Кто такой н а добролюбов. Добролюбов николай александрович

Биография

Родился в Нижнем Новгороде в семье известного в городе священника (его отец тайно обвенчал Мельникова-Печерского). Дом № 5 по улице Пожарского, где родился Николай, снесён в начале XXI века. С детства много читал, писал стихи. С 17 лет в Петербурге, учился в , занимался фольклором, с 1854 (после смерти родителей) начал разделять радикальные антимонархические, антирелигиозные и антикрепостнические воззрения, что нашло отражение в его многочисленных «крамольных» сочинениях того времени в стихах и прозе, в том числе в рукописных студенческих журналах.

Публицистика

Н. А. Добролюбов. 1857 год.

Короткая жизнь Добролюбова сопровождалась большой литературной активностью. Он много и легко писал (по воспоминаниям современников, по заранее заготовленному логическому конспекту в виде длинной ленты, намотанной на палец левой руки), печатался в журнале Н. А. Некрасова «Современник » с рядом исторических и особенно литературно-критических работ; ближайшим его сотрудником и единомышленником был Н. Г. Чернышевский . За один 1858 год он напечатал 75 статей и рецензий.

Некоторые произведения Добролюбова (как принципиально нелегальные, особенно направленные против Николая I , так и предназначенные для печати, но не пропущенные цензурой вообще или в авторской редакции) остались не напечатанными при жизни.

Сочинения Добролюбова, печатавшиеся под видом чисто литературных «критик», рецензий на естественнонаучные сочинения или политических обозрений из иностранной жизни (эзопов язык), содержали в себе острые общественно-политические высказывания. По оценке Дмитрия Святополка-Мирского

Хотя всё, что он писал, посвящено художественной литературе, считать это литературной критикой было бы крайне несправедливо. Правда, у Добролюбова были зачатки понимания литературы, и выбор вещей, которые он соглашался использовать в качестве текстов для своих проповедей, был, в общем, удачен, но он никогда и не пытался обсуждать их литературную сторону: он пользовался ими только как картами или фотографиями современной русской жизни, как предлогом для социальной проповеди.

Например, рецензия на роман Тургенева «Накануне » под названием « » содержала минимально прикрытые призывы к социальной революции. Его статьи « » о романе Гончарова «Обломов » и «Луч света в тёмном царстве » о пьесе Островского «Гроза » стали образцом демократически-реалистического толкования литературы (сам термин реализм как обозначение художественного стиля первым употребил Добролюбов - статья «О степени участия народности в развитии русской литературы»), а в СССР и России были включены в школьную программу. Трактуя произведения прежде всего с социальной стороны и не раз декларируя отрицание «искусства для искусства» и подвергая чистых лириков уничтожающей критике, Добролюбов нередко всё же высоко ценил с эстетической точки зрения стихи авторов, не близких ему политически (Юлии Жадовской , Якова Полонского). Предсмертная поездка в Европу несколько смягчила политический радикализм Добролюбова, привела к отказу от идеи немедленной революции и необходимости поиска новых путей.

Философия

В ряде статей проявились и философские взгляды Добролюбова. В центре его системы - человек , являющийся последней ступенью эволюции материального мира и гармонически связанный с природой. Он считал равенство людей «естественным состоянием» человеческой природы (влияние руссоизма), а угнетение - следствием ненормального устройства, которое должно быть уничтожено. Утверждал отсутствие априорных истин и материальное происхождение всех идей, рождающихся в сознании человека, из внешнего опыта (материализм , эмпиризм), выступал за постижение материальных начал мира и распространение научных знаний. Как и Чернышевский, выступал за разумный эгоизм .

Поэзия

Добролюбов был также поэтом-сатириком, остроумным пародистом, душой выходившего при «Современнике» литературного приложения «Свисток ». В нём Добролюбов-поэт выступал под тремя пародийными масками - «обличителя» Конрада Лилиеншвагера, австрийского «патриота» Якова Хама и «восторженного лирика» Аполлона Капелькина (маски метили прежде всего в Розенгейма , Хомякова и Майкова соответственно, но носили и более общий характер). Добролюбов писал и серьёзные стихи (наиболее известно «Милый друг, я умираю…»), переводил Гейне .

Скульптор Н. М. Чубурин

Педагогические идеи

Педагогические взгляды Добролюбова схожи во многом со взглядами Н. Г. Чернышевского .

Критика существующей системы воспитания. Был против воспитания покорности, слепого повиновения, подавления личности, угодничества. Критиковал действующую систему воспитания, которая убивает в детях «внутреннего человека», отчего он вырастает неподготовленным к жизни.

Добролюбов считал невозможной подлинную реформу образовательной системы без коренной перестройки всей общественной жизни в России, полагая, что в новом обществе появится и новый учитель, бережно охраняющий в воспитаннике достоинство человеческой природы, обладающий высокими нравственными убеждениями, всесторонне развитый.

Критиковали теорию «свободного воспитания» Л. Н. Толстого .

Задачи воспитания. Воспитание патриота и высокоидейного человека, гражданина со стойкими убеждениями, всесторонне развитого человека. Развивать принципиальность, правильно и возможно более полно развивать «личную самостоятельность ребенка и всех духовных сил его натуры»; - воспитывать единство мыслей, слов, действий.

Содержание и методы образования. Выступал против ранней специализации и за общее образование в качестве предпосылки специального образования. Важен принцип наглядности обучения, формулирование выводов после разбора суждений.Воспитание через труд, т. к. труд является основой нравственности. Религия должна быть изгнана из школы. Женщина должна получить равное с мужчинами образование.

О школьных учебниках и детских книгах. Учебники, говорил Добролюбов, настолько несовершенны, что лишают всякой возможности серьёзно учиться. В одних учебниках дается материал в заведомо ложном, извращенном виде; в других, если не сообщается злонамеренно ложь, то много частных, мелких фактов, имен и названий, не имеющих сколько-нибудь существенного значения в изучении данного предмета и заслоняющих главное и основное. Учебники должны создавать у учащихся правильные представления о явлениях природы и общества, говорил Добролюбов. Нельзя допускать упрощенчества и тем более вульгаризации в изложении фактов, описании предметов и явлений, что оно должно быть точным и правдивым, а материал учебника излагаться простым, ясным, понятным детям языком. Определения, правила, законы в учебнике должны даваться на основе научно достоверного материала.

