Сценарий проведения праздника ко Дню республики «Татарстан - моя республика»
Цель: Формирование любви к родному краю, к своей республике.
Задачи:
- закрепление знаний детей о символике республики Татарстан ;
- развивать речевую активность детей;
Воспитывать у детей патриотические чувства, любовь к родному краю, к своей республике, чувство гордости за неё.
Звучит Марш Салиха Сайдашева. Зал украшен по-праздничному: разноцветные шары, флажки.
Воспитатель : Ис ә нмесез, балалар! Здравствуйте, дети! Как вы думаете, по какому поводу мы собрались? (Мы собрались отмечать день нашей Республики). У нас сегодня необычный праздник: день рождение нашей республики. Как называется она? (Татарстан)
Мин яратам сине, Татарстан! Ал та ң нары ң ө чен яратам. К ү к к ү кр ә п, яшен яшьн ә п яуган, Я ң гырлары ң ө чен яратам.
В начале праздника послушаем гимн Татарстана.
Дети встают.
Звучит гимн Татарстана . Дети садятся.
Воспитатель : Автором гимна является выдающийся татарский композитор Рустам Яхин.
День Татарстана – один из самых главных государственных праздников республики. В состав Татарстана входят разные города, поселки, села. Как называется наш город? (Казань) Казань - является столицей Татарстана. Наш город большой или маленький? (Большой). Ребята, посмотрите на экран, какие достопримечательности нашего города вы видите? (Кул Шариф, цирк, Национальный музей, Театр оперы и балета, театр имени Г. Камала, Театр кукол Экият, Чаша, футбольный стадион Казань Арена). Молодцы!
У каждой страны и республики есть свои символы – флаг и герб. Посмотрите на флаг Татарстана . Назовите цвета на флаге? (Зеленый, белый, красный.) А что означают эти цвета? (Зеленый цвет на флаге – это цвет весны и молодости, белый цвет – означает чистоту, а красный цвет – это цвет солнца, энергии и силы.)
А теперь посмотрите на герб нашей республики . Что там изображено? (Белый барс.) Это необычный барс – он крылатый. Как вы думаете, что означает крылатый белый барс?(свободолюбивость и независимость нашей республики ). Ребята, Родина для каждого человека дорога, любима, только на Родине человек бывает по - настоящему счастлив.
1 Ребенок:
Люблю Отчизну я, Широкие просторы. Страна моя, Казан ь моя, Леса, поля и горы!
2 ребенок: Чащи лесов и просторы полей Свежесть рассвета над озером алым, Всё, без чего не прожить на земле, Родиной нежно, с любовью назвали!
3 ребенок:
Иркен һәм матур да
Безнең туган илебез.
Урманга бай, суга бай
Гөлбакчалы илебез!
4 ребенок:
Здесь людям радостно живётся
Здесь славен мирный труд людей.
Всё это родиной зовётся
Великой родиной моей!
Флешмоб на песню Тынычлык җыры.
Воспитатель : Татарстан – многонациональная республика . Здесь в дружбе и в согласи и проживают татары , русские, чуваши, башкиры, и все они между собой разговаривают на разных языках. Ребята, скажите пожалуйста, а на каких языках мы с вами общаемся? (На русском и татарском). Правильно! И русский, и татарский язык в нашей республике являются государственными языками.
1 ребенок: Знай татарский ты язык, Знай и русский ты язык. Оба очень нам нужны, Одинаково важны.
2 ребенок: Татарча да яхшы бел, Русча да яхшы бел. Икесе дә безнең өчен Иң кирәкле, затлы тел.
3 ребенок:
Будем вместе мы стараться,
Будем крепко мы дружить,
По татарски и по русски,
Будем все мы говорить!
Песня И туган тел!
Воспитатель: Какой же праздник без игр. (Проводятся игры: “Собери пазл”, “ Кто шустрее?” )
1 ребенок: По светлой дороге мы идем, Вокруг веселье, песни, смех. Ты Родина дружбы и добра, Мой Татарстан – ты лучше всех !
2 ребенок:
Нинди матур минем Туган илем,
Җ ир шарында ти ң д ә ш юк а ң ар!
Ки ң кырларда ус ә мул игенн ә р,
Шаулап ага озын елгалар.
3 ребенок:
Наш Татарстан дружбой славится, И жить нам в Татарстане очень нравится!
Дети исполняют песню «Мин яратам сине, Татарстан»
Воспитатель : Ребята, наш праздник , посвященный ко дню рождения республики Татарстан, подходит к концу. Мы пожелаем нашей республике стать еще благополучней, краше и богаче. А мы будем любить и беречь её.
Программное содержание:
1. Расширять и углублять знания о нашей многонациональной Родине. Познакомить детей с культурой татар: традициями, обычаями, бытом, национальными костюмами. Рассмотреть символику республики Татарстан: герб, флаг.
