Презентация на тему ф е светланов биография. Евгений светланов

Большой вклад в развитие мировой музыкальной культуры награжден государственными наградами ряда зарубежных стран: орденом "За заслуги" III степени (Украина, 1996), орденом офицера Искусств и Изящной словесности (Франция, 1999), орденом святого Месропа Маштоца (Армения, 1999). В год 50-летия маэстро в его честь одна из малых планет получила название "Спиваков". Владимир Спиваков широко известен и

Молоды мы были», «Виноградная лоза», «Остаюсь», «Люби меня», «Русский вальс», «Мать и сын», «Песенка о господах и госпоже» и многие другие. Среди авторов стихов песен Александры Пахмутовой выдающиеся поэты: Л.Ошанин, М.Матусовский, Е.Долматовский, М.Львов, Р.Рождественский, С.Гребенников, Р.Казакова, И.Гофф. Но наиболее плодотворным и постоянным является творческий союз А.Пахмутовой с поэтом Н. ...

Отделения от других, отстаивания своего «Я». Так возникает механизм, регулирующий поведение личности в обществе: идентификация и обособление. Производные от основной пары (конформность - самостоятельность, сопереживание - зависть и др.) получают свое развитие в специфических социальных ситуациях: из ситуативно возникающего поведения в определенных условиях складываются свойства личности. В...

Которого человек не может жить полноценной жизнью. Сердце, по словам автора, любит «оттого, что не любить оно не может». «Я вас любил…» – наверное, самое душевное стихотворение о любви во всей мировой литературе. Это стихотворение‑воспоминание о прежней любви, еще не совсем угасшей в душе поэта. Он не хочет огорчать и тревожить предмет своей любви, не хочет причинять боль воспоминаниями о...

| Купить иллюстрацию

Известный дирижер, композитор и пианист Евгений Федорович Светланов родился 6 сентября 1928 года в Москве в семье солистов оперы Большого театра Федора и Татьяны Светлановых.

В 1951 году окончил Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (ныне — Российская академия музыки имени Гнесиных) по классу фортепиано. В 1955 году окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по классу оперно-симфонического дирижирования. Педагогами Светланова были композиторы Михаил Гнесин, Юрий Шапорин и Александр Гаук, пианист Генрих Нейгауз.

В 1954 году, будучи студентом, Светланов стал дирижером ассистентом Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио.

В 1955 году дебютировал как дирижер Большого театра с оперой Николая Римского Корсакова "Псковитянка".

В 1962 году был назначен музыкальным руководителем Кремлевского дворца съездов.

В 1963-1965 годах являлся главным дирижером Большого театра. Вел репертуар из 25 оперных и балетных спектаклей (16 опер и 9 балетов).

Выступил дирижером-постановщиком опер "Царская невеста", "Чародейка", "Не только любовь", "Отелло", "Сказание о невидимом граде Китеже", "Золотой петушок", "Сказка о царе Салтане", "Иван Сусанин", "Князь Игорь", "Борис Годунов", "Фауст", "Риголетто", "Евгений Онегин"; балетов "Тропою грома", "Паганини", "Ночной город", "Страницы жизни".

В 1964 году принял участие в первых гастролях оперной труппы Большого театра в Италии. В миланском театре "Ла Скала" дирижировал оперными спектаклями "Борис Годунов", "Князь Игорь" и "Садко", а также симфоническими концертами. Стал первым русским дирижером, вошедшим в "когорту великих", работавших в "Ла Скала".

В 1965 году Евгений Светланов становится художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра СССР. До этого времени оркестром, созданным в 1936 году, руководили Александр Гаук , Натан Рахлин , Константин Иванов .

По существу, Евгений Светланов , около 45 лет работая с коллективом, преобразовал его в уникальный, грандиозного размаха и мощных творческих возможностей оркестр, который под его управлением вышел на международную арену и получил статус одного из самых лучших оркестров мира.



В 1992-2000 годах был главным дирижером Гаагского Резиденц-оркестра (Нидерланды).

В 2000 году вернулся в Большой театр.

Уже первые сочинения Светланова - кантата "Родные поля", рапсодия "Картины Испании", Три русские песни для голоса и оркестра, Симфония си минор (h-moll) сразу обратили на себя внимание музыкальной общественности.

