Проверочный тест жизнь и творчество россини. Итальянский композитор Россини: биография, творчество, история жизни и лучшие произведения

Каких только похвал ни расточали поэты Джоаккино Россини! Генрих Гейне называл его «божественным маэстро», Александр Сергеевич Пушкин – «Европы баловнем»… но, пожалуй, правильнее всего было бы назвать его спасителем итальянской оперы. Италия неизменно ассоциируется с оперным искусством, и нелегко представить, что итальянская опера могла сдать позиции, выродиться в нечто бессодержательное – в пустое развлечение в опере-buffa и череду надуманных сюжетов в опере-seria. Тем не менее, в начале ХIХ столетия ситуация была именно такова. Нужен был гений Россини, чтобы исправить положение, чтобы вдохнуть в итальянскую оперу новую жизнь.

Жизнь Джоаккино Россини была связана с оперой еще в детские годы: появившись на свет в Пезаро, мальчик кочевал по Италии с отцом и матерью – оркестрантом-валторнистом и оперной певицей. О систематических занятиях речи не было, но слух и музыкальная память развивались прекрасно.

Джоаккино обладал красивым голосом. Из-за чрезмерно пылкого темперамента родители сомневались, что он сможет стать оперным певцом, но считали, что он сможет стать композитором. Основания для таких предположений были – к тринадцати годам мальчик создал уже несколько сонат для струнных инструментов. Его представили композитору Станислао Маттеи. У него четырнадцатилетний Россини начал обучаться сочинению в Болонском музыкальном лицее. Уже тогда Джоаккино определил направление своего будущего творческого пути, создав оперу «Деметрио и Полибио» – правда, поставлена она была лишь в 1812 г., следовательно, оперным дебютом Россини считать ее нельзя.

Подлинный оперный дебют Россини состоялся позже, в 1810 г., таковым стала опера-фарс «Брачный вексель», представленная в венецианском театре «Сан-Моизе». На создание музыки композитор потратил считанные дни. Быстрота и легкость работы и впредь будут отличительной чертой Россини. Следующие комические оперы – «Странный случай» и «Счастливый обман» – тоже были поставлены в Венеции, причем сюжет последней до Россини использовал Джованни Паизиелло (подобная ситуация еще возникнет в творческой биографии композитора). Далее последовала первая после «Деметрио и Полибио» опера-seria – «Кир в Вавилоне». И, наконец, заказ от «Ла Скала». Успех оперы «Пробный камень», созданной для этого театра, сделал двадцатилетнего композитора знаменитым. Международную известность принесли ему опера-buffa « » и опера на героический сюжет «Танкред».

Нельзя сказать, что творческая биография Россини была сплошной «дорогой славы» – например, «Турок в Италии», созданный в 1814 г. для Милана, успеха ему не принес. Гораздо удачнее сложились обстоятельства в Неаполе, где Россини создал оперу «Елизавета, королева английская». Главная роль предназначалась для Изабеллы Кольбран. Несколькими годами позже примадонна стала супругой Россини… Но не только этим примечательна «Елизавета»: если прежде певцы произвольно импровизировали фиоритуры, демонстрируя свою блестящую технику, то теперь Россини положил конец этому произволу исполнителей, тщательно выписывав все вокальные украшения и потребовав их точного воспроизведения.

Примечательное событие в жизни Россини произошло в 1816 г. – в Риме была впервые поставлена его опера «Альмавива», впоследствии известная под заглавием « ». Озаглавить ее так же, как комедию Пьера Огюстена Бомарше, автор не решился, поскольку до него этот сюжет воплотил в опере Джованни Паизиелло. Опера-buffa потерпела фиаско в Риме и имела шумный успех в других театрах, не только итальянских. По словам Стендаля, после Наполеона Россини стал единственной личностью, о которой говорят по всей Европе.

Россини создает еще одну комическую оперу – « », но написанная в 1817 г. « » ближе к драме. В дальнейшем композитора больше занимают сюжеты драматические, трагические и легендарные: «Отелло», « », «Магомет II», «Дева озера».

В 1822 г. Россини четыре месяца провел в Вене. Здесь была поставлена его опера «Зельмира». Не всех она привела в восторг – например, Карл Мария фон Вебер резко ее раскритиковал – но в целом Россини имел успех у венской публики. Из Вены он ненадолго возвращается в Италию, где ставится его опера « », ставшая последним образцом оперы-seria, а затем посещает Лондон и Париж. В обеих столицах его ожидал горячий прием, а во Франции он по предложению министра королевского двора возглавил Итальянский театр. Первым его произведением, созданным в этом качестве, стала опера « », посвященная коронации Карла Х.

Стремясь создать оперу для французской публики, Россини внимательно изучает ее вкусы, а также особенности французского языка и театра. Результатом труда становится успешное исполнение новых редакций двух творений – «Магомета II» (под заглавием «Осада Коринфа») и « », а также произведение в жанре французской комической оперы – «Граф Ори». В 1829 г. в Гранд-опера ставится его новая героическая опера « ».

