Конспект композитор имя ему народ. Композитор — имя ему народ

Хорошо, ребята, скажите, пожалуйста, а вы знаете, что такое русская народная песня?

-(варианты ответов)

В мифах, сказках, пословицах, устных рассказах находили выражения взгляды народа на окружающий мир. Но в памяти удерживалась только та речь, которая имела вид песни. Возникновение народной песни надо связывать с обрядами, особенно с трудовым процессом. Изначально песня имела практическое значение: она помогала в работе, облегчала её. К своим движениям и рабочему шуму человек «присоединял» возгласы, простые звукоподражания, а позднее возгласы заменились словами и даже целыми фразами.

Так начала зарождаться народная песня, а позднее люди стали петь на праздниках. Они сопровождали свое пение красивыми движениями и нарядной одеждой.

Может быть, вы можете назвать примеры русских народных песен?

- ….. (варианты ответов)

Хорошо! А сейчас я вам предлагаю прослушать русскую народную песню.

Вы внимательно вслушайтесь и скажите, о чем же поет русский народ, какое это произведение по характеру, может быть, вы заметите какие-нибудь особенности.

Внимание! Сели как слушатели

- Эта песня о природе, об отношении человека к ней. Куплеты плавные, мелодичные и спокойные, припевы резвые, веселые, задорные. Интересно, что есть присказка «люли-люли»

Очень хорошо! Ребята, а вам не захотелось пуститься в пляс? К какому жанру можно отнести это произведение? А какие движения характерны для произведения?

- Это произведение относится к жанру песня и русский хоровод. Для него характерны движения как в хороводе, а так же русские народные пляски

А давайте попробуем «протанцевать» эту песню?

Ребята, все знают слова русской народной песни «Во поле березка стояла»? песня эта очень большая, в ней 25 куплетов, мы с вами исполним первые три. Если кому-то удобно, то можно танцевать.

Ребята, скажите, пожалуйста, а почему «березу заломаю»? ведь мы с вами говорили, что русский человек любит природу?

-….. (варианты ответов)

На самом деле, ребята, все уходит корнями в прошлое, когда люди еще верили в духов. В Троицу, приблизительно между весной и летом, нужно было отломать от березы небольшую веточку и принести её в дом. Считалось, что изгоняет злых духов. Но это не значит, что березы рубили или ломали.

Скажите, ребята, а два произведения похожи между собой?

Да, это две русские народные песни. В них люди воспевают природу, бережно к ней относятся, любят её. По жанру это песни - хороводы. Они веселые, «заставляют» танцевать и подпевать.

Хорошо, скажите, ребята, как вы себя чувствуете, когда поете русскую народную песню?

- (варианты: радость, гордость, счастье)

Конспект урока музыки. 4 класс.

(Программа «Музыка 1 - 4 кл., авторы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская)

Тема урока: «Композитор - имя ему народ»

Место и роль урока в изучаемой теме:

Урок открытия нового знания и закрепления пройденного материала.

Цель урока: активизировать творческую активность познавательного интереса к историческому и культурному наследию нашей страны.

Задачи:

Образовательные:

    закрепить представления детей о разнообразии и особенностях жанров русской народной песни;

    выявить связь русской народной песни с жизнью и бытом русского человека;

    познакомить детей с обрядовыми весенними песенками-закличками.

    формировать у культуры, на примере русских народных песен;

    формировать духовно-нравственные качества личности, чувства гордости и уважения к историческому и культурному наследию своей страны.

Ожидаемый результат :

    Иметь представление о роли народной песни в жизни человека.

    Уметь выявлять характерные интонации и ритмические особенности народных песен.

    Владеть навыками сольного, ансамблевого и коллективного исполнения вокальных образцов фольклорной музыки.

Тип урока : комбинированный, с использованием ИКТ

Методы урока : объяснительно-иллюстративный.

Формы организации учебной деятельности : групповая, индивидуальная, коллективная.

    Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 4 класс» - М. :Просвещение, 2012.

    Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 4класс–М.: Просвещение, 2006.

    Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, поурочные разработки 1-4 классы. М. :Просвещение, 2014.

Музыкальный материал:

Русский хоровод. «Березка». Р.н.п. «Ах, ты степь широкая».Р.н.п. «Вниз по матушке по Волге».

Р.н.п. «Тонкая рябина». Р.н.п. «Лён зеленой». Р.н.п. «Ой, кулики, жаворонушки».

Р.н.п. « На горе-то калина». Обработки р.н.п. в исполнении ансамбля В.В.Андреева.

Оборудование: фортепиано, проектор, компьютер, бубны, ложки, трещётки.

Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока.

Структура урока:

I. Организация учащихся на урок.

II. Проверка домашнего задания, актуализация знаний.

III. Работа над новым материалом.

IV .Вокально-хоровая работа.

V . Кульминация урока.

Ход урока:

I Организационный момент

Вход под музыку. Звучит русский хоровод «Березка».

Под какую музыку мы вошли?

Какой оркестр звучал?

Правильно. Под русскую народную мелодию. Звучал оркестр русских народных инструментов.

Какова же тема нашего урока: « Композитор-имя ему народ». Слайд №1.

Как вы думаете, для чего нам нужно изучать русские народные песни?

Мы живем в России, мы должны знать историю, традиции своей страны.

Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания о композиторской и народной музыке, вспомним особенности жанров русских народных песен.

Ты откуда русская появилась музыка?

То ли в поле чистом? То ли в лесе мглистом?

Ты скажи, откуда, грусть в тебе иль радость?

Как ты появилась, с самого начала?

В чьём ты сердце билась?

В ком ты зазвучала?

Пролетали утки - уронили дудки.

Пролетали гуси - уронили гусли,

Их весною вешней нашли, не удивились,

Ну, а песня? С песней на Руси родились. (Геннадий Серебряков ).

В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времён до наших дней. Сочиненные неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста. Русская народная песня на протяжении всей жизни сопровождала человека.

II . Проверка домашнего задания, актуализация знаний.

Слайд №2.

Перечислите, какие русские народные песни вы знаете, какие народные песни исполняются в вашей семье?

Сейчас проведем музыкальную викторину.

(Звучит мелодия песни «Ах, ты степь широкая»)

Какая песня прозвучала?

Какой жанр песни?

Какие особенности у таких песен?

Давайте исполним 1 куплет этой замечательной русской народной песни.

(Звучит мелодия песни «Вниз по матушке по Волге»).

Слайд №3.

Какая песня прозвучала?

В каком ладу написана?

Давайте пропоём её на звук «о».

Как вы думаете, почему мелодия такая грустная?

В этой песне мы слышим думы о тяжелой подневольной жизни крестьян. «Рекою рабства и тоски» назвал Волгу поэт Н.Некрасов.

Какой известной народной песней можно «озвучить» картину И.Репина?

(Если ребята затрудняются, можно сыграть припев песни « Эй, ухнем» ).

Слайд №4.

Это русская народная песня «Эй, ухнем».

Здесь мы слышим интонации размеренности и ритм шага.

Ты, словно море, весной широка,

Наша красавица Волга река

Пусть над рекой песня летит,

Русская ширь в песне звучит!

Слайд№5

Много песен сложил русский народ о красавице Волге. У истока реки в XIX веке была построена Преображенская церковь. Прочитайте, ребята, как раньше называли наши предки Волгу.

Щедрая, река рек, светлая.

Назовите жанр этой песни.

Правильно - это лирическая песня.

О чем еще могли рассказывать лирические песни? Подумайте, о чем мечтает девушка?

Слайд №6. (Звучит мелодия песни «Тонкая рябина»)

Что это за песня?

Давайте исполним её.

С утра до вечера люди трудились. В людях всегда ценилось трудолюбие. Об этом народ слагал пословицы и поговорки.

Какие вы знаете пословицы и поговорки о труде?

Слайд №7.

- Какую вы знаете трудовую песню?

Какая особенность этих песен?

Ребята исполняют песню «Лён зеленой»

Песня сопровождается показом.

Выбираются дети, которые поют и показывают движениями то, о чем поется в песне. («Сеют» лен, «дергают» лен, «расстилают» лен).

III . Работа над новым материалом

Как называются песни, которые исполняются в определенное время года?

Календарные.

Сегодня мы поговорим об обряде встречи Весны и весенних песенках-закличках.

Слайд №8.

Веснянки - обрядовые песни, которые должны были призвать, приблизить весну.

Такие песни, как правило, исполняли дети. Весну не встречают, а «кличут», «окликают», «гукают», «заклинают», то есть призывают путём заклятий. Начало весны связывали с прилётом птиц, причём полагали, что птицы приносят её с собой. Чтобы вызывать прилёт птиц, а, следовательно, и начало весны, надо было этот прилёт изобразить, имитировать его. Главное средство заклинанья весны состояло в том, что в один из мартовских дней пекли жаворонков или куликов. Этих птиц давали детям, которые клали их на возвышенные места, либо привязывали на нитках, либо подбрасывали в воздух. При этом дети пели веснянки - обрядовые песни, которые должны были призвать, приблизить весну.

IV . Вокально -хоровая работа.

а) Распевание различных певческих упражнений в диапазоне: до 1октавы - ми 2 октавы.

б) Показ песни учителем.

в) Простукивание ритма песни.

г) Разучивание 1 куплета.

А сейчас давайте прочитаем и подберём нужную интонацию в стихотворении о Весне:

Ребятам раздаётся текст со стихами (смотри приложение 1).

1.Весна, весна красная, приди, весна, с радостью,

С радостью великою, с милостью богатою.

2.Со льном высоким, с корнем глубоким,

С корнем глубоким, с хлебом обильным.

Давайте разделимся на 2 команды: 1 команда читает текст за детей, 2 команда – за Весну:

Дети: Весна - красна, на чем пришла?

Весна: На солнышке, на боронушке!

Дети: Весна - красна, что ты нам принесла?

Весна: Косу да серпок, золотой снопок.

Хлебушка краюшечку и водицы кружечку!

V . Кульминация урока.

На следующем уроке мы разучим игру «Идет матушка Весна», а сейчас ответьте на вопрос:

В каких песнях разыгрывался маленький спектакль?

Слайд №9. Давайте исполним один из таких хороводов.

Учащиеся исполняют на выбор знакомые хороводные песни: «На горе-то калина» или «Во сыром бору тропина».

Как правило, хороводные и плясовые песни сопровождались игрой на музыкальных инструментах.