В середине 1970-х годов он сочинил крупные симфонические произведения - "Романтическую балладу", симфоническую поэму "Даугава", Концерт для фортепиано с оркестром, "Сибирскую фантазию", Поэму для скрипки и оркестра (памяти Давида Ойстраха), поэму "Калина красная" (памяти Василия Шукшина), Русские вариации для арфы, квинтет для духовых инструментов "Деревенские сутки", Лирический вальс. Также композитору принадлежит большое количество камерных произведений.

Светланова неоднократно приглашали дирижировать ведущими зарубежными оркестрами, такими как Лондонский симфонический оркестр, Национальный оркестр Франции, Филармонические оркестры Страсбурга и Монпелье (Франция), Оркестр ди Санта Сечилия (Италия); Филармонические оркестры Берлина и Мюнхена (Германия), Венский симфонический оркестр, Оркестр Королевского театра де ла Монне (Бельгия), Королевский оркестр Концертгебоу Амстердама (Нидерланды), Симфонический оркестр Шведского радио, Симфонический оркестр Гетеборга (Швеция), Филармонический оркестр Финляндии, Филармонический оркестр Осло (Норвегия).

После одного из концертов со Светлановым выдающаяся певица Елена Образцова сказала: "Действительно, никто, наверное, не чувствует так глубоко и так верно душу русского человека, как он; никто не воплощает ее в музыке с такой неподдельной искренностью, правдивостью, обжигающей эмоциональностью. ...Такие лидеры - подлинные, а не мнимые - очень нужны сегодня нашему искусству".

Одним из самых значительных трудов Светланова стало создание "Антологии русской симфонической музыки", начатое в 1960-х годах и продолжавшееся три десятилетия. Сам Светланов считал эту работу своим жизненным долгом, и ее результатом стал выпуск на фирме "Мелодия" более 200 дисков, включающих всю русскую музыку для симфонического оркестра. Некоторые из произведений под управлением Светланова прозвучали впервые. Наибольшую известность получило исполнение дирижером симфонических произведений Петра Чайковского и Сергея Рахманинова.

Евгений Федорович Светланов принадлежит к числу гениальных творцов не только XX века, но и всей истории мирового музыкального искусства. Музыкант редкого масштаба одаренности, он стал олицетворением всей российской культуры, выразителем общечеловеческих духовных ценностей. Творчество Светланова уже сегодня является достоянием всего человечества. С ним знакомы миллионы слушателей планеты. Встречи с его искусством воочию или по аудио- и видеозаписи стали насущной потребностью людей, вдохновляющим источником, дарящим радость и жизненную силу. Личность и творчество Евгения Светланова охватывают многие сферы человеческой жизнедеятельности. Он талантлив во всем - как дирижер, композитор, пианист, публицист, теоретик, критик, общественный деятель, просветитель, рецензент. Им написано более 150 статей, очерков, эссе. Как глубоко и тонко рассматривает и анализирует он творчество классиков, современников, музыкантов-коллег.

"Вся жизнь Светланова - это громадный, колоссальный труд. В его лице мы имеем, несомненно, выдающуюся личность современного музыкального мира, гордость нашей музыкальной культуры. Большой музыкант Евгений Федорович, очень большой. Он находится в расцвете своего дарования, и я могу только пожелать ему всяческих успехов. Это будет на радость всем нам" (Г.В. Свиридов).

Евгений Светланов - это эпоха в российской музыкальной истории и наше национальное достояние.

Евгений Светланов скончался 3 мая 2002 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

За свои выдающиеся заслуги был удостоен следующих наград:

  • Герой Социалистического Труда
  • II степени — за выдающиеся заслуги в развитии мирового музыкального искусства
  • орден «За заслуги перед Отечеством» III степени — за заслуги перед государством, выдающийся вклад в мировую музыкальную культуру
  • три ордена Ленина
  • орден Трудового Красного Знамени
  • орден Дружбы народов
  • орден «Кирилл и Мефодий» I степени
  • народный артист РСФСР
  • народный артист СССР
  • Ленинская премия — за концертные программы
  • Государственная премия СССР — за концертные программы
  • Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки — за концертные программы и концерты, посвящённые симфоническому творчеству С. В. Рахманинова
  • Почётный академик Шведской Королевской академии
  • Почётный академик Академии искусств США
  • Почётный профессор МГУ и музыкальной академии имени Гнесиных
  • Почётный дирижёр ГАБТ РФ
  • Лауреат «Гран при» — за запись всех симфоний П. И. Чайковского
  • Лауреат Международной премии Андрея Первозванного «За Веру и Верность»

В 2003 году имя Е.Ф. Светланова было присвоено московской детской школе искусств - «Детская школа искусств имени Е.Ф.Светланова».

В 2004 году в честь Светланова был назван Большой зал Московского международного Дома музыки.

В 2006 году его имя было присвоено Государственному академическому симфоническому оркестру России.

Имя Светланова получила малая планета № 4135.

С 2007 года проводится Международный конкурс дирижеров имени Евгения Светланова.

Именем Евгения Светланова назвали московскую улицу - теперь линия от Ломоносовского проспекта до Раменского бульвара будет носить имя Евгения Светланова.

Аэробус «Евгений Светланов» пополнил парк суперсовеременных и именных лайнеров «Аэрофлота».

Сальникова Светлана Викторовна

Преподаватель класса духовых инструментов (флейта) МБОУ ДОД ДШИ «Овация» г. Краснодара.

«Жизнь и творчество русского дирижера Евгения Светланова»

Программа внеклассного мероприятия для учащихся младшего и среднего школьного возраста на базе летнего лагеря «Старт-2. Летняя академия Культуры» МБОУ ДОД ДШИ «Овация» г. Краснодара

с использованием ИКТ (презентация Power Point)

Творческая личность Евгения Федоровича Светланова (1928-2002) представляет собой ярчайшее явление в отечественной и мировой музыкальной культуре современности. Светланов - это человек, «жизнь которого есть музыка» (Р. Щедрин). Он получил всемирное признание, прежде всего, как симфонический и оперный дирижер стоявший за пультами ведущих оркестров мира и руководивший оперными и балетными постановками на лучших музыкальных сценах. Но, кроме этого," он был композитором, пианистом, музыкальным просветителем и публицистом. Во всех областях своей творческой деятельности Евгений Светланов предстает как преемник и продолжатель традиций русской национальной школы.

Евгений Федорович Светланов - явление в музыкальной культуре XX века, Мастер, выразивший себя за прошедшие десятилетия творческой деятельности с ренессансной щедростью, размахом и на дирижерском поприще, и в высоком своем композиторском качестве, и как самобытный пианист и вдумчивый музыкальный публицист. Любителям музыки на всех континентах знакомо это имя: они имели удовольствие видеть Светланова во главе лучших оркестров, слушать записи, миллионами экземпляров изданными по всему миру. С огромным интересом всякий раз ожидаются публикой симфонические программы, составленные из сочинений Светланова-композитора, так же, как и его, к сожалению, редкие выступления за роялем.

Богатство личности Светланова удивляет своими возможностями даже в наш век, вовсе не обделенный ярчайшими проявлениями художнической одаренности. Он универсален, или, говоря иными словами, поливариантен. Однако талант его поглощён по существу одним-единственным делом. Меняются лишь орудия труда - дирижерская палочка, рояль, перо, равно годное и для написания партитуры, и для создания критических статей, но цель остается одна - музыка.

Евгений Фёдорович избрал для себя путь, не исключающий периодические бунты, когда ломаются исполнительские штампы, пересматриваются, казалось, незыблемые принципы построения симфонических программ и на афишах вновь появляются имена композиторов и названия сочинений, не звучавших десятилетиями. Так, став за пульт, он приводит в исполнение мечту своих юношеских лет - дарить людям красоту симфонических произведений Глинки, Чайковского, Балакирева, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Глазунова, Лядова, Ляпунова, Калинникова, Аренского, Рахманинова, Скрябина, Стравинского - и тем восстанавливает важнейшие звенья, связывающие в единую линию традиции искусства прошлого с настоящим и будущим.