И вот, после такого грандиозного шедевра Россини прекращает создавать оперы. В последующие годы он написал « », цикл фортепианных пьес «Грехи старости», – но для музыкального театра не создал больше ничего.

Двадцать лет – с 1836 по 1856 – Россини провел в родной стране, где возглавлял Болонский лицей, затем вернулся во Францию, где оставался до смерти в 1868 г.

С 1980 г. в Пезаро ежегодно проводится Оперный фестиваль Россини.

Музыкальные Сезоны

Дата смерти:

Портрет Россини

Джоакино Россини

Джоаккино Антонио Россини (итал. Gioachino Antonio Rossini ; 29 февраля , Пезаро , Италия - 13 ноября , Рюэлли, Франция) - итальянский композитор, автор 39 опер, духовной и камерной музыки.

Биография

Отец Россини был валторнистом, мать - певицей; мальчик рос с малолетства в музыкальной обстановке и, как только обнаружился его музыкальный талант, послан был для развития своего голоса к Анжело Тезеи в Болонью. В 1807 году Россини поступил учеником аббата Маттеи по композиции в Liceo filarmonico в Болонье, но прервал свое учение, как только прошел курс простого контрапункта, так как, по мнению Маттеи, знания последнего было вполне достаточно, чтобы быть в состоянии писать оперы.

Первым опытом Россини была 1-актная опера: «La cambiale di matrimonio» («Брачный вексель») (1810 в театре San Mose в Венеции), которая обратила на себя мало внимания, также как и вторая: «L" equivoco stravagante» («Странный случай») (Болонья 1811); впрочем, они понравились настолько, что Россини был завален работой, и к 1812 написал уже 5 опер. В следующем году, после того как его «Танкред» поставлен был на сцене театра Fenice в Венеции, итальянцы уже решили, что Россини величайший из живущих оперных композиторов Италии, - мнение, которое укрепила опера «Итальянка в Алжире ».

Но наибольший триумф доставила Россини в 1816 году постановка на сцене театра «Арджентина» в Риме его «Севильского цирюльника »; В Риме встретили «Севильского цирюльника» с большим недоверием, так как считали дерзостью, чтобы кто-либо осмелился написать, после Паизиелло , оперу на тот же сюжет; на первом представлении оперу Россини приняли даже холодно; второе представление, которым расстроенный Россини сам не дирижировал, напротив, имело опьяняющий успех: публика устроила даже факельное шествие.

Еще в том же году последовал в Неаполе «Отелло», в котором Россини впервые совершенно изгнал recitativo secco , затем «Золушка » в Риме и «Сорока-воровка » 1817 в Милане. На 1815-23 Россини заключил контракт с театральным антрепренером Барбайя, по которому за ежегодное вознаграждение в 12000 лир (4450 руб.) обязывался поставлять каждый год по 2 новые оперы; у Барбайи были в то время в руках не только неаполитанские театры, но и театр Скала в Милане и Итальянская опера в Вене.

В году умирает первая жена композитора. В г. Россини женится на Олимпии Пелиссье. В г. вновь обосновался в Париже, сделав свой дом одним из самых модных музыкальных салонов.

Россини скончался 13 ноября 1868 года в городке Пасси близ Парижа. В 1887 году прах композитора был перевезен во Флоренцию.

Имя Россини носит консерватория в его родном городе , созданная согласно его завещанию.

Оперы

  • «Брачный вексель» (La Cambiale di Matrimonio) - 1810
  • «Странный случай» (L’equivoco stravagante) - 1811
  • «Деметрий и Полибий» (Demetrio e Polibio) - 1812
  • «Счастливый обман» (L’inganno felice) - 1812
  • «Кир в Вавилоне, или Падение Валтасара» (Ciro in Babilonia (La caduta di Baldassare)) - 1812
  • «Шёлковая лестница» (La scala di seta) - 1812
  • «Пробный камень» (La pietra del paragone) - 1812
  • «Случай делает вором» (L’occasione fa il ladro (Il cambio della valigia)) - 1812
  • «Синьор Брускино» (Il Signor Bruschino (or Il figlio per azzardo)) - 1813
  • «Танкред » (Tancredi) - 1813
  • «Итальянка в Алжире » (L’Italiana in Algeri) - 1813
  • «Аврелиан в Пальмире» (Aureliano in Palmira) - 1813
  • «Турок в Италии» (Il Turco in Italia) - 1814
  • «Сигизмунд» (Sigismondo) - 1814
  • «Елизавета Английская» (Elisabetta regina d’Inghilterra) - 1815
  • «Торвальд и Дорлиска» (Torvaldo e Dorliska) - 1815
  • «Альмавива, или Напрасная предосторожность» (Севильский цирюльник)(Almaviva (ossia L’inutile precauzione (Il Barbiere di Siviglia)) - 1816
  • «Газета» (La gazzetta (Il matrimonio per concorso)) - 1816
  • «Отелло, или Венецианский мавр» (Otello o Il moro di Venezia) - 1816
  • «Золушка, или Торжество добродетели » (La Cenerentola o sia La bontà in trionfo) - 1817
  • «Сорока-воровка » (La gazza ladra) - 1817
  • «Армида» (Armida) - 1817
  • «Аделаида Бургундская, или Оттон, король Италии» (Adelaide di Borgogna or Ottone, re d’Italia) - 1817
  • «Моисей в Египте» (Mosè in Egitto) - 1818
  • «Адина, или Калиф Багдадский» (Adina or Il califfo di Bagdad) - 1818
  • «Риччардо и Зораида» (Ricciardo e Zoraide) - 1818
  • «Гермиона» (Ermione) - 1819
  • «Эдуард и Кристина» (Eduardo e Cristina) - 1819
  • «Дева озера » (La donna del lago) - 1819
  • «Бьянка и Фальеро» («Совет трёх») (Bianca e Falliero (Il consiglio dei tre)) - 1819
  • «Магомет второй» (Maometto secondo) - 1820
  • «Матильда ди Шабран, или Красота и Железное Сердце» (Matilde di Shabran, or Bellezza e Cuor di Ferro) - 1821
  • «Зельмира» (Zelmira) - 1822
  • «Семирамида» (Semiramide) - 1823
  • «Путешествие в Реймс, или Гостиница «Золотая лилия» » (Il viaggio a Reims (L’albergo del giglio d’oro)) - 1825
  • «Осада Коринфа» (Le Siège de Corinthe) - 1826
  • «Моисей и фараон, или Переход через Красное море» (Moïse et Pharaon (Le passage de la Mer Rouge) - 1827 (переработка «Моисея в Египте»)
  • «Граф Ори» (Le Comte Ory) - 1828
  • «Вильгельм Телль » (Guillaume Tell) - 1829

