Поминовение на 9 день. Что делать в течение года после похорон

Как бы того не хотели люди, но всё имеет свое начало и свой конец, не исключение и жизнь человека. Великое творение и подарок Господа даны, как земной путь, конец которого, к прискорбию, ожидаем. Когда человек умирает и его тело предаётся земле, в определённые дни его родные должны провести особые обряды поминовения, а именно: на третий, девятый и сороковой дни.

В этот период по церковным законам душа усопшего завершает свой путь на Земле, и чтобы она смогла сделать это легко и непринуждённо, нужно придерживаться установленных временами традиций, среди которых самой важным является девятый день.

Так как обрядам и правилам в современном мире уделяется малое внимание, то вопрос о том «как проводить поминки 9 дней» становится очень актуальным, ведь большинство людей задумываются верны ли их действия по отношению к своим близким, которые покинули этот мир.

В этой статье вы сможете ознакомиться с основными правилами проведения поминок, что можно приготовить, какая есть молитва и многое другое.

Так что значат 9 дней после смерти? И почему они так важны?

Душа после смерти: 3, 9, 40 день:

После смерти душа человека находит свой “новый дом”, но это не значит, что она забывает прежний, как и людей, живущих в нём. Эта незримая сила становится вашей верой и надеждой на жизненном пути в благодарность за полученный покой и обретение вечной жизни.

День третий:

Поминки по умершему в этот день совершаются в честь воскресения Иисусу Христа.

Два первых дня душа вместе с Ангелом, который сопровождает её, проходит по любимым местам, вспоминая свои радости и горести, сидит у родного дома, как птица, которая свив гнездо, вынуждена навсегда его покинуть.

На третий же день Господь разрешает ей вознестись на небеса для поклонения ему и предстать пред лицом Правосудного.

Девятый день:

Это время поминовения в честь девяти ангельских чинов, которые являются слугами Царя Небесного и нашими защитниками на суде Божьем и могут просить о помиловании.

На четвёртый день душа вместе с Ангелом заходит в райские врата и может видеть всю тамошнюю красоту. Так она проводит шесть дней. На это время она забывает всю скорбь, которую чувствовала, будучи в теле, а если была грешна, то начинает укорять себя.

На 9-й день Господь повелевает Ангелам привести душу к нему на поклонение. И уже там со страхом и трепетом она предстанет пред троном Всевышнего. И именно в этот день церковь молится о милосердии Бога к усопшему.

Сороковой день:

После вторичного вознесения души к Господу, Ангелы отводят её в ад, где она может видеть жестокие муки грешников, которые не захотели раскаяться.

И в 40-й день душа в третий раз возносится к Богу, и тогда решается её дальнейшая участь – по её делам земным ей назначается место пребывания до Страшного суда.

Именно в этот час молитвы родных и близких будут очень нужны, так как с их помощью заглаживаются грехи умершего, что даёт ему право попасть в рай.

Стоит помнить и о годовщине со дня смерти человека. В этот день его также нужно поминать в церкви. Если же для этого нет возможности, то сердечного поминовения родными, близкими и друзьями будет достаточно. Для человека же верующего это день рождения для новой вечной жизни.

9 дней после смерти в православии:

Девятины после смерти – самый день поминовения умерших, потому что тело не ранее этого дня превращается в прах, и остаётся только душа. Церковь молит Бога о причислении ушедшего к девяти чинам ангелов, которые, в свою очередь, будут просить Господа принять новопреставленного, простить ему все его прегрешения и даровать новую жизнь рядом с ними.

В православии этот день по праву считается основным в ряду обрядов по упокоению. Душа человека на небе – это труд его семьи на земле, и выполнить его нужно честно и верно.

Душа после смерти 9 дней ищет дорогу в новый мир, ведь телесно человека уже нет. В этот период родственникам умершего важно не только быть верными традициям церкви, но стараться через боль и страдания отпустить душу близкого, иначе она долго (или никогда) не сможет обрести покоя.

Ведь если её в этом мире держит что-то незаконченное, не сделанное, недосказанное, а положить этому конец она уже не может, то именно родным нужно позаботиться о её спокойствии. И девятый день – лучшее время для этого.

Девятый день очень важен для души умершего человека, но не менее важными есть третий и сороковой дни, как начало и конец “небесного пути”. И именно от правильных действий близких зависит дорога души в вечность.

9 дней после смерти: традиции:

Родные умершего в этот день посещают церковь, где необходимо воздать молитвы за упокоение души.

Дома же варят кутью:

Варят семена пшеницы и смешивают с чем-нибудь сладким, зачастую это сахар или мёд.

Блюдо должно получиться достаточно сладким и приятным на вкус.