Этот путь, поначалу казавшийся кое кому причудами молодого дарования, был для него абсолютно естественным: с младых лет внимал он гармонии звуков, постигал музыку как единый процесс, объемлющий и взаимопроникновения и взаимоотталкивания зарождающихся в его недрах тенденций. Очень рано - в юные годы - поставил Светланов целью своей жизни служение русской музыке всеми доступными ему средствами. И с тех пор, можно сказать, не сходя с этого торного пути, одновременно широко пропагандирует творчество советских композиторов, совершает маэстро «рейды» в глубины западноевропейской классики и современной зарубежной музыки.

Уроки замечательных учителей, словно семена, «ложились» в подготовленную почву глубоко запавших в его душу первых впечатлений от встреч с прекрасным, встреч, практически предопределенных для Светланова, родившегося в семье артистов Большого театра Союза ССР. Ребенком он пел в его детском хоре. Юношей в сезон 1943/44 года Евгений Федорович проработал год в мимансе. Выходил во всех спектаклях - балетных и оперных: то появлялся Лешим в «Снегурочке», то торжественно вышагивал в полонезе из «Евгения Онегина».

Это был период первых познаний работы театрального механизма не с парадной, «фасадной» стороны, а изнутри. Светланов был одновременно свидетелем и участником спектакля, рождавшегося у него на глазах. Это было похоже на чудо, объяснение которому позднее он интуитивно пытался найти уже в раннем детстве, когда его приводили по контрамаркам на утренники или тайком на черновые прогоны. На одной из репетиций увлеченный музыкой шестилетний мальчуган вскочил на стул и стал в такт размахивать руками. Было это в присутствии самого Н. С. Голованова. Взволнованные родители старались унять озорника, но не тут-то было. - Этот обязательно будет дирижером, - разрядил обстановку Николай Семёнович и тем прозорливо назвал одну из главных творческих магистралей, на которую с благословения родителей уже в те годы вступил ребенок.

По классу фортепиано Светланов серьезно начал заниматься в Музыкально-педагогическом училище, а затем в Институте имени Гнесиных. Учителем его была М. А. Гурвич - воспитанница выдающегося русского композитора и пианиста Н. К. Метнера. Позже к этим занятиям присоединились уроки в композиторском классе М. Ф. Гнесина. Успех был полным на обоих направлениях. Даже сейчас, спустя десятилетия, вспоминаются как праздник выступление Светланова с Третьим фортепианным концептом Рахманинова и редкое по тем временам событие - публичное исполнение замечательным дирижером А. В. Гауком студенческой работы Е. Светланова - кантаты «Родные поля». В 1951 году на государственном экзамене Светланов сыграл Вторую сонату Н. Мясковского и Рапсодию на тему Н. Пага-нини С. Рахманинова, об исполнении которой профессор Г. Нейгауз сказал, что это была одна из лучших из слышанных им интерпретаций.

Выпускнику вручили диплом об окончании Института имени Гнесиных. В нем было записано: «Пианист-солист и педагог». В том же году он поступает в Московскую консерваторию, начинает изучать дирижерское искусство в классе А. Гаука и брать фортепианные уроки у Г. Нейгауза. Одновременно Светланов занимается композицией у Ю. Шапорина. Юрий Александрович Шапорин опирался в своей педагогической деятельности на основы школы Н. А. Римского-Корсакова, к которой приобщился благодаря своему педагогу А. К. Лядову. Лядов был учеником Римского-Корсакова наряду с такими композиторами, как Глазунов, Аренский, Гречанинов, Мясковский, Стравинский, Респиги и др. Можно сказать, что «музыкальными внуками» Римского - Корсакова были С. Прокофьев, Д. Шостакович, а сам Светланов - уже правнук, и это будет абсолютной правдой. Конечно, Шапорин внёс в преподавание своё, неповторимое.

«Моим слабым местом в то время, - говорил Светланов, - было недостаточное знакомство с западно-европейской классикой. Нет, кое-что я знал, играл, слышал, но вся моя душа в то время принадлежала русской музыке. Так постепенно Гаук стал заполнять пробелы в моих знаниях. Заставлял усиленно заниматься и, благодаря ему, я выравнил "чаши весов"». Освоить технику владения дирижерской палочкой не сложно. В этом нас еще раз убеждают фильмы, в которых роль маэстро исполняют драматические артисты. Гаук сказал Светланову: «Техникой с вами заниматься не нужно, она у вас от природы». Услышать такие слова из уст музыканта, придававшего огромное значение профессиональной точности замысла и ясности исполнения, много стоило.