Не лучше, по его заключению, обстояло дело и с детскими книгами для чтения. Фантазия, лишенная реальной основы, приторное морализирование, бедность языка - таковы характерные черты книг, предназначаемых для детского чтения. Добролюбов считал, что истинно полезными детскими книгами могут быть только такие, которые одновременно охватывают все существо человека. Детская книга, по его мнению, должна увлекать воображение ребёнка в надлежащем направлении. В то же время книга должна давать пищу мышлению, будить любознательность ребёнка, знакомить его с действительным миром и, наконец, укреплять в нём нравственное чувство, не искажая его правилами искусственной морали.

Дисциплина. Выступал против применения средств, унижающих человеческое достоинство. Средством поддержания дисциплины считали заботливое отношение учителя к ученику, пример учителя. Решительное осуждение физических наказаний. Выступал против непоследовательности Н.И. Пирогова в применении физических наказаний.

Взгляды на деятельность учителя. Выступал против унизительного материально-правового положения учителя. Стояли за то, чтобы учитель был сторонником передовых идей своего времени. Большое значение придавал убеждениям и нравственному облику учителя. Учитель должен быть образцом для детей, иметь ясные «понятия об искусстве обучения и воспитания». Учителя должны отличать ясность, твердость, непогрешимость убеждений, чрезвычайно высокое всестороннее развитие.

Педагогические труды.

  • «О значении авторитета в воспитании»
  • «Основные законы воспитания»
  • «Очерк направления иезуитского ордена, особенно в приложении к воспитанию и обучению юношества»
  • «Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами»
  • «Учитель должен служить идеалом...»

Вклад в развитие педагогики. Добролюбов и Чернышевский разработали учение о содержании и методике учебной и воспитательной работы, о сущности педагогической сознательной дисциплины, воспитании самостоятельной мысли учащихся. Добролюбов сформулировал основные направления нового типа воспитания, которое было призвано противостоять официальной педагогике, нивелирующей своеобразие личности.

Апологетика и критика творчества Добролюбова

Добролюбов был похоронен на Волковском кладбище рядом с Виссарионом Белинским ; именно с появления его могилы начали складываться Литераторские мостки . Личность Добролюбова (наряду с Белинским и другим рано умершим критиком-шестидесятником, Писаревым) стала знаменем революционного движения 1860-х и последующих годов (начиная с первой биографии Добролюбова, написанной Чернышевским), а позже была окружена официальным почитанием в СССР.

С другой стороны, некоторые именитые современники подвергали критике его философский подход. Так, А. И. Герцен , стоявший на националистических позициях, видел в нём революционного фанатика. Ф. М. Достоевский обвинял Добролюбова в пренебрежении общечеловеческим значением искусства в пользу социального. Напротив, Писарев с крайне левых позиций критиковал Добролюбова за излишнее увлечение эстетикой. Впрочем, все они признавали его талант как публициста.

«Светлой памяти Николая Добролюбова» Некрасов посвятил следующие строчки (в них очевидна мифологизация образа героя, например, вводится характерная идея аскезы и отвержения мирской любви во имя любви к Родине, в то время как реальный Добролюбов отнюдь не «хранил чистоту» и три года, в 1856-1859 гг., жил с «падшей женщиной» Терезой Карловной Грюнвальд, которой посвящал стихи):

Суров ты был, ты в молодые годы Умел рассудку страсти подчинять. Учил ты жить для славы, для свободы, Но более учил ты умирать. Сознательно мирские наслажденья Ты отвергал, ты чистоту хранил, Ты жажде сердца не дал утоленья; Как женщину, ты Родину любил, Свои труды, надежды, помышленья Ты отдал ей; ты честные сердца Ей покорял. Взывая к жизни новой, И светлый рай, и перлы для венца Готовил ты любовнице суровой, Но слишком рано твой ударил час И вещее перо из рук упало. Какой светильник разума угас! Какое сердце биться перестало! Года минули, страсти улеглись, И высоко вознесся ты над нами… Плачь, русская земля! но и гордись - С тех пор, как ты стоишь под небесами, Такого сына не рождала ты И в недра не брала свои обратно: Сокровища душевной красоты Совмещены в нем были благодатно… Природа-мать! когда б таких людей Ты иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни…

Музеи, памятники, названия в честь Добролюбова

В Нижнем Новгороде расположен единственный в России музей известного критика (); включает историко-литературную экспозицию в бывшем доходном доме семьи Добролюбовых, а также дом-музей во флигеле усадьбы Добролюбовых, где прошли детские и юношеские годы критика.

Памятники писателю установлены в следующих городах:

  • Санкт-Петербург - на пересечении Большого проспекта ПС и Рыбацкой улицы .
  • Нижнем Новгороде - на Большой Покровской , скульптор П. И. Гусев .

В честь писателя названы:

  • Нижегородский государственный лингвистический университет носит имя Н. А. Добролюбова (имя присвоено Постановлением Правительства СССР в 1961 году);
  • улицы во многих населённых пунктах бывшего СССР (см. список), переулки в Николаеве (Украина), Перми , Полтаве (Украина), Коростене , Томске , переулок Добролюбовский в Таганроге , проспект в Санкт-Петербурге , Коломне .