Значение этой традиции весьма давнее:

Семена – это сама жизнь, потому как посаженные в землю, они дают новое растение. Считается, что так происходит будущее воскрешение.

А сахар и мёд символизируют веру живых в то, что душа обретёт сладкую жизнь в загробном мире.

Что происходит с душой через 9 дней после смерти:

Путь души человека после смерти, каков он? Вопрос интересный и важный для любого верующего. Этот путь пролагается ещё во время земной жизни, так как человек после смерти приходит к Богу со всем своим “багажом”, в котором все его радости, беды, страхи, стремления и надежды.

И когда на девятый день душа предстаёт перед Всевышним, эта “ноша” уже не кажется такой ей непосильной, как при жизни, но очень важной, ведь глядя на неё, Господь решает дальнейший путь, в конце которого ждём долгожданное воскрешение. Поэтому на 9 день, поминая усопшего, родные должны вести себя спокойно и смиренно, тихо вспоминать о покойном только самое хорошее.

Зная, что происходит на 9 день после смерти, теперь в самые страшные моменты жизни, когда умирает родной и близкий человек, задумайтесь: сможет ли обрести его душа вечный покой после многочисленных земных страданий. И, может быть, вы своими молитвами, а не слезами, поможете ей в этом.

Ведь мольбы родных людей, как никакие иные, способны на великие чудеса. И тогда ответ на вопрос “Почему отмечают 9 дней после смерти” покажется вам не просто красивой легендой, а будет означать что-то большее.

Поминки 40 дней порядок проведения:

40 дней после смерти в православии являются ответственной и очень значимой датой, так как именно в этот период по установленным канонам религии душе усопшего предстоит получить окончательный вердикт о ее дальнейшей судьбе, т. е. где она будет находиться. Однако если душа не в состоянии как-либо исправить или что-то изменить, получив тем самым более лучшую участь, то помочь ей в этом смогут ее родственники и близкие люди.

Душа до 40 дней после смерти:

Всю жизнь наше тело находится в единстве с душой, но когда приходит время и человек умирает, дух покидает его. Однако вместе с этим хорошие и плохие деяния, страсти и все имеющиеся привычки, а также привязанности с особенными чертами характера, которые сформировывались многие годы, дух не способен забыть, а после кончины он должен понести соответствующее наказание или получить награду за совершенные на протяжении жизни действия и поступки.

Что происходит на 40 день после смерти:

Это время является самым трудным испытанием, так как душа должна будет не только преодолеть все препятствия на своем пути, но также и сполна отчитаться за ту жизнь, которой она жила.

Следует отметить что до наступления 40-го дня, дух не будет покидать того место где он обитал, так как у него будет своего рода шок, ведь незнание того как придется жить без физической оболочки будет пугать.

После чего на день 3-4, душа постепенно перестанет пугаться от незнания и начнет приходить в нормальное состояние, может отвязаться от своего тела и даже пройтись по окрестностям около своего дома.

При этом помните, что родственникам усопшего до 40 дней после смерти нельзя ни в коем случае громко рыдать и закатывать истерики, ведь дух все это будет слышать, испытывая вместе с тем непреодолимые мученья. Лучшее что можно сделать так, это произнести священное писание и объяснить, что дальше следует делать душе.

40 дней после смерти: что с душой происходит

После сорока дней дух в последний раз сможет спуститься на землю ради того чтобы посетить те места, которые в особенности для него значимы. Большое количество людей потерявших своих близких рассказывали о том, что в своих сновидениях они видели, как усопший родственник в этот день пришел попрощаться, говоря им, что он навсегда уходит.

Также немалое количество и тех людей, которые признавались, что по истечению сорока дней со смерти присутствие усопшего перестало ощущаться, не ощущался его запах, а также не было больше слышно вздохов и шагов.

После этого душа вновь направляется к Всевышнему, дабы предстать перед судом, однако корить или осуждать ее будет не Господь, а сам человек будет в ответе за свои поступки. Именно поэтому считают что, побывав перед Божественным образом, у духа есть только два пути либо отправиться в самую бездну, либо воссоединиться с этим светом.

Принятие же такого решения зависит не от силы воли, а от состояния духовности, результатом которого стала прожитая жизнь умершего.

Все эти 40 дней дух ожидает принятие решения о своей дальнейшей судьбе, но согласно утверждению церкви таков суд будет не последним, впереди усопшего ожидает Страшный суд, который и является окончательным, на котором судьбы многих людей могут кардинально измениться.

В какой день человек умер по календарю, тот и нужно считать первым днем с его смерти, даже если умер он в вечернее время. То есть выходит, что девятый или же сороковой день гибели соответственно будет девятым и сороковым днем, с учетом самого дня кончины.