Другие музыкальные произведения

  • Il pianto d’armonia per la morte d’Orfeo
  • Petite Messe Solennelle
  • Stabat Mater
  • Cats Duet (attr.)
  • Bassoon concerto
  • Messa di Gloria

Примечания

Ссылки

  • Краткие содержания (синопсисы) опер Россини на сайте «100 опер»
  • Джоакино Антонио Россини: Ноты произведений на International Music Score Library Project

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Россини" в других словарях:

    - (Gioachino Rossini) знаменитый итальянский композитор (1792 1868), составивший эпоху в истории развития итальянской оперы, хотямногие его оперы в настоящее время забыты. В молодости Р. занимался вболонской консерватории у Станислава Маттеи и уже… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Джоакино Антонио Россини Gioachino Antonio Rossini Композитор Дата рождения: 29 февраля 1792 … Википедия

    - (Rossini) Джоаккино Антонио (29 II 1792, Пезаро 13 XI 1868, Пасси, близ Парижа) итал. композитор. Его отец, человек передовых, республиканских убеждений, был музыкантом гор. дух. оркестра, мать певицей. Обучался игре на спинете… … Музыкальная энциклопедия

    - (Rossini) Джоаккино Антонио , итальянский композитор. Родился в семье музыкантов (отец трубач и валторнист, мать певица). С детства обучался пению,… … Большая советская энциклопедия

    - (Gioachino Rossini) знаменитый итальянский композитор (1792 1868), составивший эпоху в истории развития итальянской оперы, хотя многие его оперы в настоящее время забыты. В молодости Р. занимался в болонской консерватории у Станислава Маттеи и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    РОССИНИ - (Джоаккино Антонио Р. (1792 1868) итал. композитор; см. тж ПЕЗАРСКИЙ) Теперь и пенного Россини По новому впиваю вновь И вижу только чрез любовь, Что небеса так детски сини. Куз915 (192) … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

(1792-1868) итальянский композитор

Дж. Россини - выдающийся итальянский композитор прошлого столетия, творчество которого ознаменовало собой расцвет национального оперного искусства. Он сумел вдохнуть новую жизнь в традиционные для Италии виды оперы - комическую (буффа) и «серьезную» (сериа). Особенно ярко талант Россини раскрылся в опере-буффа. Реалистичность жизненных зарисовок, меткость в изображении характеров, стремительность действия, мелодическое богатство и сверкающее остроумие обеспечили его произведениям огромную популярность.

Период интенсивного творчества Россини продолжался около 20 лет. За это время им было создано свыше 30 опер, многие в короткое время обошли столичные театры Европы и принесли автору всемирную славу.

Джоакино Россини родился 29 февраля 1792 года в Пезаро. Будущий композитор обладал прекрасным голосом и с 8 лет пел в церковных хорах. В 14 лет он предпринял самостоятельную поездку с небольшой театральной труппой в качестве дирижера. Свое образование Россини завершил в Болонском музыкальном лицее, по окончании которого выбрал себе путь оперного композитора.

Переезжая из города в город и выполняя заказы местных театров, он писал по несколько опер в год. Произведения, созданные в 1813 году, - опера-буффа «Итальянка в Алжире» и героическая опера-сериал «Танкред» - принесли ему широкую известность. Мелодии россиниевских арий распевались на улицах итальянских городов. «В Италии живет человек, - писал Стендаль, - о котором говорят больше, чем о Наполеоне; это композитор, которому нет еще двадцати лет».