Библиография

  • Григорьев А., Сочинения, т. I. (ст. «После „Грозы“ Островского»);
  • Шелгунов Н., Глухая пора, «Дело», , IV;
  • Зайцев В., Белинский и Добролюбов, «Русское слово», , кн. 1;
  • Морозов П., Н. А. Добролюбов, «Образование», , кн. XII;
  • Протопопов М. , Добролюбов, «Русская мысль», , кн. XII;
  • Котляревский Н. Канун освобождения. - П., 1916.
  • Богучарский В. , Из прошлого русского общества, СПб., ;
  • Скабичевский А ., Сорок лет русской критики, Собр. сочин., т. I (неск. изд.);
  • Волынский А. Русские критики. - СПб., 1896.
  • Иванов И., История русской критики, т. II, ч. 4;
  • Иванов-Разумник Р. В ., История русской общественной мысли, т. II (неск. изд.);
  • Овсянико-Куликовский Д. Н ., Н. А. Добролюбов, «История русской литературы XIX века», т. III.
  • Засулич В. И. , Писарев и Добролюбов, сб. статей, т. II, СПб., ;
  • Кранихфельд В. П ., Н. А. Добролюбов, «Современный мир», , кн. XI;
  • Неведомский М., О Добролюбове, «Наша заря», , кн. XI;
  • Стеклов Ю. М., Социально-политические взгляды Н. А. Добролюбова, «Современник», , кн. XI;
  • Плеханов Г., Добролюбов и Островский, Сочин., т. XXIV;
  • Троцкий Л., Добролюбов и «Свисток », Сочин., т. XX;
  • Воровский В . Литературные очерки. - М., 1923.
  • Полянский В. Н . А. Добролюбов. - М., 1926.
  • Ладоха Г. Исторические и социалистические воззрения П. Л. Лаврова, о Добролюбове, гл. I, II, в кн. «Русская историческая литература в классовом освещении». - М., 1927.
  • Панкевич П. Историко-социологические взгляды Н. А. Добролюбова // «Под знаменем марксизма». - 1928. - кн. 12.
  • Карцев В., Библиографический указатель книг и статей о Добролюбове и его сочинениях в «Собр. сочин.» Добролюбова, СПб., .
  • Мезьер А ., Русская словесность с XI по XIX столетие включительно, ч. 2, СПб., ;
  • Владиславлев И. В . Русские писатели. - Л., 1925.
  • Володин А. И . Николай Добролюбов и Людвиг Фейербах // Философские науки. - 1986. - № 4. - С. 91-99.
  • Коган Л. А . Проблема человека в мировоззрении Н. А. Добролюбова // Вопросы философии. - 1986. - № 2. - С. 124-135.
  • Шулятиков В.М . Н.А. Добролюбов. "Курьер", 1901 г., No 320 ,

Примечания

Ссылки

  • Добролюбов, Николай Александрович в библиотеке Максима Мошкова
  • Добролюбов Н.А. По поводу педагогической деятельности Пирогова. О значении авторитета в воспитании [Текст] / Н. А. Добролюбов. - СПб.: [б. и.], . - 33 с.

Никола́й Алекса́ндрович Добролю́бов (24 января (5 февраля) 1836, Нижний Новгород - 17 ноября (29 ноября) 1861, Санкт-Петербург) - русский литературный критик рубежа 1850-х и 1860-х годов, публицист, революционный демократ. Самые известные псевдонимы -бов и Н. Лайбов, полным настоящим именем не подписывался. Родился в Нижнем Новгороде в семье известного в городе священника (его отец тайно обвенчал Мельникова-Печерского). Дом № 5 по улице Пожарского, где родился Николай, снесён в начале XXI века. С детства много читал, писал стихи. С 17 лет в Петербурге, учился в Главном Педагогическом институте, занимался фольклором, с 1854 (после смерти родителей) начал разделять радикальные антимонархические, антирелигиозные и антикрепостнические воззрения, что нашло отражение в его многочисленных «крамольных» сочинениях того времени в стихах и прозе, в том числе в рукописных студенческих журналах.

Короткая жизнь Добролюбова (он умер от туберкулёза в 25 лет, за год до смерти лечился за границей и много ездил по Европе) сопровождалась большой литературной активностью. Он много и легко писал (по воспоминаниям современников, по заранее заготовленному логическому конспекту в виде длинной ленты, намотанной на палец левой руки), печатался в журнале Н. А. Некрасова «Современник» с рядом исторических и особенно литературно-критических работ; ближайшим его сотрудником и единомышленником был Н. Г. Чернышевский. За один 1858 год он напечатал 75 статей и рецензий. Некоторые произведения Добролюбова (как принципиально нелегальные, особенно направленные против Николая I, так и предназначенные для печати, но не пропущенные цензурой вообще или в авторской редакции) остались не напечатанными при жизни.

Сочинения Добролюбова, печатавшиеся под видом чисто литературных «критик», рецензий на естественнонаучные сочинения или политических обозрений из иностранной жизни (эзопов язык), содержали в себе острые общественно-политические высказывания. Хотя всё, что он писал, посвящено художественной литературе, считать это литературной критикой было бы крайне несправедливо. Правда, у Добролюбова были зачатки понимания литературы, и выбор вещей, которые он соглашался использовать в качестве текстов для своих проповедей, был, в общем, удачен, но он никогда и не пытался обсуждать их литературную сторону: он пользовался ими только как картами или фотографиями современной русской жизни, как предлогом для социальной проповеди.

Например, рецензия на роман Тургенева «Накануне» под названием «Когда же придёт настоящий день?» содержала минимально прикрытые призывы к социальной революции. Его статьи «Что такое обломовщина?» о романе Гончарова «Обломов» и «Луч света в тёмном царстве» о пьесе Островского «Гроза» стали образцом демократически-реалистического толкования литературы (сам термин реализм как обозначение художественного стиля первым употребил Добролюбов - статья «О степени участия народности в развитии русской литературы»), а в СССР и России были включены в школьную программу. Трактуя произведения прежде всего с социальной стороны и не раз декларируя отрицание «искусства для искусства» и подвергая чистых лириков уничтожающей критике, Добролюбов нередко всё же высоко ценил с эстетической точки зрения стихи авторов, не близких ему политически (Юлии Жадовской, Якова Полонского). Предсмертная поездка в Европу несколько смягчила политический радикализм Добролюбова, привела к отказу от идеи немедленной революции и необходимости поиска новых путей.

Добролюбов был также поэтом-сатириком, остроумным пародистом, душой выходившего при «Современнике» литературного приложения «Свисток». В нём Добролюбов-поэт выступал под тремя пародийными масками - «обличителя» Конрада Лилиеншвагера, австрийского «патриота» Якова Хама и «восторженного лирика» Аполлона Капелькина (маски метили прежде всего в Розенгейма, Хомякова и Майкова соответственно, но носили и более общий характер). Добролюбов писал и серьёзные стихи (наиболее известно «Милый друг, я умираю…»), переводил Гейне.

Актуальность идей Добролюбова сегодня

Современная Россия нуждается в создании прочной национальной идеи, которая должна опираться как прошлое, так и на настоящее. Отдельно в рамках данного вопроса стоит проблема воспитания молодого поколения. Именно авторитет воспитателя является залогом успешного обучения воспитанников, а он в настоящее время на низком уровне. Школьники не уважают учителей, учителя тихо ненавидят школьников, попустительствуя им по причине не желания вникать в проблемы нового поколения.

В отечественной педагогике научное осмысление образовательного идеала с целью выявления новых подходов к воспитанию и образованию были предприняты еще в XIX веке. Многие из их начинаний были успешными. Они оказали большое влияние на российское образование.