2. Воспитывать уважение и поддерживать интерес к татарскому народу, его культуре.
3. Развивать память, воображение, умение анализировать и делать вывод.
4. Закреплять умение детей отвечать полным ответом на вопрос, развивать диалогическую речь, обогащать речь детей словами по теме занятия.
Словарная работа: Республика Татарстан, волжане, Поволжье, оборки, калфак, камзул, тюбетейка, пиала, чак-чак, Казань, джигит, бай, батыр.
Предшествующая работа.
Велась работа по формированию понятий большая и малая Родина.
Проводились наблюдения, целевые прогулки, экскурсии по территории детского сада
Знакомили детей с расположением России на карте, с растительным и животным миром, с достопримечательностями страны.
В беседах и на занятиях дали понятие о многонациональности Родины. Знакомили с фольклором, играми разных народов России.
Подбор тематических стихов.
Организовали выставку книг на тему «История Казани».
Используемая литература:
«Путешествие по столице».
С. Гилязутдинов, А. Гилязутдинова «Казань в легендах».
Т.М. Салтыкова и др. «Казановедение»
Н.А. Кузьменко «Приезжайте к нам в Казань».
Ход занятия
Дети входят в зал под мелодию песни «Любимая Россия» (муз. А.Горева, сл. Ю. Кумыкова). Рассаживаются на стульчики, стоящие полукругом. Обращаю внимание на осанку.
- Ребята, в какой стране мы живём?
- Покажите Россию на карте.
- Как называется город, в котором мы живём?
- Покажите его на карте.
- На берегу какой реки стоит наш город?
- Правильно. Волга – это одна из самых больших рек в мире.
- На берегах Волги живут разные народы. Какие? (Русские, мордва, татары, чуваши, марийцы, удмурты).
Живут в России разные народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один - черкеску носит, другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.
Один кумыс готовит, другой – готовит мёд.
Одним милее осень, другим милей весна.
А Родина Россия у нас у всех – одна.
- Сегодня я хочу пригласить вас на экскурсию в республику Татарстан.
- А вы хотите побывать в Татарстане?
- Как нам это сделать?
- На чём бы вы хотели поехать туда?
- Вот мы и поедем на поезде.
(Дети поворачивают стульчики, садятся друг за другом и под звуки поезда имитируют движения колёс. Затем снова поворачиваются лицом к воспитателю. Фоном звучит спокойная татарская мелодия.)
- Вот мы и приехали в столицу Татарстана – город Казань.
Казань современный красивый город. Прибыли мы на железнодорожный вокзал. А сейчас вот на таком трамвае мы отправимся к сердцу Казани – Казанскому кремлю. Кремль – это очень древнее сооружение, которое стоит на берегу реки Казанки. Сейчас здесь работает президент Татарстана Шаймиев Минтимир Шарипович.
Татарстан – это республика, поэтому у неё есть свой флаг и герб.
- Какие вы видите цвета на флаге? (Зелёный, белый, красный)
Зелёный цвет означает цвет весны, возрождения.
Белый – цвет чистоты;
Красный – это жизнь, сила.
- На гербе изображен барс на фоне красного солнца. Барс считается покровителем республики Татарстан и её народа. Красное солнце – это успех, счастье, жизнь. Щит – это защищенность. Цветок астры символизирует долголетие.
Звучит татарская народная мелодия.
В зал подскоками вбегают девочка и мальчик в национальных татарских костюмах. Девочка здоровается на татарском языке, а мальчик на русском.
- Кто вы и откуда?
Девочка читает стихотворение Сибгата Хакима на татарском языке, а мальчик тоже стихотворение на русском.
Спросили нас:
- От куда мы?
- Мы с Волги, из Казани.
Поит нас волжская вода,
Мы хлеб растим, пасём стада,
Качаем нефть, грузим суда
В свободном Татарстане.
- Как вас зовут? (Рената и Дамир)
- Ребята, обратите внимание на то, как необычно одеты ребята. Посмотрите какое красивое платье у Ренаты.
- А почему оно такое красивое? (Украшено оборками)
- А это что? (Показываю на передник)
- А у Дамира видите какая жилетка, а на голове необычная шапочка.
Рената: Мы принесли вам подарок. (Отдаёт конверт)
- Спасибо. Ребята, присаживайтесь с нами. Давайте посмотрим, что в конверте. Здесь картинки с изображением национальных татарских костюмов. Вот женский костюм. Посмотрите женщины носили платье с оборками. А сверху надевали жилетку, которая по-татарски называется камзул. Камзул расшивали разноцветными или золотыми нитками, бисером или украшали аппликациями из ткани. На голове женщины носили калфак.
Это мужской костюм. Мужчины носили рубаху, штаны, а с верху надевали халат или так же камзул, который тоже был украшен вышивкой. А на голове носили тюбетейку (показываю), которая тоже украшалась вышивкой.
