Особенности философского мировоззрения. Центральная философская проблема Д

Мировоззрение

2.Религиозное мировоззрение

3.Философское мировоззрение

:

1 .Рациональный (понимаемый)

2

3

Вопрос 3:Философия и религия

С момента возникновения философии религия стала одной из ее тем. Дело в том, что большинство вопросов, на которые пытается ответить философия - вопросы об истоках мира, положении человека в космосе, - одновременно стали темами религиозного миропонимания. Поэтому в течение всей своей истории философия нуждалась в критическом разграничении с религией.

Философия религии - это философское мышление, имеющее религию в качестве своего предмета . Это такое философское мышление, которое проясняет сущность и способ бытия религии, отвечает на вопрос: "Что есть религия как таковая?"
Религия старше философии и очевидно имеет свои собственные корни.

С давних пор под религией понималось отношение человека к Богу или области божественного. Это определение могло по-разному толковаться, но основные термины - Бог, человек, отношение , оставались неизменными. БОГ -в религиозных учениях и представлениях сверхъестественное всесильное существо, сотворившее мир и управляющее им.

ЧЕЛОВЕК- субъект исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием, нравственно-этическими качествами.

ОТНОШЕНИЕ - момент взаимосвязи всех явлений.

Философия исходит из естественных условий человеческого существования без привлечения откровения. Уже в эпоху раннего христианства апологеты II века спрашивают, существует ли Бог. Этот вопрос предполагает понимание того, "что" есть Бог, и такое понимание реальности, которое обосновывает возможность разума давать ответы на эти вопросы. В средневековой схоластике философское богопознание называется естественной теологией и противопоставляется теологии откровения.

Объектом философского богопознания становится Бог, поскольку Он познаваем через свои творения, человеческую душу в ее свободе и бессмертии и через естественный закон.

Вопрос 19: Ренисанский скептицизм Монтеня (ДОПИСАТЬ)

МОНТЕНЬ Мишель де- французский философ эпохи Возрождения. Исходный пункт учения Монтеня- скептицизм. Человек, по его утверждению, имеет право на сомнение. Сомнению подвергаются средневековая схоластика, догматы католической религии, само христианское понятие о боге. Монтень отвергал религиозное учение о бессмертии души, подходя к пониманию сознания как специфического свойства материи. В отличие от агностицизма. скептицизм Монтень не отрицает познаваемости мира.

Оригинальность Монтеня, прежде всего - именно в тех скептических выводах, которые он делает из фидеистической позиции (ФИДЕИЗМ - учение, стремящееся подчинить науку религии, использовать идеалистическую философию и научное знание для защиты религиозных догм). Поскольку истина Откровения неизмеримо превосходит все человеческие понятия и представления, постольку потусторонние стремления внушают автору «Опытов» не отказываться от разума, но подвергнуть его испытанию, посмотреть, чего он стоит, будучи предоставлен самому себе, - таков замысел Монтеня.

Главный принцип его морали: человек не должен пассивно ожидать своего счастья, которое религия обещает ему на небесах, он вправе стремиться к счастью в жизни земной

Вопрос 20: Эмпиризм Бэкона(материалист)

ЭМПИРИЗМ - одно из важнейших направлений в философии Нового времени, утверждающее, что источником достоверного знания является один только чувственный опыт, а мышление, разум способны лишь комбинировать материал, доставляемый органами чувств, но не вносят в него ничего нового.

Первым и величайшим исследователем природы в Новое время был английский философ Фрэнсис Бэкон. В своих исследованиях он вступил на путь опыта и обратил внимание на исключительную значимость и наблюдений для обнаружения истины. Он считал, что философия должна носить практический характер. Высшей целью науки он считал господство человека над природой, но возможно это только подчиняясь ее законам. Ему принадлежит девиз: "Знание - сила". Природа побеждается только подчинением ей. Могуществен тот, кто может, а может тот, кто знает. Путем, ведущим к знанию, является наблюдение, анализ, сравнение и эксперимент. Ученый должен идти от наблюдения единичных фактов к широким обобщениям, т.е. применять индуктивный метод познания.

Бэкон заложил основы новой науки - экспериментального естествознания. Но опыт может дать достоверное знание лишь тогда, когда сознание свободно от ложных призраков - ошибки, вытекающие из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей.

Заслуга Бэкона в развитии философии заключается в том, что он, во-первых, восстановил материалистическую традицию и произвел - под этим углом зрения - переоценку философских учений прошлого; возвысил ранний греческий материализм и вскрыл заблуждения идеализма. Во-вторых, Бэкон выработал собственное материалистическое понимание природы, положив в основу взгляд на материю как на совокупность частиц, а на природу - как на совокупность тел, наделенных многообразными качествами.

Вопрос 27: Философия Канта

Основоположником немецкого классического идеализма счи­тается Иммануил Кант - немецкий философ. Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода:

Докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.);

Критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.).

В течение докритического периода философский интерес И. Кан­та был направлен на проблемы естествознания и природы.

В более поздний, критический период интерес Канта сме­стился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной фило­софии. Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных фило­софских произведений Канта:"Критика чистого разума"; "Критика практического разума"; "Критика способности суждения".

Важнейшими проблемами философских исследований Канта докритического периода были проблемы бытия, природы, естест­вознания. Новаторство Канта при исследовании данных проблем заключается в том, что он был одним из первых философов, который, рассматривая данные проблемы, большое внимание уделил проблеме развития.

Философские выводы Канта были революционными для его эпохи: Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате вращения данного облака, которое стало возможным благо­даря движению и взаимодействию (притяжению, отталкива­нию, столкновению) составлявших его частиц; природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна; природа находится в постоянном изменении и развитии; движение и покой относительны; все живое на земле, в том числе и человек, - результат есте­ственной биологической эволюции.

В основе философских исследований Канта критического периода лежит проблема познания. В своей книге "Критика чистого разума" Кант отстаивает идею агностицизма - невозможности познания окружающей действи­тельности.

Большинство философов до Канта видело в качестве глав­ной причины трудностей познания именно объект познаватель­ной деятельности - бытие, окружающий мир, который содержит в себе множество неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн. Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действитель­ность - объект, а субъект познавательной деятельности - чело­век, а точнее, его разум.

Познавательные возможности (способности) человеческого ра­зума ограничены . Как только ра­зум человека со своим арсеналом познавательных средств пыта­ется выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные нераз­решимые противоречия, которых Кантом было обнаружено че­тыре, Кант назвал антиномиями.

С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий - разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, - доказательство наличия границ познавательных способностей разума.

Также в "Критике чистого разума" И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выде­ляет три понятия, характеризующих знание: апостериорное знание; априорное знание; "вещь в себе".

Апостериорное знание - то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предпо­ложительным, но не достоверным, поскольку каждое утвержде­ние, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное.

Априорное знание - доопытное, то есть то, которое сущест­вует в разуме изначально и не требует никакого опытного дока­зательства.

"Вещь в себе" - одно из центральных понятий всей филосо­фии Канта. "Вещь в себе" - это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.

Кант выделяет схему познавательного процесса, согласно которой: внешний мир первоначально осуществляет воздействие ("аф­фицирование") на органы чувств человека; органы чувств человека принимают аффицированные образы внешнего мира в виде ощущений; человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате че­го в человеческом разуме возникает целостная картина ок­ружающего мира; целостная картина окружающего мира, возникающая вразу­ме на основании ощущений, есть всего лишь видимый разу­мом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром; реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, является "вещью в себе" - субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом; человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира - "ве­щей в себе", но не их внутреннюю сущность.

Таким образом, при познании разум наталкивается на две непроницаемые границы: собственные (внутренние для разума) границы, за которыми возникают неразрешимые противоречия - антиномии; внешние границы - внутреннюю сущность вещей в себе.

Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы - образы от непознаваемых "вещей в себе" - окру­жающего мира, также, по Канту, имеет свою структуру, которая включает в себя: формы чувственности; формы рассудка; формы разума.

