Лев толстой научно популярные рассказы. Методическая разработка урока литературного чтения на тему: Художественные и научно – познавательные рассказы

Сочинение

Сказки, созданные Л. Толстым, часто имеют научно-познавательный характер. Одушевление предметов, волшебно-сказочная форма помогают усваивать географические понятия: «Шат Иванович не послушал отца, сбился с пути и пропал. А Дон Иванович слушал отца и шел туда, куда отец приказывал. Зато он прошел всю Россию и стал славен» («Шат и Дон»).

Сказка «Волга и Вазуза» привлекает внимание ребенка спором двух сестер-рек: «Были две сестры: Волга и Вазуза. Они стали спорить, кто из них умнее и кто лучше проживет». Эта сказка учит рассуждать и делать правильные выводы.

Сказки Толстого рассчитаны на то, чтобы облегчить запоминание научного материала. Этому принципу подчинены многие произведения «Новой азбуки» и «Русских книг для чтения». В предисловии к «Азбуке» Толстой пишет: «Вообще давайте ученику как можно больше сведений и вызывайте его на наибольшее число наблюдений по всем отраслям знания; но как можно меньше сообщайте ему общих выводов, определений, подразделений и всякой терминологии»’.

Л. Толстой терпеливо перерабатывал свои рассказы изведения для учебных книг. Его сын вспоминал: «Он в то время составлял «Азбуку» и на нас - своих детях - проверял ее. Он рассказывал и заставлял нас излагать эти рассказы своими словами». Лев Толстой впервые сближает стиль научно-популярных и художественных произведений в учебных книгах для детей. В его коротких познавательных сказках и рассказах научность гармонично соединяется с поэтичностью, образностью. Писатель стремился дать детям доступные им сведения о законах природы, советовал, как практически использовать эти законы в крестьянском быту и хозяйстве:

* «Есть червь, он желт, он ест лист. Из червя того шелк».
* «Сел рой на куст. Дядя его снял, снес в улей. И стал у него год целый мед белый».
* «Слушай меня, мой пес: на вора лай, к нам в дом не пускай, а детей не пугай и с ними играй».
* «Девочка поймала стрекозу и хотела рвать ей ноги. Отец сказал: эти самые стрекозы поют по зорям. Девочка вспомнила их песни и пустила».

Географические сведения и описания природных явлений, исторических событий, физических свойств тел даются с учебно-познавательными целями и в то же время художественно. Толстой использует разнообразные методы и приемы изложения; например, рассказы по физике он пишет в виде рассуждения. Так, в рассказе «Тепло» повествование развертывается при помощи вопросов и ответов:

* «Отчего стакан лопается, если нальешь в него кипяток? Оттого, что то место, где кипяток, разогревается, растягивается, а то место, где нет кипятка, остается по-прежнему: внизу тянет стакан врозь, а вверху не пускает, и он лопается».

«Тепло», «Сырость», «Отчего в морозы трещат деревья?» и многие другие научно-познавательные рассказы писатель строит в форме диалога, который помогает ребятам анализировать и обобщать, рассуждать и приходить к самостоятельному выводу. Он учит всматриваться в явления природы, изображает их поэтически, используя меткие сравнения. Таков, например, рассказ «Какая бывает роса на траве»: «Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля».

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой (1828–1910) очень любил детей, а еще больше он любил с ними разговаривать.

Он знал много басен, сказок, рассказов и историй, которые увлеченно рассказывал детям. Его с интересом слушали как родные внуки, так и крестьянские дети.

Открыв в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, Лев Николаевич сам преподавал в ней.

Он написал учебник для самых маленьких и назвал ее "Азбука". Труд автора, состоящий из четырех томов, был "красив, короток, прост и, главное, ясен" для понимания детям.


Лев и мышь

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала:

Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю.

Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.

Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала:

Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, - бывает и от мыши добро.

Как меня в лесу застала гроза

Когда я был маленький, меня послали в лес за грибами.

Я дошел до лесу, набрал грибов и хотел идти домой. Вдруг стало темно, пошел дождь и загремело.

Я испугался и сел под большой дуб. Блеснула молния такая светлая, что мне глазам больно стало, и я зажмурился.

Над моей головой что-то затрещало и загремело; потом что-то ударило меня в, голову.

Я упал и лежал до тех пор пока перестал дождь.

Когда я очнулся, по всему лесу капало с деревьев, пели птицы и играло солнышко. Большой дуб сломался, и из пня шел дым. Вокруг меня лежали секретки от дуба.

Платье на мне было все мокрое и липло к телу; на голове была шишка, и было немножко больно.