Назовите мне инструменты русского народного оркестра?

Вспомните создателя оркестра народных инструментов?

Создатель оркестра народных инструментов В.В.Андреев (1861-1918).

Слайд №10.

В 1887 году В.В.Андреев организовал «Кружок любителей игры на балалайках, к 1896 году выросший в первый оркестр русских народных инструментов. Позже Великорусский оркестр концертировал в Германии, Англии, Америке, исполняя русские народные песни, произведения русской и зарубежной классики, а также концертные пьесы В.Андреева.

«Какая прелесть эти балалайки. Какой поразительный эффект могут они дать в оркестре; по тембру - это незаменимый инструмент!» - говорил великий русский композитор П.И.Чайковский.

Сейчас прозвучит музыка в исполнении этого знаменитого оркестра. А мы с вами представим себя музыкантами и исполним музыку все вместе. (Учащимся раздаются бубны, ложки и трещётки).

Звучит оркестр народных инструментов (обработка русских народных песен.) Ребята импровизируют на детских музыкальных инструментах

VI . Рефлексия. Подведение итогов урока

В русских народных песнях - мудрость русского народа, его жизненный опыт, его душа, чувства, мысли, надежды, чаяния. Послушайте, какие слова нашёл для русской народной песни Н.В.Гоголь: «Покажите мне народ, у которого было бы больше песен! Под песни рубятся из сосновых брёвен избы на всей Руси, под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы вырастают города, под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек».

Слайд №11.

Какая тема была сегодняшнего урока?

Какие песни звучали?

Вы сегодня хорошо работали, в заключение урока выполните задание.

Тест по теме «Жанры русской музыки» (смотри приложение 2 ).

Домашнее задание: Нарисуйте иллюстрацию к вашей любимой русской народной песне.

Спасибо всем за активную работу. (Отмечается активность ребят, их интересные ответы)

Слайд № 12 . - Урок окончен. До свидания.

Литература

    Т.Петрова. Про свирель, гудок и бубен. Детская энциклопедия русских народных музыкальных инструментов. «Янтарный сказ», Калининград,1994г.

    А. Пересада. Балалайка. Москва. «Музыка».1990г.

    Е.А.Сухарникова. Музыкальный Санкт-Петербург. Учебник-тетрадь. Санкт-Петербург. СпецЛит.2000 г.

    Фольклор в школе. Материалы к занятиям по детской бытовой, народно-обрядовой культуре и фольклору с учащимися начальных классов. Нижний Тагил, 1993 г.

Тема: "Композитор – имя ему народ"

Цели урока:

Обучающая: обеспечить условия для формирования понятий: русский песенный фольклор, народные напевы, народные ритмы, тембры, приемы развития музыки.

Развивающая: научить детей исполнять простые напевы, потешки. Вокализация (напевание) в удобных тональностях их главных мелодий.

Воспитательная: привить любовь к народным мелодиям, помочь учащимся понять и услышать характерные народные интонации.

Определение понятий урока:

    Народная песня – это песня сложенная народом. Жизнь народа дает для песни образы и звуки.

    Типы народной песни: игровая, сюжетная, колыбельная.

    Музыкальные народные инструменты чаще используемые для аккомпонимента – балалайка, гармонь, трещотки, ложки, бубен и т.д.

Ход урока

1. Оргмомент.

Учитель: Здравствуйте ребята! Садитесь. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о музыке, народной музыке, той что придумал и написал сам народ. Поэтому и урок наш называется (показывает на доске название урока) .

Композитор – имя ему народ”. А поможет нам сегодня аккомпониатор Романова Ольга Владимировна. (представляет)

2. Актуализация базовых знаний.

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на иллюстрации прикрепленные к доске (называет название и фамилии художников) . Какую песню, из тех что мы учили с вами раньше, можно было бы спеть к этой картине? (На доске картины с изображением природы, зимнего, весеннего леса и т.д.)

Дети поют по куплету из народных песен, выученных ранее:

Учитель: Ребята, а ведь мы учили эти песни давно. Как вам удалось вспомнить их сегодня? Что вам помогло? (Ответы детей)

3. Выход на тему урока.

Учитель: Я предлагаю вам разгадать кроссворд. Разгадав его, вы узнаете о каком понятии мы будем говорить на уроке:

    Черно-белые клавиши, музыкальный инструмент. (пианино)

    Время года когда распускаются листочки на деревьях, прилетают певчие птицы. (весна)

    Струнный музыкальный инструмент, на котором играл кузнечик. (скрипка)

    Цвет краски и цвет музыки. (тон)

    Дополните строку песни” …. Малина, нас с тобой манила”. (ягода)

Учитель: какое слово получилось в рамке? (ПЕСНЯ) . А тема нашего урока “Композитор – имя ему народ” (опять показывает на доске тему) . Значит песня у нас какая? Правильно – народная. Как вы думаете, ребята, что такое народная песня? Кто ее автор? (Идет опрос детей)

4. Изучение нового материала.

Учитель: Вывод: Народная песня – песня автором которой является народ. (Записывает на доске) . Как вы думаете, зачем человеку нужна песня?

Дети: при помощи песни человек передает любовь к своей Родине, рассказывает о своих переживаниях, о своих радостях, бедах, хорошем настроении. Песня помогает человеку жить и работать.

