Проблема исторической памяти а зори здесь тихие. Сочинение на тему: Память о войне в повести А зори здесь тихие, Васильев

Борис Васильев – известный писатель, в прошлом участник Великой Отечественной войны. Он своими глазами видел жестокость и ужасы войны, не понаслышке знает то, о чем потом, в мирное время, решил рассказать своим читателям. Его лучшие произведения, на мой взгляд, “В списках не значился” и “А зори здесь тихие”.
За последнее время много написано талантливого и правдивого, но повести Б. Васильева не затерялись во всем многообразии военной тематики. Это в первую очередь благодаря ярким и героическим образам, созданным автором.
“А зори здесь тихие” – повесть о женщинах на войне. Этой теме посвящены многие произведения, но это особое. Повесть написана без излишней сентиментальности, в жесткой лаконичной манере. Она рассказывает о событиях 1942 года.
В расположение зенитно-пулеметной батареи, которой командует старшина Басков, забрасывают немецких диверсантов. Поначалу старшина думает, что немцев двое, поэтому решает силами своего подразделения, в котором одни девушки, уничтожить гитлеровцев.
Для этой задачи выбраны пять зенитчиц. Старшина выполняет поставленную задачу, но какой ценой?!
Басков – участник финской войны, хорошо знает местность, куда идут диверсанты. Поэтому он уверенно ведет своих необычных бойцов на выполнение задания. Поначалу невысокого мнения были о своем командире девушки: “пенек замшелый, в запасе двадцать слов, да и те из устава”. Опасность сблизила всех шестерых, раскрыла необыкновенные душевные качества старшины, готового взять на себя любые трудности, но только спасти девчат.
Несомненно, Басков – стержень повествования. Он много знает и умеет, за его плечами фронтовой опыт, который он пытается передать своим бойцам. Он немногословен и ценит только поступки. Старшина вобрал в себя лучшие качества защитника, солдата, благодаря подвигу таких Васковых и была одержана победа.
Помощником старшины в группе была сержант Осянина. Басков сразу выделил ее среди других: “Строга, не смеется никогда”. Старшина не ошибся – Рита воевала умело, она мстила за погибшего мужа-пограничника, за свою порушенную жизнь, за поруганную Родину. Перед неизбежной смертью Рита рассказывает старшине о своем сыне. Отныне она вверяет мальчика Васкову, надежному и родному по духу человеку.
У Женьки Комельковой свои счеты с немцами. Она трижды спасает старшину и группу: сначала у протоки, остановив переправу немцев. Потом заколов наседавшего на Васкова немца. И, наконец, ценой своей жизни спасала раненую Риту, уводя фашистов дальше в лес. Автор любуется девушкой: “Высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские – зеленые, круглые, как блюдца”. Общительная, озорная, любимица окружающих, Комелькова пожертвовала собой ради общего дела – уничтожения диверсантов.
Все они – Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Четвертак, Рита Осянина и Женька Комелькова – погибли, но старшина Басков, потрясенный такими потерями, довел дело до конца.
На грани безумия был этот русский солдат. Он понял, что не жить ему, если он позволит фашистам выполнить задуманное. Нет, он должен довести начатое до конца. Автор показал, что нет предела человеческим возможностям. Басков не столько мстит врагам за убитых девчат, сколько выполняет свой воинский долг.
Он смог выстоять, пройти войну и остаться в живых, что бы вырастить сына Рить Осяниной, чтобы своей жизнью оправдаться за погибших девчат.
Это нелегко – жить с таким грузом, но он сильный человек. Заслуга Б. Васильева как писателя состоит в том, что он сумел создать образ героического поколения наших отцов и дедов.