В 1815 году Россини был приглашен на место постоянного композитора в театр Сан-Карло в Неаполе. Это был один из лучших театров того времени, с прекрасными певцами и музыкантами. Первая опера, написанная им в Неаполе, - «Елизавета, королева Английская» - была принята с восторгом. В жизни Россини наступил этап спокойной, обеспеченной жизни. Именно в Неаполе были написаны все его главнейшие оперы. Высокой зрелости его музыкально-театральный стиль достиг в монументальных героических операх «Моисей» (1818) и «Магомет II» (1820). В 1816 году Россини написал комическую оперу «Севильский цирюльник» по знаменитой комедии Бомарше. Ее премьера также прошла с триумфальным успехом, и вскоре мелодии из этой оперы пела вся Италия.

В 1822 году политическая реакция, наступившая в Италии, вынудила Россини покинуть родину. Он отправился в гастрольную поездку вместе с группой артистов. Они выступали в Лондоне, Берлине, Вене. Там Россини познакомился с Бетховеном, Шубертом и Берлиозом.

С 1824 года он обосновался в Париже. В течение нескольких лет занимал пост руководителя итальянского оперного театра. Учитывая требования французской сцены, переработал ряд прежних опер и создал новые. Высоким достижением Россини явилась героико-романтическая опера «Вильгельм Телль» (1829), воспевшая вождя национально-освободительной борьбы в Швейцарии в XIV веке. Появившись в канун революции 1830 года, эта опера отвечала свободолюбивым настроениям передовой части французского общества. «Вильгельм Телль» - последняя опера Россини.

В расцвете творческих сил, не достигнув и сорока лет, Россини внезапно перестал писать оперную музыку. Он занимался концертной деятельностью, сочинял инструментальные пьесы, много путешествовал. В 1836 году возвратился в Италию, жил сначала в Болонье, а затем во Флоренции. В 1848 году Россини сочинил итальянский национальный гимн.

Но вскоре после этого вновь вернулся во Францию и поселился в своем имении в Пасси, близ Парижа. Его дом стал одним из центров художественной жизни. На музыкальных вечерах, которые он устраивал, бывали многие прославленные певцы, композиторы, писатели. В частности, известны воспоминания об одном из таких концертов, написанные И. С. Тургеневым. Любопытно, что одним из увлечений Россини в эти годы была кулинария. Он очень любил угощать своих гостей собственноручно приготовленными блюдами. «Зачем вам моя музыка, если у вас есть мой паштет?» - шутливо сказал композитор одному из гостей.

Джоакино Россини умер 13 ноября 1868 года. Спустя несколько лет его прах был перевезен во Флоренцию и торжественно захоронен в пантеоне церкви Санта-Кроче рядом с останками других выдающихся деятелей итальянской культуры.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Россини Джоаккино

РОССИНИ (Rossini) Джоаккино (1792-1868), итальянский композитор. С творчеством Россини связан расцвет итальянской оперы 19 века. Его музыку отличают неистощимое мелодическое богатство, меткость, остроумие характеристик. Обогатил реалистическим содержанием оперу-буффа, вершина которой - его «Севильский цирюльник» (1816). Оперы: «Танкред», «Итальянка в Алжире» (обе 1813), «Отелло» (1816), «Золушка», «Сорока-воровка» (обе 1817), «Семирамида» (1823), «Вильгельм Телль» (1829, яркий образец героико-романтической оперы).

РОССИНИ (Rossini) Джоаккино (полное имя Джоаккино Антонио) (29 февраля 1792, Пезаро - 13 ноября 1868, Пасси, близ Парижа), итальянский композитор.

Бурное начало
Сын валторниста и певицы, с детства обучался игре на разных инструментах и пению; пел в церковных хорах и театрах Болоньи, где семья Россини обосновалась в 1804. К 13 годам уже был автором шести обаятельных сонат для струнных. В 1806, когда ему было 14 лет, поступил в Болонский музыкальный лицей, где его педагогом по контрапункту был видный композитор и теоретик С. Маттеи (1750-1825). Свою первую оперу, одноактный фарс «Брачный вексель» (для венецианского театра Сан-Моизе), сочинил в возрасте 18 лет. Затем последовали заказы из Болоньи, Феррары, снова из Венеции и из Милана. Написанная для театра Ла Скала опера «Пробный камень» (1812) принесла Россини первый крупный успех. За 16 месяцев (в 1811-12) Россини написал семь опер, в том числе шесть в жанре оперы-буффа.