Впервые дирижируя своей симфонической поэмой «Даугава», он не совладал с оркестром, валторнисты неожиданно заиграли свои партии в два раза быстрей, часть музыкантов по инерции присоединилась к ним. Все стало распадаться на глазах. Пришлось ему остановить оркестр и начать эпизод снова. Урок серьезный и на всю жизнь: дирижеру нельзя выпускать вожжи из рук. Он должен постоянно контролировать исполнительский процесс во всех его деталях. Несмотря на исполнительский казус, «Даугава» была отмечена А. Хачатуряном как «свидетельство немалого мастерства и таланта её автора».В 1954 году студент 4-го курса консерватории Е. Светланов стал ассистентом своего профессора А. В. Гаука, который в то время руководил Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио.

Это было и счастье и везение - получить такой изумительный «инструмент» для защиты диплома. Программу выпускного экзамена Светланов составил сам, хотел показаться в разных стилях: Вторая симфония Рахманинова, Виолончельный концерт Мясковского, Вторая сюита «Дафнис и Хлоя» Равеля. Несколько позже, чтобы получить одновременно диплом и оперного дирижера, он показал свою первую работу в Большом театре Союза ССР - «Псковитянку» Римского-Корсакова, но для этого Светланову пришлось по совету двух Александров Васильевичей - Гаука и Свешникова - по конкурсу поступить стажером в Большой театр. Здесь же за десять лет он прошел путь до главного дирижера. В этой роли осенью 1964 года Светланов участвовал в первых гастролях оперной труппы Большого театра Союза ССР в Италии. В знаменитом театре «Ла Скала» Евгений Фёдорович с огромным успехом дирижировал «Борисом Годуновым», «Князем Игорем» и «Садко».

Память об этих спектаклях до сих пор жива у итальянских любителей оперного искусства. Кроме того, он провел две симфонические программы. В одной из них впервые в Италии прозвучали «Три русские песни» Рахманинова. Восторженно встреченное публикой, это сочинение было сыграно целиком на «бис». Светланов был не только первым советским, но и первым русским маэстро, который встал за пульт самого знаменитого оперного театра на Западе, стены которого были свидетелями триумфов Артуро Тосканини, Бруно Вальтера, Герберта Караяна... Советский дирижер прекрасно выдержал и это испытание, поднялся еще на одну ступень. Творческое восхождение Светланова поражает не столько даже своей стремительностью, сколько крутизной и последовательностью. И в театре он остается верным мечтаниям своей молодости. В ГАБТе под его музыкальным руководством мир увидели постановки опер «Борис Годунов» Мусоргского, «Царская невеста», «Садко», «Снегурочка» и «Псковитянка» Римского - Корсакова, «Князь Игорь» Бородина, «Русалка» Даргомыжского, «Чародейка» Чайковского; балеты «Лебединое озеро» Чайковского, «Раймонда» Глазунова, «Паганини» на музыку Рахманинова.

В этот же ряд следует внести записанную им фонограмму для фильмов-опер «Хованщина» Мусоргского и «Пиковая дама» Чайковского, а также концертное исполнение «Млады» Римского-Корсакова. Названный список дает нам возможность легко определить для себя сферу глобальных творческих интересов дирижера. Несмотря на то, что в это же время он был инициатором постановки оперы Р. Щедрина «Не только любовь», оперы «Октябрь» В. Мурадели, балетов А. Баланчивадзе «Страницы жизни» и К. Караева «Тропою грома», совершенно ясно, что главное место в своих репертуарных планах было отдано им русской оперной классике.