Выдающиеся отечественные мыслители этого периода, такие как В.Г. Белинский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, Н.А. Добролюбов, утверждали, что в образовательном идеале отражается система педагогических взглядов народа, которая формировалась в своем историческом развитии на основе его миросозерцания, его миропонимания, его национального самосознания.

Биография Добролюбова Н.А.

Добролюбов Н.А. был одним из видных мыслителей XIX века. Его биография очень интересна и насыщенна. Добролюбов Н.А. оставил свой след не только в педагогике, но и в литературе, философии и обществознании. Первая биография Н.А.Добролюбова , составленная на основе "Материалов", собранных Н.Г. Чернышевским, была напечатана в 1862 году в журнале "Современник".

Добролюбов родился в 1836 году в Нижнем Новгороде в семье священника. В семье у Добролюбовых царила строгость. Будущий литератор и философ трепетно относился к матери. Отца он сторонился. Поэзией Добролюбов интересовался с детства и рано начал писать стихи.

Получив хорошую домашнюю подготовку, Н.А. Добролюбов был принят сразу на последний курс четвертого класса духовного училища в 1847 году. После, он учился в Нижегородской духовной семинарии. Среди характеристик, даваемых ему тогдашними наставниками: "Отличается тихостью, скромностью и послушанием", "усерден к богослужению и вел себя примерно хорошо", "отличается неутомимостью в занятиях".

Портрет Н.А.Добролюбова

В 1853 году Н.А. Добролюбов приехал в Петербург и поступил в Институт. Уже в 1857году он с успехом окончил Главный педагогический институт. Во время обучения он увлекся революционными идеями. На фоне этого он возглавил оппозиционный студенческий кружек. В 1855 году Н.А. Добролюбов выпускал нелегальную рукописную газету "Слухи". Важным этапом его развития стало знакомство в 1856году с Н.Г. Чернышевским и с Н.А. Некрасовым.

В 1859-1861, являясь составителем, редактором и основным автором сатирического отдела "Современника" "Свисток", печатал фельетоны и стихотворные пародии. В 1857-1859 одновременно с работой в "Современнике" печатался в "Журнале для воспитания".

Н.А.Добролюбов заболел туберкулезом, который только прогрессировал в условиях петербуржской погоды. В мае 1860 по настоянию друзей Добролюбов уехал за границу для лечения туберкулеза. Н.А. Добролюбов жил в Германии, Швейцарии, Франции, Италии, но вылечить туберкулез не удалось. В июле 1861 Николай Александрович Добролюбов вернулся в Петербург, где 29 ноября (по старому стилю – 17 ноября) 1861 умер.

Философские и общественные взгляды Н.А. Добролюбова

Социально-философские, литературно-эстетические взгляды Добролюбова отличаются "мужицким демократизмом". О чем бы он ни писал, он всегда думал о народе, боролся за него со своими идейными противниками. "Коренная Россия не в нас с вами заключается, господа умники. Мы можем держаться только потому, что под нами есть твердая почва – настоящий русский народ; а сами по себе мы составляем совершенно неприметную частичку великого русского народа",– в этом полемическом верном утверждении – основа добролюбовского мировоззрения.

В своих взглядах на развитие педагогики и воспитание Н.А. Добролюбов во многом опирался на мнение В. Г. Белинского и Н. Г. Чернышевского.

Свой метод художественного анализа он называл "реальной критикой". Руководствуясь этим методом, он стремился "... толковать о явлениях самой жизни на основании литературного произведения, не навязывая, впрочем, автору никаких заранее сочиненных идей и задач".

Особенность критического искусства Н.А. Добролюбова состоит в умении соединять эстетический анализ образов, созданных художником, с исследованием той правды жизни, которая эти образы породила.

Всей силой своего таланта Добролюбов отстаивал принципы реализма и народности литературы, защищал идею её высокой гражданственности. Общественное служение было для него высшим критерием деятельности художника. Он осуждал и высмеивал искусство, лишённое прогрессивного общественного содержания, ставшее достоянием "праздных ленивцев". Страстный полемист, Добролюбов пользовался разнообразными критическими жанрами и сатирическими приёмами в борьбе против поверхностно-обличительной литературы, эпигонской поэзии, реакционной журналистики .

Добролюбов Николай Александрович был социалистом-утопистом и просветителем , но его утопизм соединялся со стремлением к практическим действиям. Если ознакомиться с письмами Добролюбова, то становится очевидно, что он был причастен к начинавшейся в России подпольно-революционной работе. Его просветительство носило активно-деятельный характер.

В отличие от официальной науки, Добролюбов в своих исторических работах не сводил историю к деяниям князей, царей и полководцев и видел её основную движущую силу в народных массах. Он признавал закономерность исторического развития, но исторический прогресс трактовал идеалистически, сводя его в основном к духовному обогащению человечества. Он понимал классовую борьбу как вечный антагонизм между "аристократией" и "демократией" и рассматривал "уничтожение дармоедов и возвеличивание труда" как постоянную тенденцию истории. Кроме того, он отмечал, что на протяжении тысячелетий "... только форма эксплуатации меняется и делается более ловкою и утонченною; но сущность все-таки остается та же, пока остается по-прежнему возможность эксплуатации" .

Добролюбов о целях и задачах воспитания

В своих педагогических воззрениях Н.А. Добролюбов опирался на взгляды Чернышевского. Он был категорически против воспитания покорности, слепого повиновения, подавления личности и угодничества. В своих работах Добролюбов активно критиковал действующую в то время систему воспитания. По его мнению, она убивала в детях "внутреннего человека", отчего они вырастали неподготовленными к жизни.

В своей классической работе "Что такое обломовщина Добролюбов показал, что поведение Обломова определяется общественными отношениями, социальным укладом, что лень, апатия, безволие и другие качества, характерные для Обломова, не являются у него врожденными, а приобретены в условиях крепостнической среды и воспитания.

Огромное значение для развития русской педагогики, в частности дошкольной, и правильной постановки практики воспитания детей в семье и дошкольных учреждениях имел трактат Н. А. Добролюбова "О значении авторитета в воспитании" , написанный в 1857 году. В этом произведении вскрыты реакционные, антинаучные основы крепостнической системы воспитания детей и блестяще изложена новая теория воспитания в духе революционного демократизма, показан образец диалектического подхода к решению сложных, принципиальных педагогических проблем .

Добролюбов был противником как предоставления детям безграничной свободы, так и слепого подчинения их авторитету взрослых.