Сочинение по литературе на тему: А зори здесь тихие

Другие сочинения:

  1. “А зори здесь тихие…” – это повесть о войне. Действие происходит в годы Великой Отечественной войны. На одном из железнодорожных разъездов службу несут бойцы отдельного зенитно-пулеметного батальона. Эти бойцы – девушки, а командует ими старшина Федот Евграфыч Басков. Сначала это Read More ......
  2. (III вариант) “А зори здесь тихие…” – это повесть о войне. Действие происходит в годы Великой Отечественной войны. На одном из железнодорожных разъездов службу несут бойцы отдельного зенитно-пулеметного батальона. Эти бойцы – девушки, а командует ими старшина Федот Евграфыч Басков. Read More ......
  3. Все дальше уходят в прошлое события Великой Отечественной войны, но они не становятся историей. Книги о войне не воспринимаются как исторические произведения. Почему? Военная проза семидесятых-восьмидесятых годов заострила существенные для жизни современного человека проблемы: нравственного выбора, исторической памяти. В этих Read More ......
  4. Борис Львович Васильев – известный советский писатель, творчество которого представлено произведениями о войне. Одним из самых известных произведений Б. Л. Васильева является повесть “А зори здесь тихие”. Произведение описывает русскую глубинку в мае 1942 года. Название повести является оксюмороном, так Read More ......
  5. Стихи читала, а главное, детишек могла бы нарожать, а они бы внуков и правнуков, и не оборвалась бы ниточка… В. Васильев, “А зори здесь тихие…” Чем объяснить, что прошло уже много лет, как мы победили, а писатели вновь и вновь Read More ......
  6. Недавно я прочла повесть Бориса Васильева “А зори здесь тихие…”. Необычная тема. Необычная, потому что написано о войне так много, что не хватит одной книги, если вспоминать только одни названия книг о войне. Необычная, потому что никогда не перестанет волновать Read More ......
  7. Шестьдесят с лишним лет назад на русских людей внезапно обрушилась страшная трагедия. Война – это разруха, нищета, жестокость, смерть. Война – это тысячи истерзанных, убитых, замученных в лагерях людей, это миллионы искалеченных судеб. Мы привыкли к тому, что на войне Read More ......
  8. СУЩЕСТВУЕТ МНОЖЕСТВО КНИГ И ФИЛЬМОВ О ВОЙНЕ. КАЖДЫЙ ИЗ НИХ ПО-СВОЕМУ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ, КАЖДЫЙ РАССКАЗЫВАЕТ ИСТОРИЮ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ГЕРОЕВ, В ОПРЕДЕЛЕННЫХ СИТУАЦИЯХ, НО ДЕЙСТВИЯ В ОСНОВНОМ ПРОИСХОДЯТ ПРИ ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ – В ГОДЫ ВОЙНЫ. Я БЫ ХОТЕЛА РАССКАЗАТЬ ВАМ Read More ......
А зори здесь тихие

Б. Васильев - повесть «А зори здесь тихие». В центре повествования - события 1942 года, действие происходит в Карелии, на зенитно-пехотной батарее, которой командует старшина Васков. В расположение этой батареи забрасыва­ют немецких диверсантов. Считая, что их всего двое, старши­на принимает решение уничтожить их силами своего подраз­деления. В его распоряжении пять девушек-зенитчиц - Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич и Галя Четвертак. У каждой из них - своя жизненная история, своя судьба. Младший сержант Рита Осянина была надеж­ной помощницей старшины. Васков сразу выделил ее среди остальных девушек: «Строга, не смеется никогда». И стар­шина не ошибся - Рита была опытным, умелым бойцом. В первых же главах автор рассказывает историю этой герои­ни. Она очень рано вышла замуж за лейтенанта-погранични- ка, родила сына. Потом началась война, муж ее погиб на по­граничной заставе. Рита стала учиться в танковой зенитной школе, потом оказалась на зенитно-пехотной батарее Васко­ва. Перед смертью Рита рассказала старшине о своем сыне, который остался у ее родителей. «Рита знала, что рана ее смер­тельная и что умирать будет долго и трудно. Пока боли почти не было, только все сильнее пекло в животе и хотелось пить. Но пить было нельзя, и Рита просто мочила в лужице тряпоч­ку и прикладывала к губам. Васков спрятал ее под еловым выворотнем, забросал ветками и ушел… Рита выстрелила в висок, и крови почти не было». Мужество, хладнокровие, вы­держка, чувство долга перед Родиной были отличительными чертами этой героини.

