История танцев: Древний мир, Греция, Рим. Современные танцы: история Истории возникновения и развития современного танца

История танцев народов Запада (Европы и стран, которые были образованы переселенцами с Европы) характеризуется большим разнообразием и довольно быстрыми изменениями. В то время как большинство танцовщиц Востока практиковали весьма изощренные формы танцев, которые оставались практически неизменными в течение многих столетий или даже тысячелетий, западные танцоры демонстрировали постоянную готовность, даже стремление, перенимать новые формы и идеи для своих танцев. Даже самые ранние упоминания свидетельствуют о том, что западный танец всегда охватывал огромное разнообразие общинных или ритуальных танцев, а также то, что социальные танцы использовались многими различными слоями общества. Сразу стоит отметить, что западное искусство не всегда можно четко отличать от «не-западного». Особенно четко это видно по ряду стран бывшего Советского Союза, где некоторые танцы азиатские, а другие европейские по своему происхождению и характеру. Эта статья посвящена танцу именно западных народов, исключая, где это возможно, соответствующее влияние других культур.

От античности до эпохи Возрождения

Перед тем как начали появляться первые письменные отчеты, прошел огромный промежуток времени, о котором ученые могут только догадываться. Наскальная живопись в Испании и Франции, на которой четко можно различить танцующие фигурки людей, привела к гипотезе, что религиозные обряды и попытки влиять на окружающие события посредством симпатической магии были центральными мотивами первобытного танца. Такие предположения частично подтвердились путем наблюдения танцев примитивных народов в современном мире, хотя связь между древними людьми и современными «примитивными культурами» напрочь отрицается многими учеными.

Если танцы, о которых сохранились записи в ранних письменных источниках, непосредственно развились от доисторических танцев, возможно, можно предполагать, что существовали доисторические рабочие танцы, военные танцы, эротические танцы и групповые танцы. Сегодня, в 20 веке сохранился один баварско-австрийский танец «шуплаттер», который, по мнению историков, ведет свое происхождение из неолита, т. е. примерно с 3000 г. до н.э.

Танец в древнем мире

Сохранились множество письменных свидетельств о танцах в цивилизациях Египта, Греции и соседних островов а также Рима. Кроме того, можно выделить древний еврейский танец, о котором сегодня также известно уже немало. В Египте практиковались формализованные ритуалы и ритуальные танцы, в которых жрец символизировал бога. Эти танцы, которые были кульминацией церемонии, представляющий смерть и возрождение бога Осириса, становились все более и более сложными, и в конечном итоге их могли исполнять только специально обученные танцоры.

Также из Египта до современных дней дошли самые ранние письменные свидетельства о танцах. В этих записях говорится о классе профессиональных танцоров, которых первоначально «завозили» из Африки, чтобы те развлекали богатых людей в часы досуга, а также выступали на религиозных и погребальных торжествах. Эти танцоры считались весьма ценными «приобретениями», особенно танцоры-карлики, которые стали известны своим мастерством. Один из фараонов после своей смерти был удостоен чести исполнения «танца бога-карлика», а фараон Неферкаре (3е тысячелетие до н.э.) поручил одному из своих приближенных привезти к своему двору «танцующего карлика из Земли Духов».

Сегодня ученые предполагают, что знаменитый танец живота, который сегодня исполняется танцорами из стран Ближнего Востока, на самом деле имеет африканское происхождение. Еще в 4 веке до н.э. в египетском Мемфисе был подробно описан парный танец, чем то похожий на румбу, который имел явно выраженный эротический характер. Египтяне также знали акробатические постановочные танцы, похожие на современные танцы-адажио. Они также выделялись своей чувственностью и привлекали людей изящными движениями скудно одетых танцовщиц. Картина из гробницы шейха Абдуль-Курна (которая в настоящее время выставлена в Британском музее) показывает танцоров, одетых только в браслеты и пояса, что по-видимому было предназначено для повышения их привлекательности.

Вскоре танцы в Египте начали развиваться и становиться более разнообразными и сложными. В дополнение к своим собственным танцевальным храмовым ритуалам и танцорам-пигмеям, которых привозили из верховьев Нила, появились также индусские танцы девушек из завоеванных стран на востоке. Эти новые танцы уже не имели характерных размашистых движений мужчин или жестких, угловатых поз, которые можно встретить на многих египетских каменных рельефах. Их движения были мягкими и плавными, без резких наклонов. Эти азиатские девушки принесли женственный стиль в египетские танцы.

Танец в классической Греции

В греческом танце можно найти множество египетских влияний. Некоторые пришли в Грецию через Критскую культуру, другие через греческих философов, которые ездили учиться в Египет. Философ Платон (примерно 428 - 348 годы до н.э.) был одним таких людей и именно он стал влиятельным теоретиком танца. Согласно его учения, танцы отличались от неловких движений, подобных конвульсиям, тем, что они подчеркивали красоту тела. Танцы египетского культа священного быка Аписа позже обрели свое воплощение в критском танце быка около 1400 г. до н.э. Именно он вдохновил создание танцев в лабиринте, которые, согласно легендам, Тесей привез в Афины по возвращении с освобожденными из лабиринта юношами и девушками.