Учитель: итак, значит песня нужна народу для выражения отношения к жизни, его настроения. Радость выражается в ярких праздничных песнях, вот мы с вами пели “Посею лебеду”, “Выходили красны девицы” – это какие песни? (дети отвечают: веселые, хороводные, игровые)

Учитель: Обратите внимание на текст этой песни, учитель показывает рукой на заготовленные заранее на доске текст песни “По малину в сад пойдем”. (Дети вместе с учителем проговаривают эту песню)

По малину в сад пойдем”

По малину в сад пойдем,
В сад пойдем, в сад пойдем,

Плясовую заведем,

Заведем, заведем.

Припев:
Солнышко на дворе,

А в саду тропинка.

Сладкая ты моя,

Ягодка-малинка!

Ты, малинка, не в роток,
Не в роток, не в роток, -

Насыпайся в кузовок,

В кузовок, в кузовок.

Припев.

Как малины наберем,
Наберем, наберем,

Пирогов мы напечем,

Напечем, напечем.

Припев.

Пирогов мы напечем,
Напечем, напечем.

Всех соседей позовем,

Позовем, позовем!

Припев.

Учитель: А сейчас давайте вместе с вами споем эту песню. На столах лежат ребята у вас карточки с текстом этой песни, они вам помогут легче ее исполнить.

Учитель: Итак, к какому разряду можно отнести эту песню – радостная, грустная, быстрая, веселая, хороводная, танцевальная. Докажите. (ответы детей)

А какими инструментами можно было бы сыграть мелодию к этой песне. (Дети отвечают: балалайка, гармонь, баян. Учитель показывает иллюстрации этих инструментов)

5. Подведение итогов:

Учитель: Народная музыка – музыка народа. Она бывает грустная и веселая, быстрая и медленная, но всегда идущая от сердца. Чаще в музыкальном сопровождении исполнители используют баян, балалайку, домру. (учитель показывает на доске картинки изображающие эти инструменты)

6. Практическая работа: Учитель просит детей записать тексты песен в тетради.

Учитель: Ребята, давайте вспомним, что нового мы узнали на уроке (идет опрос) .

7. Домашнее задание: Запишите в дневники - выучить тексты песен.

Конспект урока музыки. 4 класс.

Тема урока: «Композитор - имя ему народ»

Место и роль урока в изучаемой теме:

Урок открытия нового знания и закрепления пройденного материала.

Цель урока: активизировать творческую активность познавательного интереса к историческому и культурному наследию нашей страны.

Задачи:

Образовательные:

    закрепить представления детей о разнообразии и особенностях жанров русской народной песни;

    выявить связь русской народной песни с жизнью и бытом русского человека;

    познакомить детей с обрядовыми весенними песенками-закличками.

    формировать у культуры, на примере русских народных песен;

    формировать духовно-нравственные качества личности, чувства гордости и уважения к историческому и культурному наследию своей страны.

Ожидаемый результат :

    Иметь представление о роли народной песни в жизни человека.

    Уметь выявлять характерные интонации и ритмические особенности народных песен.

    Владеть навыками сольного, ансамблевого и коллективного исполнения вокальных образцов фольклорной музыки.

Тип урока : комбинированный, с использованием ИКТ

Методы урока : объяснительно-иллюстративный.

Формы организации учебной деятельности : групповая, индивидуальная, коллективная.

    Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 4 класс» - М. :Просвещение, 2012.

    Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 4класс-М.: Просвещение, 2006.

    Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, поурочные разработки 1-4 классы. М. :Просвещение, 2014.

Музыкальный материал:

Русский хоровод. «Березка». Р.н.п. «Ах, ты степь широкая». Р.н.п. «Вниз по матушке по Волге».

Р.н.п. «Тонкая рябина». Р.н.п. «Лён зеленой». Р.н.п. «Ой, кулики, жаворонушки».

Р.н.п. « На горе-то калина». Обработки р.н.п. в исполнении ансамбля В.В.Андреева.

Оборудование: фортепиано, проектор, компьютер, бубны, ложки, трещётки.

Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока.

Структура урока:

I. Организация учащихся на урок.

III. Работа над новым материалом.

IV.Вокально-хоровая работа.

V. Кульминация урока.

Ход урока:

I Организационный момент

Вход под музыку. Звучит русский хоровод «Березка».

Под какую музыку мы вошли?

Какой оркестр звучал?

Правильно. Под русскую народную мелодию. Звучал оркестр русских народных инструментов.

Какова же тема нашего урока: «Композитор-имя ему народ». Слайд №1.

Как вы думаете, для чего нам нужно изучать русские народные песни?

Мы живем в России, мы должны знать историю, традиции своей страны.

Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания о композиторской и народной музыке, вспомним особенности жанров русских народных песен.

Ты откуда русская появилась музыка?

То ли в поле чистом? То ли в лесе мглистом?

Ты скажи, откуда, грусть в тебе иль радость?

Как ты появилась, с самого начала?

В чьём ты сердце билась?

В ком ты зазвучала?

Пролетали утки - уронили дудки.

Пролетали гуси - уронили гусли,

Их весною вешней нашли, не удивились,

Ну, а песня? С песней на Руси родились. (Геннадий Серебряков ).