Чувственность - первый уровень сознания. Формы чувствен­ности - пространство и время. Благодаря чувственности созна­ние первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени.

Рассудок - следующий уровень сознания. Формы рассудка - категории - предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первона­чальных ощущений, размещенных в "системе координат" про­странства и времени.

Разум - высший уровень сознания. Формами разума являют­ся окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея ду­ши; идея сущности мира и др.

Большая заслуга Канта перед философией в том, что им было выдвинуто учение о категориях - предельно общих понятиях, с помощью кото­рых можно описать и к которым можно свести все сущее. Таких категорий Кант выделяет двенадцать и делит их на четыре класса по три в каждом.

Классы и их категории: количества - единство, множество, цельность; качества - реальность, отрицание, ограничение; отношения - субстанциональность (присущность) и акциден­ция (самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие; модальность - возможность и невозможность, существова­ние и несуществование, необходимость и случайность.

Согласно Канту с помощью категорий - предельно общих характеристик всего сущего - рассудок осуществляет свою дея­тельность: располагает по "полочкам разума" хаос первоначаль­ных ощущений, благодаря чему является возможной упорядо­ченная мыслительная деятельность.

Социально-политические взгляды И. Канта: философ считал, что человек наделен изначально злой природой; видел спасение человека в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону (категорическому императиву); был сторонником распространения демократии и правового порядка - во-первых, в каждом отдельном обществе; во-вторых, в отношениях между государствами и народами; осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступ­ление человечества; считал, что в будущем неизбежно наступит "высший мир" - войны будут либо запрещены правом, либо станут экономи­чески невыгодными.

Историческое значение философии Канта в том, что им было: дано основанное на науке (механике Ньютона) объяснение возникновения Солнечной системы; выдвинута идея о наличии границ познавательной способно­сти разума человека (антиномии, "вещи в себе"); выведено двенадцать категорий - предельно общих понятий, которые составляют каркас мышления; сформулирован категорический императив - моральный закон; выдвинута идея демократии и правового порядка как в каж­дом отдельном обществе, так и в международных отношениях; осуждены войны, предсказан "вечный мир" в будущем, основан­ный на экономической невыгодности войн и их правовом запрете.

Вопрос 28: Философия Гегеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель -был од­ним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе, ярким представителем немецкого классического идеализма.

Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны: теория объективного идеализма (стержневым понятием ко­торой является абсолютная идея - Мировой дух); диалектика как всеобщий философский метод.

Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля - отождест­вление бытия и мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие - абсолютной идеи.

Абсолютная идея - это:единственно существующая подлинная реальность; первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений; Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.

Следующим ключевым онтологическим понятием филосо­фии Гегеля является отчуждение.

Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего опреде­ленного, отчуждает себя в виде: окружающего мира; природы; человека;

А затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к са­мому себе: то есть происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух - отчуждение - окружаю­щий мир и человек - мышление и деятельность человека - реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека - возвращение Абсолютного духа к самому себе.

Само отчуждение включает в себя: творение материи из воздуха; сложные отношения между объектом (окружающим миром) и субъектом (человеком) - через человеческую деятельность Мировой дух опредмечивает себя; искажение, неправильное понимание человеком окружаю­щего мира.

Человек в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он - носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека - частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный ми­ровой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Таким образом, человек есть "конечный дух" Мирового духа.

Через человека Мировой дух: проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов; целенаправленно и закономерно движется - действия, по­ступки человека, ход истории; познает себя через познавательную деятельность человека; творит - в виде результатов материальной и духовной куль­туры, созданной человеком.

Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики.

Диалектика, по Гегелю, - основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира.

Смысл диалектики в том, что:все - Мировой дух, "конечный дух" - человек, предметы и явле­ния окружающего мира, процессы - содержит в себе проти­воположные начала; данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют; единство и борьба противоположностей - основа развития и существования всего в мире.

Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм: существует определенный тезис (утверждение, форма бытия); данному тезису всегда находится антитезис - его противопо­ложность; в результате взаимодействия двух противоположных тезисов по­лучается синтез - новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития; данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется те­зис все более и более высокого уровня.

По Гегелю, противоречие - не зло, а благо. Именно проти­воречия являются движущей силой прогресса. Без наличия про­тиворечий, их единства и борьбы развитие невозможно. В своих исследованиях Гегель стремится понять: философию природы; философию духа; философию истории; а значит, и их сущность.

Природу (окружающий мир) Гегель понимает как инобытие идеи (то есть антитезис идеи, другую форму существования идеи). Дух, по Гегелю, имеет три разновидности: субъективный дух (душа, сознание отдельного человека (так называемый "дух для себя")); объективный дух (следующая ступень духа, "дух общества в целом"); абсолютный (дух высшее проявление духа, вечно действи­тельная истина).

Поскольку Абсолютный дух включает в себя идею свобо­ды, вся история есть процесс завоевания человеком все большей и большей свободы. В этой связи Гегель делит всю историю человечества на три больших эры: восточную; антично-средневековую; германскую.

Восточная эра - такой пе­риод истории, когда в обществе осознает себя, пользуется свободой и всеми благами жизни лишь один человек - фараон, китайский им­ператор и т. д., а все остальные являются его рабами и слугами.

Антично-средневековая эра - период, когда себя стала осоз­навать уже группа людей (глава государства, окружение, воена­чальники, аристократия, феодалы), однако основная масса по­давлена и не свободна, зависит от "верхушки" и служит ей.

Германская эра - современная Гегелю эпоха, когда себя осознают и свободны все.

Можно также выделить следующие социально-политические взгляды Гегеля: государство - форма существования Бога в мире (по своей силе и "возможностям" воплощенный Бог); право - наличное бытие (воплощение) свободы; общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу; богатство и бедность естественны и неизбежны, это данная свыше реальность, с которой нужно мириться; противоречия, конфликты в обществе - не зло, а благо, двига­тель прогресса;противоречия и конфликты между государствами, войны - двигатель прогресса во всемирно-историческом масштабе; "вечный мир" приведет к загниванию и моральному разло­жению; регулярные войны, наоборот, очищают дух нации. Один из важнейших философских выводов Гегеля о бытии исознании в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует. Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие - сознанием. Все разумное действи­тельно, а все действительное разумно.

Вопрос 29: Философия марксизма

Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом во второй половине XIX в. и является со­ставной частью более широкого учения - марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику и со­циально-политическую проблематику.

В ряде стран (например, СССР) марксистская философия была возве­дена в ранг официальной государственной идеологии и была превращена в догму.

Возникновению марксизма и марксистской философии спо­собствовали: предшествующая материалистическая философия; бурный рост открытий в науке и технике; крушение идеалов Великой французской революции (свобо­да, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни; нарастание социально-классовых противоречий и конфлик­тов; кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кри­зис буржуазного брака и нравственности).

Главными произведениями основателей марксизма являются: "Тезисы о Фейербахе" К. Маркса; "Капитал" К. Маркса; "Манифест Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Эн­гельса; "Диалектика природы" Ф. Энгельса др.

Марксистская философия материалистична по своему харак­теру и состоит из двух больших разделов - диалектического ма­териализма и исторического материализма .

Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторический материа­лизм).

Также Марксом и Энгельсом выделяются и разрабатываются следующие понятия: средства производства;

Отчуждение; прибавочная стоимость; эксплуатация человека человеком.

Средства производства - уникальный товар, функция труда высшего уровня, позволяющие производить новый товар. Для производства нового товара помимо средств производства необхо­дима сила, обслуживающая их, - так называемая "рабочая сила".

В ходе эволюции капитализма происходит процесс отчужде­ния основной работающей массы от средств производства и, следовательно, от результатов труда. Основной товар - средства производства - сосредоточиваются в руках немногих собствен­ников, а основная масса трудящихся, не имеющая средств про­изводства и самостоятельных источников заработка, в целях обеспечения своих насущных потребностей вынуждена обра­щаться к собственникам средств производства в качестве наем­ной рабочей силы за заработную плату.