Другой формой танца, которая возникла на острове Крит и процветала в Греции, был пирриха - танец с оружием. Он практиковался в Спарте в рамках военной подготовки, а также был основанием для утверждения философа Сократа, что лучшим танцором является лучший воин. К другим групповым танцам, которые пришли в Афины из Крита, относятся два танца, посвященные Аполлону, а также танец, в котором обнаженные мальчики имитировали борцовскую схватку. Женские же достоинства подчеркивались величественным и набожным хороводом в честь богов, который исполнялся девушками.

Многочисленные вазы, картины и скульптурные рельефы помогли современным ученым доказать, что в Греции существовал экстатический танец, связанный с культом Диониса. Он исполнялся на празднике «священного безумия» во время осеннего сбора винограда. В своей драме «Вакханки» Еврипид (примерно 480-406 годы до н.э.) описал неистовство греческих женщин, называемых вакханки или менады. В этом танце они неистово кружились и ритмично чеканили шаги, впадая в транс. Такие танцы были проявлением одержимости, что яволялось характеристикой многих примитивных танцев.

Дионисический культ привел к созданию греческой драмы. После женщин в танец вступали мужчины, одетые в маски развратных сатиров. Постепенно жрец, воспевающий жизнь, смерть и возвращение Диониса, то время как его приспешники сразу же изображали его слова танцами и пантомимой, становился настоящим актером. Объем танца медленно расширялся, включая в себя предметы и героев, взятых из гомеровских легенд. Были добавлены также второй актер и хор. В лирических интермедиях между играми, танцоры воссоздавали драматические темы посредством движений, перенятых от более раннего ритуала и Вакхических танцев. В комедиях исполнялся очень популярный «кордакс» - танец в масках, который славился своим распутством. В трагедиях же хор исполнил «еммелейя» - степенный танец, сопровождающийся игрой на флейте.

Эти танцы и пьесы исполнялись опытными любителями. Однако, в конце 5-го века до нашей эры возник особый класс танцоров, акробатов и жонглеров, женщины в котором принадлежали к «хетарай» или куртизанкам. Подобно тому, как это происходило раньше в Угипте, они развлекали гостей на пирах и банкетах. Историк Ксенофонт (примерно 430-355 годыдо н.э.) в своей работе «Симпозиум» рассказывает о похвалах, которые Сократ расточал танцовщице и танцующему мальчику. В другом месте Ксенофонт описывает танец, представляющий объединение легендарной героини Ариадны с Дионисом, что является ранним примером повествовательного танца.

Танец в Древнем Риме

Между этрусками и римлянами наблюдалась значительная разница в их подходе к танцу. Сегодня уже мало что известно об этрусках, которые населяли район к северу от Рима до Флоренции и процветали между VII и V веками до нашей эры. Но благодаря тому, что были найдены их гробницы, на стенах которых были обнаружены многочисленные росписи, стало очевидным, что танец играл важную роль в том, как этруски получали удовольствие от жизни. На этих фресках были найдены картины этрусских женщин, которые исполняли погребальные танцы, выстроившись в цепочки, а также живые, энергичные парные танцы. Все эти танцы исполнялись в общественных местах без масок и имели характер ухаживаний.

У римлян, в отличие от этого, было иное отношение к танцу, которое отражало их трезвый рационализм и реализм. Тем не менее, римляне не полностью ушли от соблазнов танца. До 200 г. до н.э. танцы в Древнем Риме исполнялись только в виде хоровых шествий. В них участвовали целые процессии во главе с первосвященниками салиев, жреческой коллегией жрецов Марса и Квирина, которые ходили по кругу, ритмично ударяя в свои щиты. Танец был важной частью римских фестивалей - во время празднований Луперкалий и Сатурналий исполнялись дикие групповые танцы, которые были предшественниками позднего европейского карнавала.


Позже в Риме стали распространяться греческие и этрусские влияния, хотя римская знать считала людей, которые были замечены в том, что они танцевали, подозрительными, женственными и даже опасными. Один государственный чиновник буквально не поверил своим глазам, когда увидел как десятки дочерей и сыновей уважаемых римских патрициев и граждан вполне наслаждаются досугом в школе танцев. Около 150 г. до н.э. все танцевальные школы были закрыты, но танцы было уже не остановить. И хотя танцы, возможно, были чужды внутренней природе римлян, в последующие годы все чаще начали привозить танцоров и преподавателей танцев из других стран. Государственный деятель и ученый Цицерон (106-43 годы до н.э.) подытожил общее мнение римлян, когда как-то заявил, что никто не танцевал бы до тех пор, пока не сошел бы с ума.

Самой популярной формой танца во время правления императора Августа (63 г. до н.э. - 14 г.н.э.) была бессловесная эффектная пантомима, которая передавала драматические сюжеты с помощью стилизованных жестов. Исполнители, известные как пантомимы, сначала считались переводчиками с иностранного языка, поскольку они приезжали из Греции. Они постоянно совершенствовали свои искусство, а два танцора-мима Батилл и Пилад и вовсе стали настоящими звездными исполнителями во время Августова Рима. Стилизованное выступление танцоров, которые носили маски, соответствующие теме их танца, сопровождалось игрой музыкантов, играющих на флейтах, рожках и ударных инструментах, а также пением хора, который пел о происходящем на сцене между танцевальных эпизодов.