Поминки 40 дней, порядок проведения:

Душа человека на сороковой день обратно возвращается домой и находится там, около суток, а после проведения поминания уходит оттуда навсегда. Поэтому верующие люди считают, что если не организовать «проводы», то дух умершего родственника будет мучиться вечно, оттого и уделяется особое внимание тому, как провести 40 дней поминки.

Давайте же разберемся что необходимо знать для того чтобы провести поминки.

Поминки 40 дней: правила:

Следует отметить, что первым, что необходимо будет сделать так это молиться, но не только в день поминания, но также и в предыдущие, таким образом, вы сможете облегчить участь своему покойному родственнику, уговаривая тем самым Высшие силы изменить свое решение, в лучшую сторону проявив милосердие.

Во имя спасения духа можно также вместе с молебенью отказаться заодно и от какого-то одного своего греха, к примеру, если вы употребляете алкоголь или курите, то можно для пользы души хотя бы на определенное время отказаться от пагубного пристрастья. И даже такое простое отречение от просмотра телевизионных передач ради молитвенного обращения станет огромной радостью и немалым утешением для умершего.

Еще одной немаловажной деталью является само проведение поминания. Те, кто соберется за столом в день поминок, обязательно должны быть православными верующими людьми, ведь те, кто не верует в Господа, не способны будут помочь душе одним своим присутствием.

Также не нужно воспринимать поминки на сорок дней как способ повидаться со своими родственниками и друзьями, так как это далеко не обычное застолье или светский прием;

Церковь запрещает на поминальном обеде петь песни, веселиться и употреблять алкоголь, да и человек сам должен понимать, что поминки совсем не сочетаются с плясками и весельем.

Что готовят на поминки 40 дней:

На поминальный день можно приготовить следующие разновидности блюд:

Кутья и сдобные блинчики (являются обязательным угощеньем на поминках);

Закуска с баклажаном, чесноком и помидором;

Бутерброды с рыбой (лучше всего пойдут шпроты);

Свекольный салат с чесноком;

Различные овощные салаты;

Оливье или винегрет с сельдью;

Крабовый салат с капустой;

Запеченные котлеты с сыром и грибочками;

Фаршированный перец;

Рыбный студень;

Постные овощные голубцы с грибами;

Рыба с овощами и запеченная под майонезом;

Пироги с капустой, рыбой, рисом и грибами, картофелем, яблоками;

Из напитков отлично подойдет: кисель (клюквенный, яблочный, овсяный, малиновый, смородиновый, вишневый, сливовый), морс, квас на хлебе, сбитень и лимонад.

Поминки 40 дней: что раздают людям:

В традициях православных христиан на сороковой день обязательно необходимо перебрать и раздать вещи умершего тем людям кто в них нуждается, и при этом попросить их помолиться за дух погибшего.

Проведение подобного ритуала можно считать добрым деянием, которое в дальнейшем зачтется при принятии решения об участи души.

Родные могут оставить себе только те вещи, которые больше всего ценны как память об умершем, некоторые же могут при желание взять друзья и родственники, а то что из вещей будет без надобности лучше всего отнести в храм, но ни в коем случае не выкидывать их.

40 дней после смерти поминки: что говорить:

Нередко за столом вспоминают не только недавно умершего, но и всех усопших родственников, а самого покойного при этом представляют, так как будто он находится вместе со всеми за общим столом.

Поминальную речь следует произносить стоя и обязательно почтить человека минутой молчания. В качестве ведущего следует выбрать приближенного человека к этой семье, который сможет держать свои эмоции под контролем, не смотря на траурную обстановку. Его задачей будет по очереди давать слово родственникам в зависимости от того насколько они были близки с покойником, к примеру, супруге/супругу, родителям/детям, близким родственникам или друзьям.

Заранее ведущий должен подготовить пару фраз, дабы разрядить обстановку и отвлечь присутствующих гостей, если речь того кто выступает прервется из-за слез.

Какую молитву читают 40 день смерти:

Дома за упокой души можно произносить молебень своими словами или же прочитать молебень Святому Уару:

«О, святый мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемаго от Владыки Христа славою Небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со Ангелы, и в Вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися, воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосерднаго Творца во веки веков. Аминь».

До 40-кового дня успения православного христианина, родственниками или знакомыми усопшего могут совершаться ежедневно следующие домашние молитвенные правила:

*Заупокойная лития мирским чином . Как правило, может читаться раз в день, желательно, при посещении кладбища перед могилой усопшего, но можно и в домашней молитве, как правило, во второй половине дня после утренних часов церковной службы. (Заупокойная лития не читается на кладбище, если 40 дней выпадает на время между Пасхой и Вознесением Христовым)

Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище:

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Tрижды)

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи, помилуй. (12 раз)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)

Псалом 90.