Стоимость произведенного наемной рабочей силой продукта выше стоимости их труда (в виде зарплаты), разница между ни­ми, по Марксу, является прибавочной стоимостью, часть которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в новые сред­ства производства для получения в будущем еще большей при­бавочной стоимости.

Выход из данного положения основоположники марксистской философии видели в установлении новых, социалистических (комму­нистических) общественно-экономических отношений.

В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По вы­ражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксис­тами с "головы на ноги". Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма: основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);

Сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя; материя находится в постоянном движении и развитии; Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человече­ской фантазии для объяснения явлений, непонятных челове­честву, и дает человечеству (особенно его невежественной час­ти) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность; материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования; важным фактором развития является практика - преобразо­вание человеком окружающей действительности и преобра­зование человеком самого человека; развитие происходит по законам диалектики - единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качест­во, отрицания отрицания.

Вопрос 30: Бытие

Содержание проблемы бытия включает в себя размышления о мире, o существовании, о жизни и смерти, о рождении и исчезновении. Мир обладает бытием. Он есть. Бытие мира - предпосылка его единства. Ибо мир сначала должен быть, прежде чем можно будет говорить о его единстве. Он выступает как совокупная реальность и единство природы и человека, материального бытия и человеческого духа.

1) бытие вещей, процессов и состояний природы;

2) бытие человека в мире природы;

3) бытие духовного, идеального;

4) индивидуализированное и внеиндивидуавизированное (объективированное) духовное бытие;

5) социальное бытие (индивидуальное и бытие общества).

Философский смысл бытия проявляется и в противоречии конечного и бесконечного (всякое бесконечное состоит из конечных составляющих частей); в противоречии общего и отдельного, целого и части.

Итак, бытие - общее понятие, самое общее, которое образовываете» путем отвлечения от различий между природой и духом, индивидом и обществом. Мы ищем общее между всеми явлениями и процессами реальности и находим его. Результат этих поисков ~ бытие, то, что эти явления и процессы реально существуют.

Небытие - состояние, единое с бытием (так же реально) и про­тивоположное ему.

Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не сущест­вовать, отсутствовать). Примеры небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, обще­ства, государства, которые раньше были, а потом умерли, раз­рушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.

Вопрос 31: Материя (материальное бытие)

Понятие «материи», по-видимому, родилось из стремления выявить изначальное единство всего существующего на свете, свести все многообразие вещей и явлений к некоей общей, исходной основе. Допустим, мы знаем массу разнообразных деревянных или глиняных предметов. Они могут быть бесконечно разнообразны, но объединяет их исходная основа, материал, из которого они сделаны. (Этимологически, кстати, слово «материя» означает в переводе с греческого дерево, строевой лес, из которого древние греки мастерили свои корабли.) Рассуждая далее по аналогии, вполне естественно предположить, что и у всего мира в целом, то есть у всех без исключения предметов и явлений есть какая-то единая основа, некий первичный «материал», из чего все «состоит».

Чуть позже для обозначения предполагаемой изначальной общности всего существующего стали применять понятие «субстанции» (от лат. substantia - то, что лежит в основе). Категория субстанции философии обозначает исходное внутреннее единство разнообразных вещей, процессов и явлений, их умопостигаемую сущность, конкретные вещи возникают и исчезают, их существование обусловлено другими вещами. Базовая же их основа - субстанция - несотворима и неуничтожима, она ничем другим, кроме самой себя, в принципе не может быть обусловлена.

___«Материя» - это одна из самых общих категорий нашего мышления, наиболее абстрактная и «пустая». Чтобы прояснить смысл этих характеристик, представим себе схематично путь образования общих понятий. Под «понятием» вообще понимается мысленное образование, в котором обобщается некоторый класс предметов посредством фиксации их общих признаков.

Первым шагом в конкретизации понятия материи является признание сложной организации объективной реальности, в составе которой различимы собственно материальные объекты (вещи), а также их свойства и отношения. Какой предмет или явление в известном нам мире ни возьми, это обязательно будет либо вещь, либо ее свойство, либо отношение.

Следующим шагом в конкретизации понятия «материи» является приписывание всем материальным объектам некоторых общих атрибутивных свойств. (Словом «атрибут» в философии обозначают такое свойство, без которого материальный объект не может существовать.) К таким атрибутивным свойствам материи обычно относят:

Системность (упорядоченность, структурную определенность);

Активность (движение, изменение, развитие);

Самоорганизацию;

Пространственно-временную форму бытия;

Отражение;

Информативность.

Вопрос 2: Философия и мировоззрение

Мировоззрение - система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и к самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.
Мир в целом никто представить себе не может, т.к. мир бесконечен и изменчив. Но некая система координат есть у каждого человека – это его мировоззрение.

Философское мировоззрение биполярно: с одной стороны мир. С другой – сам человек, который не существует вне мира. Именно мировоззрение, а не объем знаний человека определяет его поведение и поступки.

Как человек ощущает себя в мире, какое место себе определяет в нем, таким он и будет. Вопрос об отношении человека к миру является основным вопросом всякого мировоззрения. Он конкретизируется в других: в чем смысл жизни? Есть ли счастье? Что такое мир в целом? Конечен он или бесконечен? Эти и многие другие вопросы разворачиваются в систему ответов на них, во взглядах человека на мир, на свое отношение к этому миру.

В центре мировоззрения - проблема человека; назначение мировоззрения - обеспечение человека самыми общими представлениями и идеями о ценностях, регулирующими его взаимоотношения с внешним миром. Теряя жизнь, человек, естественно, теряет и мир.

Мировоззрение складывается под воздействием социальных условий, воспитания, образования. Мерилом мировоззренческой зрелости личности являются поступки, дела.

Выделяют следующие исторические формы мировоззрения:

1.Мифологическое мировоззрение – это художественно-эмоциональное отражение действительности, в котором вымысел и реальность переплетены.

2.Религиозное мировоззрение – взгляд на мир с позиции признания существования духовной силы, которая определяет существование мира и человека.

3.Философское мировоззрение - в нем обобщается опыт духовного и практического освоения мира, вечно обновляющееся теоретическое мировоззрение.

В мировоззрении выделяют три компонента :

1 .Рациональный (понимаемый)

2 . Иррациональный(не понимаемый)

3 . Утилитарный (утиль – польза)

Сколько людей проживает на Земле, столько же существует взглядов на окружающую действительность, события, происходящие на планете, и место человека во всем этом.

Картина мира каждого отдельного индивидуума заключается в совокупности его знаний, верований, эмоциональных оценок и накопленного опыта об окружающем. Именно поэтому все люди разные, но могут объединяться в семьи, группы, партии и другие сообщества по одинаковым фрагментам восприятия мира.

Осмыслением и систематизацией всего, что происходит в реальности, с позиции логики и рационализма занимается философское мировоззрение.

История философии

Философия зародилась в тот момент, когда человек впервые стал искать ответы на вопросы «Кто я?», «Зачем я здесь?» и «В чем заключается смысл жизни?» Как наука она сформировалась в 6 веке до н. э. в Древнем Китае, Индии и Греции.

Философы, жившие в ту эпоху, оставили свои научные труды и изыскания, многие из которых не потеряли актуальности и сегодня. Во все времена люди пытались решать задачи, которые ставила перед ними существующая действительность. Любые рассуждения о мироздании и его тайнах, душе и Боге, смерти и жизни - все это философские категории. Найденные ответы на вечные вопросы становились ориентирами для людей в их познании окружающего мира.

Хотя прошло уже более 2000 лет со времени написания трактатов первыми мудрецами, и человечество сегодня знает о Земле, Вселенной и о себе больше, остается спорным существующее философское мировоззрение касательно главных вопросов о том, в чем смысл жизни, какое у людей предназначение и т.д.

Взгляд на сущее

Мировоззрением принято называть совокупность представлений человека о себе и окружающей его видимой и невидимой действительности. Существует 2 вида восприятия сущего – индивидуальное и общественное.