Ее эстетика была в высшей степени близка дарованию Светланова, которое всегда вдохновлялось масштабностью замыслов, размахом воплощения, эмоциональной открытостью, глубокой связью с историей страны. Казалось, все это даёт ему ГАБТ. И вдруг резкий поворот событий - в 1965 году Е. Светланов становится художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра Союза ССР. Переход для многих неожиданный. «Ход гроссмейстера»- так комментировали это событие в близких к искусству кругах, хотя Светланов работу в музыкальном театре всегда стремился перемежать с выступлениями на концертной эстраде. И все же, зная о его давней привязанности к опере, трудно было представить себе возможность такого решительного шага. К тому времени авторитет Светланова в театре, обеспеченный успехом спектаклей, шедших под его управлением, был непререкаем. За пультом симфонического оркестра право на такое положение следовало еще заслужить. Его, к счастью для искусства, не даруют вместе с приказом о назначении на новую должность. Признание зависит от многих обстоятельств, но главным образом от артистов оркестра и от публики, которой вообще принадлежит последнее и решающее слово.

Симфонический оркестр - коллектив исключительно своеобразный (причем, каждый на свой манер), и его взаимоотношения с маэстро отнюдь не носят идиллический характер. Они и не могут быть такими, какими видятся нам порой из концертного зала. Это один из миражей искусства, скрывающих жесткие правила коллективного музицирования: они требуют активного участия каждого артиста в творческом процессе. Даже в паузах. Не случайно слаженно работающее производство порой сравнивают с легко играющим оркестром. Но какой ценой достается эта легкость и точность, каких усилий требует она от дирижера и музыкантов - знают лишь они сами.

Выдающиеся симфонические оркестры, к числу которых принадлежал и Государственный академический симфонический оркестр Союза ССР, создаются за долгие годы. Как редчайшие коллекции художественных ценностей. Процесс созидания оркестра не прекращается никогда - от репетиции к репетиции, от программы к программе идёт накопление нового качества. Словом, не вдруг возник симфонический коллектив, о котором потом стали говорить и писать - «оркестр Светланова». Так людская молва воздала должное тому, кто тянул весь воз оркестровых дел, составлял программы, готовит главные премьеры сезона, участвует в общественной жизни оркестра, ездит с ним в дальние поездки, помогает разбираться в конфликтных ситуациях между артистами.

Во время концерта на пульте перед Светлановым лежит раскрытая партитура. Впрочем, скорее всего это дань старинной традиции, чем необходимость. Не случайно один из зарубежных рецензентов отметил, что «Светланов знает на память и место, где нужно перевернуть нотный лист»... Вдохнуть жизнь в партитуру,- говорил Е. Светланов,- это не просто сыграть её с той или иной степенью технического мастерства. Ибо техническая законченность исполнения не что иное, как дань уважения исполнителя к композитору и слушателю, что само собой разумеется, вовсе не должно вызывать особого восхищения. Но нет благороднее цели, чем воскрешение высокого строя мыслей и чувств, которые великие художники поверяли своей музыке и, что, увы, осталось не только в нотах, но и между ними. Старые рукописи хранят эти исповеди втуне, пока оркестр не свершит чуда, сыграв их. И тогда прошлое - очень далекое и недавнее- станет настоящим, живым, странным образом связанным с нами даже спустя века.

Величие искусства дирижера и общность задачи объединяют их в коллектив, готовый к ежедневной борьбе с индивидуализмом каждого во имя индивидуальности целого. Со временем на публике вмешательство Светланова в музицирование внешне стало более сдержанным, экономным. Хотя он мог бы позволить себе картинность поз, изысканность пластики рук, - но все это ему ни к чему: он давным-давно разочаровался в дирижировании как самостоятельном «аттракционе», рассчитанном на внешнее впечатление. Не в этой ли кажущейся сдержанности истоки заблуждения зарубежных рецензентов, считающих будто он предоставляет артистам своего оркестра большую свободу в сольных эпизодах.Правда, порой лирические высказывания отдельных инструментов производят впечатление экспромтов.