В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времён до наших дней. Сочиненные неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста. Русская народная песня на протяжении всей жизни сопровождала человека.

II. Проверка домашнего задания, актуализация знаний.

Слайд №2.

Перечислите, какие русские народные песни вы знаете, какие народные песни исполняются в вашей семье?

Сейчас проведем музыкальную викторину.

(Звучит мелодия песни «Ах, ты степь широкая»)

Какая песня прозвучала?

Какой жанр песни?

Какие особенности у таких песен?

Давайте исполним 1 куплет этой замечательной русской народной песни.

(Звучит мелодия песни «Вниз по матушке по Волге»).

Слайд №3.

Какая песня прозвучала?

В каком ладу написана?

Давайте пропоём её на звук «о».

Как вы думаете, почему мелодия такая грустная?

В этой песне мы слышим думы о тяжелой подневольной жизни крестьян. «Рекою рабства и тоски» назвал Волгу поэт Н.Некрасов.

Какой известной народной песней можно «озвучить» картину И.Репина?

(Если ребята затрудняются, можно сыграть припев песни « Эй, ухнем» ).

Слайд №4.

Это русская народная песня «Эй, ухнем».

Здесь мы слышим интонации размеренности и ритм шага.

Ты, словно море, весной широка,

Наша красавица Волга река

Пусть над рекой песня летит,

Русская ширь в песне звучит!

Слайд№5

Много песен сложил русский народ о красавице Волге. У истока реки в XIX веке была построена Преображенская церковь. Прочитайте, ребята, как раньше называли наши предки Волгу.

Щедрая, река рек, светлая.

Назовите жанр этой песни.

Правильно - это лирическая песня.

О чем еще могли рассказывать лирические песни? Подумайте, о чем мечтает девушка?

Слайд №6. (Звучит мелодия песни «Тонкая рябина»)

Что это за песня?

Давайте исполним её.

С утра до вечера люди трудились. В людях всегда ценилось трудолюбие. Об этом народ слагал пословицы и поговорки.

Какие вы знаете пословицы и поговорки о труде?

Слайд №7.

Какую вы знаете трудовую песню?

Какая особенность этих песен?

Ребята исполняют песню «Лён зеленой»

Песня сопровождается показом.

Выбираются дети, которые поют и показывают движениями то, о чем поется в песне. («Сеют» лен, «дергают» лен, «расстилают» лен).

III. Работа над новым материалом

Как называются песни, которые исполняются в определенное время года?

Календарные.

Сегодня мы поговорим об обряде встречи Весны и весенних песенках-закличках.

Слайд №8.

Веснянки - обрядовые песни, которые должны были призвать, приблизить весну.

Такие песни, как правило, исполняли дети. Весну не встречают, а «кличут», «окликают», «гукают», «заклинают», то есть призывают путём заклятий. Начало весны связывали с прилётом птиц, причём полагали, что птицы приносят её с собой. Чтобы вызывать прилёт птиц, а, следовательно, и начало весны, надо было этот прилёт изобразить, имитировать его. Главное средство заклинанья весны состояло в том, что в один из мартовских дней пекли жаворонков или куликов. Этих птиц давали детям, которые клали их на возвышенные места, либо привязывали на нитках, либо подбрасывали в воздух. При этом дети пели веснянки - обрядовые песни, которые должны были призвать, приблизить весну.

IV. Вокально -хоровая работа.

а) Распевание различных певческих упражнений в диапазоне: до 1октавы - ми 2 октавы.

б) Показ песни учителем.

в) Простукивание ритма песни.

г) Разучивание 1 куплета.

А сейчас давайте прочитаем и подберём нужную интонацию в стихотворении о Весне:

Ребятам раздаётся текст со стихами (смотри приложение 1).

1.Весна, весна красная, приди, весна, с радостью,

С радостью великою, с милостью богатою.

2.Со льном высоким, с корнем глубоким,

С корнем глубоким, с хлебом обильным.

Давайте разделимся на 2 команды: 1 команда читает текст за детей, 2 команда - за Весну:

Дети: Весна - красна, на чем пришла?

Весна: На солнышке, на боронушке!

Дети: Весна - красна, что ты нам принесла?

Весна: Косу да серпок, золотой снопок.

Хлебушка краюшечку и водицы кружечку!

V. Кульминация урока.

На следующем уроке мы разучим игру «Идет матушка Весна», а сейчас ответьте на вопрос:

В каких песнях разыгрывался маленький спектакль?

Слайд №9. Давайте исполним один из таких хороводов.

Учащиеся исполняют на выбор знакомые хороводные песни: «На горе-то калина» или «Во сыром бору тропина».

Как правило, хороводные и плясовые песни сопровождались игрой на музыкальных инструментах.

Назовите мне инструменты русского народного оркестра?

Вспомните создателя оркестра народных инструментов?

Создатель оркестра народных инструментов В.В.Андреев (1861-1918).

Слайд №10.

В 1887 году В.В.Андреев организовал «Кружок любителей игры на балалайках, к 1896 году выросший в первый оркестр русских народных инструментов. Позже Великорусский оркестр концертировал в Германии, Англии, Америке, исполняя русские народные песни, произведения русской и зарубежной классики, а также концертные пьесы В.Андреева.