Я нашел свою шапку, взял грибы и побежал домой.

Дома никого не было, я достал в столе хлеба и влез на печку.

Когда я проснулся, я увидал с печки, что грибы мои изжарили, поставили на стол и уже хотят есть.

Я закричал: "Что вы без меня едите?" Они говорят: "Что ж ты спишь? Иди скорей, ешь".

Воробей и ласточки

Раз я стоял на дворе и смотрел на гнездо ласточек под крышей. Обе ласточки при мне улетели, и гнездо осталось пустое.

В то время, когда они были в отлучке, с крыши слетел воробей, прыгнул на гнездо, оглянулся, взмахнул крылышками и юркнул в гнездо; потом высунул оттуда свою головку и зачирикал.

Скоро после того прилетела к гнезду ласточка. Она сунулась в гнездо, но, как только увидала гостя, запищала, побилась крыльями на месте и улетела.

Воробей сидел и чирикал.

Вдруг прилетел табунок ласточек: все ласточки подлетали к гнезду - как будто для того, чтоб посмотреть на воробья, и опять улетали.

Воробей не робел, поворачивал голову и чирикал.

Ласточки опять подлетали к гнезду, что-то делали и опять улетали.

Ласточки недаром подлетали: они приносили каждая в клювике грязь и понемногу замазывали отверстие гнезда.

Опять улетали и опять прилетали ласточки, и все больше и больше замазывали гнездо, и отверстие становилось все теснее и теснее.

Сначала видна была шея воробья, потом уже одна головка, потом носик, а потом и ничего не стало видно; ласточки совсем замазали его в гнезде, улетели и со свистом стали кружиться вокруг дома.

Два товарища

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь.

Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.

Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется.

Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?

А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

Лгун

Мальчик стерег овец и, будто увидал волка, стал звать:

Помогите, волк! Волк!

Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось – и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать:

Сюда, сюда скорей, волк!

Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, - не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

Охотник и перепел

Попался перепел в сеть к охотнику и стал просить, чтобы охотник отпустил его.

Ты только отпусти меня, - говорит, - я тебе послужу. Я тебе других перепелов в сеть заманю.

Ну, перепел, - сказал охотник, - и так-то не пустил бы тебя, а теперь и подавно. Сверну голову за то, что своих выдавать хочешь.

Девочка и грибы

Две девочки шли домой с грибами.

Им надо было переходить через железную дорогу.

Они думали, что машина далеко, взлезли на насыпь и пошли через рельсы.

Вдруг зашумела машина. Старшая девочка побежала назад, а меньшая - перебежала через дорогу.

Старшая девочка закричала сестре: «Не ходи назад!»

Но машина была так близко и так громко шумела, что меньшая девочка не расслышала; она подумала, что ей велят бежать назад. Она побежала назад через рельсы, споткнулась, выронила грибы и стала подбирать их.

Машина уже была близко, и машинист свистел что было силы.

Старшая девочка кричала: «Брось грибы!», а маленькая девочка думала, что ей велят собрать грибы, и ползала по дороге.

Машинист не мог удержать машины. Она свистала изо всех сил и наехала на девочку.

Старшая девочка кричала и плакала. Все проезжающие смотрели из окон вагонов, а кондуктор побежал на конец поезда, чтобы видеть, что сделалось с девочкой.

Когда поезд прошел, все увидали, что девочка лежит между рельсами головой вниз и не шевелится.

Потом, когда поезд уже отъехал далеко, девочка подняла голову, вскочила на колени, собрала грибы и побежала к сестре.

Старый дед и внучек

(Басня)

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта.

Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил.

Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке.

Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят - сынишка их на полу дощечками играет - что-то слаживает.

Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорив: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали.

Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Маленькая мышка

Мышка вышла гулять. Ходила по двору и пришла опять к матери.

Ну, матушка, я двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый.

Мать спросила:

Скажи, какие это звери?

Мышка сказала:

Один страшный- ноги у него черные, хохол - красный, глаза на выкоте, а нос крючком.Когда я мимо шла- он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я от страха не знала куда уйти.

Это петух, сказала старая мышь,он зла никому не делает, его не бойся. Ну, а другой зверь?

Другой лежал на солнышке и грелся.Шейка у него белая, ножки серые, гладкие.Сам лижет свою белую грудку и хвостиком чуть движет, на меня глядит.

Старая мышь сказала:

Дура, ты дура. Ведь это сам кот.

Два мужика

Ехали два мужика: один в город, другой из города.

Они задели санями друг за друга. Один кричит:

Дай дорогу, мне скорей в город надо.