Н.А. Добролюбов признавал необходимость разумного руководства старших младшими, воспитателя воспитанниками. Стоя на позициях материализма, Добролюбов утверждал, что авторитарное воспитание является порождением крепостнического строя, находится в противоречии с интересами освободительного движения России, тормозит ее дальнейшее развитие. Добролюбов говорил, что для воспитания людей, способных вести революционную борьбу с, самодержавием и крепостничеством, необходима новая педагогическая теория, соответствующая задачам переустройства общества, раскрепощения личности человека, всестороннего его развития.

Н. А. Добролюбов настаивал на том, чтобы детей с ранних лет приучали самостоятельно думать, отдавать себе отчет в своих действиях, действовать не потому лишь, что так велено и не только из уважения к приказавшей личности, а из собственного убеждения в правоте своего действия. Беспрекословное повиновение, убивая смелость и самостоятельность проявлений детского ума, сердца, воли, вредно действует на их развитие .

Добролюбов Н.А. о семейном и общественном воспитании

По мнению революционных демократов, к которым относился Н.А. Добролюбов, крайне велика роль матери в семье . Она должна не только реализовывать свой материнский инстинкт, но и прислушиваться к чувствам и тенденциям в развитии ребенка, чтобы направлять его.

Мать должна "приучать ребенка обдумывать и взвешивать ее просьбы и приказания, которые мало-помалу должны изменить свой характер и переходить в советы и наставления...".

Повседневная жизнь ребенка является чередой событий, посредством которых он приобретает жизненный опыт. Именно по этому задача семьи, состоит в том, чтобы опыт, приобретаемый ребенком, имел положительную для развития направленность. Семья должна разумно направлять развитие ребенка.

Для Н.А. Добролюбова, как для сторонника революционных демократов, было очень важно эстетическое воспитание . Он считал, что именно стремление прекрасного изначально закладывается в человеке. Именно поэтому правильное эстетическое воспитание позволяет человеку стать личностью.

Н.А. Добролюбов соглашался с мнением Н.Г.Чернышевского, согласно которому, эстетическое воспитание начинается с первых впечатлений ребенка, поэтому необходимо обращать внимание на обстановку, которая его окружает в первые годы жизни. Полученные впечатления пробуждают эстетическое чувство, воздействуют на развитие эстетических понятий, вызывают к деятельности воображение. Эстетическое чувство развивается в играх, в первых попытках детского творчества, в любимых занятиях детей.

В своей работе "Роберт Оуэн и его попытки общественных реформ Н. А. Добролюбов высказал свое положительное отношение к опыту работы с маленькими детьми в учреждениях, созданных английским социал-утопистом в Нью-Лэнарке.

Большой заслугой Оуэна Добролюбов считал и то, что "он придумал и учредил, сообразно с началами разумной системы общества, детские школы, в которых новая высшая система внешней обстановки, действуя на образование юных характеров, производила в них привычки и наклонности мирно-благоприятные и одушевляла их любовью ко всем". В других своих работах он решительно поддержал идею общественного воспитания детей.

Н. А. Добролюбов не одобрял существующее воспитание девочек . Он считал, что действующее обучение девочек очень узконаправленное, так как готовит их только к роли жены и матери. В нем отсутствует развитие творческого мышления и свободы воли.

В литературно-публицистических статьях революционных демократов 60-х годов XIX в. нашли отражение их передовые взгляды на детскую литературу как часть общей литературы, имеются также их высказывания об учебных книгах для детей .

Н. А. Добролюбов не одобрял те произведения детской литературы, которые поддерживали крепостничество и религиозно-монархические идеи. Добролюбов, как и другие революционные демократы, критиковал детские книги, которые приукрашивали действительность, не показывали социальных противоречий и борьбы, пронизывающих общественную жизнь. Революционные демократы боролись за то, чтобы детские книги были "учебником жизни" для детей, показывали правду жизни, содержали ответы на вопросы, которые они не могли получить от взрослых в семье и школе.

Н.А. Добролюбов об авторитете воспитателя

Большое внимание в своих педагогических трудах Н.А. Добролюбов уделял проблеме авторитета воспитателя. Он указывал на то, что требование беспрекословного подчинения не является залогом уважения со стороны детей, и уж тем более, не повышает авторитет. Н.А. Добролюбов указал на ошибочность пути, которым воспитатели часто пользуются при воспитании детей, требуя от них безусловного, а не разумного повиновения. Успешность воспитания, по его глубокому убеждению, заключается в соблюдении разумности, и разумность эта должна быть ведома не только учителю, но и самому ребенку.

Главное в воспитании, по мнению Н.А. Добролюбова, это уважение воспитателя "к человеческой породе в дитяти, представление ему свободного, нормального развития".

В работах "О значении авторитета в воспитании", "Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью" Добролюбов ведет большой разговор о целях и методах воспитания. Он ратует за разностороннее развитие и образование человека, он выступает против ненужной опеки в учении, против подавления самостоятельности. "Мы требуем, чтобы воспитатели выказывали более уважения к человеческой природе и старались о развитии, а не о подавлении внутреннего человека в своих воспитанниках и чтобы воспитание стремилось сделать человека нравственным – не по привычке, а по сознанию и убеждению". Воспитывать человека-гражданина в духе "истинного добра и правды" – к этому призывал Добролюбов своих читателей.

Н.А. Добролюбов хорошо понимал, что как бы хороши ни были учебники, книги для чтения и другие средства обучения (и воспитания), все же главную роль играет учитель. В своих сочинениях он посвятил немало прекрасных строк раскрытию назначения и характера педагогического труда, тех качеств, которыми с его точки зрения, должен обладать учитель, и, наконец, защите материально-правового положения учителя, особенно сельского.

Для Н.А. Добролюбова большую роль играло педагогическое мастерство учителя. Добролюбов придерживался мнения, согласно которому каждый учитель должен думать и работать в том направлении, чтобы на каждом уроке был обеспечен высочайший уровень совершенства, как со стороны содержания, так и со стороны формы.

Обучение и воспитание подрастающего поколения является главной, но не единственной обязанностью учителя. Н.А. Добролюбов считал, что учитель, правильно понявший свое назначение, как деятель, призванный всеми своими силами и способностями служить благу родины и народа, не может ограничиваться занятиями с детьми, он непременно посвятит себя в свободное от этих занятий время распространению знаний и просвещения среди населения.

В завершении хотелось бы отдельно остановиться на том, что Добролюбов уделял много внимания изучению русской и европейской литературы. Его критические труды оставили глубокий след в изучении литературных направлений XIX века.