Источник Википедия и 4dancing.ru

Беседа для младших школьников

«История зарождения и развития танца»

(в рамках эстетического развития)

Уважаемые ребята, вы никогда не задавались вопросом: «Что же такое танец?», - увидев на сцене или по телевизору балетный спектакль, красивый народный или эстрадный танец. «Откуда идут его истоки? Как овладеть этим искусством?». Сегодня вы узнаете историю зарождения и развития танцевального искусства.

Еще в самые древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства.

А вы знаете, что первые танцы древности были далеки от того, что в наши дни называют этим словом? Древний человек передавал свои впечатления об окружающем мире разнообразными движениями и жестами, вкладывая в них свое настроение, свое душевное состояние. Возгласы, пение, пантомимная игра были взаимосвязаны с танцем. Эти действия имели ритуальное значение. И первые танцы носили ритуальный обрядовый характер.

Танец во все времена был тесно связан с жизнью и бытом людей. Поэтому каждый танец отвечает характеру, духу того народа, у которого он зародился. С изменением социального строя, условий жизни менялись характер и тематика искусства, изменялся и танец.

Выразительные танцы имели огромное значение и в быту, и в общественной жизни. Очень часто празднества начинались и сопровождались плясками. С развитием общества развивались и танцы, появлялись разнообразные формы: уже у древних греков танцы можно было разделить на священные (обрядовые, ритуальные), военные, сценические, общественно- бытовые. Примерно такие же по характеру танцы были и у других народов.

На Руси зарождение различных танцев относится к глубокой древности. Самым древним русским народным танцем был хоровод – это массовый танец, его рисунок – простой круг, олицетворял движение Солнца вокруг Земли. Позднее появились кадрили, ланцы, шестеры и т.д.

А вот первые профессиональные танцы, первые балеты возникли еще в средневековой Франции. Именно там из танцев с покачиваниями и притопами, подскоками и прыжками, называемых бранлями (от слова Branle – качание, хоровод) со временем возникла французская хореография. И до наших дней в профессиональной хореографии сохраняется терминология именно на французском языке.

В России хореография зародилась еще в VI в. до н э. и долгое время существовали различные учения и методики преподавания до тех пор, пока более ста лет назад балерина и педагог А.Я. Ваганова не создала логическую четкую систему классического танца. Именно по этой системе уже много лет обучают детей классическому танцу в балетных и хореографических школах, студиях, отделениях. Именно система А.Я. Вагановой является основой профессионального танца.

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Особенности преподавания народно - сценического танца в разных возрастных группах детского хореографического коллектива»

Педагог – хореограф

Чеснокова Т.Е

  1. Введение
  2. Значение народной культуры и народно - сценического танца в эстетическом воспитании детей.
  3. Построение урока народно – сценического танца в детском хореографическом коллективе.
  4. Возрастные особенности преподавания народно – сценического танца.

Народное искусство – это чудесная неиссякаемая сокровищница, откуда черпали и будут черпать материал, для своего творчества создатели танцев. Только любя, понимая и зная народное искусство, можно и пользоваться им, и приносить ему пользу.

Танец – своеобразная летопись жизни народа. Преобразования в жизни народа отражаются на развитии народного искусства. В хореографию приходят новые темы, сюжеты, образы. За последнее время сценический танец заметно обогатился техникой, стал более выразительным, сложным. Но по-прежнему в этих танцах отражается душа народа, подчеркивается та или иная манера исполнения.

Одной из сокровищниц народного искусства является народный танец.

И, так как здесь речь пойдет о детском народном коллективе, необходимо отметить, что народный танец является одним из важнейших средств эстетического воспитания детей.

Работать с детьми – значить ежедневно, ежечасно, из года в год отдавать ребенку свой жизненный душевный опыт, формируя его личность, развитую всесторонне и гармонично.

Одним из звеньев воспитательного процесса в целом можно считать урок народно - сценического танца, в котором воспитание и обучение неразделимы.

Прогрессивная практика обучения выделяет главные направления учебного процесса: «учить нужно легко, приятно, основательно», «учить нужно доступно и прочно».

Исходя из этого, можно выделить основные принципы процесса обучения, которые необходимо использовать в построении урока народно - сценического танца:

  1. От простого - к сложному;
  2. Доступность.

Например, при изучении элемента украинского танца - движение «бегунок», сначала разучиваем это движение по кругу в «чистом виде», только после этого его можно исполнять в сочетании с другими движениями: различными поворотами, положением рук, и далее в более сложных комбинациях.

Объяснять новый материал лучше всего просто, четко, немногословно.

В основе урока народно – сценического танца лежит построение урока классического танца, включающего в себя экзерсис у станка и на середине.

Учитывая особенности народного танца в целом, и урок строится несколько иначе, точнее - вторая половина урока. Если в классическом танце «середину» составляет adagio и allegro, то в народно - сценическом - разучивание отдельных танцевальных комбинаций и этюдов. Порядок упражнений у станка устанавливается по принципу чередования движений, тренирующих различные группы мышц.

В законченном виде урок народно – сценического танца может выглядеть так:

1) demi и grand plie.

2) Скольжение стопой по полу (battement tendu)

3) Каблучные упражнения, которые вводят в работу пятку

Опорной ноги.