- Как назывался головной убор у мужчин?
На ногах носили сапоги (ичиги) или лапти.
Такие костюмы носили давным-давно, когда большая часть татар жили в деревнях. Жили они в деревянных домах. Утром вставали и шли на работу. Мужчины обрабатывали поля, пасли стада, шили обувь, вырезали из дерева или лепили из глины игрушки (показываю). Женщины ткали рушники, салфетки, полотенца в национальном стиле. шили одежду и украшали её.
А ребятишки помогали взрослым по мере сил и, конечно, играли.
- Сейчас я предлагаю вам поиграть в национальную татарскую игру «Займи место» («Буш урын»)
- А вечером вся семья собиралась за столом. Основой питания татар издавна были мука и крупа, с помощью которых они научились готовить много вкусных блюд: лапшу, ватрушки с творогом, мясом, ягодами, обжаренные в масле, беляши с мясом, картошкой, плов.
Заканчивался ужин чаепитием. Чай пили из самовара, наливали чай в пиалы. Чай татары пьют с молоком. Сначала наливают в пиалу молоко, потом заварку, потом кипяток. Обязательно наливали половину пиалы, чтобы гость по дольше посидел. И, конечно, пекли к чаю сладкие блюда. Например, чак – чак.
После ужина детей укладывали спать и рассказывали им сказки. Мы с вами тоже читали татарские народные сказки.
- Скажите, какие сказки вам понравились больше всего?
- Как называют в татарских сказках богатыря? (Батыр)
- А как называют молодого красивого ловкого человека? (Джигит)
- Кто такой бай? (Богатый человек) .
- Ребята, а вы помните с каких слов начинаются татарские сказки?
(В давние – давние времена или давным – давно)
- Сколько раз в сказках повторяется чудо? (Три раза)
- Какими словами заканчиваются сказки? («И я на том пиру побывал, ай, хороший пир был», «И по сю пору, говорят, живут они справно да ладно. Вчера у них был, сегодня вернулся», «Угощали меня там на славу. Жаль одно по усам текло, а в рот не попало».)
- Похожи татарские сказки на русские? (Да)
- Правильно. Так же как и в русских в татарских сказках добро побеждает зло, жадность и лень наказывается, щедрость и трудолюбие награждается.
- Как вы думаете есть, что – то общего между русским и татарским народами? (Сказки похожи, игры похожи, чай любим пить из самовара, любим плов, кисель, ватрушки и т.д.)
- А почему? (Живём рядом и дружно).
- Загостились мы, пора возвращаться.
(Дети снова поворачивают стулья, садятся друг за другом и под звуки поезда имитируют движение колёс. Садятся лицом к воспитателю.) .
- Вот мы с вами вернулись в Детский сад. Где мы побывали?
- Что мы там рассматривали? (Национальные костюмы)
- Как называется головной убор у женщин? У мужчин?
- Как называются чашки, из которых татары пьют чай?
- Молодцы! Всё запомнили! Где же расположен Татарстан?
(В России, в Поволжье)
- В нашем городе тоже живут татары, в нашей группе тоже есть татары. И не только татары, а дети других национальностей: украинцы, дагестанцы. И все мы живём дружно, вместе играем, веселимся, поём и любим свой родной город Казань.
А сейчас я предлагаю помыть руки и попробовать татарское блюдо чак-чак.
Представление дошкольниками татарской культуры и традиций.
Развлечение на тему «Татарское гостеприимство»
Воспитатели:
Игнатова Татьяна Александровна (первая квалификационная категория);
Клишкина Надежда Борисовна (высшая квалификационная категория).
МАДОУ детский сад №186 города Тюмени
Цель: Познакомить детей дошкольного возраста с традициями и культурой татарского народа.
Программные задачи:
Познавательное развитие: Сформировать у детей знания и представления об образе жизни татар, их обычаях, традициях, фольклора и национальных костюмах.
Речевое развитие: Закреплять знание детьми татарских пословиц о гостеприимстве, о пользе чая.
Художественно-эстетическое развитие: Знакомить с татарскими народными танцами; вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту татарских народных танцев, музыки, одежды.
Физическое развитие: Знакомить с народными татарскими играми.
Социально-коммуникативное развитие: Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями татарского народа. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о татарском народе в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).
Оборудование: стол, накрытый скатертью, самовар, посуда, предметы обихода, утварь, помогающие воссоздать интерьер татарской избы; изделия татарской народной кухни (из соленого теста), татарский рушник, чак-чак (по народному татарскому рецепту), полотенце, мыло, ковш с водой, изделия традиционной русской выпечки (из соленого теста (в корзине), отрезы ткани, платочки расписные, шапочка-самовар (атрибут) для ребенка, два подноса, шары из ткани с липкой лентой – 30 штук (для игры).
Место проведения мероприятия: музыкальный зал
Ход мероприятия:
Дети одеты в русские и татарские народные костюмы.