А другой кричит:

Ты дай дорогу. Мне скорей домой надо.

А третий мужик видел и сказал:

Кому скорей надо - тот осади назад.

Бедняк и богач

В одном доме жили: наверху богач- барин, а внизу- бедный портной.

Портной за работой все пел песни и мешал барину спать.

Барин дал портному мешок денег, чтобы он не пел.

Портной стал богат и все стерег свои деньги, а петь уже не стал.

И стало ему скучно. Он взял деньги и снес их обратно барину и сказал:

Возьми свои деньги назад, а мне уж позволь песни петь. А то на меня напала тоска.

Методическая разработка

урока литературного чтения

Художественные и научно - познавательные рассказы.

Л.Н. Толстого «Лебеди», «Зайцы».

Тема: Произведения Л.Н. Толстого «Лебеди», «Зайцы».

1. Ввести понятия о рассказах научно - познавательных и художественных; Сравнить жанры научно - познавательного и художественного рассказов.

2.Научить работать с научно - познавательным текстом (выделять факты и их описания);

3.Обогащать читательский опыт; расширять круг чтения путем включения в учебный процесс работы с книгами - справочниками, ресурсами Интернета;

4. Отрабатывать навык чтения вслух и про себя.

Учебные умения:

Различать научно - познавательные и художественные (описание) рассказы;

Работать с книгами - справочниками;

Характеризовать произведения Л.Н. Толстого из круга детского чтения.

Ход урока:

Ход урока

I. Мобилизующий этап урока.

Покажите цветом, какое настроение у вас сейчас.

Для урока чтения нам понадобится учебник, тетрадь и ваше хорошее настроение.

2.Развитие речевого дыхания.

Набрали воздух. На медленном выдохе произносим:

Кто вечно хнычет и скучает, тот ничего не замечает

Кто ничего не замечает, тот ничего не изучает

кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает

Поднимите руки, кому уже хватает воздуха?

3. Артикуляционная гимнастика.

1. Трубочка. (играем на дудочке). Сложить губы в форме трубочки.

2. Хоботок. Сомкнутые губы вытянуть максимально вперед.

3.Вкусное варенье. Облизать сначала верхнюю, потом нижнюю губу по кругу.

4.Лошадка. имитировать звук, издаваемый копытами лошадки при помощи языка.

5. Улыбка. Губы растянуть в улыбке.

4. Проверка д/задания.

1. Дома вы нарисовали рисунок для были «Лев и собачка» и подготовили пересказ отрывка, подходящего к рисунку.

2. Работа с таблицей.

А.А.Фет (1820-1892)

Ф.И.Тютчев (1803 - 1873)

Л.Н.Толстой (1828-1910)

Назовите фамилию, отчество, имя писателей.

Подумайте, о ком из этих людей идет речь в следующем отрывке.

Родился в семье, где было 5 детей. Его воспитанием занималась тетушка, так как родители умерли.

Служил на Кавказе. Будучи военным, участвовал в Крымской войне (1817-1864), в обороне Севастополя.

Вернувшись в свое родное имение, он открыл школу для бедных крестьянских детей и написал для них учебники «Азбука» и «книги для чтения».

Почему Л.Толстой-граф, дворянин, вдруг решил открыть школу в Ясной поляне для крестьянских детей? (хотел научить грамоте, чтобы они стали лучше жить; дать счастье общения с книгой, ведь все можно было узнать только из книг).

О каких качествах личности это говорит? (очень добрый человек, широкой души).

3. Экзамен на прочность знаний. (Викторина по произведениям Л.Толстого)

● Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. (Косточка-быль)

● В одном селе жили два брата; землю пахали, хлеб сеяли. У старшего брата детей не было; у младшего брата было четверо маленьких детей. (Два брата-сказка).

● - Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем. (Белка и волк-басня)

Давайте подытожим, каких жанров произведения писал Л.Толстой?

Посмотрите на слайд 1, и подумайте, какой жанр нам еще не встречался? (рассказ).

Исходя из предыдущих заданий, определите тему нашего урока.

(Рассказы Л.Толстого)

Верно, а теперь посмотрите на следующий слайд, и, угадав «лишнее» слово, определите тему рассказов, с которыми мы познакомимся.

5. Активизация познавательной деятельности.

Что изображено на картинке? (заяц, лебедь, кошка, лес)

Изображение какого рисунка «лишнее»? (кошка-домашнее животное)

Как эти рисунки назвать одним словом? Что их объединяет? (природа).

Так о чем будут произведения? (о природе).

Молодцы!

