышей такой признак – любовь к пению. Латыши поют все время, в любом месте и по любому поводу. Они поют на праздниках, юбилеях, торжествах, свадьбах, выпускных балах и на спортивных мероприятиях. Несмотря на то, что латыши поют в различных стилях, будь то опера, поп, джаз или рок, особое место в их сердцах занимают традиционные латышские народные песни, известные как «дайны». Дайны можно петь в одиночку, группой или большим хором. Около миллиона известных дайн затрагивают любой значимый повод. Существуют дайны по любому поводу и под любое настроение, и даже политики не стесняются исполнить дайну, когда для этого есть подходящий случай. Во время впечатляющих фестивалей песни, десятки тысяч латышей собираются большими хорами, чтобы спеть. Они одеты в национальные костюмы, история которых насчитывает столетия. У многих латышей есть свой собственный национальный костюм, который они одевают по особым случаям, таким как фестивали песни или различные праздники. Песни часто сопровождаются танцами, и многие из латышей участвуют в группах народного танца или просто присоединяются к танцующим, когда есть настроение.

Латыши и их праздники

Четыре самых популярных праздника для латышей – это Рождество, Новый год, Пасха и Лиго, или Янов день (день летнего солнцестояния). Лиго, который празднуется в канун 24 июня, особо значим. Большинство латышей встречают этот праздник в сельской местности на открытом воздухе: люди собираются возле ферм, крестьянских домов, в поле или в лесу, при свете огромного костра на вершине холма во время заката и желательно возле большого дуба. Любой пролетающий над Латвией в канун Янова дня, увидит впечатляющее световое представление, поскольку всю страну пересекают пунктиры тысяч пылающих костров. К празднику люди готовят специальную еду: сыр с тмином, пирожки с беконом, и запасаются огромным количеством пива. Девушки украшают себя венками из полевых цветов, а парни – из дубовых листьев. Несмотря на то что, пение традиционных Яновых песен все чаще дополняется музыкальными записями и выступлениями со сцены, кажется, что практически каждый латыш знает по крайне мере несколько Яновых песен, характерных для праздника Лиго. Весельчаки с достаточным количеством выдержки не будут спать всю ночь, чтобы встретить рассвет Янова дня после ночных песен и танцев. Романтично настроенные парочки проведут вместе ночь в лесу в поисках мистического цветка папоротника.

Латыши и их символика

Латыши не демонстрируют свой патриотизм открыто, несмотря на то, что глубоко любят свою землю и страну, и очень гордятся своими культурными и спортивными достижениями. Суть бытия латыша заключается в нескольких общих символах. Некоторые символы, такие как флаг и памятник Свободы в Риге связаны с Латвийской государственностью и свободой латвийского народа. Дуб символизирует силу, выносливость, долголетие и способность выживать. Поэтому дубовый венок, который носят мужчины во время празднования Янова дня или который дарят атлетам или ветеранам труда за особые достижения, воплощает все эти качества. Женские венки из цветов также символизируют традиционные латвийские ценности. Костер, который освещает праздничные мероприятия, символизирует свет и тепло. Кроме того, с 1991 года, он символизирует костры, освещавшие дни баррикад, которые привели к возвращению независимости Латвии. Богатый набор символов, обнаруженный в латышских орнаментах и художественном оформлении также несет широкий спектр значений из древних времен, символизирует мудрость, силу, безопасность и духовные верования.

Латыши и их язык

Общее число носителей латышского языка в мире превышает 2 миллиона человек и для 1, 4 миллиона этот язык является родным. Латышский принадлежит к индоевропейскому семейству языков и вместе с литовским образует балтийскую языковую группу, отдельную, но родственную славянским и германским языковым группам. Латышский язык, так же как и литовский сохраняет множество элементов праиндоевропейского языка как в лексике, так и в грамматике, и с этой точки зрения представляет огромный интерес для лингвистов. Хотя современный литературный латышский язык используется практически во всех жизненных сферах на всей территории страны, в разговорном латышском часто встречаются элементы различных местных диалектов. Публикуется около 150 газет на латышском языке, общий тираж которых составляет 110 миллионов экземпляров. Выпускается также 200 журналов. Кроме того, в Латвии каждый год публикуется около двух тысяч книг, общим тиражом 5 миллионов экземпляров.

Латыши и их имена

Существует около тысячи латышских имен, и каждый день латвийского календаря всегда освещает одно или несколько из них. Этот день называется днем имени. В свои именины латыши обычно принимают поздравления, подарки и цветы, и ждут гостей без приглашения. Самое популярное латышское мужское имя – Янис, за ним следуют Андрис, Юрис, Эдгар, Марис и Айвар. Самые популярные женские имена – это Анна, Кристина, Мария, Инесе, Инга и Илзе. Мода на имена также переменчива, так что набирают оборот новые, современные имена или же возвращаются старые, давно забытые. Тем не менее, некоторые имена с вековой историей, такие как Карлис, Илзе, Петерис, Анна, Юрис и т. д выдерживают натиск времени. Большинство латышских имен являются местным вариантом европейских христианских имен, в то время как некоторые были заимствованы у соседних народов, а около десяти процентов являются уникальными для латышей, например: Ирбе, Сниедзе, Виестурс, Дзинтарс, Аусеклис. Многие из латышских имен олицетворяют животных или природные явления, такие как янтарь, звезду, снег или породу птиц. Висвалдис, например, означает «вседержитель».