Вернувшись к педагогическим возрениям Н.А. Добролюбова, следует отметить, что он пропагандировал необходимость учитывать в воспитании законы развития ребенка, установленные естественными науками. Он говорил, что официальная педагогика упускает из виду одно весьма важное обстоятельство – действительную жизнь и природу детей и вообще воспитываемых. Он настаивал на том, чтобы воспитатели, зная особенности детской природы и опираясь на них, разумно руководили развитием детей, обеспечивая им свободу, необходимую для проявления тех качеств, которые должны быть у передового человека.

Н.А.Добролюбов не только развил педагогические взгляды А.Н. Радищева, В.Г. Белинского и А.И.Герцена и обосновали стройную систему учения о воспитании, педагогике. Он более полно разработали учение о содержании и методике учебной и воспитательной работы школы, о воспитательном значении учебных предметов, воспитании самостоятельной мысли учащихся в процессе обучения, о сущности сознательной дисциплины и многое другое. Педагогические мысли Н.А. Добролюбова оказали большое влияние на развитие прогрессивной педагогики и школьного образования в России. Многое из этого педагогического наследия не потеряло актуального значения и для нашего времени.

Литература

  1. Добролюбов Н. А. Собрание сочинений в трех томах Том первый. Статьи, рецензии и заметки (1853-1858) Составление и вступительная статья Ю. Г. Буртина – М.: Художественная литература, 1986 год.
  2. Добролюбов Н. А. Умом и сердцем: Мысли о воспитании. – М.: Политиздат, 1986
  3. Добролюбов Н.Н. Собрание сочинений Т.6 – М.: Государственное издательство Художественной литературы. 1950 год.
  4. История социальной педагогики / Авт.-сост. М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, В. А. Дегтерев, Т. С. Дорохова, Б. М. Игошев, Л. В. Мардахаев, И. В. Неволина / Под ред. Галагузовой М.А – М: Владос, 2011
  5. Краснов Г. В. Н. А. Добролюбов. Материалы для лекций и бесед – М.: Горьковское издательство, 1962 г.
  6. Добролюбов Н. А в воспоминаниях современников. Вступ. статья Г. Елизаветиной/ Составитель текста и комментатор С. Рейсер – М.: Художественная литература. -1986г.

(1836-1861) - великий революционный демократ, философ-материалист и литературный критик. Вместе с (см.) он был идеологом крестьянской революции в России. В 60-х годах XIX столетия в России поднялась волна крестьянских восстаний против крепостничества и царизма. Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов сформулировали основные демократические требования многомиллионных масс крестьянства, выразили в своих произведениях его чаяния и надежды. В.И. Ленин, отмечая заслуги Добролюбова перед родиной, писал, что он дорог всей образованной и мыслящей России как писатель, «страстно ненавидевший произвол и страстно ждавший народного восстания против «внутренних турок» - против самодержавного правительства».

В ряде своих произведений, особенно в статьях «Тёмное царство» и «Луч света в тёмном царстве», Добролюбов дал глубокую критику самодержавно-крепостнического строя в России. Крепостную Россию он называл «тёмным царством». Выход из этого тёмного царства крепостничества и произвола Добролюбов видел только в революции. Никакими реформами нельзя изменить положение крестьянства. Он с недоверием относился к подготовляемому освобождению крестьян, выражая этим недоверие крестьян к реформе.

Добролюбов разоблачал либералов, зло бичевал их бесплодную болтовню о реформах и прогрессе. «Не надо нам слова гнилого и праздного, погружающего в самодовольную дремоту и наполняющего сердце приятными мечтами, а нужно слово свежее и гордое, заставляющее сердце кипеть отвагою гражданина, увлекающее к деятельности широкой и самобытной...» Силой, способной совершить революционный переворот, Добролюбов считал крестьянство, как самый угнетённый класс русского общества. Крестьянская революция, но его мнению, будет результатом слияния отдельных восстаний в одно всероссийское восстание, которое уничтожит царизм и крепостной строй. Добролюбов всю свою жизнь посвятил делу подготовки народной крестьянской революции.

Добролюбов считал, что будущий строй, рождённый революцией, не будет похож не только на самодержавно-крепостнический строй, но и на буржуазный, капиталистический строй западноевропейских стран. Расхваливаемую русскими либералами западную демократию Добролюбов называет лицемерной, защищающей права богатых, так как народ в этих странах остаётся рабом произвола правителей. Парламент является простой «говорильней». Трудящиеся при капитализме находятся под двойным гнётом: капиталистической и феодальной эксплуатации. «И вышло то,-писал Добролюбов,- что рабочий народ остался под двумя гнётами: и старого феодализма, ещё живущего в разных формах и под разными именами во всей Западной Европе, и мещанского сословия, захватившего в свои руки всю промышленную область». Добролюбов видел борьбу рабочего класса против буржуазии, «враждебные отношения рабочего класса к подрядчикам и заводчикам».

Раскрывая противоречия капиталистического общества, Добролюбов пришёл, однако, не к научному социализму, а к социализму утопическому. Не вная законов развития общества, он, как и все революционные демократы, считал возможным после крестьянской революции установить социалистический строй. Он прямо называл себя социалистом и сторонником республиканского образа правления. В будущей «идеальной республике», по мысли Добролюбова, уничтожается всякий гнёт, из общества изгоняются тунеядцы, злодеи, негодяи и устанавливается «святое братство» и равенство без всякого «преимущества знатности». Основным принципом нового общества будет распределение материальных благ но количеству и качеству затраченного труда.

«Самое главное, нужно, чтобы значение человека в обществе определялось его личными достоинствами и чтобы материальные блага приобретались каждым в строгой соразмерности с количеством и достоинством его труда...» Утопический социализм (см.) и всех русских революционных демократов был самым прогрессивным направлением общественной мысли России и Западной Европы в домарксовский период. Добролюбов, однако, не понимал, что победа крестьянской революции создала бы условия для развития капитализма. Победа крестьянского восстания явилась бы для царской России огромным шагом вперёд и создала бы условия для развёртывания борьбы пролетариата против буржуазии.