Тихо звучит спокойная татарская мелодия.
Воспитатель в русском костюме: Дорогие ребята, как вам известно, в нашей стране проживает множество различных национальностей. У каждого народа своя культура, свои обычаи, традиции. И это очень хорошо, что мы все такие разные. Насколько интереснее становится наша жизнь, когда мы знакомимся и узнаем так много нового и полезного для себя.
Ребенок:
Живут в России разные народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.
Ребенок:
У каждого народа язык свой и наряд.
Один - черкеску носит, другой надел халат.
Ребенок:
Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.
Один кумыс готовит, другой – готовит мёд.
Ребенок:
Одним милее осень, другим милей весна.
А Родина Россия у нас у всех – одна.
А что же отличает один народ от другого? (ответы детей) Да, вы правы: язык, одежда, кухня, обычаи, традиции, религия.Сегодня мы представляем вашему вниманию малую часть культуры татарского народа.Обычай встречать и принимать гостей свойственен людям любой национальности. О гостеприимстве татарского народа слагают легенды. Пригласили нас сегодня в гости в татарскую семью –Альфия-апа (бабушка) и ее внучата. Навестим наших друзей? Татарская семья в самом приходе гостя в дом видит доброе предзнаменование, он – почетный, уважаемый, дорогой человек. Татары издавна очень внимательны, заботливы и вежливы по отношению к гостям. Стараются накрыть со вкусом стол, обильно угостить различными блюдами. Гостей было принято не только угощать, но и одаривать подарками. По обычаю и гость отвечал тем же. Давайте мы с вами соберем подарки для Альфии-апы и ее внучат.
Ребенок: Я возьму полотенце вышитое.
Ребенок: Я - мыло душистое.
Ребенок: А я платочек расписной.
Соседка: Ну а я возьму с собой наших пирожков с пылу, с жару.
Подходят к дому, выходит воспитатель и дети в татарской одежде с чак-чаком на рушнике.
Хозяйка : Исәнмесез, Никитична!Исенмесезбалалар! (дети здороваются).
Соседка : Мир вашему дому! (заходят, вручают угощение, жмут руки, моют руки, вытираются о полотенце).
Хозяйка: Гости это хорошо. «Кто гостей не любить звать, тому радости не знать”- в моем селе так говорят. (говорит своим внукам) Если хочешь, чтобы тебя почитали, будь хлебосолен, приветлив,щедр. От этого добра твоего не убудет, а возможно, его станет больше.
Ребенок в татарском костюме: "Если нет угощения, приласкай гостя словом"
Ребенок в татарском костюме: «Негостеприимный человек – неполноценный»
Ребенок в татарском костюме: "Если угощают, пей даже воду", - учат татарские народные пословицы.
Все рассаживаются вокруг стола, девочки с одной стороны, мальчики с другой. Хозяйка разливает чай из самовара в пиалы, подает гостям.
Хозяйка: По древнему татарскому обычаю в честь гостя мы расстилили праздничную скатерть и на стол выставили лучшие угощения сладкий чак-чак, щербет, и, конечно, душистый чай. Приятного вам чаепития!
Ребенок: Ах, какой самовар,
Из него валит пар.
Мы чаек с тобою пьем,
О здоровье речь ведем.
Ребенок: Нужно мяту заварить,
Про болезни все забыть.
Чай у нас всегда в почете,
Лучшего напитка нет.
Потому что чай вы пьете,
Много, много, много лет.
Хозяйка: Дорогие гости, а теперь посмотрим что вы знаете о чае.Я буду говорить пословицы, а вы должны ее продолжить.
- Чай пьешь – здоровье бережешь
- Пей чай - беды не знай.
- С чаю лиха не бывает, а здоровья прибавляет.
- Чай не пьешь – где силу берешь?
- Чай усталость всю снимает, настроение поднимает.
- Чай пить - приятно жить.
В горячий и крепкий чай кроме сахара добавляют молоко или топлёные сливки, или масло. А астраханские татары любят пить чай горячим, добавляя соль, масло и иногда чёрный молотый перец. Вот послушайте, какая история приключилась с мальчиком Маратом.
Шуточная сценка
Входит мальчик Марат в национальном костюме.
Марат .
Исамесез, мои друзья!
К вам пришёл на праздник я.
Зовут меня Марат!
В деревне у Бабая мне каждый очень рад!
Я весёлый, озорной!
И вот история какая приключилась со мной!
Раз купил бабай мой чаю….
Бабай . Должен ты его сварить!
Марат .
Но ведь я совсем не знаю,
Как грузинский чай варить?!
Бабай .
Ты возьми ведро водички,
Всыпь весь чай скорей в горшок…..
Бабай (подносит к губам, морщится, плюёт)
После чая твоего в животе скрутило всё
Поскорее поспеши!
Доктора мне пригласи….