4) Маленькие броски (battement tendu jete)

5) Упражнение с ненапряженной стопой (flic-flac)

6) Подготовка к «веревочке»

7) Низкие и высокие развороты колена (battement fondu)

8) Дробные выстукивания

9) Вращательные движения ногой (rond de jambe)

10) Раскрывание ноги на 90 градусов (devoloppe)

11) Зигзаги

12) Большие броски работающей ногой на 90 градусов (grand

Battement tendu jete)

13) Упражнения лицом к станку

14) Прыжки

15) Присядки

Экзерсис на середине:

  1. Вращения
  2. Разучивание отдельных танцевальных комбинаций, движений
  3. Этюды

Но в такой форме урок может строиться только в работе со взрослым

коллективом, так как детский организм не выдержит такой нагрузки.

Из приведенного выше урока народно - сценического танца необходимо отобрать лишь те привычные элементы урока, которые ребенку по силам и помогают выработать устойчивость, координацию, музыкальность, в то же время, сохраняя общую структуру урока.

Дети разных возрастов существенно отличаются друг от друга по степени умственного, нравственного и физического развития. Учитывая возрастные особенности, силы и возможности детей педагог - хореограф и должен строить урок народно – сценического танца предъявляя каждому возрасту оптимальные требования.

Известно, что особенностью младшего возраста является его эмоциональная активность, стремление к конкретной, сравнительно непродолжительной деятельности. То есть для младшего возраста урок можно построить на игровых элементах. В этом случае любой объясняемый материал будет лучше усваиваться, в силу психологических особенностей младшего детского возраста, то есть способности к активной, эмоциональной конкретной деятельности. Нельзя долго заострять внимание ребенка на отработке одних и тех же элементов. В данном случае он устает физически, рассеивается внимание. Ребенку необходима эмоциональная разрядка, смена действий, смена информации.

В подростковом возрасте важно учитывать стремление к взрослости, самостоятельности, более четкому осознанию своих действий. Здесь упражнениям у станка отводится примерно 1/3 урока, после чего можно переходить на «середину». Урок не должен быть монотонным, из каждого его, пусть краткого раздела, интересного ребенку именно новизной, надо извлечь пользу. Преподаватель сам должен решить каков удельный вес каждого движения в течение урока, и определить соотношение частей урока. Первые, самые простые движения предвосхищают более сложные и необходимы для того, чтобы потом ребенок правильно и красиво танцевал. Поначалу не надо долго задерживать внимание детей на одном движении. Слишком долгое пребывание у станка может вызвать скуку и даже потерю интереса к занятиям. «Середину» целесообразно начинать с некоторых упражнений, пройденных у станка. Здесь большое внимание уделяется координации движения ног, с движениями корпуса и головы. Постепенно занятия на «середине» усложняются: соединятся отдельные пройденные движения в небольшие этюды.

В детском коллективе старшего возраста упражнения у станка усложняются технически и по эмоциональной окраске. Время, отведенное для занятий на «середине» постепенно увеличивается за счет сокращения упражнений у станка. Упражнения, как у станка, так и на середине видоизменяются, убыстряется темп их выполнения, этюды становятся более сложными. Все новые элементы не должны «выдаваться» сразу, в течение одного урока, надо очень осторожно дать детям возможность освоить часть элементов; затем на время отложить выученный материал, подменив его новым. Правильность, четкость, точность выполнения элементов народного танца должны войты в подсознание ребенка, зафиксироваться в его мускульной памяти, стать своего рода рефлексом. Только в этом случае можно создать нужные предпосылки к успешной работе над различными танцевальными номерами.

Музыкальное содержание урока – дело первостепенной важности. Именно в течение последовательного ряда уроков дети приучаются к своеобразному мелодическому мышлению. Соответственно для среднего и старшего возраста музыка подбирается более разнообразная с усложненным ритмическим рисунком и мелодической окраской. В детском коллективе младшего возраста необходимо выбирать предельно ясные мелодии, яркие, образные, особенно на первых порах. Музыкальное сопровождение на уроках должно быть органично связано с выполняемыми движениями, должно соответствовать характеру движений стилю и национальности, должно быть четко согласовано с ритмом.

Все вместе взятое воспитывает и музыкальную культуру, и вкус детей, что имеет не маловажное значение в будущем.

Серьезное место в построении урока народно – сценического танца в детском коллективе имеет и подбор репертуара и изучаемых национальностей, так как не все национальности можно брать для изучения в детском коллективе. Например, элементы русского, белорусского танца в детском коллективе младшего возраста будут усваиваться легче, чем элементы польского, узбекского танца. В детском коллективе среднего и старшего возраста соответственно репертуар должен расширяться. Можно уже для изучения брать элементы украинского, татарского, башкирского танца и других.

Дети способны усвоить невероятно много. Они активно, жадно и благодарно откликаются на слово педагога.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что не только к построению урока народно – сценического танца, но и ко всей работе с детским танцевальным коллективом в целом нужно подходить чутко, профессионально, грамотно, учитывая все специфические особенности детского возраста, с любовью к детям и к своей профессии.