Личное мировоззрение может состоять как из собственных представлений человека о себе, так и из мнений о нем других людей. К общественному относятся такие проявления народного самосознания, как легенды, мифы, предания и многое другое.

При восприятии действительности люди оценивают ее не только с позиции личного принятия или отрицания каких-либо событий, состояний или предметов, но и с точки зрения понимания мира в целом. Благодаря неизменным качествам, которые определяют сущность человека, формируется его философское мировоззрение.

Например, человек, считающий, что все продавцы - воры, создает устойчивое мнение об этом и переносит его на свою картину мира в целом.

Показателем того, насколько широко и зрело мировоззрение человека, являются его поступки. Какие действия он предпринимает, исходя из своих убеждений? Выяснив это, можно установить, каковы его истинные моральные ценности.

Суть философского мировоззрения

По правде сказать, любого жителя планеты можно было бы назвать мыслителем (ведь каждый хоть раз задавался вопросом о том, в чем смысл жизни), если бы его рассуждения не оставались на уровне личного мнения о системе вещей.

Особенности философского мировоззрения - в том, что оно рассматривает действительность и человека как взаимодействующие системы. Ранее ученые исследовали отдельно мир как творение Бога и место людей в нем.

Сутью этого понятия является осмысление духовной активности человека в постоянно меняющемся мире, его умения к нему приспосабливаться. Ранее существовали такие виды мировоззрения, как религиозное и мифическое, первому из которых был свойственен страх перед неизвестностью и силами природы, тогда как второму – страх перед Богом и наказанием.

Еще важные особенности философского мировоззрения - в том, что они не строятся на страхе и догадках, а имеют под собой систему, основанную на логике и доказательности. Это высший способ для человеческого сознания понять мир в полном единстве всех его проявлений и представить картину сущего со всеми его компонентами целиком.

Черты философского мировоззрения

Любые научные знания о природе вещей, человеке и обществе могут быть исходными данными для того, чтобы образовалась аргументируемая, доказуемая фактами философия.

Философское мировоззрение имеет такие черты:

  • научная обоснованность действительности (отсутствие домыслов и неподтвержденных утверждений);
  • систематичность сбора информации;
  • универсальность, так как подходит под любые - как личные, так и религиозные мировоззрения;
  • критичность, так как ничего не принимает на веру.

Черты философского мировоззрения явно отличаются от религиозной, мифологической, научной или обыденной системы. У тех есть «якоря», держащие их в рамках наработанных годами или веками норм. Например, если в религии существуют догмы, в мифологии - предположения, а в науке - факты, обусловленные необходимостью их изучения, то философское мировоззрение не ограничивается направленностью своих интересов и предложений. Во многом этому способствует развитие критического мышления у современного человека. Например, известный научный факт о том, что человек - прямоходящее существо, можно подвергнуть сомнению, указав, что ребенка нужно учить ходить на двух ногах.

Картина реальности

Глобальный образ мира или только представление о нем является его картиной. Каждой эпохе соответствует своя «иллюстрация» бытия, исходящая из познаний людей того времени. Чем меньше они знали об окружающей действительности, тем более крошечным было ее изображение.

Например, в свое время люди верили, что Земля держится на трех слонах, стоящих на черепахе. Это был их уровень познания мира.

Когда философы древности осознали такое понятие как Космос, они разделили ранее единый мир на окружающее их бытие и человека. При этом люди как носители многих черт, характерных Вселенной, получили обозначение «микрокосмос».

Развитие естествознания и получение новых фактов строения мира вновь изменили его картину. Особенно на это повлияли закон тяготения Ньютона и модель нашей вселенной Кеплера. Исходя из опыта прошлых столетий, можно понять, что специфика философского мировоззрения относительно строения бытия менялась с каждым новым научным открытием. Этот процесс продолжается и сегодня, что подтверждает учение древних мудрецов о том, что Космос, как и его познание, не имеет границ.

Типы философского мировоззрения

У каждого человека есть собственный взгляд на существующую действительность, который сформировался путем его развития, воспитания, образования, профессиональной деятельности и общения с другими людьми. Все это лежит в основе мировоззрения, и у каждого оно свое.

Но кроме различий во взгляде на мир у людей есть точки соприкосновения, которые позволяют объединяться им в различные сообщества. Благодаря этому типы философского мировоззрения условно делятся на 2 вида. В одном из них учитываются мнение большинства о реальности, в другом – личное:

  • социально-исторический – это формирование взглядов человечества на мир в различные эпохи его развития, например архаический, свойственный древности, и философский, соответствующий современности;
  • личностный тип формируется в процессе духовного роста индивидуума и его возможности усваивать и применять ценности и мировоззрения, наработанные человечеством.

Люди могут формировать свои взгляды либо целенаправленно, либо стихийно. Например, когда человек верит тому, что ему говорят дикторы по телевидению и не относится к информации критично, значит создавать у него необходимое мировоззрение, навязывая чужое видение реальности. Это целенаправленное воздействие на формирование его взглядов.

Философия и наука

Со появлением и развитием различных научных дисциплин мнение об окружающем мире у человечества начало меняться. Все, что люди открыли во время познания и изучения действительности, постепенно формировало научно-философское мировоззрение.

Из века в век науки сменяли друг друга, каждый раз создавая основу для новых взглядов на реальность. Например, астрологию заменила более точная наука о звездах – астрономия, алхимия уступила химии. Во время этих изменений формировалось также новое восприятие действительности.

Если древние ученые делали определенные выводы на основе своих наблюдений за природой, то науки образовались благодаря осознанию связей между природными явлениями. Специфика философского мировоззрения в том, что оно ничего не принимает на веру, это свойственно также научному уму. Именно развитие критического сознания у людей породило со временем образование всех тех дисциплин, которые человечество имеет сегодня.

Стадии развития философского мировоззрения

Все в этом мире проходит несколько этапов - от зарождения до принятия окончательной формы. Известны 3 стадии эволюции философии мировоззрения:

  • космоцентризм – это взгляд на реальность, в основе которой лежит влияние на все сущее могучего и бесконечного Космоса;

  • теоцентризм – мнение, что весь мир, и видимый, и невидимый, зависит от сверхъестественных сил или Бога;
  • антропоцентризм – во главе всего стоит человек – венец творения.

Основные философские мировоззрения сформировались благодаря синтезу всех трех стадий развития, объединивших в единый объект изучение природы, человека и общества, в котором он живет.

Форма познания мира

По мере того как росли и развивались цивилизации, им требовались не только новые концепции понимания действительности, но и познавательный аппарат для их осознания. Таким образом, появилась философия - форма познания законов природы и освоения проблем при формировании другого вида мышления.

Основной частью ее развития стало создание вторичного типа сознания в обществе. Уже устоявшиеся устои и догматы трудно разрушить, поэтому требовалось подвергнуть сомнениям все то, что наработали предыдущие поколения мыслителей и ученых.

Именно благодаря появлению людей с критическим сознанием постепенно исчезло философское мировоззрение, утверждающее невозможность познания реальности разумом.

Иррационализм

Слишком длительное время человечество оценивало действительность с позиции отрицания роли осознанности в ее восприятии. Более 2000 лет люди приписывали все происходящие явления природы сверхъестественным силам, поэтому основными постулатами для них были вера, инстинкты, чувства и божественные откровения.

Даже сегодня существуют явления, которые люди не могут объяснить с позиции науки. К ним относится философское мировоззрение, утверждающее невозможность познания таких сфер действительности как бессмертие, Бог, творчество и другие.

Ко всем непонятным элементам сущего нельзя применить научный подход или исследовать их. Иррационализм на самом деле прослеживается в действиях каждого человека, когда он прислушивается к своей интуиции или творит.

Роль разума

Для философского мировоззрения, напротив, размышления о сути явлений и их взаимосвязи являются основными. Происходит это с помощью действия разума, настроенного критически на получаемую информацию и желающего ее проверить.

Часто бывает, что рациональное решение задачи берет свое начало в иррациональности. Многие научные открытия именно так и совершаются, примером чему является таблица химических элементов Менделеева или молекулы ДНК, которые ученые вначале увидели во сне, а затем доказали экспериментально.