Марат.
Долго думал, удивлялся
Чем я мог не угодить?!
А потом-то догадался
Чай забыл я … посолить!
Хозяйка: На нашем столе сегодня много угощенья татарской народной кухни: это и белиш, эчпочмак, сумса, перемячи, элеш. А давайте поиграем в народную татарскую игру «Самовар»?
Дети берут по тарелочке с одним из татарских угощений и встают в круг. В середине ребенок (самовар).
Игра «Самовар»
Ход игры : Под любую весёлую татарскую мелодию со словами дети идут по кругу. Как слова заканчиваются, «самовар» подходит к тому ребенку, напротив которого он остановился и отгадывает то блюдо, которое у него в руках.
Все дети спрашивают : «Поскорей отгадай, с чем пью чай?»
Ребёнок – «Самовар» указывает рукой и называет национальный пирог или сладкое блюдо. Если отгадает правильно, дети танцуют в паре, если неверно, то выбирают ведущего. Играют 2 раза.
Слова произносятся сначала на татарском, потом на русском языке.
Там, там, тамчы там,
Тамуынны яратам,
Там, там, тамчы там,
Тамуынны яратам.
Самовардан темле итеп,
Чэй эчэрге яратам.
С самовара льется чай
Самовару не мешай
Ох, с самовара льется чай
Ложку с медом мне подай
Дуем, дуем, чай мы пьем
Потом хором все споем….
Хозяйка: Самое вкусное угощенье на нашем столе – сладкий чак-чак. Хотите мы вам расскажем татарскую сказку про чак-чак? А вы поиграйте снами.(дети встают).
Игра с движеньями.
Жили-были дед да баба
На полянке у реки. (руки на поясе, приседания с поворотом)
И любили дед и баба
С медом вкусный чак-чак. (гладят живот)
Баба тесто замесила
И чак-чак она слепила, (месят тесто руками)
В масло его положила
И вот так оставила.(показывают ладошки)
Вышел он румян, пригож
И на солнышко похож. (гладят щечки)
Он хотел погулять,
От деда с бабой убежать, (бегут на месте)
По дорожке покатился,
Да рассыпался…(разводят руки в стороны)
Ой, ребята, рассыпался чак-чак на маленькие кусочки! Давайте поможем деду и бабе, соберем чак-чак?
Проводится игра: выбирают по 5 человек из зрителей и 5 человек из артистов.Под музыку выкладывают чак-чак из шариков в разных формах: бабочка, цветок, горка и т.п.)
Хозяйка: Для гостей дорогих приготовили мы подарок «Татарский танец» (плясовую)
Исполняется татарский танец.
Хозяйка:
Всем спасибо за внимание
В добрый путь и в добрый час!
Соседка. Ждите теперь в гости нас! Ходите друг к другу в гости, будьте открытыми, приветливыми, дружелюбными. Ведь главное в гостях – не застолье, а радость общения с дорогими людьми, на которых, как известно, и держится мир.
Список литературы:
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014, 304.
- Фотографии из архива педагогов: Игнатовой Т. А. и Клишкиной Н.Б.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
Организация: МБДОУ Шалинский ДС «Тургай» Пестречинского МР Республики Татарстан
Населенный пункт: Республика Татарстан, село Шали
Цель: продолжать знакомить детей с национальными традициями татарского народа; воспитывать уважения к обычаям и традициям; воспитывать уважения к родному языку с национальными песнями и танцами; повышать словарный запас у детей.
Действующие лица: бабушки, внучка, гости – дети.
Оформление зала: зал оформлен празднично- вышитые полотенца, на столе самовар с чашками, шерстяная пряжа.
Предварительная работа: заучивание стихов, песен, пословиц; ознакомление детей с татарскими народными обычаями; разучивание танцев.
Ход мероприятия.
Бабушка пряла пряжу, девочка сидит в сторонке с ноутбуком. В это время слышится стук в дверь.
Бабушка: дочь, кажется, в дверь стучат. Иди, посмотри.
Девушка: хорошо, бабушка.
Входит бабушка по соседству.
Бабушка по соседству: здравствуйте! Как поживаете?
Бабушка: здравствуй, соседка. Зашла вовремя. Дети уехали в гости. Давай сядем и помолимся.(Бабушки читают молитву). Вот мы с внучкой сидим и скучаем. Эх, были же у нас молодые годы. Парни гуляли по улицам, пели и играли на гармони, а девушки сидели дома, ожидая парней. Эх, нынешняя молодежь забыли те игры, которые мы играли раньше. Ведь сейчас век компьютеров, телевизоров.
Бабушка по соседству: Так ты правильно говоришь, каждый сидит дома. Они не умеют красиво петь, танцевать. Они не умеют веселиться. Не знают что такое посиделки.(аулак ой)
Девушка: Бабушка, а что такое аулак ой? Расскажи, пожалуйста.