Вся борьба Добролюбова, все его произведения пронизаны глубоким патриотизмом. Свою великую задачу он видел в освобождении русского народа от крепостничества и самодержавного гнёта. Он видел замечательные национальные черты русского народа, выдвинувшего из своей среды великих учёных, поэтов и мыслителей. Он едко и зло высмеивал преклонение перед заграницей, беспощадно разоблачал космополитов, которые «безумно отрекаются от своей родины». Патриотизм Добролюбова, как и всех революционных демократов, был выражением глубокой веры в творческие силы народа, его революционную энергию и великое будущее своего отечества.

Революционный демократизм у Добролюбова был тесно связан с философским материализмом. Материалистическая философия Добролюбова была продолжением и дальнейшим развитием материалистической традиции в русской философии, идущей от (см.) и (см.). Его учителями, оказавшими решающее влияние на формирование его мировоззрения, были великие революционные демократы (см.), (см.), . Во всех своих произведениях Добролюбов уверенно проводит материалистическую линию в решении основного вопроса философии (см.). Материальный, объективный мир он считает первичным, сознание - вторичным, производным.

Материалистическое решение основного вопроса философии у Добролюбова опирается на достижения естественных наук того времени. В полном согласии с наукой он утверждал, что материальный мир воздействует на человека, вызывая ощущения. «Мы чувствуем,- писал Добролюбов,- что на нас повсюду действует что-то, от нас отличное, внешнее, словом - не я. Отсюда мы заключаем, что кроме нас существует ещё нечто, потому что иначе мы не могли бы ощущать никакого внешнего действия на наше я. Отсюда следует, что бытие предметов сознаётся нами потому только, что они на нас действуют...» Материальный мир подчинён своим естественным законам. Добролюбов считает совершенно ненаучным, достойным средневековых алхимиков стремление найти в природе некий «таинственный смысл».

Ссылкой на таинственные силы многие естествоиспытатели, писал Добролюбов, пытаются прикрыть своё невежество, незнание законов природы. Он разоблачает метафизическое понятие силы как оторванной от материи способности. «Сила составляет коренное, неотъемлемое свойство материи и отдельно существовать не может»,- писал Добролюбов. Сила как то или иное свойство предметов неотделима от самих материальных предметов. Поэтому сила человеческого мозга, его способность мыслить - вполне закономерное явление, присущее материи на высокой ступени её развития. Значит, в человеке нет двух противоположных начал, как нет их и в мире.

Существует единый материальный мир и «человеческое нераздельное существо». Добролюбов отвергает как совершенно ненаучное дуалистическое деление мира и человека на две сущности - материальную и идеальную. Однако он отнюдь не умаляет огромного значения духовной жизни человека и считает нелепым утверждение «грубого» вульгарного материализма, «будто душа человека состоит из какой-то тончайшей материи». Важнейшим законом материального мира Добролюбов считал закон развития. Этому закону подчинена природа и общественная жизнь. «В мире всё подлежит закону развития... В природе всё идёт постепенно от простого к более сложному, от несовершенного к более совершенному; но везде одна и та же материя, только на разных степенях развития».

Это всеобщее движение и развитие он считал основой качественного многообразия материального мира. Нет застоя и неподвижности в обществе и в человеческой мысли.
Материалистически решает Добролюбов и вторую сторону основного вопроса философии. Он считает, что человек может познать и познаёт окружающий его материальный мир. Он разоблачает (см.) и «бесшабашный» скептицизм, а также религиозные басни об ограниченности способностей человеческого разума. Человек, по Добролюбову, в процессе познания идёт от впечатлений, вызываемых в наших чувствах внешними предметами, к раскрытию их сущности. Познание определяется практическими потребностями жизни и проверяется деятельностью человека.

Опираясь на материалистическую теорию познания, Добролюбов глубоко развил философские основы эстетики Белинского и Чернышевского. Он был великим литературным критиком. Художественное творчество он считал отражением в сознании человека объективной действительности. Общее между наукой и искусством он видел в том, что у них один объект - окружающий человека материальный мир.

Художник должен быть мыслителем и не копировать действительность, а раскрывать внутренние связи и последовательность явлений, обобщать факты и делать выводы. Правда художественного изображения заключается не в случайных признаках явления, а в раскрытии сущности, характерных особенностей явления. Добролюбов требовал от художника изображения типического в явлениях, раскрывающего их существо и связи с окружающей действительностью. От литературы он требовал служения трудящемуся народу. Эстетическая теория Добролюбова имела огромное значение для развития передового русского искусства и литературы.

Материализм Добролюбова был ограниченным, он не смог распространить материалистическое объяснение законов природы на общественные отношения. Причиной этого была экономическая и политическая отсталость России того времени. Революционный демократизм Добролюбова определил в его общих идеалистических взглядах на развитие общества сильную материалистическую тенденцию, которая выразилась в признании им решающего значения народных масс в историческом процессе. Исторические события нужно, по Добролюбову, оценивать по тому влиянию, которое они оказывают на народ.

Установив решающее значение народных масс в истории, Добролюбов в основном правильно решал вопрос о роли великих личностей в прогрессивном развитии человечества. Он не противопоставлял великую личность массе, а раскрывал связь между народом и великим человеком, выражающим его интересы. Стремясь раскрыть внутренние закономерности развития общества, он указывал на большое значение классовой борьбы. В историческом развитии общества, по мнению Добролюбова, большую роль играет материальная сторона, распределение благ между людьми. Однако в целом во взгляде на развитие общества Добролюбов остался идеалистом.

Из материалистического объяснения законов природы Добролюбов делал атеистические выводы. Корни религии он видел в страхе человека перед непонятными явлениями природы. Он разоблачал реакционную роль религии, насаждающей суеверия и невежество и призывающей массы к терпению, показывал прямую связь религии с политикой.

Выдающийся представитель русской революционной демократии, философ-материалист, великий литературный критик, Добролюбов был одним из предшественников русской социал-демократии. Классики марксизма-ленинизма высоко оценили деятельность Добролюбова как выдающегося мыслителя и борца за освобождение русского народа от крепостничества и самодержавия.

Известнейший публицист и критик, Николай Александрович Добролюбов, родился в Нижнем Новгороде 24 января (по новому стилю - 5 февраля) 1836 года. Его отец был священником и членом консистории, обладал прекрасным образованием и пользовался уважением горожан. Старший из восьми детей, он под руководством учителя-семинариста получил домашнее начальное образование. В доме Добролюбовых имелась обширная библиотека, благодаря которой Николай рано приобщился к чтению и полюбил его.