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси, и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его; долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)

Тропарь, глас 4-й:

Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.

В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Ты еси Бог, сошедый во ад, и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Едина Чистая и непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его.

Седален, глас 5-й:

Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего, и сего всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая, яко Благ, прегрешения его вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче.

Кондак, глас 8-й:

Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Икос:

Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя и рекий ми: яко земля еси, и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй (Трижды) , благослови.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему (имя) , и сотвори ему вечную память.

Вечная память. (Трижды)

Душа его во благих водворится, и память его в род и род.

*В любое свободное время - молитва к Пресвятой Богородице за новопреставленного . Можно читать по несколько раз в день, в любое свободное от трудов время, и подходящее по духу. Так же, можно этой молитвой заканчивать заупокойную мирскую литию (п.1.).

Молитва ко Пресвятой Богородице об усопших:

Пресвятая Владычица Богородица! К Тебе взываем, Заступница наша, ибо Ты есть скорая помощница наша и ходатаица перед Богом непрестанная! Особенно же молим Тебя в час сей: помоги усопшей рабе Божией (усопшему рабу Божьему) (имя), мучимому (-ой) в аду; молим Тебя, Владычица мира, силою Твоею отгони от движимой страхом души его(её) страшных темных духов, да смятутся и посрамятся пред Тобою; освободи его(её) от истязания в аду. Молим Тебя, Пресвятая Богородице, ризою Твоею честною защити его(её), молись за грешную рабу Божию (грешного раба Божьего) (имя), чтобы Бог ослабил его(ее) мучения и извлек из пучины ада, да перейдет он (она) из ада на небо. Молим Тебя, Заступница наша, заступись за раба(-у) Божиего (-ю) (имя) материнским Твоим у Господа дерзновением; молим Тебя, Помощница наша, помоги ему (ей) оправдаться перед Богом, Творцом неба и земли, и умоли Единородного Сына Твоего, Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, да упокоит усопшего (-ую) в недрах Авраама с праведными и всеми святыми. Аминь."

*Ежедневное чтение Псалтыри . Чтение Псалтыри за упокой новопреставленного совершается в православии по определенному канону:

Молитвенное правило перед началом чтения, Чтение Псалтыри, Молитвы перехода между кафизмами, Молитвенное правило после чтения псалтыри (кафизмы).

Так же, при чтении используется " богослужебная Псалтырь " разделенная на 20 кафизм. Благочестивые христиане за 40 дней успения прочитывают Псалтырь дважды, читая по кафизме ежедневно так же, желательно, во второй половине дня.

Главной частью молитвенного поминания новопреставленного в Православии есть церковная панихида, которая заказываться родственниками в храме на 40-вой день успения. (договориться необходимо предварительно за пару дней до ближайшего воскресенья, выпадающего на 40-вой день успения).

Панихиду можно заказать и на более ранние дни, не обязательно на 40-вой, служиться она будет как поминальная на сороковой. Поминать усопшего раньше не запрещено.

На панихиду (которая служиться, как правило, после литургии) христианин приносит хлеб, бутылочку елея (подсолнечное масло), крупы, можно фрукты, сахар, конфеты . Данные освященные подношения остаются, как правило, храму, символизируя благую жертву Богу.

В некоторых регионах на заказанную панихиду приносят приготовленное коливо - рис с медом, орехами и сухофруктами.

Коливо символизирует собой земную скорбь об утрате близкого и надежду на дарование ему жизни вечной. После панихиды, коливо съедается по ложечке теми, кого вы запросили на поминальную панихиду.

Если после панихиды вы еще намерены проведать кладбище - то часть колива берется с собой и после молитвы употребляется всеми перед могилой усопшего.

Как правило, после панихиды 40-вого дня, родственниками устраивается поминальный обед. Если родственники хорошо знают батюшку храма и клирос (певчих), то, как правило, на обед приглашают священника и певчих (если батюшка не имеет дополнительных треб - он не откажет, иначе, может отказать по причине дополнительной духовной занятости).

Такой обед всегда украшается церковными ирмосами (пением) и благословением священнослужителя, что делает его более духовно возвышенным.

Помните, что поминальные обеды не содержат в себе алкогольные напитки и тяжелые мясные блюда, разрешается рыба и морепродукты.

Пусть хранит Вас Господь!