Около половины всех латышских фамилий имеют латвийские корни: Берзиньш, Калныньш, Озолиньш. Большинство фамилий латвийского происхождения олицетворяют какой-нибудь конкретный предмет. Таким образом, среди премьер министров Латвии были г-н Гайлис («петух»), г-н Крастс («берег»), г-н Шкеле («ломоть»). Менее распространенными являются немецкие, шведские и польские фамилии, в последние годы возросло число русских фамилий. При изучении фамилий можно проследить отношение семьи к конкретному церковному приходу.

Наиболее распространенные латышские имена и фамилии в 2010 году

Мужские имена Женские имена Фамилии
1 Янис Анна Берзиньш
2 Андрис Кристине Калныньш
3 Юрис Инесе Озолиньш
4 Эдгарс Инга Янсонс
5 Марис Илзе Озолс
6 Айварс Лига Лиепиньш
7 Мартиньш Даце Круминьш
8 Петерис Анита Балодис
9 Иварс Мария Эглитис
10 Каспарс Ева Зариньш
11 Валдис Ивета Петерсонс
12 Улдис Диана Витолс
13 Айгарс Сандра Клявиньш
14 Карлис Айя Карклиньш
15 Александрс Рита Ванагс

Автор блога Филипс Бирзулис является основателем портала travelinlatvia.lv, где делится советами, как вести себя с представителями разных народностей у них дома, чтобы не выглядеть кретином. Про латышей он пишет так: «Латыши – народ с другой планеты, понять их намного сложнее, чем многих других иностранцев. Так что если Вы планируете отправиться в Ригу, подружится с кем-то будет сложнее, чем заставить себя не писать на памятник Свободы».

Наш портал с разрешения Филипса публикуют часть его размышлений в переводе с английского.

Выучи латышский - и латыши к тебе потянутся

У латышей слабое представление о том, как далеко распространяется их родной язык. Несмотря на то, что на латышском говорят около двух миллионов человек, встретить говорящего по-латышски, например, в Мумбае практически невозможно. Однако латыши очень гордятся своим поэтичным языком, так что иностранцам придется учить язык, чтобы сблизиться с латышами, несмотря на то, что иностранец в Риге прекрасно может обойтись лишь знанием английского. Но выучите хоть немного латышских слов. Ведь даже русские в Риге, несмотря на желание говорить только по-русски, говорят на латышском, пусть и с акцентом. Знание латышского поможет вам общаться не только в ирландских барах.

Не вспоминай войну

У латышей была очень тяжелая история, они пережили коммунизм, национализм, нацизм, советскую власть, немецкую власть, высылки в Сибирь, русификацию, стагнацию, мягкую революцию конца 80-х, демократию с коррупцией и общемировой кризис, присоединение к ЕС и введение евро. О чем бы вы не говорили, не обсуждайте с латышами их историю.

В магазинной очереди слишком не приближайся к тому кто перед тобой

Когда латыш вам рассказывает, что присоединил еще 10 гектаров земли к своему частному дому, чтобы не видеть рядом соседей, помните, он такой не один. Латыши привыкли жить в уединении на своих хуторах, одиночество у них в крови. Часто могут пройти годы, прежде чем вы узнаете имя своего соседа. И не приближайтесь к ним слишком близко, когда стоите в одной магазинной очереди. Латыши любят почтительное расстояние.

Рига не один из городов Латвии, а единственный город

Находясь в столице, вы можете подумать, что в Латвии есть и другие города. Но более 2/3 всего населения страны работает в Риге. Так что Рига не просто крупнейший город Латвии, а единственный город страны. Для сравнения, Даугавпилс, который находится на втором месте, имеет население всего в 100 000 человек, что вряд ли стало бы классифицироваться как город в мировом понимании. Однако 700 000 человек приезжих хуторян каждое лето проводят в родительских домах, в родной деревне, собирая грибы и ягоды и купаясь голышом в местных озерах. Для латышей такой возврат к истокам – важная часть их жизни.

Секстуристы бесят даже больше тех, кто писает на памятник

Если вы дочитали до этого места, то уже поняли, что если вы ведете себя как обезьяна и пахнете пивом, то, скорее всего, не сможете ни с кем познакомиться и проведете ночь в одиночестве. Поэтому хочется сразу предупредить туристов – женщины в Латвии очень красивы, а по весне они принимают витамин D на все доступные места, но это совсем не значит, что эти девушки доступны. Попробуешь познакомиться и тебя тут же признают вонючим секстуристом. А эту породу людей в Латвии ненавидят еще больше, чем тех, кто писает на наш памятник.

Otkrito.lv, Филип Бирзулис/ Фото: Филип Бирзулис


«Я напугана. Думаю, ситуация будет ухудшаться». Работающая по 13 часов в день медсестра рассказала о муках зараженных пациентов