Первый международный успех
В последующие годы активность Россини не снижалась. В 1813 появились его первые две оперы, завоевавшие международный успех. Обе они создавались для театров Венеции. Опера-сериа «Танкред» богата запоминающимися мелодиями и гармоническими оборотами, моментами блестящего оркестрового письма; в опере-буффа «Итальянка в Алжире» объединены комический гротеск, чувствительность и патриотический пафос. Менее успешными оказались две оперы, предназначенные для Милана (в том числе «Турок в Италии», 1814). К тому времени утвердились основные черты стиля Россини, в том числе поразившее его современников знаменитое «россиниевское крещендо»: прием постепенного усиления интенсивности путем многократных повторов короткой музыкальной фразы с добавлением все новых и новых инструментов, расширением диапазона, дроблением длительностей, варьированием артикуляции.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


«Севильский цирюльник» и «Золушка»
В 1815 Россини по приглашению влиятельного импресарио Доменико Барбайи (1778-1841) отправился в Неаполь, чтобы занять должность постоянного композитора и музыкального руководителя театра Сан-Карло. Для Неаполя Россини писал главным образом серьезные оперы; одновременно он выполнял заказы, поступавшие из других городов, в том числе из Рима. Именно для римских театров были предназначены две лучшие оперы-буффа Россини «Севильский цирюльник» и «Золушка». Первая, с ее изящными мелодиями, возбуждающими ритмами и мастерски выполненными ансамблями, считается вершиной буффонного жанра в итальянской опере. На премьере в 1816 «Севильский цирюльник» провалился, однако некоторое время спустя он снискал любовь публики всех стран Европы. В 1817 появилась прелестная и трогательная сказка «Золушка»; партия ее героини начинается с простой песенки в народном духе и завершается роскошной колоратурной арией, подобающей принцессе (музыка арии заимствована из «Севильского цирюльника»).

Зрелый мастер
Среди серьезных опер Россини, созданных в тот же период для Неаполя, выделяется «Отелло» (1816); последний, третий акт этой оперы, с его прочной, цельной структурой, свидетельствует об уверенном и зрелом мастерстве Россини-драматурга. В своих неаполитанских операх Россини отдал необходимую дань стереотипной вокальной «акробатике» и вместе с тем существенно расширил спектр музыкальных средств. Многие ансамблевые сцены этих опер весьма обширны, хор играет непривычно активную роль, облигатные речитативы насыщены драматизмом, оркестр часто выдвигается на первый план. По-видимому, стремясь с самого начала вовлечь свою аудиторию в перипетии драмы, Россини в ряде опер отказался от традиционной увертюры. В Неаполе у Россини завязался роман с популярнейшей примадонной, подругой Барбайи И. Кольбран. В 1822 они поженились, однако их семейное счастье длилось недолго (окончательный разрыв произошел в 1837).

В Париже
Карьера Россини в Неаполе завершилась операми-сериа «Магомет II» (1820) и «Зельмира» (1822); его последней оперой, созданной в Италии, стала «Семирамида» (1823, Венеция). Несколько месяцев 1822 года композитор с женой провели в Вене, где Барбайя организовал оперный сезон; затем они вернулись в Болонью, а в 1823-24 совершили путешествие в Лондон и Париж. В Париже Россини занял пост музыкального руководителя Итальянского театра. Среди произведений Россини, созданных для этого театра и для Гранд-опера, есть редакции ранних опер («Осада Коринфа», 1826; «Моисей и Фараон», 1827), частично новые композиции («Граф Ори», 1828) и оперы, новые от начала до конца («Вильгельм Телль», 1829). Последняя - прототип французской героической большой оперы - нередко считается вершиной творчества Россини. Она необычайно велика по объему, содержит множество вдохновенных страниц, изобилует сложными ансамблями, балетными сценами и шествиями в традиционном французском духе. По богатству и утонченности оркестровки, смелости гармонического языка и насыщенности драматическими контрастами «Вильгельм Телль» превосходит все прежние произведения Россини.

Снова в Италии. Возвращение в Париж
После «Вильгельма Телля» 37-летний композитор, достигший вершины славы, решил отказаться от сочинения опер. В 1837 он уехал из Парижа в Италию и два года спустя был назначен советником Болонского музыкального лицея. Тогда же (в 1839) он заболел длительной и тяжелой болезнью. В 1846, через год после смерти Изабеллы, Россини женился на Олимпии Пелисье, с которой он к тому времени жил уже 15 лет (именно Олимпия заботилась о Россини во время его болезни). Все это время он практически не сочинял (его церковная композиция Stabat mater, впервые исполненная в 1842 под управлением Г. Доницетти, относится еще к парижскому периоду). В 1848 чета Россини переехала во Флоренцию. Возвращение в Париж (1855) благотворно сказалось на здоровье и творческом тонусе композитора. Последние годы его жизни были отмечены созданием множества изящных и остроумных фортепианных и вокальных пьес, которые Россини называл «Грехами старости», и «Маленькой торжественной мессы» (1863). Все это время Россини был окружен всеобщим почтением. Он был похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез; в 1887 его прах был перенесен во флорентийскую церковь св. Креста (Санта-Кроче).

ДЖОАККИНО РОССИНИ

АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ЗНАК: РЫБЫ

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ: ИТАЛЬЯНЕЦ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: КЛАССИЦИЗМ

ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: «ВИЛЬГЕЛЬМ ТЕЛЛЬ» (1829)

ГДЕ ВЫ СЛЫШАЛИ ЭТУ МУЗЫКУ: В КАЧЕСТВЕ ЛЕЙТМОТИВА «ОДИНОКОГО РЕЙНДЖЕРА», РАЗУМЕЕТСЯ.