Когда близкий человек еще не переступил порог вечности, его родственники всячески пытаются оказывать знаки внимания, предлагать свою посильную помощь. В этом проявляется долг исполнения любви к ближнему, вменяющийся в обязательную ответственность христианским вероучением. Но человек не вечен. Для каждого наступает момент . Однако, этот переход из одного состояния личности в другое не должен быть ознаменован оставлением памяти об . Человек жив, пока его помнят. Религиозной обязанностью является организация поминальных обедов в память об для всех, кто знал последнего при жизни.

Смысловое значение 9 дня после смерти человека

Согласно православному вероучению, душа человека бессмертна. Этот подтверждается практикой в христианской традиции. Церковное Предание учит, что первые три дня после смерти душа пребывает на земле в тех местах, которые были ей особо любимы. Затем она возносится к Богу. Господь показывает душе райские обители, в которых блаженствуют праведники.

Личностное самосознание души умиляется, она дивится увиденному, а горечь от покидания земли уже не является настолько сильной. Это происходит в течение шести дней. Затем ангелами душа вновь возносится на поклонение Богу. Получается, что это девятый день, в который душа во второй раз видится со своим Творцом. В память об этом Церковь устанавливает поминки, на которых принято собираться в узком семейном кругу. Заказывается поминовение в храмах, возносятся молитвы Богу о помиловании умершего. Существует утверждение, что нет ни одного, кто прожил и не . Также смысловым значением числа девять является память Церкви о соответствующем числе ангельских чинов. Именно ангелы сопутствуют душе, показывая ей все красоты рая.

Сороковой день - время частного суда души

По истечении девяти дней душе показываются адские обители. Она наблюдает весь ужас неисправимых грешников, ощущает страх и трепет перед увиденным. Затем на день вновь возносится к Богу на поклонение, только в этот раз еще и происходит частный суд над душой. Эта дата всегда почитается самой важной в загробной участи умершего. Нет традиции переноса , на какой бы день они ни пришлись.

Душа подвергается суду за все дела, совершенные человеком при жизни. И после этого определяется место ее пребывания до момента второго пришествия Христова. Особо важно в эти дни совершать молитвы и творить милостыню в память о покинувшем этот мир родственнике или знакомом. Человек просит Бога о помиловании, возможности дарования блаженной участи умершему человеку.

Число 40 имеет и свое значение. Еще в Ветхом Завете предписывалось хранить память об умершем 40 дней. В новозаветные времена можно провести смысловые аналогии с Вознесением Христовым. Так, именно на 40 день после Своего воскресения Господь вознесся на небо. Эта дата является также и памятью о том, что человеческая душа после смерти вновь отправляется к своему Отцу Небесному.

В целом проведение поминок является актом милосердия к живым людям. Предлагается обед, как милостыня в память об , совершаются иные обряды, свидетельствующие о вере человека в бессмертие души. Это является и надеждой на спасение каждой отдельно взятой личности.

Ценность любой жизни во многом соотносится с тем, что она рано или поздно заканчивается. Согласно православной традиции, после похорон душу покойного ожидает переход в мир иной. Считается, что дальнейшая участь человека зависит не только от совершенных им при жизни деяний, но и от того, как его поминают родственники и друзья. Особое значение для самоопределения души в загробном мире имеют 9 и 40 дни после смерти. Так как же их следует отмечать?

Общие правила поминок

Православные организуют поминки, чтобы отдать дань уважения покойному родственнику. Люди вспоминают добрые дела, совершенные человеком при жизни, отмечают его положительные качества. На поминках ни в коем случае нельзя скандалить, спорить или ссориться. Негативные эмоции родственников и друзей, как говорится, могут осложнить путь душе покойного в лучший мир.

По этой же причине неуместны рыдания, отчаяние и громкие сожаления об уходе любимого человека. В православной традиции смерть считается неизбежным и закономерным исходом жизни, это вовсе не трагедия. Верующие люди полагают, что хорошему человеку не стоит бояться Божьего суда. Поэтому на поминках принято вести себя спокойно, сдержанно и доброжелательно.

Совместная трапеза объединяет родственников, друзей и сослуживцев умершего. Рассылать приглашения на поминки не положено. Считается, что все, кому это важно, сами должны поинтересоваться о месте и времени данного события. Но не возбраняется невзначай упомянуть в разговоре о хлопотах по поводу организации поминальной трапезы, которыми заняты родственники. Это подскажет человеку, что ему следовало бы прийти, если он сам сочтет необходимым присутствие на данном мероприятии.

Несмотря на русские застольные традиции, православные поминки не предполагают употребления спиртных напитков. Хотя это правило зачастую нарушается, ведь устоявшиеся в народе представления о достойных проводах покойного в мир иной в этом вопросе не совпадают с религиозными канонами. Но в любом случае, поминки не должны превращаться в банальную пьянку, ведь это сакральное действо, а не повод для веселья и плясок.