Чувство подлинного, живого ощущения времени, «пульса» его - одно из обязательных слагаемых большого музыкального дарования. Не случайно это качество встречается у музыкантов еще реже, чем абсолютный слух. Ибо главная трудность здесь состоит в том, что нет одного правильного темпа - навсегда, на все времена года, на все дни и часы. Есть темп, верный на сие мгновение. И знанием его Светланов владеет сполна. Вспомним его исполнение музыки Чайковского. Е. Светланов много раз исполнял все его симфонии у нас в стране и за рубежом. Своей неожиданной, нестандартной интерпретацией музыки великого русского композитора он удивил не только публику, но и видавших виды музыкантов своего оркестра. И не нужно отправляться со скоростью света к далеким звездам, чтобы убедиться в непостижимой возможности «космической минуты» вмещать десятилетия земной жизни.

Музыка способна даровать человеку это чувство и на нашей планете. Для этого необходимо одно - найти верный темп. В минуты вдохновения строгий жест Светланова - не заготовленный заранее, а рождённый здесь, в концерте, - сам становится зримой музыкой, вселяющейся в нас навечно. Трудно представить себе, что в руках может быть скрыта такая поэтичная нежность и такая мощная взрывчатая сила. Тот, кто слышал скрябинскую «Поэму экстаза» в исполнении Евгения Светланова, знает, что в оркестре, который на подступах к финалу, кажется, отдал уже все силы, дирижер находит какие-то неведомые источники энергии, и тогда у духовиков открывается второе дыхание, а скрипачи победоносно поднимают вверх свои инструменты, как бойцы - оружие для стрельбы по высоко летящим целям. Так с первых тактов сочинения Светланов лепит в нас особое состояние души, называемое восприимчивостью.

Выступления Светланова с Госоркестром позволяли считать, что ему подвластны все стили и манеры, он продолжает ощущать себя вечным должником русской и советской классики. Эта музыка ближе всего его сердцу художника и гражданина, и потому, естественно, на этом магистральном направлении ярче всего раскрываются главные черты его дарования - преданность искусству, демократичность, страстность пропагандиста, готового поставить «на кон» личный успех ради того, чтобы вернуть отечественной классике сторицей всё, что она дала ему.Без всякого преувеличения можно сказать, что именно эта великая культура сформировала Светланова и как глашатая её принципов, и как творца, последовательно осуществляющего их в своей ежедневной работе - в композиторской и исполнительской практике, в газетных и журнальных статьях.

Светланов подготовил, провел премьеру в Большом театре и несколько спектаклей, ставших событием сезона. Потом выступал с оркестром в Москве и в Удмуртии. Затем последовала поездка по городам Западной Европы. Вернувшись, записал и отснял на Центральном телевидении все симфонии Чайковского и Вторую симфонию Рахманинова, предварив исполнение каждой из них вступительным словом. За записи симфоний Чайковского он был отмечен «Золотым диском», а в Париже удостоен награды «Гран при». На Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» продолжал работу над «Антологией русской музыки», которой маэстро занимается много лет. О размахе его вклада в это гигантское дело говорят такие факты: к январю 1986 года уже записана вся симфоническая музыка Глинки, Балакирева, Даргомыжского, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Лядова, Ляпунова, Чайковского, Аренского, Рахманинова, Скрябина. Осталось «погасить» долг и записать симфонии Глазунова. Право, одно перечисление таких имен звучит хвалой самой жизни.

В каком бы жанре ни работал мастер, его вдохновял эпический образ быта, душевная красота человека, противостоящего злу и утверждающего на земле добро. О корнях сочинений Светланова очень верно сказал Родион Щедрин: «Он (Светланов) развивает одну из плодотворных ветвей отечественного симфонизма, и в этом плане его по праву можно назвать продолжателем традиций Николая Яковлевича Мясковского. Каждое его сочинение полно открытости чувства, непосредственности эмоционального высказывания, отмечено мелодической щедростью...». И всё таки, несмотря на то, что Светланов неоднократно заявлял о том, что он прежде всего композитор, а уже во вторую очередь дирижер, жизнь рассудила по-своему, причем при участии самого Светланова.

«Политические репрессии» - Политические репрессии. Я другой такой страны не знаю. Большой террор. Поэтапное уничтожение. Гулаг. Репрессии в Ершовском районе. Сталинские репрессии. Репрессии. Права и свободы. Число жертв. Реабилитация жертв. Памятник. Приказ. Писатели и поэты. Слова С. В. Михалкова. Депортация народов. Жертвы репрессий.

