Музыкальная культура испании 20 века. Исаак альбенис и его время

Историко-культурное наследие Испании богато и разнообразно, его сформировали многие эпохи, народы, религии, а также пограничное положение Испании между Европой и Африкой, замкнутость Средиземноморья и бескрайность Атлантического океана. Культура Испании подарила миру фламенко и гитару, новеллу и гаспачо, а также огромное количество замысловатых архитектурных сооружений. Невозможно не заметить что испанцы любят хорошо одеваться и наслаждаться жизнью. Колорит этой страны вдохновлял Пикассо, Гойю, Веласкеса, Дали и других известных личностей. Влияние разных религий, культур и народов, пограничное положение между Африкой и Европой, бескрайность Атлантического океана — это все нашло отражение в традициях и памятниках Испании.

Архитектура
Архитектура Испании — это память о традициях ушедших цивилизаций. Тут соседствуют акведуки и античные амфитеатры, сохранились образчики мавританской архитектуры эпохи Халифата — дворец Назарет в Гранаде и Алькасар в Севилье. В Испании самое большое количество соборов во всем мире. Среди них: готические храмы Бургаса, Таррагоны, Севильи, Толедо, романский собор в Сантьяго-де-Компостела; резиденция испанских королей — Эскориал близ Мадрида; соборы Мурсии, Валенсии, Гранады, а также в городе Теруэль. Также известны творения: Антонио Гауди — собор Саграда Фамилия и парк Гуэль вБарселоне; Рикарда Бофила (Барселона), Сантьяго Калатравы (Валенсия, Севилья) и Рафаэля Монео (Мадрид).

Живопись
Без живописи Испании трудно представить мировое изобразительное искусство. Её расцвет начался с творчества Доменико Теотокопули, прозванного Эль Греко, который стал основателем и главой толедской школы живописи. Испанию прославили также последовавшие за ним Хосе де Рибера, Франсиско Сурбаран, Б. Э. Мурильо и Веласкес, картины которых сегодня хранятся в лучших музеях мира.

Немыслима испанская живопись и без творчества Франсиско Гойи (1746-1828), а также пионера сюрреализма Сальвадора Дали (1904-1989), основоположника кубизма Хуана Гриса (1887-1921), абстракциониста Хуана Миро (1893-1983) и гениального разнопланового мастера Пабло Пикассо (1881-1973).

Литература
Литература Испании прошла долгий путь развития, чтобы сегодня стать одной из самых заметных составляющих мировой литературы. Её вклад трудно переоценить уже хотя бы потому, что два самых знаменитых общечеловеческих типа — Дон Кихот и Дон Жуан — созданы испанскими писателями.
Первым испанским литературным произведением, ставшим широко известным, является эпическая поэма «Песнь о моем Сиде» (около 1140 г.). Классиками испанской литературы принято считать Феликса Лопе де Вегу, Педро Кальдерон-де ла Барку, Тирсо де Молину, Мигеля де Сервантеса.

Начиная с конца XIX века, называемого периодом духовного обновления Испании, в стране появляются новые авторы, произведения которых быстро находят своего читателя по всему миру: Мигель де Унамуно, Рамон Мария дель Валье-Инклан, Федерико Гарсия Лорка. Из современных авторов стоит упомянуть нобелевского лауреата 1989 года Камило Хосе Села, а также Хуана Гойтисоло, Мигеля Делибеса, Мануэля Васкеса Монтальбана.

Музыка
К достояниям музыкальной культуры Испании также можно отнести: гитару, которая появилась в 1790х годах в Андалузии, когда к арабской лютне добавили шесть струн; и фламенко — что в переводе означает «глубокая музыка», ее самым известным исполнителем является Пако де Лючиа.

Ежегодно в Испании проходит множество фестивалей различных жанров искусства. Например, в Гранаде проходит музыкальный фестиваль, где собираются исполнители фламенко и других видов танцев; в Сан-Хавьере — джазовый; любители театра могут посетить фестиваль в Мериде; в Торревьехе можно поучаствовать в вокальном фестивале Habaneras; в Мадриде — фестиваль музыки, а для любителей кинематографа, в Сан-Себастьяне, проводится международный кинофестиваль.