Женя Комелькова - яркий, запоминающийся образ, вы­сокая, рыжеволосая красавица. В войну она лишилась всей своей семьи: ее отца, красного командира, мать, сестру и бра­тишку расстреляли немцы. Саму же девочку «эстонка спря­тала в доме напротив», и Женя видела, как убивали ее семью. Она трижды помогает своей группе: обманывает немецких диверсантов у протоки, разыгрывая купание в ледяной воде, убивает напавшего на Васкова фашиста, ценой собственной жизни пытается спасти раненую Риту Осянину и старшину, уводя немцев в лес. С Женей в повести связаны и самые коми­ческие, и самые драматические сцены. Ее доброжелатель­ность, оптимизм, жизнерадостность, уверенность в себе, ду­шевная стойкость вызывают глубокую симпатию читателей. Она умирает в возрасте девятнадцати лет.«… Немцы ранили ее вслепую, сквозь листву, и она могла бы затаиться, переждать и, может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы. И немцы добили ее в упор, а потом долго смотрели на ее и после смерти гордое и прекрас­ное лицо…»

Лиза Бричкина была дочкой лесника, из-за длительной болезни матери она не могла посещать школу. Она мечтала устроиться в техникум, но началась война. Лиза погибла при выполнении задания. Спеша добраться к своим и доложить об изменившейся ситуации, она утонула в болоте: «Лиза дол­го видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила».

Соня Гурвич - «переводчица», «городская» пигалица, ху­дющая, «как весенний грач». Автор, рассказывая о прошлой жизни Сони, подчеркивает ее талантливость, любовь к поэзии, к театру. Борис Васильев вспоминает: «Очень велик был на фронте процент интеллигентных девушек, студенток. Чаше всего - первокурсниц. Для них война была самой страшной… Где-то среди них сражалась и моя Соня Гурвич». Желая по­мочь старшине, Соня бросается за кисетом, забытом им на пеньке в лесу, и получает ножевое ранение в грудь. «Бежала, радовалась и понять не успела, откуда свалилась на хрупкие плечи потная тяжесть, почему пронзительной яркой болью рванулось вдруг сердце. Нет, успела. И понять успела, и крик­нуть, потому что не достал нож до сердца с первого удара: грудь помешала».

Галина Четвертак - сирота, девочка из детского дома, меч­тательница, наделенная от природы богатой фантазией. Ху­дющая, маленькая «замухрышка» не подходила под армейс­кие стандарты ни ростом, ни возрастом. Она очень боялась немцев, и в финале сама вышла на них. «Действительность, с которой столкнулись женщины на войне, - говорит писа­тель, - была много труднее, чем все, что они могли придумать в самую отчаянную пору своих фантазий. Трагедия Гали Чет­вертак об этом». «А-а-а! Коротко ударил автомат. С десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы за­ломленных в ужасе рук. Замерло все на поляне».

Итак, погибли все девушки из группы Васкова. У каждой из них были свои мечты, стремления, надежды. Все самое луч­шее, прекрасное, что было в них (нежность, любовь, наивные девичьи мысли), скрылось за суровым словом «солдат». Фи­нал повести раскрывает смысл ее названия. Замыкает произ­ведение письмо, написанное молодым человеком, который стал случайным свидетелем возвращения старшины Васкова на место гибели девушек вместе с усыновленным им сыном Риты Альбертом. Таким образом, возвращение героя на место его подвига дано глазами молодого поколения. В этом заклю­чается жизнеутверждающая мысль повести, поэтому произ­ведение заканчивается образом отца и сына - символом веч­ности жизни, преемственности поколений.

Здесь искали:

  • а зори здесь тихие сочинение
  • а зори здесь тихие краткое сочинение
  • а зори здесь тихие аргументы для сочинения

Невозможно воспитать полноценного человека, не научив его уважать предков, историю страны.

1 аргумент: воспитание исторической памяти начинается в семье. Семейные архивы хранят много рассказов о наших предках, дела которых связаны с судьбой Родины. (Пример личный).

2 аргумент: велика роль музеев, памятников, СМИ в формировании исторических взглядов общества.(экранизация русской классики).

3 аргумент: В рассказе И. Бунина «Антоновские яблоки», написанном в эмиграции, ярко и красочно представлен образ деревни, которая ассоциируется с «ранним, свежим, тихим утром». Мысли автора обращены к прошлому, в котором остался «большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад» с «кленовыми аллеями», где можно насладиться «тонким ароматом опавшей листвы и запахом антоновских яблок, запахом меда и осенней свежести…»

Проблема патриотизма

Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца (К. Паустовский). Скрытая теплота патриотизма состоит в любви к своему дому, к своим родным и близким. «Нравственная обязанность настоящего патриота – служить народу в человечестве, а человечеству в народе» (Владимир Соловьев).