Слово «философия» происходит от двух греческих слов – «phileo» – люблю и «sophia» - мудрость, так что в целом получаем – любовь к мудрости.

Часто философское знание определяется как знание научное. Однако существует ряд отличий философии от науки, которые заставляли многих мыслителей поставить под вопрос отождествление науки и философии.

Во-первых, философия, так же как и наука, - это преимущественная деятельность человека в сфере мышления. Философия не ставит специально перед собой задачу испытания эстетических чувств, как это делает искусство, или нравственных действий, как этого требуют религия и мораль. Хотя философия может рассуждать и об искусстве, и о религии, но она в первую очередь – рассуждение, мышление обо всех этих предметах.

Несомненно, что философия близка к науке стремлением не просто утверждать и принимать на веру какие-то положения, но пытаться вначале подвергнуть их критике и обоснованию. Только если эти положения удовлетворят требованиям критики, они принимаются в состав философского знания. В этом - сходство философии и науки. Как и наука, философия представляет из себя разновидность критического мышления, которое пытается ничего не принимать просто на веру, но все подвергать критике и доказательству.

В то же время существует важное отличие философского знания от знания научного. Все науки – представляют из себя частные направления знания, исследующие только какую-то часть мира. В отличие от частных наук, философия пытается понять мир в целом, в единстве неорганических и органических процессов, жизни индивида и общества, и т.д. Философия – это проект универсального знания, универсальной науки. Т.о. по своему предмету исследования философия отличается от наук: науки в качестве своего предмета имеют части мира, философия – мир в целом.

Подводя краткий итог, можно заключить, что 1) философия подобна научному знанию по методу познания – так же, как и частные науки, философия использует критический метод познания, основанный на доказательствах и обоснованиях. 2) философия отличается от частных наук по предмету познания – в отличие от частных наук, философия пытается критически познать мир в целом, наиболее универсальные законы и принципы.

Здесь следует подчеркнуть, что до сих пор подлинно научное знание удавалось построить только в рамках частного, неуниверсального, знания. Такое знание отличается высокой строгостью и достоверностью, но в то же время является знанием частным. Что же касается философского – универсального – знания, то пока опять-таки удавалось построить лишь универсальное, но не слишком строгое знание. Очень трудно совместить в конечном человеческом разуме высокую строгость и универсальность. Обычно знание либо строгое и неуниверсальное, либо универсальное, но не слишком строгое. Именно поэтому философию сегодня нельзя называть подлинной наукой, но скорее – универсальным учением, или знанием.

Философия может не отличаться от науки в двух случаях: 1) когда уровень развития научной строгости еще недостаточно велик, и примерно равен строгости философского знания. Такая ситуация существовала в древности, когда все науки были разделами философского знания, 2) когда философия сможет догнать науку по уровню повышенной строгости. Может быть, это произойдет в будущем, и тогда философия станет полноправной синтетической наукой, но пока с уверенностью говорить об этом трудно.

Даже если философия не обладает сегодня достаточным для науки уровнем строгости, существование и такого универсального знания – это в любом случае нечто лучшее, чем вообще полное отсутствие синтетического знания. Дело в том, что создание универсального знания о мире, синтез знаний частных наук – это фундаментальное стремление человеческого разума. Знание считается не вполне истинным, если оно разорвано на множество не связанных фрагментов. Так как мир един, то и подлинное знание о мире тоже должно представлять из себя некое единство. Философия ни в коем случае не отвергает частных знаний отдельных наук, она должна лишь синтезировать эти частные знание в некое целостное знание. Т.о. синтез знания – основной метод философии. Частные науки нарабатывают части этого синтеза, философия призвана возвести все эти части к некоторому высшему единству. Но настоящий синтез – это всегда непростая задача, которую никогда нельзя свести просто к рядоположенности отельных частей знания. Поэтому философию нельзя разложить просто в сумму всех частных наук, или заменить этой суммой философское знание. Синтетическое знание требует своих собственных усилий, хотя и зависимых, но вполне не сводимых к познавательным усилиям отдельных наук.

Философия - особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:


Основано на знании (а не на вере либо вымысле);

Рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);

Логично (имеет внутреннее единство и систему);

Опирается на четкие понятия и категории.


Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

Космоцентризм;

Теоцентризм;

Антропоцентризм.

Космоцентризм - философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил - Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).

Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе).

Антропоцентризм - тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).

1

Некрасова Н.А. Некрасов С.И.

Статья посвящена анализу дискуссий по вопросам о сущности мировоззрения. Один из важнейших аспектов проблемы мировоззрения заключается в решении вопроса, насколько средствами философии можно влиять на его формирование. В ходе дискуссий сложились две магистральные стратегии. Одну из них высказал М. Шелер в своём проекте философской антропологии. А его главный оппонент М. Хайдеггер предложил альтернативный подход, отстаивая мысль о том, что философия не может быть мировоззрением, в то время как М. Шелер доказывает обратное: построение философского мировоззрения является важнейшей задачей философии.

Мировоззрение (Weltanschauung) - слово немецкого происхождения, которое впервые употребляет И. Кант в «Критике способности суждения» для обозначения миросозерцания в смысле «наблюдения мира, данного в чувстве», то есть миросозерцания как простого восприятия природы и самом широком смысле слова. Позже, под влиянием Ф. Шеллинга, оно приобретает другое значение - осуществляемый самостоятельно продуктивный, а значит, осознанный способ постижения и объяснения целостности существующего. Для Ф. Шеллинга важным моментом в понятии «мировоззрение» было то, что оно содержит определенный схематизм и не нуждается в теоретическом объяснении. Поэтому Гегель говорит о моральном мировоззрении, Гёте - о поэтическом, Ранке - о религиозном.

Вопрос о сущности мировоззрения стал как никогда актуальным в начале XX века. Представители самых разных, философских течений и направлений прямо или косвенно принимали участие в его обсуждении. Однозначной позиции не было. В. Дильтей, определяя мировоззрение, подчеркивает его психическую составляющую.

3. Фрейд в понимании мировоззрения, акцентирует внимание на его интеллектуальном аспекте. . К. Ясперс, рассматривает мировоззрение как «всеобъемлющее для человека, причём как в субъективном смысле - переживание, энергию, образ мыслей, так и в объективном - предметно-оформленный мир». . М. Хайдеггер пишет, что под мировоззрением следует понимать восприятие взаимосвязи вещей природы и одновременно объяснение смысла и цели человеческого бытия и, тем самым и истории. .

Главной особенностью мировоззрения является то, что оно всегда имеет отношение к индивиду, социальной группе, эпохе, представленной конкретными лицами. Heт безличного, анонимного мировоззрения. В центре всякого мировоззрения стоит определенный субъект. Это объясняется тем, что в него включены не только знания, но и ценности, идеалы, чувства, цели, все то, что имеет смысл для конкретного человека. Если знания безличны, принадлежат всем и одинаковы для всех, то ценности у всех разные, и мировоззрения тоже разные. Центральное место мировоззрения занимает конкретный человек. Без мировоззрения нет человека. Важно отметить, что мировоззрение складывается само по себе в процессе жизнедеятельности. Его часто называют стихийным, обыденным, естественным. М. Хайдеггер даже употребляет оборот «расхожее сознание». Своими корнями оно уходит отчасти в генетическую наследственность, отчасти складывается под влиянием окружающей среды - общение с родителями, сверстниками, на него оказывают влияние климатические, этнические и др. факторы.

Каждый человек имеет свое собственное мировоззрение, т.е. у каждого имеется какое-то общее представление о мире, обществе и о себе. Мировоззрение проявляется в делах, поступках, решениях в сознании (но не растворяется в нем). Это значит, что не каждое убеждение можно считать частью мировоззрения. Мировоззрение не просто картина мира, общества, в которую в качестве одного из элементов входит субъект. Мировоззрение включает в себя также вполне определенное отношение субъекта к миру и обществу и их оценку: мир может представляться светлым, дружелюбным и полным чудес, или мрачным, безнадежным и путающим.