Киноискусство
История испанского кинематографа имеет давние традиции: уже в 20-х годах XX века на экраны вышел фильм «Андалусский лес» Луиса Бунюэля. С тех пор испанские режиссеры, среди которых Карлос Саура («Кармен»), Педро Альмодовар («Женщина на грани нервного срыва», «Кика» и т. д.), Фернандо Труэва («Прекрасная эпоха»), Хулио Медель («Рыжая белочка»), способствовали упрочению мировой славы испанского кинематографа.

На сегодняшний день фильмы испанского производства составляют только 10-20 % кинопроката Испании, что говорит о кризисе национального кино. Современное испанское кино зависит от эпизодических успехов и кассовых сборов так называемых «мадридских комедий» («comedia madrileña») Фернандо Коломо и Фернандо Труэбы, утончённых мелодрам Педро Альмодовара, чёрного юмора Алекса де ла Иглесии и грубоватого юмора Сантьяго Сегуры (Santiago Segura), а также работ Алехандро Аменабара до такой степени, что, по словам продюсера Хосе Антонио Фелеса (José Antonio Félez), в 2004 году «50 % сборов собрали 5 фильмов, а 8-10 фильмов дали 80 % всех сборов». В 1987 в Испании основана кинематографическая премия «Гойя», своего рода «противовес» «Оскару» для испанского кино.

Коррида
Коррида - традиционное испанское развлечение, ярко характеризующее культуру Испании. В бронзовом веке убийство быка было важным ритуалом, а к концу 6-го века коррида становится развлечением для высшего сословия - с быком сражался рыцарь на коне.

Пешей коррида становится позднее, в XVIII веке, в Андалусии. Тогда же появился знаменитый тореро. Легендарным тореро считается Хуан Бельмонте, который создал современный стиль и образ матадора.
В корриде участвуют только специально выращенные быки иберийской породы.
Этика корриды требует от тореро большого уважения к быку как к достойному, сильному и храброму сопернику. Если быку удается выжить, он более никогда не участвует в представлении.

Бык должен быть убит в течение 10 минут после развлекательной части представления. Если бык остается жив - это позор для тореро. Верхом мастерства считается смерть быка от одной шпаги с первой попытки.
В случае если бык проявляет исключительную смелость, он может быть прощен. Основная цель матадора - раскрыть характер и потенциал быка, чтобы его простили. Случаи прощения быка очень редки, их отмечают как праздник.
Все мясо быков сразу после представления отправляют на социальные и благотворительные цели.

Фламенко
Фламенко — знаменитое испанское искусство, родиной которого является Андалусия. Фламенко представляет собой удивительный сплав песни (Cante), танца (Baile) и игры на гитаре (Guitarra), а также включает различные формы из смеси этих жанров. Первое письменное упоминание о фламенко относится к 1774 году. Фламенко сформировалось под влиянием двух культур — цыганской, из которой фламенко взяла свою танцевальную часть, и мавританской, привнесшей в музыку фламенко глубокий смысл.

Стили фламенко (palos) различаются ритмическим рисунком, их насчитывается более 50-ти. Самые популярные стили — тона, фанданго, солео и сегирийя. Песни и танцы обычно сопровождают перкуссией (постукиванием кастаньетами, хлопками в ладоши) и гитарой.

Хранителями традиций фламенко являются андалусские цыгане. В 2010 году ЮНЕСКО присудила Фламенко статус объекта мирового наследия.

Культура Испании очень многогранна и разнообразна, в разных регионах страны она различна.
Такие направления культуры, как танец фламенко, коррида, испанская гитара, прекрасно характеризуют национальные особенности Испании, их страстную и переменчивую натуру.

Не стоит думать, что в Испании были только специфические направления музыки. Существовали и общие стили, которые не были привязаны к конкретным регионам. Во многих городах страны исполнялись романтические баллады трубадурами. С 15 века стали исполняться героико-эпические сказания (cantares de gesta) под аккомпанемент виуэлы. Это щипковый инструмент с 12 струнами.