1 аргумент: Главный герой рассказа «Судьба человека» М. Шолохова, Андрей Соколов , воевал за спасение своей Родины и всего человечества от фашизма, теряя родных и товарищей. Он перенес тяжелейшие испытания на фронте. На героя обрушились известия о трагической гибели жены, двух дочерей, сына. Но Андрей Соколов – русский солдат несгибаемой воли, вытерпевший все! Он нашел в себе силы, чтобы совершить не только военный, но и нравственный подвиг, усыновив мальчика, у которого война отобрала родителей. Солдат в страшных условиях войны, под натиском вражеской силы остался человеком и не сломался. В этом и заключается настоящий подвиг. Только благодаря таким людям наша страна одержала победу в очень нелегкой борьбе с фашизмом.

2 аргумент : Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Галя Четвертак и старшина Васков, главные герои повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…», проявили настоящее мужество, героизм, нравственную выдержку, сражаясь за Родину. Они не раз могли сохранить себе жизнь, нужно было лишь чуть-чуть отступиться от собственной совести. Однако герои были уверены: нельзя отступать, нужно бороться до конца: «Не отдавать немцу ни клочка... Как ни тяжело, как ни безнадежно - держать...». Это слова истинного патриота. Все персонажи повести показаны действующими, борющимися, гибнущими во имя спасения Родины. Именно такие люди выковывали победу нашей страны в тылу, сопротивлялись захватчикам в плену и в оккупации, воевали на фронте.


3 аргумент: Всем известно бессмертное произведение Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». В основе драматической истории – реальные факты биографии летчика-истребителя Алексея Мересьева . Сбитый в бою над оккупированной территорией, он три недели пробирался по заснежененным лесам, пока не попал к партизанам. Потеряв обе ноги, герой впоследствии проявляет удивительную силу характера и пополняет счет воздушных побед над врагом.

4 аргумент: Л.Н. Толстой. «Война и мир». Одна из центральных проблем романа – истинный и ложный патриотизм. Любимые герои Толстого не говорят высоких слов о любви к родине, они во имя её совершают поступки: Наташа Ростова, не раздумывая, уговаривает мать отдать подводы раненым под Бородино, Князь Андрей Болконский получает смертельное ранение на Бородинском поле. Подлинный патриотизм, по мнению Толстого, в простых русских людях, солдатах, которые в минуту смертельной опасности отдают жизнь за Родину.

5 аргумент: В повести «Сотников» В.Быкова, рассказывается, о двух партизанах, которые попадают в плен к немцам во время второй мировой войны. Один из партизан предаёт родину и соглашается сотрудничать с немцами. Второй же партизан, Сотников, отказывается предавать родину и выбирает смерть. В этом рассказе Сотников показан настоящим патриотом, который не смог предать родную страну, даже под страхом смерти.

Когда в мирную жизнь людей врывается война, она всегда приносит горе и несчастье в семьи, нарушает привычный порядок вещей. Русский народ испытал на себе тяготы многих войн, но никогда не склонял голову перед врагом и мужественно переносил все невзгоды. Великая Отечественная война, затянувшаяся на пять долгих лет, стала настоящей катастрофой для многих народов и стран, а для России особенно. Фашисты преступили законы человеческие, поэтому оказались сами вне всяких законов.

И юноши, и мужчины, и даже старики поднялись на защиту Отечества. Война дала им возможность проявить все свои лучшие человеческие качества, показать силу, мужество и отвагу. Так уж исторически сложилось, что война – это дело мужское, требующее от воина смелости, стойкости, самопожертвования и даже порой черствости сердца. Но если человек равнодушен к несчастьям других, то он не сможет совершить героического поступка; его эгоистическая натура не позволит ему сделать этого. Поэтому многие писатели, затрагивавшие тему войны, подвига человека на войне, всегда уделяли много внимания проблеме человечности, гуманности. Война не может ожесточить честного, благородного человека, она лишь раскрывает лучшие качества его души.

Среди произведений, написанных о войне, мне особенно близки книги Бориса Васильева. Все его герои – люди сердечные, отзывчивые, с нежной душой. Одни из них героически ведут себя на поле боя, храбро сражаясь за Родину, другие – герои в душе, их патриотизм никому не бросается в глаза.