Как правило, на поминки принято одеваться скромно, в одежду темных тонов. Для женщин обязательны платки. Если умерший был пожилым человеком, то родственники усопшего носят траур в течение 40 дней с момента его смерти. По трагически ушедшим из жизни молодым людям – мужьям, женам, детям – скорбят до 1 года, все это время придерживаясь темных тонов в одежде.

9 дней – начинаются мытарства души

Согласно религиозным канонам, на девятый день после смерти начинаются так называемые мытарства души, когда она преодолевает различные препятствия, созданные грехами. В этом покойному помогают ангелы. В результате, добрые дела, совершенные человеком при жизни, должны перевесить его нехорошие поступки.

Поминки, организованные на 9 день, призваны помочь душе усопшего преодолеть все преграды на пути к вечной жизни. Поэтому на эту дату родственники заказывают в церкви заупокойный молебен, ставят свечки перед иконами и читают молитвы, чтобы Всевышний принял душу умершего в свое Царствие. А в доме можно зажечь лампаду в память об ушедшем человеке.

В этот день родственники и все, кто чувствует потребность в этом, посещают могилу, приносят туда цветы. Считается, что человеку, душа которого начала этап покаяния и очищения от грехов, важно то, как вспоминают о нем живые, молятся ли о нем.

Обязательным блюдом во время поминальной трапезы является кутья. Это каша, которую готовят из цельных зерен пшеницы (реже из ячменя, риса или другой крупы) с добавлением орехов, изюма или других сладостей, блюдо поливают медом или медовой сытой. Как правило, кутью подают в самом начале поминок.

Перечень угощений, предлагаемых гостям на 9 день, различается в зависимости от региона России. Но есть и общие моменты. Сразу после кутьи подают первое блюдо – суп или щи. Второе может быть мясным или постным, все зависит от того, на какое время пришлось поминовение. Кроме того, на столе часто находятся рыбные блюда и студень. А заканчивается трапеза блинами или оладьями.

Из напитков, которые традиционно пьют на поминках, следует упомянуть компот, квас и кисель. Хозяева могут также приготовить различные каши, пироги, голубцы, фаршированный перец, овощные салаты. Кроме того, на столе обычно стоят яблоки и другие фрукты.

На 9 день после смерти родственника принято подавать людям милостыню в церкви и на кладбище с просьбой помолиться за упокой души умершего. Угощенья, оставшиеся после поминок, также раздают.

40 дней – окончательное прощание

Очень важной вехой в прощании с покойным являются 40 дней после его смерти. Именно в это время душа человека, как считается, окончательно покидает наш бренный мир. Для православных это значимая дата, которая отделяет земную жизнь от вечной.

По истечении 40 дней душа может в последний раз посетить важные для нее места, повидать родственников и друзей, а затем на Небесах принимается окончательное решение о дальнейшей судьбе покойного. Поэтому данные поминки очень важны, ведь добрые слова, сказанные людьми об усопшем, обязательно будут учтены Высшим судом.

В этот день непременно следует заказать заупокойную службу в церкви, молиться о душе умершего. Во время поминальной трапезы запрещено не только употреблять алкогольные напитки, но и петь песни и веселиться. Угощенье, как правило, мало отличается от поминок на 9 дней, разве что вместо первого блюда подаются разнообразные салаты. Кутья и сдобные блины или оладьи являются обязательными блюдами этой трапезы.

За столом на 40 дней принято вспоминать не только покойного, но и других родственников, покинувших мир живых в обозримом прошлом. Гости по очереди произносят поминальные речи. А человек, которому предоставлено слово, должен вставать. Затем покойного обязательно следует почтить минутой молчания.

На 40 дней вещи умершего следует раздать тем, кто в них нуждается. При этом людей просят помянуть покойного добрым словом. Родственники оставляют себе только фотографии и другие предметы, ценные как память о дорогом человеке. Если какую-то из вещей покойного никто не взял, то ее нельзя выбрасывать, а следует отнести в храм или отдать на благотворительность.

Не всем известно, что поминки на 9-й день означают окончание первой недели после смерти близкого человека, а поминальный обряд на 40-й день соответствует прохождению одного месяца. Именно таким был славянский календарь, откуда пошла традиция поминания усопшего через неделю, месяц и год после ухода из жизни. Эти даты, присущие языческим обрядам (тризнам), без особых изменений постепенно перешли в христианскую традицию. Сегодня многие люди уже не знают, откуда произошли и что означают эти цифры.