Религиозная музыка уходит своими корнями глубоко в древность. Наиболее ранней формой считается хоральная монодия, которая являлась легким распевом, что исполнялась в монастырях уже с 7 века.

В середине 1990-х годов все распевы и унылые псалмы были записаны на диск. И он приобрел популярность. Даже современным меломанам такой альбом пришелся по вкусу.

Вы можете послушать испанскую инструментальную музыку вот в этом видео:

Музыка в эпоху Возрождения

Несмотря на то, что эпоха Возрождения совпала с «золотым веком» Испании, но музыки это мало коснулось. Только несколько композиторов заслужили славу и создали свое имя.

  1. Антонио де Кабесон. Он написал первые произведения для клавишных инструментов, которые и сегодня исполняются. Также он славился пьесами литургического характера (тьенто).
  2. Кристобаль де Моралес. В середине 15 века композитор занимался сочинением исключительно церковных мелодий. Именно он первым получил известность за пределами Испании.
  3. Томаса Луиса де Виктория стал еще одним известным и популярным испанским композитором. Он писал мотеты и мессы.

Барочная музыка в Испании

Испания не может похвастаться великими композиторами. Естественно, в период барокко и классицизма были придворные композиторы, но они не получили мировой известности. Чаще всего испанские правители выписывали себе музыкантов из Италии. Быстро становится понятно, что испанцы предпочитали песни, а не камерные мелодии. Редким примером испанского успеха можно считать каталонского композитора Антонио Солер. Жизнь он вел скромную в монастыре, но при этом постоянно занимался сочинением музыки.

В 19 веке появился баск Хуан Крисостомо Арриага, которого очень часто называют «испанским Моцартом» . Уже в 13 лет он написал оперу «Счастливые невольники» (Los esclavos felices, 1820). Умер талантливый композитор очень рано в 19 лет от туберкулеза.

Прослушать оперу «Счастливые невольники» вы можете в этом видео:

Расцвет классической испанской музыки

«Золотой век» музыки в Испании наступил в 19 – начале 20 века. Композиторы этого периода жили и работали в период позднего романтизма, но под влиянием национального фламенко, преобладал национальный компонент. Композиторы включали в свои произведения национальные мотивы на европейские тенденции.

Исаак Альбенис

Чтобы стать пианистом он убежал в 12 лет из дома. Он добрался до Америки и в через год выступил с концертами. В 1886 году в возрасте 25 лет им была написана «Испанская сюита» (Suite Espanola), но вершиной его творчества стало сочинение «Иберия». Умер композитор в возрасте 48 лет.

Прослушать композицию «Испанская сюита» вы можете прямо сейчас:

Энрике Гранадос

Композитор способствовал развитию национальной школы музыки. В своих произведениях он оставался патриотом. В основу своих лучших произведений: двух циклов для фортепиано «Гойески» (Goyescas, 1911) положены картины художника Гойи. На этом же материале он сочинил одноименную оперу, но во время возвращения после премьеры талантливый композитор погиб.

Мануэль де Фалья

Светило классической музыки. На творчество де Фальи оказали большое влияние Дебюсси и Равель. Одним из лучших произведений является сюита «Ночи в садах Испании» (Noches en los jardines de Espana, 1915). Но еще большее внимание к его персоне привлекали два балета «Любовь-волшебница» (El amor brujo, 1915) и «Треуголка» (El sombrero de tres picos, 1917).

Балет «Любовь-волшебница» можете прослушать в этом видео:

Хоакин Турина

Он в своих работах также обращался к национальным произведениям, но при этом писал более камерную музыку, чем остальные. Лучшими его работами считались такие произведения, как симфоническая поэма «Шествие, посвященное окроплению святой водой» (La procession del Rocio, 1913), а также «Цыганские танцы» (Danzas Gitanas, 1930), что были написаны для фортепиано.

Хоакин Родриго

В своем творчестве он использовал смесь импрессионизма и национальных традиций. В историю испанской музыки он вошел, как талантливый автор для гитары с оркестром. Его «Аранхуэсский концерт» знают во всем мире.

Композицию Хокиана Родриго вы можете прослушать сейчас:

Как мы экономим на отелях до 25%?

