Пролог и эпилог (от греч. prologos - предисловие; epilogos - послесловие). Если смотреть на пролог и эпилог с вершины сюжета, то они оказываются на самой его периферии - как подножие горы. Однако хорошие книги читаются иначе, во всяком случае, не с середины. Первые и последние страницы для нас не менее значительны, чем кульминационные.
Вызревшие в древнегреческом искусстве пролог и эпилог - продукт разложения синкретизма и памяти о нем. "Песни лиро-эпического характера представляются первым естественным выделением из связи хора и обряда", - отмечал А. Веселовский. Напротив, драматурги еще долго пользуются лирической и эпической поддержкой, понимая, впрочем, что это поддержка со стороны. Стремительное вращение драматической коллизии неизбежно вытесняло прямое сообщение и отношение за границы фабульного действия. Так возникли пролог и эпилог.
Пролог и эпилог в драме
В античной драме пролог - это звучащая по преимуществу в исполнении хора историческая, бытовая или мифологическая предыстория будущих событии, а в эпилоге закрепляется финальная расстановка сил, подводится нравственно-философский итог произведения.
Постепенно происходило неуклонное сокращение пролога и эпилога, ослабление их роли. Если в большинстве трагедий Эсхила заключения и особенно вступления были развернутыми и многоступенчатыми, то уже древнеримские драматурги подчас обходились лишь непосредственным сценическим действием. Все чаще оно осознается как самодостаточное. Вроде бы у Шекспира эпилогов еще немало, и все же в их необходимости великий писатель явно сомневается. В дальнейшем в своей привычной статической форме эпилоги надолго исчезают из драматических сочинений, да и прологи в основном становятся внесценическими: «предисловиями», "предуведомлениями", «открытыми письмами», «разборами» пьесы Корнеля, Бомарше, Гюго снабжались уже при публикации.
Пролог и эпилог в эпосе
Иначе складывалась судьба пролога и эпилога в эпосе. В традиционных эпических жанрах (эпопея, героическая поэма, сказка) лирические вступления и заключения сведены к минимуму: в «Песни о Нибелунгах», например, для них хватило двух строф, первой и последней. Коротки запев и исход и в русских былинах. Они выполняют как бы орнаментальную или ритуальную функцию: «ворота открыты - ворота закрыты». Чаще всего пролог и эпилог сказителю попросту не были нужны. Рассказ замкнут на событии, он последовательно излагает одну судьбу, одно происшествие.
В эпосе пролог и эпилог начинают утверждаться вместе с развитием индивидуального творчества. В просветительском романе (у Филдинга, Голдсмита, Чернышевского), в таком дидактическом жанре, как басня, автор стремится дать точное направление для читательского восприятия, четко установить собственную мысль. В XIX в. лирика все активнее вторгается в жанровую систему эпоса: развивается повесть с ее многообразными отступлениями от основной повествовательной линии, появляется очерк, а поэма превращается в лиро-эпическое образование. Именно в противостоянии ей и определяются теперь такие сюжетные компоненты, как пролог и эпилог. Здесь писатель высказывает то, что не может быть выражено через описание событий. Образцом поэмного эпилога является заключительное лирическое отступление о птице-тройке в первом томе «Мертвых душ» Гоголя, а пролога - авторское вступление из "Медного всадника" Пушкина. Конечно, существуют и другие формы пролога: основное действие может предваряться пейзажами (как, например, в "Крыжовнике" Чехова), обобщающим образом-символом (цветок «татарина» в «Хаджи-Мурате» Л. Толстого), притчей («Дата Туташхиа» Ч. Амирэджиби). В эпических произведениях XIX-XX вв. пролог - короткая увертюра. Он задает тон, настраивает читателя на определенную волну.
Еще чаще и, пожалуй, осознаннее используется в эпической прозе эпилог. Особенно в русском классическом романе. Эпилогом завершается большинство крупных произведений Достоевского, Тургенева, "Обыкновенная история" Гончарова. Заметим, что исключительные отступления - такие, как «Часть вторая» "Эпилога" из "Войны и мира" Толстого - здесь сравнительно редки. Обычно в романных эпилогах перед нами все те же знакомые лица. И все-таки это не просто последующие истории. Скачок через пространство и время совершался писателями-реалистами для того, чтобы раскрыть сложность характера, непредсказуемость повеления человека, оказавшегося в новой обстановке.