«Какая прелесть эти балалайки. Какой поразительный эффект могут они дать в оркестре; по тембру - это незаменимый инструмент!» - говорил великий русский композитор П.И.Чайковский.

Сейчас прозвучит музыка в исполнении этого знаменитого оркестра. А мы с вами представим себя музыкантами и исполним музыку все вместе. (Учащимся раздаются бубны, ложки и трещётки).

Звучит оркестр народных инструментов (обработка русских народных песен.) Ребята импровизируют на детских музыкальных инструментах

VI . Рефлексия. Подведение итогов урока

В русских народных песнях - мудрость русского народа, его жизненный опыт, его душа, чувства, мысли, надежды, чаяния. Послушайте, какие слова нашёл для русской народной песни Н.В.Гоголь: «Покажите мне народ, у которого было бы больше песен! Под песни рубятся из сосновых брёвен избы на всей Руси, под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы вырастают города, под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек».

Слайд №11.

Какая тема была сегодняшнего урока?

Какие песни звучали?

Вы сегодня хорошо работали, в заключение урока выполните задание.

Тест по теме «Жанры русской музыки» (смотри приложение 2 ).

Домашнее задание: Нарисуйте иллюстрацию к вашей любимой русской народной песне.

Спасибо всем за активную работу. (Отмечается активность ребят, их интересные ответы)

Слайд № 12 . - Урок окончен. До свидания.

Литература

    Т.Петрова. Про свирель, гудок и бубен. Детская энциклопедия русских народных музыкальных инструментов. «Янтарный сказ», Калининград,1994г.

    А. Пересада. Балалайка. Москва. «Музыка».1990г.

    Е.А.Сухарникова. Музыкальный Санкт-Петербург. Учебник-тетрадь. Санкт-Петербург. СпецЛит.2000 г.

    Фольклор в школе. Материалы к занятиям по детской бытовой, народно-обрядовой культуре и фольклору с учащимися начальных классов. Нижний Тагил, 1993 г.

За всеми — и яркими и только удачными музыкальными произведениями отдельных композиторов звучит, созидаясь и расцветая, всегда рождаемая по исконным навыкам и из уст в уста передаваемая музыка народа — музыка устной традиции. Ее немыслимо рассматривать глазом. Она настолько коренится в живой интонации, в «осмысленном воспроизведении», притом постоянно варьируемом от певца к певцу и инструменталиста к инструменталисту (а когда образуется ансамбль, то во взаимном соревновании), что только постоянным, упорным наблюдением слухом можно приучить себя постигать закономерности в происходящем процессе живого интонирования. На все события исторической жизни народа откликается его музыка, всегда чутко следуя за действительностью и быстро "находя соответственные ритмические и мелодические навыки, постепенно образующие стиль эпохи. Чуткий композитор, если только ему свойственно умение (прибавим — и желание) слушать «устную музыку» в ее природе, не сквозь призму личных и усвоенных «норм сочинения», конечно, питается этими живыми впечатлениями и либо стихийно, инстинктивно, либо глубоко вдумываясь в происходящее, преломляет их в своей практике.

Но когда сравниваешь — если удается уловить источник слуховых впечатлений (устный живой источник — народную интонацию, разумеется, а не цитату из сборника, т. е. при всей точности записи или расшифровки все же омертвевшую интонацию),— когда сравниваешь звукообраз и его «жизнь» в народных устах с тем, как его «остатки» перелицовываются или переинтонируются композитором, ощущаешь глубокую досаду. Досаду на то, что индивидуальный композиторский слух все еще не обладает методом не случайного, а «логического» постижения народной интонации. Или если слух схватывает чутко, то веками налаженная «машина» мышления в нормах так называемой — в противоположность народной — художественной музыки просто не обладает необходимыми здесь тонкими щупальцами, чтобы помочь индивидуальному слуху обобщать впечатления, не теряя всей жизненной прелести живых интонаций и характера их интонирования в устах народа и в пальцах умельцев — народных музыкантов-мастеров. Слишком длителен был разрыв между художественной (индивидуального изобретения) музыкой и «музыкой массового общения» — народной . Невольно сказывается привычка композиторов при всей любви к родному народному искусству расценивать его по несвойственным его эстетике нормам и притом еще не принимать во внимание качество живого музицирования, не понимая, что вся практика народной музыки соединяет в себе изобретение и показ тут же в общении со слушателями, среди которых есть не просто тонкие судии, а опытные знатоки, отлично разбирающиеся в том, как это делается. И вот композитор, в сущности, фиксировал в своем сознании лишь прекрасные линии напева, которые он, проинтонировав по-своему, мастерски или механически обрабатывал.