Все очень просто – мы используем специальный поисковик RoomGuru по 70 сервисам бронирования отелей и квартир с наилучшей ценой.

Бонус на аренду квартир 2100 рублей

Вместо отелей можно забронировать квартиру (дешевле в среднем в 1,5-2 раза) на AirBnB.com , очень удобный всемирный и известный сервис аренды квартир с бонусом 2100 рублей при регистрации

Какой бы ни была многогранной страна с ее различными регионами, традициями, обычаями и языками, музыка всегда будет ее зеркалом. Мрачные монастыри Галисии , разливающееся в сладком воздухе Андалусии пение кантаора, пышные залы дворцов Мадрида – небольшое путешествие по истории испанской музыки откроет нам Испанию с неизвестной прежде стороны.

По монастырям Каталонии и Галисии

Профессиональная музыка Испании, как и других европейских стран, рождалась в монастырях, которые в давние времена были не только оплотом духовной жизни, но и крупными центрами науки и искусства. Санта Мария де Риполь (Вик), Санта Мария дель Мар (Барселона), кафедральный собор Сантьяго де Компостела становятся центрами григорианского пения – одноголосного сопровождения католической службы певчими.

Позже на его основе создаются первые театральные представления, литургические драмы, которые ставились во время службы. Некоторые из них продолжают свое существование и сегодня, например, Песнь Сивиллы можно услышать в кафедральном соборе Майорки в рождественскую ночь с 24 на 25 декабря. В XIII веке начинает развиваться поэзия на национальных языках, а вместе с ней и творчество менестрелей – придворных певцов и бродячих музыкантов.

Их одноголосные песни повествовали о безответной любви к прекрасной даме, рассказывали о военных походах и дружбе. Нередко образ возлюбленной в средневековой поэзии трансформировался в образ Девы Марии, а любовь земная – в любовь небесную. Самый известный памятник испанской средневековой лирики Cantigas de Santa María отражает эту тенденцию: около 420 кантиг (песен), написанных, по преданию, королем Альфонсо Мудрым на галисийско-португальском диалекте, содержат чудесные истории о Святой Деве и молитвы в ее честь.

Сценами из музыкальной жизни средневековой Испании славятся барельефы над порталами соборов, например, El Pórtico de la Gloria над входом в собор Сантьяго де Компостела , где можно увидеть изображения музыкальных инструментов того времени. В XIV веке народные языки проникают в богослужение, разбавляя сухую и непонятную простым людям латынь. Появляются духовные песни на религиозный сюжет, которые исполнялись верующими за пределами церкви. Ценным собранием является Красная книга Монсеррат, или Llibre Vermell, до сих пор хранящаяся в библиотеке монастыря: в нее включены песни на каталанском языке, латыни, которые исполнялись паломниками в честь главной святыни этого места – Черной Девы Марии . Некоторые песни из этой книги сопровождались круговыми танцами.

Арабы оказали большое влияние на культуру Испании: вплоть до 1492 года, падения Гранады, они были полноправными властителями южных территорий государства. В период Кордовского халифата расцветают такие музыкальные жанры, как заджаль и мувашшах – куплетные песни, в которых куплет часто исполнялся солистом, а припев – хором. Особая изысканность мелодий, тонкая орнаментика и импровизационность не только станут отличительными чертами арабской музыки, но и окажут большое влияние на музыкальную культуру христианской Испании.

Позже, в XIX веке, на этих южных землях рождается страстное и притягательное фламенко – синтез танца, гитары и голоса. Вобрав в себя разные элементы андалузской, цыганской, еврейской, арабской культур, этот жанр к концу столетия достиг небывалой популярности. Появились кафе и салоны, в которых выступают такие звезды фламенко, как Ла Макаррона, Ла Куэнка, Рита Ортега, Лампарилья.

В XX веке и по сей день популярность фламенко не угасает: элементы этого танца используются в классическом балете, появляются экспериментальные площадки, объединяющие традиционный андалузский танец с джазом, продолжают появляться новые звезды, такие как Исабель Байлон и другие.