Роман Васильева «В списках не значился» посвящен молодому лейтенанту Николаю Плужникову, героически сражавшемуся в Брестской крепости. Молодой боец-одиночка олицетворяет собой символ отваги и стойкости, символ духа русского человека.

В начале романа Плужников – неопытный выпускник военного училища. Война резко меняет жизнь юноши. Николай попадает в самое пекло – в Брестскую крепость, первый русский рубеж на пути фашистских орд. Оборона крепости – это титаническая схватка с врагом, в которой погибают тысячи людей, ведь силы не равны. И в этом кровавом человеческом месиве, среди развалин и трупов, зарождается юношеское чувство любви молодого лейтенанта Плуж-никова и девушки-калеки Мирры. Зарождается, как огонек надежды на светлое будущее. Не будь войны, возможно, они бы и не встретились. Скорее всего, Плужников дослужился бы до высокого звания, а Мирра вела бы скромную жизнь инвалида. Но война свела их, заставила собраться с силами для борьбы с врагом, В этой борьбе каждый из них совершает подвиг.

Когда Николай идет в разведку, идет напомнить, что защитник жив, что крепость не сдалась, не покорилась врагу, он не думает о себе, его беспокоит судьба Мирры и тех бойцов, которые сражаются рядом с ним. Идет жестокая, смертельная схватка с фашистами, но сердце Николая не очерствело, он не ожесточился. Он бережно заботится о Мирре, понимая, что без его помощи девушка не выживает. Но Мирра не хочет быть обузой для смелого солдата, поэтому она решает выйти из укрытия. Девушка знает, что это последние часы в ее жизни, но ею движет только одно чувство: чувство любви. Она не думает о себе, ее заботит судьба Николая. Мирра не хочет, чтобы он видел ее страдания и винил в этом себя. Это не просто поступок – это подвиг героини романа, подвиг нравственный, подвиг-самопожертвование. «Военный ураган невиданной силы» закрывает героическую борьбу молодого лейтенанта. Мужественно встречает Николай свою смерть, даже враги оценили храбрость этого русского солдата, который «в списках не значился».

Война не обошла стороной русских женщин, фашисты заставили воевать и матерей, настоящих и будущих, в которых самой природой заложена ненависть к убийству. Стойко работают женщины в тылу, обеспечивая фронт одеждой и продовольствием, ухаживая за больными солдатами. Да и в бою женщины не уступали опытным бойцам по силе и отваге.

Повесть Васильева «А зори здесь тихие…» посвящена героической борьбе женщин и девушек на войне. Пять совершенно различных девичьих характеров, пять разных судеб. Отправляются девушки-зенитчицы в разведку под командованием старшины Васкова, у которого «в запасе двадцать слов, да и те из уставов». Несмотря на ужасы воины, этот «пенек замшелый» сохранил лучшие человеческие качества. Он сделал все ради спасения жизни девушек, но его душа все равно не может успокоиться. Он осознает свою вину перед ними за то, что «мужики со смертью их оженили». Смерть пяти девчат оставляет глубокую рану в душе старшины, он не может найти оправдания ей даже в своей душе. В скорби этого простого человека заключен высший гуманизм. Он совершил подвиг, взяв в плен немецких разведчиков, он может гордиться своими действиями. Пытаясь захватить врага, старшина не забывает и о девушках, он все время старается увести их от грозящей опасности. Нравственный подвиг совершил старшина, пытаясь защитить девушек.

Поведение каждой из пяти девушек – это тоже подвиг, ведь они совершенно не приспособлены к военным условиям. Страшна и в то же время возвышенна смерть каждой из них. Мечтательная Лиза Бричкина гибнет, желая поскорее перейти болото и позвать подмогу. Эта девушка умирает с мыслью о своем завтрашнем дне. Впечатлительная Соня Гурвич, любительница поэзии Блока, тоже погибает, возвратившись за оставленным старшиной кисетом. И эти две «негероические» смерти, при всей их кажущейся случайности, связаны с самопожертвованием. Особенное внимание писатель уделяет двум женским образам: Рите Осянинои и Евгении Комель-ковой. По словам Васильева, Рита «строга, не смеется никогда». Война разбила ее счастливую семейную жизнь, Рита все время беспокоится о судьбе своего маленького сына. Умирая, Осянина поручает заботу о сыне надежному и мудрому Васкову, она покидает этот мир, осознавая, что никто не сможет обвинить ее в трусости. Ее подруга гибнет с оружием в руках. Писатель гордится озорной, дерзкой Комельковой, посланной на разъезд после штабного романа. Вот как описывает он свою героиню: «Высокая, рыжая, белокожая. А глаза – детские, зеленые, круглые, как блюдца». И эта чудесная девушка погибает, погибает непобежденной, совершая подвиг ради других.