Связь философии и мировоззрения является настолько актуальной, что стала основой дискуссий по вопросу о сущности мировоззрения. В ходе её обсуждения сложились две магистральные стратегии. Одна из них высказывалась М. Шелером в проекте философской антропологии, другая - в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера.

Для обоснования связи философии и мировоззрения М. Хайдеггер обращается к философии И. Канта. В своём введении в «Логику» И. Кант проводит различие понятий философии на «школьную философию» и «философия, согласно мировому понятию». Школьная философия это учение об искусности разума. Она состоит из основанных на понятиях, знаниях, и систематической взаимосвязи этих знаний, т.е. связывание идеи целого. «Философия согласно школьному понятию представляется как целокупность основных формальных и материальных понятий и основоположений разумного познания» . «Философию согласно мировому понятию» И. Кант понимает как науку о высших максимальных применений нашего рассудка. В этой связи М. Хайдеггер пишет, что «философия в своём последнем значении есть, конечно, наука об отношении всякого применённого знания и разума к конечной дели человеческого разума, той цели, которой как высшей, подчинены все другие цели, и в которой они должны объединиться в некое единство. Поле философии в этом значении мирового гражданства можно охватить следующими вопросами: 1) Что я могу 2) Что я должен делать? 3) На что мне позволено надеяться? 4) Что есть человек?».

При этом три первых, вопроса фокусируются на четвертом вопросе, потому что из прояснения того, что есть человек, вытекает определение последних целей человеческого разума. Далее М. Хайдеггер задается вопросом о том, на сколько совпадает это кантово разделение философии на философию в схоластическом значении и философию в значении мирового гражданства с различием научной философии и мировоззренческой философии? И сам же отвечает на него - и совпадает, и не совпадает. Совпадает «поскольку Кант вообще проводит различие внутри понятия философии и на основании этого различия помещает в центр конечные и предельные вопросы человеческого бытия». Не совпадает - «поскольку у философии согласно мировому понятию нет задачи формировать мировоззрение в обозначенном ныне смысле». .

Для М. Хайдеггера мировоззрение связано с наукой, с образованием «картины мира» - «конструктом опредмечивающего представления». Наука, и свою очередь, связана с особым типом мышления - калькулирующим. Тогда как философия опирается на осмысляющее мышление. .Всю ответственность за недоразумение, в результате которого возникла связка мировоззрение - философия, М Хайдеггер возлагает на неокантианцев, в частности на Э. Кассирера, так как именно Э. Кассирера в книге, посвящённой И. Канту вводит в философскую традицию оборот «мировоззренческая философия». . При этом он опирается на кантовское различение школьной философии и мировой философии, и доказывает, что И. Кант понимал мировую философию именно как мировоззренческую, что служит основанием для различения научной философии и мировоззренческой философии. М. Хайдеггер формулирует вывод, говорящий в пользу мировоззренческой философии. . Неокантианское различение философии на научную и мировоззренческую не имеет смысла. Философия не может ставить перед собой задачу формировать мировоззрение, потому что она сама составляет структуру мировоззрения. Но философия никогда не сможет сформировать определенное мировоззрение. Философия по своей сути имеет отношение к любому мировоззрению, будь оно теоретическим или обыденным. Чтобы избавиться от двусмысленности в отношении философии и мировоззрения М. Хайдеггер категорично заявляет, что философия не есть мировоззрение. «Философия есть теоретическая понятийная интерпретация бытия, его структуры и его возможности. Она онтологична. Мировоззрение, напротив, есть установка по отношению к сущему, оно не онтологично, но онтично. Формирование мировоззрения выпадает из круга задач философии, поскольку философия в принципе соотносится не с сущим. Философия отказывается от формирования мировоззрения нe в силу какого-то изъяна, но по причине превосходства, так как она имеет дело с тем, что должно быть по сути уже предположенным в любом полагании сущего, в том числе и в мировоззрение ком».

Итак, М. Хайдеггер утверждает, что познавательный интерес направлен на сущее, тогда как философия - это учение о бытии, поэтому кризисные явления М. Хайдеггер связывает с забвением интереса к бытию, а чтобы его преодолеть необходимо для начала различать два вида мышления - мышление калькулирующее и мышление осмысляюшее. Если калькулирующие, считывающее, планирующее мышление опираются на науку, то осмысляющее мышление доступно только философии. М. Хайдеггер утверждает, что опора на метод, берущий в качестве исходной посылки «расхожее сознание», растворяет философию и сущем, принуждая ее обращаться к собственной истории, для того, чтобы доказывать свою состоятельность; или превращает философию в систематизацию взглядов человека на мир и себя самого, т.е. в науку. Но философия не наука, и поэтому философское мировоззрение невозможно.

Современная эпоха характеризуется забвением Бытия. Европейский рационализм исказил исходные философские смыслы, завещанные античными философами. Возвращаясь к античным смыслам, М. Хайдеггер надеется на встречу с Бытием. Античный Logos - знак, путеводная звезда встречи с Бытием. Греческое слово Logos имеет огромное количество значений, оно практически не переводимо на европейские языки. М. Хайдеггер посвящает анализу logosa одну из глав «Бытия и времени». Он приходит к выводу, что Logos - это разумно обоснованная речь, результат, выговаривающий себя в речи. Логос - это собирающая сила, это сила соединения и собирания всего, это то, что накладывает предел рассеивания. .

Язык, разум, бытие - соотносимы. Структура языка соответствует структуре бытия. Язык - исходная посылка и последнее основание подлинности бытия. Такая интерпретация приводит М. Хайдеггера к известной формуле в которой актуализируется проблема языка: «Язык есть дом бытия». . В исследовательской литературе стратегия, которой придерживается М. Хайдеггер в истолковании сущности мировоззрения, получила название «логоцентризм». .

М. Шелер, также как и М. Хайдеггер озабочен кризисной ситуацией и также связывает ее с распространением технического разума.

Но переосмыслять он берется не разум, не структуры языка, а всю структуру человеческого бытия, которая не исчерпывается языком. Характеризуя культурно-историческую ситуацию, он определяет наступающую эпоху как уравнительную. Уравнивание происходит одновременно с мощным ростом духовных, индивидуальных и национальных различий. Уравнивание это не просто тенденция времени, пишет М. Шелер, но и задача философской антропологии. .

Как программа «уравнивания» связана с проблемой взаимосвязи философии и мировоззрения? Для ответа на этот вопрос следует вновь обратиться к философии И. Канта. Отечественный исследователь Э.Ю. Соловьев пишет, что И. Кант не только ввел понятие философской удостоверяющей критики, не только применил эту критику ко всему объективному мировоззрению, он еще и обнаружил, что мировоззрение есть гетерогенное образование, которое формируется при участии многих духовных способностей. Кантовская критика - это «выплавка» из синкретического сращения многих духовных форм, в котором каждая способность оказывается шлаком по отношению к другой: знание ущербно потому, что в него подмешана вера; вера - почему, что она мнит себя знанием; нравственность - потому, что ищет основания в утилитарной рассудительности и т.д. . Так И. Кант выделяет три основные способности человека, участвующие в формировании мировоззрения. Это - знание, нравственность и вера. Каждая из них должна быть конституирована в праве. Это значит, во-первых, она должна быть признана в своих основных возможностях, в своей неустранимости для мировоззрения и, во-вторых, удержана в своих границах.

Отсюда появляются основные опасности и основные типы искажения мировоззрения, а именно: 1) сциентизм, 2) этикоцентризм («моральный фанатизм», 3) фидеизм.

Далее Э.Ю. Соловьев вводит и оборот важное для нас различие. Исследователь пишет., что упорядочение мировоззрения - что не является задачей систематизации, тем более не задачей системасозидания, как это видит М. Хайдеггер. Это также не задача иерархизации знания, нравственности и веры. Это задача установления «правопорядка духовных способностей», Именно так И. Кант понимает систематизацию в отличие от системы.