«Золотой век»

Период с середины XVI века до середины XVII-го по праву считается расцветом испанской культуры в живописи , литературе и музыке. Складывается национальная школа композиторов строгого стиля, развиваются национальные жанры многоголосной музыки, на придворной сцене блистает опера , а король инструментов – орган – достигает пика популярности. Большую роль продолжает играть религиозная музыка, своими возвышенными многоголосными сочинениями славятся Кристобаль Моралес, Франсиско Герреро, Томас Луис де Виктория.

С другой стороны, силу набирают светские сочинения, уходящие своими корнями в народные жанры – вильянсико и энсалада. Вильянсико, родившееся из бесхитростной народной песни (не зря его название происходит от слова «villan», крестьянин), в XV–XVI становится важной темой творчества таких композиторов , как Хуан дель Энсина, Педро де Эскобар, Хуан де Анчьета, Хуан де Триана и многих других. Музыка сохранилась в песенниках того времени – cancioneros («кансьонерос»), в частности, Cancionero musical de Palacio, Cancionero de la Colombina, а также Cancionero de Uppsala, где появляются рождественские вильянсико. В XVII веке любовная тематика вильянсико полностью сменяется религиозной.

Энсалада (дословно «салат») – жанр не менее интересный, чем вильянсико. Немного гротескный и саркастичный, он допускал комбинацию разных текстов, стилей и даже языков в рамках одного произведения. Сочинением энсалад прославились композиторы, Матео Флеча (Старший и Младший), Бартоломе Касерес и другие.

Тогда же создается испанская гитара – она утверждается в профессиональной музыке наряду с другими инструментами. Выходит в свет большое количество сочинений Лукаса де Рибайяса, Антонио де Санта Круса, Гаспара Санс. В музыке для органа главенствует жанр тьенто, блестящими авторами которого становятся Хуан Кабанильес и Франсиско Корреа де Арраухо.

На сцене королевского театра в Мадриде при сотрудничестве двух выдающихся фигур эпохи Хуана Идальго и Педро Кальдерона появляется опера: созданная по итальянскому образцу, на испанской сцене она приобретает национальные черты. Такие шедевры, как «Одним лишь взглядом ревность убивает» и «Пурпур розы», славились не только благородством музыки и метафоричностью поэтического языка, но и эффектной театральной машинерией, придуманной и воплощенной придворным архитектором итальянского происхождения Антонио Антоноцци.

От Просвещения к романтизму

В XVIII веке Испания испытывает влияние итальянской музыки. При королевском дворе работают выдающиеся композиторы Доменико Скарлатти, Луиджи Боккерини, Гаэтано Брунетти и другие. Они приносят в испанскую музыку новые жанры: начинает развиваться оратория и кантата.

В это время на арену музыкальной жизни Испании выходит сарсуэла. Она зарождается еще в XVII веке как небольшой эксперимент в сочетании театра, музыки и шутки. Обязательными ее составляющими были комический незамысловатый сюжет и разговорные диалоги, перемежающиеся музыкой. В XVIII веке сарсуэла сближается с итальянской оперой в творчестве Хосе де Небры и Антонио Саморы. Но уже в конце века этот жанр начинает приобретать самостоятельность и национальные черты, уходя от итальянских влияний в сторону испанских сюжетов и героев из повседневной жизни, а также использования жанров испанского фольклора – сегидильи, фанданго.

Серебряный век испанского искусства

В конце XIX – начале XX веков музыка Испании переживает «новое рождение», или Ренасимьенто. Под началом Фелипе Педреля, музыковеда и композитора, организуется национальная композиторская школа . Музыканты все больше обращаются к национальным истокам: старинному фольклору («канте хондо»), музыке фламенко. Появляются поэтические музыкальные зарисовки Испании в творчестве Исаака Альбениса (фортепианная сюита «Иберия»), Энрике Гранадоса («Испанское каприччио», «Испанские танцы» для фортепиано), а в операх и балетах Мануэля де Фальи впервые на классической сцене начинают выступать танцоры фламенко и народные певцы («Любовь – волшебница», «Короткая жизнь»). Влияние романтизма испытывают поэтические миниатюры каталонских композиторов Фредерика Момпоу и Хавьера Монтсальватже, а Хоакин Родриго создает знаменитый «Аранхуэсский концерт» для гитары с оркестром.