Литература

1. Иноземцева Г.В. «Народный танец» - М., 1971

2. Резникова З.П. «Танцы народов мира»- М., 1959

3. Стуколкина Н.М. «Четыре экзерсиса. Уроки характерного танца»-

М., 1972

4. Уральская В.И. «Природа танца» - М., 1981

5. Голейзовский К.Я. «Образы русской народной хореографии» -М.,

1964

  1. Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца» - М., 2004
  2. Телегина Л.А. «Народно - сценический танец» - Самара, 2002
  3. Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца:- Упражнения у станка» - М., 2003
  4. Уральская В.И. «Рождение танца» - М., 2982

История возникновения и развития бальных танцев

Впервые бальные или светские танцы возникают в XII веке, в эпоху средневекового Ренессанса – периода расцвета рыцарской культуры. До наших дней сохранились лишь названия этих танцев.

Бальный танец возник в 14 веке в Италии в силу благоприятных условий (разнообразной общественной жизни развивающихся городов). Здесь происходит теоретическая разработка правил бального танца. Затем бальный танец распространился во Франции. В 16-17 веках Франция становится законодательницей бального танца.

Большую роль в развитии бальной хореографии того времени сыграл танец бранль, который возник во Франции. Танцы с покачиваниями и притопами назывались простыми бранлями; танцы с подскоками и прыжками - весёлыми; танцы, изображающие трудовые процессы, подражательные – бранли бочаров, башмачников, конюхов и т.д.

Знатные вельможи водили своеобразные хороводы, где требовались важная поступь, величественная осанка, умение исполнять приветствия, многочисленные поклоны и реверансы. Среди этого огромной популярностью пользовалась павана, которую исполняли с канделябрами или факелами в руках. Этим танцем открывались балы, павана часто становилась центром во время свадебной церемонии.

Уже в XIV веке знаменитый французский теоретик Туано Арбо в книге «Орхезография» описал различные виды танцев, техника которых со временем все более совершенствовалась. Бальные танцы XIV века не отличались богатым разнообразием движений и исполнялись в сопровождении небольшого оркестра: 4 кларнета, тромбон, 2-3 виолы. На смену им пришли более быстрые танцы, включающие в себя лёгкие прыжки, повороты и изящные позы. В моду постепенно вошли менуэт, ригодан, романеск.

Усложнялась танцевальная лексика и композиция, что привело к необходимости длительного обучения танцу. Танцмейстеры и педагоги XVII века выпускают самоучители по танцам. В них включают наиболее популярные в то время массовые танцы.

В 1661 году по указу Людовика XIV в Париже была открыта "Академия танца", где проверялись знания танцмейстеров, выдавались дипломы, устраивались балы и вечера, а главное, совершенствовались народные танцы.

Движения придворного менуэта не отличались особой сложностью: плавный скользящий шаг, глубокие реверансы, поклоны, хотя обучались ему годами. Трудно давалась манера исполнения менуэта, в виду того, что все переходы должны совершаться мягко, округло, без рывков, плавно вытекая один из другого. Некоторые из фигур менуэта вошли в основу классического балета, поэтому менуэт до сих изучается во всех хореографических академиях.

В России покровителем развития танцевального искусства стал Пётр Первый, издавший в этих целях в 1718 году указ об ассамблеях, которые положили начало публичным балам в России. Было даже создано специальное руководство "Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению", в котором говорилось об этикете на ассамблеях и в бытовой жизни. В содержание этого указа входили следующие положения:

"…непристойно на свадьбах в сапогах и острогах быть и тако танцевать: для того, что тем одежду дерут у женского пола, и великий звон причиняют острогами, тому ж муж не так поспешен в сапогах, нежели без сапогов»;

"… с кем танцуя, не подлежит никому неприличным образом в круг плевать, но на сторону»;

"… немалая отроку есть краса, когда он смирен, а не сам на великую честь называется, но ожидает, пока его танцевать не пригласят».

Петр ввёл преподавание бальных танцев как обязательный предмет в казённых учебных заведениях, тем самым подчеркнув государственное значение подобного начинания.

Танцмейстер, который именовался в те годы учителем " танцев, учтивости и куплимента", должен был также воспитывать своих учеников, внушать им правила европейского светского обращения, «политеса».

XIX век связывают с массовыми бальными танцами, всё больше входят в моду балы и маскарады. Широкое распространение танцев привело к организации специальных танцевальных классов, где учителя - профессионалы обучали бальному танцу не только знать, но и городское население.

В настоящее время бальные танцы имеют много общего со спортом, оказывают всесторонне развитие на физическое развитие танцоров, позволяя развить координацию, осанку, пластику движений. Современная программа обучения бальным танцам включает 10 танцев, которые подразделяются на европейскую и латиноамериканскую программу. Большинство этих танцев возникло относительно недавно. Рассмотрим историю каждого из них в отдельности.

Медленный вальс (Slow Waltz), входящий в программу европейских танцев, впервые упоминается с середины XVIII века, в более древних документах встречается его обозначение как "weller", "walzen", "walzen", что означает – кружиться, скользить. В своей классической форме вальс родился и расцвел в начале XIX века в Вене, а затем и во всем мире. Из Австрии вальс был завезён в Англию и США и впервые исполнялся в стенах влиятельного Boston Club около 1874 года. Однако только после 1922 года танец стал столь же моден, как танго.