МУДРЫЕ СЛОВА: «НИЧТО ТАК НЕ СПОСОБСТВУЕТ ВДОХНОВЕНИЮ. КАК СЖАТЫЕ СРОКИ. И НЕ ВАЖНО, СТОИТ ЛИ У ВАС НАД ДУШОЙ КОПИРОВАЛЬЩИК, ЯВИВШИЙСЯ, ЧТОБЫ ЗАБРАТЬ ЗАКОНЧЕННУЮ РАБОТУ, ИЛИ ВАС ПОДГОНЯЕТ ИМПРЕСАРИО И ОТ НЕТЕРПЕНИЯ РВЕТ НА СЕБЕ ВОЛОСЫ. В МОЕ ВРЕМЯ ВСЕ ИМПРЕССАРИО В ИТАЛИИ ЛЫСЕЛИ УЖЕ К ТРИДЦАТИ ГОДАМ».

Слава, обрушившаяся на Джоаккино Россини, когда ему еще не исполнилось и двадцати пяти лет, завораживала Европу. В Италии он пользовался таким обожанием, какое в нынешний век выпадает только на долю поп-идолов подростковой аудитории и солистов «мальчуковых» групп. (Представьте молодого Джастина Тимберлейка, овладевшего тайнами контрапункта и вставшего за дирижерский пульт.)

Все ходили на его оперы, все заучивали его песни. Любой венецианский гондольер, болонский купец или римский сутенер мог запросто разразиться арией Фигаро из «Севильского цирюльника». На улице Россини неизменно окружала толпа, и самые пылкие поклонники норовили срезать прядь его волос на память.

А потом он исчез. Бросил все Вышел на пенсию. Ничего подобного в мире музыки прежде не случалось. Человек, которому за одни-единственные гастроли в Лондоне заплатили 30 000 фунтов, вдруг ставит крест на своей карьере, - это казалось немыслимым. Еще более немыслимым оказался тот человек, в которого Россини превратился десять лет спустя: затворник, почти не встававший с постели, парализованный депрессией и мучимый бессонницей. Он растолстел и облысел.

«Брильянт» итальянской оперы превратился в развалину с расшатанными нервами. Какова же причина подобной перемены? Коротко говоря - изменившееся время, которое Россини не мог - или не хотел - понять.

НЕ СОЧИНИШЬ - НЕ ВЫЙДЕШЬ

Отец композитора, Джузеппе Россини, был странствующим музыкантом, а когда ему надоело переезжать с места на место, он обосновался в Пезаро, городе на Адриатике, где сошелся с певицей (сопрано) и по совместительству белошвейкой Анной Гвидарини - поговаривали, однако, что Анна вместе с сестрой время от времени промышляла на панели. Как бы то ни было, в 1791 году молодые люди поженились, когда Анна была на пятом месяце беременности. Вскоре она родила сына.

Детство Джоаккино протекало относительно благополучно до тех пор, пока Наполеон не вторгся в Северную Италию. Джузеппе Россини охватила революционная лихорадка, и в дальнейшем его горести и радости целиком зависели от фортуны французского генерала - иными словами, он то попадал в тюрьму, то выходил из нее. Анна как могла развивала очевидный музыкальный дар сына. И хотя наставляли Джоаккино далеко не музыкальные светила, в 1804 году двенадцатилетний мальчик уже пел на сцене. Публика наслаждалась его высоким чистым голосом, и, подобно Йозефу Гайдну, Джоаккино подумывал о том, чтобы влиться в ряды кастратов. Его отец всей душой поддерживал идею кастрации сына, но Анна решительно воспротивилась осуществлению этого плана.

Настоящая слава пришла к Россини, когда в возрасте восемнадцати лет, перебравшись в Венецию, он написал свою первую оперу - «Брачный вексель». Эта музыкальная комедия немедленно стала хитом. И внезапно Россини оказался востребован всеми оперными театрами Италии. Его уважали за скорость, с которой он писал партитуры: он мог сочинить оперу за месяц, несколько недель и даже (по его словам) за одиннадцать дней. Работу облегчало то обстоятельство, что Россини не колеблясь переносил мелодии из одной оперы в другую. Обычно он приступал к выполнению заказа далеко не сразу, и эти проволочки доводили импресарио до бешенства. Позже Россини рассказывал, что, когда он сильно запаздывал с партитурой «Сороки-воровки», директор сцены посадил его под стражу, подрядив для этой цели четырех мускулистых работников сцены, и не выпускал, пока композитор не закончил партитуру.

СКОЛЬКО НУЖНО ЦИРЮЛЬНИКОВ ДЛЯ ОДНОЙ ОПЕРЫ?

В 1815 году в Риме Россини работал над своей самой знаменитой оперой «Севильский цирюльник». Позднее он утверждал, что сверстал партитуру всего за тринадцать дней. Вероятно, в некотором смысле так оно и было, если учесть, что Россини приспособил к «Цирюльнику» уже трижды использованную увертюру, лишь слегка перекроив ее.