Многие поколения, читая эту повесть Васильева, будут вспоминать героическую борьбу русских женщин в этой войне, будут чувствовать боль за прерванные ниточки человеческих родов. О подвигах русского народа мы узнаем и из древнерусских былин и сказаний, и из знаменитого романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». В этом произведении подвиг скромного капитана Тушина никем даже не замечен. Героизм и храбрость охватывают человека внезапно, одна-единственная мысль владеет им – победить врага. Для достижения этой цели необходимо объединение полководцев и народа, необходима моральная победа человека над своим страхом, над врагом. Девизом всех смелых, храбрых людей можно провозгласить слова генерала Бессонова, героя произведения Юрия Бондарева «Горячий снег»: «Стоять – и о смерти забыть!»

Таким образом, показывая подвиг человека на войне, писатели разных времен особое внимание уделяют силе русского национального духа, нравственной стойкости, способности к самопожертвованию ради спасения Отечества. Эта тема вечна в русской литературе, и поэтому мы не раз еще будем свидетелями явления миру литературных образцов патриотизма и нравственности.

Значкова Евгения

Скачать:

Предварительный просмотр:

Рожденные в годы глухие

Пути не помнят своего.

Мы – дети страшных лет России –

Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы!

Безумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы

Кровавый отсвет в лицах есть…

Война – это страшное слово. Это горе и слезы, это ужас и разрушение, это безумие и уничтожение всего живого. Она постучалась в каждый дом, принесла беду: матери потеряли сыновей, жены – мужей, дети остались без отцов. Тысячи людей прошли сквозь горнило войны, испытали ужасные мучения, но они выстояли и победили. Победили в самой тяжелой из всех войн, перенесенных до сих пор человечеством. И живы еще те люди, которые в тяжелейших боях защищали Родину. Война в их памяти всплывает самым страшным горестным воспоминаниями. Но она же напоминает им о стойкости, мужестве, несломленности духа, дружбе и верности.

Я знаю многих писателей, которые прошли эту страшную войну. Многие из них погибли, многие получили тяжелые увечья, многие уцелели в огне испытаний. Вот почему они писали о войне, вот почему вновь и вновь рассказывали о том, что стало не только их личной болью, но и трагедией всего поколения. Они просто не могли уйти из жизни, не предупредив людей об опасности, которую несет забвение уроков прошлого.

Мой любимый писатель – Борис Васильев. В начале войны он был молодым лейтенантом. Самые лучшие его произведения – о войне, о том, как человек остается человеком, только до конца выполнив свой долг. Как к незаживающей ране я прикасаюсь к его трагической повести «А зори здесь тихие…». Она произвела на меня огромное впечатление. Повесть читается с неослабевающим интересом от начала до конца. Мысли и действия героев держат в постоянном напряжении.

«Шел май 1942 года. На западе (в сырые ночи оттуда доносило тяжкий гул артиллерии) обе стороны, на два метра врывшись в землю, окончательно завязли в позиционной войне; на востоке немцы день и ночь бомбили канал и Мурманскую дорогу; на севере шла ожесточенная борьба за морские пути; на юге продолжал упорную борьбу блокированный Ленинград.

А здесь был курорт…»…

Такими словами начинает Борис Васильев свою повесть. В этой книге тема войны повернута той непривычной гранью, которая воспринимается особенно остро. Ведь все мы привыкли сочетать слова «мужчины» и «война», а здесь женщины, девушки и война. И вот эти девушки встали посреди русской земли: леса, болот, озер, - против врага, сильного, выносливого, хорошо вооруженного, беспощадного, который и по числу значительно превосходит их.