Кроме медленного вальса также выделяют и Венский вальс (Viennas Waltz), который по праву носит название короля бальных танцев. Первое упоминание о танцах, подобных такому вальсу, относится к ХII-XIII столетию, когда в Баварии танцевали "Nachtanz". Пик популярности он пережил в начале XIX века в Вене под музыку Штрауса. Венский вальс возник в Баварии и назывался "немецким".

Танго - энергичный танец из категории танцев фламенко из Испании впервые получает общественное признание и успех в 1909 году в Париже, откуда этот танец стремительно распространился по всей Европе и пользовался огромной популярностью в период 1910-1915 годов. Несколько вышедший из моды в 30-60-е годы, в настоящее время танец снова получил широкое признание. С танго объявлен объектом . , в день рождения аргентинского певца и киноактера, знаменитого «Короля танго» , отмечается «Международный день танго».

Фокстрот был придуман летом 1914 актером водевиля Гарри Фоксом(Harry Fox), наибольшим успехом он пользовался в 20-е годы. Первоначально фокстрот был частью представления "Jardin Danse" на крыше Нью-Йоркского театра. Как часть своего выступления, Гарри Фокс делал шаги "рысью"(trotting) под музыку ragtime , и люди назвали его танец "Fox"s Trot"(потом "s" куда-то пропала, а произношение осталось). "Trot" - это изначально военный термин для описания конной походки, появившейся в штате Миссури, в переводе на русский - "рысь". Эта походка необычно гладка. Есть также версия, что название произошло из-за лисы (Fox), поскольку только она якобы имеет необычную походку среди животных, когда ноги ставятся в одну линию (след в след). Огромное количество фигур для фокстрота было придумано в 1922 году известным танцором, победителем танцевальных конкурсов Франком Фордом. Первоначальный танец имел темп приблизительно 160 ударов в минуту, и был описан как " чрезвычайно судорожный", позже, к 1927 году танец стал называться медленным фокстротом и основу его составили гладкие скользящие движении .

Квикстеп (Quickstep) - это легкий, живой, жизнерадостный танец, "напичканный" прыжками, подскоками с поворотами вправо, влево, назад с виражами вправо и влево, это действительно быстрый фокстрот. Годом рождения квикстепа считается 1923 год, когда оркестр Поля Вайтмана (Paul Whiteman) выступал в Великобритании. Современные движения квикстепа, основанные когда-то на шагах фокстрота, сильно отличаются от тех, которые танцевали в 20-е годы. Первоначально квикстеп исполнялся африканскими танцорами. Позже квикстеп дебютировал в Американском мюзик-холле и стал очень популярным в танцевальных залах.

Группа латиноамериканских танцев в настоящее время включает самбу, ча-ча-ча, румбу, пасадобль и джайв.

Самбу часто называют "южноамериканским вальсом", так как ритмы самбы очень популярны и легко видоизменяются, образовывая новые танцы - ламбаду, макарену. Бразильский карнавальный танец впервые был представлен в 1917.Окончательно сформировался в Бразилии в 1930 году, как бальный танец. В США он появился в 1939 году. В Россию самба попала из Польши, хотя в 1957 году на фестивале молодежи и студентов в Москве его уже танцевали.

Ча-Ча-Ча получило свое название и характер из-за особого повторяющегося основного ритма и специфического инструмента маракасы. Захватывающий, синкопированный латинский танец, который возник в 1950 годах как замедленное Мамбо. Этот танец сначала был замечен в танцевальных залах Америки.

Парный кубинский танец африканского происхождения – румба появился в XVI в., когда в Америку стали завозить черных рабов. Среди всех бальных танцев румба характеризуется наиболее глубоким эмоциональным содержанием. В ходе своей эволюции румба приобрела многие черты, характерные для блюза. Существует расхожий штамп, что «румба – это танец любви», однако, на самом деле румба, скорее является танцем несчастной любви и одиночества.

Пасодобль был одним из многих испанских народных танцев, связанных с различными аспектами испанской жизни. Частично пасодобль основан на бое быков. Танцоры пасодобля изображают тореро и его плащ, характер музыки соответствует процессии перед корридой. Танец впервые был исполнен во Франции в 1920 году, стал популярным в высшем парижском обществе в 1930-ых, поэтому многие шаги и фигуры имеют французские названия.

Слово "Jive" похоже на южно-африканское слово "Jev" - "говорить пренебрежительно". Джайв появился в XIX веке на юго-востоке США. Джайв родом из Америки и построен на основе танца, первоначально называемого "Jitterburg", из которого убрали акробатические элементы и поставили технику исполнения. Первое описание джайва сделанное лондонским учителем танцев В. Сильвестром (Victor Silvester) было опубликовано в Европе в 1944г.

Итак, история развития и становления бальных танцев как вида спорта уходит своими корнями в начало прошлого века, в Англию и Францию. Появление новых музыкальных стилей, растущий интерес к парным танцам, знакомство европейцев с увлекающими ритмами афро-латинских народных танцев постепенно привели к созданию канонизированной танцевальной программы. Сегодня в программу обучения спортивным бальным танцам входят 10 танцев, которые подразделяются на европейскую программу (в просторечии - "Стандарт") и на латиноамериканскую ("Латина").