Разумеется, для дат имеется не только календарное, но и религиозное обоснование. Считается, что проведение поминального застолья на 9-й день посвящено девяти ангелам, которые будут просить у Бога о снисхождении и помиловании грешной души. В христианстве 9-й день считается повторным вознесением души к Господу. Первый раз ангелы представляют душу усопшего перед Престолом Господним на третий день после смерти, затем шесть дней водят ее по божественной обители, давая возможность насладиться красотой райских кущ. После этого душа вторично предстает Творцом для поклонения и отправляется наблюдать за адскими муками грешников. Третье возвращение души на суд Божий происходит на сороковой день, где окончательно решается ее судьба.

Именно в этот период крайне необходима помощь душе усопшего. Родственники и близкие безвременно ушедшего человека могут своими молитвами помочь ей очиститься и попасть в рай. Согласно христианским традициям на 9-й день завершается земной этап существования души. Эта дата считается очень важной и, по словам священнослужителей, даже праздничной. Шестидневное пребывание в раю (даже в качестве гостя) позволяет достойно восхвалить Творца, в этот день непременно нужно помолиться.

Более того, если человек славился своими добрыми делами, проповедовал любовь к ближним, вел праведный образ жизни и раскаялся в собственных грехах, то он может снискать расположение Всевышнего. Его посмертная участь будет решена уже на вторичном вознесении в 9-й день. Друзья и близкие покойного должны особенно усердно молиться и просить Господа о прощении грехов преставившегося и пропуске его в небесное царствие. В храме нужно поставить свечу за помин души. Важнейшей частью обряда считается проведение в этот день поминальной трапезы.

Поминальный обед

Поминки на 9 дней должны быть достаточно скромными, без изысков. Здесь важен не факт приема пищи, а присутствие людей, для которых покойный имел большое значение. Скромность обеда не является показателем бедности. Скорее, это демонстрация бренности бытия перед духовностью.

Несмотря на недельный срок после смерти, за столом неуместны шутки, веселье, песни и сквернословие. Вместе с тем не стоит сильно страдать или падать духом. Ведь скорбь и печаль считаются смертными грехами, они показывают полное отрицание христианской веры. Душа умершего завершает земной путь, проводы должны освещаться улыбкой и хорошим настроением. Любимые и близкие люди не должны показывать страдание хотя бы ради того, чтобы душа усопшего не мучилась вместе с ними. Конечно же, чересчур радоваться, устраивать увеселительные мероприятия и напиваться (по примеру обрядов славян язычников) не стоит, но предаваться чрезмерной скорби тоже неуместно.

Определенное значение на поминальном обеде имеет внешний вид собравшихся. Женщинам рекомендуется собрать волосы под платок, мужчины должны быть без головных уборов. На поминках нежелательно упоминать плохие стороны покойного, его пороки и неправедные дела. Каждому желающему предоставляется слово для выражения скорби и поддержания уверенности в том, что для умершего откроются ворота рая.

Поминальное угощение

Меню поминальной трапезы на 9 дней практически не отличается от ассортимента похоронных поминок. На столе обязательно должна быть кутья – блюдо, изготовленное из зерен риса (пшеницы), в которые добавлен изюм и мед. В церкви оно символизирует вечную жизнь.

Из основных блюд на первое традиционно подаются щи или лапша с курицей. Если поминки попадают на постный период, в меню вносится борщ (постный) или грибная лапша. В качестве второго выступают, как правило, рыба, курица, котлеты, фаршированные перцы (можно голубцы). На гарнир традиционно предлагается гречневая каша, иногда ее дополняют гороховым или картофельным пюре. Поминальный стол невозможен без маринадов, солений, свежих овощей и салатов, которые могут стать дополнением к гарниру.

Нужно не забывать, что некоторые из гостей могут не соблюдать пост. Поэтому будет вполне уместным присутствие тарелок с жареной рыбой, мясной нарезкой, другими скоромными закусками. Главное, чтобы собравшиеся могли сразу отличить постные блюда от остальной пищи. Для завершения поминального обеда на 9 дней принято подавать компот или кисель, к которому хорошо подходят блины или небольшие булочки, печенье и конфеты. Чай или кофе подавать гостям, собравшимся почтить память усопшего, необязательно, но рекомендуется предложить забрать с собой оставшиеся фрукты и конфеты.

Как узнать точный срок поминок?

Христианские каноны говорят о том, что счет идет со дня смерти. Здесь нужно внимательно определиться с точным временем суток. Если человек умер до полуночи, то отсчет начинается прямо с этого дня. Путаница возникает из-за арифметического несоответствия. Например, если смерть зафиксирована 21 мая, то путем сложения (21+9) мы получаем дату 30 мая. Однако девятый день поминок будет 29 мая – день смерти уже считается первыми сутками отсчета. Душа с момента отхода от тела начинает путешествие по небесному царству, а усиленная помощь необходима ей именно на 9-й день. Памятные даты (3-й,9-й,40-й день) лучше сразу записать, чтобы вовремя их отметить.