Не буду вдаваться в подробности, как и сколько творческих усилий и вкуса вложили русские композиторы-классики в познавание народной музыки и ее преломление и насколько успели в данном отношении композиторы советской современности. Когда сравниваешь, повторяю, то, что происходит в непосредственной «устной практике» народа, с тем, что и как отражается в музыке композиторской, хочется, чтобы скорее, больше, дальше, глубже шло постижение этой практики. Тут мало одного хотения, с одной стороны, и умножения записей — с другой. Надо искать методов и способов воспитания слуха через освоение закономерностей народного интонирования и через соответственное обобщение в музыкально-педагогическом опыте. Композиторы должны в товарищеском кругу обращать внимание не только на количество «цитат из фольклора», но, в особенности, на интонационный момент: бывает, что в сочиненной музыке больше народно-интонационной правды, чем в обработке цитатного материала, с пиететом, как сапЫз Пггтшз, охраняемого от изменения. Но довольно об этом.
Важно, что среди композиторов процесс интонационного познавания музыки устной традиции происходит, и результаты его налицо не только в громадном, широко ветвистом песенном движении. Совершенно естественно, что в данном отношении композиторов можно делить на две особенные категории с оттенком внутри каждой из них. Одни — непосредственно на лету подхватывают услышанные напевы и обороты и быстро приспособляют свое мастерство к тому, чтобы вернуть наблюденное в массовую практику под новой оболочкой. Нельзя отрицать ценность этого «метода», сохраняющего тонус, качественность живого интонирования. Другая категория — другой плюс. Здесь живые наблюдения постепенно отстаиваются, отливаются и преломляются в сознании композитора-мастера, пополняясь все новыми и новыми. Мало-помалу они инкрустируются в индивидуальное художественное произведение. То мелькнет сочная обрядовая попевка, рядом возникает красивый подголосок, одушевляя течение голосов по прекрасному в своем вековом русле классическому голосоведению. Вдруг мерный тактово-конструктивный ритм классического периода сдается перед импульсивной волей ритма тонического, ритма акцентов различной степени и силы или под мощным воздействием народного характера кантилены, широкого плавного дыхания. Композитор стремится ее «распеть — развить», одухотворить ею все дальнейшее движение.

Из инкрустирования народных элементов образуется слой навыков, составляющий своего рода арсенал средств техники народного музицирования, а вместе с тем источник неуловимого словами нового музыкально-художественного воздействия. Над такими произведениями уже веет живое воздействие народной интонации, происходит ее органическое включение в индивидуальный стиль. Не следует преувеличивать. Нельзя еще назвать произведение, в котором из подобного рода навыков уже сложился бы новый монументальный стиль, а давняя трещина между народным художеством и художеством индивидуальным замкнулась бы в осознанном единстве того и другого мастерства еще полнее, чем в гениальной практике классиков. Но мощные предпосылки этого слияния безусловно имеются, и чуткий слух их повсеместно ощущает.

Вполне естественно, что ареной, где сталкиваются и скрещиваются массово-художественные и индивидуально-художественные тенденции и стилевые навыки, является область массовой песни. Конечно, тут лаборатория, тут и борьба, тут и истоки воздействий на творчество в области крупных форм. Разнообразие борющихся направлений и сил тут чрезвычайное. Содержание массивов песенности — от сатирической, публицистически острой и лаконичной летучки-частушки до песен-т"ум, песен народного гнева, песен о строительстве родины, от лирической взволнованности «песенного романса» (особенно на темах расставания, прощания) до глубокой лирики песен протяжных, песен сосредоточенной мужественной скорби — требует безмерного разнообразия и гибкости напевов и тончайших деталей в оттенках и характере каждого отдельного мотива, все равно, будь то вокальная попевка или инструментальный наигрыш.

В одних этих наигрышах столько непосредственно народного юмора, смеха, лукавой издевка, острой наблюдательности, что из этого содержания составляется в его музыкальном отражении целый громадный короб ритмических (особенно ритмических!), мелизматических, колористических и гармонических «новостей», свидетельствующих о неистощимой изобретательности народной музыкальной творческой практики. А казалось бы, круг основных характерных интонаций, ритмоформул и пальцевых технических навыков тут должен быть очень ограничен. Я пробовал как-то для себя собрать и обобщить полученное из наблюдений в данной области народных скерцо. Пришлось сознаться себе в ограниченности слухового горизонта. Сравнительно легче поддается уяснению сфера народных протяжных песен, но область скерцо, самая острая, живая, подвижная — недостижима для словесного описания (разумею: в отношении интонационно-конструктивной техники). В схваченных и подмеченных композиторами особенностях — лишь капля неисчерпаемого юмора и иронии, выявляющихся в живой народной практике.

Не дается в полной мере композиторскому сознанию и хоровая народная техника в ее гибких переходах одного состава голосов в другой (унисон, двух-, трех- и редко четырехголосие), в постоянной «распевности». Даже в количественном отношении число применяемых в композиторской практике приемов народно-хорового голосоведения ничтожно в сравнении с возможностями.
В народной инструментальной гармонии выработались своеобразные колоритно комплексные звучания, связанные с изощренной мелизматикой. Тут еще играет большую роль акцентный ритм и «стиль неожиданностей» (неожиданных вступлений голоса или целого аккордового комплекса, различного рода «подхватов», смещенных акцентов, очень остроумных переносов), которые разно проявляются в инструментальной и хоровой интонации.