Либретто было написано по знаменитой пьесе Пьера де Бомарше, первой части трилогии о великолепном Фигаро. К несчастью, известный римский композитор Джованни Паизиелло уже написал оперу на тот же сюжет в 1782 году. В 1815-м Паизиелло был глубоким стариком, но по-прежнему имел преданных поклонников, которые замыслили сорвать премьеру оперы Россини. «Оппозиционеры» освистывали и высмеивали каждый акт, а на выходах примадонны издавали такое громкое «бу-у-у», что оркестра не было слышно. Кроме того, они подбросили на сцену кошку, а когда баритон попытался прогнать животное, публика издевательски замяукала.

Россини впал в отчаяние. Запершись в номере гостиницы, он наотрез отказался присутствовать на втором представлении, которое, вопреки почитателям Паизиелло, завершилось триумфом. Импресарио бросился в гостиницу к Россини, уговаривая его одеться и отправиться в театр - публика жаждала поприветствовать композитора. «В гробу я видал эту публику!» - выкрикнул Россини.

МУЗЫКА, СВАДЬБА И ВСТРЕЧА С МАЭСТРО

К началу 1820-х Россини стало тесно в рамках комической оперы, а заодно и в пределах Италии. Кочевье по итальянским городам его более не прельщало, и он устал «строгать» партитуры одну за другой. Россини наконец захотелось, чтобы его воспринимали как серьезного композитора. Он также мечтал об оседлой жизни. В 1815 году Россини встретил Изабеллу Кольбран, талантливую певицу-сопрано, и влюбился в нее; в то время Кольбран была любовницей неаполитанского оперного импресарио, который великодушно уступил диву композитору. В 1822 году Россини и Кольбран поженились.

Возможность явить миру более зрелого Россини представилась в том же году, когда композитора пригласили в Вену. Он ухватился за приглашение, ему не терпелось опробовать свои произведения на новой, иной публике и познакомиться с прославленным Бетховеном. Россини с ужасом обнаружил, что великий композитор одевается в лохмотья и проживает в вонючей квартире, однако меж двумя коллегами состоялась долгая беседа. Немецкий мастер нахваливал «Севильского цирюльника», но затем порекомендовал Россини и впредь не писать ничего, кроме комических опер. «Вы не обладаете достаточными познаниями в музыке, чтобы справиться с подлинной драмой», - подытожил Бетховен. Россини попытался отшутиться, но в действительности итальянский композитор был глубоко задет предположением, что он не способен сочинять серьезную музыку.

УГНЕТЕННЫЙ ПРОГРЕССОМ

В следующем году Россини опять отправился на заграничные гастроли во Францию и Англию. Поначалу все шло хорошо, однако пересечение Ла-Манша на новомодном паровом судне напугало композитора едва не до смерти. Он слег на неделю. И никакие почести, коими его осыпали в Британии, - благосклонность короля, долгие овации в опере, восторженные отзывы в прессе, - не помогли забыть о пережитом кошмаре. Из Англии Россини уехал, изрядно пополнив свой кошелек, но с твердым намерением никогда больше туда не возвращаться.

В тот же период начали проявляться первые признаки разрушительной депрессии. Пусть Россини и обосновался в Париже, а его новая опера «Вильгельм Телль» имела успех, говорил он только о том, что ему пора отдохнуть от дел. Он старался сочинять менее легковесную музыку и даже создал ораторию Stabat Mater («Стояла мать скорбящая»), но в глубине души был убежден, что никто не воспримет ни его - ни тем более ораторию - всерь

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОДНОЙ ИЗ ОПЕР РОССИНИ БЫЛО СОРВАНО ПРИВЕРЖЕНЦАМИ К0МП03ИТ0РА-С0ПЕРНИКА - ПУБЛИКА ПРИБЕГЛА К КРАЙНИМ МЕРАМ, ПОДБРОСИВ КОШКУ НА СЦЕНУ.

Семейная жизнь с Кольбран стала невыносимой. Потеряв голос, Изабелла пристрастилась к картам и выпивке. Россини утешался в обществе Олимпии Пелиссье, красивой и богатой парижской куртизанки. Сошелся он с ней не ради секса - гонорея сделала Россини импотентом, - нет, это был союз преданной сиделки и беспомощного больного. В 1837 году Россини официально объявил о расставании с Изабеллой и поселился с Олимпией в Италии. Вскоре после того как в 1845 году Изабелла умерла, Россини и Пелиссье сыграли свадьбу.

Тем не менее 1840-е годы были мучительным временем для композитора. Современный мир вызывал у него ужас. Путешествие по железной дороге довело Россини до состояния коллапса. Новая поросль композиторов, вроде Вагнера, озадачивала и удручала. А причины политических волнений, охвативших Францию и Италию, оставались необъяснимой загадкой. Пока один итальянский город за другим бунтовал против австрийского правления, Россини с Олимпией скитались по стране в поисках тихой гавани.

Набор физических недугов, которыми страдал Россини, выглядит внушительно: сонливость, головные боли, диарея, хронический уретрит и геморрой. Его с трудом удавалось уговорить встать с постели, и вместе с тем он постоянно жаловался на бессонницу. Но самой страшной болезнью была депрессия, пожиравшая композитора. Изредка он играл на фортепиано и всегда в затемненной комнате, чтобы никто не видел, как он плачет над клавишами.