XIX век в истории Испании - сложное кровопролитное время, которое, тем не менее, способствовало подъему национальной культуры и искусства. Вторжение войск Наполеона (1808 год), Кадиская либеральная конституция 1812 года и возвращение к абсолютизму в 1814 году, буржуазная революция 1869-1873 года, ограничившая власть монархии, и проигранная война с США в конце века (1898) создавали постоянную напряженную атмосферу в стране. Начало подъема культуры и искусства совпадает с началом национальной освободительной борьбы против Наполеона, ? литература воспевает героизм народа, в музыкальной жизни? открываются консерватории, оперные театры, концертные организации. В 40-х годах распространяется «кастисисмо» _ движение сторонников возрождения старинных национальных жанров, в том числе сарсуэллы - музыкально? драматического произведения, близкого оперетте, но в испанском стиле, ? танец, чередующийся с песней. Видными представителями этого движения были Франсиско Барбьери (1823-1894), составивший ценное собрание народных песен XV?XVI веков, и Томас Бретон (1850-1923), директор мадридской консерватории выступавший против засилья итальянской оперы в Испании, оба они были авторами многих сарсуэл. В «кастисисмо» можно видеть начало, идейное зерно, получившее рост и развитие в последующем движении, возникшем в 70?х годах, как отклик на революционные события в стране. В конце 90?х это движение обретает особенную драматичность, остроту конфликта и рост национального чувства в связи с проигранной войной с США и потерей многих испанских колоний.

Итак, в 70х годах происходит новый подъем культуры, названный Ренасимьенто (испанское Возрождение), в котором участвовали виднейшие писатели, поэты, художники. Название движения отражает стремление испанцев к самобытности своей культуры, когда после «золотого (XVI?XVII) века» культуры Испании (в литературе? Сервантес, Лопе де Вега, в живописи? Веласкес, Сурбаран и Эль Греко, а в музыке? Томас Луи Витториа («испанский Палестрина»), Кристобаль Моралес и Антонио Кабесон), наступает время итальянского и французского влияния на испанскую культуру и общего кризиса национальной культуры. Но народной музыки, живущей в глубинках, это не коснулось: «Русский писатель В.П.Боткин, посетивший Испанию в 1845 году, свидетельствовал, что «андалузец не может ни ехать, ни идти, ни работать» без фанданго…» Друскин М. История зарубежной музыки., вып.4; Музыкальная культура Испании; М., Музыка 1967;С.502..

Карел Чапек писал об Испании так:

«…в этой стране недалеко ходить за тем, что, если я не ошибаюсь, называется национализм. Народ этот, как никакой другой в мире, если не считать англичан, сумел сохранить свой особый уклад; и от женских мантилий до музыки Альбениса, от повседневных привычек до уличных вывесок, от кабальеро и до ослов предпочитает свое, исконно испанское, единообразяшей лакировке международной цивилизации. Быть может, дело тут в климате или в почти островном положении, но главное, мне кажется, в характере людей. Здесь каждому кабальеро задирает нос региональное чванство; Gaditano кичится тем, что он из Кадиса, Madrileno ? тем, что из Мадрида, астуриец горд тем, что из Астурии, а кастилец горд сам по себе, ибо каждое это имя овеяно славой, как герб.

Вот почему, мне кажется, севилец не снизойдет никогда до того, чтобы стать добрым международным европейцем; ведь он не мог бы стать даже мадридцем. Одна из самых неразрешимых загадок Испании? ее провинциальный дух, особая добродетель, которая в остальной части Европы постепенно сходит на нет; провинциализм? валовой продукт природы, истории и людей. Испания еще не перестала быть природой и еще не опамятовалась от своей истории, потому? то она и сумела сохранить в такой степени это качество. Ну, а мы, прочие, можем только немножечко удивляться тому, как это прекрасно? быть нацией» Карел Чапек «О черни. Путевые заметки»..