Приглашение на поминки

Следует помнить, что в этот день гостей приглашать не принято: он считается незваным. Друзья и близкие люди умершего приходят на поминальную трапезу по своему желанию. На поминках собираются все, кто хочет еще раз вспомнить о человеке, от чистого сердца почтить светлую память. Прогонять того, кто захотел принять участие в печальном празднике, не только недопустимо, но и греховно. Лучше всего постараться угостить как можно большее количество людей: чем больше будет молитв о спасении души усопшего, тем легче станет ее дорога в рай. В этот день раздавайте угощения всем, кого встретите.

Современные реалии диктуют нам свои условия. Люди заранее интересуются местом и временем прохождения мероприятия. Чаще всего организаторы берут ответственность на себя и самостоятельно согласовывают детали со всеми участниками, желающими помянуть умершего.

Нужно ли в этот день посещать кладбище?

В число обязательных действий на девятый день после смерти это мероприятие не входит. Церковь не придает бренным останкам на погосте особого значения, приветствуется только посещение храма и усиленные молитвы. Обычно люди сами посещают место последнего приюта родного человека, отдавая дань уважения умершему. Это дело скорее для живых, чем для усопших.

К девятому дню нельзя относиться как к простой формальности. Нужно помнить, что именно в это время вы можете навредить или помочь душе умершего.

Разьясните пожалуйста что означают 3-й, 9-й и 40-й день после смерти человека. Что переживает и где находится душа умершего в эти дни?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Наше земное бытие – приготовление к жизнь будущей: «человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр.9:27). Посмертные опыты свидетельствуют, что, освободившись от дебелости телесной, душа становится более деятельной. Испытания, которые она претерпевает сразу же после разлучения с телом, имеют духовно- нравственную природу. Все, что она делала доброго и худого, остается. Поэтому для души с самого начала загробной жизни (еще до Суда) начинаются радости или страдания в зависимости от того, как она жила на земле. Преподобный Иоанн Кассиан пишет: «души умерших не только не лишаются своих чувств, но не теряют и расположений своих, т.е. надежды и страха, радости и скорби, и нечто из того, чего ожидают себе на всеобщем суде, они начинают уже предвкушать, вопреки мнению некоторых неверных, будто после исхода из этой жизни они разрушаются в ничто; они еще живее становятся и ревностнее прилепляются к прославлению Бога» (Собеседование 1, гл. 14). В первые два дня, освободившись от бренного тела, душа наслаждается свободой и может посещать на земле те места, которые ей были дороги. Но на третий день она попадает уже в иные области. Известно откровение, данное ангелом святому Макарию Александрийскому (почил в 395 г.): «когда в третий день бывает в Церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее ангела облегчение в скорби, какую чувствует от разлучения с телом; получает потому, что славословие и приношение в Церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней позволяется душе вместе с находящими при ней ангелами ходить по земле, где хочет. Поэтому душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба, в котором положено тело <...> А добродетельная душа идет в те места, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день, Тот, Кто воскрес в третий день из мертвых – Бог всех – повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих. Итак, благое Церковь имеет обыкновение совершать в третий день приношение и молитву за душу. После поклонения Богу повелевается от Него показать душе различные и приятные обители святых и красоту рая. Все это рассматривает душа шесть дней, удивляясь и прославляя Создателя всего этого – Бога. Созерцая же все это, она изменяется и забывает скорбь, которую имела, будучи в теле. Но если виновна в грехах, то при виде наслаждений святых начинает скорбеть и укорять себя, говоря: «Увы» мне! Как я суетилась в том мире! Увлекшись удовлетворением похотей, я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы можно было и мне удостоиться этой благости <...> По рассмотрении же в продолжение шести дней все радости праведных она опять возносится ангелами на поклонение Богу. Итак, хорошо делает Церковь, совершая в девятый день службы и приношения за усопшего. После вторичного поклонения Владыка всех опять повелевает отнести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений, разные отделения ада и разнообразные нечестивых мучения <...>По этим различным местам мук душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой не быть осужденной на заключение в них. В сороковой день опять она возносится на поклонение к Богу; и тогда уже Судия определяет приличное ей по делам место <...> Итак, правильно поступает Церковь, делая поминовения о усопших и приявших Крещение» (Св. Макарий Александрийский. Слово о исходе душ праведников и грешников…, - «Христианское чтение», 1831, ч. 43, с. 123-31; «Как проводит душа первые сорок дней по исходе из тела, М., 1999, с. 13-19).