Бабушка: это дом, в котором девушки оставались одни; и к девушкам приходили парни. И тогда все шутили, пели, танцевали, говорили частушки.
Девушка: бабушка, дедушка, научите нас тоже тому, как вы играли, пели и плясали.
Бабушка: с удовольствием. Сегодня именно ваши родители уехали в гости. Давайте вспомним прошлое.
Бабушка по соседству: Действительно, давайте мы их вспомним.
Девушка: только другим не говорите.
Бабушка: дочь, приведи в порядок дом. Дом, в котором приезжают гости, должен быть чистым, красивым.
Бабушка по соседству: вот и девушки пришли. Встречай гостей.
(Под музыку девчонки сидят и начинают вышивать).
Бабушка по соседству: если бы мы пели какие-нибудь песни,тогда девочки работали бы быстрее, и было бы приятно. Давайте споем родную песню «Родной язык».(звучит песня)
Татарским мой родной язык зовется:
Аллахом мне и матерью он дан.
Я говорю на нем, и сердце гордо бьется-
Татарин я, я- сын твой, Татарстан!
В нем песнь Тукая, кол Гали раздумья,
Мусы Джалиля пламенный завет.
Его забыть иль не любить смогу ль я.
Он - кладезь мудрости, он- правды нашей свет.
Читаю стих, пою с благоговеньем-
В нем все прекрасно: каждый звук и слог.
Он -мой родник любви вдохновенья,
Начало всех моих земных дорог!
Бабушка: девочки, когда мы собрались вместе, мы играли в разные игры. Давайте поиграем в одну из древних игр «Йозек салыш».
Игра: «Йозек салыш».
Девочки! девочки! Ребята пришли? Пустим?
Давайте, пригласим. Пусть чуть-чуть посидят с нами.
(парни заходят)
Здравствуйте, девушки-красавицы!
Здравствуйте!
(Все вместе поют песню «Челтэрле»)
Бабушка: о, наша молодежь молодец! Когда приехали в аулак ой, играли в разные игры. Например: «Капкалы», «Ачык авыз», «Такмак әйтү», «Тәгәрәтешле» и другие игры.
Девушка: давайте и мы будем играть в игру «Капкалы».
Игра: «Капкалы».
Песня: «Бию такмаклары»
Татарский танец в исполнении девушек.
Игра: « Чума урдэк»
(играет музыка)
Бабушка по соседству: ой, какая красивая мелодия, хочется танцевать.
(Начинает танцевать)
Песня: «Шома бас»
Танец «Чын егетлэр» в исполнении мальчиков
Песня «Эпипэ»
Бабушка: Наши дети вместе с прежними песнями и танцами очень хорошо поют современные танцы. Теперь наши девушки представляют свой танец.
Ритмичный танец
Бабушка: Спасибо вам всем, отдохнули весело.
Девушка: (разговаривает по телефону) девчонки! Родители скоро будут.
Бабушка: дети приведите дом в порядок! (уборка дома)
Бабушка по соседству: было очень весело, вспоминали молодость. Хорошо, что зашла. Так что наши обычаи не теряются, есть и те, кто их продолжает. Спасибо вам, ребята! Пусть так будет всегда! Я уже пойду, живите благополучно. Сами приходите к нам в гости.
Дети: Спасибо вам. И нам пора уходить. До свидания!
Песня: «Матур булсын».
елена асанова
Занятие в старшей группе «Моя Родина - Татарстан»
МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №8 «Зоренька»
Конспект НОД в старшей группе
Образовательная область «Познавательное развитие»
Тема : «Моя Родина - Татарстан » .
Работу выполнила
воспитатель
Асанова Елена
Константиновна.
г. Набережные челны 2014
Тема : «Моя Родина - Татарстан » .
Цель : продолжать формировать у детей представление о том, что такое Родина , родной край; познакомить с природными богатствами Республики Татарстан ; развивать связную речь, активизировать словарь; воспитывать любовь к родному краю, к её природе, бережное отношение к ней. Познакомить с географической картой; развивать речь и память у детей.
Программа : «От рождения до школы» .
Возраст : Старшая группа (5-6 лет) .
Направление : Формирование целостной картины мира.
Основная образовательная область : Познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей : «Коммуникация» , «Познание» , «Социализация» , «Музыка» , «Художественное чтение литературы» , «Физо» .
Виды детской деятельности в НОД : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Задачи :
Образовательные :
обогащать знания детей о республике, чем богат и знаменит родной край;
формирование обобщённого представление о Республике Татарстан ;
формирование целостной картины мира;
Речевые :
расширять и активизировать словарь существительных по данной теме;
развитие лексико-грамматических представлений;
активизировать словарь;
Воспитательные :
воспитывать любовь к родному краю;
воспитывать дружеские отношения, толерантность между детьми разных национальностей; выработать умение точно слышать и выполнять инструкцию педагога;
формировать навык работы в коллективе;
Методы и приёмы : методы : игровые, словесные, наглядные. Приёмы : вопросы, указания, дополнения, напоминания, художественное слово, самооценка.