Различие систематики от системы заключается в том, что оно закрепляет специфику мировоззрения: в том, что содержание мировоззрения упорядочены не иерархично, т.е. не вертикально - сверху вниз, а рядоположенно, т.е. горизонтально - слева направо (т.е. совсем иной принцип организации). Это иная онтология, где действует принцип не подчинения и управления, а принцип дополнительности и уравнивания. Человеческие способности, дополняя друг друга, образуют общее мировоззрение. Образно выражаясь, мировоззрение характеризуется не глубиной, а шириной. Глубина мысли, знания, веры, но ширина кругозора и мировоззрен ия.

Выявление систематики можно рассматривать как предельную задачу философии. И на наш взгляд, именно эта задача и ставилась М. Шелером перед философской антропологией. Различие систематики от систематизации позволяет видеть за спором М. Хайдеггера и М. Шелера спор различных онтологий. М. Хайдеггер отстаивал логоцентрическую онтологию, а М. Шелер пытался обосновать антропологическую онтологию, суть которой не в центрировании, а в систематике, не в глубине, а в широте.

Итак, мировоззрение - это гетерогенная структура с рядоположенным принципом организации в него входящих элементов. Философская позиция по отношению к мировоззрению невозможна. Это критическая позиция с целью проверки каждой способности по ее собственным критериям. Задача упорядочения мировоззрении не может быть решена раз и навсегда. Она должна обосновываться философией в каждую новую эпоху - вчера, сегодня и до конца дней. Всякая новая эпоха приносит с собой новые типы идеологии. Поэтому три критически ориентированных вопроса Канта: «что я должен знать?» «что я должен делать?» и «на что я смею надеяться?» продолжают сохранять свою актуальность. Только тот, кто знает источники заблуждений и умеет прогонять эти приведения от своего духовного ока, способен смотреть на действительность с трезвой ясностью, - пишет М. Шелер. .

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Деррида Ж. Философия и литература. Беседа с Жаком Деррида //Жак Деррида в Москве. - М., 1993.
  2. Дильтей В. Типы мировоззрений и обнаружение их и метафизических системах. //Культурология. - М., 1995.
  3. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. - СПб., 1991
  4. Соловьев Э.Ю. Критико-верификационная функция философии //Философское сознание: драматизм обновления. - М., 1991.
  5. Фрейд 3. Введение а психоанализ. Лекции. М., 1995
  6. Хайдеггер М. Бытие и время. - М., 1997.
  7. Хайдеггер М. Время картины мира //Время и бытие. - М., 1993.
  8. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. СПб., 2001.
  9. Хайдеггер М. Отрешённость //Разговор на просёлочной дороге. - M., 1991.
  10. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме //Время и бытие: Статьи и выступления. - М., 1993.
  11. Шелер М. Человек в эпоху уравнения. //Избранные произведения. - М, 1994.
  12. Шелер М. Философское мировоззрение //Избранные произведения. - М., 1994.

Библиографическая ссылка

Некрасова Н.А., Некрасов С.И. МИРОВОЗЗРЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 6. – С. 20-23;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23192 (дата обращения: 12.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Всякая философия является мировоззрением, т. е. совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Это означает, что первое включает в себя второе. Подобно тому, как понятие «плод» подразумевает, например, не только яблоко, но и грушу, вишню и т. д. , так и понятие «мировоззрение» нельзя свести только к философии. Оно включает в себя и другие виды мировоззрения – мифологическое, художественное, религиозное и т. д.

Философия – это высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Она по самой своей сути призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека. Философия, подобно другим формам мировоззрения, возникла из потребности человека познать мир и самого себя. Но она оказывается более разработанной формой, и, прежде чем она возникла, человечество создало более простые, хотя и не менее важные для бытия человека, формы мировоззрения. В глубины истории, чуть ли не к самому зарождению первобытно-общинного строя, уходят начальные моменты формирования мифологической, а вместе с ней и обыденной форм мировоззрения. Предпосылками явились изначально присущие человеку мышление и чувства, его стремление к размышлению о наблюдаемом в обычном созерцании и в первых практических действиях, имевших тенденцию к превращению в первоначальное производство с его производительными силами.

Существует несколько типов мировоззрения на основе различных картин мира: мифологическое мировоззрение, религиозное мировоззрение, научное мировоззрение, художественное мировоззрение, философское мировоззрение, обыденное мировоззрение.

Коммуникативный фактор, действующий в рамках семьи, рода, племени, и особенно первые наглядно-чувственные образы, передаваемые из поколения в поколение в виде рисунков, скульптур и т. п. , вели к расширению кругозора человека и попыткам как-то объяснить явления природы. Формирование обыденного сознания требовало выхода за его рамки и дополнения более широкими картинами и схемами природных явлений. Так наряду и, вероятно, одновременно с обыденным мировоззрением складывалась охватывающая разные стороны мира и мир в целом мифологическая форма мировоззрения. Что характерно для этой формы?

1. Антропоморфность, т. е. рассмотрение явлений природы (например, движение облаков, землетрясения и т. п.) по аналогии с человеком; им приписывались все те свойства, которые были у человека: ощущения, реакции на негативные факторы, желания, ненависть, страдание и т. п. (разница лишь количественная).

2. Дескриптативность (от англ. descriptive - описательный) - стремление к объяснению событий, явлений в форме описательного рассказа, сказания, легенды; среди действующих фигур - герои и боги в виде особых людей (например, мифы о Нептуне, Зевсе, Меркурии, Аполлоне и др.).

3. Синкретизм (слитность, нерасчлененн. ость) объективного и субъективного миров, что в значительной степени объясняется антропоморфностью, пронизывающей все стороны этой формы

мировоззрения.

4. Связь с магией, что свойственно более зрелому первобытно-общинному сознанию и выражается в действиях колдунов, шаманов и других людей, вооруженных зачатками научных знаний о теле человека, о животных, растениях. Наличие магического элемента в составе данной формы мировоззрения позволяет отвергнуть точку зрения, будто это мировоззрение не было связано с практикой, а являлось лишь пассивно-созерцательным.

5. Апелляция к прецеденту в объяснении событий, определяющих современный порядок вещей, например: человек - стал смертным потому, что гонец (часто - какое-то животное) неправильно передал волю божества, или потому, что женщина разбила магический горшок (более позднее объяснение, направленное на то, чтобы оправдать подчинение женщины мужчине); человек начал использовать огонь потому, что он был украден у богов Прометеем и т. д.

6. Антиисторичность. Время не понимается как процесс прогрессивного развития. В лучшем случае оно допускается как обращенное вспять: движение от золотого века к серебряному и медному, что само по себе выражает желание видеть мир статичным, постоянно воспроизводящимся в том же самом виде. Всякое новшество, всякое необычное пугает человека на первых этапах его развития.

Религиозная форма мировоззрения Религиозная форма мировоззрения возникла на основе трансформации представлений о комплексе богов мифологического мировоззрения, коррекции этих представлений в связи с более углубленной логической и философской рефлексией вопросов возникновения мира, качеств человека, личных задач его самосовершенствования. Как и мифология, религия опирается на чувственные образы, развивает способность к воображению, фантазии. Но в отличие от мифологии, религия сосредоточивает воображение и фантазию на сверхприродном, духовном, широкой области божества и его атрибутов, структур божественного (среди которых нередко оказываются и ангелы). На первый план выдвигается психологическая установка - вера в бога, в возможность человека прожить богочеловеческую жизнь, достичь подлинных нравственных (божественных) ценностей и обеспечить себе бессмертие. Религия тесно связана не только с верой, но и с молитвой, с рядом культовых обрядов.

Религия сформировалась в эпоху верхнего палеолита (каменный век) 40 - 50 тыс. лет назад, на более высоком этапе развития общества, чем начало развиваться мифологическое мировоззрение. Одной из существенных предпосылок становления религии было постепенное развитие мышления человека, когда общие понятия («человек» и др.) обретают в сознании самостоятельное бытие, способность к отрыву от своих реальных истоков и к наделению их - при гипертрофированном представлении в образах - самостоятельным существованием. Наиболее распространенными, или, как их еще называют, «мировыми», «наднациональными» религиями явились буддизм (VI -V вв. до н. э.), христианство (I в.) и ислам (VII в.). Главная черта всех религий - вера в сверхъестественное, сверхприродное.