Вдохновителем музыкального Ренасимьенто был Фелипе Педрель? музыкальный ученый, фольклорист, композитор, автор оперной и симфонической музыки, хоровых сочинений. В XIX веке в Испании было сильным влияние французского романтизма. Еще в 70х годах Педрель писал оперы на сюжеты французских писателей, но уже в 80х годах он обратился к глубокому изучению испанской народной и профессиональной музыки, и написал оперную трилогию «Пиренеи» о патриотической борьбе каталонцев с маврами в XIII веке.

Эстетические идеалы Педреля, выраженные им в манифесте «За нашу музыку» были в гармоничном сочетании фольклорных богатств с высоким профессиональным мастерством испанских композиторов. Он ставил в пример представителей русской Могучей кучки в их разработке своего индивидуального национального стиля, опиравшегося на народную песню. Но в своем творчестве он не смог реализовать эту идею на практике,? это в полной мере сделал Альбенис, а после него продолжили развивать Энрике Гранадос, Х.Турина, Х.Нин и Мануэль де Фалья.

«…истинный пафос и смысл возрождения заключался в возврате былой славы испанской музыке, овладении широким кругом форм и жанров, установлении контакта с передовыми исканиями современного искусства? в выходе на качественно иной уровень творчества, на котором национальное начало проявилось бы во всей полноте, становясь в то же время универсальным…» Мартынов И. Музыка Испании. Монография. М., Сов. композитор,1977.стр.121.

Другим собирателем «драгоценных россыпей» испанского фольклора был Федерико Ольмеда, собравший от певцов? крестьян по деревням Кастилии более 300 народных напевов для сборника «Фольклор Кастилии».

Самобытности региональной культуры, интонационной разницы музыкальных напевов (и даже разницы в языках) отдельных провинций Испании способствовали географические (разделение областей горными цепями), климатические (суровый север и жаркий юг) и экономико-политические условия (в зависимости от коммуникации регионов с Европой). Но, при совершенном различии напевов и языка в разных областях страны есть общие особенности национального стиля и предпочтения в экспрессии. Это органическое единство танца, песни и сопровождения, о котором сами испанцы говорят как о «представлении песни при помощи ног» и всеобщая любовь к гитаре. Гитара в Испании двух видов и различается по способу извлечения звука и происхождению? мавританская (играли способом «пунтеадо»- отчетливое взятие каждой ноты щипком) и классическая латинская (способ «расгеадо» ? взятие аккордами и игра тремоло). Также нельзя представить себе испанскую музыку без кастаньет, о которых русский музыковед М.Вайсборд так говорит, описывая впечатление от концерта испанской танцовщицы Лусеры Тены: « ? В ее руках кастаньеты как бы переступают границы своих возможностей. Они не только передают тончайшие динамические оттенки или с легкостью «плетут» кружево пассажей, но и способны донести до слушателя самую сущность музыки». Вайсборд М.А. Исаак Альбенис. Очерк жизни. Фортепианное творчество. М., Сов. композитор,1977; С.9.

Кроме гитары и кастаньет в народной музыке использовались еще различные другие струнно-щипковые (бандурия, лютня), деревянные духовые (разновидности флейты) и ударные инструменты (тамбурин и др.), а музыкальный ансамбль также варьировался в зависимости от местности.

Среди огромного разнообразия испанских песен и танцев выделяется северная хота - «королева танцев» (Арагония), которая распространилась по всей стране (существуют разновидности хоты в зависимости от местности валенсианская, кастильская, тортосская хоты), и южное фанданго в Андалусии, варьируемое андалусийцами (в Гранаде это гранадина, в Ронде? ронденья, в Малаге? малагенья). Фанданго также мигрировало по всей стране и дошло до самого севера (например,? астурийское фанданго с южной андалусийской хореографией, но северной астурийской музыкой). Со второй половины XIX века фанданго было широко распространено, и иностранные композиторы использовали в основном андалусийские мелодии чтобы выразить испанскую характерность в своих произведениях.