Этот «стиль неожиданностей» в опытном вокальном ансамбле трех-четырех «соревнователей» достигает остроумнейшей «техники стимулирования длительности» напева и оттягивания каданса-концовки. Способ: не только медленное «распевание», но «подхваты» и «переводы» из регистра в регистр «фраз» и «фрагментов»; голос, как цветок, будто на глазах вырастает словно из-под земли. Несколько раз в Ленинграде, в поездах пригородной железной дороги, удавалось слышать состязавшихся в этой практике краснофлотцев. В одном же из пригородов Москвы можно было целыми вечерами просиживать летом у реки, слушая приближающиеся и удаляющиеся лодки, и долго звучало разнородное ансамблевое музицирование с постоянным применением «стиля неожиданностей» — стиля соревнующихся умельцев. Понятно, что ритм составляет тут едва ли не главенствующий жизнерадостный стимул данного рода практики, сочетаясь с тончайшей смысловой нюансировкой интонаций в замысловатый авуковой узор. Вот где чувствуется подлинная жизнь искусства, ибо во всей этой практике нельзя не ощущать воздействия вкусовых художественных навыков, художественного чувства меры и стилевого отбора материала в четких целеустремленных формах.

Хотелось бы еще на многое обратить внимание в практике современного народного музицирования, особенно в связи с гигантским ростом самодеятельности и образующимися органическими связями с классическим и современным профессиональным мастерством, да боюсь, что очерк примет слишком теоретический, специальный оттенок и слишком разрастется. Совсем вкратце намекну только на интересный процесс то ли возрождения, то ли преломления замечательной по своей исторической роли — внедрение маршевой ритмики в народное сознание! — области канта. Это не область русско-народная по истокам, но, попав в массы, она восприняла воздействие «распевности».
В студенческой, в рабочей песне «кант» испытал тоже своеобразную трансформацию. Так или иначе, но он дожил до современной советской массовой маршевой песни и теперь в глубоко преломленном облике вступает, пожалуй, в трехсотлетнюю пору своего существования, став действительно повсеместно популярным явлением массовой музыкальной культуры. Через кант в его преображенном стиле очень непосредственно проявляется объединение индивидуального композиторского творчества в области распевно-маршевой песенности с запросами массового восприятия. Тут действует в русской мелодике пока еще не разгаданное свойство массового воздействия нескольких сочно-диатонических интонаций *. В свое время исключительная длительная популярность «Аскольдовой могилы» Верстовского, многих вокальных произведений Даргомыжского и целого ряда бытовых песен-романсов вовсе не выдающихся авторов была связана с «опеванием» повсеместно любимых мелодических попевок, основанных на двух-трех характерных интонациях.
Почему эмоциональное содержание именно этих интонаций обладает таким интенсивным воздействием — не берусь сказать. По моему ощущению, в них есть жизнерадостное чувство душевного приволья, широкий, приветливый жест, полнота дыхания, даль и размах горизонта — привожу образные сравнения, а не даю буквальных переводов, ибо не ведаю таковых, так сильна в этих интонациях их музыкальная суть, на другие искусства не переводимая. Так ведь случается и в лирической поэзии. И факт — как в данном случае — есть факт.

Дело не только в том, чтобы найти такие популярно ходкие интонации. И сколько есть мелких песен и романсов, в которых подобный материал лежит. Дело в том, чтобы почувствовать современность творческой работы над этим материалом, а главное — так его вычеканить, выковать, чтобы он отвечал современной массовой психике. В музыке такое явление — закономерность переинтонирования из эпохи в эпоху, из стиля в стиль, особенно популярных интонаций — явление, постоянно происходящее.
У нас мало занимаются изучением русского канта как обширной области популярного интонирования. Сущность канта в его русском преломлении — сочетание возможности «распевать» напев с четкостью тактовых граней и мерностью метра, т.- е. со свойствами музыки, которые и стимулируют и организуют движение, поступь, ходьбу. Это не военный марш и даже не всегда маршевая песня с ее более острыми акцентами. Но зато в песне-канте и существуют возможности: петь ее в восторженно-созерцательном «гимническом» состоянии без движения и петь, двигаясь в массовом шествии и обычной прогулке. Конечно, этот стиль песенности не мог не привиться и, раз привившись, не найти многообразные преломления. Сейчас массовая песня находится на какой-то еще не совсем ясной, но неизбежно новой стадии расцвета.

Об этом, о новом содержании и новой нарождающейся стилистике массовой песни , говорят письма с фронта, где народное искусство музыки устной традиции живет полнокровной жизнью: там настоящий пульс современной песенности, что естественно и понятно. Где наглее смерть, там победоноснее жизнь. И во всех случаях народное музыкальное искусство устной традиции окажется впереди в силу присущей ему чуткости и вдохновенности действительностью и благодаря отзывчивым свойствам и навыкам массового мастерства. Поэтому композитор — имя ему народ воздействует на весь многоликий мир музыки во всей его разносторонности то ли непосредственно в композиторских наблюдениях и цитатах, то ли через сеть посредствующих интонаций, то ли в жанрах различного рода обработок, то ли воспитывая в особо одаренных композиторах чувство народности музыкального языка до великих, капитальнейших обобщений народной музыкальной практики в высших формах, музыки. Тогда индивидуальный композиторский ум органически преломляет музыкальную интонацию, как мысль-думу и душу народа. Так было у нас с Глинкой, в Чехословакии со Сметаной, в Польше с Шопеном, в Норвегии с Григом, а во Франции некогда с Рамо, национально интеллектуальным гением, и Мегюлем — питомцем революции.

Итак, в главном, в существенном в музыке, в ее ритмо-пульсе и ее интонациях всегда слышится то, что поет и о чем поет родина в постоянно расцветающей музыке коллективного художественного опыта — в движимой живыми интонациями музыке и музицировании народа.