Философская форма мировоззрения

Философская форма мировоззрения начинает вызревать на еще более высоком уровне общественно-экономического и культурного развития общества. Ее первые признаки проступают в XII -VIII вв. до н. э. в Древней Индии, Древнем Китае, Древнем Египте. Ее зарождение как специфической формы духовной деятельности было связано с такой предпосылкой, как великий культурный переворот в Древней Греции в VIII -V вв. до н. э. Одной из важнейших предпосылок было развитие полисной демократии, приоткрывшей возможность для свободного мышления. Крупнейший знаток истории философии Гегель писал: вследствие «общей связи политической свободы со свободой мысли философия выступает в истории лишь там и постольку, где и поскольку образуется свободный государственный строй. . . Философия поэтому начинается лишь в греческом мире». Из общекультурных предпосылок наиболее важным было противоречие между возросшим научным знанием в недрах магии, стремившимся к автономии и к объяснению природы и природных явлений из них самих, и мифологически-религиозной формой, с которой генетически было связано это знание. Размышления над спецификой научного знания привели к появлению нового отношения между человеком и миром - «теоретико-познавательного» - и к оформлению теоретико-познавательного отношения между человеком и миром в рамках предмета мировоззрения.

Философия в течение целого ряда столетий развивалась вместе с естественно-научным знанием, а философы были одновременно и естествоиспытателями. В дальнейшем, к концу XVIII - первой половине XIX столетия внутри этого общего научного знания стало проявляться стремление к формированию натуралистской формы мировоззрения. Первая его разновидность - вульгарный материализм. В XIX-XX вв. эта форма чаще всего стала выступать в виде естественно-научного материализма. Его главная предпосылка - созревание теоретической сферы физики, биологии, других наук и неудовлетворенность естествоиспытателей отношением к ним философии в лице таких представителей идеалистической натурфилософии, как Шеллинг и Гегель, выступавших с претензией на руководство естественниками в решении частнонаучных проблем. Отрицательная реакция на философское осмысление таких проблем привела к попыткам решать общемировоззренческие вопросы с позиции понятий, принципов и законов своих конкретных наук. Например, в концепции тепловой смерти вселенной Клаузиуса и Томсона выводы о тенденции развития всего космоса и вовлеченного в его эволюцию человечества делаются на основе одного закона термодинамики, что методологически, конечно, не оправдано.

В отличие от натуралистской формы мировоззрения, от отношения к миру, основанному на частнонаучном знании, философия как форма мировоззрения опиралась в решении мировоззренческих проблем на обобщения данных всей науки, всего человеческого опыта познания мира, включая и данные обыденной жизни человека. Она трансформировала свои связи с естествознанием, находила пути к гармонической связи с ним и в то же время устанавливала связи с идеологией, с гуманитарным знанием, с обыденным мировоззрением людей. В ряде случаев философия оказалась недалека от веры в бога, от создания метафизических конструкций, в которых постулировались трансцендентные миры, космические сущности, влияющие на развитие жизни людей и поступки отдельного человека. К философии стало возвращаться то, что некогда, в античности, было лишь ее привилегией, - стремление к мудрости (мудростью владеют боги, а философам свойственно лишь стремление к мудрости) . Платон отмечал: название мудреца для философа «слишком громко и пристало только богу. Любитель мудрости - философ или что-нибудь в этом роде - вот что больше ему подходит и более ладно звучит». «Можно ли или нельзя научиться мудрости. . . Ей можно научиться. . . Она одна делает человека блаженным и счастливым».

Философия отличается от натуралистской формы не только своими всеобщими понятиями (категориями), своей многообразной (или многоканальной) связью с действительностью. Все ее содержание пронизано мудростью, и она может быть определена через это понятие (греч. phileo- люблю и sofia- мудрость). Мудрость - ее начало и ее конец. В повседневной жизни человек часто пользуется некоторыми практически действенными представлениями, которые могут быть названы обыденным мировоззрением. Для него характерна ориентация на представленные в культуре стереотипы поведения, т. е. принимаемые без всякого доказательства положения (лучше жениться, чем оставаться холостым, лучше получать образование, чем быть необразованным), а также смешение отрывочных научных знаний с философскими и религиозными представлениями. Обыденное мировоззрение допускает соединение логически и культурно исторически несовместимых идей, например, соединение христианских верований с идеей реинкарнации (перевоплощения и нового рождения), принятие религиозной обрядности без понимания ее смысла. Эта форма мировоззрения отличается отсутствием стремления к рациональной рефлексии принятых убеждений, отсутствием сомнения в том, что принимается просто на веру, легкостью представления желаемого за действительное.

Тем не менее обыденное мировоззрение является практически действенным, а содержащиеся в нем, основанные на здравом смысле, на стереотипах житейской мудрости положения нередко становятся отправными пунктами философского обобщения и даже научного анализа действительности. Однако в современном мире, в котором происходит глобальная интеграция человечества, имеет место смешение культур, убыстряется темп жизни, возникают глобальные угрозы - одного обыденного мировоззрения оказывается все более и более недостаточно.

Мировоззрение – это система наиболее общих представлений о мире в целом и месте в нем человека. Мировоззрение – это тот элемент сознания, души человека, который придает им целостность, определяет цель и смысл жизни. Мировоззрение опирается на определенную картину мира. Структура мировоззрения включает четыре уровня.

o Уровень мироощущения. Мировоззрение всегда эмоционально окрашено, так как оно является частью человеческой души. Палитра эмоций разнообразна. В предельных случаях мировоззрение может быть оптимистическим и пессимистическим, эмоционально ярким и эмоционально приглушенным. (Уровень чувств).

o Уровень мировосприятия. Это совокупность всех знаний, какими располагает человек (научные знания, обыденные знания, художественные знания, религиозные знания и т. д.). (Уровень рассудка и разума).

o Уровень миропонимания включает шкалу ценностей и идеалов, на которые ориентируется человек. Это индивидуально личностные представления о добре и зле, о приемлемом и недопустимом, о прекрасном и безобразном, о том, к чему следует стремиться. (Уровень разума и веры).

o Уровень программ и целей жизнедеятельности, на котором располагаются модели активности человека и формируется практическое отношение человека к миру. В предельном случае – это активное и пассивное отношение к окружающему миру. (Уровень разума, веры и воли).

Таким образом, мировоззрение – это субъективный образ мира в сознании человека, опирающийся не только на знания, но и на систему убеждений, на элементы веры и воли человека. Ядром мировоззрения являются идеалы и ценности, которые определяют отношение человека к природе, обществу и самому себе, задают смысл и цель его жизни.

Для нас важно выделить специфику научного мировоззрения. Безусловно, этот тип мировоззрения опирается на общенаучную картину мира, которая складывается из локальных научных картин мира. Научная картина мира определяется той дисциплиной или группой теорий, которые на данный момент времени являются наиболее общими и фундаментальными в описании природы. Начиная с 17 века, основой общенаучной картины мира выступала физическая картина мира. В современных условиях физическая картина мира опирается на несколько фундаментальных принципов – на принцип системности, эволюционизма и самоорганизации материи. Если говорить о четырех уровнях в структуре мировоззрения, то научное мировоззрение является отражением оптимистического мироощущения. На уровне мировосприятия научные знания должны быть объективны, системны, проверяемы и обоснованы. На уровне миропонимания наука задает четкую систему ценностных ориентиров в деятельности ученого, о которой мы говорили выше: это и бескорыстный поиск объективной истины, самокритичность, устремленность в будущее, ориентация на новое, честность, коллективизм, универсализм. На уровне практического отношения к миру именно научное мировоззрение провозглашает необходимость преобразующей деятельности человека и обосновывает возможность построения лучшего будущего, с учетом ошибок прошлого и способности человека к самосовершенствованию.