Наглядные средства обучения : слайды с изображением карты Республики Татарстан , герба и флага Республики Татарстан , слайды с изображением насосов качающих нефть, автомобиля КАМАЗ, городов Татарстана , запись гимна Республики Татарстан .
Организация детей : 1. Свободная; 2. На стульчиках; 3. На коврике;
Словарная работа : Родина , кара итек, котёл, Казан, нефть, скважина, многонациональная.
Предварительная работа : рассматривание иллюстраций с изображений городов Татарстана ; рассматривание флага и герба Республики Татарстан ; чтение произведений; подготовка демонстративного материала, подбор аудиозаписи с гимном Татарстана ; подбор художественного слова, изучение методической литературы.
Структура :
1 часть вводная (организационный момент) ;
2 часть основная (беседа, вопросы, рассказы) ;
3 часть заключительная (подведение итогов, чтение детьми пословиц о родине ) ;
Ход занятия:
Воспитатель : Ребята, сегодня к нам на занятие пришёл мальчик по имени Марат. Как вы думаете, из какой республики он к нам приехал?
Дети : Марат приехал к нам из Республики Татарстан .
Воспитатель : Правильно. А как вы догадались?
Дети : На нём, одет татарский костюм .
Воспитатель : Молодцы. На нём, одет татарский национальный костюм . Вы много раз видели татарские костюмы , все они разные и очень красивые. Мальчик Марат одет в чёрные брюки, красивую рубашку, поверх которой одет жилет, на его ногах чёрные сапоги, а на голове тюбетейка. Ребята, давайте с вами вспомним, как будут звучать на татарском языке названия одежды Марата. Вова, как будет на татарском языке белая рубашка ?
Вова : На татарском языке белая рубашка будет - ак клмк.
Воспитатель : Молодец Вова. Ильнур, а как будет на татарском языке чёрные брюки ?
Ильнур : Кара чалбар.
Воспитатель : Правильно, Ильнур. Розалина, а как будет на татарском языке тюбетейка ?
Розалина : Тбтй.
Воспитатель : Умница Розалина. Но на Марате ещё одеты чёрные сапоги, на татарском языке это звучит так – кара итек.
Ребята, а скажите мне пожалуйста, в какой республике живём мы с вами?
Никита : Мы живём в Республике Татарстане .
Воспитатель : Молодец Никита.
Когда человек появляется на свет, родители дают ему имя . С этим именем он неразрывно связан всю жизнь. Точно также неразрывно связан он и со своей Родиной - местом , где родился и вырос . Послушайте стихотворение о родном крае :
«Люблю мой край…
Как странно это слышать :
Ведь каждый человек свой любит край!
И небо здесь синее, солнце выше,
И в цвет сирени здесь окрашен май!
Люблю мой край!
Я много мест видала,
И можно хоть полмира обойти,
Но ближе и родней родного края,
Я, думаю, мне больше не найти!
Вот и я хочу сегодня поговорить с вами о родном крае, о нашей Родине – о Республике Татарстан . Наша республика очень большая и красивая. У неё есть свой государственный флаг и герб (показ флага и герба, а ещё у неё есть свой гимн, который написал татарский композитор Рустем Яхин (показ фото) . Дети, давайте с вами встанем и послушаем гимн Республики Татарстан (звучит гимн) . Садитесь ребята. А теперь давайте с вами посмотрим на флаг Республики Татарстан ещё раз . Скажите мне пожалуйста, на какие части разделён флаг Татарстана ?
Дети : Государственный флаг разделён на три части : зелёную, белую и красную.
Воспитатель : Правильно. Каждый цвет имеет своё значение. Красный – цвет солнца, огня. Зелёный – цвет живой природы и молодости, а белый цвет означает символ чистоты и мира (показ флага) .
На государственном гербе Республики Татарстан (показ герба) изображён крылатый белый барс на фоне красного солнца. Барс олицетворяет богатство, силу. На боку у барса круглый щит, на котором изображена астра. Щит означает защиту, цветок – долгую жизнь. Все цвета государственного герба напоминают цвета государственного флага. Внутри зелёного кольца золотом написан татарский орнамент , символизирующий красоту и плодородие нашей земли .
А сейчас давайте рассмотрим карту Республики Татарстан (показ карты) . Ребята, посмотрите, на карту Республики Татарстан . Каким цветом она обозначена?
Дети : Она обозначена зелёным цветом.
Воспитатель : Правильно, она обозначена зелёным цветом. А кто знает, что означает зелёный цвет на карте?
Дети : Зелёный цвет означает цвет травы и леса.