Сейчас постараемся угадать названия этих рассказов.

Два человека составят слово из карточек красного цвета, а другие два из карточек зеленого цвета.

(лебеди, зайцы).

Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте цель.

6. Работа по теме урока.

а)Беседа о лебедях.

б) Чтение рассказа учителем.

в) Анализ произведения.

г) Чтение рассказа детьми.

д)Анализ рассказа

е)проверка усвоения нового материала.

Уч-ль: К сожалению, не все люди умеют рассмотреть прекрасное вокруг себя. Многие известные писатели старались помочь нам узнать о жизни живого мира, научить видеть красоту природы, чтобы люди полюбили ее, берегли ее богатства.

Сегодня мы коснемся мира прекрасного в произведениях Л.Толстого «Лебеди» и «Зайцы».

Кто из вас видел когда-либо лебедей? Что вы знаете о них? слайд 4

Со времен глубокой древности лебедь, одна из самых крупных и сильных птиц, служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. Существует старинная легенда о лебединой песне, которую эта прекрасная птица якобы поет перед своей гибелью. Бывает, что лебеди могут прожить в паре и 20, и 30 лет. Вот как сильно привязаны они друг к другу, а так же и к своему потомству. Благодаря этому они уже достойны уважения, могут служить примером для нас, людей.

После прочтения мною произведения, вы ответите на вопрос: какие мысли и чувства возникли у вас при слушании? (после прочтения-ответы детей)

Понравилось ли произведение? Что показалось интересным?

Какой жанр этого произведения? Докажите. (Здесь описывается один день из жизни главного героя).

Как описывается полет лебедей? Прочитайте.

Сколько дней птицам требуется для перелета. А откуда вы узнали, что они летят долго? Найдите эти места в учебнике. Прочитайте.

Какое слово повторяется в этом отрывке? Какое значение имеет это повторение?

Слово «летели» повторяется много раз. Это повторение указывает на дальность пути.

Что узнали о птицах в конце 2 абзаца?

(Ученик читает отрывок:... Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее»)

Молодые учатся у старых жизни, законам перелета.

Какое слово в этом отрывке вызывает тревогу?

Уморились.

Почему один молодой лебедь опустился на воду? Прочитайте.

Как море приняло птицу? Прочитайте.

А теперь закройте глаза и представьте картину ночного моря:синее небо, усыпанное звездами, синее море и одинокий белоснежный лебедь в лунном свете. Какие чувства вызывает эта картина?

Вызывает тревогу одинокий лебедь. Страшно за него, что его ждет впереди.

Что вызывает особую тревогу за судьбу лебедя?

Он еще слаб. / Лебедь одинок.

Что же произошло за ночь?

Лебедь отдохнул. / Он набрался сил. / Он хочет догнать остальных.

Скажите, тяжело ли сейчас лебедю?

Да, потому что он вздохнул, как человек. Значит, ему тяжело лететь одному.

Давайте построим схему-описание лебедя: (дети пользуются словарями качеств характера)

Царская птица

лебедь уставший

Прочитайте слова известного немецкого писателя И. Гете.

Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой.

Наша схема-описание помогает нам понять, что лебедь, имея такие черты характера, превозмогая усталость, боль одиночества, после отдыха из последних сил поднимаясь вновь в небо, ведет бой за жизнь.

Ребята, Именно такие черты характера помогут лебедю выжить.

Скажите еще раз, какой жанр этого произведения?

Художественный рассказ воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора.

Прочитаем об этом в учебнике с.113

физминутка (звучит музыка из телепередачи «В мире животных».)

Словарная работа. Слайд 6

Вам встретилось выражение на гумнах. Что оно означает?

На гумнах-на местах, где молотят сжатый хлеб.

Вернемся к доске, и прочитаем название следующего рассказа, с которым мы познакомимся. (Зайцы)

Понравился ли рассказ? Что из него интересного узнали? Прочитайте.

Почему зайца трудно обнаружить по следам? Прочитайте.

Кто враги зайца? (Люди, собаки, лисицы, вороны, орлы.)

Вызывает ли какие - то чувства, переживания этот рассказ?

Никаких чувств, переживаний этот рассказ не вызвал, так зачем он создан, написан?

(Сообщает сведения, факты, из жизни зайцев).

Ребята, такие рассказы называются научно-познавательными. Научный стиль - стиль научных сообщений. Основная его функция - сообщение информации, фактов.

Прочитаем об этом в учебнике с.114

Давайте еще раз сравним два рассказа, которые изучили сегодня.