Поражают метаморфозы, происходящие в конце эпилога с Рудиным. На протяжении всего романа он бездействует, разглагольствует и рефлектирует, а затем погибает на парижских баррикадах с красным знаменем в руке. Эпилог существенно меняет сложившиеся читательские представления, он подводит к мысли о том, что решительно проявить себя Рудину мешала, очевидно, вовсе не натура, а обстоятельства.
Прологи и эпилоги в лирике
В литературе двух последних столетий пролог и эпилог - монополия жанров эпических, однако их можно встретить и в драматических сочинениях (в "Фаусте" Гете, "Короле на площади" Блока, «Добром человеке из Сезуана» Брехта), и даже в лирике - причем не только в лирических книгах и циклах, но и в отдельных стихотворениях.
Поэтические формы каноничны, и поэт-новатор по-своему использует их в борьбе с инерцией читательского восприятия. Завязав разговор на привычном (для читателя-собеседника) языке, он совершает потом резкие смешения, нарушает рифменное, строфическое, сюжетное ожидание. В известном цветаевском стихотворении "Тоска по родине! Давно..." с самых первых строк нагнетается один и тот же мотив, внушается одна и та же мысль. И так вплоть до последней, десятой строфы, где происходит крутой перелом: «И все - равно, и все - едино./ Но если по дороге - куст/ Встает, особенно - рябина...» Такова концовка, в которой невысказанно, выдаваемая лишь едва дрогнувшим голосом, звучит опровергаемая тоска по родине, вполне сравнимая с эпилогом.
"Эпилоговых" произведений особенно много в лирике Ахматовой.
ЭПИЛОГ
- (от греч. epilogos - послесловие) - часть текста художественного произведения, выходящая за границы сюжета: рассказ автора о том, что произошло с действующими лицами после развязки (см. развязка) сюжетного действия, о дальнейшей судьбе героев. Ср. финал
Словарь литературоведческих терминов. 2012
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЭПИЛОГ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- ЭПИЛОГ в Большом энциклопедическом словаре:
(греч. epilogos) в античной и более поздней драме заключительный монолог - обращение к зрителю с поучением, просьбой о снисхождении или … - ЭПИЛОГ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
(греч. epilogos, буквально - послесловие), 1) в драме обращение к зрителю в конце произведения с поучением, просьбой о снисхождении и … - ЭПИЛОГ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
(греч. epilogoV - послесловие) - заключительная часть, прибавленная к законченному художественному произведению и не связанная с ним неразрывным развитием действия. … - ЭПИЛОГ в Современном энциклопедическом словаре:
(греческое epilogos), в античной и более поздней драме заключительный монолог - обращение к зрителю с поучением, просьбой о снисхождении или … - ЭПИЛОГ
[греческое после + слово, речь] 1) в древнегреческой драме заключительное обращение к зрителям, объяснявшее намерение автора или характер постановки; 2) … - ЭПИЛОГ в Энциклопедическом словарике:
а, м. Заключительная часть литературного произведения. Э. романа. Эпилоговый - относящийся к эпилогу, эпилогам. | В древнегреческом театре э. - … - ЭПИЛОГ в Энциклопедическом словаре:
, -а, м. Заключительная часть литературного, музыкального произведения. Э. романа, оперы. Э. жизни (перен.: события ее последних, завершающих лет). I) … - ЭПИЛОГ в Большом российском энциклопедическом словаре:
ЭПИЛ́ОГ (греч. epilogos), в античной и более поздней драме заключит. монолог - обращение к зрителю с поучением, просьбой о снисхождении … - ЭПИЛОГ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
(греч. ???????? ? послесловие) ? заключительная часть, прибавленная к законченному художественному произведению и не связанная с ним неразрывным развитием действия. … - ЭПИЛОГ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
эпило"г, эпило"ги, эпило"га, эпило"гов, эпило"гу, эпило"гам, эпило"г, эпило"ги, эпило"гом, эпило"гами, эпило"ге, … - ЭПИЛОГ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
-а, м. Заключительная часть художественного произведения, обычно сообщающая о дальнейшей судьбе действующих лиц. В "Руслане" должно только прибавить эпилог и … - ЭПИЛОГ в Новом словаре иностранных слов:
(гр. epllogos epi после + logos слово, речь) 1) в древнегреческой драме - заключительное обращение к зрителям, объяснявшее намерение … - ЭПИЛОГ в Словаре иностранных выражений:
[гр. epllogos 1. в древнегреческой драме - заключительное обращение к зрителям, объяснявшее намерение автора или характер постановки; 2. в литературе … - ЭПИЛОГ в словаре Синонимов русского языка:
завершение, исход, конец, развязка, … - ЭПИЛОГ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
м. 1) а) Заключительная часть литературного произведения, (обычно содержащая краткие сведения о дальнейшей судьбе его героев). б) Заключительная сцена оперы. … - ЭПИЛОГ в Полном орфографическом словаре русского языка:
эпилог, … - ЭПИЛОГ в Орфографическом словаре:
эпил`ог, … - ЭПИЛОГ в Словаре русского языка Ожегова:
заключительная часть литературного, музыкального произведения Э. романа, оперы. Э. жизни (перен. : события ее последних, завершающих … - ЭПИЛОГ в Современном толковом словаре, БСЭ:
(греч. epilogos), в античной и более поздней драме заключительный монолог - обращение к зрителю с поучением, просьбой о снисхождении или … - ЭПИЛОГ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
эпилога, м. (греч. epilogos, букв. послесловие). 1. Заключительная глава художественного произведения, знакомящая с дальнейшей участью героев (лит.). 2. перен. Конец, … - ЭПИЛОГ в Толковом словаре Ефремовой:
эпилог м. 1) а) Заключительная часть литературного произведения, (обычно содержащая краткие сведения о дальнейшей судьбе его героев). б) Заключительная сцена … - ЭПИЛОГ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
м. 1. Заключительная часть литературного произведения (обычно содержащая краткие сведения о дальнейшей судьбе его героев). отт. Заключительная сцена оперы. 2. …
Ответ от Romashka Hikari[активный]
Эпилог - это конец.
Ответ от Данила Солдатов
[новичек]
ЭПИЛО?Г - раздел, завершающий какое-либо действие или музыкально-сценическое произведение в целом, а также фрагмент, которым заканчивается программное инструментальное или кантатно-ораториальное сочинение (греческое epiologos - послесловие) . Эпилог, как указывал Б. В. Асафьев, “не столько заключительная сцена в опере или часть в симфонии, ибо эпилог - не совсем то, что финал; эпилог - статичен, в нем нет уже сценического действия, а только вывод, краткое резюме, отчет”. Наиболее яркие примеры оперных эпилогов - в “Дон-Жуане” Моцарта и особенно в “Жизни за царя” М. И. Глинки, где эпилог представляет собой развернутую массовую сцену, которую венчает знаменитый хор “Славься”
Ответ от Владимир Черченко
[новичек]
< ??? - на, сверх + ????? - слово) - заключительная часть, прибавленная к законченному художественному произведению и не обязательно связанная с ним неразрывным развитием действия.
Ответ от Андрей Литовченко
[гуру]
Эпило?г (греч. ???????? - послесловие < ??? - на, сверх + ????? - слово) - заключительная часть, прибавленная к законченному художественному произведению и не обязательно связанная с ним неразрывным развитием действия.
Как пролог представляет действующих лиц до начала действия или сообщает то, что ему предшествовало, так эпилог знакомит читателя с дальнейшей судьбой действующих лиц, заинтересовавших его в произведении. От послесловия в тесном смысле эпилог отличается тем, что первое может быть размышлением, тогда как эпилог - всегда рассказ. Типичные эпилоги - иногда без особого заглавия - заканчивают романы Достоевского и Тургенева.
Ответ от Дарина Комина
[новичек]
Эпилог это конец рассказа
Ответ от Котенок
[новичек]
Заключительная часть произведения
Ответ от Ўлия Малащенкова
[активный]
ЭПИЛО́Г - раздел, завершающий какое-либо действие или музыкально-сценическое произведение в целом, а также фрагмент, которым заканчивается программное инструментальное или кантатно-ораториальное сочинение (греческое epiologos - послесловие) . Эпилог, как указывал Б. В. Асафьев, “не столько заключительная сцена в опере или часть в симфонии, ибо эпилог - не совсем то, что финал; эпилог - статичен, в нем нет уже сценического действия, а только вывод, краткое резюме, отчет”. Наиболее яркие примеры оперных эпилогов - в “Дон-Жуане” Моцарта и особенно в “Жизни за царя” М. И. Глинки, где эпилог представляет собой развернутую массовую сцену, которую венчает знаменитый хор “Славься”.
НАЧАЛО - КОНЕЦ Начальный - конечный (см.) начинать(ся) - кончать(ся) (см.) начинать(ся) - заканчивать(ся) (см.) начало - окончание (см.) начальный - окончательный начинать(ся) - оканчивать(ся) (см.) Начало дороги - конец дороги. Словарь антонимов русского языка