С того момента, когда человек начинает ходить, двигаться, бегать, он выражает себя пластически. Иногда, чтобы понимать друг друга, достаточно жеста, поворота головы, взгляда. Посмотрите - вот идет по улице в сумерках пара. Вы их видите только со спины - и все же сразу определите, просто знакомые они или влюбленные. Это пластика. Когда у человека горе, он окаменевает. И страдание молчащего человека не спутаешь с задумчивостью пытливой юности. Это тоже пластика. К пластическому выражению своих эмоций способны все, поэтому танец соединяет людей. История возникновения и развития танцев богата и многогранна, но неизменно связана с взрослением самого человека.

Этапы развития танцев:

1. Древний танец

Танец начал свою жизнь вместе с человеком. История возникновения танца неразрывно связана с историей человеческой культуры. В самых различных сторонах практической жизни участвовал он. Существовали танцы ритуальные, охотничьи, трудовые, воинские. Они передавались от поколения к поколению, со временем их магический смысл (а им была пронизана природа древнего танца) утрачивался, забывался, но тысячелетиями народ хранил свой особенный пластический язык.

Как бы ни был умен человек, как бы ни был широк круг его интересов, все-таки его жизнь, если он не способен выразить свои чувства в музыке, в песне, в танце, неизбежно оказывается обедненной. Недаром в древней Греции, где так развиты были стремления к воспитанию гармонической личности, философы, как и все граждане, не чуждались танцев, а про великого драматурга и поэта Софокла доподлинно известно, что в честь победы греков над персами он публично пропел и протанцевал «цеап».

Греки понимали природу танцев, понимали, что танец способен раскрыть то, перед чем бессильны драма, музыка, живопись. Тончайшие порывы человеческого чувства подвластны танцу, когда он становится искусством. Посмотрите на древнегреческие стелы, краснофигурные или чернофигурные вазы. Кажется, дай изображениям заговорить, и они потеряют свою выразительность. Здесь сами тела радуют, кричат, ликуют. Мы говорим - это пластика.

Сохранился пример героизма, воплощенного в удивительной форме. В начале прошлого столетия греческие женщины - сулиотки, скрывавшиеся на высотах над Ахероном, видя гибель своих мужей и братьев от рук нарушивших условия мира турок, взялись за руки и под звуки воинственного гимна начали круговую пляску. Каждый раз, когда круг приближался к пропасти, одна из танцующих бросалась вниз. Остальные смыкали руки, танец продолжался, пока ни одной женщины не осталось в живых.

2. Народный танец

Танец был неотъемлемой частью любых народных празднеств. Мы не можем себе представить настоящего веселья без танцев. Энергия радости, по-видимому, особенная энергия, потому что она неизбежно выплескивается, выливается в движение. У каждого народа, у каждой национальности свой особенный свод движений, свой ритм, совершенно особенная пластика. Это закреплялось и оказалось столь же стойким, как национальный костюм, национальный характер. Разные эпохи, изменения в укладе жизни, в социальных и культурных отношениях отражались на танце. На развитие танца влияла и мода.

3. Бальные танцы

Когда танец с площадей перешел в залы дворцов, он стал выражением образа жизни правящих слоев общества. Про излюбленный в XVIII веке менуэт говорили: «Тот, кто хорошо танцует менуэт, делает хорошо все, за что берется, и может за все браться».

Изящество манер, благородство осанки, изысканная почтительность, которые необходимы были в менуэте, составляли необходимейшие качества придворного.
В те времена при дворе появился балет, который очень скоро стал излюбленным развлечением королей. Известно, что Генрих IV и его министр Сюлли танцевали в балете, сочиненном сестрой короля; любил участвовать в балете Людовик XIV.

4. Балет: история танца

В России первый балет был поставлен в царствование Алексея Михайловича на масленице в 1672 году, сюжет его был заимствован из античной жизни.

Танец выдержал долгую битву за то, чтобы стать самостоятельным искусством, отделиться от пения и драмы. И вот Терпсихора стала именоваться музой балета. Появилась такая профессия, как сочинитель танцев, он же в большинстве случаев и их постановщик (мы говорим - балетмейстер).

Удивляла внешне блестящая и всегда нелегкая судьба балерины. В танце закреплялись свои законы, правила, суммировались определенные движения, которые существуют и по сей день. Как в живописи есть цвета, в музыке ноты, так и в классическом балете - определенные позы, движения, из которых, как из букв, балетмейстеры, а потом актеры складывают слова, из слов - фразы, из фраз - поэмы, повести, романы.

Возник особый пластический язык, способный передавать сложнейшие движения души. Язык, которому учатся с невероятным упорством и самоотвержением десятки лет, всю жизнь.

Но тысячи людей могут не знать и не знают этого языка. Они танцуют вальс, фокстрот, краковяк, полечку, танго, шейк, летку-енку… Об этих танцах, о стиле, о культуре, которая должна быть видна в их исполнении, - особый разговор.

Метки: история возникновения народного танца, этапы развития танца, история возникновения танца, балет история танца

Танец живота – один из самых древних и загадочных видов танцевального искусства. Его история окутана загадками и тайнами. Восточная культура всегда привлекала своей красотой и особенным шармом.