Воспитатель : Правильно дети – это леса и луга. Посмотрите, как много лесов в нашей республике и мы стараемся их беречь и приумножать. Ещё на карте мы с вами видим голубые ленты, как вы думаете, что они означают?
Дети : Наверно реки.
Воспитатель : Молодцы ребята – это реки. Какая самая широкая река протекает в нашей республике?
Дети : Волга.
Воспитатель : Молодцы. Волга, одна из самых длинных и полноводных рек России. А, как называется река, на которой стоит наш город?
Дети : Это река Кама.
Воспитатель : Правильно.
Вы наверно уже чуть-чуть устали? Давайте с вами немного отдохнём. Выходите все ко мне, проведём с вами физкультминутку.
«Территория нашей республики очень большая (руки в стороны) . По многоводным рекам плывут красивые корабли (изображать волны) . В лесах растут высокие деревья (руки вверх) . В чаще леса живут косолапые медведи (изображаем медведей, серые зайцы (прыжки, рыжие лисицы (изображают лисиц) . На полях порхают разноцветные бабочки (взмахи руками, прыгают зелёные кузнечики (прыжки) ».
Молодцы ребята, садитесь на свои места. Давайте с вами продолжим нашу беседу о Республике Татарстан .
Ребята, кто сможет сказать, как называется столица Республики Татарстан ?
Вова : Столица Республики Татарстан – Казань .
Воспитатель : Молодец Вова.
Город Казань, очень большой и красивый город. Много легенд связано с названием этого города. Казан – по-татарски котёл : посуда для приготовления пищи. Как гласит, легенда, вечером усталые воины остановились на ночлег, стали готовить пищу. Один из воинов взял казан, пошёл за водой, уронил его в реку и стал кричать : «Ай, казан, казан!» : отсюда и пошло – то место стали называть Казань, а по - татарски Казан . Ребята, а какие города Республики Татарстан вы ещё знаете ?
Дети : Набережные Челны, Нижнекамск, Бугульма, Чистополь, Альметьевск, Елабуга и другие.
Воспитатель : Молодцы, всё правильно. Ребята, знаете ли вы, как называется этот автомобиль?
Дети : Да, это машина Камаз.
Воспитатель : Правильно, это автомобиль Камаз. А в каком городе его, выпускают?
Дети : В городе Набережные Челны.
Воспитатель : Да, его выпускают в нашем любимом и родном городе Набережные Челны. Скажите, что нужно автомобилям, чтобы они могли двигаться?
Дети : Бензин, горючее.
Воспитатель : Правильно. А кто знает, из чего делают бензин?
Дети : Бензин делают из нефти.
Воспитатель : Да, бензин делают из нефти. Нефть добывают в городах Бугульме и Альметьевске. Нефтяники бурят скважины, качают нефть из земли мощными насосами (показ слайдов с изображением насосов, качающих нефть) . Республика Татарстан обеспечивает нефтью всю нашу страну. Но города Татарстана славятся ещё и другим. Например, в городе Чистополь на часовом заводе делают красивые часы. Нижнекамск славится производством шин для автомобилей. Каждый город Татарстана чем-то славится , но в нашей республике, кроме городов есть ещё и сёла, в которых выращивают богатый урожай. Татарстан – это земледельческий край. На его полях выращивают много разных культур. Какие культуры выращивают у нас?
Дети : На полях выращивают гречку, овёс, горох.
Воспитатель : Правильно, а основное богатство нашей республики – это хлеб. Труженики полей выращивают рожь и пшеницу.
Республика Татарстан многонациональная республика. Во всём Татарстане , проживают люди разных национальностей : татары , удмурты, русские, чуваши и многие другие. Все они живут в мире и согласии. Вместе трудятся, отдыхают, строят дома, города, приумножают богатства родного края и заботятся о нём.
Пусть в наших садах, лесах пышно растут деревья, спокойно поют птицы. Пусть в родниках и колодцах вода будет чиста и прозрачна, пусть в прудах и озёрах будет много рыбы. Всё это – наше с вами богатство. Любить свою Родину , природу – это, значит, и беречь её, и заботиться о ней, и дружить с нею!
Воспитатель : Ребята, а вы любите свою Родину ?
Дети : Да.
Воспитатель : А за что вы любите свою Родину ?
Дети : Потому, что мы здесь родились .
Воспитатель : Ребята, давайте в конце нашего с вами занятия вспомним пословицы и поговорки о Родине .
Нет ничего краше, чем Родина наша .
Жить – Родине служить .
У нас тот герой, кто за Родину горой .
Всякому мила родная сторона.
Человек без Родины своей , что без песни соловей.
Без Родины милой будешь птицей бескрылой.
Люби Родину , как мать родную.
Родина краше солнца , дороже золота.
Для Родины своей сил не жалей .
Воспитатель : Вот и подошло к концу наше занятие . Вам оно понравилось? А что именно вам понравилось? Что нового вы узнали о нашей республике?