Заполните таблицу «ДА - Нет» (у каждого на столе)

Вызывает чувства

Сообщает только факты

«Лебеди»

Вывод: художественный или научно - познавательный рассказ

Научно - познавательный рассказ - рассказ, в котором автор не передает свои чувства, переживания, а сообщает сведения, факты из жизни зайцев. У. с.114.

Художественный рассказ - рассказ, в котором автор передает свое отношение к судьбе героя, писатель вызывает у читателя сочувствие, переживание за судьбу героя (лебедя), желание поддержать его в беде. У. с. 113.

У доски построим модели обложки этих произведений.

Л.Н.Толстой Л.Н.Толстой

«Лебеди» «Зайцы»

Чем же отличаются эти произведения?

7. Итог урока.

Вернемся к целям урока, поставленным в начале нашей работы, и посмотрим, со всем ли мы справились.

Познакомиться… (с рассказами Л.Толстого)

Проанализировать… (два рассказа «Лебеди» и «Зайцы»)

7. Рефлексия.

Покажите цветом, какое настроение у вас в конце нашего урока?

8. Дом.задание.

С.113 Выучить наизусть последний абзац рассказа, с.113-114 выр.чит., ТПО

Родился Лев Николаевич 28 августа (9 сентября н.с.) 1829 года, в усадьбе Ясная Поляна. Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. По происхождению Толстой принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. По матери Толстой был родственником А. С. Пушкина.

После смерти родителей будущий писатель с тремя братьями и сестрой переехал в Казань, к опекунше П. Юшковой. Шестнадцатилетним юношей поступил в Казанский университет, но, не окончив курс, ушел из университета и поселился в Ясной Поляне, полученной им в собственность как отцовское наследство. Воевал. Много путешествовал. Вернувшись в Россию стал мировым посредником и занялся устройством школ в своей Ясной Поляне и во всем Крапивенском уезде. Яснополянская школа принадлежит к числу самых оригинальных педагогических попыток, когда-либо сделанных: единственная метода преподавания и воспитания, которую он признавал, была та, что никакой методы не надо. Все в преподавании должно быть индивидуально - и учитель, и ученик, и их взаимоотношения. В Яснополянской школе дети сидели кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел. Никакой определенной программы преподавания не было. Единственная задача учителя заключалась в том, чтобы заинтересовать класс. Несмотря на этот крайний педагогический анархизм, занятия шли прекрасно. Их вел сам Толстой, при помощи нескольких постоянных учителей и нескольких случайных, из ближайших знакомых и приезжих.

Писатель всю жизнь мучительно переживал бедность и страдания народа. Он был одним из организаторов общественной помощи голодающим крестьянам в 1891 году. Личный труд и отказ от богатства, от собственности, нажитой благодаря работе других, Толстой считал нравственным долгом каждого человека. Уклад жизни в Ясной Поляне тяготил Толстого и тот не раз хотел и долго не мог решиться уйти из неё.

Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, покинул Ясную Поляну.

В доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. 7(20) ноября Лев Николаевич Толстой умер.

Дети читают рассказ.

Субои, зеленя, овин, гумно, озими, ток, хомут.

Субои – сугробы. Ток - расчищенная площадка, на которой ловят птиц при помощи силков. Овин – Строение для сушки снопов. Гумно – площадка для молотьбы. Зеленя-поля со всходами озими. Озимь – посеянная осенью, под снег рожь. Хомут - Надеваемая на шею часть деревянная часть конской упряжи.

Дети проверяют.

Чтобы мы узнали о жизни зайцев и быте крестьянской деревни.

Жизнь зайца – русака, его повадки, зарисовки деревенской жизни, крестьянского быта.

  1. Шел, я значит, полем. С конем своим. И вдруг вижу, цыгане идут. Чуть ли не всем табором. Пляшут, песни поют. Я аж засмотрелся. Вот, думаю, весело живут! А они прямо ко мне. Кружатся вокруг меня, юбками размахивают, глазами блестят. Потом – раз, и пошли дальше. Еще быстрее чем пришли. А я так и остался стоять. Потом – глядь, а коня – то нет! Украли!
  2. Бежал я через деревню. Быстро так. Вокруг ведь столько всего опасного! Из – за какого - то забора залаяла собака. Но я ведь смелый, я не испугался. Она ведь за забором, да и

на цепи. Потом я услышал крик какой – то женщины. Вот тут я, несмотря на свою смелость, побежал со всех ног. Даже запыхался. Много чего я еще видел и слышал. Но я не останавливался, я ведь к вам, друзья торопился!

Дети придумывают продолжение.

Ребята находят и читают.

Ребята находят и читают.