Сейчас существует множество легенд, связанных с историей возникновения танца живота и его исполнительницами. Каждый может представить гибкую красавицу, гармонично двигающуюся под ритмичную музыку. Однако мало кто может с уверенность ответить на вопрос «откуда взялся танец живота?» и верно ли мы его понимаем.

ВЕРСИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТАНЦА ЖИВОТА. ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ.

Существует интересная легенда, описывающая появление танца живота как случайность. Якобы, однажды пчела залетела под развивающиеся одежды уличной танцовщицы. Насекомое сбил с толку прекрасный аромат масел, исходящей от девушки. Плясунья, не прерывая свое выступление, пыталась избавиться от докучливой пчелы, извиваясь во время танца. Делала это девушка весьма грациозно и пластично, поэтому случайные зрители приняли это за особый вид танца и пришли в настоящий восторг. Смышленая девушка, заметив успех и внимание, продолжала двигаться новым невиданным образом, демонстрируя красивые линии тела и рук. Такой танец многим пришелся по душе и стал распространяться.

Конечно же, это всего лишь легенда. История возникновения танца живота длилась намного дольше, чем выступление одной прекрасной девушки. Корни восточного танца уходят глубоко в историю, и даже сейчас невозможно точно определить точное место рождение танца живота.

Принято считать, что основой танца живота были древние ритуальные танцы, которые несли сакральный смысл. Они восхваляли женское начало, богинь плодородия и женщин в целом. Танец живота символизировал то, что в обществе того времени считалось божественным предназначением каждой женщины: процесс зачатия ребенка, вынашивание плода и сами роды. Однако постепенно танец стал терять свое сакральное значение и приобрел более светское направление.

Если говорить о месте, где зародился танец живота, то многие исследователи склоняются к Древнему Египту. Однако стоит отметить, что свою лепту в создание этого вида танца привнесли многие народы. Так, изначально разнообразный и насыщенный египетский танец дополнили танцовщицы из Индии. Это были гибкие и утонченные баядерки, с прекрасной хореографической подготовкой. Их движения руками были уникальными и несли особенное значение. Также повлияли и близкие соседи египтян: персы, сирийцы, палестинцы и некоторые страны Африки. Свой вклад внесли и кочевники-цыгане. Долгие столетия их собственные фольклорные танцы сочетались с индийскими, арабскими, еврейскими и испанскими традициями. В Греции танец выражал эмоции более энергично, ярко и резко. В Турции параллельно с ростом территории появлялось все больше народных танцев, которые постепенно смешивались между собой. Благодаря этому возникло широкое разнообразие движений, новые необычные ритмы и формы.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ТАНЦА ЖИВОТА. НЕВЕРНОЕ НАЗВАНИЕ.

Египет для Европы открыл Наполеон. Искушенные европейцы заинтересовались новой неизведанной культурой. Интерес подогревали писатели и художники, успевшие первыми побывать в загадочной стране, которые спешили во всех красках описать красоты востока, в том числе и туземных красоток-танцовщиц. Не отставали и первые путешественники, рассказывавшие о восточной культуре, как о чем-то волшебном, экзотическом и эротическом. Поэтому интерес был высок, и этим смогли удачно воспользоваться.

Уже в 1889 Париж впервые увидел так называемый «восточный танец». Несколькими годами позднее один импресарио подобных шоу решил привлечь как можно больше публики, использовав откровенное и вызывающее по меркам того времени название на афишах - "Danse Du Ventre" («танец живота»). Ожидаемого эффекта удалось достичь. Многие были готовы платить любые деньги, чтобы увидеть полуобнаженных экзотических танцовщиц. Идея и стиль танца сразу же полюбилась и в Голливуде. Это оказало сильное влияние на дальнейшее распространение «танца живота». Популярность шоу с участием восточных танцовщиц росла, и название плотно «приросло» к самому стилю их танца.

Позже это название пытались толковать по-разному, вновь придавая танцу глубокое значение. Например, некоторые придерживаются версии, что танец живота подразумевает «танец жизни» (животом называли жизнь несколько столетий назад). А жизнь ассоциируется именно с женщиной, матерью-землей и плодородием.

Также «bellydance» мог быть просто неверным истолкованием термина «беледи» (baladi). Это означало «родина» в самом широком понятии слова. Это был египетский фольклорный стиль танца, который танцевали в деревнях по различным поводам, чаще всего в доме, в кругу родных.

На данный момент существует более 50 стилей восточного танца. Каждый из них в разной степени насыщен элементами, присущими тому или иному народному танцу, который много веков назад сформировал основу «танца живота».

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСТОЧНОМУ ТАНЦУ



ПОНЕДЕЛЬНИК

ВОСКРЕСЕНЬЕ

СТОИМОСТЬ ЗАНЯТИЙ в ГРУППЕ

ПРОБНЫЙ УРОК:

1
час
600 руб.
200 руб.

2
часа
1 200 руб.
300 руб.

3
часа
1 800 руб.
400 руб.

РАЗОВЫЕ ЗАНЯТИЯ:

1
час
600 руб.

АБОНЕМЕНТЫ: *

1
час в неделю
4-5 часов в месяц
2 000 руб.
1 900 руб.
438 руб./час

2
часа в неделю
8-10 часов в месяц
4 000 руб.
3 200 руб.
369 руб./час