Рита, Женя, Лиза, Галя, Соня – это пять разных, но таких чем-то похожих девчонок. Рита Осянина, волевая и нежная, богатая душевной красотой. Она – самая мужественная, бесстрашная, волевая, она – мать! «Не засмеется никогда, только что поведет чуть губами, а глаза по-прежнему серьезными остаются»… Женька Комелькова – «высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские – зеленые, круглые, как блюдца», всегда веселая, смешливая, красивая, озорная до авантюризма, отчаянная и уставшая от войны, от боли и любви долгой и мучительной, к далекому и женатому человеку. Соня Гурвич – воплощение ученицы-отличницы и поэтическая натура – «прекрасная незнакомка», вышедшая из томика стихов Александра Блока. Галя всегда жила в своем воображаемом мире активнее, чем в действительном, поэтому она боялась…страшно боялась этой ужасной и беспощадной войны… Лиза Бричкина… «Эх, Лиза-Лизавета, учиться бы тебе!» Учиться бы, повидать бы большой город с его театрами и концертными залами, его библиотеками и картинными галереями… Она всегда знала, что «жизнь – понятие реальное и ощутимое, она существует, что она предназначена для нее и что миновать ее невозможно, как невозможно не дождаться завтрашнего дня». А Лиза всегда умела ждать… Галя, так и не повзрослевшая, смешная и по-детски неуклюжая детдомовская девчонка. Записки, побег из детского дома и тоже мечты… о сольных партиях, длинных платьях и всеобщем поклонении. Ее такая по-детски наивная мечта – стать новой Любовью Орловой. Но никто из них так не успел осуществить свои мечты, просто не успели они прожить собственную жизнь.

Они дрались за Родину так, как никто, нигде и никогда не дрался. Они ненавидели врага ненавистью, которой можно плавить сталь, - ненавистью, когда уже не чувствуются ни боль, ни лишения… Их первым и серьезным приказом было, которому они должны строго подчиняться: «…Нашему отряду в количестве шести человек поручено держать оборону Синюхиной гряды, где и захватить противника в плен. Сосед слева – Вопь-озеро, сосед справа – Легонтово озеро… На запасной позиции оставить все имущество под охраной бойца Четвертак. Боевые действия начинать только по моей команде. Своими заместителями назначаю младшего сержанта Осянину, а ежели она выйдет из строя, то бойца Гурвич…» После было много приказов. И девушки выполняли их четко, как и положено молодым солдатам. Было все: слезы, переживания, потери… На их глазах умирали близкие подруги, но они держались. Они не пропустили никого, стояли насмерть до конца, и было их сотни и тысячи патриотов, отстоявших свободу Отчизны!..

И смерть была у них всех разная, как разными были и их судьбы… Риту задела граната. Она понимала, что рана смертельна, и что умирать она будет долго и мучительно. Поэтому, собрав последние силы, она все-таки произвела тот роковой выстрел – выстрел в висок!.. У Гали была такая же болезненная и безрассудная смерть, как она сама, - могла бы спрятаться и остаться жить, но не спряталась. Что ей тогда двигало, остается только догадываться. Может, трусость или просто мимолетное смятение?! Неизвестно… У Сони была жестокая смерть. Она даже понять не успела, как тонкое острие кинжала пронзило ее молодое и жизнерадостное сердце... У Жени – отчаянная и немного безрассудная! Она всегда верила в себя и даже тогда, когда уводила немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что всё окончится благополучно. И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет… Лизу смерть настигла неожиданно. И это была такая глупая неожиданность. Лизу затянуло в болото. «Над деревьями медленно всплыло солнце, лучи упали на болото, и Лиза в последний раз увидела его свет – теплый, нестерпимо яркий, как обещание завтрашнего дня. И до последнего мгновения Лиза верила, что это завтра будет и для нее…».

И остается старшина Васков, о котором я ещё не упомянула, один. Один среди беды, муки, один со смертью, один с тремя пленными. Один ли? Впятеро теперь у него сил. И что было в нем лучшего, человеческого, но спрятанного в душе, все раскрылось вдруг, и что пережил, перечувствовал он за себя и за них, за его девчонок, его «сестричек».