Поступив в 1847 году в духовное училище Нижнего Новгорода в последний класс, впоследствии Добролюбов продолжил выбранное образование в Нижегородской духовной семинарии. Он стал первым учеником семинарии, поскольку кроме предписанных учебным курсом книг с удовольствием читал «все, что попадалось под руку». Его интересовала история, поэзия, романы, заметки о путешествиях, рассуждения и многое другое, но более прочего - все-таки романы. Свои впечатления от прочитанного Добролюбов записывал в своеобразный реестр, в котором только за период 1849 - 1853 гг. насчитываются тысячи названий. Добролюбов помимо реестра писал «Заметки», вел дневники и писал «Заметки», стихи, «Воспоминания» и прозу, а кроме того, пробовал себя в драматургии.

Вместе с другим учеником семинарии, Лебедевым, Добролюбов занимался выпуском рукописного журнала под названием «Ахинея», где поместил две статьи о стихах Лебедева. Он также посылал собственные стихи в журналы «Сын отечества» и «Москвитянин», но их не опубликовали. В тот же период будущий критик писал статьи для «Нижегородских губернских ведомостей» и собирал местный фольклор - он записал более тысячи различных песен, пословиц и поговорок, преданий и прочих произведений народной культуры, а также составил библиографию Нижегородской губернии и словарь местных слов.

В 1853 году Добролюбов получил разрешение Синода на обучение в духовной академии Петербурга и оставил учебу в семинарии, однако по приезде в столицу сдал экзамены в Главный педагогический институт. Поступив на историко-филологический факультет, Добролюбов был лишен духовного звания. В период обучения в институте он продолжал изучить фольклор, закончил заметки и дополнения, написанные к сборнику пословиц г. Буслаева (1854 г.). Он также написал работу, в которой рассматривал поэтические особенности, присущие великорусской народной поэзии, и о том, как они выражаются в оборотах и отдельных речевых формах.

В 1854 году Добролюбов пережил настоящий духовный перелом: он разочаровался в религии, потерял обоих родителей и ощутил подлинный общественный подъем, вызванный неудачной Крымской войной, смертью Николая I и приходом к власти его сына, Александра II. Изменения, происходившие в его душе, Добролюбов впоследствии называл «подвигом переделывания» самого себя. Он вступил в борьбу со злоупотреблениями со стороны институтского начальства, и вокруг него сформировался круг студентов с оппозиционными настроениями, обсуждавших политику и читавших запрещенную литературу. Стихотворение, написанное на пятидесятилетие Николая Ивановича Греча в 1854 году, выдержанное в духе сатиры и обличавшее царя как «державного барина», привело к аресту Добролюбова, и он оказался в карцере. Через год он направил тому же адресату новое вольнолюбивое стихотворение, которое было передано Гречем III отделению императорской канцелярии. В памфлете «Дума при гробе Оленина» (1855 г.) он фактически призывал «топор на деспота поднять».

В 1855 году начался выпуск Добролюбовым нелегальной газеты «Слухи», куда помещал свои заметки революционного содержания (о декабристских обществах и о правлении Николая I) и стихи. Тогда же он познакомился с Чернышевским, который поразил его поразительным умом и «любовью к истине». Тот привлек его к работе над журналом «Современник», в котором вскоре начали появляться статьи автора под различными псевдонимами. В статье «Собеседник любителей российского слова» (1856 г.), привлекшей широкое общественное внимание, Добролюбов говорил о «темных» явлениях самодержавия. Рассуждал он и о воспитании (по поводу написанных г. Пироговым «Вопросов жизни»), о сочинениях В. А. Соллогуба, и, в конце концов, Чернышевский с Некрасовым предложили ему возглавить отдел критики журнала «Современник».

Критик закончил институт в 1857 блестяще, но за вольнодумство его лишили золотой медали. Какое-то время он работал у князя Куракина домашним наставником, а в 1858 году пришел во 2-ой кадетский корпус в качестве репетитора по русской словесности. Затем он продолжал активную работу в Современнике, и в одном лишь в 1858 году опубликовал 75 работ, в числе которых были рецензии и статьи, а помимо них разместил в журнале несколько стихотворений и рассказ «Делец». Он оценил русскую литературу с социальной точки зрения в статье 1958 года, когда заговорил о степени участия в развитии литературы русской народности.

В конце 1858 года он стал центральной фигурой в объединенном отделе библиографии, критики и заметок журнала «Современник» и начал оказывать влияние на выбор для публикации художественных произведений. Разночинная интеллигенция избрала его своим кумиром, прочитав статьи «Литературные мелочи прошлого года», «Что такое обломовщина» и «Темное царство» (все написаны в 1859 году).

В программных статьях, к которым относится «Когда же придет настоящий день?», посвященной разбору тургеневского романа «Накануне» (после этого Тургенев разорвал с «Современником» всякие отношения), и «Луч света в темном царстве», где Добролюбов говорил о драме «Гроза» А. Н. Островского, в частности, об образе Катерины, критик прямо призывал освободить родину от самодержавия - этого «внутреннего врага». Что интересно, смысл статей был совершенно очевиден даже несмотря на большое количество цензурных купюр.

Он также писал для сатирического приложения к журналу «Современник» - для «Свистка», где работал в жанрах фельетона, сатирического обозрения и других. Он прятался за образами Конрада Лилиеншвагера («барда»), Антона Капелькина («юного дарования») и других персонажей.

Добролюбов был болен туберкулезом, на обострение которого в равной мере влияла интенсивная работа и неустроенная личная жизнь. В 1860 году критик предпринял поездку в Европу и лечился во Франции, Германии, Италии и Швейцарии. В статье того периода «Непостижимая странность» отражена политическая ситуация в Европе и встречи с революционными деятелями. Добролюбов усомнился в том, что «вековое зло», как он видел самодержавие, сможет исчезнуть в один миг, и заговорил о том, что внимательное наблюдение за жизнью поможет найти лучший выход из общественной несправедливости.

В поездке критик влюбился в итальянку И. Фиокки. Любовь была несчастливой и привела лишь к написанию стихов 1861 года.

По возвращении в Петербург Добролюбов опубликовал статьи, последней из которых стала стало рассуждение о творчестве Ф. М. Достоевского «Забитые люди». 17 ноября (по новому стилю - 29 ноября) 1861 года Добролюбов умер в Петербурге. Перед смертью его часто навещали Некрасов, Чернышевский и другие. Чувствуя приближение смерти, критик и поэт написал свое последнее стихотворение - «Пускай умру - печали мало...».

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Добролюбова Николая Александровича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.