К самым важным по влиянию на другие культуры и распространению танцам также относятся пятидольный северный ритмически сложный «сортсико» (Баскония), положенный в основу гимна басков «Дерево Герники», и не выходивший за пределы своей области, каталонская «сардана»(северо? восток Испании, язык и музыка которой близки французскому Провансу), «болеро» (предположительно придуманный С.Сересой из Кадисса в конце 18го века), распространенный по стране и на Балеарских островах (в Кастилии, например, исполняется болеро-сегидилья).

В музыке любимого всеми и популярного «фламенко» (Андалусия), истоки которого в мавританской культуре Мавры владели Испанией с VIII?XIII века, воздействие их культуры отразилось и в архитектуре, а наиболее старый слой испанской народной музыки, связанный с этим влиянием называется «древнее пение»., а также в цыганских влияниях В XV веке из рушащейся Византии прибыли цыгане, расселившиеся в южной Испании., используются характерные ладовые обороты (увеличенные лады), виртуозная мелизматика, хроматизмы, полиритмия, особая манера горлового пения.

«Хабанера», завезенная из Кубы, бывшей в то время испанской колонией «Хабанера» переводится с испанского как «танец из Гаваны». отличается от всех южных танцев более сложной ритмикой, показывающей сложный кубинско-испанский синтез: в размере 2/4 пунктирный ритм сочетается с триолями.

Гибкость и сложность ритма? характерная особенность испанского фольклора, но «…на севере? это сложные переменные ритмы, где чередуются сочетания 2+3 и 3+2, на юге ритмы более простые (со счетом на три), но отличающиеся разнообразием в акцентировке, синкопировании…» Друскин М. История зарубежной музыки. вып.4; Музыкальная культура Испании; М., Музыка 1967;С. 505.

В XIX веке так же существовал исчезающий жанр «тонадильи», Испанское «tonadilla»,- букв. - песенка, уменьшит. от «tonada» - песня. Для многих тонадилий характерно трёхчастное строение: интрада, coplas и финал с использованием жанров сегидильи и тираны. ? это испанская музыкальная комедия, которую отличают динамизм и стремительность развития действия, связь с народными музыкальными жанрами, песенность мелодий, простота и доступность музыкального языка. Певец, гитарист и композитор Мануэль де Гарсия(1775-1832) считается последним из "тонадильерос". Он написал около семидесяти тонадилий, был великолепным певцом и сделал свою карьеру в Париже, вынужденный покинуть родную Испанию. Но во Франции он не забывал традиций искусства своей родины и способствовал знакомству Европы с жанром тонадильи, приходящим в упадок, а также славился исполнением испанских песен. Он вырастил замечательных певиц, своих дочерей? Марию Малибран и Полину Виардо, а также прославленного певца и автора трактата о певческом искусстве - своего сына Мануэля Гарсиа. У Э.Гранадоса также есть "Собрание тонадилий, написанных в старинном стиле" ("Colection de Tonadillas escritas en estilе antiguo") для голоса и фортепиано.; несмотря на камерность замысла в них сохранились черты сценического действия.

В первой половине XIX века успешно развивалось профессиональное инструментально? исполнительское искусство. Испанские гитаристы пользовались мировой известностью. Среди них особенно выделялись редкостью своего дарования гитаристы Фердинандо Сор (виртуоз и композитор, расширивший возможности техники игры на гитаре) и Мурсиано, игрой которого заслушивался М.Глинка, посещавший Испанию.

Выдающийся скрипач Пабло Сарасате (1844 ? 1908) гастролировал по странам Европы и Америки и привлекал внимание мира к Испании своей исполнительской деятельностью.

Во второй половине XIX века наступает время творчества знаменитой композиторской плеяды - И.Альбениса, Э.Гранадоса, М. де Фальи, великого виолончелиста Пабло Казальса, выдающегося пианиста Рикардо Виньеса и других.

Новаторские устремления испанских композиторов чаще находили понимание сначала во Франции, где жил И.Альбенис, получил признание талант М. де Фальи, пышно расцвел французский музыкальный «испанизм», а уже потом на родине. Многие испанские композиторы и музыканты эмигрировали из беспокойной Испании. Рядом с Мадридом и Барселоной возник еще один центр испанского музыкального возрождения - Париж, сохранявший это значение до начала первой мировой войны, когда большинство испанских музыкантов вернулось на родину.