Как сокрушается старшина: «Как это жить-то теперь? Почему это так? Ведь не умирать им надо, а детей рожать, ведь матери – они!» Поневоле наворачиваются слёзы, когда читаешь эти строки. Но надо не только плакать, надо помнить, потому что мертвые не уходят из жизни тех, кто их любил. Они только не стареют, оставаясь в сердцах людей вечно молодыми.

Погибли все девушки, и гибелью каждой из них «оборвалась маленькая ниточка в бесконечной пряже человечества». Что же двигало ими, когда они, не жалея жизни, шли в бой, отстаивая каждую пядь земли? Может, это просто долг перед народом, перед своей Отчизной, или мужество, смелость, храбрость, патриотизм? Или всё это вместе? Всё смешалось в них.

Остро ощущаю сейчас горечь от невозвратимости потерь, а слова старшины Васкова воспринимаю как трагический реквием: «Здесь у меня болит, - он ткнул в грудь, - здесь свербит, Рита. Так свербит. Положил ведь я вас, всех пятерых положил». Странно было читать эти слова. Странно то, что старшина Васков винил во всем себя, а не фашистов, которых ненавидел больше всех на свете!

Все-таки есть в этом небольшом произведении что-то, что не оставит равнодушным ни взрослого, ни подростка. Ведь эта повесть о том, какой страшной ценой досталась советской стране победа. Автор исследует нравственные истоки героизма советского народа в Великой Отечественной войне, раскрывает новые стороны подвига людей.

Читая повесть, я невольно становилась свидетельницей будней полувзвода зенитчиков на разбомбленном и потому свободном глухом разъезде в Карелии. Ведь я, как и все мои ровесники, не знаю войны. Не знаю и не хочу войны. Но ведь её не хотели и герои повести Бориса Васильева. Они не хотели погибать, не думая о смерти, о том, что не увидят больше ни солнца, ни травы, ни листьев, ни детей! В основу произведения положен незначительный в масштабах Великой Отечественной войны эпизод, но рассказано в нём так, что перед глазами встают все ужасы войны в её страшном, уродливом несоответствии с самой сущностью человека. Трагизм этого несоответствия подчеркнут самим названием повести и усугубляется тем, что герои её – девушки, вынужденные заниматься суровым ремеслом войны. Писатель показывает своих героинь действующими, борющимися, гибнущими во имя спасения Родины. Только большая любовь к ней, желание защитить родную землю и ее невинных жителей могло заставить небольшой отряд из шести человек продолжать так мужественно сражаться.

После прочтения повести понимаешь, что такое война. Это разрушения, гибель ни в чем не повинных людей, величайшее бедствие человечества. Начинаешь понимать всю сущность этой войны. Автору точно удалось передать чувства и ощущения героев, их собственные отношения к войне.

«Наступила та таинственная минута, когда одно событие переходит в другое, когда причина сменяется следствием, когда рождается случай. В обычной жизни человек никогда не замечает ее, но на войне, где нервы напряжены до предела, где на первый жизненный срез снова выходит первобытный смысл существования – уцелеть, - минута эта делается реальной, физически ощутимой и длинной до бесконечности».

«…Врага понимать надо. Всякое действие его, всякое передвижение для тебя яснее ясного быть должно. Только тогда ты за него думать начнешь, когда сообразишь, как сам он думает. Война – это ведь не просто кто кого перестреляет. Война – это кто кого передумает…».

Тем ужаснее эта война, что погибают старики, женщины и дети. Пять молодых девушек, героинь повести, отдали свои жизни, чтобы зори были тихие, чтобы мы – нынешнее поколение – жили в мире. Повесть «А зори здесь тихие…» еще раз заставляет вспомнить о героях войны и низко поклониться их памяти. И это, прежде всего, нужно живым.

… Прошло много лет, мы привыкли к слову «война» и, когда слышим его, часто пропуская мимо ушей, не вздрагиваем, даже не останавливаемся, хотя живем под угрозой третьей мировой войны. Потому что это было давно? Потому что некогда? Или потому что, зная всё о войне, мы не знаем только одного – что это такое? И именно эта повесть помогла мне найти ответы на эти терзающие меня вопросы. Именно она помогла мне понять, что война – это не просто пять букв, каждая из которой включает в себя весь ее ужас, а это, прежде всего люди, не вообще смерть, а смерть человека, не страдания в целом, а страдания человека. Остановимся на секунду и подумаем: такого же человека, как и я!