«Политическая система Сталина» - Причины. Политическая система сталинизма. Идеологизация общественной жизни. 1938 Радек. Конституция победившего социализма 1936. Репрессии 1936-1938- процессы над внутрипартийной оппозицией. Судебные процессы над внутрипартийной оппозицией. Культ личности Сталина. Детские и молодежные организации. 1937 Тухачевский.

«Индустриализация СССР» - Предприятия категории «Б» финансировались по остаточному принципу. Индустриализация 1920-1930-ых гг. Стратегия развития СССР. Успехи НЭПа. Утро первой пятилетки. Негативное значение индустриализации. Вторая пятилетка (1933 – 1937 гг.). Приведите примеры предприятий, созданных в годы первой пятилетки.

«Советская политика в 30-е годы» - Мюнхенское соглашение. Агрессия Японии. Германия избегала войны. Советско-германский пакт. Что привело ко Второй мировой войне. Раздел территории Польши. Личный вклад. Изменение внешнеполитического курса. Можно ли было предотвратить вторую Мировую. Успехи и неудачи советской дипломатии. Политика коллективной безопасности.

«Коллективизация и индустриализация» - Экономическое развитие СССР. Коллективизация. Источники героизма советских людей. Система ГУЛАГ. Обсуждение таблицы. Победа точки зрения Сталина. Районы. Пятилетка. Экономическая система. Наша страна. Индустриализация. Хлебозаготовительный кризис. Цели индустриализации. Перекачка средств из деревни.

«Экономика 30-х годов» - Индустриализация. Основные понятия. Стахановское движение. Особенности советской индустриализации. Стаханов А.Г. Заполните таблицу. Поиск путей решения. Голод 30-х годов. Особенности. Разорение деревни. Раскулачивание. Индустриализация. Основные знания. Великий перелом. Итоги коллективизации. Цели индустриализации.

Всего в теме 33 презентации

«СССР в 1930-е годы» - Чем характеризовалось политическое развитие СССР в 1920-е годы? Л.П.Берия (1938 - 1953). Н.И.Ежов (1936-1938). Назовите положительные и отрицательные последствия индустриализации. История. Да здравствует Сталин! Знать даты, понятия, личности по теме. Как была доказана вина подсудимых? Правый уклон. Почему коллективизация сопровождалась раскулачиванием?

«Коллективизация сельского хозяйства» - В 1965 г. колхозу села дали статус совхоза. Содержание. Из истории изучения проблемы. Задачи – доминанты. Небывало урожайные года. 1929 год колхоз «Гигант». Мой дед Мой отец. Окончание войны, казалось бы, создало предпосылки для восстановления хозяйства. Место материала и методика. исследования. Роль моей семьи в коллективизации…

«История индустриализации» - Культурные ценности предназначенные для продажи за границу. А.Стаханов. в шахте. 1.Причины индустриализации. 4.Вторая пятилетка. 5.Стахановское движение. 3.Социальные аспекты 1-й пятилетки. Утро Первой Пятилетки. 2.Первая пятилетка. Я.Ромас. СССР сократил ввоз ино странного оборудования. История России.

«Коллективизация хозяйства» - Промышленность. Методы коллективизации. Тактика Сталина на результат коллективизации, чтобы не обратилась политика коллективизации в катастрофу. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. Украина 1931-1932 гг. Заполните таблицу: Политическая. Казахстан 1931-1932 гг. Северный Кавказ 1930-1931 гг.

«СССР в 30 годы» - Виды политических режимов: Какой итог был законодательно закреплен в «сталинской» Конституции СССР? Показательные судебные процессы: А.Мальцева. В) Построение в СССР развитого социализма. Б) Построение в СССР основ социализма. Задачи: Таким образом, Конституция 1936 года (принята YIII Всесоюзным съездом Советов).

«Развитие СССР» - Гоэлро. По темпам роста промышленности СССР обогнал царскую Россию почти в 3 раза. Первая пятилетка. Последствия. Церковь и религия. В 1927 г.началась разработка 1 пятилетнего плана. Проект ГОЭЛРО положил основу индустриализации в России. Народное образование. Но в СССР не было времени на осуществление данного подхода.

Всего в теме 33 презентации