ЛУЧШЕ… - И ХУЖЕ

По настоянию Олимпии в 1855 году Россини вернулся в Париж, и депрессия немного отступила. Он начал принимать гостей, любоваться красотами города и даже снова взялся писать музыку. Композитор более не пытался сочинять ни серьезную музыку, о чем он когда-то страстно мечтал, ни прославившие его остроумные оперы, - Россини ограничился короткими изящными вещами, составившими альбомы вокальных и инструментальных пьес и ансамблей, которым композитор дал общее название «Грехи старости». В одном из таких альбомов, получившем название «Четыре закуски и четыре сласти» и содержавшем восемь частей: «Редис», «Анчоусы», «Корнишоны», «Масло», «Сушеный инжир», «Миндаль», «Изюм» и «Орехи», - музыка Россини объединилась с новообретенным гурманством композитора. Однако в конце 1860-х Россини тяжело заболел. У него развился рак прямой кишки, причем лечение доставляло ему куда больше страданий, чем сама болезнь. Однажды он даже умолял врача выбросить его в окно и тем самым прекратить его мучения. 13 ноября 1868 года, в пятницу, он умер на руках своей жены.

ОТКОСИЛ ПО ЛЮБВИ

Россини периодически вступал в любовную связь с оперными певицами, и один из этих романов неожиданно обернулся для него благом. Меццо-сопрано Мария Марколини была одно время любовницей Люсьена Бонапарта, брата Наполеона. И когда Наполеон объявил принудительный набор во французскую армию, Марколини, использовав старые связи, добыла для композитора освобождение от воинской повинности. Это своевременное вмешательство, возможно, спасло Россини жизнь - очень многие из 90 000 итальянских призывников французской армии погибли во время незадавшегося вторжения императора в Россию в 1812 году.

СТОЙКИЙ МАЛЫЙ

О Россини рассказывают такой анекдот: однажды друзья решили установить статую композитора во ознаменование его таланта. Когда они поделились этой идеей с Россини, тот поинтересовался, во что обойдется памятник. «Примерно в двадцать тысяч лир», - сказали ему. Немного поразмыслив, Россини заявил: «Дайте мне десять тысяч лир, и я сам постою на пьедестале!»

КАК РОССИНИ РАЗОБРАЛСЯ С ВАГНЕРОМ

В 1860 году путеводная звезда новой немецкой оперы Рихард Вагнер нанес визит Россини, потускневшей звезде старой итальянской оперы. Коллеги осыпали друг друга комплиментами, хотя музыка Вагнера казалась Россини неряшливой и претенциозной.

Приятель Россини как-то увидел на его фортепиано партитуру вагнеровского «Тангейзера», перевернутую вверх тормашками. Приятель попытался поставить ноты правильно, но Россини его остановил: «Я уже так играл, и ничего путного из этого не вышло. Тогда я попробовал снизу вверх - получилось намного лучше».

Кроме того, Россини приписывают такие слова: «У господина Вагнера есть чудесные моменты, но за каждым следует четверть часа плохой музыки».

ПРОТИВНАЯ ПРИНЦЕССА ИЗ ПЕЗАРО

В 1818 году, гостя в родном городе Пезаро, Россини повстречал Каролину Брауншвейгскую, жену принца Уэльского, с которой наследник британского престола давно расстался. Пятидесятилетняя принцесса жила, не таясь, с молодым любовником, Бартоломео Пергами, и бесила общество Пезаро высокомерием, невежеством и вульгарностью (ровно тем же, нем она довела до белого каления своего мужа).

Россини отказывался от приглашений в салон принцессы и не отвешивал ее высочеству поклоны, встречаясь с ней в общественных местах, - подобного оскорбления Каролина простить не могла. Год спустя, когда Россини приехал в Пезаро с оперой «Сорока-воровка», Каролина и Пергами посадили в зрительный зал целую банду подкупленных хулиганов, которые во время представления свистели, кричали и размахивали ножами и пистолетами. Перепуганного Россини тайком вывели из театра, и той же ночью он бежал из города. Больше он в Пезаро никогда не выступал.

Из книги Россини автора Фраккароли Арнальдо

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ДЖОАККИНО РОССИНИ 1792, 39 февраля - Рождение Джоаккино Россини в Безаро. 1800 - Переезд с родителями в Болонью, обучение игре на спинете и скрипке. 1801 - Работа в театральном оркестре. 1802 - Переезд с родителями в Луго, занятия у Дж.

Из книги автора

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЖОАККИНО РОССИНИ 1. «Деметрио и Полибио», 1806. 2. «Вексель на брак», 1810. 3. «Странный случай», 1811. 4. «Счастливый обман», 1812. 5. «Кир в Вавилоне», 1812. 6. «Шёлковая лестница», 1812. 7. «Пробный камень», 1812. 8. «Случай делает вором, или Перепутанные чемоданы», 1812. 9. «Синьор